11 класс

Обязательно ли поступать в вуз. Что делать, если не поступил в вуз на бюджет, а денег нет. Достойный уровень жизни, стабильное материальное положение

Я никогда не была студенткой в прямом смысле этого слова. Я была студенткой в обычном смысле этого слова - обычном для многих, за редким исключением. Никого не хочу обидеть, но судя по собственному опыту обучения в Сельскохозяйственной академии, редкий обучающийся действительно был студентом, т.е. посещал все занятия , выполнял домашние задания и добросовестно готовился ко всем экзаменам, даже не допуская мысли - "авось пронесет"!

Редакция поручила мне разобраться стоит ли вообще поступать в вуз, если стоит, то на какое отделение и стоит ли "из кожи вон лезть", чтобы быть студентом в прямом смысле этого слова. Для начала, я решила разобраться, по какому принципу люди выбирают вуз, опросив для этого дюжину знакомых. Итак -получилось следующее:

А) Мечта стать "кем-то" с детства настолько сильна, что после окончания школы, ты поступаешь в вуз именно того самого профиля. Конечно, столь сильное желание вызывает уважение и, хорошо если все труды "не пошли прахом" и ты поступила. Но сага только началась, и впереди целых пять лет обучения и возможность разочарования еще велика!
Вывод: Не иди напролом, не прислушиваясь к советам, хотя бы родителей, людей, умудренных опытом, и смотрящих на твою будущую профессию через призму твоего будущего существования, т.е. найдешь ли ты работу по профессии своей мечты, сколько будешь зарабатывать и т.д. и т.п.

Б) Ты случайно или нет попала в какой-то специализированный класс при том или ином вузе, т.е. при успешной сдаче выпускных экзаменов, ты автоматически зачисляешься и становишься студенткой без всякого "напряга".
Вывод: Если ты безразлична к тому кем станешь, т.е. неважно, что заканчивать, то спец-класс - самое "теплое" для тебя местечко. Но и тут стоит подумать: человек, не знающий с какой стороны у него находится сердце, вряд ли станет хорошим врачом, да и вообще вряд ли им станет!

В) вуз выбрали родители , а ты не сопротивляешься, или потому что тебе все равно, или потому что понимаешь, что никуда кроме этого учебного заведения ты попасть не сможешь.
Вывод: Не сопротивляйся - родители тебе плохого не пожелают, в конце концов - впереди пять лет, чтобы подумать и, если что, перевестись куда-то еще.

Г) У тебя на руках золотая медаль. Любой вуз примет тебя с распростертыми объятиями.
Вывод: Это, конечно, здорово! Но и тут есть некоторые "НО". Таких как ты тоже много, и шанс "пролететь" тоже есть. Прислушайся к своему сердцу, внутреннему голосу, или еще Бог знает к чему и сконцентрируйся, все таки на чем-то одном - именно на том, что нужно тебе, естественно, это не исключает попыток поступления сразу в несколько учебных заведений.

Д) Ты идешь по стопам своих родителей. Например: твой папа дипломатический работник, и ты направляешь свои стопы в сторону МГИМО - отлично!
Вывод: Тут все дело в твоих родителях. Хорошенько подумай как тот же папа отнесется к тому, что ты не сможешь повторить его ошеломляющей карьеры, и президент Соединенных Штатов так и не пожмет тебе руки. Впрочем, на крайний случай, есть второе высшее образование, например - Высшая школа консульских работников, куда можно поступать после любого высшего образования (если есть желание - можно "убить двух зайцев сразу")

После того как ты решила, куда поступать, нужно определиться с формой обучения - очное или заочное...

Во время опроса бывших и нынешних студентов, я наблюдала некоторое негативное отношение к заочной форме обучения, мол там ни чему не научишься, а только потеряешь 6 лет. Тут самое время рассказать свою историю. У меня, конечно, были мечты и планы кем стать, но менялись они с такой скоростью (думаю, что многие меня поймут), что я не успевала укорениться в своем стремлении.

