9 класс

Факторы социальной среды организации. Социальная среда и ее основные характеристики. Социальная парадигма и свобода

Важнейшим фактором и условием развития ребенка выступает социальная среда. Социальная среда - все то, что окружает нас в социальной жизни и, прежде всего, люди, с которыми каждый индивид находится в специфических отношениях. Социальная среда имеет сложную структуру, представляющую собой многоуровневое образование, включающее в себя многочисленные социальные группы, которые оказывают совместное воздействие на психическое развитие и поведение индивида. В их число входят:

1. Микросреда.

2. Косвенные социальные образования, воздействующие на индивида.

3. Макросоциальные структуры - макросреда.

Микросреда - это ближайшее окружение, все то, что непосредственно влияет на человека. В ней он формируется и реализует себя как личность. Это семья, группа детского сада, школьный класс, производственный коллектив, различные неформальные группы общения и многие другие объединения, с которыми человек постоянно сталкивается в повседневной жизни.

Косвенные социальные образования, воздействующие на индивида. Это образования, не связанные напрямую с индивидом. Например, производственный коллектив, где трудятся его родители, непосредственно связан с ними, но лишь косвенно - через родителей - с ребенком.

Макросреда - это система социальных отношений в обществе. Ее структура и содержание включают совокупность многих факторов, в числе которых на первом месте экономические, правовые, политические, идеологические и другие отношения. Названные компоненты макросреды воздействуют на индивидов как непосредственно - через законы, социальную политику, ценности, нормы, традиции, средства массовой коммуникации, так и опосредованно, через влияние на малые группы, в которые включен индивид.

Отношения между людьми имеют широкий диапазон. Как в масштабах макросреды, так и в условиях микросреды они многократно опосредованы. Не всегда, например, дедушка или бабушка могут находиться рядом с ребенком. Но рассказ отца о дедушке, его качествах как человеке может оказать не меньшее воздействие на ребенка, чем прямой контакт с ним.

3.3. Влияние среды на развитие личности

Человек становится личностью только в процессе социализации, то есть общения, взаимодействия с другими людьми. Вне человеческого общества духовное, социальное, психическое развитие происходить не может.

Реальная действительность, в условиях которой происходит развитие человека, называется средой. На формирование личности влияют разнообразные внешние условия, в том числе географические и социальные, школьные и семейные. Когда педагоги говорят о влиянии среды, то имеют в виду, прежде всего, среда социальное и домашнее. Первое относят к дальнему окружению, а второе - в ближайшее. Понятие социальная среда имеет такие общие характеристики, как общественный строй, система производственных отношений, материальные условия жизни. Ближайшую среду - семья, родственники, друзья.

Большое влияние на развитие человека, особенно в детстве, обнаруживает домашнюю среду. В семье проходят первые, решающие для становления, развития и формирования годы жизни человека. Семья определяет круг интересов и потребностей, взглядов и ценностных ориентаций. Семья же, обеспечивает и условия для развития природных задатков. Нравственные и социальные качества личности также закладываются в семье.

Взаимодействие человека с обществом называется "социализация". Понятие о социализации как процесс полной интеграции личности в социальную систему, в ходе которого осуществляется ее приспособления, сформировалось в американской социологии (Т. Парсонс, Р. Мертон). В традициях этой школы социализация раскрывается с помощью понятия "адаптация".

Понятие адаптация, будучи ведущим понятием биологии, означает приспособление живого организма к условиям среды. Оно было экстраполированы в обществоведение и стало означать процесс приспособления человека к условиям социальной среды. Так возникли понятия социальной и психической адаптации, результатом которой является адаптированность личности к различным социальным ситуациям, микро- и макрогруп.

С помощью понятия адаптация, социализация трактуется как процесс вхождения человека в социальную среду и ее приспособления к культурным, психических и социальных факторов. Несколько иначе осмысливается сущность социализации в гуманистической психологии, представителями которой являются Г.Олпорт, а Маслоу, К. Роджерс и др. В ней социализация - это процесс самоактуализации "Я-концепции", само реализации личностью своих потенциальных творческих способностей, преодоление негативных воздействий среды, мешающих ее саморазвитию и самоутверждению. Здесь субъект рассматривается как саморазвивающаяся система, как продукт самовоспитания. Эти два подхода не противоречат друг другу, а определяют двусторонний процесс социализации.

Общество с целью воспроизводства социальной системы, сохранения своих структур стремится сформировать социальные стереотипы и стандарты (групповые, классовые, этнические, профессиональные и др.), Образцы поведения. Чтобы не быть в оппозиции по отношению к обществу, личность усваивает этот социальный опыт путем вхождения в социальную среду, систему существующих социальных связей. Однако, в связи со своей природной активностью личность сохраняет и развивает тенденцию к автономии, независимости, свободы, формирования собственной позиции не повторной индивидуальности. Результатом выявления такой тенденции? развитие и преобразование не только самой личности, но и общества.

Таким образом, сущностное содержание социализации раскрывается в совокупности таких ЕЕ процессов, как адаптация, интеграция, саморазвитие и саморегуляция. их диалектическое единство обеспечивает оптимальное развитие личности на протяжении всей жизни человека во взаимодействии с окружающей средой.

Социализация - это непрерывный процесс, продолжающийся в течение всей жизни. Он состоит из этапов, каждый из которых "специализируется" на решении определенных задач, без решения которых следующий этап может не наступить, быть искаженным или заторможенным. В отечественной науке при определении стадий (этапов) социализации считают, что она осуществляется более плодотворно в трудовой деятельности. В зависимости от отношения к трудовой деятельности выделяют следующие ее стадии:

- К трудовой, содержащий весь период жизни человека до начала трудовой деятельности. Эта стадия разделяется на два более или менее самостоятельные периоды: ранняя социализация, охватывающая время от рождения ребенка до его вступления в школу; юношеская социализация - обучение в школе, техникуме, вузе;

- Трудовая стадия охватывает период зрелости человека;

- Пислятрудова стадия, наступает в пожилом возрасте в связи с прекращением активной трудовой деятельности.

А.В.Петровський выделил три макрофазы социального развития личности на к трудовой стадии: детство - адаптация индивида, овладение нормами социальной жизни; отрочество - индивидуальная, что выражается в потребности индивида в максимальной персонализации, в потребности "быть личностью"; юность - интеграционная, что выражается в приобретении черт и свойств личности, которые отвечают необходимости и потребностям группового и личностного развития.

