По литературе

Дворянский род курагиных. Сравнение семей ростовых и болконских в романе

Толстой считал семью основой всего. В ней и любовь, и будущее, и мир, и добро. Из семей состоит общество, нравственные законы которого закладываются и сохраняются в семье. Семья у писателя – это общество в миниатюре. У Толстого почти все герои – семейные люди, и характеризует он их через семьи.

В романе перед нами разворачивается жизнь трех семей: Ростовых, Болконских, Курагиных. В эпилоге романа автор показывает счастливые «новые» семьи Николая и Марьи, Пьера и Наташи. Каждая семья наделена характерными особенностями, а также воплощает какой-то свой взгляд на мир и его ценности. Во всех событиях, описанных в произведении, так или иначе участвуют члены этих семей. Роман охватывает пятнадцать лет жизни, семьи прослежены в трех поколениях: отцы, дети и внуки.

Семья Ростовых – пример идеальных отношений любящих и уважающих друг друга родных людей. Отец семейства, граф Илья Ростов, изображен как типичный русский барин. Управляющий Митенька постоянно обманывает графа. Только Николай Ростов разоблачает и увольняет его. В семье никто никого не обвиняет, не подозревает, не обманывает. Они – одно целое, всегда искренне готовы помочь друг другу. Радости и горести переживаются сообща, вместе ищут ответы на сложные вопросы. Они быстро переживают неприятности, в них преобладает эмоциональное и интуитивное начало. Все Ростовы – увлекающиеся люди, но ошибки и промахи членов семьи не вызывают неприятия и вражды друг к другу. Семья расстраивается и горюет, когда Николай Ростов проигрывается в карты, переживает историю влюбленности Наташи в Анатоля Курагина и попытку бегства с ним, хотя все светское общество обсуждает это позорное событие.

В семье Ростовых «русский дух», все любят национальную культуру и искусство. Они живут в согласии с национальными традициями: рады гостям, щедры, любят жить в деревне, с удовольствием принимают участие в народных праздниках. Все Ростовы талантливы, обладают музыкальными способностями. Дворовые люди, служащие в доме, глубоко преданы господам, живут с ними как одна семья.

Во время войны семья Ростовых остается в Москве до последнего момента, пока еще можно эвакуироваться. В их доме размещают раненых, которых нужно вывезти из города, чтобы их не убили французы. Ростовы решают бросить нажитое добро и отдать повозки для солдат. Так проявляется истинный патриотизм этой семьи.

В семье Болконских царят другие порядки. Все живые чувства загнаны на самое дно души. В отношениях между ними – только холодная рассудочность. У князя Андрея и княжны Марьи нет матери, а отец заменяет родительскую любовь сверхтребовательностью, чем делает несчастными своих детей. Княжна Марья – девушка с сильным, мужественным характером. Ее не сломило жестокое отношение отца, она не озлобилась, не утратила чистую и нежную душу.

Старик Болконский уверен, что на свете «есть только две добродетели – деятельность и ум». Он сам всю жизнь трудится: пишет устав, работает в мастерской, занимается с дочерью. Болконский – дворянин старой закалки. Он патриот своей родины, хочет принести ей пользу. Узнав, что наступают французы, он становится во главе народного ополчения, готов защищать свою землю с оружием в руках, не дать ступить на нее врагу.

Князь Андрей похож на своего отца. Он тоже стремится к власти, работает в комитете Сперанского, хочет стать большим человеком, служить на благо страны. Хоть он и дал себе слово больше никогда не участвовать в битвах, в 1812 году снова идет воевать. Спасать родину для него – это святое дело. Князь Андрей гибнет за родину, как герой.

Семейство Курагиных несет в мир зло и разрушение. На примере членов этой семьи Толстой показал, как обманчива бывает внешняя красота. Элен и Анатоль красивые люди, но эта красота мнимая. Внешний блеск скрывает пустоту их низких душ. Анатоль везде оставляет о себе скверную память. Из-за денег он сватается к княжне Марье, разрушает отношения князя Андрея и Наташи. Элен любит только себя, разрушает жизнь Пьера, позорит его.

