9 класс

Древние греки: одежда, обувь и аксессуары. Древняя Греция: культура. Литературные источники - свидетели эпохи. Мифы о древних греках

Любовь в жизни древних греков играла важную роль. Ею пропитаны мифы, произведения искусства и философские трактаты Древней Греции. Недаром греки различали все ее оттенки и нюансы. Более того, любовь являлась первопричиной всего сущего.

Филиа

Слово «филиа» впервые встречается в трудах Геродота и первоначально означает мирный договор между государствами. Позднее за этим словом закрепилось понятие любовь-дружба. Судя по высказываниям древних философов, филиа – это чувство, возникающее по отношению к друзьям и родным людям, достигающее полного единения душ. Основу дружбы составляет отнюдь не чувственная привязанность, а взаимная поддержка, которая в значительной степени нужна была эллинам, постоянно осваивающим новые территории, защищающим свои города, и предпринимающим новые походы.

Примером такой любви-дружбы служит история Ахилла и Патрокла, отправившихся в поисках славы на Троянскую войну. Друзья делили дела, стол, шатер. А когда Патрокл пал в неравной битве с троянцами, легендарный герой троянского эпоса, отказавшийся перед этим сражаться, идет мстить за смерть друга.

Платон понимал дружбу как стремление к совершенству, эмоциональную близость друзей, душевную привязанность. Описанная в трудах Платона теория получила название «платоническая любовь».

Эрос

Об эросе древнегреческие философы размышляли особенным образом. Это определялось специфическим положением женщины в обществе. Женщина-жена, которой вменялись в обязанности продолжение рода и ведение домашнего хозяйства, не являлась предметом обожания и любви для своего мужа. «Лишь дважды радует тебя жена: в день свадьбы и в день ее похорон», – пишет Гиппонакт из Эфеса. Мужчины наслаждались в обществе гетер, но и о них отзывались нелицеприятно. До наших дней дошло высказывание Менандра о женщинах: «Среди странных животных, населяющих сушу и море, поистине ужаснейшее животное – женщина».

Впервые употребил слово «эрос» Платон. В своем сочинении «Пир» Платон разделяет любовь на истинную и грубо-чувственную. «Пир» содержит в себе миф о происхождении Эроса, вечного спутника Афродиты. Его родителями были боги бедности и богатства – Пения и Порос. Зачат он был на пиру по случаю рождения богини любви, что и предопределило его последующее служение. Эрот был соткан из противоречий, в нем сочетались грубость и стремление к прекрасному, невежество и мудрость. Эрот является олицетворением любви, которая одновременно может стремиться к смерти и бессмертию.

Платон ведет мысль к тому, что любовь – это восхождение к высшим идеалам. Его эрос – это эрос познания и эстетического наслаждения.

Аристотель рассматривает любовь не только с эстетической точки зрения. В «Истории животных» мыслитель подробно описывает сексуальное поведение и связывает его с чувственными удовольствиями от еды, питья и соития. Однако в «Никомаховой этике» Аристотель проводит мысль, что не эрос, а филиа является высшей целью и достоинством любви.

В наибольшей степени были свойственны чувственность и тяга к удовольствиям. Тем не менее, именно Эпикур говорил о том, что эрос, свойственный всему живому на земле, должен контролироваться. Он отмечал, что любовные наслаждения никогда не приносят пользы, главное – не навредить окружающим, друзьям и близким.

Строгэ и агапэ

Под словом строгэ древние греки понимали любовь родителей к детям, детей к родителям. В сегодняшнем понимании строгэ – это еще и нежная привязанность супругов друг к другу.

Понятием «агапэ» определяется любовь бога к людям и любовь людей к богу, жертвенная любовь. На заре христианства, это слово приобрело революционный оттенок. Первые попытки христиан перевести библейские тексты на греческий язык натолкнулись на ряд сложностей – какое слово использовать filia, eros, mania? Революционная христианская идея требовала революционных решений. Таким образом, нейтральное слово «агапэсис», которое обозначало любовь-стремление отдавать, превратилось во всеобъемлющее понятие «Бог есть любовь».

