Общероссийский классификатор специальностей по образованию ОКСО РФ в 2019 году регулируется российским законодательством. Именно на него нужно ссылаться во время изучения ОКСО.
Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:
ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .
Это быстро и БЕСПЛАТНО !
Общая российская классификационная система специальностей по образованию (ОКСО) является составляющей частью Единого классифицирования и кодировки РФ.
Он был разработан на основании Постановления Правительства России № 121 “О мерах по реализации Государственной переходной программы России на принятую учетную и стратегическую систему по запросам становления экономического хозяйствования на рынке в практической деятельности иных народов” с изменениями, произошедших в высших и средних системах образования.
ОКСО базируется на Федеральном законе “Об образовательной деятельности” и иных нормативно-правовых документах Государственного Комитета России.
Общие аспекты
Рассматриваемый вопрос весьма сложный, из-за чего изначально рекомендуется ознакомиться с базовым понятиями и российским законодательством.
Благодаря этому можно исключить вероятность допущения различного рода неточностей.
Что это такое
ОКСО – сокращенное название Общей классификационной системы образования на территории России.
Она была разработана с целью предоставления гарантий обмена информации между муниципальными органами в сфере образовательного дела.
ОКСО в первую очередь призвана регулировать ключевые вопросы в области подготовки профессионалов в различной сфере деятельности.
Иными словами, ОКСО предусматривает потребности рынка в различных сферах деятельности, что может привести в конечном итоге к уменьшению показателей .
Среди иных вопросов ОКСО выделяют такие, как:
- регулировка в образовательной сфере;
- обзор статических сведений;
- подсчет и обработка материалов;
- регулировка показателей баланса уровня профессиональной подготовки специалистов, согласно принятым интернациональным эталонам.
ОКСО включает в себя:
- высшее;
- среднее профессиональное образование.
Сама классификационная система основывается на Постановлении “О воспитании” и а иных нормативно-правовых актах.
Каково его назначение
ОКСО сформирован с целью регламентирования исполненных на территории России специальностей в сфере образования и используется во время деятельности и обмена сведениями во всех без исключения управленческих системах РФ, причем охватывая:
- национальную систему;
- не национальную систему образования.
В частности используется с целью решения таких немаловажных вопросов, как:
- урегулирование приема и выпуска квалифицированных специалистов;
- статического учетного дела по вопросу приема, выпуска и дальнейшего специалистов;
- сопоставимости статистики в сфере образования на территории России и в иных странах.
Объектами рассматриваемой классификации принято считать:
- структуру профессий;
- сферу научной работы — наука;
- специализацию.
Группа профессиональной деятельности считается совокупностью специальностей, которые напрямую относятся к какой-нибудь сфере, отображенной в названии группы 0 согласно Росстандарту .
Нормативная база
Основными нормативно-правовыми документами являются:
- Постановление Правительства РФ “О воспитании”.
В указанных нормативных документах отображаются все ключевые сведения по вопросу ОКСО. Рекомендуется ознакомиться с ними для минимизации рисков возникновения различного недопонимания.
Что называется общероссийским классификатором специальностей по образованию ОКСО
Согласно российскому законодательству объектами ОКСО принято считать профессии высшего и среднего образования.
Одновременно с этим под профессией подразумевается:
- способность;
- уровень знаний;
- умения.
Подобные навыки и умения обретаются в образовательных учреждениях.
Структура кода
ОКСО подразумевает под собой сборник кодовых отображений и разработан с целью систематизации.
Он содержит в себе структурное описание предмета, в частности:
- блок наименования;
- каналы идентификации;
- каналы классификационных признаков.
Необходимо отметить, что в ОКСО канал идентификации базируется с использованием иерархического варианта систематизации, причем с поддержкой поочередного метода кодировки.
Предусмотрено несколько уровней иерархической систематизации:
- специальность;
- сфера подготовки;
- углубленные категории направлений.
В структуру кодовых отображений входит 6 цифр. Они обладают последовательностью в форме хххххх, в которой:
В разработанном ОКСО канал наименования включает в себя:
- наименование обретаемой профессии;
- направление сферы подготовки;
- наименование организации и самой специальности.
