9 класс

Сложносочиненные и подчиненные предложения примеры. Основные виды сложных предложений с подчинительной связью. Бессоюзное сложное предложение

Синтаксис. Сложное предложение. Сложносочиненное предлое. Сложноподчиненное предложение

Николенкова Н. В.

§ 1. Сложное предложение как единица синтаксиса.

Сложное предложение (далее СП) – это предложение, в котором соединены несколько предикативных основ (= частей), образующих в смысловом и интонационном отношении единое целое. Таковым, например, будет предложение Лиса Алиса была якобы хромая1, кот Базилио притворялся слепым2, хотя зрение у него было совсем как у кошки3, но неопытный Буратино сразу поверил мошенникам и пожалел их4. Предложение состоит из четырех частей, каждая из них имеет свою грамматическую структуру, свою группу подлежащего и сказуемого.

Было бы неверно характеризовать каждую из частей сложного предложения как простое предложение. Предложение как единица синтаксиса (и простое, и сложное) должно обладать такими признаками, как относительная смысловая законченность и интонационное единство. Части же сложного предложения этими свойствами не обладают, поэтому и характеризуются лишь как "части", формально равные простому предложению, но не являющиеся им. Поэтому было бы неверно дать определение *Сложное предложение – это несколько простых, объединенных в единое целое. Кроме того, если простое предложение входит в сложное, становясь его частью, оно может изменить свою структуру. Чаще всего это связано с изменением структуры части, которая становится зависимой: Буратино не смог решить предложенную Мальвиной задачу. Он ни разу не был в школе. – Буратино не смог решить предложенную Мальвиной задачу, так как ни разу не был в школе (зависимая часть стала неполным предложением). Мальвина решила поселиться в затерянном в глухом лесу домике. Она больше не хотела играть в театре Барабаса. - Мальвина решила поселиться в затерянном в глухом лесу домике, чтобы больше не играть в театре Барабаса (зависимая часть стала односоставным безличным предложением). Есть также типы сложного предложения, в которых строго определен порядок следования частей, и, входя в такие СП, отдельные предложения подчиняются этому правилу. Поесть Буратино не мог. У него в кармане не было ни гроша. - В кармане у Буратино не было ни гроша, так что поесть он не мог.

Сложные предложения делят на типы. Первое разделение – по характеру формальной связи между частями. Если части связаны только интонацией, то предложение называется бессоюзным (БСП). Если для связи используются союзы и союзные слова, то предложение относится к союзным. Союзные в свою очередь делятся на два разряда по характеру используемого в них союзного средства. Если для связей частей используется сочинительный союз, то предложение относится к сложносочиненным (ССП). Если для связи частей использованы подчинительные союзы или союзные слова, то предложение характеризуется как сложноподчиненное (СПП).

сложные предложения

союзные бессоюзные

сложносочиненные сложноподчиненные

При этом смысл, выражаемый разными типами сложного предложения, может быть одинаковый, сравни: 1. Наступила ночь, Буратино направился на Поле чудес. 2. Наступила ночь, и Буратино направился на Поле чудес. 3. Едва наступила ночь, как Буратино направился на Поле чудес. Первое предложение бессоюзное, второе относится к сложносочиненным с соединительными отношениями между частями, третье – сложноподчиненное с придаточным времени.

Практически любое сложное предложение может быть преобразовано в предложение иного типа: Если положить в ямку деньги, то вырастет дерево с кучей червонцев (СПП) – Положишь в ямку деньги – вырастет дерево червонцев (БСП).

§ 2. Сложносочиненное предложение, его типы.

Сложносочиненным предложением (ССП) называют такой тип СП, в котором части соединены при помощи сочинительных союзов.

При соединении частей с помощью сочинительных союзов части остаются относительно нзависимы друг от друга, между ними устанавливаются равноправные отношения. Более конкретные смысловые отношения выявляются из значения союзов, стоящих между частями.

Структурно сочинительные союзы не входят ни в одну из частей, стоят между ними, что отражается в схемах: Не то чтобы Буратино не хотел идти в школу, но театр привлекал его больше. Схема линейная, предлагаемая в школьных учебниках: Не то чтобы […], но […] . При построении вертикальной схемы союзы также расположены между частями.

ССП делят на шесть типов:

1. ССП с соединительными отношениями (= с использованием соединительных союзов).

К союзам этой группы относят И (одиночный и повторяющийся), ДА (=и), НИ (повторяющийся), КАК…ТАК И.

Общим значением этих предложений будет указание на связь явлений, которые либо происходят одновременно, либо следуют одно за другим. Например: Папе Карло надоело жить одному, и он решил сделать себе из полена куклу. И птицы помогали Буратино в битве с Карабасом, и насекомые стремились оказать посильную помощь, и даже медведь вышел из берлоги и зарычал на хозяина театра. Как лиса Алиса не умела и не любила работать, так и её спутник Базилио был типичным лодырем и бедельником.

Всегда на одновременность указывает союз КАК…ТАК И, чаще всего одновременность событий выражается повторяющимися союзами: Ни Карабас не знал тайны золотого ключика, ни Дуремар не мог её раскрыть. При этом использование И…И связано с утвердительным смыслом предложения, тогда как НИ…НИ используется при отрицании.

Союз И является широким по своему значению и указывает как на одновременность, так и на последовательность событий: Буратино сидел за нарядно накрытым столом, и его длинный нос был погружен в кофейник. Но: Буратино увидел чернильницу впервые в жизни, и от любопытства он сразу же сунул в нее свой длинный нос.

