По литературе

Анализ стихотворения Некрасова «Я не люблю иронии твоей…. Целостный анализ поэтического текста. Н.А.Некрасов. Я не люблю иронии твоей

Н.Некрасова, как и В.Маяковского, многие считают лишь "политическим" поэтом, борцом за гражданские права простых людей. Но уж если и может возникать спор о поэтическом значении "гражданских" стихотворений Некрасова, то разногласия значительно сглаживаются и порой даже исчезают, когда речь идет о Некрасове как об этике и лирике.
Я не люблю иронии твоей.
Оставь ее отжившим и не жившим,
А нам с тобой, так горячо любившим... Ожесточенный певец горя и страданий совершенно преображался, становился удивительно нежным, мягким, незлобивым, как только дело касалось женщин и детей.
Пока еще застенчиво и нежно
Свидание продлить желаешь ты,
Пока еще кипят во мне мятежно
Ревнивые тревоги и мечты -
Не торопи развязки неизбежной!
Лиризм Некрасова возник на благодатной почве жгучих и сильных страстей, им владевших, и искреннего сознания своего нравственного несовершенства. До известной степени живую душу спасли в Некрасове именно его "вины", о которых он часто говорил, обращаясь к портретам друзей, "укоризненно со стен" на него смотревших. Его нравственные недочеты давали ему живой и непосредственный источник порывистой любви и жажды очищения. Сила призывов Некрасова психологически объясняется тем, что он творил в минуты искреннейшего покаяния. Кто заставлял его с такой силой говорить о своих нравственных падениях, зачем надо было выставлять себя с невыгодной стороны? Но, очевидно, это было сильнее его. Поэт чувствовал, что покаяние вызывает лучшие перлы со дна его души, и отдавался всецело душевному порыву.
Кипим сильней, последней жаждой полны,
Но в сердце тайный холод и тоска...
Так осенью бурливее река,
Но холодней бушующие волны...
Сила чувства вызывает непреходящий интерес к лирическим стихотворениям Некрасова - и эти стихотворения наравне с поэмами надолго обеспечили ему первостепенное место в русской литературе. Устарели теперь его обличительные сатиры, но из лирических стихотворений и поэм Некрасова можно составить том высокохудожественного достоинства, значение которого не умрет, пока жив русский язык.

Тема любви – одна из самых традиционных в мировой и русской поэзии. Художники слова в разные эпохи «рассматривали» это чувство со всех сторон, анализировали все его оттенки, нюансы – и создали своеобразную мировую «энциклопедию любви».

Значительный вклад в ее создание внесли такие русские поэты, как Ф.И. Тютчев и Н.А. Некрасов. Им обоим принадлежат циклы стихотворений, посвященные любимой женщине. У Тютчева это «денисьевский цикл», посвященный Е.А. Денисьевой, у Некрасова – «панаевский цикл», посвященный А.Я. Панаевой.

Мы знаем, что любовь обоих поэтов не была полностью счастливой – она сопровождалась различными внешними трудностями, внутренними противоречиями и имела печальный финал. Однако каждый из поэтов по-своему осмыслял собственную историю любви, делал свои, сугубо индивидуальные выводы.

Так, в стихотворении Тютчева «Предопределение» (1851) поэт рассуждает о сущности любви. В его понимании, это не только огромная радость и счастье, как обычно принято считать:

Любовь, любовь - гласит преданье -

Союз души с душой родной -

Их съединенье, сочетанье…

По мнению Тютчева, в любовном чувстве, помимо слияния, всегда присутствует противоборство двух любящих сердец – «поединок роковой». Важно, что в первой строфе, которая является своеобразной водной частью в стихотворении, поэт несколько раз повторяет эпитет «роковой». Для него любовь двух людей предопределяется свыше, судьбой или Богом, и поэтому все, что происходит между двумя любящими, – тоже предопределено. Это значит, что человеку нужно смириться с этим, как бы больно это порой ни было.

Вторая часть стихотворения развивает этот тезис Тютчева:

И чем одно из них нежнее

Тем неизбежней и вернее,

Любя, страдая, грустно млея,

Оно изноет наконец...

