9 класс

Презентация по обществознанию социальная сущность человека. Биологическое и социальное в человеке

.

І. Человек выделился из природы. Его биологическое развитие как вида закончилось на стадии питекантропа , далее начинается развитие социальное.

Одна из самых интереснейших проблем человекознания, как соотносятся в человеке две его природы - животная и общественная.

Практическая работа:

Ситуация: повседневная жизнь, обычный день (заполните таблицу).

Инстинкты и эмоции

Разум и общественные нормы поведения.

Из людей неспособных контролировать свои эмоции, вырастают маньяки.

Определяющие факторы становления личности.

  1. Общественное воспитание (социум) - это окружающие человека материальные условия.
  2. Индивидуальные качества личности.

Социальные нормы, спасшие первобытный род от физического вырождения и вымирания:

  1. Агамия - это абсолютный запрет (табу) на все половые отношения между членами данного рода. Агамия сопутствовала экзогамия - требование вступать в брак только с представителями других родов.
  2. Талион - правило нравственности, регулирующее отношения между родами. Выражается в виде “око за око, зуб за зуб”.

Индивид - это особый вид сущего, живое телесное существо, субъект исторического развития общества.

Отличие индивида от других живых существ:

Модуль №2. Сущность человека.

Сущность человека - сложный философский вопрос. В разные исторические эпохи он трактовался по-своему.

  1. Врожденные природные качества (гуманисты эпохи Возрождения).
  2. Ансамбль общественных отношений (марксизм).
  3. Образ и подобие Божие (религия).
  4. Уникальность и неповторимость “Я” (Зигмунд Фрейд).

На человека “Я” с одной стороны давит сила инстинктов “ОНО” в диапазоне от инстинкта жизни “Эроса” - полового инстинкта, до инстинкта смерти “Танатоса”, а с другой стороны - тяжесть социальных ограничений: религиозные запреты, семейные обязанности и т.д.

Делема: подавлять инстинкты и страдать самому или давать им выход, причиняя страдания другим.

Каждому индивиду приходится искать золотую середину (управлять своими страстями).

1) Я больше всего на свете люблю…..,

но это противоречит ….,

поэтому я вынужден……

Таким образом, как вы думаете, в чем различие понятий личность и индивидуальность?

Практическая работа по самопознанию проводится при помощи использования пособия И.В. Крушельницкого “О тебе и для тебя”. Определяется индивидуальный образ мышления (“художник” или “мыслитель”) и тип темперамента конкретной личности.

Итогом практической работы является характеристика отдельной личности и описание отдельного индивида.

Вывод: исторически личность возникает с разложением первобытнообщинного строя, где

талион (око за око…) регулирует отношения между родами, затем ему на смену приходит “золотое правило нравственности” в двух формах:

  1. “Не делай человеку того, чего не пожелаешь себе”.
  2. “Поступай по отношению к другим так, чтобы правило твоего поведения стало всеобщим”.

Модуль №3. Личность.

Под личностью понимается индивид, рассматриваемый как член той или иной социальной группы и взятый в совокупности своих качеств.

Когда речь идет о личности, то имеются в виду социально-культурные качества человека, которые не даны ему от рождения, а формируются в ходе активного включения в духовно-практическую деятельность. Личность - это социальное в человеке, его духовный мир.

Анализируя личность, мы пытаемся ответить на вопросы:

  • Что является сущностью человека?
  • В чем состоит смысл жизни?
  • Как определить человеческие качества?

ДУША

Разный смысл Добра: для мусульман многоженство - добро, а для христиан многоженство - прелюбодеяние, блуд.

Для мусульман вино - грех, а наркотик - норма; для европейцев …

Красота: африканские наряды пестрые, а европеец - гармония одежды (от связи с окружающим миром).

Особенности русской души :

    1. Русский человек - человек противоречий (антиполий).
    2. Тип человека - эсхатологический (встретил препятствие - конец света, поэтому, как следствие, большой процент самоубийств).
    3. Самоуничижение.

Бердяев, характеризуя будущий век, говорил, что это век страданий для русского человека. При этом у русских сформируется качество, без которого не возможно дальнейшее развитие. Это качество - САМОСОЗНАНИЕ.

“По мере развития цивилизаций духовность свертывается”.

К XX веку человечество в кризисе:

а) экологический кризис: “нам осталось существовать 40-60 лет, если не изменим отношения к природе”. (Римский экологический клуб).

б) медицинский: сердечно-сосудистые заболевания, онкология.

Причины кризисов : состояние иммунной системы, а от душевного состояния зависит состояние иммунной системы человека.

РАЗУМ (интеллект) - устойчивая умственная способность. Это инструмент для ориентации живых существ в пространстве, во времени, в среде.

Различают четыре разновидности интеллекта:

  1. Мировой разум - высший интеллект, существующий помимо нас.
  2. Человеческий интеллект - производное от мирового разума (наиболее близок к мировому разуму детский интеллект до 7 лет, повторяется история развития человечества).
  3. Компьютерный или машинный разум.
  4. Инородный интеллект: ученые допускают, что помимо мирового разума, человечество испытывает влияние из вне.

Человеческий интеллект бывает:

а) личностный;

б) локальный - интеллект семьи, школы;

в) региональный, основанный на исторических корнях;

г) общественный, который имеет закон развития креотивно-стереотипный (созидание) волны.

Период волны 100 лет, верхняя точка - крео - 33 года, нижняя точка - 33 года.

Личностный интеллект имеет 7 типов : 1) язык; 2)логика; 3) пространственное отношение; 4) музыкальный; 5) мышечно-двигательный; 6) межличностный (коммуникативный); 7) самопознание. Все в сумме дают гармонично развитую личность.

Смысл жизни личности рассматривается в зависимости от понимания человеческой сущности.

При всей несхожести им свойственна одна общая черта: человек рассматривается в ней как противоречивая фигура.

