По литературе

Дифференцированный подход к организации домашней работы. Семинар златопольская сш. Просмотр содержимого презентации «Дифференцированное домашнее задание как способ повышения качества знаний »

И НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ МЕТОДИКИ ИХ ПРЕДЪЯВЛЕНИЯ.

В настоящее время, как отмечается в программах, “Усовершенствование методики направлено на максимальную активизацию познавательной деятельности детей в процессе обучения, на развитие самостоятельности детей, которая должна быть широко использована не только на этапе закрепления, но и при рассмотрении нового материала, на всестороннее развитие детей в процессе обучения, воспитание у них интереса к занятиям, умения и желания овладевать новыми знаниями, умения применять их к решению разного рода вопросов и задач”.

Таким образом, важное значение приобретает правильная организация самостоятельной работы учащихся. Но так как уровень знаний и познавательных способностей не у всех школьников одинаков, необходим при этом дифференцированный подход, который в условиях коллективной работы с классом возможно осуществить путем подбора заданий, отличающихся при общей познавательной цели и общем содержании разной степенью трудности.

Что же определяет трудность задания?

Трудность любого задания следует рассматривать в единстве двух сторон: логопедической (объективной) и психологической (субъективной). Первая сторона определяется сложностью задания, вторая - характером отражения сложности задания в сознании учащихся с различными учебными возможностями. Сложность задания - логическая категория, определяемая содержанием и структурой задания. Трудность задания - психологическая категория, определяемая сложностью задания, методикой его предъявления и зависящая от индивидуально-психологических особенностей учащихся.

Разрабатывая систему дифференцированных заданий, следует учитывать все факторы, обуславливающие трудность задания. Индивидуальные особенности значительно влияют на характер усвоения материала. Поэтому необходимо глубокое изучение тех трудностей, которые встречают некоторые ученики и группы учащихся в процессе изучения каждой темы курса. Характер затруднений учащихся в усвоении знаний, в формировании умений и навыков может быть выявлен учителем в результате всестороннего анализа и установления причин возникновения ошибок, допускаемых учащимися как в письменных работах, так в устных ответах. Типичные ошибки - есть проявления определенных закономерностей усвоения математического материала школьниками. Их своевременное обнаружение позволит учителю предвидеть и предупредить затруднения учащихся в усвоении путем внесения соответствующих изменений в методику обучения.

Каждому учителю известно, что учащиеся, особенно слабоуспевающие, могут справиться даже со сложным заданием при соответствующей помощи. То есть оказываемая помощь при выполнении учебного задания снимает трудность задания, делает его доступным для учащихся. Известно также, что различным группам учащихся требуется и различный характер помощи со стороны учителя. В системе упражнений, переходя от работ под непосредственным руководством учителя к частично самостоятельной работе и далее к вполне самостоятельной, учащиеся последовательно справляются с заданиями разной степени трудности. При этом трудность задания и степень самостоятельности постепенно нарастают, что способствует оптимальной реализации дидактического правила “от легкого к трудному”. Руководство и помощь учителя в процессе выполнения учащимися самостоятельной работы может осуществляться не только в непосредственном контакте учителя и ученика, но и опосредованно через дифференцированные задания. Основной чертой, характеризующей дифференцированные задания для самостоятельной работы, является наличие вспомогательных средств, оптимально приспосабливающих обучение математике к динамике усвоения знаний, формирования умений и навыков у учащихся различных категорий.

Каковы дидактические цели применения дифференцированных заданий? Зная индивидуальные особенности (уровень подготовленности, особенности мышления, памяти, интересы, склонности), обеспечить наиболее целесообразный характер деятельности каждого ученика в процесс самостоятельной работы на уроке и дома. Для слабых учеников важно разработать задания, позволяющие повысить в процессе восприятия, осмысления нового материала, оказывать им оперативную помощь при первичном закреплении материала, учить приемам рациональной умственной деятельности, способствовать систематизации и совершенствованию знаний. Для сильных - задания, требующие посильного умственного напряжения, большей самостоятельности, творческого поиска правильных способов решения.

ВИДЫ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫХ ЗАДАНИЙ

Задания с наличием образца выполнения.

Формирование умений и навыков в системе упражнений идет от установления общей сущности заданий. Упражнения следует располагать так, чтобы учащийся продвигался от сознательного подражания образцу к самостоятельному выполнению работы. Так, при усвоении вычислительного приема учащимся могут быть предложены задания с наличием развернутого образца способа вычисления. Соотнося свои действия с образцом, учащиеся пооперационно усваивают вычислительный прием. Далее следует предлагать в образце сокращенную систему операций, выражающих самую суть вычислительного приема, и, наконец, - задания без образца. Учащийся сам воспроизводит вычислительный прием (образец действия) и применяет его для решения примеров.

Например, задания с развернутым образцом.

Выполни действия по образцу:

84: 2 = (80 + 4) : 2 = 80: 2 + 4: 2 = 40 + 2 = 42

96: 3 =

48: 2 =

Или задание с образцом более короткой записи операций.

Выполни действия по образцу:

84: 2 = (80 + 4) : 2 = 42

36: 3 =

42: 2 =

99: 3 =

Образец способа действия может быть дан не только символически (с помощью цифр и знаков, как в предыдущих примерах), но и текстом. Например, задание с развернутым образцом рассуждения.

43 х 2 =

Как решить такой пример?

Рассуждай так:

Представим множимое 43 в виде

суммы разрядных слагаемых 40 и 3, каждое слагаемое умножим на 2,

40 умножить на 2 получится 80, 43 х 2 = (40 + 3) х 2 = 40 х 2 + 3 х2 =

3 умножить на 2 получится 6, = 80 + 6 = 86

к 80 прибавить 6 получится 86.

Рассуждая так же, реши примеры:

24 х 2 =

12 х 3 =

34 х 2 =

Рассуждение в образце может быть более свернутым.

43 х 2 =

Как решить такой пример?

Рассуждай так:

Нужно двузначное число 43 умножить на однозначное 2. 43 х 2 =___

Умножим 40 на 2 получится 80, 40 х 2 = 80

затем 3 умножим на 2 получится 6, 3 х 2 = 6

к 80 прибавить 6 получится 86. 80 + 6 = 86

В индивидуальных заданиях в качестве образца может выступать не только способ действия, но и оформления решения (порядок записи, расположение данных и искомого в краткой записи условия задачи и т.п.)

Какова цель применения индивидуальных заданий подобного вида? При формировании вычислительных навыков обучение вычислительным приемам требует вначале развернутого хода рассуждений. Учащиеся, объясняя каждое частное действие, глубже осознают лежащее в основе вычислительного приема теоретическое положение, структуру вычислительного приема. Затем происходит объединение отдельных частных действий в одно целостное действие; обосновывающая часть рассуждения становится все менее развернутой; суждения учащихся все более лаконичными, выражающими самую суть вычислительного приема. Процесс рассуждения максимально свертывается, и действия следуют друг за другом в строго определенной последовательности, в строго определенном порядке без размышления. Формируя навыки, следует помнить, что усвоение развернутого способа действия и далее свертывание происходит у учащихся неодинаково. Так, у сильных учащихся процесс свертывания рассуждения и соответствующей системы действий совершается, как говорят психологи, “с места”, уже в первых упражнениях. У средних учащихся, а особенно у слабых, процесс свертывания происходит медленно и наступает лишь в результате многократных упражнений. Этой категории учащихся необходимо непосредственное руководство со стороны учителя процессом усвоения развернутого способа действия и свертывания его. Существенную помощь учителю в этих целях оказывают названные выше виды заданий.

Задания с выполнением некоторой их части

Учащимися предлагается задание (содержащее готовое решение некоторых операций, действий), решение которого нужно закончить. при этом следует давать в готовом виде те части решения, которые представляют на определенной ступени трудность для учащихся.

Задача: В магазине продали за день 265 кг. сахарного песку. После этого в магазине осталось на 138 кг. песку больше, чем продали. Сколько килограммов сахарного песку было в магазине в начале дня?

Закончи решение задачи:

1.265 + 138 = ... (кг)

2.265 + ..... = ... (кг)

Или при формировании вычислительных навыков может быть предложено следующее задание

Закончи решение примера:

78 - 35 = __

78 - 30 =

Задания с выполнением некоторой их части могут быть различных видов. Так, в решении может быть дан первый шаг способа действия - учащиеся дополняют остальные; или последний - учащиеся дополняют предыдущие; дано все решение - учащиеся объясняют способ решения и т.п. Подобного рода занятия помогают учащемуся перейти от частично самостоятельной работы к вполне самостоятельной работе. Задания для самостоятельного решения задач с частичным выполнением в свое время были разработаны Г.Б.Поляком в его пособии “Дидактические материалы” по арифметике для 3 класса”. М., Учпедгиз, 1963.

Задание с дополнительной конкретизацией

Характер конкретизации в каждом частной случае зависит от уровня обобщения, которого достиг учащийся в данный момент. Одним в смысловой обработке и понимании содержания предъявленного задания больше помогает рисунок, другим - схема или чертеж. При усвоении смысла изучаемых отношений “больше или меньше на несколько единиц и в несколько раз” и т.п. в качестве конкретизации могут быть использованы рисунки, по которым учащиеся упражняются в наглядном сравнении множеств предметов, производя измерения и другие практические операции с дидактическими предметными картинками.

Положи на тарелку в 2 раза больше яблок, чем в вазе.

Реши задачу: В корзину положили 10 кг. яблок, а в ящик в 2 раза меньше. Сколько яблок в ящике?

В изображении вазы и тарелки по верхней линии есть прорезь, а с обратной стороны подклеен лист бумаги, который вместе с лицевым листом образует карман для дидактических предметных картинок. Учащийся имеет возможность выполнять практические действия с дидактическим материалом, это помогает ему в нахождении способа решения предложенной задачи. На более поздних ступенях усвоения способа решения примеров и задач следует иллюстрировать содержание задания схемой или чертежом, в которых сочетается конкретизация (наглядно представлены соотношения данных) и абстракция (отвлечения от предметов и сюжета задачи).