Как-то летом, в конце каникул мама сказала: "Завтра пойдешь на экзамен в спец-класс". Я посопротивлялась… внутренне и пошла, "как миленькая". Отучившись, поступила в Сельхоз-академию, но после двух лет обучения с ужасом поняла, что ненавижу это место всеми фибрами своей души, и перевелась на заочное отделение. Сейчас я понимаю, если бы тогда мне не хватило смелости сделать это, то сегодня я не была бы тем, кто я сегодня есть!

Т.е. я хочу сказать, что я не начала бы "бить баклуши", и моя мама не нашла бы мне работу, которая стала делом моей жизни. Тут, конечно возможны варианты, но вывод один: если учеба мешает любимой, а главное перспективной работе - не бросай учебу, но переведись на заочное отделение. И там можно "чему-нибудь" научиться и закончить вуз с красным дипломом!

Ещё один вопрос, который я задала аудитории - "Нужно ли хорошо учиться? Или это не важно, т.к. отметки в диплом не "рисуют". Практически все пришли к одному выводу: и те, кто учился на четыре и пять, и те, кто не "парился" по этому поводу, решили, что лучше учиться хорошо, чем плохо или "никак". Почти каждый бывший студент хоть раз, но пожалел, что учился плохо, или не так хорошо как мог бы. Помни это, когда захочется в очередной раз схалявить.

А мой последний вопрос "А стоит ли вообще поступать в Вуз?" вызвал у всех потрясающее единодушие: в ВУЗ поступать стоит! Что ни говори, а людям с дипломом в кармане намного легче чем без него! Например, ты больше понравишься родителям своего парня, если они будут знать, что ты СТУДЕНТКА, тем более, если и твой друг учится в институте, т.е. "ты ему пара"! При устройстве на работу, ты вызовешь большее уважение и интерес при наличии диплома, нежели без оного. Продолжать можно бесконечно.

ВЫВОД: Не зря я получила высшее образование, не зря поделилась опытом, не зря два часа просидела за "компом", пытаясь "выплеснуть" на бумагу все вышеизложенное литературным языком, но не "студенческим"!

Итак, средняя зарплата очень среднего молодого специалиста по сравнению с 2015 годом в 2016 году выросла... аж на 300 рублей. Это если выпускник вуза нашел работу. Недавно опубликованный мониторинг Минобрнауки дает цифры: находят чем заняться только 75% окончивших университеты и институты. В мониторинге, правда, не говорится соответствует ли полученная в высшем учебном заведении специальность тому, за что молодому человеку платят зарплату. Могу предположить: работа продавцом в овощном магазине или приемщиком в химчистке - тоже вариант для выпускников экономических и юридических факультетов.

Вопрос только - нужно ли было просиживать четыре года в аудитории, чтобы потом раскладывать по полкам капусту и укроп? И зачем вообще нужно высшее образование? (Кстати, выпускники экономических и юрфаков в среднем даже недотягивают и до 27 700 - у них зарплаты 27 тысяч и 26 тысяч рублей соответственно.)

Кто молодец

Собственно, мониторинг дал вполне ожидаемые результаты. Находят работу по специальности и неплохо зарабатывают выпускники МГУ , СПбГУ и Национальных исследовательских университетов - такой статус не так давно получили ведущие российские вузы (см. таблицу). Среди нужных специалистов - авиационные и ракетно-космические инженеры, медики, фармацевты, знатоки ядерной энергетики, теплоэнергетики, химических технологий, геологи, горняки и нефтяники (см. таблицу).

Но таких специалистов у нас готовят полсотни вузов. Вопрос - а кого готовят остальные почти девять сотен?

Вуз или не вуз

А-а-а, вот ваши дети университеты пооканчивали, а наших вы в ПТУ запихнуть хотите! - это обычная первая реакция на разговор о том, куда поступать и зачем.

И на следующий вопрос: «А вы уверены, что именно вуз сделает дальнейшую жизнь вашего ребенка счастливой и успешной?» возникает долгое задумчивое молчание.

