11 класс

Организация комплексного индивидуального сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья (овз) специалистами доу. Психолого-педагогическое сопровождение детей с овз в рамках доу

в структурном подразделении государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Самарской области средней

общеобразовательной школы №2 «Образовательный центр»

имени Героя Российской Федерации Немцова Павла Николаевича с. Борское муниципального района Борский Самарской области

Детский сад «Солнышко» с. Борское

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту содержание коррекционной работы направлено на обеспечение коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии различных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и оказание помощи детям этой категории в освоении основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Анализ реальной ситуации, сложившейся в настоящее время в системе воспитания и образования детей дошкольного возраста показал, что количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии, неуклонно растет. Эти дети составляют основную группу риска по школьной неуспеваемости, особенно при овладении письмом и чтением.

Новые тенденции в развитии современной системы образо­ вания повышают требования к речево­ му развитию детей, воспитанию осоз­ нанного отношения к языку как нацио­ нально-культурной ценности, овладе­ нию его литературными нормами. Не­ однократно ученые Л. Выготский, А. Леонтьев, А. Лурия, М. Хватцев об­ ращали внимание на значимость сво­ евременного развития речи и мышле­ ния в становлении личности ребенка, на их взаимозависимую роль в онтоге­ незе. Знания о закономернос­ тях развития речи и особенностях раз­ вития коммуникативной компетенции позволяет прогнозировать успешность дальнейшего развития и обучения в школе.

Проблема формирования коммуникаций у детей с нарушениями устной речи одна из важнейших в общей и специальной педагогике.

Схема реализации интегрированного обучения детей с ОВЗ

Цель психолого-педагогического сопровождения: создание комплексной системы психолого-педагогических условий, способствующих успешной адаптации, реабилитации и личностному росту детей в социуме.

Содержание коррекционной работы обеспечивает:

Выявление особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), обусловленных недостатками в их физическом и (или) психическом развитии;

Осуществление индивидуально ориентированной психолого-медико-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями ПМПК);

Возможность освоения детьми с ограниченными возможностями здоровья о бщеобразовательной программы и их интеграции в образовательном учреждении.

В структурном подразделении государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Самарской области средней общеобразовательной школы №2 «Образовательный центр» имени Героя Российской Федерации Немцова Павла Николаевича с. Борское муниципального района Борский Самарской области – Детский сад «Солнышко» с. Борское группа комбинированной направленности создана в целях оказания помощи воспитанникам, имеющим нарушения в развитии речи.

Основными задачами являются:

Своевременное выявление нарушений речи воспитанников;

Определение их уровня и характера;

Устранение нарушений устной речи;

Профилактика возникновения нарушений письменной речи;

Распространение специальных знаний по логопедии среди специалистов, родителей (законных представителей) воспитанников.

Характеристика детей с ОНР.

При нормальном речевом развитии дети к 5 годам свободно пользуются развернутой фразовой речью, разными конструкциями слож­ных предложений. Они имеют достаточный словарный запас, владе­ют навыками словообразования и словоизменения. К этому времени окончательно формируется правильное звукопроизношение, готов­ность к звуковому анализу и синтезу.

I уровень речевого развития характеризуется отсутствием речи (так называемые "безречевые дети").

II уровень речевого развития (начатки общеупотреби­тельной речи) знаменуется тем, что, кроме жестов и лепетных слов, появляются хотя и искаженные, но достаточно постоянные обще­употребительные слова ("Алязай. Дети алязай убиляют. Капутн, лидоме, лябака. Литя одают земю" - Урожай. Дети урожай убирают. Капусты, помидоры, яблоки. Листья падают на землю).

Одновременно намечается различение некоторых грамматиче­ских форм. Однако это происходит лишь по отношению к словам с ударными окончаниями (стол - столы; ноет поют) и относящим­ся лишь к некоторым грамматическим категориям. Этот процесс но­сит еще довольно неустойчивый характер, и грубое недоразвитие ре­чи у данных детей проявляется достаточно выражено. Высказывания детей обычно бедны, ребенок ограничивается пе­речислением непосредственно воспринимаемых предметов и дейст­вий.

Рассказ по картине, по вопросам строится примитивно, на ко­ротких, хотя и грамматически более правильных, фразах, чем детей первого уровня. При этом недостаточная сформированность грам­матического строя речи легко обнаруживается при усложнении рече­вого материала или при возникновении необходимости употребить такие слова и словосочетания, которыми ребенок в быту пользуется редко. Формы числа, рода и падежа для таких детей по существу не несут смыслоразличительной функции. Словоизменение носит случайный характер, и потому при использовании его допускается много разно­образных ошибок ("Игаю мятику" - Играю мячиком).

