9 класс

Ненавистной мне этой школе. Соблюдать расписание и школьные правила. Сохранять крепкую связь с детьми

Когда я приступала к своим запискам учителя с впечатлениями от школы, я ещё не знала, что захочу скомпоновать это в книгу. Вернее, знала тогда, что никакой книги о том, что меня больше всего поражало и заставляло терять дар речи в школе, я не хочу писать, даже если бы была писателем и имела на это время, и знала о том, что это не «в стол», а что будут читать и т. д. Дело в том, что эта тема настолько для меня болезненна, что копание в ней, работа над данным материалом, с воспоминаниями всяческих деталей, а затем ещё и воспроизведением всего этого в строках и целых абзацах - ну никак не вдохновляли меня. Я настолько далека была тогда от желания делать даже какие-то небольшие записи, просто записывать свои мысли, описывая различные случаи из школьной жизни, что даже первые свои записки делала через силу. Была такая тяжесть от соприкосновения с тем, о чём я писала, такая неприязнь к материалу, что ни за что бы не поверила тогда, что всё это может стать целой книжкой.

Потом, конечно, к аргументам в пользу книги добавились нравственные аргументы профессиональной и человеческой ответственности перед людьми, которые даже не подозревают о существовании подавляющей глыбины этого айсберга под названием «школа» - настолько её подводная часть неочевидна и сокрыта от посторонних взоров. Ведь то немногое, что и можно сыскать неравнодушному родителю или начинающему учителю на тему школы - эту архиважную тему в жизни каждого ребёнка, тему в целых одиннадцать самых важных лет его жизни - так это только что-то вроде таких жутких монстров, как советы ребёнку «Выжить и победить» в нашей прекрасной школе. Да, прямо так: «Практические советы школьного психолога», где «молодой прогрессивный психолог делится методиками и советами о том, как понравиться учителям»… «С помощью наглядных примеров из прогремевшего на всю страну сериала «Школа»!» Вот такие у наших детей сегодня учителя и психологи, с такими вот «наглядными примерами» и «советами» для детских душ! Или только специализированная, очень узкая литература (какие-то «решебники»: купи себе решебник с написальником, и будешь ты хороший школярник…).

В общем, не судите меня строго, ну не писатель я, а обычная молодая учительница, просто неравнодушная очень. Поэтому будут у меня и повторения, без которых вообще никак, поскольку всё в школе изо дня в день и повторяется, и всё там действительно одно и то же, как ни печально, и ничего там, к сожалению, не меняется, а если и меняется, то только в худшую, в безобразную сторону. Зато всего того, что подсмотрено мной - глазами учителя - в стенах нашей сегодняшней российской школы, подсмотрено изнутри нашей педагогической системы и практики, вы не найдёте ни в одной другой книжке о школе. Даже в нашу «фельетонную эпоху», в такое-то бесцензурное время открыто доступной порнушки (называемой «эротика», с припиской «жёсткая»), не найдёте такого гремучего коктейля пронзительной, неприкрытой искренности и жгучего разоблачения. Хотя, конечно, моя книга далеко не всех шокирует, или даже просто заставит задуматься: к сожалению, все это давно уже стало самой обыденной банальщиной в нашем полуобществе. Полуобществе недолюдей - в котором мы скоро окажемся, если уже не оказались.

Но дети!.. Они-то почему должны быть заложниками недолюдей и их учебно-воспитательной системы? Системы, которую упорно, уперевшись всеми своими щупальцами, они сохраняют в её первобытнообщинном, до сих пор постперестроечном, полудиком, полурыночном, полуразрушенном убогом виде!

«С 1888 года в нашей школе выковывают смелых и благородных юношей». Вот уж липа! Никого они там не выковывают, да и в других школах тоже. И ни одного «благородного и смелого» я не встречал, ну, может, есть там один-два - и обчёлся. Да и то они такими были ещё до школы».

Дж. Д. Сэлинджер. «Над пропастью во ржи»

Предпосылки написания книги

Под гнётом самоощущения, которое я бы назвала «свой среди чужих, чужой среди своих», я бы никогда не написала эту книгу, если бы не мои близкие, которые постоянно говорили мне: «люди должны знать то, что знаешь ты», «люди должны знать, что на самом деле происходит в этой закрытой от непосвящённого сфере», «люди, среди которых есть хорошие, неглупые, неравнодушные, должны получить возможность разобраться в том, что напрямую касается их самих, их детей». Поначалу я и сама не больше других знала об этом деле. Идя работать в сферу российского образования, я плохо представляла, с какими людьми мне придётся сотрудничать. Теперь, по прошествии нескольких лет непрерывной педагогической практики в школе, к своему великому сожалению, я обнаружила, что работа в сфере российского образования и вынужденное взаимодействие с непорядочными и непрофессиональными людьми - это неразрывные явления, потому что эта сфера сплошь соткана из таких людей. По роду работы мне приходилось тесно взаимодействовать с ними, выслушивать их, что-то отвечать им, иногда не отвечать, иногда идти в конфронтацию с ними. Я для этих людей «чужой», потому что я не разделяю их взглядов на работу учителя, на детей, на школу, на жизнь вообще и не поклоняюсь их идолам: формализму и приспособленчеству, этакому мелкому прохиндейству, обеспечивающему стабильную зарплату, не самую плохую для простой женщины, и, главное, сравнительно высокий социальный статус важного, общественно значимого, уважаемого вида деятельности, со своей долей маленькой власти.