Школа, вуз, работа - это давно привычная схема. И мало кто из родителей, а тем более бабушек и дедушек готов согласиться, что она устарела. Между тем большинство вузов не столько учат, сколько доращивают детишек. Первые два года минимум. Только где-то лет в 19 у ребят просыпается понимание: «Ой, куда я поступил? Зачем мне это?!»

Главный игрок на рынке профориентации - вуз, - рассказывал на Радио «КП » Владимир Оглоблин , партнер профориентационного портала «Проект Про», эксперт комитета по образованию «Деловой России ». То есть только в вузе, и то не сразу студенты соображают, какую профессию получают. И задумываются.

В итоге выходят условными «специалистами» и не в состоянии выстроить карьеру. Да и какому работодателю нужен вялый специалист, который из-под палки делает нелюбимое дело?

А можно было поступить по-другому? Можно! Вуз - это только одна из возможных траекторий. И не всегда лучшая. Слабый вуз - почти всегда гарантия неуспешности в жизни после его окончания. Знаний мало, перспективы доучиться немного. При этом сегодня вариантов, чтобы выстроить успешную карьеру, множество.

Главный вопрос - не где учиться, а какой набор навыков, умений, знаний ты хочешь получить, чтобы стать успешным и востребованным на рынке труда, - объясняет Оглоблин. - Ты выбираешь учебное заведение по тому, какие компетенции оно тебе дает, как изменится твоя цена после этого на рынке. Это как в компьютерной игре. Занял один уровень, прокачал, набрал силу и иди на следующий. Для этого есть колледжи, курсы, онлайн-обучение, короткие программы, образовательные семинары. В колледже за два-три года можно получить профессию программиста, системного администратора, специалиста по туризму или гостиничному хозяйству, дизайнера, слесаря, оптика. Мерчандайзер (товаровед по-старому) в Москве может рассчитывать максимум на 35 - 40 тысяч рублей. А токарь 5-го разряда, разбирающийся в современных станках и технологиях, будет зарабатывать от 50 тысяч, а то и все 100. Хочешь развиваться дальше - прокачивай следующий уровень.

Выбор вуза в этом смысле - это длинное, сложное и рискованное дело, - продолжает Оглоблин - В советское время можно было за пять лет получить диплом и потом почти всю жизнь его монетизировать. Сегодня надо постоянно развиваться. Помните, в прошлом десятилетии были популярны пейджеры? Их выпускали сотнями тысяч, компании работали. За пять лет индустрия развернулась и исчезла. А скоро исчезнет такая отрасль, как автомобильные перевозки. Вернее, принципиально изменится. Не нужно будет столько водителей, диспетчеров - по дорогам будут ездить машины с автопилотом.

- А если все-таки родители настаивают - надо идти в вуз?

Мой совет: выбирать максимально сложное для себя. Если уж ты тратишь 4 - 5 лет жизни, постарайся выжать из них максимум, пока мозг активный, пока нет нагрузки в виде семьи, ипотеки. Думаю, менеджмент, экономика, юриспруденция, любая гуманитарная специальность, которую можно получить, почитав книги, послушав онлайн-курсы, - это не то, на что стоит тратить время в вузе.

ВАЖНО!

По данным Аналитического центра при правительстве РФ , в ближайшее время каждый десятый выпускник вуза может остаться без работы после завершения обучения. Предложение превышает спрос на рынке труда на 18%.

Для того чтобы получать образование, а не «доращиваться» в вузе, теряя годы, нужно еще в школе понимать, кем хочет стать ребенок. Можно ли определиться еще за партой? Владимир Оглоблин говорит: можно.

У ребенка, вполне естественно, не может быть полного представления о той или иной профессии, - объясняет Владимир. - Поэтому мы употребляем такое слово, как «гипотеза». В каком месте ребенку было бы интересно, комфортно, где бы мог зарабатывать? - рассуждаем мы вместе с родителями. - Ребенок говорит: хочу быть маркетологом. Отлично. Что для этого нужно, чтобы проверить эту его гипотезу? Можно пройти тест, посмотреть, как твои способности коррелируют с этой профессией. Можно сходить в компанию, которая занимается маркетингом, посмотреть на этих людей, понять, хочешь ли ты среди них всю жизнь прожить. Есть вузы, в которые можно сходить. Есть лидеры профессионального мнения, состоявшиеся маркетологи, биографию которых ты можешь изучить и подумать, насколько тебе такой путь в жизни близок. Есть практики и стажировки - не думаю, что какая-то компания откажет, если придет школьник с родителями и попросит посмотреть, как здесь работается сотрудникам.