Древние греки не знали понятия греха в контексте любви, эротики и сексуальности. Грехом считались проступки социального и нравственного характера – преступления и несправедливость. С распространением христианства исчез мир, наполненный неспешными наблюдениями и размышлении о природе человека, в которых прославлялись семейные добродетели, верность, дружба и любовь во всех ее проявлениях.

Одной из характерных черт древнегреческого общества является полное отсутствие крупного рабовладения. Именно это повлияло на развитие демократии в этом государстве. Величайшая древнегреческая культура - это культура свободного гражданина. Костюм древних греков не мог не унаследовать эту черту. Кроме того, свобода граждан нашла свое отражение не только в их одежде, но и в прическе, и в украшениях. Ниже будет кратко изложена история одежды древней Греции.

Костюм древней Греции

Культивируемая тяга к простоте привела к тому, что одежда в древнем государстве была, пожалуй, одним из немногих способов на фоне других людей и выделиться из толпы. Необходимо заметить, что древнегреческое платье только кажется естественным и простым. Хотя, на первый взгляд, что может быть проще - сложить пополам и завернуть вокруг тела пару кусков ткани? Однако же на самом деле мода древней Греции заключалась во всевозможном скалывании, драпировке и разнообразной манере ношение одной и той же вещи. Это считалось настоящим искусством, которое с малого возраста воспитывалось в семье. Кроме того, подобное умение являлось частью хорошего тона и этикета.

Цвет и ткань

Древние греки, одежда которых ранее состояла только из кусков ткани, сравнительно рано стали шить костюмы по меркам. Ионийский лен вскоре вытеснили шерстяные нити, привнесенные дорийцами. Их красили в голубой, фиолетовый, красный и желтый цвета. Сложного разноцветного орнамента можно было добиться с помощью тканья нитками иного цвета либо вышиванием по основному фону. Как правило, греческий хитон по кайме расшивался геометрическим орнаментом, а на поле могли вышить листья, звезды или цветы. Кроме того, имели место разнообразные фигурки богов и животных, сцены битв и охоты.

Особой популярностью в древней Греции пользовались одежды розового или белого цветов, которые окантовывались контрастной красной или черной каймой.

История одежды рассказывает, что в ранний период эллины отдавали предпочтения крупному рисунку. Однако, начиная с рубежа 5-4 века до нашей эры, в гардеробе греков начала преобладать однотонная ткань. Зачастую костюм древней Греции имел либо коричневый, либо был украшен голубой или желтой каймой, а также орнаментом, который представлял собой ломаную линию с завитками. Она называлась меандром.

Хитон

Основная одежда древних греков, название которой - хитон, как уже было сказано, отличалась простотой и удобством. Хитон - главный предмет одежды грека. Это был кусок ткани, у которого с одной стороны имеется отверстие для руки, а с другой он крепился на плече с помощью пряжки или застежки. Реже его просто сшивали. До начала войн с персами в древней Греции было принято туго стягивать талию. Пояс играл особую роль в древнегреческом костюме.Он имел две функции: во-первых, подобрать хитон, а во-вторых, сделать его необходимой длины. Короткий вариант - до колен - больше любили дорийцы, а ионийцы предпочитали носить хитон до пят. Чуть позже мода изменилась, поэтому даже афиняне стали носить укороченный дорийский вариант этой одежды.

Рабов в Греции было мало, однако для них существовал особый вариант хитона: он отличался тем, что правое плечо раба всегда оставалось открытым.

Гиматион

Гиматий, или гиматион - просторный плащ, который поверх хитона набрасывали древние греки. Одежда закреплялась на груди чуть ниже левого плеча, а потом ткань просто закидывали за спину.

Гиматион надевали и женщины, когда выходили из дома. Край этого плаща они могли набросить на голову. Терракотовые фигурки и множественные рисунки на вазах демонстрируют бесконечное множество вариантов ношения гиматиона. Если на улице стояла жаркая погода, то он служил не более чем шарфом, который перекидывали назад через согнутые в локтях руки. Но при желании девушка легко могла закутаться в него целиком таким образом, что даже часть лица оказывалась скрытой от глаз.

