Андрей Белый(Борис Бугаев)- 14 (26).10.1880— 08.01.1934.
1904 г. - сборник стихов «Золото в лазури». Первостепенная задача сборника передать настроение кружка «Аргонафтов» (московский кружок соловьевцев под предводительством Белого, туда еще входили Эллис, Петровский,Сергей Соловьев) в предчувствии грядущей «зари».Одна из главных идей кружка - жизнетворчество(жизнь, как произведение искусства).
В сборнике много метафизики и соловьевских идей.
Большое количество цветов(для Белого цвета имели символическое значение. Он потом напишет статью «Священные цвета», да и сам псевдоним: Белый-любимый цвет Владимира Соловьева-священный,утешительный цвет, гармония всех цветов).Для одного понятия красный-множество оттенков(пурпурный,алый,огненный).Сочетания по образцу Бальмонта - сложные эпитеты: красно-золотой. Много динамичных,а не статичных эпитетов - огневеющий, голубеющий.Цвета сравнив. С драг камнями(янтареющий)-близко модерну.
Много посвящений. Весь сборник посвящен матери. Открывается стихотворением Бальмонту. Вечный зов посвящен Мережковскому, Не тот - Брюсову, Воспоминание - Л.Д. Блок, Опала - самому Блоку.
Мотивы арлекинады жизни. Типичный образ Шута дополнен образом юродивого Христа ради, при том юродивый и скоморох не различаются у Белого, как в православной традиции. Получается цепь:скоморох-арлекин-безумец-дурак. Выступает как опасный двойник Христа, лже-Христос - стих Жертва Вечерняя(1903):
Стоял я дураком
в венце своем огнистом,
в хитоне золотом,
скрепленном аметистом —
один, один, как столб,
в пустынях удаленных, —
и ждал народных толп
коленопреклоненных…
Новаторство с точки зрения формы- Душа мира(1902г.)
тучкой несется,
беспечной,
улыбкой зыбкой
Грядой серебристой
летит над водою -
Лучисто-
волнистой
Солнце — предмет почти что языческого поклонения:
Солнцем сердце зажжено.
Солнце — к вечному стремительность.
Солнце — вечное окно
В золотую ослепительность.
Стихотворение “Солнце” посвящено К. Бальмонту — автору книги “Будем как Солнце”. Также в этом сборнике А. Белый отождествляет солнце с образом золотого руна. В стихотворном цикле “Золотое руно” А. Белый преобразует древнегреческий миф в символическое иносказание о жизненных целях своего поколения — поколения рубежа столетия.
Нацеленность в будущее пронизывает все стихотворения раздела “Золото в лазури”. В будущее, которое — согласно логике “возврата” — уже было! Поэтому оно может выступать в масках: “прежнего счастья”, “старины” (“Старина, в пламенеющий час обуявшая нас миром, старина, окружившая нас, водопадом летит голубым...” Вечный зов(1903г.)),
образы прошлой культуры (раздел “Прежде и теперь”):
Блестящие ходят персоны,
Повсюду фаянс и фарфор,
Расписаны нежно плафоны,
Музыка приветствует с хор.(Опала 1903г)
Пепел - 1909г. В том же году выпущен сборник Урна.
В Пепеле эпиграф из из Некрасова(стих «Что ни год - уменьшаются силы…»). Сам сборник Некрасову и посвящен. Лейтмотив сборника - пессимизм при взгляде на современную Россию.
Просветы
Горемыки
Идея “Пепла” точнее всего сформулирована самим Белым: “Пепел” — книга самосожжения и смерти, но сама смерть есть только завеса, закрывающая горизонты дальнего, чтоб найти их в ближнем”.
Тема хаоса — сквозная тема сборника. Естественная реакция человека на встречу с хаосом — первобытное чувство священного ужаса. Это чувство выражено в образах неизвестности, оторопи (“Где по полю оторопь рыщет,// Восстав сухоруким кустом...”), смерти:
От голода, холода тут
И мерли, и мрут миллионы...
Там Смерть протрубила вдали
В леса, города и деревни...
«На рельсах», «Станция» - ощущение колеса, которое давит. (У Блока тоже колесо,но там есть надежда на некий выход.) У Белого жел дорога - то,что будет идти по тебе, давить.(У Некрасова хотя бы был подвиг на жел дороге).
Беспросветность, бессмысленность жизни - «Бессмыслица дневная, сменяется ночной»(«Телеграфист»)
Герои Белого без смысла бытия. Нет ни цели, ни смысла.
Лирич герой чувствует свою неприкаянность.
Тип расхристанного хулигана, которому ничего не дорого. Хулиган-дружба со скелетом(написано на мотив Чижика-Пыжика):
Жили-были я да он:
Подружились с похорон.
Приходил ко мне скелет
Много зим и много лет.
Костью крепок, сердцем прост —
Обходили мы погост.
(Хулиганская песенка. 1906г.)
Обыгрывание известных текстов («Коробейники», «Огородник»). Фольклорные мотивы. Ритмическая организация песни - «Веселье на Руси»(плясовая), «Каторжник»(тюремный фольклор).
Тема маскарада. Мрачная арлекиниада. Стихотворения «Маскарад», «Арлекиниада». Мотив хаоса - «Злые шутки, злые маски»(«Маскарад1908г.)
Мотив сумасшествия:
«Утро»1907г. - образ сумасшедшего, вообразившего себя Христом.
Пы.Сы. Как мы можем заметить, какой метафизикой соловьевской не начинай, жизнь некрасовская берет свое. И чем выше в эфирные высоты ты залетишь, тем грубее будет матерьялизЬм…
Борис Николаевич Бугаев, больше известный под псевдонимом Андрей Белый, – яркое явление в русской поэзии, один из крупных представителей русского символизма. Примкнув к этому направлению, он, тем не менее, не замкнулся в его постулатах, но постоянно находился в состоянии развития, поиска нового. Поэзия его весьма своеобразно отражает время жизни поэта, изменения, происходившие в социальной и особенно культурной жизни страны.
