11 класс

Психологическая травма рождения и ее дальнейшее влияние на судьбу человека. Физическое окружение: создание безопасного и комфортного места. Повторное рождение - в терапевтическом контексте

Австрийский психоаналитик Отто Ранк (нем. Otto Rank; наст. фамилия Розенфе́льд) родился ровно 130 лет назад — 22 апреля 1884 года в Вене. Он был одним из ближайших учеников и последователей Фрейда, работал над теорией сновидений.

Материал сновидений Отто соотносил с художественным творчеством и мифологией. Одна из самых известных его монографий, которую написал Отто Ранк — «Травма рождения и её значение для психоанализа». В этом труде автор указывает, что изгнание плода из материнского лона представляет «главную травму», которая определяет развитие неврозов. Также Ранк пишет, что у каждого человека подсознательно присутствует желание возвратиться в материнское чрево, но Фрейд не разделял этого взгляда.

Отто Ранк родился в бедной еврейской семье. Он был младшим из двух сыновей. В его семье не было особых духовных предпочтений. Отец считал, что младший сын должен выучиться на инженера-машиностроителя, и авторитарно направлял обучение юного Отто. Ранк окончил ремесленное училище, получил аттестат зрелости и пошел работать в мастерскую. В это же время он стал самостоятельно изучать психологию. Затем он окончил Венскую школу искусств. Особый интерес Отто проявлял к литературе и мифологии. Он взял себе фамилию Ранк, так звали доктора из пьесы «Кукольный дом» Г. Ибсена.

С Зигмундом Фрейдом он познакомился в 1906 году, и представил ему рекомендательные письма от Альфреда Адлера, это семейный врач Розенфельдов. Так же он представил три свои рукописные работы. В 1907 году по материалам одной из них была выпущена популярная книга Отто Ранка «Художник». Эти рукописи получили довольно высокую оценку от Фрейда. Он рассмотрел в молодом авторе способности к обучению психоанализу. Позже Фрейд писал: «рукопись, представленная нам выпускником ремесленного училища показывает исключительное понимание им данного предмета. Поэтому мы убедили его продолжить гимназическое обучение, и посещать университет. Мы уговорили его, чтобы он посвятил себя вневрачебному приложению психоанализа». В 1912 году Отто Ранк, книги которого спустя несколько лет изменят развитие психоанализа, окончил Венский университет и получил степень доктора философии.

Со временем между Ранком и Фрейдом возникла глубокая личная дружба. Фрейд видел в Отто своего сына и общался с ним соответственно. Ранк в 1912 году стал секретарем Венского психоаналитического общества. В 1913 году он становится членом тайного комитета. Возглавлял издательство он с 1919 года по 1924 год. В этом издательстве публиковались психоаналитические работы.

Отто Ранк стал первым психоаналитиком, который не имел медицинского образования, но вел прием пациентов. В доме, где жил он оборудовал свой приемный кабинет. Определенный промежуток времени он занимался исследовательской работой (из которой позже и родилась книга Отто Ранка «Травма Рождения»), а так же вел финансовые и управленческие дела психоаналитического общества. К тому же он помогал Фрейду в организационных вопросах, и был вице-президентом Венского психоаналитического сообщества.

Ранк в начале 20-х годов высказал ряд идей, из-за которых его исключили из числа членов тайного комитета и привели к разрыву с Фрейдом. Из Соединенных Штатов Америки в 1924 году, от президента Нью-Йоркского психоаналитического общества ему пришло приглашение. И Отто ездил в США, здесь на протяжении нескольких месяцев перед американскими психоаналитиками он рассказывал о новых идеях. Некоторые слушатели стали проходить у Ранка краткосрочный анализ. После возвращения в Вену он оставил пост главного редактора психоаналитического журнала. Ранк подал в отставку в 1929 году, и это можно сказать предопределило окончательный разрыв с Фрейдом. Отто Ранк в начале 30-х годов стал работать в Париже психоаналитиком.

В Соединенные Штаты Америки Отто Ранк переехал в 1935 году. Здесь он занимался терапевтической и преподавательской работой. Так же он выдвигал новые психоаналитические идеи.

Умер Отто Ранк 31 октября 1939 года в Нью-Йорке от аллергической реакции на лекарство содержащее серу. Он применял его для лечения инфекции горла.

Отто Ранк был одним из первых психоаналитиков уделивших особое внимание применению психоаналитического способа исследования при изучении литературы, поэзии, религии. Ещё задолго до книги Отто Ранка «Травма рождения» он в своей работе «Миф о рождении героя» высказал положение, согласно которого только на основе психологического анализа возможно открытие ключа содержательной тождественности мифов всех времен и народов.