Хламида

Кроме длинного плаща - гиматиона, у древних греков был и короткий плащ, который назывался хламидой. Она скреплялась с помощью застежки на шее. Хламиду носили в дороге, во время войн или охоты древние греки. Одежда в Афинах полагалась только молодым парням, а в Спарте хламиду можно было носить только взрослым горожанам.

Туника

Женщины в древней Греции знали сотни способов, как превратить простую одежду - такую же, как и у мужчин - в изысканный и оригинальный костюм. Одна из разновидностей хитона - туника, она ниспадала до пят и изготавливалась из мягкой, но в то же время тяжелой шерстяной ткани. В большинстве случаев она была белого цвета с цветной каймой. Драпируемые множеством способов складки на тунике удерживал стягивающий одежду пояс. С помощью утюгов и крахмала складки тщательно фиксировались. Необходимо заметить, что девушки носили пояс на талии, а вот замужним женщинам надо было носить его под грудью.

Большой простор для всевозможных женских уловок по моделированию фигуры предоставлял именно свободный фасон одежды. Обыкновенно под тунику могли подшить специальные матерчатые вставки, чтобы сделать грудь пышной, а бедра более округлыми. Полосами льняного холста можно было туго перетянуть выпуклый живот. Женщины, которые были высокого роста, носили обувь на очень тонкой подошве, тогда как низкие девушки, напротив, на толстой.

Веера в форме листа лотоса пользовались у гречанок популярностью. Обычно они выкрашивались в голубой цвет.

Прически в древней Греции

Прически жителей Греции, которые запечатлены на вазах и фресках, поражают своим многообразием. Ассирийские моды господствовали во времена архаики. Волосы в этот период также предпочитали не стричь, а тщательно завивать, а потом переплетать между собой. По критской моде, юноши предпочитали носить волосы, которые разделяли на пряди, по длине доходившие до локтей.

Мужчины Греции носили длинные и густые бороды. Они шли от висков к щекам и сильно выступали вперед, оставляя полосу вокруг рта свободной. Зачастую бороду выстригали так, чтобы она топорщилась книзу гребешком, и завивали. Густая борода у греков считалась признаком мужественности ее носителя. Однако после Греко-Персидской войны ее начали несколько укорачивать, а с периода Александра Македонского греки вообще предпочитали бриться. Впрочем, эллинам бритва была известна еще с микенского периода. Позже некоторые афинские модники, еще во времена Перикла, выщипывали или брили волосы, за что и подвергались осмеянию горожанами.

Долгое время длинные волосы считались признаком знатного происхождения. Однако к 4 веку до нашей эры мужское население стало остригать волосы сравнительно коротко так, чтобы они могли лежать вокруг головы естественными кудрями. Локоны оставляли только детям, а пока юноша обучался в гимназии, короткая прическа была обязательна. Позднее, когда он становился гражданином, в его воле было выбирать любую длину, и в большинстве случаев останавливались на средней.

В Греции существовало множество вариантов женской прически. После войн с персами они утратили ту громоздкость, которой славились на востоке. Спартанские девушки носили длинные волосы, не заплетенные в прическу, но в день свадьбы им приходилось обривать голову. В иных регионах волосы завязывали на затылке узлом, зачесывали наверх, укрепляя венком или несколькими витками ленты, укорачивали сзади и прятали в некоторое подобие сетки или сумки.

С помощью растительных веществ волосы красили и осветляли в золотистый цвет. Редко достижимым идеалом были белые локоны. Однако большинству греческих модниц приходилось быть довольными тем или иным цвета волос. Для завивки использовали щипцы.

Как показывают раскопки, в Афинах было множество парикмахерских. Там волосы не только красили, стригли и завивали, но и душили. Кроме того, могли заказать парик или же прикрепить к прическе искусственные пряди. Чужие локоны - один из самых ходовых товаров всей Греции, кроме Спарты. Там женщины славились своими густыми прическами.

