«Прямая и обратная пропорциональность» - Обратная пропорциональность. Временем работы станка и числа изготовленных деталей. Скоростью поезда и затраченным временем. Периметром квадрата и длиной его сторон. Не является пропорциональностью. Числом рабочих. Задание. Ростом ребёнка и его возрастом. Количеством товара и его стоимостью. Длиной и шириной прямоугольника с одинаковой площадью.
«Задачи на пропорциональность» - Ход урока. Цель. Путь от железнодорожной станции до посёлка за 30 минут. Сколько металла пойдёт на изготовление 24 таких деталей. 15 колхозников могут прополоть поле за 4 дня. Устный тренинг. Прямая и обратная пропорциональность. Пропорциональность. В сахарной свекле содержится 19% сахара. Релейная работа.
«Математика «Отношения и пропорции»» - Частное двух чисел. Математика. Крайние члены. Устный счет. География. Учение об отношениях и пропорциях. Что показывает каждое отношение. Отношение. Пропорция. Повторение раннее пройденного. Отношение двух чисел. Пропорциональность в природе. Отношения больше единицы.
««Пропорция» математика» - 90 человек. 80 человек. В шестых классах 90 человек. Простейшие преобразования пропорций: В каких классах больше отличников и на сколько человек? Отличники составляют 20%. Для «олимпиадников»: Основное свойство пропорции: Пропорции. В пятых классах школы 80 человек. Составьте новые пропорции из заданной.
«Отношения величин» - Первая машинистка может выполнить работу за 10 часов, а вторая – за 15 часов. После удорожания акций братья продали свои акции за 1000 рублей. Приведите примеры величин, которые вы знаете. Как вы поняли запись «2: 1»? 2. Найди отношение: Отношения величин. Старший брат внёс 500 рублей, а младший – 300 рублей.
«Пропорции в жизни» - Парфенон. Ф. Решетников. Разделите каждое из чисел последовательности Фибоначчи на предыдущее. Золотая спираль. Леонардо Пигано Фибоначчи. Золотое сечение. Леонардо да Винчи. Композиция пропорций человека. Что называют отношением двух чисел. Соотношение частей тела у ребенка. Пропорции в математике и изобразительном искусстве.
Всего в теме 26 презентаций
Глава 3 ОТНОШЕНИЯ И ПРОПОРЦИИ
§ 15. ДЕЛЕНИЕ ЧИСЛА В ДАННОМ ОТНОШЕНИИ. МАСШТАБ
1. Пропорциональное деление
На практике часто возникают задачи с требованием поделить некоторую величину в заданном отношении: распределение доходов, приготовления различных смесей или блюд и тому подобное. Чтобы решить такие задачи, надо выполнить пропорциональное деление данной величины.
На рисунке 16 вы видите отрезок A В, точка С делит в отношении 2: 3. Можем составить пропорцию:
Из этой пропорции следует, что
Пусть значение отношений данной пропорции равен k , тогда Отсюда то есть АС = 2 k и ВС = 3 k . Итак, мы осуществили пропорциональное деление отрезка АВ в отношении 2: 3 и выразили длины его частей АС и ВС через число k (рис. 17).
Рис. 16
Рис. 17
Запомните!
Число, которое равно значению отношений пропорции, называется коэффициентом пропорциональности.
Коэффициент пропорциональности обозначают буквой k . Иногда приходится пропорционально делить величину более чем на две части. И здесь снова на помощь приходит коэффициент пропорциональности.
Задача 1. Разделите число 60 в отношении 3:4:5 .
Решения. Пусть к - коэффициент пропорциональности. Тогда первая часть данного числа равна 3к, вторая - Ah , а третья - 5к. Поскольку число, которое надо разделить, равен 60, то можем составить уравнение: 3 k + Ah + 5 k = 60. Отсюда: к = 5. Итак, первая часть числа равна 3 ∙ 5 = 15, вторая - 4 ∙ 5 = 20, а третья - 5 ∙ 5= 25.
2. Масштаб
Для изображения на бумаге предметов из окружающего мира нужно менять их реальные размеры: большие предметы доводит вся уменьшать, а маленькие, наоборот, увеличивать. Но для того, чтобы чертеж или план давали правил вне представления о предметах, необходимо изменять их размеры пропорционально. Для этого используют масштаб изображения.
