По литературе

Конфликт. Факторы, влияющие на развитие конфликта. Социальная напряженность характеризуется. Методы конфликтологии как науки

Среди факторов, оказывающих влияние на развитие конфликта, большое значение имеют индивидуальные особенности личности конфликтующих сторон (темперамент, характер, атрибутивные тенденции, потребность во власти и контроле, личная кооперативная или конкурентная ориентация, способность личности к генерированию возможных альтернатив решения и др.) Большое влияние на развитие межличностного конфликта оказывают навыки личности управления конфликтом и стратегии поведения в конфликте.

Рассматривая роль внутренних условий как детерминанты конфликт­ности личности, надо отметить, что именно они существенно влияют на восприятие реальности и особенно наличествующих противоречий.

К примеру, в процессе совместной деятельности возникло какое-то про­тиворечие. Кто-то решил его устранить путем согласований, кто-то вос­принял его как несущественное и не стал ничего предпринимать, кто-то воспринял его как угрожающее, но не стоящее тех затрат и усилий, кото­рые сопряжены с взаимодействий, а кто-то, восприняв его также как угрожающее, решил во чтобы то ни стало бороться, чтобы его устранить, даже не рас­сматривая других вариантов поведения. Каждая форма отношения к про­тиворечию и соответственного поведения зависит от конкретных внут­ренних условий.

Последний случай как раз и соответствует действию внутренних условий конфликтной личности. Именно противоборство ей видится как единственный способ разрешения противоречия, дру­гие просто не рассматриваются или априорно оцениваются как неэф­фективные.

Различные стратегии поведения личности в межличностном конфликте с основными характеристиками корпоративности и напористости:

· соперничество - сопровождающееся открытой борьбой исключительно за свои интересы;

· сотрудничество - направленное на поиск взаимовыгодного ре­шения проблемы;

· компромисс-урегулирование - осуществляемые путем взаимных уступок;

· избегание - заключающееся в стремлении ухода из ситуации любой ценой;



· приспособление - сглаживание противоречий при готовности поступиться своими интересами.

Исходя из анализа содержания данных стратегий поведения следует, что для конфликтной личности в целом наиболее характерным является стратегия соперничества. Компромиссы и сотрудничество они рассматривают как временное явление или «тактическую хитрость», избегание не приемлют.

На развитие конфликта оказывает большое влияние тип личности конфликтующих сторон в целом. В данном контексте можно представить здесь одну из известных типологий Э. Фромма , точно описывающую три типа отношения к жизни, обществу и нравственным ценностям, которые могут быть легко сопо­ставлены со склонностью к конфликтам и манерой поведения в них:

· «мазохист-садист» - склонный к агрессии, направленной на объект, который считает причиной своих неудач, стремящийся поставить других в зависимость от себя;

· «разрушитель» - склонный к выраженной агрессивности и стрем­лению к устрашению, иногда к повышенной тревожности;

· «конформный автомат» - склонный уступать требованиям, под­чиняться обстоятельствам, усваивать способ поведения боль­шинства.

Данное обобщенное системное описание конфликтной личности обычно производит удручающее впечатле­ние, поэтому хотелось бы подчеркнуть - в нем, как в модельной схеме, обобщены практически все характеристики разных конфликтных личностей. В жизни именно таких людей, скорее всего, вряд ли можно встретить. Реально конфликтные личности имеют существенно мень­ший «набор» этих впечатляющих негативных качеств. От этого «на­бора» зависят уровень и направленность их конфликтности, которая может быть разной. Рассмотренные типы конфликтной личности - наглядное тому свидетельство. В то же время данное обобщенное систем­ное описание конфликтной личности позволяет упорядочить инфор­мацию о конфликтной личности как психологическом феномене и повысить эффективность решения практических задач. Подводя ито­ги, хотелось бы заметить, что в данную модель включена информация, только соответствующая логике приведенного системного описания, поэтому возможно, что часть имеющейся психологической информа­ции оказалась в силу этого невостребованной. Чтобы ее использовать, необходимо применять другие формы системного описания, но это пер­спективные задачи.

Заключение

Межличностные конфликты как ситуации противоречий, разногласий, столкновений между людьми характеризуются теми же признаками, что и любые конфликты: наличие значимых для сторон противоречий; необходимость их разрешения для нормализации отношений сторон и их эффективного взаимодействия; действия сторон, направленные на преодоление возникших противоречий, реализацию собственных интересов и т. д.

Таким образом, межличностный конфликт – это ситуация, в основе которой противоречие, воспринимаемое и переживаемое участниками ситуации (или, по крайней мере, одним из них) как значимая психологическая проблема, требующая своего разрешения и вызывающая активность сторон, направленную на преодоление возникшего противоречия и разрешение ситуации в интересах обеих или одной из сторон.

Межличностные конфликты имеют свои функции: информационную; интеграционную; инновационную. Предметом межличностного конфликта чаще всего бывают личная неприязнь, психологическая несовместимость, неприят­ные черты характера, зависть, скрываемая конкуренция, а возможно, и система весьма специфических внутренних условий личности.

Обобщение пред­ставленных выше типологий конфликтной личности позволило выявить ее общие черты: це­леустремленность, настойчивость в достижении цели, внутренняя организованность, высокая напористость, независимость, самоуверен­ность, своенравность, нетерпимость, демонстративность, непостоян­ство, недоверчивость, завистливость, вспыльчивость, грубость, бесце­ремонность. Если исходить из психологической сущности акцентуаций, то некоторые из них можно также отнести к характерологическим осо­бенностям конфликтной личности: психопатия, истероидность, паранойяльность, маниакальность и др.

