9 класс

Методика здоровьесберегающих инновационных технологий в. Современные инновационные здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе доо консультация. Виды инновационных здоровьесберегающих

Конспект занятия во второй младшей группе

по краеведению

На тему: « Приходите в гости к нам.»

Выполнила

Бегунова Людмила Ивановна

МДОУ № 160

Тверь 2012г.

Программное содержание:

1. Познакомить детей с самоваром и его составляющими (кран, крышка,
ручки).

Познакомить детей с процессом приготовления чая: показать и назвать действия, которые впоследствии дети смогут перенести в игровую ситуацию (насыпать чай в заварочный чайник, залить кипятком, добавить в чай молока или сахара).

Продолжать знакомить детей с предметами чайной посуды (чашки, блюдца, чайные ложки, чайник для заварки, сахарница, молочник) и их назначение.

Закрепить у детей представления о шести цветах (красный, желтый, синий, зеленый, оранжевый, фиолетовый) и умение подбирать по образцу.

Закрепить знания детей о величине (самая большая, поменьше, самая маленькая) и умение подбирать.

4. а) Пополнить словарный запас детей (самовар, чайник для заварки, кипяток,
заварка, сахарница, молочник, чай душистый, ароматный, сладкий).

б) Использовать в речи детей и педагога потешки: Хлебом-солью всех встречаем, Самовар на стол несем. Мы за чаем не скучаем, Говорим о том, о сем.

Очень любим мы матрешки, Разноцветные одежки. Сами ткем и прядем, Сами в гости к вам придем.

Ай, качи- качи- качи! Глянь- баранки,калачи! Глянь- баранки, калачи! с пылу, с жару из печи! С пылу, с жару из печи-Все румяны, горячи.

Ладушки, ладушки!
_ Пекла бабка оладушки

Маслом ползала,

Детушкам --давала.

Насте два, Максиме два,

Алене два, Родиону два.

Хороши оладушки
У нашей бабушки.

5.Воспитывать доброжелательное отношение у детей, умение благодаритьсверстника, взрослого за оказанную помощь, внимание; выражать просьбу словами, излагать ее понятно; пользоваться словами: спасибо, пожалуйста.

Предварительная работа:

Чтение книги «Матрешкины потешки» и рассматривание иллюстраций к ней; рассматривание предметных и сюжетных картинок с изображением чайной посуды; игры с матрешками; знакомство с домовенком Кузей и игры с ним;

домашнее задание и беседа на тему: «Как мы с мамой заваривали чай»;

дидактические игры на закрепление цвета и величены.

Оборудование:

Стол накрытый скатертью, сервированный к чаю (чашки, блюдца, чайные, ложки, сахарница с сахаром, молочник с молоком, вазочка, баранки и калачи угощение детям); столик хохломской с салфеткой, самовар, чайник для заварки, баночка с заваркой, маленький поднос, чайная ложечка, грелка для чайника; матрешка, домовенок Кузя, хохломской столик и на нем дидактическая ира «Подбери по цвету» (чашки и блюда).

Организация занятия:

Свободно, сидя около стола, стоя, сидя за столом.

часть- 7 мин

часть- 5 мин

част- 10 мин

Занятие проводится по подгруппам.

Ход занятия.

После музыкального занятия воспитатель открывает дверь в группу и
приглашает к себе в гости детей, приговаривая:

Дверь открою- стану звать,
Деток в гости приглашать!
Где вы детки? Заходите!
Я вас чаем угощу,
А потом будем играть,
Песни петь и танцевать!
- Здравствуйте Настенька и Аленушка!

Здравствуй Максимочка и Родион!

(Воспитатель берёт детей за руки и заглядывает им в глаза)

Проходите, пожалуйста.

Очень хорошо, что пришли ко мне в гости.

Спасибо, я очень рада вас видеть.

Я вас ждала - в доме убрала, стол накрыла белой скатертыо и расставилак

чаю красивую чайную посуду.

Вам, ребятки, нравится у меня в гостях?

Гости на порог и самовар на стол.

Проходите, гости, присаживайтесь, пожалуйста поудобнее.

Ответ детей.

Загадываю загадку о самоваре: У носатого у Фоки

Постоянно руки в боки.

Фока воду кипятит

И как зеркало блестит.

А какой самовар ребятки?

Большой, блестящий, красивый, в него можно смотреться, как в зеркало.

Что есть у самовара?

Что за руки в боки? -Это ручки у самовара.

Зачем они нужны?

Чтоб не обжечься. В самоваре вода горячая, кипяток.

А чтоб в самовар водичку налить надо сначала, что снять?

Самовар - птица-жар!

Кран открывается-

Чай наливается!

Что у самовара открывается? (Спрашиваю несколько детей).

А зачем нам нужен самовар?

Чай пить.

Вы видели, как ваши мама, папа или бабушка заваривали чай? -Да.

Как они это делали?

Высказывание детей.

А сейчас я заварю для вас чай.

Беру баночку с заваркой и спрашиваю:

Как вы думаете, что в баночке?

Открываю баночку, высыпаю заварку на подносик, показываю детям.

Ребята пробуют помять заварку ложечкой.

Какая заварка?

Твёрдая, сухая, мелкая.

Есть специальный чайник в котором заваривают чай.

Он так и называется: чайник для заварки.

Такой чайник для заварки стоит и на моем столе, не правда ли?

Настенька, покажи, где он?
Показывает и называет.
Спрашиваю несколько детей.

Снимаю крышку у чайника и предлагаю детям засыпать в чайник заварку с подноса чайной ложечкой.

Чем насыпаешь заварку?

Чайной ложечкой.

Ачтоещенадосделать, чтобызаваритьчай?

Налить в чайник воды.

