9 класс

Важнейшие этапы развития мировой педагогической теории и практики (продолжение). Основные принципы «Школы радости» Витторино де Фельтре

Конференция: Проблемы и перспективы развития образования

Организация: ФГБОУ ВО «Т ГП У им. Л.Н. Толстого»

Населенный пункт: Тульская область, г. Тула

Витторино да Фельтре - это выдающийся итальянский педагог-гуманист эпохи Возрождения. После себя он не оставил сочинений, в которых бы рассматривал и выражал своё мнение по поводу теоретических и практических аспектов образования. Основу деятельности Витторино да Фельтре составляла педагогическая практика, которая характеризовалась смешением античных и средневековых традиций, а также новых подходов в воспитании и образовании.

В 1420 году он был приглашен правителем Мантуи, чтобы воспитывать его детей. А уже в 1423 году Витторино да Фельтре основал свою собственную школу, которая постепенно стала называться «Школа Радости». Она очень скоро стала очень известна не только в Италии, но и за её пределами.

«Школа Радости» содержалась за счёт самого Витторино и обеспеченных родителей воспитанников. В этой школе все дети содержались в равных условиях. Возраст учеников варьировался от 7 до 24 лет. Витторино да Фельтре всегда придерживался гуманистических взглядов и был убеждён: «Не род делает благородными отдельные личности, а отдельные личности делают род благородными». Поэтому именно природный дар к учению и желание учиться стали главным критерием отбора учеников в эту школу. А основной задачей обучения и воспитания в школе стало выявление и развитие в ребёнке его природных наклонностей, но при этом главным условием реализации данной задачи стала свобода самого ученика в обучении.

Школа Радости стала универсальной школой. Здесь изучались предметы по схеме тривиума и квадривиума семи свободных искусств: грамматика, риторика, арифметика, диалектика, геометрия, астрономия и музыка. На Гомере, Демосфене, Цицероне и Вергилии изучались греческие и латинские языки, ведь именно на них был написан весь учебный материал. История изучалась в рамках истолкования исторических событий, а в философии обращались к этическим учениям. Особое значение в этой школе отводилось искусству говорить. Витторино постоянно произносил то, что нужно уметь хорошо говорить и хорошо жить. Впервые именно в Школе Радости стало практиковаться изучение предметов посредством игры. Музыка являлась предметом эстетического воспитания человека.

Занятия в школе радости начинались рано и длились по 7 или 8 часов. Витторино да Фельтре был уверен в том, что чередование предметов – это самый верный подход. На умственные занятия чётко время не определяли, ведь педагог считал, что это зависит от степени одарённости ученика, на которого и времени не жалко. Умственная деятельность чередовалась с физическими упражнениями. Подвижности детей и физическому развитию отводилось также особое внимание, поскольку это было обусловлено данной эпохой. Многие его воспитанники были предназначены для военной службы.
Следовательно, именно здесь получила практическое развитие идея физического воспитания как необходимого условия формирования полноценной гуманистической личности.

Качество обучение в школе радости было очень высоким. Примером могут служить известные гуманисты – Лоренцо Валла, Лониго, Корраро, Перотти. Поэтому школа Витторино да Фельтре стала одной из уникальных авторских школ эпохи возрождения, и он одним из первых в практику воплотил идею Аристотеля о необходимости гармоничного воспитания детей, а также о соединении умственного, нравственного и физического воспитания.

В настоящее время Школа Радости бесследно не исчезла. Во многих современных школах присутствуют её черты: гуманистический подход к воспитанию и образованию, ценность желания постигать новые знания и развивать природные наклонности у детей, но при всём этом ребёнок должен чувствовать себя свободным. Школа Витторино да Фельтре также дала толчок к развитию в дальнейшем дифференцированного подхода в обучении. Она вошла в историю как авторская, универсальная, но при этом имеющая очень крепкую связь с современностью.

Литература:

1. Антохина В. А. Профессиональная лингводидактическая подготовка будущих учителей начальных классов к реализации развивающей функции обучения // Вестник ТГУ. № 12(56). 2007

2. Салимова К. И. , Безрогов Б. Г. Гуманистическая мысль, школа и педагогика эпохи средневековья и начала Нового времени (исследования и материалы): Сб. науч. тр. / К. И. Салимовой, Б. Г. Безрогова. – М.:1990. -200 с.

3. Данте А. Малые произведения. – М., 1986

В классификацию игр, как древнейшей формы организации физического воспитания, по двигательным навыкам входит:
воспроизводство трудового процесса;
обучение навыкам;
владение навыками совместной деятельности, доминирования и подчинения;

Важнейшая особенность физической культуры в первобытном обществе:
прикладной характер.
раздельное физическое воспитание мальчиков и девочек;
обязательность для всех членов сообщества, тесная связь с обрядами;
К утопистам эпохи Возрождения относится:
Витторио да Фельтре;
Франсуа Рабле.
Томас Мор;
классификацию игр, как древнейшей формы организации физического воспитания, по социальным функциям входит:
спортивные игры;
владение навыками совместной деятельности, доминирования и подчинения.
магический обряд;
Афинская система физического воспитания:
не распространяется на девочек;
мальчики и девочки занимаются физической подготовкой вместе.
распространяется на девочек;
Спорт как метод подготовки для войны в колониях и за колонии рассматривается:
в Англии;
в Европе.
в США;
Целью физического воспитания в средние века являются:
«7 рыцарских доблестей»;
Олимпийская медаль.
2 поединка до совершеннолетия;
Сокольская гимнастическая система» получила свое развитие:
Чехии;
Франции.
Германии;
Спортивные игры, проходящие в Немее и около Коринфа носили название:
пифийские;
истмийские.
олимпийские;
При Афинской системе физического воспитания с 7 до 16 лет ребенок:
занимается в отрядах эфебов.
посещает мусическую школу;
занимается в гимнасии;
V Олимпийские игры прошли:
в Стокгольме;
в Берлине.
в Лондоне;
Сюзерен – это:
организатор, судья и «спонсор»;
помощник всадника.
победитель соревнований;
Орхестрика – это:
упражнения (пятиборья) ;
древний вид соревнований.
танцевальные упражнения под музыку
Создание школы «Дом радости» относят к:
1378-1446 гг. ;
1478-1535 гг. .
1495-1553 гг. ;
В средние века дама должна была уметь:
судить рыцарские поединки.
ездить верхом, играть в мяч;
участвовать в рыцарских турнирах;
При Спартанской системе физического воспитания в Древней Греции воспитатели назначаются и контролируются:
старшим военачальником.
государством;
главой семьи;
Целью физического воспитания как военно-физической подготовки является:
создание армии.
создание гармонично-развитой личности;
воспитание воина;

