По литературе

Миклухо маклай и папуасы новой гвинеи. Добровольный агент миклухо. В Новой Гвинее русский учёный высадился вместе со шведским матросом


Великий путешественник-петербуржец умел очаровывать папуасов и австралийских красавиц

Мы помним, что аборигены съели Кука. А вот про Миклухо-Маклая, наоборот, с детства знаем, что он сумел подружиться с туземцами. Этот странный русский путешественник с непонятной фамилией как перекати-поле путешествовал по далеким южным островам. Собирался устроить на папуасской территории новое свободное государство - Чернороссию, а самое главное, научно доказал, что люди черной и белой расы совершенно одинаковы по своим умственным способностям.

«Смена» разыскала в Петербурге потомков знаменитого путешественника.

Семейная легенда

В квартире родственников Миклухо-Маклая хранится родовой герб.

По семейной легенде считается, что дворянство Миклухам пожаловала Екатерина Вторая. Это случилось во времена русско-турецкой войны, - говорит Дмитрий Басов, потомок Маклая. - Полгода русские войска не могли отбить у турков крепость Очаков. Наконец решили атаковать. И первым, как гласит предание, на стену с факелом в руке взлетел казак Степан Миклуха. Поэтому на фамильном гербе Миклухо-Маклаев изображены крепость и человек с факелом.

Заснул и выжил

Миклухо-Маклая папуасы принимали за сверхчеловека, за бога, - рассказывает Дмитрий Басов. - Они называли его «человек с Луны». Часто аборигены убивали прибывающих к ним путешественников, но Маклай выжил. Он обезоружил дикарей своим неординарным поведением. Когда корвет «Витязь» подошел к берегу Новой Гвинеи, капитан предложил Маклаю взять с собой оружие и охрану из матросов. Но путешественник пошел в деревню один и безоружный. Папуасы стали стрелять в него из луков и замахиваться копьями. А он расшнуровал ботинки, лег и уснул посреди вооруженных врагов. Папуасы поняли, что он не боится их и потому бесполезно делать ему что-то плохое.

Я испытываю к Маклаю величайшее уважение. Читая его дневники, понимаешь, насколько это был благородный человек. Однажды он запретил войну. К нему пришли папуасы из соседней деревни и рассказали, что у них затевается война с другим племенем. Миклухо-Маклай сказал: «Если вы будете воевать, я подожгу море». Он дал одному папуасу плошку, на дне которой был керосин, велел зачерпнуть воды из моря, а потом поджег горючую жидкость. Папуасы упали на колени: «Маклай, мы больше никогда не будем воевать».

Еще он был потрясающе честен и никогда не лгал, а ведь это очень тяжело! Один папуас спросил его: «Маклай, ты можешь умереть?» Сказав «да», он потерял бы авторитет, а сказав «нет», солгал бы. Он дал в руки папуасу копье: «Ударь меня и узнаешь». Тот закричал: «Нет, Маклай, ты не можешь умереть!» и не взял копье…

Любовь к австралийке Маргарет

У путешественника было трое заграничных внуков: Роберт, Кеннет и Пол. Они часто приезжали в Петербург. Обычно встречались в день рождения предка 17 июля на его родине в небольшом поселке Окуловка на Новгородчине. Роберт даже отмечал золотую свадьбу в кругу петербургских родственников. Прошлым летом он скончался в Австралии.

В год 150-летия со дня рождения, когда Маклай был назван гражданином мира, в Сиднее был открыт памятник великому петербуржцу.

В жизни Миклухо-Маклая все было необычным. Даже история его любви и женитьбы на австралийке Маргарет Робертсон. Она была младшей, пятой дочерью премьер-министра колоний Нового Южного Уэльса. Красивая, богатая бездетная вдова. Многие из влиятельных колониальных чиновников просили ее руки. Сначала против брака с Маклаем были родственники Маргарет, потом несколько месяцев прошло в ожидании особого разрешения от русского императора на брак по протестантскому обряду. «Пусть женится хоть по папуасскому обычаю, лишь бы перед глазами не маячил», - такой ответ дал в итоге Александр III.

Не зная русского языка, с двумя детьми Маргарет отправилась вместе с мужем в Петербург и оставалась рядом с ним, пока он отчитывался перед Географическим обществом о проделанной работе в Новой Гвинее и в Австралии. Четыре года они прожили вместе. После смерти Маклая жена уехала обратно в Австралию, и русское правительство до 1917 года платило ей пенсию.


Маргарет-Эмма Робертсон (Миклухо-Маклай) с сыновьями Александром и Владимиром (сидит)


В Петербурге на Волковом кладбище на могиле Миклухо-Маклая было выбито несколько латинских букв. Никто не мог их расшифровать, пока жена его австралийского внука Роба - Алиса не догадалась, что это начальные буквы формулы бракосочетания в церковном ритуале: «Только смерть может разлучить нас». Этими буквами они подписывали письма друг другу.

