По литературе

Функциональный подход. Функциональный и процессный подходы к управлению По научному обоснованию

Функциональный подход к управлению — это традиционное делегирование полномочий и определенной ответственности через функции, т.е. такие "подсистемы" организации, которые можно выделить по схожести проводимых работ. Фактически, это привычные всем управления, департаменты и отделы (институты, факультеты и кафедры, если рассматривать систему образования) — производство, логистика, продажи, финансы и персонал, маркетинг и т.д., которые можно (при необходимости) разделить на подфункции и т.д., поставив во главе каждого подразделения функционального руководителя, с которого и будет спрос по всем задачам данного направления.

Для управления регулярной деятельностью этот подход применяется практически повсеместно, т.к. привычен для всех сотрудников (от топ-менеджмента до рядовых исполнителей) и не вызывает никаких сложностей в иерархии организации. Естественно, что каждый функциональный руководитель заинтересован в максимальной эффективности именно своего подразделения, однако, если все будут стремиться к этому (при функциональном подходе), то далеко не каждая компания сможет нормально функционировать, ведь совокупный Бизнес-процесс может быть далек от оптимального при максимальной эффективности каждого из участников. Наглядным примером производства, не лучшим образом подходящего для применения функционального подхода, является производство фломастеров. Согласитесь, куда как проще и быстрее производить их одного цвета — оптимально для производственников, а вот продавцам нужна максимально широкая гамма цветов. Соответственно, и тем, и другим приходится "договариваться", находить "золотую середину" между количеством и числом цветов. И таких примеров можно привести достаточно много. Этого достаточно, чтобы заявить о том, что функциональный подход работает далеко не всегда.

Рассмотрим следующий вариант — проектный подход к управлению . Как понятно из названия, этот вариант подходит для каких-то индивидуальных задач, исполнение которых требует привлечение специалистов самого разного профиля (кросс-функциональная команда), один из которых и назначается руководителем проекта, т.е. лицом, ответственным за его своевременное исполнение. Также (при необходимости) назначается главный инженер проекта. Логично предположить, что участники проектной команды попадают под "двойное" управление: со стороны назначенного руководителя проекта и своего традиционного функционального руководителя, которого никто не отменял. Получается некая матричная организационная структура, возникающая из-за одновременного применения двух подходов к управлению. Исключением могут являться проектные организации, для которых индивидуальные задачи — самое обычное дело, однако и здесь, несмотря на "стабильный" функционал главных инженеров и руководителей проектов, общий подход к системе управления не меняется.

Третий вариант, на котором сегодня хотелось бы акцентировать самое пристальное внимание — процессный подход к управлению , т.е. делегирование как полномочий, так и ответственности через Бизнес-процессы. В данном случае под Бизнес-процессом понимается многократно повторяющаяся (устойчивая) деятельность по "преобразованию" ресурсов (или Входов) в результаты (Выходы). Соответственно, выделяется проблемный Бизнес-процесс (чуть Выше мы приводили пример производства фломастеров) и его участники, один из них назначается Владельцем процесса, именно ему и делегируются полномочия и ответственность, связанные с управлением данным Бизнес-процессом. Естественно, что при этом также возникает матричная орг. структура, т.к. участник Бизнес-процесса одновременно подчиняется функциональному руководителю и Владельцу процесса, а при участии в проектной деятельности — еще и руководителю проекта. В чем "изюминка"? А в том, что речь идет о настройке некоторой не оптимальности подпроцессов ("страшный сон" приверженцев функционального метода управления), которая приведет к достижению максимальной оптимальности всего Бизнес-процесса (а не каждой из отдельных его частей).

Для процессного подхода к управлению характерно наличие пяти подсистем, на каждой из которых мы сейчас и акцентируем внимание.

Выделенный бизнес-процесс — сам объект управления с определением границ системы, т.е. "проблема", требующая решения. Сюда входят не только потребляемые ресурсы и результаты, которые необходимо получить, но и подсистемы (отделы), без прямого участия которых решения задачи не получится, а также внешнее окружение. В качестве примера можно привести кондитерское производство для ресторана (особенно если продукция реализуется розничным покупателям, а не только клиентам заведения) или отделение поддержки "1С" для компании, занимающейся ИТ-аутсорсингом широкого профиля. Соответственно, если "границы" будут заданы слишком "узко", то решение проблем будет невозможно в рамках выделенного Бизнес-процесса, а если слишком "широко", то придется разбираться с массой попутных задач, к которым наш Бизнес-процесс не имеет никакого отношения.

KPI (ключевые показатели эффективности) — инструменты управления любыми Бизнес-процессами, которые можно условно разделить на два типа: показатели производительности (результативности) и эффективности. Первые измеряют умение создавать качественный результат для потребителя в срок и в необходимом количестве, т.е. "делать правильные вещи". А второй — достигать результата, оптимально расходуя ресурсы, т.е. "делать вещи правильно". Совершенно естественно, что Результативность и Эффективность противоречат друг другу, поэтому необходимо использовать какую-то "золотую середину", получая достаточное качество в обмен на разумное количество затраченных ресурсов. При этом для любого Бизнес-процесса можно определить критерии совершенно не вдаваясь в подробности самого процесса, достаточно зафиксировать границы процесса и получить общее представление о нем, чтобы решить "что" и "как" измеряем. А вот с целевым значением пресловутой "золотой середины" все значительно сложнее, т.к. необходимо досконально изучить Бизнес-процесс, включая уровень автоматизации, квалификацию исполнителей, технологии и последовательность работ и т.д., чтобы понять, какое значение будет оптимальным для системы.

Владелец Бизнес-процесса — участник этого самого процесса, ответственный за результативность и эффективность и обладающий полномочиями для их достижения.

  • Логично, что он должен быть как можно ближе к результату, т.е. Выходу Бизнес-процесса, т.к. в этом случае он будет намного лучше понимать нужны потребителя. Это и есть первый критерий для выбора Владельца Бизнес-процесса.
  • Вторым критерием выбора Владельца является оптимальность использования ресурсов, поэтому важно не только то, сколько ресурсов потребляется под руководством данного участника, но и насколько эффективно они используются.
  • К третьему критерию можно отнести формальный уровень в иерархии функциональной системы управления, т.к. трения, в любом случае, неизбежны, особенно на фоне традиционного авторитарного стиля управления. А разбиение Бизнес-процессов по границам ответственности функциональных подразделений и, соответственно, назначение функциональных руководителей Владельцами никак не решает кросс-функциональные проблемы, ради чего, собственно, и необходимо использование процессного подхода в управлении.
  • Четвертым критерием является общая менеджерская квалификация потенциального Владельца, ведь ему предстоит управлять "разношерстной" многофункциональной командой. Без знаний и навыков в сфере управления Владелец просто не сможет "заставить" коллектив приносить требуемый результат.