Кодовое отображение в форме 0101 00 1 отображает:
Пример кодирования предметов систематизации:
- Специальности из категории высшего образования.
- Высшее образование.
Кодовое значение 0217 01 3 отображает:
Рассмотрим пример систематизации с целью подраздела:
- Тенденция подготовки в высшем образовательном учреждении.
- Высшее образование.
Кодовое значение 5101 00 2 отображает:
Как видно каждый код несет под собой различные сведения.
Среднее профессиональное образование
- колледжах;
- техникумах.
Данная разновидность образовательного процесса направлена на получение практических навыков трудовых специальностей.
Для некоторых профессий получение среднего образования считается высшим уровнем обучения.
К ним принято относить:
- цирковых артистов;
- артистов балета;
- иных художественных профессий;
- работа в области машиностроения.
Обучение осуществляется на базе 9 и 11 классов, а продолжительность напрямую зависит от самой специальности.
В некоторых ситуациях такой вид образования считается предпочтительным:
- требования к потенциальным студентам лояльнее, нежели в ВУЗах;
- большое число бюджетных мест;
- среднее образование включает в себя огромный объем практики.
Из дополнительных особенностей выделяют возможность одновременно получить несколько специальностей.
Высшее профессиональное образование
ВПО (высшее профессиональное образование) – наивысший образовательный уровень, который направлен на подготовку руководящих специалистов в любой области деятельности.
Обучение осуществляется на базе законченного 11 класса либо же после получения диплома о среднем образовании.
Во время образовательного процесса студенты получают все необходимые теоретические знания.
Современная образовательная система подразумевает под собой присвоение выпускникам ученых степеней:
- бакалавра;
- либо магистра.
Уровень подготовки квалифицированных специалистов остался на уровне специалитета. К ним в большинстве случаев относят:
- врачей и фармацевтов, в том числе сотрудников химической отрасли;
- сотрудников таможенного направления;
- специалистов приборостроения;
- специалисты современной компьютерной техники (управление автоматизированными станками, программирование и так далее).
Период образовательного процесса составляет 5 лет.
Одновременно с этим необходимо обращать внимание на то, что образовательная программа в высших учебных заведениях осуществляется в нескольких вариациях, а именно:
Дневная форма обучения | Классический вариант получения образования. При такой варианте обучения между преподавателями и студентами получение знаний осуществляется при непосредственном контакте, что автоматически влечет за собой углубленное изучение всего разработанного материала. Данная разновидность обучения не подразумевает под собой возможности параллельно вести официальную занятость |
Заочная форма обучения | Данный вариант отлично содержит в себе положительные аспекты дневного образования и самостоятельной работы в этом направлении. В большинстве случаев такую форму предпочитают трудоустроенные граждане, которые заинтересованы в повышении своей имеющейся квалификации, поскольку обучение не несет под собой необходимости отрыва от работы. Из недостатков заочной формы принято выделять необходимость самостоятельного изучения и освоение огромного объема материала за небольшое время. Помимо этого не стоит забывать о продолжительности обучения, которое в сравнении с дневной формы повышается в среднем на 1 год |
Дистанционная форма обучения | (самостоятельное получение всех необходимых навыков и знаний). Подразумевает под собой образовательный процесс с помощью персонального компьютера. Как и любая иная разновидность обучения, эта обладает также своими достоинствами и недостатками |
Среди основных преимуществ дистанционного образования принято считать:
- доступная стоимость образования;
- возможность получения необходимые навыки и умения в любое удобное для студента время, причем, не отрываясь от своей деятельности.
Из недостатков принято выделят:
- недостаток практических навыков;
- низкий уровень развития коммуникабельности;
- необходимость в наличии высокого уровня мотивации для самостоятельного освоения образовательного материала.