Задания с вспомогательными вопросами

Дидактическая цель применения вопросов в заданиях состоит в том, чтобы помочь учащемуся воспроизвести знания, необходимые нахождения способа решения данного задания или побудить внимание ученика, повести мышление в нужном направлении. Так, в задании могут быть включены вопросы на воспроизведение определенных знаний, являющих теоретической основой выбора нужных действий, личного опыта учащихся.

Задание.

Как можно разделить сумму на число?

Вычисли результат:

(18 + 12) : 6 =

(28 + 49) : 7 =

Ценные вопросы, возбуждающие деятельность мышления (так называемые рефлективные вопросы), требующие самостоятельного поиска решения задачи, выявления причинно-следственных связей, самостоятельных обобщений.

Особое внимание следует уделить вопросам на сравнение. Сначала предлагать задания с вопросами на сравнение, требующими выбора одного из сравниваемых объектов, имеющихся в наличии в задании. Причем в постановке вопроса подчеркивается особенность, которая должна быть выявлена в результате сравнения.

Задание

Задачи: 1. Сережа прочитал 168 страниц, а Лена в 2 раза меньше. Сколько страниц прочитала Лена?

2. Сережа прочитал 168 страниц, а Лена на 2 страницы меньше. Сколько страниц прочитала Лена?

В каждой задаче нужно найти число в 2 раза меньше данного? Реши задачи.

Далее следует использовать вопросы, в которых указывается направление сравнения, характерные же особенности учащиеся должны выделять сами. Например, в предыдущем задании вопрос может быть поставлен так: “Чем отличаются условия задач?”. Для ответа на этот вопрос от учащихся требуется более глубокий анализ условий задач. Подобные задания следует широко использовать и при формировании вычислительных навыков.

Задание

47 - 20 = (40 + 7) - 20 =

40 - 25 = 40 - (20 + 5) =

В котором примере нужно вычесть сумму из числа?

В котором примере нужно вычесть число из суммы?

Вычисли значение выражений.

Позже вспомогательный вопрос может быть таким: “Чем отличаются эти примеры?”. Задания с вспомогательными вопросами на сравнение помогают учащимся приобретать умение сравнивать, что приводит к более осознанному усвоению нужного способа действия (способа решения задач или вычислительного приема). Обычно ответы на вопросы, поставленные в задании, учащиеся дают устно, “про себя”, правильность ответа подтверждает правильное решение задачи или примера.

Задания с сопутствующими указаниями,

инструкциями

На первых порах усвоения способа решения примеров или задач следует использовать задания с указаниями и советами частного характера, определяющими выбор способа действия, активизирующими внимание на центральном звене задания. Потом переходить к общим указаниям, применимым как к решению данного примера или задачи, так и к решению примеров или задач любой математической структуры.

Задание

Задача: На три платья пошло 9 метров материи. Сколько таких платьев можно сшить из 12 метров материи?

Реши задачу.

Узнай сначала, сколько метров материи идет на одно платье.

На следующем этапе в подобном задании указание может быть таким - “Подумай, можно ли сразу ответить на вопрос задачи”.

Задание

Реши примеры, представляя делимое в виде суммы удобных слагаемых:

60: 4 =

78: 3 =

56: 4 =

Задание

Реши примеры, объясняя про себя способ вычислений:

76: 2 = 84: 4 =

42: 3 = 96: 8 =

Задания с вспомогательными упражнениями

Вспомогательное упражнение может быть аналогичным основному, но более легким по числовым данным. Например, вспомогательная задача, имеющая более открытую математическую структуру, окажет методическую помощь решающему: поможет обнаружить математическую структуру основной задачи, наметить план решения.

Задание

Задача: №1 В двух коробках 8 карандашей. Сколько потребуется таких коробок для 16 карандашей?

Реши задачу.

Подумай, можно ли вторую задачу решить так же, как первую?

Задача №2. В 6 одинаковых ящиках 54 кг. винограда. Сколько таких ящиков потребуется для 40 кг. винограда?

Задание

1. Вычти сумму из числа:

25 - (10 + 3) =

48 - (20 + 6) =

2. Реши примеры:

56 - 24 =

60 - 32 =

Задания с теоретическими справками

Значительное количество ошибок в вычислениях объясняется характером усвоения соответствующих правил, лежащих в основе вычислительных приемов. Часто встречаются ошибки, вызванные: переносом усвоенного правила на новые случаи, не подчиняющиеся ему; являющиеся следствием непрочного усвоения правила (потеря звеньев вычислительного приема, замена их другими); смешение двух сходных правил. Цель заданий с теоретическими справками - учить обосновывать выбор того или иного действия соответствующей теорией, воспитать привычку контролировать свои вычисления, соотнося их с правилом.

Задание

Вспомни! Чтобы найти неизвестный сомножитель, нужно произведение разделить на известных сомножитель.

Реши примеры, используя это правило

Х * 5 = 25 6 * Х = 12

К * 2 = 26 4 * С = 28

Задания с алгоритмическими предписаниями

“Под алгоритмом обычно понимают общепонятное предписание о выполнении в определенной (в каждом конкретном случае) последовательности элементарных операций (из некоторой системы таких операций) для решения любой из задач, принадлежащих некоторому классу (или типу). Основные черты, характеризующие алгоритм: указания, входящие в предписание однозначно определяют характер и условия каждого действия; посредством алгоритма может быть выполнено не одно задание (решен пример), а целый класс подобных заданий (решен целый класс примеров); с помощью алгоритма всегда можно прийти к правильному результату.

Задание

48: 2 =

1. Представь делимое в виде суммы разрядных слагаемых.

2. Раздели эту сумму на число.

Выполни так же действия:

64: 2 = 82: 2 =

96: 3 = 48: 4 =

Естественно, всякое алгоритмическое предписание исключит ошибочное решение лишь в том случае, если учащийся хорошо владеет элементарными операциями действий, которые составляют содержание шагов алгоритма. В данном примере такими операциями являются умение представлять число в виде суммы разрядных слагаемых и делить сумму на число. Задания с алгоритмическими предписаниями можно широко использовать при обучении стандартизированным способам действий; например, при обучении вычислительным приемам. Следует отличать алгоритмическое предписание и инструкцию. Так, памятка для самостоятельного решения задач не является алгоритмом, потому что каждое из указаний памятки не определяет однозначно характер действия. В алгоритме же указание предполагает только один способ действия.

Задания с выбором решения

Задания с выбором решения - это такие задания, в которых предлагается задача или пример и варианты решений. Учащемуся для правильного ответа на вопрос задачи достаточно выбрать нужное решение из предложенного набора решений. Просматривая предложенные решения, учащихся выбирает то, которое, по его мнению, соответствует данному заданию, т.е. учащийся опознает правильное решение, эта операция не так трудна при минимальном знакомстве с задачами подобной математической структуры. Для выбора следует предлагать не более 3-4 решений, так как большой объем материала трудно воспринимается учащимися, особенно слабоуспевающими.

Задание

Задача: Сережа поймал 6 окуней, а Ваня в 2 раза больше. Сколько окуней поймали мальчики всего?

Выбери из данных решений решение этой задачи:

1) 6 + 2 = 8 (ок) 2) 6 * 2 = 12 (ок)

6 + 8 = 14 (ок) 6 + 12 = 18 (ок)

Задание

45 - 20 =

Выбери из данных решений решение этого примера:

40 + 20 = 60 40 - 20 = 20 40 - 20 = 20

60 + 5 = 65 20 + 5 = 25 20 - 5 = 15

Задания с применением классификации

К данному виду можно отнести задания, в которых учащемуся нужно по ряду признаков отнести пример или задачу к определенному классу.

Задание

Выпиши в первый столбик примеры, в которых нужно найти неизвестный делитель. Реши их.

Х * 5 = 25 Х + 6 = 20

8: А = 4 40 * С = 80

6 * К = 36 35: К = 5

Реши остальные примеры.

Задание

Задача №1. Купили 5 кг. огурцов, картофеля на 2 кг. больше. Сколько купили кг. картофеля?

Задача №2. Купили 5 кг. огурцов, картофеля в 2 раза больше. Сколько купили кг. картофеля?

Реши сначала задачу, в которой нужно увеличить данное число в несколько раз.

Реши вторую задачу.

Задания на классификацию помогают учащемуся осознать необходимые и достаточные признаки примеров и задач, предупредить их смешение. К этому виду заданий можно отнести составление таблиц по условию задачи.

Задание

Задача: Бабушка купила несколько пирожков с капустой по 5 коп. за штуку и столько же пирожков с мясом по 10 коп. за штуку. За пирожки с капустой она заплатила 30 копеек. Сколько стоили пирожки с мясом?

Заполни таблицу по условию задачи:

Учащийся, анализируя условия задачи, относит данные величины к определенному классу (цена, количество, стоимость). Признаки, по которым нужно классифицировать объекты, следует указывать учащимся, а также можно показать образец записи.

Задание

Данные примеры

96: 32 = 96: 3 = 81: 27 = 81: 3 =

48: 24 = 64: 2 = 96: 32 = 96: 2 =

запиши в два столбика так:

Деление на деление на

однозначное число двузначное число

Вычисли результат.

Некоторые вопросы методики работы по

дифференцированным заданиям

Чаще всего дифференцированные задания для самостоятельной работы предлагаются учащимися в записи на карточках, содержание которых может быть следующим. В карточке имеется основное задание и какой-то вспомогательный элемент, имеющий целью облегчить задание или, наоборот, сделать его более трудным. При этом, например, слабые учащиеся получают задание с элементами помощи, средние - с общими указаниями, сильные - усложненные задания, т.е. используется три варианта заданий (три различных вида карточек). Зная индивидуальные особенности учеников (уровень знаний, темп усвоения, работоспособность, характер затруднений и т.п.), учитель всегда может определить нужный вариант работы как для групп, так и для определенных учащихся.