Чернороссия - страна в Тихом океане

Миклухо-Маклай хотел создать на берегах Тихого океана новое общество. В 1871 году пала Парижская коммуна. Маклаю казалось, что настало время для социального эксперимента. Более глобального и более удачного. Он разослал приглашения для всех желающих поселиться в Новой Гвинее и создать новое независимое государство.

«Почему бы не поселиться здесь всем, кто пожелает? - писал он. - Мы заявим о своих правах на берег Маклая. Мы создадим здесь очаг тропического земледелия, проложим дороги».

В мае 1886 года в газете «Новости» появилось объявление: известный путешественник собирает всех желающих поселиться на берегу Маклая или на одном из островов Тихого океана. К 25 июня подали заявления 160 желающих. К сентябрю их было уже свыше 2 тысяч. Проектом заинтересовались видные общественные деятели, Лев Толстой справлялся о Маклае. Кто-то уже придумал название будущей колонии - Чернороссия. У Маклая был свой план: члены коммуны станут сообща обрабатывать землю, деньги отменяются, колония будет составлять общину с выборными органами управления - старейшиной, советом и общим собранием поселенцев.

Но такие замыслы напугали российского императора. Был вынесен вердикт: «Миклухо-Маклаю отказать».

Жизнь папуасов была далека от идеала, и Николай Николаевич это знал, как никто другой, - поясняет Дмитрий Басов. - У многих племен Новой Гвинеи были страшные обычаи, например. У них считалось нормой заманить врага, привлечь его хорошим отношением, прикинуться добрым, гостеприимным, пригласить в свой дом, убить, отрезать голову и в качестве трофея подвесить к потолку. Миклухо-Маклай надеялся, что русские люди не только спасут папуасов от безжалостной эксплуатации европейцами, но и смогут послужить смягчению их нравов.

Вера в Бога - это вера в людей!

Сам Дмитрий ни разу не был ни в Индонезии, ни в Папуа, ни в других экзотических странах - местах путешествий Маклая.

Когда я учился на восточном факультете Петербургского университета, несколько раз собирал чемоданы: то в Индонезию, то в Малайзию, но все поездки срывались. И я решил, что это неспроста. Наверное, когда-нибудь я побываю в Индонезии, но пока мне надо жить в России. Я много путешествовал по стране, был во многих деревнях, скитах, монастырях. В отличие от Миклухо-Маклая меня всегда больше интересовали религия и литература, но не наука.

Дмитрий Басов стал писателем. Он пишет под псевдонимом Дмитрий Орехов, и его книги продаются не только в России, но и в странах СНГ и даже в Австралии.

Последние два года я пишу прозу, но начинал с публицистических книг о православной духовности. Как приходят к православию? Понимаете, ребенок верит в разумность мира, и с этим связана праздничность детства. Однако, вырастая, он сталкивается с тем, что жизнь неразумна, жестока, несправедлива и почти что бессмысленна, поскольку заканчивается смертью. Он может попасть в окружение людей, живущих по волчьим законам, не признающих никакой морали. Казалось бы, ничего не мешает ему стать таким же, как другие, но что-то говорит «нет». Это «что-то» можно называть душой, совестью, «религиозным геном», «внутренним чувством». Мне кажется, «религиозный ген» есть у каждого, но у кого-то он не успевает раскрыться. Этим геном был наделен и Миклухо-Маклай. Да, конечно, он был ученым и полагал, что человечеству нужны в первую очередь научные знания, однако своей идее добра служил с полным напряжением сил как истинно верующий человек. Интересно, что физически он был слабым, худым, маленького роста. Никогда не отличался крепким здоровьем. Во время путешествий жестоко страдал от лихорадки. Ему было очень тяжело, но он умел преодолевать свои недуги - ради близких, ради папуасов, ради всего человечества.

Ольга ГОРШКОВА

Яркая фигура Николая Николаевича Миклухо-Маклая, появившегося на свет 17 июля 1846 года в деревне Языково Новгородской губернии, казалось бы, перепахана вдоль и поперек. Неутомимый путешественник, очень популярный при жизни и скоро позабытый после кончины на 42-м году жизни, обрел хрестоматийное звучание в СССР, став и колоритным персонажем школьной программы, и могучим предшественником борьбы против колониализма и расизма. Когда же после войны в памятную эпоху "малокартинья" вышел художественный фильм Александра Разумного "Миклухо-Маклай" (1947), прогрессивную натуру ученого зритель ощущал в том числе и визуально: в главной роли снялся тот же актер Сергей Курилов, что через несколько лет сыграет в биографической картине Григория Козинцева Виссариона Белинского.