Отто Ранк анализировал способность к воображению как универсальное явление характерное как для каждого отдельного человека, так и для всего человечества в целом. Рассматривая легенды и мифы, а именно мифы о рождении Саргона, Моисея, Эдипа, Париса, Телефа, Персея, Гильгамеша, Кира, Тристана, Ромула, Геркулеса, Иисуса, Зигфрида и Лоэнгрина, он обнаружил несколько моментов, которые служат основой для построения стандартного сказания. Ранк заметил, что во всех сказаниях герой относится к своим родителям с каким-то нездоровым характером. Автор отметил, что такое отношение определено чем-то, что отражено в характере каждого героя.

В «Семейном романе невротиков», одной из самых известных книг Отто Ранка, тот высказывал идеи Фрейда, и в дальнейшем они получили развитие. Он отметил, что тема брошенных, а затем воспитанных другими родителями детей содержится в очень многих сказаниях и мифах. Автор открыл связь между семейными романами и мифами о героях. Все они включают в себя желание героя избавится от родителей.

Объясняя психологический смысл мифа, Отто Ранк попытался обнаружить связь мифа с отдельными психологическими заболеваниями. Так он считал, что основные черты данных мифов во многом отвечают маниакальным представлениям психотиков, которые страдают манией то ли величия, то ли преследования. Принимая все это во внимание, Ранк выявил тесную связь между структурной манией у параноиков и мифами о героях, еще он дал характеристику мифов как параноидальной структуры.

По предположению Отто Ранка травма рождения является главным фактором возникновения тревоги и страха. Автор считал, что момент рождение ребенка и отделение его от матери для человека является травмирующим событием. И на подсознании у человека присутствует стремление вернуться в лоно матери и восстановить предшествующее положение, которое непосредственно связано с травмой рождения.

По теории, которую составил Отто Ранк «Травма рождения» — нервоз возникающий на почве внутреннего конфликта человека. С одной стороны это ужасы рождения, а с другой стороны желание вернуться в изначальное состояние дородовой гармонии. В результате этого Отто Ранк переосмыслил ключевые тезы классического психоанализа:

— боязнь кастрации, таким образом, стал рассматриваться как символическое выражение первичной травмы (рождение человека) и вторичной травмы (отлучение малыша от груди матери);

— комплекс Эдипа – с точки зрения воплощаемых человеком попыток возвращения в материнскую утробу (перенос внутриутробного блаженства на заряженные беспокойностью гениталии);

Ключевым элементом в сложной динамике процесса смерти-возрождения представляется переживание биологической родовой травмы. Хотя сама проблема была обозначена еще Фрейдом, ее значение для психологии и психотерапии впервые установил и подробно раскрыл Отто Ранк в работе «Травма рождения» .

Представления Ранка о природе этой травмы не совсем совпадают с данными, полученными в исследованиях Грофа, многие из его формулировок и выводов могут иметь огромную ценность, когда речь идет о переживаниях на перинатальном уровне. Система психологии и психотерапии, разработанная Отто Ранком, в значительной степени расходится с основным направлением психоанализа Фрейда. Концепции Ранка вообще гуманистичны и волюнтаристичны, в то время как подход Фрейда имеет редукционистский, механистический и детерминированный характер. А более конкретно, основные различия состоят в том, что Ранк больше опирался на значение родовой травмы, чем на сексуальную динамику, отрицал решающую роль эдипова комплекса и видел в «Я» автономное представительство воли, а не раба «Оно» (подсознания). Ранк предложил также внести изменения в технику психоанализа, и они были столь же радикальны и решительны, как его теоретические выводы. Он предполагал, что вербальный подход к психотерапии имеет весьма ограниченное значение и внимание следует перенести на непосредственный опыт. По его мнению, самое главное в терапии, чтобы пациент заново прожил родовую травму, без этого лечение нельзя считать завершенным .

Что касается роли родовой травмы в психологии, Фрейд на самом деле был первым, кто обратил внимание на то, что она может быть прототипом и источником всех будущих беспокойств и тревог. Он рассматривал этот вопрос в ряде своих работ, но отказался принять крайние суждения Ранка по этому поводу. Было также серьезное различие в понятиях родовой травмы у Фрейда и у Ранка. Если Фрейд выделял в качестве источника тревоги экстремальные физиологические трудности, связанные с процессом рождения, Ранк связывал тревогу с отделением от материнской матки, т.е. от райской ситуации, в которой все потребности удовлетворялись сразу и без приложения каких-либо усилий.

Ранк рассматривал родовую травму в качестве первопричины того, что разлука воспринимается как самое болезненное и пугающее человеческое переживание. По его мнению, во всех более поздних фрустрациях частичных влечений можно узнать производные этой первой травмы. Большинство событий, которые индивид переживает как травматические, обязано своей патогенностью сходству с биологическим рождением. Весь период детства можно рассматривать как ряд попыток отреагировать эту травму и психологически справиться с ней. Детскую сексуальность можно поэтому интерпретировать как желание ребенка вернуться в матку, тревогу по этому поводу и любопытство относительно того, откуда ребенок появился.