Список литературы

1. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология. М.: Юнити - Дана, 2002. - 591 с.

2. Богданов Е.Н., Зазыкин В.Г. Психология личности в конфликте: Учебное пособие. 2-е изд. – СПб.: Питер, 2004. – 224 с.

3. Громова О.Н. Конфликтология: Курс лекций. М., 2000. - 319 с.

4. Емельянов С. М. Практикум по конфликтологии. СПб.: Питер,2001.-360 с.

5. Козер Л. Функции социального конфликта. М.: Идеяпресс, 2000. – 208 с.

6. Линчевский Э.Э. Контакты и конфликты. М.: Экономика, 2000.-183с.

7. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. М.: АСТ, 2006.-240с.

8. Шейнов В.П. Конфликты в нашей жизни и их разрешение. Минск: Амалфея, 1996. - 280 с.

Конфликт – это процесс, который начинается тогда, когда одна сторона начинает ощущать, что другая сторона оказывает на нее негативное воздействие.

Существуют три подхода к оценке конфликта. В соответствии с первым подходом конфликт представляет собой негативное, разрушительное для организации явление, поэтому конфликтов следует избегать любой ценой. Второй подход заключается в том, что конфликт – это естественный элемент существования и развития любой группы. Без него группа не может успешно функционировать, и в ряде случаев конфликт позитивно воздействует на эффективность ее работы. Современный подход к конфликту основывается на том, что отсутствие новых идей, которые требуют ломки старых приемов и методов работы, неизбежно приводит к застою, тормозит развитие инноваций и поступательное движение всей организации. Именно поэтому менеджеры должны постоянно поддерживать конфликт на уровне, необходимом для осуществления творческой инновационной деятельности в организации, и умело управлять им для достижения целей организации.

Существует многовариантная типология конфликта в зависимости от тех критериев, которые берутся за основу.

Если говорить о степени проявления конфликта. Тут можно говорить о скрытом конфликте, о слабом конфликте или же о неразрешимом конфликте.

По сторонам, участвующим в конфликте, он может быть внутриличностным (между родственными симпатиями и чувством служебного долга руководителя), межличностным (между руководителем и его заместителем по поводу должности, премии между сотрудниками); между личностью и организацией, в которую она входит; между организациями или группами одного или различного статуса.

Возможны также классификация конфликтов по горизонтали, по вертикали и смешанные. Наиболее распространены конфликты вертикальные и смешанные. Они в среднем составляют 70–80% от всех остальных. Они наиболее нежелательны для руководителя. В этом случае каждое действие руководителя рассматривается всеми сотрудниками через призму этого конфликта.

Конфликты различают и по их значению для организации, а также способу их разрешения. Различают конструктивные и деструктивные конфликты. Для конструктивных конфликтов характерны разногласия, которые затрагивают принципиальные стороны, проблемы жизнедеятельности организации и ее членов и разрешение которых выводит организацию на новый более высокий и эффективный уровень развития. Деструктивные конфликты приводят к негативным, часто разрушительным действиям, которые иногда перерастают в склоку и другие негативные явления, что приводит к резкому снижению эффективности работы группы или организации.

Конфликты могут иметь рациональную и эмоциональную природу, т. е. могут быть порождены двумя группами факторов: организационными и эмоциональными.

Первая группа связана с различием во взглядах на цели, структуру, распределение ролей в группе и т.п. Если конфликт порожден этими факторами, то его относительно легко разрешить. Ко второй группе факторов относятся такие факторы, как недоверие человеку, чувство угрозы, страх, зависть, ненависть, злоба и т.п. Конфликты, порождаемые этими факторами, слабо поддаются полному устранению.

Конфликты могут иметь как позитивные, так и негативные последствия. К числу позитивных последствий конфликта можно отнести активизацию инновационных процессов, повышение качества принимаемых решений, уровня их обоснованности, улучшение количественных и качественных показателей работы. При этом нередко улучшаются и социально-психологический климат в коллективе, и взаимопонимание его членов. Это связано с тем, что он может привести к следующим благоприятным последствиям. Во-первых, конфликт может повысить мотивацию на достижение целей, вызвать дополнительную энергию к действию, вывести группу из устойчивого пассивного состояния. Во-вторых, конфликт может привести к лучшему пониманию отношений и позиций в группе, к уяснению членами их роли и места в группе, к более четкому пониманию задач и характера деятельности группы. В-третьих, конфликт может играть созидательную роль в деле поиска новых путей функционирования группы, поиска новых подходов к решению задач группы, в генерировании новых идей и соображений относительно того, как строить отношения между членами группы, и т.п. В-четвертых, конфликт может привести к проявлению межличностных отношений, к выявлению отношений между отдельными членами группы, что, в свою очередь, может предотвратить возможное негативное обострение отношений в будущем.

Негативные последствия конфликта – понижение уровня сплоченности членов коллектива, проблемы общения, агрессивность либо, напротив, отсутствие интереса к достижению высоких результатов работы. К тому же конфликты могут сопровождаться дополнительными потерями рабочего времени, нарушениями дисциплины, ухудшением состояния здоровья работников, их уходом с предприятия.

При описании поведенческих форм реагирования на конфликты в интерперсональных ситуациях применяются разнообразные обозначения:

  • - соперничество (конкуренция, доминирование, борьба, напористость);
  • - уход (избегание);
  • - уступчивость (приспособление);
  • - кооперативные стратегии (интеграция, сотрудничество);
  • - компромиссные стратегии.

