11 класс

Образовательный процесс как основа образовательной деятельности. Образовательный процесс как система и целостное явление. Характеристика основных закономерностей целостного образовательного процесса

Под образованием понимается единый процесс физ. и дух. становления личности, процесс социализации, сознательно ориентированный на некоторые идеаль­ные образы, на исторически зафиксированные в общественном сознании соц.

Оно есть прежде всего соц. явление, представляющее собой целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества и госу­дарства. В современных условиях на первый план выходят требования гармонично развитой личности, которые вытекают из логики соц. и технического прогресса. Сегодня мировое сообще­ство неотвратимо идет к реализации гуманистических идеалов в образовании путем повышения социальной, педагогической и эко­номической эффективности его функционирования. Об­разование как соц. явление - это относительно самост. система, функцией кот. является систематическое обу­чение и воспитание членов общества, ориентированная на овладение определенными знаниями, идейно-нравствен­ными ценностями, умениями, навыками, нормами поведения, содер­жание кот. в конечном счете определяется соц.-эконом. и политич. строем данного общества и уровнем его материалъно-технического развития. Система образования противоречива и диалектична. При всей вариативности компонентов образовательной систе­мы суперсистема, или макросистема, образования ха­рактеризуется целостностью.

Образование как процесс отражает этапы и специфику развития образовательной системы как изменение ее состояния за конкретный временной период. Эта динамическая характеристика образования связана с процессом достижении цели, способами получения результата, затраченными при этом усилиями, условиями и формами организации обучения и воспитания, результативностью обучения и воспитания как степенью соответствия требуемого и нежелательного изменения в человеке. В этом процессе взаимодействуют обучение и воспитание, деятельность педагога и деятельность обучаемого.

Образовательный процесс отражает свойства, характерные как для обучения, так и для воспитания:

Двусторонность взаимодействия педагога и ученика;

Направленность всего процесса на всестороннее и гармоничное развитие лич­ности;

Единство содержательной и процессуальной (технологической) сторон;

Взаимосвязь всех структурных элементов: цели-содержания образования и средств достижения образовательных задач - результата образования;

Реализацию трех функций: развития, обучения и воспитания человека.

Закономерности образовательного процесса.

Педагоги выделяют следующие закономерности образовательного процесса:

1. Социальная обусловленность целей, содержания и методов педагогического процесса. Данная закономерность раскрывает объективный процесс определяющего влияния общественных отношений, социального строя на формирование всех элементов воспитания и обучения. Речь идет о том, чтобы, используя данный закон, полно и оптимально перевести социальный заказ на уровень педагогических средств и методов.

2.Взаимообусловленность обучения, воспитания, развития и деятельности учащихся. Данная закономерность раскрывает соотношение между педагогическим руководством и развитием собственной активности обучающихся, между способами организации процесса и его результатами.

3.Зависимость содержания, методов, форм педагогического процесса от его целей и задач.

4.Закономерность динамики педагогического процесса. Величина всех последующих изменений зависит от величины изменений на предыдущем этапе. Это значит, что педагогический процесс, как развивающееся взаимодействие между педагогом и воспитуемым имеет постепенный характер. Чем выше промежуточные движения, тем весомее конечный результат: ученик, имеющий более высокие промежуточные результаты, имеет и более высокие общие достижения.

5. Закономерность развития личности в педагогическом процессе. Темпы и достигнутый уровень развития личности зависят от:

Наследственности;

Воспитательной и учебной среды;

Применяемых средств и способов педагогического воздействия и взаимодействия

6.Закономерность единства чувственного, логического и практики в педагогическом процессе. Эффективность педагогического процесса зависит от:

Интенсивности и качества чувственного восприятия;

Логического осмысления воспринятого;

Практического применения осмысленного.

7.Закономерность стимулирования. Продуктивность педагогического процесса зависит от:

Действия внутренних стимулов (мотивов) педагогической деятельности;

Интенсивности, характера и своевременности внешних (общественных, моральных, материальных и других) стимулов.

Некоторые педагоги выделяют и другие закономерности педагогического процесса. При организации педагогического процесса их надо знать и учитывать.ф

Полноценное интеллектуальное, социальное и нравственное развитие челове­ка - это результат реализации всех функций образовательного процесса в их единстве.

Вы также можете найти интересующую информацию в научном поисковике Otvety.Online. Воспользуйтесь формой поиска:

Еще по теме Образовательный процесс как система и целостное явление. Характеристика основных закономерностей целостного образовательного процесса.:

  1. 15. Сущность воспитания и его место в целостной структуре образовательного процесса. Закономерности и принципы воспитания. Система форм и методов воспитания.
  2. Обучение как составная часть целостного образовательного процесса: сущность, структура, динамика, движущие силы и противоречия.

3.1. Школа осуществляет образовательный процесс в соот­ветствии с уровнями общеобразовательных программ трех ступеней об­щего образования:

I ступень - начальное общее образование (нормативный срок освоения - 4 года);

II ступень - основное общее образование (нормативный срок освоения - 5 лет);

III ступень - среднее (полное) общее образование (нормативный срок освоения - 2 года).

3.1.1. Задачами начального общего образования является воспитание и развитие обучающихся, овладение ими чтением, письмом, счетом, основными умениями и навыками учебной деятельности, элементами теоретического мышления, простейшими навыками самоконтроля учебных действий, культурой поведения и речи, основами личной гигиены и здорового образа жизни.

Начальное образование является базой для получения основного общего образования.

3.1.2. Задачей основного общего образования является создание условий для воспитания, становления и формирования личности обучающегося, для развития его склонностей, интересов и способности к социальному самоопределению.

Основное общее образование является базой для получения сред­него (полного) общего образования, начального и среднего профессио­нального образования.

В рамках основного общего образования Школа организует и проводит предпрофильную подготовку учащихся 8 - 9 классов.

3.1.3. Задачами среднего (полного) общего образования являются
развитие интереса к познанию и творческих способностей обучающегося,
формирование навыков самостоятельной учебной деятельности на основе дифференциации обучения. В дополнение к обязательным предметам вводятся предметы по выбору самих обучающихся, в целях реализации интересов, способностей и возможностей личности.

Среднее (полное) общее образование является основой для получения начального профессионального, среднего профессионального (по сокращенным ускоренным программам) и высшего профессионального образования.

Исходя из запросов обучающихся и их родителей (законных пред­ставителей), при наличии соответствующих условий в Школе, может быть введено обучение по различным профи­лям и направлениям.

На 3 ступени обучения - среднего (полного) общего образования, может осуществляться как универсальное (непрофильное), так и профильное обучение. При этом возможна кооперация старшей ступени школы с другими общеобразовательными учреждениями, учреждениями дополнительного образования и учреждениями начального, среднего и высшего профессионального образования.