"Часто не верится, чтобы такой маленький и слабенький человек мог бы делать такие дела", - писал о Миклухо-Маклае адмирал Копытов. Фото: РИА Новости

Угодивший гимназистом 15 лет от роду в Петропавловскую крепость за участие в студенческой манифестации, читавший Чернышевского и видевший князя Кропоткина, Николай Николаевич революционером тем не менее не стал. Кино о нем в сталинскую пору сняли очень даже вовремя, и Институт этнографии АН СССР в его честь в том же 1947-м назвали тоже весьма кстати: по меркам 1949 года этот самый Миклухо-Маклай был ведь самым настоящим космополитом. В самом деле, в родные края заезжал редко, по матери имел немецкие и польские корни, песню про то, что "не нужен мне берег турецкий", явно бы не одобрил, ибо предпочитал бывать в одиночестве в идейно невыдержанных отдаленных уголках мира, а женился в 1884 году на австралийской вдове. А еще Маклаем назвался в 20 лет, прибавив нечто шотландское к доставшейся от отца казачьей фамилии.

Тут и до шпионства совсем недалеко, и проницательный читатель, заподозрив первооткрывателя в информационно-разведывательной деятельности, будет скорее прав. Вышедший совсем недавно, в 2014 году, под редакцией историка разведки Олега Каримова увесистый том архивных документов "Неизвестный Миклухо-Маклай" позволяет в этом убедиться на конкретных фактах. Переписка путешественника с представителями царской фамилии, МИДом, Морским министерством и Русским географическим обществом (РГО) сомнений не оставляет: он не только не забывал о родине из своего новогвинейского и австралийского далека, но и пытался оказать империи посильную и поистине бесценную помощь, потому как других источников информации в тех краях не было вовсе.

Одинокий путешественник, критики которого, кстати, убеждены, что именно одиночество его экспедиций "безвозвратно разрушило" его и без того слабое здоровье, оказался сложнее, чем казалось раньше. Уже на самое первое его путешествие к папуасам наложили отпечаток соображения высшего государственного порядка: в том самом 1870-м, когда 24-летний Николай Миклуха (именно такая фамилия досталась ему от отца) обивал петербургские пороги в поисках денег на экспедицию, 26-летний офицер-разведчик барон Александр Каульбарс представил по линии РГО соблазнительную для властей записку "О русской колонизации о. Новая Гвинея". Стратегические задумки Петербурга и планы исследователя совпали, а поддержка пришла лично от самодержца: Александр II разрешил не только включить молодого энтузиаста пассажиром на военный корвет "Витязь", благополучно доставивший его в искомый залив Астролябия, но и дозволил возместить истраченные ученым денежные средства сверх тех 1200 рублей, которые он получил на поездку от РГО. При таких благодеяниях согласие официально именовать отныне путешественника Миклухо-Маклаем стало деталью неприметной и вполне естественной.

Таким образом, путешествие напоминало неплохо продуманную и официально профинансированную командировку, имевшую не только научные цели. Одним из сторонников присутствия Российской империи в далеких уголках Тихого океана еще в начале 1870-х был и наследник престола цесаревич Александр Александрович. Вступив на престол, Александр III проявил вполне практический интерес к идеям Миклухо-Маклая о русском протекторате над Папуасским союзом. Осенью 1882 года путешественник за месяц 5 раз встречался с императором в Гатчине, после чего все тот же клипер, переименованный из "Витязя" в "Скобелева", направился к берегам Новой Гвинеи с вполне конкретной целью. Управляющий Морским министерством вице-адмирал Иван Шестаков давал вполне четкую инструкцию о "приобретении пункта, на который мы могли бы заявить права на владение и поднять на нем свой флаг".

Но до этого так и не дошло. Командующий отрядом судов в Тихом океане контр-адмирал Николай Копытов был восхищен личностью путешественника и удивлен местной природой, но оставаться в этих широтах пожелал разве что врагу, заключив: "Здешний климат отличается своею сыростью и при жарах делается чрезвычайно вредным". В течение краткого (всего 8 дней) пребывания на Новой Гвинее в марте 1883 года Копытов благополучно похоронил все заветные мечты Миклухо-Маклая, горячо разделявшиеся Александром III. Один из аргументов оказался поистине убойным: путешественник предлагал устроить базы флота в весьма отдаленных от основных морских путей местах, но оборудовать на таких островах угольные склады для пополнения топливом, водой и провизией русских кораблей не было никакой возможности. Адмирал отметил и огромные затраты на оборону новых папуасских рубежей России, причем необходимые средства превысили бы стоимость защищаемого имущества. Копытов был сторонником наступательной тактики и предлагал нужные угольные склады захватывать у англичан, а экзотические острова оставить в покое.

Миклухо-Маклай верил в свою имперскую мечту до последней возможности, писал и лично императору, но морская элита доходчиво объяснила самодержцу, что путешественник - обычный "прожектер". Тем временем сначала Великобритания, а затем и Германия извлекли стратегическую пользу из открытий Миклухо-Маклая на Новой Гвинее и уже в 1884 году разделили между собой этот остров, причем немецкий колонизатор Отто Финш, знакомый с русским путешественником, выдавал себя папуасам за брата Маклая.