І. Религиозные мыслители противопоставляют душу и тело. Душа - сущность человека, а смысл жизни заключается в спасении души, к которому ведет соблюдение правил поведения, данные человеку свыше. Телесные побуждения, если человек им поддается, заставляют отступать от Божественных предписаний. Т о. человек оказывается перед выбором между спасением души и голосом плоти.

ІІ. Рационалисты считают, что разум является не только главным инструментом познания мира и критерием истины, но и определяющим началом бытия человека, его сущностью. А смысл жизни состоит в том, чтобы во всех ситуациях следовать велению разума.

Декарт: “Достаточно правильно судить, чтобы хорошо поступать”.

Осмысленная жизнь предполагает такое поведение, за которое человека нельзя упрекнуть в неразумности. Добиться этого не очень просто, т к. у человека есть чувства, иногда подсказывающее ложное решение.

ІІІ. Марксисты. Личность имеет биологические характеристики (цвет кожи, темперамент) и социальные свойства (мораль, мировоззрение).

Социальные свойства являются результатом воздействия общества на человека и выражают его сущность. Смысл жизни в этом случае заключается в изменении окружающего мира.

ІV. Экзистенциалисты считают, что сущность человека заключается в уникальности его бытия как такового, видя смысл жизни в переходе от неподлинного существования к подлинному.

Заключается в обретении свободы, в прорыве к самому себе, к своей уникальности.

Система заданий-высказываний, рассчитанная на формирование мышления.

“Как мало пройдено дорог,
Как много сделано ошибок”.

“Чтоб жизнь прожить
Знать надобно немало,
Два правила простых
Запомни для начала.
Ты лучше голодай,
Чем что попало есть.
Ты лучше будь один,
Чем вместе с кем попало”

Австрийский психолог XX в. В. Франкл писал: “Смысл должен быть найден, но не должен быть создан ”. Как вы понимаете это высказывание?

Древнегреческий поэт и философ Еврипид говорил: “Судьба всегда на стороне разумных ”.

Согласны ли вы с ним?

Какая из концепций смысла жизни кажется Вам наиболее привлекательной? Почему?

Диагностика свойств личности

Чтобы узнать человека, надо съесть с ним пуд соли ”. Пуд - 16 кг, а ежедневное потребление соли человеком составляет около 20 г. Легко выяснить, сколько надо прожить с человеком, чтобы его узнать.

Каким способом можно определить человеческие качества?

  1. Предложили астрологи (греч. astron - звезда, logos - слово).
  2. Распространение письменности обусловило появление еще одного способа диагностики - графологического. Черты характера: уравновешенность, вспыльчивость, смелость, трусость отражаются в почерке человека.

Если строчки загибаются вверх, то человек храбр, честолюбив.

Если строчки падают вниз - человек безынициативен и пессимистичен.

Мелкие буквы говорят о том, что человек способен сосредотачиваться на одном деле, а крупные буквы говорят о стремлении его к лидерству.

Вывод по теме.

Детальное изучение данной темы, выполнение практических заданий по диагностике свойств личности, рассмотрение личности с позиции сущности и смысла жизни позволяет учащимся более правильно сориентироваться в вопросе о месте собственной личности в современном мире.

Данная тема является ключевой в курсе обществознания. Она замыкается на все без исключения разделы учебника, имеет выход на актуальные проблемы российского общества и глобальные проблемы современности.

Особенно тесно тема связана с последующими параграфами учебника: Глава 3. «Деятельность - способ существования людей», Глава 5 «Личность» и др.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока Сущность человека как проблема философии

Цели и задачи: объяснить понятия и термины: «человек», «субъект», «деятельность», «мышление», «язык», «философская антропология», «субъектность», «философия жизни»; ознакомить с социальной сущностью деятельности человека; выяснить роль и значение мышления в жизни человека; развивать у учащихся умения осуществлять комплексный поиск, систематизировать социальную информацию по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задания; раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия социально-гуманитарных наук; участвовать в дискуссии, работать с документами; способствовать выработке гражданской позиции учащихся.

Тип урока: урок-проблема.

Ход урока

I. Организационный момент

Однажды великий философ Древне Греции Диоген Синопский (4в. До н.э.) зажег днем фонарь и пошел с ним по городу. Он внимательно всматривался в лица людей. На вопрос горожан, что он делает. Диоген отвечал «Ищу человека». Что тем самым хотел сказать философ.

(ответы обучающихся).

Что найти совершенного человека, который бы полностью отвечал этому званию практически невозможно, его буквально «днем с огнем не сыщешь».

С древнейших времен мудрецы пытались познать сущность и глубину внутреннего мира человека, но эти попытки оказались неудачными. Человек оказался слишком сложным предметом для «препарирования» на исследовательском столе точной науки. Русский философ А.Ф. Лосев написал, что «человек - вечная проблема, которая вечно решается и которая никогда не будет решена».

Может быть, поэтому разговор о человеке никогда не потеряет своей актуальности. И тому подтверждение - наш урок.

Тема урока: «Сущность человека как проблема философии». Мы рассмотрим следующие вопросы:

1. Великая тайна - человек.

2. Человек - биосоциальная система.

3. Социальная сущность деятельности.

4. Мышление и деятельность. Мышление и язык.

II. Новый материал

«Человек есть мера всех вещей», - так сказал греческий философ Протагор. Что за мера? В чем и как она проявляется? Почему существует так много характеристик человека? Попытаемся приоткрыть завесу этой проблемы.

1. Великая тайна - человек

«Человек - самое сложное и загадочное существо во всей Вселенной», - так говорили мудрецы. Единого мнения не существует.

Так, в прошлом одно направление философов (пессимистов) обращали внимание на биологическую, животную сущность человека. Один знаменитый немецкий философ писал, что человек - это дикое, страшное животное, инстинкты которого укротила цивилизация, но который проявляет свое истинное лицо тогда, когда слабеют цепи законного порядка и наступает анархия.

Приведите примеры, подтверждающие позицию пессимистов.