Важнейшая особенность физической культуры в странах Древнего Востока:
сохранение тесной связи с магией;
возникновение и развитие игр-развлечений.
военная и трудовая подготовка;
Спорт как самостоятельная сфера деятельности:
носит бесклассовый характер.
присутствует;
отсутствует;
Культивировавшиеся виды спорта в Древней Греции:
гребля, парусный спорт, бои без правил.
художественная гимнастика, метание молота, бег с препятствиями;
бег на короткие и длинные дистанции, бег в вооружении и без вооружения, метание дротиков, панкратион, плавание;

Охарактеризуйте физическую культуру в первобытном обществе.
основная цель- формирование трудовых навыков и закалка.
отсутствуют врожденные программы поведения, мифологичность сознания, поло-возрастная иерархия;
поло-возрастная иерархия, физическое воспитание имеет ярко выраженный сословный характер;

В 1861 году в Англии:
создана Английская футбольная лига;
создано Объединение любителей легкой атлетики.
создан I легкоатлетический клуб в Лондоне;
В духовенстве в средние века физическая культура и физическое воспитание:
формируют трудовые навыки и закалку;
разрешены как самооборона от феодалов.
официально запрещены;
Важнейшей особенностью физической культуры и физического воспитания в средние века является:
соотношение традиций античного мира и полупервобытного общества;
физическое воспитание имеет ярко-выраженный сословный характер.
феодальный строй;
При Спартанской системе физического воспитания с 7 до 17 лет мальчики:
занимаютв каждом вопросе по 3 варианта ответа! что бы не запутались

Витторино да Фельтре (1378-1446) - итальянский педагог-гуманист эпохи Возрождения. Необходимо отметить, что сохранившиеся сведения о его жизни крайне скудны. Известны только основные вехи его жизни, некоторые подробности биографии. Объясняется это прежде всего тем фактом, что Витторино не оставил никаких записей, которые касались бы его жизни или педагогических методов. Все, что мы знаем о нем, почерпнуто из воспоминаний современников, учеников, переписки и других источников личного происхождения. Из этих же текстов мы можем узнать о том, как велось преподавание в его школе.

Известно, что его настоящее имя - Витторино Рамбальдони. Псевдоним был им взят по названию родного города. Витторино рано потерял отца, который был нотариусом. В Падуе он изучал сначала греческий язык, а затем математику, в которой добился больших успехов. В Падуе же началась его педагогическая карьера, там он преподавал грамматику и математику. Нельзя не сказать еще о прекрасном знании Витторино музыки, которое он приобрел в Падуе.

Закончив Падуанский университет, он был назначен профессором философии. Через какое-то время, в 1423 году, герцог Мантуанский Джанфранческо Гонзага предлагает Витторино стать воспитателем его детей. Именно в Мантуе он основал свою знаменитую школу, которую назвал «Дом радости».

В этой школе он обучал не только детей герцога и других аристократов города, но и талантливых детей из бедных семей. Дети из богатых семей учились за деньги, а из бедных – бесплатно. В школьных делах учитель был вполне самостоятелен и не допускал никакого вмешательства в них, даже со стороны Гонзаги. Хорошо было поставлено физическое воспитание: дети занимались верховой ездой, плаванием, гимнастикой, фехтованием. Телесные наказания допускались лишь за проступки против нравственности.

Школа Витторино да Фельтре пользовалась широкой известностью, а его самого называли «первым школьным учителем нового типа». Больше всего внимания уделялось классическим языкам, изучению литературы. Среди форм и методов обучения Витторино отдавал предпочтение тем, которые наиболее полно раскрывали возможности учащихся, активизировали их познавательную деятельность – это игры, экскурсии, занятия на природе и беседы с детьми.



Школа Витторино да Фельтре получила всеевропейскую известность, а его педагогические установки и методы были высоко оценены в последующие эпохи и оказали влияние на европейскую педагогическую мысль. Витторино да Фельтре ввёл новые методы преподавания, использовал в преподавании элементы игры, отказался от такой популярной в Средние века формы обучения, как диспут, применял различные наглядные пособия, прежде всего в преподавании математики. Известно, что он считал необходимым пробудить у учащихся интерес к предмету, стремился учитывать их индивидуальные способности. Созданное им учебное заведение было светской школой, дававшей образование классического типа.

Сохранилось довольно большое количество писем учеников школы Витторино, в которых они вспоминают время обучения у да Фельтре. Например, в своем письме Сассоло да Прато пишет о нравах и жизни своего учителя. Витторино для него самый чистый человек и опытный учитель, и его наука - путь к добродетели. Он приводит в пример Джованни Франческо Гонзага, который, будучи наслышан о невероятных добродетелях Витторино, приглашает его для обучения своих детей.

Витторино глубоко почитал религию и благочестиво относился к Богу, старался соблюдать самым тщательным образом все христианские предписания. «Эти вещи он каждодневно делал столь охотно, словно убедил себя, что весь род человеческий – его семья и что он – отец для всех, предназначенный к этому самой природой». Сассоло говорит о доброте своего учителя, о том, как он принимал под свою защиту и покровительство обездоленных. Витторино де Фельтре в отличие от Сократа, пишет Соссоло, не только даром обучал молодежь, но и выполнял роль «наилучшего и милостивейшего отца».



Кастильоне в своих воспоминаниях рассказывает также и о жизни Витторино да Фельтре. Он сравнивал своего учителя с архиепископом Антонином, потому как считал, что их связывает добродетель и благочестие и их устремления во многом схожи. «Ибо один из них, как мы писали, посвятил себя религии; другой постоянно занимался делами светскими, внося в само исполнение дел чистейшее религиозное чувство, которое было у него в душе». «Всякий, кто любит добродетель, кто старателен в добрых искусствах и прежде всего сведущ в доброй литературе, должен прочитать то, что написано о Витторино».

Витторино, как писал Кастильоне, обладал незаурядным умом, что подходило для любой науки, красноречием, а также безмерным благоговением перед Богом. В юности он старательно занимался гуманистическими науками, проявляя огромное старание. Витторино был также знаком с гражданским правом священными канонами.

Витторино да Фельтре, по словам Кастильоне, был щедрым благотворителем. «От Витторино не получал ничего только тот, кто ничего не просил».

В своем письме к Балдассаре Суардо Бартоломео Платина называет Витторино да Фельтре свои «дедом». «Платина говорит о духовном родстве ученика и учителя; его учитель Оньибене да Лониго учился у Витторино, и тот был его «отцом», а для Платины – ученика Оньибене, Витторино является «дедом»».

