9 класс

Как можно продемонстрировать работу кружка по литературе. Дети должны знать и уметь. Перечень учебно-методического обеспечения

муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Недокурская средняя общеобразовательная школа»

Литературный кружок в школе

7 - 9 классы

Дополнительная общеобразовательная программа

Составитель дополнительной

общеобразовательной программы

учитель русского языка и литературы

Воловенко Валентина Александровна

2017-2018 г.

Список учащихся, посещающих литературный кружок

п/п

ФИ ученика

Возраст

Класс

Головко Л.

Заборцева М.

Просовой А.

Иноземцева А.

Чернышёв Д.

Храмцов М.

Прошин С.

Рожков С.

Храмцова С.

Программа литературного кружка в школе

7 - 9 классы.

Пояснительная записка.

Программа литературного кружка в школе для 7 - 9 классов составлена на основе:

      «Об образовании в Российской Федерации»;

      Приказа Министерства образования РФ № 1080 от 05. 03. 2004 г. «Об утверждении Федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования;

      Примерной Программы по литературе для 5 – 11 классов (авторы В. Я. Коровина, В. П. Журавлёв; В. И. Коровин, И. С. Збарский, В. П. Полухина: под ред. В. Я. Коровиной. – М.: Просвещение, 2008);

      Федерального базисного учебного плана для общеобразовательных учреждений РФ (приказ № 1312 от 09.03. 2004) для 1 - 11 классов;

      Базисного учебного плана МКОУ Недокурская СОШ, расписания

занятий на 2017- 2018 учебный год (приказ № 116 от

      УМК МКОУ Недокурская СОШ (приказ № 6 от 14.01.2017г.);

      СанПин 2.4.2.2821-10;

      Школьного Положения о рабочих программах (приказ № 03-02-07 от 16.01.2013).

Федеральным государственным образовательным стандартом предусмотрены новые требования к образованию, новые подходы к работе: творческие мастерские, читательские конференции, викторины, конкурсы, экспресс-концерты, учитывающие интересы учащихся.

Программа кружка по литературе в 7 – 9 классах поможет не только глубже усвоить учащимся школьную программу, но и в то же время расширит круг чтения детей, рассматривая произведения, в школьную программу не входящие. Это особенно актуально в наши дни, когда чтение во многих семьях вытеснено телевидением и компьютерными играми.

Оставаясь в русле традиций литературного образования, на кружковых занятиях активизируются творческие способности детей, стимулируется исследовательская деятельность, уточняются и развиваются важные теоретические знания, освещённые в учебниках.

Цели кружка по литературе для учащихся 7 - 9 классов:

    Воспитание эстетически развитого человека, способного к пониманию позиции автора художественного текста и собственному суждению о произведении и жизненных явлений, в нём отражённых.

    Воспитание эстетического вкуса, любви к художественному слову, языку.

    Овладение практическими умениями и навыками в различных видах литературной творческой деятельности: слушание произведений, создание художественных образов, критическая оценка литературных произведений.

Задачи кружка по литературе:

    Владеть художественными приёмами.

    Применять выразительные средства различных литературных приёмов в творческой деятельности.

    Анализировать содержание произведения, определять средства их выразительности.

    Размышлять о литературном произведении, понимать его, выбирать свою точку зрения в процессе диалога с автором.

    Создавать творческие работы.

    Осуществлять конструктивное творческое общение в группе сверстников и взрослых.

    Не только познакомить учащихся с известными писателями и поэтами страны, но и разбудить их любознательность к культуре и искусству народов России, способствовать воспитанию чувства гордости и любви к своей Родине.

На занятиях кружка преобладают следующие формы работы:

    эвристическая беседа;

    индивидуальная, групповая и коллективная исследовательская деятельность;

    выразительное чтение;

    самостоятельная творческая работа;

    артикуляционные разминки;

    обсуждение проблемных вопросов;

    словесное рисование;

    конкурсы;

    мини-концерты.

Такие формы работы помогают установить взаимопонимание между детьми, учат внимательно слушать друг друга, радоваться удачам товарищей и адекватно оценивать свою работу.

На занятиях - в конце или в начале - уделяется несколько минут рассказам учеников о недавно прочитанных книгах.

В первой и второй четвертях программа предлагает детям поразмышлять на тему чуда, рассматриваемую в разных аспектах. В третьей четверти изучается тема «Дети и эпохи», в четвёртой - тема смысла человеческой жизни, героического и трудового подвига.

На протяжении года программа предусматривает регулярное занятие развитием памяти у детей, стремясь закрепить в их сознании мысль о том, что цепкая память - это прекрасный помощник в жизни и учёбе (рубрика «В гостях у Мнемозины»).

Каждое занятие начинается (кроме вводного) с заучивания наизусть коротких стихотворений разных авторов.

Литература

    Программы общеобразовательных учреждений. Литература. Под. ред. В. Я. Коровиной./ Москва. «Просвещение», 2007.

    Ерёмина О. А. литературный кружок в школе. 5-9 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений/ М.: Просвещение, 2011.

    Хрестоматия по детской литературе. - М.: Просвещение, 2000.

    Литература народов России. - М.: Дрофа: Вече, 2002.

    Фольклор народов России. - М.: Дрофа: Вече, 2002.

Учебно-тематический план

п/п

Наименование разделов, тем

Кол-во часов

Дата проведения:

по плану

фактически

Что такое чудо? Ф. Г. Лорка. «Как улитка отправилась путешествовать и кого она встретила в пути».

