11 класс

Практический материал к этическим беседам с младшими школьниками

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЛИЦЕЙ №4

Подготовила

Кривошеева Елена Николаевна

учитель начальных классов

2015 уч. год

Этическая беседа – одно из средств нравственного воспитания младших школьников.

Современное общество нуждается в человеке, способном самостоятельно мыслить , ставить перед собой и обществом новые задачи и находить их решения , быть готовым как к индивидуальному, так и к коллективному труду, осознавать последствия своих поступков для себя, для других людей и для окружающего мира.

Поэтому столь громко звучит сейчас требование реализации в школе личностно-ориентированной педагогики, на первый план выдвигается развитие каждого школьника.
Сейчас, в период перехода к информационной культуре , значимым становится её интегрированный характер, гибкость, мышления, диалогичность (толерантность) и теснейшая коммуникация на всех уровнях.

Нравственное воспитание школьников – тяжелейшая задача учителя. Для решения этой задачи учителю нужно уметь направлять свою деятельность и различные методики преподавания на формирование нравственности у детей. Как правило, воспитание нравственности у ребёнка начинается с детского сада и продолжается в начальной школе. Именно в этом возрасте ребёнку легче усваивать какую – либо информацию и правильно анализировать её. Хорошим помощником в воспитании нравственности у школьников является этическая беседа.

Этическим беседам отведено особое место в процессе воспитания нравственности школьников. Такие беседы должны быть содержательными, подталкивающими к хорошим поступкам и положительным действиям.

Этическая беседа – это форма разъяснения школьникам норм и принципов нравственного опыта человечества, это систематическое и последовательное обсуждение той или иной темы между учениками и учителем. Этическая беседа выступает одновременно как форма просвещения учащихся по той или иной проблеме и как метод нравственного воспитания. Такая беседа сильно отличается от рассказа или инструктажа. Беседуя со своими учениками, учитель выслушивает и учитывает их мнения по какому – либо поводу, и выстраивает своё отношение с ними в этой беседе на равных.

Почему такая беседа называется именно «этической? » Потому что предметом такой беседы чаще всего становится обсуждение нравственных, моральных и этических проблем.

Назначение этической беседы:

    учить учащихся разбираться в вопросах морали;

    формировать у школьников собственную нравственную позицию;

    нарабатывать свой опыт нравственного поведения;

    прививать умение вырабатывать свой взгляд на факты, своё суждение по тем или иным вопросам морали на основе полученных знаний.

Этические беседы могут быть:

    программными (в их основе лежит система работы классного руководителя, определённая планом воспитательной работы школы или класса);

    групповыми (в их основе лежит обсуждение этических и нравственных проблем с определённой группой учащихся);

    индивидуальными (в их основе лежит обсуждение этических и нравственных проблем с отдельными учащимися);

    тематическими (в их основе лежит обсуждение этических и нравственных проблем, связанных с ситуацией, сложившейся в классном коллективе).

Условия эффективности этических бесед с младшими школьниками

1. Беседа должна иметь проблемный характер и предполагать борьбу мнений и взглядов. При этом учитель задает нестандартные вопросы, стимулирует учеников на поиски ответов.

2. Этическая беседа не должна развиваться по заранее составленному сценарию с готовыми ответами. Дети должны говорить именно то, что они на самом деле думают. Учитель же может высказывать свою точку зрения, если не согласен с мнением своих учеников, но обязательно аргументировать свою точку зрения.

3. Главная тема беседы должна быть близка к эмоциональному опыту учеников. Нельзя требовать от них активности в обсуждении сложных вопросов, пока им непонятным.

4. В ходе беседы должны высказаться все желающие. Нельзя игнорировать чье-то мнение. Нужно сохранять атмосферу справедливости и культуру общения.

Но, прежде чем, начать этическую беседу с младшими школьниками, учителю следует тщательно подготовиться к ней.

Беседы в начальной школе проводятся по следующим направлениям:

    Наша страна и люди, которые в ней живут.

    Учимся правильно общаться и жить с людьми (о коллективизме).

    Об отношению к труду, людям труда.

    О товариществе и дружбе.

    О справедливости.

    О честности и умении держать слово.

    О доброте, отзывчивости и скромности.

    О непримиримости к равнодушию и злу.

    О сознательной дисциплине и культуре поведения.

Каждое направление раскрывается в конкретных темах бесед, с постепенно усложняющимся содержанием от 1 к 4 классу. В классе проводится 9 обобщающих бесед в году – один раз в месяц.

Содержание бесед строится линейно – концентрически. Это значит, что в каждом классе проводится беседа по каждому из девяти направлений, но в её содержание в последующем классе вводятся новые факты , обращается внимание детей на новые признаки нравственных понятий , на причинно – следственные связи нравственных явлений . Процесс этот полный противоречий, подчас достаточно сложных для младших школьников. В повседневной жизни детей идеальные представления о нравственных нормах сталкиваются с жизненными обстоятельствами, которые в какой – то мере затрудняют выработку правильного поведения у младших школьников.

Самостоятельное разрешение этой проблемы в большинстве случаев не доступно семилетнему ребенку. Жизнь в классном коллективе полна подобных противоречий, связанных с выполнением нравственных норм.

Эти и многие другие противоречия, связанные с выполнением нравственных норм, являются важным источником при определении содержания этических бесед для младших школьников. Важно уметь не уходить от трудных для детей проблем, находить пути их разрешения.

Усвоенные этические понятия позволяют младшему школьнику выводить конкретные правила поведения. Эти правила, сформулированные самими детьми в процессе беседы, предписывают поведение, определяют, как надо вести себя, с их помощью оценивается поведение свое и других людей, определяется, что хорошо и что плохо в поступках. Вначале, в 1 классе, эти правила точно указывают, как надо вести себя в той или иной ситуации. Например , что надо делать, чтобы быть хорошим товарищем: поделись тем, что необходимо твоему соседу по парте; работай так, чтобы не мешать другому. В дальнейшем появляются обобщенные формы предписания - сумей сам заметить, где и кому нужна твоя помощь (не обязательно соседу по парте).

Опережение в развитии личности младшего школьника нравственных представлений по сравнению с процессом формирования поведения нельзя считать негативным. Запас знаний «впрок» необходим ребенку. Противоречие между нравственным сознанием и поведением не может быть снято полностью в детском возрасте. Дифференцированная и индивидуальная работа с детьми определяется тем, что задерживается в их нравственном развитии: сознание или поведение. Новое противоречие выступает движущей силой нравственного развития школьника.

Подготовка к этической беседе должна состоять из четырех этапов:

1.Определение темы беседы (в зависимости от возраста и уровня развития учеников).

2. Подбор фактического материала.

3. Составление плана (продумываются вопросы, которые будут задаваться ученикам в ходе беседы).

4. Подготовка учащихся к беседе (объявление темы беседы, указание литературы по теме, возможные групповые или индивидуальные задания).

Исходя из опыта, время на проведение этической беседы рекомендуется отводить в соответствии с возрастом учащихся: в 1 классе – 25-30 минут, во 2-4 классах – 40 минут.

Этапы проведения этических бесед в начальной школе.

1. Сообщение учащимся фактов о поведении людей в той или иной ситуации, взятых из произведений художественной литературы, из жизни учащихся класса с изменением имен и фамилий, места действия.

2. Совместный с учащимися анализ приведенных отрывков художественной литературы и фактов из жизни.

3. Обобщение учащимися фактов, анализ конфликтных ситуаций.

4. Формирование с учащимися нравственного, этического правила.

5. Применение учащимися усвоенных понятий при оценке своего поведения, поведения других людей.

Для того чтобы этическая беседа оставила глубокий след в формировании нравственных ценностей ученика, педагог должен хорошо знать критерии формирования нравственной воспитанности школьника. Они таковы:

Наличие у школьников нравственных знаний по той или иной проблеме.