В семье Курагиных царят ложь и лицемерие, презрение к окружающим. Отец семьи, князь Василий, придворный интриган, его интересуют только сплетни и подлые поступки. Ради денег он готов на все, даже на преступление. Его поведение в сцене смерти графа Безухова – верх кощунства и презрения законов человеческой морали.

В семье Курагиных нет духовного родства. Толстой не показывает нам их дом. Они примитивные, неразвитые люди, которых автор изображает в сатирических тонах. Счастья в жизни они достичь не могут.

По мысли Толстого, хорошая семья – это награда за праведную жизнь. Своих героев в финале он награждает счастьем в семейной жизни.

«Мысль семейная» в романе Л. Н. Толстого «Война и мир» Главной мыслью в романе Л. Н. Толстого "Война и мир", наряду с мыслью народной", является "мысль семейная". Писатель считал, что семья основа всего общества, и в ней находят отражение те процессы, которые происходят в обществе.

В романе показаны герои, которые проходят определенный путь идейно-духовного развития, путем проб и ошибок они стараются найти свое место в жизни, осознать свое предназначение. Эти герои показаны на фоне семейных отношений. Так, перед нами предстают семьи Ростовых и Болконских. Толстой изобразил в своем романе всю русскую нацию сверху донизу, показав тем самым, что верхушка нации омертвела духовно, утратив связь с народом. Этот процесс он показывает на примере семьи князя Василия Курагина и его детей, для которых характерно выражение всех негативных качеств, присущих людям высшего света, - предельная эгоистичность, низменность интересов, отсутствие искренних чувств.

Все герои романа представляют собой яркие индивидуальности, но у членов одной семьи есть некая общая, объединяющая всех черта.

Так, главной чертой семьи Болконских можно назвать стремление следовать законам разума. Никому из них, кроме, пожалуй, княжны Марьи, не свойственно открытое проявление своих чувств. В образе главы семьи, старого-князя Николая Андреевича Болконского, воплощены лучшие черты старинного русского дворянства. Он - представитель древней аристократической фамилии, в его характере причудливо сочетаются нравы властного вельможи, перед которым все домашние трепещут, начиная от слуг и кончая собственной дочерью, аристократа, гордящегося своей длинной родословной, черты человека большого ума и простых привычек. Во времена, когда от женщин никто не требовал проявления каких-то особых знаний, он учит свою дочь геометрии и алгебре, мотивируя это так:"А чтобы ты была похожа на наших глупых барынь, я не хочу". Он занимался образованием своей дочери, чтобы развить в ней главные добродетели, которые, по его мнению, были "деятельность и ум".

В его сыне, князе Андрее, также воплощены лучшие черты дворянства, передовой дворянской молодежи. У князя Андрея свой путь к пониманию настоящей жизни. И он пройдет через заблуждения, но его безошибочное нравственное чутье поможет ему избавиться от ложных идеалов. Так, оказываются развенчанными в его сознании Наполеон и Сперанский, а в его жизнь войдет любовь к Наташе , такой не похожей на всех остальных дам высшего света, главными чертами которых, по его мнению и мнению его отца, являются "эгоизм, тщеславие, ничтожество во всем". Наташа станет для него олицетворением настоящей жизни, противостоящей фальши света. Ее измена ему равносильна крушению идеала. Так же, как и его отец, князь Андрей нетерпим к простым человеческим слабостям, которые есть у его жены, самой обыкновенной женщины, сестры, ищущей какой-то особой истины у "божьих людей", и многих других людей, с которыми он сталкивается в жизни.

Своеобразным исключением в семье Болконских является княжна Марья. Она живет только ради самопожертвования, которое возведено в моральный принцип, определяющий всю ее жизнь. Она готова всю себя отдать другим, подавляя личные желания. Покорность своей судьбе, всем прихотям своего властного отца, который по-своему любит ее, религиозность сочетаются в ней с жаждой простого, человеческого счастья. Ее покорность - результат своеобразно понимаемого чувства долга дочери, не имеющей морального права судить своего отца, как говорит она мадемуазель Бурьен: "Я не позволю себе судить его и не желала бы, чтоб и другие это делали". Но тем не менее, когда чувство собственного достоинства требует, она может проявить необходимую твердость. Это с особой силой обнаруживается, когда оскорблено ее чувство патриотизма, отличающее всех Болконских. Однако она может пожертвовать своей гордостью, если это необходимо для спасения другого человека. Так, она просит прощения, хотя и ни в чем не виновата, у своей компаньонки за себя и крепостного слугу, на которого обрушился гнев ее отца.