В этой любовной борьбе есть, как это ни печально, проигравший. Им становится тот, кто больше любит, кто полностью отдает себя другому человеку. Участь такого «нежного сердца» - «изныть», то есть измучиться, страдать, печалиться, но не иметь возможности что-либо изменить, потому что все предопределено роком.

Таким образом, любовь у Тютчева приобретает космическое значение – любовь у него является поединком между человеком и высшими силами. Результат этого поединка заранее известен, поэтому он носит трагический оттенок. Однако человеческая природа такова, что человек не может не вступать в эту борьбу.

Стихотворение состоит их 2-ух пятистрочных строф и написано четырехстопным ямбом с пиррихиями и видоизмененными клаузулами. Это позволяет поэту снизить «жизнерадостность» и «бодрость» произведения, но создать ощущение поединка, борьбы человека и рока.

«Жесткое» сочетание шипящих, звонких согласных и звука «р» в стихотворении также способствуют созданию этого эффекта – грозной, очень серьезной борьбы:

И чем одно из них нежнее

В борьбе неравной двух сердец,

Тем неизбежней и вернее,

Любя, страдая, грустно млея…

В синтаксическом плане стихотворение отличает большое количество многоточий (недоговоренность). Поэт создает ощущение высокого эмоционального накала, большой взволнованности своего лирического героя, который является участником этого «рокового поединка». Он понимает всю его трагичность и страдает от этого – видимо, он причиняет боль своей возлюбленной, но изменить ситуацию не может.

Ведущим эпитетом в стихотворении является эпитет «роковой» - он передает основную мысль произведения. Кроме того, здесь есть метафоры («союз души с душой»; «Их съединенье, сочетанье, И роковое их слиянье»; «В борьбе двух сердец»; «оно изноет»), другие эпитеты («с душой родной», «грустно млея»).

В центре стихотворения Некрасова «Я не люблю иронии твоей» (1850) также драматическая, печальная ситуация – угасание любви. Стихотворение сюжетно – оно о свидании двух любящих друг друга людей, предчувствующих скорый разрыв. Именно от этого, неясного пока, охлаждения и ирония лирической героини, которая упоминается уже в начале произведения.

Однако чувства еще живы – это понимает и лирический герой, который ведет мысленный диалог со своей возлюбленной. Он видит: «Пока еще застенчиво и нежно Свидание продлить желаешь ты…»; чувствует, что «Пока еще кипят во мне мятежно Ревнивые тревоги и мечты…» Однако – развязка неизбежна. Ее объяснению, описанию посвящена последняя строфа стихотворения:

И без того она не далека:

Так осенью бурливее река,

Но холодней бушующие волны...

Здесь чувства людей сравниваются с природным явлением – бурной рекой осенью. Тем самым Некрасов утверждает единство человека и природы, подчинение человека законам Вселенной. Он уверен, что перед концом чувства «кипят сильнее», однако это своеобразная агония перед смертью, ведь «в сердце тайный холод и тоска».

Понимая неизбежный конец, герой испытывает тоску и печаль. Ведь он помнит, как горячо было чувство, как много он пережил вместе со своей любимой женщиной. И от этого – ему невыносимо слышать иронию в ее голосе, которая указывает на остывающее чувство:

Я не люблю иронии твоей.

Оставь ее отжившим и не жившим,

А нам с тобой, так горячо любившим,

Еще остаток чувства сохранившим,-

Нам рано предаваться ей!

Композиционно стихотворение делится на три части (по количеству 5-ти строчных строф). Каждая из них – описание разных этапов чувств героев: первая строфа - нежная любовь, окрашенная горьким предчувствием разлуки, вторая строфа – описание «прошлой» любви, третья – чувства героев, ведущие к разрыву.

По форме стихотворение представляет собой «внутренний диалог» лирического героя. Вообще, стихотворение очень «личностное» - здесь проявляется характер не только героя, но и лирической героини, вычленяются детали их внутреннего облика. Так, героиня резка и иронична, но, в то же время, нежна и застенчива. Герой более рассудителен и спокоен, чем его любимая, возможно, более меланхоличен и созерцателен.