Другое направление (оптимисты) веруют в то, что человек существо духовное, наделенное сознанием, стремящийся к истине. Поэты и писатели воспевают человека: «Какое величие являет собою человек! Какое благородство в его уме, бесконечность в способностях, прелесть в формах, - это дух небесный, украшение света, образчик остальной природы», «Человек - это звучит гордо!»

Приведите примеры, подтверждающие позицию оптимистов.

Сегодня мы хорошо осознаем, что сущность человека состоит в единстве природного и социального начал. А исследует сущность человека особая наука - философская антропология.

Беседа с обучающимися:

Как вы думаете, чем она отличается от общей, биологической антропологии?

К каким выводам пришла сегодня философская антропология?

(По ходу объяснения учителя на доске и в тетрадях появляется схема.)

Великая тайна - человек. Что нам о нем известно?

Работа с учебником стр.82 Найдите ответы на вопросы и заполните пропуски в схеме.

  1. ↓Главное родовое отличие человека – …. (орудийная деятельность)

↓2. Второе отличие - …… (способность абстрактно мыслить)

↓3. Человек способен непрерывно осваивать …. (культуру с каждым новым поколением, т. е. происходит социализация человека)

Итак, Время зарождения философской антропологии - XIX в.

Причины зарождения:

Реакция на вопрос: что первично в деятельности человека природа или социум

Работа в группах.

1 вариант выясняет взгляды И. Канта на сущность человека, 2-вариант – Л. Фейербаха.

Затем по 1 представителю от группы защищают свою позицию.

Появляется схема.

Представители философской антропологии

Концепция философской антропологии:

Работа с учебником стр.83, найдите 5 основных положений философской антропологии.

Ответы учеников.

Изначальная биологическая незащищенность человека порождает его активность, связь с миром, себе подобными.

Человек обречен на вечный поиск, странствия, стремление к самосовершенствованию.

Человек - существо многомерное, непостижимое, нуждающееся в других.

Человек - центр пересечения двух начал - «порыва» и «духа».

Их единство и образует сущность человека.

Вывод учителя:

Итак, человек как явление богаче сущности. Человек – это биопсихосоциальное существо, и поэтому его сущность необходимо рассматривать во взаимодействии с его существованием.

Закрепим, изученное работой с документом. Перед вами отрывок из работы Людвига Фейербаха «Сущность христианства», внимательно прочитайте текст и ответьте на вопросы к нему.

Но в чем же заключается сущность человека, сознаваемая им? Каковы отличительные признаки истинно человеческого в человеке? Разум, воля и сердце. Совершенный человек обладает силой мышления, силой воли и силой чувства. Сила мышления есть свет познания, сила воли –энергия характера, сила чувства – любовь. Разум, любовь и сила воли – это совершенства. В воле, мышлении и чувстве заключается высшая, абсолютная, сущность человека как такового в цели его существования. Человек существует, чтобы познавать, любить и хотеть. Но какова цель разума?- Разум. Любви?- Любовь. Воли?- Свобода воли. Мы познаем, чтобы познавать, любим, чтобы любить, хотим, чтобы хотеть, то есть быть свободными. Подлинное существо есть существо мыслящее, любящее, наделенное волей. Истинно совершенно, божественно только то, что существует ради себя самого.

Вопросы к тексту.

  1. Выделите основные характеристики сущности человека, предложенные Л.Фейербахом.
  2. Какие основания определили характер и направленность суждений Л.Фейербаха о человеке?
  3. В чем смысл существования человека по мнению Л.Фейербаха? Согласны вы с мнением философа? Свою позицию аргументируйте.

Учитель обобщает, суждение Л.Фейербаха о сущности человека неельзя считать полным исчерпывающим для понимания…

Итак, переходим к 2 ?.

2. Человек - биосоциальная система

Организована работа с учебником и фронтальная беседа с классом.

Прочитайте внимательно п. 2 § 8.и ответьте на вопросы?

Приведите доказательства сложности, многоуровневости человека.

Какие два начала сочетаются в человеке?

Какие понятия нам необходимы для понимания сущности человека.

понятия «человек», «индивид», «личность», «индивидуальность»?

РАБОТА С ТЕРМИНАМИ,

Учащиеся находят значение, записывают термины.

Задание: составьте предложение с термином по выбору.

РАБОТА С ТЕРМИНАМИ

Дайте характеристику одному из ключевых собирательных терминов философии - субъект.

Что такое «человеческая субъективность»?

Дайте полное определение понятию «человек».

Таким образом, мы выяснили, что:

3. Социальная сущность деятельности

Если вы услышите, что муравейник есть продукт деятельности муравьев, вам не захочется согласиться с данным утверждением. И это верно, так как нельзя муравьям, как и другим представителям животного мира, приписывать то, что свойственно лишь человеку. Ибо только человеку присуща такая форма взаимодействия с окружающей средой, как деятельность.

Чтобы лучше понять, что такое «человеческая деятельность», проанализируем это понятие.

Первое, деятельность предполагает активность, которая может быть механической, физической, биологической, социальной и т. д.

Второе, деятельность - взаимодействие человека или группы людей с окружающей средой, миром.

Третье, деятельность предполагает процесс сознательного и целенаправленного изменения человеком мира и самого себя.

Таким образом, деятельность - специфическая человеческая форма активного отношения к окружающему миру, его целесообразное изменение и преобразование.

Как вы считаете, субъективные или объективные аспекты воздействуют на человеческую деятельность? Аргументируйте свой ответ.

Деятельность человека носит социальный характер. В процессе деятельности человек реализует самого себя. Нет иного способа проявить свои способности, стремления, силы, возможности, кроме деятельности. Один пишет талантливые стихи, другой ремонтирует сложные механизмы, третий выращивает овощи, четвертый стремится подняться все выше по служебной лестнице, пятый старается заработать как можно больше денег, шестой все силы и средства отдает воспитанию и образованию ребенка, седьмой добросовестно обслуживает посетителей кафе и т. д.

Поэтому, если мы хотим лучше узнать человека, мы в первую очередь должны понять, какова его деятельность, каков он в этой деятельности, т. е. что и как он делает.