Другая семья, изображенная в романе, в некотором роде противопоставлена семье Болконских. Это семья Ростовых. Если Болконские стремятся следовать доводам разума, то Ростовы подчиняются голосу чувств. Наташа мало руководствуется требованиями приличий, она непосредственна, в ней много черт ребенка, что высоко ценится автором. Он много раз подчеркивает, что Наташа некрасива, в отличие от Элен Курагиной. Для него важна не внешняя красота человека, а его внутренние качества.

В поведении всех членов этой семьи проявляются высокое благородство чувств, доброта, редкая щедрость, естественность, близость к народу, нравственная чистота и цельность. Поместное дворянство, в отличие от высшей петербургской знати, верно национальным традициям. Недаром Наташа, танцуя у дядюшки после охоты, "умела понять все то, что было и в Анисье, и в отце Анисьи, и в тетке, и в матери, и во всяком русском человеке".

У Толстого большое значение придается родственным связям, единению всей семьи. Хотя род Болконских должен соединиться с родом Ростовых посредством брака князя Андрея и Наташи, ее мать не может с этим смириться, не может принять Андрея в семью, "она желала любить его, как сына, но чувствовала, что он был чужой и страшный для нее человек". Семьи не могут соединиться посредством Наташи и Андрея, но соединяются посредством брака княжны Марьи с Николаем Ростовым. Этот брак удачен, он спасает Ростовых от разорения.

В романе показано также семейство Курагиных: князь Василий и трое его детей: бездушная кукла Элен, "покойный дурак" Ипполит и "беспокойный дурак" Анатоль. Князь Василий - расчетливый и холодный интриган и честолюбец, претендующий на наследство Кирилы Безухова , не имея на то прямого права. Со своими детьми он связан лишь кровными узами и общностью интересов: им важно лишь благосостояние и положение в обществе.

Дочь князя Василия - Элен - типичная светская красавица с безупречными манерами и репутацией. Она поражает всех своей красотой, о которой несколько раз говорится "мраморная", т. е. холодная красота, лишенная чувства и души, красота статуи. Единственное, что занимает Элен, - это ее салон и светские приемы.

Сыновья князя Василия, по его мнению, оба "дураки". Отцу удалось пристроить Ипполита на дипломатическую службу, и его судьба считается устроенной. Буян и повеса Анатоль причиняет всем окружающим много хлопот, и, с целью его успокоить, князь Василий хочет его женить на богатой наследнице княжне Марье. Брак этот не может состояться из-за того, что княжна Марья не хочет расстаться с отцом, и Анатоль с новыми силами предается прежним забавам.

Таким образом, люди, между которыми есть не только кровное, но и духовное родство, объединяются в семьи. Старинный род Болконских не прерывается со смертью князя Андрея, остается Николенька Болконский, который, вероятно, продолжит традицию нравственных поисков своего отца и деда. Марья Болконская вносит в семью Ростовых высокую духовность. Итак, "мысль семейная", наряду с "мыслью народной", является главной в романе Л. Толстого "Война и мир". Семья у Толстого подвергается исследованию в переломные моменты истории. Показав в романе наиболее полно три семьи, писатель дает понять читателю, что будущее за такими семьями, как семьи Ростовых и Болконских, воплощающих в себе искренность чувств и высокую духовность, наиболее яркие представители которых проходят каждый свой путь сближения с народом.

Сочинение. "Мысль семейная" в романе "Война и мир" Л.Н. Толстой

В романе "Война и мир" Л. Н. Толстой выделял и считал самой значимой "мысль народную". Наиболее ярко и многогранно эта тема отражена в тех частях произведения, которые повествуют о войне. В изображении же "мира" преобладает "мысль семейная", играющая в романе очень важную роль.

Испытанию любовью подвергаются практически все герои "Войны и мира". К истинной любви и взаимопониманию, к нравственной красоте они приходят не все и не сразу, а лишь пройдя через ошибки и искупающее их страдание, развивающее и очищающее душу.