Правильно, воды. И не просто воды. А какой?

Горячей, кипяток.
Спрашиваю несколько детей.

А где у нас кипяток?

В самоваре...

До самовара дотрагиваться нельзя, можно обжечься, потому что в нем кипяток.

Поставлю чайник поближе к самовару,

Кран открывается-

Чай наливается!

А теперь накрою крышкой чайник и накрою его вот такой красивой грелкой хтя чайника, чтоб, чаинки разварились, разбухли, и чай у нас получится душистый ароматный.

Ребятки пусть чай пока заваривается. А вы посмотрите, к нам еще одна гостья пришла.

2 часть. Достаю матрешку и показываю детям.

Матрешка.

Здравствуйте, ребятки!

Здравствуй, матрешка

Очень любим мы, матрешки,

Разноцветные одежки.

Сами ткем и прядем,

Сами в гости к вам придем

Мы очень рады матрешка, что ты к нам в гости пришла.

Правда, ребятки? -Да.

Ребятки, спросите у матрешки, любит ли она пить чай?

Очень люблю, он такой душистый, ароматный, сладкий.

Ребята я для вас приготовила чашечки с блюдцами, а для матрешки не успела. Помогите мне, пожалуйста.

Дети подходят к столу с плоскостными чашечками и блюдцами разного цвета и разной величины.

Посмотрите. чашечки и блюдца разного цвета.

Эта чашечка какого цвета?

Дети называют все цвета.

И блюдца таких же цветов.

Только их надо подобрать к чашечкам.

Помогите мне, пожалуйста.

ребята подбирают по цвету чашки и блюдца.

Максим, у тебя чашечка и блюдце какого цвета?

А у тебя?
Спрашиваю всех детей.

Спасибо помощники мои.

Матрешка у нас одна, а чашечек и блюдец много.

Но наша матрешка волшебная, посмотрите.
Открываю матрешку и достаю поменьше,собираю.

Какая же матрешка?

Самая большая.-А эта?
-Поменьше

11 так собираю всех матрешек и спрашиваю, какие они (поменьше, еще меньше...).

А эта матрешка, какая?

Самая маленькая.

Раздаю матрешек детям и предлагаю им расставить матрешек от самой большой до самой маленькой.

У кого матрешка самая большая?

А теперь чья матрешка следующая, поменьше?

Дети расставляют матрешек по росту, приговаривая самая большая, поменьше, еще меньше... и самая маленькая.

А у тебя какая матрешка?

Самая маленькая.

Посмотрите, ребята, чашечки и блюдца одинаковые по величине?

Разные не только по цвету, но и по величине.

Какая чашка самая большая?

Зеленая. Дети показывают.

Самая маленькая? Желтая.

Самая большая матрешка из какой чашки будет пить?

Из самой большой зеленой чашки.

А эта матрешка?

Воспитатель показывает матрешек, а дети подбирают для них чашки по величине.

Молодцы ребятки. Теперь у каждой матрешки есть своя чашечка.

А давайте, для наших матрешек исполним танец «матрешки»
\(Физкультминутка).

Мы, матрешки,

Вот какие крошки. Как у нас

Чистые ладошки.

Мы матрёшки Мы матрёшки

Вот какие крошки Вот какие крошки.

Как \- нас, как у нас Поплясать, поплясать

Новые сапожки Вышли мы немножко.

Сюрпризный момент-Стук в дверь, появляется домовёнок Кузя с баранками и калачами.

Кто это. ребятки?

Здравствуйте!

Здравствуй. Кузенька!

Я думала Кузенька где-то дома спрятался, не было его видно, а он откуда-то идет

Ребята, спросите Кузю откуда он идет с баранками и калачами. Дети спрашивают.

С магазина. Вот купил там калачи да баранки.

Ай, качи - качи - качи!

Глянь - баранки, калачи!

Глянь - баранки, калачи!

С пылу с жару из печи.

С пылу с жару из печи –

Все румяны, горячи.

Ай да Кузенька, молодец!

Ребятки, а давайте и мы напечем Кузеньке оладушки.

Ладушки, ладушки!

Пекла бабка оладушки.

Детушкам давала.

Детушкам давала.

Ребятки угостите Кузеньку.

Кузе два, Настеньке два...

Хороши оладушки

У нашей бабушки!

Ай какие вкусные оладушки! Спасибо!

На здоровье Кузенька.

Кузенька, а чаю хочешь?

Конечно, я так люблю сладкий, душистый, ароматный чай.

Ребята, какой чай любит Кузенька?

Сладкий, ароматный, душистый.

Я только не знаю, как приготовить такой чай.

Не огорчайся, Кузенька, ребятки тебя научат.

Приглашайте Кузю к столу с самоваром. Все вместе подходим к столу.

Наш чай уже поспел. Снимаю грелку с чайника, открываю крышку.

Посмотрите, ребятки, Кузя, как разбухли чаинки и какой стал чай - темный, душистый, ароматный.

Вот, Кузенька какой у нас чай получился.

Атеперь послушай, как мы его заваривал!

Я. Кузенька, вскипятила в самоваре воду, что бы она стала, какой ребята?

Горячей, кипяток.

А что потом мы делали?

Заварку насыпали в чайник.

А как чайник называется? (для заварки).

Открыли в самоваре кран и налили кипяток в чайник для заварки. Закрыли его
крышкой и укутали вгрелку (показываю) для чайника, чтоб он настоялся.

Спасибо, ребятки, я теперь знаю, как приготовить вкусный чай.

Ребятки, приглашайте Кузеньку к столу, и сами рассаживайтесь поудобнее (помогаю детям).

Хлебом - солью всех встречаем,

Самовар на стол несем

Мы за чаем не скучаем

Говорим о том, о сем.

