9 класс

Предмет психологии развития собственное понимание. Близнецовый метод и его разновидности. Психология развития в России

Психология развития изучает закономерности формирования психики, исследуя механизмы и движущие силы этого процесса, анализи­руя различные подходы к пониманию природы, функций и генезиса пси­хики, различные стороны становления психики - ее изменение в про­цессе деятельности, при общении, познании. Она рассматривает также влияние различных видов общения, обучения, разных куль­тур и социальных условий на динамику формирования психики в разном возрасте и на разных уровнях психического развития.

Как известно, психология связана с разнообразными областями науки и культуры, что помогает в построении методологии психоло­гии развития, выдвижении гипотез и экспериментальном исследова­нии динамики становления психики. Главными областями научного знания, на которые опирается психология развития, являются фило­софия и естествознание. В то же время в работах многих психологов четко просматривается связь с этнографией, социологией, теорией культуры, искусствоведением, математикой, логикой, языкознанием. Методы, используемые в генетических исследованиях (наблю­дение, тесты, эксперимент), тесно связаны с методами общей пси­хологии, но имеют специфику, обусловленную изучением процесса развития, изменения того или иного психического процесса или качества. Естественно, что в психологии развития нельзя использо­вать самонаблюдение, которое долгое время было ведущим психо­логическим методом. Собственно, психология развития и появи­лась со становлением новых, объективных методов изучения пси­хики, которые могли применяться при исследовании детей, живот­ных, примитивных народов. Наблюдение со стороны, так же как и дневниковые наблюдения, стали, особенно на первых порах, основ­ными методами психологии развития. Позднее появились тесты, анализ продуктов творческой деятельности (рисунков, рассказов и т.д.), а также эксперимент.

Помимо лабораторного и естественного экспериментов большое распространение в психологии развития получили лонгитюдные и срезовые исследования. Лонгитюдный эксперимент применяется в том случае, когда есть возможность изучить определенную группу в течение длительного периода времени, например, исследовать раз­витие памяти, или самооценки, или какого-то другого параметра у детей с пятилетнего возраста до 10 или 15 лет. Срезовый экспери­мент используется для той же цели, но позволяет сэкономить вре­мя, так как можно одновременно изучать динамику становления определенной функции у детей разного возраста. Однако, так как все дети имеют индивидуальные особенности, эти данные менее точны, чем при лонгитюдном исследовании, хотя большое число испытуемых позволяет получить объективные значения.

Применяется в психологии развития и формирующий экспери­мент, который позволяет понять, какой параметр оказывает наи­большее воздействие на становление того или иного психического процесса или психологического качества. При этом испытуемых все­гда разделяют на контрольную и экспериментальную группы, а ра­бота про водится только с экспериментальной группой. Уровень развития изучаемого параметра замеряется в обеих группах до на­чала эксперимента и в конце, а потом анализируется разница меж­ду ними. На основании этого анализа и делается вывод об эффек­тивности формирующего воздействия.

ПР -раздел психологии, в которой изучаются вопросы развития психики в онтогенезе, закономерности процесса перехода от одного периода психического развития к другому на основе смены типов ведущей деятельности.

Возрастная психология делится на: детскую психологию, изучающую закономерности психического развития ребенка от рождения до поступления в школу; психологию младшего школьника; психологию подростка; психологию юности; психологию взрослого человека (акмеологию); геронтопсихологию.

В возрастной психологии прослеживается процесс развития каждой психической функции и изменение межфункциональных связей на разных возрастных этапах. В психологии личности рассматриваются такие личностные образования, как мотивация, самооценка и уровень притязаний, ценностные ориентации, мировоззрение и т.д., а возрастная психология отвечает на вопросы, когда эти образования появляются, каковы их особенности в определенном возрасте.