Регламент Бизнес-процесса — это четвертая подсистема, документ, который отвечает на такие вопросы как:

  • какова цель деятельности Бизнес-процесса?
  • где находятся границы процесса: начало и конец, участники, а также расположение именно этого процесса в схеме всех используемых процессов системы?
  • каковы границы применения данного Регламента?
  • кто Владелец Бизнес-процесса?
  • какие KPI планируется использовать для планирования и контроля?
  • насколько подробно описан Бизнес-процесс (необходим подробный документ)?
  • каков порядок внесения изменений в настоящий Регламент?

Система мотивации — это пятая и последняя подсистема, основная задача которой понятна из названия: мотивировать участников процесса достигать целевые значения KPI, причем показатели мотивации могут быть выбраны не только из KPI Бизнес-процесс, для которого внедряется процессный подход, но и для более широкого Бизнес-процесса. Самый простой пример — "Подбор персонала". Вакансия появилась, кандидатов рассмотрели, выбранный вышел на работу. Казалось бы, результат получен, поэтому Результативность выполнена. Однако, если расширить границы до "Подбор и адаптация персонала", то Результативность можно оценивать по факту прохождения адаптации в коллективе и ее успешности (качества), а не просто по факту "закрытия" вакансии. Вот только для этого потребуется не только качественная система мониторинга, но и проведение анализа причин отклонений, чтобы произвести действительно качественную коррекцию.

Обратите внимание на тот факт, что разработка и внедрение процессного подхода к управлению — задача непростая и весьма трудоемкая, поэтому мы рекомендуем использовать его только для наиболее проблемных Бизнес-процессов, не забывая соотнести ожидаемый результат с себестоимостью внедрения данного подхода. Кроме того, в процессе описания и анализа "проблемного" Бизнес-процесса Вы организуете обмен информацией между участниками, практически "мозговой штурм", что приведет к единству в понимании Бизнес-процесса. А это, в свою очередь, позволит решить солидную часть проблем системного и поведенческого характера, поэтому даже если Вы внедрите не все подсистемы Бизнес-процесса, Результативность и Эффективность системы управления серьезно возрастут. А ведь именно для этого его и внедряют, не так ли?

Функция - это целенаправленная деятельность, способ поведе­ния элементов в активной системе. Результаты действия каждого эле­мента в системе суммируются и приводят к целесообразному резуль­тату в целом. Соответствие этому общему результирующему воздей­ствию данного элемента и есть его соответствие системе, целому. По­этому «функцию в системном ее понимании можно определить как такое отношение части к целому, при котором само существование или какой-либо вид проявления части обеспечивает существование или какую-либо форму проявления целого» (Сетров М. И. Основы функциональной теории организации. - Л., 1972. - С. 31).

Как видно, функция характеризует активную, кибернетическую систему. Активная система - система организованной природы (растение, животное, человек, человеко-машинные, технико-технологические объекты и др.), обладающая целесообразно упорядоченной структурой и достигающая в процессе функционирования какой-то цели.

Функциональный подход ориентирует исследователя на выявле­ние особенностей, законов и закономерностей функционирования систем, абстрагируясь от их субстратно-структурной основы. К нача­лу формирования функционального подхода можно отнести исполь­зование метода чисто функционального исследования под термином «черного ящика». «Черный ящик» - это системы, структура и внут­ренние процессы которых неизвестны или очень сложны. Отвлекаясь от содержания «черного ящика», акцентируют внимание на задаче обнаружения функциональных зависимостей между входными и вы­ходными параметрами системы в процессе ввода на вход заранее за­данных воздействий (сигналов).

В наиболее общем виде функциональный подход решает круг задач, который обусловлен совокупностью отношений и связей между изучаемым объектом, как некоторой целостностью, и окружающей средой. Сюда, например, можно отнести:

во-первых, проблемы адаптации и равновесия систем. В биологии здесь решают вопросы приспособления организмов к условиям существования и дальнейшей акклиматизации популяций с изменени­ем наследственности. В социальной адаптации рассматривают взаи­модействие личности или социальной группы с социальной средой, в ходе которого согласовываются требования и ожидания его участни­ков. Наиболее важный компонент социальной адаптации - это согла­сование самооценок и претензий субъекта с его возможностями и с реальностью социальной среды. Адаптация технических объектов связана с созданием адаптивных систем, т.е. систем автоматического управления, которые сохраняют работоспособность в условиях не­предвиденного изменения свойств управляемого объекта, цели управ­ления или условий окружающей среды путем смены алгоритма функ­ционирования или поиска оптимальных состояний;


во-вторых, проблемы передачи информации; проблемы управле­ния; комплекса проблем, решаемых в рамках теории автоматов; задачи построения моделей принятия решений, проблемы оптимизaции функционирования систем и др. (см., например: Кочергин А. Н. Научное познание: формы, методы, подходы. - М., 1991).

В процессе становления функциональный подход установил и выделил ряд принципов на которые он опирается при анализе специ­фики активных систем. К таким концептуальным средствам относят­ся: принцип единства объекта и среды; принцип функциональной замкнутости, включая принцип обратной связи; принцип иерархично­сти систем; принцип целевого управления и др. (см.: Марков Ю. Г, Функциональный подход в современном научном познании. - Новосибирск, 1982).

Функциональный подход, функционализм, функциональный анализ наиболее развиты в самых организованных - социальных системах и подсистемах.

Функциональный подход в социологии - один из основных методологических подходов в современном обществоведении. Его сущность состоит в выделении элементов социального взаимодействия подлежащих исследованию, и определении их места и значения (функции) в некоторой связи, качественная определенность которой делает необходимым ее системное рассмотрение. Функциональный подход ориентирует исследователя на выяснение функций одних об­щественных явлений по отношению к другим в рамках данного об­щества. Так, детально анализируются функции государства, права, искусства, идеологии и т.д., а также базиса и надстройки; экономиче­ских, социальных, политических отношений; социально­-экономических, политических и культурных институтов и т.п. Иссле­дуя эти функциональные отношения, ученые стремятся уяснить соци­альные механизмы и способы их воспроизводства, повторяемости, самоподдержания.