Но Ранк на этом не остановился; он посчитал, что вся психическая жизнь человека зарождается в первичной тревоге и в первичном вытеснении, ускоренном родовой травмой. Центральный человеческий конфликт состоит из желания вернуться в матку и страха, вызываемого этим желанием. В результате любая смена приятной ситуации неприятной будет вызывать чувство тревоги. Ранк также предложил объяснение сновидений, отличающееся от интерпретации Фрейда. Состояние сна сходно с внутриматочной жизнью, а сновидения можно рассматривать как попытки пережить снова родовую травму и вернуться в пренатальную ситуацию. И они даже в большей степени, чем само состояние сна, представляют психологическое возвращение в матку. Анализ сновидений самым надежным образом подтверждает психологическое значение родовой травмы. Подобно этому, и эдипов комплекс – краеугольный камень теории Фрейда – перетолковывается с акцентом на родовой травме и желании вернуться в матку. В сердцевине мифа об Эдипе лежит тайна происхождения человека, которую Эдип пытается разгадать, возвращаясь в материнское чрево. Это происходит не только буквально, путем женитьбы на матери и полового акта с нею, но и символически, когда слепой герой исчезает в расщелине, ведущей в преисподнюю.

По психологической теории Ранка родовая травма также играет ключевую роль в сексуальности; ее значение основано на глубоком, управляющем всей психикой желании индивида вернуться к внутриматочному существованию. Различия между полами можно по большей части объяснить способностью женщины повторять репродуктивный процесс в собственном теле и находить свое бессмертие в деторождении, тогда как для мужчины секс символизирует смертность, и поэтому его сила лежит в несексуальной созидательности.

Анализируя общечеловеческую культуру, Ранк выяснил, что травма рождения является мощной психологической силой, лежащей в основе религии, искусства и истории. Любая форма религии в пределе стремится к воссозданию исходной поддерживающей и защищающей первоситуации симбиотического союза в чреве матери. Глубочайшие корни искусства уходят в «аутопластическую имитацию» вырастания и высвобождения из материнского чрева. Представляя реальность и одновременно отрицая ее, искусство является особенно мощным средством психологической адаптации к этой первичной травме. История человеческих жилищ, начиная с поисков примитивного крова и заканчивая сложными архитектурными сооружениями, отражает инстинктивные воспоминания о матке – этом теплом, защищающем от опасностей убежище. Использование боевых средств и вооружения основано, при самом тщательном рассмотрении, на неукротимом стремлении проложить себе наконец дорогу во чрево матери.

Психотерапия с применением ЛСД и другие формы глубинной эмпирической работы в значительной степени подтвердили главный тезис Ранка о первостепенном психологическом значении родовой травмы. Однако, по мнению Грофа, для большего соответствия современным клиническим наблюдениям в ранкианский подход нужно внести существенные изменения. Теория Ранка выделяет разлуку с матерью и утрату матки в качестве основных травмирующих аспектов рождения. Суть травмы для него в том, что постнатальная ситуация куда менее благоприятна, чем перинатальная. Вне матки ребенок вынужден столкнуться с нерегулярностью питания, отсутствием матери, колебаниями температуры, шумом. Он должен самостоятельно дышать, глотать пищу и выводить отработанные вещества.

При работе с ЛСД ситуация оказывается еще более сложной. Рождение травмирует не потому, что ребенок от райской ситуации в чреве матери переходит к неблагоприятным условиям внешнего мира, а потому, что само прохождение через родовой канал связано с чрезвычайно высоким эмоциональным и физическим стрессом и чрезвычайной болью. Этот факт подчеркивался в первоначальных рассуждениях Фрейда о рождении, но почти никак не отражен у Ранка. В каком-то смысле концепция Ранка о родовой травме применима к случаю, когда ребенок появился на свет при помощи кесарева сечения, а не путем физиологических родов (Гроф, 1994).

Как было показано в работах Грофа, большинство психопатологических заболеваний коренится в динамике второй и третьей базовых перинатальных матриц, в которой отразился опыт тех часов, которые отделяют безмятежное состояние внутри матки от постнатального существования во внешнем мире. В процессе повторного проживания и интеграции родовой травмы индивид может стремиться к возврату в матку или, наоборот, к завершению рождения и выходу из родового канала – это зависит от стадии развертывания перинатального процесса. Тенденция к эсктериоризации и разряжению запертых во время битвы рождения чувств и энергий является глубокой мотивационной силой, которая обусловливает широкий спектр человеческого поведения. Это главным образом относится к агрессивности и садомазохизму – к тем двум состояниям, для которых интерпретация Ранка выглядит особенно неубедительной. К тому же Ранку недостает, как и Фрейду, и Адлеру, и Райху, настоящего понимания места и роли трансперсональной сферы. Но, несмотря на все эти недостатки, установленная Ранком психологическая релевантность родовой травмы и ее многочисленных последствий была действительно выдающимся достижением, на несколько десятилетий опередившим результаты исследований трансперсональной психологии. Особенно хочется установить тот феноменологический пласт, который ассоциирован с травмой рождения базовых мифологем человеческой цивилизации. Примечательная книга Ранка «Путь героя» показывает, насколько глубоко интерперсональный слой психического (обозначенный Карлом Юнгом как «коллективное бессознательное») сюжетно индуцируется различными аспектами травмы рождения. В этом смысле Отто Ранк является даже более трансперсональным, чем отцы-основатели и предтечи трансперсональной парадигмы психологии – К.Г. Юнг и У. Джеймс.