Связь возрастной психологии с социальной дает возможность проследить зависимость развития и поведения ребенка и затем взрослого человека от специфики тех групп, в которые он входит: от семьи, группы детского сада, школьного класса, подростковых компаний и т.д. Каждый возраст – это свое, особое влияние окружающих ребенка людей, взрослых и сверстников. Целенаправленное воздействие взрослых, воспитывающих и обучающих ребенка, изучается в рамках педагогической психологии. Возрастная и педагогическая психология как бы смотрят на процесс взаимодействия ребенка и взрослого с разных сторон: возрастная психология с точки зрения ребенка, педагогическая – с точки зрения воспитателя, учителя.

2. пути возникновения психологии развития

Пифагор выделил 4 периода в жизни человека: весну(становление человека) – от рождения до 20 лет; лето (молодость) – 20-40 лет; осень (расцвет сил) – 40-60 лет; зиму (угасание) – 60-80 лет. Гиппократ в ходе всей жизни человека выделял 10 семилетних периодов, а Аристотель делил детство и отрочество на три стадии: 1 – от рождения до 7 лет; 2 – от 7 до 14 лет и 3 – от 14 до 21 года.

Точкой отсчета для систематических исследований психики ребенка служит книга немецкого ученого – дарвиниста В. Прейера «Душа ребенка». В ней Прейер описывает результаты ежедневных наблюдений за развитием собственного сына, обращая внимание на развитие органов чувств, моторики, воли, рассудка и языка. Прейер первый осуществил переход от интроспективного к объективному исследованию психики ребенка. Поэтому он считается основателем детской психологии.

Взгляды Прейера основывались на взглядах Дарвина. Мысль Дарвина об эволюции видов как о развитии от простых к все более сложным формам органической жизни спровоцировало исследования в 3 направлениях. 1– в области детской психологии: Дарвин записывал собственные наблюдения за своим первым ребенком и опубликовал их. 2–сравнительной психологии, ориентирована на выявление различий в развитии животных и человека. 3–психологии народов как прообраз современной культурно-антропологической психологии. Поначалу все 3 направления были направлены на то, чтобы выявить закономерности филогенеза. Однако наблюдался обратный эффект филогенез позволял по-новому взглянуть на онтогенез. Это соотношение было названо Геккелем биогенетическим законом, предполагающим повторение в онтогенезе в краткой форме истории филогенеза.


3. предмет изучения пр

Предмет изучения -источники, движущие силы, условия и закономерности психического развития человека от рождения до кончины. Ананьев рассматривал психологическое развитие от рождения до кончины как непрерывный процесс, внутри которого есть пики в психических функциях, отмечал, что распад некоторых из них, а также личности начинается задолго до физической смерти индивида.

Предметом изучения психологии развития является саморазвитие.

Психическое развитие, определяется как фило-, антропо-, онто- или микрогенетические изменения поведения и переживания, образующие ветвящийся процесс, содержащий, с одной стороны, узлы качественных изменений, преемственно следующие друг за другом, и другой, линии количественных изменений, связывающие их между собой.

Составляющие предмета психологии развития: Возраст (хронологический, психологический, социальный, биологический).Хронологический возраст – это время отдельного человека, начиная с момента рождения и до конца жизни. Психологический возраст – это те психофизиологические, психологические и социально-психологические изменения, которые происходят в психике каждого человека.

4. движущие силы психического развития

Движущими силами развития ребенка являются противоречия между новым и старым, которые возникают и преодолеваются в процессе обучения, воспитания и деятельности. К ним относят противоречия между новыми потребностями, порождаемыми деятельностью, и возможностями их удовлетворения; противоречия между возросшими физическими и духовными потребностями и старыми сложившимися формами взаимоотношений и видами деятельности; между растущими требованиями со стороны общества, коллектива, взрослых и наличным уровнем психического развития.