Функциональный подход в техносфере широко развертывается и конкретизируется в теории и методологии научно-технического твор­чества. Его логика и методология хорошо просматриваются в поня­тийном аппарате: техническая функция, функциональный элемент, формулировка функций, функциональное строение технических сис­тем, функциональная структура, потоковая функциональная структу­ра, функциональная модель объекта, закон соответствия между функ­цией и структурой, функциональные критерии технических систем, функциональный анализ, функционально оправданные затраты, функционально-стоимостный анализ, законы и закономерности тех­нических систем и др. (см.: Техническое творчество: теория, методо­логия, практика. Энциклопедический словарь-справочник. - М., 1995).

Мир экономических явлений многообразен и динамичен, он характеризуется внутренним единством составляющих его элементов, что объективно предопределяет необходимость использования системной методологии исследования усложняющихся хозяйственных проблем. В учебнике реализован принцип единства структурно-генетического и функционального подходов к исследованию экономических явлений. В частности, при выявлении сущности собственности , рынка, а также других социально-экономических явлений используется диалектический метод , нацеливающий на поиск внутренних противоречий, обусловливающих развитие хозяйственных процессов . Анализ же поведения потребителя и производителя основывался на субъективистской и позитивистской методологии исследования и т. д. В результате применения системного метода при рассмотрении социально-экономических явлений личность предстает как "свернувшееся общество", а общество видится как "развернутая личность".  

Разделы 11.2 и 11.4 помогают уяснить принципиальные различия между детерминированным (функциональным) и стохастическим (вероятностным) подходами к исследованию факторных систем хозяйственной деятельности.  

Предельный (маржинальный) подход к исследованиям экономических процессов представляет частный случай анализа функциональных отношений, которые обычно задаются тремя способами графическим, аналитическим, табличным. Приведем пример графического способа.  

Каковы сущность и особенности целевого, ситуационного, функционального, процессного, рефлексивного и системного методологических подходов к исследованию СУ  

Маркетинг,-читаем мы в заключительном разделе главы,-это сфера быстрого устаревания задач, политических установок, стратегий и программ. Каждая фирма должна периодически переоценивать свой общий подход к рынку, пользуясь для этого приемом, известным под названием ревизии маркетинга (с. 598). Это и есть то, что именуется стратегическим контролем . Любопытно, что автор настаивает на том, чтобы ревизору маркетинга была предоставлена полная свобода в проведении бесед с любыми лицами как в самой фирме, так и вне ее, в анализе любой документации и т.п. Ревизия маркетинга -это глубинное исследование всех сторон деятельности фирмы, начиная от маркетинговой среды и кончая функциональными составляющими маркетинга. Рекомендации, ко-  

Заключение. В данном параграфе были рассмотрены самые простые модели и подходы к анализу систем стимулирования производства в условиях неопределенности . В настоящее время развиваются методы анализа систем стимулирования в динамической постановке, со случайными факторами и т. д. Все же, пока в таких исследованиях удается проанализировать лишь упрощенные, модельные экономические механизмы, которые, может быть, и отражают суть явлений, но еще далеки от сложностей экономических механизмов, существующих в реальной жизни. Самый главный недостаток этих исследований состоит в том, что описание поведения на основе концепции максимизации некоторой функции поощрения не отражает реальность, оно вызывает недоверие у практиков и критику со стороны специалистов в области социальной психологии. Поэтому в исследованиях, направленных в первую очередь на получение практических результатов (а не на развитие методов исследования), стараются поведение производственных единиц описать более просто и в то же время более правдоподобно. Поскольку результаты анализа экономического механизма зависят непосредственно от отклика производственной единицы , а не от внутреннего механизма выработки этого отклика, то требуемое упрощение может состоять в построении функциональной модели производственной единицы . В такой модели отклик будет описан как функция воздействия. Несмотря на значительную упрощенность функционального описания (и в значительной степени благодаря ей) такие исследования нашли свое практическое применение . Они рассмотрены в следующем параграфе.  

При традиционных способах проектирования экономичность конструкций часто оказывалась на последнем месте. Обоснование затрат, определяемых техническими решениями , долгое время носило стихийный, случайный характер. Системный подход к выполнению экономических исследований появился в годы второй мировой войны, когда возникла необходимость замены дефицитных материалов на более доступные с сохранением основных функций изделия. В послевоенные годы родилось самостоятельное направление технико-экономического анализа , получившее впоследствии название функционально-стоимостной анализ.  

Для рассмотрения всех возникающих при таком подходе к явлению вопросов теория предельной полезности , а вслед за ней и специальные маркетинговые исследования рынка потребителей привлекают функции спроса , кривые и поверхности безразличия , предпочтения, которые базируются на умозрительных построениях в рамках так называемого функционального подхода . Эти построения исходят из того, что при определенных рыночных ситуациях возникают некоторые универсальные характеристические соотношения между ценами и объемами одного и того же товара.  

Эта тема предполагает выяснение содержания таких ключевых категорий, как товар, стоимость, цена, деньги. При первом же приближении к исследованию этих понятий встает проблема методологии будем ли использовать функциональный или каузальный (т.е. причинно-следственный) подход к анализу этих явлений Максимально упрощая проблему, можно пояснить ее следующим образом функциональный подход рассматривает взаимосвязи экономических явлений по горизонтали, не ставя вопрос что первично, что вторично - например, цена определяет спрос или, наоборот, спрос определяет цену Этот подход не задается широко известным шутливым вопросом Что вначале - курица или яйцо, ибо, по мнению сторонников этого подхода, в экономике все определяется всем.  

Распространение сферы принятия стратегических решений на более низкие функциональные уровни (маркетинг, производство, финансы, исследования и разработки, персонал, электронная обработка данных и др.) способствует формированию в компании совершенно нового подхода к бизнесу и расширению возможностей выбора для назначения на должности исполнителей, которые также требуют знаний в области бизнеса. Разработка функциональной стратегии подразумевает активное поведение менеджеров в рамках заданной функции. Таким образом, функциональная стратегия сводится к такой ориентации того или иного функционального подразделения (отдела) в соответствии с общей деловой стратегией, которую каждый имеющий к ней отношение работник воспринимает как логическое продолжение своей деятельности.  

Одновременно происходила интеграция в единое целое всех ранее названных трех подходов к организации маркетинговой деятельности - функционального, институционального и товарного - и возникло понимание маркетинга как системы, охватывающей все виды деятельности предприятия, связанные с производством продукции и ее продвижением от производителя до потребителя. Появился такой новый элемент маркетинга , как маркетинговые исследования , ставшие впоследствии основой всей маркетинговой деятельности.  