Белый родился в 1880 году. Мальчик вырос в среде московской интеллигенции, в семье знаменитого математика,
Профессора Московского университета Николая Васильевича Бугаева. Летние месяцы семья Бугаевых проводила в Подмосковье, и мальчик с детства мог приобщиться к миру поместно-деревенской России, где как бы воедино слились красота русского пейзажа и величие культуры, творимой жившими среди этой природы людьми.
Уже учась в университете, Белый ежедневно посещал семью Михаила Сергеевича и Ольги Михайловны Соловьевых - родителей своего друга Сергея. “Не чайный стол - заседание Флорентийской академии”, - с благодарностью вспоминал Белый дом Соловьевых, где бывали старший брат Михаила Сергеевича
Философ Владимир Соловьев, его сестра, поэтесса Поликсена Соловьева, философ Сергей Николаевич Трубецкой, историк Василий Осипович Ключевский, позднее - Брюсов, Мережковский, Гиппиус… Именно здесь, в семье Соловьевых, были поддержаны первые литературные опыты Бориса Бугаева. Михаил Сергеевич помог Борису Бугаеву сочинить псевдоним “Андрей Белый” (белый - священный, утешительный цвет, представляющий собою гармоническое сочетание всех цветов, любимый цвет Владимира Соловьева).
В 1900 году Бугаев окончательно решает стать писателем. В этом году создана первая из четырех его “симфоний” - “Северная”, или “Героическая”.
Писатель впоследствии признавался, что, называя свои первые прозаические опыты “симфониями”, он и сам толком не знал, что это такое. “Симфонии” Белого больше схожи с сонатами. Слово “симфония” было для Белого своего рода символом.
Тема “вечного возвращения” - одна из центральных жанро – и сюжетообразующих тем всего творчества Белого. Белый часто обращался к лейтмотивной технике ведения повествования. То есть выделение в произведении одной, двух и более главных тем, к которым повествователь возвращается через определенные промежутки времени. Уже во второй “симфонии” с темой “вечного возврата” борется тема жизнеутверждения.
Во второй “симфонии” на первой же странице возникает образ солнца - зловещий “глаз”, уставившийся на землю и проливающий на нее потоки “металлической раскаленности”. Первый поэтический сборник Белого “Золото в лазури” выходит в 1904 году. В этом сборнике солнце - предмет почти что языческого поклонения:
Солнцем сердце зажжено.
Солнце - к вечному стремительность.
Солнце - вечное окно
В золотую ослепительность.
Стихотворение “Солнце” посвящено К.Бальмонту - автору книги “Будем как Солнце”. Также в этом сборнике Белый отождествляет солнце с образом Золотого руна. В стихотворном цикле “Золотое руно” Белый преобразует древнегреческий миф в символическое иносказание о жизненных целях своего поколения - поколения рубежа столетия.
Нацеленность в будущее пронизывает все стихотворения раздела “Золото в лазури”. В будущее, которое - согласно логике “возврата” - уже было! Поэтому оно может выступать в масках: “прежнего счастья”, “старины”:
Старина, в пламенеющий час
Обуявшая нас мировым,
Старина, окружившая нас,
Водопадом летит голубым.
Образов прошлой культуры (раздел “Прежде и теперь”):
Блестящие ходят персоны,
Повсюду фаянс и фарфор,
Расписаны нежно плафоны,
Музыка приветствует с хор.
1905 год - начало нового периода жизнетворчества Андрея Белого. Во время этого периода Белый влюбляется в жену Блока Любовь Дмитриевну Менделееву-Блок. Это чувство, перевернувшее всю жизнь Белого, зародилось еще летом 1904 года. К весне 1906 года отношение людей, составляющих роковой треугольник достигли крайнего напряжения. Любовь Дмитриевна расстается с Белым на десять месяцев, чтобы все обдумать и принять окончательное решение. Летом Белого нередко посещают мысли о самоубийстве. В сентябре происходит решительное объяснение. Резко и безжалостно отвергнутый, Белый оказывается на грани умопомешательства. Из Петербурга он сразу уезжает за границу, где начинается период исцеления от перенесенного удара, растянувшийся на 1907-1908 годы.
В эти годы Белый начинают видеть Россию сквозь призму лирики Некрасова. Памяти Некрасова посвящается сборник стихотворений “Пепел” (1908) Стихотворения сборника тщательно отобраны и расположены в очень продуманном порядке. В него не вошли многие из стихотворений, написанных одновременно со стихами “Пепла”, - из них Белый составил следующий сборник “Урна” (1909)
Идея “Пепла” точнее всего сформулирована самим Белым:
“Пепел” - книга самосожжения и смерти: но сама смерть есть только завеса, закрывающая горизонты дальнего, чтоб найти их в ближнем”.Сборник выстроен по линии все большего и большего просветления “горизонта” (недаром один из последних разделов сборника называется “Просветы”).
Пространство “Пепла” - это система вписанных друг в друга кругов, сжимающихся по мере приближения к “центру”. Первый “круг” самый большой, - почти что безграничные,”пустые”,”страшные”, голодные пространства России, в которых обречен на рассеивание измученный болезнями, голодом и пьянством народ:
Туда - где смертей и болезней
Лихая прошла колея…
Пожирают их болезни
Иссушает глаз…
Пролетают за селами села,
Пролетает за весями весь…
Там - убогие стаи избенок,
Там - убогие стаи людей…
Тема хаоса - сквозная тема сборника - особенно акцентирована в этом разделе. Естественная реакция человека на встречу с хаосом - первобытное чувство священного ужаса. Это чувство выражено в образах: “неизвестности”, “оторопи”:
Где по полю оторопь рыщет,
Восстав сухоруким кустом…
Над страной своей родной
Встала Смерть.
От голода, холода тут
И мерли, и мрут миллионы…
Там Смерть протрубила вдали
В леса, города и деревни…
Пространство следующего “круга” - “Деревни” - имеет более четкие контуры. Оно уже не пусто, а насыщено предметами, подчеркнуто обыденными. В контексте общего замысла сборника и высунутый “красный язык” висельника, и стаи то черных, то изумрудных мух, и кровь, свищущая пеной “из-под красной рукоятки” символы безысходной, тупиковой, совершающейся в одномерном пространстве смерти:
Красною струею прыснул
Красной крови ток.