Тернистым был путь к счастью у Андрея Болконского. Двадцатилетним неопытным юношей, увлеченным и ослепленным "внешней" красотой, женится он на Лизе. Однако очень быстро к Андрею пришло мучительное и угнетающее понимание того, как "жестоко и непоправимо" он ошибся. В разговоре с Пьером Андрей почти в отчаянии произносит слова: "Никогда, никогда не женись... до тех пор, пока ты не сделал все, что мог... Боже мой, чего бы я не дал теперь, чтобы не быть женатым!"

Семейная жизнь не приносила Болконскому счастья и спокойствия, он тяготился ею. Жену свою он не любил, а скорее презирал как дитя пустого, глупого "света". Князь Андрей постоянно был угнетен ощущением бесполезности своей жизни, уравнивающей его с "придворным лакеем и идиотом".

Потом было небо Аустерлица, смерть Лизы, и глубокий душевный перелом, и усталость, тоска, презрение к жизни, разочарованность. Болконский походил в то время на дуб, который "старым, сердитым и презрительным уродом стоял между улыбающимися березами" и "не хотел подчиняться обаянию весны". "Да, он прав, тысячу раз прав этот дуб, - думал князь Андрей, - ...наша жизнь кончена". Таким он впервые встретился с Наташей в Отрадном. И от соприкосновения с ее естественной, озаренной радостью жизнью "неожиданная путаница молодых мыслей и надежд" поднялась в душе Андрея. Он уезжал преображенным, и вновь перед ним дуб, но не старый, уродливый дуб, а покрытый "шатром сочной, темной зелени", так что "ни болячек, ни старого недоверия, ни горя - ничего не было видно".

Любовь, как чудо, возрождает героев Толстого к новой жизни. Истинное чувство к Наташе, так непохожей на пустых, вздорных женщин "света", пришло к князю Андрею позже и с невероятной силой перевернуло, обновило его душу. Он "казался и был совсем другим, новым человеком", "как будто он из душной комнаты вышел на вольный свет Божий". Правда, даже любовь не помогла князю Андрею смирить гордыню, он так и не простил Наташе "измены". Лишь после смертельной раны и нового душевного перелома и переосмысления жизни Болконский понял ее страдания, стыд и раскаяние и осознал жестокость разрыва с ней. "Я люблю тебя больше, лучше, чем прежде", - сказал он тогда Наташе, но уже ничто, даже ее пламенное чувство, не могло удержать его в этом мире.

Судьба Пьера в чем-то схожа с судьбой его лучшего друга. Так же как и Андрей, в юности увлекшийся Лизой, только что приехавший из Парижа, по-детски восторженный, Пьер увлекается "кукольной" красотою Элен. Пример князя Андрея не стал для него "наукой", Пьер на своем опыте убедился, что не всегда красота внешняя является залогом красоты внутренней - духовной.

Пьер чувствовал, что между ним и Элен нет преград, она "была страшно близка ему", ее прекрасное "мраморное" тело имело власть над ним. И хотя Пьер чувствовал, что это "нехорошо почему-то", он безвольно поддался чувству, внушаемому ему этой "развратной женщиной", и в конце концов стал ее мужем. В результате горькое чувство разочарования, мрачного уныния, презрения к жене, к жизни, к себе охватило его через некоторое время после свадьбы, когда "загадочность" Элен обернулась душевной пустотой, глупостью и развратом.

Встретив Наташу, Пьер, так же как и Андрей, был поражен и привлечен ее чистотой и естественностью. Чувство к ней уже робко начало вырастать в его душе, когда Волконский и Наташа полюбили друг друга. Радость от их счастья смешивалась в его душе с грустью. В отличие от Андрея доброе сердце Пьера поняло и простило Наташу после случая с Анатолем Курагиным. Хотя он и старался презирать ее, но, увидев измученную, исстрадавшуюся Наташу, "еще никогда не испытанное чувство жалости переполнило душу Пьера". И любовь вошла в его "расцветшую к новой жизни, размягченную и ободренную душу". Пьер понял Наташу, быть может, потому, что ее связь с Анатолем была похожа на его увлечение Элен. Наташа поверила во внутреннюю красоту и чистоту развратного и пустого Курагина, в общении с которым оиа так же, как Пьер с Элен, "с ужасом чувствовала, что между ним и ею нет никакой преграды".