С целью осуществления профильного обучения учащихся 10 – 11 классов в рамках утверждённого учебного плана школы, составленного на основе базисного учебного плана, в дополнение к обязательным учебным предметам, вводятся элективные курсы, спецкурсы учебные предметы по выбору учащихся.


Образовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования являются преемственными, то есть каждая последующая программа базируется на предыдущей. Для обучающихся с большим учебным потенциалом, с целью развития их способностей, могут открываться факультативные курсы, предметные кружки, производиться предметные олимпиады, конкурсы творческих работ, создаваться научные общества обучающихся.

Для слабоуспевающих обучающихся обеспечиваются формы педагогической поддержки: организация классов компенсирующего обучения, организация индивидуальных занятий, консультации

3.3. Обучение и воспитание в Школе ведутся на русском языке.

3.4. Школа при наличии лицензии (разрешения) может по договорам с организациями проводить профессиональную подготовку обучающихся в качестве дополнительной образовательной услуги, в том числе за плату. Профессиональная подготовка в Школе может проводиться только с согласия обучающихся и (или) их родителей (законных представителей).

3.5.Текущий контроль успеваемости обучающихся Школы осуществляется учителями (педагогическими работниками) и определяется в соответствии с критериями по пятибалльной системе: «1», «2», «3», «4», «5» Учитель (преподаватель), проверяя и оценивая работы, в том числе контрольные, устные ответы учащихся, достигнутые ими навыки и умения, выставляет оценку в классный журнал и дневник обучающегося. Промежуточные итоговые оценки выставляются за четверть на I и II ступенях обучения, за полугодия – на III ступени обучения. В конце учебного года выставляются итоговые оценки. В случае несогласия обучающегося, его родителей (законных представителей) с годовой оценкой обучающемуся предоставляется возможность сдать экзамен по соответствующему предмету комиссии, образованной педагогическим советом Школы и утверждённой директором Школы.

Освоение общеобразовательных программ основного общего, среднего (полного) общего образования завершается обязательной государственной (итоговой) аттестацией обучающихся. Государственная (итоговая) аттестация обучающихся, освоивших общеобразовательные программы среднего (полного) общего образования, проводится в форме единого государственного экзамена, а для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, освоивших образовательные программы среднего (полного) общего образования в форме государственного выпускного экзамена.

3.6. Результаты единого государственного экзамена признаются Школой, как результаты государственной (итоговой) аттестации.

Лицам, сдавшим единый государственный экзамен, выдается свидетельство о результатах единого государственного экзамена. Срок действия такого свидетельства истекает 31 декабря года, следующего за годом его получения. Лицам, прошедшим государственную (итоговую) аттестацию образовательные учреждения, имеющие государственную аккредитацию выдают документы государственного образца об уровне образования, заверяемые печатью соответствующего образовательного учреждения.

Лицам, не завершившим образования соответствующего уровня (основное общее, среднее (полное) общее), не прошедшим государственной (итоговой) аттестации или получившим на государственной (итоговой) аттестации неудовлетворительные результаты, выдается справка установленного образца об обучении в образовательном учреждении.

3.7. Освоение годовых образовательных программ в 2-8, 10 классах может завершаться промежуточной аттестацией обучающихся. Сроки проведения, порядок и форма атте­стации принимаются решением педагогического совета Школы, утверждаются директором Школы и доводятся до сведения учащихся и их родителей не позднее января теку­щего года. При промежуточной аттестации обучающихся может устанавливаться следующая система оценок:

1 класс – безотметочная система (качественное оценивание развития и успехов обучающихся)

2-9 классы – пятибалльное оценивание учебных достижений и бальное оценивание надпредметных достижений компетенций обучающихся;

10-11 классы – пятибалльное оценивание учебных достижений и бальное оценивание надпредметных достижений компетенций обучающихся, возможно введение зачетной системы.

3.8.Обучающиеся на ступенях начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, имеющие по итогам учебного года академическую задолженность по одному предмету, переводятся в следующий класс условно. Обучающиеся обязаны ликвидировать академическую задолженность в течение следующего учебного года, Школа создает условия для ликвидации обучающимся этой задолженности и обеспечивает контроль за своевременностью ее ликвидации.

Обучающиеся на ступенях начального общего и основного общего образования, не освоившие образовательной программы учебного года и имеющие академическую задолженность по двум и более предметам, или условно переведенные в следующий класс и не ликвидировавшие академической задолженности по одному предмету, по усмотрению родителей (законных представителей) оставляются на повторное обучение, переводятся в классы компенсирующего обучения с меньшим числом обучающихся на одного педагогического работника образовательного учреждения или продолжают получать образование в иных формах.

Обучающиеся на ступени среднего (полного) общего образования, не освоившие образовательной программы учебного года по очной форме обучения и имеющие академическую задолженность по двум и более предметам, или условно переведенные в следующий класс и не ликвидировавшие академической задолженности по одному предмету, продолжают получать образование в иных формах.

Перевод обучающегося в следующий класс осуществляется по решению Педагогического совета Школы.

3.9. Обучающиеся, не освоившие образовательную программу пре­дыдущего уровня, не допускаются к обучению на следующей ступени об­щего образования.

3.10. С учетом потребностей и возможностей личности образовательные программы осваиваются (могут осваиваться) в следующих формах: очной, очно-заочной (вечерней), заочной; в форме семейного образования, самообразования, экстерната.

Допускается сочетание различных форм получения образования. Школа может использовать дистанционные образовательные технологии при всех формах получения образования в порядке, установленном Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

Для всех форм получения образования в пределах конкретной основной общеобразовательной программы действуют единые федеральный государственный образовательный стандарт или федеральные государственные требования, за исключением отдельных, определенных законодательством РФ образовательных стандартов и требований.

3.11. Порядок организации получения образования в семье опреде­ляется Положением о получении образования в семье и настоящим Уставом.

3.12. Порядок организации получения общего образования в форме экстерната определяется Положением о получении общего образования в форме экстерната и настоящим Уставом.

3.13. Школа обеспечивает занятия на дому с учащимися, которым это необходимо в со­ответствии с медицинским заключением о состоянии здоровья и на основании договора, заключенного между Школой и родителями (законными представителями) учащегося. В соответ­ствии с инструкциями Министерства образования РФ выделяется необходимое количество учебных часов в неделю, составляется расписание, приказом опре­деляется персональный состав педагогов, ведется журнал проведенных занятий. Родители (законные представители) обязаны создать условия для проведения занятий на дому.

3.14. Учебный год в Школе, как правило, начинается 1 сентяб­ря. Продолжительность учебного года на первой, второй и третьей ступе­нях общего образования составляет не менее 34 недель без учета госу­дарственной (итоговой) аттестации, в первом классе - 33 недели.