После союза И могут располагаться слова, помогающие сузить широкое значение предложения. К примеру, использование наречия "тогда" дополнительно придает значение временной последовательности, а указание на одновременность может быть конкретизировано при использовании "в то же время": Кот Базилио ненавидел лису Алису, и и в то же время он жить без нее не мог. Присоединительный оттенок приобретает предложение с наречием "вдобавок": Папу Карло не привлекал роскошный образ жизни, и вдобавок у него не было средств. Наречие "поэтому" придает оттенок следствия: Буратино выглядел очень наивным, и поэтому кот и лиса решили его обмануть. (ВНИМАНИЕ!!! Последнее предложение не становится сложноподчиненным, оно все равно остается ССП. Объединение "и поэтому" в один причинный союз является одной из самых распространенных ошибок при синтаксическом анализе текста. "Поэтому" - это указательное местоименное наречие, которое не относится к союзным средствам).

2. ССП с разделительными отношениями (= с использованием разделительных союзов).

К союзам этой группы относят ИЛИ и ЛИБО (одиночные и повторяющиеся), ТО…ТО, НЕ ТО…НЕ ТО и ТО ЛИ…ТО ЛИ (повторяющиеся).

Основное значение таких предложений – взаимоисключение и чередование. Оба этих значения могут быть выражены при помощи союзов ИЛИ и ЛИБО. К примеру, значение чередования выражено в предложении Дуремар или ловил пиявок в болоте, или его тянуло собирать червяков на тропинках. А значение взаимоисключения выражено в предложении "Либо я сошел с ума, либо эта кукла ожила", - подумал папа Карло. Заметим, что одиночное употребление рассматриваемых союзов также выражает эти значения.

Только значение чередования выражает союз ТО…ТО: То Буратино верил словам лисы и кота, то он считал их мошенниками. Оставшиеся два союза НЕ ТО…НЕ ТО и ТО ЛИ…ТО ЛИ выражают значение взаимоисключения: То ли Карабас вообще не любил детей, то ли он не умел с ними обращаться.

Для СПП первых двух типов важен еще такой структурный момент: предложения с соединительными и с противительными союзами относятся к предложениям открытого типа, в их состав может входить практически неограниченное количество частей, присоединяемых с помощью одного и того же сочинительного союза. Для остальных типов ССП это невозможно, предложения могут состоять только из двух предикативных единиц (можете сами продолжить составленные нами предложения).

3. ССП с противительными отношениями (= с использованием противительных союзов).

К союзам этой группы относятся НО, ДА (=но), ЗАТО, ОДНАКО, ЖЕ, А, В ТО ВРЕМЯ КАК, ТОГДА КАК, МЕЖДУ ТЕМ КАК, ЕСЛИ…ТО.

Предложения, относящиеся к этому типу, могут указывать на противопоставление или на сопоставление двух явлений.

Противопоставление выражают союзы НО, ДА, ЗАТО, ОДНАКО и ЖЕ: Буратино не хотел продавать азбуку, но он не мог справиться с желанием пойти в театр. Дуремар не смог разузнать тайну золотого ключика, зато ему удалось поймать много толстых и дорогих пиявок (союз ЗАТО имеет дополнительный оттенок возмещения, компенсации). Буратино хотел ускользнуть из харчевни, не заплатив, однако хозяин "Трех пескарей" внимательно следил за посетителями (в этом предложении ОДНАКО аналогично НО, но следует иметь в виду, что ОДНАКО бывает еще и вводным словом). Мальвина очень хотела воспитывать Буратино, он же хотел только бездельничать (союз ЖЕ совмещает значение противительного союза и усилительной частицы, поэтому стоит внутри второй части, после первого слова. Часто этот союз забывают при составлении схемы, поэтому предложение по схеме оказывается бессоюзным).

Союз А чаще выражает сопоставительные отношения, их же выражают книжные аналоги союза А – В ТО ВРЕМЯ КАК, МЕЖДУ ТЕМ КАК, ТОГДА КАК и ЕСЛИ…ТО. Например: Пьеро очень хотел найти Мальвину, а Буратино издевался и не хотел назвать адреса его прекрасной возлюбленной. Если Буратино был похож на папу Карло, то Пьеро был вылитым Джузеппе (вторая часть союза является обязательной, при возможности убрать ТО союз рассматривается как подчинительный).

Перечисленные книжные аналоги А очень часто вызывают путаницу при синтаксическом анализе предложения, многие рассматривают предложение как сложноподчиненное. В определенной степени эта ошибка связана с тем, что в правилах пунктуации эти союзы перечисляются в одном ряду с подчинительными. Мы бы рекомендовали для практики самим составить 10 предложений с этими союзами и подумать о значении.

Сложные предложения - это предложения, состоящие из нескольких простых.

Основными средствами связи простых предложений в сложных являются интонация, союзы (сочинительные и подчинительные) и союзные слова (относительные местоимения и местоимённые наречия).

В зависимости от средств связи сложные предложения делятся на союзные и бессоюзные . Союзные предложения подразделяются на сложносочинённые и сложноподчинённые .

Сложносочинённые предложения (ССП) - это сложные предложения, в которых простые предложения связываются друг с другом интонацией и сочинительными союзами.

Типы сложносочинённых предложений по характеру союза и значению

Тип ССП Союзы Примеры
1. соединительными союзами (соединительные отношения). И; да (в значении и ); ни..., ни; да и; тоже; также; не только..., но и.

Открыли дверь, и в кухню паром вкатился воздух со двора (Паустовский).
Лицо её бледно , слегка раскрытые губы тоже побледнели (Тургенев).
Не только не было никакой рыбки, но и удилище не имело даже лески (Садовский).
Он шуток не любил , да и её при нём оставляли в покое (Тургенев).

