По литературе

Инновационная деятельность логопеда в доу. Инновационные технологии

Для современной логопедии характерен постоянный поиск способов усовершенствования и оптимизации процессов развития и обучения детей. Для этого используются современные логопедические технологии. При их применении занятия становятся более эффективными.

Это активная процедура механического воздействия, целью которой является коррекция разнообразных речевых расстройств (дизартрий, алалий и других). Массаж помогает укрепить и расслабить артикуляционные мышцы, улучшает кинестетическое восприятие, стимулирует мышечные ощущения.

Основные виды логопедического массажа:

  • ручной (классический);
  • аппаратный (с помощью вакуумных, вибрационных приборов);
  • точечный (воздействие на биологически активные точки);
  • самомассаж (ребенок выполняет процедуру самостоятельно).

Также есть массаж зондами, камнями, травяными мешочками, каштанами.

Показания:

  • короткая подъязычная уздечка (как причина возникновения дислалий);
  • ринолалия;
  • непроизвольное слюноотделение;
  • нарушения голоса;
  • алалия;
  • дисграфия;
  • нарушение тонуса мышц, принимающих участие в артикуляции;
  • заикание невротической природы;
  • отсутствие четкого произношения.

На полный курс необходимо 10-20 сеансов, иногда больше. Продолжительность сеанса определяется психоэмоциональным состоянием ребенка (наличием или отсутствием страха, нервного напряжения). Среднее время процедуры – 5-6 минут.

Надо обязательно выбирать опытного специалиста, который сможет установить эмоциональный контакт с маленьким пациентом.

Достоинства процедуры:

  • возможность выполнения в домашних условиях;
  • простота и безболезненность;
  • положительное влияние на нервную и мышечную систему;
  • повышение эластичности мышечных волокон;
  • улучшение функции сосудов;
  • нормализация речевого дыхания;
  • снижение патологических двигательных проявлений мышц речевого аппарата (судороги, гиперкинезы);
  • увеличение амплитуды артикуляционных движений.

Противопоказания:

  • вирусные заболевания;
  • стоматиты, гингивиты;
  • конъюнктивиты;
  • кожные болезни.

Двигательная сфера малыша тесно связана с развитием его психических свойств. Существует ряд эффективных методик:

  1. Дыхательные упражнения. Они улучшают ритмику организма, способствуют развитию произвольности и самоконтроля. Занятия обязательно проводятся в хорошо проветренном помещении или при открытой форточке. Их можно делать как в положении стоя, так и сидя.
  2. Упражнения, направленные на релаксацию. С их помощью можно расслабиться, вспомнить какие-то события и ощущения.

  1. Растяжка-это комплекс упражнений, связанный с напряжением и расслаблением различных частей тела. Очень хорошо их использовать при гипотонусе и гипертонусе мышц.
  2. Биоэнергопластика. Данный способ основан на соединении движений кистей рук с движениями артикуляционного аппарата. Он синхронизирует работу полушарий головного мозга, улучшает речь и мышление.

Пальчиковая гимнастика

Она очень эффективна для развития речи. Когда дети занимаются и ритмично двигают пальчиками, то у них активизируются речевые центры головного мозга. При этом малыши дополнительно учатся концентрации внимания и правильному его распределению.

Также пальчиковые игры хорошо тренируют память, ведь необходимо запоминать стихи и определенную последовательность движений пальцев. Последние становятся гибкими, подвижными и сильными. Это поможет быстрее освоить навык письма в будущем.

Пальчиковой гимнастикой можно начинать заниматься с полугодовалого возраста. Ежедневно следует выделять на нее хотя бы пять минут.

Локальная гипер — и гипотермия

Данный способ создан и разработан Всесоюзным научно-методическим центром по лечению ДЦП. Он является одним из направлений криомедицины, в котором используется лечебный фактор холодового воздействия на ткани и органы. Методика корректирует мышечный тонус, нормализует мышечные реакции. Для ее проведения требуются теплая вода и лед.

Есть несколько вариантов воздействия:

  • поочередное использование теплового и холодового факторов;
  • сначала гипотермия, потом гипертермия;
  • только гипертермия;
  • только гипотермия.

Показания:

  • повышенное слюноотделение;
  • синкинезии;
  • артикуляционные апраксии;
  • некоторые формы ДЦП (гиперкинетическая, гемипаретическая).

Противопоказания к процедуре:

  • эпилепсия;
  • ОРВИ;
  • заболевания ЛОР-органов;
  • холодовая аллергия.

Основные движения, благодаря которым можно научиться хорошо ориентироваться в пространстве, являются бег и ходьба.

Виды упражнений:

  • ходить и бегать парами по кругу с соблюдением дистанции;
  • строиться парами в колонну, по кругу, врассыпную;
  • ходить по залу со сменой направлений: налево, направо, противоходом, змейкой, по диагонали;
  • ходить со сменой ведущих;
  • равномерное сужение и расширение круга.

Данный способ развивает эмоционально-волевую сферу и способствует качественной коррекции речи. Терапию песком предложил Карл Густав Юнг, основатель аналитической терапии. Она помогает совершенствовать умения и навыки практического общения с использованием вербальных и невербальных средств. В процессе занятий раскрывается индивидуальность, разрешаются психологические затруднения. Кроме того, песочная терапия развивает образное мышление, связную речь, познавательные функции, обогащает словарный запас.

Игры с песком используются как при индивидуальной работе, так и в группах. Условно можно выделить три вида занятий:

  1. Обучающие. Они развивают тактильно-кинестетическую чувствительность и мелкую моторику рук, помогают в обучении ряда навыков (счета, письма, чтения).
  2. Проективные. Способствуют развитию фантазии и творческого начала.
  3. Познавательные. Учат многообразию окружающего мира.

Чтобы организовать процесс необходимо несколько вещей:

  • чистый, просеянный песок (не слишком мелкий, и не слишком крупный);
  • песочница (водонепроницаемый деревянный ящик);
  • миниатюрные фигурки (люди, животные, растения, транспорт, природный материал и многие другие);
  • вода.

Варианты игр:

  • создание отпечатков кулачков, ладоней;
  • поочередное сжимание и разжимание пальцев, погруженных в песок;
  • скольжение ладонями по песку (круговые, зигзагообразные движения);
  • рисование всевозможных узоров на поверхности песка;
  • закапывание предметов в песок с последующим его сдуванием для обнаружения спрятанного.

Преимущества метода:

  • работа с природным материалом, обладающим собственной положительной энергетикой;
  • активизация чувствительных нервных окончаний на кончиках пальцев;
  • снятие мышечного, психоэмоционального напряжения ребенка;
  • совершенствование зрительно-пространственной ориентировки;
  • развитие моторики рук.

Противопоказания:

  • кожные болезни;
  • повреждения на руках (царапины, порезы, ссадины);
  • наличие бронхиальной астмы или аллергии на пыль;
  • повышенная тревожность ребенка.

Мнемотехника

Среди современных логопедических технологий и методик очень популярна мнемотехника. Это совокупность приемов и правил, которые облегчают процесс запоминания информации. Суть ее заключается в том, что на слова или небольшие словосочетания надо придумывать картинки. В результате, весь текст зарисовывается в схемах. Смотря на них, малыш с легкостью воспроизводит стих, загадку или скороговорку.

Используя мнемотехнику можно добиться развития слухового и зрительного внимания, памяти, ассоциативного мышления, связной речи. Кроме того, ускоряется процесс автоматизации и дифференциации поставленных звуков.

Результаты занятий:

  • расширение словарного запаса;
  • появление интереса к заучиванию стихов, придумыванию историй;
  • увеличение знаний об окружающем мире.

Сказкотерапия

Методика является отдельной ветвью психотерапии, впервые появилась в Санкт-Петербурге. Она заключается в использовании сказочной формы для речевого развития личности, расширения сознания и улучшения взаимодействия через речь.