Продолжительность каникул в течение учебного года составляет не менее 30 календарных дней, летом - не менее 8 недель. Для учащихся первых классов в течение года устанавливаются дополнительные недельные каникулы.

3.15. Режим занятий в Школе определяется Управляющим Советом и устанавливается следующим образом:

а) начало уроков в I смене – не ранее 8.00 ч. (устанавливается приказом директора школы ежегодно), продолжи­тельность урока – 45 минут (за исключением 1 класса, в котором продолжительность регламентируется СанПин РФ); продолжительность перемены между уроками – устанавливается ежегодно приказами директора Школы в соответствии с нормами СанПиН РФ.

б) при наличии в Школе двухсменных занятий во II смене не могутобучаться учащиеся 1-х, 5-х, 9-х и 11-х классов.

в) начало занятий групп продленного дня в I смене – не ранее 8.00 ч., во II сме­не - после окончания последнего урока первой смены

г) учащиеся питаются в соответствии с утвержденным директором Школы графиком.

Образовательная недельная нагрузка равномерно распределяется в течение учебной недели, при этом объем максимальной допустимой нагрузки в течение дня должен составлять:

Для обучающихся 1-х классов - не должен превышать 4 уроков и 1 день в неделю - не более 5 уроков, за счет урока физической культуры;

Для обучающихся 2-4 классов - не более 5 уроков, и один раз в неделю 6 уроков за счет урока физической культуры при 6-ти дневной учебной неделе;

Для обучающихся 5-6 классов - не более 6 уроков;

Для обучающихся 7-11 классов - не более 7 уроков.

Расписание уроков составляется отдельно для обязательных и факультативных занятий. Факультативные занятия планируются на дни с наименьшим количеством обязательных уроков. Между началом факультативных занятий и последним уроком возможен перерыв продолжительностью не менее 45 минут.

Объем домашних заданий (по всем предметам) должен быть таким, чтобы затраты времени на его выполнение не превышали (в астрономических часах): во 2-3 классах - 1,5 ч, в 4-5 классах – 2ч, в 6-8 классах - 2,5 ч, в 9-11 классах - до 3,5 ч.

3.16. Количество классов в Школе определяется в зависимости от числа поданных заявлений граждан и условий для осуществления образовательного процесса, и с учетом санитарных норм и контрольных нормативов, указанных в лицензии. Наполняемость классов и групп продленного дня устанавливается в количестве 25 обучающихся, для сельских учреждений 14 человек.

3.17. При проведении занятий по иностранному языку во 2-11-х классах, информатике и вычислительной технике, трудовому обучению в 5-11-х классах, физической культуре в 10-11-х классах, физике и химии (во время практических занятий) производится деление классов на две группы при наличии в классе 20 человек.(для городских 25)

При наличии у Школы необходимых средств возможно деление на группы классов с меньшей наполняемостью при изучении указанных предметов, а также первой ступени общего образования при изучении иностранного языка. Учащиеся проходят обязательную подготовку по основам военной службы в образовательном учреждении среднего (полного) образования.

3.18. В Школе, по согласованию с управлением образования и с учетом интересов родителей (законных представителей), могут открываться классы компенсирующего обучения.

Управление образование, по согласованию с учредителем, могут открывать в Школе специальные (коррекционные) классы для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Перевод (направление) обучающихся в специальные (коррекционные) классы осуществляется управлением образования только с согласия родителей (законных представителей) обучающихся по заключению психолого-медико-педагогической комиссии.

3.19.Дисциплина в Школе поддерживается на основе уважения человеческого достоинства участников образовательного процесса и всех работников. Применение методов физического и психического насилия по отношению к учащимся не допускается.

3.20. Школа может реализовывать дополнительные образовательные программы и оказывать дополнительные образовательные услуги, не включенные в перечень основных общеобразовательных программ, определяющих ее статус на основе договора с родителями (законными представителями) учащихся:

К числу платных дополнительных образовательных услуг относятся:
- изучение учебных дисциплин сверх часов и сверх программ по данной дисциплине, предусмотренной учебным планом, по выбору обучающихся;
- занятия по углубленному изучению предметов;
- обучение по дополнительным образовательным программам;
- курсы по подготовке к поступлению в средние специальные и высшие учебные заведения;
- курсы по подготовке детей к школе;

Создание различных групп по программам дополнительного образования детей;
- организация секций и групп по укреплению здоровья обучающихся

Другие платные образовательные услуги не противоречащие законодательству;

Платные образовательные услуги оказываются на материальной базе Школы в свободное от основных занятий время, согласно расписания.

По договорам и совместно с предприятиями, учреждениями, организациями. Школа может проводить допрофессиональную и профессиональную подготовку обучающихся в качестве дополнительных (в том числе платных) образовательных услуг при наличии соответствующей лицензии на указанный вид деятельности и реализовывать дополнительные образовательные услуги (в том числе и платные) по программам следующих направлений:
- художественно-эстетическое,

Военно- патриотическое

Туристско- краеведческое,

Научно-техническое;
- эколого- биологическое,

Физкультурно-спортивное;

Культурологическое

Естественнонаучное

3.20.1. Бюджетное учреждение вправе осуществлять приносящую доходы деятельность только для достижения целей его создания и в соответствии с этими целями при условии указания такой деятельности в его учредительных документах. Доходы, полученные от указанной деятельности, и имущество, приобретенное за счет этих доходов, поступают в самостоятельное распоряжение бюджетного учреждения.

Порядок оказания платных дополнительных образовательных услуг:

· Доход от указанной деятельности Школы реинвестируется в школу. Такая деятельность Школы не является предпринимательской.

· Платные образовательные услуги не могут быть оказаны вместо образовательной деятельности, финансируемой за счет бюджета.

· Потребность в платных образовательных услугах определяется путем изучения запросов учащихся и родителей (законных представителей).

· Перечень предоставляемых платных образовательных услуг определяется Управляющим Советом.

· Школа получает лицензию на дополнительные платные услуги, которые сопровождаются итоговой аттестацией и выдачей документов об образовании и (или) квалификации. Информация о платных образовательных услугах и порядке их оказания предоставляется родителям в полном объеме на основании закона РФ «О защите прав потребителей», а также в соответствии с требованиями «Правил оказания платных образовательных услуг».

· Школа предоставляет платные дополнительные образовательные услуги, устанавливает цены и тарифы (утверждаемые Учредителем) на оказание услуг и выполнение работ на уровне рыночных с учетом возможности развития и совершенствования образовательного процесса и материально-технической базы учреждения.
Директором Школы издается приказ об организации платных дополнительных образовательных услуг.