Далее Бартоломео описывает жизнь Витторино да Фельтре. В юности Витторино оставляет родину и уезжает в Падую – «общее средоточие знаний». В Падуе он по решению падуанского Сената был включен в число докторов. Желая освоить математику, он становится учеником Бьяджо Пелакани.

«Витторино вызывал у всех восхищение любой своей добродетелью». Он был очень терпелив, его не пугал труд, голод, недостаток средств. Ради своего здоровья он много уделял времени телесным упражнениям. «Ему нравилось соревноваться в прыжках, играть в мяч, бегать со сверстниками, так как упражнения этого рода укрепляли и тело, и ум, после перерыва в умственном труде он с большей готовностью возвращался к тому, что предстояло изучить».

Бартоломео пишет, что Витторино не избежал также и любви, как и другие юноши. Но по природе и воспитанию он был очень застенчив и простодушен. Он никогда не вызывал у ровесников ни ненависти, ни зависти. «Часто он говорил, что был бы удовлетворен, если бы ученики научились искусно говорить и нравственно жить».

«Тело у него было маленькое, но крепкое и живое, без какой-либо полноты, достойное чело, скромное лицо, голова с сединой. Он получал удовольствие больше всего от простой пищи, беря простое блюду, а не изысканное, вторым блюдом для него иногда были свежие фрукты. Потреблял умеренное вино, некрепкое и приятное. Он хотел, чтобы за трапезой хранили молчание, особенно во время чтения». Бартоломео отмечает, что Витторино любил знатность и при спорах склонялся на сторону знатного. «Говорил, что с людьми надо так обращаться, чтобы из друзей сделать еще больших друзей, а тех, кто враждует с нами по причине какого-то соперничества, сделать друзьями».

Витторино всегда жил воздержанно и умеренно, что заболел только в последний период жизни. Даже страдая, он показывал себя очень терпеливым, от него никогда нельзя было услышать стона или жалобы.

Джованни Андреа Бусси в своем предисловии к изданию Тита Ливия говорит о том, что он в то время первым начал публичное чтение слушателем Ливия, чем вызвал огромное восхищение и похвалу. «Витторино да Фельтре – Сократ нашего времени, краса и гордость своего века, хвала и слава мантуанской академии, при жизни почитаемый за последовательную жизнь, восхитительный лектор, нужный, когда его нет рядом, желаннейший после смерти; гостеприимный хозяин и, даже вернее, отец бедных студентов, возбудитель человечности». Джованни называет Витторино «воссоздателем латинской культуры, учителем мудрости, образцом высокой нравственности, примером доброты, человеком, презирающим богатство, поддерживающим дарования». Далее Джованни рассказывает о жизни Витторино: где он был рожден, где преподавал, о стиле его обучения. Он говорит, что если преуспел в чем-то в науке, то все узнанное идет от его руководителя Витторино.

Амброджо Траверсари был флорентийским гуманистом и монахом. В своих воспоминаниях, он рассказывает, что когда прибыл в Мантую, Витторино да Фельтре поспешил ему навстречу. Амброджо вспоминает, что нигде не встречал большей человечности. Он был большим знатоком старых книг, и увидел в библиотеке Витторино множество книг неизвестных еще во Флоренции. Среди них были такие как: речи императора Юлиана, «Жизнеописания Гомера» Псевдо-Геродота, трактат Августина «О троице» и другие. «Он оставил нам некоторые книги, прежде всего иноземные, чтобы они послужили нам утехой, и одарил небольшими и очень достойными подарками; и от нас он, насколько ему это было позволено, не отходил». Духовная культура Витторино и его рвение в преподавании греческого языка очень восхищала Амброджо Траверсари и его спутников.

В своем письме к Николо Никколи, Амброджо рассказывает о гостеприимстве Витторино, когда он прибыл в Мантую. Витторино послал Николо некоторые книиг: сочинение блж. Августина «О Троице», «Законы», письма и «Государство» Платона и том творений св. Иоанна Златоуста.

В другом письме к Николо, Амброджо упоминает о том, как он отправился вновь повидать Витторино и посмотреть греческие книги. Перевод из Иоанна Златоуста, сделанный одним из учеников. очень впечатлил его. Доброта Витторино также восхитила Амброджо.

Помимо писем учеников, мы можем узнать о Витторино из такого источника, как «Жизнеописания» Веспасиано да Бистиччи. В этом своем сочинении Бистиччи в том числе пишет и о Витторино.

По его словам, Витторино имел очень много достоинств. Среди своих сверстников он был самым воздержанным. «Стал ученейшим [мужем] во всех семи свободных искусствах, [а также] в греческом, не менее, чем в латыни». Витторино также был глубоко верующим человеком. Все, кто его знал, вспоминали, что когда он шел к столу, то всегда благословлял пищу и читал благодарственную молитву, когда поднимался из за стола. Витторино часто исповедовался и хотел того же от своих учеников. «Дом его был святая святых нравов, дел и слов».

Веспасиано да Бистиччи пишет, что из школы Витторино вышли достойнейшие люди как в жизни, так и в науке. Делом Витторино было дать удивительный пример своей жизни, он вдохновлял каждого жить нравственно.

«Был Витторино низкого роста, худой, очень веселый от природы, так что казалось, он всегда смеется». Говорил мало, одевался в темную одежду, носил длинные до земли платья.

Письма правителей Мантуи и самого Витторино дают дополнительные данные об образе учителя. К Витторино обращались carissime noster, так правители обращались друг к другу. «Письма подтверждают постоянную заботу Витторино о людях – о женщине, почему-то не оформившей «вид на жительство» в Мантуе. И что характерно, Джанфранческо Гонзага по просьбе Витторино дает разрешение вопреки порядкам города, и оба правителя сообщают Витторино, что они это делают вовремя». Это подтверждается словами Гонзаги в письме к Витторино: «мы постановили, чтобы та женщина, которая пришла сюда из Бреши, и ее спутники никакому наказанию не подвергались и не претерпели его из-за небрежности, которую проявили, не получив ночную грамоту, согласно нашим порядкам, и их благодаря твоему усилию мы освобождаем о всякого осуждения». Видно, что они уважительно относятся к просьбам Витторино. Также из этой фразы можно судить о настойчивости и характере Витторино. Тон писем Гонзаги показывает его большое доверие к Витторино.