Ножик хряснул, ножик свистнул,-
В грудь, в живот и в бок.
Пространство следующего раздела “Город” еще конкретнее: Москва “пира во время чумы”. Ритуальная пляска Смерти перенесена в “Городе” с открытых пространств России в замкнутый мирок квартир:
…Здесь хозяин гостье рад.
Звякнет в пол железной злостью
Там косы сухая трость,-
Входит гостья, щелкнет костью,
Взвеет саван: гостья смерть.
В этом мирке живут беспечные богатые люди, которые не видят ничего вокруг себя. Среди участников “пиров” только один поэт-арлекин знает о том, что творится за окнами. Поэт-пророк выступает не только в маске шута-арлекина, но и в облике страстотерпца:
На меня обнажали.
Вы меня затерзали.
Особое значение мотивы жертвенности и крестного страдания приобретают в разделе “Безумие”:
Венок из “колючей крапивы”:
Над простором плету, неподвижен,
Из колючей крапивы венок…
Приложенный к “челу пучок колючего чертополоха” - бегущая с чела кровавая струя:
С чела, с кровавого плеча
Кровавая струя струится…
Это мотивы, которые возвращают надежду. Она слабо забрезжит в последнем стихотворении раздела - “Друзьям”, - зато укрепится и усилится в следующем разделе “Просветы”:
Кто зовет благоуханной клятвою,
Вздохом сладко вдаль зовет идти,
Чтобы в день безветренный над жатвою
Жертвенною кровью изойти?
“Пепел” является самым трагическим стихотворным сборником Андрея Белого.
Следующий его сборник - “Урна” (1909). Этот сборник посвящен Брюсову. Большинство стихотворений сборника носят элегический характер, хотя в “Урне” содержатся и глубоко личные, почти что дневниковые записи о пережитой драме:
Год минул встрече роковой,
Как мы, любовь лелея, млели…
И ежели тебя со мной
Любовь не связывает боле,
Уйду, сокрытый мглой ночной,
В ночное, в ледяное поле…
Сложу в могиле снеговой
Любви неразделенной муки…
“Урна” - последнее, что создал Андрей Белый в драматическое четырехлетие (1905 - 1908 гг.)
В 1910 Андрей Белый женится на Асе Тургеневой. В конце 1910 молодожены едут в путешествие по Северной Африке. Вернувшись из этого путешествия весной 1911 году в Россию, Белый пишет “Путевые заметки” - самое светлое произведение из всех, им написанных. В марте 1912 года он с женой уезжает в Европу, где живет до 1916 года, изредка наезжая в Россию.
В сентябре 1916 Белый возвращается на родину. Россия ожидает его. С Россией Белый переживает ее самое трагическое время:
Рыдай, буревая стихия,
В столбах громового огня!
Россия, Россия, Россия, -
Безумствуй, сжигая меня!..
Россия, Россия, Россия,
Мессия грядущего дня!
Это, написанное в августе 1917 года, самое знаменитое стихотворение Белого точнее всего передает отношение поэта к свержению царизма.
В Духов день 20 июня 1921 года он начинает писать поэму “Первое свидание” - реквием по сгоревшему в буревой стихи миру, по своей молодости, по гибнущей русской культуре.
“Первое свидание” - вершина поэзии Андрея Белого 20-х годов. Дальше начинается “путь нисхождения”. В сентябре 1925 года был завершен первый том из задуманной Белым эпопеи “Москва”.
Последние годы жизни Белого, тем не менее, не составляют исключения, скорее даже наоборот: пробуются все новые формы, жанры, стили, писатель сочетает работу над “Москвой” с путевыми заметками “Ветер с Кавказа” и “Армения”, с трудами по стиховедению, философскими этюдами и культурологическими опытами, обращается к театральным инсценировкам и даже киносценарию.
Смерть писателя в январе 1934го года была осознана современниками как завершение целой эпохи. Но им же было очевидно, что созданная Белым проза оставила глубокий след в творчестве многих, способствовала появлению так называемой “орнаментальной прозы”.
Творчество Андрея Белого весьма неоднородно, однако на всём его протяжении нежелание застывать в единожды найденной форме, неуспокоенность достигнутым являлись наиболее, быть может, яркими его характеристиками. “Мне всю жизнь грезились какие-то новые формы искусства, в которых художник мог бы пережить себя слиянным со всеми видами творчества… Я хотел вырываться из тусклого слова к яркому”, - признавался Белый, и в самом деле – поиск, непокой, динамика образуют самое существо его человеческой и писательской натуры.
Путешествие за «золотым руном»
Андрея Белого (1880— 1934)
Цель урока: дать представление о личности и литературном творчестве писателя, показать особенности его поэтики.
Оборудование урока: портрет А. Белого, сборники его стихов, роман «Петербург».
Методические приемы: лекция учителя, аналитическое чтение.
Ход урока
I . Проверка домашнего задания
Чтение и анализ нескольких стихотворений Бальмонта, обсуждение в классе.
II. Слово учителя
Борис Николаевич Бугаев вырос в семье профессора-математика Московского университета, окончил естественное отделение физико-математического отделения этого университета. Еще в гимназии он сблизился с семьей родного брата Владимира Соловьева, дружил с племянником своего кумира, Сергеем Соловьевым. Религиозная философия и поэзия Вл. Соловьева заворожила молодых людей, определила их первые творческие опыты. Под влиянием семьи Соловьевых возник псевдоним Бугаева — Андрей Белый.
Осенью 1903 года Белый организует литературный кружок, в который вошли его друзья С. Соловьев, Эллис (Лев Кобылинский), А. Петровский и другие. Эллис придумал название этому кружку — «аргонавты». Подобно древним грекам молодые литераторы «путешествовали» за своим «золотым руном» — новым словом, способным активно содействовать преображению мира. Предметом постоянного обсуждения «аргонавтов» становится лирика Александра Блока, дальнего родственника С. Соловьева. В январе 1904 года состоялось личное знакомство Белого и Блока и переросло в многолетнюю братскую и творческую дружбу. Постепенно сложилось объединение «младосимволистов».