Переход нравственных знаний школьника в систему его ценностных установок.

Выражение ценностных установок через личностные качества.

Реализация учеником ценностных установок в конкретных поступках.

Соответствие уровня воспитанности общественным нормам.

Исходя из критериев формирования нравственной личности, классный руководитель и должен строить этическое и нравственное воспитание учащихся класса.

Этическая беседа должна отвечать следующим требованиям:

Этическая проблема должна быть понятна учащимся.

Этическая проблема должна быть актуальна и интересна детям.

Этическая тема должна быть востребована развитием классного коллектива.

Обсуждение этической проблемы должно способствовать позитивным изменениям в классном коллективе.

Непрерывное накопление знаний о моральных нормах для младшего школьника имеет особое значение потому, что жизненный опыт его невелик. Иногда для того, чтобы младший школьник поступил правильно, ему не хватает нравственных знаний. В ответ на упреки взрослых о неправильном поступке ребенок нередко оправдывается своим незнанием того, как нужно было бы поступить в возникшей ситуации. Взрослые не всегда принимают подобные оправдания ребенка и не верят в них. А ведь жизнь ставит человека в такие сложные ситуации, что порой и взрослому нелегко сразу сделать правильный выбор. Еще труднее приходится ребенку.

Таким образом, нравственные знания приобретают важное значение в процессе сознательного выбора поступка, действия в соответствии с существующими и утвердившимися нормами и требованиями морали.

Отношение школьника к учебному труду

Правила прихода и ухода учащихся из школы

Общение учащихся в форме спора

Внешний вид учащегося

Правила делового этикета и труда учащегося на уроке

Этикет поведения учащегося на перемене

Занятия в кружках по интересам

Учись учиться

Умение мыслить

Выполнение учащимися режима дня

Деловые отношения, общение школьника с одноклассниками

Этикет движений при общении

Этикет общения на школьном празднике

Деловое сотрудничество с одноклассниками

Личностные общение и отношения школьника

Вежливое общение

Доброжелательное отношение к одноклассникам

Общение с одноклассниками в форме игры

Общение с одноклассниками в форме беседы

Взаимопонимание в классе

Справедливость к одноклассникам и к себе

Честность по отношению к одноклассникам

Взаимоуважение между одноклассниками

Как представиться при знакомстве

Этика и этикет общения и взаимоотношений девочек и мальчиков

Отношение детей к родителям

Участие детей в самообслуживающем и домашнем труде

Этикет поведения детей в подъезде и во дворе

Список использованной литературы

    Дереклеева Н. И. Азбука классного руководителя: Начальная школа. - М.:5 за знания, 2008

    Смирнов Н. А. Этика и этикет младших школьников: Пособие для учителей и родителей учащихся начальных классов - М.: Школьная Пресса. 2002

МОУ >

ПРАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ
К ЭТИЧЕСКИМ БЕСЕДАМ
С МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ

Из опыта работы
учителя начальных классов Игнатовой Татьяны Алексеевны

Накопление нравственных знаний составляет основу для выработки убеждений, формирования устойчивости мотивов нравственного поведения. Так как убеждения на разумном понимании нравственной необходимости лично следовать так или иным нормам морали, опираются на уверенность в правоте и справедливости нравственных принципов, на которые ориентируется человек, то успешнее их (убеждений) формирование следует отнести к подростковому и старшему школьному возрасту. Вместе с тем следует отметить, что истоки быть отнесены и к младшему школьному возрасту.
Нравственное просвещение младших школьников осуществляется прежде всего в процессе обучения, который в умелых руках педагога становится средством и ознакомления учащихся с объективными моральными требованиями общества, и формирование у них нравственных отношений и мотивов поведения.
Безусловно, не всегда учитель может развернуть беседу на уроке о моральных нормах, о сложности человеческих отношений с необходимой полнотой, как требует порой обстановка. Систематическое моральное просвещение детей целесообразно проводить на специально запланированных, тщательно продуманных и подготовленных эстетических беседах во внеурочное время. Эстетическая беседа – беседа учителя с детским коллективом на темы нравственности – занимает большое место в учебно-воспитательном процессе. В школьной практике сообщение и разъяснение знаний о нравственных нормах и правилах происходит постоянно: в процессе обучения, в повседневной жизни и деятельности детей. В совокупности все источники: реальная деятельность и свойственные ей противоречия, содержание обучения, средства массовой информации, школьного и классного коллектива, личный опыт ребенка – дают достаточный материал о нормах морали. Но наблюдения за поведением школьников и даже подростков, изучение их знаний о нравственных нормах показывают, что у многих школьников их знаний о нравственных нормах показывают, что у многих школьников эти знания бессистемны, неполны, а иногда ошибочны. Бессистемность знаний проявляется в том, что дети не знают всех основных норм морали и узнают о норме в связи с данным, конкретном случаем. Недостаточность, неполнота знаний проявляется в том, что дети могут назвать минимальное (даже для их возраста) количество признаков того или иного этического понятия, видеть только одно проявление нравственных отношений. Они самостоятельно не обобщают имеющейся у них опыт реальной отношений, личных переживаний, т.е. извлекают недостаточно знаний из собственных правильных и ошибочных поступков.
У детей существуют и сложные представления о нормах морали.
Они могут отнести, например, к истинному товариществу круговую поруку, не различают честность и ябедничество, не всегда улавливают разницу между проявлением уважения к другому человеку и >, между мужеством и ухарством. Одна из причин этих явлений заключается в том, что у детей нет достаточно целенаправленных наблюдений за явлением моральной жизни, необходимых для доступных их обобщений.

Беседы в 1-4 классах проводятся по таким направлениям

1. Преданность Родине.
2. Об отношении к труду, людям труда и народному добру.
3. О коллективизме
4. О товариществе и дружбе.
5. О доброте, отзывчивости и скромности.
6. О справедливости.
7. О честности и умении держать слово.
8. О сознательной дисциплине и культуре поведения.
9. О непримиримости к равнодушию и злу.

К беседе >

НАШЕ ОТЕЧЕСТВО К.Д. Ушинский
Наше отечество, наша родина – матушка Россия. Отечеством мы зовём Россию потому, что в ней жили испокон веку отцы и деды наши. Родиной мы зовём её потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным нам языком и все в ней для нас родные; а матерью – потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку, как мать защищает и бережет нас от всяких врагов... Много есть на свете и кроме России всяких хороших государств и земель, но одна у человека родина мать – одна у него родина.

ПОСМОТРЮ Я В ЭТО УТРО РАННЕЕ… М.Исаковский Посмотрю я в это утро ранее
На родине мирные края-
Нет на свете краше и желаннее,
Чем земля советская моя

Ты ветрами вешними овеяна,
Ты омыта светлою водой
И, руками нашими взлелеяна,
Наливаешь колос золотой.

Все твои богатства открываются
Для людей – в награду за труды,
И моря в пустынях разливаются,
И шумят на севере сады.

И напрасно свора людоедская
Угрожает счастью твоему:
Мы тебя, земля моя родная,
Не дадим в беду ни кому.

ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ

Тот герой, кто за Родину Герой.
Родимая сторона – мать, чужая мачеха.
Своя земля и горести мила.
Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей.
Дружно за мир стоять – войне не бывать.

К беседе >

Надо всегда помнить, что любая вещь – результат многих людей. Чтобы сделать самую простую вещь, надо знать и уметь. В беседе дети должны уяснить общественное значение труда, понять, какую пользу приносит труд людей разный профессий, например, труд швеи, шофера, строителя. Надо обратить внимание детей на коллективный характер труда на предприятиях, на взаимоотношениях людей в труде. Можно проследить, например, сколько людей трудилось над школьной формой, как работа одного человека зависит от работы других, как люди помогают друг другу в труде.