После размолвки с женой путь жизненных ис-каннй Пьера продолжается. Он увлекся масонством, потом была война, и полудетская идея убийства Наполеона, и горящая Москва, страшные минуты ожидания смерти и плен. Прошедшая через страдания, обновленная, очистившаяся душа Пьера сохранила в себе любовь к Наташе. Встретившись с ней, тоже сильно изменившейся, прошедшей свой путь душевных исканий и страданий, по-мудревшей, он не сразу узнал ее, хотя и заметил внимательный, ласковый взгляд "милого, доброго, славного существа". Пьер не узнал Наташу потому, что в ее "добрых, печально-вопросительных глазах" не было свойственной им "улыбки радости жизни". Они оба верили, что после всего пережитого смогут ощутить эту радость, но любовь проснулась в их сердцах, и вдруг "пахнуло и обдало" "давно забытым счастьем", и забили "силы жизни", и овладело ими "радостное, неожиданное сумасшествие".

"Проснулась любовь, проснулась и жизнь".

Сила любви оживила Наташу после душевной апатии, вызванной смертью князя Андрея. Она думала, что жизнь ее кончена, но возникшая с новой силой "любовь к матери показала ей, что сущность ее... - любовь - еще жива в ней". Все ее существо переполняло чувство "любви, беспредельной любви... ко всему тому, что было близко любимому человеку", чувство "жалости, страданья за других и страстного желания отдать себя всю для того, чтобы помочь им". Эта всесокрушающая сила любви, вызывавшая к жизни саму Наташу, "упорная, терпеливая", призывала к жизни любимых ею людей, на которых была направлена.

Непросто складывались судьбы Николая Ростова и княжны Марьи. Тихая, кроткая, некрасивая внешне, но прекрасная душой княжна при жизни отца и не надеялась выйти замуж, растить детей. Единственный сватавшийся, да и то ради приданого, Анатоль, конечно, не мог понять ее высокой одухотворенности, нравственной красоты, ее стремления к "бесконечному, вечному и совершенному".

Случайная встреча с Ростовым, его благородный поступок пробудил в Марье незнакомое, волнующее чувство. Ее душа угадала в нем "благородную, твердую, самоотверженную душу".

Всякая встреча все больше открывала им друг друга, связывала их. В присутствии любимого княжна Марья преображалась, "какая-то новая сила жизни овладела ею". Неловкая, застенчивая, она становилась грациозной и женственной, в присутствии же Анатоля княжна сжималась, замыкалась в себе и становилась еще некрасивее. Когда Ростов смотрел на нее, он видел, как "вся ее внутренняя, недовольная собой работа, ее страдания, стремление к добру, покорность, любовь, самоотвержение - все это светилось в... лучистых глазах, в тонкой улыбке, в каждой черте ее нежного лица".

Николай восхищался открывшейся ему прекрасной душой и чувствовал, что Марья лучше и выше и его самого и Сонечки, которую, как ему казалось прежде, он любил, во которая так и осталась "пустоцветом". Соня всегда была правильной, как Вера, ее душа не жила, не ошибалась и не страдала и, по мнению Толстого, не "заслужила" семейного счастья. Ростов чувствовал также, что никогда не поймет княжну Марью до конца, и она тоже понимала это, но ее "покорная, нежная" любовь становилась как будто сильнее от этого. В их семье, и счастливой, и спокойной, не было бесконечного понимания, растворенности друг в друге, что, как считал Толстой, является идеалом супружества.

Таким идеалом в "Войне и мире" стала семья Безуховых. Наташа внутренне слилась с Пьером, "отдалась... вся - то есть всею душой, не оставив ни одного уголка не открытым для него". Она перестала обращать внимание на "внешние" средства, нужные, как думали многие, для поддержания любви. Она не принимала красивых поз, не наряжалась, не пела, оставила общество, так как все это было слабо и смешно перед "чем-то твердым, как связь ее души с телом", что было между нею и мужем. Старая графиня материнским чутьем угадала, что "все порывы Наташи имели началом только потребность иметь семью, иметь мужа". И когда они появились, то она отдала им всю себя, служила только им и все интересы, вся жизнь ее были сосредоточены на них. Она исполняла любое желание Пьера, старалась угадать его мысли и волю. Окружающие замечали, что она спорит с ними словами мужа. Часто, когда они спорили, то Пьер находил в словах Наташи свою собственную очищенную от всего наносного мысль. Жена неосознанно была отражением его самого, впитывая в себя все лучшее, что находила в муже.