Переношу за ручки самовар и ставлю на середину стола. Рядом ставлю чайник для заварки.

Ребята, а куда я буду наливать чай?

Сначала я налью чай из……? Дети договаривают « из чайника для заварки»

Разливаю чай из чайника и приговариваю, побуждая детей отвечать какой чай – душистый, ароматный.

А теперь из самовара налью кипятку.

Расставлю детям и Кузе чашки с чаем.

Угощайтесь баранками и калачами.

Спасибо Кузенька!

Рассыпаю баранки и калачи в вазочки. Пробую чай из своей чашки.

Чай не сладкий.

А что же нужно для того, что бы чай стал сладким?

А где лежит сахар?

В сахарнице. Спрашиваю несколько детей.

А она есть на моём столе?

Дети показывают. Беру сахарницу и предлагаю детям.

Кому добавить сахару?

А как надо вежливо попросить?

Дайте пожалуйста мне сахару.

Сейчас возьму…….Что это ребята?

Чайная ложечка.

Чайной ложечкой всем положу сахару, а вы помешайте аккуратно помешайте своими ложечками, в своих чашечках, чтобы сахар растаял.

Продолжаем пить чай.

Что-то горячий, чуть не обожглась.

У меня где-то на столе есть молочник. а в нём- холодное молоко.

Вот он молочник. Добавлю в чай молока, он и станет холоднее. Вкусно!

Кузенька, что ты хочешь мне сказать?

Кузя на ушко мне шепчет:

Дайте мне пожалуйста молочка (добавляю ему в чашку молока).

Спасибо!

Пей на здоровье Кузенька.

Побуждаю ребят вежливо обратиться.

Дайте мне пожалуйста молочка. Спасибо.

Дети пьют чай с баранками и калачами.

Вкусный чай ребята? (да)

Кузенька тебе нравится чай.(очень)

А какой еще чай?

Сладкий, ароматный, душистый, тёплый, с молоком.

Спасибо тебе самовар. Всех гостей я чаем напоила. Вот ты у меня какой!

А какой самовар ребята?(красивый, большой, блестящий, как в зеркало в него можно смотреться).

Молодцы,ребята. Я теперь уверена, что вы сможете встретить гостей и напоить их чаем.

А теперь гости дорогие, будем играть, песни петь и танцевать. Пойдём Кузенька с нами веселиться.

Обыгрывание потешки « Тень- тень – потетень» , « Как без дудки вот беда», стихотворение «Петрушка»


Бегунова Людмила Ивановна

Цель: Формирование первичных представлений о Севере

Задачи:

— Формировать у детей первоначальные представления о местах, где всегда зима, о белом медведе, его внешнем виде, образе жизни и повадках.

— Развивать познавательный интерес к жизни животных севера;

— развивать речь детей, обогащать их словарь. (белый медведь, север, льдины)

— Воспитывать эмоциональное и бережное отношение к животным, любовь к родной природе;

Методы и приёмы : игровой, словесный, наглядный.

Материалы к образовательной деятельности: мультимедийное оборудование, «льдины», игрушки (белый, бурый медведи, медвежата, заяц), ширма с изображением леса, льдов, музыка, отрывок из мультфильма «Умка ищет друга»

Предварительная работа: Рассматривание альбома «Дикие животные», беседы о жизни диких животных, чтение художественной литературы и стихов, разгадывание загадок.

Ход занятия:

Воспитатель: Дети, вы слышите кто-то плачет? Давайте поищем, кто же это.

Находим белого медвежонка игрушку.

Воспитатель: Кто это?

Дети: Медвежонок.

Воспитатель: Посмотрите, какой он.

Дети: Шубка белого цвета.

Воспитатель: Как вы думаете, почему же он плачет?

Дети: Потерялся, заблудился.

Воспитатель: Как же ты, медвежонок, попал сюда?

Медвежонок: Играл, убежал далеко от мамы и заблудился.

Воспитатель: Ребята,что же делать?

Дети: Найти маму.

Воспитатель: А как же мы её узнаем?

Дети: Медвежонок похож на свою маму.

Воспитатель: Как вы думаете, где живет его мама?

Дети: В лесу.

Воспитатель: Отправляемся в лес, а, чтобы это было быстро и весело, мы поедем на санках. А чтобы не замерзнуть оденемся потеплее.

Проводится игра-имитация «Оденемся потеплее».

Под музыку едем «на санках».

Сани-розвальни бегут,

Сказки-россказни везут.

Тянут сани меж берёз

Конь Буран и конь Мороз.

А в санях сидят ребята

Озорные дошколята.

Приехали в лес.

Воспитатель: Где же здесь искать маму медвежонка. Может быть под елкой? Кто-то беленький сидит и ушами шевелит? Может это мама медвежонка?

Дети заглядывают под дерево и находят зайца.

Воспитатель: Медвежонок, может это твоя мама? Ребята, а вы как думаете?

Дети: Нет

Воспитатель: Почему, вы так думаете, он же тоже белый, маленький, как и медвежонок.

Дети объясняют: Это заяц, а не медведь.

Подъезжаем к сугробу.

Воспитатель: Кто-то там под снегом дышит, что же это за сугроб и кто там может быть?

Заглянем в берлогу к медведю потихоньку, чтобы его не разбудить. Как вы думаете это мама медвежонка?

Дети: Нет.

Сравниваем бурого медведя и белого (цвет, чем питаются).

Воспитатель: Медвежонок, может это твоя мама?

Медвежонок: Нет, моя мама белая и зимой мы не спим.

Воспитатель: Ребята, а я догадалась, где можно найти маму медвежонка. Есть такое место далеко – далеко на Севере. Зимой и летом там холодно, огромные льдины и много снега. Может среди снегов и льдов живут белые медведи, и там мы найдем маму белого медвежонка. Отправимся на далекий Север? Добраться туда можно только на самолете. Заводим моторы, расправляем крылья и полетели.