Головные уборы

Древние греки, одежда которых проста, но необычна, в городах не покрывали голову. А вот в дороге или же в сельской местности от солнца защищала маленькая войлочная шапочка, которая не имела полей. Она называлась пилосом. Могли, наоборот, надеть широкополую шляпу, изготовленную из соломы и войлока.

Древнегреческая обувь

Жители Греции в большинстве случаев ходили босиком, поэтому древнегреческие сандалии пользовались огромной популярностью. Интересно то, что женщину считали настоящей искусницей, если она умела так зашнуровать свою обувь, чтобы ножка казалась окружающим почти голой. Однако в этой стране имели место и башмаки на толстенной кожаной подошве, и сапоги из кожи, шнуровавшиеся ремнями спереди, доходившие владельцу до середины голени. Подобную грубую обувь в большинстве случаев использовали для езды на лошади.

Косметические средства в древней Греции

В классической Греции было чрезвычайно развито искусство парфюмерии. Растительные белила, румяна, воск - все это входило в состав греческих Из всех благовоний более всего ценился нард. Египетские карандаши использовались для подводки глаз, гречанки также знали помаду и пудру. Многочисленные «обличья мужей» дошли и до наших дней. В них призывали появляться «в приличном и простом виде».

Беспрекословному осуждению подвергалось подобное поведение, так как считалось, что оно ведет к изнеженности, и, кроме того, в недалеком будущем сулило падение нравственности. Шкатулки с модными безделушками и румянами представлялись как настоящие ящики Пандоры, их которых прямо на глазах строгих мужей уже вылезают многочисленные беды и несчастья. Главное из них - подражание варварам и стремление к роскоши - подвергалось особому порицанию. Но чем больше и шире становился греческий мир, чем теснее он сплетался с культурами других народов, тем сложнее было противостоять появлению установившихся там модных и бытовых тенденций. Ювелирное искусство - это то, где подобное проявилось особенно ярко.

Ювелирные украшения в древней Греции

Изготавливать элегантные и в тоже время сложные украшения древним греками позволяло развитое Как для местной продажи, так и для экспорта в варварский мир, например, скифам, ювелирам-ремесленникам приходилось угождать вкусам покупателей.

Были весьма сдержанны в выборе украшений. Им было свойственно почти не носить украшений. Камень с гравировкой в простейшей оправе - вот максимум их воображения и фантазии. Оттиск подобной резной печати воспринимали как подпись его владельца. В лавках Афины невозможно было найти ни одного мужского браслета или ожерелья.

Однако совершенно противоположная картина раскрывалась в колониях, которые соприкасались с варварским миром. Там богатые горожане, уроженцы Оливии и Пантикапея, под влиянием местной культуры могли без зазрений совести поддаться желанию выглядеть столь же импозантно, как и заезжие царьки-кочевники. В свою очередь пограничники были не прочь перенять греческую культуру, но при этом не отказываться от страсти к ювелирным изделиям.

Что касается греческих женщин, то они в любой точке страны, будь то столица или провинция, отличались неудержимым деланием купаться в драгоценностях. Они носили изящные серьги, браслеты, пояса, цепочки, диадемы и шпильки для волос.

Нет никаких сомнений, что Древняя Греция является важной частью истории человеческой цивилизации, давшей многое для будущих поколений. Ведь именно там и тогда закладывались основы современных знаний о математике, политике, культуре, медицине, философии.

Сама Древняя Греция оставила нам немало мифов о богах и героях. Но даже и вокруг истории и культуры той цивилизации существует немало заблуждений. А ведь мы верим в эту правду, которая на самом деле не имеет под собой никаких оснований. В истории Древней Греции есть некоторые заблуждения, которые настала пора развенчать.

Мифы о древних греках.