Какие же факторы социализации и формирования личности? Факторами социализации называют такие обстоятельства, при которых создаются условия для осуществления процесса социализации. А.В.Мудрик выделил основные факторы специализации, объединив их в четыре группы:

- Мегафакторы (мега - очень большой, общий) - космос, планета, мир, которые в той или иной степени через другие группы факторов влияют на социализацию всех жителей планеты или очень больших труп людей, проживающих в отдельных странах;

- Макрофакторы (макро - большой) - страна, этнос общество, государство, которые влияют на социализацию всех жителей, проживающих в определенных странах (это влияние опосредованное другими группами факторов)

- Мезофакторы (мезо - "средний, промежуточный») - условия социализации больших групп людей, выделяемых по месту и типу поселения, в котором они живут (регион, село, поселок, город); по принадлежности к аудитории тех или иных сетей массовой коммуникации (радио, телевидение, кино и др.); по принадлежности к тем или иным субкультурам.

- Микрофакторы - это те, которые непосредственно влияют на конкретного человека - семья и домашний очаг, группа сверстников, микросоциум, организации, в которых осуществляется социальное воспитание - учебные, профессиональные, общественные и др.

Микрофакторы оказывающие влияние на развитие личности через так называемых агентов социализации, то есть лиц, в непосредственном взаимодействии с которыми происходит ее жизни. На разных возрастных этапах состав агентов разный. Так, по отношению к детям и подросткам таковы родители, братья и сестры, родственники, сверстники, соседи, учителя. В юности или в молодости агентами также муж или жена, коллеги по работе, учебе и службе в армии. В зрелом возрасте добавляются собственные дети, а в пожилом и члены их семей.

Социализация осуществляется с помощью широкого набора средств, специфичных для определенного общества, социального положения, возраста человека. К ним относятся способы кормления младенца и ухода за ним; методы поощрения и наказания в семье, в группах сверстников, в учебных и профессиональных группах; виды и типы отношений в основных сферах жизнедеятельности человека (общение, игра, спорт и др.). Чем лучше организованы социальные группы, тем больше возможностей проявить социализирующий влияние на личность. Однако, социальные группы неравнозначны по своим возможностям оказывать влияние на личность на разных этапах ее онтогенетического развития. Так, в раннем и дошкольном возрасте наибольшее влияние оказывает семья. В подростковом и юношеском возрасте увеличивается и оказывает действенное влияние группа сверстников, в зрелом же возрасте на первое место по значимости выдвигается социальное положение, трудовой и профессиональный коллектив, отдельные личности. Есть факторы социализации, ценность которых сохраняется на протяжении всей жизни человека. Это нация, ментальность, этнос. Сейчас все большее значение ученые придают макрофакторы социализации, в том числе И природно-географическим условиям, так как установлено, что они влияют на становление личности.

Факторы социализации - это развивающая среда, которое должно быть спроектировано, хорошо организованное и даже построено. Важнейшим требованием к развивающей среды является создание атмосферы, в которой будут господствовать гуманные отношения, доверие, безопасность, возможность личностного роста. Вместе с тем, нельзя переоценивать роль социальных факторов в формировании личности. Еще Аристотель писал, что душа "есть неисписанная книга природы, опыт наносит на ее страницы свои письмена". Д.Локк считал, что человек рождается с душой чистой, как доска (tabyla rasa), покрытая воском. Воспитание пишет на этой доске все, что ему заблагорассудится. Социальная среда в этом случае трактовалось метафизически, как нечто неизменное, роковое, такое, что определяет судьбу человека, а человек трактовалась как пассивный объект воздействия среды.

Переоценка роли среды (Гельвеций, Дидро, Оуэн) позволила сделать вывод: чтобы изменить человека, нужно изменить среду. Но среда - это, в первую очередь, люди, поэтому получается замкнутый круг. Чтобы изменить среду, нужно изменить людей. Однако, человек не пассивный продукт среды, она тоже влияет на среду. Изменяя среду, человек тем самым изменяет себя.

Признание деятельности личности ведущим фактором ее становления выдвигает вопрос о целенаправленной активности, саморазвитие личности, то есть вопрос о непрерывную работу над собой, над собственным духовным развитием. Саморазвитие обеспечивает возможность последовательного усложнения задач и содержания образования, реализации возрастного и индивидуального подхода, формирования творческой индивидуальности школьника, осуществление коллективного воспитания и стимулирования личностью своего дальнейшего развития.

Характер развития личности, широта, глубина этого развития при одинаковых условиях обучения и воспитания зависит преимущественно от ее собственных усилий, от той энергии и работоспособности, которые она проявляет в различных видах деятельности, разумеется, с соответствующей поправкой на природные задатки. Именно этим во многих случаях объясняются те различия в развитии людей, в том числе и школьников, которые живут и воспитываются в одних и тех же условиях и испытывают на себе примерно одинаковые воспитательные воздействия.

Отечественная педагогика руководствуется положением о том, что свободный и гармоничное развитие личности возможно в условиях коллективной деятельности. Конечно, при определенных условиях коллектив нивелирует личность. Однако, индивидуальность может развиваться и найти свое выражение в коллективе. Организация различных форм коллективной деятельности (учебно-познавательная, трудовая, художественно-эстетическая и др.) Способствует выявлению творческого потенциала личности. Коллектив с его общественным мнением, традициями, обычаями незаменим как фактор формирования общественного положительного опыта, а также социально значимых умений и навыков общественного поведения.

Как в теоретическом, так и в практическом плане интересное такой вопрос: что имеет большее влияние на развитие человека - среда или наследственность? Однозначного ответа на этот вопрос нет. Но, например, английский психолог Д. Шаттлеворт (И935) пришел к такому выводу по поводу влияния основных факторов на умственное развитие: 64% из факторов умственного развития приходится на наследственные влияния; 16% - на различия в уровне семейного среды; 3% - на различия в воспитании детей в семье; 17% - на совокупные факторы (взаимодействия наследственности со средой).

Развивается каждый человек индивидуально и "судьба" влияния наследственности и среды у каждого своя .

Происходящие в социокультурной жизни сложные процессы на всех уровнях протекают не независимо друг от друга, а, наоборот, находятся в многочисленных и многомерных взаимосвязях, что указывает на наличие в этом процессе определенной системности. Нетрудно заметить, что в социокультурной среде протекают социальные процессы в определенной последовательности событий; идет социокультурное развитие; идет прогресс, представляющий собой определенное улучшение в соответствии с той или иной аксиологической точкой зрения.

На наличие в социокультурной среде системы протекающих процессов указывает протяженность и непрерывность изменений. Они происходят непрерывно, и любые два состояния социокультурной среды и, практически совпадающие во времени и отдаленные - будут качественно различны. Духовные ценности, идеи, мысли, культурные и досуговые предпочтения человека помогают поддерживать или ослаблять культурные отношения между людьми.