Эту часть беседы можно закончить чтением группой детей стихотворения:
Стол, за которым ты сидишь,
Кровать, в которой ты уснёшь,

Тетрадь, ботинки, пара лыж,
Тарелка, вилка, ложка, нож
И каждый гвоздь, и каждый дом,
И каждый ломтик хлеба -
Все это создано трудом,
А не свалилось с неба.
За все, что создано для нас,
Мы благодарны людям.
Придет пора, настанет час -
И мы трудиться будем.

Учитель подводит детей к тому, что много труда, сил умений, времени вкладывают люди не только в каждую тетрадь, учебник, не только в них, но и в другие вещи, которые окружают нас. Вот почему мы должны бережно относиться ко всем вещам. Закончить эту беседу можно словами:

Сами вещи не растут.
Вещи сделать - нужен труд.
Карандаш, тетрадь, перо,
Парты, доски, стол, окно,
Книжку, сумку, - береги,
Не ломай, не мни, не рви.


Учёба это главный труд школьника. Очень важно добиваться показателей в учебе не только самому, но и проявлять внимание к учебе своих товарищей. В некоторых рабочих коллективов есть замечательный девиз > Под этим девизом должны трудиться и учиться школьники.

К беседе >

ЗОЛОТЫЕ РУКИ Золотые руки у парнишки, Что живет в квартире номер пять. К мастеру приходят понаслышке
Сделать ключ, кофейник запаять.

Золотые руки все в мозолях,
В ссадинах и в пятнах от чернил
Глобус он вчера подклеил в школе, Радио соседке починил.

Нам спираль переменил на плитке,
Подновил дырявое ведро… У него гремят в карманах слитки- Олово, свинец и серебро.
Ходики собрать и смазать маслом Маленького мастера зовут. Если электричество погасло
Золотые руки тут как тут.

Мать руками этими гордиться.
Хоть парнишке десять лет,
Пробку сменит он – и загорится
В комнатах живой и яркий свет.

Не успев прочесть об этом в книжке,
До всего дошел он наугад. > -
Про него соседи говорят.

О ЧЕЛОВЕЧЕТСВЕ Готов для человечества
Он многое свершить,
Но торопиться нечего,
Зачем ему спешить?
Пока ещё он подвига
Себе не приглядел,
А дома (что поделаешь)
Нет подходящих дел!
Дед от простуды лечится,
Лекарство дать велит,
Но он не человечество,
А старый инвалид.
С утра Наташка мечется
(Гуляйте с ней с утра)
Она не человечество,
А младшая сестра.
Когда судьбой назначено
Вселенную спасти,
К чему сестренку младшую
На скверике пасти?!
Пока ещё он подвига
Себе не приглядел,
А дома (что поделаешь)
Нет подходящих дел.
В своём платочке клетчатом
В углу ревёт сестра:
- Я тоже человечество!
И мне гулять пора!
ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ
Тот не чего не боится, кто умеет трудиться.
Кто пахать не ленится, у того хлеб родиться.
По работе и мастера знать.
Не сиди сложа руки, так и не будет скуки.
Терпение и труд - всё перетрут.
Век живи, век учись.
Работа да руки - надёжные в людях поруки.
Без труда не вынешь и рыбку и пруда.

Учитель подводит детей к мысли, что тот испытывает радость от встречи с коллективом, кто вложил немало своего личного труда, усилий, стремиться всегда быть полезным коллективу. А для этого нужно прежде всего научиться каждому добросовестно выполнять то поручении, которое доверил коллектив.
К сожалению, в коллективах встречаются ребята, которые о своих поручениях забывают, или выполняют их небрежно. Есть и такие ребята, которые отказываются выполнять порученное дело, стремясь остаться в стороне. Во время беседы надо обсудить с детьми, как вовлечь всех ребят в общую работу.
В беседе раскрывается и такая мысль: коллективно работать, играть - это значит сообща, вместе, дружно выполнять общее дело, где на первом месте - общие дела, а не личный интерес. Поэтому иногда приходиться уступить, где-то пожертвовать своими интересами в пользу общего дела.


К беседе>

В беседе о справедливости учитель говорит с детьми о том, что каждому нужно уметь видеть и замечать добрые, подлинно товарищеские поступки. Эта мысль приобретает особое значения для младших школьников, которым свойственно прежде всего видеть неправильные действия и поступки своих сверстников.
Детям надо рассказать о необходимости уважать чужое мнение и чужие привычки, быть терпеливыми и справедливыми к другим людям, но и в тоже время показать, что справедливость требует борьбы с недостатками, неправильным мнением или поведением.

СПРАВЕДЛИВОСТЬ
А. Митяев На фронте хлеб нам выдавали утром – сразу на весь взвод. Надо было делить его без весов. Один солдат, у которого был хороший нож, резал буханки равными дольками и раскладывал на плащ-палатке. Когда это дело кончилось, он просил кого-нибудь отвернуться. Кому! – спрашивал солдат-хлеборез и указывал ножом кусок хлеба. Отвернувшийся называл фамилию. Названный брал свою долю.
Фашисты при случае, когда их и наши траншеи были близко,
кричали со смехом >
Мы и тогда, в голодное время, не были жадными и расчетливыми, каждый готов был пожертвовать за товарища жизнью.
Хлеб же делили с такой справедливостью потому, что он требовал к себе глубочайшего почтения: все пахари и сеяльщики воевали, хлеб для солдат растили женщины и дети.
СИТУАЦИЯ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ С ДЕТЬМИ Сереже не везло. Играл с ребятами в > и вот уже полчаса как >. Ему так обидно, что вот-вот расплачется. А тут ещё Димка нет-нет да и закричит из-за угла: > Ребята, видимо, заметили его состояние, после каждого > говорят: >. Совсем обидно стало Сереже. Но вдруг к нему неожиданно подошла Марина и предложила подменить его. >
Как вы относитесь к предложению Марины? Чем оно было вызвано?

К беседе >

Воспитание гуманных чувств в младшем школьном возрасте является существенной стороной становление личности. В гуманных чувствах проявляются эмоциональное отношение ребенка к другим людям, к коллективу.
С самого раннего возраста ребенка учат различать поступки людей с точки зрения добра и зла. В беседах с детьми на конкретных примерах раскрываются проявления доброты. Учащиеся из своего опыта могут привести немало примеров доброты окружающих людей, рассказать о бесценной материнской любви к детям и заботе о них. Надо дать понять детям, что для них делается людьми, нужно отвечать тоже добром, проявлять внимание, чуткость ко всем людям – взрослым, своими сверстникам, к младшим. Детей нужно научить быть внимательными и чуткими к ветеранам и инвалидам войны и труда.

(Сказка) Л. Толстой
Белка прыгала с ветки на ветку и упала прямо на сонного волка.
Волк вскочил и хотел ее съесть. Стала белка просить: - Пусти меня.
Волк сказал:
- Хорошо, я пущу тебя, только ты скажи мне, отчего вы, белки, так веселы. Мне всегда скучно, а на вас смотришь, вы наверху все играете и прыгаете. Белка сказала:
- Пусти меня прежде на дерево, а оттуда тебе скажу, а то я боюсь тебя.
Волк пустил, а белка ушла на дерево и оттуда сказала:
- Тебе оттого скучно, что ты злой. Тебе злость сердце жжет. А мы веселы оттого, что мы добры и никому зла не делаем.
Пословицы и поговорки Делать добро спеши. Добрые дела красят человека. Без добрых дел нет доброго человека. Жизнь дана на добрые дела. Злой не верит, что есть добрые люди. Скромность каждому к лицу. Скромность украшает героя.