Троянская война. Эта история воспета знаменитым Гомером. Кто же не наслышан о знаменитой войне греков с троянцами, в которых проявили себя Ахилл и Гектор. Даже боги приняли участие в той эпопее, разделив симпатии. Само же понятие «троянский конь» стало известным афоризмом, означающим подарок со скрытым тайным смыслом. Да и легенда об ахиллесовой пяте появилась именно отсюда. Только вот кто сказал, что такая война вообще была? Ученые долгое время вообще не могли обнаружить . Когда же остатки предположительно этого древнего города и были найдены, стало ясно, что его в какой-то момент действительно атаковали и разграбили. Но были ли это греки с их огромным войском? Исторических подтверждений всей этой истории и рожденных ею мифов попросту нет. Троя, возможно, осаждалась кем-то, только это и можно точно сказать.

Битва при Фермопилах. Подвиг трехсот спартанцев мы все изучали в школе. А благодаря появившемуся недавно творению Голливуда люди смогли и увидеть, как это примерно было. Но этот кинофильм еще больше укрепил историческую неправду. Ошибкой будет считать, что горстка спартанцев защитила проход и тем самым спасла всю Грецию. Войска Ксеркса в результате битвы действительно были остановлены на какое-то время. Тем не менее захватчики нанесли Греции большой ущерб, отойдя лишь после поражения в морском сражении. Ошибкой будет считать, что именно триста спартанцев сражались против целой армии. На самом деле к началу битвы силы обороняющихся состояли из семи тысяч человек. В последний же день сражения осталось тысяча четыреста человек, триста были действительно спартанцами, но ведь четыреста воинов представляли Фивы, было восемьдесят микенцев и семьсот феспийцев. Никто не отрицает боевую доблесть именно спартанцев, просто не стоит преувеличивать их заслуги и значение.

Воины-спартанцы. Сегодня мы знаем, что спартанские воины были какими-то супер солдатами. Породила этот миф в том числе и вышеупомянутая история. Нам кажется, что все мужчины в Спарте ничего не делали, кроме как тренировались, готовясь к сражениям. Домой же эти воины возвращались или со щитом, или на щите. О какой-то иной жизни в молодости, любви к женщинам и речи быть не могло. На самом деле это - миф. Молодые спартанцы действительно часть своего времени отдавали военному делу, зато остальное время проводили вместе с ровесниками и ровесницами. Воины-спартанцы не только тренировались, но еще и выступали в пьесах, пели и танцевали. А когда солдаты становились такими старыми, что уже не могли сражаться, то они начинали обучать подрастающее поколение. Так что не стоит думать, что в Спарте мужчины только и делали, что воевали.

Женщины-спартанцы. На фоне предыдущего мифа кажется, что женщины должны были находиться чуть ли не положении рабынь у таких сильных воинственных мужчин. Но в Спарте дела обстояли совсем иначе. Пока мужчины воевали, женщины выполняли практически всю работу. Поэтому этот труд очень ценился в спартанском обществе. Даже Аристотель говорил о высоких местах женщин в Спарте и даже об их праве владеть землей. «Слабый пол» нес практически полную ответственность в вопросе воспитания детей, общество поощряло умственные занятия и упражнения в искусстве. И да, именно женщины и владели большей частью земли. Есть даже легенда, что однажды женщины в Афинах спросили спартанскую королеву, почему той дозволяется править мужчинами. На что правительница Спарты ответила, что именно в этом городе женщины рожают настоящих мужчин.

Греция и гомосексуализм. Считается, что Греция является не только родиной искусств, но и различных форм любви. Греков и особенно афинян обвиняли в том, что они активно культивировали гомосексуализм, занимаясь сексом с юношами и мальчиками. Мужчины Древних Афин стали прочно ассоциироваться для многих с педофилей. На самом деле это довольно сложный вопрос, тут нельзя пытаться четко выяснить - было это или нет. В те времена педерастия или интимные отношения между опытным мужчиной и молодым подростком носили интеллектуальный характер. Так учитель более откровенно и глубоко мог наладить отношения со своим учеником. Взрослые мужчины в итоге помогали молодежи найти свое место в обществе. Говорить же о массовой и поощряемой педерастии вовсе не приходится. Некоторых особенно рьяных поклонников тесного общения с учениками даже судили.