Существует, по крайней мере, два фактора, которые влияют на развитие личности. Один фактор – биологический. Под ним мы подразумеваем те обусловленные генотипом признаки или особенности, с которыми рождаемся. И так как мы не можем изменить биологический фактор, то не можем изменить признаки и особенности, с которыми появились на свет. Второй фактор касается всего того, что нас окружает. Если биологический фактор дает человеку какие-то потенциальные возможности, то фактор окружающей среды, помогает ему развить их. Таким образом, для человека очень важно, чтобы вокруг него было такое окружение, которое способно изменить его окружающую среду.

В контексте нашего исследования понятие «среда» неотрывно от понятия «место жительства», которые находятся в тесной зависимости и являются взаимообусловливающими компонентами. Удобство жизни и возможности для развития личности в условиях места жительства напрямую завися от компонентов среды, имеющей или не имеющей необходимое наполнение.

В науке нет однозначного определения понятия «среда». Слово «среда» буквально означает «середина». В современном русском языке так называется то, что находится «посредине», то есть занимает промежуточное положение между рассматриваемыми объектами и является посредником между ними в толковом словаре русского языка С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой дается следующее значение понятию «среда»: «условия, благоприятные для существования, порождения чего-нибудь».

Современная философия рассматривает среду как решающий, но не единственный фактор индивидуального развития. Акцент делается на выделение более сложной, многообразной, противоречивой взаимозависимой, но не плоскостной, а пространственно-объемной связи индивида с окружением. Современная философия образования на уровне общей характеристики понятии рассматривает среду как субстанцию, которая, в отличие от пустого, незаполненного пространства (вакуума), обладает определенными свойствами, влияющими на перенос взаимодействия между данными объектами.

В современном словаре по педагогике это понятие дается в самом общем смысле как совокупность условий, окружающих человека и взаимодействующих с ним как с организмом и личностью.

Как отмечает С.В. Кривых, выделяют различные основания классификации сред. По степени глобальности различают макросреду, мезосреду, микросреду; по виду существования и развития материи выделяют биологические, технические, культурно-этнические и другие виды сред; по направлению решаемых общественно-значимых задач – среды духовного развития и существования человека, физического развития и здорового образа жизни, а также – воспитания, обучения и непрерывного повышения квалификации; технического и коммуникативного развития; экологического состояния страны, региона, города и др.

Современные трактовки понятия «среда» определяются контекстом. Д.Ж. Маркович, П.А. Сорокин и другие авторы рассматривают ее в социологическом аспекте: «Совокупность взаимосвязанных условий и влияний, присутствующих в некоем окружении»; «социальное многомерное пространство ценностно-ориентированных отношений индивидов, определенным образом иерархизированных, где есть возможность социального перемещения индивидов как в горизонтальном, так и вертикальных направлениях.

Независимо от подхода к построению структуры социальной среды и конкретных элементов, все авторы выделяют ее общие признаки: среда - это сложное, многомерное, системное, иерархически устроенное образование.

Системность среды подразумевает наличие сложных, нелинейных связей и взаимовлияний между различными ее компонентами. Многомерность среды означает, что в ней существует множество «измерений», сторон, различных элементов, и в зависимости от обстоятельств, задач, подхода, могут быть выделены различные основания для построения среды как системы и различные содержания.

Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников рассматривают среду в социально-культурном аспекте, отмечая, что социально-культурная среду представляет собой определенные поля жизнедеятельности, характеризуя сущностные связи человека с социокультурным окружением, имеет набор устойчивых компонент (полей и соответствующих сфер жизнедеятельности), которые и подлежат анализу в процессе разработки социально-культурных программ. Поля и сферы жизнедеятельности имеют свою качественную характеристику и выступают как относительно отграниченные друг от друга области деятельности и взаимодействия человека с предметным миром культуры и другими людьми, представленные соответствующими социальными институтами и учреждениями.

В зависимости от культурного материала, с которым человек имеет дело в рамках социокультурной среды и сферы активности человека, можно выделить следующие ее составляющие: культурно-историческое наследие (или историческая среда обитания человека, мера ее освоения и востребованности); художественная среда обитания человека, обеспечивающая соответствующие формы его активности по освоению и развитию предметов и ценностей художественной культуры, качество его художественной жизни; социально-психологическая среда обитания (характер межличностных отношений ближайшего окружения, форм и способов совместной жизнедеятельности людей - их производственные и семейные, формальные и неформальные связи и отношения); духовно-нравственная среда обитания (как в форме общественной морали, так и на интесубъективном уровне - как внутриличностное содержание духовно-нравственных ценностей, норм, идеалов, смыслов человеческой жизни);.Политическая среда обитания (характер и содержание политической жизни, условия и возможности участия человека в общественно-политической деятельности); экологическая среда обитания (состояние природного окружения, а также ценностное и деятельностное самоопределение человека в природном мире).

Важной составляющей социально-культурной среды, на наш взгляд, является ее культурнотворческие возможности, т.е. наличие совокупности материальных и духовных факторов и средств, способствующих превращению индивида в личность и далее в индивидуальность в процессе решения культуротворческих задач, направленных на интеллектуальное, художественное и практическое развитие личности. В создании такой среды конструктором и технологом-организатором выступают специалисты социально-культурной сферы и учреждений культуры. Активное участие при этом принимает само население.

Основные механизмы средового влияния, по мнению В.А Ясвина, заключаются в следующем:

1. Среда создает пространство возможностей для различных видов деятельности, для самопредъявления, для самореализации.
2. Среда создает набор образцов для подражания, дает возможность выбора.
3. Среда предъявляет и определенные санкции за соответствие или несоответствие её требованиям; их особенностью в средовом контексте является то, что они обычно бессубъектны, а требования среды содержат высокую степень неопределенности, что влияет на выработку внутренней регуляции деятельности человека.

Социально-культурная среда предполагает наличие трех обязательных элементов: активные субъекты социально-культурной деятельности в лице различных общественных институтов, социальных групп и отдельных индивидуумов; сам процесс этой деятельности во всех ее этапах; совокупность объективных условий, факторов и возможностей для ее реализации.

Социально-культурная среда подразделяется на широкую социально-культурную макросреду и микросреду. В первой действуют факторы, закономерности и институты общегосударственного масштаба; вторая - это сфера действия малых групп и входящих в них личностей, их непосредственное социально-культурное окружение.

В контексте нашего исследования считаем целесообразным дать более подробную характеристику сельской социально-культурной среды по месту жительства населения, в связи с практическим исследованием на базе сельской территории Белгородской области Новооскольского района. Реальные первичные коллективы сельских жителей – это различные бригады и звенья, коллективы животноводческих ферм и строительных бригад. Участники этих коллективов связаны общей целью совместной деятельности, имеют определенную официальную организацию. К непроизводственным коллективам, функционирующим в сельской местности, относятся коллективы профсоюзной организации, сельского Совета, потребительской кооперации, клуба, школы, детских яслей и т.д.