К беседе > Целесообразно обратить внимание детей на недопустимость ябедничества, проявления которого в поведении детей не так уж и редки. Младшие школьники близко к сердцу принимают требования и советы учителя, которые приобретают в них статус закона, и зорко следят за тем, чтобы они неукоснительно выполнялись всеми ребятами. В случае малейшего отклонения от этих требований дети тут же информируют учителя > и т.п. Возникают ссоры, взаимные упрёки, конфликты и драки. Учитель подводит ребят к выводу, что ябедничество – одна из причин, которая мешает установлению товарищеских отношений между детьми.
Необходимо внушать детям, что в совместных играх, труде и других занятиях не стоит спорить по пустякам, зазнаваться, если что-то лучше получается, а нужно научить своего друга всему, что умеешь сам, не завидовать, а радоваться успехам других. В дружбе необходимо уметь принять помощь и оказать ее, порою отказываясь оттого, что хотелось бы самому, что нравится тебе. Чуткость, внимание к людям проявляется не только в больших делах, но и в мелочах, в повседневных отношениях. Детей надо учить обращаться друг с другом, прислушиваться к тому, что говорит друг.
МОНОЛОГ О ДРУЖБЕ А. Рекемчук
Что такое настоящая дружба? Как проверяется она? Кого человек вправе называть своим другом?
Однозначных ответов на эти вопросы не существует. Но задумываться над этим должен каждый. Разговор о дружбе мне хотелось бы начать, как говориться >. Понятие, противоположное дружбе,- эгоизм. Если человек эгоист, у него не может быть настоящего друга… В.И. Даль в своем знаменитом > приводит такое определение дружбы: >. На первое место знаменитый ученный и писатель ставит бескорыстие.
Ты дружишь с человеком не для того, чтобы он тебе что-нибудь хорошее сделал, не потому, что это выгодно. Ты дружишь с человеком потому, что он тебе близок. Близки его интересы, его взгляды, его внутренний мир.
Случается, что ради дружбы необходимо поступиться своими личными интересами. И если дружба для тебя действительно ценна, ты делаешь это не задумываясь.

ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ Друга ищи, а найдёшь - береги.
Без беды друга не узнаешь. Друг познается в несчастии.
С хорошим товарищем веселее при удаче, легче в беде.
Недруг поддакивает, а друг спорит.
Дружба дружбе рознь, а иную хоть брось.

К беседе >

В беседах о честности учитель помогает детям уточнить и осознать важность в жизни человека этого ценного нравственного качества.
Раскрывая сущность понятия >, учитель рассказывает прежде всего о том, что каждый человек должен быть правдивым.
Честный, правдивый человек не говорит неправду, не обманывает, не допускает лжи.
Конечно, для младшего школьника быть всегда честным и правдивым – задача трудная. Учитель не раз встретится со случаями, когда дети говорят неправду, обманываю и взрослых и своих товарищей. Поэтому важно разъяснить детям, что совершив неправильный поступок, допустив ошибку в своем поведении, нужно чистосердечный признаться в своей неправоте, а последующем постараться не допускать новых проступков.
В процессе учебной деятельности школьник учится преодолевать трудности, развиваются навыки и привычки самостоятельности, добросовестности. В детском коллективе должна быть такая атмосфера, при которой каждый ученик выполняет любое дело с полной отдачей своих сил.
Честность и добросовестность человека в труде проявляются в том, что он выполняет свою часть общей работы качественно, добротно. Кроме того, такой человек активно участвует в общественной деятельности коллектива, не отказывается от сложных и трудных задач, не старается переложить выполнение на своих товарищей.
Учителю надо объяснить детям, что честный человек не хвастается незаслуженными успехами.

ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ Правда светлее солнца, правда чище ясного солнца.
Вчера солгал, сегодня лгуном называют.
За правду не судись; скинь шапку, да поклонись. Не давши слова – крепись, а давши – держись. Нет большего позора, как не выполнить уговора.
>, - а пришло: >.

К беседе > Основное содержания воспитания культуры поведения младших
школьников – это воспитания у них культуры внешнего вида, культуры речи и культуре общения в школе, дома, на улице, в общественных местах. Во всех беседах учителю необходимо связывать конкретные правила поведения с воспитанием детей у детей гуманного отношения к людям, уважения к личности человека.
Принципиальное значение имеет осознание младшими школьниками, что правила гигиены, опрятности и аккуратности нужно выполнять постоянно, самостоятельно, на основе самодисциплины, а не только по указанию и по требованию взрослых – учителей и родителей, подавляя возникающее порой желание сделать >, >, отложить выполнение на следующий день.
Аккуратность, внутренняя собранность, организованность нужна всегда и во всем: и на уроках, и во время выполнения домашних заданий, и на занятиях во внеурочное время – спорте, занятиях музыкой, рисованием и т.п.
Невнимательный на уроках, часто опаздывающий школьник, не умеет работать сосредоточенно, доводить начатое дело до конца. Он не только не достигнет хороших результатов в учебной и общественной деятельности, но и приносит своим поведением неприятности остальным учащимся, сбивает общий ритм работы. Так, например, появление на уроке опаздывающего ученика отвлекает учащихся, и для них немало труда стоит новое включение в работу. Да и сам ученик много потерял не только времени, но и сил, так как опоздание не могло не волновать его, сопровождалось неприятными переживаниями.
Во время беседы учитель разъясняет из правил для учащихся следующее: > и >.

К беседе >

Младшими школьниками уже накоплен, пусть небольшой, но все-таки определённый жизненный опыт. Они замечают, видят, что поступки сверстников и взрослых могут быть разными в одной и ой же ситуации.
В беседе важно довести до осознания детьми того, что нужно уметь проявлять устойчивость характера, уметь не поддаваться мимолетному желанию перенять от кого-либо его дерзкую >, насмешку, грубое слово.
Учителю в беседах с детьми нужно не только раскрывать мысль о том, что каждый человек должен уметь чувствовать другого, уметь жить среди людей, помнить, что ты не один на свете, но и активно выступать против зла, нечестности, несправедливости, бороться за утверждения подлинно чутких, товарищеских отношений в классном и школьном коллективах. При расширении круга общения у каждого ребёнка проявляются симпатии по отношению к одним сверстникам, которые могут не возникнуть по отношению к другим. Однако даже при этих обстоятельствах отношения между детьми должны быть уважительными, вежливыми, деликатными.
Во время беседы обсуждается вопрос о том, каким
b должны быть отношения детей к животным.
В конце беседы учитель подводит детей к самостоятельным выводам, которые нужно запомнить. Они могут быть сформулированы примерно так: >, >.

УСЛОВИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЭТИЧЕСКИХ БЕСЕД С МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ

Методика проведения обобщающих этических бесед включает в себя: подготовительный этап, проведение беседы, организацию и оценку повседневной деятельности и отношений детей на основе усвоенных нравственных норм и правил.
Опыт проведения этических бесед показывает, что целесообразно проводить во внеурочное время одну беседу в месяц. Подготовка к каждой беседе занимает 7-10 дней. Продолжительность беседы не должна превышать 25-30 минут в I классе, 40-45 минут - во II и III классах.
Подготовительный этап, самый длительный и трудоемкий, включает в себя разнообразную деятельность учителя и детей. Могут быть различные варианты подготовки к беседе, мы рекомендуем следующий: 1) определение темы, 2) подбор материалов и пособий, 3) составление плана, 4) подготовка учащихся.
При выборе конкретной темы для обобщающей беседы учителю надо иметь в виду: события общественной жизни страны, содержание учебного материала, уровень знаний детей о нормах нравственности. Так, беседы об интернационализме можно приурочить ко Дню Советской Конституции, Дню юного антифашиста. В первом случае в беседе главное внимание будет уделено дружбе разных национальностей, населяющих Советский Союз. Во втором - интернациональной солидарности трудящихся всех стран. Беседу о коммунистическом отношении к труду можно провести перед всесоюзным субботником в день рождения. Эту же беседу можно организовать после экскурсий, знакомящих детей с трудом людей разных профессий; ее можно провести в связи с общественно полезным трудом самих детей.
Для того чтобы определить, на какую тему в настоящий момент целесообразно провести беседу, учитель должен быть внимателен к нравственной стороне жизни детского коллектива и отдельных школьников. На уроках, переменах, в играх, во внеклассной работе можно наблюдать, как дети относятся к общественным обязанностям, к своим и чужим успехам и неудачам, честны ли они, развиты ли у них чувства товарищества, коллективизма. Дети высказывают свои суждения о жизни коллектива, по поводу прочитанного, делятся наблюдениями за отношениями в семье , в октябрятских звездочках, оценивают поступки друг друга. Все это дает возможность учителю составить представление о том, какие нравственные нормы дети усвоили и поступают ли в соответствии с ними, какие ошибки и неточности встречаются в их знаниях. Анализ фактов поможет определить характер взаимоотношений детей, типичные поступки и в связи с этим наметить тему беседы.
Возможны различные варианты последовательности проведения обобщающих бесед. Так, если иметь в виду развитие жизни детского коллектива, то в начале года целесообразно провести беседу о дружбе и товариществе. В период, когда подводятся итоги соревнования или какой-то совместной работы, спортивных состязаний, уместно провести беседу о справедливости и коллективизме. Педагогу следует в начале года определить последовательность проведения обобщающих бесед. Выполнение этого требования обеспечит систематичность в сообщении детям этических знаний.
Большое значение для эффективности беседы имеет правиль ный подбор иллюстративного материала. К иллюстративному материалу мы относим: художественные произведения, публицистические и деловые статьи в периодической печати, кино - и диафильмы. Такого материала, адресованного непосредственно школьникам, в том числе и учащимся I-III классов, в настоящее время достаточно много. Но учителю подчас бывает трудно его найти, объединить по темам, дополнить одни источники другими. Поэтому небольшая часть иллюстративного материала включена в содержание пособия.
Одновременно с подбором иллюстративного материала следует продумать, какие педагогические средства необходимы, чтобы предложенный детям материал помог им усвоить знания о нравственных нормах, соотнести с собственными мыслями, переживаниями, поступками. Решение этих задач возможно при правильной постановке вопросов, направляющих ход обсуждения литературных источников. Необходимо специально учить детей приемам анализа, синтеза, сравнения, обобщения нравственных явлений.
В процессе подготовки к беседе дети получают различного рода задания. Содержание задания, его объем зависят от темы беседы, изучаемого явления, от возраста и развития детей . Например, при проведении беседы на тему «О добросовестном отношении к учению и трудовым обязанностям» первоклассникам были даны задания по звездочкам. Первая звездочка должна была узнать, какие трудовые обязанности дома имеют октябрята и как они к ним относятся; вторая звездочка - подобрать из детских журналов и «Пионерской правды» рассказы и стихи о труде детей, об их помощи взрослым, научиться их рассказывать. Третья - должна была расспросить родителей об их труде, узнать у них, что значат слова «трудовая дисциплина». Четвертая звездочка подбирала иллюстрации о труде людей (из старых иллюстрированных журналов, плакаты), пятая - пословицы и поговорки об отношении к труду. В подготовку к беседе были включены все дети. Конечно, не все они были одинаково активны и самостоятельны. Но каждый имел «свои» факты и складывающиеся суждения о добросовестном отношении к учению и труду.
Проведение беседы требует большого мастерства от учителя. Главное требование - обеспечить активность детей в процессе самой беседы. Методика, которая предусматривает только передачу готовых знаний, не отвечает основному требованию, предъявленному нашим обществом школе,- воспитывать активных и сознательных граждан. Правильно поступает учитель, который, проводя беседу, задает вопросы, приводит яркие примеры, делает краткие убедительные замечания, направляет и уточняет высказывания детей, не дает закрепиться неверным мыслям. При этом надо иметь в виду некоторые особенности детских суждений. Иногда младшие школьники по одному лишь факту делают обобщения. Например, «он плохой - сегодня не выучил уроки». Нужно научить ребенка обосновывать сделанное им обобщение, помочь его конкретизировать. Так, «плохой» можно расчленить на «ленивый», «непослушный», «невнимательный». Некоторые понятия в речи учителя могут быть незнакомы детям: «равнодушный», «постоянный», «преданный». Их надо вводить в детскую речь с полным раскрытием содержания. Часто дети затрудняются указать существенные признаки нравственного качества, называя второстепенные. При анализе моральных качеств нельзя их изолировать друг от друга, надо подчеркивать их взаимосвязи, обусловленность. Так, детям нужно помочь увидеть, что чувство собственного достоинства легко превращается в высокомерие, если оно не связано с уважением к другим людям; в честолюбие и тщеславие - если не воспитывается чувство долга и скромности. Имеется и обратная связь: вежливость может превратиться в угодничество, скромность - в смирение, если не воспитывается чувство человеческого достоинства.
При проведении беседы по прочитанному очень важно уметь задавать вопросы. Вопросы должны затрагивать ум и чувства детей, заставлять их обращаться к фактам, примерам, событиям окружающей жизни. Если учитель знает, что у детей недостаточный объем знаний о нравственных нормах, следует задавать вопросы, направленные на воспроизведение события, которому дается нравственная оценка или которое содержит образец, как надо поступать, согласуясь с требованиями норм.
Последовательность вопросов должна подвести детей к выведению морального правила, которому надо следовать при общении с другими людьми, выполнении своих обязанностей. При постановке вопросов в беседах с детьми на моральные темы можно придерживаться следующих рекомендаций:
1. Вопрос должен направлять внимание детей на нравственную сторону жизни, поступков, явлений, скрытых за предметными действиями людей. Вопросы следует ставить так, чтобы они помогли ребенку увидеть и выделить отношение человека к чему-либо, к другим людям, к самому себе, своим обязанностям, долгу.
2. Вопрос должен заставить ребенка задуматься над мотивами поступка, увидеть сложную взаимосвязь мотива и результата поступка. Следует задавать вопросы, ответы на которые требуют сравнения различных мотивов при одинаковых поступках; одинаковых мотивов, приводящих к разным поступкам. Такие вопросы заставляют ребенка соединять воедино мысли, слова и действия людей, покажут ему всю сложность человеческого поведения.
3. Вопрос должен заставить детей увидеть нравственные последствия любого поступка для других людей. Для этого ребенок должен обратиться к уже имеющемуся у него опыту, сравнить пережитое им самим с действиями тех людей, о поступках которых он узнает (читает), перенести на себя то, что пережили другие люди (поставить себя на место другого).
4. Вопрос должен привлечь внимание школьников к внутренним переживаниям людей, научить ребенка по внешним признакам узнавать о состоянии человека, понимать это состояние и, следовательно, сопереживать.
Очень важны вопросы, которые помогли бы школьникам связать прочитанное с собственным нравственным опытом, их коллективными переживаниями. Конечно, не обязательно в каждой беседе ставить вопросы, направленные на осознание всех сторон морали. В одном случае учитель может обратить внимание детей на обсуждение мотивов поступка, в другом - на нравственную оценку поступков, в третьем - на нравственные последствия какого-то действия. Но важно, чтобы в совокупности всех бесед основные положения морали стали известны детям. Повторяемость вопросов из беседы в беседу, анализ типичных ситуаций помогает детям видеть нравственную сторону общественной жизни, событий в коллективе, в поступках, чувствах и высказываниях людей, противоречия в развитии моральных явлений. Они учатся подвергать нравственной оценке свои поступки и поступки товарищей. В беседах младшие школьники постепенно усваивают приемы анализа нравственных явлений. Это дает возможность учителю разнообразить построение беседы, подачу фактического материала с целью повышения его эмоциональности и образности.
Этические беседы с детьми должны проходить в непринужденной обстановке. Они не должны носить морализующего характера, назиданий, упреков и насмешек. Дети высказывают свои суждения, впечатления свободно, непринужденно. Если их высказывания наивны, неточны, неверны, учитель не обрывает детей, просит ребят дополнить, высказать свое мнение и, если из детских высказываний все же не получается должного обобщения, на помощь приходит учитель, как старший их наставник.