Мечты о российском протекторате над Папуасским союзом так и остались несбывшимися, а "натуралист широкого профиля" мог отныне быть полезным отечеству разве что информацией с Зеленого континента. А уже в 1886-м Миклухо-Маклай вернется в Россию знаменитым и смертельно больным. И только в 1960-е годы станет известно, что ранняя смерть в феврале 1888-го наступила от рака, а не от тропических заболеваний, как полагали современники.

Сегодня, когда Миклухо-Маклая часто обвиняют в отсутствии монументальных трудов и продуманной научной программы, возвращаясь к тем же адмиральским мнениям о "прожектере", весьма уместен отзыв похоронившего его заветные планы флотоводца Копытова. В письме жене в феврале 1883 года он все акценты расставил грамотно: впервые встреченный им Миклухо-Маклай - "человек чрезвычайно интересный, проделавший вещи почти невероятные во время его жизни с дикарями и при различных путешествиях по всем углам Тихого океана. Слушать рассказы о его приключениях доставляет много удовольствия, и часто не верится, чтобы такой маленький и слабенький человек мог бы делать такие дела. Он говорит на 12 языках, и субъект не только образованный, но ученый".

Ученым он в нашей памяти и останется.

Томан И.Б.
Современные проблемы сервиса и туризма. - 2008. - №4. - С.4-9.

Н.Н. Миклухо-Маклай: «белый папуас»

В тот день, когда к берегам Новой Гвинеи подошел русский военный корабль «Витязь», похожий на огромное морское чудовище, местные жители подумали, что наступил конец света. Одни стали спешно рыть себе могилы, другие пытались скрыться в горах. Нашлось, правда, несколько отчаянных смельчаков, которые решили, что к ним прибыл легендарный первопредок Ротей. Они сели в лодки и поспешили ему навстречу. На корабле их встретили дружелюбно, с благодарностью приняли дары, однако на обратном пути папуасы были столь напуганы внезапным пушечным выстрелом, прогремевшим в честь благополучного прибытия судна, что усомнились в своем предположении. А Ротей ли это? Уж не пожаловал ли к ним сам злой дух Бука?

Такой ли в точности была первая встреча Николая Николаевича Миклухо-Маклая с папуасами Новой Гвинеи, сказать трудно, ибо данная история была записана более двадцати лет спустя после того, как ученый уехал из этих мест. Достоверно известно одно: местные жители встретили нежданного гостя отнюдь не с распростертыми объятиями. Впрочем, Николай Николаевич не рассчитывал на иной прием. Он был достаточно наслышан о кровожадности туземцев, однако, хоть и не верил большинству подобных рассказов, все-таки считал, что местным жителям не за что любить незнакомца, потревожившего их покой. И все же, направляясь в первый раз к папуасской деревне, не зная ни языка, ни обычаев, ни намерений ее обитателей, он не взял с собой никакого оружия и не остановился даже тогда, когда несколько стрел пролетело над его головой. Остановившись недалеко от толпы вооруженных людей, он спокойно расстелил на земле циновку, улегся на нее и заснул. Проснувшись через два часа, он увидел вокруг себя тех же людей, которые на этот раз были настроены дружелюбно и почтительно. Столь резкая перемена настроения объясняется абсолютным хладнокровием Миклухо-Маклая перед лицом опасности. Папуасы решили, что человек, полностью лишенный страха смерти, обладает сверхъестественными способностями и, может быть, даже бессмертен.

Что же привело русского ученого к берегам Новой Гвинеи?

Николай Николаевич Миклуха (такова была его первоначальная фамилия) родился 5 июля 1846 года в семье инженера-путейца в селе Рождественское близ г. Боровичи Новгородской губернии. Вскоре семья переехала в Петербург. В 1859-1863 гг.

Н.Н. Миклухо-Маклай учился во 2-й Петербургской гимназии. В 1863 году он стал вольнослушателем отделения естественных наук физико-математического факультета Петербургского университета; одновременно посещал лекции в Медико-хирургической академии. В 1864 году за участие в студенческих волнениях его исключили из университета, и он вынужден был продолжить образование в Германии, где изучал философию, химию и медицину в Гейдельбергском, Лейпцигском и Йенском университетах. Здесь он, кстати, удлинил свою фамилию, превратившись из Миклухи в Миклухо-Маклая. Фамилию, которую он взял себе, носил его предок, правда, звучала она чуть иначе: Миклуха-Махлай.