Если завтра подростки уже и в наших школах начнут палить из ружья по ученикам с учителями, они, учителя, руководство школы, конечно, забегают с возгласами: «кто виноват, и что делать», а затем отстоят минуту молчания о погибших в резне на школьной линейке с напряжением скорби на лицах, но обвинять они будут кого угодно - порочное общество в целом, т. е. никого, родителей, семьи своих учеников, даже, может быть, кого-то из «бездушных» политиков, «подставивших» своими законами (или их отсутствием) радетельных чиновников от образования и учителей, и т. д., но только не себя. А не найдя действительно виноватых, т. е. самих себя и каждого из всех вместе в отдельности, пофамильно, они не будут способны найти ответ на этот свой ставший всего лишь уже риторическим вопрос «что делать».

Как я «чужая» им, точно так же они «чужие» для меня, настолько же чужды мне их равнодушие, а иногда и нелюбовь к детям, нелюбовь к профессии и неуважение к самим себе. Но первое время эти люди были для меня «свои», когда я ещё только начинала работать с ними, знакомилась с этой работой, с ними, с правилами и законами профессии, и, находясь среди этих учителей, воспитателей, заведующих, завучей, директоров, я была одной из них, что позволило мне со временем увидеть то, что сокрыто от постороннего взгляда, узнать всё нутро, всё закулисье этой благостной декорации и понять то, что я и хочу открыть читателю в этой книге. То, к необходимости чего я пришла, не имея совершенно никакого писательского опыта и никакой к этому даже малейшей расположенности, писательской страсти или чего бы то ни было похожего.

Для кого написана эта книга? Эта книга написана для таких учителей, как я, которые понимают всю грубую формальность и неэффективность существующей системы образования, но очень любят работать с детьми и поэтому не хотят отказываться от профессии и работы учителя, воспитателя, хотя, возможно, уже обессилели от нахождения в подчинении ограниченных властолюбок с номенклатурными причёсками на головах или почти свыклись со своим подчинённым положением. И уставших от пребывания в среде учителей-серых мышек, старающихся как бы ничего не понимать вокруг, ничего не видеть и ни во что не вникать, стремящихся единственно к пониманию собственных жалких выгод в виде скромненького, но тёпленького рабочего места, с зарплаткой и премией раз в год, а там - хоть трава не расти.

В школе лучше всего меня научили ненавидеть саму же школу. Читать и писать я умела до и в общем-то отлично себя чувствовала.

До сих пор я периодически просыпаюсь ночью в холодном поту: мне снится один и тот же сон, где я оказываюсь в школе. Во сне я пытаюсь объяснить учителям, что у меня уже есть высшее образование, хорошая работа и вообще я уже взрослая, за что мне опять эти мучения?

За всё время обучения за 10 лет я нормально себя чувствовала примерно 1,5 года, когда была в частной школе. Остальное время я находилась в вечной борьбе и под гнётом. Меня .

В первый класс я шла с радостью, так мне хотелось в школу! У меня были банты и фартучек, гладиолусы и голубой ранец с уткой. В первый же день весь мой пыл осадили. Дети, мои будущие одноклассники, выходили на линейке и читали стихи. Я тоже вышла и начала рассказывать своего любимого Спайка Миллигана. Ко мне тут же подошла учительница-первая-моя и увела с линейки. Я ничего не поняла. Почему им можно, а мне нет? "Ты не то рассказываешь!" - сказала она мне. В течение всего учебного года я не "то" читала, не "так" одевалась, не "то" говорила. Учительница предпочитала и унижать меня при всём классе, рассказывая всем, что раз я умею читать и писать, то нечего мне высовываться, надо сидеть молча. Конечно же, она специально коверкала мою фамилию, называя меня Тихомировой, а на мои просьбы произносить верно говорила: "Сиди и не выступай, с учителем спорить вздумала?" Вздумала, конечно.

Ученики внимательно слушали наставления педагога и переключали свою детскую агрессию на указанный объект: мою сменную обувь выкидывали в унитаз, ломали игрушки из шкафчика, рвали тетради, зажимали на лестнице. И учительница за меня, конечно, не заступалась. Поэтому я делала это сама. Самое яркое воспоминание из первого класса - это то, что я бью мальчика санками по спине, а потом другого макаю головой в унитаз вслед за своими жёлтыми босоножками. В середине года ко мне, слава богу, перестали подходить все, кроме Павлика, моего единственного друга, который сейчас работает в Академии наук.

Потом у меня случились моральные "каникулы" в частной школе, где был рай. Второй раз во время учёбы я испытала такое же чувство, когда поступила на журфак МГУ. Но счастье длилось недолго: случился лютый 94-й и платить за моё обучение стало нечем, пришлось идти в обычную школу, где училась моя старшая сестра. Казалось, что так будет лучше.