Область исследований психологических, где представлены знания и изучаются процессы и закономерности психологического и поведенческого развития людей в онтогенезе. Словарь практического психолога. М.: АСТ, Харвест. С. Ю. Головин. 1998. Психология… … Большая психологическая энциклопедия

Один из разделов психологии, который исследует не психические состояния, а развитие психики, генезис форм, в которых протекает духовная жизнь у детей (см. Детская психология), юношества (см. Юношеская психология), народов (см. Народная… … Философская энциклопедия

ПСИХОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ - Строго говоря, область психологии, изучающая процессы изменения в течение жизни. Под изменениями здесь подразумевается любое качественное и/или количественное преобразование в структуре функции: переход от ползания к ходьбе, от лепета к разговору … Толковый словарь по психологии

ПСИХОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ - один из разделов психологии, который исследует развитие психики, генезис форм, в которых протекает духовная жизнь у детей (см. Детская психология), юношества (см. Юношеская психология), народов (см. Народная психология) и т. д … Профессиональное образование. Словарь

Психология развития - изучает возрастные изменения в поведении людей и закономерности в приобретении ими опыта и знаний в течение всей жизни. Иными словами, она сосредоточивает внимание на изучении механизмов психического развития и отвечает на вопрос, почему так… … Психология человека: словарь терминов

ПСИХОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ - часть психологической науки, касающаяся законов психологического, в частности возрастного, развития человека … Словарь терминов по психологическому консультированию

Психология развития - область психологии, изучающей возрастные преобразования психологических функций и личности человека «от колыбели до могилы» (по выражению Холла, который в 20 веке впервые заявил о праве на существование такой дисциплины) … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

Область психологии, направленная на изучение родительства как психологического явления. С психологической точки зрения родительство рассматривается как часть личности отца и матери. Изучаются особенности его развития в течение жизни (как ценности … Википедия

- (англ. peace psychology) область исследований в психологии, связанная с изучением психических процессов и поведения, порождающих насилие, предотвращающих насилие и способствующих использованию ненасильственных методов, а также создание … Википедия

Психология труда раздел психологии, который рассматривает психологические особенности трудовой деятельности человека, закономерности развития трудовых навыков. Существует мнение, что следует разделять описание этой науки в широком и узком… … Википедия

Книги

  • Психология развития , Бокум Дон, Крайг Грэйс. Одно из наиболее полных современных учебных пособий по психологии развития. Несомненное достоинство - внимательное рассмотрение всех этапов человеческой жизни: период подготовки к…
  • Психология развития , Чекина Л.Ф.. В данном учебном пособии рассматриваются следующие аспекты: методологические основы психологии развития, раскрывается содержание основных психологических теорий, анализируются движущие силы,…
Психология развития человека [Развитие субъективной реальности в онтогенезе] Слободчиков Виктор Иванович

1.2. Объект и предмет изучения в психологии развития

Различение объекта и предмета знания

Оформление определенной совокупности знаний об окружающем мире в качестве самостоятельной научной дисциплины в своем исходном пункте опирается на представление о специфическом предмете исследования. Содержание понятия «предмет» четко выявляется при сопоставлении его с понятием «объект». В философско-методологической традиции объект рассматривается прежде всего в познавательном отношении и противопоставляется субъекту познания. Для пояснения соотношения объекта и предмета знания воспользуемся рис. 1.

Рис. 1. Соотношение объекта и предмета знания

Субъект познания не находит объект изучения в готовом виде, так как тот не существует в качестве натуральной и вполне конкретной вещи. Субъект выделяет его из бытия, из реального мира и полагает перед собой как собственно объект изучения, существующий сам по себе – независимо от воли и сознания познающего субъекта. Это первая и главная процедура в познавательной деятельности, и только с этого момента возможно получение рационального знания о сущностных свойствах некой объективной реальности.

Чтобы субъект стал относиться к объекту познавательно, последний должен быть дан ему как не совпадающий с ним; должен случиться выход за пределы непосредственного, натурального течения жизни. Человек должен также отличить себя познающего от реальности познания. Например, каждый человек является носителем собственного внутреннего мира, он дан ему в своей непосредственности. Но чтобы сделать его объектом изучения, человек должен осознать этот мир, посмотреть на него со стороны, задуматься о его устройстве, процессах, функциях, соотнести их друг с другом, т. е. исследовать его.