Задание может быть и комплексным. В одном и том же виде карточек имеются в наличии элементы помощи и усложнение. В данном случае весь класс работает по одному виду карточек или по одной записи задания на доске, но при этом каждый выполняет посильную для себя часть.

Карточка

1) Вычисли значение выражений:

(420 + 6) : 3 =

(200 + 48) : 4 =

2) Реши примеры:

963: 3 = 864: 2 =

844: 4 = 488: 4 =

3) Представь делимое другими слагаемыми, которые делятся на делитель.

Карточка

Задача №1. За 5 конвертов заплатили 35 коп. Сколько стоит один конверт?

Задача №2. В первый день магазин продал 8 одинаковых портфелей и получил за них 32 руб. Во второй день магазин получил за такие же портфели 40 руб. Сколько портфелей было продано во второй день?

3. Составь обратную задачу, запиши ее условие кратко.

Реши задачу.

Сильные учащиеся выполняют вторую и третью часть работы, слабые - первую и вторую, средние основную часть работы. Средние учащиеся обычно тяготеют больше к сильным учащимся и реже к слабым, поэтому многие из них справляются с заданием для сильных. Комплексные задания следует использовать на более поздних этапах усвоения знаний, когда происходит сближение групп по уровню усвоения данной темы, от них переходит к общим задания.

Форма предъявления заданий может быть различна. Задание дается не только на отдельной карточке, но и в записи вариантов на доске, по учебнику или пособию. При этом возможны любые удобные для учителя и целесообразные для учащихся виды сочетаний этих форм. Например, все группы учащихся работают по карточкам или вариантам, записанным на доске; группа работает по заданиям на карточках, другая по заданиям записанным на доске, третья по учебнику т.п.

Планируя урок, на котором имеет место самостоятельная работа, учитель намечает задания для учащихся в соответствии и имеющимся на данный момент уровнем знаний, умений и навыков, определяет меру своего руководства индивидуальной работой учащихся. Следует и в тематических планах намечать перспективу работы как с отдельными учащимися, так и с группами, определять цели работы, содержание, методику.

Как определять задание на уроке? Прежде всего, необходимо, чтобы учащиеся были подготовлены к выполнению предлагаемого задания, чтобы они овладели теми знаниями, умениями и навыками, которые необходимы для его выполнения. Учитель должен знать, на каком уровне подготовленности стоит каждый ученик в данный момент. Результаты работы нужно фиксировать, выделяя общие характерные особенности способа действия и тут же определять виды заданий для последующей работы с группой.



Красноперова Людмила Евгеньевна, работает в МОУ «Федоровская СОШ № 3» 12 лет, учитель первой квалификационной категории.
Дифференцированное домашнее задание.

И. Кант как-то сказал, что способность правильно пользоваться знаниями, полученными в школе, в ученике развивает только домашний самостоятельный труд. А известный психолог Эльконин - Давыдов вообще считал, что «фактически постепенно должна стираться грань между классными и домашними заданиями с переходом к непрерывной, индивидуальной самостоятельной учебной деятельности школьника». То есть вопросы о значении домашнего задания, о его роли в развитии самостоятельных умений и навыков учащихся, о том, каковы допустимые объемы и время, отводимое для его выполнения, занимали педагогов на протяжении многих веков. Эти вопросы неоднократно обсуждались и обсуждаются как на страницах педагогической печати, так и среди учителей – практиков и особенно актуальны в последнее время.

Каждая школа может вообще отказаться от домашних заданий, исключив их из своих образовательных программ, но это трудно сделать сразу. Гораздо целесообразнее осуществить переход от обременительных домашних заданий к индивидуальному образовательному маршруту. Для этого домашние задания должны представлять систему. Элементы такой системы - предметные и межпредметные задания, работа с которыми позволяет ребёнку овладеть метапредметными умениями. Задания в системе дифференцируются по уровню знаний, умений и навыков ребёнка, в соответствии с его возрастом и полом, с учётом темповых показателей учебной деятельности, разделяются по способу организации, характеру деятельности и форме деятельности. Ученику предоставляется возможность самому выбирать задания для работы и время для их выполнения. Таким образом, домашняя работа школьника может перейти в индивидуальный образовательный маршрут. Она оценивается по специальной системе, отметки за нее влияют на итоговую оценку. Поэтому предлагаемая система должна носить открытый характер, легко изменяться в ответ на изменения, происходящие в обучении ребёнка. Она может учитывать даже время года. Ведь, по мнению психологов, зимой, особенно в феврале, нагрузка в школе достигает максимального значения. И такая система домашнего задания может перераспределить нагрузку учащихся, уменьшив её в зимние месяцы и увеличив, например, в апреле.

Виды дифференциации домашнего задания.


  • По уровню знаний, умений и навыков. Учащимся предлагается выбрать домашнее задание по своему уровню развития (подразумевается три уровня: высокий, средний, низкий).

  • В соответствии с возрастом ребенка. В начальной школе домашнее задание должно находиться за пределами урока (повторение, закрепление). В средней школе - рядом с уроком (должно быть частично-поисковым). В старшей школе – опережать урок (творческие задания, проектная деятельность переходящая в индивидуальные маршруты).

  • В соответствии с полом ребенка. Рекомендуется давать домашние задания, ориентированные на половую дифференциацию, т.е. отдельно для мальчиков и девочек. Если вспомнить поведение тех и других на уроке, то мальчики обычно более активны в начале урока, поэтому им требуется объяснять новый материал в начале занятия, а девочкам в середине.
Особенности мальчиков.

      1. Кратковременно избирательно реагируют на эмоциональный фактор.

      2. Избирательно реагируют на оценки.

      3. Важно, что оценивается. Необходимо объяснять, за какое содержание ему
        поставили оценку.

      4. Важна зрительная опора при объяснении нового материала

Рекомендуемые домашние задания

Не преемственные домашние задания

Задания, включающие поисковую деятельность

Не преемственно при оценивании учитывать качество, аккуратность в написании работы

Выдвижение новых идей

Речевые задания не действенны

Решение нестандартных учебных задач

Задания, связанные с видео пространственными умениями, умением ориентироваться в пространстве

Решение творческих заданий, связанных с интеллектом

Особенности девочек.


  1. Повышение эмоционального фона резко и длительно влияет на общую
    активность.

  2. Реагируют на все оценки: положительные и отрицательные.

  3. Важно, кто и как оценивает.

  • По способу организации, характеру деятельности и форме деятельности. Чаще всего задания носят репродуктивный характер, хотя для работы дома больше подходят задания частично-поискового и продуктивного характера (так называемые творческие задания). К таким целесообразным видам домашних работ на рубеже 19-20 веков относили сочинения. В наше время самыми распространёнными стали доклады, сообщения и рефераты. Именно они вызывают нарекания в связи с несоответствием работы и
    возраста учащихся, вызывают самые большие разногласия среди педагогов,
    учеников и их родителей.
Работа ученика в школе и дома, если она предполагается, должна иметь отличия. Целесообразно было бы задавать на дом то, что невозможно выполнить в классе, что требует наблюдений, размышлений, творческого подхода.

Говоря о дифференциации домашних заданий, можно утверждать, что если на рубеже 19-20 веков такой вопрос не поднимался, то в наше время каждый учитель знает о ней, однако на практике дети получают одинаковые задания. Это можно объяснить тем, что одинаковое задание проще не только задавать, но и проверять и оценивать. В педагогической науке до сих пор нет методик, позволяющих объективно оценить результаты домашних заданий. Подход и основания для оценивания сделанного дома должны иметь отличия, так как ребёнок выполняет работу в иных, чем в классе, условиях (большой временной интервал, самостоятельность при выполнении, помощь родителей).

В заключение, отвечая на вопрос о том, нужны ли домашние задания, можно сказать следующее. Если домашние задания сводятся только к заучиванию того, о чем говорилось в классе учителем, к чтению параграфа учебника, решению нескольких задач по типу решаемых в классе, выполнению всевозможных упражнений на одно и то же правило и т. п., если домашние задания приводят к перегрузкам детей, ухудшению состояния здоровья ребенка, вводят их в состояние стресса, то такой домашней работе нет места в системе обучения современной школы. Любое домашнее задание должно выводить школьника на новый уровень его познавательной деятельности по сравнению с той, какую он выполнял в классе, должно стимулировать его любознательность. Поисковый характер задания - вот главный признак домашней работы. Если же домашнее задание дается с максимальной пользой для ученика, то и отказываться от него не следует.

Учитель математики лингвистической гимназии №6

«Организация домашнего задания в процессе обучения математики»

Введение……………………………………………………………………………….………..1

Глава I. Принципы реализации домашнего задания. …………………………………….…2

1.1. Целесообразность и педагогическая обоснованность домашнего задания…….3

1.2. Развивающий характер………………………………………………………….....4

1.3. Принцип доступности……………………………………………………………..4

1.4. Оптимальный выбор объема домашнего задания………………………………..5

1.5. Дифференциация домашнего задания…………………………………….............6

1.6. Перспективное планирование системы домашних заданий………………….....7

1.7. Систематический контроль выполнения. ……………………………………..…8

Глава II. Некоторые виды и формы организации домашних заданий…………………...…8

Заключение…………………………………………………………………………………….11

Библиография. ……………………………………………………………………………...…12

Введение

Организация домашнего задания всегда была актуальной проблемой и продолжает оставаться таковой в настоящее время. Смена пародигм образования затронула не только цели и задачи, стоящие перед образовательной школой, но и организацию деятельности учителя, разносторонность учебно-познавательной деятельности учащихся, а также такой компонент педагогического процесса, как домашнее задание. В современных условиях поиск путей изменения целей, форм, методов, объема домашнего задания ориентируется на обучаемого, строится с учетом интересов, склонностей, возможностей ученика. Причем специфика учебного заведения типа лингвистическая гимназия при сокращении по сравнению с обычными школами количества часов на изучение математики определяет еще большую значимость данного вопроса.