Игра «Самолеты»

Воспитатель: Ой, ребята, сколько здесь больших льдин. Льдины плавают по воде в океане, чтобы в воду не упасть, осторожно по ним пройдем.

Игра «по льдине пройдем, какой снег и лед назовем».

Дети проходят по льдинкам называя качества снега и льда.

Воспитатель: Слышите, опять кто-то плачет. Давайте посмотрим. Кто же это?

Заглядываем за ширму, находим большую белую медведицу.

Медвежонок радуется, благодарит детей за помощь.

Воспитатель: Давайте, ребята, спросим у медведицы не холодно ли им жить на севере?

Медведица: У нас белых медведей густая, теплая шерсть, поэтому в самый лютый мороз нам не холодно, мы любим плавать, можем уплыть далеко в океан. Когда вылезем из воды на льдину, отряхнемся – и опять шубка становится сухой. А питаемся мы рыбой, мелкими морскими животными, поэтому спать в берлогу на всю зиму не ложимся.

Воспитатель: Спасибо, тебе медведица за рассказ, а нам пора возвращаться.

Медведица: И вам спасибо, ребята, что помогли моему медвежонку вернуться домой. До свидания!

Садимся на самолет и возвращаемся.

Воспитатель: Вот мы и вернулись в детский сад. Посмотрите здесь какая-то коробка, а в ней письмо и что-то еще лежит (письмо от белых медведей и флэшка с мультфильмом).

Предлагаю детям посмотреть фильм, присланный в подарок (отрывок из мультфильма «Умка»).

После просмотра вспоминаем кому мы помогали, что узнали нового.

Название: Конспект занятия в младшей группе по краеведению «Умка ищет маму»
Номинация: Конспекты занятий, НОД / краеведение


Должность: воспитатель
Место работы: МДОУ № 8 «Колосок»
Месторасположение: п. Фоминское, Тутаевский район, Ярославская область

Надежда Корнева
Занятие по краеведению в первой младшей группе «Дикие животные. Медведь»

Познавательное занятие в мл . гр

"Дикие животные . Медведь "

Цель : Познакомить с внешними признаками медведя , названиями частей его тела, о местах пребывание; активизировать словарь по данной теме.

Задачи : - Формировать умение детей знать и различать диких животных их детенышей , правильно соотносить их названия;

Уточнить представления детей о внешнем виде диких животных , их жизнедеятельности;

Способствовать развитию связной речи, развивать внимание, память, мышление, моторику;

Воспитывать интерес к познанию окружающего мира, бережное отношение к обитателям живой природы .

Ход занятия:

Воспитатель : Проходите, проходите кемеровчане, усаживайтесь поудобней. Ребята, а вы знаете, почему я вас так назвала? Как называется город, в котором мы живём?. (Кемерово.) Поэтому мы называемся - кемеровчанами. Сегодня мы будем разговаривать о животных , которые живут в лесах города Кемерова.

Как называются животные которые живут в лесу?

Дети : Дикие животные .

Воспитатель : Правильно. Дикие животные . А почему их так называют?

Дети : Потому что эти животные живут в лесу .

Воспитатель : Эти животные заботятся сами о себе, сами добывают себе еду.

Посмотрите на мольберт.

Под кустом, под кустом,

Кто-то с рыженьким хвостом -

Дети : Лиса (см. приложение №1)

(На мольберте появляется картинка с изображением лисы)

Воспитатель : Серый, страшный и зубастый

Произвёл переполох,

Все зверята разбежались

Напугал зверят он всех.

Дети : Это волк (см. приложение №2)

(На мольберте появляется картинка с изображением волк)

Воспитатель : Маленький, беленький, пушистый. У него длинные уши. Это.

Дети : Зайка (см. приложение №3)

(На мольберте появляется картинка с изображением зайца)

Воспитатель : Ребята, прежде чем узнать, какая еще картинка появится на мольберте, с изображением какого зверя, вы должны отгадать загадку :

Ходит в шубе круглый год

Очень любит сладкий мёд!

Еще любит он поспать.

Громко может он рычать : Ры-ы-ы.

Шагают косолапо его большие лапы.

О нём читали книжку

Кто же это?.

Дети : Мишка (см. приложение №4)

(На мольберте появляется картинка с изображением медведя )

Воспитатель : Ребята, медведь живёт в нашем красивом краю в Кузбассе, в лесах города Кемерова. (см. приложение №5)

(На мольберте появляется картинка с изображением Кузбасса, леса)

Ходит медведь по лесу переваливается, неуклюжий, косолапый.

(Побуждать детей к проговариванию слов, попросить детей походить как ходит,переваливаясь, медведь )

Расскажите, ребята, про медведя , какой он?

Какие у него лапы?

- Медведь . (большой,. (сильный,. (коричневый,.

У него длинные. (когти, и сильные. (лапы)

Воспитатель : Ребята, где живёт медведь ?.

Дети : В лесу.

Воспитатель : В лесу города.

Дети : Кемерова

Воспитатель : А как называется дом медведя ?

Дети : Берлога

Воспитатель : Хотите посмотреть, как зимует медведь в берлоге ?

(На мольберте появляется картинка со спящим в берлоге медведем ) (см. приложение №6)

Вот так медведь спит в своей берлоге.

Как вы думаете, ему тепло или холодно?

Мех. (тёплый) . Вход ветками. (завален) . Снегом сверху. (замело) .

(Если дети затрудняются ответить, помогает воспитатель)

Всю зиму спит медведь в берлоге . Только весной проснётся.