В сказкотерапии подразумевается использование не столько уже придуманных историй, сколько создание новых.

Типы сказок:

  1. Медитативная.
  2. Психотерапевтическая.
  3. Психокоррекционная.
  4. Психологическая.
  5. Дидактическая.

Перечень коррекционных задач сказкотерапии:

  • взаимосвязь моторного, слухового и зрительного анализаторов;
  • эффективная игровая мотивация детской речи;
  • усовершенствование звуковой речи;
  • усовершенствование лексико-грамматических языковых средств;
  • создание коммуникативной направленности всех детских высказываний.

Методы сказкотерапии:

  • рисование сказок;
  • создание кукол;
  • рассказывание и сочинительство.

Логоритмика

Это современная логопедическая технология, которая представляет собой комплекс музыкально-речевых, речедвигательных и музыкально-двигательных упражнений. Занятия проводит учитель-логопед в школе или доу (дошкольном образовательном учреждении).

В результате занятий дети учатся переключаться с одного вида деятельности на другой, выразительно двигаться, развивать творческие способности. У них развивается выносливость, сила, ловкость, чувство равновесия. Также происходит тренировка и укрепление мышц, формируется красивая осанка.

Логоритимика помогает успокаивать активных детей и подбодряет медлительных.

Варианты занятий:

  • танцы, пение;
  • игры на музыкальных инструментах;
  • сочетание пения и дыхательных упражнений;
  • игры со звукоподражанием;
  • чистоговорки;
  • пение и ходьба в разных направлениях.

Логоритмика необходима в следующих случаях:

  • в период интенсивного формирования речи;
  • дизартрии;
  • недостаточно развитая моторика и координация движений;
  • чересчур быстрая или медленная прерывистая речь;
  • заикание.

Заниматься следует с учетом особенностей ребенка. Когда у него что-то не получается, надо упрощать задание. Если есть проблемы со звуками или мелкой моторикой, то важно увеличивать количество соответствующих упражнений.

Музыкотерапия

Музыка повышает тонус коры головного мозга, вызывает приятные эмоции, стимулирует кровообращение и дыхание. Она помогает сформировать навык вслушиваться и анализировать звучание мелодий.

Музыкальную терапию используют для терапии и профилактики ряда патологических состояний.

Варианты занятий:

  • слушание музыки;
  • пение;
  • игра на музыкальных инструментах;
  • элементы театрализации;
  • музыкорисование.

Результаты музыкальной терапии:

  • нормализация эмоционального состояния;
  • выработка навыков использования голоса;
  • устранение страхов речевых и двигательных расстройств;
  • развитие чувства ритма, самостоятельности, активности;
  • стимуляция слухового восприятия;
  • воспроизведение музыкальных образов.

Изотерапия

Занятия изотерапией помогают личности самовыражаться и реализовываться в творчестве. Цель методики – это развитие связной речи, артикуляционного аппарата и мелкой моторики.

Есть несколько вариантов занятий:

  • рисование на манной крупе;
  • пальцевая живопись;
  • кляксография.

Цветотерапия

Это современная логопедическая технология, предназначенная для коррекции речевых и психологических нарушений. Ученые уже давно доказали, что цвета влияют на эмоциональное, интеллектуальное и психологическое состояние людей.

Педагог строит работу следующим образом:

  • дети берут игрушки и предметы определенных цветов, выполняют с ними разные действия и моделируют ситуации;
  • обговаривают проделанную работу с многократным повторением нужных звуков.

Результаты цветотерапии:

  • осознавание особых цветовых пристрастий;
  • повышение чувствительности и восприимчивости;
  • расширение и углубление восприятия цветовой гаммы;
  • расширение возможностей управления эмоционально-волевыми процессами;
  • возрастание интереса к познавательной деятельности.

Большое количество логопедических технологий позволяет выбрать из них то, что подойдет конкретному ребенку. Ведь он должен сам проявлять интерес к занятиям и испытывать на них положительные эмоции. Это очень важно для достижения хороших результатов.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 44» г. Биробиджан ЕАО Инновационные технологии в работе учителя-логопеда практический материал из опыта работы с детьми старшего дошкольного возраста с использованием информационно-коммуникационных технологий подготовила Шигина Г. Ф. учитель-логопед февраль 2014г


В последние годы в системе дошкольного образования происходят значительные преобразования, вызванные изменением научной, методической и материальной базы обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Одним из важных условий обновления является использование новых информационных технологий, в первую очередь компьютерных. Актуальность использования информационных технологий обусловлена социальной потребностью в повышении качества обучения, воспитания детей дошкольного возраста.


Мир, в котором развивается современный ребёнок, коренным образом отличается от мира, в котором выросли его родители. Это предъявляет качественно новые требования к дошкольному воспитанию как первому звену непрерывного образования: образования с использованием современных информационных технологий (компьютер, интерактивная доска, планшет и др.) Внедрение компьютерных технологий сегодня является новой ступенью в образовательном процессе.


Современные педагогические технологии в дошкольном образовании направлены на реализацию государственных стандартов дошкольного образования. «Тебе скажут - ты забудешь. Тебе покажут - ты запомнишь. Ты сделаешь - ты поймёшь» - это утверждение лишний раз убеждает нас в необходимости использования информационных технологий в учебном процессе для детей с особыми образовательными потребностями.


К числу современных образовательных технологий можно отнести: здоровьесберегающие технологии; технологии проектной деятельности; технология исследовательской деятельности; информационно-коммуникационные технологии; личностно-ориентированные технологии; игровая технология; технология «ТРИЗ» и др.


Понятие "инновация" в переводе с латинского языка означает "обновление, новшество или изменение". Без инноваций не обойтись сейчас ни одному педагогу. На сегодняшний день - образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста - явление очень редкое. В речи детей существует множество проблем. У детей скудный словарный запас, неумение согласовывать слова в предложении, большинство из них страдает нарушениями внимания, памяти, несовершенством логического мышления.


Поэтому эффективно такое обучение, которое несколько опережает развитие ребёнка, однако не превышает его возможностей. Наряду с общепринятыми приёмами и принципами вполне обосновано использование компьютерных технологий, эффективность которых очевидна.


Образовательные возможности ИКТ для ребёнка Ребёнок сам видит результат своей работы Формируется процесс осмысления собственных речевых навыков Возникает стремление исправить увиденную ошибку Исчезает негативизм по поводу многократного повторения речевого материала Ребёнок обучается элементарным действиям с компьютером Получает возможность экспериментировать, моделировать, сравнивать, классифицировать Незаметно переходит от игровой деятельности к учебной У ребёнка повышается эмоциональный тонус, что помогает быстрее перевести изучаемый материал в долговременную память.


Образовательные возможности ИКТ для педагога Использование игровой формы обучения – уход от рутинной работы Системный и Деятельностный подход к коррекции Дифференцированный подход (подбор материала разной степени сложности, легко изменить степень трудности и характер задания) Индивидуальный и образовательный маршрут – видно как трансформировать выявленные проблемы и задачи работы Эффективная и гибкая система поощрения (компьютерные герои, звуковые и визуальные эффекты)


Виды презентаций, используемых в работе логопеда: Презентации- картинки (для обследования звукопроизношения и автоматизации звуков, артикуляционная гимнастика); Презентации- загадки , сказки; Презентации - игры (на расширение словаря, совершенствование лексико-грамматических категорий, развитие высших психических функций); Презентации - на расширение представлений об окружающем мире.


Для успешной подготовки детей к обучению в школе необходимы не только определенные знания, но и умение последовательно и логически мыслить, догадываться, умственно напрягаться. И именно задачи на смекалку, головоломки, логические игры учат детей планировать свои действия, обдумывать их, искать ответ, догадываться о результате, проявляя при этом творчество.