В этических беседах с младшими школьниками должны присутствовать элементы занимательности. Для этого в содержание бесед целесообразно включать различные ситуации, которые не только содержат моральную проблему, но и представлены в необычной для учеников форме, требующей от него догадки, заинтересованного, эмоционально окрашенного поиска ответа.
Успешное накопление школьником опыта гуманных, коллективных отношений, нравственного поведения осуществляется в повседневной жизни, в учебной, общественно полезной трудовой и игровой деятельности. Именно здесь он привыкает руководствоваться нравственными правилами, нормами, принципами: поэтому очень важна правильная организация воспитательной работы в коллективе после проведения этической беседы.
Прежде всего учителю начальных классов надо обратить внимание на формирование общественного мнения в детском коллективе. Общественное мнение способствует созданию моральной атмосферы взаимного уважения, заботы, ответственности перед товарищами, нетерпимости к нарушениям общественной дисциплины. Возможность открыто выразить свои суждения, мысли, сомнения способствует воспитанию собственного достоинства, ответственности, что в свою очередь побуждает детей к самоконтролю. Общественное мнение стимулирует положительные и тормозит отрицательные проявления в характере и поведении школьников. Учителю надо иметь в виду, что значимость общественного мнения для школьников I класса, второклассников и третьеклассников различна. У учащихся I класса лишь намечается тенденция к признанию требований и норм общественного мнения, абсолютное большинство детей этого возраста считают значимым для себя мнение учителя. Во II и III классах повышается роль мнения коллектива.
Очень важно, чтобы объектом общественного мнения были положительные поступки школьников и не следует направлять общественное мнение только на поступки, связанные с плохой успеваемостью и дисциплиной. Коллективную деятельность школьников целесообразно огранизовывать так, чтобы дети могли обсуждать процесс и результаты своих усилий, оценивать свои успехи и достижения товарищей, практически утверждать нравственные нормы коллективной жизни. Развитие общественного мнения происходит за счет введения новых и корректировки имеющихся нравственных понятий, обучения детей правилам обсуждения и оценки событий коллективной жизни, поступков отдельных ребят. Выработанные правила жизни детского коллектива выступают в качестве критериев нравственной оценки.
Общественное мнение коллектива младших школьников имеет ряд особенностей проявления, которые обусловливаются составом коллектива, уровнем его развития, возрастом детей. Категоричность, ситуативность, неустойчивость общественного мнения могут приводить к тому, что объектом непосредственного действия общественного мнения оказываются не всегда самые важные и значимые в воспитательном отношении события общественной жизни. Цель педагогического руководства должна заключаться в выборе объекта действия общественного мнения, способов его влияния на личность, форм предъявления требований, а не сводиться к простому контролю или назиданию.
В каждой этической беседе с младшими школьниками обычно используется какой-то основной источник получения знаний о нравственных нормах, поступках и поведении. Обсуждение нравственной проблемы начинается с анализа фактов, заключенных в этом источнике. В ходе беседы к этим фактам «присоединяются» и другие, уже имеющиеся в знаниях, наблюдениях и опыте детей. Исходя из этого, этические беседы можно разделить на:
1. Беседы по прочитанному рассказу (или нескольким рассказам).
2. Беседы, связанные с обсуждением книги.
3. Беседы, в основе которых лежат проблемы и материалы, поднятые в детской периодике, главным образом, в «Пионерской правде», т. е. проблемы общие для всех школ, актуальные для всех в настоящий момент.
4. Беседы, связанные с просмотром диа - и кинофильмов.
5. Беседы, основной материал для которых получен в результате целенаправленных наблюдений самих детей за явлениями общественной жизни.
6. Беседы по проблемным вопросам, предложенным самими детьми. Такие беседы в основном проводятся в III классе.
7. Беседы на основе небольших сочинений на моральные темы, написанные детьми (II-III классы).
К беседе по прочитанному рассказу или группе рассказов следует прибегать в таких случаях:
- когда художественное произведение позволяет детям осмыслить действия и поступки, происходящие в собственном коллективе. Анализ «чужих» событий помогает школьникам задуматься и объективно оценить жизнь коллектива, свои поступки;
- когда учитель хочет опосредованно показать детям образец нравственного поведения, вооружить их знанием того, какие поступки поощряются и приносят человеку удовлетворение и радость, какие - осуждаются и вызывают угрызения совести, тяжелые переживания (при этом читаемое прямо не связывается с жизнью данного коллектива);
- когда у детей недостаточно (и по объему и по содержанию) собственных наблюдений, чувственно-образных представлений о нравственных явлениях общественной жизни.
Выбирая для обсуждения рассказ или группу рассказов, надо иметь в виду их художественную ценность, доступность для младших школьников, образность и эмоциональность изложения, наличие моральных переживаний, описания событий и фактов, требующих размышлений, нахождения выхода из проблемной ситуации.
Когда учитель подбирает для беседы несколько рассказов, можно подобрать их так, чтобы дети увидели проявление одних и тех же нравственных качеств в разных обстоятельствах. Для другой беседы надо подобрать такие рассказы, в которых в схожих ситуациях разные люди проявляют себя по-разному. Интересно проходят беседы, когда используемые рассказы не имеют конца или учитель специально «обрывает» их в кульминационном моменте с тем, чтобы дети «дописали» их. Для этических бесед с первоклассниками хороши небольшие рассказы, в которых раскрывается сущность нравственных качеств и отношений. Приведем пример беседы в I классе в связи с чтением рассказа Ю. Ермолаева «Навестили».
Учительница выразительно читает рассказ. После чтения рассказа задается вопрос: «Что вы думаете о мальчиках Алике и Косте?»
Несколько секунд дети молчат, их поразила изложенная в рассказе ситуация, поднимается много рук, всем хочется высказать свое мнение о происшедшем. Ответы детей разные: они пришли навестить больного Толика. Они совсем не думали о больном Толике. Они опоздали в школу, поэтому зашли к Толику.
Учительница: Из добрых ли чувств ребята пришли навестить товарища?
Ответы: 1) Нет, не из добрых; 2) Они боялись, что их будут ругать за опоздание в школу; 3) Они решили обмануть учительницу, сказать, что были у больного товарища.
Учительница: Что обидело Толика?
Ответы: 1) Сначала Толик обрадовался, он подумал, что ребята помнят о нем, пришли навестить. А когда узнал, что ребята пришли к нему, потому что опоздали в школу и боялись, что учительница их отругает за опоздание, ему стало грустно; 2) Толику стало грустно еще и потому, что ребята стали говорить, что их даже похвалят за то, что они навестили его.
Учительница: Как можно назвать поступок Алика и Кости?
Ответы: 1) Нечестным; 2) Трусливым; 3) Они испугались замечания учительницы.
Учительница: Почувствовали ребята, что они обидели Толика?
Ответы: 1) Нет, они о нем совсем не думали; 2) Они нечуткие.
Учительница: Вы правильно сказали «нечуткие». А еще как их можно назвать?
Дети затрудняются ответить. Учительница старается помочь им, знакомит с синонимом этого слова - «равнодушный». Когда человеку безразлично горе другого человека, как о нем говорят? (Дети молчат.) Учительница говорит сама: «Такого человека называют равнодушным,». Дети быстро подхватывают это определение, вспоминают рассказ В. Осеевой «Собака яростно лаяла», где мальчики оказались равнодушными, бесчувственными к судьбе беззащитного котенка.
Учительница: Итак, дети, вы сказали, что Костя и Алик оказались нечуткими, нечестными, трусами. (С места кто-то из ребят дополняет «равнодушными». Учительница одобрила это дополнение.) Почему же автор рассказа сравнивает мальчиков с пустыми колосьями среди спелой пшеницы? (Учительница конкретизирует свою мысль, предлагает детям представить поле со спелой пшеницей, колосьями, налитыми зерном, а среди них несколько пустых колосьев.)
- Подумайте, дети, пустые колосья нужны ли людям.
Ответы: 1) Пустые колосья никакой пользы не приносят; 2) Эти мальчики, как пустые колосья, никакой пользы людям не приносят, они равнодушные, нечуткие.
Учительница: Какой вывод вы сделаете в связи с обсуждением прочитанного рассказа?
Ответы: 1) Не нужно поступать так, как поступили мальчики; 2) Надо быть чуткими; 3) Надо помогать товарищу и не считать, что за это тебя должны хвалить; 4) Нельзя быть равнодушным к беде товарища.
Учительница обобщает детские высказывания. Затем детям предлагается вопрос: «Что в дружбе важно, о чем всегда надо помнить?»
Ответы:
- Надо всегда помогать товарищу.
- Надо быть чутким.
- Нельзя быть равнодушным к горю товарища.
- Быть честным в дружбе и искренним.
- Нельзя хвастаться хорошими поступками.
- Не надо менять друзей.
- Надо быть постоянным в дружбе.
В процессе беседы под руководством учителя дети смогли сделать правильный нравственный вывод из прочитанного рассказа.
Беседы, связанные с обсуждением повести (книги), возможны во II и III классах. Подготовительную работу учитель проводит вместе с библиотекарем. Книга, которая выбрана для обсуждения, должна быть прочитана всеми детьми. Учитель заранее готовит вопросы, вокруг которых должна завязаться беседа.
При подготовке к обсуждению книги детям можно дать задание нарисовать иллюстрации к прочитанной повести и постараться в рисунке передать переживания героев. Детские рисунки следует оформить на стенде, показать родителям на ближайшем родительском собрании. Беседу надо построить так, чтобы дети могли аргументировать свои мысли, опираясь на текст повести.