<11> К другим товарам аптечного ассортимента относятся медицинские изделия, дезинфицирующие средства, предметы и средства личной гигиены, посуда для медицинских целей; предметы и средства, предназначенные для ухода за больными, новорожденными и детьми, не достигшими возраста трех лет; очковая оптика и средства ухода за ней, минеральные воды, продукты лечебного, детского и диетического питания, биологически активные добавки, парфюмерные и косметические средства; медицинские и санитарно-просветительные печатные издания, предназначенные для пропаганды здорового образа жизни - Федеральный закон от 12 апреля 2010 г. N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 16, ст. 1815 N 31, ст. 4161, N 42, ст. 5293, N 49, ст. 6409; 2011, N 50, ст. 7351; 2012, N 26, ст. 3446, N 53, ст. 7587; 2013, N 27, ст. 3477, N 48, ст. 6165; 2014, N 11, ст. 1098, N 43, ст. 5797, N 52, ст. 7540; 2015, N 10, ст. 1404, N 27, ст. 3951, N 29, ст. 4359, 4367, 4388; N 43, ст. 5797; N 51, ст. 7245; 2016, N 1, ст. 9, N 23, ст. 3287, N 27, ст. 4194, 4238, 4283).
<7> Общероссийский классификатор специальностей по образованию.
<8> Закон Российской Федерации от 21 июля 1993 г. N 5485-1 "О государственной тайне" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 15, ст. 1768; 1997, N 41, ст. ст. 4673, 8220, 8221, 8222, 8223, 8224, 8225, 8226, 8227, 8228, 8229, 8230, 8231, 8232, 8233, 8234, 8235; 2002, N 52, ст. 5288; 2003, N 6, ст. 549, N 27, ст. 2700, N 46, ст. 4449; 2004, N 27, ст. 2711, N 35, ст. 3607; 2007, N 49, ст. 6055, ст. 6079; 2009, N 29, ст. 3617; 2010, N 47, ст. 6033; 2011, N 30, ст. 4590, ст. 4596, N 46, ст. 6407; 2013, N 51, ст. 6697; 2015, N 10, ст. 1393).
- Приложение N 1. Перечень направлений подготовки высшего образования - бакалавриата
Приложение N 2. Перечень направлений подготовки высшего образования - магистратуры
Приложение N 3. Перечень специальностей высшего образования - специалитета
Приложение N 4. Перечень направлений подготовки высшего образования - подготовки кадров высшей квалификации по программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре
Приложение N 5. Перечень направлений подготовки высшего образования - подготовки кадров высшей квалификации по программам подготовки научно-педагогических кадров в адъюнктуре
Приложение N 6. Перечень специальностей высшего образования - подготовки кадров высшей квалификации по программам ординатуры
Приложение N 7. Перечень специальностей высшего образования - подготовки кадров высшей квалификации по программам ассистентуры-стажировки
Приказ Министерства образования и науки РФ от 12 сентября 2013 г. N 1061
"Об утверждении перечней специальностей и направлений подготовки высшего образования"
С изменениями и дополнениями от:
29 января, 20 августа, 13 октября 2014 г., 25 марта, 1 октября 2015 г., 1 декабря 2016 г., 10, 11 апреля 2017 г., 23 марта 2018 г.
перечень направлений подготовки высшего образования - магистратуры (приложение N 2);
перечень специальностей высшего образования - специалитета (приложение N 3);
перечень направлений подготовки высшего образования - подготовки кадров высшей квалификации по программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (приложение N 4);
перечень направлений подготовки высшего образования - подготовки кадров высшей квалификации по программам подготовки научно-педагогических кадров в адъюнктуре (приложение N 5);
перечень специальностей высшего образования - подготовки кадров высшей квалификации по программам ординатуры (приложение N 6);
перечень специальностей высшего образования - подготовки кадров высшей квалификации по программам ассистентуры-стажировки (приложение N 7).
Д.В. Ливанов |
Закреплены перечни направлений подготовки высшего образования: бакалавриата, магистратуры, подготовки кадров высшей квалификации по программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре и в адъюнктуре.
Утверждены перечни специальностей высшего образования: специалитета, подготовки кадров высшей квалификации по программам ординатуры и ассистентуры-стажировки.
Перечни, утвержденные в 2009 г. Правительством РФ и Минобрнауки России, можно применять до завершения обучения лиц, ранее принятых на направления подготовки (специальности), указанные в них.