В 1866 году профессор Йенского университета Эрнст Геккель пригласил Миклухо-Маклая и швейцарского студента Генриха Фоля в экспедицию на Канарские острова для изучения губок – примитивных многоклеточных животных, обитающих в южных морях. Через три месяца, проведя необходимые исследования, профессор уехал, а Миклухо-Маклай со своим спутником переоделся в арабский костюм и отправился в путешествие по Марокко. Это первое перевоплощение во многом предопределило дальнейшую судьбу Миклухо-Маклая. Он понял, что его истинное призвание – не ботанические и зоологические штудии, а исследование жизни человеческой путем проникновения в самую ее гущу, дабы постичь иную культуру не только разумом, но и сердцем.

Миклухо-Маклай закончил Йенский университет в 1868 году и вновь отправился на Восток, где, как и прежде, перевоплотился в араба. На этот раз он посетил Египет, Саудовскую Аравию, Эфиопию и Судан. Однако, с увлечением исследуя культуру этих стран, молодой ученый понимал, что он здесь не первопроходец. Ему же хотелось познакомиться с неизвестными народами, никогда не вступавшими в контакт с европейцами. И вот однажды ему попалась в руки изданная в Бремене книга Отто Финша «Новая Гвинея». И тут-то он понял, куда должен ехать.

Вернувшись в Россию, молодой ученый сумел убедить коллег в необходимости осуществления своего замысла и с помощью Русского Географического общества получил разрешение отправиться к берегам Новой Гвинеи на военном судне «Витязь».

8 ноября 1870 года «Витязь» вышел из Кронштадтского порта и почти через год, 19 сентября 1871 года, бросил якорь в заливе Астролябии, на северо-восточном берегу Новой Гвинеи. Этот залив был открыт в 1827 году французским мореплавателем Дюмоном Дюрвилем, который назвал его в честь судна, на котором приплыл. Однако Дюрвиль, опасаясь лихорадки и туземцев, не высадился на берег. Таким образом, Миклухо-Маклай был первым европейцем, который ступил на землю Новой Гвинеи.

В тот же день Миклухо-Маклай стал вести дневник, в котором скрупулезно записывал все свои наблюдения. Он был издан только в 1950 году. Этот дневник бесценен не только как источник о культуре папуасов Новой Гвинеи. Он представляет собой потрясающе интересную, захватывающую историю о встрече двух культур, о самых неожиданных гранях человеческих взаимоотношений и, самое главное, о всепобеждающей силе добра.

Как свидетельствуют дневники Миклухо-Маклая и воспоминания о нем, собранные среди папуасов много лет спустя, жители Новой Гвинеи прониклись уважением и любовью к не похожему на них пришельцу, который, в отличие от обычных людей, совсем не боялся смерти. Миклухо-Маклай быстро выучил их язык и завоевал их доверие, ибо папуасы были для него отнюдь не только объектами наблюдения. Они стали для него друзьями и даже больше. Как мы видели, жители Новой Гвинеи считали Миклухо-Маклая необыкновенным человеком, и он принял ту единственно возможную для себя роль, которую он должен был играть. Только так он мог войти в сообщество папуасов, увидеть его изнутри и выжить.

(по рис. Миклухо-Маклая)

У папуасов были самые разные представления о личности Миклухо-Маклая, причем сейчас довольно сложно выяснить, какие из них сложились во время его пребывания среди них, а какие – после, когда образ странного пришельца стал обрастать легендами. Его принимали то за легендарного героя Ротея, то за пришельца с луны (видимо, из-за бледного цвета его кожи), но более распространенным было представление о том, что в Миклухо-Маклая вселился дух их далекого предка. Вот почему обитатели Новой Гвинеи называли Миклухо-Маклая «белым папуасом», что для ученого было весьма лестно: значит, его принимали за своего, несмотря на необычную внешность. И это неудивительно: Миклухо-Маклай настолько свыкся с образом жизни и привычками папуасов, настолько сросся с данной ему ролью, что ему не надо было притворяться и изображать из себя одного из них. Он действительно был им; в противном случае папуасы почувствовали бы какую-то фальшь, притворство или страх, и тогда европеец не сдобровал бы…

Зная о своем высоком авторитете среди папуасов, Миклухо-Маклай чувствовал ответственность перед ними. Он лечил их, обучал полезным навыкам в области сельского хозяйства; порой ему удавалось предотвращать междоусобные войны. Впрочем, пребывание Миклухо-Маклая на Новой Гвинее идиллией не назовешь. Все это время он балансировал над пропастью, и одно неверное слово, жест или взгляд могли стоить ему жизни. Как мы помним, уже первый день экспедиции мог оказаться для ученого последним. Похожий случай произошел и впоследствии. Однажды ему сообщили, что двое молодых людей хотят его ограбить и убить. И тогда Миклухо-Маклай один пошел в деревню, где они жили, созвал ее обитателей, среди которых были его потенциальные убийцы, сообщил им о том, что знает их намерения, и затем, сославшись на усталость, спокойно улегся спать. Проснулся он целым и невредимым. Молодые люди, только что мечтавшие расправиться с ним, подарили ему свинью и проводили до самого дома, оберегая от возможного нападения себе подобных.