Различие обозначений определяет следующие альтернативы реагирования человека на конфликты, возникающие у него с самим собой и другими:

  • - уход от конфликтного взаимодействия - избегание, игнорирование конфликта;
  • - борьба с собой или с партнером - попытка подавить конфликт;
  • - диалог объединяет стратегии поиска преодоления конфликта с помощью выбора оптимальной альтернативы его решения, интеграции противостоящих позиций или выработки компромисса между ними.

Выделяется ряд фундаментальных факторов, оказывающих влияние на конструктивный или деструктивный характер развития конфликта, в числе которых:

  • - характер проблем, затронутых конфликтом;
  • - характеристики конфликтующих сторон;
  • - степень сходства-различия между сторонами;
  • - факторы ситуации;
  • - стратегии поведения в конфликте.

По мнению М. Дейча, такие характеристики конфликта, как тип проблемы, жесткость стоящих проблем и величина конфликта, имеют большее значение для конструктивного или деструктивного развития конфликта, чем само его конкретное содержание.

Если конфликт затрагивает проблемы власти, статуса, ценностей, обладания ресурсами, тенденция к соперничеству сторон и деструктивному развитию ситуации будет более вероятной. Сложность проблемы снижает вероятность соглашения. Ценностные конфликты являются наиболее трудно регулируемыми, а успешность работы с конфликтами интересов зависит от их совместимости или несовместимости.

Размер конфликта, по М. Дейчу, определяется степенью предполагаемого различия результатов, получаемых стороной при ее выигрыше или выигрыше другой стороны. Выигрыш понимается как получение удовлетворяющего результата. Речь идет о том, что в данном конфликте важно то, как соотносятся возможный выигрыш и проигрыш каждой из сторон. Чем больше конфликт, тем меньше вероятность его конструктивного разрешения. При этом он имеет тенденцию к расширению, если стороны представлены крупными социальными единицами, если затрагиваются существенные и глобальные вопросы или если конфликт затрагивает принципы.

В целом согласно М. Дейчу конфликты "здесь и теперь", которые локализованы в терминах отдельных, ограниченных действий и их последствий, легче разрешаются конструктивно, чем конфликты, которые определяются в терминах принципов, прецедентов или прав, когда проблемы растянуты во времени и в пространстве и восходят к общим законам личностей, групп, рас или другим большим социальным единицам или категориям.

К факторам, оказывающим влияние на развитие конфликта, по мнению С. Бордман и С. Горовиц, относят такие индивидуальные характеристики, как атрибутивные тенденции, потребность во власти и контроле, личную кооперативную или конкурентную ориентацию, способность личности к генерированию возможных альтернатив решения.

В конфликтах, с которыми сталкивается социальный работник, личностные особенности их субъектов приобретают большое значение.

Дж. Рубин, говоря об особенностях разрешения конфликтов, подчеркивает такой фактор, как стремление "сохранить лицо", который означает, что люди в конфликте стремятся избежать демонстрации своих слабостей.

Человек обладает особенностями, которые не дают возможности прогнозировать его поведение в ситуации конкретного взаимодействия с тем или иным оппонентом. Эту психологическую особенность К. Креч и У. Крачфилд называют терпимостью к несогласию.

В конкретных ситуациях, сталкиваясь с иными позициями, субъект часто входит в противоречие со своими абстрактными представлениями и отвергает возможность свободного проявления других взглядов. Этот фактор, как правило, интерпретируется через социокультурный контекст. Общий контекст позволяет "говорить на одном языке", что облегчает процесс коммуникации и понимания. Отсюда следует то, что интергрупповые различия усиливают социальные противоречия.

К факторам ситуации обычно относят общий психологический климат, который мог ослаблять или ужесточать конфликт, наличие социальных норм регулирования, "третьих сил", заинтересованных в усилении или уменьшении конфликта.

Например, семейный конфликт, связанный с конкретными разногласиями супругов, потенциально будет легче поддаваться конструктивному урегулированию, если он возникает на общем благоприятном фоне, чем при наличии материальных и бытовых трудностей, проблем в воспитании ребенка. Значительное влияние при этом будут оказывать "третьи лица" - ближайшее окружение или иные заинтересованные люди.

После стадии инцидента сохраняется возможность решить конфликт мирным путем, посредством переговоров прийти к компромиссу между субъектами конфликта. Если после инцидента найти компромисс и предотвратить дальнейшее развитие конфликта не удалось, то за первым инцидентом следуют второй, третий и т. д. Конфликт вступает в следующий этап - происходит его эскалация (нарастание).

Эскалация конфликта - ключевая, самая напряженная его стадия, когда происходит обострение всех противоречий между субъектами, используются все возможности для победы в противоборстве. Происходит мобилизация всех ресурсов: материальных, политических, финансовых, информационных, физических, психических и др. На этой стадии практически невозможны переговоры или иные мирные способы разрешения конфликта. Поэтому могут теряться первоначальная причина и основная цель конфликта и на первое место - выдвигаться новые причины и цели. В процессе эскалации конфликта возможно изменение ценностных ориентации: ценности - средства и конфликта ценности - цели могут меняться местами. Развитие конфликта приобретает спонтанный неуправляемый характер.

Можно выделить следующие основные моменты, характеризующие этап эскалации конфликта:

  • - создание образа врага;
  • - демонстрация силы;
  • - применение насилия;
  • - расширение и углубление конфликта.