Учебный материал, который излагает учитель на уроке (первичное восприятие), быстро улетучивает из памяти учащихся, спустя 3-4 часа после занятий даже успевающие школьники помнят из того, что они учили, не более 60-70%, а через 10-12 часов они могут воспроизвести менее 40% изучаемого материала. Таким образом, согласно известной психологической закономерности, открытой Эббингаузом, забывание более интенсивно протекает сразу после изучения материала (в первые часы и даже минуты), затем оно замедляется. Отсюда возникает необходимость достаточно быстрого «подкрепления» усвоенного, что как раз и осуществляется при выполнении домашнего задания.

Кроме того, любой навык становится прочным лишь после достаточного количества упражнений. Сколько нужно таких упражнений, зависит от особенностей материала и от индивидуальных особенностей учащихся. Один достигает необходимых результатов уже на уроке и дома лишь контролирует упражнениями качество навыка. Другой должен дома с помощью инструкции в учебнике или тетради еще раз пройти все этапы формирования навыка и возвратиться к упражнениям снова и снова. На уроке такую индивидуализацию обеспечить практически невозможно и поэтому домашние задания в полной мере становятся основным средством развития потребностей и навыков самообразования. Только в домашних условиях ученик может испробовать различные виды самоконтроля и выбрать наиболее эффективный (например, воспроизведение всего текста ответы на вопросы, составление плана и т. п.), а также выявить особенности своей памяти и в зависимости от них учить урок «про себя», вслух или одновременно делая записи.

Важно и то, что в процессе домашней работы каждый ученик осуществляет самоконтроль, что предполагает умение анализировать свои знания, находить свои недочеты и ошибки и затем исправлять их. Это наиболее сложная деятельность учащихся, требующая особой заботы со стороны учителя.

Работа в данном направлении воспитывает у учащихся убежденность в знаниях, уверенность в своих силах, формирует потребность заниматься исследовательской деятельностью , развивает навыки самообразования, творческую самостоятельность.

Общепринятыми основоположниками исследовательского метода являются классики педагогической науки, и др. Психология творческого мышления рассмотрена в трудах, . Концепция творческого развития саморазвития личности рассматривается в трудах, . Методикой организации домашних заданий занималась. Проблемы дифферинцированных и вариативных домашних заданий является одной из составляющих. Дозирование домашних заданий является одной из главных составляющих педагогических технологий.

Начиная с 2003 года, педагоги кафедры естественнонаучных дисциплин лингвистической гимназии под руководством профессора ПГПУ им. вплотную занимались вопросами организации домашнего задания, его объемом и качеством.

Цель исследования – реализация основных принципов организации домашнего задания и апробация видов и форм домашнего задания, способствующих развитию творческой самостоятельности учащихся.

Объект исследования – процесс организации домашнего задания в условиях лингвистической гимназии.

Предмет исследования - принципы организации домашнего задания, альтернативные виды и формы домашних заданий и условия их внедрения в педагогическую практику.

Гипотеза: организованная особым образом домашняя работа учащихся позволит повысить степень обученности учащихся и развить их творческую самостоятельность.

Глава 1. Принципы реализации домашнего задания

Безусловно, использование домашних заданий как формы самостоятельной работы учащихся сопряжено с рядом трудностей. Зачастую объем домашних заданий неоправданно завышают, не дифференцируют , недостаточен развивающий потенциал заданий. Они не планируются, а используются стихийно и очень часто не соответствуют дидактической цели урока. Практический опыт позволяет нам говорить о том, что развивающая и воспитывающая возможности домашней учебной работы содержатся в ней и реализуются лишь при определенных условий, среди которых:

1) Целесообразность и педагогическая обоснованность домашнего задания.

2) Развивающий характер.

3) Подготовленность учащихся к самостоятельному выполнению упражнений.

4) Оптимальный выбор объема домашнего задания.

5) Перспективное планирование.

6) Дифференцированный подход к формированию системы домашнего задания по математике.

7) Систематический контроль выполнения.

1.1 Целесообразность и педагогическая обоснованность домашнего задания

При задавании на дом нужно точно знать, какую цель преследует домашнее задание. По своим дидактическим целям домашние задания могут быть направлены:

На подготовку к усвоению нового учебного материала на предстоящем уроке;

На повторение и закрепление изученного на уроке;

На практическое применение полученных на уроке знаний;

На обобщение и систематизацию знаний, умений и навыков;

Подготовку к экзаменам и др.

Домашняя работа не должна быть копией работы на уроке. Нет необходимости задавать на дом то, что уже достигнуто. На дом должны даваться только необходимые задания, т. е. существенно важные для успешного усвоения учебного материала и в то же время те, что не могут быть выполнены в классе. Именно в этом специфика домашних заданий дающих им право на существование. Бывает, например, что для успешного усвоения новых знаний необходимо использовать большой дополнительный материал, обратиться к справочникам, первоисточникам, провести предварительно наблюдения и т. д. Сюда можно отнести подготовку рефератов, докладов, создание презентаций (приложение 1),работу над исторической справкой, по изготовлению оборудования, конспектирования и т. д. Ученикам необходимо работать дома над теоретическим материалом, изученным на уроке, если в соответствии с требованием программы он должен быть закреплен в их памяти. То же можно сказать о выполнении упражнении, так как не всегда в рамках урока можно выполнить необходимый объем заданий, чтобы умение превратить в навык. Специфическое назначение задания в этом случае состоит в том, чтобы предупредить забывание, помочь ученикам в интервалах между уроками не потерять полученные умения и навыки.

1.2 Развивающий характер домашнего задания

Сейчас, когда предметно ориентированная парадигма образования сменяется на личностно ориентированную, необходимо вспомнить, который отмечал, что «процесс накопления знаний и умений развивается учением, а процесс приобретения способностей – развитием.»

Учебные планы нацелены на всестороннее развитие личности школьника, каждый предмет вносит в этот предмет свой специфический вклад, в том числе и математика. С одной стороны, знания и умения являются неотъемлемой частью, основой и предпосылкой для развития личностных качеств. С другой – вместе с ростом знаний и развитием умений совершенствуются и личностные качества. Поэтому в объем домашней работы необходимо включать задания на понимание всеми детьми необходимости постоянно приобретать знания, на развитие готовности к самообразованию, на развитие у учащихся творческих способностей, на формирование научного мировоззрения, общеучебных умений.

Творческие способности развиваются в творческой деятельности учащихся, которая предполагает самостоятельный поиск, пробы, оригинальное мышление в отношении знаний, являющихся новыми для школьников, создание проблемных ситуаций на уроке закладывает основу для проблемных домашних заданий, поиск оптимальных путей, приводящих к конкретному результату.

1.3 Принцип доступности

Домашнее задание может быть дано лишь при условии его доступности и подготовленности учащихся к его самостоятельному выполнению в ходе предшествующих занятий. Если новый материал на уроке плохо понят, то учитель не может требовать, чтобы учащиеся выучили его к следующему уроку или выполнили дома соответственную письменную работу, так как при этом основная тяжесть усвоения переносится на домашнюю работу, что недопустимо. Выполнение творческих домашних заданий должно быть обеспечено наличием у учащихся определенных умений, без которых выполнение такого задания становится невозможным. Подготовка учащихся к выполнению домашнего задания осуществляется всеми предыдущими уроками и в ходе инструктажа к каждому домашнему заданию. Главная цель такого инструктажа заключается в рекомендациях к выполнению заданного на дом. При этом необходимо обратить внимание на следующие вопросы:

Какова цель домашнего задания;

Каков его объем, понятны ли ученикам формулировки заданий;

Каковы требования к материалу (что усвоить прочно, что лишь понимать, или узнавать, или помнить наизусть, на что будет обращать внимание учитель при проверке, какая работа будет считаться хорошей);

Как организовать работу дома.

Применяют разные виды инструктажа. К примеру, учащимся показывают, что работа над домашним заданием аналогична той работе, которая проводилась в классе. Предложив задание, учитель сам или при помощи учащихся проделывает несколько упражнений, похожих на те, с которыми учащиеся будут иметь дело дома. Учитель, анализируя домашнее здание, рассматривает наиболее сложные его элементы, предупреждая о некоторых трудностях и возможных путях их преодоления. Учитель делает обзор заданного и подчеркивает самое главное. Иногда демонстрирует образцы работ.

1.4 Оптимальный выбор объема домашнего задания

Чрезмерный объем домашнего задания может научить детей «халтурить», недобросовестно относиться к выполнению своих обязанностей, способствовать приобретению отрицательных привычек, мешающих учебе. Также возникают проблемы, связанные со здоровьем учащихся. В период учебы идет процесс формирования организма и становления личности. Происходит развитие всех систем организма. Поэтому очень важно, чтобы занятия умственным трудом перемежались с занятиями спортом, прогулками на свежем воздухе, помощью родителям по дому. Чрезмерная перегрузка домашними заданиями часто отбирает неоправданно много времени.

На основе исследований педагогов, психологов, физиологов нами были разработаны рекомендации по оптимальному объему домашнего задания по математике.

· В 5-6 классах (12-13 лет) в среднем – 35-40 минут, включается 1 задание алгоритмического типа и 1 неалгоритмического.

· В 7-8 классах (14-15) лет в среднем на выполнение домашнего задания ученик должен затрачивать 45 минут, выключается 1-2 задания алгоритмического типа и 1 развивающего характера. В качестве необязательного можно использовать и творческое задание.

· В 9-11 классах (14-15 лет) в среднем на выполнение домашнего задания ученик должен затрачивать 50 минут, включается 1-2 задания алгоритмического типа и 1 развивающего характера. Отдельным учащимся уже в обязательном порядке следует дать творческое задание. На этом этапе следует широко использовать домашние задания, рассчитанные на длительный срок.