Необходимо подчеркнуть, что отношения в малых группах зависят от характера связей, взаимного уважения, равенства и дружбы. Хотя первичные коллективы и небольшие, изучение групп общения внутри их необходимо для раскрытия механизма взаимоотношения людей в коллективах.

Специфика окружающей среды зависит от географического положения населенного пункта (где проживает человек), от природных ресурсов, от климата этой территории, от истории заселения местности. Под влиянием этих факторов формируется у населения определенный образ жизни, уклад, быт, традиции, культура, разные формы общения. Особое положение в российской действительности занимают сельские территории, где имеются различные элементы сельской среды, определяющие специфику её влияния на социальное развитие молодежи и досуговые предпочтения. А.В. Мудрик пишет: «Особенности сельского образа жизни связаны с особенностями труда и быта жителей: подчиненностью труда ритмам и циклам года; более тяжелыми, чем обычно в городе, условиями труда; малыми возможностями для трудовой мобильности жителей; большой слитностью труда и быта, непреложностью и трудоемкостью труда в домашнем и подсобном хозяйстве, ограниченностью набора занятий в свободное время». То есть, специфика сельской социальной среды обусловлена сельским образом жизни, сезонностью, цикличностью сельскохозяйственного производства, условиями труда, быта, досуга, особенностями сельской культуры, характером и направленностью производства.

Вещественные элементы сельской культурной среды во всем их многообразии непосредственно воздействуют на духовный мир сельского жителя. В широком смысле слова сюда можно отнести и окружающую природу с ее широкими просторами полей, лесов и лугов, особенности сельских построек в виде отдельных усадеб в составе деревни. Все это, в том числе близость культурных учреждений, и многое другое определяет спокойный, размеренный ритм жизни, формирует особое мироощущение, отношение ко всей окружающей действительности, к другим людям и себе.

Существенное воздействие оказывают на человека сами социокультурные учреждения, технические средства и предметы культуры. В условиях села многое сделано для их развития. За весь предыдущий период были построены клубы, библиотеки, школы и различного рода внешкольные учреждения, созданы парки культуры и отдыха. В село пришло электричество, радио, телевидение и другие технические средства, население получило возможность приобретать книги, музыкальные инструменты и другие предметы культуры.

Сельская социокультурная ячейка общества характеризуется определенной территориальной общностью, объединяющая, как правило, несколько населенных пунктов. Поэтому в отличие от коллективов промышленных предприятий здесь существуют своеобразные территориальные связи и отношения, образующие специфическую ближайшую среду и межличностные отношения. Территориальная общность влияет на протекание почти всех социально-культурных процессов.

Нельзя не остановить внимание на некоторых специфических характеристиках сельской социально-культурной среды и, в частности культуре, как её главном концепте. Самобытность и духовность сельской социально-культурной среды обусловлены вековыми связями человека с землей, в устойчивости которых состояла его сила, жизнеспособность, надежность, всечеловеческие качества, которые передавались из поколения в поколение. На протяжении многих веков формировалась сельская культура. Как отмечает В.М. Чижиков, основное свойство пространства в «деревенской» культуре – циничность. Бытие протекает в строго ограниченном пространстве, центр которого – дом, освоенная земля. Степень владения пространством определяет отношение «центр – периферия»: чем меньше прав на пространство, тем больше его периферийность. Культура жителей села закладывается самим образом жизни, единством природы и человека, где природа рассматривается и как часть дома человека, и как тайна, охраняемая традицией, системой запретов, эстетических норм, системой воспитания.

Сущность сельской культуры составляют не только и не столько культурные, художественные, эстетические шедевры, сколько духовное творчество и практический опыт людей, которые по крупицам накапливают элементарные, простые, но непреходящие ценности, что в конечном итоге превращается в общечеловеческие ценности. В сельской культуре аккумулируются не только высшие формы духовной жизни, но эмоции, чувства, душевные движения, где объективируются обычаи, традиции, запреты, предпочтения, заповеди и т.д.

В современный период в сельской социально-культурной среде наблюдаются существенные трансформации всех направлений жизнедеятельности и уже отмечаются устойчивые тенденции. Среди них можно выделить следующие: автономизация сельскохозяйственной деятельности различных групп, том числе семьи, а также отдельных личностей; утверждение тенденции поддержания культурно-бытовой консолидации; утверждение признаков здорового консерватизма, отрицание крайних мер в экономике, опора на семью и коллектив; возрождение культурных традиций, верований и идеалов нравственности и духовности.

Из вышесказанного следует, что в современной сельской социально-культурной среде складываются новые экономические, производственные, социальные, духовно-нравственные и культурные реалии, которые трудно совмещаются, а порой противостоят утвердившимся принципам, нормам, оценкам, как в экономике, так и социально-культурной области.

Если рассматривать соотношение материальных и духовных потребностей современного сельского жителя, то оно характеризуется значительным ростом культурных запросов, охватывающих как естественные, так и социальные потребности, ведь удовлетворенная потребность, действие удовлетворения ведут к появлению новых потребностей. Рост денежных и натуральных доходов от общественного и личного хозяйства создает необходимые предпосылки для улучшения питания колхозников, удобства жилищ, не отличающихся от городских квартир, приобретения более разнообразной одежды, товаров культурно-бытового назначения. Хорошо известно, что одна и та же потребность может быть удовлетворена разнообразными средствами. Поэтому переход от удовлетворения первых жизненных потребностей примитивными средствами к удовлетворению их же предметами утонченными, современными, городскими - характерная черта жизни современного сельского жителя.

Духовно-культурная деятельность жителей сельской социально-культурной среды по месту жительства остается одной из приоритетных сфер жизнедеятельности и во многом определяется существующим взаимовлиянием и взаимодействием бытовой и культурной сфер жизнедеятельности, как отдельных индивидов, так и социальных групп. Эта взаимосвязь проявляется в том, что, с одной стороны, объем и содержание культурной деятельности в сфере социально-культурной, его социальная направленность изменяются в процессе развития труда. Сущность социально-культурной деятельности, его основные направления развития объективированы социально-экономическим характером труда, его социальной формой. С другой стороны, и досуг влияет на труд, изменяя его активность, характер и содержание.

Культурная деятельность по месту жительства как социальная и личностная категория имеет свои специфические характеристики в зависимости от той социально-демографической группы населения, в отношении которой он характеризуется. Каждая такая группа образует сельскую культурную общность и имеет собственные культурно-ценностные и досуговые ориентации.

