9 класс

Создание новой образовательной среды в школе. Информационно- образовательная среда как средство и условие достижения новых образовательных результатов (из опыта работы) Марина Леонидовна Тарасова, - презентация. « Образовательная среда школы и её компонен


Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа». Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» Федеральный государственный образовательный стандарт Федеральный закон «Об информации, информатизации и защите информации». Федеральная целевая программа «Развитие единой образовательной информационной среды» Федеральная целевая программа развития образования на гг. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования Краевая программа «Развитие образования в Алтайском крае» на годы Проект «Сетевой край. Образование» Программа развития гимназии Программа по информатизации гимназии Нормативные документы




К результатам освоения основной образовательной программы среднего общего образования; к структуре основной образовательной программы среднего общего образования, в том числе требования к соотношению частей основной образовательной программы и их объему, к соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса; к условиям реализации основной образовательной программы среднего образования, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям Каждый стандарт включает в себя требования:


Условия образовательного процесса, выраженные в образовательной среде, влияют на его реализацию и достигаемые результаты; достижение требуемых результатов, указанных в Стандарте, предполагает наличие требований к условиям этого достижения Взаимосвязь между ФГОС и образовательной средой


Комплекс информационных образовательных ресурсов, в т.ч. цифровые образовательные ресурсы, совокупность технологических средств информационных и коммуникационных технологий: компьютеры, иное ИКТ оборудование, коммуникационные каналы, систему современных педагогических технологий, обеспечивающих обучение в современной информационно- образовательной среде Информационно-образовательная среда образовательного учреждения включает:


Информационно-методическую поддержку образовательного процесса; планирование образовательного процесса и его ресурсного обеспечения; мониторинг и фиксацию хода и результатов образовательного процесса; мониторинг здоровья обучающихся; современные процедуры создания, поиска, сбора, анализа, обработки, хранения и представления информации; дистанционное взаимодействие всех участников образовательного процесса (обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников, органов управления в сфере образования, общественности), в том числе, в рамках дистанционного образования; дистанционное взаимодействие образовательного учреждения с другими организациями социальной сферы: учреждениями дополнительного образования детей, учреждениями культуры, здравоохранения, спорта, досуга, службами занятости населения, обеспечения безопасности жизнедеятельности. Информационно-образовательная среда образовательного учреждения должна обеспечивать:




Устав Совета по информатизации Программа информатизации МБОУ «Гимназия 85» на годы План мероприятий по реализации программы на 2012|2013 План оснащения компьютерной техникой МБОУ «Гимназия 85» Совет по информатизации


2.1. Аккумулирует информационные потоки, связанные с информатизацией образовательного пространства школы и обеспечивает их доступность для всех заинтересованных участников образовательного процесса Рассматривает, вырабатывает, оценивает стратегически важные предложения по развитию процесса информатизации образовательного пространства школы, его техническому и научно-методическому обеспечению, способствует их внедрению Организует разработку, экспертизу и корректировку инновационных программ, дидактических презентаций, тестовых заданий, наглядных материалов, творческих проектов и других электронных работ учителей и учащихся школы Принимает участие в анализе состояния и результативности работы педагогического коллектива по развитию информационных технологий Вносит предложения администрации и Совету школы по обеспечению процессов информатизации необходимыми финансовыми, техническими и иными ресурсами Организует консультирование учителей и учащихся по проблемам информатизации образования, исследовательской работы, совершенствования практических навыков Осуществляет тьюторскую деятельность, направленную на помощь учителям и учащимся в овладении компьютерной грамотностью Пропагандирует идеи информатизации образования в микрорайоне школы. Принимает участие в организации дополнительных платных услуг Участвует в формировании банка образовательных программных продуктов. Совет по информатизации


Техническая составляющая В гимназии 80 ПК, 22 принтера, 11 сканеров, 24 проектора, 9 интерактивных досок. Соотношение на 1 компьютер приходится 15 обучающихся. 69% учебных помещений оснащены компьютерами. 82% педагогов имеют базовую ИКТ подготовку. 94% педагогов применяют ИКТ на своих уроках. большинство предметов, обучение по которым ведется с использованием ИКТ. К локальной сети и сети Интернет подключены 77 ПК. В библиотеке обеспечен свободный доступ в Интернет для учеников и учителей. Электронный адрес гимназии Школьный сайт размещен по адресу