Примерно с 7-го класса начался очередной круг ада: меня несколько раз пытались избить старшеклассницы, "приглашая" на стрелки за школой; мне распарывали куртки в гардеробе и плевали в карманы; отлавливали по дороге домой и приходилось убегать, потому что пятеро на одного - это сложная задача. Родители записали меня на каратэ и в театральную студию.

Возникает вопрос - почему так происходило? Нет, я не была толстухой, не носила очки, не была неформалом, не была избалованной, или из богатой семьи, или, наоборот, из очень бедной. Ничего такого. Просто я их не устраивала. Я им претила своим существованием. Своей классной учительнице в какой-то момент я начала претить тоже, особенно в старших классах, ведь у меня были свои увлечения, свои сторонние друзья и стажировка в московской газете. Я сильно "выбивалась из коллектива", а это уже повод ненавидеть и завидовать. Поэтому мне не давали участвовать в КВН и спектаклях, занижали оценки по нужным предметам, а в 11-м классе за выпускное сочинение просто поставили 2/3 со словами: "В МГУ ты не поступишь". То, что я не подожгла к чертям собачьим школу и получила свой аттестат - заслуга директора, с которой у меня были прекрасные отношения. Поступила я с первого раза, а на встречу выпускников принесла в качестве подарка учительнице пучок румяной крупной и красиво упакованной редиски.

Почему же мне удалось выдержать все эти испытания, не сойти с ума, не покончить с собой и в общем-то вырасти в нормальную и вполне уравновешенную личность?

Ответ один: я всегда твёрдо знала - моя семья и родители всегда на моей стороне просто потому, что я их ребёнок. Я не боялась идти домой, не боялась признаться в том, что меня обижают. Я знала, что за двойку меня не будут унижать ещё и дома, мне не грозил домашний арест за то, что я "нахамила учителю". И если я приходила в слезах, то была уверена, что меня утешат, узнают, в чём дело, и пойдут за меня заступаться. Даже если я была не права в каких-то ситуациях, то в первую очередь родители принимали мою сторону и защищали меня, а лишь потом наедине объясняли и проговаривали со мной мои ошибки. Меня не били, не орали на меня матом, не говорили, что перестанут любить. Родители меня всегда безусловно любили. И именно это всегда давало мне силы и уверенность в себе.

У многих детей нет и никогда не будет такой поддержки. Их гнобят и дома, и в школе. И за их круглыми вымученными пятёрками скрываются все , пустота, одиночество и несчастье.

На примере своей истории я хочу обратиться к вам, дорогие родители! Никогда и ни при каких обстоятельствах не давайте детям сомневаться в своей к ним любви. Они не должны чувствовать, что вы их можете разлюбить за школьные оценки или за плохое поведение. Дети в любом возрасте должны быть уверены в вас, потому что им больше некому верить. А вы должны быть уверены в них, потому что только тогда у них будут достижения, успехи, радость жизни. Они должны знать, что вы их не предадите, не оставите, не отвернётесь, не спрячетесь от их боли и обид. Они должны иметь возможность прийти и сказать: "Мама, папа, меня обижают", - и знать, что вы не осудите, а пойдёте и заступитесь, поможете ребёнку пережить обиды, будете на его стороне. Школа - это сложное испытание и для вас тоже, и в ваших силах помочь детям вырасти в полноценных и гармоничных личностей и не потерять себя в этом потоке ненависти и "уравнивания". И запомните: ваш ребёнок уникальный и никакая школа не имеет права требовать от него быть таким, как все. И вы тоже не имеете этого права.

Дебора Макнамара - клинический психолог-консультант и преподаватель с более чем 25-летним опытом работы с детьми, подростками и взрослыми. Входит в профессорско-преподавательский состав Института Ньюфелда, ведет собственную консультационную практику и регулярно выступает с лекциями о детском и подростковом развитии для родителей, воспитателей детских садов, педагогов и специалистов в области психологии.

Я учитель и всегда с нетерпением ждала сентября, хотя с его приходом перед началом уроков мне начинают сниться кошмары: телефонные звонки, на которые я не могу ответить, пропавшие ученики или забытый план урока. Но вопреки этим воображаемым кошмарам, которые никогда не претворялись в жизнь, я всегда чувствовала, что есть что-то особенное в начале нового учебного года: встреча с новыми учениками и попытка помочь им научиться учиться.

Летом я изучаю программу и создаю новые планы уроков, а мои ученики начинают скулить, когда лето приближается к концу. Я никогда не придавала этому значения, искренно веря, что придет время, когда им начнет нравиться быть в школе.

Но проходит первый школьный месяц, и я припоминаю, что на учение влияет не только класс, инструменты, программа или я сама. Учителя отвечают за создание продуктивной образовательной среды, а родители играют ключевую роль в том, чтобы ребенок пришел в школу, готовый учиться.

С точки зрения учителя, есть много способов, используя которые, родители могут помочь ребенку достичь успеха в школьных делах. И хотя многие эти способы – ни что иное, как проявление здравого смысла, они-то обычно и остаются в тени более научных соображений и оказываются недооцененными. В основе простой постулат: когда школа и семья работают вместе, детские школьные успехи гарантированы.