Знакомство с фильмом по книге А. С. Грина «Алые паруса».

Л. В. Соловьёв. «Зверь, именуемый кот» (отрывок из «Повести о Ходже Насреддине»).

В. П. Крапивин. Фантастическая повесть «Выстрел с монитора».

Подвиг Галиена Тукка. Выход на Дорогу.

«Куда ведёт Дорога?» Творческая мастерская.

Афанасий Никитин. «Хождение за три моря». Удивительная Индия.

«Житие протопопа Аввакума, им самим написанное». Чудеса, увиденные протопопом.

Жизнь детей в разные эпохи. А. Н. Толстой. «Пётр Первый» (отрывки).

Сто лет спустя: жизнь дворянских детей. А. С. Пушкин. «Капитанская дочка» (отрывок).

Жизнь крестьянских детей. Н. А. Некрасов. Стихотворения, посвящённые русским детям. Экспресс-концерт.

К. М. Станюкович. «Максимка».

А. П. Чехов. «Ванька»

В. А. Осеева. «Динка», «Динка прощается с детством».

«Дети и эпохи». Читательская конференция.

Творческая мастерская. Обсуждение новых детских произведений.

Ю. В. Друнина. «Зинка».

Дети и война. Творческая мастерская.

Дж. Лондон. «Как вешали Калтуса Джорджа».

В. К. Арсеньев. «Дерсу Узала».

И. А. Ефремов. «Белый Рог».

Выпуск школьной «Литературной газеты» Творческая мастерская»

«В гостях у Мнемозины». Конкурс чтецов.

Блок №2

Эти непростые 30-е годы.

Блок №3

Годы репрессий .

Блок №4

Тема памяти живых и погибших. Тема исторической правды в рассказе Е.Носова «Костёр на ветру». Образ молодого солдата. (В. Кондратьев «Сашка». «Написанная кровью сердца …» (Повесть К.Воробьёва «Это мы, Господи…». Женщина и война.Стихи Ю.Друниной. «Афганская и Чеченская проза»

Блок №5

Береги в себе человека.

Б.Екимов «Ночь исцеления».

Блок №6

Человек и природа.

Блок №7

Проблема подростков

«Мстители»

Блок №9

Блок №10

Человек на Земле.

Блок №11

Творческие встречи.

Блок №12

В.А.Сухомлинский «Письма о добром и вечном». 45 писем, изучение важных по проблематике.

Блок №13

Сочинения разных жанров.

Блок №14

Ожидаемые результаты

Учащиеся, прошедшие курс кружка, более свободно и грамотно будут выстраивать свои устные выступления перед аудиторией, свободно комментировать прочитанные тексты, создавать отзывы и рецензии, а главное - понимать текст и создавать собственные тексты (поэтические) и тексты статей, сочинений и т.д.

Просмотр содержимого документа
«Программа кружка " В мире литературы" »

Программа кружка «В мире литературы»

Руководитель кружка - учитель Пьянкова Н.С.

Пояснительная записка

Обращение к данной теме кружка не случайно. В наше время технического прогресса, всеобщей компьютеризации, связи с Интернетом наблюдается значительный спад интереса к книге, к художественной литературе. Кроме того, с экранов телевизора почти ежедневно пропагандируется насилие и жестокость, что не может не сказаться на нравственном состоянии детей.

А также изменения в итоговой аттестации учащихся 9, 11 классов по литературе и русскому языку заставляют учителя искать новые формы и пути подготовки к этому виду деятельности не только в выпускных, но и промежуточных параллелях.

Программа является многоаспектной. Составлена на основе программы Н.Н.Глебовой «Программа элективного курса для учащихся 10-11 классов. Современная литература» («Профильное образование). Сборник элективных курсов. Литература 10-11классы. Составитель Г.М.Вялых. Издательство «Учитель»-2009г.

Программа модифицированная, частично изменена с учётом индивидуальных особенностей и потребностей учащихся как в содержательном плане, так и формах реализации.

Курс кружка предполагает систематическое чтение художественной литературы, знакомство с новинками современной литературы, публицистики. Разнообразие форм подачи материала повышает эффективность учебно-воспитательного процесса и его результативность, позволяет активизировать деятельность учащихся и самого учителя. Данная программа помогает решать задачи литературного образования, связанные как с читательской деятельностью учащихся, так и с эстетической функцией литературы, она направлена на совместную работу ученика и учителя, совместную работу ума, воли, чувств, на воспитание читающего, грамотного гражданина.

Отбор произведений подчинен этим задачам, а также помогает учащимся подбирать аргументы к сочинению при сдаче ЕГЭ.

Особенностью текстов, включённых в программу, является то, что по жанровой природе это рассказы и небольшие повести. Такие произведения удобны для текстуального анализа. Программа допускает сокращение или увеличение материала.

В программе указано примерное распределение учебного времени по блокам, однако на занятиях возможно варьирование материала: углубление, сокращение и их замена, использование освободившегося времени на различного рода практические литературные работы, встречи, поездки и т.д.

Проверка знаний, умений, навыков проводится в виде тестов, практических заданий и других форм.

Программа рассчитана на 3 часа в неделю.