Обеспечение доступа к информационным ресурсам Интернета, учебной и художественной литературе, коллекциям медиа-ресурсов на электронных носителях, к множительной технике для тиражирования учебных и методических тексто- графических и аудиовидеоматериалов, результатов творческой, научно- исследовательской и проектной деятельности учащихся Медиацентр










Автоматизированное рабочее место учителя: –Компьютер –Проектор –Интерактивная доска или экран –МФУ –Документ-камера Портфолио учителя Комплект ЦОР по предмету Методическая копилка (программы учебных предметов и предметных курсов, электронные разработки уроков, внеклассных мероприятий) Электронные лаборатории Лаборатория учителя:




–для учителей гимназии и школ округа: «Электронный портфолио учителя», «Сайт учителя» «Работа в системе «Сетевой город» –для учеников: «Создание электронного портфолио» –для родителей: «Создание электронного портфолио ученика» «Работа в системе «Сетевой город» Семинары в гимназии:









Модульные курсы Навыки профессиональной и личной эффективности Тайм-менеджмент, или Как эффективно организовать своё время Тайм-менеджмент для детей, или Как научить школьников организовывать своё время Приёмы конструктивного разрешения конфликтных ситуаций, или Конфликты в нашей жизни: способы решения Профессиональное выгорание, или Как сохранить здоровье и не «сгореть» на работе Стресс-менеджмент, или Приёмы профилактики и преодоления стресса Управление имиджем, или Как создать свой стиль Искусство договариваться, или Как понять других людей и донести свою точку зрения Сила убеждений, или Как наши мысли влияют на нашу жизнь Взрослые и дети, или Как преодолеть трудности в общении Наследственность и воспитание, или Что влияет на развитие ребенка











Привлечь учителей-предметников, использующих информационно-коммуникационные технологии в своей деятельности, к постановке и решению практических задач применения современных информационно-педагогических технологий Повысить информационно-технологическую культуру учителей Создать условия для выявления и распространения передового педагогического опыта эффективного использования современных информационно- педагогических технологий Цели и задачи:










С 1989 года в школе ежегодно проходят научно- практические конференции. В прошлом учебном году (14 марта 2012г.) состоялась XXII научно- практическая конференция, посвященная Году Отечественной истории. В ней приняло участие 136 школьников. Что составляет более 11,3% от всех учащихся гимназии. Школьные НПК



















Заранее собираются вопросы по определенной теме, обсуждение которых интересно родителям или детям Психолог или другой педагог готовит выступление на заданную тему, отвечая на вопросы Выступление записывается на видео и выставляется на сайте Онлайн-консультации психологов и педагогов гимназии для родителей и учеников (проект)




АИС «Сетевой город. Образование» - это средство: планирования образовательного процесса (Учебный план), размещения и хранения информации (базы данных, Портфолио – личный и проектов), фиксации результатов освоения программы (Электронный журнал и дневник), взаимодействия между участниками образовательного процесса и с органами управления (почта, рассылка форум, доска объявлений).


АСУ РСО «Сетевой город» В декабре 2007 года гимназия вступила в единое городское информационное образовательное пространство АСУ РСО «Сетевой город». Классными руководителями 2-11 классов (40 классов) выставлены четвертные, годовые и экзаменационные оценки; получены из системы отчеты по успеваемости I четверть в 29 классах в 33 классах II четверть в 40 классах в 38 классах в 37 классах III четверть в 30 классах в 29 классах IV четверть в 40 классах в 38 классах годовые в 40 классах в 38 классах экзамены в 10 классах в 9 классах итоговые в 40 классах в 38 классах


Выставление пропусков уроков в четырех 1-х классах Выставление пропусков уроков, текущих отметок, итоговых отметок в четырех 2-х классах Выставление пропусков уроков, текущих отметок, итоговых отметок в двух 5-х классах Выставление итоговых отметок во всех остальных классах «Сетевой город» сегодня