2. Сложносочинённые предложения с противительными союзами (противительные отношения). А; но; да (в значении но ); однако (в значении но ); зато; но зато; а то; не то; а не то; частица же (в значении союза а ); частица только (в значении союза но ).

Иван Петрович ушёл , а я остался (Лесков).
Убеждения внушаются теорией, поведение же формируется примером (Герцен).
Я ничего не ел , но голода я не чувствовал (Тендряков).
Утром прошёл дождь , зато сейчас над нами блистало чистое небо (Паустовский).
Ты сегодня же должен поговорить с отцом, а то он будет беспокоиться о твоём отъезде (Писемский).
Лодки сразу исчезают во тьме, только долго слышны всплески вёсел и голоса рыбаков (Дубов).

3. Сложносочинённые предложения с разделительными союзами (разделительные отношения). Или; либо; не то..., не то; то..., то; то ли..., то ли.

Либо рыбку съесть , либо на мель сесть (пословица).
Не то он завидовал Наталье, не то он сожалел о ней (Тургенев).
То ли на него подействовала тишина и одиночество , то ли он просто вдруг взглянул другими глазами на успевшую стать привычной обстановку (Симонов).

Обратите внимание!

1) Сочинительные союзы могут связывать не только части сложносочинённого предложения, но и однородные члены. Их разграничение особенно важно для расстановки знаков препинания. Поэтому при разборе обязательно выделите грамматические основы, чтобы определить тип предложения (простое с однородными членами или сложносочинённое предложение).

Ср.: От дымной проруби шёл человек и нёс большого осетра (Песков) - простое предложение с однородными сказуемыми; Денег дам на дорогу, и вертолёт вызвать можно (Песков) - сложносочинённое предложение.

2) Сочинительные союзы обычно занимают место в начале второй части (второго простого предложения).

Кое-где Дунай служит границей, но он служит и дорогой людям друг к другу (Песков).

Исключение составляют союзы тоже, также , частицы-союзы же, только . Они обязательно занимают или могут занимать место в середине второй части (второго простого предложения).

Мы с сестрой плакали , мать также плакала (Аксаков); Товарищи относились к нему неприязненно, солдаты же любили воистину (Куприн).

Поэтому при разборе такие сложносочинённые предложения часто путают с бессоюзными сложными предложениями.

3) Двойной союз не только..., но и выражает градационные отношения и в школьных учебниках отнесен к соединительным союзам. Очень часто при разборе принимают во внимание только его вторую часть (но и ) и ошибочно относят к противительным союзам. Чтобы не ошибиться, попробуйте заменить этот двойной союз союзом и .

Ср.: Язык должен быть не только понятный или простонародный , но и язык должен быть хороший (Л. Толстой). - Язык должен быть понятный или простонародный , и язык должен быть хороший .

4) По значению сложносочинённые предложения очень разнообразны. Достаточно часто они близки по значению к сложноподчинённым предложениям.

Ср.: Уйдёшь ты - и станет темно (Шефнер). - Если уйдёшь ты , станет темно ; Я ничего не ел , но голода я не чувствовал (Тендряков). - Хотя я ничего не ел , голода я не чувствовал .

Однако при разборе принимается во внимание не это конкретное значение, а значение, обусловленное типом сочинительного союза (соединительный, противительный, разделительный).

Примечания. В некоторых учебниках и пособиях к сложносочинённым предложениям относят сложные предложения с пояснительными союзами то есть, а именно , например: Правление уполномочило его ускорить работы, то есть , иными словами, он сам себя уполномочил к этому (Куприн); Перелёты птиц выработались как приспособительный инстинктивный акт, а именно : он даёт птицам возможность избежать неблагоприятных условий зимы (Песков). Другие исследователи относят их к сложноподчинённым предложениям или выделяют в самостоятельный тип сложных предложений. Часть исследователей предложения с частицами только, же относят к бессоюзным предложениям.

Мы узнаем, какие предложения называются сложноподчиненными, а какие сложносочиненными. Также узнаем об их основных особенностях.

(Кто?) он - это подлежащее.

Он (что сделал?) увидел - это сказуемое.

(Что?) глаза - это подлежащее.

Глаза (что сделаны?) закрыты - это сказуемое.

Перед нами две грамматические основы, которые соединены союзом ЧТО , а разделены запятой.

3. Раздался шорох с того места, где лежали вещи.

(Что?) шорох - это подлежащее.

Шорох (что сделал?) раздался - это сказуемое.

(Что?) вещи - это подлежащее.

Вещи (что делали?) лежали - это сказуемое.

Перед нами две грамматические основы, соединённые в одно предложение союзом ГДЕ и разделённые запятой.

4. Солнечным утром налаживает свою нехитрую песенку весёлая синица, пускает звонкую дробь по тайге дятел.

(Кто?) синица - это подлежащее.

Синица (что делает?) налаживает - это сказуемое.

(Кто?) дятел - это подлежащее.

Дятел (что делает?) пускает - это сказуемое.

Перед нами две грамматические основы сложного предложения, разделённые запятой.

Сложносочиненным называется сложное предложение, части которого связаны между собой сочинительными союзами. В сложносочиненных предложениях чаще всего выражаются отношения соединительные, противительные и разделительные. Кроме того, сложносочиненные предложения могут выражать отношения сопоставительные, присоединительные, пояснительные с различными добавочными оттенками значений.

Соединительные отношения. В сложносочиненных предложениях, выражающих соединительные отношения, средством связи частей единого целого служат союзы и, да, ни (повторяющийся), также, тоже (последние два с присоединительным оттенком значения). Сложносочиненные предложения с союзом и чаще всего выражают временные отношения. Для выражения этих отношений служат глагольные формы (временные и видовые), порядок частей в составе сложного, интонация, союз, добавочные лексические средства.