Решение разного рода нестандартных задач в дошкольном возрасте способствует формированию и совершенствованию общих умственных способностей: логике мысли, рассуждений и действий, гибкости мыслительного процесса, смекалки, сообразительности, пространственных представлений.


Интеллектуальное развитие дошкольника невозможно представить сегодня без компьютера, который является для него самым современным игровым инструментом. Вместе с тем служит мощным техническим средством обучения и развития.


ПОИГРАЕМ? ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ


задания на развитие логического мышления

Почему снег загрустил? Пришла весна . Солнце стало пригревать землю своими тёплыми лучами. Все весне обрадовались: и звери, и птицы. Только один снег огорчился. Не рад он весне. Зимой снег был белый, пушистый, блестящий. А сейчас он стал грязный, чёрный. Прячется снег от солнца под кустами и деревьями. Но яркие лучи солнца всё равно его достанут.

Кто пошлёт привет?




по подвижности

ПОДУМАЕМ? ? Задания на развитие внимания 1.«Фотоглаз»


Посмотри внимательно на картинку и запомни


Назови какие предметы «сфотографировал» твой глаз


2.«С чем пирожок?» 1 2 3


3.Назови и найди все буквы с бабой Ягой


1. Раз, два, три, четыре, пять - (сжимание и разжимание пальцев обеих кистей рук) Звери спрятались опять. Всех сейчас пойдём искать. Ну, с кого же нам начать? Раз, два, три, четыре, пять (поочередное загибание пальцев обеих рук одновременно) Будем всех зверей искать. Раз, два, три, четыре, пять (поочередное разгибание пальцев обеих рук одновременно) Будем всех их называть. Физминутка


4.«Найди кто где спрятался»


Кто самый высокий? Кто самый большой? Кто самый длинный? Кто самый зубастый? Кто самый пушистый? Кто самый маленький?


Проведение на подгрупповых и индивидуальных логопедических занятиях специально подобранных игр создает максимально благоприятные условия для развития детей и позволяет решить педагогические и коррекционные задачи в естественных для ребенка условиях игровой деятельности.


Развивающие занятия с применением компьютера должны быть построены таким образом, чтобы в доступной игровой форме сформировать у детей необходимые знания и навыки, раскрыть их творческие способности, научить их самостоятельно мыслить и рассуждать.


Из всего вышесказанного можно сделать вывод: 1)применение компьютера в дошкольном учреждении возможно и необходимо, оно способствует повышению интереса к обучению, его эффективности, развивает ребенка всесторонне; 2)компьютерные программы вовлекают детей в развивающую деятельность, формируют культурно значимые знания и умения; 3)развивающий эффект зависит от дизайна программы, доступности ее для ребенка, соответствия его уровню развития и интересу;


4)компьютерные технологии позволяют ставить перед ребенком и помогать ему решать познавательные и творческие задачи с опорой на наглядность (опосредованность) и ведущую для этого возраста деятельность – игру; 5)сегодня компьютерные технологии можно считать тем новым способом передачи знаний, который соответствует качественно новому содержанию обучения и развития ребенка. Этот способ позволяет ребенку с интересом учиться, находить источники информации, воспитывает самостоятельность и ответственность при получении новых знаний, развивает дисциплину интеллектуальной деятельности.


Современные компьютерные технологии – лишь средства, вспомогательный обучающий материал, новые методы работы.


Интернет- источники и литература 1. Левина Е.В. Использование компьютерных технологий на индивидуальных логопедических занятиях / Е.В.Левина // Логопед. - 2011. – № 3. – С. 68-73. 2. Степанова М.И. Гигиенические требования к компьютерным занятиям для дошкольников/ М.И.Степанова //Справочник руководителя дошкольного учреждения. – 2009. - № 10. 3.Лизунова Л.Р. Компьютерная технология коррекции общего недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста. - Пермь, 2005.4.Никитина М. Ребенок за компьютером.- М., Эксмо, 2006.Вренева Е. П. Ресурсы информационно-компьютерных технологий в обучении дошкольников с нарушениями речи// «Логопед» №5, 2010 5.Вренёва Е.П. Ресурсы информационно-компьютерных технологий в обучении дошкольников с нарушением речи // Логопед, 2010, №5, с.46 – 52; 6.Лынская М.И. Организация логопедической помощи с использованием компьютерных программ. Логопед в детском саду – Л., 2006. – № 6 (13); 7.Варченко В.И., Тупичкина Е.А. Дидактические основы использования компьютерных игр в условиях предшкольного образования. Статья в научно-методическом журнале “Детский сад : теория и практика” №6, 2011. С. 22-31. 8.Вербенец А.М. Использование компьютерных технологий в развитии старших дошкольников: проблемы, этапы, методы. Статья в научно-методическом журнале “Детский сад : теория и практика” №6, 2011. С. 6-21.


9.Лема Б. Логика для дошколят. Рассуждаем - отвечаем 2-е изд. - Аверсэв, 2006. - 19 с. 10. Н. Ф. Виноградова, "Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой", М., 1978.11. Зак А.З. Как развивать логическое мышление: 800 занимательных задач для детей 6 –15 лет. – М., 2001. Зак А.З. 12.http://www.o-detstve.ru/forteachers/kindergarten/speech-development/10644.html Развиваем логику у старших дошколят http://www.edu.cap.ru/Home/4981/animashki/329128229.gif солнце http://www.trendwaen.de/media/image/thumbnail/61564_720x600.jpg слон http://russkg.ru/images/stories/10021413.gif удав http://sadbershet.ucoz.ru/_si/0/39007424.jpg проталины http://www.design-warez.ru/uploads/posts/2009-07/1248186170_4933565_1192355822_k_112.gif кот http://pic4you.ru/12216/2477273/1/ листва http://fotki.yandex.ru/next/users/mobil-photo/album/213494/view/563474 пень http://www.uaforum.org/vzroslye_zabavi/blestyashki_animashki_ot_kapelki/30/ тыква http://www.cinemamir.com/forum/?do=board&op=topic&id=1175&page=2 капуста http://blogs.mail.ru/mail/nineli-an/23d801edfb26697f.html горох - http://kartiny.ucoz.ru/_ph/221/2/74933269.gif перец http://animashki.kak2z.org/oneimg.php?cat=6&pn=4&file=225 малыш за компьютером http://sormdou6.ucoz.ru/2013/vfq/image.jpg таблица с буквами http://www.stupflsitzung.de/images/igel_14%5b1%5d.gif ежик http://fotki.yandex.ru/next/users/mobil-photo/album/213500/view/563478?page=2 елка http://img1.liveinternet.ru/images/attach/c/3/75/562/75562339_ted dy37.gif мишка http://img-fotki.yandex.ru/get/4605/milkamilkina.a9/0_713f2_5b127fc2_XL.jpg лес 2 Жанна Колмагорова - Добрая песенка(физминутка для глаз)

ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В РАБОТЕ ЛОГОПЕДА «Ребенок воспитывается разными случайностями" В. Ф. Одоевский Мир детства рядом с нами, он внутри нашего взрослого мира, он смотрит на нас глазами ребенка, говорит его голосом. А раскрыть заветную дверь в этот мир помогают современные образовательные технологии. Поэтому, для меня, как для коррекционного педагога, важно не упустить это время для раскрытия возможного потенциала каждого моего воспитанника. Мир, в котором живет и воспитывается ребёнок, развивает необходимость проявлять инициативу, выстраивать социальные связи с окружающим. Современные педагогические технологии в дошкольном образовании направлены на реализацию государственных стандартов дошкольного образования. В своей профессиональной деятельности я придерживалась положения: «Не рядом, не над ним, а вместе!». Развивать ребенка радостно, без принуждения возможно, если в своей работе использовать инновационные технологии. Учитывая образовательные задачи, возрастные, физические и нервно-психические особенности воспитанников, индивидуальность характера каждого ребенка при организации коррекционно-развивающего процесса целью развития всех компонентов устной речи детей: лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи, связной речи -диалогической и монологической форм в различных формах и видах детской деятельности, практического овладения воспитанниками нормами речи; развития литературной речи и приобщения к словесному искусству, считаю целесообразным использовать в своей работе следующие образовательные технологии, обладающие повышенной эффективностью методы и инструменты, приёмы: игровые технологии в логопедической коррекции; арт - терапевтические технологии; мнемотехники; объяснительно-иллюстративную технологию; технологию проблемного обучения; технологию концентрированного обучения; технологию развивающего обучения здоровьесберегающие технологии; современные технологии логопедического и пальцевого массажа; современные технологии сенсорного воспитания; телесноориентированные техники; «Су – Джок» – терапия; информационные технологии. Технология игрового обучения. Игра - наиболее доступный для детей вид деятельности, это способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний, это тот вид деятельности где дети в полную меру учатся общаться друг с другом, дружить, уважать мнение сверстника. Во время игрового обучения я применяла дифференцированный подход к детям, учитывала их интересы, склонности и уровень подготовки. В результате показатели познавательной активности детей подготовительной к школе группы увеличились на 14%, и составило к выпуску 91 %. Технология игры помогает воспитанникам раскрыться в полной мере. «Арт-терапия» является средством свободного самовыражения. В особой символической форме: через рисунок, игру, сказку, музыку – я способствую выходу эмоций детей, их переживаний, получению нового речевого опыта. В процессе использования элементов арт-терапии музыкотерапии (вокалотерапии, игры на музыкальных инструментах); изо-терапии (нетрадиционные техники рисования); кинезиотерапии (танцетерапия, телесно-ориетированная терапия, логоритмика, психогимнастика); сказкотерапии; куклотерапии; мнемотехники; креативной игротерапии (песочной терапии); смехотерапии; ароматерапии; цветотерапии (хромотерапии) способствую формированию высокого жизненного тонуса детей, развитию взаимопонимания между ребенком и сверстниками, а также между ребенком и взрослыми. Благодаря использованию данной технологии развиваю у своих воспитанников навык самовыражения, умения управлять своими чувствами, переживаниями, эмоциями. Мнемотехника используется мною для облегчения запоминания и увеличения объёма памяти воспитанников путём образования дополнительных ассоциаций. Мнемотехника помогает мне в работе по связной речи, ассоциативного мышления, зрительной и слуховой памяти, зрительного и слухового внимания, ускорения процесса автоматизации и дифференциации поставленных звуков. Объяснительно-иллюстративная технология, носящая развивающий характер обучения. Демонстрация, наблюдение, объяснение, беседа, просмотр и обсуждение видео и презентаций, создание тематических альбомов и стендов – все эти наглядные средства, используемые мною, являются опорой в усвоении воспитанниками познавательного материала. В своей работе использую различного вида наглядность: натуральные предметы (посуда, природный материал), муляжи, игрушки, модели, макеты, изображения предметные и сюжетные иллюстрации), учебные видео и мультимедийные презентации, собственный практический показ действий. Технологию проблемного обучения используются мною с целью развития познавательной активности детей, т.к. последовательное, целенаправленное выдвижение перед воспитанниками задач способствуют активному усвоению знаний, а также для создания проблемных ситуаций, которые были различными по содержанию неизвестного, по уровню проблемности. Проблемную ситуацию создавала с помощью активизирующих действий, вопросов, подчеркивающих новизну, важность, красоту и другие отличительные качества объекта познания. Технологию концентрированного обучения использую для создания максимально близкой к естественным психологическим особенностям восприятия дошкольников образовательной деятельности, тематическое планирование позволяет осуществлять более углубленное и всестороннее освоение материала. Использование технологий развивающего обучения позволило мне взглянуть на идею обучения, ориентированного на развитие ребенка, как на основную цель коррекционно-развивающего процесса. Знания дошкольника не являются конечной целью обучения, а всего лишь средой развития детей. Используя технологии развивающего обучения, я стараюсь перейти от того, что ребенок умеет делать самостоятельно, к тому, что он может, умеет сделать в сотрудничестве с логопедом. В непосредственной образовательной деятельности создавала ситуации поиска, занимательности, проблемы, что способствовало в 2013–2014году увеличению показателей познавательного развития воспитанников старшего дошкольного возраста. Сама жизнь поставила меня, перед необходимостью использования компьютерных технологий в коррекционно-развивающем процессе. ИКТ являются эффективным техническим средством, при помощи которых я старалась разнообразить образовательный процесс. Это самый современный инструмент для сбора и обработки информации Использую ИКТ в работе с педагогами, родителями воспитанников - составляю списки детей; - систематизирую анамнестические данные воспитанников; - веду диагностику развития детей; - создаю различные бланки документов; - составляла перспективный и календарный план; - оформляла родительские уголки; - создаю консультации и рекомендации для родителей и педагогов, всевозможные папки, стенды, различные папки- передвижки и др.; Очевидно, что воздействие на различные анализаторы повышает качество образовательной деятельности с детьми, страдающими речевыми нарушениями. Использование информационно-коммуникативных технологий позволяет одновременно влиять на слуховой, зрительный и тактильный анализаторы, так же повышает концентрацию внимания, ускорят запоминание предлагаемого материала, развивает зрительную, слуховую и тактильную память и улучшает эмоциональное состояние воспитанников, что положительно сказывается на результате коррекционной работы. ИКТ использую в коррекционно-развивающей работе с детьми: подбираю иллюстративный и познавательный материал к занятиям (сканирование, Интернет; принтер, презентация). В своей практике использую специализированные компьютерные логопедические программы: - «Развитие речи. Учимся говорить правильно», автор Л.Е. Шевченко, - «Учимся говорить правильно», автор М. Мезенцева, - «Логопедия для малышей. Уроки Феи Правильных Звуков», составитель А.С. Аликсерова, - «Веселая азбука. Волшебные феи», автор и издатель ООО «Бествей», - «Логопедия.Звуки», авторы Т.С. Резниченко, О.Д. Ларина, - «Как помочь малышу красиво говорить», автор Н.В. Пятибратова. Также в процессе образовательной деятельности использую мультимедийные презентации, созданные самостоятельно или скаченные с сайтов «Мерсибо», viki.ru , twirpix, «Логопед и психолог онлайн» и др. и игры для планшета: - игры и задания по лексическим темам, - автоматизация и дифференциация звуков, - игры для развития речевого дыхания, - логоритмические игры и упражнения, - электронные физминутки для динамических пауз, - физминутки для профилактики нарушения зрения, - игры для развития высших психических процессов, - игры для развития связной речи, - работа с родителями и педагогами. Возможность использования ИТ в своей работе содействует повышению мотивации к логопедическим занятиям, организации объективного контроля развития и деятельности детей. расширению сюжетного наполнения традиционной игровой деятельности, возможности быстрого создания собственного дидактического материала, визуализации акустических компонентов речи, расширению спектра невебральных заданий. ИТ помогают мне обеспечить незаметный для ребёнка переход от игровой деятельности к учебной и за счёт повышенного эмоционального тонуса осуществляется более быстрый перевод изучаемого материала в долговременную память. С помощью ИКТ имею возможность проводить дистанционно занятия с детьми с ОВЗ, находящимися длительное время на лечении в санатории. Также ИКТ помогают мне в саморазвитии и творческой самореализации: обмениваюсь собственным опытом, знакомлюсь с наработками других педагогов России и зарубежья. Использование данной технологии позволило мне проявить творчество, побудили в поиске новых нетрадиционные форм и методов обучения. Здоровьесберегающие технологии. Согласно ФГОС: одно из направлений деятельности ДОУ - сохранение и укрепление здоровья воспитаников. Тенденция к ухудшению речи детей дошкольного возраста, снижение уровня коммуникативных умений и навыков (А.Г.Арушанова, О.С. Ушакова, Т.А.Ткаченко, Л.М. Шипицина) - все это определяет необходимость повышения знаний о важности коррекционно-развивающей работы и развития речи детей. Среди воспитанников с нарушением ОДА значительное количество не только детей с проблемами в речевом развитии, но и высок процент тех, у кого имеются проблемы с развитием общей и мелкой моторики, дыхательной функции, артикуляционного праксиса, зачастую у этих детей страдают высшие психические процессы: внимание, память, мышление. Соответственно возникает необходимость проведения оздоровительно-коррекционной работы с данными детьми, в процессе которой использую: -артикуляционную гимнастику; -дыхательные упражнения; -логритмика; -упражнения на развитие мелкой моторики. Использование артикуляционной гимнастики позволяет мне выработать у воспитанников точность, силу, темп, переключаемость движений, необходимых для правильного произношения ими звуков. Артикуляционную гимнастику провожу с использованием картинок-символов, стихотворных текстов, сказкотерапии, музыкального сопровождения (аудиозапись), с использованием элементов биоэнергопластики, с применением компьютерных технологий. Дыхательные упражнения использую с целью увеличить объем дыхания, нормализовать его ритм, выработать плавный длительный выдох. Использую следующие виды игр: -упражнения с использованием вертушек, султанчиков; - «Плавающие кораблики». - «Футбол», «Накорми животных», «Сделай фрукты полезными». -дутье в свистульку, в «волшебный пузырек» - надувание мыльных пузырей, шаров, надувных игрушек. Дыхательную гимнастику (А.Н. Стрельниковой), применяю как один из успешных методов работы для развития речевого дыхания и звучности речи, профилактики нарушения темпа и ритма речи, стимуляции работы мозга и регуляции нервно-психических процессов; Упражнения на развитие мелкой моторики способствуют развитию концентрации внимания, развивает навыки волевой регуляции, умение управлять движениями и контролировать свое поведение. Тренировка тонких, координированных движений пальцев и кисти рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка, способствующим улучшению артикуляционных движений, подготовке кисти руки к письму и, что не менее важно, мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга, стимулирующим развитие мышления ребенка. В своей работе использую следующие виды игр: -пальчиковую гимнастику; -пальчиковые игры; - игры с мелкими предметами (крупами, пуговицами, прищепками); - игры с использованием бросового и природного материала; -шнуровки; -пальчиковые игры со стихотворным сопровождением; - счетные палочки и тактильные тренажеры; - «пальчиковые шаги» с предметными картинками. Самомассаж. Су-Джок терапия используется мною с целью стимуляции точек соответствия всем органам и системам. Сочетание таких упражнений как самомассаж, Су-Джок терапия с упражнениями по коррекции звукопроизношения позволяет значительно повысить эффективность логопедического воздействия. Помимо самомассажа приборами Су-Джок терапии применяю также: -массаж ладонных поверхностей каменными, металлическими или пластиковыми разноцветными шариками; -прищепочный массаж; -массаж орехами, каштанами; -массаж шестигранными и трехгранными карандашами. Использование кинезиологических упражнений помогают мне активизируя различные отделы больших полушарий, развивать способности детей. Комплекс упражнений, таких как «Колечко», «Кулак-ребро-ладонь», «Лезгинка»,«Лягушка», «Ухо-нос» и др. помогают детям в процессе занятия сосредоточиться, стать более, активными, снять напряжение и улучшают достижения. Используемые мною динамические паузы в сочетании с речевым материалом, развивающие общую моторику, координацию движений и речь, снимают мышечное напряжение, используются для создания повышенной работоспособности воспитанников в процессе занятий в процессе проведения физминуток по лексическим темам. Таким образом, ежедневная организация жизни и деятельности детей с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей с использованием перечисленных выше технологий позволяет мне улучшить работу ВПФ воспитанников, пробудить их интерес к речевой деятельности. В результате использования мною вышеперечисленных технологий на логопедических занятиях дети учатся рассуждать; обогащается их активный словарный запас, формируется словесно-логическое мышление; пространственная ориентация, выравниваются эмоциональные проявления. Я убедилась, что эти технологии дают устойчивый долговременный результат, обусловленный систематичностью их применения.