В письме Виторино к Андреа Корреру можно заметить уже упомянутую заботу о других. В этом письме он просит разузнать о положении Якопо Скудели, у которого отняли имущество и довели до нищеты. Витторино хочет защитить его права и освободить его от податей, чтобы хотя бы немного облегчить его несчастья. Из письма видно, что он доверяет Андреа Корреру: «Я решился возложить это дело на тебя, [к тому] меня склоняют как твоя исключительная благожелательность по отношению ко мне, так и моя не меньшая постоянная забота о Джованни Франческо, которого из-за того, что он ваш, я уважаю и нежно люблю не иначе, как сына».

Из школы Витторино вышло множество ученых, педагогов, государственных деятелей, военачальников, которые пополняли ряды новой интеллигенции и правящих групп населения.

Из воспоминаний учеников можно сделать вывод, что Витторино остался в памяти современников как благородный, сдержанный человек, всецело преданный своему делу и имевший авторитет среди учеников и друзей и оказывавший большое влияние на окружающих.

1.2. Традиция ренессансного воспитания в "Доме радости"

XV в. – время рассвета педагогических идей гуманизма. Светские формы социальных отношений становятся на порядок выше религиозных. На смену средневековью в Западную Европу пришла эпоха Ренессанса, прошедшая под знаком гуманистических идей. В этот период идет постепенное изживание старых форм экономической деятельности, старых феодальных структур. Деятели эпохи Возрождения – гуманисты -провозглашали человека главной ценностью на земле и прокладывали новые пути его воспитания, стремясь раскрыть в человеке все самое лучшее. Гуманисты заново открыли, как много сделали античные народы Греции и Рима. Стремясь подражать им, они и назвали свое время «Возрождением», то есть восстановлением античной традиции.

«В центр был поставлен человек, представитель рода, а семья – это место, где начинает формироваться человек – будущий член общества, где ребенок обучается первым социальным навыкам. В качестве главной задачи выдвигали воспитание нового, более совершенного человека». «Гуманистический идеал – это и социальность, и нравственность, представления о гармонично развитом человеке и важности физического воспитания, выстроенные на христианской основе».

Новая эпоха выдвигала новые педагогические идеалы, искала адекватные им механизмы образования. Если раннее средневековье выработало модель авторитарного, патриархального воспитания с опорой на традицию, авторитет и волю, то в эпоху Возрождения наметилась тенденция к переосмыслению на принципиально иных основаниях.

Внимание гуманистов к педагогической проблематике во многом объяснялось их стремлением исправить и улучшить человека и общество, а это связывалось с воспитанием и обучением. Гуманистический идеал образованного человека включал в себя представления о человеке культурном, умеющем хорошо говорить, убеждать собеседника. Гуманисты призывали к нравственному воздействию на ум воспитанников, и на их сердце, чувства, волю.

По мнению Н.В. Ревякиной, целью гуманистического воспитания является подготовка человека к жизни в обществе. Необходимо научить его жить совместно с людьми и поэтому он должен быть сформирован определенным образом. «Эта социальная цель объединяет всех гуманистов, у некоторых из них она наполнена гражданским содержанием и осуществляется в воспитании достойного гражданина». Одной из главных задач гуманистов в воспитании было сформировать добродетельного человека. «Нравственное воспитание начинается с ранних лет ребенка в семье, при этом на родителей возлагается огромная ответственность по такому воспитанию; продолжается оно на протяжении всех школьных лет, роль учителя при этом становится первостепенной». Другая важная задача воспитания – сделать человека культурным и образованным.

Свои идеи педагоги-гуманисты находили не только в классическом наследии. Они взяли много от рыцарского воспитания, когда говорили о физическом совершенстве человека. «Умственное движение гуманизма и Возрождения возникло как следствие перемен в средневековом мировоззрении, оплотом которого являлась католическая церковь. Если церковь учила, что человек в земной юдоли должен обращать надежды к Богу, то в центре нового мировоззрения оказался человек (homo), который возлагал надежды на себя». Интенсивное развитие искусства, научных знаний, литературы привело к подъему педагогической мысли. В середине XV в. было изобретено книгопечатание и это привело к росту образованности и развитию культуры.

Колыбелью европейского Возрождения считается Италия. В то время шла борьба итальянских городов за независимость, благодаря этому пробуждалось чувство причастности к единому этносу, и это порождало духовное движение, которое выдвинуло идеи гражданского воспитания. Этим занимались видные итальянские педагоги, такие как Леон Баттиста Альберти(1404-1472), Леонардо Бруни (1369-1444), Лоренцо Валла (1405/1407-1457), Витторино да Фельтре (1378-1446), Баттиста Гуарини (1374-1460). Идея обучения состояла в том, чтобы сформировать члена общества, «чуждого христианскому аскетизму, развитого телесно и духовно, воспитанного в труде». Альберти замечал, что это в конечном итоге даст "совершенные добродетели и полное счастье".

Освоение классической греко-римской культуры – лучший способ воспитания, по мнению итальянских гуманистов. В качестве образца педагогических идей рассматривались идеи Квинтиллиана. К этим идеалам, обратились, например, в 20-е гг. XV в. Витторино да Фельтре и Баттиста Гуарини.

Все, что мы знаем о Витторино, мы знаем по свидетельствам его учеников. Витторино посвятил всю свою жизнь школе и не написал о собственном стиле преподавания. Это за него сделали его ученики, которые не позволили его имени исчезнуть из памяти людей и со страниц истории. О Витторино помимо учеников писали и его современники. «О его жизни и деятельности известно многое, даже внешний облик, привычки, шутки Витторино запечатлели ученики и современники в своих воспоминаниях».

Сассоло да Прата стал учеником Витторино ла Фельтре в 1438 году, после смерти родителей. У Витторино Сассоло был ассистентом по математике и музыке. Подобно своему учителю, Сассоло презирал богатство и уважал бедность и как говорил другой ученик Витторино Прендилаква, он «был весь как бы сделан из Витторино». По письмам-воспоминаниям Сассоло можно говорить о том, что он был благодарен и искренне предан своему учителю. В них он выразил свою любовь к наставнику и сове безграничное уважение. Он старался во всем походить на него. В письме к Леонардо Дати он призывал принять учение Витторино. «Именно в ней воспитанные и наставленные, древние греки и наши [римляне] обессмертили свое имя». Витторино «наилучший и общий отец всех, кто стремиться учиться». Сассоло пишет, что Витторино примет всех желающих у него учиться с гостеприимством. В письме Сассоло побуждает «представить молодежи нашего Витторино».