Умножая умножу скорбь твою в беременности твоей; в болезни будешь рождать детей…

Библия. Бытие

Экзистенциальный обман

Роды для женщины являются мучительным испытанием. Такова реальность женской физиологии. Но мы забываем, что рождение для ребенка тоже является мукой.

Рождение на свет происходит в результате грубого и длительного выталкивания младенца из матки в результате ее спазмов. Младенец изгоняется из мира, в котором он появился из небытия и жил все это время.

Первым из ощущений, которое испытывает младенец при рождении, является удушье, потому что требуется некоторое время, для того, чтобы расправились легкие, которые он использует впервые. Первый крик ребенка означает, что он сделал первый выдох. Крик символизирует жизнь.

Одновременно младенец видит ослепительный для него свет, поэтому ему приходится крепко зажмурить глаза.

Следующее ощущение ребенка – это холод.

А следующее – голод.

Из идеально комфортной и, главное, привычной внутриутробной среды, перманентной сытости, темноты и стабильной температуры в 36,6°C, младенец выталкивается в жизнь. В первом крике ребенка мы можем слышать весь ужас, с которым он сталкивается при рождении на свет. Это первое разочарование в жизни. Рождение на свет можно назвать экзистенциальным обманом .

Разрезание пуповины символизирует конец физической связи с матерью и непрерывного блаженства, в котором он пребывал. Вероятно, смутные воспоминания этого блаженного внутриутробного комфорта и безмятежности запечатлены в легенде о потерянном Рае.

Сущность бытия

Зигмунд Фрейд первым предположил, что всякий страх в основе сводится к физиологической травме рождения, а именно, удушью (асфиксии). Эту идею развил Отто Ранк, абсолютизируя первостепенное значение травмы рождения , как первопричины хронической (базальной) тревоги и, соответственно, основы для развития депрессии. За ним эту идею развил Станислав Гроф, разработав концепцию перинатальных матриц.

Все люди рождены на свет в муках, но не все мучаются всю жизнь депрессивными переживаниями. Поэтому мы не будем видеть причину всех страданий взрослого человека в травме его рождения.

Нельзя недооценивать значение травмы рождения, но когда ребенка передают матери, если она ласково укладывает его около себя, если она вкладывает в его губы сосок своей груди, если грудь полна молока – младенец начинает жадно сосать молоко, возвращаясь к покою и безмятежному блаженству внутриутробного состояния.

Это возвращение в Рай. На время.

Рано или поздно, мать оставит младенца, он снова проголодается, описается или обкакается, ему станет холодно или жарко – и он проснется с пронзительным криком в результате непереносимой для него фрустрации . Те минуты, которые потребуются матери, чтобы удовлетворить потребности своего младенца и успокоить его – покажутся для него вечностью. Вероятно, смутные воспоминания об этих минутах породили легенду об Аде с вечными муками.

Мать творит счастье для своего младенца.

Периоды удовольствия будут сменяться периодами неудовольствия – так младенец будет постигать экзистенциальную сущность бытия .

Формирование психики

Травму рождения, вероятно, невозможно было бы пережить, если бы ребенок рождался со сформированной психикой. Травматические переживания преследовали бы его всю жизнь, как это бывает в случае военных неврозов.

Но психическое рождение ребенка значительно отстает от его физического рождения (Маргарет Малер). Если мы не будем проецировать на младенца наши взрослые чувства и мысли, то увидим маленькое беспомощное существо, которое может дифференцировать только два состояния. Для этих состояний еще нет названий, потому что ребенок должен еще научиться давать имена . Но их можно условно назвать ощущениями Рая и Ада .

Психика ребенка формируется вокруг "островков" райского счастья, которое доставляет ему мать в результате удовлетворения его потребностей (Вейкко Тэхкэ). И каждый раз часть сформированной психики разрушается, когда фрустрация оказывается слишком долгой (М. В. Ромашкевич).

Развитие психики младенца идет по принципу: "два шага вперед – один шаг назад".

Депривация

Травму рождения переживают все люди, но психические нарушения формируются не в результате травмы рождения, а в процессе нарушенного формирования психики.

В результате частых или длительных фрустраций не происходит непрерывное формирование цельной психики. В худшем случае зарождающиеся "островки" психики не соединяются даже в единый "материк" – тогда ребенка во взрослом возрасте ждет психоз (шизофрения, МДП). Чаще дела обстоят лучше, психике удается консолидироваться, но в ней остается "дыра" – тогда формируется анаклитическая депрессия (Рене Шпиц).

Как говориться: Родителей не выбирают .