Сложносочиненные предложения с противительными союзами (а, но, да, однако, зато, же и др.) выражают отношения противопоставления или сопоставления, иногда с различными добавочными оттенками (несоответствия, ограничения, уступки и др.) Это значение данного типа сложных предложений влияет на их построение: порядок слов во второй части обусловлен характером ее противопоставления первой части. Широко используется в сложных предложениях с указанными значениями союз а, например: Еще земли печален вид, а воздух уж весною дышит (Тютч.); Ученье - свет, а неученье - тьма (посл.)

Разделительные отношения. Сложносочиненные предложения с разделительными союзами (или, либо, ли...ли, то...то и др.) указывают на чередование событий, последовательную их смену, несовместимость и т.п.

Сложноподчиненное предложение - это предложение, части которого связаны между собою подчинительными союзами или союзными средствами. Подчинительная связь между частями сложноподчиненного предложения выражается в синтаксической зависимости одной части (придаточной) от другой (главной).

Союзы и союзные слова в сложноподчиненном предложении:

Подчинительные союзы

Союзные слова
Простые Составные

потому что

оттого что

лишь только

как будто

с тех пор как

в связи с тем что

Не являются членами предложения.

Являются членами предложения.

Присоединяют придаточное предложение к главному или другому придаточному.

Расставьте знаки препинания в предложения и определите тип сложных предложений.

1. Я чувствовал, что город остался у нас справа.

(Кто?) я - это подлежащее.

Я (что делал?) чувствовал - это сказуемое.

Первая часть предложения (Я чувствовал) является главной. От неё зависит вторая часть предложения.

Чувствовал (что?) (что город остался у нас справа).

Выделим основу во второй части предложения:

(Что?) город - это подлежащее.

Город (что сделал?) остался - это сказуемое.

Между частями сложноподчинённого предложения перед союзом что ставим запятую.

2. Когда мы уходим, щенок скулит около двери.

(Кто?) мы - это подлежащее.

Мы (что делаем?) уходим - это сказуемое.

(Кто?) щенок - это подлежащее.

Щенок (что делает?) скулит - это сказуемое.

Это сложное предложение, состоящее из двух простых. Разделяем части предложения интонацией, ставим запятую на письме.

3. Забор затрещал, потому что навалились на него все сразу.

(Что?) забор - это подлежащее.

Забор (что сделал?) затрещал - это сказуемое.

Забор затрещал - это главная часть.

Затрещал (почему?) потому что навалились на него все сразу.

Это зависимая часть предложения.

Части сложноподчинённого предложения соединены союзом (потому что) и разделяются запятой.

4. Он поражался тому, как быстро вязала мама на спицах.

(Кто?) он - это подлежащее.

Он (что сделал?) поражался - это сказуемое.

(Он поражался тому) - это главная часть предложения.

Поражался (чему?) как быстро мама вязала - это зависимая часть.

Выделим основу второй части:

(Кто?) мама - это подлежащее.

Мама (что делала?) вязала - это сказуемое.

Части сложноподчинённого предложения связаны союзом как , а разделяются запятой.

5. Трава появлялась там, где сильнее пригревало солнце.

(Что?) трава - это подлежащее.

Трава (что делала?) появлялась - это сказуемое.

Трава появлялась там - это главная часть.

Появлялась там (где?) где сильнее пригревало солнце - это зависимая часть.

Основа зависимой части: (что?) солнце - это подлежащее.

Солнце (что делало?) пригревало - это сказуемое.

Части сложноподчинённого предложения связаны предлогом где, а разделяются запятой.

6. Я попросил его, чтобы он принёс мне книгу.

(Кто?) я - это подлежащее.

Я (что сделал?) попросил - это сказуемое.

Я попросил его - это главная часть.

Попросил (о чём?) чтобы он принёс мне книгу - это зависимая часть.

Выделим основу зависимой части:

(Кто?) он - это подлежащее.

Он (что сделал?) принёс - это сказуемое.

Части сложноподчинённого предложения соединены союзом чтобы и разделены запятой.

7. Если неосторожно сорвёшь листок с росинкой, капелька скатится вниз.

(Что?) капелька - это подлежащее.

Капелька (что сделает?) скатится - это сказуемое.

Капелька скатится вниз - это главная часть сложноподчинённого предложения.

Скатится (почему?)если неосторожно сорвёшь листок с росинкой - это зависимая часть.

Части предложения связаны союзом если , а разделяются запятой.

1. Каленчук М.Л., Чуракова Н.А., Байкова Т.А. Русский язык 4: Академкнига/Учебник.

2. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О. Русский язык 4: Баллас.

3. Ломакович С.В., Тимченко Л.И. Русский язык 4: ВИТА_ПРЕСС.

1) Определите тип сложносочиненного предложения.

А) Оля не отвечала, и я просто сидела молча.

Б) Оля не отвечала, однако я ее не торопил.

В) Возможно, мы соберемся к вам, или лучше вы приезжайте к нам на дачу.

2) Выделите грамматические основы предложений. Какие это предложения?

1. Всё живое тянется к воде, и всем вода дарит жизнь (Песков).

2. Снег похоронит и предаст забвению лесные повести и загадки (Песков).

3. Верблюжье молоко непривычно сладкое, но пришлось выпить (Песков).

4. Барсук пытался уплыть, но был водворен на пятачок земли возле пня (Песков).

5. Я тогда не здесь, а у бабушки жил (Песков).