Конфликт выступает как средство активизации социальной жизни группы или общества. Он поддерживает социальную активность людей, способствует предотвращению застоя, служит источником нововведений и развития. Выявлено, что в инновационных конфликтах именно новатор выступает его инициатором и часто добивается изменений . Одной из форм осуществления инновации является конфликт.

Конфликт высвечивает нерешенные проблемы в деятельности группы. С помощью конфликта руководитель или группа регулирует поведение отдельных лиц Конфликт может выступать инструментом превентивного пресечения недобросовестного поведения. Конфликт часто улучшает эффектив­ность совместной деятельности коллектива (рис. 18.5).

Межличностные конфликты в организациях почти в три раза чаще положительно влияют на эффективность совместной деятельности, чем отрицательно.

Конфликт зондирует общественное мнение, коллективные настроения, социальные установки. Обнажая противоречие, конфликт актуализирует гуманистические ценности .

Поскольку основой возникновения конфликта служит отрицание предшествующих отношений между сторонами, то конфликт может способствовать созданию новых, более благоприятных условий, к которым легче адаптируются члены коллектива.

Известно, что конфликт может выполнять функцию сплочения группы перед лицом внешних трудностей (К. Кэмпбелл).

В научных коллективах конфликты, обусловленные предметно-познавательной деятельностью их членов, создают интеллектуально-эмоциональную напряженность, которая сопутствует столкновению различных стратегий исследовательского поведения, что способствует поиску продуктивных ре­шений проблем.

Конфликт оптимизирует межличностные отношения, может благоприятно влиять на взаимоотношения в коллективе. Обычно повышается трудовая дисциплина, руководители более чутко реагируют на нужды подчиненных, снимается напряженность в отношениях, устанавливается более добро­желательная обстановка. Это происходит почти в каждом втором конфликте .

Конфликт может негативно воздействовать на группу (организацию). Это проявляется в различных аспектах.

Конфликт неизбежно сопровождается нарушением системы коммуникаций, взаимосвязей в коллективе, организации.

Конфликт может отрицательно повлиять на взаимоотношения в коллективе, на его социально-психологический кли­мат. Исследования показывают, что в результате деструк­тивного разрешения конфликтов ухудшаются взаимоотно­шения в 19 - 30% случаев .

Частые конфликты ослабляют ценностно-ориентационное единство группы, ведут к снижению групповой сплоченности.

Во время конфликта почти в каждой третьей ситуации ухудшается качество совместной деятельности коллектива

После завершения конфликта наблюдается ухудшение качества совместной деятельности в 15-16% ситуаций . Это происходит в случаях, когда: конфликт не разрешился и постепенно затухает; своих целей добился оппо­нент, который был неправ; конфликт оказался длительным и победа правого оппонента оказалась «пирровой»; в конфликт оказались втянутыми многие члены социальной группы.

1. Влияние конфликта на его участников и социальное окружение имеет двойственный, противоречивый характер. Это связано с тем, что отсутствуют четкие критерии различения конструктивных и деструктивных конфликтов, трудно дать обобщенную оценку результатов конфликта. Кроме того, степень конструктивности конфликта может меняться по мере его развития. Также необходимо учитывать, для кого из участников он конструктивен, а для кого - деструктивен.

2. Среди конструктивных функций конфликта можно выделить: устранение противоречия в функционировании кол­лектива; более глубокое познание участниками конфликта друг друга; ослабление психической напряженности; спо­собствование развитию личности; улучшение качества дея­тельности; повышение авторитета участника в случае его победы. Негативное воздействие конфликта заключается в том, что он: значительно ухудшает настроение; приводит к насилию и гибели людей; разрушает межличностные отно­шения, вызывает болезни; может ухудшать качество инди­видуальной деятельности; способствует закреплению соци­альной пассивности личности.

3. Положительное влияние конфликта на социальное окружение заключается в том, что он: активизирует социальную жизнь, высвечивает нерешенные проблемы, актуализирует гуманистические ценности, может способствовать сплочению груп­пы перед внешней опасностью и др. Негативное влияние кон­фликта заключается в нарушении системы отношений, ухуд­шении социально-психологического климата, качества со­вместной деятельности, снижении сплоченности группы.

Динамика конфликтов

Как любое социальное явление конфликт может быть рассмотрен как процесс, протекающий во времени. Конфликт имеет определенные периоды и этапы, в ходе которых он возникает, развивается и завершается. Динамика конфликта пред­ставляет собой ход развития, изменения конфликта под воздейст­вием его внутренних механизмов и внешних факторов.

19.1. Основные периоды и этапы в развитии конфликта

Прежде чем рассмотреть этапность развития конфликта, необходимо определить его временные границы - начало и окончание. Это важно для понимания его отличий от «околоконфликтных» явлений и выработки целесообразных стратегий управляющего воздействия на конфликт.

Начало конфликта может быть зафиксировано в виде пер­вых актов противодействия сторон. Для признания конфликта начавшимся требуются три совпадающих условия:

Первый участник сознательно и активно действует в ущерб другому участнику (под действиями понимается как физиче­ские движения, так и передача информации);

Второй участник (оппонент) осознает, что указанные дейст­вия направлены против его интересов;

В связи с этим оппонент предпринимает ответные действия против первого участника .

Если одна из взаимодействующих сторон предпринимает агрессивные действия, а вторая занимает пассивную позицию, то конфликта нет. Конфликт отсутствует также, когда одна из сторон замышляет конфликтное взаимодействие, т. е. соверша­ет мысленные, а не поведенческие действия.

Окончание конфликта может иметь различные формы и ис­ходы. Однако в любом случае речь идет о прекращении дейст­вий, направленных друг против друга.