Слова нередко употребляются в узком значении, уровень словес­ного обобщения очень низкий. Одним и тем же словом могут быть названы многие предметы, имеющие сходство по форме, назначе­нию или другим признакам (муравей, муха, паук, жук - в одной ситу­ации - одним из этих слов, в другой - другим; чашка, стакан обознача­ются любым из этих слов). Ограниченность словарного запаса под­тверждается незнанием многих слов, обозначающих части предмета (ветки, ствол, корни дерева), посуду (блюдо, поднос, кружка), и др. Отмечается отставание в использовании слов-признаков предме­тов, обозначающих форму, цвет, материал. Часто появляются заме­ны названий слов, обусловленные общностью ситуаций (режет -рвет, точит -режет). При специальном обследовании отмечаются грубые ошибки в употреблении грамматических форм. Углубленное обследование детей позволяет легко выявить недо­статочность фонематического слуха, их неподготовленность к освое­нию навыков звукового анализа и синтеза (ребенку трудно правильно выбрать картинку с заданным звуком, определить позицию звука в слове и т.д.).

III уровень речевого развития характеризуется наличием развер­нутой фразовой речи с элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития. Дети этого уровня вступают в контакты с окружающими, но лишь в присутствии родителей (воспитателей), вносящих соответствую­щие пояснения.

2. Основа (предварительная работа) для создания модуля сопровождения, детей с ОВЗ и их родителей.

    Разработана нормативно - правовая база коррекционно-развивающего обучения с учетом индивидуальных потребностей и возможностей детей с нарушениями психофизического развития. В этом процессе участвуют специалисты: педагог-психолог, учитель-дефектолог, воспитатели и специалисты по физическому и музыкальному развитию.

    Создан банк данных.

    Изучены потребности родителей

    Разработан алгоритм сопровождения детей с нарушениями в развитии речи.

3. Технологическая схема реализации модуля сопровождения детей с ОВЗ

Практика работы показала, что все задачи возможно решить только совместными усилиями ДОУ, семьи, детской поликлиники, построив работу целенаправленно и планомерно. После зачисления ребенка в ДОУ и заключения договора между ДОУ и родителями (законными представителями), с согласия последних, специалисты проводят первичное обследование детей, изучив предварительно заключение районной ПМПК. Результаты первичного обследования анализируются, составляется индивидуальный маршрут сопровождения ребенка Затем мы составляем расписание занятий с учетом индивидуальных особенностей и заболеваний ребенка, составляем циклограмму работы специалистов.

Содержание работы с детьми данной категории определяется:

    примерной общеобразовательной программой дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Веракса, Т.С. Комаровой, М.А.Васильевой М., Мозаика-синтез, 2010

    «Программа воспитания и обучения дошкольников с задержкой психического развития» С-П, ЦДК проф. Л.Б.Баряевой, 2010

Для воспитателей и специалистов, работающих с данной категорией детей, разработаны рекомендации

Алгоритм работы специалистов:

    составление перспективного плана работы

    работа по индивидуальному плану обследование

Основные направления работы по сопровождению детей дошкольного возраста с ОВЗ по развитию речи являются:

    формирование полноценных произносительных навыков;

    развитие фонематического восприятия, фонематических представлений, доступных возрасту форм звукового анализа и синтеза.

По мере продвижения ребенка в указанных направлениях на скорректированном речевом материале осуществляется:

    развитие у детей внимания к морфологическому составу слов и изменению слов и их сочетаний в предложении;

    обогащение словаря детей преимущественно привлечением внимания к способам словообразования, к эмоционально-оценочному значению слов;

    воспитание у детей умений правильно составлять простое распространенное предложение, а затем и сложное предложение; употреблять разные конструкции предложений в самостоятельной связной речи;

    развитие связной речи в процессе работы над рассказом, пересказом, с постановкой определенной коррекционной задачи по автоматизации в речи уточненных в произношении фонем;

    формирование элементарных навыков письма и чтения специальными методами на основе исправленного звукопроизношения и полноценного фонематического восприятия.

Индивидуальная и подгрупповая образовательная деятельность - основные формы коррекционно-воспитательной работы с детьми, имеющая большое значение для формирования коммуникативной функции речи и общей готовности к школе.

Основная цель индивидуального взаимодействия выбор и применение комплекса артикуляционных упражнений, направленных на устранение специфических нарушений звуковой стороны речи, характерных для разных нозологических форм речевой патологии - дислалии, ринолалии, дизартрии и др.

Основная цель подгрупповой коррекционной деятельности - воспитание навыков коллективной работы. Во время этих деятельностей дети должны научиться адекватно оценивать качество речевых высказываний сверстников.

Важной в методическом аспекте особенностью индивидуальной и подгрупповой деятельности является то, что они носят опережающий характер и готовят детей к усвоению более сложного фонетического и лексико-грамматического материала на фронтальных модулях НОД в группе. Важную роль в развитии и воспитании детей с ОНР играет четкая организация их жизни в период посещения детского сада. Поэтому следует создать необходимые условия, чтобы обеспечить разнообразную активную деятельность детей.