Андрей Белый был человеком редкой одаренности: поэт-лирик, прозаик, создавший новый тип романа, исследователь русской и мировой культуры, теоретик литературы, критик и публицист, мемуарист. Особое значение писатель придавал музыкальному началу жизни и творчества. Белый начал с прозаических «симфоний», в которых повествование строилось как спор контрастных «музыкальных» тем — страстный порыв к духовным высотам противопоставлялся уродству реальности. В первом сборнике стихов и лирической прозы «Золото в лазури» (1904) покорение скалистых горных вершин или полет к солнцу символизировали прорыв из обыденности в вечность, к мистическому идеалу. Стихотворение «Солнце» было посвящено Бальмонту, автору «Будем как Солнце»
Солнцем сердце зажжено.
Солнце — к вечному стремительность.
Солнце — вечное окно
В золотую ослепительность.
Ликующее мироощущение было потеснено наплывом «мистических ужасов», которые виделись Белому в современной ему России. От надмирных высот писатель обращается к земному, русскому, крестьянскому в сборнике 1909 года «Пепел» с эпиграфом из Некрасова. Образ пепла имел двойной смысл: «сожженных» светлых зорь «младосимволистов» и подернутой пеплом страждущей русской земли. Здесь уже не золото и лазурь, символы духовного экстаза, а «свинец облаков, зловещие кабаки, «просторы голодных губерний» («Родина», «Отчаяние», «Веселые на Руси»). В стихотворении «Родина» (читаем) трагически звучит риторический вопрос:
Роковая страна, ледяная,
Проклятая железной судьбой —
Мать Россия, о родина злая,
Кто же так подшутил над тобой?
III. Чтение и анализ стихотворений
1. «Из окна вагона ».
— Какие литературные ассоциации вызывает у вас стихотворение «Из окна вагона»?
(Стихотворение «Из окна вагона» напоминает некрасовские образы: кабаки, погосты, «убогие стаи избенок». Соединение безысходного одиночества лирического героя и суровой немоты матери-родины подчеркивают выразительность трагической ситуации:
Мать Россия! Тебе мои песни, —
О немая, суровая мать! —
Здесь и глуше мне дай, и безвестней
Непутевую жизнь отрыдать.)
— Охарактеризуйте лирического героя стиха.
(Лирический герой — бродяга, висельник, горемыка. Им владеют чувства отверженности и одиночества. Они оттеняются и усиливаются ритмами лихой отчаянной пляски:
Что там думать, что там ждать,
Дунуть, плюнуть — наплевать:
Наплевать да растоптать,
Веселиться, пить да жрать.)
— Какова концовка стихотворения?
(Заканчивается это стихотворение («Веселье на Руси»), названное, кстати, с некрасовским сарказмом, жутким: «Над страной моей родною / Встала Смерть».)
2. Образ смерти, причем собственной смерти, и в стихотворении с невинным названием «Друзьям » (1907):
Золотому блеску верил,
А умер от солнечных стрел.
Думой века измерил,
А жизнь прожить не сумел.
Пожалейте, придите;
Навстречу венком метнусь,
О, любите меня, полюбите —
Я, быть может, не умер, быть может,
Проснусь —
3. «Посвящение ».
Как и Брюсов, Белый разрабатывал и урбанистическую тему. В цикле «Город» слышны отзвуки уличных митингов, демонстраций 1905 года, ощутима напряженная атмосфера времени.
«Самосжигание» лирического «Я» до пепла происходит в сборнике «Урна» (1909), посвященном В. Я. Брюсову. «Пепел» переживаний поэт собрал в «урну» формы, отточенной в традициях Пушкина, Баратынского, Тютчева. Героиня многих стихов этого сборника — Л. Д. Блок, суровая «снежная дева», отвергшая страдающего лирического героя.
— Каковы особенности поэтики стихотворения «Посвящение»?
(Образ сжигающего огня в стихотворении Посвящение’ (1915), стилизованном под античность и вызывающем воспоминания о трагической судьбе пушкинского и лермонтовского пророков.
Здесь поэт не просто страдает, он сгорает в пламени костра, и лишь тогда его «страшный череп» увенчивают лаврами.)
— Какие символические образы вы можете отметить?
(Отметим символические образы огня, хлеба, лавра; тревожные цвета: пурпур в сочетании с черным; яркую инструментовку стихотворения: ассонансы (широкое «а» сменяется протяжным, узким «у») и аллитерации (раскатистый, мощный звук «р»).
IV . Заключительное слово учителя
Белого-поэта в современном сознании потеснил Белый-прозаик, чей «Петербург» (1914) стал одной из вершин европейского романа. Традиционный для русской литературы образ Петербурга трансформировался у Белого в символ. Образ России, восточной страны, избравшей в столицы один из красивейших европейских городов и разрывающейся между Востоком и Западом, противоречив, это противоречие и заключает в себе грядущую неизбежную трагедию страны.
Белый сократил расстояние между стихом и прозой — ритмизованной, напевной. Во всех проявлениях своего многогранного дара он оставался лириком. Он был одним из оригинальнейших и прозорливых умов ХХ века. «Гениальный, странный» — писал о нем Блок. Андрей Белый ценил сам процесс творчества больше, чем результат, безудержно экспериментируя ради обновления искусства слова.
V . Тест по творчеству А. Белого (см. Приложение в конце книги)
260, стр. Литографированные издательские обложки работы Н. Феофилактова. Цена 2 рубля. Формат: 20х16 см. Первая книга стихотворений!
Библиографическое описание:
1. Библиотека русской поэзии И.Н. Розанова, М., 1975, №2195.
2. Тарасенков А. «Русские поэты XX века», М., 1966, стр. 53.
3. Книги и рукописи в собрании М.С. Лесмана, М., 1989, №235.