Забродина А.Ю.

Использование инновационных педагогических технологий в работе учителя-логопеда.

В любой педагогической системе « Педагогическая технология» - понятие, взаимодействующее с дидактической задачей. И если дидактическая задача выражает цель обучения и воспитания, то педагогическая технология - пути и средства их достижения.
Современная логопедическая практика имеет в своём арсенале технологии , направленные на своевременную диагностику и максимально возможную коррекцию речевых нарушений.

К ним относятся хорошо известные специалистам технологии: логопедического обследования, коррекции звукопроизношения, формирования речевого дыхания при различных нарушениях произносительной стороны речи, развития интонационной стороны речи, коррекция темпо-ритмической стороны речи, развития лексико-грамматической стороны речи, логопедического массажа.

Актуальность: Находясь на границе соприкосновения педагогики, психологии и медицины логопедия также использует в своей практике, адаптируя к своим потребностям, наиболее эффективные, не традиционные для неё методы и приёмы смежных наук.

Их нельзя рассматривать в логопедии как самостоятельные, они становятся частью традиционных, проверенных временем технологий. Помогая оптимизировать работу логопеда, внося новые способы взаимодействия педагога и ребёнка, для создания благоприятного эмоционального фона, способствуют включению в работу сохранных и активизации нарушенных функций.

Инновационность.

Применительно к педагогическому процессу, инновация означает введение нового в цели, содержание, методы и формы образования, организацию совместной деятельности педагога и ребенка. Основным критерием «инновационности» технологии является повышение эффективности образовательного процесса за счет применения данной технологии.

Активно использую в своей работе следующие инновационные здоровье сберегающие технологии:

    Развитие межполушарного взаимодействия (использование кинезиологических упражнений)

    Технология «Сочетание речи с кодированными движениями пальцев рук»

    Биоэнергопластика

    Логоритмика

    Су-Джок терапия

    Технология моделирования и проигрывания сказок

    Акватерапия

цель этих технологий не только оптимизация процесса коррекции речи, но и обеспечение оздоровления детей.

1.Развитие межполушарного взаимодействия (использование кинезиологических упражнений). Кинезиология – наука о развитии головного мозга через определенные двигательные упражнения. Существует уже 2000 лет, используется во всём мире. Кинезиологическими упражнениями пользовались Аристотель и Гиппократ.

Единство мозга складывается из согласованной деятельности двух его полушарий, тесно связанных между собой системой нервных волокон. Благодаря межполушарным взаимодействиям осуществляется передача информации из одного полушария в другое, обеспечивается целостность и координация работы мозга. Межполушарное взаимодействие возможно развивать при помощи комплекса специальных кинезиологических упражнений. Для мозга ребенка любое движение отзывается образованием каскада нейронных связей между полушариями, отделами мозга. Повышается стрессоустойчивость, улучшается мыслительная деятельность, улучшается память, внимание, речь. Облегчается процесс обучения чтению и письму. По последним данным неврологов для успешного обучения важно не лечение, а именно обучение (вижу, слышу, чувствую).

Для результативности коррекционно-развивающей работы необходимо учитывать определенные условия:

    занятия проводятся утром;

    занятия проводятся ежедневно, без пропусков;

    занятия проводятся в доброжелательной обстановке;

    от детей требуется точное выполнение движений и приемов;

    упражнения проводятся стоя или сидя за столом;

Комплекс кинезиологических упражнений провожу на ежедневных утренних пятиминутках. Дети очень хорошо принимают данные упражнения и с удовольствием их выполняют.