Приведенные временные нормы домашнего задания даны в расчете на среднего ученика и носят предельный характер. В зависимости от профиля курса математики они могут быть увеличены за счет других предметов, либо сокращены в пользу профилирующих предметов.

В тех случаях, когда содержание домашних заданий включает те же элементы учебного материала, что и урок, ученик вторично воспроизводит и осмысливает материал, изложенный учителем. При этом интерес школьника снижается, так как нет новизны содержания, которая привлекла его внимание при первом восприятия. Отсюда вытекает необходимость внесения в домашнее задание творческих элементов, раскрытия новых сторон темы, не выделенных учителем на уроке. С другой стороны, учитывая закономерности высшей нервной деятельности, необходимо в целях эффективности усвоения знаний в большей мере сохранять в домашней работе все содержание учебного материала, изученного на уроке, и даже порядок его изложения, т. е. условия первичного восприятия, так как для успешного закрепления вновь образуемых в коре головного мозга связей необходимо вначале сохранение одинаковых, повторяющихся условий.

1.5 Дифференциация домашнего задания

Домашнее задание является одним из средств индивидуализации в дифференциации в обучении. Если домашнее задание используется для предъявления нового материала, для применения полученных знаний – во всех случаях, когда требуется участие каждого школьника, имеет смысл единое домашнее задание. В другой ситуации уместным будет дифференцированное домашнее задание. Для школьников, которые уже овладели навыками выполнения определенных заданий, повторное выполнение таких же – требование заниженное. Было бы лучше освободить этих ребят от обязательного домашнего задания и посоветовать им поработать над заданием повышенной трудности.

Как известно, дифференциация может идти по двум направлениям: уровневая и профильная. Они находят свое отражение при организации домашних заданий. Уровневая дифференциация предполагает разделение класса на несколько групп в соответствии с достижением учащимися уровня обязательной полготовки. Индивидуализация домашних заданий может быть достигнута путем увеличения числа задач и упражнений для учащихся какой-либо группы класса. Это исключает или уменьшает возможность проверить в классе те задачи, которые были даны дополнительно, так как основная часть класса этих задач дома не решала. Более ценными в методическом отношении представляются такие задания, которые являются общими для всего класса, но содержат дополнительные вопросы или задачи, расширяющие их основное содержание.

1.6 Перспективное планирование системы домашних заданий

Для предупреждения перегрузки учащихся и правильной организации домашних заданий необходимо перспективное планирование системы домашней учебной работы школьников, в который были бы четко определены ответы на вопросы: что задавать, как задавать, когда задавать на дом. Опыт показывает, что домашние задания необходимо планировать так же, как и учебный материал, изучаемый на уроках.

Целесообразно разрабатывать систему домашних заданий по изучаемой теме. При этом учитель определяет объем материалов, распределяет его по отдельным урокам, определяет форму и объем домашних заданий на каждом уроке, продумывает рекомендуемые методы для их выполнения. При этом важно учитывать, что система домашних заданий должна соответствовать системе уроков по теме. Лишь при этом условии домашние задания позволяют осуществить связь между уроками. Наш педагогический опыт позволяет говорить о том, что при лекционно-семинарской системе обучения целесообразно реализовать следующую схему:


1.7 Систематический контроль выполнения домашнего задания

Систематический контроль выполнения домашних заданий способствует прочному усвоению знаний, своевременному устранению недочетов в знаниях учащихся, правильному отношению к домашним заданиям.

Изучая данную проблему, обобщая ее на кафедре естественнонаучных дисциплин, мы пришли к выводу, что наиболее актуален вопрос об организации проверки. Какие методы лучше использовать, чтобы получить необходимые сведения о качестве выполнения домашнего задания, выявить самостоятельность выполнения, определить приемы, используемые учеником дома, в конечном счете, определить подготовленность учащихся к усвоению нового материала и при этом затратить как можно меньше времени. Не нужно забывать и о том, что выбранный метод должен служить и средством развития учащихся.

Устный опрос требует много времени, зато способствует развитию речи учащихся, учит логически аргументировано излагать материал, правильно использовать математические термины.

Математические диктанты – оперативная форма контроля усвоения теоретического материала, одновременно развивает умение воспринимать условие задания на слух, учит внимательно слушать.

Контроль письменных домашних заданий: формально – у всех, контроль содержания – у отдельных учеников или внеурочная проверка учителем тетрадей, привлечение к проверке отлично успевающих учеников.

Эффективны также релейные контрольные работы (контрольные работы по материалам домашних заданий) и тестирование.

Глава 2. Некоторые виды и формы организации домашнего задания

Опыт работы показывает, что выше обозначенные принципы организации домашней учебной работы школьников по математике эффективно воплощаются в педагогическом процессе посредством использования учителем следующих видов и форм домашних заданий:

I. Задачи на моделирование и конструирование геометрических тел (при моделировании объект всегда задан, при конструировании учащиеся сами определяют, какой объект необходим)

Пример 1. Изготовить конус по его фронтальной проекции, которая дана на рисунке 1.

Пример 2. Изготовить пирамиду, в основании которой лежит правильный треугольник, а боковые ребра перпендикулярны плоскости основания.

Пример 3. Может ли правильный треугольник быть разверткой пирамиды? Найти ее объем, если сторона треугольника равна а.

II. Написание математических сказок, сочинений . Такие задания относятся к числу долговременных. Целесообразно предлагать ученикам несколько тем сочинений, предоставив им право выбора одной из них. Каждую тему необходимо прокомментировать, можно предоставить план. Приведем пример плана сочинения по теме «Параллелограмм» (тема - высота параллелограмма):

· дать определение высоты параллелограмма,

· выяснить возможные случаи расположения высот относительно параллелограмма,

· рассмотреть свойства высот, проведенных из одной вершины и разных вершин,

· части, на которые высоты разбивают параллелограмм,

· площадь параллелограмма.

Математические сказки, стихи, оды – разновидность математических сочинений, особенно эффективны в 5-6 классах (приложение 2).

III. Написание рефератов по материалу курса математики призвано улучшить знания учащихся, выработать у них умения пользоваться учебной литературой, умение работать самостоятельно, анализировать и обобщать прочитанное. В течение года школьник разрабатывает определенную проблему под руководством учителя, который помогает подобрать нужную литературу, составить план. Выполняя эти виды деятельности , учащиеся приобретают неоценимый опыт публичных выступлений, опыт работы с современными технологиями, умение грамотно и профессионально описать проблему.

1. Задачи на оптимизацию в историческом контексте (история возникновения таких задач, примеру экстремальных задач древности) и их значение для практических задач.

2. Решение экстремальных задач элементарными средствами.

2.1. Наибольшее и наименьшее значение квадратного трехчлена. Примеры решения задач.

2.2. Применение теорем о среднем арифметическом и среднем геометрическом.

3. Применение производной к решению задач на максимум и минимум практического характера.

3.1. Общий план решения задач.

3.2. Иллюстрация метода решения на примерах.

4. Геометрические задачи на экстремум.

IV. Создание математических кроссвордов, диаграмм (приложение3) призвано улучшить знания учащихся, выработать умение пользоваться учебной литературой , анализировать и обобщать прочитанное.

V. Отыскивание различных способов решения и доказательств теорем

Например, в 5-6 классе можно предложить задания следующего типа:

1. Начертить прямоугольник, ширина которого 1 клетка, длина 10 клеток и заштриховать 1/10 часть.

2. Отметить две точки и соединить их линией.

3. Нарисуйте квадрат, сторона которого 2 клетки. Заштрихуйте половину квадрата разными способами.

Пример 2. Для отыскивания новых доказательств используются карточки-задания, на которых пишут задания, а по необходимости делают чертёж, помещают комментарии или план доказательства.

VI. Составление сборников задач . Сначала учащиеся по выделенной теме отыскивают интересные задачи, а потом оформляют их в единый журнал.

VII. «Зашифрованное слово». Этот вид работы позволяет учащимся самим прогнозировать ошибки и впоследствии не допускать их.

VIII. Создание «карточек-заданий» с ошибками .

49y2 – 84y +36

81 – 90y + 25y2

81 – 45y +25y2

IX. При работе над ошибками в контрольной работе ребятам предлагается найти в учебнике задания, аналогичные тем, в которых допущена ошибка, и решить их.

Приведем примеры такого задания, обозначая буквой «А» обязательное для всего класса упражнение, а буквой «Б» его усложненный вариант творческого характера.

· А. Синусы двух острых углов треугольника равны соответственно 7/25 и 4/5. Найти синус и косинус третьего угла.

· Б. Синусы двух углов треугольника равны соответственно 7/25 и 4/5. Найти синус и косинус третьего угла.

Решение первой задачи достаточно стандартно. При решении второй возникает неопределенность со знаками выражений для косинусов заданных углов. Необходимо рассмотреть три случая: а) α<90°, β<90°, этот случай совпадает с заданием А; б) α<90°, β>90°; в) α>90°, β<90°.

Профильная дифференциация домашнего задания как по уровню сложности, так и по форме и содержанию естественным образом вытекает из осуществления на практике профильной дифференциации обучения математике.

X. Отрывной математический календарь .

XI. Творческий отчет .

XII. Портрет математического понятия .

XIII. Математическое лото .

Заключение

Опыт нашей работы показывает, что данный подход к организации домашнего задания позволяет добиться высоких результатов учащихся в изучении математики и успешной сдачи ЕГЭ. Увеличился процент учащихся, которые при проведении внутришкольного контроля, промежуточной и итоговой аттестации показали более широкий диапазон усвоения школьной программы. Анализ административных контрольных работ показывает положительную динамику результатов обучения:

Уровень обученности

Уровень усвоения

Качество знаний

Таким образом, на основе проведенного исследования можно сделать следующие выводы:

Соблюдая обобщенные нами принципы организации домашних заданий, учитель может сделать их развивающими и воспитывающими;

Реализуя апробированные нами различные виды домашних заданий, можно добиться целесообразной и рациональной организации домашнего задания.