Неудивительно, что защитники организационно-функционального подхода были не готовы легко отказаться от накопленных за 50 лет научных работ и исследований, и административный подход не был принят с равным энтузиазмом. Однако, по мере того, как росли требования к более тщательной подготовке менеджеров в 1950-х и начале 1960-х гг., управленческая школа стала доминировать и ей суждено было сохранить данный статус на протяжении почти трех десятилетий.  

С одной стороны, усилия ряда крупных исследовательских коллективов направлены на разработку проектов экспериментальных роботов- гигантов, в которых одновременно интегрируются многие сложные функции по восприятию, управлению движением, принятию решений и связи с оператором. С другой стороны, ведутся многочисленные изолированные работы по отдельным узловым аспектам проблемы. При этом характерно, что, несмотря на кажущуюся излишнюю многоплановость исследований и разрозненность результатов, в подходах к построению интегральных роботов просматривается общая идейная основа, которая, как ожидается, уже в ближайшем будущем сможет привести к единому пониманию функциональной структуры интегральных роботов и к установлению общих взглядов на перспективу их технической реализации.  

После того, как менеджер изучил показатели конкурентоспособности изделий своей фирмы, ему необходимо приступить к осуществлению конкретных мероприятий по повышению и удержанию на достигнутом уровне и конкурентоспособности. Работа в этом направлении начинается с выбора подхода к рассмотрению управления конкурентоспособностью товара. Таких подходов известно несколько системный, воспроизводственный, комплексный, функциональный. Системный подход - это такое направление методологии специально-научного познания и социальной практики, в основе которого лежит исследование объектов > в качестве целостных систем. Важнейшими принципами системного подхода являются следующие  

По нашему мнению, такой контроль должен основываться на принципах демократизации ценообразования и предполагать несколько этапов. Прежде всего необходимо обоснование нормативной себестоимости базового изделия параметрического ряда. Выше мы уже говорили о том, как следует подходить к обоснованию нормативной себестоимости . Здесь же добавим, что обоснование величины затрат по условиям "типового предприятия" обязательно должно дополняться исследованием нормативной величины затрат с помощью методов функционально-стоимостного анализа (ФСА), до сих пор практически игнорируемого органами ценообразования.  

При разработке терминологии во главу угла ставилась специфика СЭ, их отличие от других больших искусственных систем. Общетехническая теория надежности (ОТН) имеет дело с техническими объектами - от простых изделий (элемент, устройство) до сложных (функциональная единица, подсистема, система). Технический объект может состоять из технических средств , программных средств или их сочетания и может в частных случаях включать людей, его эксплуатирующих, обслуживающих и/или ремонтирующих . Теория надежности СЭ исследует объекты энергетики, которые не всегда можно свести к техническим. Многогранность проблемы надежности СЭ на примере больших трубопроводных систем, ее зависимость от большого числа технических, технологических, экономических, экологических и социальных факторов , необходимость комплексного подхода к ее решению показана в монографии . В заключении к работе отмечается, что особенности СЭ выделяют их в особый класс больших производственных систем. Однако, в чем заключается отличие с позиций исследования и обеспечения надежности систем производственных от технических в работах не раскрывается.  

Рассеянный подход применяется, когда факторы риска существенно отличны для функциональных и бизнес-единиц , а также тогда, когда функциональные и производственные единицы работают весьма независимо. При подобном подходе отсутствуют любые направленные усилия по исследованию рисков организации в совокупности или типичные методы, годные для всех производственных единиц . Этот подход также требует, чтобы менеджмент распределял ресурсы организации с учетом многочисленных требований капитала. В то же время менеджмент предприятия может и преднамеренно принять рассеянный подход к управлению рисками , однако на практике это происходит в результате общего устремления. Предельно рассеянный подход к управлению рисками позволяет каждой функциональной или каждой бизнес-единице создавать собственное информационное поле и собственный язык для управления рисками , а также собственные инструменты и методы.  

Теоретическая новизна приведенной классификации ценностей заключается в том, что впервые, на наш взгляд, к исследованию одного из важнейших объектов стратегического маркетинга - ценностей - применены такие научные подходы , как системный, динамический, воспроизводственный, функциональный, комплексный, оптимизационный, ситуационный и др. Сущность этих подходов освещена в теме 4.  

Теоретические представления о том, какие функции менеджеры исполняют и в каких видах мастерства они нуждаются, все же не дают полного описания их фактической деятельности. Функциональный и эмпирический подходы к менеджменту помогают нам понять, что менеджеры делают, но дают недостаточное представление о том, как они это делают. Ряд исследований о распределении практикующими менеджерами своего времени был предпринят для того, чтобы помочь перспективным менеджерам представить, как они будут проводить свои рабочие дни в этой сфере.  

Статья посвящена исследованию одного из подходов к созданию отказоустойчивых систем дискретного типа, основанного на использовании функциональных свойств поведения объекта в условиях существования неисправностей. Работа поддержана грантом РФФИ 98-01-00835.  

Следовательно, интегративно-конвергешщальный подход к исследованию СУ представляет собой такую методологию исследовательского процесса, которая интегративно использует системный, целевой, процессный, параметрический, функциональный, ситуационный, поведенческий, рефлексивный и другие подходы (рис. 3.4).  

Проблемы методические как формировать современный подход к персоналу Как обучать и воспитывать у руководителей правильное и адекватное природе и потенциалу персонала отношение к нему, кто это должен делать и как готовить этих специалистов Очевидно различие подходов к обучению линейных и функциональных менеджеров неповеденческих направлений, с одной стороны, и менеджеров в области управления персоналом, с другой. Преподавание во всех случаях должны осуществлять ученые и специалисты, знания которых в области управления персоналом имеют фундаментальный характер, и проводящие самостоятельные исследования в этой области.  

Принятый нами подход к разработке АИС предполагает способ отбора информационных совокупностей по схеме, представленной на рис.1. При поэтапном определении информационного фонда (Ш) АИС используются функциональный подход - декомпозиция конечной цели функционирования и развития объекта с целью выявления информационного фонда АИС, действительно необходимого для управления объектом (этап I) функционально-обьвктянй лодход - декомпозиция необходимой а ретроспективной информационной потребности для выявления состава баев данных АИС (этапы П и Ж) объектный подход - исследование возможностей используемых базы данных, информационного языка показателей (ИЯП) и дрограмшого обеспечения для выявления номенклатуры ж ассортимента продукции , которую способна выдавать АИС (этал Ш).  