70


Проведение семинаров, мастер-классов по использованию ИКТ-технологий в образовательном процессе Проведение фестивалей открытых уроков с приглашением учителей округа в качестве участников и гостей Проведение конкурсов (в том числе дистанционных), НПК среди школьников округа Базовая школа школьного округа




Тема стажёрской практики: «Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий учеников, учителей в рамках реализации ФГОС» Описание: нормативно-правовое обеспечение инновации организация внеурочной деятельности средствами ИКТ использование современных информационных технологий в учебном процессе сетевое взаимодействие всех участников образовательного процесса роль ЕИС в организации системно-деятельностного подхода Базовая площадка


Тема стажировочной практики: Сайт на основе системы управления контентом, как механизм сетевого взаимодействия всех участников образовательного процесса (сайт ОУ, персональный сайт педагога, сайт-портфолио учащегося. Описание: нормативно-правовое обеспечение инновации создание портфолио учителя, ученика средства организации информационного пространства создание сайтов на основе системы управления контентом Joomla, сервисами Google электронная школьная газета дистанционное образование Базовая площадка Для ученика повышение информационной культуры в целом; доступ к мировым информационным ресурсам; повышение интереса к изучаемым предметам; приобретение практических навыков жизни в информационном обществе; получение новых электронных средств обучения; использование компьютерных технологий в самостоятельной и внеклассной работе; участие в конкурсах, олимпиадах, конференциях


Для учителя повышение уровня информационной культуры как составляющей профессионального мастерства учителя; создание условий для творческого роста всех участников образовательного процесса через использование информационных технологий; получение принципиально новых возможностей своевременного доступа к информации, необходимой для организации и осуществления учебного процесса; повышение качества преподавания за счет использования средств мультимедиа; повышение квалификационной категории учителей; распространение и обобщение опыта учителей через публикации в Интернет- формах; создание оптимальных условий для взаимодействия семьи и школы через единое информационное пространство образовательного учреждения;


Для администрации школы создание единого информационного пространства; повышение эффективности образовательного процесса; автоматизация организационно- распорядительной деятельности школы; повышение оперативности и качества управленческих решений; обеспечение прямого доступа к нормативным правовым актам и организационно-распорядительной документации органов управления образования; повышение роли семьи в учебно-воспитательном процессе за счет информированной открытости образовательного процесса.


Для родителей получение информации о расписании учебных занятий, о проводимых школьных мероприятиях и их результатах через сайт школы и программу «Сетевая школа»; Интернет-общение с руководством школы и учителями; Интернет-знакомство с нормативно-правовым обеспечением образовательного процесса

Какие бы мы не взяли основополагающие государственные документы последних лет, касающиеся школы, или книги, статьи, выступления, комментирующие любые документы, исследования, мнения, представления о современной школе, ключевой в идеологии новой школы называют идею развития. Очевиден вывод о том, что альтернативы развитию нет.

Все сходятся на трёх важных постулатах:

– образование (школа) является важнейшим фактором развития личности;
– образование (школа) должно превратиться в действенный перспективный фактор развития российского общества;
– систему образования и школу необходимо постоянно развивать. (Речь, разумеется, идёт об управляемых процессах).

Школа не может развиваться никаким иным путём, кроме как создавая или осваивая новую практику образования, т.е. в результате организованного в ней и управляемого инновационного процесса. Современная школа вынуждена меняться, обновляться по мере обновления общества, изменения социального заказа. В первую очередь эти изменения касаются образовательной среды.

Образовательная среда средней школы (ОССШк) – это совокупность условий, процессов, явлений, технологий в средней школе непосредственно воздействующих на обучение и воспитание школьника, всестороннее развитие его личности и социализацию в целом. Школьная среда формируется как искусственно под воздействием субъектов управления, так и в результате спонтанной самоорганизации. Это двуединый процесс, в котором невозможно разделить его составляющие (Рис. 1).