Да. Медведь большой сладкоежка , очень любит. (мёд)

(На мольберте появляется соответствующяя картинка) (см. приложение №7) и. (малину) (см. приложение №8) (на мольберте появляется соответствующая картинка)

Пока мишка лакомится мёдом, малиной, мы нарисуем с вами "следы медведя " (вос-ль раздаёт детям листы бумаги с изображением медведя , кисточки, гуашь. Дети ритмично наносят мазки на бумагу, приговаривая при этом : " Топ - топ - топ. "

Физкультминутка.

Отойди - ка от берлоги (грозят пальцем)

Уноси скарее ноги (бегут на месте)

А не то начну реветь (поднять руки)

Я не ёжик, а медведь . (погрозить пальцем походит в перевалочку) .

(Вос - ль вновь обращает внимание детей на мольберт)

Ребята, послушайте стихотворение и помогите мне закончить предложение :

Летним днем, простой тропой

Звери шли на водопой :

За мамой зайчихой прыгал. (зайчонок) (картинка зайчонка (см. приложение №9)

За мамой волчицей топал. (волчонок) (картинка волчонка (см. приложение №10)

За мамой лисицей крался. (лисёнок) (картинка лисёнка (см. приложение №11)

За мамой медведецей шёл . (медвежонок ) (картинка медвежонка (см. приложение №12)

Конспект НОД в первой младшей группе «Дикие животные» Задачи: Познавательное развитие: Закрепить и уточнить представления детей о диких животных. Развивать слуховое и зрительное внимание, память,.

Конспект занятия во 2 младшей группе «Дикие и домашние животные» Конспект «Домашние и дикие животные» во 2 младшей группе

Людмила Азизова
Семинар-практикум: «Современные инновационные здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе ДОУ»

Понятие “здоровьесберегающие образовательные технологии ”появилось в педагогическом лексиконе в последние несколько лет и до сих пор воспринимается многими педагогами по-разному. Почему сегодня здоровьесберегающее направление в работе ДОУ зачастую рассматривается как инновационное ! Ведь в детских садах, казалось бы, всегда здоровью детей уделялось немало внимания? Современные условия требуют пересмотра, переоценки всех компонентов образовательного процесса . Ключевой момент нового мышления меняет суть и характер процесса , ставя в центр его - здоровье ребенка .

Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании- технологии , направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования - задачи сохранения , поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса в детском саду : детей, педагогов и родителей.

Цель здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании

применительно к ребенку – обеспечение высокого уровня реального здоровья воспитаннику детского сада и воспитание валеологической культуры как совокупности осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека , знаний о здоровье и умений оберегать , поддерживать и сохранять его, валелогической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи.

Применительно к взрослым - содействие становлению культуры здоровья здоровья воспитателей ДОУ и валеологическому просвещению родителей.

В современных условиях развитие человека невозможно без построения системы формирования его здоровья . Выбор здоровьесберегающих педагогических технологий зависит :

От типа дошкольного учреждения,

От продолжительности пребывания в нем детей,

От программы, по которой работают педагоги,

Конкретных условий ДОУ,

Профессиональной компетентности педагога,

Показателей здоровья детей .

Выделяют (применительно к ДОУ) следующую классификацию здоровьесберегающих технологий :

1. медико-профилактические (обеспечивающие сохранение и приумножение здоровья детей под руководством медицинского персонала в соответствии с медицинским требованиями и нормами, с использованием медицинских средств - технологии организации мониторинга здоровья дошкольников , контроля за питанием детей, профилактических мероприятий, здоровьесберегающей среды в ДОУ );

2. физкультурно-оздоровительные (направленные на физическое развитие и укрепление здоровья ребенка - технологии развития физических качеств, закаливания, дыхательной гимнастики, недели здоровья , формирование КГН и др.);

3. обеспечения социально-психологического благополучия ребенка (обеспечивающие психическое и социальное здоровье ребенка и направленные на обеспечение эмоциональной комфортности и позитивного психологического самочувствия ребенка в процессе общения со сверстниками и взрослыми в детском саду и семье; технологии психолого-педагогического сопровождения развития ребенка в педагогическом процессе ДОУ );

4. здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов (направленные на развитие культуры здоровья педагогов , в том числе культуры профессионального здоровья , на развитие потребности к здоровому образу жизни ; сохранения и стимулирования здоровья (технология использования подвижных и спортивных игр, гимнастика (для глаз, дыхательная и др., ритмопластика, динамические паузы, релаксация);

5. образовательные (воспитания культуры здоровья дошкольников , личностно-ориентированного воспитания и обучения);

6. обучения здоровому образу жизни (технологии использования физкультурных занятий, коммуникативные игры, система занятий из серии «Уроки футбола» , проблемно-игровые (игротренинги, игротерапия, самомассаж) ; коррекционные (арт-терапия, технология музыкального воздействия, сказкотерапия, психогимнастики и др.)

7. К числу следует отнести и педагогическую технологию активной сенсорно-развивающей среды, под которой понимается системная совокупность и порядок функционирования всех личностных инструментальных и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей.

Используемые в комплексе здоровьесберегающие технологии в итоге формируют у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни .

Только здоровый ребенок с удовольствием включается во все виды деятельности, он жизнерадостен, оптимистичен, открыт в общении со сверстниками и педагогами. Это залог успешного развития всех сфер личности, всех ее свойств и качеств.

Виды здоровьесберегающих педагогических технологий

Ритмопластика

Динамические паузы

(физкультминутки)

Подвижные и спортивные игры

Релаксация

Технологии эстетической направленности

Гимнастика пальчиковая

Гимнастика для глаз

Гимнастика дыхательная

Гимнастика пробуждения

Оздоровительный бег

Самомассаж

Технологии музыкального воздействия

Технологии воздействия цветом

Технологии коррекции поведения

Сказкотерапия

Десять золотых правил здоровьесбережения :

Соблюдайте режим дня!