- Насколько объективны тесты?

Тест позволяет ребенку сориентироваться хотя бы в первых двух-трех гипотезах, кем он хочет стать. Тесты бывают разные. Есть Центр гуманитарных технологий при МГУ с базой, основанной еще на исследованиях советской школы. Причем тест можно пройти дистанционно из любого региона. Он помогает найти свой вуз. У нас тоже есть свой тест - он больше ориентирует на выбор профессии, а не вуза. Чем раньше вы нащупаете, что вашему ребенку интересно, тем больше шанс, что он станет успешным.

Сегодня решил посвятить публикацию такой вот интересной и весьма неоднозначной теме: нужно ли учиться в институте, что дает обучение в ВУЗе? Причем, как вы уже наверное догадались, я буду рассматривать этот вопрос с точки зрения тематики сайта Финансовый гений: как учеба в институте повлияет на личный бюджет человека, сразу и в перспективе.

В советские времена на вопрос “нужно ли учиться в институте?” можно было со всех сторон услышать однозначное “да!”. После окончания ВУЗа человек получал востребованную специальность и гарантированное трудоустройство. И тот активный доход, который он зарабатывал, вполне мог обеспечить его жизнь. Подавляющее большинство людей стремилось хорошо учиться в школе, чтобы поступить в институт, и хорошо учиться в институте, чтобы получить хорошую работу. Работа же воспринималась, как единственный возможный источник пополнения личного или семейного бюджета, нечто безальтернативное и жизненно-необходимое. Подавляющее большинство людей с радостью шло на работу, реально стараясь обеспечить высокую производительность труда и воспринимая свои рабочие обязанности чуть ли не главным жизненным приоритетом. Человек, не имеющий работы, подвергался осуждению со стороны общества.

Да, что немаловажно, поступить в ВУЗ и выучиться в нем можно было совершенно бесплатно, при этом получая от государства весьма неплохую (в сравнении с нынешней) стипендию. А после трудоустройства у человека еще были все шансы получить государственную бесплатную квартиру!

В советские времена тот, кто хорошо учился, получал хорошую работу, что обеспечивало ему активный заработок, достаточный для жизни.

Нужно ли учиться в ВУЗе сейчас? В нынешнее время ситуация изменилась очень существенно. Во-первых, обучение в институте влетит в реальную копеечку. Все стало платным, и обучение тоже. Общая сумма оплаты обучения за 5 лет составит как минимум тысячи, а возможно – даже десятки тысяч долларов! Причем условно бесплатное, бюджетное обучение фактически может оказаться дороже коммерческого, я думаю, вы прекрасно это понимаете. Вы только представьте, какая это нагрузка на семейный бюджет ваших родителей или же ваш личный бюджет!

Далее: что дает обучение в ВУЗе сейчас? Хорошую высокооплачиваемую работу? Разве что в исключительных, единичных случаях. Рынок труда перенасыщен специалистами, их гораздо больше, чем требует нынешняя экономическая ситуация в стране. И экономика уже рыночная, а не планово-распределительная, как это было в СССР. Поэтому работодатели-коммерческие структуры нацелены на максимилизацию прибыли и будут стараться платить сотрудникам (а тем более – без опыта) минимальные зарплаты, при этом заставляя их работать в фактически . А работодатели-государственные, бюджетные структуры в принципе не могут платить большую зарплату, так как средств в бюджете и на маленькие еле хватает. Подавляющее большинство выпускников устраивается работать вообще не по специальности. Таким образом, на то, чтобы просто “отработать” деньги, затраченные на обучение (включая проживание, питание, проезды и пр.), уходит, как минимум, несколько лет!