· Школа имеет право привлекать организации и лиц, имеющих лицензии на образовательную деятельность для оказания платных дополнительных образовательных услуг.

3.22.Школа несет в установленном законодательством РФ порядке ответственность:

1) За невыполнение функций, отнесенных к компетенции Школы.

2) За реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом и графиком учебного процесса.

3) За качество образования своих выпускников.

4) За жизнь и здоровье учащихся и работников Школы во время образовательного процесса.

5) За нарушение прав и свобод учащихся и работников Школы.

6) За иные действия, предусмотренные законодательством Российской Федерации.
Школа несет ответственность и осуществляет индивидуальный учет результатов освоения обучающимися образовательных программ, а также хранение в архивах данных об этих результатах на бумажных и (или) электронных носителях.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Контрольные вопросы

1. Дайте определение следующим понятиям: образование, образовательный процесс, содержание образования

2. Перечислите основные ключевые позиции, в рамках которых рассматриваются и исполняются предложения Болонского процесса

4. Назовите документы, отражающие содержание образования

5. Дайте характеристику основным принципам обучения

1. Определение следующим понятиям: образование, образовательный процесс, содержание образования

Образование - в узком смысле - совокупность систематизированных знаний, умений и навыков, приобретенных индивидом в учебном заведении или путем самообразования. В более широком социальном контексте под образованием понимают целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества и государства, главной целью которого является формирование свободной, образованной, имеющей целостное представление об окружающем материальном и духовном мире, творческой и моральной личности.

Образовательный процесс - Это синтез обучения и учения, воспитания и самовоспитания, развития, взросления и социализации.

2. Основные ключевые позиции, в рамках которых рассматриваются и исполняются предложения Болонского процесса

Предложения, рассматриваемые и исполняемые в рамках Болонского процесса, сводятся к шести основным ключевым позициям.

1. Создание единой схемы получения высшего образования

2. Повышение качества высшего образования

3. Введение единой системы учета трудоемкости учебной работы.

4. Расширение мобильности

5. Обеспечение трудоустройства выпускников

6. Обеспечение привлекательности европейской системы образования

3. Охарактеризуйте цели, структуру и содержание профессионального образования

Цели профессионального образования выполняют системообразующую функцию в педагогической деятельности. Виды педагогических целей многообразны.

Факторы глобального уровня, на основе которых образование делится на основные отрасли и последовательные ступени;

Факторы, определяющие структуру содержания общего, политехнического и специального образования с учетом их градации на теоретическую и практическую части;

Профессионально-технических училищах, средних и высших специальных учебных заведениях;

Факторы, определяющие содержание отдельных учебных курсов, отдельных видов практик и учебных проектов.

Оно включает:

Совокупность понятий, законов, закономерностей, алгоритмов и современных теорий, объясняющих явления, которые происходят в природе, обществе, культуре и технике;

Совокупность знаний о предметах, орудиях труда и механизмах, применяемых в процессе труда;

Обучение способам деятельности, гарантирующим формирование профессиональных компетенций.

Cодержание образования -- это содержание процесса прогрессивных изменений свойств и качеств личности, необходимым условием чего является особым образом организованная деятельность.

4. Документы, отражающие содержание образования

1) Федеральном государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования;

2) учебных планах;

3) учебных программах отдельных дисциплин;

4) учебниках и др

5. Характеристика основных принципов обучения

болонский образование профессиональный обучение

Для организации учебного процесса необходимы конкретные указания, которые не содержаться в закономерностях обучения. Практические указания содержатся в принципах и правилах обучения.

Дидактические принципы - свод положений, отражающих наиболее приемлемые и продуктивные методы обучения, организационную специфику, содержание и нормативы, соответствующие конкретному уровню развития общества. Принципы обучения основаны на его закономерностях и создают опорную базу для построения грамотного и эффективного процесса обучения. Принципы обучения представляют собой систему взаимосвязанных компонентов. Многие современные исследователи педагогической теории и практики занимались разработкой и обоснованием важнейших принципов обучения, проанализировав которые можно выделить наиболее общие основные принципы построения системы обучения.

1. Принцип сознательности и активности. Этот принцип отражает необходимость развития мотивации к обучению и стимулирования учебной деятельности. В основе этого принципа лежит понимание того, что без усилий со стороны обучаемых процесс обучения не будет иметь результатов. Обучение должно быть осознанным, осмысленным, целенаправленным с точки зрения обучаемого. Со стороны педагога должны быть созданы для этого условия, то есть материал должен излагаться в понятной и доступной всей группе учеников форме, необходимо объяснить ученикам важность и практическую ценность изучаемого предмета, должны учитываться индивидуальные способности и особенности мышления учащихся, создаваться возможности коллективной работы и всевозможно поощряться творческое мышление.

2. Принцип наглядности пользуется популярностью еще с древних времен и является достаточно эффективным, будучи интуитивно-понятным. Пользуясь, где это возможно, наглядным материалом учитель открывает для учеников еще один канал восприятия - зрительный, что значительно повышает эффективность усвоения новой информации и способствует интенсивности обучения, так как позволяет в короткие сроки преподнести максимум нового материала. Учитывая этот принцип в разработке педагогического процесса, не стоит забывать, что избыточное количество всевозможных иллюстраций и схем рассеивает внимание и может привести к обратному эффекту.

3. Принцип систематичности и последовательности придает системный характер процессу обучения, что является необходимым условием эффективности любого воздействия. В результате обучения у человека должна сформироваться четкая, ясная и понятная в целом картина мира с присущей ей системой взаимосвязанных закономерностей и понятий. Система знаний должна создаваться в логической последовательности и в той же последовательности предлагаться к восприятию ученикам. Навыки и умения, уже приобретенные человеком в процессе обучения должны систематически применяться в реальных или искусственно созданных условиях, иначе они начинают ослабевать. К способностям самообучения относится умение логически мыслить и делать логически обоснованные выводы и умозаключения. Неразвитость логического мышления у человека создает проблемы в его мыслительной деятельности, что отнюдь не способствует формированию систематизированных знаний и делает человека неспособным к их самостоятельному пополнению.

4. Принцип прочности. Целью этого принципа является прочное и долговременное усвоение полученных знаний. Эта цель достигается с помощью развития интереса и положительного отношения ученика к изучаемой дисциплине. Для этого педагог должен стремиться наладить положительный эмоциональный контакт с учениками. Ведь во многом отношение к предмету определяется отношением к учителю, который его преподает. Возбудив интерес к изучаемой дисциплине, педагог значительно облегчает ученикам усвоение относящегося к ней материала. Это объясняется тем, что память человека легко и надолго фиксирует то, что вызывает активный интерес. Прочности знаний способствует так же закрепление пройденного материала и частое повторение наиболее важных моментов, уяснив которые можно восстановить картину определенной части знаний в целом.