Обращайте больше внимания на питание!

Больше двигайтесь!

Спите в прохладной комнате!

Не гасите в себе гнев, дайте вырваться ему наружу!

Постоянно занимайтесь интеллектуальной деятельностью!

Гоните прочь уныние и хандру!

Адекватно реагируйте на все проявления своего организма!

Старайтесь получать как можно больше положительных эмоций!

Желайте себе и окружающим только добра !

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ СКАЗКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ

«КАК КЕНГУРЕНЫШ СТАЛ САМОСТОЯТЕЛЬНЫМ.»

Возраст : 3-5 лет

Направленность : Страх расставания с мамой, переживания, тревога, связанные с одиночеством.

Ключевая фраза : «Не уходи, я боюсь один.»

Жила-была большая мама-Кенгуру. И однажды она стала самой счастливой Кенгуру на свете, потому что у нее родился маленький Кенгуреныш. Поначалу Кенгуреныш был очень слабеньким, и мама носила его в своей сумочке на животе. Там, в этой маминой сумочке,

Кенгуренышу было очень уютно и совсем не страшно. Когда Кенгуреныш хотел пить, мама поила его вкусным молоком, а когда хотел поесть, мама-Кенгуру кормила его кашкой с ложечки. Потом Кенгуреныш засыпал, и мама могла в это время убираться в доме или готовить еду.

Но иногда маленький Кенгуреныш просыпался и не видел рядом мамы. Тогда он начинал очень громко плакать и кричать до тех пор, пока мама не приходила к нему и не клала его опять в свою сумочку. Однажды, когда Кенгуреныш вновь заплакал, мама попыталась положить его в свою сумочку; но в сумочке оказалось очень тесно и ножки Кенгуреныша не помещались. Кенгуреныш испугался и заплакал еще сильнее : он очень боялся, что теперь мама уйдет и оставит его одного. Тогда Кенгуреныш изо всех сил сдался, поджал коленки и пролез в сумочку.

Вечером они с мамой пошли в гости. В гостях были еще дети, они играли и веселились, звали Кенгуреныша к себе, но он боялся уходить от мамы и поэтому, хотя ему и хотелось пойти поиграть со всеми , он все-таки просидел все время в маминой сумочке. Весь вечер к ним с мамой подходили взрослые дяди и тети и спрашивали, почему такой большой

Кенгуреныш боится оставить маму и пойти играть с другими ребятами. Тогда Кенгуреныш совсем испугался и спрятался в сумочку так, что даже головы не было видно.

Днем за днем в маминой сумочке становилось все теснее и неудобнее. Кенгуренышу очень хотелось побегать по зеленой полянке возле дома, построить куличики из песка, поиграть с соседскими мальчишками и девчонками, но так страшно было уходить от мамы, поэтому большая мама-Кенгуру не могла оставить Кенгуреныша и сидела с ним все время.

Однажды утром мама-Кенгуру ушла в магазин. Кенгуреныш проснулся, увидел, что он один, и заплакал. Так он плакал и плакал, а мама все не приходила.

Вдруг в окно Кенгуреныш увидел соседских мальчиков, которые играли в салки. Они бегали, догоняли друг друга и смеялись. Им было очень весело. Кенгуреныш перестал плакать и решил, что он тоже сможет сам, без мамы умыться, одеться и пойти к ребятам. Так он и сделал. Ребята с радостью приняли его к себе в игру, и он бегал и прыгал вместе со всеми .

А вскоре пришла мама и похвалила его, что он такой смелый и самостоятельный.

Теперь мама может каждое утро ходить на работу и в магазин – ведь Кенгуреныш уже совсем не боится оставаться один, без мамы. Он знает, что днем мама должна быть на работе, а вечером она обязательно придет домой, к своему любимому Кенгуренышу.

Вопросы для обсуждения :

Чего боялся Кенгуренок? Ты боялся того же? Почему теперь Кенгуренок не боится остаться один, без мамы?

«СЛУЧАЙ В ЛЕСУ»

Возраст : 3-6лет

Направленность : Неуверенность в себе. Тревожность. Страх самостоятельных

действий.

Ключевая фраза : «У меня не выйдет!»

В одном лесу жил маленький Зайчонок. Больше всего на свете ему хотелось быть сильным, смелым и сделать что-нибудь доброе, полезное для окружающих. Но на деле у него никогда ничего не получалось. Он всего боялся и не верил в себя. Поэтому все в лесу прозвали его «Зайчишка-трусишка» . От этого ему становилось грустно, обидно, и он часто плакал, когда оставался один.

Был у него один-единственный друг-Барсучонок.

И вот, как-то раз они вдвоем отправились играть к реке. Больше всего им нравилось догонять друг друга, бегая через небольшой деревянный мостик. Первым догонял Зайчонок. Но когда Барсучонок пробегал по мосту, одна доска вдруг сломалась и он упал в реку. Барсучонок не умел плавать и стал барахтаться в воде, прося о помощи.

А Зайчонок, хотя и умел немного плавать, но очень испугался. Он бегал по берегу и звал на помощь, надеясь, что кто-нибудь услышит и спасет Барсучонка. Но никого поблизости не было. И тогда Зайчонок понял, что только он может спасти своего друга. Он сказал себе : «Я ничего не боюсь, я умею плавать и спасу Барсучонка!» Не думая об опасности, он бросился в воду и поплыл, а потом вытащил своего друга на берег. Барсучонок был спасен!