А что же происходит с теми людьми, которые не поступают после школы в институт? Они начинают работать и зарабатывать деньги, в то время, как студенты их тратят. Причем, надо сказать, работа человека без образования и человека с образованием сейчас очень часто мало чем отличается в плане доходности и весьма часто можно видеть, как человек без образования зарабатывает намного больше дипломированного специалиста. А многие из тех, кто не пошел учиться, открывают предпринимательство и начинают свой бизнес, и к тому времени, как студент получает диплом, уже имеют несколько точек ведения бизнеса и неплохой . В результате часто получается так, что человек, окончивший ВУЗ, устраивается на работу к предпринимателю, не имеющему образования, и работает на него, зарабатывая деньги в первую очередь ему, а не себе! Так нужно ли учиться в ВУЗе?

Сейчас обучение в институте требует колоссальных для среднестатистической семьи финансовых затрат и при этом совсем не гарантирует трудоустройство и, тем более, хороший, достаточный заработок, как это было во времена СССР. Огромное количество выпускников высших учебных заведений не может найти работу или работает не по специальности. Люди без образования имеют все шансы зарабатывать не меньше или даже больше чем выпускники ВУЗов.

Еще следует остановиться на том, нужно ли учиться в институте с точки зрения получения знаний. Предлагаю спросить у любого человека, закончившего ВУЗ, скажем, 10 лет назад, что он помнит из того, чему его учили, и как полученные знания пригодились ему в жизни. Уверен, что подавляющее большинство ответит, что ничего не помнит, и полученные знания нигде не использовал. А такие формы обучения, как заочная, в принципе вряд ли могут дать какие-то нужные знания. Да и чего уж таить, далеко не малый процент студентов учится только ради того, чтобы получить диплом. Не особо понимая при этом, зачем он им нужен – так решили родители. Вот такую “политику” обучения я уж точно не одобряю: если вам так нужна эта корочка – не проще ли ее купить? Это сейчас сделать не сложно, да и дешевле гораздо, чем 5 лет обучения.

Я постарался объективно описать нынешние жизненные реалии. Я хочу, чтобы каждый сам решил, нужно ли учиться в институте конкретно ему, но при этом решение было принято исходя из сегодняшних реалий. В очередной раз настоятельно рекомендую не жить по советским принципам в духе “труд украшает человека” – сейчас они уже не работают, нравится вам это или нет. Ну и, конечно же, раз я поднял эту тему, я просто обязан высказать свою личную точку зрения по данному вопросу.

Итак, нужно ли учиться в ВУЗе с моей точки зрения? Отвечаю: да! НО! Не для того, чтобы получить знания (почти наверняка они вам не пригодятся). И не потому, что это необходимого для того, чтобы устроиться на хорошую работу (хорошей работы сейчас просто нет, да и работа – это совсем не то, к чему, на мой взгляд, нужно стремиться).

Учиться в институте нужно для того, чтобы научиться учиться! Вот такая тройная тавтология, которой я специально хочу подчеркнуть важность самого этого понятия: учиться! Вот, что дает обучение в ВУЗе. Да, в институте нас учат учиться. Нас ставят в разные условия, из которых мы вынуждены искать пути выхода. Таким образом, мы учимся приспосабливаться к различным внешним факторам, быстро адаптироваться и находить оптимальные способы решения проблем. И этот приобретенный опыт действительно будет иметь очень высокую ценность для дальнейшей жизнедеятельности, если, конечно, вы будете реально учиться, а не просиживать штаны.

Я хочу, чтобы вы понимали, что учиться нужно для себя. Не для будущих работодателей, не для государства и, конечно же, не для родителей. Если вы хотите научиться учиться – поступайте в институт. Если вы просто считаете, что вам нужен диплом, потому что “так лучше” – в вашем случае учиться бессмысленно: начните сразу зарабатывать и добьетесь гораздо большего эффекта.