Из всех категорий, проживающих в той или иной социально-культурной среде особого внимания заслуживает молодёжь, как перспективная и наиболее мобильная и динамичные социально-демографическая группа населения с более высоким уровнем образования, с ориентацией на городские стандарты жизни и образцы поведения. Как считает П.П. Великий, молодежь более требовательны к условиям труда, к руководству производственными процессами, условиям культурного обслуживания и более активно воздействуют на другие общности.

Ориентация молодых людей на те или иные ценности, в том числе и социально-культурные, во многом зависит от типа поселения. В крупном селе выше образовательный уровень и в целом культурный потенциал, больше интеллигенции и молодежи – носителей новых культурных ценностей, связанных с процессами преобразования. Кроме того, учреждения культуры создают возможности для проникновения сюда городской культуры. Но в то же время именно в крупных сельских поселениях из жизни и быта вытесняется этническая культура и ее место занимает массовая. Ценности традиционной культуры сохраняют представители пожилого населения и старожилы, которые смогут передать их подрастающему поколению. В этой связи специалисты в области социально-культурной деятельности должны создать необходимые условия, посредством разнообразных форм социально-культурной деятельности способствовать активизации процесса сохранения и трансляции культурных ценностей и традиций при непосредственном вовлечении в данный процесс пожилых людей. Традиционные формы культуры заполняют вакуум в малых типах поселений, где особенно много верующих и сохраняются праздники и обряды, связанные с древней культурой и бытом.

Сельская молодежь, проживающая в мелких населенных пунктах, в которых, как правило, не размещаются особо важные объекты культуры, ограничены в возможностях получения средств для развития и повышения своего уровня культуры, особенно в зимнее время. В небольших населенных пунктах меньше благоустроенных культурно-бытовых учреждений и предприятий. Эти объективные обстоятельства порождают у молодых людей, проживающих вдали от центральной усадьбы ряд отрицательных эмоциональных состояний, влияют отрицательно на их установки, ориентации и поведение. Соответственно эти специфические черты оказывают влияние на досуг молодежи сельской социально-культурной среды.

Социальное и профессиональное становление современной сельской молодежи проходит в условиях кризисного состояния производственной и социальной сфер села, системной деградации сельского социума. Современная сельская молодежь формируется в условиях противоречивого общества: с одной стороны, для нее открылись возможности, которых ранее не было у взрослого населения (родителей), с другой – социальные условия жизни на селе являются сложными, непривлекательными, неперспективными для молодых людей. Потенциально молодежь села представляет собой инновационный ресурс его социально-экономического и культурного развития, важнейший фактор материального и интеллектуального обновления российской деревни. Социокультурные характеристики подрастающего поколения (его ценности, жизненные установки, профессиональные интересы и др.) во многом определяют параметры воспроизводства сельского социума, дальнейшее развитие сельских территорий России.

Инновационный потенциал сельской молодежи представляет собой совокупность различных видов ресурсов, включая образование, воспитание, способности к труду, интеллектуальные и творческие возможности, личностные качества человека, необходимые для развития инновационной деятельности. Мы трактуем инновационный потенциал сельской молодежи как потенциальные возможности молодых людей в достижении поставленных целей, как личных, так и общественных. Речь идет о способности личности к позитивным изменениям в личной и общественной жизни, о наличии предпосылок для этого. Инновационный потенциал сельской молодежи включает в себя: личностный потенциал в виде соответствующих качеств, способностей, интересов личности; образовательный – знания, умения, навыки; трудовой – трудовые умения, обезличенные трудовые ресурсы; интеллектуальный – способности к мышлению, созиданию, созданию интеллектуальных продуктов; творческий – креативные компетентности.

Возможность реализации инновационного потенциала современного сельского молодежного состава населения в социально-экономических преобразованиях сельского социума обусловлена уровнем готовности молодежи к организации своей жизни и обустройству села; к работе по полученной профессии, к работе на земле; к организации собственного дела в условиях села, своей семейной жизни, досуга.

Как правило, сельская молодежь стремится, как можно раньше, вступить в самостоятельную жизнь, хотя не все молодые люди хорошо понимают, с какими проблемами им придется столкнуться в этой жизни. Главные жизненные приоритеты выпускников сельских школ в основном свидетельствуют о приоритете у молодежи социально одобряемых целей. Значимой характеристикой сельской молодежи является, на наш взгляд, жизненный выбор села как места жительства. Согласно оценкам молодых селян, практически вся молодежь стремится покинуть свое село (деревню), поселок, перебраться в районный центр, в ближайший город, а в лучшем случае – в областной центр. Наиболее распространенные взгляды сельской молодежи относительно будущего места жительства продиктованы желанием жить в городе, в основном на съемной квартире; при этом и в деревне, как говорят молодые люди, у многих своего отдельного жилья нет. И все-таки определенная часть молодых людей хотела бы остаться в деревне, трудиться на земле, но отсутствие рабочих мест, низкая оплата труда, невысокий уровень социально-бытовых условий заставляют молодых людей уезжать в окрестные города. В целом, уровень миграционных настроений сельской молодежи очень высокий.

Современная сельская молодежь, вопреки общему мнению, вооружена знаниями, решительна, устремлена к созданию личного капитала, а значит, способна к самостоятельной деятельности. Она более информирована, социально активна, адаптивна к новым условиям социальной жизни, достаточно реалистично смотрит на жизнь, в сравнении с молодыми людьми предшествующего поколения.

Сельская среда по месту жительства имеет свои отличительные особенности. В ней по-прежнему значимы крестьянские традиции, особенно такие, как создание семьи, уважение общественного мнения, авторитет родителей. Жизнь на селе, по-прежнему, человека ко многому обязывает: большинство людей знают друг друга не в одном поколении, поэтому сохранилась традиция общественного контроля, «людской молвы», которая нередко предостерегает молодых людей от необдуманных поступков, формирует искреннее чувство стыда и ответственности перед собой и своей семьей.

В сельской местности осуществляется главным образом непрофессиональное производство культурных ценностей в рамках кружков, студий или в домашних условиях. Дом культуры, библиотека, музей в жизни сельских жителей замещают отсутствие театров, картинных галерей, кинотеатров, филармоний, концертных залов и других городских типов учреждений. Дома культуры и клубы на территории сельских поселений поспешает большая часть населения. Несмотря на то, что в техническом оснащении учреждений культуры села всегда уступало городу, эти различия воспринимаются молодым населением не столько болезненно, потому довольно высоким является духовное содержание проводимых клубами и Домами культуры социально-культурных мероприятий. Можно с уверенностью сказать, что вышеуказанные социально-культурные институты являются центрами досуга для всех категорий населения в сельской социально-культурной среде.