В динамике конфликта можно выделить следующие перио­ды и этапы (рис. 19.1).

Латентный период (предконфликт) включает этапы: возникновение объективной проблемной ситуации; осознание объективной проблемной ситуации субъектами взаимодействия; попытки сторон разрешить объективную проблемную ситуацию неконфликтными способами; возникновение предконфликтной ситуации.

Возникновение объективной проблемной ситуации. Если не считать случаев, когда возникает ложный конфликт, то обычно конфликт порождается объективной проблемной ситуацией . Сущность такой ситуации состоит в возникновении противоречия между субъектами (их целями, мотивами, действиями, стремлениями и т.п). Так как противоречие еще не осознанно и нет конфликтных действий, то эту ситуацию называют проблемной. Она является ре­зультатом действия преимущественно объективных причин. Еже­дневно возникая на производстве, в бизнесе, в быту, семье и других сферах жизни, многие проблемные ситуации существуют длитель­ное время, не проявляя себя.

Объективные противоречивые ситуации, возникающие в деятельности людей, создают потенциальную воз­можность возникновения конфликтов, которая перехо­дит в реальность только в сочетании с субъективными факторами

Одно из условий такого перехода - осознание объективной проблемной ситуации.

Осознание объективной проблемной ситуации. Восприятие реальности как проблемной, понимание необходимости пред­принять какие-то действия для разрешения противоречия составляют смысл данного этапа. Наличие препятствия для реа­лизации интересов способствует тому, что проблемная ситуа­ция воспринимается субъективно, с искажениями. Субъектив­ность восприятия порождается не только природой психики, но и социальными различиями участников коммуникации. Сюда относят ценности, социальные установки, идеалы и ин­тересы. Индивидуальность осознания порождается также раз­личиями в знаниях, потребностях, других особенностях участ­ников взаимодействия. Чем сложнее ситуация и чем быстрее она развивается, тем больше вероятность ее искажения оппо­нентами.

Попытки сторон разрешить объективную проблемную ситуацию неконфликтными способами Осознание ситуации противоречивой не всегда автоматически влечет конфликтное противо­действие сторон Часто они, или одна из них, пытаются ре­шить проблему неконфликтными способами (убеждением, разъяснением, просьбами, информированием противостоящей стороны) Иногда участник взаимодействия уступает, не желая перерастания проблемной ситуации в конфликт. В любом слу­чае на данном этапе стороны аргументируют свои интересы и фиксируют позиции.

Возникновение предконфликтной ситуации. Конфликтность ситуации воспринимается как наличие угрозы безопасности одной из сторон взаимодействия. Ситуация может осознаваться как предконфликтная и при восприятии угрозы каким-то об­щественно важным интересам. Причем действия оппонента рассматриваются не как потенциальная угроза (что происходит в проблемной ситуации), а как непосредственная. Именно ощущение непосредственной угрозы способствует развитию си­туации в сторону конфликта, является «пусковым механизмом» конфликтного поведения.

Открытый период часто называют конфликтным взаимодействием или собственно конфликтом Он включает: инци­дент, эскалацию конфликта; сбалансированное противодейст­вие, завершение конфликта.

Инцидент представляет собой первое столкновение сторон, пробу сил, попытку с помощью силы решить проблему в свою пользу. Если задействованных одной из сторон ресурсов доста­точно для перевеса соотношения сил в свою пользу, то инци­дентом конфликт может и ограничиться. Часто конфликт раз­вивается дальше как череда конфликтных событий, инциден­тов. Взаимные конфликтные действия способны видоизменять, усложнять первоначальную структуру конфликта, привнося новые стимулы для дальнейших действий. Этот процесс можно представить следующим образом: переход от переговоров к борьбе - борьба накаляет эмоции - эмоции увеличивают ошибки восприятия - это ведет к интенсификации борьбы и т.д. Такой процесс получил название «эскалация конфликта».

Эскалация заключается в резкой интенсификации борьбы оппонентов. Ввиду важности данного этапа он будет более подробно рассмотрен в следующем параграфе.

Сбалансированное противодействие. Стороны продолжают противодействовать, однако интенсивность борьбы снижается. Стороны осознают, что продолжение конфликта силовыми методами не дает результата, но действия по достижению согла­сия еще не предпринимаются.

Завершение конфликта заключается в переходе от конфликтного противодействия к поиску решения проблемы и прекращению конфликта по любым причинам. Основные формы завершения конфликта: разрешение, урегулирование, затухание, устранение или перерастание в другой конфликт.

Послеконфликтный период включает два этапа: частичную нормализацию отношений оппонентов и полную нормализа­цию их отношений.

Частичная нормализация отношений происходит в условиях, когда не исчезли негативные эмоции, имевшие место в кон­фликте. Этап характеризуется переживаниями, осмыслением своей позиции. Происходит коррекция самооценок, уровней притязания, отношения к партнеру. Обостряется чувство вины за свои действия в конфликте. Негативные установки по от­ношению друг к другу не дают возможности сразу нормализо­вать отношения.

Полная нормализация отношений наступает при осознании сторонами важности дальнейшего конструктивного взаимодей­ствия. Этому способствует преодоление негативных установок, продуктивное участие в совместной деятельности, установле­ние доверия.

Рассмотренные периоды и этапы могут иметь различную дли­тельность: быть спрессованы до нескольких мгновений (например, в конфликте-стычке школьников на перемене) или могут длиться десятилетия (война за независимость испанских колоний в Америке 1810-1826 гг. или вьетнамская война 1959-1973 гг.). Некоторые этапы могут отсутствовать, например, после инцидента одна из сто­рон уступает и конфликт завершается.