Многие ученые справедливо рассматривают деятельность как основу человеческого существования. В деятельности человек не только добывает средства к жизни, но и развивается как личность, формируется как общественное существо, реализует свои способности и расширяет возможности.

Деятельность сближает людей, объединяет их. Совместная деятельность - это согласованные действия ради достижения какой-либо общей цели. Общение - это тоже деятельность. Она нередко требует больших душевных затрат. Самая распространенная разновидность деятельности - помощь другим людям, а нередко и взаимопомощь. Древняя мудрость гласит, что отдавать для нравственного человека намного приятнее, чем брать. Есть мнение, что с высочайшим наслаждением самоотдачи не может сравниться радость, которую приносят приобретение или потребление.

4. Мышление и деятельность. Мышление и язык

Нам необходимо проследить взаимосвязь и взаимозависимость следующих понятий:

Деятельность.

Мышление.

Речь.

Как вы думаете, связаны ли они между собой. И если да, то каким образом.

Проанализируем первую цепочку:

Мышление ⇔ Деятельность

Мышление - взаимодействие субъекта с окружающим миром, в ходе которого осуществляется аналитико-синтетическая деятельность. Это опосредованное и обобщенное отражение в мозгу человека существенных свойств, причинных отношений и закономерных связей вещей.

Люди по-разному обдумывают действительность - от простейших жизненных ситуаций до глобальных обобщений. Мышление пронизывает всю деятельность человека, сообщая ее волевым усилиям согласованность, упорядоченность, организованность. Чтобы лучше понять эту взаимосвязь, обратимся к примеру.

Послушайте притчу. Иди вперед!

Жил однажды дровосек, пребывавший в очень бедственном положении. Он существовал на ничтожные денежные суммы, вырученные за дрова, которые он приносил в город на себе из ближайшего леса.

Однажды старец, проходивший по дороге, увидел его за работой и посоветовал ему идти дальше в лес, сказав: «Иди вперед, иди вперед!»

Дровосек послушался совета, отправился в лес и шел вперед, пока не дошел до сандалового дерева. Он был очень обрадован этой находкой, срубил дерево и, захватив с собой столько кусков его, сколько мог унести, продал их на базаре за хорошую цену. Потом он задумался: почему добрый старец не сказал ему о том, что в лесу есть сандаловое дерево, а посоветовал обязательно идти вперед?

На следующий день, дойдя до срубленного дерева, он пошел дальше и нашел, медные залежи. Он взял с собой столько меди, сколько мог унести и, продав ее на базаре, выручил еще больше денег. На следующий день он пошел еще дальше и нашел серебряные россыпи. Еще через день он нашел золото, потом - алмазы и, наконец, приобрел огромные богатства.

Именно таково положение человека, который стремится к истинному знанию: если он не остановится в своем движении после того, как достигнет некоторых усилий, то в конце концов найдет богатство истины.

Как вы поняли смысл притчи?

Какое отношение она имеет к вопросу, который мы обсуждаем?

Теперь проанализируем вторую цепочку. Мышление ⇔ Речь

Речь - универсальное средство формирования и выражения мысли. Мышление совершается на основе языка, который активно участвует в самом процессе мышления. Таким образом, речь - это орудие мышления.

Речь имеет внешнее и внутреннее выражение. Внутренний беззвучный речевой процесс, при помощи которого мы мыслим, называется внутренней речью.

Вспомните, как и когда появились первые слова? Они выделились, дифференцировались и закрепились в процессе общественно-исторической деятельности человека по освоению им действительности. Именно потребность людей в общении, благодаря которому только и возможен коллективный труд, привела к появлению первых слов.

Следовательно, между мышлением и языком существует теснейшая связь. Их невозможно отделить друг от друга, не разрушая того и другого. Обезьяны так и не научились говорить, так как не обладают высокоорганизованным мозгом.

Итак, речь – орудие мышление. Несмотря на то, что есть разные способы передачи информации – мимика, жесты, письменность и др., речь – слово есть главный инструмент передачи информации, общения (коммуникации). Значение слова трудно переоценить Давайте вспомним пословицы, поговорки строки из стихотворений, цитаты о величие слова, языка…

Учащиеся называют известные им пословицы, поговорки строки из стихотворений, цитаты.

Словом можно убить, словом можно спасти, словом можно полки за собой повести..

(Вадим Шефнер)

Словом: надо думать. (- Дмитрий Писарев)

Сначала преврати свою жизнь в слово,

а затем уже можешь делать из неё всё что угодно. (- Юрий Ханон).

Язык - одежда мыслей. С. Джонсон.

Давайте вернемся к той проблеме, которую мы поставили в начале урока. Почему так много мнений относительно сущности человека? (Потому что разнообразны проявления человеческой деятельности.

Абстрактного человека не существует. Человек должен рассматриваться в контексте своего существования.

Человеку свойственно меняться.

Именно это обстоятельство и определяет многообразие философского подхода к проблеме человека.)

III. Итог урока

Что вы узнали о философской антропологии?

Чем отличается человеческая субъектность от субъективности?

В чем проявляется социальная деятельность человека?

Как соотносятся между собой мышление и деятельность?

Раскройте взаимосвязь языка и мышления.

Выполните задания к параграфу.

Домашнее задание

Выучите § 8, выполните задания.

РЕФЛЕКСИЯ.

За окном осень, по словам А.С. Пушкина «Очей очарование». Перед вами листья желтого, зеленого и красного цвета. Оцените свою работу на уроке с помощью листов, которые необходимо прикрепить на дерево на доске

Желтый –

Зеленый

Красный-

АНАЛИЗ УРОКА.

Изучение данной темы призвано внести вклад в достижение результатов

личностных:

Осознание значимости проблемы сущности человека как ключевой в курсе обществознания;

Формирование современных представлений о сущности человека;

метапредметных:

Умение раскрывать специфику взаимовлияния двух миров - социального (человеческого) и природного, его ключевую роль в понимании природы человека и его мировоззрения;

Понимание междисциплинарного характера проблемы человека;

предметных:

Владение понятиями «человек», «индивид», «личность», «индивидуальность»; умение проводить различие в трактовке понятий «природа человека» и «сущность человека»;

Осознание односторонности ряда интерпретаций сущности человека, выдвинутых в ходе исторического развития наукой, философией и религией;

Уяснение непосредственного влияния социального окружения, характера общественных отношений на формирование сущностных качеств человека, его самоопределение в качестве личности.