5. Принцип доступности подразумевает разработку содержания процесса обучения с учетом возможностей обучаемых. Важным условием доступности является правильная последовательность преподнесения учебного материала. Чтобы усвоить новую информацию, ученик должен иметь соответствующие базовые знания. Необходимо соотносить сложность и объем новых знаний с возрастом учеников и их индивидуальными особенностями, такими как состояние здоровья, способность к обучению, психофизическое состояние. Педагог должен приучить учеников к преодолению трудностей в процессе понимания и усвоения новых знаний, а так же построить элементы учебного материала в порядке возрастания его сложности.

6. Принцип научности заключается в тщательном подборе информации, составляющей содержание обучения, отвечающей следующим требованиям: ученикам должны предлагаться для усвоения только прочно устоявшиеся, научно обоснованные знания, методы изложения этих знаний должны соответствовать конкретной научной области, к которой они относятся. Человеку необходимо привить понимание того, что наука приобретает все большее значение в жизни и повседневной деятельности человека, а не только является необходимостью для осуществления профессиональной деятельности. Ученики должны понимать и осознавать научную картину мира, взаимосвязь всех научных областей, общую направленность их на улучшение качества жизни человека в этом мире.

7. Принцип связи теории с практикой основан на центральном понятии философии: практика - основной материал для познания. Практическая деятельность играет неоспоримо большую роль в педагогической науке. К практической стороне педагогики относится опыт предков, наблюдения педагогов, экспериментальная педагогическая деятельность и т. д. Практически полученные знания являются наиболее достоверным источником получения информации. Однако сама по себе информация, полученная в ходе практической деятельности, не может быть двигателем педагогической науки и не имеет ценности. Возможность использования результатов педагогической практики осуществляет тщательная их переработка, которая включает систематизацию, исследование и анализ, выводы и создание на их основе педагогических выкладок и теорий, которые, при условии дальнейшего успешного исследования, будут включены в систему педагогических научных знаний. Не всегда теория возникает из практики. Многие ученые разрабатывают новые методы педагогического воздействия на основе синтеза различных теоретических знаний педагогической науки, выдвигают гипотезы и предположения, которые требуют обязательного практического эксперимента с целью выявления их истинности, эффективности и возможности применения.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Сфера высшего образования как одна из важнейших сфер развития евроинтеграции в современной Украине, место и значение Болонского процесса в данном направлении. Ключевые позиции и основные цели, этапы реализации Болонского процесса, его перспективы.

    реферат , добавлен 14.05.2011

    Модернизация структуры высшего образования в Украине. Адаптация системы образования и профессиональной подготовки к динамическим изменениям конъюнктуры спроса и предложения на мировых рынках труда. Основные цели, задачи и структура Болонского процесса.

    контрольная работа , добавлен 06.10.2010

    статья , добавлен 11.03.2010

    Перспективы современного высшего образования на рубеже ХХ–ХХI веков. Проблемы реализации принципов Болонского процесса в европейском образовательном пространстве. Основные проблемы реализации Болонского процесса в Италии и других европейских странах.

    реферат , добавлен 24.01.2011

    Современное образование как фундаментальная основа человеческой жизнедеятельности. Развитие системы высшего профессионального образования Украины. История развития, основные цели и задачи Болонского процесса. Отношение украинцев к Болонскому процессу.

    реферат , добавлен 07.02.2010

    Различные виды педагогических технологий обучения, их отличительные признаки и специфика, условия и возможности применения. Содержание общего, начального профессионального и среднего профессионального образования. Процесс обучения в этих системах.

    курсовая работа , добавлен 31.12.2010

    Характеристика содержания современного российского и европейского образования. Государственные стандарты нового поколения как путь модернизации образования в России на современном этапе. Влияние Болонского процесса на развитие образования в России.

    курсовая работа , добавлен 09.12.2012

    лекция , добавлен 31.05.2012

    Структура системы образования Франции. Организация администрации, финансирование системы. Интеграционные процессы в высшем образовании Европы до Болонского процесса. Содержание и реализация реформы LMD. Реакция академического сообщества на реформы.

    диссертация , добавлен 21.11.2013

    Цели Болонского процесса и причины вступления России в европейское образовательное пространство, необходимость модернизации российской системы образования. Законодательные меры и уровень реализации отдельных положений Болонского процесса в вузах России.

Сущность образовательного процесса, его закономерности и движущие силы.

Образовательный процесс (ОП) – это целенаправленная деятельность по обучению, воспитанию и развитию личности путем организованных учебно-воспитательных и учебно-познавательных процессов в единстве с самообразованием этой личности, обеспечивающая усвоение знаний, умений и навыков на уровне не ниже государственного образовательного стандарта.

Образовательный процесс – это обучение, общение, в процессе которого происходит управляемое познание, усвоение общественно-исторического опыта, воспроизведение, овладение той или другой конкретной деятельностью, лежащей в основе формирования личности. Смысл обучения состоит в том, что педагог и ученик взаимодействуют друг с другом, иначе говоря, этот процесс двусторонний.

Образовательный процесс – целенаправленный целостный процесс воспитания и обучения, педагогически спланированное и реализуемое единство целей, ценностей, содержания, технологий, организационных форм, диагностических процедур и др.

Современное российское образование развивается под воздействием целого ряда противоречивых тенденций – экономических, идеологических, общественных, иных. Отсюда – разнообразие определений и формулировок стратегических целей, содержания учебных программ, подходов к проверке качества образования и обучения. Сегодня в педагогической профессии доминирует подход когда, профессиональной ценностью становится объективное, точное знание и четкие правила передачи их ученику. Для учителей такого типа во все времена был актуален девиз “Знание – сила”, а любой результат процесса обучения или воспитания может быть оценен в системе “да – нет”, “знает – не знает”, “воспитан – не воспитан”, “владеет – не владеет”. При этом оценка качества знаний (поведения) переносится и на личность. В данном подходе всегда предполагается существование некоего внешнего, объективно заданного эталона (нормы, стандарта), по которому сверяется уровень обученности, воспитанности, профессиональной подготовки. Многообразными могут быть методики – от репродуктивных до интерактивных. Суть остается прежней: задача педагога – нахождение и передача алгоритма, позволяющего “завести” эталонное содержание в сознание и поведение ученика и обеспечить как можно более полное и точное его воспроизведение.

Благодаря обучению происходит реализация образовательного процесса, воспитательного воздействия. Воздействия преподавателя стимулируют активность обучаемого, достигая при этом определенной, заранее поставленной цели, и управляют этой активностью. Образовательный процесс включает в себя набор средств, с помощью которых создаются необходимые и достаточные условия для проявления активности обучающимся. Образовательный процесс представляет собой совокупность дидактического процесса, мотивации учащихся к учению, учебно-познавательную деятельность ученика и деятельность учителя по управлению учением.