2. Следующая технология о которой я хотела рассказать - «Сочетание речи с кодированными движениями пальцев рук». « Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках их пальцев..» (В. А. Сухомлинский.) Ученые, изучающие деятельность детского мозга, психику ребёнка, отмечают большое стимулирующее значение функции руки..

На рисунке канадского невролога У. Г. Пенфилда, получившем название «гомункулюса (человечка) Пенфилда», изображена проекция кисти и пальцев руки в коре больших полушарий головного мозга. Большие размеры проекции руки и ее близость к моторной речевой зоне привели ученых к мысли о том, что тренировка тонких движений пальцев рук будет оказывать большое влияние на развитие речи.

В одном из домов ребенка были проведены наблюдения за детьми первых недель жизни. У группы шестинедельных младенцев записывались биотоки мозга, затем у одних из этих детей пассивно тренировали правую руку, у других – левую. Через месяц тренировки высокочастотные ритмы стали отмечаться в области двигательных проекций, а через два месяца – и в будущей речевой зоне, в полушарии, противоположном тренируемой руке. Эти данные прямо говорят о том, что речевые области формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук. Убедительны также факты, полученные при обучении звуковой речи глухих детей. Одних из этих детей с раннего возраста учат общаться с помощью крупных жестов, выполняемых всей рукой, других обучают так называемой дактильной (пальцевой) азбуке, когда пальцами изображают буквы и ребенок как бы «пишет» слова. Когда глухие дети приходят в школу и начинается обучение звуковой речи, оказывается, что те из них, которые «разговаривали» крупными жестами, поддаются обучению с огромным трудом – оно требует многих и многих месяцев; те же дети, которые ранее «разговаривали» пальцами, легче овладевают звуковой речью. Педагоги активно используют в практике развитие мелкой моторики- пальчиковые игры, гимнастика и т.д. Почему меня заинтересовала данная инновационная технология? Все чаще у детей нарушается не только звукопроизношение, но и слоговая структура слова. Данная технология сочетает и развитие мелкой моторики и работу по устранению нарушений слоговой структуры слова (которая зачастую очень трудна в коррекции). Известно, что гласные звуки несут слогообразующую функцию. Проговаривание слов по слогам в сочетании с движениями пальцев рук, символизирующих движения губ при произнесении гласных звуков, позволяет корректировать слоговую структуру слова, развивать голос, слуховое и зрительное восприятие и память. По данной методике при произнесении гласных звуков с опорой на зрительный контроль облегчается проговаривание слов по слогам, т.к. ребёнку легче припомнить каждый последующий слог в слове.

3. Следующая технология на которой хотела остановиться –«Моделирование и проигрывание сказок» (автор Ткаченко Т.А.) Цель- формирование вербальных средств коммуникации, мотивации речевого общения. Способствует возникновению мотивации речевого общения, формированию первичных произносительных навыков, пополнению и активизации словаря, появлению фразы в речи ребёнка, устранению в речи аграмматизмов. Данная технология особенно эффективна при работе с детьми имеющими речевой негативизм, заикающимися и неговорящими детьми. Так же она имеет элементы пальчикой гимнастики, т.к. могут присутствовать элементы пальчикового или теневого театра.

4. Здоровьесберегающие технологии активно включают в себя различные виды массажа. Новыми в работе логопеда являются:

    суджок-терапия - обладает высокой эффективностью и безопасностью. На кистях располагаются система высокоактивных точек соответствия всем органам и участкам тела. Их стимуляция оказывает выраженное лечебное и профилактическое действие. Неправильное применение никогда не наносит человеку вред – оно просто неэффективно. Массаж можно осуществлять семенами, орехами, специальными массажерами.

    аурикулотерапия - массаж ушных раковин. Ушная раковина снабжена множеством нервных окончаний, в ухе разветвляются шесть нервов, осуществляющих связь с центральными и вегетативными отделами нервной системы и внутренними органами.

    гидрогимнастика – прокатывание, перекатывание, перекладывание в теплой воде различных предметов, например резиновый мяч, массажеров, маленьких фигурок и т.д.

Массаж сочетается с рассказыванием стихотворения (сочетание речь с движением)

5. Помимо здоровьесберегающих технологий особого внимания заслуживает технология - «Дидактический синквейн» . Данная педагогическая технология служит для развития лексико-грамматической стороны речи, так как именно эта сторона речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи значительно отличается от речи нормально развивающихся сверстников, их словарного запаса, как в количественном, так и в качественном плане.
Опыт работы с данной категорией детей показывает, что даже после пройденного курса коррекции и развития речи у детей с хорошими диагностическими показателями, имеются трудности связанные со скоростью актуализации имеющихся знаний и собственного речевого высказывания, им требуется больше времени на обдумывание и формулирование ответа. Поэтому важно создавать условия для его активизации и актуализации собственного высказывания. Эта технология не требует особых условий для использования и органично вписывающаяся в работу по развитию лексико–грамматических категорий у дошкольников.

Синквейн с французского языка переводится как «пять строк», пятистрочная строфа стихотворения. Составление дидактического синквейна является формой свободного творчества, требующей от автора умения находить в информационном материале наиболее существенные элементы, делать выводы и кратко их формулировать.
Актуальность и целесообразность использования дидактического синквейна в логопедической практике объясняется тем, что:
- Гармонично вписывается в работу по развитию ЛГК, использование синквейна не нарушает общепринятую систему воздействия на речевую патологию и обеспечивает её логическую завершенность.
- Способствует обогащению и актуализации словаря, уточняет содержание понятий.
- Является диагностическим инструментом, даёт возможность педагогу оценить уровень усвоения ребёнком пройденного материала.
- Носит характер комплексного воздействия, не только развивает речь, но способствует развитию ВПФ (памяти, внимания, мышления).

Правила составления дидактического синквейна
первая строка – одно слово, обычно существительное, отражающее главную идею;
вторая строка – два слова, прилагательные;
третья строка – три слова, глаголы, описывающие действия в рамках темы;
четвертая строка - фраза из нескольких слов, показывающая отношение к теме;
пятая строка – слова, связанные с первым, отражающие сущность темы (это может быть одно слово).
Например,

1. Кукла
2. Красивая, любимая.
3. Стоит, сидит, улыбается.

4. Моя кукла самая красивая.
5. Игрушка.

Данную технологию можно использовать вариативно как на занятиях, так и подключать родителей.

Учитывая, что ведущая деятельность у дошкольников - игровая, необходимо организовывать коррекционный процесс таким образом, чтобы ребенок ощущал интерес, новизну, элемент игры и творчества. Использование новых технологий в сочетании с традиционными дают хороший результат, наряду с коррекционными задачами вносят разнообразие, создают благоприятный эмоциональный фона, способствуют включению в работу сохранных и активизации нарушенных функций, что помогает достигать хороших результатов коррекции речевых нарушений.

МУНИЦЫПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ПОЛОВНЕВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

ОКТЯБРЬСКОГО РАЙОНА КУРСКОЙ ОБЛАСТИ

Методическое объединение учителей-логопедов

Доклад по теме

«Оптимизация коррекционно-развивающего процесса по средствам работы учителя-логопеда через использование инновационных технологий »

Подготовила:

учитель-логопед

Юлия Николаевна

Большинство школьников, поступающих на логопедические пункты, имеют отклонения в речевом развитии различной структуры и степени выраженности. Как правило, у детей с речевыми нарушениями отмечаются проблемы в развитии восприятия, внимания, памяти, мыслительной деятельности, недоразвитие моторных и сенсорных функций, пространственных представлений, особенности приёма и переработки информации. У таких ребят наблюдается снижение интереса к обучению, повышенная утомляемость, низкая работоспособность и т.д. Дети часто стыдятся своего речевого несовершенства, становятся нервными, раздражительными, необщительными, что приводит к формированию чувства неполноценности, появлению негативизма, упрямства, замкнутости и других отрицательных черт характера. Это способствует формированию негативного отношения к учёбе и является одной из причин школьной неуспеваемости. Таким детям необходима срочная помощь логопеда, поэтому логопедическая работа в общеобразовательной школе занимает важное место в процессе предупреждения и преодоления неуспеваемости учащихся.