Задачи занятия:

1) сформировать у учащихся адекватное знание о человеке, обосновывающее преобладание его духовно-нравственных качеств;

2) показать неразрывную связь и взаимообусловленность биологической и социальной природы человека.

II. Место темы в системе учебных занятий

Данная тема является ключевой в обществоведческом курсе. Она замыкается на все без исключения разделы учебника, имеет выход на актуальные проблемы российского общества и глобальные проблемы современности.

Особенно тесно тема связана с последующими параграфами учебника: Глава 3. «Деятельность - способ существования людей», Глава5 «Личность» и др.

Опираясь на вышеперечисленную специфику содержания материала урока, при изучении нового материала применялся словесный, наглядный и практический методы обучения с элементами технологии проблемного обучения.

На протяжении урока учащиеся работали с понятием «сущность человека». Применяя его в различных аспектах, педагог направляет ход размышления и рассуждения, используя технологию полного усвоения, так как при доминировании одного понятия в содержании учебного материала это было наиболее целесообразно. Учитывая общий достаточно высокий уровень обученности учащихся, были разработаны практические задания разноуровненного характера: от простого – воспроизводящего уровня до творческого г). На этапе закрепления урока осуществлялось повтерение изученного учебного материала, проводилась работа по систематизации знаний учащихся с использованием элементов технологии коллективного взаимодействия.

Для того, чтобы «усилить» положительный личностный смысл полученной учебной информации, школьникам предлагается в качестве домашнего задания написать творческую работу, эссе

СУЩНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА КАК ПРОБЛЕМА ФИЛОСОФИИ МБОУ СОШ №12 г. Новосибирск учитель ВКК Стадничук Т.М. ВЕЛИКАЯ ТАЙНА – ЧЕЛОВЕК

Наши предки считали, что человеческая жизнь бесконечна.

Они полагали, что свою суть человек должен познавать в течение всей земной жизни, а после смерти - за ее пределами, в мире ином. И действительно, все попытки строго научными методами познать сущность и глубину внутреннего мира

человека оказались неудачными. Человек оказался слишком

сложным предметом для исследования точной науки.

«Человек - вечная проблема, которая вечно решается и которая никогда не будет решена». (А. Лосев)

ВЕЛИКАЯ ТАЙНА – ЧЕЛОВЕК

«Какое величие являет собою человек! Какое благородство в его уме, бесконечность в способностях, прелесть в формах, - это дух небесный, украшение света, образчик остальной природы»

«Человек – это дикое, страшное животное, инстинкты которого цивилизация, но который проявляет свое истинное лицо тогда, когда слабеют цепи законного порядка и наступает анархия»

ВЕЛИКАЯ ТАЙНА – ЧЕЛОВЕК

Человек является объектом изучения многих наук, можно насчитать до 200 дисциплин.

  • Как биологической субстанции – анатомия, биохимия, физиология, приматология, генетика, палеонтология и др.;
  • Науки о человечестве – демография, социология, этнография, политология, экономика и др.;
  • Человек и его взаимодействии с природой и космосом –экология, биогеохимия,
  • космическая медицина и др.;

  • Человеке как личность –
  • педагогика, этика, психология,

    эстетика и др.;

  • Человек как субъект
  • деятельности – инженерная

    психология, эвристика и др.).

ВЕЛИКАЯ ТАЙНА – ЧЕЛОВЕК

Между человекообразными обезьянами и и Homo sapiens пролегает незримаяграница:

  • Главное родовое отличие человека – орудийная деятельность.
  • Способность абстрактно мыслить, т.е. осознавать связи между конечной целью и промежуточными операциями трудовой деятельности.
  • Человек способен непрерывно осваивать культуру с
  • каждым новым поколением,

    т.е. происходит социализация человека.

ВЕЛИКАЯ ТАЙНА – ЧЕЛОВЕК

Философская антропология - философское учение о природе и сущности человека, специфическое отличие в способе существования человека и животных.

Философский подход в изучении человека состоит в том, что человек рассматривается как вершина эволюции живого, как раскрытие творческого потенциала

природы и общества, как творец

духовного мира. Начало философской

антропологии связано с появлением

классических работ Макса Шелера

«Положение человека в космосе»

(1928) и Хельмута Плеснера «Ступени

органического и человек» (1928)

МАКС ШЕЛЕР (1874-1928) - НЕМЕЦКИЙ ФИЛОСОФ И СОЦИОЛОГ

ВЕЛИКАЯ ТАЙНА – ЧЕЛОВЕК

Философская антропология возникла в XIX в. как самостоятельное направление исследований проблемы сущности человека – его разумность, орудийная деятельность, способность создавать символы и т. д. Реакция на вопрос: что первично в деятельности человека природа или социум?

Человек – цель, а не средство для другого человека (И. Кант)

Человек - универсальный и высший предмет философии. Сущность

человека – мир эмоций, жизнь ума и сердца, тела и души (Л. Фейербах)

ВЕЛИКАЯ ТАЙНА – ЧЕЛОВЕК

Концепция философской антропологии:

  • Изначальная биологическая незащищенность человека порождает его активность, связь с миром, себе подобными.
  • Человек обречен на вечный поиск, странствия, стремление к самосовершенствованию.
  • Человек - существо многомерное, непостижимое, нуждающееся в других.
  • Человек - центр пересечения двух начал - «порыва» и «духа».
  • Их единство и образует сущность человека.
ВЕЛИКАЯ ТАЙНА – ЧЕЛОВЕК

Философская антропология оказала значительное влияние на развитие:

  • Психоанализ – комплекс гипотез и теорий, объясняющих роль бессознательного в жизни человека.
  • Экзистенциализм – философия существования, считает отличительным признаком человека его свободу.