В конфликте можно выделить временной отрезок, который характеризуется дифференциацией сторон. Конфликт развивает­ся по восходящей, разногласия между сторонами усиливаются. Конфронтация продолжается до тех пор, пока дальнейшая эс­калация не теряет смысл. С этого момента начинается процесс интеграции. Участники начинают стремится к соглашению, приемлемому для обеих сторон (Р. Валтон).

Разделение конфликта на периоды и этапы позволяет рассматривать его как явление со сложной динамикой. Отдельные стратегии и тактики имеют различный смысл на разных отрез­ках времени протекания конфликта. Конфликт часто включает моменты «исследования» возможностей оппонента и своих ре­сурсов, при которых прямая конфронтация отсутствует.

19.2. Эскалация конфликта

Под эскалацией конфликта (от лат. scala - лестница) понимается прогрессирующее во времени развитие конфликта, обострение противоборства, при котором последующие разрушительные воздействия оппонентов друг на друга выше по интенсивности, чем предыдущие. Эскалация конфликта представляет ту его часть, кото­рая начинается с инцидента и заканчивается ослаблением борьбы, переходом к завершению конфликта.

Эскалация конфликта характеризуется следующими признаками.

Сужение когнитивной сферы в поведении и деятельности. Ниже мы рассмотрим более подробно психологический механизм эскалации. Сейчас отметим, что в ходе эскалации происходит пе­реход к более примитивным формам отражения.

Вытеснение адекватного восприятия другого образом врага. Образ врага как целостное представление об оппоненте, интегрирующее искаженные и иллюзорные черты, начинает формироваться в ходе латентного периода конфликта в ре­зультате восприятия, детерминированного негативными оценками. Пока нет противодействия, пока угрозы не реали­зованы, образ врага носит очаговый характер. Его можно сравнить со слабо проявленным фотографическим снимком, где изображение нечеткое и бледное. В ходе эскалации об­раз врага проявляется все более выразительно и постепенно вытесняет объективный образ. О том, что образ врага стано­вится доминирующим в информационной модели кон­фликтной ситуации, свидетельствуют:

недоверие (все, что исходит от врага, - либо плохо, ли­бо, если это разумно, преследует нечестные цели); возложение вины на врага (враг ответствен за все воз­никшие проблемы и виноват во всем);

негативное ожидание (все, что делает враг, он делает с единственной целью - нанести нам вред); отождествление со злом (враг воплощает противополож­ное тому, что я есть и к чему стремлюсь, он хочет унич­тожить то, чем я дорожу и поэтому должен быть сам уничтожен);

представление «нулевой суммы» (все, что выгодно врагу, вредит нам, и наоборот);

деиндивидуализация (всякий, кто принадлежит к данной группе, автоматически является нашим врагом); отказ в сочувствии (мы не имеем ничего общего с нашим врагом, никакая информация не сможет побудить нас проявлять к нему гуманные чувства, руководствоваться этическими критериями по отношению к врагу опасно и неблагоразумно).

Закреплению образа врага способствуют: возрастание негативных эмоций; ожидание деструктивных действий другой сто­роны; негативные стереотипы и установки; значимость объекта конфликта для личности (группы); длительность конфликта.

Рост эмоционального напряжения. Возникает как реакция на рост угрозы возможного ущерба; снижение управляемости противоположной стороной; невозможность реализовать свои инте­ресы в желаемом объеме в короткое время; сопротивление оппонента.

Переход от аргументов к претензиям и личным выпадам. Ко­гда сталкиваются мнения людей, то они обычно стараются их аргументировать. Окружающие, оценивая позицию человека, косвенным образом оценивают и его способность к аргумента­ции. Человек обычно придает значительную личностную окра­ску плодам своего интеллекта. Поэтому критика результатов его интеллектуальной деятельности может быть воспринята как негативная оценка его самого как личности. Критика в этом слу­чае воспринимается как угроза самооценке личности, а попытки защитить себя ведут к смещению предмета конфликта в лично­стный план.

Рост иерархического ранга нарушаемых и защищаемых интере­сов и их поляризация. Более интенсивное действие затрагивает более важные интересы другой стороны. Поэтому эскалация

конфликта может быть рассмотрена как процесс углубления противоречий, т. е. как процесс роста иерархического ранга нарушаемых интересов. При эскалации интересы оппонентов как бы разводятся на противоположные полюса. Если в предконфликтной ситуации они могли как-то сосуществовать, то при эскалации конфликта существование одних возможно только за счет игнорирования интересов другой стороны.

Применение насилия. Отличительный признак эскалации конфликта - введение в «бой» последнего из аргументов - насилия.

По мнению С. Кудрявцева, многие насильственные дейст­вия обусловлены местью. Исследования агрессии показывают, что она в значительной мере связана с какой-либо внутренней компенсацией (утраченного престижа, снижения самооценки и т.п.), возмещением ущерба. Действия в конфликте могут вызы­ваться стремлением к возмездию за ущерб, причиненный «Я» .

Физическое насилие и агрессия в целом провоцируются не только уже осуществленной угрозой, но и угрозой потенциаль­ной. Поэтому интенсификация физического насилия в кон­фликте связана с ростом интенсивности взаимных действий, вызванным неадекватным возмездием за деструкцию «Я».