4. Тарасенков А.К., Турчинский Л.М. «Русские поэты XX века», М., 2004, стр. 104.
5. The Kilgour collection of Russian literature 1750-1920. Harvard-Cambrige, 1959, №175.
6. Автографы поэтов Серебряного века. Дарственные надписи на книгах. Издание РГБ, Москва, 1995, стр. 89.
«Одной из самых утонченных эпох в истории русской культуры», эпохой «творческого подъема поэзии и философии после периода упадка» называл Н.А. Бердяев «культурный ренессанс начала века». Серебряный век. «Вместе с тем, - писал философ о том времени, - русскими душами овладели предчувствия надвигающихся катастроф. Поэты видели не только грядущие зори, но и что-то страшное, надвигающееся на Россию и мир». Культурный ренессанс, подъем поэзии и философии, грядущие зори, предчувствие катастроф - в этих ключевых словах (символах) запечатлены характерные черты духовной жизни России начала XX столетия:
Двадцатый век... Еще бездомней,
Еще страшнее жизни мгла
(Еще чернее и огромней
Тень Люциферова крыла).
(Блок А. «Возмездие»)
Бугаев, Борис Николаевич (Андрей Белый) - знаменитый русский писатель, поэт-декадент, ярчайший представитель этого ренессанса. Вот краткая биография поэта до момента появления в печати сборника «Золото в лазури»:
1880, 14 октября (26 октября н. ст.). Борис Николаевич Бугаев родился в Москве, в доме Рахманова на углу Арбата и Денежного переулка. Отец - Николай Васильевич Бугаев (1837-1903), математик, профессор Московского университета. Мать - Александра Дмитриевна Бугаева, урожд. Егорова (1858-1922).
1884, май - сентябрь. Первое лето в Демьянове (Клинского уезда Московской губ.), в имении В. И. Танеева.
Осень. Первое впечатление от поэзии и музыки.
Лето. В Демьянове.
1890, конец апреля. Поездка в Киев.
4 мая - 19 июля. В Городищах, близ Киева, у родственников Н.В. Бугаева.
20 - 24 июля. По пути из Киева в Москву - в Боярках, на даче Куперников.
1891, Дружба с Б. Радэн.
Лето. В Демьянове. Дружба с семейством Эртелей.
Сентябрь. Поступает в московскую частную гимназию Л.И. Поливанова.
1892. июнь - август. В Перловке (Московской губ., по Ярославской ж. д.).
Осень. Уходит Б. Радэн.
1893, июнь - август. На даче в Царицыне (под Москвой). Увлечение М.С. Муромцевой, дочерью С.А. Муромцева.
Июнь - июль. С матерью в имении Бутлеров Александрия (Спасского уезда Тамбовской губ.) и в Липягах (близ Спасска).
Июль - август. В Либаве, на Балтийском море.
Июль - август. В Бобровке (Тамбовской губ.).
Конец лета. В имении Александрия.
Сентябрь - октябрь. Первые опыты творчества (стихи). Участие в гимназическом журнале.
Конец года. Знакомство с С.М. Соловьевым и его родителями - М.С. и О. М. Соловьевыми.
1896
До лета. Близость с семейством Соловьевых. Увлечение литературой, проблемами философии.
Май - июнь. Первая поездка с матерью за границу: Берлин, Париж, Швейцария (Берн, Тун, Цюрих). В Туне - совместная жизнь с семейством проф. Н.А. Умова.
Июль - август. С матерью в санатории д-ра Ограновича (имение Аляухово, близ Звенигорода). Общение с аббатом Габриелем Ожэ.
Сентябрь. Попытки писать прозаические произведения (фантастическая повесть, лирические отрывки).
Ноябрь - декабрь. Начало интереса к «новому» искусству (прерафаэлитам, французским символистам).
Участие в любительских театральных постановках.
Знакомство с будущим художником В. В. Владимировым.
1897
Январь. Написана романтическая сказка - самый ранний из сохранившихся юношеских творческих опытов.
Лето. С матерью в Даниловке, имении Усовых (Петровского уезда Саратовской губ.). Интерес к философии и эстетике А. Шопенгауэра.
Осень. Написана 2-актная драма (не сохранилась), отмеченная воздействием Г. Ибсена, М. Метерлинка, Г. Гауптмана.
1898
Апрель. Записаны первые фрагменты мистерии «Антихрист».
Май. В гостях у С.М. Соловьева в имении его бабушки, А.Г. Коваленской, Дедово (в 8-ми верстах от ст. Крюково Николаевской ж. д., под Москвой).
Июнь - сентябрь. С матерью в Даниловке. Пишет стихи и лирические отрывки в прозе.
Осень. Н.В. Бугаев покупает имение Серебряный Колодезь (Старогальская волостьЕфремовского уезда Тульской губ.).
1899
Январь - февраль. Работа над мистерией «Антихрист».
Январь - май. «Агитация за символизм» среди знакомых.
Февраль - март. Работа над первым произведением в жанре «симфонии» («пред-симфония»).
Май. Сдача выпускных экзаменов за 8-й класс и окончание гимназии Л.И. Поливанова (29 мая).
1 июня. Подано прошение о принятии на естественное отделение физико-математического факультета Московского университета.
Июнь - август. Первое лето в имении Серебряный Колодезь. Работа над «предсимфонией». Чтение книг по естествознанию.
Сентябрь. Начало занятий в университете. Знакомство и начало дружбы с А.С. Петровским.
Ноябрь. Реферат в физическом кружке проф. Н.А. Умова «О задачах и методах физики».
1900
Январь - апрель. Работа над 1-й частью «Северной симфонии». Обработан драматический отрывок «Пришедший» (из мистерии «Антихрист»).
Конец апреля - начало мая. У Соловьевых - встреча и разговор с Вл. С. Соловьевым. Знакомство с «Краткой повестью об антихристе» Вл. Соловьева.
Май. Экзамены при переходе на второй курс университета.