Находясь на границе соприкосновения педагогики, психологии и медицины, логопедия использует в своей практике, адаптируя к своим потребностям, наиболее эффективные, не традиционные для неё методы и приёмы смежных наук, помогающие оптимизировать работу учителя - логопеда. Ведь процесс подачи материала на логопедическом занятии должен быть несколько другой, более индивидуализированный, чем на уроке в классе.

Чтобы заинтересовать учащихся, сделать обучение осознанным, нужны нестандартные подходы, индивидуальные программы развития, новые инновационные технологии. Важно сохранить как традиционные подходы, так и развивать новые направления логопедической теории и практики, а также помнить, что любая инновация хороша не сама по себе («инновация ради инновации»), а как средство, метод, служащий определенной цели. В этом отношении очень важны этапы её освоения и распространения, которые как раз и показывают необходимость и действенность новой технологии.

Инновационные методы воздействия в деятельности логопеда становятся перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи. Эти методы принадлежат к числу эффективных средств коррекции и помогают достижению максимально возможных успехов в преодолении речевых трудностей у детей дошкольного возраста. На фоне комплексной логопедической помощи инновационные методы, не требуя особых усилий, оптимизируют процесс коррекции речи детей и способствуют оздоровлению всего организма.

Инновационные технологии - это внедрённые, новые, обладающие повышенной эффективность методы и инструменты, приёмы, являющиеся конечным результатом интеллектуальной деятельности педагога.

Применительно к педагогическому процессу, инновация означает введение нового в цели, содержание, методы и формы образования, организацию совместной деятельности педагога и ребёнка.

Основным критерием «инновационности» технологии является повышение эффективности образовательного процесса за счёт её применения.

Существуют следующие разновидности инновационных технологий в логопедии:

Арт - терапевтические технологии;

Современные технологии логопедического и пальцевого массажа;

Современные технологии сенсорного воспитания;

«Су - Джок»-терапия;

Криотерапия;

Информационные технологии.

Арт-терапия является средством свободного самовыражения в особой символической форме: через рисунок, игру, сказку, музыку - мы можем помочь человеку дать выход своим сильным эмоциям, переживаниям, получить новый опыт разрешения конфликтных ситуаций.

Основная задача арт-терапии состоит в развитии самовыражения и самопознания человека через творчество и в повышении его адаптационных способностей.

Цели арт-терапии в работе с детьми: способствовать формированию высокого жизненного тонуса и гармоничных отношений с окружающим миром, развития взаимопонимания между детьми, а также между ребёнком и взрослыми. Научить ребёнка самовыражению, умению управлять своими чувствами, переживаниями, эмоциями.

Виды арт-терапии:

Музыкотерапия (вокалотерапия, игра на музыкальных инструментах);

Изо-терапия (нетрадиционные техники рисования) ;

Кинезиотерапия (танцетерапия, телесно-ориетированная терапия, логоритмика, психогимнастика);

Сказкотерапия;

Мнемотехника;

Креативная игротерапия (песочная терапия) ;

Смехотерапия;

Ароматерапия;

Цветотерапия (хромотерапия).

Музыкотерапия – метод психотерапии, основанный на эмоциональном восприятии музыки. В зависимости от мелодии, её ритмической основы и исполнения музыка может оказывать самые разнообразные эффекты.

Коррекционные задачи музыкотерапии:

Нормализация нейродинамических процессов коры головного мозга, нормализация биоритма;

Стимуляция слухового восприятия (активизация правополушарных функций);

Улучшение общего состояния детей;

Улучшение исполнения качества движений (развиваются выразительность, ритмичность, плавность);

Коррекция и развитие ощущений, восприятий, представлений;

Стимуляции речевой функции;

Нормализация просодической стороны речи (тембр, темп, ритм, выразительность интонации);

Формирование навыков словообразования;

Формирование слоговой структуры слова.

Во время проведения расслабляющего логопедического массажа используются произведения, оказывающие седативное действие, а во время активного – произведения, оказывающие тонизирующее действие.
Также тонизирующие музыкальные произведения возможно использовать во время проведения динамических пауз и артикуляционной гимнастики.

Одним из наиболее распространенных видов арт-терапии является изотерапия (рисунок, лепка) – лечебное воздействие, коррекция посредством изобразительной деятельности.

Техники изо-терапии , используемые для развития речи:

Техника «кляксография»;

Пальцевая живопись;

Рисование мягкой бумагой;

Рисование тычком жёсткой полусухой кистью;

Рисование на стекле;

Ниткография;

Рисование на манке;

Техника рисования листьями, палочками, камушками и т.п.;

Техника отпечатывания ватой;

Техника «оттиск пробками»;

Рисование ладонями.

Данные техники, позволяют развивать точность, координацию движений руки, мелкую и общую моторику, так же расслабляют ребёнка во время занятия, помогают переключить внимание, настроить на положительный лад и т.д.

Кинезиология – это наука о развитии головного мозга через движение, то есть термин кинезиотерапия можно определить следующим образом, (kinesioterapia, kinesis – движение, therapia – лечение, «лечение движением») выполнение движений и упражнений, под воздействием которых происходят положительные изменения в организме ребенка

Кинезиологические упражнения - это комплекс движений, позволяющих активизировать межполушарное взаимодействие:

Развивают мозолистое тело (сплетение нервных волокон, объединяющее правое и левое полушария, координируя работу обоих половин мозга как одно целое);

Повышают стрессоустойчивость;

Улучшают мыслительную деятельность;

Способствуют улучшению памяти и внимания;

Облегчают процесс чтения и письма;

Улучшают как настроение, так и самочувствие выполняющего их человека.

Метод сказкотерапии является здоровьесберегающей технологией, комплексной системой, направленной на коррекцию речевых нарушений, личностное развитие ребенка и сохранение его здоровья, и позволяет в рамках сказки решать обучающие, коррекционные, воспитательные задачи.

Формы работы комплексной сказкотерапии:

    анализ сказок (решение «открытых» сказочных задач);

    рассказывание сказок (групповое: придумывание «по кругу», рассказывание «по кругу» известной сказки; индивидуальное: от 3-го лица, от 1-го лица);

    постановка сказок (игры-драматизации);

    сочинение сказок (интерпретация, переписывание, дописывание, сочинение новых сказок и историй);

    медитация на сказку (погружение в какой-либо процесс - статическое, психодинамическое);

    куклотерапия (пальчиковые, марионетки, бумажные, перчаточные куклы, верховые куклы, фланелеграф, теневые, магнитные, стендовые);

    сказочная имидж-терапия (преображение с помощью костюмов).

Мнемотехника - это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, и, конечно, развитие речи.

Мнемотехника помогает в развитии: связной речи; ассоциативного мышления; зрительной и слуховой памяти; зрительного и слухового внимания; воображения; ускорения процесса автоматизации и дифференциации поставленных звуков.

Суть мнемосхем заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение). Таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы - рисунки, ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию.

Игра с песком - это естественная и доступная для каждого ребен­ка форма взаимодействия и преобразования мира.