Потеря первоначального предмета разногласий заключается в том, что противоборство, начавшееся из-за спорного объекта, перерастает в более глобальное столкновение, в ходе которого первоначальный предмет конфликта уже не играет основной роли. Конфликт становится независимым от вызвавших его причин и продолжается после того, как они стали незначимыми (М. Дойч).

Расширение границ конфликта. Происходит генерализация конфликта, т.е. переход к более глубоким противоречиям, возникновению множества разных точек столкновения. Конфликт распространяется на более обширные территории. Происходит расширение его временных и пространственных границ.

Увеличение числа участников. В ходе эскалации конфликта может происходить «укрупнение» противоборствующих субъек­тов путем привлечения все большего количества участников. Преобразование межличностного конфликта в межгрупповой, численное увеличение и изменение структур соперничающих групп меняет характер конфликта, расширяя набор применяе­мых в нем средств.

Внешний план эскалации конфликта может быть описан с помощью теории «симметричного схизмогенеза» (Г. Бейтсон). Схизмогенез - это изменение индивидуального поведения, происходящее в результате накопления опыта взаимодействия между индивидами. Различают два варианта схизмогенеза - дополнительный и симметричный. Дополнительный имеет место в тех случаях, где взаимодействие строится на основе взаимодо­полняющих действий, например, настойчивости одного субъекта и уступчивости другого. В ходе взаимодействия все большая на­стойчивость одного субъекта может вести ко все большей уступ­чивости другого, и наоборот, и так до разрушения взаимоотно­шений. Симметричный схизмогенез развивается тогда, когда субъекты используют одинаковые поведенческие модели. На по­ведение субъекта другой отвечает поведением той же направлен­ности, но более интенсивным и т д. Результатом также будет разрушение отношений.

Хотя Г. Бейтсон прямо не связывает симметричный схизмогенез с развитием конфликта, очевидно, что эскалация борьбы происходит именно по такому принципу. Из призна­ния внешнего сходства сторон и «симметричности» развития взаимодействия не следует, что стороны в процессе борьбы преследуют одинаковые цели . Одна сторона может стре­миться к изменению сложившегося соотношения позиций, придерживаться наступательной стратегии; другая - пытаться сохранить статус-кво и придерживаться целиком стратегии оборонительной. Очевидно, что более интенсивные наступа­тельные действия с большей вероятностью будут вызывать интенсивную защиту, и наоборот.

Говоря о внутренних пружинах эскалации конфликта, необходимо обратиться к особенностям эволюции функционирования психики в условиях опасности и угрозы. Теория эволюцион­ной эпистемологии (Г. Вольмер, К. Лоренц) утверждает, что человек, не обладающий специальными органами, способствующими выживанию при нападении или защите (клыками, лапами, копытами и т.д.), выжил благодаря способностям мозга, которые позволяют лучше приспосабливаться к услови­ям окружающей среды История развития мозга растягивается на сотни миллионов лет. Продольный разрез человеческого мозга по срединной линии показывает наличие очень древних 271

и молодых частей, совокупная деятельность которых определя­ет способ восприятия мира, а также управляет поведением че­ловека. Архаические механизмы агрессивных и защитных действий по отношению к источнику угрозы в виде своеобразных программ заложены в глубинных слоях промежуточного мозга (он сформировался сотни миллионов лет назад). Они были необходимы для обеспечения выживания на первой, биологиче­ской фазе эволюции.

С начала культурной эволюции человека в противополож­ность агрессивным и защитным действиям развился интерес к неизвестному. Оценка неизвестного как угрожающего или интересного является продуктом взаимодействия архаических ре­акций промежуточного мозга и сравнительно недавно обретен­ных реакций конечного мозга (формировался в последние 3- 4 млн. лет). Если господствуют спонтанные страхи, то сигналы промежуточного мозга подчинят и вытеснят физиологически более слабые процессы конечного мозга. Поэтому сочувствие, терпимость, компромиссное поведение и другие положитель­ные социальные приобретения могут быть не реализованы из-за чувства небезопасности, социального давления, страха и стрессов всех видов, возникающих во время угрозы.



По мере обострения конфликта происходит регрессия сознательной сферы психики . Данный процесс носит лавинообразный характер, основывающийся на бессознательном и подсознательном уровнях психической деятельности. Он раз­вивается не хаотически, а поэтапно, воспроизводя онтогенез психики, но в противоположную сторону (рис. 19.2).

Два первых этапа отражают развитие предконфликтной ситуации. Вырастает значимость собственных жела­ний и аргументов. Возникает страх, что будет утеряна почва для совместного решения проблемы. Растет психическая на­пряженность. Меры, принимаемые одной стороной для изме­нения позиции оппонента, понимаются противоположной сто­роной как сигнал к эскалации.

Третий этап - собственно начало эскалации. Все надежды сосредоточиваются на действии, заменяющем бес­плодные дискуссии. Однако ожидания участников парадок­сальны: обе стороны надеются путем нажима и твердостью вызвать перемену позиции оппонента, тогда как никто не готов добровольно уступить. Зрелый, сложный взгляд на реальность жертвуется в пользу упрощенного подхода, который легче под­держивать эмоционально. Действительные проблемы конфлик­та теряют значимость, тогда как личность противника оказыва­ется в центре внимания.

На четвертом этапе функционирование психики регрессирует приблизительно до уровня, соответствующего возрасту 6-8 лет. У человека еще присутствует образ «другого», но он больше не готов считаться с мыслями, чувствами и по­ложением этого «другого». В эмоциональной сфере начинает доминировать черно-белый подход, т е все, что «не я» или «не мы», является плохим, и поэтому отвергается.