Когда они вернулись домой и рассказали про случай на реке, никто сначала не мог поверить, что Зайчонок спас своего друга. Когда же звери убедились в этом, то стали хвалить Зайчонка, говорить, какой он смелый и добрый, а потом устроили большой веселый праздник в его честь. Этот день для Зайчонка стал самым счастливым. Все гордились им и он сам гордился собой, потому что поверил в свои силы, в то, что способен делать доброе и полезное. Он на всю жизнь запомнил одно очень важное и полезное правило : «Верь в себя и всегда и во всем полагайся только на свои силы!» И с тех пор больше никто и никогда не дразнил его трусишкой!

Вопросы для обсуждения

Почему Зайчонку было плохо и грустно?

Какое правило запомнил Зайчонок? Согласен ли ты с ним?

В приказе Министерства образования и науки РФ №2106 от 28.12.10 "Об утверждении ФГТ к образовательным учреждениям в части охраны здоровья воспитанников" в подпункте №7 содержатся конкретные требования к рациональной организации образовательного процесса, а именно: "использование в образовательном процессе здоровьесберегающих методов, технологий, соблюдение здоровьесберегающего режима обучения и воспитания".

Здоровье - важный фактор работоспособности и гармоничного развития детей. Здоровье не существует само по себе, оно нуждается в тщательной заботе на протяжении всей жизни человека. Известно, что дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Ведь именно до 7 лет ребенок проходит огромный путь развития, неповторимый на протяжении всей последующей жизни. Именно в этот период идет интенсивное развитие органов, становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер, отношение к себе и к окружающим. Важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом.

Здоровьесберегающие образовательные технологии - системно организованная совокупность программ, приемов, методов организации образовательного процесса, не наносящего ущерба здоровью его участников;
качественная характеристика педагогических технологий по критерию их воздействия на здоровье детей и педагогов

Цели использования здоровьесберегающих технологий:

  • сбережение здоровья детей путем создания благоприятных условий пребывания, воспитания и образования в ДОУ;
  • укрепление психического и физического здоровья дошкольников;
  • обеспечение высокого уровня здоровья воспитаннику детского сада и воспитание валеологической культуры;
  • осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека, знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и сохранять его, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения;
  • содействие становлению культуры здоровья и валеологическому просвещению родителей.

Средства здоровьесберегающих технологий:
1.Средства двигательной направленности:
. элементы движений (ходьба, бег, прыжки, метание) ;
. физические упражнения;
. физкультминутки, лечебная физкультура, подвижные игры, гимнастика, самомассаж и др.
2.Оздоровительные силы природы (солнечные и воздушные ванны, водные процедуры, фитотерапия, ингаляция).
3.Гигиенические факторы (выполнение санитарно - гигиенических требований, личная и общественная гигиена, проветривание, влажная уборка помещений, соблюдение режима дня и т.д.) . Применение разнообразных здоровьесберегающих технологий в ДОУ(из своего опыта).

В нашей группе (возраст детей 4-5 лет) оздоровительная работа ведется постоянно и систематически. Все оздоровительные мероприятия выстроены в последовательную цепочку и равномерно распределены на весь день в виде "Тропинки здоровья":

Режим дня

Режим дня обеспечивает ежедневное повторение гигиенических процедур в одно и то же время, что способствует постепенному формированию навыков и привычек культуры поведения и личной гигиены. Режим дня приучает организм ребенка к определенному ритму, обеспечивает смену деятельности, предохраняя нервную систему детей от переутомления.

1. Утренняя гимнастика

Ежедневная утренняя гимнастика, общеразвивающие упражнения в группе способствуют эмоциональной разгрузке, повышению двигательной активности. Разнообразие форм проведения утренней гимнастики способствует формированию интереса детей к ней:

  • Ритмическая гимнастика
  • Гимнастика состоящая из хороводов
  • Сюжетные танцы
  • Обыгрывание сюжетного стихотворения
  • Подвижные игры
  • Оздоровительный бег
  • Гимнастика в сюжетной форме с предметами и без них;
  • Оздоровительная аэробика и упражнения йоги;
  • Гимнастика по интересам и игры по желанию детей.

Утренняя гимнастика проводится ежедневно в спортивном и музыкальном залах. Продолжительность утренней гимнастики - 7 мин. При этом воспитатель занимается вместе с детьми и, при необходимости, поправляет, корректирует выполнение упражнений детьми.

2. Пальчиковая гимнастика.

Пальчиковые игры - это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. В ходе пальчиковых игр: "Мы листаем книгу", "На закате дремлет пруд…", "Рыбки", а также занятий пальчикового театра "Лошадка", "Ловко с пальчика на пальчик…", "Яблочко", "Петушок". Ребенок, повторяя движения взрослых, достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи, но и подготавливает ребенка к рисованию, письму.

3. Игровой самомассаж.

Дети с удовольствием выполняют самомассаж в игровой форме. Осуществляя игровой массаж, ребенок может, фантазировать, при этом воздействуя на весь организм. Игровой самомассаж расслабляет мышцы и снимает нервно-эмоциальное напряжение.

4. Мытье рук и лица холодной водой.

Умывание проводится прохладной водой (в летний период, в зимний-теплой водой) в последовательности: руки с мылом, затем - лицо. После умывания производится вытирание, но не насухо, а только, чтобы снять свободную воду (капли) с вымытых частей тела, с последующим их окончательным обсыханием. Обсыхание - это мощная закаливающая процедура.

5. Перед занятием - звуковая гимнастика

Звуковая гимнастика - это произнесение строго определенным способом различных звуков и их сочетаний. При произношении звуков, голосовые связки начинают вибрировать и эта вибрация сначала передается на дыхательные пути и легкие, а от них уже на грудную клетку.Комплекс развивает дыхательную мускулатуру, речевой аппарат, координацию движений, мышцы рук и позвоночника, способствует правильному ритмичному дыханию и произнесению звуков.

