11 класс

Влияние запахов на человека. Недостойный игумен N. Как влияют на нас ароматы

Сегодня я расскажу об использовании ароматов для бизнеса. Для себя, как элемент воздействия на подсознание и как возможность управления настроением других людей. Для помещений, где находится ваш бизнес: офис или торговый зал.

Ароматерапия, как наука, насчитывает не одно тысячелетие. Поэтому воздействие эфирных масел достаточно изучено. Важно не путать натуральные эфирные масла и арома-культуру. Я буду говорить о натуральных маслах, которые влияют на гомеостаз и меняют химический состав крови.

В данном случае, ориентируйтесь на цену. Цена натурального эфирного масла от 10 доларов за 5 мл и выше (ирис, например, стоит 1мл 100 долларов). На этикетке должны быть оба слова натуральное эфирное масло 100%.

Русский учёный Павлов утверждал, что запахи управляют ассоциативные мышлением. Влияние запахов на человека описывали древние учёные, писатели, поэмы. Поэтому, применяя запахи для воздействия на людей , мы бьём в слабое место их психики.

Начнём с выбора парфюма для себя. Заходите в магазин и на чистую кожу наносите на запястье понравившийся парфюм. Вернее два парфюма: на правую и левую руки. Разные ароматы. Через 6-8 часов проверяете: как он раскрылся на Вас, насколько стойкий и какое впечатление от него у ваших знакомых. Попросите друзей оценить аромат. Я проводила эксперимент. Три недели я ежедневно заходила в магазин и на разные плечи (был июль) наносила по аромату. Просила оценить аромат друзей. Было одно удивительное открытие. Ни разу не совпал понравившийся аромат мужчинам и женщинам. Всегда женщинам нравился один аромат, а мужчинам другой. Поэтому, прежде всего при выборе аромата помните, кому вы хотите нравиться: мужчинам или женщинам. Все мужчины отвергли пудренные и сладкие ароматы.

Помните, что человек зависит от аромата другого на 97%. если ваш аромат не понравится, продолжить общение с вами не захотят. Или запомнят как антипатию к Вам.

Ароматы — влияние на подсознание. Чтобы убедить собеседника в Вашей правоте, в Вашем аромате должен быть мускус (можно растительный) и/или, амбра.

Мускус , его действие обусловлено свойствами, привлекать противоположный пол. Этот запах вызывает инстинктивное желание и затуманивает разум. Описать запах мускуса невозможно, впечатления от этого аромата слишком противоречивы. Но всё же можно отметить, что белый мускус пахнет свежестью, чистой кожей, немного сладковатый и проникновенный. Красный же мускус более насыщенный, глубокий, волнующий и притягательный, с терпковатыми нотами, считается вечерним запахом.

В настоящее время парфюмерами используется синтетические запахи мускуса, они составляют основу многих парфюмерных композиций для мужчин и женщин, с той разницей, что белый мускус основной компонент дневных, а красный мускус — вечерних ароматов.

Амбра, усиливает стихию огня, согревает сердце, делает его добрым и отзывчивым. Лечит нервные болезни, природный феромон и афродизиак.

А теперь выбираем парфюм для офиса и бизнеса . Возможно, определить — какую задачу должен решить аромат. Возможно, вам необходимо, чтобы гость расслабился и задержался у Вас, а возможно, чтобы клиенты приходили часто и ненадолго.

Приобретём аромалампу и свечу-гильзу (та, что в фольге). Время воздействия или арома-окуривание помещения не более 20 минут. Наливаем в арома-лампу воды, зажигаем свечу внутри лампы и капаем масло, 3-5 капель. Не забывайте проверять количество воды. Помните, что аромат должен быть не навязчив. Можно моно-аромат или смесь. Например:

  1. Смесь 1: розмарина — 3 капли, апельсина — 3 капли;
  2. Смесь 2: грейпфрут — 3 капли, кипарис — 3 капли;
  3. Смесь 3: жасмина — 2 капли, бергамота — 4 капли.

Способствует повышению доверия.

Ещё несколько примеров профессиональной ароматизации помещения:

  • В кондитерском отделе используют запах карамели, который привлекает сладкоежек;
  • Ароматы цитруса, банана, дыни подтолкнут к покупке в фруктовом отделе;
  • Аромат лимона поможет в рыбном отделе;
  • В дорогих казино использовали запахи кожи и сандала;
  • В мебельных магазинах запах кедра и мастики;
  • Классика ароматов, которая проверена уже не одно десятилетие для увеличения продаж — лимон, кофе, шоколад, запах выпечки, ваниль, мандарина и хвои;
  • У наших риэлторов хорошо работает аромат кофе с корицей . При этом аромат нужно распылить в помещении заранее до прихода клиента. Те риэлторы, которые назначают встречу не в офисе, а в помещении, предназначенном для продажи или найма, варят кофе и нарезают апельсины. Всегда довольны результатами, меньше отказов, и клиенты сговорчивее;
  • Эфирное масло грейпфрута способствует повышению продаж. Его особенностью является то, что оно практически нравится всем, его аромат тонизирует, гармонизирует, создаёт настроение праздника, настраивает на позитивный контакт;
  • В бутиках с дорогой одеждой хорошо использовать эфирные масла розового и сандалового дерева ;
  • Аромат для бизнеса из эфирных масел — базилика и апельсина хорошо работает в небольших маркетах. Аромат апельсина делает человека открытым, а запах базилика подавляет силу воли;
  • Для бутика женской одежды подойдут эфирные масла — ванили, базилика, лимона, мяты ;
  • Для салонов красоты подойдут — мандарин, лимон, цветочные ароматы, кокос ;
  • Для магазина подарков — корица, гвоздика, мандарин ;
  • Гостиницы — манго, роза .

Запахи связаны с нашими воспоминаниями и чувствами, но это ещё не всё. С помощью тех или иных запахом мы можем запустить определённые процессы у нас в мозге, а он в свою очередь даст команду всему организму вырабатывать те или иные вещества и гормоны, таким образом, с помощью запахов мы можем поменять состояние своей нервной системы и биохимический состав органов. Вот на этой-то цепочке "запах-реакция" и построена наука ароматерапии. В связи с этим вы должны очень тщательно подбирать себе ароматические масла, ведь если вы выберите "неправильный" запах, то он может негативно повлиять на ваш организм, на ваше настроение или психологическое состояние.