Модель профессиональной взаимосвязи всех специалистов в работе с ребенком с ОВЗ:

Педагог-психолог:
организует взаимодействие педагогов;
разрабатывает коррекционные программы индивидуального развития ребенка;
проводит психопрофилактическую и психодиагностическую работу с детьми;
организует специальную коррекционную работу с детьми, входящими в группу риска;
повышает уровень психологической компетентности педагогов детского сада;
проводит консультативную работу с родителями.
Учитель-логопед:
диагностирует уровень импрессивной и экспрессивной речи;
составляет индивидуальные планы развития;
проводит индивидуальные занятия (постановка правильного речевого дыхания, коррекция звуков, их автоматизация, дифференциация и введение в самостоятельную речь), подгрупповые занятия (формирование фонематических процессов);
консультирует педагогических работников и родителей о применении логопедических методов и технологий коррекционно-развивающей работы;
Музыкальный руководитель:
Осуществляет музыкальное и эстетическое воспитание детей;
Учитывает психологическое, речевое и физическое развитие детей при подборе материала для занятий;
Использует на занятиях элементы музыкотерапии и др.
Инструктор по физической культуре:
Осуществляет укрепление здоровья детей;
Совершенствует психомоторные способности дошкольников.
Воспитатель:
проводит занятия по продуктивным видам деятельности (рисование, лепка, конструирование) по подгруппам и индивидуально. Организует совместную и самостоятельную деятельность детей;
воспитывает культурно-гигиенические навыки, развивает тонкую и общую моторику;
организует индивидуальную работу с детьми по заданиям и с учетом рекомендаций специалистов (педагога-психолога, учителя-логопеда);
применяет здоровьесберегающих технологии, создает благоприятный микроклимат в группе;
консультирует родителей о формировании культурно-гигиенических навыков, об индивидуальных особенностях ребенка, об уровне развития мелкой моторики.
Медицинский персонал:
проводит лечебно-профилактические и оздоровительные мероприятия;
осуществляет контроль за состоянием здоровья детей посредством регулярных осмотров, за соблюдением требований санитарно-эпидемиологических норм.

Взаимодействие с родителями.

Мы активно сотрудничаем с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья. Наши специалисты стараются помочь родителям понять сущность имеющихся у ребенка отклонений; определить и осознать сильные и слабые стороны ребенка.

Это подготавливает и настраивает родителей на направленный поиск наиболее эффективных способов помощи их ребенку.

Для родителей работает консультационный пункт, который создан в целях оказания помощи родителям, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) дошкольного возраста.

Принципы работы:

Добровольность

Компетентность

Соблюдение педагогической этики

Основные направления:

Повышение педагогических знаний

Оказание содействия в социализации ребенка

В ДОУ в ходе индивидуальных и тематических консультаций, родительских собраний, занятий-практикумов родители получают всю необходимую информацию о том, как создавать спокойную, доброжелательную атмосферу по отношению к ребенку, организовывать правильный режим дня и питания, занятия в домашних условиях. Эта работа проводится по разработанному плану

Результативность реализации представляемых разработок.

Наш опыт работы показывает, что специально организованный коррекционный воспитательно-образовательный процесс, взаимосвязь в работе всех специалистов с детьми дает положительный результат:

    Психологическое обследование детей с проблемами в развитии проводится в системе и включает в себя изучение всех сторон психики (познавательная деятельность, речь, эмоционально-волевая сфера, личностное развитие). За время пребывания в детском саду у детей развиваются психические процессы память, мышление, воображение, логика и т.д.

    Поднимает ребенка на более высокий уровень развития

    Развивает личностные качества, которые позволяют адаптироваться в социуме

    Обеспечивает подготовку детей к школе

Показатели результативности работы ДОУ:

    Наработали определенную систему работы с детьми ОВЗ и их родителями, которую будем в дальнейшем совершенствовать;

    Создали условия для развития ребенка: физического, психического, эмоционального.

    С сентября 2011года в ДОУ открыта вторая диагностико-коррекционная группа для детей с ограниченными возможностями здоровья (по запросу родителей района)

    А самое главное родители получают надежду и уверенность в том, что их дети будут адаптированы к социуму.

Алгоритм реализации моделей интеграции детей с ОВЗ

Критерии

Старший дошкольный возраст

начало года

конец года

очень низкий

низкий

средний

выше среднего

высокий

очень низкий

низкий

средний

выше среднего

высокий

1. Звукопроизношение %

2. Фонематическое восприятие

3. Лексико-грамматический строй речи %

4. Связная речь %

5. Овладение элементами грамоты

В развитии детей подготовительных к школе групп отмечается значительная положительная динамика за учебный год, что свидетельствует о достаточной эффективности коррекционно-развивающего процесса, основанного на профессиональной взаимосвязи всех специалистов ДОО . На конец года отсутствуют дети с низким уровнем успешности выполнения заданий по различным направлениям обследования. Наибольшее количество детей показали высокий уровень по разделу обследования «Фонематическое восприятие», а также «Звукопроизношение» и «Овладение элементами грамоты». Несмотря на то, что на конец учебного года у детей отмечается достаточно высокая динамика в развитии лексико-грамматического строя и связной речи, наименьшее количество детей с высоким уровнем развития выявлено по разделу обследования «Связная речь».

2. Информация о наличии специалистов для оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных психолого – педагогических подходов в соответствии с ФГОС ДО.

п/п

Ф.И.О., должность

Уровень образования, образовательное учреждение, специальность (направление подготовки) и квалификация по документу об образовании и (или) квалификации

Информация о курсах повышения квалификации

Стаж пед. работы

(полных лет)

Хрон Ольга Сергеевна, старший воспитатель

высшее, Оренбургский государственный университет, 2002 г.