Июнь - август. В имении Серебряный Колодезь с экономкой М. Ф. Вучетич. Работа над стихами, 2-й и 3-й частями «Северной симфонии». Импровизации на рояле.
Сентябрь - декабрь. Изучение трудов Вл. Соловьева.
Декабрь. Закончена «Северная симфония» (4-я часть).
1901
«...единственный год в своем роде: переживался он максимальнейшим напряжением» (МБ).
Февраль. Встречает М.К Морозову на симфоническом концерте; переживания «мистической любви» к ней.
Март. Исповедальные письма (анонимные) к М.К. Морозовой.
Начало работы над 2-й «симфонией» (вчерне написана 1-я часть).
Май. Написана 2-я часть 2-й «симфонии». Поездка на четыре дня в Дедово, чтение Соловьевым двух частей 2-й «симфонии».
Экзамены в университете.
Июнь - июль. Серебряный Колодезь. Наблюдение и «изучение» закатов.
Работа над 3-й и 4-й частями 2-й «симфонии».
Август. Окончание 2-й «симфонии».
Пишет поэму «Фонтан».
Возвращение в Москву.
Сентябрь. Первое знакомство со стихами А.А. Блока.
Общение с П.Н. Батюшковым. Интерес к теософии.
Октябрь. М.С. Соловьев передает рукопись 2-й «симфонии» для ознакомления В.Я. Брюсову.
Написан первый рассказ (в переработанном виде - «Мы ждем его возвращения»).
Середина ноября. Решение М.С. Соловьева и В.Я. Брюсова печатать 2-ю «симфонию» с маркой издательства «Скорпион» под псевдонимом «Андрей Белый» (придуман М.С. Соловьевым).
Ноябрь. Знакомство с Эллисом (Л. Л. Кобылинским), Г.А. Рачинским.
Ноябрь - декабрь. Работа над первоначальной редакцией 3-й «симфонии».
6 декабря. У Соловьевых - знакомство с Д.С. Мережковским и З.Н. Гиппиус.
1902
Весна. Переписка с 3.Н. Гиппиус и Д.С. Мережковским.
Обрабатывает кандидатское сочинение «Об оврагах».
Сближение с Эллисом.
1 или 4 апреля. Встреча с Э.К. Метнером на концерте под управлением А. Никиша.
Апрель. Выходит в свет «Симфония (2-я, драматическая)» ([М.]: Скорпион, ).
Апрель - май. Работа над 3-й «симфонией» (в первоначальной, уничтоженной редакции).
Май. Сближение с Э.К. Метнером.
Чтение стихов у Брюсова, их критика Брюсовым.
Июнь - август. Серебряный Колодезь.
Работа над 3-й «симфонией» «Возврат» и первоначальной редакцией 4-й «симфонии» (1-я и 2-я части), статьей «Формы искусства».
Впервые читает «Так говорил Заратустра» Ф. Ницше в подлиннике, изучает И. Канта.
Сентябрь. Чтение «Возврата» у Соловьевых.
Сентябрь - октябрь. Посещение «сред» Брюсова.
Переработка 4-й «симфонии».
23 октября. Шафер на свадьбе Э. К. Метнера (уезжающего затем в Нижний Новгород).
1 - 15 ноября. Посещение концертов певицы М.А. Олениной-д"Альгейм.
8 ноября. Передает Брюсову рукопись «Северной симфонии» для опубликования в «Скорпионе».
Середина ноября. Знакомство с С.П. Дягилевым и А.Н. Бенуа.
Ноябрь. «О формах искусства» - реферат в студенческом филологическом обществе.
Ноябрь - декабрь. Работа в университетской химической лаборатории по органической химии.
В №11 и №12 «Мира искусства» - первые журнальные публикации Белого (статьи «Певица» и «Формы искусства»).
1903
4 января. Отправил первое письмо к Блоку, одновременно получив письмо от Блока.
16 января. Смерть М. С. Соловьева и самоубийство О.М. Соловьевой.
Январь. Обрабатывает драматический отрывок «Пришедший» для «Северных цветов».
В № 1 журнала «Новый Путь» - отрывок из письма Белого к Мережковскому под заглавием «По поводу книги Д.С. Мережковского «Л. Толстой и Достоевский»», за подписью «Студент-естественник».
20 февраля. Высылает Брюсову цикл стихов («Призывы») для альманаха «Северные цветы» - поэтический дебют Белого.
Март. Знакомство с С.А Соколовым (главой изд-ва «Гриф»), Н.И. Петровской, К. Д. Бальмонтом, М. А. Волошиным, Ю. К. Балтрушайтисом, С.А. Поляковым.
Написано «открытое письмо» «Несколько слов декадента, обращенных к либералам и консерваторам» (Хроника журнала «Мир искусства». 1903. №7).
Выходят в свет 3-й альманах «Северные цветы» (М: Скорпион, 1903), включающий цикл «Призывы» и драматический отрывок «Пришедший», и «Альманах книгоиздательства «Гриф»» (М., 1903) с циклом стихов Белого и «Отрывками из 4-й симфонии».
Апрель. Брюсов предлагает Белому подготовить книгу стихов для «Скорпиона».
Конец апреля. Первая литературная вечеринка у Белого (Бальмонт, Брюсов, Балтрушайтис, Соколов, Поляков, П.П. Перцов и др.).
Май. Государственные экзамены (22 мая - удостоверение об окончании университета по естественному отделению физико-математического факультета).
Начало июня. Знакомство и встречи с поэтом Л.Д. Семеновым.
Июль - август. Работа над стихами. «Почти весь том «Золото в лазури» написан в это лето».
Изучение И. Канта.
Написаны статьи «О теургии», «Символизм, как миропонимание», «Критицизм и символизм».
16 - 17 августа. Высылает в «Скорпион» рукопись книги стихов («Золото в лазури»).
Середина сентября. Возвращение в Москву.
Октябрь. Формирование кружка «аргонавтов» (идеологи - Белый и Эллис). Начало дружбы с Н.И. Петровской.
Начинаются «воскресенья» у Белого.