По определению, среда – это сложная система компонентов, которая включает в себя ряд подсистем:

  1. Материально
- техническую, состоящую в первую очередь из школьного здания, оборудования, технических средств обучения, в том числе электронных. К этой подсистеме относится так же оборудование столовой, медицинского кабинета, спортивного и актового зала;
  • Организационную
  • подсистему, которая включает в первую очередь формальную организацию школы;
  • Социально-психологическую подсистему
  • . В нее входит структура неформальных взаимоотношений в школьных классах и преподавательском коллективе;
  • Технологическую подсистему
  • , состоящую из образовательных, воспитательных и диагностических технологий;
  • Управленческую подсистему
  • . В нее входят субъекты управления в рамках средней школы: директор учебного заведения, его заместители, руководители методических объединений;
  • Эстетическую подсистему
  • . Последняя включает в себя дизайн школьных помещений, их эргономические свойства.

    Школьное здание, учебное оборудование, учебная и методическая литература, информационные образовательные технологии – все это материально-технический компонент. На его примере хорошо видна важность образовательной среды для формирования установки на учебную деятельность. В настоящее время подросток испытывает на себе воздействие целого ряда факторов. Компьютерные информационные технологии, в том числе Интернет и компьютерные видеоигры успели повлиять на социализацию одного поколения. Подобная ситуация была описана социологом и этнографом М. Мид: “Сегодня во всех частях света, где все люди, объединены системой Интернет, у молодых людей возникла общность опыта, того опыта, которого никогда не было и не будет у старших. Этот разрыв между поколениями совершенно нов”. Преодолеть этот разрыв возможно, создавая в начальной школе технологическую среду, соответствующую требованиям XXI века.

    Важной является проблема учебников. Содержание текстов, изучающихся на уроках и дома в качестве домашнего задания, приобретает особое значение в связи с тем, что объем книг, прочитанных школьником вне программы, в настоящее время сокращается. В настоящее время в структуре свободного времени ученика нашей гимназии значительное место занимает просмотр телевизионных программ, превосходя (к 7 классу) даже время прогулок с друзьями. В этой ситуации содержание учебных текстов становится фактором формирования установки на учебную деятельность.

    Особое место занимает ситуация, при которой подросток бывает невосприимчив к вербальному воздействию, так как язык не является для ребенка родным. Такая проблема у нас тоже есть. Однако, при наличии устойчивой мотивации, данный фактор не действует длительное время, поскольку отроческий возраст отличает высокая восприимчивость к языку.

    Возникает резонный вопрос: “Как определить степень комфортности образовательной среды?” Естественно, существуют традиционные методы, например индивидуальная беседа с учащимся, и мы не собираемся от них отказываться. В гимназии давно и с успехом применяется такой метод как цветонастроение. Все хорошо знают, насколько он эффективен, особенно в начальной школе. У этого метода есть, наверное, только один недостаток: отсутствие дифференцированного подхода. Ученику плохо, ему “не по себе”… Но что, явилось причиной дискомфорта? Ответить на этот вопрос может индивидуальная беседа, на которую не всегда есть время. К тому же результат индивидуальной беседы не представишь наглядно, графически для выступления учителя на родительском собрании, административном совещании и т. д. Таким образом, при всей их эффективности традиционные методы не позволяют организовать полноценный мониторинг образовательной среды.

    Образовательная среда в целом и отдельные ее компоненты стали объектом диагностики с привлечением такого достаточно традиционного для школы метода как анкетный опрос. Его использование позволяет обратиться к главному субъекту школьной жизни – нашему ученику, оттолкнуться при принятии управленческих решений от искреннего (залогом этому является методика опроса), непредвзятого мнения об окружающей его школьной среде. Опрос дает возможность собрать большое количество информации (принимают участие все присутствующие ученики), обработать ее и сравнить результаты, полученные в разных классах и в разное время. Анкетный опрос позволяет дифференцировать ответы учащихся и выяснить их отношение к компонентам образовательной среды. Для проведения опроса в Гимназии была создана Анкета подростка “Я, мои друзья и школа” (

    V – XI класс) (Рис. 2, Приложение 1 ). Данные мониторинга заносятся в Паспорт класса и позволяют классному руководителю использовать этот показатель для анализа. Ограничением для использования анкеты является только возраст. Младшие школьники, ученики пятого класса сталкиваются с трудностями в процессе дифференциации своего отношения. Поэтому в начальных классах применяют другие методики: Анкета школьника (I – IV класс) (Рис. 3, Приложение 2 ). Паспорт класса, разработанный аналитико – диагностическим центром нашей Гимназии – важная составная часть технологии по изучению образовательной среды.