Можно перефразировать эту поговорку: Рождение не выбирают .

«Необходимы необычайная любовь, нежность и забота, чтобы ребенок простил родителям свое, без его ведома, появление на свет.»
(Шандор Ференци. “Нежданный ребенок и его стремление к смерти”)

Но, к сожалению, не все матери способны дать своему младенцу любовь, потому что у них самих нет любви к жизни. Нередко именно потому и принимается решение завести ребенка, в бессознательной надежде заполнить собственную "дыру" в душе, придать смысл собственному бессмысленному и мало радостному существованию.

В предвкушении рождения ребенка фантазии рисуют благостную картинку счастливой семьи, объединенной розовощеким счастливым младенцем. А после изнурительных родов матери дают маленькое сморщенное кричащее существо.

Мать надеялась получать любовь от младенца, не зная, что для этого нужно сначала самой ему давать любовь, получая пока взамен только крик, мочу и кал. В младенце от рождения есть только ужас и надежда. Семя любви вложить и вырастить в нем должна мать.

Умилительная улыбка и мелодичное гуление появятся позднее. А пока мать должна любить это маленькое очень нуждающееся в ней существо пресловутой материнской безусловной любовью . Радость от общения с младенцем возникает только тогда, когда в душе матери есть радость жизни и любовь.

Если у матери в душе "дыра", у нее нет сил быть с младенцем в постоянном контакте, предугадывать и удовлетворять все его непрерывные потребности. "Голодный" младенец становится беспокойным, крикливым, начинает плохо спать и плохо есть. Уставшая от постоянной требовательности младенца мать, изможденная бессонными ночами, становится раздражительной и нетерпимой.

Хорошо, если в этот сложный период муж способен разделить тяготы забот матери о младенце – тогда ребенок будет спасен. Но чаще мужья сбегают от крикливых младенцев и раздражительных жен, подолгу задерживаются на работе, находят для себя неотложные дела, или вовсе покидают свою семью.

Тогда у такой матери наступает послеродовая депрессия .

Находясь в состоянии отчаяния, мать уходит в себя, оставляя своего младенца. Она с большой задержкой откликается на его плач, она без любви ухаживает за ним, она не радуется ему с умилением.

В ее глазах ребенок не видит жизни. Она становится мертвой матерью (Андре Грин). "Дыра" порождает "дыру". У ребенка развивается анаклитическая депрессия .

Хроническая депрессия

Ситуация в отношении матери к младенцу может поменяться со временем в лучшую сторону, если она хоть немного уделяет внимания своему малышу. Пусть и с опозданием, младенец начнет улыбаться своей маме, гулить, тянуться к ней ручками. И мать оживет . И все пойдет своим чередом внешне нормально. Но у ребенка в душе останется "дыра".

Если растущий ребенок не будет в дальнейшем подвергаться серьезным психическим травмам, он будет выглядеть почти как нормальный. Ну, разве что, только, будет несколько менее веселым и подвижным, чем другие дети, или, наоборот, гиперактивным.

Все может идти внешне нормально. До подросткового возраста, когда его накроет "беспричинная" депрессия .

Конечно, беспричинной депрессия быть не может. В подростковом возрасте ребенок испытывает стресс в связи с гормональным бумом, оказываясь в конфликте между растущим сексуальным желанием и невозможностью его полноценного удовлетворения. Будучи менее активным, более закрытым и недостаточно жизнелюбивым, чем его сверстники, он будет неизбежно проигрывать конкуренцию за внимание и любовь. Мартиролог его поражений будет расти, лишая подростка уверенности в себе, порождая пессимизм и апатию.

Со стороны это будет выглядеть "нормально": некоторая подростковая замкнутость, некоторая подростковая нерешительность, может быть, "несчастная любовь", столь частая в этом возрасте.

Что это хроническая депрессия, станет понятно не скоро, потому что он жил со своей анаклитической депрессией всю свою жизнь. Если, конечно, темные мысли не сгустятся настолько, что он решится раз и навсегда покончить со своим мучительным существованием. Все попытки самоубийства среди подростков, совершенные без видимой причины, являются следствием хронической депрессии, причина которой в далеком младенчестве.

Пережив страсти подросткового кризиса, такой человек будет жить наполовину, часто и длительно испытывая апатию и бессилие – если депрессия не будет диагностирована, и его не "подсадят" на антидепрессанты.

Такие люди часто выбирают профессии врачей, психологов и философов. За этим выбором стоит желание разобраться в себе. Если такому человеку удается получить соответствующее образование, то он становится хорошим врачом или психотерапевтом (раненый целитель по Юнгу). Желание помочь себе часто вызывает желание помочь другим.

Но чаще, низкий жизненный тонус не позволяет окончить столь сложное образование. Тогда работа "нормальных" людей для них становится проклятием от понедельника до пятницы, от отпуска до отпуска.