    Становление духовного мира человека

    Создание условий для непрерывного совершенствования и развития своих творческих возможностей

    Овладение мастерством читателя, свободной и яркой собственной речью

    Оказание помощи учащимся в подготовке к ГИА и ЕГЭ

    Использование межпредметных связей при создании учебных проектов

    Воспитать читателя, умеющего размышлять над прочитанным, извлекая из него уроки

    Развивать творческие способности учащихся через разные формы работы

    Подготовить учащихся к более качественному выполнению творческой части экзамена

    Повысить качество публичных выступлений на разных ученических конкурсах, конференциях

Учебно-тематический план

Название темы

Всего часов

Вводное занятие. Цели и задачи кружка.

Предложения учащихся

Нравственная сила древнерусской литературы . Обзор произведений. Великая сила притчи.

Экспресс-повтор с обобщением

Эти непростые 30-е годы.

«Так это было на Земле». Тема «раскрестьянивания» в романах Б.Можаева «Мужики и бабы», С.Антонова «Овраги».

Лекция. Семинар.

Собеседование коллективное

Годы репрессий .

«Сильней надежд мои воспоминания». Жизнь и творчество В.Шаламова. «Колымские рассказы». О.Волков «Погружение во тьму». Судьба русской интеллигенции.

Лекция. Читательская конференция

Остаться человеком в пламени войны.

Устный журнал.

Исследование текста.

Презентация книг

Конкурс чтецов стихов Ю.Друниной

Береги в себе человека.

Слово, необходимое России.В Распутин «Прощание с Матёрой» и «В ту же землю». Связь с историей, с родовыми корнями.

Нравственная красота простого человека. Е Носов «Яблочный спас».

Б.Екимов «Ночь исцеления».

Проблема совестливости человека. Повести В. Распутина.

О нравственности языком поэзии.

Лекция. Круглый стол.

Практикум.

Литературная гостиная.

Сочинения (аргумен-ты к сочинениям по темам)

Человек и природа.

Тема «Человек и природа в современной литературе».

Образы-символы и их роль в произведениях В. Распутина

В Астафьева.

Боль за родную землю.

Экологические и нравственные проблемы.

Красота природы «врачует» душу человека.

Человек, природа и будущее цивилизации.

Статьи в газету.

Исследование.

Исследовательские работы

3 фотовыставки (по временам года). Картины-пейзажи, стихи поэтов и сочинения ребят

Проблемы подростков

Б. Окуджава, А.Галич, В Высоцкий, А. Розенбаум и др.

Написание учебно-исследовательских работ и участие в литературно-краеведческих конкурсах (по особому плану)

Человек на Земле.

Вопросы смысла жизни. Ф Абрамов «Деревянные кони», «Пелагея», «Алька».

Человек в кругу семьи. Г.Бакланов «Кондратий» и др.

Сердечное понимание мира. Б.Екимов «Пастушья звезда»

Беседа. Диспут.

Обзор литературы.

Встречи с Очёрскими поэтами

В.А.Сухомлинский «Письма о добром и вечном»

Текстуальное изучение писем (оформление выписок из текста)

Создать записную книжку Сухомлинского

Сочинения разных жанров

Отчётные мероприятия

Нравственная сила древнерусской литературы . Обзор произведений. Великая сила притчи. Притча о блудном сыне. Содержание, сюжет, смысл. Аргументация к сочинению.

Блок №2

Эти непростые 30-е годы.

«Так это было на Земле». Тема «раскрестьянивания» в романах Б.Можаева «Мужики и бабы», С.Антонова «Овраги». Крушение мечты о «всеобщем счастье».

Блок №3

Годы репрессий .

«Сильней надежд мои воспоминания». Жизнь и творчество В.Шаламова. «Колымские рассказы». О.Волков «Погружение во тьму». Судьба русской интеллигенции.

Трагическая судьба человека в тоталитарном государстве. Судьба российской интеллигенции. Тема памяти живых и погибших.

Блок №4

Остаться человеком в пламени войны.

Тема памяти живых и погибших. Тема исторической правды в рассказе Е.Носова «Костёр на ветру». Образ молодого солдата. (В. Кондратьев «Сашка». «Написанная кровью сердца …» (Повесть К.Воробьёва «Это мы, Господи…» . Женщина и война.Стихи Ю.Друниной. «Афганская и Чеченская проза»

В.Закруткин «Матерь человеческая»

Углубление темы Вов в современной литературе. Духовные истоки массового героизма народа в защите Отечества. Образ молодого бойца. Суровая правда войны.

Блок №5

Береги в себе человека.

Слово, необходимое России. В Распутин «Прощание с Матёрой» и «В ту же землю». Связь с историей, с родовыми корнями.

Нравственная красота простого человека. Е Носов «Яблочный спас».

Б.Екимов «Ночь исцеления».

Проблема совестливости человека. Повести В. Распутина.

О нравственности языком поэзии.

Блок №6

Человек и природа.

Тема «Человек и природа в современной литературе».

Образы-символы и их роль в произведениях В. Распутина, В Астафьева.

Боль за родную землю. Экологические и нравственные проблемы.

Красота природы «врачует» душу человека.

Человек, природа и будущее цивилизации.

Публицистичность и лиризм произведений В. Распутина «Прощание с Матёрой», В.Астафьева « Царь-рыба».

Экологические и нравственные проблемы современности.

Блок №7

Проблема подростков

«Мстители»

Б. Окуджава, А.Галич, В. Высоцкий, А. Розенбаум и др. Актуальность творчества. Юбилей В.Высоцкого (январь)-открытое мероприятие.

Блок №9

Написание учебно-исследовательских работ и участие в литературно-краеведческих конкурсах (по особому плану)

Блок №10

Человек на Земле.