    Рисунок 2

    Главным результатом работы администрации должно стать создание таких условий, которые помогают ребенку, ученику нашей гимназии, занять по отношению к учебе, к другим людям и к самому себе определенную ценностную позицию – автора, творца собственной жизни, субъекта позитивной образовательной активности. Правильно организованная окружающая среда способствует усилению желательного мотива учебной деятельности. Ее формирование является необходимым условием для развития и закрепления устойчивой социальной установки.

    Таким образом, анализ результатов работы нашей Гимназии за последние несколько лет позволяет мне с большой степенью уверенности рекомендовать коллегам те методики изучения образовательной среды, которые позволяют добиваться успеха (Рис 4).

    Список использованной литературы

    Законы и иные нормативные акты.

    1. Конституция РФ
    2. Закон об образовании РФ. М.: Инфра-М, 2000.
    3. Конвенция о правах ребенка. М.: Ось-89, 1999.
    4. Семейный кодекс. М.: Текст, 2001.
    5. Концепция модернизации российского образования на период 2010 года.
    6. Национальная доктрина образования.

    Справочные материалы.

    1. Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка. М.: Слово, 1998.
    2. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М.: Азбуковник, 1997.
    3. Психолого-педагогический словарь. Ростов-на-Дону: Феникс, 1998.
    4. Российская педагогическая энциклопедия: В 2 т. М.: Большая Российская энциклопедия, 2000-1999.
    5. Словарь по этике./Под ред. И.С. Кона. М.: Политиздат, 1983.
    6. Выготский Л.С. Собр. соч.: В 6 т. М.: Педагогика, 1982 – 1984.
    7. Виноградова М.В. Управление социализацией подростков в средней школе. Автореф. дис. канд. социол. наук. М., 2003.

    Педагогические науки/4.Стратегические направления
    реформирова­ния системы образования

    Канд. пед. наук Панкратова О.П.

    Ставропольский государственный университет, Россия

    НАПРАВЛЕНИЕ НА НОВЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ И ИНФОРМАЦИОННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА КАК УСЛОВИЕ ЕГО ДОСТИЖЕНИЯ

    Основной задачей современного образования является развитие и саморазвитие человека как личности. Цель образования в современном обществе – дать человеку знания и умения, которые позволят ему пользоваться материальными и духовными продуктами общества, средствами информации, массовой коммуникации, грамотно ориентироваться в окружающем мире, стать конкурентоспособной личностью, востребованной на рынке труда, т.е. профессионалом в выбранной сфере деятельности. Другими словами, в процессе обучения каждый человек должен достичь определенного результата.

    Результат образования в его в традиционном понимании подразумевает наличие у обучаемого определенного уровняв сфере академических достижений и предполагает наличие некоторого багажа знаний. Эти достижения могут быть выявлены по средствам экзаменационных проверок и тестирования. Однако только при таком подходе сложно достигнуть нового качества образования, так как традиционные цели образования и традиционное понимание сущности образовательных результатов стали все в меньшей степени соответствовать новым социальным требованиям, ключевыми из которых являются:

    • обеспечение способности системы образования гибко реагировать на изменение потребностей экономики и нового общественного устройства;
    • необходимость подготовки российских школьников и студентов к вступлению в глобальную динамичную конкурентную экономику, основанную на информационных технологиях и знаниях;
    • усиление внимания к формированию прикладных умений у обучающихся, что требует существенного изменения учебных материалов, методик преподавания и методов оценки качества образования.

    Названные процессы (новые ценности, иные формы организации общества, необходимость удовлетворения потребности общества и государства в подготовке профессионалов нового поколения и др.) требуют модернизации системы образования, необходимость которой диктуется изменениями социальной и экономической стратегии России, динамикой рынка труда и образовательными запросами молодежи. Для осуществления модернизации в высшем образовании несколько лет реализуется закон РФ о переходе на многоуровневое профессиональное образование , а с 2011 года осуществлен переход к стандартам третьего поколения, которые ориентированы на компетентностный подход в подготовке специалистов. Изменение качества обучения является одним из центральных направлений комплексной программы модернизации и общего образования . В соответствии с этой программой образование необходимо ориентировать на достижение новых результатов . Таким образом, главной особенностью современного образования, как высшего, так и общего, условием достижения нового его качества являются новые образовательные результаты , в контексте которых происходит смещение парадигмы образования с обучения индивида на развитие и становление личности.