Квалификация: «Преподаватель педагогики и психологии».

Специальность: «Дошкольная педагогика и психология».

Синельникова Лариса Ивановна, воспитатель

Главное управление здравоохранения Администрации Самарской области Борское медицинское училище, 2002,

Квалификация: «Фельдшер»

Специальность: «Лечебное дело»

НОУ ВПО «Восточная экономико – эридическая гуманитарная академия»

1. Основные направления региональной образовательной политики в контексте модернизации российского образования (72 часа)

2. Игровые технологии в образовательном процессе ДОУ (36 часов)

3. Коммуникативная деятельность дошкольников с учетом ФГОС ДО (36 часов)

4. Педагогические технологии дошкольного образования в условиях внедрения ФГОС (72 часа)

Дубасова Наталья Петровна, воспитатель

Среднее – специальное, Бузулукское педагогическое училище, 1984 г.

Квалификация: «Воспитатель в дошкольных учреждениях». Специальность: «Воспитание в дошкольных учреждениях»

Попова Ольга Николаевна, воспитатель

Среднее – специальное, Бузулукское педагогическое училище, 1989 г. Специальность: «Дошкольное образование»

(72 часа)

(36 часов)

(36 часов)

4. Педагогические технологии дошкольного образования в условиях ФГОС ДО (72 часа)

Корчагина Наталия Геннадьевна, инструктор по физической культуре

Среднее – специальное, Бузулукский педагогический колледж, 1999 г. Специальность: «Дошкольное образование»

1. Основные направления региональной образовательной политики в контексте (72 часа) модернизации российского образования.

2.Эмоциональное развитие дошкольников (36 часов)

3. Коммуникативная деятельность дошкольников с учетом ФГОС ДО (36 часов)

4. Педагогические технологии дошкольного образования в условиях ФГОС ДО (72 часа)

Маликова Елена Андреевна, педагог - психолог

Высшее, Поволжская Государственная социально – гуманитарная академия, 2011 год. Квалификация: «Педагог – психолог». Специальность: «Педагогика и психология».

Григорьева Юлия Марсовна, воспитатель

Борское медицинское училище, 2005 ГОУ высшего профессионального образования Поволжский государственный университет сервиса, 2011

Квалификация: «Специалист по социальной работе»

Специальность: «Социальная работа» НОУ ВПО «Восточная экономико – юридическая гуманитарная академия»

Специальность: «Педагогическое образование (Дошкольное образование)» студентка 5 курса

1. Основные направления региональной образовательной политики в контексте (72 часа) модернизации российского образования.

2.Эмоциональное развитие дошкольников (36 часов)

3. Коммуникативная деятельность дошкольников с учетом ФГОС ДО (36 часов)

4. Педагогические технологии дошкольного образования в условиях ФГОС ДО (72 часа)

Начарова Анна Александровна

Высшее, ФГБОУ высшего профессионального образования «Поволжская государственная социально – гуманитарная академия». Специальность: «Учитель биологии с правом преподавания химии», 2011 г.

1. Основные направления региональной образовательной политики в контексте (72 часа) модернизации российского образования.

2.Эмоциональное развитие дошкольников (36 часов)

3. Коммуникативная деятельность дошкольников с учетом ФГОС ДО (36 часов)

4. Педагогические технологии дошкольного образования в условиях ФГОС ДО (72 часа)

Табакова Елена Вячеславовна

ФГБОУ высшего профессионального образования «Поволжская государственная социально – гуманитарная академия». Специальность: «Специальное (дефектологическое) образование».

Квалификация: «Бакалавр», 2015 год


К числу недостатков развития, характерных для всех категорий лиц с ОВЗ, относятся дети с замедленным и ограниченным восприятием; недостатком развития моторики недостатками речевого, сенсорного развития; недостатком развития мыслительной деятельности; недостаточной по сравнению с обычными детьми познавательная активность; пробелами в знаниях и представлениях об окружающем мире, межличностных отношениях; недостатком в развитии личности (неуверенность в себе и неоправданная зависимость от окружающих, низкая коммуникабельность, эгоизм, пессимизм, заниженная или завышенная самооценка, неумение управлять собственным поведением).


Дети - инвалиды К категории детей - инвалидов относятся дети, имеющие значительные ограничения жизнедеятельности, приводящие к социальной дезадаптации вследствие нарушений развития и роста ребенка, способностей к самообслуживанию, передвижению, ориентации, контроля за своим поведением, обучения, общения, трудовой деятельности в будущем.


Услуги, предоставляемые детям с ОВЗ и имеющими инвалидность группы кратковременного пребывания и полного дня, Интеграционные, инклюзивные группы для детей с соматическими, двигательными и другими видами нарушений, создаются условия для индивидуального развития детей с ОВЗ




Задачи психолого - педагогического сопровождения: выявление особых образовательных потребностей детей с ОВЗ, обусловленных недостатками в их физическом и (или) психическом развитии; осуществление индивидуально ориентированной психолого - медико - педагогической помощи детям с ОВЗ с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями психолого - медико - педагогической комиссии); возможность освоения детьми с ОВЗ Общеобразовательной программы и их интеграции в образовательном учреждении.