В своем письме анонимному другу, Сассоло да Прата пытается убедить своего собеседника в ошибочности своих суждений, который, по-видимому плохо отзывался о Витторино. Сассоло упрекает друга в том, что тот неверно судит о Витторино и набрасывается на столь достойные науки и искусства, как арифметика, музыка. Не зная, что за человек Витторино де Фельтре, друг Сассоло берет на себя смелость осуждать его и способ его преподавания, говоря о том, что «старости свойственно безумие» и Витторино стал безрассудным и безумным.

Сассоло упрекает друга и его друзей в восприятии исключительно красоты речей и стиля Цицерона, но не их содержания.

«Витторино полагает, что при обучении детей надо следовать тщательным образом четырем известным правилам грамматиков: показать и истолковать слова, изучить и объяснить поэтов, узнать истории, читать с определенным ударением; узнав хорошо их, каждый легко и уверенно приступит к прочим трудным вещам; пренебрегая же ими, с необходимостью разрушит, словно убрав фундамент, все оставшееся сооружение».

«Свидетельство Сассало о том, что Витторино предписывал постоянно упражняться в произнесении вымышленных речей, означает отход от средневековой традиции в преподавании риторики прежде всего как науки составления писем; Витторино возвращает риторику к древнему ее значению ораторского искусства».

Другой ученик Витторино, Франческо Кастильоне проучился в его школе восемь лет. Впоследствии он сам начал преподавать греческий, а также изучал теологию. Благодаря своей учебе в школе Витторино да Фельтре хорошо знал священные тексты. В своих воспоминаниях Франческо говорит о воспитании и упоминает то, что в школе да Фельтре никогда не били учеников или били редко. Тех, «кто пренебрегал старательно заниматься чтением, наказывали так: им приказывали вернуться к занятиям, в то время как другие получали разрешение пойти поиграть или развлечься». Лжецам, ворам, драчунам не было никакого снисхождения. «Витторино бил очень сильно и руками и плеткой и применял эту строгость не только в отношении маленьких и более юных, но и старших по возрасту и подчас более высоких чем он».

Кастильоне вспоминает, что учитель был усерден в чтении лекций, был внимателен и всегда выслушивал учеников. «Он заставлял каждого, даже невежду, становиться образованным». «Витторино говорил, что человек не сможет обучиться литературе, если не будет как можно чаще пережевывать, подражая быку, то, что он прочитал ранее». Он старался, чтобы ученики больше читали произведения классиков, также заботился о нравственном воспитании учеников и старался оградить их от литературы, которая, по его мнению, была слишком откровенной и малопристойной. Но иногда, как вспоминают ученики, их учитель пересказывал пристойно своими словами слишком откровенные или неприличные фрагменты текста.

Из воспоминаний Кастильоне, мы видим, что он отдает предпочтение в основном гуманитарным наукам.

Бартоломео Платина учился у ученика Витторино Оньибене да Лониго, затем некоторое время руководил школой, созданной Витторино да Фельтре..

Бартоломео рассказывает, что Витторино уезжает в Венецию, взяв в этом городе для обучения лишь немногих, отличавшихся своими способностями и скромностью. Вознаграждения он требовал только от богатых и от тех, кто мог заплатить.

«Он хвалил тех, кто выходил встречать людей, старших по возрасту, и кто сопровождал со всей почтительностью стариков. Он не позволял никому приходить в школу, если тот не заявлял твердо, что сразу же оставит на пороге любой принесенный порок; предлагал ему распорядок всей жизни (в школе), (а) кто намеренно пренебрегал им, исключался как недостойный этого добродетельного ученья». Бартоломео говорит о том, что Витторино каждого побуждал к труду и терпению. Призывал ненавидеть наслаждение и безделье, т.к. любовь к занятиям и наслаждение не могут сосуществовать.

Не следовало говорить юношам «дерзко и бесстыдно». Юношам нужно было следить за походкой и одеждой, но при этом, их учили, что недопустимо чрезмерно заботиться о своей внешности и увлекаться женственными украшениями. Связи с женщинами не одобрял, но более менее допускал. Также Бартоломео Платина упоминает о том, что Витторино удерживал учеников от чревоугодия и пьянства. Он предлагал пищу скромную и простую, чтобы «от излишней пищи и вина они не становились тупее умом и слабее телом». Также Витторино держал учеников подальше от пустяков, безделья, пирушек, так как «юноше лучше думать, как стать образованным и нравственным, чем тратить зря время в пустых разговорах».

«Никого он не порицал сильней, чем тех, кто клянется и хулит Бога и святых». Бартоломео приводит пример: сын государя Карло, во время игры в мяч, высказался неблагочестиво о Боге и святых и Витторино на глазах всех присутствующих побил его. Витторино советовал ученикам почитать Бога и религию, говоря, что знание и наука даны людям от Бога. Бартоломео отмечает, что Витторино часто посещал храмы, особенно когда шла служба.

Три вещи необходимы детям: природные способности, наука, упражнение. «Природные способности он сравнивал с полем, упражнение – с его возделыванием, из каковых вещей возникает плодородие; наука все это превосходит, - и потому, что благодаря добродетели люди становятся лучше, и потому, что она дает им, пока живы, убежище от доброй и злой судьбы». Лекции Витторино были простыми, его речь была разнообразной, ясной и краткой. Современники отмечали, что он никогда не использовал неприличных слов.

Витторино очень рекомендовал ученикам учить стихи известных поэтов наизусть. «Он радовался способностям юношей и плакал от радости, если они говорили изящно прозой или стихами. У кого язык был сух и бесцветен, того он побуждал говорить много; слишком многословных не порицал, так как с возрастом, говорил он, можно с большей легкостью обуздать природные способности, чем усилить». Он слушал, как юноши читают и декламируют, чтобы сразу исправить недостаток, если он был замечен при произношении. Витторино порицал в письме и речи обилие пустых слов и острословие. Хвалил в письменных работах учеников ясность, использование собственных выражений, правильный порядок слов.

Бартоломео говорит и том, что Витторино побуждал юношей к изучению диалектики. Она пригодилась бы для решения спорных вопросов. Необходимо постоянно читать Цицерона, потому что «оттуда берется все, что формирует жизнь общества и частную жизнь». Из античных авторов Витторино очень любил Гомера и часто его читал. Он «подобен океану и изобилует всяческими добродетелями». «Гесиода – полезного в наставлениях, Феокрита – восхитительного в любом виде, Пиндара – лучшего из лириков в мыслях, оборотах речи, богатстве сюжетов и слов; Аристофана – способного знанием языка, чистотой аттической речи формировать добродетельного мужа, поскольку порицал пороки; Еврипида- приятного и убедительного в мыслях; восхитительного Софокла; страстного Эсхила – первого создателя трагедий».