    Обучение– это процесс передачи объекту системы знаний и усвоение этих знаний, умений, навыков деятельности в какой-либо области. Но этого для современного общества недостаточно. Образованный человек должен развиваться в течение всей жизни, переходить из одного состояния в другое, более совершенное, приобретать новые компетенции, изменяться, выступать как мыслитель, создатель, конструктор. А это значит, что развитие является более сложным процессом и в обязательной степени предполагает внутреннюю мотивацию человека к изменению, что связано со сложной системой переформатирования взаимосвязей, и требует больше времени.

    Таким образом, в качестве главного направления определим ориентацию всего процесса обучения на результат (новый образовательный результат ), а среди характерных черт новой парадигмы образования назовем:

    · системный подход , как к содержанию, так и к применяемым технологиям и методам обучения, что позволит учесть не только текущие планы по формированию профессиональных качеств личности обучаемых, но и выстроить стратегию на их дальнейшее обучение и развитие, а так же прогнозировать перспективы развития их профессионального роста и, тем самым, формировать кадровые резервы государства;

    · технологичность обучения : основой и неотъемлемым компонентом современной системы обучения является информационная образовательная среда, предоставляющая в качестве средств обучения информационные и коммуникационные технологии;

    · конструктивизм обучения : это означает, что участник не просто получает в процессе обучения определенный объем знаний и навыков, но и активно конструирует новые знания на основе собственного опыта, встраивает эти знания и навыки в свою модель мира, и создает свое собственное его понимание.

    В стандартах высшего профессионального образования образовательные результаты определяются, как демонстрируемые студентом (выпускником) по завершении образования (курса, модуля, учебной дисциплины и т.д.) и измеряемые знания, умения, навыки, которые выражаются с помощью («на языке») компетенций. Компетенция выражена, как динамичная совокупность знаний, умений, навыков, способностей, ценностей, необходимая для эффективной профессиональной и социальной деятельности и личностного развития выпускников, и которую они обязаны освоить и продемонстрировать после завершения части или всей образовательной программы .

    Для того чтобы достичь поставленной цели образования- нового образовательного результата - необходимо разработать технологию проектирования этого результата, которая предполагает наличие новых видов деятельности, как со стороны обучаемых, так и со стороны обучающих. В свою очередь это инициирует необходимость разработки новой системы методов, форм, средств, технологий обучения, для реализации которых необходима некая среда. Ряд научных исследований (С.В. Зенкина, А.А. Кузнецов, Е.С. Полат, В.В. Рубцов и др.) свидетельствует о том, что современные образовательные результаты могут быть полноценно сформированы только в информационной образовательной среде , так как она обладает необходимым дидактическим потенциалом, является технологической основой и неотъемлемым компонентом современной системы обучения, инициирует изменение всей педагогической системы вуза и выступает как основное условие достижения нового образовательного результата.

    Итак, анализируя выше сказанное, делаем вывод: современные результаты образования должны трактоваться на уровнях бакалавра/специалиста/магистра, с точки зрения компетентностного подхода и их достижение возможно в условиях информационной образовательной среды (рис. 1), качественными характеристиками которой являются: целостность, универсальность, открытость, гибкость, демократичность, доступность деятельностная и социокультурная основа, ориентация средына самообразование, профессиональная направленность среды и др.

    Перечисленные характеристики информационной образовательной среды отражают взаимосвязь условий, обеспечивающих формирование человека, играют ведущую роль в модернизации качества профессиональной подготовки студентов, становлении и развитии у них новых современных базовых знаний, умений навыков и компетенций, т.е. нового образовательного результата.