Вот что могут сделать родители, чтобы ребенку нравилось в школе, и он с интересом учился:

1. Упорядочить и нормально отнестись к тем сложностям, которые приходят в процессе учебы

Любая учеба предполагает, что вас вытаскивают из уютного «я это знаю». Учеба погружает в открытия и вопросы, разбирает уже известное и снова собирает в другом порядке, и в процессе учащийся человек меняется. Но многим становится неуютно, потому что приходится ступать на зыбкую почву неясного, чувствовать себя неуверенно среди нового.

Я всегда говорила ученикам, что если учителю есть дело до их учебы, он не будет создавать для них тепличных условий. Долг студента – не обижаться, а понимать, что если есть кто-то, кто верит в их способность учиться и расти, – это дар.

Родители могут помочь ребенку справиться с новыми впечатлениями, успокоить бурю эмоций и войти в учебный процесс.

Важно не пытаться всегда «спасти» ребенка от дискомфорта – неотъемлемой части учебного процесса, важно убедить чадо, что вы всегда готовы его поддержать в самостоятельном путешествии. Кроме того, если вы обвиняете учителя в том, что ребенку тяжело учиться, это вряд ли поможет выстроить хорошие отношения с педагогом или внушить ребенку уверенность в том, что он способен справиться с возникшими сложностями.

Бывает, что детям нужна поддержка взрослых и даже их вмешательство, чтобы определить и преодолеть непростую ситуацию. Такая поддержка будет гораздо эффективнее, если между учителем и родителями существуют хорошие доверительные отношения.

2. Помочь ребенку адаптироваться

Многое в школе ребенку может прийтись не по душе: перемены заканчиваются слишком быстро, у всех разные желания и потребности, кого-то нужно ждать, правила необходимо соблюдать. В школе бывает много кажущихся бессмысленными явлений, которые становятся частью жизни и которые нельзя проконтролировать. Некоторые дети приспосабливаются к ним легче, и отчасти благодаря поддержке дома.

Часто сигналом неблагоприятной ситуации становится раздражительность ребенка: значит, что-то пошло не так. Фрустрация может выливаться на братьев и сестер, на близких, и бывает, что это становится обычным послешкольным явлением. Если вы найдете слова, которые помогут описать проблему, обнаружите шаблоны общения, которые следует скорректировать, то расстройство может уменьшиться, и ребенок легче приспособится к ситуации в целом. Слезы тоже могут быть уместны в процессе адаптации, и родители, поддерживая ребенка в принятии ситуации, которую он не может изменить, должны не терять терпения и тепла.

3. Сохранять крепкую связь с детьми

Когда у ребенка крепкие и нежные связи с взрослыми дома, вряд ли они будут «жадными» до школьных привязанностей. Если дети не тратят все силы на то, чтобы найти себе друзей и таким образом удовлетворить жажду отношений, им будет проще сосредотачиваться, не поддаваться нездоровым связям со сверстниками, а если другие дети их не будут принимать, то обида и горечь будет меньше.

Сегодня в школе наблюдается сдвиг парадигмы на ориентацию на сверстников. Дети приходят в школу, просто чтобы побыть с друзьями. Взрослые в школе становятся вторичным явлением, уроки – это досадное неудобство, а руководящие ценности – группы ровесников, а не школы. Когда превыше всего ставятся сверстники, дети перестают учиться. Если у родителей хорошие отношения с детьми, то дети будут свободно выстраивать здоровые отношения со сверстниками и следовать взрослым в школьном окружении, учиться у них.

4. Помочь ребенку выстроить конструктивное отношение к учителю и школе

Когда дети видят, что родителям нравится их учитель и школа, они и сами начинают больше доверять взрослым в школе. Родители должны сыграть активную роль и настроиться на волну учителя, по возможности познакомиться, говорить об учителе тепло, демонстрируя доверие, ориентировать ребенка на школьную культуру и школьные правила, и убедиться в том, что отношения с учителем вошли в правильную колею. Если взрослые активно участвуют в представлении ребенка людям, которые будут за него отвечать, то ребенок лучше вписывается в новую ситуацию. Появляется чувство безопасности и покоя, и тогда можно фокусироваться на учебе.

5. Ограничить современные технологии

Дети цепляются за современные технологии, чтобы справиться со скукой, пообщаться с друзьями или отвлечься от проблем (то же самое происходит и у взрослых). Чтобы новейшие технологии не становились похитителем времени, когда мешает сделать домашнее задание, поиграть или побыть с близкими, необходимо выстроить и поддерживать здоровые привычки обращения с девайсами. В начале учебного года во многих семьях ситуация с техникой контролируется, но жизнь становится все более напряженной, и мы соскальзываем с выбранной траектории. Создавая ограничения, родители должны заботиться о детях и твердо соблюдать установленные правила.

