По литературе

История фразеологизма авгиевы конюшни коротко. Фразеологизм авгиевы конюшни значение. Примеры из произведений писателей

«Бойтесь данайцев, дары приносящих» (перевод на латынь: Тimeo Danaos et dona ferentes) - не верь врагам, опасайся коварства
Синонимы: «Троянский конь», «Бесплатный сыр бывает только в мышеловке»,

Выражение своим появлением обязано древнегреческому поэту и мыслителю Гомеру, рассказавшему в поэмах «Илиада» и «Одисеей» о Троянсокй войне и жизни и приключениях одного из её героев Одиссее.

В частности, Гомер повествует о военной хитрости, примененной «данайцами» для взятия Трои. Десять лет вели они безуспешную осаду города, пока хитроумный Одиссей не предложил соорудить гигантского коня, запрятать в его чреве самых храбрых воинов и оставить перед стенами Трои в качестве якобы подарка её защитникам. Троянцы завели коня внутрь, ночью данайцы покинули убежище, распахнули ворота, и Троя пала.

«Одиссей», песнь восьмая

«Теперь о коне деревянном,
Чудном Эпеоса с помощью девы Паллады созданье,
Спой нам, как в город он был хитроумным введен Одиссеем,
Полный вождей, напоследок святой Илион сокрушивших.
… и запел Демодок, преисполненный бога:
Начал с того он, как все на своих кораблях крепкозданных
В море отплыли данаи, предавши на жертву пожару
Брошенный стан свой, как первые мужи из них с Одиссеем
Были оставлены в Трое, замкнутые в конской утробе,
Как напоследок коню Илион отворили трояне.
В граде стоял он; кругом, не решимые в мыслях, сидели
Люди троянские, было меж ними троякое мненье:
Или губительной медью громаду пронзить и разрушить,
Или, ее докативши до замка, с утеса низвергнуть,
Или оставить среди Илиона мирительной жертвой
Вечным богам: на последнее все согласились, …
После воспел он, как мужи ахейские в град ворвались,
Чрево коня отворив и из темного выбежав склепа;
Как, разъяренные, каждый по-своему град разоряли…»

Гомер

Великий древнегреческий сказитель и поэт жил, считается, в VIII веке до нашей эры. Хотя точных дат его рождения и смерти и даже места появления на свет никто назвать не может. Впрочем, говорится в Википедии, вообще нет достоверных сведений о реальном существовании Гомера. Предполагается даже, что «Илиада» и «Одиссей» могли быть созданы разными людьми. Тем не менее, так как человечество живёт не правдой, до которой порой и докопаться невозможно, а мифами, то и личность Гомера превратилась в миф, который живее и прочнее всех истин вместе взятых.

«Он шел береговой тропинкой, протоптанной по склонам холмов. Открытый лоб его, прорезанный глубокими морщинами, повязан был красной шерстяной лентой. Ветер с моря развевал на висках седые курчавые волосы. Нижнюю часть лица словно облепили белоснежные хлопья бороды. Хитон его и босые ноги приняли цвет тех дорог, по которым он ходил в течение стольких лет. На поясе, сбоку висели грубая лира. Его называли Старик, его также называли Певец, а многие дали ему имя Слепец, ибо тусклые от старости зрачки его покрывались веками, распухшими и побогравевшими от дыма очагов, у которых он обычно садился, когда начинал петь… Уже в течение трёх человеческих поколений беспрерывно ходил он из города в город» (Анатоль Франс «Кимский певец» )

Значение фразеологизма «Дары данайцев».

Подарок, несущий в себе гибель для того, кто его получает

Откуда же возник фразеологизм «дары данайцев» , и кто эти самые данайцы? Так называют представителей древнегреческого племени, которые стали себя так называть в честь своего прародителя Даная.
Давным-давно греки взяли в осаду Трою, город в Малой Азии. Целое десятилетие непокорные троянцы не желали сдаваться. Тогда по совету хитроумного Одиссея данайцы решили обмануть осажденных. Построили огромного деревянного коня, внутри которого расположился отряд лучших греческих воинов. Греки оставили статую на побережье, а сами погрузились на корабли, и сделали вид, что отплывают.
Жители Трои не заподозрили неладное. Только предсказательница кассандра и мудрый Лаокоон учуяли подвох, но их уговоры не затаскивать коня на территорию города успеха не возымели. В итоге под покровом ночи лазутчики покинули свое укрытие, подобрались к городским воротам и открыли их, а снаружи поджидало остальное греческое войско, вернувшееся на кораблях.
Эти события увековечил в своем произведении римский поэт Вергилий. Там Лаокоон, предупреждая троянцев, говорил такие слова: «Как бы там ни было, я опасаюсь данайцев, даже если они приносят дары».
С тех пор выражение «дары данайцев» стало обозначать лесть, лицемерные подарки и всякое фальшивое и лживое заискивание .
Наряду с этой вразой существует словосочетание «троянский конь», обозначающее коварный, хитроумный замысел.

Пример: (Во время безуспешной осады Трои данайцами, они в конце концов решили взять Трою хитростью. Построив большого деревянного коня и оставив его у ворот города, данайцы сделали вид, что смирились с поражением и уплывают от берега Троады. Троянцы не послушали предостережений пророчицы

Кассандры и жреца Лаокоона, втащив коня. Спрятавшиеся внутри коня данайцы ночью перебили всю стражу и открыли городские ворота. В результате Троя пала).