Это перечни направлений подготовки (специальностей) высшего профобразования, подтверждаемого присвоением лицу квалификации (степени) "специалист", а также "бакалавр" и "магистр".
Приказ Министерства образования и науки РФ от 12 сентября 2013 г. N 1061 "Об утверждении перечней специальностей и направлений подготовки высшего образования"
Настоящий приказ вступает в силу его официального опубликования
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Приказ Минобрнауки России от 23 марта 2018 г. N 210
Приказ Минобрнауки России от 11 апреля 2017 г. N 328
Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного приказа
Приказ Минобрнауки России от 10 апреля 2017 г. N 320
Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня
Действует
Дата последней актуализации классификатора и внесения в него изменений: 05.05.2019
Дата окончания действия:
—
Основание:
—
Последующий классификатор:
—
Ответственный орган:
Минобрнауки России
Официальный сайт:
http://минобрнауки.рф
Информационные ресурсы для разработки классификатора
Основывается на утверждаемых Министерством образования и науки Российской Федерации перечнях профессий и специальностей среднего профессионального образования и перечнях специальностей и направлений подготовки высшего образования, разработанных в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
Назначение классификатора
Общероссийский классификатор специальностей по образованию (ОКСО) предназначен для классификации и кодирования профессий, специальностей и направлений подготовки, используемых для реализации профессиональных образовательных программ среднего профессионального и высшего образования.
ОКСО используется при решении задач, связанных с:
- регламентацией приема, образовательной деятельности и выпуска по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования;
- определением прогнозной потребности в кадрах соответствующих квалификаций;
- регламентацией лицензирования и государственной аккредитации образовательной деятельности в области среднего профессионального и высшего образования;
- регламентацией статистического учета в области среднего профессионального и высшего образования.
Построение классификатора
ОКСО включают в себя следующие разделы:
- раздел I . Профессии среднего профессионального образования;
- раздел II . Специальности среднего профессионального образования;
- раздел III . Направления подготовки высшего образования - бакалавриата;
- раздел IV . Направления подготовки высшего образования - магистратуры;
- раздел V . Специальности высшего образования - специалитета;
- раздел VI . Направления подготовки высшего образования - подготовки кадров высшей квалификации по программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре;
- раздел VII . Направления подготовки высшего образования - подготовки кадров высшей квалификации по программам подготовки научно-педагогических кадров в адъюнктуре;
- раздел VIII . Специальности высшего образования - подготовки кадров высшей квалификации по программам ординатуры;
- раздел IX . Специальности высшего образования - подготовки кадров высшей квалификации по программам ассистентуры-стажировки.
Объекты классификации
Объектами классификации в ОКСО являются профессии и специальности среднего профессионального образования, специальности и направления подготовки высшего образования.
Под профессией
, специальностью
, направлением подготовки
понимается совокупность компетенций, приобретенных в результате получения среднего профессионального или высшего образования и обеспечивающих постановку и решение определенных профессиональных задач.
Профессии, специальности и направления подготовки объединяются в укрупненные группы.
Под укрупненной группой
понимается совокупность родственных профессий, специальностей и направлений подготовки.
Для обобщенной характеристики профессий, специальностей и направлений подготовки укрупненные группы объединяются в области образования.
Под областью образования понимается совокупность укрупненных групп, относящихся к определенной сфере деятельности.
ОКСО содержит коды областей образования, укрупненных групп, профессий, специальностей и направлений подготовки, а также их наименования.
Система классификации и кодирования
В ОКСО использованы иерархический метод классификации и последовательный метод кодирования.
Структура кода классификатора
Кодовое обозначение профессии, специальности или направления подготовки состоит из семи цифровых знаков:
X.XX.XX.XX ,
где:
1-й цифровой знак соответствует коду области образования;
2-й и 3-й цифровые знаки соответствуют коду укрупненной группы;
4-й и 5-й цифровые знаки соответствуют коду образовательного уровня;
6-й и 7-й цифровые знаки соответствуют коду профессии, специальности или направления подготовки.