Учителя и школы тоже должны устанавливать правила использования современных технологий: таким образом создается безопасная и продуктивная образовательная среда. Правила зависят от возраста, но в любом случае лучше уточнить у родителей, какие существуют правила, и придерживаться их. Все чаще школы сталкиваются с проблемой школьников, ушедших в соцсети и не вернувшихся к учебе. Цифровой мир сделал границы между домом и школой слабее, поэтому родительский контроль и наблюдение необходимы, чтобы предотвратить возможные проблемы.

6. Соблюдать расписание и школьные правила

Правила, графики и расписание школы планируется заранее, учебная программа должна выполняться, выходные должны быть отдыхом. Когда родители помогают ребенку приспособиться к школьным будням, дни в классе проходят легче и продуктивнее. Когда дети постоянно опаздывают, не готовятся к уроку, у них нет необходимых предметов и дома им не помогают найти необходимое, или дети уезжают в разгар четверти, учить и учиться намного тяжелее. Родители должны помочь ребенку привыкнуть к расписанию, научить отдыхать после школы, восстанавливаться и возвращаться к учебе полным сил.

7. Оставлять время на игру

Дети в школе работают, хотя многие учителя стараются сделать учебный процесс интересным и захватывающим. Для того чтобы у ребенка была возможность усвоить весь новый материал и быть готовым к дальнейшей учебе, необходимо дать ему возможность поиграть и отдохнуть. Возможно, после школы есть другие занятие, но не менее важно иногда оставлять ребенка в покое и не докучать ему, убивая его любознательность. Взрослым может казаться такое времяпровождение непродуктивным, но детям необходим отдых, чтобы в школе им было хорошо и интересно.

Если заставлять ребенка работать слишком много, у него появляется отторжение к учебе и к нам – срабатывает защитный механизм. Есть время учиться и время отдыхать. Родители должны помочь ребенку в организации его мира и найти возможности и для первого, и для второго.

8. Оставить домашнюю работу на откуп ребенку

Битвы вокруг домашней работы убивают добрые отношения и вряд ли помогут ребенку найти внутреннюю мотивацию к учебе. Если вы видите у ребенка ответственное отношение (или зачатки такового) к учебе, не мешайте им решать, когда и как они будут делать домашнюю работу и какая помощь им нужна от родителей. Когда родители не кричат о своих требованиях («домашнюю работу надо сделать!»), когда ребенок сам берет на себя ответственность (когда, где и как будет делать «домашку»), тогда он будет меньше сопротивляться. Цель родителей – помочь создать график, структуру дня и поддерживать ребенка в процессе выполнения домашней работы. Не начинайте битву за контроль домашней работы: она уничтожит желание ребенка учиться и родительский авторитет.

9. Общаться с учителем и поддерживать с ним добрые отношения

Когда и учитель, и родители стремятся к добрым отношениям, выигрывают дети. В идеале хорошо начинать общаться до того, как проблемы возникнут или превратятся в бедствие. Я всегда думала, что было бы лучше, если ученики или родители приходили ко мне, когда проблема была в зародыше, потому что тогда у меня было больше возможностей помочь. Важно помнить, что учитель и родители видят ребенка в разном окружении, и обсуждение другой точки зрения может стать очень полезным.

Если есть проблема, стремление сохранить добрую волю и отношения необходимо, но требует зрелого взгляда на ситуацию от всех ее участников. Для меня самыми продуктивными всегда становятся встречи, где родители стараются сосредоточиться на том, как помочь ребенку, а не обвиняют его и учителя во всех прегрешениях.

10. Поддерживать ребенка, когда возникают проблемы со сверстниками

В школе практически невозможно защитить ребенка от обид со стороны других детей. Бывает, что дети чувствуют себя отверженными, в их адрес звучат обидные слова, распространяются злые сплетни. Когда возникают проблемы со сверстниками, родителям нужно утереть дома детские слезы и найти слова, которые помогут описать, что произошло. Ребенку важно чувствовать поддержку родителей. Если у ребенка проблемы с одноклассниками, поговорите с учителем. У него есть свои способы помочь детям и в классе, и во внеклассное время (конечно, учитель сам должен высказать готовность к участию в процессе).

В багаже у школьника должна быть надежная поддержка и любовь близких. Учитель стремится создать безопасную атмосферу в классе, где нет места притеснению слабых или унижению кого бы то ни было, но учитель не видит (и не может видеть) все, что происходит от спортплощадки до класса. К счастью, если у родителей хорошие отношения с детьми, ребенок более стабилен и меньше реагирует на незрелость окружающих.

Но. Матроны - это ежедневные статьи, колонки и интервью, переводы лучших англоязычных статей о семье и воспитании, это редакторы, хостинг и серверы. Так что вы можете понять, почему мы просим вашей помощи.

Например, 50 рублей в месяц - это много или мало? Чашка кофе? Для семейного бюджета - немного. Для Матрон - много.

Если каждый, кто читает Матроны, поддержит нас 50 рублями в месяц, то сделает огромный вклад в возможность развития издания и появления новых актуальных и интересных материалов о жизни женщины в современном мире, семье, воспитании детей, творческой самореализации и духовных смыслах.