Роль запахов в нашей жизни, как правило, недооценивают - хотя исследования последних лет наглядно показывают, что они определяют очень многое в человеческом существовании. В том числе они влияют на нашу работоспособность, память и концентрацию внимания. T&P объясняют, как лаванда способна победить болезнь Альцгеймера, почему запах лимона бодрит и поможет ли любимый парфюм сдать сессию.

Еще несколько лет назад запахи были для человечества чем-то если и не совсем непознанным, то, по крайней мере, мало изученным. Но в последнее время появляется все больше исследований, посвященных тому, как они влияют на нашу жизнь и повседневное поведение в разных его проявлениях: начиная от выбора сексуального партнера и заканчивая нашим восприятием городского пространства. Воздействие ароматов на наше самочувствие стали применять в медицине: парфюмер Кристоф Лодамьель в одном из интервью рассказал об использовании в парижской клинике Шато де Гарш специальных запахов, которые позволяют пациентам выйти из комы, перезапуская их мозг. Запахи стали применяться и в искусстве для создания определенного настроения на выставках - к примеру, посетителей детского музея Нью-Йорка обволакивает запах свежеиспеченного бабушкиного хлеба. Вместе с тем ученые заговорили и о том воздействии, которое различные ароматы оказывают на нашу способность концентрироваться и запоминать информацию, а как следствие - на личную эффективность. Чтобы понять, как именно две капли лавандового масла могут помочь в написании ответственной академической работы, для начала стоит в общих чертах рассказать о том, что именно происходит с нами при столкновении с разными запахами.

Как это работает?

Запах состоит из молекул, причем молекул неоднородных, состоящих из различных химических веществ. Эти вещества и воздействуют на нас тем или иным образом. При вдохе через нос часть воздуха вместе с молекулами пахучего вещества поступает в обонятельную область, где взаимодействует со специальными рецепторами, которые выделяют и передают информацию об интенсивности, качестве и продолжительности того или иного запаха в мозг. Вначале эти сигналы попадают в обонятельную луковицу - первый центр обработки обонятельной информации в головном мозге. Далее сигнал передается к полушариям мозга, где формируется осознанное ощущение запаха, и в лимбическую систему, где рождается эмоциональная и мотивационная реакция на полученный обонятельный сигнал. Лимбическая система связана с самыми разными аспектами нашей жизни: эмоциями, сном, памятью (как кратковременной, так и долговременной) и даже половым влечением. Поэтому ароматы действительно помогают нам расслабиться, настроиться на игривый лад или лучше запоминать информацию. Помимо этого сигналы направляются в гипофиз - главную железу эндокринной системы, вырабатывающую гормоны, влияющие на рост, обмен веществ и репродуктивную функцию, а также связываются с наружной частью головного мозга. Эти участки отвечают за сложные процессы мышления.

Конечно, ко многим исследованиям, направленным на изучение влияния запахов на нашу эффективность, остаются вопросы - из-за возможной ангажированности авторов и сомнительности условий проведения экспериментов и методов сбора информации. Но и «hard science» подтверждает то, что запахи способны влиять на работу отдельных частей нашего мозга. Основным источником правдоподобной информации в изучении ароматов (соответствующая наука зовется ольфактроникой) считается нейровизуализация, позволяющая с помощью томографии увидеть на экране компьютера «карту активности» различных участков мозга.

Например, благодаря томографии ученые узнали, что лаванда вызывает значительную активность в нескольких частях головного мозга, например гиппокампе (отвечает за формирование эмоций), таламусе (получение информации от органов чувств) и гипоталамусе (он регулирует нейроэндокринную деятельность мозга и гомеостаз - саморегуляцию организма). При этом в постцентральной извилине, которая отвечает за осязательную чувствительность и управление движением конечностей, наблюдалось снижение активности - что позволяет утверждать, что лаванду можно использовать в борьбе с эпилептическими припадками, которые могут быть следствием нарушения функционирования этой самой извилины. Кроме того, исследования показали, что лаванда имеет сразу несколько свойств, которые позволяют ей стать значительным подспорьем в борьбе с болезнью Альцгеймера, а именно антиоксидантное и нейропротекционное (защита нейронов от поражения) воздействия, а также способность блокировать распад вещества ацетилхолин, которое передает сообщения, исходящие от нейронов, и концентрация которого падает в течение этой болезни. На фоне результатов этих исследований слова парфюмера об использовании запахов в клиниках уже не кажутся такими уж небылицами. Благодаря той же томографии исследователи также выяснили, почему лаванда оказывает успокоительное действие. Происходит это из-за того, что вещества, входящие в состав ее эфирного масла, понижают активность симпатической нервной системы, которая активизируется в стрессовых ситуациях.

При вдыхании определенных ароматов происходит высвобождение нейромедиаторов, нейропептидов и гормонов. В процессах передачи информации решающую роль играют именно нейромедиаторы - химические вещества, которые синтезируются в нервных волокнах и при раздражении нервов взаимодействуют со специфическими рецепторами, находящимися на пост-синаптической мембране. Самыми важными нейромедиаторами нервной системы человека являются ацетилхолин и норадреналин. Большое количество природных соединений, содержащихся в эфирных маслах и соках растений, способствует выработке нейромедиаторов, или же наоборот блокирует их.

Например, эфирное масло ладана содержит важное соединение, которое также содержится в гашише и в нашем головном мозге - это серотонин, один из основных нейромедиаторов в ЦНС, контролирующий аппетит, сон, настроение и эмоции человека. Физиологические функции серотонина чрезвычайно многообразны. При снижении серотонина повышается чувствительность болевой системы организма, то есть даже самое слабое раздражение отзывается сильной болью. Он также облегчает двигательную активность, участвует в регуляции сосудистого тонуса. А еще рождает ощущение радости, эйфории и просветленности. Нарушение содержания этого соединения в головном мозге приводит к психическим расстройствам.

Екатерина Лукша

ШКОЛА ЗАПАХОВ

Что нюхать?

Различные запахи имеют разные эффекты воздействия. И если некоторые из них повышают концентрацию, то другие способствуют расслаблению человека, а соответственно - снижению внимательности. Например, запахи тимьяна, лаванды и мелиссы воздействуют на зону сна в мозге, и поэтому способствуют расслаблению. А лимон, розмарин и мята, наоборот, делают учебный и рабочий процесс более эффективным. Той же цели служат базилик, шалфей и эвкалипт, которые также помогают избавиться от сонливости. Ароматы полыни и лимона одновременно повышают точность работы и увеличивают ее скорость.