После кода области образования, после кода укрупненной группы и после кода образовательного уровня ставится точка.
Код области образования, укрупненной группы и образовательного уровня представляют собой последовательные цифровые коды в пределах ОКСО .
Код профессии, специальности или направления подготовки представляет собой последовательный цифровой код в пределах укрупненной группы и образовательного уровня.
При кодировании укрупненной группы как объекта классификации код образовательного уровня и код профессии (специальности, направления подготовки) имеют значение "00".
При кодировании области образования как объекта классификации код укрупненной группы, код образовательного уровня и код профессии (специальности, направления подготовки) не используются.
В ОКСО использован перечень областей образования , установленный Порядком формирования перечней профессий, специальностей и направлений подготовки, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 сентября 2013 г. № 1059:
- математические и естественные науки;
- инженерное дело, технологии и технические науки;
- здравоохранение и медицинские науки;
- сельское хозяйство и сельскохозяйственные науки;
- науки об обществе;
- образование и педагогические науки;
- гуманитарные науки;
- искусство и культура;
- оборона и безопасность государства. Военные науки.
В ОКСО использован перечень укрупненных групп , установленный приказами Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 сентября 2013 г. № 1061 "Об утверждении перечней специальностей и направлений подготовки высшего образования" и от 29 октября 2013 г. № 1199 "Об утверждении перечней профессий и специальностей среднего профессионального образования":
- Математические и естественные науки
- 01 Математика и механика
- 02 Компьютерные и информационные науки
- 03 Физика и астрономия
- 04 Химия
- 05 Науки о Земле
- 06 Биологические науки
- Инженерное дело, технологии и технические науки
- 07 Архитектура
- 08 Техника и технологии строительства
- 09 Информатика и вычислительная техника
- 10 Информационная безопасность
- 11 Электроника, радиотехника и системы связи
- 12 Фотоника, приборостроение, оптические и биотехнические системы и технологии
- 13 Электро- и теплоэнергетика
- 14 Ядерная энергетика и технологии
- 15 Машиностроение
- 16 Физико-технические науки и технологии
- 17 Оружие и системы вооружения
- 18 Химические технологии
- 19 Промышленная экология и биотехнологии
- 20 Техносферная безопасность и природообустройство
- 21 Прикладная геология, горное дело, нефтегазовое дело и геодезия
- 22 Технологии материалов
- 23 Техника и технологии наземного транспорта
- 24 Авиационная и ракетно-космическая техника
- 25 Аэронавигация и эксплуатация авиационной и ракетно-космической техники
- 26 Техника и технологии кораблестроения и водного транспорта
- 27 Управление в технических системах
- 28 Нанотехнологии и наноматериалы
- 29 Технологии легкой промышленности
- Здравоохранение и медицинские науки
- 30 Фундаментальная медицина
- 31 Клиническая медицина
- 32 Науки о здоровье и профилактическая медицина
- 33 Фармация
- 34 Сестринское дело
- Сельское хозяйство и сельскохозяйственные науки
- 35 Сельское, лесное и рыбное хозяйство
- 36 Ветеринария и зоотехния
- Науки об обществе
- 37 Психологические науки
- 38 Экономика и управление
- 39 Социология и социальная работа
- 40 Юриспруденция
- 41 Политические науки и регионоведение
- 42 Средства массовой информации и информационно-библиотечное дело
- 43 Сервис и туризм
- Образование и педагогические науки
- 44 Образование и педагогические науки
- Гуманитарные науки
- 45 Языкознание и литературоведение
- 46 История и археология
- 47 Философия, этика и религиоведение
- 48 Теология
- 49 Физическая культура и спорт
- Искусство и культура
- 50 Искусствознание
- 51 Культуроведение и социокультурные проекты
- 52 Сценические искусства и литературное творчество
- 53 Музыкальное искусство
- 54 Изобразительное и прикладные виды искусств
- 55 Экранные искусства
- Оборона и безопасность государства. Военные науки
- 56 Военное управление
- 57 Обеспечение государственной безопасности
Образовательные уровни в ОКСО имеют следующие коды:
- 01 среднее профессиональное образование - подготовка квалифицированных рабочих, служащих
- 02 среднее профессиональное образование - подготовка специалистов среднего звена
- 03 высшее образование - бакалавриат
- 04 высшее образование - магистратура
- 05 высшее образование - специалитет
- 06 высшее образование - подготовка кадров высшей квалификации по программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре
- 07 высшее образование - подготовка кадров высшей квалификации по программам подготовки научно-педагогических кадров в адъюнктуре
- 08 высшее образование - подготовка кадров высшей квалификации по программам ординатуры
- 09 высшее образование - подготовка кадров высшей квалификации по программам ассистентуры-стажировки
Соответствие классификатора международным и национальным регламентирующим документам
ОКСО
сопоставлен с Международной стандартной классификацией образования МСКО 2011 и Международной стандартной классификацией образования МСКО-О 2013.