Древнегреческий театр. Нам кажется, что древнегреческий театр являлся местом, куда приходили большие группы людей, чтобы отметить какой-то праздник. О том, какими на самом деле были древние драмы, вообще мало кто имеет представление. Театральные постановки в Древней Греции были весьма символичными. Чтобы понять пьесу, надо было иметь определенные знания о том, какие мифы лежат в основе каждой части диалога, понимать все используемые символы. Зачастую в постановке принимали участие и сами зрители, как это принято в современном стенд-апе. А театральные постановки вообще первоначально были частью религиозных обрядов.

Олимпийские игры. Традиция проводить зародилась в Греции. Эти масштабные состязания были настолько популярными, что проводятся и сегодня, просто изменив свой формат на современный. Но и касательно истории Олимпийских игр люди имеют различные заблуждения. Прежде всего ошибочно считать, что Олимпиады проводились только в древности. Эта традиция сохранялась на протяжении многих лет, даже во времена правления римлян. Только Феодосий покончил с Олимпиадами, в целях окончательного утверждения христианства, как официальной религии на всей территории Римской империи. Известно, что женщинам строго-настрого запрещалось присутствовать на Олимпийских играх. Но были и исключения - жрицы Деметры. А чтобы женщины не проникали на арену в мужских нарядах, олимпийцы со временем стали соревноваться полностью обнаженными. К тому же атлеты намазывали себя оливковым маслом, что помогало им улучшить качество кожи и сделать ее блестящей, привлекательной чисто визуально.

Греческие статуи. Сегодня во многих музеях мы любуемся блестящими мраморными древними статуями. В свое время англичане вывезли немало ценных экспонатов в свои музеи, попросту отобрав их у греков. Происходило это на протяжении XIX века. Неосторожная транспортировка, военные действия или просто время испортили многие шедевры античного искусства. Вспомним хотя бы Венеру Милосскую с отсутствующими руками. Но и тут присутствует миф - нам кажется, что образцы греческой архитектуры и статуи в те времена блестели мрамором на солнце. На самом деле и храмы, и статуи вовсе не были белоснежными в те времена - они покрывались краской. Со временем она просто стерлась. Можно только представить, какими яркими и красочными были статуи столетия назад. К тому же многие из них имели еще и бронзовые приложения. В статуи часто инкрустировали черный камень, которые позволяли эффектно выглядеть глазам героев.

Греческие технологии. Мы знаем, что древние греки хорошо разбирались в искусстве, математике, философии и других жизненных сферах. А вот в том, насколько они были технически развитыми, часто забывается. В начале XX века один дайвер, изучавший дно рядом с островом Андикитира, нашел несколько позеленевших каменных глыб. Оказалось, что они были частью некоего механического устройства. Ученые назвали его «Антикитерский механизм». Оказалось, что этот удивительный прибор мог делать довольно интересные вещи. Устройство могло предсказывать солнечные затмения и следить за циклами Олимпиады. Механизм обладал сложным циферблатом, который синхронизировался с Луной и Солнцем. По сути, это был первый в истории компьютер. По некоторым данным создателем этого устройства вполне мог быть Архимед, чей математический гений не подвергается сомнению.

Афинская демократия. Сегодня современную демократию называют наследницей греческого устройства общества. На самом деле это мнение ошибочно - не греки придумали современную демократию, как считают многие. А афинская демократия заметно отличается от любого современного демократического института. Та древняя форма правления была одним из немногих в истории образцов прямой демократии. Все политические вопросы должны были выноситься на голосование, в котором принимали участие все граждане Афин. Правда, не стоит спешить считать такую форму общества разумной, ведь права голоса лишены были женщины и рабы. Не могли голосовать также те граждане, которые появились на свет за пределами города. Хотя формально бедняки имели права голоса, фактически мало кто из них мог оставить свои дела, чтобы повлиять на политические дела. Так что фактически в голосовании принимали участие только взрослые и свободные афиняне, относительно богатые. Интересов всего населения они, естественно, представлять просто не могли. Да, у этой формы правления были свои плюсы, особенно с учетом тирании, которая была во многих городах Греции. Но сам факт того, что принятия важнейших для города решений не обходилось без простых людей, стал важным политическим нововведением. Теперь судьбу Афин определяли не только богачи или аристократы.