Алгоритм действий с детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми - инвалидами, посещающих дошкольное образовательное учреждение Первичная встреча с семьей, сбор информации о развитии ребенка, выявление образовательного запроса Заключение договора между ДОУ и родителями (законными представителями) Разработка индивидуального маршрута на основе заключения ПМПК консилиумом ДОУ, в который входят методист и специалисты ДОУ Составление сетки занятий и перспективного плана для детей обучающихся по коррекционной программе Создание условий в развивающей среде для ребенка с ОВЗ во время его пребывания в ДОУ Реализация индивидуальной программы или маршрута Проведение промежуточной диагностики и анализ Консультирование родителей


Индивидуально - образовательный маршрут Это движение в образовательном пространстве, создаваемом для ребенка при осуществлении образовательного и психолого - педагогического сопровождения в конкретном образовательном учреждении специалистами различного профиля с целью реализации индивидуальных особенностей развития


Задачи маршрута сопровождения. развитие личности ребенка (с учетом его индивидуальных физических и умственных возможностей) осуществление полноценной адаптации в группе сверстников проведение коррекционно - педагогической, психологической работы с детьми подготовка к школьному обучению оказание помощи и поддержки родителям, консультирование по вопросам воспитания и развития ребенка


Комплекс факторов, влияющих на выбор индивидуального маршрута Возраст ребенка Состояние здоровья Уровень готовности к усвоения ООП Возможность раннего выявления проблем в развитии ребенка и своевременного обращения к специалистам Профессионализм специалистов образовательного учреждения возможность и желание семьи взаимодействовать со специалистами и продолжать занятия дома Возможность материально - технической базы ОУ Особенности интересов и потребностей ребенка и его семьи в достижении необходимого образовательного результата


Информация для родителей О предельно - допустимой норме учебной нагрузки Об основных образовательных программах О дополнительных коррекционно - развивающих программах О содержании психолого - педагогической коррекции О возможности и правилах изменений в образовательный маршрут


Индивидуально - образовательный маршрут Ф. И. ребенка _________________________ на 20__ - 20__ учебный год Наименование программы:_______________________________________ режим пребывания:____________________________________________ Направление работы специалиста Количеств о часов в неделю Время проведения Использо вание программ и технолог ий Форма проведения занятия Ф. И. О специалиста Психолого - педагогическая помощь (педагог - психолог) Дефектологическая, логопедическая помощь (логопед) Общеразвивающая подготовка (воспитатели, физ инструктор, музыкальный руководитель)


Принципы работы с детьми с ОВЗ Личностно - ориентированный подход к детям, к родителям, где в центре стоит учет личностных особенностей ребенка, семьи; обеспечение комфортных, безопасных условий. Гуманно - личностный – всестороннее уважение и любовь к ребенку, к каждому члену семьи, вера в них, формирование позитивной « Я - концепции » каждого ребенка, его представления о себе (необходимо, чтобы слышал слова одобрения и поддержки, проживал ситуацию успеха). Принцип комплексности – психологическую помощь можно рассматривать только в комплексе, в тесном контакте психолога с логопедом, воспитателем, муз. руководителем, родителями. Принцип деятельностного подхода – психологическая помощь осуществляется с учетом ведущего вида деятельности ребенка (в игровой деятельности), кроме того, необходимо ориентироваться также на тот вид деятельности, который является личностно - значимым для ребенка.




Примерный перечень документации педагога, ведущего занятия с ребенком - инвалидом. 1. Приказ о зачислении ребенка. 2. Приказ о начале занятий с ребенком. 3. Договор между ДОУ и родителем (законным представителем). 4. Психолого - педагогическая характеристика на ребенка. 5. Индивидуальная коррекционная программа для ребенка - инвалида или образовательный маршрут. 6. Примерный объем образовательной нагрузки на ребенка. 7. Расписание занятий на месяц (по неделям). 8. Календарное планирование. 9. Итоги обследования знаний и умений ребенка 3 раза за учебный год. 10. По итогам работы проводится анализ работы с указанием реализации задач, при наличии отрицательных результатов указать причины, поставить задачи на следующий год.




Психолого - педагогическая характеристика на ребенка Представление воспитателя на ребенка (для ПМПК) Ф. И. О. ребенка ________________________________________________ Дата рождения ______________ Адрес _____________________________ ДОУ _________________________________________________________ Цель обращения в ПМПК _______________________________________ Сведения о семье ______________________________________________ Знания и представления об окружающем ___________________________ Физическое развитие (группа здоровья, недостаточно развит, быстро устает, часто болеет, плохо ест, трудно засыпает и т. д.)_______________________ Поведение в группе (восприятии требований воспитателя, неуверен, боязлив, плаксив без видимой причины, двигательная и речевая расторможенность и т. д.)_____________________________________________________________ Игра и общение с детьми и взрослыми (играет один, конфликтует с детьми, не умеет поддерживать игру, мало контактен со взрослыми, соблюдает правила и т. д.______________________________________________________ Социально - бытовые навыки самообслуживания, помощь воспитателю и детям, любимое занятие и т. д.________________________________________ Отношение к занятиям и их успешность (способность контролировать свою деятельность, нуждается в помощи, постоянном контроле воспитателя, с трудом овладевает необходимым объемом знаний, неусидчив, не доводит дело до конца, мешает детям, способен понять и принять инструкцию, отношение к неудаче и т. д.__________________ _____________________________________________________________________________ Темповые характеристики деятельности (сонлив, вял в течение дня, медлителен, невнимателен и т. д.___________________________________________________________ Эмоциональное состояние в различных ситуациях (раздражение, агрессия, испуг и т. д.) Доминируют увлечения и интересы _____________________________________________ Общие выводы и впечатления о ребенке Дата ___________ Воспитатель ___________________ Заведующий _____________________