Что касается улучшения памяти, тот тут с пользой может послужить вышеупомянутая лаванда, которая увеличивает объем кратковременной памяти, что может сделать ее необходимой при подготовке к экзаменам, а также шалфей и эвкалипт. Способствует улучшению памяти и розмарин, который наравне с лимоном и мятой являются наиболее сильными стимуляторами эффективности, что было доказано в ходе различных исследований. К примеру, швейцарская фирма SENSODOR Duftmarketing, которая занимается внедрением ароматических технологи при обустройстве офисов, провела собственное исследование, которое показало: секретарши фирмы стали допускать на 54% меньше ошибок и описок в текстах после вдыхания паров лимонного эфирного масла. Аналогичные исследования с похожими результатами были также проведены в японских и американских конторах. Также для повышения работоспособности рекомендуется использовать эфирное масло нероли, которое извлекается из цветков померанца.

Аксель Майер, основатель проекта «Школа запахов», в своем эксперименте использовал специальные распылители, которые регулировали интенсивность распыления и позволяли настроить интервалы между выбросами молекул запахов, а также обставлял школьные помещения растениями, чьи запахи повышают учебную эффективность. Что показали исследования? 41% школьников стали лучше концентрироваться на занятиях, а у 37% отметили повышение успеваемости при выполнении домашних заданий.

Все эфирные масла по воздействию на нервную систему можно разделить на стимуляторы, адаптогены и седативные масла. Адаптогены повышают приспосабливаемость организма к внешним условиям, седативные масла - действуют успокаивающе и расслабляюще. Например, в состав эфирных масел бергамота, лимона и пихты сибирской входят определенные терпены - пинен, линолилацетат и камфен. Терпены - это класс углеводородов, стимулирующий выработку нейромедиатора ацетилхолина. Ацетилхолин - это основной медиатор парасимпатической нервной системы, осуществляющий нервно-мышечную передачу. Его можно считать самым важным нейромедиатором, участвующим в процессе запоминания информации. Он способствует тому, что информация быстро и беспрепятственно передается от органов чувств к главному управляющему центру - головному мозгу.

Российские ученые недавно запатентовали новую разработку - смесь борнилацетата и камфена, содержащихся в хвойных растениях (пихта сибирская, сосна) и других растениях (лимон, бергамот, лаванда и др.), в определенном соотношении оказывает холинергическое действие, т.е. приводит к увеличению содержания ацетилхолина и позволяет лечить заболевания вегетативной и центральной нервной системы альтернативными способами.

Или же вот обратный пример. Исследования на животных показали, что вдыхание (или же введение веществ, содержащихся в эфирном масле) эфирного масла аира болотного приводит к тому, что снижается синтез нейромедиатора допамина, а также 5-дегидроиндолуксусной кислоты, которая является основным метаболитом другого нейромедиатора - серотонина. То есть, эфирное масло этой травы обладает сильным седативным эффектом. Корень валерианы работает по тому же принципу - основное вещество борнилвалериат + камфен подавляют выработку нейромедиаторов.

Таким образом, мы видим непосредственную связь между наличием определенных соединений в организме и увеличением или уменьшением нейромедиаторов, которые отвечают за большинство процессов жизнедеятельности человека.

Екатерина Лукша

Аромаколог, специалист по синтезу душистых веществ и фитопрепаратов

КАК ЭТО РАБОТАЕТ

Сила ассоциаций

Помимо воздействия на выработку нейромедиаторов и активизацию работы определенных участков мозга, ароматы воздействуют на нас и благодаря ассоциативной памяти. Те или иные запахи кажутся нам приятными или отталкивающими в зависимости от того, в каком контексте мы с этим запахом познакомились. Американская исследовательница Рейчел С. Херц приводит в пример запах гаультерии, который британскими опрошенными был назван неприятным, в то время как американские респонденты оценили его позитивно. Виноватым оказался исторический контекст: в Британии это растение активно использовалось в годы Второй Мировой для изготовления лекарств. В Америке же из гаультерии делают детские леденцы.

И Рейчел Херц, и немецкий исследователь запахов Ханс Хатт сходятся в том, что ключевую роль в связи запахов и памяти играют именно построения ассоциаций. То есть, грубо говоря, в процессе изучения материала нужно дышать каким-нибудь запахом. Выработать условный рефлекс можно, если в течение определенного времени вдыхать один и тот же аромат каждый раз, когда приступаешь к работе или учебе. Поскольку речь идет об условном рефлексе, а не нейрональном воздействии, то не будет иметь значения то, какой именно аромат используется: мозг просто будет получать сигнал о том, что сейчас понадобится повышенная интеллектуальная активность. К примеру, каждый раз, когда начинается рабочий процесс, можно использовать один и тот же парфюм, нанося его на рукав одежды.

ИНСТРУКЦИЯ

Как применять?

Следует придерживаться двух основных правил. Во-первых, избегать высокой концентрации аромата. Лицевой нерв Nervus trigeminus, который является предупредительным нервом и отвечает за ощущение боли, чувствителен к повышенной концентрации запахов. Уловив слишком концентрированный аромат, он посылает импульс в мозг, который, в свою очередь, реагирует тревогой через общее состояние тела, что способно помешать вниманию, вызвав головную боль. Таким образом этот нерв предупреждает нас о потенциальной опасности, чувство которой появляется при повышенном содержании какого-либо вещества в воздухе.

Во-вторых, для эффективности метода использования запахов в интеллектуальной работе следует приучить свой мозг к определенному запаху. То есть, в течение определенного времени вдыхать один и тот же аромат каждый раз, когда приступаешь к работе или учебе. В данном случае сработает тот же эффект, что и в случае со знаменитой собакой Павлова, и поэтому не так важно, какой именно аромат будет использоваться: мозг просто будет получать сигнал о том, что сейчас понадобится повышенная интеллектуальная активность. К примеру, каждый раз, когда начинается рабочий процесс, можно использовать один и тот же парфюм, нанося его на рукав одежды. Конечно, лучше не использовать в качестве условного сигнала к работе аромат лаванды и другие расслабляющие запахи - иначе выработавшийся рефлекс вступит в противоречие с непосредственным физиологическим воздействием аромата.

Время, когда действие запахов на нашу интеллектуальную активность будут массово применять в стенах учебных заведений и офисных контор, уже, по-видимому, дело не самого далекого будущего. Но уже даже сейчас простые обыватели могут использовать ароматы в целях своих академических и карьерных успехов - было бы желание.