6. При сих словах вышла из-за перегородки девочка лет четырнадцати и побежала в сени (Пушкин).

7. Прошло несколько лет и обстоятельства привели меня на тот самый тракт, в те самые места (Пушкин).

3) Определите виды придаточных предложений в сложноподчиненных предложениях.

1. Я не сразу сообразил, что произошло. 2. Смогу ли я тебе помочь - не знаю. 3. Что он говорит, не слышно за дальностью расстояния. 4. Кто много читает, тот много и знает. 5. Ручей, вдоль которого они продвигались, принимал в себя все новые родники. 6. Яблони пропали, потому что мыши объели всю кору. 7. Хозяйка спросила, действительно ли мы уезжаем. 8. Не дождавшись, пока отопрут, он перемахнул через забор. 9. Когда она возвращалась домой, то думала о предстоящем разговоре. 10. Чего я жду, не знаю сам.

4) *Составьте текст описание на любую тему, используя сложноподчиненные предложения. Выделите грамматические основы, поставьте вопросы.

9-й класс

Сложносочиненные
и сложноподчиненные предложения

Контрольные работы

Здравствуйте, уважаемая редакция!

С большим удовольствием читаем вашу газету, которая, несомненно, является огромным подспорьем в нашем нелегком труде. Подумав, решили предложить коллегам контрольные работы по русскому языку для учеников 9-х классов по темам «Сложносочиненные предложения» и «Сложноподчиненные предложения».

Цель данных контрольных работ – помочь учителю, работающему по технологии разноуровневого дифференцированного обучения, проверить знания своих питомцев по синтаксису сложного предложения. Ученикам предлагаются два варианта заданий примерно одинаковой степени сложности, составленных на основе учебника русского языка для 9-го класса (авторы – С.Г. Бархударов, С.Е. Крючков и др .). Эти задания позволят учителю проанализировать уровень усвоения девятиклассниками учебного материала (от обязательного, требующего знаний изучаемой темы, до творческого). Полученные результаты помогут учителю проследить динамику развития каждого ученика. Каждая тематическая контрольная работа состоит из заданий четырех уровней. В задания первого уровня включены вопросы и практические упражнения, выполнение которых – «обязательный минимум» для ученика. Задания второго уровня сложнее, в них включены вопросы, вынесенные в учебнике в раздел «Примечания». Конструирование предложений, составление схем – это задания третьего уровня, выполнение которых предполагает осознанный подход ученика к решению поставленных задач. Задания четвертого уровня требуют от ученика творческой активности и применения знаний при написании сочинений, составлении кроссвордов, тестов, тезисов и т.д.

Бердыгалиева Людмила Тимофеевна,
Сон Лилия Николаевна,

лицей «Туран»,
г. Алма-Ата,
Республика Казахстан

СЛОЖНОСОЧИНЕННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

ВАРИАНТ I

Первый уровень

I. Допишите предложения:

Сложносочиненные предложения – это такие предложения, в которых…

По союзам и по значению сложносочиненные предложения делятся на… группы: ... .

II.

1. Солнце еще не выглянуло из-за края неба но рассвет был виден сквозь прозрачный туман. (М.Пришвин) 2. То увидишь двух прыгающих белок то выскочит навстречу рыжая лиса то перебежит дорогу работяга ежик то вырвется с оглушительным хлопаньем крыльев дикий голубь. (В.Солоухин) 3. Уже рассвело и небо над березовой рощей порозовело но солнце еще не показывалось. 4. Все ели из котла Пантелей же сидел в стороне и ел кашу из деревянной чашечки. (А.Чехов)

III. Тест

1. Отметьте ряд соединительных союзов:

а) но, и, что, тоже;

б) то – то, или, а, не то – не то;

в) и, ни – ни, тоже, также, да (= и);

г) либо, но, также, зато;

д) да (= но), то – то, однако, ни-ни.

2. Отметьте ряд разделительных союзов:

а) а, но, либо, зато;

б) или, либо, то – то, не то – не то;

в) зато, а, ни – ни, тоже, или;

г) чтобы, и, будто, также;

д) и, что, тоже, либо, или.

Второй уровень

I.

1. Рванул ветер и в воздухе закружилась пыль. 2. На заре третьего дня ветер утих и пали над степью густые туманы. (М.Шолохов) 3. Перед ненастьем словно кумачом затянут горизонт из-за него показывается красный солнечный диск. (Архангельский) 4. Ветер был навстречу и дождь валил сплошной стеной. (К.Симонов) 5. Зацвел багульник и склоны сопок заполыхали фиолетово-малиновым огнем. (В.Ажаев) 6. Иногда в горах срывались лавины и над ними столбом стояла белая пыль. (К.Паустовский)

II. Выпишите предложения, в которых слова также, тоже, зато пишутся слитно. Расставьте, где надо, знаки препинания.

1. Корень учения горек за(то) плоды его сладки. 2. Эта задача решается так(же) легко как и та. 3. Я любил так(же) читать. 4. Он охотно взялся за(то) дело которое ему поручили. 5. Яруг – это то(же) что и овраг. 6. «Ты то(же) ошибался», – ответил друг.

Третий уровень

Включите в одно из простых предложений причастный или деепричастный оборот, составьте из этих предложений ССП. Расставьте знаки препинания.

1. Воздух застыл. Степь приняла унылый вид.

2. Поднялся сильный ветер. Чувствовалось приближение грозы.

3. Солнце поднялось уже довольно высоко. Туман постепенно стал исчезать.

Четвертый уровень

Напишите сочинение-миниатюру «Осень в городе» (используйте ССП).