Для того, чтобы образовательный процесс был эффективным, следует различать момент организации деятельности и момент обучения в организации деятельности. Организация второй составляющей является непосредственной задачей учителя. От того, как будет построен процесс взаимодействия ученика и учителя для усвоения каких-либо знаний и информации, будет зависеть эффективность образовательного процесса. Предмет деятельности ученика в образовательном процессе – это действия, выполняемые им для достижения предполагаемого результата деятельности, побуждаемой тем или иным мотивом. Здесь важнейшими качествами этой деятельности являются самостоятельность, готовность к преодолению трудностей, связанных с усидчивостью и волей, и оперативность, которая предполагает правильное понимание стоящих перед обучаемым задач и выбор нужного действия и темпа его решения.

Учитывая динамизм нашей современной жизни, можно говорить о том, что знания, умения и навыки также являются неустойчивыми явлениями, которые подвержены изменениям. Поэтому образовательный процесс должен быть построен с учетом обновления в информационном пространстве. Таким образом, содержание образовательного процесса составляет не только необходимость овладения знаниями, умениями, навыками, но и развитие психических процессов личности, формирование нравственно-правовых убеждений и действий.

Важной характеристикой образовательного процесса является его цикличность. Здесь цикл – это совокупность определенных актов образовательного процесса. Основные показатели каждого цикла: цели (глобальные и предметные), средства и результат (связан с уровнем освоения учебного материала, степенью воспитанности учащихся). Выделяют четыре цикла.

Начальный цикл. Цель: осознание и понимание учащимся основной идеи и практической значимости изучаемого материала, и освоение путей воспроизведения изучаемых знаний и метода их использования на практике.

Второй цикл. Цель: конкретизация, расширенное воспроизведение изученных знаний и их явное осознание.

Третий цикл. Цель: систематизация, обобщение понятий, использование изученного в жизненной практике.

Заключительный цикл. Цель: проверка и учет результатов предыдущих циклов с помощью контроля и самоконтроля.

Что же является движущей силой этого процесса, какая пружина приводит в движение все эти взаимосвязанные явления обучения?

Внутренней движущей силой ОП является разрешение противоречия между выдвинутыми требованиями и реальными возможностями воспитанников по их реализации. Это противоречие становится источником развития, если выдвигаемые требования находятся в зоне ближайшего развития возможностей учеников, и наоборот, подобное противоречие не будет содействовать оптимальному развитию системы, если задачи окажутся чрезмерно трудными или легкими.

Искусство учителя заключается в том, чтобы, вооружая знаниями учащихся, последовательно подводить их к более усложняющимся задачам и к их выполнению. Определение степени и характера трудностей в учебном процессе находится в руках учителя, который и вызывает движущую силу учения – развивает умение и нравственно-волевые силы школьников.

Среди целей ОП выделяют нормативные государственные, общественные и инициативные. Нормативные государственные цели – это наиболее общие цели, определяющиеся в нормативных правовых актах и государственных стандартах образования. Общественные цели – цели различных слоев общества, отражающие их потребности, интересы и запросы по профессиональной подготовке. Инициативные цели – это непосредственные цели, разрабатываемые самими педагогами-практиками и их учениками с учетом типа учебного заведения, профиля специализации и учебного предмета, а также уровня развития учащихся и подготовленности педагогов.

В системе «образовательный процесс» происходит взаимодействие определенных субъектов. С одной стороны, в качестве педагогических субъектов выступают руководство школы, преподаватели, воспитатели, коллектив педагогов, родители, с другой – в роли как субъектов, так и объектов – выступают учащиеся, коллектив, определенные группы школьников, занятые тем или иным видом деятельности, а также отдельные ученики.

Сущность ОП состоит в передаче социального опыта старшими и усвоении его подрастающими поколениями посредством их взаимодействия.

Главной характеристикой ОП является подчинение трех его составляющих (учебно-воспитательного, учебно-познавательного, самообразовательного процессов) единой цели.

Сложная диалектика отношений внутри педагогического процесса заключается: 1) в единстве и самостоятельности процессов, его образующих; 2) соподчиненности входящих в него обособленных систем; 3) наличии общего и сохранении специфичного.

Закономерности образовательного процесса
Всякая наука имеет своей задачей открытие и исследование законов и закономерностей в своей области. В законах и закономерностях выражается сущность явлений, в них отражены существенные связи и отношения. Для выявления закономерностей целостного образовательного процесса необходимо проанализировать следующие связи: связи образовательного процесса с более широким общественными процессами и условиями; связи внутри образовательного процесса; связи между процессами обучения, образования, воспитания и развития; между процессами педагогического руководства и самодеятельности воспитуемых; между процессами воспитательных влияний всех субъектов воспитания (воспитателей, детских организаций, семьи, общественности и др.); связи между задачами, содержанием, методами, средствами и формами организации педагогического процесса.
Из анализа всех этих видов связей вытекают следующие закономерности педагогического процесса:
1. Закон социальной обусловленности целей, содержания и методов педагогического процесса. Он раскрывает объективный процесс определяющего влияния общественных отношений, социального строя на формирование всех элементов воспитания и обучения. Речь идет о том, чтобы, используя данный закон, полно и оптимально перевести социальный заказ на уровень педагогических средств и методов.
2. Закон взаимообусловленности обучения, воспитания и деятельности учащихся. Он раскрывает соотношение между педагогическим руководством и развитием собственной активности обучающихся, между способами организации обучения и его результатами.
3. Закон целостности и единства педагогического процесса. Он раскрывает соотношение части и целого в педагогическом процессе, обусловливает необходимость единства рационального, эмоционального, сообщающего и поискового, содержательного, операционного и мотивационного компонентов в обучении.
4. Закон единства и взаимосвязи теории и практики.
5. Закономерность динамики педагогического процесса. Величина всех последующих изменений зависит от величины изменений на предыдущем этапе. Это значит, что педагогический процесс, как развивающееся взаимодействие между педагогом и воспитуемым имеет постепенный характер. Чем выше промежуточные движения, тем весомее конечный результат: ученик, имеющий более высокие промежуточные результаты, имеет и более высокие общие достижения.
6. Закономерность развития личности в педагогическом процессе. Темпы и достигнутый уровень развития личности зависят от: 1) наследственности; 2) воспитательной и учебной среды; 3) применяемых средств и способов педагогического воздействия.
7. Закономерность управления учебно-воспитательным процессом.
Эффективность педагогического воздействия зависит от:
1) интенсивности обратных связей между воспитуемым и педагогами;
2) величины, характера и обоснованности корректирующих воздействий на
воспитуемых.
8. Закономерность стимулирования. Продуктивность образовательного процесса зависит от:
1) действия внутренних стимулов (мотивов) педагогической деятельности;
2) интенсивности, характера и своевременности внешних (общественных,
моральных, материальных и других) стимулов.