Каждой профессии, специальности и каждому направлению подготовки поставлены в соответствие следующие коды МСКО:
- - код образовательной программы;
- - код области образования.
Система ведения классификатора
Разработка и представление для принятия изменений к Общероссийскому классификатору специальностей по образованию (ОКСО) обеспечивается Министерством образования и науки Российской Федерации в порядке, установленном Правилами стандартизации ПР 50.1.024-2005 "Основные положения и порядок проведения работ по разработке, ведению и применению общероссийских классификаторов".
Обновления классификатора ОКСО
Список последних обновлений классификатора с указанием номера изменения, даты его утверждения и введения в действие.
Обеспечивает обмен информацией государственными ведомствами в системе образования, решает задачи в области подготовки необходимых специалистов в производственной или иной сфере, иными словами, в ОКСО учитываются потребности рынка в тех или иных областях деятельности, что в конечном итоге приводит к снижению безработицы.
Среди прочих задач классификатора можно выделить регулирование лицензирования в образовательной сфере, соотношение уровня подготовки специалистов в России с международными стандартами и, конечно, статистический учет, анализ и обработку этих данных для достижения вышеуказанных задач.
Общероссийский классификатор специальностей включает в себя высшее и среднее профессиональное образование, опирается на закон «Об образовании» и разработанные в соответствии с ним списки направлений подготовки кадров, а его ведение регулирует Министерство образования России в тесном сотрудничестве с ВНИИКИ Госстандарта.
Объекты ОКСО
Объектами ОКСО являются специальности среднего и высшего профессионального образования, где за специальность принимают умения, знания, навыки, полученные в ходе обучения в образовательных учреждениях, когда подготовленные специалисты становятся способны решать профессиональные задачи.
Структура и коды в ОКСО
Общероссийский классификатор специальностей – это совокупность кодов, наименований объектов и их дополнительных классификационных признаков, которые сведены в одну таблицу. При этом кодирование (идентификация объекта) имеет трехуровневую систему иерархии, используя для кодировки последовательный метод. Каждый последующий уровень конкретизирует предыдущий, который, в свою очередь, является некоторым обобщением для последующего. Коды ОКСО имеют следующий вид: ХХХХХХ – шесть цифровых значений, где первые два обозначают первый уровень иерархии, 4 и 5 – второй, а последние два – третий. На первом уровне выделяются укрупненные группы специальностей, которым соответствует более обширная предметная область. Она сужается на втором уровне и конкретизируется на третьем, где выделяется сама специальность. При этом в блоке наименования общероссийский классификатор специальностей разделяет названия разных уровней классификации разным шрифтом – полужирным на втором уровне и курсивом на третьем.
Классификационные признаки ОКСО
Дополнительные классификационные признаки включают сведения о квалификации, которая определяет уровень подготовки специалиста. На данном этапе коды ОКСО имеют вид ХХ, т. е. представляют собой два разряда, где первый знак указывает на высшее или среднее профессиональное образование, а второй называет уровень подготовки: бакалавр, специалист или магистр для высшего образования и базовый или повышенный для среднего. Таким образом, если нужно закодировать в ОКСО название квалификации целиком, получается код из 8 знаков вида ХХХХХХХХ (первые шесть для направления подготовки или специальности и 2 для самой квалификации).