Так называемые крылатые фразы часто встречаются в художественной литературе, мы слышим их в беседах и рассуждениях разных людей, однако далеко не всегда догадываемся этих выражений, не говоря уж об истории их происхождения. В этой статье мы попытаемся выяснить, что значит “бойтесь данайцев, дары приносящих”и откуда пришел к нам этот замысловатый фразеологизм.

Еще со школьной скамьи мы начинаем знакомиться с легендами и мифами народов мира. Персонажи этих рассказов помогают детям получить общее представление о добре и зле, сложности выбора и необходимости принятия важных жизненных решений. Они могут выступать примером для подражания или показывать то, как не стоит поступать во избежание серьезных последствий.

Множество интересных и глубоких по смыслу фразеологизмов пришло к нам из мифов Древней Греции. Наверняка каждый из нас хоть сколько-нибудь слышал об истории падения древнего города Троя, отображенной в произведении Гомера “Илиада”, и, конечно же, в творении Вергилия “Энеида”, которому мы, собственно, и обязаны поговоркой о дарах данайцев.

Данайцами называли древних греков, которые по преданию вели долгую, изнуряющую войну с троянцами. Греки безуспешно пытались повергнуть Трою, осаждая стены города долгих десять лет. Однако все попытки были тщетны. Тогда хитрому и предприимчивому вождю данайцев, Одиссею, пришла идея о том, как обманным путем одержать победу над упорными троянцами. Эллины построили огромных размеров деревянного коня, в котором нашлось место самым отважным воинам, и сделали вид, будто они прекращают осаду, оставляя на берегу лишь щедрое подношения для богини Афины.

Счастливые от того, что враг сдался, жители Трои решили завладеть исполинским конем и поставить его в центре города в качестве трофея. Увидев безумие своего народа, один из жрецов по имени Лаокоонт воскликнул: “Что бы это ни было, а бойтесь данайцев, даже дары приносящих!”. Но не был услышан ни он, ни пророчица Кассандра, предрекавшая беды беспечным троянцам. В ночи, когда Троя погрузилась во мрак, а жители ее крепко уснули, греческие воины выбрались из деревянного коня, расправившись со стражей, открыли городские ворота и призвали вернувшуюся к тому времени армию. Так и пала жертвой доверчивости и безрассудства великая Троя.

Современное значение фразеологизма

Для современного общества крылатое выражение “бойтесь данайцев, дары приносящих” не менее показательно и актуально, ведь каждый день мы так или иначе встречаемся с человеческими пороками и злыми умыслами. Исходя из древнего значения, этот фразеологизм имеет для нас, жителей XXI века, следующие значения:

  • описывает случаи, когда подарок или хорошее дело скрывает истинные злые намерения человека;
  • выступает символом коварства, изобретательности и хитрости, направленных на причинение вреда или получение выгоды обманным путем;
  • может характеризовать человека, склонного к лести, лицемерию и лжи.

Эти слова являются своего рода призывом к осторожности, бдительности и дальновидности, как и сама легенда о падении легендарного города Троя. История о данайских дарах, конечно же, не побуждает нас стать параноиками и проверять всех и вся на наличие подноготной, однако дает нам повод задуматься о том, что далеко не вся добродетель может быть вызвана . Иногда дары и услуги обязывают нас к решениям или действиям, от которых мы несем колоссальные убытки или потери.

20.08.2018 18.02.2019 Владимир Гулящих


Это словосочетание связано с древнегреческой мифологией, а именно с шестым подвигом Геракла. «Авгиевы конюшни » означают нечто чрезмерно заброшенное, требующее наведения порядка. Причем либо в прямом смысле (слишком грязное помещение), либо в переносном (запущенные дела на предприятии, в учреждении).

Вкратце подвиг Геракла состоял в том, что он, используя свою невероятную силу, очистил большие конюшни царя Авгия. Название самого места, которое очень долго никто не убирал, стало нарицательным. Этот речевой оборот регулярно используют в различных литературных произведениях или научно-популярных и публицистических текстах (например, «Авгиевы конюшни академического маркетинга»).

История происхождения фразеологизма

Миф в известном ныне варианте впервые рассказал древнегреческий историк Диодор Сицилийский (жил в 1 веке до н.э.). Согласно его версии Авгий был сыном бога солнца Гелиоса и царем Элиды. Он договорился с Гераклом о том, что герой очистит его конюшни, которые никто не убирал около 30 лет. Согласно мифу в помещениях находились до 3000 голов крупного рогатого скота, причем в основном быки, примечательно что лошадей в конюшнях не было. В благодарность за клининговые услуги, Авгий обещал 10% своего стада отдать Гераклу.

Геракл проявил смекалку и сломал стены конюшни. А затем герой направил в это место русла рек, которые называются Алфей и Пеней. За короткое время весь навоз был смыт.

Однако несмотря на это Авгий отказался от выдачи оговоренного заранее вознаграждения. Это привело в дальнейшем к конфликту, который по разным версиям мифа закончился по-разному. В первом варианте Геракл убил Авгия и его детей (кроме одного, Филея, который стал править Элидой). Во второй версии Авгий остался жив, несмотря на вооруженные столкновения с Гераклом.

Таким образом значение выражения «Авгиевы конюшни» связано с действительно очень загрязненным местом. Его очистка в реальной жизни потребует героических усилий или больших финансовых вложений.