Обоняние - одно из наиболее сильных чувств в животном мире. Слепые и плохослышащие новорожденные животные опираются именно на этот информационный канал, так они находят свою мать и успокаиваются в присутствии ее запаха, даже если не касаются ее. Некоторые животные чувствуют запахи друг друга на очень больших расстояниях. Животные следуют за конкретным запахом в темное время суток, в незнакомых пространствах и среди множества других запахов. Запахи, как маркеры помечают, раскрашивают пространство, наделяя его для животного отличительными характеристиками - интерес, влечение, опасность, пища, сородичи, враги, тревога и т.д. Для животных запах является регулятором поведения. Именно через обонятельный канал охотники обманывают сознание животных, создавая определенное ожидание или образ через конкретный запах - например, запах самки этого животного, запах крови для хищников, запах фруктов или другого любимого лакомства животного. В современном мире люди недооценивают возможности обоняния, оставляя основными каналами познания мира и получения информации зрение, слух и прикосновение. Сейчас мир запахов - это скорее про «приятно/неприятно», «вкусно/невкусно», а также про опасность/безопасность (мы легко распознаем запахи гари, дыма, газа, испорченных продуктов). Мы хорошо различаем некоторые запахи цветов, фруктов и трав, узнаем определенное количество сложных парфюмерных ароматов, запоминаем запахи любимых людей. А вот с точки зрения управления поведением, и что более важно - состояниями, обонятельный канал недооценивают, и иногда даже относятся с пренебрежением и усмешкой (например, применение афродизиаков, аромаламп как альтернативного типа лечения психосоматических расстройств). Тем не менее, в этой области ведутся специальные исследования, основоположником которых был американский психиатр А. Хирш. В своих экспериментах, он заметил, что определенные запахи вызывают конкретные действия и изменения в поведении человека. Хирш также зафиксировал, что запахи напрямую влияют на концентрацию внимания, работоспособность человека и, соответственно, рост производительности труда. При вдыхании определенных смесей запахов у испытуемых повышалось или понижалось кровяное давление, менялось сердцебиение, а также испытуемые переходили в состояние сильнейшего возбуждения, эйфории, либо наоборот - расслаблялись и засыпали. В ходе экспериментов так же было установлено, что вдыхание некоторых ароматов позволяет снимать депрессию у больных, выравнивать эмоциональное равновесие.

Следует отметить, что разные культуры и религии также накладывают отпечаток на реакции на запахи. Например, для христиан - эфирное масло ладана сразу вызывает ощущение святости и чистоты, прикосновения к божественному. Буддисты испытывают схожие чувства от можжевеловых благовоний и аромаламп. Наиболее эффективно на состояние и поведение людей влияет вдыхание натуральных душистых веществ, содержащихся в растениях - в их листьях, цветах и плодах, а также в животных (например, мускус). Такие чаще всего содержатся в растительных эфирных маслах. Эти чистые природные запахи начинают действовать уже в небольшой концентрации. Эфирные масла применяются в работе с разными состояниями сознания с древних времен.

В Ветхом Завете упоминались мира и ладан. С 1800 г до н.э. благовония использовались при строительстве храмов, чтобы вводить в определенные состояния большое количество людей. В 500 г до н.э. была построена фабрика благовоний в Коринфе. Эфирные масла впервые получил Авиценна путем перегонки с паром мелкого посушенного растительного сырья (листья, стебли, цветки растений). Для работы с состояниями и психосоматическими расстройствами эфирные масла использовали китайцы совместно с акупунктурой и массажем.

В Коране упоминается о душистых веществах так: «Душистые вещества - это пища, пробуждающая дух, а дух - это верблюд, которому удается на себе везти и увлекать». Это действительно так. Ведь обонятельный нерв - это единственный связанный непосредственно с головным мозгом нерв в организме, который при этом еще и вступает в контакт с окружающей средой. Во всех прочих сенсорных системах - осязательной, слуховой, зрительной и вкусовой - информация о внешнем мире последовательно проходит через несколько нервов и синаптических соединений, прежде чем достигает мозга.

Именно благодаря прямой связи между обонятельным нервом и лимбической системой частицы душистых веществ, вдыхаемые из эфирных масел, способны столь быстро и мощно воздействовать на самые глубинные слои нашего сознания. Исследования показывают, что такую стимуляцию обеспечивают уже достаточно малые, почти гомеопатические дозы.

Екатерина Лукша

Аромаколог, специалист по синтезу душистых веществ и фитопрепаратов

А я люблю запахи, и необязательно хорошие, например, запах пота, газет или табачного дыма - это жизнь.
Интернет не пахнет

История любви (Décalage horaire)

Многие незаслуженно преуменьшают значения нашего обоняния. Тем не менее, результаты исследований ученых в этом направлении демонстрируют, что влияние запахов на человека очень огромное. Но, чтобы понять, как различные ароматы влияют на наше поведение или самочувствие, нужно разобраться во внутренних механизмах нашего мозга, в том числе, как и почему он реагирует на различные обонятельные раздражители.

Когда молекулы вещества (а запах – это и есть летучие молекулы) вступают в контакт с нервными окончаниями нашего носа, (рецепторы которых находятся на волосках, покрывающих слизистую), мы воспринимаем запах. Вдыхаемый воздух проходит через верхнюю часть носоглотки, где находятся эти волосики, далее информация о запахе передается в полушария мозга, а оттуда в лимбическую систему. Именно она формирует реакцию на запахи, из-за чего они влияют на наше внутреннее состояние.

Кроме того, молекулы запаха попадают в гипофиз. А там происходят более сложные процессы. Если тебе интересна данная тема, советую ознакомиться с наукой о влиянии запахов на мозг, которая называется ОЛЬФАКТРОНИКА. Я же сильно углубляться в нее не буду.

Эфирные масла, влияющие на концентрацию внимания

Представляю тебе список, основанный на моих личных наблюдениях и на советах экспертов в этом направлении:

  • БЕРГАМОТ: придает сил, поднимает настроение, усиливает творческие стороны мышления, улучшает память и внимание, а также повышает коммуникабельность и помогает легко преодолевать трудности.
  • ЛИМОННИК: улучшает память, помогает сосредоточить и сконцентрировать внимание.
  • ЛИМОН: заряжает бодростью, стимулирует умственные способности, повышает концентрацию внимания, обеспечивает прилив сил и позволяет быстро адаптироваться к новым условиям жизни и новым людям.
  • МЯТА: повышает работоспособность и препятствует утомлению.
  • ПАЧУЛИ: умеренно тонизирует, устраняет умственную и физическую усталость. Расширяет диапазон ассоциативного мышления.
  • РОЗМАРИН: улучшает память и ясность мышления. Повышает концентрацию внимания и помогает быстро запомнить большие объемы информации.
  • РОЗОВОЕ ДЕРЕВО: помогает концентрации внимания при физическом переутомлении.
  • ЭВКАЛИПТ: аромат продуктивного мышления и логики. Настраивает на длительную умственную деятельность.
  • ЛАВАНДА: увеличивает объем кратковременной памяти.
  • БАЗИЛИК: снимает умственную усталость, является хорошим средством для улучшения памяти и концентрации внимания.
  • ШАЛФЕЙ: восстанавливает умственные способности, память и способность концентрировать внимание.