К. э. рассматривает экономику, а также её структурные и функциональные звенья как системы, в к-рых протекают процессы регулирования и управления, реализуемые движением и преобразованием информации. Методы К. э. дают возможность стандартизировать и унифицировать эту информацию, рационализировать получение, передачу и обработку экономич. информации, обосновывать структуру и состав технич. средств её обработки. Системный подход к экономике с выделением и совмещением в его рамках аспектов регулирования, управления и информации определяет внутр. единство и характер исследований К. э. Они способствуют комплексной разработке мероприятий по совершенствованию управления нар. х-вом н служат, в частности, теоретич. основой создания автоматизированных систем управления (АСУ) н систем обработки данных (СОД) в нар. х-ве. В ряде стран соответств. исследования ещё не выделены из проблематики системного анализа , исследования операций , науки управления (management s ien e), напр, в США п Великобритании, или информатики, напр, во Франции. К. э. пока находится (сер. 70-х гг.) в стадии становления. Впервые термин К. э. появился в нач. 60-х гг. в трудах  

Исследования сторонников Э. к. т. сконцентрированы па выработке критерия эффективной конкуренции, определении того состояния отрасли, когда гос-ву следует вмешаться в экономич. механизм с целью поддержания эффективной конкуренции . Два осн. подхода к решению этого вопроса получили названия структурного и функционального. Сторонники первого подхода обращают осн. внимание на экономич. структуру отрасли, складывающуюся из двух сторон экономии, концентрации, или доли крупнейших фирм на отраслевом рынке , и барьеров для новой конкуренции, или условий вступления в отрасль новых фирм. Барьеры для новой конкуренции, характеризующие степень монополизации отрасли 1) экономичность крупных размеров. Если высокий уровень концентрации связан с экономичностью крупных масштабов произ-ва (на уровне заводов) или крупных. масштабов деятельности (на урои-не фирм), то в этом случае новая фирма должна считаться с необходимостью постройки достаточно крупного предприятия. 2) Степень дифференциации продукции . Наличие дифференциации затрудняет действие потенциального конкурента, поскольку ему приходится преодолевать приверженность покупателей отраслевой продукции к определённой его разновидности. 3) Абсолютные преимущества в издержках у существующих фирм (доступ к ограниченным источникам сырья, патентная защита отрасли, наличие производств, секретов, существенных для эффективной организации деятельности, меры гос. регулирования). 4) Размер капитала, необходимый для организации эффективного нроиз-ва. При чрезвычайно большом размере начальных капиталовложений, характерном для ряда oup, отраслей нром-сти, вторжение в эти отрасли может совершить либо фирма, имеющая большие внутр. накопления, либо фирма, связанная с финанс. посредниками.  

    Генетический.

    Структурный.

    Функциональный.

    Комплексный.

    Системный.

Еще больше, чем организационные, эти методы заслуживают определения подходов, поскольку являются в первую очередь объяснительными принципами, предопределяющими направление интерпретации результатов исследования. Использование того или иного метода не означает отсечения других. Наоборот, обычным делом в психологии является сочетание подходов. И это относится не только к исследовательской практике, но и к психодиагностике, психологическому консультированию и психокоррекции.

Генетический метод – это способ исследования и объяснения явлений (в том числе психических), основанный на анализе их развития как в онтогенетическом, так и филогенетическом планах. При этом требуется установление: 1) начальных условий возникновения явления; 2) главных этапов и 3) основных тенденций его развития. Цель метода – выявление связи изучаемых явлений во времени, прослеживание перехода от низших форм к высшим. Так что везде, где требуется выявление временной динамики психических явлений, генетический метод является неотъемлемым исследовательским инструментом психолога. Генетический метод особенно характерен для различных отраслей психологии развития: сравнительной, возрастной, исторической психологии. Понятно, что и любое лонгитюдное исследование предполагает применение рассматриваемого метода. Генетический подход может также рассматриваться как реализация одного из основных принципов психологии, а именно принципа развития. При таком видении другие варианты реализации принципа развития допустимо рассматривать как модификации генетического подхода. Например, исторический и эволюционный подходы.

Структурный метод – это направление, ориентированное на выявление и описание структуры объектов (явлений). Для него характерно: углубленное внимание к описанию актуального состояния объектов; выяснение внутренне присущих им вневременных свойств; интерес не к изолированным фактам, а к отношению между ними. В итоге строиться система взаимосвязей между элементами объекта на различных уровнях его организации.

Обычно при структурном подходе не акцентируются соотношение в объекте частей и целого и динамика выявленных структур. Важным достоинством структурного метода является возможность наглядного представления результатов в виде различных моделей. Эти модели могут даваться в форме описаний, перечня элементов, графической схемы, классификации и др. Неисчерпаемым примером подобного моделирования служит представление структуры и типов личности: трехэлементная модель по З. Фрейду, типы личности по К. Юнгу, «круг Айзенка» и пр.

Структурный метод – атрибут любого исследования, посвященного изучению конституциональной организации психики и строения ее материального субстрата – нервной системы. Здесь можно упомянуть о типологии ВНД И.П. Павлова и ее развитии Б.М. Тепловым, В.Д. Небылицыным и другими.

Функциональный метод ориентирован на выявление и изучение функций объектов (явлений). Функциональный подход интересуется главным образом связями изучаемого объекта со средой. Он исходит из принципа саморегулирования и поддержания равновесия объектов действительности (в том числе психики и ее носителей).

Примерами реализации функционального подхода в истории науки являются такие известные направления, как «функциональная психология» и «бихевиоризм», теория поля К. Левина. В современной психологии функциональный подход обогащен компонентами структурного и генетического анализа.

Комплексный метод – это направление, рассматривающее объект исследования как совокупность компонентов, подлежащих изучению с помощью соответствующей совокупности методов. Компоненты могут быть как относительно однородными частями целого, так и его разнородными сторонами, характеризующими изучаемый объект в разных аспектах. Часто комплексный подход предполагает изучение сложного объекта методами комплекса наук, т. Е. организацию междисциплинарного исследования. Очевидно, что комплексный подход предполагает применение в той или иной мере и всех предыдущих интерпретационных методов.