И. В. Авилова, Н. А. Тарасова
педагоги-психологи МБДОУ
«Центр развития ребенка-
детский сад №8 «Солнышко»,
г. Ханты-Мансийск
С введением инклюзивного образования в России, в группах детского сада увеличивается количество детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Как показывает практика детям с ОВЗ не подходит общая образовательная программа детского сада. Поэтому педагоги, специалисты (психологи, логопеды, инструкторы по физической культуре, изо руководители) и родители сталкиваются с множеством проблем в обучении и воспитании детей с ОВЗ. В связи с этим нами было проведено анкетирование среди педагогов, специалистов и родителей для выявления трудностей, которые они испытывают в обучении и воспитании детей с ОВЗ.

Скачать полный конспект

По результатам анкетирования педагогов были выявлены следующие
Трудности, в процессе взаимодействия педагогов с детьми с ОВЗ:
незнание приемов и методов при работе с детьми ОВЗ выявлено у 75% педагогов, работающих с данной категорией детей;
невозможность осуществлять большинству педагогам (95%) индивидуальный подход к детям с ОВЗ, из-за большого количества детей (30 человек) в группах детского сада;
низкий темп работы детей ОВЗ при проведении образовательной деятельности отметили 85% педагогов.
Согласно диагностическим данным специалистов ДОУ у детей зачастую встречаются следующие затруднения в процессе освоения программы и в общении со сверстниками:
отсутствует мотивация к познавательной деятельности;
темп выполнения заданий очень низкий;
нуждаются в постоянной помощи взрослого;
низкий уровень развития свойств внимания (устойчивость, концентрация, переключение);
низкий уровень развития речи, мышления (классификация, аналогии);
трудности в пониманииинструкции;
инфантилизм;
нарушения координации движений;
низкая самооценка;
повышеннаятревожность;
высокий уровень психомышечного напряжения;
низкий уровень развития мелкой и крупной моторики.
При анкетировании родителей были выявлены следующие трудности у детей с ОВЗ:
незнание психологических возрастных особенностей развития ребенка;
некомпетентность в использовании приемов и методов в воспитании особого ребенка;
трудности в адаптации ребенка к группе детского сада (не идут на контакт с детьми и взрослыми, нарушения сна, истерики, негативизм и т. д.);
вредные привычки у детей и т. д.
Все эти выявленные трудности у педагогов, специалистов и родителей могут привести к ухудшению психологического и физического развития ребенка. Могут повлечь за собой вторичные нарушения у данной категории детей. Поэтому перед нами встал вопрос об организации комплексного индивидуального сопровождения детей с ОВЗ участниками образовательного процесса. Тем более, что в дошкольном образовании нет глобально разработанного, комплексного индивидуального сопровождения ребенка с ОВЗ. А таких детей с каждым днем становится все больше в детских дошкольных образовательных учреждениях.
Как осуществить данное сопровождение в условиях детского сада? Как обеспечить полноценное развитие ребенка с ОВЗ в условиях ДОУ? Ведь основной целью детского сада, является социализация ребенка в обществе, которая в свою очередь невозможна в реализации без эффективной организации деятельности всех участников образовательных отношений.
Проанализировав опыт работы в данном направлении других психологов, нами был разработан индивидуальный маршрут и адаптирован для работы с детьми с ОВЗ в МБДОУ ЦРР-д/с №8 «Солнышко».
Целью индивидуального маршрута развития ребенка с ОВЗ является организация комплексного сопровождения ребенка с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) специалистами ДОУ. Для достижения цели нами были поставлены следующие задачи:
1. Определить и составить структуру индивидуального образовательного маршрута (см. Приложение 1).
2. Описать условия организации сопровождения специалистов детей с ОВЗ.
3. Описать содержательные этапы индивидуального образовательного маршрута.
В результате внедрения в 2012– 2013 гг. комплексного индивидуального маршрута развития сопровождения детей с ОВЗ специалистами ДОУ можно отметить следующие положительные изменения у детей с ОВЗ и родителей, выявленные в процессе диагностики педагогами, специалистами:
улучшилась мелкая и крупная моторика у детей;
повысилась познавательная активность;
при объяснении задания взрослым, самостоятельно начали выполнять задания;
повысилась самооценка;
дети стали лучше понимать, обращенную к ним речь взрослого;
дети стали справляться с упражнениями, требующими повторений физических движений, по показанному способу действия;
у родителей повысилась психолого-педагогическая компетентность в воспитании и обучении детей.
В связи с этим, можно отметить эффективность разработанного нами индивидуального маршрута для детей с ОВЗ и сделать вывод: комплексное, индивидуальное сопровождение ребенка с ОВЗ специалистами ДОУ, позволяет благополучно социализироваться в группе детского сада, а так же гармонично развиваться в познавательной и эмоционально-волевой сфере.
Приложение 1.
Структура индивидуального образовательного маршрута развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья:
1. Соглашение для родителей на организацию
Индивидуального образовательного сопровождения ребенка специалистами ДОУ (Приложение 1.1.);
2. Информация о специалистах (воспитатель, психолог, музыкальный руководитель, учитель-логопед, инструктор по физической культуре и др.), реализующих индивидуальный образовательный маршрут развития ребенка с ОВЗ (Приложение.1.2.);
3. Индивидуальная программа реабилитации ребенка инвалида, выдаваемая федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы (копия запрашивается у родителей);
4. Социально-демографический паспорт семьи (копия запрашивается у воспитателей);
5. Индивидуальный маршрут развития ребенка дошкольного возраста с ОВЗ (Приложение 1.3.);
6. Перспективные планы индивидуальной работы с ребенком специалистов, работающих с данным ребенком;
7. Журнал регистрации коррекционно-развивающей работы с ребенком (фиксирует индивидуальную образовательную деятельность специалистов по развитию ребенка: психологическое, логопедическое, физическое и музыкальное);