Задание:

Если есть желание увеличить свою концентрацию внимания при помощи ароматов, то:

  1. Узнай, где продаются в твоем городе эфирные масла или ароматические палочки;
  2. Попроси продавца-консультанта предоставить имеющиеся ароматы из данного списка;
  3. Понюхай каждый аромат и купи тот, который тебе больше всего понравится.
  4. Также сразу можешь приобрести аромалампу, или изготовь ее дома вручную.

Как уже писалось выше, всю злобу свою и ненависть демоны обрушили на человека, который является образом Божиим. Все их усилия направлены на погубление как можно большего числа душ человеческих. Для этого они употребляют все свои возможности и силы. «Диавол отовсюду пытает,- говорит святитель Григорий Богослов,- высматривает, где низложить, где уязвить и найти, что не защищено и открыто для удара; чем более видит чистоты, тем более усиливается осквернить… Злой дух принимает на себя двоякий образ, раскидывая то ту, то другую сеть: он - или глубочайшая тьма (явное зло), или превращается в светлого ангела (прикрывается видом добра и обольщает умы кроткой улыбкой), почему и нужна особая осторожность, чтобы вместо света не встретиться со смертью» . О необходимости особой внимательности и бдительности предупреждает и святой апостол Павел, говоря: сам сатана принимает вид Ангела света, а потому не великое дело, если и служители его принимают вид служителей правды, но конец их будет по делам их (2 Кор. 11:14-15).

В борьбе с человеком падшие духи воздействуют на его тело, мысленную, чувственную и волевую сферы. Демоны могут убивать людей, наводить на них болезни и входить в них (то есть завладевать их телом). Последний пункт мы рассмотрим здесь более подробно.

Демоны входят во внутренность человеческого тела всем газообразным существом своим, подобно тому, как входит в неё воздух. Подробное описание этого факта мы видим у Мотовилова в его рассказе о том, как нечистый дух завладел его телом и мучил его многие годы. «Я задумался,- пишет Мотовилов,- как это может случиться, что православная христианка, приобщающаяся Пречистых и Животворящих Тайн Господних, и вдруг одержима бесом и притом такое продолжительное время, как тридцать с лишним лет. И подумал я: вздор! этого быть не может! Посмотрел бы я, как бы посмел в меня вселиться бес, раз я часто прибегаю к Таинству Святого Причащения!» И в это самое мгновение страшное, холодное, зловонное облако окружило его и стало входить в его судорожно стиснутые уста. Как ни бился несчастный Мотовилов, как ни старался защитить себя от льда и смрада вползавшего в него облака, оно вошло в него всё, несмотря на все его нечеловеческие усилия. Руки были точно парализованы и не могли сотворить крестного знамения, застывшая от ужаса мысль не могла вспомнить спасительного имени Иисусова. Отвратительно ужасное совершилось и для H.A. Мотовилова. Наступил период тягчайших мучений… «Господь сподобил меня на себе самом испытать, а не во сне и не в привидении, три геенские муки: первая - огня несветимого и неугасимого ничем более, как лишь одною благодатию Духа Святого. Продолжались эти муки в течение трёх суток, так что я чувствовал, как сожигался, но не сгорел. Со всего меня по 16 или 17 раз в сутки снимали эту геенскую сажу, что было видимо для всех. Престали эти муки лишь после исповеди и причащения Святых Тайн Господних… Вторая мука в течение двух суток - тартара лютого геенского, так что огонь не только не жёг, во и согревать меня не мог. По желанию Его Преосвященства я с полчаса держал руку над свечою, и она вся закоптела донельзя, но не согрелась даже… Обе эти муки давали хоть мне возможность пить и есть, и спать немного мог при них, и видимы они были всем. Но третья мука геенская, хотя на полсуток ещё уменьшилась,ибо продолжалась только 1-1,5 суток и едва ли более, но зато велик был ужас и страдание от неописуемого и непостижимого. Как я жив остался от неё! Исчезла она тоже от исповеди и Причащения Святых Тайн Господних… Эта мука была - червя неусыпаемого геенского, и червь этот никому более, кроме меня самого и владыки Антония, не был виден, но я при этом не мог ни спать, ни есть, ни пить ничего, потому что я не только весь сам был преисполнен этим наизлейшим червем, который ползал во мне во всем и неизъяснимо ужасно грыз всю мою внутренность, выползаючи через рот, уши и нос, снова во внутренности мои возвращался. Бог дал мне силу на него, и я мог брать его в руки и растягивать…» Вскоре после этого странного и недоступного для обыкновенного человека видения Мотовилов имел видение своего покровителя - преподобного Серафима, который утешил страдальца обещанием, что ему скоро будет дано исцеление. Это был факт открытого нападения сатаны, допущенный Господом Богом для спасения души (возможно, для исцеления от страсти гордости) Мотовилова, дружки преподобного Серафима.

Демон, войдя в человека, не смешивается с душою, но пребывает в теле, обладая насильственно душою и телом. По указанию святителя Игнатия Брянчанинова, «газы имеют в особом развитии свойство упругости, то есть свойство принимать различной меры объём; очевидно, что и демоны имели это свойство, по которому множество их может помещаться в одном человеке, как говорит об этом Евангелие (Лк. 8:29)» . По свидетельству святого Иоанна Кассиана, «бесы наводят страшное помрачение разумных чувств души; [это происходит] наподобие явлений, бываемых от вина, лихорадки или чрезмерного холода» .

Но нашу душу демон не может сделать своим вместилищем. Это возможно лишь для Единой Троицы. «Нечистые духи,- свидетельствует Иоанн Кассиан,- не иначе проникают в тела одерживаемых ими, как овладев наперёд их умами и помышлениями. Обнажив умы от одежды страха Божия, памяти о Боге, злые духи нападают на них как на обезоруженных и лишённых Божией помощи и Божия ограждения, и потому удобно побеждаемых и, наконец, устрояющих в них жилища, как бы в представленном им владении» . Об этом же свидетельствует и Григорий Богослов: «диавол завладеть нами всецело не может никакими способами; если сильно овладевает некоторыми, то только по собственному произволению овладеваемых без сопротивления (Иак. 4:7)» . Таким образом, из всего вышесказанного можно сделать вывод о том, что непосредственное вселение злого духа в человека происходит только по особому попустительству Господа и зачастую является следствием страстной и легкомысленной жизни грешника.