Комплексный подход к управлению образованием

Эффективность и качество управленческого труда определяются, прежде всего, обоснованностью методологии решения проблем, т.е. подходов, принципов, методов. Без хорошей теории практика слепа. Однако к менеджменту применяют только некоторые подходы и принципы, хотя в настоящее время известны более 14-ти научных подходов:

  • Комплексный
  • Интеграционный
  • Маркетинговый
  • Функциональный
  • Динамический
  • Воспроизводственный
  • Процессный
  • Нормативный
  • Количественный
  • Административный
  • Поведенческий
  • Ситуационный
  • Системный
  • Программно-целевой подход

Появление специальных публикаций и упоминаний о комплексном и системном подходах в нормативных актах и литературе относится к концу 60-х - началу 70-х годов XXстолетия. Библиография по этой теме к настоящему времени стала весьма обширной. Однако единого взгляда на Системный и комплексный подходы в теории управления пока нет. Одни авторы отождествляют системный и комплексный Подходы, другие трактуют системный подход как составную Часть комплексного, третьи, рассматривая проблемы системного подхода, вообще обходят стороной вопрос соотношения его с комплексным.

Комплексный подход при принятии управленческих решений учитывает важнейшие взаимосвязанные и взаимозависимые факторы внешней и внутренней среды организации - технологические, экономические, экологические, организационные, демографические, социальные, психологические, политические и др.

Сегодня хорошо известно, что в социальных системах отношения между людьми выходят за рамки строгого исполнения ими функциональных обязанностей, а взаимоотношения, складывающиеся между отдельными личностями, группами и коллективами, не ограничиваются очерченной компетенцией в пределах определенных видов деятельности. Большое влияние на них оказывают различные политические, экономические, психологические, правовые и иные факторы. Учет многосторонности, многоаспектности социальных явлений составляет главное содержание комплексного подхода к управлению. При комплексном подходе акцент делается на одновременном охвате всех аспектов изучаемого явления, исследовании совокупного их влияния в рассматриваемый момент времени. Комплексный подход к управлению предусматривает использование достижений экономической науки, философии, истории, психологии, права и других наук. Именно в максимальном охвате и учете всех разносторонних факторов, в многомерности оценки влияния окружающей действительности, в совокупном использовании достижений других отраслей знаний и заключается основная идея комплексного подхода к управлению.

Комплексный подход к управлению предполагает учет следующих основных аспектов: социально-политического, организационного, информационного, правового, психолого-педагогического .

В управлении образованием учет социально-политического аспекта выражается, прежде всего, в обеспечении в процессе организационной работы успешной реализации целей, стоящих перед организацией по ускорению социально-экономического развития страны.

С социально-политическим аспектом управления тесно связан организационный аспект. Он подразумевает формирование рациональной структуры организации, оптимальную расстановку сил и средств, определение и внедрение в практику системы деятельности мер, обеспечивающих надежную и эффективную ее работу. При этом организаторская работа не ограничивается только рамками такой функции управления как организация исполнения принятых решений. Значительная часть этой работы направлена на организацию правильного управления, обеспечение эффективного функционирования органов управления, организацию труда коллектива.

Следует, однако, иметь в виду, что обеспечить учет организационного аспекта невозможно, не принимая во внимание аспекта информационного. Государственное управление призвано поддерживать уровень организованности системы в условиях непрерывно изменяющейся обстановки.

Информационное обеспечение подразумевает создание массивов информации, которые используются в управлении. Профессионально организованное информационное обеспечение оказывает большое влияние на регламентацию рабочего процесса как руководителей, так и исполнителей, повышает производительность управленческого труда и его эффективность. Иными словами, совершенствование на научной основе информационного обеспечения управления и неизбежно связанные с претворением в жизнь этих усовершенствований организационные мероприятия способствуют выработке в действиях коллектива логической последовательности, алгоритмов осуществления мероприятий и операций. Чем полнее будет информационное обеспечение процесса выработки и принятия решений, чем чаще руководители и исполнители в своих действиях будут ориентироваться на информацию, а не на интуицию, тем большей эффективности и качества труда достигнет коллектив.

Государственное управление невозможно без учета правового аспекта. Правовое регулирование деятельности участников управленческого процесса осуществляется, прежде всего, через:

  • четкую регламентацию их функциональных прав и обязанностей;
  • установление ответственности каждого из должностных лиц за выполнение определенных, ясно и недвусмысленно очерченных заданий и практических работ.

Это способствует повышению чувства ответственности руководителей и исполнителей, укреплению дисциплины, установлению порядка, когда субъект управления принимает решения в пределах своей компетенции и не допускает передачи своих обязанностей в другие инстанции с целью избежать ответственности. В противном случае превышение прав над обязанностями будет чревато проявлением волюнтаризма, а необеспеченность обязанностей правами приводит к неисполнительности.

Существенным элементом комплексного подхода к управлению организационной деятельностью является психолого-педагогический аспект, предполагающий использование в управлении достижений таких наук, как социальная психология, психология личности, психология труда, педагогика.

В государственном управлении немаловажное значение имеет учет социально-психологических факторов: черт личности отдельных работников, мотивов деятельности, занимаемых работниками социальных позиций, роли в коллективе, сложившихся неофициальных отношений и т.д. Эффективной формой воспитательного воздействия является индивидуальный подход, основывающийся на знании личных качеств и мотивации труда каждого работника, активизации человеческого фактора. Велика воспитательная нагрузка и влияние на эффективность управления стиля деятельности руководителей.


ЛЕКЦИЯ № 19. Образовательный процесс

Образовательный процесс – это обучение, общение, в процессе которого происходит управляемое познание, усвоение общественно-исторического опыта, воспроизведение, овладение той или другой конкретной деятельностью, лежащей в основе формирования личности. Смысл обучения состоит в том, что педагог и ученик взаимодействуют друг с другом, иначе говоря, этот процесс двусторонний.

Благодаря обучению происходит реализация образовательного процесса, воспитательного воздействия. Воздействия преподавателя стимулируют активность обучаемого, достигая при этом определенной, заранее поставленной цели, и управляют этой активностью. Образовательный процесс включает в себя набор средств, с помощью которых создаются необходимые и достаточные условия для проявления активности обучающимся. Образовательный процесс представляет собой совокупность дидактического процесса, мотивации учащихся к учению, учебно-познавательную деятельность ученика и деятельность учителя по управлению учением.