В исследовании необходимо различать эмпирический и теоретический объекты познания. Эмпирический объект очерчивает хотя и достаточно обширный, но всегда конкретный фрагмент реальности – область исследования. С исследовательской точки зрения эмпирический объект – это также область существования множества практических проблем, которые необходимо решить. Однако, чтобы это стало возможным, необходимо выявить сущность самой этой реальности. И с этой целью развитые науки строят, как правило, особые – теоретические объекты, идеальные конструкции или модели изучаемой реальности. Именно теоретическая модель (ее экспериментальное изучение) позволяет выявить сущностные характеристики этой реальности, закономерности ее функционирования и развития.

Как правило, объекты познания представляют собой сложные, полиструктурные образования. Поэтому в своей познавательной деятельности субъект выделяет и описывает объект лишь с определенной стороны, фиксирует в нем отдельные свойства или группу свойств и характеристик. Выделение, фиксация и описание субъектом отдельной стороны объекта составляют предмет изучения или знания.

Предмет знания адекватен объекту, но не тождествен с ним. В объекте самом по себе никакого знания не содержится. Предмет знания является продуктом познавательной деятельности субъекта. Как особый – теоретический конструкт, предмет подчинен собственным закономерностям, не совпадающим с законами жизни эмпирического объекта. Законы и нормы существования знаний и предметов знания исследуются в логике и методологии научного познания.

Одному и тому же объекту может соответствовать несколько различных предметов. Это объясняется, с одной стороны, тем, что характер предмета знаний зависит от того, какую сторону объекта он отражает. Например, человек как объект познания исследуется с точки зрения своих природных и социальных свойств, которые и составляют предметы изучения биологических и социальных наук. С другой стороны, многопредметность объекта связана с множеством практических задач, решение каждой из которых требует выделения своего специфического предмета. В то же время такое сложное образование, как человек, может выступить для определенной системы знания в качестве специфического предмета. Например, в педагогике фундаментальный труд К. Д. Ушинского так и называется – «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии», или в психологии – Б. Г. Ананьев. «Человек как предмет познания».

Различение объекта и предмета знания отчетливо прослеживается в рамках отдельной науки. Применительно к курсу «Основы психологической антропологии» такое различение можно представить следующим образом.

Таблица 1

Объект и предмет психологии развития человека

В «Психологии человека» объектом выступает человеческая реальность во всей своей полноте, а предметом – субъективность как фундаментальная способность человека встать в практическое отношение к своей жизнедеятельности; здесь изучается сама эта способность – ее природа, основные закономерности, строение и функции. Для «Психологии развития человека» объектом исследования теперь уже выступает сама субъективная реальность, а предмет ее изучения составляет та сторона этого объекта, которая фиксирует развитие субъективности в онтогенезе, ее преобразование и оформление как способности человека быть субъектом (хозяином, распорядителем, автором) собственной жизнедеятельности.

Из книги Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений автора Веракса Николай Евгеньевич

Теория развития способностей в отечественной психологии Для того чтобы инициатива ребенка была адекватной, она должна вписываться в контекст той культуры, которая поддерживается взрослыми, и в которой проходит жизнь ребенка. В качестве инструмента анализа культуры

Из книги Как учиться и не уставать автора Макеев А. В.

Основные понятия психологии развития и факторы психического развития Нервно-психическое развитие является одним из основных показателей здоровья ребенка. Родители, учителя, врач-педиатр должны уметь правильно оценивать нервно-психическое развитие и психологическое

Из книги Психология развития человека [Развитие субъективной реальности в онтогенезе] автора Слободчиков Виктор Иванович

Антиномии и парадоксы идеи развития в психологии Привычность и очевидность реальности развития для обыденного сознания порождают логические сбои при попытках приступить к построению конкретной теории (теорий) развития самой психологической реальности (ее

Из книги автора

3.1. Дореволюционный период развития возрастной психологии в России Становление русской возрастной психологии (середина 50-х – начало 70-х гг. XIX в.) Оформление предмета, задач и методов изучения развития психики человека начинается в середине XIX в. В это время в России была