Перспектива работы в данном направлении видится в переходе от репродуктивных к альтернативным видам домашних заданий, позволяющим перейти к творческому уровню освоения знаний.

Библиография:

1. и др. Алгебра 7: Учебник для 7 кл. общеобразовательных учебных заведений. – М.: Просвещение, 2007.

2. и др. Алгебра 8: Учебник для 8 кл. общеобразовательных учебных заведений. – М.: Просвещение, 2007.

3. и др. Алгебра 9: Учебник для 9 кл. общеобразовательных учебных заведений. – М.: Просвещение, 2007.

4. Григорьева задания по геометрии для 7-ого класса// Математика в школе. – 1990. №3

5. , Фирсов в обучении математике // Математика в школе. – 1990. №4

6. Жилина сочинения при обучении школьников// Математика в школе. – 1995. №3

7. Каплунович одной задачи // Математика в школе. – 2003. №2

8. Жилина сочинения при обучении школьников // Математика в школе. – 1995. -№3.

9. Каплунович уроки математики-М.: Просвещение, 1992.

10. Нормализация учебной нагрузки школьников. Экспериментальное физиолого-гигиенические исследование / Под ред. , В, Н, Козлова. –М.: Педагогика, 1988.

11. Как решать задачу. – М., 1961.

12. Рассудовская задания творческого характера для всего класса / Передовой опыт преподавания математики в школе и профтехучилище. Вып. I. Обучение математике: как и зачем? Состав. – М., 1993.

13. О дифференцированной помощи учащимся при решении задач // Математика в школе. – 1993. -№2.

14. Утеева формы учебной деятельности учащихся // Математика в школе. – 1995. - №5.

15. Шабалина учебная работа школьников. –М.: 1952.

16. Эдигер мышления в процессе решение задача // Первое сентября, приложение «Математика». – 1996. -№23.

Материал содержит презентацию к докладу по теме "Дифференцированные домашние задания" и подборку разноуровневых заданий для домашней работы по русскому языку и математике 2 класс (2 полугодие) УМК "Школа России"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Организация домашней работы учащихся.

Дифференцированные домашние задания в начальной школе.

Задавание на дом уроков - палка о двух концах, и если оно методически не продумано, то может приводить как раз к обратным результатам: научить халтурить, недобросовестно относиться к выполнению своих обязанностей, приобретать отрицательные навыки, мешающие учёбе, обманывать. Оно может чрезмерно нагружать ребят без всякой надобности.
Н.К.Крупская

Основные требования, предъявляемые к домашнему заданию.

  1. Для домашней работы предлагаются такие виды заданий, которые уже выполнялись учащимися на уроке самостоятельно. Домашнее задание должно быть посильным для большинства учащихся класса.
  2. По степени трудности домашнее задание должно быть примерно равным или несколько легче тех, что выполнялись на уроке.
  3. Содержание задания должно быть понятно каждому ученику, т.е. все учащиеся должны знать, что и как делать.
  4. Сохраняя основное содержание домашнего задания, можно частично индивидуализировать его цель, объем, способ выполнения.
  5. Домашнее задание может быть фронтальным, дифференцированным и индивидуальным.

Непременным условием успешного усвоения учащимися программного материала является подготовка школьников к выполнению домашней работы, руководство ею со стороны учителя.

Подготовка к выполнению домашней работы

  1. Время сообщения домашнего задания не обязательно относить к окончанию урока. Лучше всего домашнее задание давать детям до окончания урока, когда их внимание не так рассеяно и силы не на пределе. Задание нацеленное на закрепление какого-либо навыка, лучше давать сразу после упражнений, вырабатывающих этот навык.
  2. Сообщение домашнего задания должно сопровождаться необходимым для младшего школьника инструктажем: внимание может быть сосредоточено либо на анализе его содержания, либо на анализе способа выполнения или на его оформлении.
  3. Работу по формированию умений выполнять задания, включенные в домашнюю работу, необходимо проводить на уроке.
  4. В помощь учащимся учитель предлагает памятки по выполнению определенных видов домашней работы (как правильно решать задачу; как учить наизусть стихотворение; как подготовить план пересказа; как выполнять работу над ошибками и др.).
  5. Учитель обязан ознакомить родителей с нормативами времени, которое отводится на выполнение домашних заданий, с примерным режимом дня, с правильной организацией рабочего места. Учитель разъясняет родителям, как правильно оказывать учащимся разумную помощь в выполнении домашних заданий.

Организация проверки домашнего задания

При проверке домашней работы учащихся задача учителя заключается в том, чтобы взять под контроль не только систематичность выполнения каждым учеником домашнего задания, но и степень самостоятельности ученика при его выполнении, а также уровень усвоения учебного материала в процессе домашней работы.

Возможные формы проверки:

  1. фронтальный контроль;
  2. выборочный контроль;
  3. взаимоконтроль учащихся при работе в парах;
  4. самоконтроль учащихся.

Задания учащимся для проверки домашней работы:

  1. выделить главное в теории и выполненных упражнениях (заданиях);
  2. сжать (концентрированно подать за максимально короткое время) материал;
  3. дать рецензию на ответ, дополнить, обобщить, сделать выводы, высказать свое отношение к излагаемому материалу;
  4. нацелить постановкой вопросов на упущенное, но существенное в ответах соучеников;
  5. выделить вопросы и проблемы, разрешить которые мы не можем на данном уровне знаний (подведение к новой теме);
  6. продолжить ответ одного ученика ответом другого (логически или в виде плана);
  7. выполнить самостоятельно задания с измененными условиями;
  8. взаимопроверка в парах; самооценка выполненных заданий;
  9. повторное выполнение заданий без изменения условий;
  10. повторно возвратиться к информации (заданиям), в которой учащиеся допускали ошибки (в конце урока или на следующем);
  11. составить вопросы к теме, изучаемой дома.

Домашнее задание по каждому предмету должно быть строго регламентировано по объему и согласовано с заданиями по другим предметам.

Перегрузку учащихся могут вызвать:

  1. чрезмерно большое домашнее задание;
  2. чрезмерно трудное домашнее задание;
  3. несформированность у учащихся умений, необходимых для выполнения определенного вида задания;
  4. неумение учащихся правильно оформить выполненное задание.

Известный русский педагог К.Д. Ушинский справедливо говорил, что у ребенка, который длительно занят приготовлением уроков, ослабевают память и внимание, снижается успеваемость.

Домашние задания учащимся начальных классов даются с учетом возможности их выполнения в следующих пределах:

в 1-м классе (со вто рого полугодия) - до 1 часа;

во 2-м - до 1,5 часов ;

в 3-4-х - до 2-х часов.

Примерный объем домашних заданий

для учащихся 2-4-х классов

№ п\п

Учебный

предмет

2 класс

3 класс

4 класс

Математика

Задача или 2 столбика примеров

Задача или 3 столбика примеров, но всего не более 16

Задача и 2 выражения, или 2 задачи, или задача и 4 примера

Русский язык

15-17 слов упражнение для домашней работы может включать не более одного грамматического задания

25-28 слов упражнение для домашней работы может включать не более одного грамматического задания

35-37 слов упражнение для домашней работы может включать не более одного грамматического задания

Литературное чтение

Не более 1-1,5 страниц

Не более 2-2,5 страниц

Не более 3-3,5 страниц

Окружающий мир

Не более 1-1,5 страниц

Не более 2-2,5 страниц

Не более 2,5-3 страниц

Объем и степень сложности домашних заданий должны строго соответствовать СанПиНу по каждому классу (устные и письменные задания, включая иностранный язык). Объём домашних заданий по всем предметам в совокупности даётся учащимся с учётом возможностей их выполнения, но не должен превышать 50% объема аудиторской нагрузки и по содержанию не должен быть сложнее классно-урочного материала.

Необходимо учесть, что в максимальные нормы входят все задания устного и письменного характера. Также данные нормы рассчитаны на всех учащихся с различным потенциалом. Отсюда следует, что нормы домашних заданий предполагают дифференцированный подход к каждому школьнику (объем, характер и степень сложности домашних заданий, включая иностранный язык).

Дифференцированные домашние задания

Домашняя работа - это особый вид самостоятельной работы, он происходит без непосредственного руководства учи теля, поэтому нуждается в создании необходимых условий для успешного его выполнения.

На домашнюю работу учащихся возлагаются важные функции обучения, воспитания и развития.

В расчете на какого ученика давать домашнее задание – на сильного, среднего или слабого? Чаще мы даем домашнее задание с учетом на среднего ученика.

Установлена закономерность 1: 6,

что означает, что если ориентироваться на слабого или среднего, то сильный ученик выполнит домашнее задание в 6 раз быстрее. Если ориентироваться на сильного ученика, то слабый ученик потратит время в 6 раз больше, что, безусловно, будет сказываться на занятости ученика и на его самочувствии.

Одно и то же задание для сильных может быть легким, для слабых - трудным. Первые не трени руют себя на трудном для них материале, вторые теряют уверенность в своих силах. И в результате ни у тех, ни у других не вырабатывается ответственного отношения к тому, что задается на дом. Домашняя работа эффективна только тогда, когда все дети готовы к самостоятельному ее выполнению.

Одна из главных задач воспитания подрастающего поколения - формирование самостоятельности мышления, подго товка к творческой деятельности. Разным ученикам требуется разное время, разный объем, разные виды и формы работы, чтобы овладеть программным учебным материалом. Основным путем осуществления данной задачи является дифференци рованный подход, который состоит в том, чтобы учитывать тем или иным образом эту разницу. Он необходим на всех этапах обучения: как на уроке, так и в домашних условиях при выполнении домашних работ. Любое домашнее задание должно выводить школьника на более высокий уровень его интеллектуального развития и самостоятельности решений.