Очень интересно, особенно в III классе, проходят беседы с использованием проблемных статей в «Пионерской правде». В газете постоянно публикуются материалы, связанные с нравственной стороной деятельности пионерских коллективов, с жизнью школы. Их отличительной чертой являются проблемность и острота, непосредственное использование детских писем, ответов на поставленные газетой или самими детьми вопросов.
В беседах такого типа мы рекомендуем использовать также книгу И. Медведевой «Подумай, скажи, сделай» (М., 1977), которая имеет подзаголовок «Разговор о письмах». В книге даются ответы на интересующие детей вопросы, ведется разговор о доброте, честности, о том, как воспитать свою волю, как научиться держать слово.
Беседы, обобщающие наблюдения детей за нравственными явлениями общественной жизни, возможны во всех классах. При подготовке к ним надо организовать наблюдения детей под руководством взрослых (учителя, родителей, вожатых), предложив вопросы, ответы на которые дети должны найти самостоятельно.
Беседы по проблемным вопросам, предложенным самими детьми, проводятся, главным образом, в III классе. Вопросы детей обычно конкретны, касаются частного случая, но они заключают в себе проблему, в которой младший школьник не может разобраться самостоятельно. Чаще всего это проблемы товарищества и дружбы («Можно ли дружить втроем?», «Ругать ли друг друга за измену?», «Надо ли мстить за измену?»), честности, правдивости («Я вру. А как остановиться?»), доброты («Если мне сделали зло, должен ли я простить или отомстить?»), смелости («Как стать смелым?», «Я боюсь темноты, боюсь говорить правду, просто молчу») и т. д.
Беседы на основе небольших сочинений, написанных самими детьми, также проводятся в основном во II-III классах. Назовем примерные темы таких сочинений: «О моем друге»; «Как я сумел преодолеть свою лень»; «О нашем классном коллективе»; «Что мне рассказал папа о своей работе».
Эффективность этических бесед возрастает в том случае, если их проводят все учителя начальных классов. Проведение бесед требует от учителя методической подготовки. В Кунцевском отделе народного образования Москвы был организован методический семинар, на занятиях которого учителя получали теоретические знания по методике воспитательной работы и особенно проведения бесед. На занятиях читались лекции, учителя выступали с анализом проведенных бесед, обобщением своего опыта. Кроме того, были выделены опорные школы, в которых проводились открытые беседы с последующим их разбором. На базе опорных школ проводились семинары для методистов начальных классов Москвы, работали проблемные курсы Института усовершенствования учителей. Таким образом, методические разработки учителей Кунцевского района становились достоянием и других учителей города. В конце каждого года проводились конференции с выступлениями учителей об опыте работы и намечался перспективный план на будущий год.
Программа семинара включала в себя работу по трем направлениям: изучение теоретических вопросов нравственного воспитания младших школьников; разработку методики проведения этических бесед с детьми; проведение открытых этических бесед с их последующим коллективным обсуждением.
Приведем для примера конкретную тематику семинарских занятий :
Теоретические вопросы нравственного воспитания школьников
1. Актуальные проблемы нравственного воспитания школьников на современном этапе развития социалистического общества и общеобразовательной школы.
2. Диагностика процесса нравственного воспитания и уровня воспитанности школьников.
3. Формирование нравственного сознания и поведения в их единстве.
Методика проведения этических бесед с подростками.
1. Преемственность в нравственном просвещении дошкольников, младших школьников и подростков.
2. Требования к отбору содержания этических бесед.
3. Приемы активизации школьников в процессе этической беседы.
4. Требования к направленности и содержанию вопросов учителя в ходе этической беседы.
5. Возможности и приемы использования периодической печати и художественной литературы в этических беседах.
Открытые беседы и их коллективное обсуждение
1. Требования к оформлению методических материалов по этической беседе (план беседы, краткое содержание беседы, иллюстративный материал, основные вопросы для обсуждения).
2. Основные вопросы, вокруг которых строится обсуждение проведенной беседы (актуальность беседы, исходя из воспитательных задач, доступность и «интересность» материала, активность школьников).
3. Трудности, недочеты проведения данной беседы, пожелания по совершенствованию методики проведения этических бесед.
Такая организация работы дала положительные результаты. У учителей повысился интерес к воспитательной деятельности. Постоянный обмен мнениями, обсуждение методических находок способствовали накоплению опыта проведения бесед. Систематическая работа с детьми, открытые уроки, беседы, различные воспитательные мероприятия заставляли искать эффективные приемы в нравственном просвещении школьников. Учителя научились добиваться новых положительных результатов не за счет дополнительной затраты времени, а за счет возбуждения активности самих детей, направления их усилий на усвоение норм и правил поведения.
Систематические беседы с детьми обеспечивают прочность усвоения знаний о нравственных нормах. Например, данные опроса детей через восемь месяцев после проведения беседы о товариществе показывают, что нравственные знания не только не «убывают», но и происходит «наращение» новых. Дети указывают на такие проявления настоящего товарищества, о которых они раньше не упоминали, это: требовательность к своему другу, умение указать ему на его недостатки, хороший товарищ сопереживает не только горю других, но и радости, проявляет справедливость, оказывает помощь во всем. Дети связывают интересы личной дружбы с интересами коллектива.
Учителя отмечают, что благодаря проведению этических бесед во всех классах, в детском коллективе более интенсивно формируется общественное мнение, которое осуждает нарушение норм морали, высоко оценивает положительные поступки.
Этические беседы с детьми дают положительные результаты в том случае, если они согласуются со всеми другими воздействиями на младшего школьника. Этические беседы (беседа учителя с детьми) не должны дублировать и по содержанию, и по форме, и по методике сборы октябрятской группы и звездочки, классное собрание или вечера самодеятельности.
Воспитательная работа не сводится к этическим беседам (некоторые учителя это склонны делать). Поэтому, планируя воспитательную работу в целом, педагог должен представлять весь объем работы с детьми, в которой беседа на темы морали не является единственной и ведущей формой.
Одним из основных условий эффективности этических бесед является формирование в единстве сознания и поведения школьников. Содержание бесед должно быть тесно связано с разнообразной деятельностью детей. Этические знания необходимы ребенку, чтобы он мог ориентироваться в общественных явлениях, осознавать свое поведение, предвидеть нравственные результаты своих поступков. Моральные понятия и представления хотя и не определяют полностью соответствующего поведения школьников, но являются важной его предпосылкой. Возникающие в процессе деятельности нравственные отношения влияют на усвоение нравственных норм. Моральные качества не могут возникать вне деятельности. Поэтому очень важно, чтобы дети имели достаточный объем самостоятельного общественно полезного труда и других видов деятельности , в которых могли бы реализоваться их знания о нормах и правилах морали.
На нравственное становление личности ребенка большое влияние оказывают ситуации выбора, т. е. такие ситуации, в которых школьник должен совершить выбор поступка, руководствуясь известной ему моральной нормой. Ситуация должна быть достаточно сложной для ребенка, требовать от него напряжения мысли, анализа личного опыта.
Результативность этических бесед зависит и от того, насколько учитель умело воздействовал на чувства детей. Важно в процессе обсуждения фактов проявлений нравственности разбудить у детей чувство собственного достоинства, гордости или угрызения совести - этого «внутреннего судью», «контролера» мыслей, поступков и действий. Важно, чтобы дети были охвачены совместным переживанием, сочувствием, состраданием.
Эффективность нравственного просвещения младших школьников во многом зависит от согласованной работы учителей и семьи. Родители должны знать, какие нормы нравственности преподносит учитель их детям, какие требования предъявляются к поведению детей, как оцениваются поступки детей по нравственному критерию, содержание общественного мнения в классном коллективе. Единство воспитывающего влияния родителей и педагогов проявляется в однозначном понимании целей и конкретных задач воспитания, в умении реализовать их, используя разнообразие методов и приемов. Для повышения эффективности этического просвещения младших школьников необходимо, чтобы и родители анализировали свой опыт бесед с детьми на моральные темы, видели результаты (положительные и отрицательные) воздействия словом на нравственное развитие детей, на их поступки. Таким образом обеспечивается непрерывность воспитания детей.
Эффективность этического просвещения зависит от того, насколько оно направлено на нравственное развитие детей. Определяя содержание этических бесед, разрабатывая методику их проведения, педагог должен ориентироваться на качественные сдвиги в личности школьника, на перспективу его нравственного, интеллектуального и эмоционально-волевого развития.
Цель этического просвещения - переведение внешних воздействий во внутренние сознательные побуждения, формирование таких внутренних этических стимулов, как совесть, долг, честь, достоинство. Осуществление этой цели возможно только при развитии активности ребенка, его самодеятельности, включения его в самостоятельную, коллективную деятельность.
Очень важно постоянно проверять эффективность этического просвещения. Одним из его показателей является развитие нравственных представлений и понятий, изменения в поведении детей. Учитель должен систематически следить за тем, какие изменения происходят в сознании и поступках школьников, как они себя ведут без его постоянного контроля, насколько устойчиво их поведение. Изучение детей позволяет обоснованно вносить необходимые коррективы в содержание и методику проведения этических бесед.