Вопросы смысла жизни. Ф Абрамов «Деревянные кони», «Пелагея», «Алька».

Человек в кругу семьи. Г.Бакланов «Кондратий» и др.

Сердечное понимание мира. Б.Екимов «Пастушья звезда»

Проблема ответственности человека за своё жизненное поведение (проблема жизненного выбора).

Блок №11

Творческие встречи. Поездки. Экскурсии. Оформление выставок. Юбилейные даты. Статьи в газету.

Блок №12

В.А.Сухомлинский «Письма о добром и вечном» . 45 писем, изучение важных по проблематике.

Блок №13

Сочинения разных жанров.

Блок №14

Отчётные мероприятия (по особому плану)

Ожидаемые результаты

В процессе обучения ребята получат теоретические знания, которые помогут им при выполнении творческих работ: написании учебно-исследовательских работ, написании сочинений (часть С) на экзамене, по организации и проведению выставок, тематических вечеров;

Учащиеся, прошедшие курс кружка, более свободно и грамотно будут выстраивать свои устные выступления перед аудиторией, свободно комментировать прочитанные тексты, создавать отзывы и рецензии, а главное – понимать текст и создавать собственные тексты (поэтические) и тексты статей, сочинений и т.д.

Литература для учащихся и учителя.

    В мире литературы. Пособия с 7-11 класс. М., Дрофа, 2008 г.

    Литература. Нестандартные уроки 5-11 классы. Волгоград: Учитель, 2007.

    Чудинова Г.В. Творчество Б Екимова в школьном изучении. Методические рекомендации, Пермь, 2009.

    Дидактический материал к лекциям по современной литературе. Пермский областной институт повышения квалификации работников образования. Пермь-2003

    Сборник элективных курсов. Литература 10-11 классы. Составитель Вялкова Г.М. Волгоград: Учитель -2009

    Журнальные публикации (журналы «Новый мир», «Современник», «Роман-газета», «Знамя» и др.

Рабочая программа литературного кружка

Учитель русского языка и литературы

Ершова Тамара Андреевна

Пояснительная записка

Федеральным государственным образовательным стандартом предусмотрены новые требования к образованию, новые подходы к работе: творческие мастерские, читательские конференции, викторины, конкурсы, экспресс-концерты и другие формы проведения, которые способствуют организовывать и проводить увлекательную кружковую работу.

Материалы, разработанные для работы в кружке, можно использовать и на уроках литературы, и на дополнительных занятиях.

Целью литературного кружка является:

Развитие творческих способностей детей, самостоятельной творческой деятельности

Расширение жизненного опыта школьников, вовлечение их в соответствующую их интересам творческую среду

Развитие общего творческого потенциала и специальных литературно-творческих способностей.

Программа ставит следующие задачи :

1. Обучающие:

Освоение детьми более глубоких знаний по различным аспектам литературного творчества (стихосложение, жанры произведения, лексические средства языка);

Формирование у обучающихся творческого мышления: ассоциативных образов, фантазирования, понимание закономерностей, умение решать сложные проблемные ситуации;

Развивать способности свободно, нестандартно мыслить, умение передать свою мысль в письменной и устной форме;

Развитие эстетических качеств, самостоятельности суждений при восприятии произведения.

2. Воспитательные:

Воспитание у учащихся уважения и любви к родной литературе;

Формирование адекватной самооценки, развитие коммуникативных навыков, культуры общения со сверстниками;

Воспитание активной жизненной позиции.

Ожидаемые результаты освоения программы:

Личностным результатом обучающихся по программе кружка является формирование всесторонне образованной, инициативной, успешной и творческой личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно – нравственных, культурных и этических принципов.

Метапредметные результаты заключаются в формировании и развитии познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей обучающихся;

Способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических действий – умений;

Умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию;

Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной форме.

Предметные:

Понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;

Осознание значимости литературы для личного развития;

Умение применять литературные знания в повседневной жизни.

Направленность программы: художественно-эстетическая

Педагогические условия реализации программы :

В основе кружковой работы лежит принцип добровольности.

Основными педагогическими принципами, обеспечивающими реализацию программы, являются:

Учет возрастных и индивидуальных особенностей каждого учащегося;

Доброжелательный психологический климат на занятиях;

Личностно-деятельный подход к организации учебно-воспитательного процесса;

Оптимальное сочетание форм деятельности;

Доступность.

Формы работы:

Эвристическая беседа;

Индивидуальная, групповая и коллективная исследовательская деятельность;

Выразительное чтение;

Самостоятельная творческая работа (индивидуальная и групповая) – творческие мастерские;

Артикуляционные разминки;

Обсуждение проблемных вопросов;

Конкурсы;

Викторины

Театральные постановки;

Выпуск журнала.

Основные принципы работы кружка.

1. Принцип связи внеклассной работы с уроками литературного чтения

2. Принцип систематичности в подаче языкового материала.

3. Принцип учета индивидуальных интересов и способностей учащихся.

4. Принцип занимательности.

5. Принцип разнообразия форм и видов внеклассной работы.

6. Принцип взаимосвязи отдельных видов внеклассной работы.

7. Принцип добровольности.

8. Принцип массовости.

Календарно-тематическое планирование

Тема занятия

Кол-во часов

Что такое слово?

Лексическое значение слова

Прямое и переносное значение слова

Шифрованное письмо

Интонация

Страна «Ребусология»

Малые жанры фольклора

Сочиняем загадки

Небылицы

Лото сказок

Наш театр. Басни.