Из книги автора

3.2. Марксистский период развития отечественной возрастной

Из книги автора

Марксистская перестройка психологии развития (1918–1936) После 1917 г. Россия вступила в новый, советский этап своего исторического развития. Этот период развития общественной и гуманитарной мысли характеризуется сильной зависимостью научных исследований от политических

Из книги автора

3.3. Общая теория психического развития в советской психологии Культурно-историческое учение о природе психического Общепризнанной теорией психического развития в отечественной возрастной психологии и в педагогической практике выступило культурно-историческое

Из книги автора

3.4. Пути построения современной психологии развития

Из книги автора

Поиски объекта и предмета психологии развития До конца 80-х гг. такое словосочетание, как «психология развития», в отечественной, да и мировой психологии долгое время употреблялось лишь как общее наименование совокупности исследований в области психического развития

Из книги автора

Часть II Концептуальные основы психологии развития человека Методологические установки к части II Аналитический очерк истории и современного состояния зарубежной и отечественной психологии развития выявил как обширность ее предметной области (развитие физических,

Из книги автора

Глава 1. Философский смысл принципа развития в

Из книги автора

Субъектный подход в психологии развития Системно-структурный и процессуально-динамический подходы основной упор делают на специальном конструировании объекта познания. Как правило, такой объект выделяется с точки зрения его формальных характеристик – как целостный,

Из книги автора

Из книги автора

Категориальный строй психологии развития человека Рассмотренные выше научные подходы к пониманию и объяснению психологической реальности человека и ее развития в онтогенезе существенно различаются между собой. Каждый из них выработал свой класс представлений и

Из книги автора

Со-бытийная общность – объект и источник развития субъективности Объект развития. Определив в качестве предмета психологической антропологии субъективную реальность, изучив ее природу, необходимо ответить на вопросы: каковы источники субъективности как особой

Из книги автора

Категория возраста в психологии развития Центральной категорией для наук, изучающих развитие человека, является понятие возраста. Л. С. Выготский считал проблему возраста и возрастной периодизации ключевой для всех вопросов общественной практики. Периодизация

Каждая наука имеет свой объект – часть реальности, которая выбирается ею для изучения. При этом тот же самый объект привлекает внимание и других научных дисциплин. Для психологии развития (а также для психофизиологии, общей психологии, социальной, клинической психологии) это, безусловно, психика человека. Предметом же науки называют тот аспект, который изучается внутри данной дисциплины, в отличие от других отраслей науки.

Итак, психология развития – это наука о закономерностях психического развития человека на разных этапах онтогенеза: его феноменах, механизмах, условиях и движущих силах.

Психология развития как наука складывается из нескольких разделов.

1. Развитие психических функций и процессов; генезис сознания и деятельности, познания, эмоционально‑волевых процессов, общения в фило– и онтогенезе. В сущности, этот раздел включает в себя изучение основных категорий общей психологии в онтогенезе.

2. Перинатальная психология – наука о психологическом контексте появления ребенка на свет (о мотивах его зачатия, психологии беременных и процессах, происходящих в семье будущего ребенка), а также об изучении закономерностей возникновения и развития психики плода и новорожденного.

3. Детская психология изучает развитие психики ребенка на разных этапах его жизни.

4. Психологическая акмеология (от греческого «акме» – вершина) – психология зрелого возраста, наука о кризисах взрослости и способах их преодоления. В узком смысле акмеология понимается как наука о самоактуализации человека.

5. Геронтопсихология – наука о психологии старения. Составляющей геронтопсихологии является танатопсихология – наука о закономерностях умирания.

Последние две области – результат новейших разработок психологии, практически не имеют истории.

Схематически предмет психологии развития можно представить следующим образом.

Конец работы -

Эта тема принадлежит разделу:

Введение в психологию развития: учебное пособие

Введение в психологию развития учебное пособие.. текст предоставлен правообладателем http www litres ru pages biblio book art..