Для изучения медицины и гражданского и папского права он посылал некоторых учеников в публичные школы. Бартоломео приводит сведения о том, как относились к Витторино его ученики. Они свидетельствуют, что «он был ученейшим и наилучшим наставником». Витторино также заботился и о здоровье своих учеников. Летом он отсылал их в здоровые и красивые места и назначал им время возвращения.

Таким образом, мы узнаем из воспоминаний и писем учеников, какие методы обучения практиковал Витторино в своей школе, как заботился не только об образовании своих учеников, но и об их физическом и нравственном состоянии.

Его педагогическую деятельность можно с полным правом назвать успешной. Это стало возможным благодаря личностному фактору – самоотверженному труду самого Витторино и общественной поддержке, которой он смог заручиться.

Витторино стремился реализовать основные принципы гуманистического воспитания, бережно относился к ученикам, старался развивать их природные задатки, и тело, и душу, сочетая в процессе обучения внимание к античному наследию и традиции христианской этики. Выпускники его школы получали классическое, энциклопедическое образование, что позволяло им в дальнейшем выбирать разнообразные сферы профессиональной деятельности. «Он воспитывал детей в духе гуманистических принципов, учил их быть способными выбрать в жизни любо дело и добиться в нем похвальных результатов, учил уважать культуру и знание, быть людьми достойными, всесторонне образованными».

Таким образом, гуманисты оказали большое влияние на развитие итальянской и общеевропейской ренессансной культуры. Частные школы, такие, как школа да Фельтре, становились подлинными центрами новой гуманистической культуры и педагогики, способствуя процессу социализации и формированию нового типа человека. Идеи гуманизма пронизывали педагогическую теорию, наполняли собой практику преподавания и воспитания.

Однажды мне пришлось наблюдать два эпизода из жизни одной учительницы: на работе и дома… Учился в нашей школе тогда один пятиклассник – мальчик с непростой судьбой и «соответствующим» поведением. В тот день я стала свидетельницей общения моей героини с этим мальчиком: много ласковых слов, нежные интонации в голосе. В итоге ей удалось с ним договориться о чем-то… В тот же вечер я оказалась в качестве гостьи в ее доме. Не успели мы переступить порог, прозвучало грозное: «Оля, тапки!». Эта фраза была адресована дочери учительницы – подростку лет 12.

С тех пор прошло больше десяти лет, но эти две сцены все не стираются из моей памяти. Я хорошо помню свои чувства в тот день: диссонанс между настолько разным отношением к двум детям – на работе и дома. Было очевидно наличие скопившегося напряжения в душе этой женщины. Вот только в одной ситуации она его сдерживает, а в другой – нет. А что должна чувствовать девочка-подросток, которая почти каждый вечер принимает на себя поток маминого негатива?.. Подобную ситуацию, к сожалению, часто можно наблюдать в учительских семьях.

Проработав в системе образования больше десяти лет, наблюдая за детьми педагогов, я пришла к однозначному выводу: нельзя допускать, чтобы мама (учитель) и ее ребенок находились в стенах одной школы. Главная выгода мамы от такого пребывания очевидна: есть возможность постоянного контроля за чадом. Но каково этому самому чаду постоянно находиться под пристальным оком не только родительницы, но и всех ее коллег! Да еще и нести бремя ответственности «учительского ребенка». (О, как велик соблазн у взрослых сказать ему: «Как ты можешь? Ведь твоя мама учительница! Ты позоришь свою маму!»). А между тем, кто может отнять право у такого ребенка быть ПРОСТО РЕБЕНКОМ, который может озорничать, дергать за косички одноклассниц, прийти неготовым к какому-то уроку? Получается, мама-учитель – это приговор!

И если отследить судьбы этих детей в дальнейшем, сколько среди них искалеченных перфекционизмом (стремлением во всем быть идеальным), комплексом неполноценности и откровенно асоциальных личностей (судимых, наркоманов, алкоголиков, социопатов). Психологам понятно, что такое поведение – чаще всего выступает своеобразной формой протеста против жестких требований в детстве.

Отношение учительницы к своему ребенку – это один аспект проблемы. Но есть еще огромное множество детей, с которыми ей приходится каждый день иметь дело. И образец разговора, который я привела в начале, к сожалению, далеко не всегда можно наблюдать в школьных стенах. Если пройтись по школьному коридору во время уроков, можно составить очень точное представление о коммуникативной культуре наших педагогов.

Согласно результатам одного исследования, к педагогической деятельности стремятся в основном люди с нереализованным комплексом власти. Согласно определению, «Комплекс власти связан с желанием быть сильным, быть победителями и управлять другими людьми. Сильная сторона такого комплекса – лидерство, умение брать ответственность за других, направлять их. Но этот комплекс часто опьяняет человека своими возможностями, и тогда мы видим уже не подлинных лидеров, но скорее диктаторов, для которых сама идея власти становится важнее идей и ценностей, ради которых такая власть была дана этому человеку».

У каждого из нас есть опыт общения с педагогами. И для кого-то он весьма травматичный. Я хорошо помню эпизод из начальной школы, когда нас за что-то наказала учительница, и мы вынуждены были стоять во время урока какое-то время, весь класс. Я обратила внимание, что на стульчике моей соседки по парте образовалась небольшая лужица. Эта ситуация вселила в девочку такую тревогу, что произошло непроизвольное мочеиспускание. А ведь это невротический симптом. Другими словами, ребенок тогда пережил психологическую травму. Кто дал учительнице на это право?

Безусловно, управлять большой группой детей непросто. И не зря в частных школах одно из главных правил – ограниченное количество детей, как правило, 12 – 20 человек. В массовых школах встречаются классы наполненностью 36 человек. Учителю, и правда, непросто. Но вопросы дисциплины каждый педагог решает по-своему: кто-то использует игровые методы, кто-то индивидуальный подход, а кто-то силу голоса.

Работая школьным психологом, я часто сталкивалась с жалобами отдельных учителей на поведение того или иного ученика. Тогда я подходила ко всем учителям, работающим в классе, где учился этот ребенок и спрашивала об особенностях его прилежания. Надо сказать, что ВСЕГДА находилось несколько педагогов, у которых не было претензий к данному ученику. И не потому, что учитель проявлял равнодушие к детям, а потому что у него были ДРУГИЕ методы работы. Эти мудрые педагоги понимали, что вызывающее поведение ребенка – это призыв о помощи, стремление обратить на себя внимание, чаще всего свидетельство эмоциональной депривации (нехватки душевного тепла в семье). И на уроке такого учителя ребенок получал это внимание в виде индивидуальных заданий, значимость которых особенно подчеркивалась учителем, либо наделением его лидерскими полномочиями.