Сущность человека, есть сложный процесс обретения человеком человеческого, допускающий не только прогрессивную, но и регрессивную линию развития.

(М. Шелер)

Человек представляет собой сложную,

многоуровневую систему, здесь

взаимосвязаны биологическое,

социальное и духовное начала,

сознание и сфера подсознательного.

  • Субъект - активно действующий
  • человек с его знаниями, опытом и

    способностью изменять предметную обстановку своего бытия и самого себя в процессе общественно значимой деятельности.

  • Субъектность - важный аспект индивидуального бытия человека, его связи с социальным бытием.
  • Человеческая субъективность – присущий человеку мир мысли, воли, чувств.
ЧЕЛОВЕК – БИОСОЦИАЛЬНАЯ СИСТЕМА

Обладает сознанием, членораздельной речью, нравственными качествами и способностью изготовлять орудия труда.

Субъект общественно-исторической деятельности и культуры

Биосоциальное существо

  • Деятельность предполагает активность, которая может быть механической, физической, биологической, социальной и т. д.
  • Деятельность – взаимодействие человека или группы людей с окружающей средой, миром.
  • Деятельность предполагает процесс сознательного и целенаправленного изменения человеком мира и самого себя.

Деятельность – специфическая человеческая форма активного отношения к окружающему миру, его целесообразное изменение и преобразование.

СОЦИАЛЬНАЯ СУЩНОСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Человек не мыслится вне связи с обществом, поэтому любая человеческая деятельность носит социальный характер

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Субъективный аспект деятельности, т.е. зависящий от человека

Объективный аспект деятельности, т.е. не зависящий от человека

СОЗИДАНИЕ

ТВОРЧЕСТВО

РАЗРУШЕНИЕ

СОЦИАЛЬНАЯ СУЩНОСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Деятельность – основа человеческого существования. В деятельности человек не только добывает средства к жизни, но и развивается как личность, формируется как общественное существо, реализует свои способности и расширяет возможности.

МЫШЛЕНИЕ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Иди вперед!

Жил однажды дровосек, пребывавший в очень бедственном положении. Он существовал на ничтожные денежные суммы, вырученные за дрова, которые он приносил в город на себе из ближайшего леса.

Однажды старец, проходивший по дороге, увидел его за работой и посоветовал ему идти дальше в лес, сказав: «Иди вперед, иди вперед!»

Дровосек послушался совета, отправился в лес и шел вперед, пока не дошел до сандалового дерева. Он был очень обрадован этой находкой, срубил дерево и, захватив с собой столько кусков его, сколько мог унести, продал их на базаре за хорошую цену. Потом он задумался: почему добрый старец посоветовал обязательно идти вперед?

На следующий день он пошел дальше и нашел, медные залежи. Он продал ее на базаре, выручил еще больше денег. На следующий день он пошел еще дальше и нашел серебряные россыпи. Еще через день он нашел золото, потом - алмазы и, наконец, приобрел огромные богатства.

Именно таково положение человека, который стремится к истинному знанию: если он не остановится в своем движении после того, как достигнет некоторых усилий, то в конце концов найдет богатство истины.

Как вы поняли смысл притчи?

МЫШЛЕНИЕ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Мышление – функция человеческого мозга, возникающая в результате его нервной деятельности. Мышление - взаимодействие субъекта с окружающим миром, в ходе которого осуществляется опосредованное и обобщенное отражение в мозгу человека существенных свойств, причинных отношений и закономерных связей вещей.

МЫШЛЕНИЕ И РЕЧЬ

Речь – универсальное средство формирования и выражения

мысли. Мышление совершается на основе языка, который активно участвует в самом процессе мышления. Таким образом, речь – это орудие мышления.

Внутренняя речь - это речь, лишенная звукового оформления, внутреннее проговаривание.

Внешняя речь - система звуковых сигналов и символов для передачи информации, процесс материализации мысли..

МЫШЛЕНИЕ И РЕЧЬ

Человек называет, обозначает в своей речи это явление словами. В результате в голове другого человека возникает представление или понятие, мысль об этом явлении.


















Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цель: дать представление о понятиях “человек”, “индивид”, “личность”

Задачи:

Образовательные:

  • Дать характеристику понятиям индивид, индивидуальность, личность;
  • Выявить соотношение биологических и социальных условий для развития личности

Развивающие:

  • Способствовать развитию умений работы с текстом учебника, анализа и обобщения
  • предложенного материала

Воспитательные:

  • Способствовать воспитанию уважения к человеку, личности.
  • Человек, подходы к его изучению.
  • Индивид и индивидуальность (своеобразие проявлений человека)
  • Личность.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Технология: ИТ, метод проблемного обучения

Оборудование: компьютер, мультимедиапроектор

Основные понятия: человек, индивид, индивидуальность, личность

Домашнее задание: параграф 2, написать эссе на тему “Человек немыслим вне общества” Л.Н. Толстой

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Проверка домашнего задания.

Обучающиеся зачитывают стихотворения на предложенную тему

Фронтальный опрос по пройденным темам

Примерные вопросы:

1. Что такое общество?

2. Какие сферы общественной жизни вы знаете?

3. Взаимосвязаны ли сферы общественной жизни (примеры)

3. Вводная беседа

Объявление темы урока

Постановка цели урока: охарактеризовать понятия: человек, индивид, личность, выявить соотношение биологических и социальных условий для развития личности.

4. Человек, подходы к его изучению.

В современной науке существует свыше 800 дисциплин, изучающих человека и общество. Биология, генетика, медицина, психология, история, социология – вот лишь некоторые из них. Несмотря на множество научных дисциплин, в происхождении и природе человека и общества еще много спорного и неизвестного.

Первый человек появился на Земле примерно 2,5 – 3 млн. лет тому назад. Вместе с первыми людьми неизбежно возникло и человеческое общество.