Выступление на тему:

«Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в ДОУ общеразвивающей направленности»

Старший воспитатель

Никишина Г.С.

Дети с ОВЗ или, проще говоря, с ограниченными возможностями здоровья – это определенная группа, требующая особого внимания и подхода к воспитанию.

Понятие и классификация

Попытаемся разобраться, что же это за категория детского населения. Итак, определение «дети с ОВЗ» подразумевает наличие у ребенка временного или постоянного отклонения в физическом или психическом развитии. При этом существует необходимость создания для него специальных условий для обучения и воспитания. В данную группу можно отнести как детей-инвалидов, так и не признанных инвалидами, но при наличии ограничений жизнедеятельности.

Согласно основной классификации дети с ОВЗ разделяются на следующие категории:

С нарушением слуха; зрения; речи;
с патологией опорно-двигательного аппарата;
с проблемами психического развития, умственного развития;
с поведенческими расстройствами и нарушением общения;
дети с сочетанными, сложными нарушениями развития.

К числу недостатков развития, характерных для всех категорий лиц с ОВЗ, относятся:

    замедленное и ограниченное восприятие;

    недостатки развития моторики;

    недостатки речевого, сенсорного развития;

    недостатки развития мыслительной деятельности;

    недостаточная по сравнению с обычными детьми познавательная активность;

    пробелы в знаниях и представлениях об окружающем мире, межличностных отношениях;

    недостатки в развитии личности (неуверенность в себе и неоправданная зависимость от окружающих, низкая коммуникабельность, эгоизм, пессимизм, заниженная или завышенная самооценка, неумение управлять собственным поведением).

Дети-инвалиды

К категории детей-инвалидов относятся дети, имеющие значительные ограничения жизнедеятельности, приводящие к социальной дезадаптации вследствие нарушений развития и роста ребенка, способностей к самообслуживанию, передвижению, ориентации, контроля за своим поведением, обучения, общения, трудовой деятельности в будущем.

Характеристика детей с ОВЗ зависит от многих показателей, из которых определяющим является сам дефект. Ведь именно от него зависит дальнейшая практическая деятельность индивидуума.

Алгоритм действия с детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами, посещающих ДОУ

С момента поступления детей с ОВЗ и детей-инвалидов в учреждение, с их семьями ведется тесная работа по «Алгоритму действий с детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами, посещающих ДОУ

Ребенок с ОВЗ, поступивший в детский сад

Первичная встреча с семьей, сбор информации о развитии ребенка, выяснение образовательного запроса

Воспитатели

Беседы, консультации, Создание комфортной для ребенка психологической среды в группе

Специалисты

Администрация ДОУ

Заключение договора о взаимоотношениях между ДОУ и родителями (законными представителями)

Медработник ДОУ

Проведение углубленной диагностики различных сфер развития ребенка с ОВЗ или ребенка-инвалида (ПМПК ДОУ)

Создание условий для ребенка с ОВЗ или ребенка-инвалида во время его пребывания в учреждении

Составление графика приема лекарственных препаратов согласно заключению и рекомендациям лечащих врачей во время пребывания ребенка в ДОУ

Разработка образовательной программы для ребенка с ОВЗ или ребенка-инвалида

Разработка индивидуального образовательного маршрута. Выбор образовательного содержания, видов помощи с учетом имеющихся нарушений у ребенка с ОВЗ или ребенка-инвалида

Реализация образовательной программы и индивидуального образовательного маршрута ребенка с ОВЗ или ребенка-инвалида

Проведение промежуточной аттестации, изменение (дополнение) содержания воспитательно-образовательной деятельности

Анализ и дальнейшая реализация образовательной программы для ребенка с ОВЗ или ребенка-инвалида

Итоговая диагностика различных сфер развития ребенка с ОВЗ или ребенка-инвалида

Итоговая встреча с родителями (законными представителями), определение дальнейших форм работы с ребенком (рекомендации, советы, памятки, буклеты, консультации)

На начальном этапе проводится первичная встреча с семьей с целью знакомства и сбора информации о развитии ребенка, выяснения образовательного запроса со стороны родителей.