Но некоторым удается "нырнуть" в суету жизни (забросить себя в бытие по Хайдеггеру). Основной задачей таких людей является ни на минуту не останавливаться, чтобы не почувствовать в себе депрессивные переживания. Это может выражаться как в бурной профессиональной деятельности, так и в непрерывных "тусовках", для поддержания тонуса часто приходится прибегать к алкоголю или наркотикам. Депрессия становится ажитированной . Если такое состояние маниакального возбуждения не удается поддерживать постоянно, такой человек проваливается в тяжелую депрессию. Когда такие состояния маниакального возбуждения и депрессии регулярно чередуются, ставят диагноз маниакально-депрессивный синдром (циклотимия).

Послеродовая депрессия

Серьезным испытанием для людей с хронической депрессией оказывается рождение ребенка.

В случае депрессивного типа матери младенец воспринимается как вампир, сосущий кровь.

В случае маниакального типа матери младенец воспринимается как помеха прежнему "активному" образу жизни.

В любом случае, чаще всего это заканчивается послеродовой депрессией и, как следствие, анаклитической депрессией ребенка.

Круг замыкается.

В заключение хотелось бы подчеркнуть, что причина анаклитической депрессии как результат депрессии матери заключается не в том, что мать "заражает" младенца своей депрессией. Все дело в депривации: депрессивная мать не может создавать необходимые условия любви и заботы для младенца, и этим не обеспечивает ему непрерывное и равномерное развитие психики.

Младенец, "оставленный" своей депрессивной матерью, у которой нет жизненных сил на него, остается пребывать наедине в ужасе продолжающейся травмы рождения http://www.сайт , а также имени и фамилии автора (авторов) статьи.
:: На сайте расположены также статьи, перепечатка которых запрещена в любом виде без специального разрешения. Об этом внизу такой статьи сделана соответствующая надпись.
:: Если Вами замечены неточности, ошибки или погрешности в оформлении сайта, просьба сообщить по адресу
:: Google-author

ТРАВМА РОЖДЕНИЯ

Фундаментальное понятие психоанализа и транеперсональной психологии, разработанное Отто Ранком в 1920-е гг. Ранк считал, что именно с Т. р. надо связывать главные трудности в развитии характера, а не с детской сексуальностью, как считал Фрейд (за это Ранк был исключен Фрейдом из ассоциации психоаналитиков). По мнению Ранка, главное в психотерапии - чтобы пациент заново пережил Т. р. При этом он утверждал, что в переживании Т. р. основным является не чувство физиологической стесненности (как думал Фрейд, который тоже придавал Т. р. определенное значение), а тревога (см. ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ), связанная с отделением ребенка от матери, вследствие чего ребенок навсегда теряет райскую ситуацию внутриутробного существования, когда все потребности удовлетворяются сами собой без приложения его усилий. Ранк рассматривал Т. р. как первопричину того, что разлука воспринимается человеком как самое болезненное переживание. Весь период детства Ранк рассматривает как ряд попыток справиться с Т. р. Детскую сексуальность он интерпретирует как желание ребенка вернуться в материнское лоно. Во взрослой сексуальности Т. р., по Ранку, также играет ключевую роль, ее значение основано на глубоком, управляющем всей психикой желании индивида вернуться к безмятежному внутриматочному состоянию. Различия между полами в свете этого он объясняет способностью женщины повторять репродуктивный процесс в собственном теле и находить свое бессмертие в деторождении, тогда как для мужчин секс символизирует смертность, и поэтому его сила лежит во внесексуальной деятельности. Анализируя человеческую культуру, Ранк приходит к выводу, что Т. р. - психологическая сила, лежащая в основе искусства, религии и истории. Любая форма религии в конечном счете стремится к воссозданию исходной поддерживающей и защищающей ситуации симбиотического союза с матерью. Представляя реальность и одновременно отрицая ее, искусство является особенно мощным средством психологической адаптации к Т. р. История человеческих жилищ, начиная с поисков примитивного крова и кончая сложными архитектурными сооружениями, отражает инстинктивное воспоминание о матке - тепле, защищающем от опасности. Использование боевых средств и вооружения также основано на неукротимом стремлении проложить себе дорогу в чрево матери. Суть Т. р. для Ранка в том, что послеродовая ситуация для ребенка куда менее благоприятна, чем предродовая. Вне матки ребенок должен столкнуться с нерегулярностью питания, колебаниями температуры, шумом, с необходимостью самостоятельно дышать и выводить отработанные вещества. Американский психолог Станислав Гроф, основатель транеперсональной психологии, синтезирующей подходы Юнга (см. АНАЛИТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ) и Ранка, анализирует различные фобии, которые возникают у взрослых людей и которые он связывает с Т. р. Эта связь наиболее очевидна в страхе закрытого и узкого пространства - клаустрофобии. Она возникает в ситуациях тесноты - в лифте, в маленьких комнатах без окон или в подземном транспорте. Клаустрофобия, считает Гроф, относится к начальной фазе цикла рождения, когда ребенок ощущает, что весь мир сжимается, давит и душит. Патологический страх смерти (танатофобия) имеет корни в тревоге за жизнь и ощущении неминуемой биологической катастрофы, сопутствующих рождению. Женщины, у которых память о перинатальных событиях близка к порогу бессознательного, могут страдать от фобий беременности, родов и материнства. Память о внутриутробной жизни у них ассоциируется с переживанием беременности. С Т. р. Гроф связывает также нозофобию, патологический страх заболеть, близкую ипохондрии - беспочвенному иллюзорному убеждению субъекта в наличии у него тяжелой болезни. По мнению Грофа, к жалобам таких пациентов следует относиться очень серьезно, несмотря на отрицательные медицинские заключения. Их телесные жалобы вполне реальны, но отражают они не медицинскую проблему, а поверхностную память организма о физиологических трудностях Т. р. Страх метро, по Грофу, основан на сходстве между путешествием в закрытых средствах передвижения и отдельными стадиями процесса рождения. Наиболее существенные общие черты этих ситуаций - ощущение закрытости или пойманности, огромные силы и энергии, приведенные в движение, быстрая смена переживаний, невозможность контроля над процессом и потенциальная опасность разрушения. Недостаток контроля Гроф считает моментом исключительной важности: у пациентов, страдающих фобией поездов, часто не бывает проблем с вождением автомобиля, где они могут по своему усмотрению изменить или остановить движение. При фобии улиц и открытых пространств (агорафобии) связь с биологическим рождением проистекает из контраста между субъективным ощущением замкнутости, зажатости и последующим огромным расширением пространства. Агорафобия, таким образом, относится к самому концу процесса рождения, к моменту появления на свет.