6. Динамическая пауза на НОД.

Основные задачи физминутки - это:

  • снять усталость и напряжение;
  • внести эмоциональный заряд;
  • совершенствовать общую моторику;
  • выработать четкие координированные действия во взаимосвязи с речью.

В процессе проведения физкультминуток, во время которых движения сочетаются со словом, естественно и ненавязчиво воспитывается поведение детей, развивается мышечная активность, корригируются недостатки речи, активизируется имеющийся словарный запас.

7. Гимнастика для глаз

Зрительная гимнастика направлена на улучшение и сохранение зрения, является профилактикой близорукости и дальнозоркости. "Волшебные" игры для глаз - это тренировка глазных мышц детей и успех здорового зрения в будущем.

6. После НОД - йога в играх.

Йога - одна из немногих систем упражнений, благотворно и целостно воздействующая на весь организм, в том числе на эндокринную и нервную системы. Занятия йогой прекрасно укрепляют опорно-двигательный аппарат, выравнивают осанку. Дыхательные, релаксационные и медитативные практики положительно влияют на психику. В йоге нет элемента соревновательности, это выгодно отличает ее от других видов физической активности. Дети, учатся принимать себя, какие они есть.

9. Прогулка.

Двигательная активность (бег, игры, упражнения). Цель прогулки - укрепление здоровья, профилактика утомления, физическое и умственное развитие детей, восстановление сниженных в процессе деятельности функциональных ресурсов организма.

10. Подвижная игра

Игра позволяют снять физическую усталость с мышц, достичь эмоционального переключения с одного вида деятельности на другой. Подвижные игры особенно любимы детьми, ведь они - важный источник радостных эмоций. Игры стимулируют активную работу, мысли, способствуют расширению кругозора, совершенствованию всех психических процессов, формируют положительные нравственные качества у детей.

11. Дыхательная гимнастика

Регулярные занятия дыхательной гимнастикой способствует тренировке дыхательной мускулатуры, улучшает местное и мозговое кровообращение, предохраняет от переохлаждения, развивает еще несовершенную дыхательную систему ребенка, укрепляет защитные силы организма. В своей работе использовала: "Пузырики", "Говорилка", "Ветерок", "Пчелки", "Косим траву", "Петух", "Каша кипит", "Вырасти большой", "Мельница", "В лесу", "Веселая пчелка".

12. Гимнастика пробуждения (в постели).

Длительность гимнастики в постели 2-3 минуты. Далее дети переходят к выполнению комплекса дыхательной гимнастики, что очень важно для профилактики простудных заболеваний и заболеваний верхних дыхательных путей. Затем проводятся закаливающие мероприятия с использованием "чудо" - ковриков, солевые дорожки, водные процедуры. Общая длительность оздоровительной гимнастики после дневного сна должна составлять 12-15 минут.

13. Корригирующие дорожки (профилактика плоскостопия).

Ходьба босиком по корригирующим дорожкам ("закаляемся и гуляем босиком по заснеженным дорожкам") 15-20 сек.
- Комплекс упражнений, проводимых в положении сидя на стульчиках ("согреем за мерзшие ножки после прогулки по снегу).

14. Психогимнастика (эмоциональное здоровье).

Задача - сбросить инертность физического и психического самочувствия, поднять мышечный тонус, "разогреть" внимание и интерес ребенка к занятию, настроить детей на активную работу и контакт друг с другом. Благодаря психогимнастике для дошкольников ребенок учиться понимать свои и чужие эмоции, выражать их, понимать чувства, учиться саморасслаблению и преодолению жизненных трудностей.

15. Осанка (профилактика сколиоза).

Главным средством предупреждения нарушения осанки являются физические упражнения. Особое внимание надо уделять упражнениям вызывающим активную работу мышц-разгибателей спины и мышц живота.

16. Артикуляционная гимнастика.

Цель артикуляционной гимнастики - выработка правильных, полноценных движений и определённых положений артикуляционных органов, необходимых для правильного произношения звуков, и объединение простых движений в сложные.

Результативность работы здоровье сберегающих технологий зависит от четкой слаженной работы с родителями. Опыт показывает, что эффективность оздоровительной программы решается совместно с семьей.
Опыт работы в инновационных направлениях показал, что дети 4-5 лет успешно и с увлечением усваивают знания о строении организма и приобретают навыки ЗОЖ и безопасного поведения в быту и на природе, если знания передают в доступной и игровой форме.

Процесс воспитания и обучения детей дошкольного возраста в работе здоровье сбережения и здоровье соединение; развитие, направленный на обеспечение физического, психического и социального благополучия детей на продолжительный период.

Список литературы:

  1. Вавилова Е.Н. Укрепляйте здоровье детей: Пособие для воспитателя д/с., М.: Просвещение, 1986.
  2. Гаврючина Л.В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ Методическое пособие. М.: ТЦ Сфера, 2008.
  3. Логопедия / Под ред. Л.С. Волковой. М., 1989. С. 81.
  4. Никитина М.И. Психолого-педагогическая характеристика детей среднего дошкольного возраста. СПб, 2006.
  5. Общая психология детей / Под ред. А.В. Петровского. М.: Просвещение, 2006.
  6. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой М.: Мозайка-синтез, 2014.
  7. Пензулаева Л.И. Оздоровительная гимнастика для детей дошкольного возраста (3-7 лет). М.: ВЛАДОС, 2002.
  8. Программа воспитания и обучения детей дошкольного возраста. М., 2005.
  9. Тарабарина Т.Н. Развитие ребенка. Ярославль: Академия развития, 2006.
  10. Тихомирова Л. Ф. Формируем у детей правильное отношение к своему здоровью. Ярославль, 1997.