Насчёт различий внешности древних и нынешних греков популярен следующий стереотип:

греки якобы раньше были все светлые, с правильными чертами лица. Так вообще в древнегреческих поэмах сказано. А то что сейчас они совсем другие - последствия турецкого завоевания.

"Недавние генетические исследования греческих популяций обеспечили свидетельство статистически существенной непрерывности между древними и современными греками".(Википедия).

Насчёт мифа о светловолосых очень неплохо объясняется на греческом форуме:

Спасибо пользовательнице Olga R.:

"Греки никогда не были "однородным" этносом. С древнейших времен они делились на две племенных группы: ионийцев (ахейцев) и дорийцев (внутри этих групп были и подгруппы, но это не имеет отношение к предмету нашего разговора). Эти племена отличались друг от друга не только культурой. но и внешностью. Ионийцы были низкорослыми, черноволосыми и смуглыми, а дорийцы -- высокими, светловолосыми и светлокожими. Ионийцы и дорийцы враждовали между собой, и полностью обе племенных группы смешались только в византийские времена. Хотя слово "полностью" здесь не совсем уместно: в географически изолированных областях -- например, на некоторых островах -- до сих пор можно найти относительно чистый ионический или дорический тип.

Греки Причерноморья (понти-ромеи, азовские румеи, урумы и т.д.), как и остальные греки, тоже очень неоднородны: среди них встречаются как чистые ионийцы и дорийцы, так и смешанный тип (Черноморье заселялось на протяжении многих веков, выходцами из разных областей Греции). Поэтому некоторые греки Украины вполне могут отличаться от некоторых греков Греции -- но, конечно, не все и не от всех. Например, если Вы поедете на Крит, то найдете там сколько угодно "белых и кудрявых" греков (большинство критян сохранило дорический тип внешности)."

"- Тогда откуда появился и закрепился такой "классический" греческий образ?

Благодаря" западноевропейским художникам 17-19 веков. Они изображали древних греков похожими на себя, любимых -- то есть на немцев, голландцев и других западноевропейцев. Отсюда и "стереотип" (отнюдь не основанный на исторических данных.

"Беловолосые блондины тоже, конечно, называются "ξανθοι" (а как их еще назвать?) Но если вы услышите или прочтете это слово по отношению у греку, то означает оно именно волосы светло-каштанового цвета."

"Гомер описывает Одиссея как типичного ионийца: смуглого и черноволосого."

"...Дело в том, что внешность древнегреческих богов была как бы символом их сущности -- то есть зависела не от того, как выглядели почитатели этих богов, а от "свойств" самих богов. Так, золотые волосы Аполлона -- это символ Солнца. "Серые" глаза Афины -- на самом деле не серые, а "совиные": A8hna glaukwphs (толкование этого слова как "серые" появилось потому, что древнегреческое слово glaux -- "сова" -- переводчики нового времени перепутали со словом glaukos -- "серый" или "голубой"). Сова была символом и одним из воплощений богини Афины; многие ученые считают, что изначально Афина была богиней смерти и почиталась в образе совы (типичный неолитический образ смерти и погребения). Кстати, существуют изображения Афины с головой совы."

А что ж такое? Откуда взялись скульптуры с "греческими профилями"(т.е., с отсутствием переносицы)? Откуда взялись описания золотоволосых? Допустим даже, что упоминались именно блондины. Ну так богам-то можно всё! Они должны отличаться от простых смертных по определению. Отсутствие переносицы как бы намекало на таковое происхождение. Наоборот, с выдающимися надбровиями изображали негодяев, простолюдинов. Это вопрос символов. Греческое искусство не было реалистичным во всём.