Не хочу ничего делать: ни учиться, ни общаться, ни жить. Я настолько от всего устала, что единственным желанием является лечь на диван и пролежать на нем всю жизнь. Почему? Почему все это со мной присходит? Я ведь только учусь в школе, и казалось бы, вся жизнь еще впереди. Я ненавижу школу. У меня нет проблем с учителями и одноклассниками, но и общаться с ними я не хочу. Не люблю людей. Животные лучше. Еще неделю назад я просила родителей перевели меня на домашнее обучение, решила начать жить новой жизнью, ставитт перед собой новые цели, найти мотивацию, но... Выучить испанский за две недели, какое условие мне поставили родители, невозможно. И они знали это, поэтому так и сделали. И я это знала. Но я же мечтательница. Фантазерка. Пошла учить. И не смогла.
Теперь я просто ничего не хочу делать. Апатия. И безразличие. Хочется только лечь на кроватку, закутатьсяв теплый плед и включить любимый сериал. У них там, по ту сторону экрана, хоть какая-то жизнь. В прошлом, я игроманка - не могла оторваться от компьютерных игр. Теперь это дело бросила, и вроде бы должна быть рада, но... У меня нет друзей, и никогда не было. Более того, я совершенно нормально к этому отношусь, скорее положительно. Единственное, что я хочу - это собаку. Но родители никогда на нее не соглашаться, уже более десяти лет упрашиваю. А что касается мамы и папы, то они говорят идти в школу, получить образование. Что ж, я понимаю, им и так сейчас из-за меня нелегко. Но все же, помогите мне пожалуйста, а то так и до суицида недалеко. А еще я верю в Бога. Нет, даже не так. Я ЗНАЮ, что он есть. И очень боюсь его разочаровать, один из немногих факторов, что удерживает меня.
Поддержите сайт:

Енот, возраст: 16 / 22.12.2013

Отклики:

Енотик, усталость, конечно копится. Конец полугодия. Зато впереди каникулы и праздники. Как красиво на улицах! Старайся больше бывать на воздухе.
В детстве мне тоже не разрешили иметь собаку, но выход нашелся сам собой. Во дворе появился бездомный щенок. Мы его стали подкармливать. Он остался жить в нашем дворе. Мы с ним играли, проводили много времени, пытались дрессировать. Если уж на то пошло, то люди всегда держали собак на улице. Для охраны, охоты, разной работы. Для здоровья самой собаки это точно лучше.
У тебя апатия, ничего не хочется. А как же ты собираешься учиться сама дома? В школе учитель, общая дисциплина подстегивает тебя хоть что-то слушать, читать, выполнять. Саму себя заставить гораздо сложнее. Стыд быть последней - тоже где-то присутствует, и это тоже хорошая внешняя мотивация.
Мне кажется, ты совершенно не готова к домашнему обучению. Для домашнего обучения от ученика требуется повышенный уровень самомотивации, самоорганизации, самоконтроля и самодисциплины. Обычно это те дети, которые помимо школы на профессиональном уровне занимаются спортом, музыкой или еще чем-то. Они привыкли много работать, считать каждую минуту своего времени. Мотивация у них простая, но сильная: не буду хорошо учиться - прийдется бросить мои любимые занятия.
Второй вариант: ребенок уже точно знает, кем хочет стать, и УЖЕ усиленно занимается по профильным предметам, тяжело все успевать. Тогда ему действительно нужен собственный график.
Третий вариант: ребенок слаб здоровьем и не способен учиться в общем темпе.
У тебя причина другая: ты очень сильно не желаешь. Но дома ты еще сильнее будешь не желать учиться, и исправить положение уже будет некому.
Ты раньше через чур увлекалась играми. Друзей у тебя и сейчас нет. Конфликтов нет, но общаться ты сама не хочешь. О чем это говорит, Енотик?! - О том, что ты пока не распробовала, что такое общение. Не научилась получать от него удовольствие. Тебе обязательно нужно быть среди людей, тогда есть шанс. Взрослеешь, взгляды на жизнь меняются. Сверстники тоже меняются. Взрослеют, уходят детские глупости, появляются устойчивые интересы, увлечения, мысли стремятся ввысь, начинается поиск ответов на важные вопросы: как надо жить, для чего дана жизнь, что такое любовь и так далее и так далее. С такими людьми уже гораздо интереснее общаться. Глядишь, может кто-то из окружающих покажется тебе привлекательным для общения.
Напрасно ты думаешь, что в четырех стенах тебе будет хорошо. Не будет. Будет кисло, тоскливо, однообразно. Мотивацию нельзя придумать. Ты либо умеешь видеть ее, либо нет. Если нет -тебя мотивирует учитель и положительный пример других ребят. Тогда со временем ты научаешься сама себя заставлять делать что-то не очень интересное, чтобы потом получить очень интересный результат.
Есть книги, есть прекрасные обучающие программы, но еще никто на свете не стал мастером своего дела без учителя. По-прежнему работают школы, кружки, секции, университеты, аспирантуры и даже академики (топ-менеджеры, министры, кто угодно) ведут научные работы вместе, в процессе обучая друг друга. В любом проекте есть лидер. Это все тот же учитель для остальных участников. Он и подскажет, и организует, и дисциплинирует и, мотивирует.
Ты веришь в Бога и боишься Его разочаровать - это прекрасно, это редкость сегодня. Это называется страх Божий. То есть страх огорчить своего Отца Небесного. Читай Евангелие. Одна глава в день - уже хорошо. Тогда ты будешь узнавать, чего же хочет от нас Бог и как этого достичь.
Всего самого хорошего!