В произведении присутствует большое количество эпитетов: «застенчиво и нежно продлить», «горячо любившим», «ревнивые тревоги и мечты», «кипят мятежно», «тайный холод и тоска». Присутствуют здесь и метафоры: «отжившим и не жившим», «остаток чувства», «кипят тревоги и мечты», «не торопи развязки», «кипим сильней». Кроме того, стихотворение завершает сравнение, в котором содержится суть всего произведения – сравнение остывающей любви с бурной осенней рекой: «Так осенью бурливее река, Но холодней бушующие волны...»

В синтаксическом плане стихотворение отличает наличие восклицательных предложений и многоточия в финале. Все эти знаки передают взволнованное состояние лирического героя, испытывающего боль от осознания приближающегося конца.

Сочетание шипящих и свистящих согласных с сонорным «р» в последней части создает ощущение «бурления», но, в то же время, ощущение остывания, леденящего холода:

Кипим сильней, последней жаждой полны,

Но в сердце тайный холод и тоска...

Так осенью бурливее река,

Но холодней бушующие волны...

Стихотворение написано пятистопным ямбом с пиррихиями и дополнительными ударными слогами, что позволяет создать ощущение бурного движения реки – последнего кипения чувство героев.

Таким образом, любовь в понимании Тютчева и Некрасова - это неизбежное сочетание радости и страдания, душевной боли. В сознании Тютчева такая природа любви ниспослана человеку свыше – на земле человек вынужден страдать, такова его доля.

Некрасов считает любовь, как и все другие стороны человеческой жизни, частью жизни природы. Именно поэтому чувства подчиняются законам природы, имеют свое начало и конец, как и все в мире.

В стихотворении Некрасова образ лирической героини выведен более четко, чем у Тютчева. Для героя Некрасова идеалом является нежность и скромность его возлюбленной. Для героя Тютчева – полная отдача себя, трагическая покорность судьбе, жертвенность.

Оба виртуозные мастера слова, Тютчев и Некрасов используют большое количество художественных средств в стихотворениях. Так, главным лексическим средством у Тютчева является метафора, Некрасов же обогащает свое стихотворение большим количеством эпитетов, использует он так же метафоры и сравнение.

В синтаксическом плане Тютчев, как более «философский» художник, использует многоточие. Так он передает горестные, но несколько созерцательные размышления своего героя. Герой Некрасова более эмоционален – на это в стихотворении указывают восклицательные знаки.

Кроме того, оба художника используют звуковые средства (аллитерацию) для более полного и «зримого» впечатления, передачи настроения героев. В тех же целях и Тютчев, и Некрасов мастерски применяют ямб, сочетая его с пиррихиями и дополнительными ударениями

Тема любви является традиционной в русской литературе. Н. А. Некрасов тоже не мог пройти мимо нее и облачил свои переживания в веский и прямолинейный некрасовский слог. Читатель может заметить, насколько реалистична любовь у поэта, например, в стихотворении «Я не люблю иронии твоей…».

Писатель работал над стихотворением в 1850 году, в разгар романа с замужней женщиной Авдотьей Панаевой. Вот, кому посвящено произведение. С ней он жил в гражданском браке 16 лет, причем сожительствовал с ней и ее мужем в одной квартире. Влюбленных в тот период постигло страшное испытание: умер их сын. С того мгновения скандалы и ссоры участились, а сам Некрасов стал ревновать женщину даже к ее законному супругу. Не удивительно, ведь Авдотья была красавицей, известной на всю столицу. Даже Ф. М. Достоевский был влюблен в нее, но не получил взаимности.

Уже в 1855 году стихотворение «Я не люблю иронии твоей» было опубликовано в журнале «Современник», а также вошло в поэтический сборник за 1856 год.

Жанр и направление

Жанр стихотворения — послание, так как это одно из произведений, вошедших в «панаевский цикл» и обращенных к А. Панаевой.

Стихотворение относится к любовной лирике. Здесь присутствует неестественный для Некрасова ритм, и нетипичная рифмовка. Размер — пятистопный ямб. Но также можно заметить пиррихий. Как раз из-за него теряется ритм, и сбивается дыхание.

Рифму Некрасов также составил необычную. Везде разная рифмовка: если первая строфа имеет кольцевую, то вторая переходит уже в перекрестную, третья перекрестную совместно со смежной рифмовкой.