Яркий пример реализации комплексного подхода в науке – концепция человекознания, согласно которой человек как наисложнейший объект изучения подлежит согласованному исследованию большого комплекса наук. В психологи эта идея комплексности изучения человека была четко сформулирована Б.Г. Ананьевым. Человек рассматривается одновременно как представитель биологического вида Homo sapiens (индивид), как носитель сознания и активный элемент познавательной и преобразующей действительность деятельности (субъект), как субъект социальных отношений (личность) и как уникальное единство социально значимых биологических, социальных и психологических особенностей (индивидуальность). Подобное всеобъемлющее и сбалансированное изучение человека и его психики по сути смыкается уже с системным подходом.

Системный метод – это методологическое направление в изучении реальности, рассматривающее любой ее фрагмент как систему.

Наиболее ощутимым толчком к осознанию системного подхода как неотъемлемого методологического и методического компонента научного познания и к его строгому научному оформлению послужили работы австро-американского ученого Л. Берталанфи, в которых он разработал общую теорию систем.

Согласно Л. Берталанфи, система есть некоторая целостность, взаимодействующая с окружающей средой и состоящая из множества элементов, находящихся между собой в некоторых отношениях и связях. Организация этих связей между элементами называется структурой. Элемент – мельчайшая часть системы, сохраняющая ее свойства в пределах данной системы. Система как целое синтезирует (объединяет и обобщает) свойства частей и элементов, в результате чего она обладает свойствами более высокого уровня организации, которые во взаимодействии с другими системами могут представать как ее функции. Любая система может рассматриваться, с одной стороны, как объединение более простых (мелких) подсистем со своими свойствами и функциями, а с другой – как подсистема более сложных (крупных систем). Например, любой живой организм является системой органов, тканей, клеток. Он же является элементов соответствующей популяции, которая, в свою очередь, является подсистемой животного или растительного мира и т.д.

Системные исследования осуществляются с помощью системных анализа и синтеза. Описание объектов как систем, т.е. системные описания , выполняют те же функции, что и любые другие научные описания: объяснительную и прогнозирующую. Но еще важнее, что системные описания выполняют функцию интеграции знаний об объектах. Системный подход в психологии позволяет вскрыть общность психических явлений с другими явлениями действительности. Это дает возможность обогащения психологии идеями, фактами, методами других наук и, наоборот, проникновения психологических данных в другие области знания. Он позволяет интегрировать и систематизировать психологические знания, устранять избыточность в накопленной информации, сокращать объем и повышать наглядность описаний, уменьшать субъективизм в интерпретации психологических явлений. Помогает увидеть пробелы в знаниях о конкретных объектах, обнаружить их неполноту, определить задачи дальнейших исследований, а иногда и предсказать свойства объектов, информация о которых отсутствует, путем экстраполяции и интерполяции имеющихся сведений.

Предыдущие подходы являются фактически органичными компонентами системного подхода. Иногда даже их рассматривают как его разновидности. В настоящее время большинство научных исследований проводиться в русле системного подхода.

Тема 6

Организация и проведение эмпирического исследования в психологии

    Выбор методов и разработка методики исследования.

2. Организация эмпирического исследования.

3. Этап сбора эмпирических данных.

4. Обработка эмпирических данных. Интерпретация и обобщение результатов исследования.

5. Виды изложения результатов исследования и требования к ним.

    Выбор методов и разработка методики исследования.

Форма реализации того или иного метода в конкретном исследовании, совокупность приемов и операций, а также правила сбора данных и их обработки называется методикой исследования.

Выбор методов и разработка методики исследования всецело определяется проблемой и сформулированными на ее основе гипотезами. Это значит, что способы сбора и последующей обработки информации должны быть согласованы с понятиями, в которых сформулирована наша гипотеза.

На этапе разработки методики происходит дальнейшее уточнение гипотезы исследования. Прежде всего, уточняются те проявления, признаки изучаемого феномена, которые доступны фиксированию, измерению. Для современных исследований характерен комплексный подход: применяется не один какой-нибудь метод, а несколько взаимодополняющих друг друга методов и приемов, обеспечивающих получение данных качественного и количественного характера, сведений о субъективных и объективных параметрах.

Наблюдение – метод сбора первичной информации, кроме того, оно лежит в основе ряда других методов. Наблюдение наиболее уместно на ранних этапах исследования, когда проводиться сбор информации, или в конце, когда возникает вопрос о возможном обобщении результатов.

Тест используется там, где требуется измерение или испытание наличного уровня.

Эксперимент считается более подходящим, когда необходимо проверить конкретную причинно-следственную связь.

Основным методом психологического исследования является эксперимент.

Психологический эксперимент – это совместная деятельность испытуемого и экспериментатора, которая организуется экспериментатором и направлена на исследование особенностей психики испытуемых.

    Организация и проведение эмпирического исследования.

Организация и проведение эмпирического исследования проходит согласно следующему плану:

Подготовка эмпирического исследования;

Инструктирование и мотивирование испытуемых;

Сбор эмпирических данных;

Выбор методов статистической обработки, ее проведение;

Интерпретация результатов и формулирование выводов;

Изложение результатов исследования.

Подготовка эмпирического исследования.

Включает подбор комплекса методик и методов, которые соответствуют основной теоретической концепции исследования, а также понятийному аппарату объекта, предмета, целей, задач и гипотез исследования. При этом все методики исследования должны быть:

- надежными. Надежность – это помехоустойчивость методики, независимость ее результатов от действия случайных факторов, таких как условия тестирования (время суток, освещенность, уровень шума), с одной стороны, и состояния испытуемого, с другой. Надежная методика дает точную информацию об измеряемом психологическом качестве. Но и при использовании даже очень надежной методики необходимо стремиться, чтобы экспериментальные условия были нормальными, чтобы исследование проходило в отдельном, хорошо освещенном помещении, в дневное время, без постороннего шума, и состояние испытуемого должно быть удовлетворительным, отсутствовать жалобы с его стороны на усталость, плохое самочувствие, нежелание работать;

- валидными. Валидность показывает соответствие теста измеряемому психологическому качеству. Высокая валидность методики показывает, что она измеряет именно то психологическое качество, которое заявляют ее авторы;

- репрезентативными. То есть предназначенными именно для той группы испытуемых, которая соответствует выборке исследования.

Все вышеперечисленные критерии объективности тестов указываются либо в самой методике, либо их можно посмотреть в психодиагностическом словаре.

Кроме подбора методов и методик исследования на этом этапе исследователь готовит экспериментальное помещение и оборудование, а также формирует выборку исследования.