Для того, чтобы образовательный процесс был эффективным, следует различать момент организации деятельности и момент обучения в организации деятельности. Организация второй составляющей является непосредственной задачей учителя. От того, как будет построен процесс взаимодействия ученика и учителя для усвоения каких-либо знаний и информации, будет зависеть эффективность образовательного процесса. Предмет деятельности ученика в образовательном процессе – это действия, выполняемые им для достижения предполагаемого результата деятельности, побуждаемой тем или иным мотивом. Здесь важнейшими качествами этой деятельности являются самостоятельность, готовность к преодолению трудностей, связанных с усидчивостью и волей, и оперативность, которая предполагает правильное понимание стоящих перед обучаемым задач и выбор нужного действия и темпа его решения.

Учитывая динамизм нашей современной жизни, можно говорить о том, что знания, умения и навыки также являются неустойчивыми явлениями, которые подвержены изменениям. Поэтому образовательный процесс должен быть построен с учетом обновления в информационном пространстве. Таким образом, содержание образовательного процесса составляет не только необходимость овладения знаниями, умениями, навыками, но и развитие психических процессов личности, формирование нравственно-правовых убеждений и действий.

Важной характеристикой образовательного процесса является его цикличность. Здесь цикл – это совокупность определенных актов образовательного процесса. Основные показатели каждого цикла: цели (глобальные и предметные), средства и результат (связан с уровнем освоения учебного материала, степенью воспитанности учащихся). Выделяют четыре цикла.

Начальный цикл. Цель: осознание и понимание учащимся основной идеи и практической значимости изучаемого материала, и освоение путей воспроизведения изучаемых знаний и метода их использования на практике.

Второй цикл. Цель: конкретизация, расширенное воспроизведение изученных знаний и их явное осознание.

Третий цикл. Цель: систематизация, обобщение понятий, использование изученного в жизненной практике.

Заключительный цикл. Цель: проверка и учет результатов предыдущих циклов с помощью контроля и самоконтроля.

Из книги Личный магнетизм (курс лекций) автора Данiэльсъ Ванъ Тайль

ЛЕКЦИЯ XIV МЕТОД АКТИВНОГО ПРОЯВЛЕНИЯ. – В НЕМ НЕТ НЕОБХОДИМОСТИ. – ОТНОШЕНИЯ МЕЖДУ ДУХОВНЫМИ И МАТЕРИАЛЬНЫМИ ЭЛЕМЕНТАМИ. – ИНДУКТИВНЫЙ ПРОЦЕСС. – ИЗЛИЯНИЕ СИЛЫ ПУТЕМ АФФИРМАЦИИ. – ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ НЕОБХОДИМОСТЬ НЕКОТОРОЙ ПОДГОТОВКИ МЕТОД АКТИВНОГО ПРОЯВЛЕНИЯ. В НЕМ

Из книги Словарь по психоанализу автора Лапланш Ж

Из книги Педагогика: конспект лекций автора Шарохина Е В

ЛЕКЦИЯ № 22. Образование как общественное явление и педагогический процесс Общественное образование готовит ребенка к жизни в нынешнем сложно устроенном и быстро меняющемся мире. Развивают творческие навыки, расширяют кругозор и мышление, укрепляют здоровье и

Из книги Психология и педагогика: Шпаргалка автора Автор неизвестен

ЛЕКЦИЯ № 25. Государственный образовательный стандарт Система образования в Российской Федерации – совокупность образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности; сети реализующих их образовательных

Из книги Опытный пастор автора Тейлор Чарлз У.

ЛЕКЦИЯ № 29. Процесс обучения Процесс обучения – педагогически обоснованная, последовательная, непрерывная смена актов обучения, в ходе которой решаются задачи развития и воспитания личности. В процессе обучения участвуют во взаимосвязанной деятельности его субъекты

Из книги Тайны нашего мозга [или Почему умные люди делают глупости] автора Амодт Сандра

ЛЕКЦИЯ № 54. Лекция как форма обучения Лекция – один из методов устного изложения материала. При работе с обучающимися старшего возраста учителям приходится по отдельным темам устно излагать значительный объем новых знаний, затрачивая на это 20–30 мин урока, а иногда и

Из книги Психографический тест: конструктивный рисунок человека из геометрических форм автора Либин Виктор Владимирович

Из книги Парадокс перфекциониста автора Бен-Шахар Тал

Процесс Процесс овладения приемами богословской оценки и спора требует терпения, поскольку это самые сложные приемы, представленные в этой книге. Богословская оценка требует, чтобы пастор: 1) отнес главное чувство и убеждение прихожанина к одной из основных категорий

Из книги Драматерапия автора Валента Милан

Процесс Процесс обращения многим пасторам кажется трудным. Те из них, кто удобно себя чувствует, используя непрямой стиль, испытывают трудности при непосредственной работе с убеждениями прихожанина. Тем же, кому легко работать прямыми методами, трудно из–за своей

Из книги СТАНОВЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИ.ВЗГЛЯД НА ПСИХОТЕРАПИЮ автора Роджерс Карл Р.

Процесс Смысл всего процесса, состоящего из трех стадий, заключается в действии. Поэтому 3–я стадия - это кульминация. Однако это не просто цель и завершение процесса разговора пастора с прихожанином. Поскольку эта трехступенчатая модель постоянно повторяется -

Из книги Гештальт: искусство контакта [Новый оптимистический подход к человеческим отношениям] автора Гингер Серж

Из книги автора

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «ПСИХОЛОГИЯ БЕЗ ГРАНИЦ» Целью международного образовательного проекта «Психология без границ», или «Psychology Without Borders», является создание единого психологического пространства с помощью: Ознакомления отечественных психологов с

Из книги автора

РРК-процесс Один из самых полезных методов, который я использовал при сильных эмоциях, будь то страх перед неудачей или мучительная боязнь совершить ошибку, назывался РРК-процесс. Его суть состоит в следующем: надо дать себе разрешение быть человеком, реконструировать

Из книги автора

1.1.2. Образовательный театр Понятию образовательного театра соответствует английский термин theatre in education (TIE). Его сущностью является театральное представление, в котором, как правило, принимают участие профессиональные актеры, это представление преследует

Из книги автора

Процесс А сейчас разрешите мне описать этот процесс с помощью фактов, каждый из которых подтвержден результатами эмпирических исследований. Мы знаем, что у клиента наблюдается движение в каждой из различных протяженностей. Начиная с какой-то точки, показывающей его

Из книги автора

2. Процесс Итак, процесс остается на первом плане: терапевт – точно так же, как и клиент, – является внимательным и бдительным (см. пар. 3: awareness) прежде всего ко всем непредвиденным обстоятельствам отношения, которое разворачивается «здесь и сейчас»: Перлз любил ставить