  • - Natālis dies, который древние торжественно праздновали преимущественно пиром для друзей...

    Реальный словарь классических древностей

  • - Чтобы обеспечить счастливые роды и отвратить от роженицы и ребенка действие пагубных сил, призывались Б. р. В античной мифологии к ним относились Артемида Илифия, Юнона, Луцина, а также Парки...

    Словарь античности

  • - «В ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ NN», пансионское четверостишие Л. , стихотв. шутка, экспромт, содержащий намек на характер адресата...

    Лермонтовская энциклопедия

  • - Т. р. - представление о том, что роды представляют собой физически трудный и психологически устрашающий опыт для новорожденного, память о к-ром сохраняется в бессознательном...

    Психологическая энциклопедия

  • - Известие о рождении ребенка, особенно сына, было радостной вестью и, видимо, часто сопровождалось торжеством. Известно, что египтяне и персы устраивали ежегодные празднования Д.Р. . В эллинистич...

    Библейская энциклопедия Брокгауза

  • - Таковым принято считать момент первого вздоха после перевязки пуповины...

    Астрологическая энциклопедия

  • - понятие и психоаналитическая концепция Ранка, обозначающие процесс и результат патогенного эмоционального воздействия на психику человека процедуры его появления на свет, выступающей в качестве всеобщего...

    Новейший философский словарь

  • - обнародованные по 1 января 1897 г. данные о числе Н. рождений относятся в Западной Европе к 1894 г., в России - к 1892 г. По этим данным, за последнее четырехлетие в 8 западноевропейских государствах, имеющих вместе...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - Он глухой...
  • - ...

    Орфографический словарь русского языка

  • - ...

    Орфографический словарь русского языка

  • - от рожде/ния, нареч. Слепой...

    Слитно. Раздельно. Через дефис. Словарь-справочник

  • - от рожде́ния нареч. обстоят. времени 1. С момента рождения. 2. перен. разг. С самого раннего возраста...

    Толковый словарь Ефремовой

  • - ...

    Словарь синонимов

  • - сущ., кол-во синонимов: 1 родина...

    Словарь синонимов

  • - нареч, кол-во синонимов: 3 от рождения сроду сродясь...

    Словарь синонимов

"ТРАВМА РОЖДЕНИЯ" в книгах

10. Травма

Из книги автора

10. Травма физическое повреждение органа или ткани в результате внешнего воздействия; (психологическая) следствие травмирующего психику событияЯ пришел на работу рано, из-за чего вынужден был дожидаться остальных. Эпоха белых халатов осталась в прошлом – вместо этого

Травма

Из книги Ницше. Для тех, кто хочет все успеть. Афоризмы, метафоры, цитаты автора Сирота Э. Л.