Формирование выборки должно отвечать следующим требованиям:

- критерию эквивалентности испытуемых или критерию внутренней валидности. Это значит, что в сравниваемых между собой группах испытуемых по определенному параметру (изучаемой переменной), все остальные показатели должны быть примерно одинаковыми. Например, если мы сравниваем две группы студентов по показателю «доброжелательность», то испытуемые каждой группы должны быть уравнены по половому, возрастному составу, по социально-демографическим характеристикам, по успеваемости и по другим важным для исследования качествам;

- критерию репрезентативности, то есть соответствия характеристик испытуемых данной выборки характеристикам представителей всей генеральной совокупности.

Так как испытуемые должны быть равноценными по возрасту, полу, уровню общего развития, социальному положению, состоянию межличностных отношений и многому другому, то на практике в качестве равноценных групп берут однородную во многих отношениях популяцию одного класса, студентов одной специальности, а затем из этой популяции респондентов выбирают наугад.

Объем выборки обусловливается задачами исследования и той отраслью психологии, в которой работает автор. Например, для исследований в области клинической психологии выборка может включать не более 5-7 человек. Это обуславливается сложностью подбора эквивалентных групп испытуемых с точки зрения клинической картины заболевания. В возрастной психологии выборка включает обычно до 100 испытуемых. В то время как в социальной психологии - их количество может насчитывать 200-1000 человек.

В курсовом исследовании в выборку, как правило, включается от 30 до 50 человек, если предполагается выявление различий на достаточно высоком уровне статистической значимости (р≤0, 01). Иногда это количество по независящим от исследователя причинам может быть меньше, например, учащиеся одного класса (их столько, сколько всего в классе учеников, и не может быть больше).

На этапе подготовки к проведению эмпирического исследования осуществляется пилотажный (или пробный) эксперимент.

Его цель:

    Выявить слабые места.

    Определить степень соответствия подобранных методик тому, что необходимо изучить.

    Отработать навык проведения исследования.

    Получить предварительные результаты.

Инструктирование и мотивировка испытуемых.

В подготовку эксперимента входит разработка инструкции. Ее назначение – контроль переменных, связанных с поведением испытуемых. Инструкция должна включать в себя мотивационный компонент, то есть испытуемый должен знать, какие возможности предоставляет ему участие в эксперименте. Это может быть:

Денежная оплата (характерно для американской и бывшей советской психологии);

Информация о его способностях и личностных чертах;

Помощь в решении личностных проблем и т.д.

Также с помощью инструкции обеспечивается положительное отношение к исследованию и снимается сверхвысокая мотивация.

Инструкция определяет задачу испытуемого (что ему делать), обозначает последовательность его действий. Поскольку ситуация эксперимента для большинства испытуемых непривычна, они испытывают тревогу, их внимание может быть недостаточным. Поэтому инструкция должна быть ясной, краткой, однозначной. Чтобы она отвечала этим требованиям, ее нужно апробировать, может быть не раз и не два. Кроме того, скорость понимания инструкции зависит от когнитивных способностей, темперамента, знания языка и т.д. Поэтому следует проверить, правильно ли испытуемые поняли инструкцию, избегая, однако, дополнительных развернутых комментариев.

3. Этап сбора эмпирических данных .

Общее понятие о данных.

Процесс непосредственного исследования предполагает контакт исследователя с объектом, в результате чего получают совокупность характеристик этого объекта. Полученные характеристики являются главным материалом для проверки рабочей гипотезы и решения проблемы. В зависимости от предмета и цели исследования эти характеристики могут представать в виде различных параметров объекта (пространственных, временных, энергетических, информационных. интеграционных), в виде соотношений между частями объекта или его самого с другими объектами, в виде различных зависимостей его состояний от всевозможных факторов и т.д. Всю совокупность подобных сведений называют данными об объекте, а точнее, первичными данными , чтобы подчеркнуть непосредственный характер этих сведений и необходимость их дальнейшего анализа, обработки, осмысления.

В теоретическом исследовании под сбором данных подразумевается поиск и отбор уже известных фактов, их систематизация, описание под новым углом зрения. В эмпирическом исследовании под данными понимается отражение предметов, явлений, признаков или связей объективной действительности. Таким образом, это не сами объекты, а их чувственно-языковые отображения. Реальные объекты – это фрагменты мира, а данные о них – это фундамент науки. Эти данные есть «сырье» научного исследования при индуктивных гипотезах и цель при дедуктивных.

Классификация данных.

Данные можно классифицировать по различным основаниям (критериям), среди которых в науке наиболее популярны следующие:

    По научному обоснованию

Научные;

Ненаучные.

Научные данные – это сведения, полученные в результате научных изысканий и характеризующиеся высокой степенью достоверности (доказанности и надежности), возможностью проверки, теоретической обоснованностью, включенность в широкую систему научных знаний. Характерной особенностью научных данных, как и вообще научных знаний, является их относительная истинность, то есть потенциальная возможность их опровержения в результате научной критики.

Ненаучные данные – сведения, полученные ненаучными путями. Например, из житейского опыта, из религиозных источников, из традиций, от авторитетов и т.д. Эти данные не доказываются, зачастую считаются самоочевидными. Многие из них претендуют на абсолютную истинность, их принятие субъектом познания базируется на некритичном усвоении, доверии (своему опыту, догматам, авторитетам).

    По вкладу в проверку гипотезы и решение проблемы

Решающие;

Значительные;

Незначительные.

Решающие данные – это сведения, позволяющие однозначно принять или отвергнуть выдвинутую гипотезу.

Значительные данные - это данные, вносящие весомый вклад в решение проблемы, но недостаточные для ее решения без привлечения других сведений.

Незначительные данные – данные малой информативности по решаемому вопросу.

    По области и характеру источников информации

Социологические;

Психологические;

Педагогические;

Физиологические и т.д.

Социологические, психологические и т.д. – данные, полученные в соответствующих сферах бытия, в первую очередь – общественного бытия. В узком смысле – это данные соответствующих наук.

    По методам исследования

Данные наблюдения;

Данные опроса;

Экспериментальные данные и т.д.

Данные наблюдения, опроса и т.д. – сведения, полученные с помощью того или иного эмпирического метода.

    По методам в сочетании с источниками (классификация Р.Б. Кеттелла)

L-данные;

Q-данные;

T-данные.

Указанная группировка предложена американским психологом Р.Б. Кеттеллом в середине XX столетия и обычно относится к данным по проблемам личности и социально-психологическим вопросам.

L -данные – сведения, получаемые путем регистрации фактов реальной жизни. Обычно это данные наблюдения за повседневной жизнью человека или группы. С них рекомендуется начинать предварительное решение проблемы.