Этот и другие подобные случаи заставили папуасов поверить в бессмертие их белого собрата. И все же однажды они решили прямо спросить его об этом. Что надо было ответить на подобный вопрос? Правда могла стоить жизни. Солгать? Но Миклухо-Маклай не исключал того, что может умереть от болезни или погибнуть, и тогда столь веривших в него людей постигнет глубокое разочарование. И он решился на отчаянный шаг. Дав одному из спрашивавших большое и острое копье, он велел ему проверить самому. Папуасы были потрясены предложением Миклухо-Маклая. Никто не решился проверить бессмертие «белого папуаса», и больше ему вопросов на эту тему не задавали.

В декабре 1872 года русский военный корабль вновь оказался у берегов Новой Гвинеи. Его появление поставило Миклухо-Маклая перед выбором: остаться или уехать. Ему нелегко было расставаться со своими друзьями, с которыми он сроднился душой, однако стремление донести до научной общественности результаты своих наблюдений и жажда новых открытий взяли верх. Он простился с папуасами, обещав им непременно вернуться. И сдержал свое слово. После странствий по Филиппинским и Молуккским островам он в июне 1876 года вернулся на знакомый берег, где прожил до ноября 1877 года.

Впоследствии он поселился в Сиднее, где занимался исследовательской работой и откуда совершил еще одно путешествие по островам Тихого океана. В 1882 году он, после 12-летнего отсутствия, посетил Россию. Встречали его как героя. Он выступал множество раз с докладами о своих исследованиях, о нем писали газеты, и даже царь изъявил желание побеседовать с прославленным ученым.

Однако Миклухо-Маклай не мог долго оставаться на одном месте. Ветер дальних странствий снова звал его, и, кроме того, он хотел вновь увидеться со своими друзьями-папуасами. В 1883 году Миклухо-Маклай покидает Россию и возвращается в Австралию. В Батавии он встречает российский корвет «Скобелев» (новое название корвета «Витязь») и не может отказать себе в желании вновь посетить берег Маклая, куда намеревался зайти командир корабля адмирал Копытов. Несколько дней, с 17 марта по 23 марта, Миклухо-Маклай проводит в знакомых местах. Несмотря на то, что ученый договорился с жителями острова Сегу о строительстве своего дома на острове Мегаспена, вернуться на Берег Маклая ему было уже не суждено. Тяжелая болезнь позволила Миклухо-Маклаю оставаться среди друзей лишь несколько дней, и он вновь простился с ними. На этот раз навсегда.

Вернувшись в Сидней, Миклухо-Маклай обрел, наконец, семейное счастье. В феврале 1884 года он женился на Маргарет Робертсон, дочери крупного землевладельца и политического деятеля Нового Южного Уэльса, которая родила ему двоих сыновей. В 1886 г. учёный вновь возвращается в Россию и снова предлагает императору «Проект Берега Маклая» как противодействие колонизации острова Германией. Однако и эта попытка не принесла желаемого результата. Очевидно, активизация соперничества с Германией в стол удаленном регионе могла принести России не столько политические и иные дивиденды, сколько ненужные внешнеполитические осложнения, тем более что именно в 1884 г. был возобновлен «союз трех императоров» - российского, германского и австрийского.

В 1887 году ученый еще раз ездил в Австралию. Конец 1887 - начало 1888 годов были посвящены лихорадочной работе над многочисленными рукописями, которые надо было подготовить для печати. Здоровье Миклухо-Маклая было давно подорвано и он, чувствуя приближение смерти, работал без устали. 2 апреля 1888 года он умер в возрасте 41 год в клинике Вилие в Санкт-Петербурге. Жена Миклухо-Маклая и его дети, вернувшиеся после смерти учёного в Австралию, в знак высоких заслуг ученого до 1917 года получали российскую пенсию, которая выплачивалась из личных денег Александра III, а затем Николая II.

Имя самоотверженного ученого, отважного путешественника и великодушного Человека известно и на родине, и в далекой Новой Гвинее. В 1947 году имя Миклухо-Маклая присвоено институту этнографии АН СССР (ныне Институт этнологии и антропологии РАН им. Н.Н. Миклухо-Маклая). Тогда же режиссер А.Е. Разумный снял художественный фильм «Миклухо-Маклай». В 1996 году, в год 150-летия со дня рождения Миклухо-Маклая, ЮНЕСКО назвало его Гражданином мира. В том же году у здания Музея им. У. Маклея (Macleay Museum) на территории Университета Сиднея (University of Sydney) установлен бюст учёного (скульптор Г. Распопов). В Москве есть улица Миклухо-Маклая. О нем напоминает и Берег Миклухо-Маклая, протянувшийся на 300 километров между заливом Астролябия и полуостровом Хуен, на территории государства Папуа – Новая Гвинея. Порой его посещают и российские путешественники. Будем надеяться, что наши читатели и автор этих строк когда-нибудь тоже окажутся среди них.