Травма Армейские порядки, армейская лексика – точная и строгая – не тяготили Ницше, скорее нравились ему. Он даже получил ефрейторское звание и успел немного покомандовать. «Ты хотел бы удесятерить себя, увеличить во сто раз? ты ищешь приверженцев? – Ищи

ТРАВМА

Из книги Солдаты Афганской войны автора Бояркин Сергей

ТРАВМА Кто был студентом - видел юность, Кто был солдатом - видел жизнь. (Из альбома солдата) Прошло два месяца. Постепенно сознание и организм стали смиряться с армейскими порядками. Гражданская жизнь уже казалась сказочно далекой-далекой. Подумать только! Еще

Травма

Из книги Изнанка веера. Приключения авантюристки в Японии автора Андреева Юлия

Травма Однажды в спортивном зале я познакомилась с молодым японцем. Обменялись телефонами, договорились встретиться после работы и пойти на дискотеку. Кстати, еще один хороший способ скинуть лишние килограммы.Выйдя из клуба я набрала номер и через пару минут возле меня

Травма

Из книги Исцеление от эмоциональных травм – путь к сотрудничеству, партнерству и гармонии автора Коннелли Кристин

Травма У эго множество форм и состояний. Когда оно по-настоящему сильно, то не пытается ни быть особенным, ни заслужить чью-либо высокую оценку. Вместо того чтобы стремиться к контролю над окружающими, оно позволяет им самим развиваться и чувствовать себя сильными.

Травма

Из книги Длинная тень прошлого. Мемориальная культура и историческая политика автора Ассман Алейда

Травма Когда сегодня все чаще слышится ставшая общим местом парадоксальная мысль, что по мере ухода ужасов Холокоста в прошлое мы внутренне не только удаляемся от них, но и переживаем их все острее, то это связано с динамикой ситуации, которую психологи именуют

Травма

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ТР) автора БСЭ

ТРАВМА РОЖДЕНИЯ

Из книги Новейший философский словарь автора Грицанов Александр Алексеевич

ТРАВМА РОЖДЕНИЯ (греч. trauma - повреждение организма) - понятие и психоаналитическая концепция Ранка, обозначающие процесс и результат патогенного эмоционального воздействия на психику человека процедуры его появления на свет, выступающей в качестве всеобщего

ОДОЕВЦЕВА Ирина Владимировна (настоящие имя, отчество и фамилия - Ираида Густавовна ГЕЙНИКЕ) Родилась, согласно домовой книге, 25.VII.1895 в Риге (сама Одоевцева приписала себе год рождения - 1901 и отмечала день рождения 23 ноября) - 14.Х.1990, Петербург

Из книги 99 имен Серебряного века автора Безелянский Юрий Николаевич

ОДОЕВЦЕВА Ирина Владимировна (настоящие имя, отчество и фамилия - Ираида Густавовна ГЕЙНИКЕ) Родилась, согласно домовой книге, 25.VII.1895 в Риге (сама Одоевцева приписала себе год рождения - 1901 и отмечала день рождения 23 ноября) - 14.Х.1990, Петербург Ирине Одоевцевой выпала

Травма

Из книги Три признака унылой работы: История со смыслом для менеджеров (и их подчиненных) автора Ленсиони Патрик М.

Травма Брайану только что исполнилось 53, но он был в лучшей форме, чем большинство в его возрасте. В этом, собственно, не было ничего удивительного, так как 15 лет он руководил компанией, связанной со здоровьем. Но никакие тренировки на велотренажере или беговой дорожке не

3.17. ТРАВМА ШЕИ

Из книги Справочник здравомыслящих родителей. Часть вторая. Неотложная помощь. автора Комаровский Евгений Олегович

3.17. ТРАВМА ШЕИ Травмы шеи возникают не только тогда, когда внешняя сила воздействует непосредственно на шею. Возможны они и при падениях, и при резких движениях головой, которые опять-таки могут быть обусловлены внешними воздействиями на голову и туловище.Травма шеи

Травма

Из книги Как относиться к себе и к людям [Другая редакция] автора Козлов Николай Иванович

Травма Когда мне было 26 лет, я работал в пионерском лагере руководителем авиамодельного кружка. В пересменок я забрался в столярную мастерскую, чтобы на циркулярной пиле изготовить рейки. Брусок сорвался, и рука пролетела по визжащему диску. Дальше - замедленно: вижу -

Обретение жизни, или «Травма рождения»?

Из книги Детский мир [Советы психолога родителям] автора Степанов Сергей Сергеевич

Обретение жизни, или «Травма рождения»? В возрастной психологии издавна бытует понятие «кризис новорожденности». В связи с этим возникает вопрос: неужели человеческая жизнь начинается с кризиса? Само слово «кризис» в переводе с греческого означает переломный этап в

Травма

Из книги Свисток автора Шумахер Тони

Травма Футбол – спорт не для хлипких мальчиков, а для закаленных мужчин, способных выдерживать сверхнагрузки.В профессиональном спорте футболист – это прежде всего объект выгодного вложения денег. Болезни и травмы снижают количество выступлений и связаны поэтому с

Обретение жизни или “травма рождения”? Взгляд Ранка

Из книги Что написано на роду? [Сценарий вашей судьбы] автора Степанов Сергей Сергеевич

Обретение жизни или “травма рождения”? Взгляд Ранка Не умершего следует оплакивать, а рождающегося для тяжкой борьбы с невзгодами жизни. Еврипид В возрастной психологии издавна бытует понятие “кризис новорожденности”. В связи с этим возникает вопрос: неужели