Чаще всего масштаб применяют для создания географических карт.
Запомните!
Отношение длины отрезка на карте к длине соответствующего отрезка на местности называется масштабом карты.
Обозначают: «М: 1: 1 000 000». Этот зал с означает, что 1 см на карте соответствует 1 000 000 см на местности.
Задача 2 . Расстояние между Черкассами и Харьковом на карте равна 4,1 см. Найдите расстояние между этими городами на местности, если масштаб карты 1:10 000 000.
Решения.
На карте: 4,1 см -1см
На местности: х -10000000 см
Тогда отношение длины отрезка на карте к длине отрезка на местности: 4,1: х. Значение данного отношения равен значению масштаба карты, следовательно, 4,1: х=1:10 000 000.
Отсюда
Следовательно, расстояние от Черкасс до Харькова - 410 км.
Как записать масштаб изображения, если на нем нужно увеличить реальные размеры предмета например, в 1000 раз. В таком случае масштаб записывают наоборот: 1000: 1. Такой масштаб понадобится, когда нужно изобразить, например, детали часов
Узнайте больше
1. Слово «коэффициент» происходит от латинского Coefficiens , что состоит из двух слов: Со - «вместе »и efficiens - «производящий». Обозначает множитель, который обычно выражается числом. Термин ввел Ф. Вієт.
2. Слово «масштаб» происходит от немецкого Mabstab - «линейка», что состоит из двух слов: Ма b - «мера и Stab - «веха».
ВСПОМНИТЕ ГЛАВНОЕ
1. Какие задачи относят к задачам на пропорциональное деление? Приведите примеры.
2. Что такое коэффициент пропорциональности?
3. Как решают задачи на пропорциональное деление?
4. Что называется масштабом карты?
5. Как решают задачи с применением масштаба?
РЕШИТЕ ЗАДАЧИ
629". Назовите части отрезка AB (рис. 18-19).
Рис. 18
Ma л . 19
630". Правильно. что коэффициент пропорциональности равен:
1) пропорции; 2) отношению; 3) значению отношения;
4) значению отношений пропорции?
631". Правильного масштаб карты - это:
1) число; 2) величина; 3) выражение?
632". Что показывает масштаб карты:
1)1:100 000; 2)1:5 000000; 3)1:500; 4)1:2000?
633". Что показывает масштаб изображения:
1)4:1; 2)10:1; 3)50:1; 4)400:1?
Рис. 20
Рис. 21
Рис. 22
Рис. 23
634°. Какой коэффициент пропорциональности закрашенной и незакрашенной частей: 1) шестиугольника (рис. 20); 2) треугольника (рис. 21)?
635°. Какой коэффициент пропорциональности: 1) закрашенной и незакрашенной частей квадрата (рис. 22); 2) двух частей отрезка MN (рис. 23)?
636°. Для нахождения частей, на которые разделен число 21 в отношении 3: 4, Сережа составил уравнения;
1)3 x + 4х = 7; 2)3 + 4 = 21х; 3) 3х + 4х = 21.
Правильно ли он это сделал?
637°. Поделите число 24 в отношении:
1)1:3; 2)3:5; 3) 1: 2: 5; 4) 2: 2: 4.
638°. Разделите число 30 в отношении:
1)1:2; 2)3: 4: 8.
639°. Два числа относятся, как 5: 3. Найдите эти числа, если;
1) их сумма равна 40; 2) их разность равна 16.
640°. Два числа относятся, как 4: 1. Найдите эти числа, если:
1) их сумма равна 25; 2) их разность равна 21.
641°. Отрезок АВ длиной 18 см точкой С разделен в отношении 2: 7. Найдите длину каждой части.
642°. Отрезок АС длиной 24 см точкой с разделен в отношении: 5. Найдите длину каждой части.
643°. Два отреза одинаковой ткани стоят 320 грн. Длина первого отрезка составляет 5 м, а второго - 3 м. Сколько стоит каждый отрез ткани?
644°. Две школы закупили билеты в театр и заплатили за них 12 200 грн. Сколько заплатила каждая школа, если театр посетили 286 учащихся первой школы и 324 ученики - второй?