Образы и символы

Автор рассказывает о формировании любовных отношений, и отчасти пишет о своей жизни: взаимоотношения Некрасова и Панаевой были неуравновешенными. У них то кипели страсти, то они переживали временное охлаждение друг к другу. Поэтому лирический герой – это эмоциональная натура с ревнивыми тревогами, это темпераментный и честный мужчина, который признает неизбежность – разлуку. Любовь его горит последним румянцем осени, впереди разрыв, но последние лучи угасающего влечения он хочет разделить с любимой, не торопя мрачную развязку.

Его избранница тоже переживает разлуку, и поэтому лирический герой волнуется еще и за состояние своей любимой. Она вкладывает свое разочарование в иронию – то есть насмехается над тем, что было раньше свято. Так она скрывает свою тоску, боль от грядущей потери, которую она уже осознает. Но ледяной усмешкой дама тушит те искры счастья, что еще остались в их встречах, и лирический герой призывает ее не делать этого. Нужно уметь насладиться любовью до конца. Женщина все еще любит его, ведь она продлевает свидания и дарит нежность ревнивому, не идеальному, но все же близкому и желанному мужчине.

Символ осени – знак увядания и прощания с любовью. Вода холодеет, и лишь последние брызги сохраняют видимость жизни. Так и любовь проходит, а ее заключительные конвульсии – это попытка забыться, согреть и вдохнуть жизнь в увядающее чувство.

Темы и настроение

  • Тема любви – основная тема стихотворения. Кульминация чувства уже пройдена. Перед влюбленными впереди маячит расставание, но последние проблески счастья должны согреть их, ведь совместный путь еще не пройден. Поэт пытается донести до читателя всю подлинность романтических взаимоотношений между людьми: как между ними вспыхивает искра, как им иногда бывает непросто, а так же, как эта искра может погаснуть.
  • Тема ревности . Автор считает, что наглядным проявлением мужской страсти является ревность. Сам Некрасов умудрялся проявлять эту эмоцию, даже когда являлся любовником замужней женщины. Поэтому не удивительно, что он воспел свое же проявление любви.
  • Тема тоски . Сердца пресытившихся людей полны скуки и холодности, их ощущение от жизни, где утрачены иллюзии новизны, можно емко охарактеризовать словом «тоска».
  • Настроение у стихотворения можно назвать осенним, ведь его герои явно провожают любовь, отдавая ей последние почести. Читатель ощущает легкую усталость, ностальгию и невольно погружается в свои проводы страсти, применяя слова из стихотворения к себе.

Основная идея

Поэт рассказывает о реальности жизни, где чувствам, даже самым возвышенным, приходит конец. Главная мысль его послания состоит в том, что уходить надо достойно, без негатива. Человек должен уметь относиться к другому не только с любовью, но и с уважением. Последняя нежность, последняя страсть не менее сладки, чем первые поцелуи, просто необходимо распробовать их. Не стоит спешить уйти, если еще можно остаться.

Произведение «Я не люблю иронии твоей» повествует о развязке отношений, которая близка, и поэтому героям так важно насладиться последним блаженством и побыть вдвоем. Смысл в том, чтобы не упускать последний вдох умирающего влечения, испить чашу до дна. Некрасов делится частичкой своего личного опыта, ведь со своей избранницей он расстался после смерти ее законного супруга.

Средства художественной выразительности

У Некрасова лирический герой на протяжении всего стихотворения проживает различные эмоции. Благодаря восклицательным знакам, обращениям, сравнениям, автор не дает ему сбросить напряжение.

Основная роль в передаче эмоций досталась эпитетам. Благодаря им люди не только могут прочувствовать состояние лирического героя, но и узнать, каковы были взаимоотношения персонажей: «ревнивые тревоги и мечты», «последняя жажда», «развязка неизбежная», «тайный холод»; «горячо любившим», «желаешь застенчиво», «кипят мятежно». Стоит отметить, что приведенные эпитеты как бы идут в противовес друг другу, одни отрицательные, вторые положительные.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Стихотворение “Я не люблю иронии твоей” является частью “панаевского цикла”. Это любовное послание Некрасова к любимой женщине, с которой он в какой-то момент сильно поссорился. Краткий анализ “Я не люблю иронии твоей” по плану может стать частью урока литературы в 9 классе и помочь школьника лучше понять поэта как личность.