Неравенство культурно-досуговой жизни села в сравнении с городом компенсируется благоприятной экологической обстановкой, близостью к природе и особой духовностью самих сельских жителей. Меньшая возможность выбора досуговых форм и недостаточно развитая социально-культурная среда из поколения в поколение формирует особые формы культуры: праздничной, обрядовой, свадебной, песенно-хоровой, поэтической, культуры общения и поведения. При качественной и профессиональной организации деятельности сельских учреждений культуры (клубов, библиотек, музеев, киноустановок и др.) досуг молодежи села может стать содержательно напиленным, духовно богатым и разнообразным. По обеспеченности учреждениями культурно-досугового типа сельские поселения не отстают от города. Среднее число жителей на одно клубное учреждение по России в настоящее время составляет 800 человек, а в городе – почти 23 тысячи человек.

По характеру деятельности сельские учреждения культуры остаются доступными для молодежи, так как платные виды деятельности занимают всего 1-3%. Это обусловливает очевидную привлекательность этих учреждений культуры для молодежи и важность проводимой ими работы. В современных условиях сельские клубы, дома культуры выполняют многие функции по реализации досуговых потребностей молодежи, стремясь охватить своей деятельностью весь ее возрастной состав (18-31 год) и предложить разнообразные виды и формы досуговых программ.

Являясь, по существу, единственным очагом культуры и досуга на селе, клубы в своей общественно организованной культурной деятельности с молодежью часто выходят за рамки номенклатурной сферы, обеспечивая спортивно-оздоровительную, библиотечную, информационную и другую работу через широкий спектр досуговых форм. Сельские учреждения культурно-досугового типа являются полифункциональными субъектами и выполняют функции недостающих на селе учреждений культуры и искусства.

Таким образом, сельские учреждения культуры н являются культурными центрами для всех групп населения по месту жительства, их клубно-организационные формы деятельности фактически определяют культурную специализацию села, основной профиль художественно-творческой деятельности.

При наличии благоприятных условий для организации досуга в сельской социально-культурной среде, на противоположном полюсе рассматриваемого вопроса находится проблема отсутствия интересов значительной части сельского населения, наличие большого объема ничем не занятого свободного времени и выхода невостребованной энергии. Эти факторы приводят к всевозможным асоциальным проявлениям, правонарушениям, деградации личности. Прежде всего, тревогу вызывает молодое поколение потому, что молодой человек не вырастает полноправным членом общества.

Таким образом, проблема творческого подхода к организации социально-культурной деятельности по месту жительства - это задача государственного уровня. И ее решение имеет общегосударственное значение. Поэтому ей надо уделять большое внимание на всех уровнях. Но все-таки наиболее эффективно она решается на территории конкретно взятого сельского поселения с привлечением всего потенциала имеющихся природных и человеческих ресурсов. Необходимо создавать оптимальные условия для гармоничного развития личности человека, стимулировать стремление населения к активному проведению досуга, сводить к минимуму ничем не занятое свободное время. И в выигрыше от этого окажутся все.

Рост культурно-досуговых запросов всех групп населения, проживающих на общей территории, ярко выраженная потребность в организации свободного времени является важной социокультурной проблемой. Место жительства всегда являлось важной частью среды, активно влияющей на формирование и развитие личности. Ведь именно во дворе, на улице население получает богатейший опыт общения с обществом и природой. Здесь наиболее тесны контакты взрослых, детей и молодежи, следовательно, наиболее благоприятны условия для взаимопонимания, развития совместной деятельности, для активизации участия взрослых в воспитании подрастающего поколения. Учреждениям по месту жительства отводится роль одного из ключевых звеньев в системе воспитания и социализации подрастающего поколения. Их деятельность способствует вовлечению молодого поколения в объединения по интересам, в спортивно-оздоровительные и культурно-массовые мероприятия, в реализацию общественно-полезных и социально-значимых проектов, создаются условия, способствующие укреплению здоровья молодого поколения и оказание им социальной помощи, дополняют воспитательные возможности школы и семьи.

Доступность услуг, максимальная приближенность к месту жительства, разнообразие направлений и предлагаемых форм и методов работы со всеми группами населения жительства открывает перед системой работы по месту жительства самые широкие возможности в создании необходимых условий для развития социального становления подрастающего поколения, а также социально-культурной и творческой реализации взрослого и пожилого населения.


Книга приведена с некоторыми сокращениями

Социально-психологические явления возникают при взаимодействии социальной среды, личности и группы. Поэтому при их изучении необходимо прежде всего составить себе достаточно четкое представление о социальной среде, о личности и группе как субъектах этих явлений и об общих условиях их взаимовлияния и взаимодействия.
Социальная среда - это все то, что окружает человека в его социальной жизни, служит объектом его психического отражения - либо непосредственного, либо опосредствованного результатами труда других людей. Воздействие обширной совокупности социальных факторов человек испытывает на протяжении всей своей жизни. Все они, вместе взятые, составляют социальную среду личности. Но для обозначения социальных факторов, определяющих общественную жизнь, могут нам сказать, в марксизме применяется понятие «общественно-экономическая формация», зачем же еще понятие «социальная среда»? Рассмотрим соотношение этих понятий.