Не вселение, а овладение человеком посредством внешнего подчинения сил души его демонической воле наблюдается гораздо более часто, чем беснование. Характерным примером этого может служить Иуда. Слова Евангелия вошёл сатана в Иуду не следует понимать так, что Иуда сделался бесноватым в полном смысле этого слова. Святой Иоанн Богослов говорит, что через страсть сребролюбия сатана сначала проник в душу ученика (Ин. 12:6), потом полнее овладел его сердцем (Ин. 13:2) и, наконец, решительно вселился в него (Ин. 13:27). Здесь мы видим яркий пример постепенного овладения демоном душою грешника посредством всё усиливающейся страсти сребролюбия.

Одним из главных образов воздействия нечистых духов на людей является воздействие на их мысленную сферу путём привнесения туда различных греховных помыслов. Находясь вне досягаемости для телесных чувств человека, демоны, воздействуя на его ум, привносят туда различные мысли, которые индивидуум, не веду́щий духовную жизнь, принимает за свои. И если он принимает их и соглашается с ними, то через это становится проводником чужой злой воли, постепенно овладевающей им всецело. «Нередко,- говорит Антоний Великий,- будучи сами невидимы, [злые духи] представляются благоговейными собеседниками, чтобы обмануть подобием образа и обольщённых ими вовлечь во что хотят» . Демоны, зная, что люди любят истину, принимают на себя личину правды и этим средством изливают яд в своих последователей. Так обманул некогда диавол Еву, говоря ей не свои слова, но якобы повторяя слова Божии, при этом извращая их смысл (см. Быт. 3:1). Так обольстил он супругу Иова, научив её излишеству любви к мужу, а отсюда и хуле на Бога: Похули Бога иумри (Иов. 2:9), - сказала она, веруя, что за хулу Бога человек немедленно подвергается смерти и тем самым заканчиваются его тяжкие земные мучения. Taк обольстил диавол и обманул всех людей, извращая суть вещей, и всех увлёк в пропасть ада.

Однако необходимо отметить, что при борьбе с нами демоны не знают расположения наших сердец, не могут читать наши мысли, но из слов, какие мы произносим в беседе, из действий внешнего человека при разговорах, «вставании, сидении, поступи, взоре усматривают, - согласно мнению Еваргия монаха,- наше внутреннее устроение, чтобы во время молитвы омрачать наш ум злыми помыслами, соответствующими расположению страсти: льстивым весь день поучахуся (Пс. 37:13)» . А вот что об этом говорит святой Исидор Пелусиот: «Диавол не знает того, что у нас в мыслях, потому что это исключительно принадлежит одной силе Божией; но по телесным движениям уловляет он думы. Увидит ли, например, что иной пытливо смотрит и насыщает глаза чуждыми красотами? Воспользовавшись его устроением, тотчас возбуждает такого человека к прелюбодеянию. Увидит ли одолеваемого чревоугодием? Тотчас живо представит ему страсти, порождаемые чревоугодием, и доставляет служащее к приведению намерения своего в действие. Поощряет к разбою и неправедному приобретению» .

Подвигоположник Христос Бог уравнивает силы борющихся и укрощает свирепую ярость злых духов, которые без попущения Божия не могут искушать людей, как это видно из жизни Иова. Даже войти в свиное стадо бесы сами не во власти, а Господь не попускает им искушать человека свыше его сил, но в борении подает христианину силы, дающие ему возможность выйти победителем.

Кроме мысленной сферы, падшие духи могут приражаться ещё и к чувственной и волевой сторонам души человека. Вот что об этом пишет преподобный Нил Синайский: «Когда завистливый демон не успеет привести в движение память, тогда воздействует на кровь и соки, чтобы через них произвести в уме воображение и наполнить его образами» .

Воздействуя на тело, бес возбуждает в человеке чувства похоти, ярости, гнева и т.д. Это наглядно видно на примере святой Иустины, в которой бес, насылаемый колдуном, разжигал чувство похоти и сладострастия, но был отогнан молитвой святой .

Воздействуя на волевую сферу души человеческой, демон как бы лишает человека сил, энергии, способности к решительным действиям и всякому действию вообще, но опять же при молитве отходит, будучи побеждён силой Христовой.

Опасение быть прогнанными заставляет бесов избегать открытых нападений и избирать хитрые, обходные пути. Так, иногда они являются подвижникам в образе ангелов света и обманывают их ложными видениями. Преподобный Антоний разъясняет своим ученикам необходимость различения духов и поучает молиться об этом даровании, без которого можно легко впасть в сети лукавых врагов. Бесы даже уверяют иноков: «Мы ангелы». «Легко и возможно,- говорит преподобный Антоний,- различить присутствие добрых и злых сил, когда Бог даёт нам это. Видение святых сил чуждо смущения… оно бывает столь тихо и кротко, что сразу радость, и ликование, и смелость возникают в душе. Ибо посреди них находится Господь, Который есть наша Радость и Сила Бога Отца» . Совершенно противоположно действие тёмных сил. Их явление сопровождается шумом, смущением и страхом. Оно производит всякого рода беспорядок в мыслях и чувствах, а также пренебрежение к добродетели. Но ни при каком видении нельзя терять мужества и самообладания. «Когда воображается какое-нибудь видение, не впадай в страх перед ним, но кто бы оно ни было, спрашивай, прежде всего, со смелостью: “Кто ты? И откуда?” И если это было видение святых сил, они извещают тебя об этом и превращают твой страх в радость. Если же это было нечто диавольское, оно немедленно ослабевает, когда видит тебя укрепившимся умственно, ибо просто спрашивать есть уже доказательство несмущённости. Бесы всячески изощряются, чтобы вкрасться в доверие подвизающихся и замаскировать свою истинную цель; так, они будят их на молитву, советуют поститься, сами поют и читают псалмы» .

Присматриваясь ко всем этим действиям, мы видим в них постепенность и плавность. Начинается запугиванием - явлением страшилищ. Если подвижник устоит, тогда бесы начинают принимать образ человеческий - женщин, разбойников, друга, родственников. Если и этим не прельстят, тогда принимают вид ангела света, стараясь обольстить гордостью и уверенностью в собственной святости. Так, преподобный Антоний рассказывает, как «бесы пришли однажды в темноте, имея с собою видимость света, и говорили: “Мы пришли посветить тебе, Антоний!” Но я, закрыв глаза мои, молился. И свет нечестивых погас немедленно» . Обстоятельство, что Антоний закрыл глаза свои с целью избежать видения бесовского света, позволяет нам заключить, что этот свет был, по-видимому, вещественным.