272На пятом этапе эскалации явные признаки посту­пательной регрессии проявляются в форме абсолютизации не­гативной оценки оппонента и позитивной - себя. На карту ставятся «священные ценности», убеждения и высшие мораль­ные обязательства Сила и насилие принимают обезличенные формы, восприятие противоположной стороны застывает в же­стком образе врага. Враг обесценивается до состояния «вещи» и лишается человеческих черт. Однако те же люди способны нормально функционировать внутри своей группы. Из-за этого неопытному наблюдателю трудно принимать во внимание их глубоко регрессировавшее восприятие других, принимая меры по урегулированию конфликта.

Описанная выше регрессия не является неизбежной для любого человека в любой трудной ситуации социального взаимодействия. Очень многое зависит от воспитания, от усвоения моральных норм и всего того, что называют социальным опы­том конструктивного взаимодействия.

19.3. Динамика различных видов конфликтов

Периоды и этапы динамики конфликта могут иметь раз­личные продолжительность, значимость и интенсивность. Ис­следования, проведенные в социологии и психологии, показывают, что существуют различия в длительности конфликтов в зависимости от того, какие стороны в нем участвуют. Выявле­но, что большинство конфликтов по вертикали (более 78%) длится не более трех месяцев, причем половина из них (55,8%) имеет продолжительность до одного месяца. Конфликты между руководителями первичного и среднего звена более длительны: в течение трех месяцев завершается 71% всех конфликтов, а продолжительностью до одного месяца - 49%. В то же время только 65% конфликтов между государственными служащими разрешаются в течение полугода.



Существуют различия в динамике конфликтов в условиях повседневной жизнедеятельности и в экстремальных условиях. В экстремальных условиях конфликты развиваются в «ускоренном» темпе, более скоротечны (рис. 19 3).

В течение одной недели завершаются около 70% конфлик­тов, происходящих в экстремальных условиях. Более 55% таких конфликтов разрешаются в течение первых трех дней Экстре­мальные условия выступают мощным катализатором процессов конфликтного взаимодействия.

Существует зависимость длительности конфликтов и их итогов, в частности, от того, кто одержал победу в конфликте «по вертикали» (рис. 19.4).

Руководитель обычно добивается своих целей в скоротеч­ных конфликтах. Чем продолжительнее конфликт, тем меньше шансов у руководителя на успешный для него результат.

Противоположным является соотношение длительности конфликта и его успешности для подчиненного. На конфлик­ты продолжительностью до полумесяца приходится 13% кон­фликтов, в которых победил подчиненный. На конфликты продолжительностью до 6 месяцев приходится уже 26,6% кон­фликтов с победой подчиненного.

Это может быть объяснено следующим образом. Чем справедливее требования руководителя к подчиненному, тем боль­ше у него шансов на разрешение конфликта в свою пользу, тем скоротечнее конфликт. И наоборот, чем менее начальник прав в конфликте, тем настойчивее в борьбе его оппонент - подчиненный, тем длительнее конфликт, так как руководитель, даже если он не прав, не настроен на уступку.


В длительных конфликтах уменьшается деловая и увеличивается эмоционально-личностная основа конфликта. При длитель­ном противоборстве объект, по поводу которого начался конфликт, отходит на второй план и борьба идет по поводу пре­тензий, оскорблений, грубости, которые были допущены в хо­де конфликта. Происходит замена деловой сферы конфликта 276

личностной (рис. 19.5).

В таких конфликтах сложно выявить правую и неправую стороны, так как оба оппонента в длитель­ном противоборстве обычно допускают действия, не дающие возможности считать их позицию конструктивной. Данная тенденция подтверждается в межэтнических и политических конфликтах, которые носят затяжной характер.

Важной особенностью динамики криминальных конфликтов является быстрая эскалация конфликтного взаимодействия, завершающаяся применением насилия. В криминальных конфликтах количество циклов взаимодействия, состоящих из однора­зового «обмена» реакциями, ограничено, и чем с более высо­кого «стартового уровня» конфликт начинается, тем меньше подобных циклов предшествует применению насилия .

Динамика частоты конфликтов зависит от циклических изменений характера совместной деятельности в течение года. Существуют колебания в частоте конфликтов в зависимости от организации совместной деятельности в течение года. Наибо­лее «конфликтным» временем года, например для офицеров, является весна (29,7%), а месяцем - май (рис. 19.6). Основны­ми причинами колебания частоты конфликтов в течение года является, во-первых, цикличный характер воинской деятельно­сти. Вторым фактором повышенной частоты конфликтов вес­ной и осенью могут быть особенности психических состояний офицеров, связанные с этими переходными временами года.

Наибольшее число конфликтов среди госслужащих (рис. 19.6 б) характерно для февраля (17,8%), марта и сентября (по 12,3%). Это обусловлено возрастанием рабочей нагрузки, свя­занной с распределением ресурсов, исполнением бюджета, за­вершением массовых отпусков .

Анализ межличностных конфликтов учащихся закрытых учебных заведений (рис. 19.6в и 19.6г) показывает, что ос­новные тенденции распределения конфликтов в течение года могут быть объяснены спецификой основного вида деятель­ности - учебы. Наиболее конфликтным является первый се­местр учебного года и особенно период сдачи зачетной и эк­заменационной сессий. Частота конфликтов в этот период возрастает примерно в 1,5 раза по сравнению со среднемесячным уровнем .




а) конфликты между офицерами ,

б) конфликты между госслужащими ,

в) конфликты между курсантами ,

г) конфликты между суворовцами }