Социальная среда и общественно-экономическая формация

Понятие социальной среды обозначает конкретное своеобразие общественных отношений на определенном этапе их развития. Этим оно отличается от понятия общественно-экономической формации и дополняет его. Понятие социальной среды характеризует не сущность общественных отношений, а их конкретное проявление. Капитализм как общественно-экономическая формация подчиняется одним и тем же социально-экономическим законам. Но, проявляясь в специфически особенных формах, действие этих законов создает конкретную социальную среду, отличающуюся от другой социальной среды. Именно в такой конкретной социальной среде и действуют личности и группы. Причем если исторические личности и большие группы (классы, нации) действуют в широкой социальной среде, то сфера действия малых групп и входящих в них личностей - микросреда, непосредственное социальное окружение.
Конкретная социальная среда выступает в психологическом аспекте как совокупность отношений личности и групп. Отношения социальной среды и личности имеют довольно значительный момент субъективности. Если класс не может менять своего места в общественно-экономической формации, не уничтожая себя как класс, то личность может менять свое место в социальной среде, может переходить из одной социальной среды в другую и тем самым конструировать в определенной мере свою социальную среду.
Конечно, мобильность личности в социальной среде не является абсолютной, она ограничивается объективными рамками общественно-экономических отношений, классовой структурой общества. Тем не менее активность личности, особенно по отношению к избираемой ею микросреде, нельзя недооценивать. Практическое значение этого вопроса обнаруживается, в частности, при анализе причин преступности.
Социальная среда по отношению к личности имеет сравнительно случайный характер. Эта случайность особенно велика в психологическом плане, поскольку характер и особенности определенных личностей накладывают свой отпечаток на их взаимоотношения. Но и эта случайность проявляется только до определенных пределов. Она ограничивается необходимостью отношений, обусловленных определенным общественно-экономическим строем.
Следует учитывать, что общественно-экономическая формация является высшей абстракцией системы общественных отношений, где фиксируются только глобальные черты. В социальной среде эти элементы общественно-экономической формаций оживляются самыми различными аспектами: демографическими, этническими, психологическими, индивидуальными. Поэтому структура социальной среды кажется более запутанной и более усложненной, чем строго логическая структура общественно-экономической формации.
Структура социальной среды не может быть полным аналогом структуры общественно-экономической формации, ее зеркальным отражением. Факторы этнического порядка, например принадлежность к народности, нации, той или иной этнической группе, а также производные факторы этнического сознания, действуя совокупно, составляют неотъемлемые элементы социальной среды. Вместе с тем элементы, непосредственно связанные с общественно-экономической формацией, оказывают определяющее влияние на социальную среду. Система объективно-общественных отношений составляет как бы каркас, на котором располагаются малые группы и личности. Место группы на этом каркасе и определяет в главном социальную среду личности.
Таким образом, социальную среду в первом приближении можно определить по типу общественно-экономической формации. Так различается социальная среда, характерная для первобытно-общинного, рабовладельческого, феодального, капиталистического и социалистического строя. Также различается и характер влияния определяемой таким образом социальной среды на личность и группу. Мы с негодованием говорим, например, о феодально-байских пережитках в социалистической действительности. Мы гневно клеймим современные факты работорговли и рабовладения, понимая, что они отнюдь не бесследно проходят для сознания тех, кто живет в условиях подобной социальной среды в некоторых зарубежных странах.

Классовый характер социальной среды

Внутри видов социальной среды, различаемых по типу общественно-экономической формации, следует различать виды в зависимости от места группы в структуре формации. Здесь прежде всего различают классовую социальную среду по ее месту в исторически определенной системе общественного производства. Так, мы различаем буржуазную социальную среду, пролетарскую социальную среду и т. д. Поскольку любой социальный класс неоднороден по своему составу и подразделяется на определенные слои, то каждый слой имеет свои, характерные для него особенности социальной среды. Это дает внутриклассовые подразделения социальной среды. Кроме того, имеется социальная среда так называемых деклассированных элементов. Для каждого из отмеченных видов социальной среды характерны определенные психологические черты, накладывающие свой отпечаток на личность и группы людей.
Наконец, существует группа признаков, помогающая выделить тип социальной среды по разделению труда. Более или менее четко различаются городская среда и деревенская среда; социальная среда, для которой характерен физический и умственный труд, различные виды деятельности - производственной, политической, юридической, научной, художественной со всеми вытекающими из этого разделения особенностями бытия людей.
Все эти признаки составляют конкретные характеристики социальной среды, воздействующие на индивидуальные качества личности, накладывающие свой отпечаток на их отношения.
С проблемой социальной среды тесно связана проблема образа жизни личности, малой группы. Социальная среда есть сложная совокупность отношений. Однако личность может быть вовлечена с различной степенью активности в эти отношения. Совокупность практических отношений к социальной среде и составляет образ жизни личности. Подробнее об образе жизни будет сказано далее. Сейчас же подведем итоги.
Итак, общественно-экономическая формация в ее исторической, демографической, географической и этнической конкретности формирует данную социальную среду, порождающую тот или иной образ жизни и вслед за этим образ мышления и чувствования.
Следовательно, общественно-экономическая формация - социальная среда - образ жизни - личность - такова принципиальная схема процесса проникновения общественных отношений в отношения человека к другим людям, социального в индивидуальное, путь социализации личности.
Мало сказать, что социальная среда формирует личность, как говорили французские материалисты XVIII в. Надо провести эту связь дальше - до общественно-экономической формации, способа производства, как это делает марксизм. «Мы,- писал Г. В. Плеханов,- не только говорим, что человек со всеми своими мыслями и чувствами есть продукт общественной среды; мы стараемся понять генезис этой среды». Делая вывод, что в конечном счете «свойства социальной среды определяются состоянием производительных сил в каждое данное время», Плеханов поясняет: «Всякая данная ступень развития производительных сил необходимо ведет за собою определенную группировку людей в общественном производительном процессе, т. е. определенные отношения производства, т. е. определенную структуру всего общества. А раз дана структура общества, нетрудно понять, что ее характер отразится вообще на всей психологии людей, на всех их привычках, нравах, чувствах, взглядах, стремлениях и идеалах».
Понятие социальной среды широко используется современной буржуазной социологией и социальной психологией. Однако социальная среда по преимуществу понимается ими как культурная среда, без связи ее с производственной деятельностью людей, с социально-классовой структурой общества, что приводит в конечном итоге к идеалистическому истолкованию роли социальной среды в формировании личности.

Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»

Если приснился плохой сон...

Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...

Становление личности человека происходит в социуме. Это два взаимосвязанных социальных феномена. Личность и не существуют отдельно. Они служат предметом пристального интереса и изучения всего комплекса социально-экономических дисциплин: истории, экономики, психологии, философии и социологии.

Как взаимодействуют личность и общество?

Кто является субъектом и объектом этого взаимного влияния? Каковы закономерности интеграции личности в социуме? Постараемся ответить на вопросы и обозначить современные подходы к природе отношений человека и окружающего его мира.

Человек как индивид

Рождение человека отражается посредством совокупности метрических показателей, которые в комплексе дают информацию об индивидууме. Рост, вес, состояние здоровья, национальность, место и дата рождения - это базовые характеристики, с которыми человек приходит в мир.

В процессе развития человек как индивид вступает во взаимодействие с внешним миром. И путь его развития так же индивидуален и неповторим, как его антропометрический портрет.

Каждый индивид имеет семью либо остается без нее, родился в экономически преуспевающем мегаполисе либо в глухой деревне - все это факторы социальной среды, оказывающие прямое влияние на формирование характера, взглядов, культуры и способа дальнейшей социализации.

В процессе становления в обществе индивид приобретает психологическую характеристику, привычки, взгляды, особенности манеры поведения. Он становится индивидуальностью в обществе. И только полное право на которое официально регламентировано совершеннолетием, превращает индивидуальность в личность.

Этапы социализации

Социализация - процесс интеграции индивида в обществе, в результате которого на каждом из этапов он приобретает качества полноправного его члена. Личность и социальная среда - динамические единицы. На всех этапах их взаимодействия либо отказа от взаимодействия происходит смена субъект-объектных ролей.