Дифференцированный подход к объему и содержанию домашних заданий осуществляется с учетом познавательных возможностей и особенностей учащихся.

При этом происходит закрепление знаний, умений и навыков, развитие логического мышления, формирование само стоятельности, самоконтроля ответственного отношения к учебе.

Предлагая дифференцированные домашние задания необходимо учитывать:

  1. способность ребенка к учебной деятельности (быстрое освоение учебного материала, глубину его осмысления);
  2. умение выражать свои мысли;
  3. познавательную активность (проявление интереса к знаниям);
  4. организованность в работе (умение доводить начатое дело до конца).

Исходя из индивидуальных особенностей детей, задания подбираются так, что при подчинении единой познаватель ной цели и одной теме они отличаются разной степенью трудности.

Три группы (уровня) сложности: (учащиеся сами выбирают вариант, или каждый вариант учитель заранее предна значает определенной группе учеников):

1. Выполнение домашних заданий, требующих усвоения правил в пределах образовательного стандарта изучаемых тем и получение оценки - 3-4;

2. Выполнение домашних заданий, требующих выхода за пределы объема, требующих усвоения правил, выходящих за пределы образовательного стандарта и стимулирующих более высокую оценку - 4-5;

3. Выполнение домашних заданий, требующих самостоятельных решений, находок, идей, творческого подхода и стимулирующих высокую оценку – 5.

Для 3 уровня можно использовать такие задания, как:

  1. задания на выявление закономерностей;
  2. задания на развитие логики;
  3. рассмотрение задач с лишними или недостающими данными;
  4. составление обратных задач, подобных заданий;
  5. разгадывание ребусов, головоломок, кроссвордов;
  6. составление предложений и текстов;
  7. составление схем предложений;
  8. составление загадок;
  9. составление вопросов к тексту;
  10. составление плана текста;
  11. выполнение заданий, требующих энциклопедических знаний;

Примеры дифференцированных заданий:

Русский язык:

1 группа учащихся - задания вида ЗВ_НОК, СТ_РОНА, ЦВ_ТОК, СН_ ЖИНКА вставить пропущенную согласную букву. (Это домашнее задание связано с повторением и закреплением правила, оценивается на «3» или «4», в зависимости от выполнения и индивидуальности ребёнка)

2 группа учащихся - предложено вставить пропущенную букву и найти проверочное слово. (Это задание направлено на больший объем и умение правильно и самостоятельно подобрать проверочное слово, оценивается на «4» или «5», в зависимости от выполнения)

3 группа учащихся - должны не только выполнить предыдущее задания, но и подойти к нему творчески. Необходимо придумать несколько слов на это правило и составить с ними предложения на определённую тему. (Оценивается на «5»)

Математика:

1 группа учащихся - задания вида: начертить ломаную линию как в учебнике, узнать её длину. (Это домашнее задание связано с повторением и закреплением правила, оценивается на «3» или «4», в зависимости от выполнения и индивидуальности ребёнка)

2 группа учащихся - предложено начертить ломаную, узнать её длину и выразить её в миллиметрах и если можно в дециметрах. (Это задание направлено на больший объем и умение правильно и самостоятельно подобрать проверочное слово, оценивается на «4» или «5», в зависимости от выполнения)

3 группа учащихся - должны не только выполнить предыдущее задания, но и подойти к нему творчески. Необходимо начертить ломаную такой же длины, но с большим количеством звеньев. (Оценивается на «5»)

Чтение:

1 группа учащихся – Прочитать выразительно стихотворение К.Чуковского «Радость». (Это домашнее задание связано с повторением и закреплением правила, оценивается на «3» или «4», в зависимости от выполнения и индивидуальности ребёнка)

2 группа учащихся - Прочитать выразительно стихотворение К.Чуковского «Радость», подобрать рифму к словам:

Лягушка

Кошка

Мальчик

(Это задание направлено на больший объем и умение правильно и самостоятельно подобрать проверочное слово, оценивается на «4» или «5», в зависимости от выполнения)

3 группа учащихся - должны не только выполнить предыдущее задания, но и подойти к нему творчески: придумать к словам рифму и сочинить с одной из рифм короткое стихотворение (двустишие). (Оценивается на «5»)

Эти задания способствуют развитию способностей детей, углублению знаний. Выпол няя такие задания, учащиеся становятся субъектом познавательной деятельности, которая воспитывает инициативность (в данном случае выбор уровня), самостоятельность в усвоении знаний, умений и навыков, в развитии мышления, памяти и творческого воображения.

Дифференцированные домашние задания удовлетворяют потребность учащихся в тренировке, позволяют восполнить пробелы в знаниях, дают возможность неуверенным ученикам укрепиться в своих возможностях, сильным – развить свои интересы до глубокой увлеченности, тех и других учат самостоятельному познанию.

Когда же и как давать дифференцированное домашнее задание?

Лучше всего домашнее задание давать детям до окончания урока, когда внимание детей не так рассеяно и силы не на пределе. Задание должно сопровождаться чётким инструктажем учителя: внимание может быть сосредоточено либо на анализе его содержания, либо на анализе способа выполнения или на его оформлении. Ученики делают выбор и записывают задание в дневники.

Задача учителя активно наблюдать за обучающимися, чтобы они не привыкали выполнять тот вариант домашних заданий, которые не требуют интеллектуальных затрат, а всё время стимулировать их мотивацию на успех, преодоление трудностей.

Литература:

  1. Гершунский Б.С., Полат Е.С. Личностно-ориентированный подход в образовании. «Философия образования», М: 1998
  2. Якиманская И.С. Дифференцированное обучение: внешние и внутренние формы. Журнал «Директор школы», 1995, №3, с. 39-45.

Предварительный просмотр:

Математика

(составлено Ушаковой Н.А. МОУ СОШ №1 п. Кавалерово)

Тема урока

Стр.

Дифференцированное

задание

Сложение и вычитание.

Письменные приёмы

Прямой угол

Прямоугольник

Противоположные стороны прямоугольника

Квадрат

1 ур.- №3;

2 ур.- №3 + на полях;

3 ур.- №3 + на полях + сост. 2 равенства.

1 ур.- №3;

2 ур.- №3 , №5

3 ур.- №3 , №5 + начертить ломаную

Такой же длины из 4-х звеньев.

1 ур.- №4;

2 ур.- №4 + 2 обр. задачи;

3 ур.- №4 + 2 обр. задачи + №8.

1 ур.- №7 без проверки;

2 ур.- №7 с проверкой;

3 ур.- №7 с проверкой + №8.

1 ур.- №5;

2 ур.- №5 выразить в см;

3 ур.- №5 выраз в см, + №4 с кратк. зап..

1 ур.- №6 без проверки;

2 ур.- №6 с проверкой;

3 ур.- №6 с проверкой + на полях.

1 ур.- №4, №7;

2 ур.- №4 + 1 обр задача, №7;

3 ур.- №4 + 2 обр. задачи, №7.

1 ур.- №3;

2 ур.- №3 + 1 обр. задача;

3 ур.- №3 + 2 обр. задачи, №2.

1 ур.- №6 без проверки;

2 ур.- №6 с проверкой;

3 ур.- №6 с проверкой, сост. 2 примера.

1 ур.- №3;

2 ур.- №3, №8;

3 ур.- №3, №8 + на смекалку.

1 ур.- №6 (1,2);

2 ур.- №6 (1,2,3);

3 ур.- №6 + ребусы

1 ур.- №7 (1);

2 ур.- №7 (1,2);

3 ур.- №7 (1,2,3) + на смекалку

1 ур.- №6;

3 ур.- №6 + по 1 примеру в кажд. столбик

Ребусы.

1 ур.- №5;

2 ур.- №5, №4;

3 ур.- №5, №4 + на полях

1 ур.- №4;

2 ур.- №4 с проверкой;

3 ур.- №4 с проверкой + на полях.

1 ур.- №8 (к – 6);

2 ур.- №8;

3 ур.- №8 + добавить два значения к и

Решить.

1 ур.- №6 без проверки;

2 ур.- №6 с проверкой;

3 ур.- №6 с проверкой, №7.

1 ур.- №2 (1 вопрос);

2 ур.- №2 (2 вопроса);

3 ур.- №2, №3

1 ур.- №7;

2 ур.- №7 + 2 своих числа;

3 ур.- №7 + 2 своих числа + на смекалку.

1 ур.- №7;

2 ур.- №7 + 2 своих числа;

3 ур.- №7 + 2 своих числа + ребусы.

1 ур.- №5;

2 ур.- №5 + по 1 примеру в кажд. столбик;

3 ур.- №5 + по 1 примеру + №6.

Умножение и деление

Название компонентов умножения

Взаимосвязь компонентов умножения

Деление

Название компонентов деления

Взаимосвязь компонентов деления

Табличное умножение и деление

Умножение на 2

Деление на 2

Умножение на 3

Деление на 3

1 ур.- №6;

2 ур.- №6, №3;

3 ур.- №6 + 2 неравенства №3.

1 ур.- №3 в 1 действие;

2 ур.- №3 в 2 действия;

3 ур.- №3 в 2 действия + №4.

1 ур.- №6 (1), №8;

2 ур.- №6 (1,2), №8;

3 ур.- №6и(1,2,3), №8.

1 ур.- №6;

2 ур.- №6 с проверкой;

3 ур.- №6 с проверкой + №5.

1 ур.- №7 без проверки;

2 ур.- №7 спроверкой;

3 ур.- №7 с проверкой + на смекалку.

1 ур.- №5;

2 ур.- №5 + похожая задача;

3 ур.- №5 + похожая задача + на полях.

1 ур.- №6;

2 ур.- №6 с проверкой;

3 ур.- №6 + по 2 примера на слож. и выч..

1 ур.- №7 (1,2);

2 ур.- №7 (1,2,3);

3 ур.- №7 + на полях.