Стихи о животных

Итоговое занятие. Создание журнала «Мы на площадке-2016»

Техническое оснащение :

Компьютер;

Проектор;

Художественные рисунки и иллюстрации;

Книги с произведениями;

Материалы для художественного творчества (гуашь, акварель, бумага и т. д.)

Список литературы:

Для учителя:

Альбеткова Р.И. / Русская словесность, - учебное пособие, ДРОФА, М., 2013.

муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

«Основная общеобразовательная школа № 5»

РАССМОТРЕНО:

на педагогическом совете

протокол № _________________

от «____» _____________201__ г.

УТВЕРЖДЕНО:

директор МОБУ «ООШ № 5»

С.А.Терских

«____» _____________201__ г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного предмета, курса

литературный кружок

_____________________

(наименование предмета, курса)

Антонова Елена Геннадьевна

Ф.И.О. педагога, разработавшего и реализующего учебный предмет, курс

5-6

класс (параллель), в котором изучается учебный предмет, курс

2016-2017

срок реализации рабочей программы

г. Минусинск

2016

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа внеурочной деятельности «Литературный кружок» разработана на основе Федерального Государственного Образовательного Стандарта общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Примерной рабочей программы «Литературный кружок», автор О. А. Ерёмина (Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. Москва: Издательство «Просвещение», 2012.)

Практика организации занятий литературного кружка в школе не только помогает глубже усвоить школьную программу, но и расширяет круг чтения детей, так как рассматриваются произведения, в школьную программу не входящие. Это особенно актуально в наши дни, когда чтение во многих семьях вытеснено телевидением и компьютерными играми. Предлагаются задания, включающие детей в самостоятельный творческий, исследовательский поиск.

Предлагаемый курс рассчитан на внеурочную работу с детьми 5-6 классов, но может использоваться также в учреждениях системы дополнительного образования.

Цель внеурочной деятельности - трансформация процесса развития

интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка путем совершенствования его литературных способностей в процесс саморазвития.

Задачи курса:

Развивать познавательные потребности школьников;

Активизировать творческие способности;

Обучать детей специальным знаниям, необходимым для проведения

самостоятельных исследований;

Формировать и развивать у детей важные теоретические знания;

Формировать представления об исследовательском обучении как ведущем способе учебной деятельности.

Актуальность данной программы в том, что ее содержание отражает основные принципы построения литературоведческого образования детей среднего школьного возраста.

Возраст детей : 11-13 лет.

Сроки реализации : программа рассчитана на 2 года.

Рабочая программа рассчитана на 68 часов в соответствии с календарным учебным графиком. Внесены изменения: посещение выставки иллюстраций по литературным произведениям – 1ч; посещение спектакля по литературному произведению – 2ч.

Общая характеристика внеурочной деятельности

Творческий и познавательный аспекты деятельности - обязательные компоненты любого вида деятельности. Совокупным предметом творческой и познавательной деятельности является вся реальность, ее продуктом - знание. В случае коллективного субъекта - это научное знание в целом; для индивида - индивидуальное знание, полученное, как правило, путем освоения основ научного знания, накопленного человечеством. Основным критерием выделения этой стороны внеурочной деятельности в качестве самостоятельного направления является то обстоятельство, что без моделирования реальности, без передачи последующим поколениям и умножения знания никакая деятельность невозможна, т.к. она основана на информационных процессах получения, хранения, преобразования и использования информации.

Программа поможет обучающимся глубже освоить школьную программу, расширит их круг чтения, учит внимательно слушать друг друга, позволяет установить взаимопонимание между детьми. Программа предполагает обучение школьников, проявляющих интерес к изучению литературы. Программа предусматривает последовательное расширение знаний о литературе.

Отличительные особенности программы: программа носит личностно ориентированный, деятельностный и развивающий характер и состоит из трех основных блоков: предметно-деятельностный, блок функциональной грамотности и блок личностного роста.

Программа реализуется на основе следующих принципов:

Принцип развития мыслеобразования, при котором вся система представлений о литературе опирается на образы, возникающие при чтении литературных произведений;

Принцип развития партнерских взаимодействий обучающихся с педагогом и между собой;

Принцип развития соактивности, который регулирует использование методов развития стратегий деятельности учащихся, направленной на словесное творчество.

Курс выстроен ступенчато. Каждый год учащиеся узнают новое, опираясь на уже имеющиеся знания. Знания постепенно расширяются, углубляются, систематизируются, приобретают обобщенный характер.

Предполагаемая программа литературного кружка включает три относительно самостоятельные подпрограммы:

Тренинг литературных способностей;

Самостоятельное чтение литературных произведений, их анализ исследовательская практика;

Мониторинг литературно - исследовательской деятельности.

Тренинг литературных способностей .

В ходе данного тренинга учащиеся должны овладеть специальными знаниями, умениями и навыками литературного анализа, а именно:

Видеть проблемы;

Ставить вопросы;

Выдвигать гипотезы;

Давать определение понятиям;

Классифицировать;

Наблюдать;

Проводить эксперименты;

Делать умозаключения и выводы;

Структурировать материал;

Готовить тексты собственных сообщений;

Объяснять, доказывать и защищать свои идеи.

Самостоятельная деятельность учащихся

Основное содержание работы - проведение учащимися самостоятельных исследований и выполнение творческого проекта. Занятия в рамках этой подпрограммы выстроены так, что степень самостоятельности ребенка постепенно возрастает.