    Рис. 1. Схема достижения новых образовательных результатов в информационной образовательной среде

    Литература:

    1.Болонский процесс: поиск общности европейских систем высшего образования (проект TUNING) / Под науч. ред. д-ра пед. наук, проф. В.И. Байденко. – М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2006. – 211 с.

    Новая образовательная среда, ориентированная на востребованные современным обществом образовательные результаты.

    Такой популярных специалистов в области педагогики термин, как «образовательная среда» совсем молод. Большую популярность он начал приобретать в нашей стране в начале 2000-х гг. Однако среди тех, кто склоняется к дальнейшей модернизации и развитию этой среды, есть те, кто постоянно указывает на промахи педагогических кадров и на отсутствие у учащихся современной школы востребованных, реальных знаний.

    В духе данного положения процесс модернизации образовательной среды достиг огромных масштабов. Вот только со всеми инновациями зачастую не видно самого простого «а что из себя должна представлять новая образовательная среда? На что учителя должны ориентировать современных школьников?

    Многие родители придерживаются принципа, что школа должна давать образование и воспитывать. Но вот только как можно заставить ребенка учиться если он сам этого не хочет. Если обратиться к мнению большинства современных школьников, то они ответят, что во многим их все устраивает, вот только надо добавить… И далее следует целый список того чего они хотят.

    Но все-таки, в условиях современной образовательной среды учиться становиться интереснее, открываются все новые и новые возможности для получения тех знаний, которые востребованы в современном обществе. Вопрос только в том, что современные учащиеся не хотят сами воспринимать, искать собственные пути решения, предлагать свои точки зрения. Им наиболее удобен вариант получения готовой информации, которую большинство из них не хотят применять на практике. А большинство родителей встают слепо на защиту своего чада, что нагрузку надо сделать меньше, раньше учили лучше. При этом совершенно забывая о том, что возможности были другие. Сейчас основная проблема современных учащихся – это легкость получения интересующей их информации, что мешает развитию навыков поиска информации, ее анализа и систематизации. В таких условиях все вспоминают советскую школу. Да, действительно, образование, полученное в Советском Союзе, оценивалось очень высоко. Но не стоит забывать, что ряд методов были взяты у наших западных соседей и адаптированы под нашу модель образовательной среды.

    Во многом вопросам изменения образовательной среды положили начало и социально-экономические преобразования. Перед Россией, как и рядом других стран в начале XXI века жестко встал вопрос о модернизации образовательного пространства (переход российского образования на Болонские рельсы).

    В новых условиях продолжается модернизация образования, которая находит свое воплощение в новой образовательной среде, направляется на востребованность и стремления к получению личностью необходимых для нее знаний. Исходя их этого следует изменения целей обучения и воспитания, и его мотивы, нормы, формы и методы, в том числе изменяется и роль самого педагога. В современной образовательной среде знания представляют собой капитал учащегося – будущего специалиста. При обучении большое внимание уделяется самостоятельной работе учащихся, самоорганизация их учебной деятельности. Задача педагога – направлять подопечного в его самостоятельном движении от незнания к знаниям.

    В условиях модернизационного процесса в сфере образования и формирование новой образовательной среды, где будет обеспечено получения тех знаний, которые требует современное общество образовательные учреждения должны быть оснащены высокотехнологичным учебным оборудованием, широкополосным Интернетом, грамотными учебниками и интерактивными учебными пособиями, условиями для занятий спортом и творчеством. Однако, многие учебные заведения не обладают высокой материально-технической базой современного образования. Несмотря на подобные условия педагоги стараются дать учащимся те знания, которые будут для них полезны вне зависимости от выбранной ими профессии. Также не стоит забывать, что ответственность за получение необходимых знаний детьми лежит не только на учителях, но и на родителях. Новая образовательная среда должна быть гармонична, обеспечена взаимопониманием со стороны всех ее участников: дети хотят и стремятся учиться, родители являются их сподвижниками и помощниками, а учителя теми «маяками», которые направляют и обеспечивают получение востребованных со стороны общества в условиях стремительно изменяющейся технологической и информационной среды. От того как будет устроена новая образовательная среда, система взаимоотношений школы и общества, знания будут востребованы и отвечать современным условиям их применения – зависит благосостояние будущего поколения и всего общества в целом.