645°. Латунь представляет собой сплав меди и олова. Сколько граммов меди и сколько граммов олова содержит 270 г латуни, если для сплава нужно взять 1 часть олова и 2 части меди?
646°. Для сплава берут одну часть свинца и три части олова. Сколько граммов свинца и олова содержится в 600 г сплава?
647°. Каким является масштаб карты, если длина отрезка АВ:
1) на карте в 20 000 раз меньше, чем на местности;
2) на местности в 400 раз больше, чем на карте?
648°. Каким является масштаб карты, если длина отрезка CD .
1) на карте в 50 000 раз меньше, чем на местности;
2) на местности в 1000 раз больше, чем на карте?
649°. Какой будет длина отрезка АВ на местности, если отрезок АВ = 1 см изображен на карте с масштабом 1: 100 000?
650 Какой будет длина отрезка CD на местности, если отрезок CD = 1 см изображен на карте с масштабом 1:10 000?
651°. Масштаб карты 1: 500 000. Определите расстояние на местности, если на карте оно изображено отрезком:
1)1см; 2) Зсм; 3) 4,5 см; 4) 6 см 2 мм.
652°. Масштаб карты 1: 4 000 000. Определите расстояние на местности, если на карте оно изображено отрезком:
1) 2 см; 2) 5 см 5 мм.
653°. Расстояние между Киевом и Винницей составляет 260 км. Чему равно расстояние между этими городами на карте, масштаб которой:
1)1: 10000000; 2)1: 4 000000?
654°. Расстояние между Донецком и Житомиром составляет 880 км. Чему равно расстояние между этими городами на карте, масштаб которой 1: 10 000 000?
655. Отрезок ВС точкой А разделен в отношении 3: 8, причем одна из частей на 5 см больше другой. Найдите длину каждой части.
656. Отрезок АВ точкой С разделен в отношении 4: 7, причем одна из частей на 9 см меньше другой. Найдите длину каждой части.
657. Отрезок CD длиной 48 см точками А и В разделили в отношении 5:3:4. Найдите длину каждой части.
658. Отрезок АВ длиной 36 см точками С и D разделен в отношении 4:3:2. Найдите длину каждой части.
659. Некоторое расстояние пассажирский поезд преодолевает за 10 ч 30 мин, а товарный - за 12 часов. Какое расстояние проедут до встречи поезда, если они отправятся одновременно из двух городов, расстояние между которыми 465 км?
660. Первый спортсмен пробегает 100 м за 12 с, а второй - за 13 сек. Сколько метров пробежит каждый спортсмен до встречи, если они начнут бег одновременно навстречу друг другу, разойдясь на 200 м?
Рис. 24
661. Первая машинистка может напечатать 90 страниц за час, а вторая - за 7 час. Как распределить машинисткам между собой 90 страниц, чтобы они напечатали их в кратчайший срок?
662. Первая бригада может изготовить 70 деталей за 4 ч, а вторая - за 3 часа. Как распределить бригадам между собой 70 деталей, чтобы они выполнили задачу в кратчайший срок?
663. Для приготовления строительного раствора на 2 части цемента берут 2 части песка и 0,8 частей воды. Сколько килограммов строительного раствора получат, если возьмут 100 кг цемента?
664. Для приготовления напитка берут 2 части вишневого сока, Из части воды и 1 часть меда. Сколько напитка получат, если возьмут 400 г вишневого сока?
665. Огород имеет форму прямоугольника, длина которого составляет 360 м, а ширина - 240 м. Какие размеры будет иметь изображение этого огорода на плане, выполненном в масштабе 1: 500?
666. План комнаты имеет форму прямоугольника со сторонами 20 мм и 30 мм. Какие размеры имеет комната, если план выполнен в масштабе 1:300?
671 *. Три числа относятся, как Найдите эти числа, если известно, что первое число меньше половины второго числа на 32.
672*. Определите масштаб плана, если лес площадью 4 га на плане занимает 1 см2.
ПРИМЕНИТЕ НА ПРАКТИКЕ
673. Для пошива платья Татьянка сделала выкройку по чертежу в журнале. Длина изделия на выкройке платья равняется 75 см. Вычислите масштаб чертежа в журнале, если на нем длина платья равна 15 см.