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:


Среди областей культуры, посвященных познанию человека, психология развития, которую иногда также называют генетической психологией, занимает значительное место. Поста

Этапы психологии развития
Наука возникает, когда прежние научные дисциплины оказываются несостоятельными для объяснения ряда феноменов и обслуживания запросов практики. Психология развития изменяет

Психология развития и другие науки
Психология развития тесно соприкасается с другими отраслями знания. Прежде всего, она взаимодействует с биологией и физиологией развития: возможности психики напрямую

Общенаучные принципы исследования в психологии развития
В психологии развития как науке можно выделить три уровня методологии. Первый уровень – разработка основных общенаучных принципов, на которых строится обсуждаемая дисциплина.

Принцип системности в психологии развития
Системный подход, согласно взглядам основоположника общей теории систем Л. фон Берталанфи, означает, во‑первых, что целое всегда больше, чем сумма его частей, и, во‑втор

Принцип детерминизма в психологии развития
Принцип детерминизма (детерминировать – определять) означает, что каждое явление понимается как обусловленное причинно‑следственными закономерностями и потому поддающее

Принцип развития в возрастной психологии
Третий важнейший методологический принцип генетической психологии – это принцип развития, суть которого состоит в том, что каждое явление нужно рассматривать как обладающее историей

Основные положения всевозрастного подхода
1. Всевозрастное развитие. Процесс онтогенетического развития происходит в течение всей жизни. Ни один из возрастных периодов не имеет доминирующей роли в развитии. В ходе ра

Понятие развития в возрастной психологии
Познакомившись с главными методологическими принципами современных наук о развитии, перейдем к определению понятийного аппарата психологии развития с учетом влияния проанализированн

Чувствительность психического развития к фактору времени
Психическое развитие содержит периоды медленных изменений и быстрых скачков: как и все сложные неравновесные системы, психика человека проходит через точки «раздвоения» (бифуркации)

Показатели психического развития
Л.С. Выготский выделял следующие признаки психического развития: дифференциацию (расчленение единого на множество элементов, например, дифференциацию натурального условного р

Понятие психологической нормы
Поскольку для оценки темпов психического развития необходимо время от времени сопоставлять его с возрастными нормами, остановимся кратко на содержании понятия психологической нормы,

Возраст как системное качество
В генетической психологии в течение долгого времени изучали развитие и становление отдельных психических функций и процессов, таким образом осуществляя как бы «поэлементный» анализ

Детерминанты психического развития
Психическое развитие человека совершается под воздействием двух основных факторов – наследственности и среды (факторы – это постоянно действующие обстоятельства, оказывающие существ

Биологические основы психики
Различают свойства наследуемые и врожденные (которые свойственны от рождения данному индивиду, но не передаются его потомству, что может быть вызвано особенностями пре

Понятие среды в психологии развития
Изменчивость, индивидуальную вариативность поведения обычно связывают с фактором среды. В развитии человека это изменяющийся ряд стимулов, сопровождающих его от рождения до смерт

Нужно дать не только описание, но и объяснение происходящих явлений (принцип причинности)
3. Изучать психику следует в процессе ее целенаправленного формирования (только при активном воздействии и наблюдении результатов можно изучать механизмы явлений) . На э

Общенаучные методы
Общенаучные методы представляют собой модификацию применительно к психологической реальности тех методов, которые используются и во многих других науках. Наблюдение

Виды наблюдения в психологии
Преимущества метода заключаются в том, что 1) собираются факты ес

Методы изучения высшей нервной деятельности детей
Для изучения индивидуальных и возрастных особенностей нередко используются психофизиологические и нейропсихологические методы. Среди них можно выделить несколько приемов, зарекоменд

Психогенетические методы
Эта группа методов направлена на выделение факторов среды и наследственности в индивидуальных вариациях психологических качеств . Генеалогический метод

Собственно психологические методы
Интроспективные методы (самонаблюдение и самооценка) открывают объект изучения непосредственно, что и представляет их основное достоинство. В современной науке они используются чаще

Общая характеристика теорий развития
Понятия, принципы и закономерности психического развития объединяются в рамках теорий, весьма многочисленных к настоящему времени. В зависимости от предпочитаемой методологии создат