Литература

1. Миклухо-Маклай Н.Н. Собрание сочинений. В 5-ти тт. - М.-Л., 1950-1954. Т.1. Дневники путешествий. 1870-1872. - М.-Л.,1950; Т.2. Дневники путешествий. 1873-1887. Т.2. - М.-Л.,1950.
2. Миклухо-Маклай Н.Н. Собрание сочинений. В 6-ти тт. Сост. Б.Н. Путилов, отв.ред. Д.Д. Тумаркин. - М.: Институт этнографии им. Н.Н.Миклухо-Маклая, 1990-1996. Т.1. Путешествия 1870-1874: дневники, путевые заметки, отчеты. - М., 1990. Т.2. Путешествия 1874-1887: дневники, путевые заметки, отчеты. - М.,1993.
3. Бутинов Н.А. Н.Н. Миклухо-Маклай – великий русский ученый-гуманист. - Л., 1971.
4. Бутинов Н.А., Бутинова М.С. Образ Н.Н. Миклухо-Маклая в мифологии папуасов Новой Гвинеи // Смыслы мифа: мифология в истории и культуре. Сборник в честь 90-летия профессора М.И. Шахновича. Серия «Мыслители». - СПб., 2001. - Выпуск №8.
5. Егорьева А.В. Русский географ и путешественник Миклухо-Маклай. - Л., 1971.
6. Колесников М.С. Н.Н. Миклухо-Маклай. - М., 1961.
7. Путилов Б.Н. Миклухо-Маклай: путешественник, ученый, гуманист. - М., 1985.
8. Чуковская Л. Н.Н. Миклухо-Маклай. - М., 1952.

Имя Миклухо-Маклая хорошо известно каждому: выдающийся этнограф сделал многое для исследования быта коренного населения Новой Гвинеи. Обывателям казалось, что его жизнь сродни захватывающему дух приключению, на самом же деле великий путешественник сталкивался с огромными трудностями в своей работе, его постоянно одолевали болезни. Как жилось Миклухо-Маклаю с папуасами, и за что они прозвали его «лунным человеком» - читайте далее.

Миклухо-Маклай прожил всего 41 год и с детства постоянно отвоевывал право на жизнь. Вначале он перенес воспаление легких, позже была малярия и лихорадка, эти болезни провоцировали постоянные обмороки, припадки бреда. Смерть Маклая вообще была вызвана заболеванием, которое врачи не сумели диагностировать: у ученого болела челюсть, у него не функционировала одна рука, и были сильнейшие отечности ног и живота. Много лет спустя во время перезахоронения останков Маклая были проведены исследования, в результате которых было установлено: у Маклая был рак челюсти, и метастазы распространились по всему телу.

Несмотря на такой букет заболеваний, Миклухо-Маклай постоянно путешествовал, он объездил самые удаленные уголки нашей планеты и не боялся бывать там, где не ступала нога цивилизованного человека. Ученый стал первооткрывателем Юго-Восточной Азии, Австралии и Океании, до него никто не интересовался бытом коренного населения этих территорий. В честь экспедиций этнографа местность названа «Берегом Маклая».



Первая экспедиция этнографа в Новую Гвинею датируется 1871 годом. Путешественник добрался к далекой земле на корабле «Витязь» и остался жить с аборигенами. Правда, первая встреча не обошлась без эксцессов: местные встретили корабль дружественно, согласились подняться на борт, но когда уходили, услышали залп и, конечно же, испугались. Как оказалось, залп был дан в качестве приветствия новых «друзей», но аборигены задумки капитана не оценили. В итоге Маклай уговорил единственного оставшегося на берегу смельчака стать его проводником.



Парня звали Туй, он помог Маклаю войти в контакт с жителями прибрежных деревень. Те, в свою очередь, построили исследователю хижину. Позже Туй получил серьезную травму - на него упало дерево, Маклай смог вылечить мужчину, за что получил славу целителя, прибывшего… с Луны. Гвинейцы всерьез считали, что в обличии Маклая к ним пришел прародитель рода Ротей.



Маклай прожил год с папуасами, за это время в России уже успели опубликовать официальный некролог, поскольку никто не верил, что в тех условиях было возможно выжить. Правда, экспедиция на корабле «Изумруд» все же прибыла его забирать в установленный срок. Этнограф направил предложение в Россию организовать на Берегу Маклая российский протекторат, но инициатива была отклонена. А вот в Германии идея получила одобрение, и вскоре Гвинея стала немецкой колонией. Правда, на местных жителях это отразилось негативно: среди племен начались войны, многие папуасы погибли, деревни опустели. Организовать независимое государство под предводительством Миклухо-Маклая оказалось нереальной задачей.