ЕленаОбыкновенная, возраст: 37 / 22.12.2013

Попробуй видеоуроки испанского "полиглот". Там как раз на 2 недели. Я так французский учила. Весь язык, конечно, не выучить, но на бытовом уровне, если хорошо заниматься, будешь. Правильно, что есть идея учить иностранный язык! Расширяет мировоззрение и возможности. Да и вообще, знание языков очень часто так бывает, что неожиданно появляется.
А знаешь? У тебя есть самое главное. У тебя есть Бог! Ты же у Него все на свете просить. И сил можешь просить, и правильных решений, чтобы пережить эту ситуацию. Ну а раз своей собаки пока нет, попробуй помогать другим собакам. Можно работать волотнером в зоозащитной организации, или подкармливать бездомных собак. Только будь осторожна.
Ты знаешь, кто тебе навязывает плохие мысли. Гони их от себя. Это не твои мысли. Ты просто обязана быть счастливой, ведь с тобой Бог!

Возраст: - / 22.12.2013

Енотик, попытайтесь уговорить ваших родителей съездить вместе с вами заграницу отдохнуть на пару недель. Если не захотят или семейный бюджет не позволяет, то самостоятельно изучай культуру и быт других стран. Может появится интерес к какой-либо стране и ты в последующем захочешь туда съездить. Найди хобби по душе, по своим интересам. Может у тебя соревновательный характер? Тогда попытайся стать лучше всех в классе по учебе, это кстати меня спасало в школе:))
Конечно, на учебе не всегда интересно, но постарайся выделить для себя некоторые предметы, которые заинтересуют тебя. Подумай в какой вуз будешь поступать после школы или может в техникум.
И не смотри слишком много художественных фильмов, они отталкивают от реальности.

Владимир, возраст: 19 / 22.12.2013


Предыдущая просьба Следующая просьба
Вернуться в начало раздела

И ты не хочешь, но считаешь его дни и года.

И с каждым новым днем твоя любовь к нему растет.

Она станет огромной, когда он умрет.
Дельфин. «Молоко»

Я ненавидел школу, когда мне было 10 лет, ненавидел, когда мне было 15, ненавижу и сейчас. Не буду публично называть номер школы, в которой я учился, но могу с уверенностью заявить: она была ужасная. Даже по сравнению с другими школами. И это не очередной пост "система образования - говно, я бы сдел лучше!" Я хочу рассказать вам именно про то, что я терпел 11 лет конкретно в своей школе.



Школьная форма. Начать можно с того, что я не вижу в ней смысла как такового. Одинаковая одежда на всех школьниках никаких не поможет "сконцентрироваться на предмете" и "не отвлекаться на посторонние вещи". Это обыкновенная одежда, и ни у кого не прибавится ни капли мозга, если он её наденет. Более того, противный похоронный черный костюм наоборот вгонял меня в депрессию и заставлял чувствовать себя говном. Таким же говном, как и все эти одинаково одетые люди, сидящие со мной в одном классе. Более того, мне (как и многим другим) эта форма совершенно не шла. И да, это огромная проблема, когда ты вынужден ходить перед сотней совей сверстников в одежде, которая совершенно для тебя не создана, только потому, что иначе тебя бы просто не впустили в школу на входе. Иногда доходило до того, что некоторых не пускали за то, что рубашка была не такая белая или чуть сероватая. И это продолжалось вплоть до конца одиннадцатого класса! Вдумайтесь.

Столовая. В школе дети проводят в среднем около 5-6 часов, а то и больше. Разумно будет предположить, что им нужно что-то есть. К сожалению, в нашей школе (как и в большинстве других), видимо, не слышали про такие вещи, как мясо, гарнир, салаты, бутерброды, в конце концов. Всё это прекрасно заменяли БУЛОЧКИ. БУЛОЧКИ были на любой вкус: с маком, с корицей, с изюмом, булочка с булочкой, булочка с булочкой в булочке . А кульминация заключалась в том, что всё это тесто было практически нечем запить. Были либо стаканы с холодным чаем и каким-то самопальным соком, которые стояли чуть ли не на проходе (прикиньте на секунду, сколько пылюки туда попадало за одну перемену), либо какой-то мажорный сок за 5 гривен. А в те нищебродские времена мне на день давали всего 5. Вот и выбирай: либо сожри две, надоевшие за 11 лет еще сильнее, чем сама школа, булочки, либо выпей 100 миллиграмм сока за 5 грн. Те, кто не ленился, бегали на переменах в соседнюю школу(!), чтобы поесть в их столовой (тамошний рацион был расширен чуть более съедобными блюдами, в т. ч. хотдогами, пиццей и прочим фастфудом). Почему же наша школа не додумалась хоть как-то исправить ситуацию? Я тоже задавался этим вопросом. А ответ был таковым, что они не имеют права продавать в школьной столовой никакой пищи, содержащей майонез, кетчуп, томатную пасту, сыр, масло и прочие заморские пряности. Интересно, тогда почему соседняя школа уже пару десятков лет тогрует запрещенными товарами и всё еще не пережила ни одного налёта чекистов? В любом случае, бегать в соседнее здание и травиться однообразными булками намного безопаснее для детей, как же.