Могу представить себе, что эти строки читает учитель со стажем и говорит: «Милочка, да Вы себе не представляете, КАКИЕ бывают дети!». Так вот я не просто представляю. Я ЗНАЮ. Как знаю и то, что к любому ребенку МОЖНО найти подход. Для этого нужно желание и душевные силы. С желанием все понятно. Далеко не все учителя идут «на работу как на праздник». Но даже имея желание, не всегда есть на это силы . И это объективно! Профессия педагога считается одной из самых энергоемких и подверженных эмоциональному выгоранию. В европейских странах педагог может позволить себе заграничный отдых два раза в год, во время которого есть возможность восстановиться эмоционально. Наши же соотечественники из материальных соображений чаще всего стараются летний отдых совместить с работой в детских оздоровительных заведениях. Таким образом, круглый год нервная система педагога истощается, практически не получая эмоционального ресурса.

Вот, на мой взгляд, источник извечного конфликта на уровне учитель-ученик. Оба являются заложниками образовательной системы, которая подвергается бесчисленным реформам, но гармоничнее, увы, не становится.

Многие родители обеспокоены сложившейся ситуацией и находятся в поиске оптимального образовательного режима для своих детей. Закон об образовании Украины дает им право на домашнее обучение, но и здесь система выдвигает бюрократические препятствия, которые каждый родитель обходит в меру своей изобретательности и социальной адаптивности…

Проблема, поднятая в этой статье, имеет широкий социально-нравственный аспект, и решение ее найти не так просто. Но пока мы можем хотя бы говорить об этом. Ведь наша пассивность – причина жизненной рутины и отсутствия перемен.

И, похоже, все забыли, что в переводе с греческого языка школа – это досуг, то есть, возможность человека заниматься в свободное время разнообразной деятельностью по своему выбору. Давайте вспомним, что к досуговой деятельности относятся: отдых, развлечения, праздник, самообразование, творчество. И ведь все это присутствует в школе. Только в каком-то карикатурном виде. Мало во всем этом личной мотивации школьников, да и самих учителей. А ведь известно, что никакая деятельность не будет успешной, если не имеет начала в индивидуальной заинтересованности человека. И только тогда школа станет домом радости, когда каждый, и ребенок, и взрослый, будет спешить в ее стены в ожидании красочных эмоций и ярких впечатлений!

Школа и педагогическая мысль эпохи Возрождения первое место - культ человека, боролись против церковно-религиозного мировоззрения, закрепощавшего личность. Но положения касались лишь социальной верхушки общества. Для детей знатного происхождения гуманисты требовали полноценного физического и эстетического воспитания, овладения латинским и греческим языками, необходимыми для изучения античных памятников литературы. В программу умственного образования гуманистами включались такие естественнонаучные предметы, как математика, астрономия, механика, естествознание. Гуманисты с уважением относились к ребенку, выступали против суровой дисциплины. Они стремились развить в ребенке любознательность и интерес к знаниям . В школах, которыми руководили педагоги-гуманисты, влияние церкви на содержание обучения было слабее, однако религия все же занимала значительное место. В то же время продолжали развиваться городские школы , где проходили первоначальное обучение дети ремесленников и торговцев. Появились школы для девочек (как правило, частные). В большинстве городских школ обучение осуществлялось на родном языке учащихся. Наряду с начальными школами в XVI веке существовали повышенные (латинские) школы и средние школы (коллегиумы, гимназии ) с 8-10-летним обучением (для детей состоятельных родителей). В различных странах педагогическая мысль в эпоху Возрождения развивалась по-разному, отражая специфические особенности развития данной страны. Так, в Италии гуманист Витторино да-Фельтре организовал школу, названную им «Дом радости ». В основу организации этой школы были положены принципы гуманистической педагогики .Школа была открыта в прекрасном дворце, на лоне природы. Особенно большое внимание уделялось физическому развитию учащихся. Основными предметами обучения были классические языки и классическая литература, воспитанники занимались математикой, астрономией, совершали экскурсии в природу. Большое значение придавалось играм, развитию физических и духовныхсил человека.

Среди итальянских гуманистов эпохи Возрождения особенно выделяется Витторино да Фельтре (1378–1446). Сын бедных родителей, Витторино, закончив Падуанский университет, был назначен профессором философии. В 1424 г. да Фельтре получил приглашение в г. Мантую, где он должен был стать воспитателем детей падуанского герцога Гонзаго. Так возникла знаменитая дворцовая школа «Дом счастья», которой В. да Фельтре отдал всю свою жизнь. Школа представляла собой воспитательно-образовательное учреждение пансионного типа , деятельность которого была подчинена основной цели – гармоничному развитию человека, его «тела, ума и характера». Ядром содержания обучения В. да Фельтре делает классические языки, изучение литературы он строит на принципе сознательного усвоения и самостоятельного творчества. Педагог стремится давать энциклопедические знания , поэтому в программу обучениявходят алгебра, астрономия, геометрия, черчение, естественная история и др. Как говорил о В. да Фельт-ре один из его современников, «он восхвалял то, что греки называют энциклопедией, так как, по его словам, наука и образованность слагаются из многих и разнообразных знаний». Особое внимание В. да Фельтре уделял физическому развитию детей. С этой целью проводились спортивные игры, детей обучали верховой езде, борьбе, фехтованию, стрельбе из лука, плаванию (рыцарское воспитание). Среди форм и методов обучения Витторино отдавал предпочтение тем, которые наиболее полно раскрывали возможности учащихся, активизировали их познавательную деятельность – это игры, экскурсии, занятия на природе и беседы с детьми. В основу организации жизни детей были положены идеи самоуправления . Вместе с тем школа В. да Фельтре сохраняла сильный элемент религиозного воспитания с ярко выраженным средневековым аскетизмом. В основу организации своей школы были положены принципы гуманистической педагогики. В отличие от средневековых школ в новой школе было много света и воздуха. Основными предметами обучения были классические языки и классическая литература, воспитанники занимались математикой, астрономией, совершали экскурсии в природу. Большое значение придавалось играм, развитию физических и духовных сил человека. Широко использовали различные средства наглядности и творческий потенциал детей.

В школе «Дом радости» исповедовался принцип: обучение в радости , наилучший путь воспитания – освоение классической греко-римской культуры. В качестве образца педагогических идей рассматривали идеи Квинтилиана.