Интересной была и личная жизнь путешественника: несмотря на постоянные болезни и разъезды, он успевал завязывать отношения с девушками. Пожалуй, самой экстравагантной оказалась история с пациенткой, которую Маклай лечил, когда проходил медицинскую практику. Девушка умерла, завещав ему череп в знак вечной любви. Из него этнограф сделал настольную лампу, которую потом всегда брал с собой в путешествия. Сохранились сведения и о романах Маклая с девушками из папуасских племен.


Была у Миклухо-Маклая и официальная жена, автралийка. У пары родилось два сына, семью Маклай перевез в Петербург, где они прожили 6 лет. После смерти Миклухо-Маклая жена с детьми вернулась в Австралию.


Многие слышали о русском путешественнике Николае Николаевиче Миклухо-Маклае, который отправился на другой край Земли и прожил несколько лет среди папуасов. Он изучал их культуру и быт, а также флору и фауну Новой Гвинеи. Но всего этого могло и не быть, ведь знаменитого этнографа местные дикари едва не съели.


В школе Николай Николаевич Миклуха не считался одаренным учеником, даже дважды оставался на второй год обучения. Тем не менее, он смог поступить в престижный Гейдельбергский университет, затем слушал лекции в Лейпциге и Йене. Там он познакомился с философом и биологом Эрнстом Геккелем. Геккель пригласил способного юношу принять участие в научной экспедиции. В 1866-1867 годах они отправились Мадейру и Канарские острова.


Экспедиция из двух преподавателей и двух студентов изучала рыб и других обитателей моря. Сам Миклуха даже открыл для науки новый вид губок. Возвращались преподаватели и студенты по-разному: одни поехали через Париж, а Миклуха с напарником купили костюмы берберов и отправились в Марокко. Вероятно, именно там, в песках Черного Континента, в молодом русском ученом проснулся интерес к антропологии.


По возвращению в Йену он опубликовал свою первую научную работу о некоторых особенностях анатомии акул. Она была подписана двойной фамилией: Миклухо-Маклай. Сам ученый в своих записках не оставил об этом никаких пояснений, но у его наследников есть несколько версий. По одной из них, кто-то в их роду «пересекался» с шотландцем по фамилии Маклай. Другая, более правдоподобная, состоит в том, что, открыв новый вид губок, Миклуха приписал к его названию сокращение своей фамилии – Mcl. Так и появилось тот самый «Маклай».

Будучи человеком незнатного происхождения, Миклуха стыдился этого. Поэтому удвоив фамилию на польский манер (а мать Николая Миклухи была полькой), он сделал ее более «презентабельной». Распуская слухи о своем дворянстве, Миклухо-Маклай облегчал себе путь в научном мире, так как аристократам было намного проще получить финансирование, попасть в экспедиции.


Вскоре Николай Миклухо-Маклай отправился в путешествие по Италии, а затем в странствование по египетской пустыне к Красному морю. Рискуя жизнью, он даже пытался попасть в священный для арабов город Джидду. Тогда же молодой путешественник подхватил малярию, а также задолжал своим друзьям крупную сумму денег.


Вернувшись на родину, Миклухо-Маклай вступил в Русское географическое общество, завел полезные знакомства и смог организовать экспедицию по Тихому океану. В ноябре 1870 года на борту 17-пушечного корвета «Витязь» путешественник вышел в длительное плавание. По пути он провел ряд исследований флоры, фауны, климата, закупил подарки для аборигенов: ножи, топоры, ткань, иголки, мыло, бусы.

20 сентября 1871 года «Витязь» причалил в бухте Астролябия у северо-восточного побережья Новой Гвинеи. Когда корабль дал артиллерийский залп, чтобы приветствовать собравшихся папуасов, те испугались и разбежались.



Оригинально прошло первое знакомство Николая Миклухо-Маклая с туземцами уже на земле. Чтобы наладить отношения с местными жителями, он отправился в деревню Горенду, где жили дикари-каннибалы. Увидев белокожего человека, те стали угрожать, бросали копья, стреляли из луков под самые ноги. Выжить в такой ситуации, казалось, почти нереально. Что же сделал русский путешественник? Он расстелил циновку, лег на нее и демонстративно заснул.


Когда ученый открыл глаза, он увидел, что папуасы потеряли весь боевой задор. Дикари, увидав человека, который их нисколько не боялся, решили, что тот бессмертен. Более того, туземцы подумали, что это настоящий бог.

Естественно, никто не стал их разубеждать в обратном. Николай Миклухо-Маклай еще не раз удивлял папуасов. Однажды он продемонстрировал туземцам, как горит спирт. Он пояснил дикарям, что если захочет, то сможет поджечь и все море. После такого его, естественно, боялись и уважали еще больше.



Это было лишь начало первой экспедиции русского путешественника в земли Новой Гвинеи, из которой он привез богатейший этнографический и антропологический материал, а также коллекции животных и растений этого тропического острова с другой стороны Земли, который найдет чем удивить. У папуасов Новой Гвинеи есть еще