674. Длина детали - 30 мм. Какой использовали масштаб, если на чертеже длина детали равна 60 мм?
675. Начертите в масштабе 1: 50 план:
1) класс; 2) одной из комнат своей квартиры.
ЗАДАЧИ НА ПОВТОРЕНИЕ
676. Вычислите устно, какое число нужно вписать в последнюю клеточку цепочки.
677. Найдите:
678. Велосипедист и пешеход отправились одновременно из села на станцию. Велосипедист ехал со скоростью 18 км/ч и через полчаса обогнал пешехода на 7 км. С какой скоростью шел пешеход?
667. По карте (рис. 24) определите расстояние между: 1) Николаевом и Ровным; 2) Киевом и Ужгородом; 3) Черниговом и Одессой; 4) Луганском и Черновцами.
668. По карте (рис. 24) определите расстояние между: 1) Черкассами и Львовом; 2) Харьковом и Ивано-Франковском.
669*. Сумма четырех чисел равна 4,2. Первые три числа относятся, как 1,2: 4: 0,8, а четвертое число составляет 0,6 от второго. Найдите первое число.
670*. Число 144 разделен на три части х, у, z так, что х: у = 3: 2, у: z = 4: 5. Найдите части данного числа.
6 класс
УРОК № 6. Глава 1 . Отношения, пропорции, проценты (26 часов)
Тема .
Цель . Продолжить формировать навыки деления числа в данном отношении.
Ход урока.
Организационный момент.
Анализ самостоятельной работы.
Проверка домашнего задания.
Устное решение упражнений.
Мультимедийная доска: 1 ученик. Тестовые задания. (Эл. приложение к уч. Математика 6. Никольский. Каталог. Интерактивные модели. Отношение чисел и натуральные числа (10 заданий))
9 – 10 правильных ответов – «5»;
6 – 8 правильных ответов – «4»;
3 – 5 правильных ответов – «3».
Решение упражнений. (Задание на карточке)
134. Разделите число 56 на две части в отношении 3: 4.
1)
;
2)
. Ответ
: 24; 32.
135. Разделите число 420 на три части в отношении 2: 3: 7.
1)
;
2) ;
3) . Ответ : 70; 105; 245.
136. Сплав состоит из 5 частей меди и 8 частей цинка. Сколько надо взять килограмм цинка, чтобы получить 520 кг сплава?
Медь – ? кг, 5 частей
520 кг
Цинк – ? кг, 8 частей
Решение.
(кг) – цинка надо взять. Ответ : 320 кг.
137. Периметр треугольника равен 114 см, а длины сторон относятся как 5: 6: 8. Найдите стороны треугольника.
а – ? см
b – ? см 5: 6: 8 Р = 114 см
c – ? см
Решение.
1)
(см) – а;
2)
(см) – b
;
3)
(см) – с. Ответ
: 30 см; 36 см; 48 см.
Объяснение нового материала.
Деление числа в данном отношении.
Задача 3 . Первая машинистка может перепечатать 90 страниц за 10 ч, а вторая за 15 ч. Как распределить между ними 90 страниц, чтобы они перепечатали их в кратчайшие сроки?
Пр.тр., стр./ч
t , ч
V , стр.
1 машинистка
кратчайш.
?
2 машинистка
?
Решение.
1)
,
;
2)
,
;
3)
- отношение
к
;
4)
(стр.) – надо дать 1 машинистке;
5)
(стр.) – надо дать 2 машинистке.
Ответ : 54 стр.; 36 стр.
Решение упражнений.
Уч.с.13 № 39 (а,в). Первая машинистка перепечатает 10 страниц в час, а вторая – 8 страниц в час. Как разделить между ними 90 страниц, чтобы они закончили работу одновременно?
Пр.тр., стр./ч
t , ч
V , стр.
1 машинистка
одноврем.
? Ответ : 50 стр.; 40 стр.
Подведение итогов урока.
Домашнее задание. § 1.3 (выучить теорию). № 36(а), 40, 12(г,д), 15(в) (Обязательно прокомментировать. Время перевести в часы).
К задаче 40. О поташе. Электронное приложение. Каталог. Это интересно. Поташ.
Электронное приложение. Каталог. Контроль. Тест к пункту 1.1.