ВАРИАНТ II

Первый уровень

I. Допишите следующие определения:

Сложные предложения – это предложения…

Сочинительные союзы служат для…

II. Выпишите из текста сложносочиненные предложения, выделите в них грамматические основы, расставьте недостающие знаки препинания.

НЕМНОГО ИСТОРИИ

Европейцы за последнее время так привыкли к картофелю, что без него не могут обходиться. А между тем картофель не так давно появился в Европе и история его очень любопытна. Первыми отведали картофель испанские моряки, а потом он попал в Италию.

Во Франции еще в XVIII веке своеобразно использовали картофель. Модницы украшали его цветами волосы некоторые же делали из его цветов букеты. На картофельные цветы установилась такая мода, что пришлось делать искусственные, так как живых не стало хватать.

Царские чиновники России принуждали крестьян сажать картофель однако это вызывало «картофельные бунты». Крестьяне не хотели сажать и есть «земляные яблоки».

(По Н.Верзилину)

III. Составьте схемы данных предложений, укажите значения союзов (знаки не расставлены).

1. Гоголь бывал в парижских музеях и картинных галереях и больше всего его поразил Лувр. 2. Поезд пришел точно по расписанию но Вари на перроне не было. 3. Еще не светится ни одно окно ни из одной трубы еще не тянется вверх вялый огонек. (В.Тендряков) 4. Не то калитка стукнула не то мне показалось.

IV. Тест (cм. вариант I)

Второй уровень

I. Выпишите, обозначив грамматические основы, предложения с общим второстепенным членом (знаки не расставлены).

1. Ночью печально и широко пело море и было холодно. (К.Паустовский) 2. Я пошел глухой лесной тропинкой и все вокруг показалось мне таинственным. 3. На следующий день пошел снег и замела пурга. 4. В начале мая зацветает черемуха и весь участок пути наряжается в белое кружево. 5. Все живое тянется к воде и всем вода дарит жизнь. (В.Песков) 6. Заболело однажды у Васьки горло и не позволили ему на улицу выходить. (А.Гайдар)

II. Выпишите предложения, в которых слова также, тоже, зато пишутся слитно. Расставьте, где надо, знаки препинания.

1. Днем в степи стояла невыносимая жара ночью то(же) было душно. 2. Животное царство пустыни так(же) бедно как бедна его флора. 3. Все внимательно слушали диктора я так(же) заинтересовался. 4. В жару птицы замолкают за(то) оживает мир насекомых. 5. Только глупец падает в одну и ту(же) воду. 6. Я высоко ценил Петьку за(то) что он был бескорыстным и верным другом.

Третий уровень

Превратите сложносочиненное предложение в простое с однородными членами и наоборот.

1. Гоголь любил путешествовать, и дорога была необходима ему для наблюдений. 2. Последний раз Гоголь посетил Петербург осенью 1848 года и провел в нем около двух недель. 3. На чужбине Гоголь тосковал по Москве и постоянно стремился поскорее возвратиться в древнюю столицу.

Четвертый уровень

По данному началу составьте небольшой рассказ, употребив в нем ССП с разными союзами:

В старом саду было тихо и грустно… .

СЛОЖНОПОДЧИНЕННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

ВАРИАНТ I

Первый уровень

I. Выберите правильный ответ:

1. Сложноподчиненные предложения – это предложения, в которых:

а) простые предложения равноправны по смыслу;

б) предложения связаны между собой интонационно;

в) одно из предложений по смыслу подчиняется другому.

2. Сложноподчиненное предложение состоит:

а) только из придаточных предложений;

б) из двух независимых предложений;

в) из главного и одного или нескольких придаточных предложений.

3. Указательные слова могут стоять:

а) только в главном предложении;

б) только в придаточном предложении;

в) и в главном, и в придаточном предложениях.

4. Придаточное предложение может стоять:

а) только перед главным предложением;

б) перед главным, в середине главного, после главного предложения;

в) только после главного предложения.

II. Спишите текст, вставив пропущенные буквы, расставив знаки препинания. Составьте схемы первого и последнего предложений.

Чтобы скоротать время я отправился побр_-дить по лесу.

Была та мягкая оттепельная погода какая иногда устанавлива_тся в конце декабря после первых лютых стуж зимы. В такие дни зима как будто отдыха_т огляд_вается обдумывая что бы ей такое еще сделать.

В воздух_ медленно кружились ре_кие снежинки. На дорогу они л_жились прозрачными звездочками. Деревья то и дело шумно отряхивались и выпр_млялись сбрасывая с себя груз который нав_ючила недавняя метель.

У меня было такое ощущение что я тоже сбросил какую-то тяжесть.

(Н.Рыленков)

III.

1. С придаточными изъяснительными:

а) То что я увидел сверху сразу рассеяло мои сомнения.

б) Я видел перед собой охотника, который всю жизнь провел в тайге.

в) Чтобы полюбить музыку надо прежде всего ее слушать.

2. С придаточными определительными:

а) Больше той любви не бывает когда друг за друга умирают.

б) На каждом корабле имеется своя достопримечательность которой гордятся.

в) Нужное слово если оно вовремя сказано всегда дорогу к сердцу найдет.

г) Как мудро ни шей а все шов виден.

3. С придаточными времени:

а) Дом стоял на косогоре так что окна в сад были очень низко от земли.

б) Травы скашивают рано утром пока они еще не уронили росы.

в) Наконец дворецкий провозгласил: «Кушание поставлено», – и Кирила Петрович первый пошел садиться за стол, за ним двинулись дамы и важно заняли свои места... (А.Пушкин)

г) В сонном воздухе слышались какие-то звуки точно кто-то вздыхал.