Т.н.м, если посмотреть на бюсты филососфов, и представить их в естественной окраске. А ещё проще - заценить картинки повседневной жизни, где изображены простые колхозники - на краснофигурной вазописи. Или даже как бы боги, но в одежде простых смертных:

Классический средиземноморский тип! Курчавые смуглые волосы. А профиль, вначале стилизованный под канон, в дальнейшем всё больше становится реалистичным.

Так же примерно выглядят итальянцы, которые никогда турецкой оккупации не знали. У них другая тема: самые ранние римляне выглядели как тепершние северные французы. А потом уж примешалась кровь рабов с Ближнего Востока. Что ж, возможно. Но это не лишает их классификации среди "истинных арийцев":

Тем более, что южные итальянцы (т.е., жители Неаполя и Сицилии) во многом - потомки греческих колонистов.

Так выглядели жители этих областей в античное время:

А главное, внимательно вглядитесь в эти лица. Они могут быть смуглыми, кареглазыми. Но общее происхождение, так или иначе, чувствуется. Вот вам, например, Деспина Ванди:

А вот - греческий колхозник из фильма "День, когда всплыла вся рыба" Чем не древнегреческий бюст философа?):

да, сколько не смотрел на всякие греческие мозаики, вазы, фрески - все курчавые.

Почему ахейцы и дорийцы враждовали? Как это выражалось? Древняя Греция, это ведь по сути куча полисов, городов-государств, враждовавших и сотрудничающих, население в них было однородно и состояло из какого то одного типа или нет?

Почему именно светловолосость - крутой признак (насколько я знаю, большинство богов были именно светловолосы), а большие надбровные дуги - нет?

Ответить

Сорри, что не ответил сразу. Предпраздничные хлопоты-с)

На самом деле, тут обычная история, когда нация формируется, в течение времени, постепенно из разных этносов, близкородственных, а иногда и не очень. Также естественна раздробленность единой цивилизации на разных этапах. Ахейцы во II тысячелетии до н.э создали Микенскую цивилизацию. Борьба с Критом, где злой Минотавр, и война с Троей - это из той эпохи. Дорийцы же, хоть и говорили на похожем языке, долгое время обитали западнее, и по сравнению с ахейцами, чуть ли не по деревьям лазали.

Настала "Катастрофа бронзового века". Из-за сложных условий дорийцы вторглись в пределы упомянутой державы. Части ахейцев пришлось эвакуироваться, где они влились в состав "народов моря", пиратствовавших в Средиземноморье.

Поначалу это выглядело чуть ли ни как вторжение варваров в звериных шкурах. Но в течение греческих "Тёмных веков" завоеватели усвоили некоторые достижения покорённых, смешались с ними, и, вкупе со своей поступательной энергией, и достижениями наступающей железной эпохи, дали в итоге жизнь тому, что в нашем понимании и является классической Древней Грецией.

Всего в формировании древнегреческого этноса сыграли роль четыре ветви: ахейцы, дорицы, ионийцы, и эолийцы.

На местах какая-то память сохранялась. Жители Афин помнили, что раньше у них была великая цивилизация, и что они, в основном, потомки ахейцев. Спартанцы являлись дорийцами в наиболее чистом виде. Ионийцы же в итоге оказались на востоке - в Малой Азии, и на прилегающих островах. Там весьма существенными, видимо, оказались связи с уже имевшимся местным населением. Из-за смешения с которым, ионийцы, надо полагать, и приобрели характерную южную внешность.

Разумеется, на местах были отличия. Даже в наше время, у нас, например, выделяют северных и южных русских. Существуют разные говоры. В Греции и по сей день, в зависимости от региона, превалирует или дорийский, или ионийский тип. По записям одного известного в сети знающего мужика, известного просто как Грек (он даже снимался в одной из программ "Званого ужина"), коренное население страны сейчас, в большинстве, европейского типа, а вот репатрианты из стран СНГ - как правило ионийцы.

Прокомментировать