Что касается меня, то я свои 5 лет отучился очно, получив два красных диплома по специальности “Финансы”, сразу после окончания ВУЗа устроился на работу в банке, о которой мечтал и которая на тот момент была весьма престижной и высокооплачиваемой в сравнении с другими. Однако, несмотря на красные дипломы, полученные в институте знания мне нигде не пригодились, а работа оказалась лишь способом собрать необходимый личный капитал и сбережения. Зато я теперь могу легко адаптироваться к любой ситуации и искать более эффективные на сегодняшний день источники дохода, чем работа, чего и вам всем желаю.

Еще раз повторюсь, что каждый должен сам осознать, что дает обучение в ВУЗе и нужно ли учиться в институте в его случае. Я лишь хочу, чтобы вы реально, объективно оценивали нынешние условия жизни, поэтому постарался обрисовать их такими, какие они есть.

Свои мысли по поводу происходящего вокруг нас, так или иначе затрагивающего сферу личных финансов, в частности свои принципы управления личными финансами я стараюсь доступно излагать на этом сайте . Надеюсь, что вы почерпнете здесь что-то полезное, что позволит улучшить и ваше финансовое состояние.

Вчера прошел день знаний. Самое время обсудить вопрос нужности или ненужности высшего образования лично для вас. В обществе есть две диаметрально противоположенные точки зрения относительно того, стоит ли учиться в вузе или нет. 10 лет назад я был человеком без высшего образования, а теперь у меня уже несколько лет как есть диплом экономиста. Давайте разбираться в этом непростом вопросе.

СТОИТ ЛИ ПОЛУЧАТЬ ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ?

Начнем с того, что более высокое образование - это хорошо. Эрудированный человек имеет больше возможностей, чем не эрудированный. С этим мало кто поспорит. Но не стоит забывать, что стены вуза - это далеко не единственный и не самый лучший способ получить какие-то знания. Самым лучшим способом приобретения тех или иных знаний является практика. Но давайте обо всем по-порядку.

ДАЕТ ЛИ ДИПЛОМ КАКИЕ-ТО ПРЕИМУЩЕСТВА

Реально, многие вакансии без наличия высшего обазования будут для вас закрытыми. Для работодателя наличие диплома - это подтверждение того, что вы можете годами ходить к 8 утра и выполнять то, что от вас требуют. Поэтому далеко не всегда требуется именно профильное высшее образование. Намного важнее, что вы смогли пережить десяток сессий, сумели тем или иным способом сдать десятки экзаменов и курсовых работ и можете претендовать на исполнительные должности.

Реально - в государственный технопарк куратором проектов или налоговым инспектором в налоговую инспекцию без профильного диплома сложно попасть (читай - невозможно). Вообще, многое зависит от конкретной организации. Многие фирмы, к примеру, готовы рассматривать кандидатов со средним или средне-специальным образованием. Откройте газету, прозвоните интересные для вас вакансии и узнайте, действительно высшее образование востребовано в этих фирмах или нет. Но практика показывает, что наличие диплома чаще востребовано, чем не востребовано.

Вы должны понять, что диплом - это еще не гарантия хорошего трудоустройства, но неплохое подспорье.

ЧТО МОЖНО УСПЕТЬ СДЕЛАТЬ ВМЕСТО ОБУЧЕНИЯ В УНИВЕРСИТЕТЕ

Прежде чем идти учиться, вы должны задуматься, а что бы вы могли бы успеть за эти 4-5 лет, если бы вы не ходили в университет. Ответ прост - за это время можно стать профессионалом высокого класса в любой области. Задумайтесь об этом, ведь 18-22 года - это самый активный возраст, когда вы в состоянии быстро усваивать знания. С другой стороны, если вы захотите учиться годам к 30, то для вас это будет уже значительн осложнее, так как организм уже более старый и сложнее усваивает новые знания.

ВЫСОКО ЛИ КАЧЕСТВО ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ?

Тут мы подошли к ключевому вопросу. А действительно ли высоко качество высшего образования? Тут все зависит от вашего вуза, факультета, кафедры и даже от состава преподавателей, которые у вас ведут те или иные пары. Могу говорить за себя: из приблизительно 50 дисциплин мне очень понравились около 10. Еще 10-15 были не так интересны лично для меня, но полезны для общего развития.