4. С придаточными уступительными:

а) Мы пошли к реке напрямик чтобы сократить путь.

б) Хоть судьба и нелегка солдат не ищет легкого.

в) Снег становился белее и ярче так что слепило глаза.

г) Сколько ни грозили ему револьвером Метелица не произнес ни слова.

5. С придаточными причины:

а) Куда сердце летит туда и око глядит.

б) Водой холодной обливайся если хочешь быть здоров!

в) Утром я проснулся оттого что в иллюминатор свободно лилось солнце.

6. С придаточными сравнительными:

а) Чем глубже дети забирались в сад тем больше встречали разных чудес.

б) Все вокруг потускнело словно солнце зашло за облака.

в) Каково деревце таковы и яблочки.

г) Откуда ветер оттуда и дождь.

Второй уровень

I. Укажите номер СПП, в которых главное и придаточное предложения связаны союзным словом.

1. В лугах росистых, в лугах зеленых течет речонка, что мне мила.

2. Мы знали, что трудно будет выполнить эту работу.

3. Когда включили свет, комната оказалась большой и нарядной.

4. Наконец он признался мне, что пишет большую поэму.

II.

1. Чтобы увидеть море, надо выйти за калитку и пройти немного по протоптанной в снегу тропинке. (К.Паустовский)

2. Когда творишь добро сам испытываешь некоторое радостное удовлетворение, и законную гордость, сопутствующую чистой совести. (М.Монтень)

3. Беда, ежели львами командует баран. (В.Шишков)

III.

1. Придаточное сравнительное.

2. Сравнительный оборот.

3. Придаточное условное.

4. Другие придаточные.

Не раскрой я ворота он так и остался бы в поле. (______)

Снова стало слышно как ручей гремит на дне пропасти. (______)

Все вокруг потускнело будто солнце зашло за облака. (______)

Большая душа как большой костер издалека видна. (______)

Третий уровень

Составьте по данным схемам СПП, определите значения придаточных:

1. […туда ], (где ) .

2. […глаг. + указ. сл. так ], (союзн. сл. как …).

3. (Если ), [то …].

Четвертый уровень

Напишите, используя СПП, свое мнение о любимом литературном герое.

ВАРИАНТ II

Первый уровень

I. Выберите правильный ответ:

1. В сложноподчиненном предложении может быть:

а) только две основы;

б) любое количество основ;

в) две и более основы.

2. Укажите неверное утверждение:

а) в сложноподчиненном предложении одна часть подчиняется другой;

б) по значению сложноподчиненные предложения делятся на три группы;

в) сложноподчиненное предложение состоит из двух независимых предложений.

3. В сложноподчиненном предложении для связи используются:

а) сочинительные союзы;

б) только интонация;

в) подчинительные союзы, союзные слова или выполняющая их функцию частица.

4. Придаточное предложение отделяется от главного с помощью:

а) интонации;

б) одной или нескольких запятых;

в) тире и двоеточия.

II. Спишите текст, вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки. Расставьте, где надо, знаки препинания. Составьте схемы второго и предпоследнего предложений.

В полдень с запада донеслись глухие раскаты грома. Стало сумр_чно точно сверху на землю опустился темный саван. Вслед за тем пошел крупный дождь.

К дождю присоед_нился вихрь который ломал мелкие суч_я срывал листья с деревьев. Хлынул сильный ливень. Он прод_лжался до вечера. Вечером ливень перешел в мелкий дождь. К утру дождь перестал и небо очистилось. Хотя солнце взошло во всей своей луч_зарной красоте земля еще хр_нила следы непогоды. Отовсюду бежала вода так что мелкие ручейки пр_вратились в бурные потоки.

(По В.Арсеньеву)

III. Выберите правильный ответ. Отметьте сложноподчиненные предложения (знаки не расставлены).

1. С придаточными определительными:

а) Весело грузились красноармейцы на баржи чтобы плыть обратно.

б) Ущелье по которому мы шли было длинное и извилистое.

в) Холодные осенние тени бродили по лесу где все точно замерло.

г) Как ни старался отец казаться спокойным я заметил его волнение.

2. С придаточными места:

а) Чуть-чуть светлела красноватая полоска там где село солнышко.

б) Дождик застал нас когда мы уже повернули в березовую рощу.

в) Куда сердце летит туда и око глядит.

г) Осел останется ослом даже если нагрузить его золотом.

3. С придаточными условия:

а) Корчагин так ударил коня что тот сразу перешел в галоп.

б) Пусть каждый станет солдатом мира если не хочет стать жертвою новой войны.

в) Не стыдись говорить коли правду хочешь объявить.

4. С придаточными цели:

а) Чтобы на войне везло надо знать военное ремесло.

б) Откуда ветер оттуда и дождь.

в) Все вокруг потускнело будто солнце зашло за облака.

5. С придаточными образа действия и степени:

а) Воздух становился так редок что было больно дышать.

б) Незнакомец не рассматривал нас так пристально как рассматривали мы его.

в) Я решил подняться на гору чтобы оттуда осмотреть окрестности.

г) Когда подъехали к опушке леса в поле уже заметно стало темнеть.

6. С придаточными изъяснительными:

а) Чтобы тело и душа были молоды ты не бойся ни жары и ни холода.

б) Алексей чувствовал что слабеет от напряжения и боли.

в) Командир первой роты спросил где кормить солдат.

Второй уровень

I. Укажите номера СПП, в которых главное и придаточное предложения связаны союзом.

1. Он знал, что успех его дела в значительной степени будет зависеть от удачи завтрашней охоты.

2. Там, где еще недавно весело звенела степь, шуршали теперь желтые стебли.