Замечательно житие преподобного Пахомия теми материалами, какие оно даёт о бесовских делах и действиях. Он сам обладал даром различения духов и дал ценные указания о явлениях бесов. Бес, повествует житие, явился однажды ему в образе Христа и сказал, что он есть Христос. Но так как святой умел различать духов, он сразу же подумал: «При видении святых сил мысли видящего совершенно исчезают. И они ничего не рассматривают, кроме того, кто является; а вот я вижу это, думаю и мыслю. Ясно, что видение лжёт. Это не видение святых сил» . И пока он так думал, ложное видение исчезло. Интересным моментом является здесь явление беса в образе Христа. Вообще преподобный Пахомий выражает мысль, что если только появляется тень сомнения при появлении видения, это знак того, что оно бесовского характера, потому что истинное видение захватывает сознание своей святостью и даёт ощущение спокойствия, радости и любви.

Еваргий монах пишет, что бесы различаются по степени зла и силы, выполняя различные служения . Это подтверждает и святой Иоанн Кассиан, говоря, что «одни из них услаждаются нечистыми и срамными похотьми, иные любят богохульство, иные гнев и ярость, иные утешаются печалью, иные тщеславием и гордостью - и каждый ту страсть в сердца человеческие вселяет, какою сам собственно услаждается,- но не все вместе возбуждают страсти, а попеременно, смотря по тому, как требуют время, место и приемлемость искушаемого» . «Мы должны знать,- свидетельствует тот же подвижник,- что не все они (то есть злые духи) имеют одинаковую свирепость и желание, даже не одинаковую силу и злость; именно к начинающим и слабым попускаются для борьбы только слабые духи, а по побеждении этих злых духов всегда постепенно следует более сильная брань против подвижников Христовых. С приобретением сил и успехов для человека увеличивается и трудность борьбы» . И если бы Господь не уравнивал борющихся злых сил, не отражал и не обуздывал сильные нападения, то никто не мог бы перенести их искушения (см. 1 Кор. 10:13). С другой стороны, «мы верим,- говорит преподобный Кассиан,- что демоны [также] ведут брань не без труда, ибо и сами они в этой брани имеют некоторое беспокойство и скорби, особенно когда сразятся с более сильными соперниками, то есть святыми и совершенными мужами» . У всех демонов существует непримиримая ненависть к людям, но сильнее к христианам, а самая сильная - к монахам и тем, кто посвятил себя Богу. Но так как демоны могут вредить людям столько, сколько им Бог попускает, то они довольствуются обольщениями, разными насмешками или подстрекательством к каким-либо лёгким грехам, а когда получат доступ к человеку через малые грехи, тогда переходят к бо́льшим действиям. «У нечистых духов, без сомнения,- говорит Иоанн Кассиан,- столько же занятий, сколько и между людьми. Некоторые из них бывают обольстители и шутники, постоянно занимая известные места или пути, не увеселяются мучением тех мимо проходящих, которых могли бы уловить в сеть, а довольствуясь только насмешкою и озорством, стараются скорее обеспокоить их, нежели повредить… иные бывают столь яростны и свирепы, что не довольствуются тем, чтобы жестоким терзанием мучить только тела тех, в которых вошли, но спешат ещё напасть на проходящих вдали и поразить их жестокими ударами, каковые описаны в Евангелии (Мф. 8:28)… Иные, напыщая сердце одержимых ими гордостью, внушают казаться то величавыми, тщеславными великанами, то униженными, льстивыми, то знаменитыми, достойными внимания всех, то показать, что они поклоном отдают почтение высшим властям, то будто другие воздают им почтение и другие действия совершают гордо или униженно. Иные стараются внушить людям не только ложь, но и богохульство. Мы были свидетелями этого дела, слышали, что демон явно сознавался, что он через Ария и Евномия произвёл нечестие святотатственного учения» (3 Цар. 22:22; 2 Цар. 18:21). Они, то есть Арий и Евномий, потеряв здравый разум, стали внимать духам обольстителям и учениям бесовским, чрез лицемерие лжесловесников, сожжённых в совести своей (1 Тим. 4:1-2). Евангелие указывает на другой род злых духов - немых и глухих (см. Лк. 11:14; Мк. 9:25). Есть духи ,- говорит пророк Осия,- разжигатели похоти и сластолюбия, дух блуда обольстил их, и они блудят, отступив от Бога своего (Ос. 4:12). В другом месте Священного Писания говорится, что есть злые духи дневные и полуденные (см. Пс. 90:6).

Итак, как мы видим, демоны имеют своеобразную «специализацию», находясь во зле, имеют некоторую свободу, потому что могут из многих зол выбирать одно, наиболее для них приятное. Этой страстью они и живут, стараясь разжигать ею человека и через то овладевать его душой и телом. Как указывает преподобный Паисий Величковский: «А кто предаются страстям, у того и страсти умножаются, и когда через них лукавый дух завладевает человеком, тогда бывает в душе его всякая темнота, и мрак, и тягость» . Эту мысль также подтверждает святой Иоанн Кронштадтский: «Диавол также стоит у дверей сердечных и стучит и стучит; входит и смущает душу, мучит, язвит, терзает и на всякие дурные дела понуждает, и делает его рабом и пленником своим» .

Падший дух, желая овладеть Христовым подвижником, не действует властительски, но ищет привлечь согласие человека на предлагаемую прелесть и по получении согласия овладевает изъявившим согласие. Святой Дух действует самовластно как Бог, приходит в то время, как смирившийся и уничтоживший себя человек отнюдь не чает пришествия Его. Внезапно изменяет ум, изменяет сердце. Действием Своим объемлет всю волю и все способности человека, не имеющего возможности размышлять о совершающемся в нём действии. Напротив того, при демонском явлении всегда предоставляетсясвободачеловекурассудитьоявлении, принятьилиотвергнутьего.