Середина октября. Выходит в свет «Северная симфония (1-я, героическая)» (М.: Скорпион, 1904).
Ноябрь. Знакомство с Д.В. Философовым.
Переживания «мистериальной» влюбленности в Н.И. Петровскую.
Ноябрь - декабрь. Участие в организации журнала «Весы».
Начало декабря. Конфликт с Брюсовым на почве взаимоотношений с издательством «Гриф».
1904
11 января. «Воскресенье» на квартире Белого с участием Блока и Брюсова
Конец января. Начало «романа» с Н.И. Петровской.
Февраль. Написан прозаический отрывок «Аргонавты».
Цикл стихов Белого и рассказ «Световая сказка» в «Альманахе «Гриф»» (М., 1904).
Конец марта. Выходит в свет первая книга стихов и лирической прозы «Золото в лазури» (М.: Скорпион, 1904).
Именно первый год XX столетия стал годом «рождения к жизни «Андрея Белого». В Москве, на Арбате, в доме М.С. Соловьева (брата философа Вл. Соловьева) сын известного математика, профессора Московского университета Николая Васильевича Бугаева, студент естественного отделения физико-математического факультета Борис Бугаев был наречен «Андреем Белым». Под этим псевдонимом, предложенным М.С. Соловьевым, решено было печатать написанную студентом-естественником «Симфонию» (»2-ю, драматическую»). Речь шла не о музыкальном, а о литературном (прозаическом) произведении, впрочем, границы музыки, поэзии и прозы уже в первых сочинениях Белого оказались едва уловимыми. Свежие идеи и формы «Симфонии», сознательный выбор для ее публикации издательства «Скорпион», представление рукописи для ознакомления и оценки такому литературному авторитету, как Валерий Брюсов, - все это сразу связало молодого автора с новым литературно-художественным направлением рубежа XIX-XX веков, именовавшим себя «символизм». 1903 год оказался одним из самых трагичных в жизни Андрея Белого: в первую его половину ему пришлось пережить сразу три потери: сначала умерли Михаил Сергеевич и Ольга Михайловна Соловьевы, затем, спустя четыре месяца - отец. 16 января скоропостижно скончался Михаил Сергеевич. В тот же день в состоянии глубокого аффекта, будучи не в силах пережить утрату супруга, застрелилась из револьвера Ольга Михайловна. Потрясенный Борис посвятил памяти старших друзей, коим был стольким обязан, проникновенное стихотворение, выдержанное в символистском духе:
Могилу их украсили венками.
Вокруг без шапок мы в тоске стояли.
Восторг снегов, крутящийся над нами,
В седую Вечность вихри прогоняли.
Внезапно осиротевшему другу Сергею Соловьеву, жившему временно у родственников, о смерти родителей пришлось сообщать Борису, не ведавшему, что через четыре с полови-ной месяца ему придется испытать то же самое... Белый давно задумал устроить у себя в квартире нечто вроде литературного салона. Пробный шар был запущен в конце апреля. На литературную вечеринку, совмещенную с легким ужином и чаепитием, из поэтов пришли Брюсов, Бальмонт, Балтрушайтис, Эллис, из издателей - Поляков и Соколов, остальные - просто друзья. Больше всего Борис боялся, что консервативно настроенный отец, не приемлющий устоев символизма, затеет нервную и ненужную дискуссию, уведя разговор в бесплодное русло. По счастью, этого не произошло: Николай Васильевич держал себя с достоинством и более запомнился гостям как веселый и радушный хозяин. Мать вела себя точно великосветская львица, чай из самовара разливала так, будто совершала тайный мистический ритуал. Только Эллис ухитрился омрачить творческую и благожелательную атмосферу: он начисто разругался с раззадорившим его Брюсовым.
Между тем приблизилось серьезное испытание - выпускные экзамены в университете. Нужно было осилить с десяток 500-страничных томов по проблемам, весьма далеким от поэзии, эстетики и философии. Кроме того, освоение курсов ботаники, зоологии, анатомии и физиологии и прочего требовало регулярного посещения практических занятий. Как вспоминал впоследствии Белый, одна мысль о строении черепа рыбы костистой бросала его в дрожь... И все же, благодаря уникальной памяти, он преодолел все казавшиеся неприступными препятствия. Проявив природный талант и смекалку, он за неделю осиливал неподъемные фолианты, на изучение которых иным потребовался бы год, а то и два:
«Я, к изумлению, курс анатомии все ж одолел, педантичнейше следуя методу запоминанья, который придумал себе: перед каждым экзаменом засветло я раздевался, как на ночь; и мысленно гнал пред собою весь курс; и неслись, как на ленте, градации схем, ряби формул; то место в программе, где был лишь туман, я отмечал карандашиком; так часов пять-шесть гнался курс; недоимки слагалися в списочек; в три часа ночи я вскакивал, чтоб прозубрить недоимки свои до десятого часа, когда уходил на экзамен; вздерг нервов, раскал добела ненормально расширенной памяти длился до мига ответа; ответив, впадал в абулию-безволие: весь курс закрывался туманом:
«Я не терплю этого декадентишки», - профессор Сушкин шипел про меня до экзамена; «тройка», полученная у него, - мой триумф!»