Краткий анализ

История создания – стихотворение “Я не люблю иронии твоей” создано в 1850 году (предположительно), а напечатано только пять лет спустя, в 1855-м в “Современнике”. Еще через год (в 1856-м) Некрасов включил его в поэтический сборник.

Тема стихотворения – угасание и охлаждение чувств как закономерный этап развития отношений между влюбленными.

Композиция – каждая строфа является частью описания печальной ситуации в отношениях, действие развивается последовательно.

Жанр – любовная лирика.

Стихотворный размер – ямб и пиррихий, в каждой строфе используется своя рифмовка.

Метафоры – “горячо любившие”, “кипят ревнивые тревоги и мечты”, “кипим сильней”, “полны последней жаждой”, “тайный холод и тоска сердца”.

Эпитеты “ревнивые тревоги”, “неизбежная развязка”, “последняя жажда”, “тайный холод”.

Сравнение

История создания

Отношения Некрасова с Авдотьей Панаевой никогда не были легкими. Фактически пара жила гражданским браком с согласия мужа женщины, легкомысленного ловеласа Ивана Панаева. Роман между ними начался с 1846 году, а стихотворение “Я не люблю иронии твоей” написано в 1850 году – они будут вместе еще шестнадцать лет, но предчувствие конца уже тогда охватило Некрасова.

Впервые это стихотворение увидело свет в 1855 году – оно вышло в журнале “Современник”, которым поэт владел совместно с Иваном Панаевым. В 1856 году Некрасов выпустил поэтический сборник, в который было включено и это произведение.

Оно полностью отражает сущность неровных отношений влюбленных: несмотря на взаимное чувство, связь вне брака сильно тяготила их, а непростой характер Авдотьи становился катализатором для частых ссор. Одну из таких ситуаций Некрасов и описывает в стихотворной форме – отношения они всегда выясняли бурно, да и временные охлаждения отношений случались, но именно этот момент показал поэту, что их любовь когда-то закончится.

Тема

Главная тема стиха – ссора между влюбленными, когда их отношения развились до той стадии, что чувства постепенно начинают угасать, наступает охлаждение некогда кипящей страсти.

При этом Некрасов высказывает мысль о том, что только любовь может подарить человеку настоящий вкус к жизни, поэтому ее необходимо беречь и делать это особенно тщательно, когда появляются первые признаки угасания. Лирический герой высказывает эту мысль, обращаясь к своей возлюбленной, которая, очевидно, высказала в его адрес какое-то обидное замечание.

Композиция

Стихотворение состоит из трех строф, в каждой из которых высказывается своя мысль, но все они являются частью последовательно раскрывающейся идеи.

Так, в первой строфе лирический герой признает, что во взаимном чувстве уже нет прежнего огня, но он считает, что это не повод иронизировать, ведь любовь еще жива, а значит, ее можно сохранить.

Во второй строфе эта мысль развивается – и мужчина, и женщина хотят быть вместе, однако оба уже понимают, что неизбежной развязкой их истории станет угасание отношений.

Третья строфа показывает, что лирический герой перестал считать, что отношения все же могут быть продлены, он понимает, что конфликты и скандалы – это неизбежные знаки того, что холод разрыва уже совсем близко.

Жанр

Это произведение относится к жанру интимной лирики. Оно входит в то, что литературоведы называют “панаевским циклом”, в котором Некрасов обращается к теме чувств.

Кроме того, Некрасов применяет необычный и новаторский для своего времени прием в ритмическом рисунке стиха. Несмотря на то, что произведение написано ямбом, он очень часто срывается на пиррихий, что делает ритм похожим на дыхание взволнованного человека – рваным и неравномерным.

Эффект усиливается за счет рифмовки – кольцевая сменяется перекрестной, а в последней строфе перекрестная смешана со смежной. Такая неупорядоченность полностью отражает внутренний мятеж лирического героя.