1 ур.- №7 (а – 7);

2 ур.- №7;

3 ур.- №7 + 2 значения а .

1 ур.- №5;

2 ур.- №5 с проверкой;

3 ур.- №5 с проверкой + 4 своих примера.

1 ур.- №3;

2 ур.- №3 + 1 обр. задача;

3 ур.- №3 + 2 обр. задачи.

1 ур.- №7;

2 ур.- №7, №9;

3 ур.- №7 + ломаная такой же длины

Из 4 звеньев, №9.

1 ур.- №6;

2 ур.- №6 + по 1 примеру в кажд. столбик;

3 ур.- №6 + по 1 примеру + заним. рамки.

1 ур.- №7 (1,3);

2 ур.- №7 (1,2,3);

3 ур.- №7 + головоломка.

1 ур.- №6;

2 ур.- №6, №8;

3 ур.- №6. №8 + квадраты.

1 ур.- №3;

2 ур.- №3 + 1 обр. задача;

3 ур.- №3 + 2 обр. задачи.

1 ур.- №8 без проверки;

2 ур.- №8 спроверкой;

3 ур.- №8 с проверкой + ребусы.

1 ур.- №4;

2 ур.- №4 + чертёж;

3 ур.- №4 + чертёж + придумать похожую

Задачу.

1 ур.- №5 без проверки;

2 ур.- №5 спроверкой;

3 ур.- №5 с проверкой + на смекалку.

1 ур.- №6 (1);

2 ур.- №6 (1,2);

3 ур.- №6и(1,2,3), сравнить периметры.

1 ур.- №6;

2 ур.- №6 выразить в мм;

3 ур.- №6 + начертить свою фигуру, вы-

Числить Р.

1 ур.- №5 (1,2);

2 ур.- №5 (1,2,3);

3 ур.- №5 + по 2 примера в кажд. столбик.

1 ур.- №4 (1);

2 ур.- №4 (1) + 1 обратная задача;

3 ур.- №4 + 2 обратных задачи.

1 ур.- №6 (1,2);

2 ур.- №6 (1,2,3);

3 ур.- №6 + ребусы.

1 ур.- №7 (1);

2 ур.- №7 (1,2);

3 ур.- №7 (1,2) + ребусы.

1 ур.- №8 (1,2);

2 ур.- №8 (1,2,3);

3 ур.- №8 + на смекалку.

1 ур.- №9;

2 ур.- №9 + чертёж;

3 ур.- №9 + чертёж + придумать похожую

Задачу.

1 ур.- №7;

2 ур.- №7 с проверкой;

3 ур.- №7 с проверкой + 2 своих примера

С проверкой.

1 ур.- №5;

2 ур.- №5 + сост. похожую;

3 ур.- №5, №8

1 ур.- №6;

2 ур.- №6 + 1 обр. задача;

3 ур.- №6 + 2 обр. задачи + на полях.

1 ур.- №7 (1,2);

2 ур.- №7;

3 ур.- №7 + по 1 примеру в кажд. столбик.

1 ур.- №10 без проверки;

2 ур.- №10 спроверкой;

3 ур.- №10 с проверкой + по 2 примера

На сложение и вычитание.

Повторение пройденного

1 ур.- №8;

2 ур.- №8 + 2 уравнения на сложение;

3 ур.- №8 + 2 уравнения на сложение + 2

Неравенства.

1 ур.- №4;

2 ур.- №4 + по 1 обратной задаче;

3 ур.- №4 + по 1 обратной задаче + поля

1 ур.- №2;

2 ур.- №2 + Р всех фигур;

3 ур.- №2 + Р всех фигур + ребусы.

Русский язык

(составлено Ушаковой Н.А. МОУ СОШ №1 п. Кавалерово)

Тема урока

Стр.

упр.

Дифференцированное

задание

Двойные согласные

№216

№222

1 ур.- списать;

2 ур.- списать + составить предложение;

3 ур.- списать + предложение + добавить

2 своих слова.

1 ур.- списать;

2 ур.- списать + слова с дв. согл. разде-

Лить для переноса;

3 ур.- списать + придумать загадку,

Чтобы в слове отгадке были двой-

Ные согласные.

Слово и предложение

№226

№229

№232

№237

1 ур.- списать;

2 ур.- списать + во 2и3 предложениях

Подчеркнуть гл. члены;

3 ур.- списать + гл. чл. + дополнить текст

2-мя предложениями.

1 ур.- записать слова. отв. на вопросы

кто? и что?

2 ур.- записать слова + текст устно;

3 ур.- слова + записать текст в тетр.

1 ур.- списать;

2 ур.- списать + подчеркнуть гл. чл.

3 ур.- списать + подчеркнуть гл.чл. +

Сост предл. о др. зим. птицах.

1 ур.- списать по заданию;

2 ур.- списать весь текст;

3 ур.- списать весь текст + сост. загадку

Про пенал.

3.

Заглавная буква

126

127

128

№242

№246

№248

1 ур.- списать по заданию;

2

Клички;

3 ур.- списать названия животных и их

Клички + сост. 2 предложения.

1 ур.- списать по заданию;

2

Словам с безуд. гласн.;

3 ур.- списать + проверочные слова к

Словам с безуд. гласн.+ найти

Названия Санкт-Петербурга,

Которые были раньше.

1 ур.- выписать названия

2

Красным, реки – синим;

3 ур.- списать + подчеркнуть города

Красным, реки – синим + дописать

По 2 названия городов и рек.

4.

Глагол

132

133

136

138

139

№253

№255

№260

№264

№267

1 ур.- списать по заданию;

2 ур.- списать весь текст;

3 ур.- списать весь текст + гл. чл. предл.

1 ур.- списать по заданию;

2 ур.- списать + 3 глагола к сл. солнце

3 ур.- списать + 3 глагола к сл. солнце +

3 предложения с каждым словом.

1 ур.- списать по заданию;

2 ур.- списать весь текст + подчеркнуть

Глаголы;

3

Сост.предл. о нелетающ. Птице.

1 ур.- списать;

2 ур.- изменить глаг., чтобы отвечали

На вопрос что сделать?

3 ур.- вопрос что сделать? + зв./б. разбор

Одного слова

1 ур. - списать;

2 ур.- списать + пдчеркнуть глаголы;

3 ур.- списать + подчеркнуть глаголы

Дополнить текст.

5.

Прилагательное

142

145

146

№271

№275

№278

1 ур.- списать;

2 ур.- списать + в 1 предл. гл члены;

3 ур.- списать. + в 1 предл. гл. члены

Подобрать 4 прилагательных

К другому цветку.

1 ур.- списать;

2 ур.- списать + подобрать 2 слова

Противоположных по смыслу;

3 ур.- списать + 2 слова + 2

Предложения со словами.

1 ур.- списать;

2 ур.- списать + подчеркнуть прилаг.;

3 ур.- списать + подчеркнуть прилаг.

Составить похожий текст о

Другом животном

6.

Предлоги

148

150

152

№281

№285

№289

1 ур.- списать;

2 ур.- списать + подчерк. гл. чл.;

3 ур.- списать + подчерк. гл. чл. +

Сост. 2 предл. + подч. Предлоги.

1 ур.- списать;

2

3 ур.- списать + подч. гл. чл. + сост.

Предложения о др. птицах.

1 ур.- текст;

2 ур.- текст + пословица;

3 ур.- текст + пословица + написать

1-2 предл. своё отношение к

Поступку.

7.

Однокоренные слова

157

159

161

163

164

№295

№299

№301

№305

№309

1 ур.- списать;

2 ур.- списать + предложение;

3 ур.- списать + предложение + 2 одно-

Корен. слова.

1 ур.- списать;

2 ур.- списать + предл. с гл. чл.;

3 ур.- списать + предл. с гл. чл. +

2 пары однокор. Слов.

1 ур.- списать;

2 ур.- списать + гл. члены;

3 ур.- списать + гл. чл. + выписать

Слова с безуд. гл., подобрать

Проверочные.

1 ур.- списать;

2 ур.- списать + 2 однокор. слова;

3 ур.- списать + 2 однокор. слова +

Сост. и записать 2 предложения.

1 ур.- списать;

2

Ва к слову иголочка;

3 ур.- списать + подобр. однокор. сло-

Ва к слову иголочка + написать

2 предл. о муравьях.

8.

Безударные гласные

166

168

169

№312

№317

№319

1 ур.- по заданию;

2 ур.- записать предложения;

3 ур.- 2 предложения используя пред-

Логи, подчеркнуть.

1 ур.- списать;

2

Подобрать проверочные;

3 ур.- списать + к выдел. словам

Подобрать проверочные + сост.

Предложения о др. перелётных

Птицах.

1 ур.- списать;

2 ур.- списать + подч. прилпгательн.;

3 ур.- списать + подч. прилаг. + подо-

Рать проверочные слова к сло-

Вам с безуд. гласной.

9.

Парные согласные

172

173

175

№324

№327

№330

1 ур.- списать;

2 ур.- списать + проверочн. слова;

3 ур.- списать + проверочные слова +

2 предложения о дятле.

1 ур.- списать однок. слова;

2

Корень;

3 ур.- списать однок. сл. + выделить

Корень + 2-4 однок. слова.

1 ур.- списать;

2 ур.- списать + подч. гл. чл.;

3

Предложения.

10.

Предложение

178

180

181

№336

№339

№342

1 ур.- списать, вставляя слова;

2 ур.- списать + подч. гл. чл.;

3 ур.- списать + подч. гл. чл. + сост. 2-3

Предложения.

1 ур.- списать;

2 ур.- списать + подч. гл. чл.;

3 ур.- списать + подч. гл. чл. + сост. 2-3

Предложения.

1 ур.- по заданию;

2 ур.- по заданию + сост предл. с каж-

Дым словом;

3 ур.- по заданию + сост. предл. + сост.

Схемы предложений.

11.

Повторение

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com