Плохое поведение? Двойка в журнал! Это сейчас я понимаю, что я просто мог подать жалобу на этого учителя, т.к. заниматься подобной ахинеей он не имеет права. Но тогда я чувствовал лишь неимоверную злость и зашкаливающее чувство несправедливости. В журнале ставятся оценки за успеваемость, а не за что-то еще. Заметил какое-то нарушение? Задай вопрос по теме урока, посмотри конспект. Если ученик смог ответить на твой вопрос, значит, несмотря на своё безобразное поведение, плохую оценку за предмет ему ставить не за что. У нас же это выглядело примерно так: "Что? Ты повернулся к Маше Петровой? Да какая разница, что у тебя всё записано и ты можешь повторить всё, что я сказала? Ты повернулся - значит, ты тупой - значит, ты ничего не понимаешь в жизни и моём предмете в частности - значит, за урок ты получаешь ДВА! Садись!". Да и к тому же, какой нормальный ребенок сможет просидеть 45 минут, не двигаясь и постоянно смотря на преподавателя, как этого требует кодекс? Либо сферический долбоёб, либо будущий учитель. Третьего не дано.

КВН! Наша школа, как и многие другие, была просто помешана на культурных мероприятиях. Меня всегда бесило, когда меня пытались насильно заставить участвовать в какой-то непонятной самодеятельности, которая мне была совершенно не интересна. Какой вообще от неё толк, когда все ненавидят то, что делают? Учителя сидят в актовом зале и ненавидят всех за то, что они сейчас не лежат на удобном диванчике, досматривая очередную серию какого-нибудь русского сериала с бездарными актерами. Дети ненавидят всех за то, что они сейчас не курят за гаражами или даже не делают домашнюю работу (как по мне, это намного лучшая альтернатива). Но все друг другу улыбаются, показывают какие-то глупые сценки, лишённые смысла. Идиллия! Радость! Счастье! И всё бы ничего, но самый сильный обвал этих мероприятий пришёлся нам на конец 11-го класса. Понимаете, да? У нас впереди госэкзамены, ВНО, вымаливание у преподавателя по физике хорошей оценки в аттестат. У многих детей график расписан по часам, включая оплачиваемых репетиторов и самоподготовку. Но нет же, нужно делать КВН, нужно делать представления о толерантности общества и единстве народов. А за непослушание, конечно же, суровые угрозы испортить аттестат и остаток нашей жизни. Кстати, с этим наша школа тоже оказалась уникальной. В отличие от многих своих собратьев, нашим выпускникам не помогали поднять средний балл аттестата - наоборот, его, как только могли, пытались снизить. А аргумент простой: "вот придет проверка, настучит по головам, мол, чего это у вас такие хорошие оценки?" Тысячи школ по всей стране спокойно себе живут без страха оказаться уничтоженными, а мы такие особые, ага.

Много букв и цифра. Именно так можно вкратце описать уроки математики в нашей школе. Требования к оформлению были колоссальными: не выходи за поля, не делай грамматических ошибок, отступай 4 клетки после домашней работы, пиши всё в каждой клеточке, подробно записывай ответ (см. дальше), оберни тетрадь в обложку, пиши все аккуратненько, с карандашиком, линеечкой, циркулем и зеленой ручкой и т.д. Это ужасно. Нет, правда. Например, следующее решение будет считаться неверным. Как вы думаете, почему?

-3+2 = x+z; (z=0)
x = -1;

Если бы такая задача оценивалась максимально на 5 баллов, за такое решение вы бы получили не больше двух. А всё потому, что надо:

-3+2 = x+z; (z=0)
2+(-3) = x+z;
-1 = x+z;
x+z = -1;
x+0 = -1;
x = -1.

И это в одиннадцатом классе! А ведь это лишь часть того, за что можно было получить тройку по математике, правильно отвечая на 100% заданий. Я уверен, даже после прочтения этого абзаца, вы не сможете представить полную картину этого маразма. Представить это просто физически невозможно.

Почти у всех взрослых людей к середине жизни формируется мнение, что дети не хотят учиться только потому, что они маленькие и тупые. Но оно ошибочно. Все дети, идя в школу, обладают огромным потенциалом и желанием познавать новое (не считая отдельно взятых долбоёбов, которых видно еще с дошкольного возраста). Так заложено в природе. Так устроен человек. Но школа всей своей мерзостью и прогнившей системой образования напрочь убивает в детях это желание. Дети идут в школу, чтобы учиться, а в результате получают кучу проблем, которых можно было бы и избежать, не будь преподавательский состав 95% школ таким убогим.

P.S. Кто еще не видел, можете вдобавок оценить грамотность наших прекрасных учителей: https://twitter.com/Hast4656/status/244815281891983361