Мониторинг литературной деятельности

Эта часть программы так же важна, как и две предыдущие. Мониторинг включает мероприятия, необходимые для управления процессом решения задач литературного обучения. Ребенок должен знать, что результаты его работы интересны другим, и он обязательно будет услышан. Ему необходимо освоить практику презентаций результатов собственных исследований, овладеть умениями аргументировать собственные суждения.

Основная форма выполнения заданий - самостоятельная работа обучающихся. Предусмотрена также коллективная работа: обсуждение найденных самостоятельно решений, совместное исследование проблемы.

Описание места внеурочной деятельности в учебном плане

Рабочая программа рассчитана на 68 часов в соответствии с календарным учебным графиком. Занятия проходят 1 раз в неделю во внеурочное время. Продолжительность занятия – 40 минут.

Формы и режим работы :

Эвристическая беседа;

Индивидуальная, групповая и коллективная исследовательская

деятельность;

Выразительное чтение;

Творческие мастерские;

Артикуляционные разминки;

Обсуждение проблемных вопросов;

Конкурсы;

Мини-концерты;

Словесное рисование;

Выпуск школьной «Литературной газеты» (или альманаха)

Работа ведётся во второй половине дня. Большая часть времени отводится

на практические работы, познавательный материал даётся через наглядное,

практическое обучение, в доступной и интересной для учащихся форме.

Основная форма выполнения заданий - самостоятельная работа обучающихся. Предусмотрена также коллективная работа: обсуждение найденных самостоятельно решений, совместное исследование проблемы, выставки, конференции.

Планируемые результаты внеурочной деятельности

Планируемыми результатами освоения обучающимися программы внеурочной деятельности являются следующие: у обучающихся будут сформированы личностные, метапредметные (регулятивные, познавательные, коммуникативные) и предметные универсальные учебные действия.

Личностными результатами является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):

Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные поступки можно оценить как хорошие или плохие.

В предложенных ситуациях делать выбор, какой поступок совершить.

Положительное отношение к литературной деятельности;

Широкая мотивационная основа литературной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;

Интерес к новому содержанию и новым способам познания;

Обучающийся получит возможность для формирования:

Внутренней позиции обучающегося на уровне понимания необходимости литературной деятельности, выраженного в преобладании познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки деятельности;

Выраженной познавательной мотивации;

Устойчивого интереса к новым способам познания;

Адекватного понимания причин успешности / неуспешности литературной деятельности;

Морального сознания, способности к решению моральных проблем на основе

учета позиций партнеров в общении, устойчивого следования в поведении моральным нормам и этическим требованиям.

Метапредметными результатами является формирование следующих УУД:

Регулятивные УУД:

Учится работать по предложенному учителем плану.

Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на занятиях.

Познавательные УУД :

Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в литературе.

Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя литературу, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы в парах, группах.

Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы.

Коммуникативные УУД :

Доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне предложения или небольшого текста).

Слушать и понимать речь других.

Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договоренности и правила (как со сверстниками, так и со взрослыми).

Предметными результатами является сформированность следующих

умений:

Оценивать поступки героев литературных произведений.

Различать литературные роды и жанры, виды словесного творчества.

Создавать собственные тексты.

Приводить примеры из литературных произведений.

Анализировать литературные тексты.

Создавать индивидуальные, групповые и коллективные проекты по литературным произведениям.

Содержание программы внеурочной деятельности

Фольклор.

Божества славянского язычества. Славянская мифология. Теория мифа.

«Велесова книга». Знакомств с Мифологическим словарём.

Детский фольклор. Колыбельные песни, потешки, прибаутки, заклички, дразнилки, считалки, приговорки, скороговорки. Эвристическая беседа.

Особенности детского фольклора. Изобразительность детского фольклора.

Словотворчество. Наставительность. Небылицы. Перевёртыши.

Словотворчество. Ритмичность небылиц.

Сказки о животных, волшебные, бытовые сказки.

Сказочная интонация. «Болтунья» - русская народная бытовая сказка. Картина В.М. Максимова «Бабушкины сказки».

Сказочная интонация.

Французская сказка «Лиса и куропатка». Сопоставление с басней И.А.

Крылова «Ворона и лисица».

Норвежский цикл сказок про лиса Миккеля и медведя Бамсе. Сопоставление с русской народной сказкой «Мужик и медведь».

Волшебные сказки. Путешествие как важный элемент сюжета волшебной сказки. «Пёрышко Финиста Ясна-Сокола».

Герои сказки.

Особенности волшебной сказки.

Символика волшебной сказки. Что такое символ. Символика русских народных сказок.

Сказки-отражение духа народа.

Практическая работа: словесное рисование, выучить прибаутку, считалку

или потешку, сочинить собственную небылицу-перевёртыш, чтение сказки

вслух со сказочной интонацией, создание иллюстраций к волшебной сказке

«Пёрышко Финиста Ясна-Сокола», просмотр мультфильма «Колыбельные

мира».

А.С. Пушкин . «Руслан и Людмила». История создания поэмы. Сюжет

и герои «Руслана и Людмилы». Особенности сюжета поэмы «Руслан и

Людмила». Герои поэмы: Руслан, Людмила, Фарлаф, Ратмир, Черномор,

Наина, голова.

Практическая работа : викторина по поэме «Руслан и Людмила», просмотр

художественного фильма «Руслан и Людмила».