Этическая беседа.

Тема: «Качества человека».

Цель: Формирование у подростков потребности

И мотивов нравственного поведения.

Задачи: 1. Создавать условия в группе для личностного нравственного развития ценностных ориентаций.

2. Воспитывать нравственные ценности на основе ознакомления с правилами нравственного поведения, анализом нравственных ситуаций.

3. Знакомить с правилами культурной жизнедеятельности и поведения в различных жизненных ситуациях.

4. Оказывать помощь и поддержку в нравственном саморазвитии и самоопределении.

План:

  1. Вводная беседа .
  2. Основная часть .

а) Анализ изречений.

б) Особенности возраста (информация воспитателя).

в) Качества и человек (размышления, рассуждения).

3. Заключение.

4. Рефлексия.

1 ) Вводная беседа.

На доске - слова А.М.Горького: «Нет людей чисто беленьких или чисто чёрненьких – люди все пёстрые».

Как вы понимаете высказывание Горького? Что такое человеческие качества?

Качества – характеристика свойств сущности человека.

Выберите качества, которые присущи юности, зрелому возрасту. Разделите их на положительные и отрицательные.

Отрицательные качества образуют пороки человека, положительные ведут к добродетели.

«Сколько достоинств у человека, столько и пороков. Никто не рождается на свет без пороков. (Индийская мудрость )

« Добродетель есть особый строй души, позволяющий сохранить достоинство в отношении себя и других». (М.Фичино)

Прочитайте изречения и попробуйте определить, из чего складывается добродетель? Что еще можно дополнить?

«Любовь к родителям – основа добродетели». (Н.Радищев)

« Справедливость – высшая из всех добродетелей. (Цицерон)

«Бескорыстие – одна из самых похвальных добродетелей».

(М.Сервантес)

«Вежливость – первая и самая приятная добродетель». (Д.Локк)

Считаете ли вы себя добродетельными людьми? Может ли человек прожить без добродетели? Что несет человеку (человечеству) ее отсутствие?» Не для того мы рассуждаем, чтобы знать, что такое добродетель, а для того, чтобы быть хорошими людьми». (Аристотель)

Физминутка.

Меняется ли человек с годами? Почему? Что свойственно каждому возрасту? Есть ли общее между детством и юностью, юностью и молодостью, и т. д.?

Каждому возрасту присущи свои особенности. (Цицерон)

  1. Основная часть.

Раздается материал подросткам – «Особенности возраста».

Прочитайте качества, характерные для каждого возраста.

Постарайтесь назвать хоть одно качество, с которым человек рождается на свет. Какие качества мы приобретаем в процессе воспитания и самовоспитания?

«Люди не рождаются, а становятся теми, кто они есть».

(Гельвеций)

«Есть люди, которые рождаются с влечением к злу».

(Лихтенбург)

« Человек от природы добр, и надо только не мешать развитию этого врожденного добронравия». (Ж.Ж.Руссо)

«Благородство и подлость,

Отвага и страх –

Все с рожденья заложено

В наших сердцах». (О.Хайям)

«Хорошими люди становятся больше от упражнения, чем от природы». (Демокрит)

Достаточно ли для развития личности, какого – то одного качества?

Какие качества не совместимы в человеке?

Пять свойств.

Пять свойств не ладят с другими пятью.

Внимательно заповедь слушай мою:

С Надменностью Дружба не может сродниться,

От Грубости Вежливость не родится,

Величия мы у Злодейства не ищем,

Скупец не подаст убогим иль нищим,

Для Веры и Верности Ложь не опора,

Все это усвой – и храни от вора. (И.Гете)

Дайте определение 3-4 качеств и подумайте, каково их происхождение. Расскажите, как можно развить эти качества?

Подумайте, какие качества вы бы хотели развить в себе? А какие хотели бы видеть в окружающих? Запишите их в 2 столбика и сопоставьте.

  1. Заключение. – Какой вывод сделали для себя?

Почему добрые люди вам нравятся?

4. Рефлексия.

Если вам, дети, было интересно на нашем занятии, улыбнитесь, пожалуйста, друг другу. Если же просто присутствовали, и вам не понравилось, улыбнитесь мне. Всем спасибо.