Зачастую маленький ребенок не может словами выразить свои переживания, страхи. И тут ему на помощь приходят игры с песком. Проигрывая взволновавшие его ситуации с помощью игрушечных фигурок, создавая из песка собственный мир, ребенок освобождается от напряжения. А самое главное - ребенок приобретает собственный бесценный опыт символического разрешения множества жизненных ситуаций, «ведь в настоящей сказке все заканчивается хорошо» (даже если глубинный смысл проигранного на песке ребенком и не осознается). Дети, которые активно играли в песке, чаще вырастают уверенными и успешными.

Смехотерапия - это вид психотерапии, помогающий снять блоки, расслабиться, избавиться от стеснительности. Юмор и смех поднимают настроение, помогают наладить коммуникативные связи, позволяют эффективно противостоять стрессовым ситуациям.

Ароматерапия - лечение с помощью эфирных масел разных растений.

Цели: нормализовать мышечный тонус; повышать работоспособность, настроение, уверенность в себе.

Цветотерапия (хромотерапия) - восстановление индивидуального биологоческого ритма с помощью специально подобранного цвета. Стимуляция интеллектуального и эмоционального развития детей цветотерапевтическими средствами оправдана и эффективна.

Работа с цветом способствует решению многих задач: повышает уровень коммуникативности детей, их эмоциональную отзывчивость; обогащает сенсорный и эмоциональный опыт детей; знакомит с приемами управления своими чувствами, формирует навыки самоконтроля.

Логопедический массаж

Логопедический массаж – это одна из логопедических технологий, активный метод механического воздействия, направленный на коррекцию различных речевых расстройств.

Цель логопедического массажа не только укрепление или расслабление артикуляционных мышц, но и стимуляция мышечных ощущений, что способствует четкости кинестетического восприятия. Кинестетическое чувство сопровождает работу всех мышц. Так, в полости рта возникают совершенно различные мышечные ощущения в зависимости от степени мышечного напряжения при движении языка, губ. Ощущаются направления этих движений и различные артикуляционные уклады при произнесении тех или иных звуков.

Массаж мышц периферического речевого аппарата помогает нормализовать мышечный тонус и тем самым подготовить мышцы к выполнению сложных движений, необходимых при артикуляции звуков.

Выполнение приёмов логопедического массажа требует чёткой диагностики состояния мышечного тонуса не только собственно мышц, участвующих в артикуляции, но также мышц лица и шеи.

К основным видам логопедического массажа относятся:

Классический ручной;

Точечный;

Аппаратный.

Пальцевый массаж

Массаж ладонных поверхностей каменными, металлическими или стеклянными разноцветными шариками;

Прищепочный массаж;

Массаж орехами, каштанами;

Массаж шестигранными карандашами;

Массаж чётками;

Массаж травяными мешочками;

Массаж камнями;

Массаж зондами, зондозаменителями;

Массаж приборами Су-Джок терапии.

Сенсорное воспитание - это целенаправленное совершенствование, развитие у детей сенсорных процессов (ощущений, восприятий, представлений).

В каждом возрасте перед сенсорным воспитание стоят свои задачи, формируется определенное звено сенсорной культуры. Дидактические игры по сенсорному воспитанию могут рационализировать работу учителя-логопеда и дадут ему возможность проследить процесс сенсорного развития, позволят оценить эффективность применяемых средств сенсорного воспитания.

Су-Джок терапия - это высокая эффективность, безопасность и простота, наилучший метод самопомощи, существующий в настоящее время.

Исследования невропатологов, психиатров и физиологов показали, что морфологическое и функциональное формирование речевых областей коры головного мозга совершается под влиянием кинестетических импульсов, идущих от пальцев рук. Поэтому, наряду с пальчиковыми играми, мозаикой, штриховкой, лепкой, рисованием, в логопедических целях Су-Джок терапия активизирует развитие речи ребёнка.

Мы применяем Су-Джок-массажеры в виде массажных шариков, в комплекте с массажными металлическими кольцами в сочетании с упражнениями по коррекции речи. Шариком можно стимулировать зоны на ладонях, а массажные колечки надеваются на пальчики. «СУ»-кисть, «ДЖОК»-стопа. Кисти и стопы, благодаря природе, подобны телу по строению. На кистях и стопах располагаются системы высокоактивных точек соответствия всем органам и участкам тела.

Рис. 2. Внутренние органы в системе соответствия кисти.

Достоинствами Су-Джок терапии являются:

    высокая эффективность – при правильном применении наступает выраженный эффект;

    абсолютная безопасность – неправильное применение никогда не наносит вред – оно просто неэффективно;

    универсальность – Су-Джок терапию могут использовать и педагоги в своей работе, и родители в домашних условиях;

    простота применения – для получения результата нужно проводить стимуляцию биологически активных точек с помощью Су-Джок шариков (они свободно продаются в аптеках и не требуют больших затрат).

На сегодняшний день криотерапия - одна из наиболее современных нетрадиционных технологий коррекционной педагогики, предполагающей использование игр со льдом с целью развития тактильной чувствительности и возбуждения иннервации мышц тонкой моторики. Тем самым опосредованно происходит вторичная компенсация и развитие моторных центров коры головного мозга. В связи с этим улучшается артикуляционная моторика, произносительные навыки детей и в целом состояние их самостоятельного высказывания.

Дозированное воздействие холода на нервные окончания пальцев обладает определенными свойствами. Эффект основан на изменении деятельности сосудов – первоначальный спазм мелких артерий сопровождается выраженным их расширением, что значительно усиливает приток крови к месту воздействия, в результате чего улучшается питание нервных и мышечных тканей. Воздействие на кисти рук холода и тепла приводит к попеременному сокращению и расслаблению мышц. Всё это способствует совершенствованию более тонких движений кисти руки, ведёт к выполнению чётких движений в процессе изобразительной деятельности и, как следствие, улучшает процесс развития речи.

Информационная технология обучения – это педагогическая технология, использующая специальные способы, программные и технические средства (кино, аудио- и видеосредства, компьютеры, телекоммуникационные сети) для работы с информацией.

Как правило, у детей с речевыми нарушениями отмечаются проблемы в развитии восприятия, внимания, памяти, мыслительной деятельности, различная степень моторного недоразвития и сенсорных функций, пространственных представлений, особенности приёма и переработки информации. У таких ребят наблюдается снижение интереса к обучению, повышение утомляемости.

Чтобы заинтересовать ребёнка, сделать обучение осознанным, нужны нестандартные подходы, индивидуальные программы развития, новые инновационные технологии.

Использование же компьютерных за­даний с систематизированным иллюстративным, текстовым, развивающим и, главное, легко сменяе­мым материалом позволяет рационально использо­вать время логопедического занятия.

Благодаря компьютеру, в более короткие сроки можно решить такие задачи как пополнение словарного запаса, формирование грамматического строя, восполнение пробелов в развитии звуковой стороны речи, формирование связной речи, развитие орфографической зоркости, что способствует повышению грамотности. У детей повышается интерес к процессу обучения, развиваются навыки самостоятельной работы и самоконтроля.

Занятия с применением инновационной технологии стимулируют усилия ребёнка к исправлению нарушений устной и письменной речи. Возможность использовать повторные пробы и попытки даёт хороший тренинг и автоматизирует скорректированный звук в устной и письменной речи.

Возможности использования ИТ в логопедии:

Повышение мотивации к логопедическим занятиям;

Организация объективного контроля развития и деятельности детей;

Расширение сюжетного наполнения традиционной игровой деятельности;

Возможность быстрого создания собственного

дидактического материала;

Визуализация акустических компонентов речи;

Расширение спектра невебральных заданий;

Обеспечивают незаметный для ребёнка переход от игровой деятельности к учебной;

Значительные возможности в развитии ВПФ: схематизация, символизация мышления; формирование планирующей функции мышления и речи;

За счёт повышенного эмоционального тонуса осуществляется более быстрый перевод изучаемого материала в долговременную память.

Руководитель РМО ____________В.В. Локтионова