Давайте разберем понятие “человек”. Кто же такой человек? (ответы обучающихся)

Человек – целостное биосоциальное существо. Одновременно организм в ряду других организмов (представитель Homo sapiens), создатель и носитель культуры человеческого общества.

Существует достаточно много теорий происхождения человека. Познакомимся с некоторыми из них.

Основные теории происхождения человека

1. До настоящего времени немало приверженцев имеет теория божественного происхождения, или теологическая. В течение пяти дней Бог создавал свет и мир. В шестой день Бог создал человека:

26. И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему, подобию Нашему; и да владычествуют они над рыбами морскими и над птицами небесными, и над всяким животным, пресмыкающимся на земле.

27. И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божьему сотворил его; мужчину и женщину сотворил их.

Коран, священная книга мусульман, рассказывает, что Аллах создавал мир с помощью животворящего слова “кун” (“будь”). Два дня заняло творение неба и земли. Четыре дня ушло на творение того, что находится на Земле. Первого человека Бог создал из праха земного, “из звонкой глины”. Бог “сотворил его лучшим сложением и вдохнул в него душу”.

В иудаизме Бог – творец всего существующего. Брахма сотворил брахманов (жрецов) из своих уст, кшатриев (воинов) – из своих могучих рук, вайшьев (земледельцев) – из своего живота, а шудр (слуг) – из запыленных ступней. Это четыре основные касты индийского общества.

Свои сказания о сотворении мира и человека высшими силами есть у всех народов мира.

2. Развитие космонавтики, популярность научной фантастики, неспособность науки немедленно ответить на многие важные вопросы, интерес к паранормальным явлениям – все это способствовало возникновению уфологической теории (от UFO – английской аббревиатуры НЛО). Суть теории – предположение о заселении Земли пришельцами из Космоса.

Человек практически одновременно появился в Центральной Европе, Северной Америке и Юго-Восточной Азии, т.е. в регионах, разделенных очень большими расстояниями. На стенах Храма Солнца в Центральной Америке, на египетских пирамидах, на стенах шумерских храмов обнаружены древние изображения летательных аппаратов, похожих на современные космические корабли.

Естественнонаучные (материалистические) теории связаны прежде всего с именами Ч.Дарвина и Ф.Энгельса.

К началу XIX века в ботанике и зоологии был накоплен огромный фактический материал, который необходимо было систематизировать. Требовалась новая эволюционная теория , и она была создана. Это сделал Чарльз Роберт Дарвин. В 1859 году он опубликовал книгу “Происхождение видов путем естественного отбора…”. Главная научная заслуга Дарвина заключается в том, что он определил движущий фактор эволюции – естественный отбор: сохранение, выживание наиболее приспособленных организмов в борьбе за существование. В основе естественного отбора лежат изменчивость и наследственность. Но теория Дарвина не давала ответа на вопрос, почему человек отличается от обезьян прямохождением, развитыми передними конечностями, большим объемом головного мозга.

Приверженцы трудовой теории сошлись во мнении, что появление вышеперечисленных отличий было связано с систематической деятельностью по изготовлению и использованию орудий труда, сначала примитивных, а потом все более совершенных. В своей работе “Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека” Ф.Энгельс сделал вывод: “Труд сделал из обезьяны человека”. Именно под влиянием трудовой деятельности и изготовления орудий труда сформировались такие качественные характеристики человека, как сознание, речь, сложились разнообразные формы общности людей.

Сегодня появились факты, которые невозможно объяснить при помощи этой теории. Например, навыки изготовления орудий не записываются в генах. Каждое новое поколение учится вновь навыкам трудовой деятельности.

Теория аномалии была выдвинута еще в 1903 году русским биологом И.И.Мечниковым в книге “Этюды о природе человека”. Мечников пишет: “Из суммы всех известных данных мы имеем право вывести, что человек представляет остановку развития человекообразной обезьяны более ранней эпохи. Он является чем-то вроде обезьяньего “урода” не с эстетической, а чисто с зоологической точки зрения. Человек может быть рассмотрен как “необыкновенное” дитя человекообразных обезьян, дитя, родившееся с гораздо более развитыми мозгом и умом, чем у его родителей… Аномально большой мозг, заключенный в объемистом черепе, позволил быстро развиться умственным способностям, гораздо более мощным, чем у родителей… Мы знаем, что иногда рождаются необыкновенные дети, отличающиеся от родителей какими-нибудь новыми, очень развитыми способностями… Приходится допустить, что некоторые виды организмов не подчиняются медленному развитию, а появляются внезапно, и что в этом случае природа делает значительный скачок. Человек, вероятно, обязан своим происхождением подобному явлению”.

Широкого распространения в то время теория аномалии не получила. Но в 60-е годы XX века ситуация изменилась. Накопились данные о влиянии на человека и даже на его генетический код магнитных аномалий и колебаний солнечной активности. На предполагаемой прародине человечества была обнаружена радиационная аномалия. В результате вулканической деятельности несколько миллионов лет назад там произошел разлом земной коры в местах залегания урановых руд и радиационный фон повысился. У живших в этой местности обезьян, возможно, стали рождаться разнообразные мутанты, в том числе и такие, которые были физически слабыми, но обладали сравнительно большим мозгом. Пытаясь выжить, мутанты стали использовать разные орудия труда и, вероятно, эволюционизировали к современному человеку. Но фактов, стопроцентно подтверждающих эти предположения, нет.

Т.о., загадка происхождения человека еще очень далека от своего решения.

Какая из теорий вам кажется наиболее убедительной? Почему? (ответы обучающихся)

Тем не менее можно выделить два подхода к изучению человека.

Несомненно, человек – удивительное и безмерно интересное существо. Издавна человек пытался узнать свою природу, сущность.