М.Ю. Лермонтов. Сказка «Ашик-Кериб».

Практическая работа : выразительное чтение. Выпуск школьной

«Литературной газеты».

Гномы и эльфы в сказках и легендах Западной Европы. «Томас –

рифмач». Шотландская легенда.

Практическая работа : читательская конференция. Посещение выставки

иллюстраций литературных произведений

Дж. Р.Р.Толкиен. Повесть- сказка «Хоббит, или Туда и Обратно».

Путешествие с Бильбо Бэггинсом.

Практическая работа : чтение повести- сказки

П.П. Бажов . Сборник сказов «Малахитовая шкатулка». Сказ

«Танюшка-мастерица». Тайны «Малахитовой шкатулки».

Практическая работа: Чтение сказа. Викторина.

Б.В. Шергин . Поморское детство в рассказе «мурманские зуйки Верность дружбе в рассказе «Миша Ласкин»

Практическая работа: выразительное чтение рассказа

Сат-Ок. Судьба писателя. «Таинственные следы». «Таинственные

следы». Книги про индейцев

Практическая работа: выразительное чтение, отзыв о книге

В.П. Крапивин. Фантастическая повесть «Я иду встречать брата».

Команда и «Каравелла». «Строим наш мир».

Практическая работа: иллюстрация к повести, сочинение собственной

повести. Посещение спектакля по литературному произведению.

Теория стиха. Поэзия: рифма, виды рифмовки. Поэзия: размеры стиха.

«Гусиное перо».

Практическая работа: сочинение собственного двустишия, четверостишия

Выпуск школьной «Литературной газеты» . Что читать летом? Занятие-

конкурс.

6 класс

Что такое чудо? Ф.Г. Лорка «Как улитка отправилась

путешествовать и кого она встретила в пути»

Знакомство с книгой А.С. Грина «Алые паруса»

Л. В. Соловьев «Зверь, именуемый кот» (отрывок из «Повести о

Ходже Насреддине»)

В. П. Крапивин . Фантастическая повесть «Выстрел с монитора»

Подвиг Галиена Тукка. Выход на Дорогу.

«Куда ведёт дорога?». Творческая мастерская.

Афанасий Никитин. «Хождение за три моря». Удивительная Индия.

«Житие протопопа Аввакума, им самим написанное». Чудеса,

увиденные протопопом.

Жизнь детей в разные эпохи . А. Н. Толстой «Петр Первый»

(отрывки).

Сто лет спустя: жизнь дворянских детей . А. С. Пушкин

«Капитанская дочка» (отрывок) .

Жизнь крестьянских детей. Н. А. Некрасов. Стихотворения,

посвященные русским детям. Экспресс-концерт.

К. М. Станюкович «Максимка».

А. П. Чехов «Ванька».

В. А. Осеева «Динка», « Динка прощается с детством».

« Дети и эпохи». Читательская конференция.

Творческая мастерская.

Ю. В. Друнина «Зинка».

Дети и война . Презентация проектов.

Джек Лондон «Как вешали Калтуса Джорджа».

В. К. Арсеньев «Дерсу Узала».

И. А. Ефремов «Белый рог».

Тематическое планирование с определением основных видов

внеурочной деятельности

5 класс

Основные виды

внеурочной

деятельности

обучающихся

Дата по плану

пятница

Дата по факту

Фольклор

Чтение прибауток,

считалок, потешек.

Словесное рисование,

заучивание,

сочинение,

создание иллюстраций

Творческий пересказ

Конкурс чтецов

2.09

2.09

Словесное рисование,

заучивание прибаутки,

считалки или потешки,

9.09

9.09

Сочинение собственной

небылицы-

перевёртыша

16.09

16.09

Знакомство с произведением «Пёрышко Финиста

Ясна-Сокола»

23.09

30.09

23.09

30.09

Чтение

сказки вслух со

сказочной интонацией.

7.10

7.10

Создание иллюстраций

к волшебной

сказке

«Пёрышко Финиста

Ясна-Сокола».

Выставка рисунков

Словесное рисование

14.10

14.10

Просмотр мультфильма

«Колыбельные мира».

21.10

21.10

А.С. Пушкин

Викторина по поэме

«Руслан и Людмила»

Викторина

Просмотр фильма

28.10

28.10

10.

Просмотр

художественного

фильма «Руслан и

Людмила».

11.11

11.11

11.

12.

М.Ю Лермонтов

Сказка «Ашик-Кериб»

Выразительное чтение,

выпуск школьной

«Литературной

газеты».

18.11

25.11

18.11

25.11

13.

14.

Гномы и эльфы в

сказках и легендах

Западной Европы

Читательская

конференция

2.12

9.12

15.

16.

Дж. Толкиен

«Хоббит, или Туда и Обратно»

Чтение повести- сказки,

словесное рисование

16.12

23.12

17.

18.

19.

П.П. Бажов

«Малахитовая шкатулка»

Чтение сказа.

Викторина.

13.01

20.01

27.01

20.

21.

Б.В. Шергин

Рассказы

Выразительное чтение

рассказа

3.02

10.02

22.

23.

Сат-Ок

Повесть «Таинственные следы»

Выразительное чтение,

отзыв о книге

17.02

24.02

24.

25.

26.

В.П. Крапивин

Иллюстрация к

повести, сочинение

собственной повести

3.03

10.03

17.03

27.

28.

Посещение

спектакля по

литературному

произведению

Посещение

спектакля по

литературному

произведению

24.03

7.04

29.