28 мая 1903 года Борис Бугаев получил диплом 1-й степени об окончании естественного отделения физико-математического факультета МГУ, а в ночь с 28-го на 29-е у отца случился смертельный приступ. Матери дома не оказалось: она уехала в Серебряный Колодезь. Пришлось срочно вызывать назад телеграммой. Все организационные хлопоты легли на плечи Бориса - разумеется, при помощи многочисленных друзей и коллег отца по Московскому университету... После печальных событий Андрей Белый на целое лето уехал в Серебряный Колодезь. Здесь ему вольно дышалось и хорошо работалось. Почти два месяца работал он над первым своим собственно поэтическим сборником: обрабатывал старые стихи, писал новые; постепенно сложилось и название - «Золото в лазури». В середине августа по предварительной договоренности отправил рукопись бандеролью Валерию Брюсову. Остальное время ушло на несколько принципиально важных статей (среди них «Символизм как миропонимание») и продолжение углубленного изучения в подлиннике трудов Канта. Суммарно и лапидарно описывал свое отшельническое житье-бытье так: «Стихи, статьи, Кант, переписка с друзьями; и - лето мелькнуло, как сон… Основательно бородою оброс; дико выглядел; перегорел под солнцем, и решение утвердилось (так!) в душе: упорядочить рой разнородных стремлений в друзьях». В Москву Белый вернулся только в середине сентября. Нужно было думать о хлебе насущном. Отец никаких капиталов не оставил (у матери же их отродясь не бывало), все накопления в свое время ушли на покупку и приведение в порядок тульского имения. Был еще неосвоенный участок под Адлером, бесплатно выделенный отцу как выдающемуся преподавателю Императорского университета. Борис задумал продать землю, дабы хотя бы на первых порах иметь средства к собственному существованию и содержанию матери, оказавшейся на его иждивении. Что касается гонораров за опубликованные работы, то они были случайными и мизерными. С продажей земли ничего не вышло, и Белый обратился к друзьям отца с просьбой помочь ему организовать в университете чтение лекций о новых литературных течениях. Однако репутация декадента действовала на классически ориентированную профессуру и консервативную администрацию как красная тряпка на быка. Пришлось искать аудиторию на стороне. С тех пор чтение лекций стало одним из постоянных занятий молодого писателя и поэта, становившегося популярным не по дням, а по часам. После выхода в свет «Золота в лазури» и опубликования о его авторе нескольких скандальных рецензий народ повалил валом на выступления экстравагантного поэта. У него также появилась толпа восторженных поклонниц, конечно, не такая большая, как у Брюсова или Бальмонта, но все же... Стихотворный сборник «Золото в лазури» сделал Белого одним из ведущих и наиболее ярких представителей русского символизма. Соратники улавливали в нетривиальных стихах молодого поэта гамму немыслимых оттенков и вихрь небывалых чувств, не доступных простым смертным. Восторгу Эллиса, например, вообще не было предела. В рецензии на «Золото в лазури» он писал:
«Существует еще специальная, особенно интимная связь между «Драматической симфонией» и последним отделом «Золота в лазури», озаглавленным «Багряница в терниях». В них - сокровенное чаяние, самый дерзкий и самый безумный экстатический порыв, в них ясновидение сквозь многогранную призму символизма, в них первые движения самого глубокого разочарования, чувство конца и отчаяние несбывшихся ожиданий, в них самый горький и болезненный крик исступления, в них самый яркий образец новой формы прозы и лирики!.. «Багряница в терниях», как лирика, еще интимнее, еще субъективнее и проникновеннее возвещает о том же, о чем и «Вторая симфония», еще горячее и трепетнее стремится превратить созерцание в магический акт, поэзию - в заклинательную молитву, субъективное предчувствие - в пророчество, творчество - в служение... Не познание сущего, не радость постижения, а жажда совершенства, восторг священной любви и ужас обреченности вдохновили эту святую книгу».
В сборнике «Золото в лазури» символично всё - сама книга, каждый ее образ, каждое стихотворение, каждая строка, и каждое слово в этом стихотворении. Главный символ -но просто, хотя и истолковывалось вовсе не как иллюстрация плавания героев эллинского мифа - аргонавтов, а как мысленно-символический полет Детей Солнца к своему космическому отцу Гелиосу и далее - в безбрежные просторы Вселенной:
Золотея, эфир просветится и в восторге сгорит.
А над морем садится ускользающий солнечный щит.
И на море от солнца золотые дрожат языки.
Всюду отблеск червонца среди всплесков тоски.
И блеском объятый, светило дневное,
что факелом вновь зажжено, несясь,
настигает наш Арго крылатый.
Опять настигает свое золотое руно...
О цветомузыке в поэзии Белого все тот же Эллис писал: «Цветами мы можем характеризовать самые сложные психологические состояния. Одно настроение можно представить лазурью с розово-золотыми оттенками, другое - цветом серым с лилово-зелеными отсветами, третье - черным цветом с желтыми и рыжими пятнами. Темно-лиловый цвет и черный отражают мир катастроф, душевных надломов, смертельных растлений, падений в бездну, самосжигание, сатанизм, сумасшествие, удушение Астартой. С помощью цветов, их соединений, их оттенков неизрекаемое и неизреченное становится показанным, запечатленным. Мы, символисты, умеем цветами сказать о Вечности, Безвременности, Закате Души, Зове Зари, Напоре Эпохи, Душевной Тени, Страхе Ночи, Мире Неуловимых Шепотов, Неслышных Поступей». В самом деле, кто из корифеев мировой поэзии писал когда-либо о «бирюзовой Вечности»?! Да и кто вообще, кроме Белого, называл Вечность своей возлюбленной?! Недаром молодая Марина Цветаева, встречавшаяся с молодым Андреем Белым в кружке «аргонавтов», за глаза называла его - «тот самый, который - Вечность». Другие, напротив, ставили в укор Белому именно увлечение «цветовыми эффектами» за счет сущностного смысла и органической целостности. В частности, прославленный в будущем философ Павел Флоренский (1882-1937), но пока что такой же молодой, как и автор «Золота в лазури» (вскоре у них завяжется содержательная переписка), отмечал в неопубликованной рецензии, что в стихах новоявленного поэта чувствуются яркость отдельных образов, красочная сочность деталей, ослепительная фейерверичность, но нравственного центра люди не видят, не видят единства, потому что не становятся на точку зрения автора-творца. «Для них это разрозненные перепевы других поэтов, и они склонны отрицать Белого как личность, стоящую на определенной точке. Необходимо найти центр перспективы, благодаря чему келейное и плоскостное станет передавать глубинное и бесконечное. Необходимо так стать, чтобы увидеть, что «образы», конкретное у Белого прозрачно, что через него видно иное». Но Белый видел то, что другим было совершенно недоступно (даже проницательнейшему мыслителю и эстету Флоренскому). Он смело провозглашал:
«Люди произошли из звуков и света!»…