3. Не сближайся с людьми, у которых слишком гибка совесть.

II. Найдите СПП с пунктуационными ошибками, запишите его в исправленном виде.

1. Левитан подолгу гостил в семье Чеховых, которая привлекала его, не имевшего семьи, дружбой, весельем, трогательной заботой друг о друге.

2. Единственный путь, который связывал Ленинград с Большой землей проходил по Ладожскому озеру.

3. А там, куда двинулись танки, гремела канонада, не затихавшая до рассвета.

III. Запишите предложения, расставив знаки препинания. Расставьте цифры, соответствующие данным характеристикам:

1. Придаточное условное.

2. Придаточное сравнительное.

3. Другое придаточное.

4. Сравнительный оборот.

Старость начинается в тот день когда умирает отвага. (_______)

Молодой полумесяц как прозрачное облачко виднелся на горизонте. (_______)

Из воды в глаза ударило солнце словно под лодку вдруг подставили зеркало. (_____)

Скажи он правду ему бы все равно не поверили. (______)

Третий уровень

Составьте сложные предложения, в которых слова где, куда присоединяли бы следующие придаточные предложения:

2) определительное;

3) изъяснительное.

Четвертый уровень

Напишите небольшой отзыв о прочитанной книге, включив в свой текст СПП.

Л.Т. БЕРДЫГАЛИЕВА,
Л.Н. СОН,
лицей «Туран»,
г. Алма-Ата,
Республика Казахстан

Сложное предложение - это предложение с двумя или несколькими предикативными основами, причем простые предложения в составе сложного образуют смысловое и интонационное целое.

Основные виды сложных предложений.

Сложные предложения делятся на союзные и бессоюзные.

Союзные предложения, в свою очередь, делятся на сложносочинённые и сложноподчинённые.

Таким образом, существует три основных вида сложных предложений:

сложносочинённые, сложноподчинённые и бессоюзные.

Сложносочиненное предложение (ССП)

простые предложения связаны между собой сочинительными союзами и интонацией.

В ССП простые предложения равноправны.

Наступила ночь, и в домах зажглись огни.

Сложноподчиненное предложение (СПП)

простые предложения связаны между собой подчинительными союзами или союзными словами.

В СПП одно простое предложение (придаточное) зависит от другого (главного).

Когда наступила ночь, в домах зажглись огни.

Бессоюзное предложение (БСП)

простые предложения связываются без союзов, интонацией.

Наступила ночь, в домах зажглись огни.

Сложносочиненное предложение.

Сложносочиненные предложения бывают:

Знаки препинания в сложносочиненных предложениях.

Примечание : Иногда между частями сложносочиненного предложения перед союзом И ставится тире, если в предложении есть резкое противопоставление или быстрая смена событий.

Вот север, тучи нагоняя, Дохнул, завыл – и вот сама Идет волшебница зима (А.С.Пушкин).

Сложноподчиненное предложение.

Особенности СПП:

Строение СПП:

Союзы и союзные слова в сложноподчиненном предложении:

Сложноподчиненное предложение с несколькими придаточными.

По характеру подчинения нескольких придаточных предложений они разделяются на три типа:
- придаточные предложения с однородным подчинением;
- придаточные предложения с неоднородным (параллельным) подчинением:
- придаточные предложения с последовательным подчинением.

Придаточные предложения с однородным подчинением.

Особенности :

2) отвечают на один и тот же вопрос;
3) между собой связаны сочинительными союзами либо бессоюзно.

Пример :
Он радовался, что праздник удался, что гости довольны, что они веселятся вовсю.

Пояснения :
1) все три придаточных предложения относятся к главному предложению Он радовался :
Он радовался (чему?), что праздник удался.
Он радовался (чему?), что гости довольны.
Он радовался (чему?), что они веселятся вовсю.

2) все придаточные предложения отвечают на один и тот же вопрос чему ?
3) они связаны с главным предложением одним и тем же союзом что .
Это однотипные придаточные предложения.

Придаточные предложения с неоднородным (параллельным) подчинением

Особенности :
1) относятся к одному и тому же главному предложению;
НО!
2) отвечают на разные вопросы – то есть являются придаточными разного типа.

Пример :
Если посмотреть на луну в телескоп, то можно увидеть, что у нее весьма своеобразная поверхность.

Пояснения :
1) оба придаточных предложения относятся к одному и тому же главному предложению можно увидеть ;
НО!
2) первое придаточное отвечает на вопрос при каком условии ? Второе – на вопрос что ?
То есть отвечают на разные вопросы.
Это разнотипные придаточные предложения, хотя и относятся к одному и тому же главному предложению.

Придаточные предложения с последовательным подчинением

Особенности :
1) главному предложению подчинено одно придаточное;
2) этому придаточному предложению, в свою очередь, подчинено следующее придаточное предложение – таким образом, первое придаточное предложение является главным для следующего.

Пример :
Мальчик стоял под навесом и смотрел, как бегут ручейки к луже, которая росла на глазах.

Пояснение :
К главному предложению Мальчик стоял под навесом и смотрел относится только одно придаточное: как бегут ручейки к луже . А следующее придаточное предложение (которая росла на глазах ) уже никак не связано с главным, относится к предыдущему придаточному, которое и является для него главным предложением:
Бегут ручейки к луже (какой?), которая росла на глазах .


ПРИМЕЧАНИЕ
: нередко встречаются сложноподчиненные предложения с комбинированным подчинением: однородное + параллельное, однородное + последовательное, последовательное + параллельное и т.д. Поэтому при разборе предложения будьте внимательны.

Знаки препинания в СПП.