Одним из представителей педагогической мысли эпохи Возрождения был французский писатель-гуманист Франсуа Рабле . Рабле был сторонником идеи наглядности, жизненности обучения. Он советовал связать обучение с окружающей действительностью. Яркая и неординарная личность, Рабле родился в семье адвоката, получил блестящее образование в монастыре, вел жизнь странствующего ученого, изучал древние языки, археологию, право, естественные науки, медицину, получил степень доктора медицины, в последние годы жизни был священником. Педагогические идеи Ф. Рабле выразил в своем романе «Гаргантюа и Пантагрюэль »: 1) резко осудил средневековую школу за ее формальный и чисто словесный характер, за схоластические методы обучения и противопоставил ей программу воспитания «свободного и благонравного человека» эпохи Возрождения. 2) В основу педагогической теории было положено убеждение в том, что человек от природы, вне зависимости от происхождения предрасположен к добру, поэтому гуманистические ценности могут отражаться в образовании и передаваться из поколения в поколение. 3) идеалы нового воспитания и обучения Рабле выразил, описывая воспитание героя романа : весь день распределен на систему занятий, чередующихся с играми и физическими упражнениями . Ведущее место в программе обучения отводится древним и новым языкам , открывающим путь к постижению произведений античных авторов, научному анализу библейских текстов. Поэтому в романе Гаргантюа изучает греческий, латинский, арабский, еврейский языки. Важное место в образовании отводится естественно-научному познанию человека и природы на основе «семи свободных искусств». Ф. Рабле был сторонником наглядных методов обучения (непосредственные наблюдения молодого человека за окружающим миром). Ф. Рабле развивал идею индивидуального образования (позволяет решить задачу соединения образования и нравственного воспитания). Особое значение Рабле придавал физическому воспитанию (сочетания физических упражнений с активной деятельностью и освоением ремесел). Требование чередования учебы и отдыха, физических и умственных занятий.

Юрист, автор знаменитого труда «Опыты», в котором отразились передовые гуманистические взгляды на воспитание и обучение детей, Мишель Монтень (1553–1592) рассматривал ребенка, его природные особенности, задатки, способности, составляющие индивидуальность, как главный ориентир в деятельности воспитателя. Критикуя современную ему школу, сохранившую многие черты схоластического обучения, Монтень требует, чтобы организация образования ориентировалась на физические особенности детей и прежде всего не подрывала их здоровье. Провозглашая опыт основой всякого познания, педагог в методике обучения предлагает сначала знакомить детей с конкретными предметами и лишь затем со словами , обозначающими эти предметы (должно формировать интерес к учению, основанный на понимании знаний). Впоследствии такая логика подачи знаний будет рассмотрена в теории Я.А. Коменского. Много внимания М. Монтень уделял вопросам развития детской самостоятельности («Я не хочу, чтобы в классе работал и говорил бы всегда один учитель. Пусть ученики работают, наблюдают, говорят»). Учитель должен развивать умственные способности и навыки самостоятельного мышления ученико. Мыслитель выступал против телесных наказаний , широко распространенных в школе, противопоставляя насилию идеал свободного и радостного учения, в нравственном воспитании предлагал сочетать мягкость со строгостью, но не суровостью, настаивал на гармоничном развитии духовных и физических сил ребенка, высказывал мысли о необходимости изучения родного языка.

В своем знаменитом труде «Опыты » он рассматривает человека как наивысшую ценность из всех существующих на земле и дает представление о многообразии и сложности человеческой личности, ее неисчерпаемых возможностях и творческой силе.

Процесс воспитания детей Монтень сравнивает с земледельческим трудом: «приемы земледелия известны, впрочем как и сам посев. Но проблемы возникают тогда, когда растение надо взрастить. То же самое и с людьми: невелика хитрость посеять их, но едва они появились на свет, как на вас наваливается целая куча самых разнообразных забот, хлопот и тревог, как их вырастить и воспитать»

Согласно высказыванию Монтеня, воспитание – это тяжелый труд, в итоге которого должен появиться наилучший, с полезными наклонностями, человек. Чтобы процесс воспитания проходил эффективно и с большой пользой для воспитуемого, воспитанием ребенка должны заниматься профессионалы .

По мнению Монтеня, наставник в деле воспитания детей играет важную роль: насколько правильно он будет подобран, настолько удачным окажется воспитание ребенка. Наставник должен стремиться воспитывать не столько ученого, сколько просвещенного человека , который бы с помощью изучения наук «обогатил и украсил себя изнутри». Монтень предлагает наставнику отказаться от обычного процесса обучения , когда знания вливаются в ребенка «как в воронку», а он лишь повторяет то, что слышал: следует давать ребенку возможность свободно проявлять свои способности : уменье самостоятельно делать выводы, сравнивая явления друг с другом, и находить правильные пути ответа без помощи наставника.

Будущее обучение и воспитание Монтень представляет как беседу ученика и учителя , в которой больше говорит ученик, а учитель больше слушает. Должна соблюдаться соразмерность в высказываниях учителя и

ученика на уроке.

По мнению Монтеня, знания усваиваются лучше, если учащийся исследует окружающий мир самостоятельно , а не принимает знания на веру или из уважения к авторитету. «Пусть наставник заставляет ученика как бы просеивать через сито все, что ему преподносят, и пусть ничего не вдалбливает ему в голову, опираясь на свой авторитет и влияние.

В процессе обучения учеников необходимо знакомить с духовными ценностями , которые были выработаны в античную эпоху. В этом обращении к прошлому прослеживается не только связь времен, но и связь поколений. Обратившись к истории , юноша будет общаться с великими душами лучших веков. Подобное изучение прошлого для иного – праздная трата времени; другому же оно приносит неоценимую пользу». История, по мнению Монтеня, «открывает нам доступ в наиболее сокровенные тайники нашей натуры».

Главное в воспитании детей, с точки зрения Монтеня, - это привить вкус и любовь к наукам , «иначе мы воспитаем просто ослов, нагруженных книжной премудростью».

Итак, Монтень один из первых в своих «Опытах» сделал человека предметом своего исследования и пришел к выводу: человек далеко не совершенен в своих познаниях и не должен довольствоваться достигнутым:

«философствовать – значит сомневаться ». Человеку необходимо развиваться и совершенствоваться и в этом ему помогает воспитание и образование. Чем совершеннее воспитание и образование, тем лучше и мудрее становится человек. Был убежден, что традиционное обучение не приносит большой пользы, предостерегал оттого, чтобы давали энциклопедическое образование.