В работу с детьми данной категории включаются сотрудники образовательного учреждения, администрация и специалисты ДОУ: заведующий, старший воспитатель, медработник, воспитатели, учитель-логопед, педагог-психолог, музыкальный руководитель, которые способствуют созданию условий и благоприятного микроклимата в ДОУ, для облегчения адаптации детей с ОВЗ и детей-инвалидов, их успешной социализации. Осуществляют индивидуальный подход к детям при организации образовательного процесса. Воспитатели и специалисты проводят беседы с родителями, консультации, дают рекомендации, советы для оптимального развития и адаптации детей в обществе, а также оказание помощи всем членам семей, воспитывающих этих детей.

Администрация, заключает договора:

Между ДОУ и родителями (законными представителями) ребёнка, посещающего ДОУ;

О психолого-медико-педагогическом обследовании и сопровождении.

Весь коллектив ДОУ способствует созданию специальных условий, предполагающих формирование адаптированной образовательной среды. Медработник осуществляет контроль за адаптацией детей с ОВЗ и детей-инвалидов к условиям ДОУ, отслеживает состояние их здоровья, самочувствие в течение дня, своевременность приема лекарственных препаратов, согласно заключению и рекомендациям лечащих врачей во время пребывания этих детей в ДОУ. Консультирует воспитателей и родителей (законных представителей), дает рекомендации по осуществлению индивидуального подхода к детям в соответствие с диагнозом в организации питания, организации режимных процессов в детском саду и дома.

Следующим этапом осуществляется углубленная психолого-педагогическая диагностика (мониторинг) всех сфер деятельности детей данной категории, эмоционально-волевой сферы, высших психических функций, речевого развития, интеллектуального развития. Результаты данного обследования выносятся на ПМПк учреждения с целью определения дальнейшего образовательного маршрута.

Далее проводится организационная работа по проектированию, разработке и утверждению образовательной программы для ребенка с ОВЗ или ребенка-инвалида. Учитывая возрастные и индивидуальные особенности ребенка, медицинские показатели, рекомендации ПМПк ДОУ, четко формулируются цели и задачи индивидуальной образовательной программы (обсуждается необходимость в дополнении или изменении учебного графика, определяются формы получения образования, режим посещения занятий, как подгрупповых, так и индивидуальных, дополнительные виды психолого-педагогического сопровождения, определение промежуточных и итоговых результатов и т.д.).

Далее педагогами и специалистами ДОУ разрабатываются индивидуальные образовательные маршруты на основе разработанной образовательной программы для конкретного ребенка с ОВЗ или ребенка-инвалида, учитывая общеобразовательную программу ДОУ. Данные индивидуальные образовательные маршруты включают содержание основных разделов базовой программы, а также коррекционные направления для конкретного ребенка, рекомендованные специалистами учреждения.

Так как оптимальный вариант разработки и реализации индивидуальной образовательной программы для воспитанника составляет один или два или три года, корректировка содержания ее осуществляется на основе результатов промежуточной диагностики, проводимой в декабре текущего учебного года, в мае в конце учебного года, в сентябре следующего учебного года. На основе анализа промежуточной диагностики, вносятся изменения и корректировки в индивидуальную образовательную программу для конкретного ребенка с ОВЗ или ребенка-инвалида.

В конце учебного года подготовительной к школе группы по итогам реализации индивидуальной образовательной программы в рамках психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПк) проводится анализ итоговой диагностики различных сфер развития ребенка, обосновываются внесение корректировок, формулируются рекомендации с целью обеспечения преемственности в процессе индивидуального сопровождения ребенка с ОВЗ или ребенка-инвалида специалистами на следующем этапе его воспитания и обучения. А также проводятся итоговая встреча с родителями (законными представителями) для определения дальнейших форм работы с ребенком, педагогами и специалистами ДОУ даются рекомендации, советы, консультации, памятки.

При необходимости родители присутствуют при проведении педагогической диагностики. В конце учебного года по решению педагогического совета и согласию родителей дети-инвалиды направляются на РПМПК для уточнения программы обучения.

Согласно Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» часть 11 статья 79 «Образовательная организация должна создать условия для детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов в случае их пребывания в учреждении». Администрацией учреждения должны создаваться специальные условия за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, которые предполагают формирование адаптированной образовательной безбарьерной среды, должны быть средства для обучения и воспитания, а также для своевременной коррекции нарушений в развитии детей с учетом структуры их нарушений:

Оборудование для развития общей подвижности;

Оборудование и игрушки для развития: ручных навыков; тактильного, зрительного и слухового восприятия; мышления, речи и языка;

Игрушки для поддержки социально-эмоционального развития;

Оборудование для игр с водой и сыпучими материалами;

Материалы для изобразительного творчества;

Фонотека, музыкальные игрушки;

Художественная литература для детей.