Заполнение таблицы “Философские поиски сущности человека” (работа с текстом учебника)

Философские системы Высказывания о сущности человека
1. Древняя философия Востока Человек – часть природы

Человек – часть Великой Триады

2. Философия античности Человек – духовно-телесное существо

Человек – мера всего

Природа человека определяется его душой и телом

3. Христианская философия средневековья Человек – образ и подобие Бога
4. Философия эпохи Возрождения Красота человека сообразна красоте божественной

Творческие возможности человека безграничны

5. Философия XVII века “Я мыслю, значит, я существую” Р.Декарт
6. Философия эпохи Просвещения Человек – творец духовной жизни, культуры, носитель всеобщего идеального начала – духа или разума
7. Философия И.Канта Человек – существо, принадлежащее двум различным мирам – природной необходимости и нравственной свободе.
8. Гуманистическая философия XIX века Введение в науку понятий индивидуальность и личность.

Можно предположить, что данная таблица не является законченной, т.к. поиски сущности человека продолжаются.

4. Индивид и индивидуальность

Как часто о человеке заметно, выделяющемся среди других, приходится слышать: “Он – индивидуальность!”. Близко по звучанию и происхождению к этому слову и понятие “индивид”. В бытовой речи эти слова употребляют как равнозначные. Однако наука различает их по смыслу. Рассмотрим эти различия.

1.отдельно взятый представитель всего человеческого рода;

2. человек – как один из людей.

Впервые понятие “индивид” использовал в своих сочинениях древнеримский ученый и политик Цицерон. С греческого “атом” - индивид.

Термин “индивидуальность” дает возможность характеризовать отличия человека от других людей, подразумевая не только внешний облик, но и всю совокупность социально значимых качеств.

Индивидуальность – неповторимое своеобразие человека, набор его уникальных свойств.

Индивидуален каждый человек, хотя степень этой самобытности может быть различной. Примеры: Леонардо да Винчи, Николо Макиавелли.

5. Личность. Понятие “личность” неразрывно связано с общественными свойствами человека.

Личность –

1. человеческий индивид как субъект отношений и сознательной деятельности;

2. устойчивая система социально значимых черт, характеризующих индивида как члена того или иного общества.

Подходы к изучению личности:

1. Через сущностные (наиболее важные для понимания человека) характеристики: а) личность – активный участник своих действий;

б) оценка другими людьми личности человека в соответствии с нормами;

в) самооценка.

2. Через набор функций, ролей.

Изучение личности через ролевые характеристики непременно предполагает связь человека с общественными отношениями, зависимость от них.

Таким образом, понятие “личность” связано с понятием “общество”.

6. Подведение итогов.

Итак, в ходе уроков мы познакомились с понятиями человек, индивид, личность, выявили соотношение биологических и социальных условий для развития личности.

7. Рефлексия. Работа с основными понятиями.

1. На знание термина “индивид”

Из списка предложенных ниже слов выберите одно, подходящее к данному предложению.

Человек как отдельный представитель человеческой общности, носитель индивидуально особенных черт называется:

б) деятель;

в) индивид;

г) человек;

д) личность.

2. На знание основных признаков, характеризующих личность:

Из перечня признаков выберите те, которые характеризуют человека как личность:

а) победитель конкурса эрудитов;

б) человек высокого роста;

в) “душа” коллектива;

г) готов придти на помощь в любую минуту

8. Выставление оценок, объявление домашнего задания.

Для развития социальной структуры человеческого общества потребовался ряд предпосылок. Основной предпосылкой было прямохождение, которое на первом этапе не давало особого преимущества человеку, но освободило его передние конечности и позволило применять различные предметы, используя их как орудия труда, защиты, охоты, хозяйственной деятельности. Низкий рост гоминид компенсировался способностью коллективно трудиться (Рис. 2). Труд становится основным фактором эволюции человека.

Изготавливая и используя орудия труда, человек совершенствовал кисти рук, а усложнение трудовых навыков привело к укрупнению головного мозга. Первые гоминиды не умели быстро двигаться, были небольшими, не обладали выносливостью, острыми клыками, острыми органами чувств, поэтому существовали крупными сообществами и вели коллективную деятельность.

Рис. 2. Гоминиды ()

Коллективная деятельность привела к необходимости передачи и обмена информацией,

Возникает голосовой аппарат и вторая сигнальная система, что предопределяет увеличение и усложнение нервной системы. Человек приспосабливается к природным условиям в результате морфофизиологических изменений, переделывает окружающую среду, пользуясь орудиями труда, изготовляя одежду, строя жилище, передавая опыт. Другие млекопитающие тоже способны передавать свой опыт, но человек делает это в разы эффективнее. Эффективность сплоченного человеческого коллектива, обладающего полученными навыками, была очень высока. Она исключала голод, холод, внезапное нападение хищников. Вектор естественного отбора постепенно изменяется: на первый план вместо признаков силы, агрессивности, выносливости выходят внимательность, коммуникабельность, наблюдательность, способность к трудовым навыкам. Все это способствовало росту головного мозга, совершенствованию голосового аппарата и выработки тонкой моторики кисти. Начинается процесс разделения труда в зависимости от пола, возраста, силы. В зависимости от степени приобретенных навыков люди начинают разбиваться на группы, появляются люди, ответственные за определенные обязанности, производство и учебу. Это привело к возникновению особой социальной структуры -традиций, условностей, обрядов, законов, религий.

Для успешного существования необходимо быть не только ловким и сильным, но и получить определенное воспитание и образование.

Список литературы

  1. Мамонтов С.Г., Захаров В.Б., Агафонова И.Б., Сонин Н.И. Биология. Общие закономерности. - Дрофа, 2009.
  2. Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Чернова Н.М. Основы общей биологии. 9 класс: Учебник для учащихся 9 класса общеобразовательных учреждений/Под ред. проф. И.Н. Пономаревой. - 2-е изд., перераб. - М.: Вентана-Граф, 2005.
  3. Пасечник В.В., Каменский А.А., Криксунов Е.А. Биология. Введение в общую биологию и экологию: Учебник для 9 класса, 3-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2002.
  1. Stud24.ru ().
  2. Nado5.ru ().
  3. Biovedia.ru ().

Домашнее задание

  1. Что представляет собой биологический вид Homo sapiens?
  2. Что такое социальная структура?
  3. Назовите преимущества коллективной деятельности.