30.

31.

32.

Теория стиха

Сочинение

собственного

двустишия,

четверостишия

Занятие-конкурс.

14.04

21.04

28.04

5.05

33.

34.

Школьная

«Литературная

газета»

Выпуск школьной

«Литературной

газеты» .

12.05

19.05

Всего час.

6 класс

Основные виды

внеурочной

деятельности

обучающихся

Дата по плану

Дата

по факту

Ф.Г. Лорка

«Как улитка отправилась путешествовать и кого

она встретила в пути»

Игра «Ассоциация»,

чтение и обсуждение баллады

8.09

8.09

А. С. Грин

«Алые паруса»

Игра «В гостях у

мнемозины», просмотр

фильма «Алые паруса»

15.09

22.09

15.09

22.09

Л. В. Соловьёв

«Зверь, именуемый кот» (отрывок из

2

Игра «В гостях у

мнемозины»,чтение,

пересказ

29.09

6.10

29.09

6.10

6.

7.

8. 9.

В.П. Крапивин

Повесть « Я иду встречать брата»

4

Чтение и пересказ

отдельных глав

13.10

20.10

27.10

10.11

13.10

20.10

27.09

10.11

10.

11.

Древнерусская литература «Житие протопопа Аввакума, им самим написанное». А. Н.

2

Эвристическая беседа,

чтение древнерусского

текста,

устный рассказ

17.11

24.11

17.11

24.11

12.

13.

14.

15.

Творческая

мастерская

4

Выпуск школьной

литературной газеты

1.12

8.12

15.12

22.12

16.

17.

18.

Конкурс чтецов

3

Экспресс-концерт

12.01

19.01

26.01

19.

20.

21.

22.

23.

24.

25.

26.

27.

Жизнь детей в

разные эпохи: К. М. Станюкович «Максимка».

А. П. Чехов «Ванька».

В. А. Осеева «Динка», « Динка прощается с детством».

Ю. В. Друнина «Зинка».

Джек Лондон «Как вешали Калтуса Джорджа».

Герой – подросток в произведении Т. Уайта «Свеча на ветру»

С. Аксаков «Детские годы Багрова – внука»

Герои рассказа И. Тургенева «Бежин луг»

9

Читательская

конференция

2.02

9.02

16.02

2.03

9.03

16.03

23.03

6.04

13.04

28.

29.

Дети и война

2

Презентация проектов

20.04

27.04

30.

31.

32.

33.

34.

Приключения и

Фантастика

В. П. Крапивин. Фантастическая повесть «Выстрел с монитора»

5

Чтение, пересказ

4.05

11.05

18.05

25.05

25.05

Всего час

34

Описание материально-технического оснащения внеурочной деятельности

Специальное сопровождение (оборудование):

- произведения художественной литературы;

- литературные энциклопедии, справочники, словари;

- иллюстрации к произведениям;

-электронная библиотека

Техническое оснащение:

- компьютер, мультимедийный проектор, экспозиционный экран.

Наименование учебного оборудования

1 Книгопечатная продукция

- Русские народные сказки

- Сказки народов мира

- Детский фольклор

- Мифологический словарь

- А.С. Пушкин. Поэма «Руслан и Людмила»

- М.Ю. Лермонтов. Сказка «Ашик-Кериб»

- Легенды Западной Европы

- Дж.Р.Р. Толкиен «Хоббит, или Туда и Обратно»

- П.П. Бажов «Малахитовая шкатулка»

- Б.В. Шергин. Рассказы

- Сат-Ок. Повесть «Таинственные следы»

- В.П. Крапивин. Повесть « Я иду встречать брата»

- Ф.Г. Лорка «Как улитка отправилась путешествовать и кого

она встретила в пути»

- А.С. Грин «Алые паруса»

- Л. В. Соловьев «Зверь, именуемый кот» (отрывок из

«Повести о Ходже Насреддине»)

- В. П. Крапивин. Фантастическая повесть «Выстрел с

монитора»

- Афанасий Никитин. «Хождение за три моря».

- «Житие протопопа Аввакума, им самим написанное». А. Н.

Толстой «Петр Первый» (отрывки).

- А. С. Пушкин «Капитанская дочка» (отрывок) .

- К. М. Станюкович «Максимка».

- А. П. Чехов «Ванька».

- В. А. Осеева «Динка», « Динка прощается с детством».

- Ю. В. Друнина «Зинка».

- Джек Лондон «Как вешали Калтуса Джорджа».

- В. К. Арсеньев «Дерсу Узала».

- И. А. Ефремов «Белый рог».

Наглядные пособия

1. Репродукции к русским народным сказкам, сказкам народов мира, к художественным произведениям А.С. Пушкина, М.Ю., Лермонтова, П. Бажова.

2. Фильмы и мультфильмы

- мультфильм «Колыбельные мира»

- фильм «Руслан и Людмила», «Капитанская дочка», «Алые

паруса»

- мультфильм «Хозяйка Медной горы»

Список литературы

1.Ерёмина О.А. Литературный кружок в школе. 5-6 классы: пособие для

учителей общеобразовательных учреждений.-М.: Просвещение, 2012-140 с.

2.Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное

образование / под ред. В.А.Горского – М.: Просвещение, 2011.

3.Федеральный государственный образовательный стандарт основного

общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.:

Просвещение, 2011.

4.Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический

конструктор: пособие для учителя.-М.:Просвещение, 2011.-223с.