Преподобный Иоанн Кассиан замечает, что «демоны ничего не могут сделать людям, если наперёд не овладеют их душою». В частности, в своей книге он писал о колдовском воздействии двух философов-чернокнижников на Антония Великого. Чародеяние не привело ни к какому видимому результату. Когда колдуны покаялись перед преподобным Антонием в своих злодеяниях, то оказалось, что в дни колдовства святой был искушаем сильнейшими прилогами бесовских помыслов. Этим опытом святой Антоний доказал, что демоны не имеют власти ворваться в чью-либо душу или воздействовать на тело, если прежде не лишат человека святых помышлений и не сделают его пустым и лишённым духовного созерцания. Кроме того, вполне допустимо предположить, что бесы усиливаются за счёт внутренней энергии человека, трансформируемой в страстном услаждении. Если, по словам преподобного Иоанна Дамаскина, ангелы «созерцают Бога, насколько для них возможно, и имеют это пищею» , то демоны, для которых созерцание невозможно, могут получить энергию только через человека, приспособляя его энергетику для своего потребления. Для этого они стараются уподобить человека себе, сделав его средой, пригодной для своего пребывания. Человек страстный и грехолюбивый является для них превосходной питательной средой. Раздувая в нём энергию страстей, пожирающую его жизненные силы, демон питается и усиливается в этой среде. Вот одна из причин, почему человек страстный и грешный буквально ослеплён бесами. Столкновение с таким человеком у духовно здорового христианина вызывает чувство ужаса и отвращения. Кроме того, соединяясь с таким человеком, падший дух через его тело в большей степени услаждается страстями. Так, блаженный Августин указывает на бесов, называемых инкубами и суккубами, которые, принимая соответственно образ мужчины или женщины, вступают в половое сношение с развращёнными людьми (названия произошли от «incubare» - занятие блудом). В частности, он пишет: «У мужчины диавол берёт семя, принимая вид суккуба; вводя семя в женщину, превращается в инкуба». Причём эта мерзость, по Августину, совершается демонами низшего порядка. Князь же клана блудных бесов носит имя Асмодея (Asmodeus), что в переводе означает «носитель блуда» . Эти блудные духи с глубокой древности были известны человеческому роду. Так, в Древней Греции они связывались с именем «Пан» (у римлян «Фавн»).

Инкубы и суккубы через порок сладострастия портят человеческие душу и тело и этим делают человека восприимчивым ко всем другим порокам. То есть через общение с этим видом падших духов в душе человеческой образуется постоянно действующий энергетический (мистический) канал, через который любой из демонов может свободно проникнуть в душу грешника.

Современному человеку трудно поверить в реальность вышеописываемого. Но мне лично приходилось сталкиваться с людьми, которые имели половые отношения с демонами, являвшимися им под видом умершего супруга или жены.

Известны также случаи явления суккубов под видом инопланетян и т. п.

Преподобный Серафим Саровский . «Откровение о цели христианской жизни». По записям H.A. Мотовилова с приложением его же рассказа «Есть ли адские муки», с примечаниями архиепископа Вениамина. Православное издательство имени о. Иоанна Кронштадтского, Париж, 1938.

Цитируется по: Святитель Игнатий Брянчанинов. Прибавление к слову о смерти. СПб., 1881. С. 179.

Святой Иоанн Кассиан //Добротолюбие. Т. I. М., 1883. Гл. 27. С. 665.

Святой Иоанн Кассиан // Добротолюбие. Т. I. М., 1883. Гл. 27. С. 665.

Цитируется по брошюре: «Троицкий благовестник. Христианское учение о злых духах». Изд. Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 1990. С. 10.

Цитируется по брошюре: «Троицкий благовестник. Христианское учение о злых духах». Изд. Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 1990. С. 12.

Еваргий монах

Цитируется по брошюре: «Троицкий благовестник. Христианское учение о злых духах». Изд. Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 1990. С. 13.

См. Житие священномученика Киприана и Иустины. Четьи-Минеи (октябрь 2).

Иеромонах Василий Кривошеин

Иеромонах Василий Кривошеин . Ангелы и бесы в духовной жизни. Вестник Русского Западно-Европейского Патриаршего экзархата. № 22. Париж, июнь 1955. С. 134-137.

Еваргий монах // Добротолюбие. Т. I. Гл. 27. С. 665.

Святитель Иоанн Кассиан //Добротолюбие. Т. I. М., 1883. Гл. 27. С. 104.

Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин . Писания. Издание 2-е. М., 1892. С. 293, 304.

Преподобный Паисий Величковский . Крины сельные, или Цветы прекрасные. Одесса, 1910. С. 10.

Отец Иоанн Кронштадтский . Правда о Боге, мире и человеке. СПб., 1990. С. 73.

Святитель Иоанн Дамаскин . Точное изложение Православной веры. С. 190.

Блаженный Августин . О Троице // «Молот ведьм». С. 102, 107.

Ни в коем случае нельзя сравнивать вкус и обоняние. Не поддаются сравнению и язык и нос. На языке у человека расположены многочисленные вкусовые рецепторы, но нос – единственный орган чувств, который способен воспринимать и различать более полумиллиона разнообразных раздражителей! Кстати, такой широтой мировосприятия (кроме носа) обладают только глаза.

Наверное, именно по этой причине мы считаем, что у каждого настроения и эмоции есть «свой» запах. Общеизвестно, что именно запах оказывает влияние на первое впечатление, которые мы производим на людей, не меньше, чем наша внешность или стиль поведения. Правда, это влияние происходит в подсознании. Именно поэтому многие из нас не могут выйти из дома, не воспользовавшись духами или одеколоном.

Попробуйте представить, что Вы находитесь на весёлой вечеринке. Кому из окружающих будут уделять больше всего внимания? Вовсе не к тому, у кого в запасе имеются самые весёлые анекдоты или самые необычные истории из жизни. Конечно, всё внимание достанется тому человеку, от которого исходит самый приятный запах. Если Вы знаете, что воспользовались хорошими духами, — Вы не будете прятаться в тёмный угол, Вы будете чувствовать себя уверенно. Но не нужно забывать и о том, что без яркой личности хороший аромат – ничто.

Понятно, что ароматы духов не являются универсальными. Именно поэтому при разработке композиции духов парфюмеры представляют себе целевого покупателя. Парфюм «Nou» больше всего подойдёт современной деловой женщине. Основа духов – цветочные запахи и ноты тропического леса; по данным специалистов, эти составляющие принесут Вам успех у окружающих.

Многие люди склонны недооценивать влияние ароматов на социальный статус и развитие карьеры человека. Важно знать, что духи – не просто жидкость, обладающая каким-то запахом; они способны влиять на поведение, менять настроение, возбуждать и подавлять желание. Они играют важнейшую роль в нашей жизни, причём как в личной, так и в социальной. Хороший аромат может поднять Вам настроение утром!