Q -данные – сведения, получаемые с помощью опросников, тестов интересов, самоотчетов и других методов самооценок, а также путем свободного обследования психиатров, учителей и т.п. Благодаря простоте инструментария и легкости получения информации эти данные занимают ведущее место в исследованиях личности.

Т-данные – сведения, получаемые с помощью объективных тестов, а также физиологических измерений. Эти данные «объективны», поскольку их получают в результате объективного измерения реакций и поведения человека без обращения к самооценке или оценке экспертов. Например, это тесты способностей, тесты интеллекта и т.п.

    По информативности

Неметрические

1. качественные (классификаторные, номинативные)

2. порядковые (компаративные).

Метрические

1. интервальные

2. пропорциональные.

Деление данных по информативности базируется на качественно-количественной нагрузке их содержания, позволяющей эти сведения соотносить друг с другом с уже имеющимися сведениями в данной области на том или другом уровне точности. Эта группировка данных согласуется с классификацией измерительных шкал по С. Стивенсу. Подробно она рассматривается в процессе изучения методов математической статистики.

Процедура сбора данных.

Сбор данных в целом должен соответствовать намеченному на предыдущем этапе алгоритму действий, чтобы избежать как пробелом в искомых знаниях, так и лишних трудозатрат. Осуществляемый на этом этапе контакт исследователя с изучаемым объектом не должен наносить последнему вреда, процедура сбора данных должна быть предельно гуманизирована. Процесс сбора данных конкретизируется в зависимости от выбранного метода и задач исследования.

Так как многие исследования, особенно прикладные, проводятся в школьных классах, аудиториях и других малоприспособленных помещениях, то необходимо позаботиться о том, чтобы не было посторонних, и никто не входил во время эксперимента. Обязательным является знакомство экспериментатора с испытуемыми.

Ход эксперимента обязательно протоколируется. В протоколе указываются: название методики, Ф.И.О., пол, образование, дата проведения исследования. Кроме ответов испытуемого в протокол заносятся его вопросы, реплики, высказывания, изменения мимики и пантомимики.

После окончания эксперимента следует попросить испытуемого высказаться о своих впечатлениях, мыслях, предположениях, возникших по ходу эксперимента, вариантах ответов и т.д. Такой самоотчет является важным источником получения качественных знаний. Устный самоотчет предпочтительнее, он более доступен испытуемому.

Для сбора данных, как правило, используется несколько методик с высокой валидностью, экспертные оценки (например, учителя), карта наблюдений.

При разработке методики эксперимента максимальное внимание уделяется:

    Определению независимых (причина) и зависимых (следствие) переменных. Под независимой переменной понимается фактор, который изменяет экспериментатор по своему плану. Под зависимой переменной – фактор, который изменяется под влиянием независимой и подлежит измерению. Выделяю два типа независимых переменных:

Сама варьируемая переменная;

Образование разных групп испытуемых: по возрасту, полу и т.д.

2. Определению уровней интенсивности переменных. (Например: высокий, средний, низкий или желтый, зеленый, синий, красный и т.п.).

3. Способам измерения полученных эффектов.

4. Определению процедуры исследования (порядка изменения переменных) и т.д.

Основным принципом экспериментирования является вариация только одной переменной при сохранении постоянства всех остальных. Поэтому заранее принимается решение о том, как она будет изолирована и протоколирована, каков будет порядок ее применения. Продумывается и контроль побочных переменных – ситуационных и личностных, которые также могут оказывать влияние на зависимую переменную. Этот контроль обеспечивается организацией самого эксперимента и обработкой его результатов.

Эксперимент проводиться для проверки гипотезы. Она же и определяет его схему. Если проведение эксперимента невозможно, как правило, проводят корреляционное исследование.

Экспериментальное исследование подразумевает наличие как минимум двух групп испытуемых: контрольной и экспериментальной, в каждой из которых делается предварительный замер изучаемого свойства, явления. В дальнейшем в экспериментальной группе осуществляется экспериментальное воздействие, в контрольной группе такового нет. На выходе проводиться постэкспериметальный замер для определения наличия сдвига в изучаемом признаке в каждой из групп. Наличие статистически значимого сдвига в значениях изучаемого признака в экспериментальной группе при отсутствии такового в контрольной, относят за счет влияния экспериментальной переменной. Если же статистически значимый сдвиг есть в обеих группа, то производиться определение, где его значимость выше, что также позволяет доказать влияние экспериментального воздействия.

Корреляционное исследование можно провести даже в одной группе испытуемых, замерив две или более переменных и определив их связь между собой.

Функциональный подход

Функциональный подход - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Функциональный подход" 2017, 2018.

  • - Функциональный подход

    Отличительная черта функционального подхода состоит в исследовании процессов самоорганизации предбиологических систем, выявлении законов, которым подчиняются такие процессы. Теория саморазвития элементарных каталитических систем в самом общем виде является общей... .


  • -

    Плюралистический подход Основными представителями плюралистического подхода являются американский исследователь Роберт Даль и австрийский ученый Йозеф Шумпетер. По их мнению, ресурсы политической власти, а именно деньги, престиж, доступ к СМИ и др., распределены в... .


  • - Инструментально-функциональный подход

  • - Инструментально-функциональный подход

    Признавая значительный вклад, который сделали как элитисты, так и плюралисты в исследовании структуры общества и механизмов социального взаимодействия, ряд учёных отмечает и слабые стороны данных моделей. Самое общее возражение в адрес плюрализма опирается на очевидное... .


  • - Функциональный подход к организации и рационалистическая школа менеджмента.

    Первой возникла рационалистическая школа. У ее истоков стоял американский инженер Фредерик Тейлор (1856-1915). Свою карьеру он начал с простого рабочего, а затем, получив заочно высшее образование, за 8 лет дослужился до должности главного инженера сталелитейной компании в г.... .


  • - Функциональный подход в исследованиях памяти

    Несмотря на успешное развитие моделей памяти, использующих компьютерные метафоры, стало понятно, что аналогия между переработкой информации у человека и компьютера не является удовлетворительной. Прежде всего исследователи столк­нулись с фактом влияния таких... .


  • - Функциональный подход.

    Данный подход предложен в 1960 г. американским социологом Толкоттом Парсонсом (1902-1979) в рамках его теории структурно-функционального анализа общества и социальных явлений. В этом подходе организации выделяются по функциям, реализуемым в обществе – по их предназначению: -...