Средства выразительности

Для того, чтобы передать чувства лирического героя, поэт использует разнообразные выразительные средства:

  • Метафоры – “ горячо любившие”, “кипят ревнивые тревоги и мечты”, “кипим сильней”, “полны последней жаждой”, “тайный холод и тоска сердца”.
  • Эпитеты – “ревнивые тревоги”, “неизбежная развязка”, “последняя жажда”, “тайный холод”.
  • Сравнение – чувства перед расставанием подобны осенней реке: самые бурные воды текут перед тем, как она замерзнет.

Поэзия Некрасова отличается желанием облагораживания души и возрождения в душе каждого читателя доброго начала. Наиболее ярко это стремление отразилось в лирике поэта, посвященной настоящим друзьям и возлюбленным женщинам.

В 1842 году поэт Некрасов знакомится с Авдотьей Панаевой, супругой друга поэта, писателя Ивана Панаева, с которым тот возрождал к жизни журнал «Современник». Первая встреча Авдотьи и Николая произошла в ее доме, где часто собирались по вечерам деятели литературы.

Поэт влюбился в женщину с первого взгляда: его поразила не только ее притягательная внешность, но и особые достижения в публицистике. Панаева приняла знаки внимания от Некрасова и начался бурный роман. А с 1847 года Авдотья, ее муж и Некрасов стали жить под одной крышей. Иван сам да согласие на то, чтобы его друг был гражданским мужем его законной супруги и жил с ними в одном доме. Так Иван хотел сохранить брак, полагая, что эти отношения не просуществуют долго. Однако в этом Панаев оказался не прав: роман Некрасова с Авдотьей продлился почти двадцать лет. Но отношения между возлюбленными не были ровными, они часто ругались. В итоге роман не окончился законным союзом. Разрыв отношений произошел после смерти ребенка, рожденного Авдотьей от поэта.

В 1850 году Некрасов осознает, что вернуть пыл былых отношений невозможно. Как итог долго мучительного для всех романа он пишет стихотворение «Я не люблю иронии твоей». В нем поэт отметил, что раньше пытал потрясающие чувства к одной женщине. Страсть к ней усиливалась еще и от уверенности в том, что его избранница так же сильно любила поэта. Но время готово не только созидать, но и разрушать. Оно может погубить любовь.

Некрасов считает, что это и случилось после смерти их общего ребенка. Кажется, что гибель малыша разорвала невидимую нить между возлюбленными, и они стали удаляться друг от друга. Но поэт понимает, что любовь все же не угасла полностью, но все вокруг говорит о том, что разлука неизбежно стоит на пороге. Герой просит у своей избранницы лишь н торопить эту минуту. Ему не нравится ирония возлюбленной, ведь она лучше любого признания говорит о том, что роману скоро придет конец.

Данное стихотворение построено на противопоставлениях. Образ любви создается при помощи метафоры, сравнивающей чувства с кипящим потоком. Ведь в реальности отношения между Панаевой и Некрасовым резко вспыхнули, бурлили и исчерпав себя остыли, будто вся вода из кипящего сосуда вылилась, и он опустел.

Стихотворение имеет логическое завершение даже без короткого окончания, перед которым автор поставил многоточие. Сопоставление любви с рекой - это последнее доказательство, которое поэт привел, чтоб попытаться достигнуть понимания избранницы.

Важную роль здесь играют эпитеты, как, например, «ревнивые тревоги». Каждый из них имеет негативную оценку. Им в противовес выставлены положительные эпитеты, как, например, «нежно желаешь». Такое соседство намекает на постоянные перепады настроения у влюбленной пары.

Действия мужчины и женщины Некрасов видит, как активное проявление любви, а вот душевное состояние, описываемое словами «тревога», «жажда», поэт считает оказавшимся без желаемого чувства.

Стоит обратить внимание на необычный ритм и рифму. Стихотворение написано пятистопным ямбом. Однако пиррихиев здесь столько, что ритм теряется, будто у чрезмерно волнующегося мужчины перехватывает дыхание. Это ощущение усиливает и короткая конечная строка в начале.

Некрасов - мастер слова. Всего в пятнадцати строках ему удалось поведать читателю историю любви двух людей, что потеряли ее, спутав высокое чувство с низменными страстями.