Можно выделить три этапа социализации личности:

  • Период вхождения в общество: освоение норм и требований, формирование коммуникативных способов взаимодействия с окружающим миром.
  • Период самоактуализации в обществе: определение личностных характеристик, своей позиции, статуса, социальных предпочтений.
  • Период интеграции: становление личности и активное взаимодействие социальной среды и личности.

Все три периода не имеют жесткой привязки к возрастным этапам и могут осуществляться синхронно в каждом возрастном периоде.

Вхождение в общество

Условно начало социализации можно отнести к возрастным этапам младенчества и детства. В этот период характерно приобретение начального опыта взаимодействия индивидуальности и общества. Факторы социальной среды прямо влияют на формирование отношения человека к миру.

Если это социально неблагополучная среда, то она может сформировать негативный сценарий поведения индивида и привести в дальнейшем к асоциальному образу жизни. Есть и иные примеры: если в период становления личности человек делает выбор не в пользу окружающей его негативной среды, он имеет все шансы изменить свое окружение.

В любом случае характеристика социальной среды налагает отпечаток на первоначальный опыт. Показатель уровня личности - свобода выбора. Каждый человек вправе следовать нормам общества в той мере, которая соответствует его личной природе.

Самоактуализация в обществе

В этот период происходит оформление позиции человека в обществе.

В подростковом возрасте, когда происходит переоценка окружающего мира и своего места в нем, идет активный процесс социальной самоидентификации, человек заявляет о себе и своем месте в обществе.

Это достаточно болезненный процесс для личности. Иногда и для ближнего окружения. Социальная среда и социализация личности в ней - двухсторонний процесс. Заявляя о своем месте, человек тем самым требует определить отношение других членов общества к себе, «отвоевать» у мира свое личное пространство. Часто это сопряжено с интересами других людей.

Умение договориться, найти общий интерес требуется и человеку, и обществу, заинтересованному в успешной адаптации и получении общественной пользы от нового члена сообщества.

Интеграция в социум

Самый важный период для общества и человека - этап интеграции, когда реализует себя уже состоявшийся человек. Личность и социальная средазаинтересованы друг в друге. Если на первом и втором этапах процесса вхождения в общество человек как индивид чаще выступал в роли объекта отношений, общество учило его быть своим членом, то в период интеграции выступает уже личность, с активной позицией субъекта социальных взаимодействий.

Что это означает?

  • Человек включен в производство, распределение и потребление общественного продукта.
  • Он реализует в полной мере права и несет ответственность за последствия своей деятельности перед обществом.
  • Определяет свою гражданскую позицию в государстве.

Таким образом, личность, не прекращая быть объектом социума, выступает в роли субъекта управления сообществом, в котором он социализировался, и оказывает на него влияние.

Условности этапов социализации

Все эти этапы социализации условны в своей горизонтальной исторической направленности. На каждом из этапов роль и статус личности могут изменяться, в разных условиях один и тот же человек может выполнять разные социальные роли и статусы.

Этап вхождения в общество может повторяться в любой период социальной зрелости индивида, при статуса либо социальной общности, профессионального сообщества и в иных подобных вариантах.

Не последнюю роль играет Если человек сменил место работы либо вступил в брак, то он вынужден заново пройти процесс социализации. Определить, в какой степени его удовлетворяет либо нет новая социально-культурная среда, и сделать выбор в качестве свободной личности.

Отношения личности и общества

Индивид при рождении становится индивидуальностью в процессе взаимодействия с другими людьми и формируется как социально значимый человек. Личность - это результат социальной эволюции, ограниченной опытом одного человека от индивидуума до полноправного члена общества.

Качество социальной среды является важной характеристикой для становления личности.

С другой стороны, чистое копирование и воспроизводство ценностей общества недостаточно для перспективы развития общества. И здесь заложен потенциал личности.

Свобода личности вынуждает изменять границы возможностей общества по обеспечению этого права. В этом и состоит назначение личности - совершенствование окружающего мира за счет активного участия как в способе производства благ, так и в архитектуре знания.

Роль и статус личности

Личность в обществе имеет определенный социальный статус - комплекс социальных характеристик, определяющих место в социальной иерархии.

В соответствии с ним формируется определенный социальный имидж человека и априорная форма отношения других людей к нему в условиях ограниченного социального круга.

В обществе каждый его член выполняет социальные роли. Это модель поведения личности, характерная для социального круга общества. Бывает, что индивидуальные достоинства человека становятся неприемлемыми чертами для общества. Например, гениальный человек - личность,крайне не удобная для ближнего окружения, его талант нивелирует интересы семьи, и он часто сложно выписывается в нормы ближнего окружения.

Социальная парадигма и свобода

Личность - это результат социализации индивида в общество. Зададим вопрос о том, всегда ли общество соответствует уровню свободы личности. И где критерии, насколько общество отвечает её интересам, и она должна ли следовать заданным этим обществом стандартам? Личность и социальная среда - где грань свободы в этом пересечении?

Общество - это живой организм. И, равно как и человек, имеет разную направленность - гуманную и антигуманную по отношению к её членам. История приводит для этого массу примеров.

Общество по отношению к конкретному человеку выступает как социальная парадигма, модель с заданными историей и временем величинами. Характеристика социальной среды значительно отличается в пределах социальной парадигмы.

Модель поведения

Модель советского общества в качестве социальной парадигмы задавала вектор строгого соответствия каждого члена общества государственным стандартам. Свобода была ограничена нормами коммунистической морали - быть как все. Собственно, это была заданная несвобода, в которую попадал при рождении человек. Личность, как в рисковала потерять либо голову, либо иные важные органы.

Судьба одиноких героев, которые не отказываются от права свободы выбора, увы, печальна. Но только они по праву и могут считаться личностями, поскольку главная характеристика этих людей - свобода выбора.

Об обществе и человеке

Человек - существо социальное, он не может осуществить свое предназначение вне общества.

Важный мотив прогресса - это личность и социальная среда, в которой смогла она осуществиться. Одна из известных форм признания обществом заслуг человека - присвоение звания лауреата Нобелевской премии. Это люди, чей личный вклад признан как социально значимый для прогресса общества. Это люди, не только достигшие грандиозных целей, но духовно богатые, независимые в своей способности быть свободными, достойные члены человеческого общества.

Альберт Эйнштейн, физик, автор теории относительности, сказал слова достойные: важнее, чем достижение успеха в жизни, постижение ее смысла. Очень актуальные на сегодня слова, если учесть, что Интернет замусорен способами «как стать успешным», и эта успешность измеряется величиной кошелька.

Великий ирландский драматург, человек с великолепным чувством юмора, говорил: добейся того, что хочешь, либо придется любить, что получишь. В этих словах глубокий смысл. Он призывает человека развивать окружающий мир, ставить достойные его цели и не ограничиваться тем, что общество готово дать.