Этологический подход
Этология – наука о биологических основах поведения, которая стремится увидеть в проявлениях человеческой психики следы их «дочеловеческих» предшественников . Если рассматривать общение как деятельность, то ее

Этапы развития общения со сверстниками
«Горизонтальное» общение также имеет свой онтогенез. В школе М.И. Лисиной выделены следующие его этапы: 1. Эмоционально‑практическое общение отмечается в возр

Роль сенсорных и перцептивных процессов в психическом развитии
Деятельность и общение представляют собой главные условия формирования внутреннего мира человека и его сознания. Однако источником развития является среда, поставляющая субъекту раз

Дискуссия между нативизмом и эмпиризмом в психологии восприятия
Проблема сенсорного и перцептивного развития имеет исключительно важное методологическое значение для возрастной психологии. Не случайно до сих пор длится дискуссия между сторонника

Исследования восприятия пространства в младенческом возрасте
Поскольку у взрослого человека 80 % информации приходит по зрительному каналу, именно зрительное восприятие младенцев исследовалось наиболее широко. Какая же информация оказывается

Исследования восприятия предметов в младенческом возрасте
Первоначально считалось, что цвет – более важная характеристика, чем форма. Н.И. Красногорский, Н.И. Касаткин, Н.Л. Фигурин показали, что младенцы различают цвет в возрасте трех мес

Интерсенсорное взаимодействие в младенческом возрасте
Поскольку среда воздействует на все органы чувств как целостность, в конечном счете не очень важно, на информацию какой модальности опирается человек. Дж. Гибсон полагал, что воспри

Дальнейшее развитие восприятия в детском возрасте
Итак, экспериментально показано, что восприятие младенца, будучи низшей психической функцией, все же очень совершенно и предоставляет хорошую основу для дальнейшего развития уже в к

Роль памяти, мышления и речи в психическом развитии
Память, мышление и речь тесно связаны друг с другом и не могут быть рассмотрены как совершенно отдельные функции. Если в начале жизни развитие ребенка сильно зависит от его сенсорик

Развитие памяти в онтогенезе
Память во всех ее формах очень важна для любой стадии онтогенеза, однако особо значимую роль играет она в начале жизни ребенка. О существовании первых форм памяти свидетельствуют ис

Развитие мышления в онтогенезе
Вопрос о том, когда человек начинает мыслить, когда его мышление приобретает новые качества, изучался многими известными психологами. Э. Клапаред и В. Штерн полагали, что ребенок мы

Развитие речи в онтогенезе
В речи как психологическом феномене можно выделить развитие звучащей стороны детской речи и функциональных значений. И, хотя, как справедливо подчеркивал Л.С. Выготский, звучащая и

Соотношение мышления и речи в онтогенезе
Мышление и речь влияют друг на друга в онтогенезе, однако содержание этих влияний также изменчиво и неоднозначно. До трех лет, отмечал Л.С. Выготский, они развиваются независимо: мы

Соотношение категорий личности, потребностей и самосознания
В отечественной психологии проблема онтогенеза личности имела ключевое значение для определения наиболее существенных положений, касающихся соотношения биологического и социального,

Эмоциональное развитие в онтогенезе
Сразу же после рождения аффективность ребенка свидетельствует о переживании им чувств удовольствия – неудовольствия и включает в себя мышечные спазмы и выраженные вегетативные реакц

Основные стадии развития личности в онтогенезе
Развитие личности можно рассматривать с точки зрения выделения себя из среды (приобретения способности подняться над «полем»), усиления саморегуляции и самоуправления, принятия отве

Свойства личности и самосознания на разных этапах онтогенеза
С первых дней рождения ребенок – это открытая система с выраженной потребностью в другом человеке и новых впечатлениях. Психологическая жизнь младенца состоит преимущественно из афф

Глоссарий
Акселерация – возникновение нормативных новообразований на более раннем возрастном этапе Активность – всеобщая характеристика живых существ, являю