В сухом остатке, я остался доволен. Но если бы мне пришлось платить за это обучение те деньги, которые сегодня запрашивают вузы, я бы усомнился в целосообразности. Но мне удалось поступить на бюджет и учитывая, что учеба досталась мне бесплатно, я остался доволен.

Но давайте говорить откровенно - в программе было полно всякой муры. И это не вина самой программы. Просто каждый преподаватель ведет то, что считает нужным. Кто-то просто отчитывает учебник, чтобы отвести свои часы, а кто-то действительно рассказывает свой предмет, что называется, с душой.

ФЕНОМЕН ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ПАМЯТИ

Мы очень быстро забываем то, что изучаем. Об этом пишет автор книги «правила мозга». То, что мы не используем в повседневной практике очень быстро вычеркивается нашим с вами мозгом. Имено поэтому 90% всего, что вы будете проходить вы забудете еще до того как успеете защитить дипломный проект. Однозначные рекомендации относительно того, стоит ли вам поступать в вуз или не стоит очень сложно давать, учитывая что у каждого из нас разные условия, разные возможности и разные желания. Например, кто-то в принципе не в состоянии учиться в классической академической среде. Или, к примеру, для предпринимательства особого формального образования и вовсе не требуется. Кому-то диплом понадобится и не раз, а у кого-то он всю жизнь пролежит на полке. Взвешивайте все за и против и принимайте решение.

В наше время поступить в ВУЗ все труднее, а найти высокооплачиваемую работу после его окончания не так уж просто. Диплом в наше время - это не гарантия успеха и хорошего заработка.Так стоит ли игра свеч? В статье от первого лица рассказывается о двух девушках, одно из которых поступила в институт, а другая сразу пошла работать в сферу услуг. Кому из них в жизни удалось добиться большего успеха?

""Я, как одна из лучших учениц, после школы поступила в нефтяной университет. Моя подруга не могла похвастаться хорошим аттестатом, поэтому сразу после выпускного пошла учиться на курсы парикмахеров . Первого сентября я с гордостью вступила в студенческие ряды известного университета. Она, в свою очередь, как раз закончила курсы и стала работать в ближайшем салоне. Прошел год. Мой отец исправно в течении года платил не малую сумму за мое обучение, снимал мне жилье и каждый месяц отправлял средства на проживание. Моя подруга-парикмахерша за год «набила» себе руку, обзавелась постоянными клиентами, сама оплачивает аренду жилья и начала копить на машину. Прошло еще четыре года, я с чувством полного удовлетворения и красным дипломом в руках возвращаюсь в родной город. Мои родители за период моей учебы потратили сумму эквивалентную стоимости однокомнатной квартиры, и теперь очень надеяться на мое перспективное нефтяное будущее. По распределению из института меня берут в крупную нефтегазодобывающую компанию молодым специалистом на рабочую должность. Возможна перспектива карьерного роста, если очень постараться. Я начинаю свою трудовую деятельность. Теперь каждое утро я обязана вставать, натягивать улыбку и полтора часа добираться на производство. Моя подруга утром любит поспать и делает это с удовольствием. За пять лет работы парикмахером она открыла свой собственный салон, купила маленький дом в престижном районе, хорошую иномарку, объездила пол мира и подумывает о расширении своего пока еще небольшого бизнеса.

Мой красный диплом пылится в шкафу, родственники гордятся мной. Через полтора года работы оператором меня повысили до инженера, я наскребла на первоначальный взнос и в этом году смогу взять ипотеку,чтобы купить как раз такую же однокомнатную квартиру в стоимость которой обошлось мое очное обучение в институте. Мама моей подруги-парикмахерши, которая неоднократно выслушивала от знакомых о необходимости в наше время высшего образования, беззаботно нежиться на хорватском побережье, путевку ей на юбилей подарила дочь.

Высшее образование дало мне знания, статус, умение учиться, находить пути решения проблем и самое главное – незабываемые студенческие годы, но какова цена всего вышеперечисленного в наше время торгово-рыночных отношений? Если ваша цель зарабатывать, то стоит ли терять пять лет, просиживая штаны на лекциях?""