В эпилоге романа "Война и мир" Толстой возвеличивает духовное единение людей, составляющее основу семейственности. Создавалась новая семья, в которой соединялись,- казалось бы, разные начала - Ростовых и Болконских. "Как в каждой настоящей семье, в лысогорском доме жило вместе несколько совершенно различных миров, которые, каждый удерживая свою особенность и делая уступки один другому, сливались в одно гармоничное целое".

Одна из особенностей толстовского психологизма в романе-эпопеи "Война и мир" - это характеристика героев, данная через описание их семей. "Мысль семейная" - важная часть произведения, которая, по мимо своей основной функции, также раскрывает мировоззрение автора. Для него семья - это маленький мир, основа всего общества. И от того, какого сорта будет это маленькое человеческое объединение, зависит состояние всего общества.

В "Войне и мире" фигурирует четыре основных дома - Ростовы, Безуховы, Болконские и Курагины. Атмосфера каждой семьи в последующем определила характер, повадки, цели в жизни героев, которые в ней выросли.

Ростовы

Самая главная черта, которую хотел подчеркнуть в них Л.Н.Толстой - это умение жить в первую очередь сердцем, а не разумом. Члены этой семьи полны сострадания и любви ко всем людям. Они живут легко и просто, стараясь жить, несмотря на все жизненные неурядицы.

Болконские

Глава семьи - князь Николай Андреевич, человек старой закалки. Он истинный аристократ, интеллигент и сын своего отечества. Эти же черты он постарался передать своим детям. Мария и Андрей отличаются рациональным, холодным умом и строгостью в суждениях.

Семья Безухова наименьшим образом представлена в романе. Пьер всю свою юность и отрочество провел за границей. Закончив свое образования и путешествия по Европе, он приезжает в Россию и застает своего отца тяжело больным, практически при смерти. Какая-либо личностная характеристика старому князю практически не дается, поэтому сложно понять, какие черты характера перенял герой от своей семьи.

Курагины - воплощение всего того, что Толстой не любил в людях: лицемерие, лживость, эгоизм и желание наживы. В этой семье отсутствуют какие-либо черты между ее членами, им важна лишь выгода от общения друг с другом.

Война и мир. Характеристика семей в романе сочинение

«Война и мир» самое знаменитое русское произведение. Лев Николаевич Толстой построил сюжет своего романа вокруг нескольких семей дворянского происхождения. Читатели наблюдают за детством, отрочеством и зрелостью многих персонажей. Судьбы героев переплетаются между собой.

Каждый герой имеет характеристики, которые присущи его семье. По определенным чертам характера, по поставкам и по словам человека мы судим о его семье, тех людях, которые его воспитали. Семья закладывает основные жизненные ценности. В романе читатель может проследить за этим на примере нескольких семей: Курагиных, Ростовых, Болконских и Безуховых.

Семья Курагиных, несмотря на популярность в светском обществе, люди подлые, всегда и во всем ищут свою выгоду. Отец обременен своими детьми, не любит их. Мать завидует Элен, ее красоте и молодости. Дети князя Василия не отличаются от отца. Анатоль, Элен и Ипполит - глупые, напыщенные люди. Они ищут свою выгоду во всем. Аристократическое воспитание и манеры дают возможность скрыть их нелицеприятные черты от светского общества. Элен – красива собой, но больше похожа на куклу, нежели живого человека. Она развратна и подла. Выходит замуж за Пьера исключительно по расчету.

Семья Ростовых абсолютная противоположность семье Курагиных. Ростовы – люди широкой русской души. Они гостеприимны и радушны. Они добросердечны и всегда готовы помочь тем, кто в этом нуждается. Духовные ценности и семья стоит для них выше материальных ценностей.

Семья Болконских, во главе с князем Николаем Болконским, дворянская семья. Николай Болконский не одаривает своих детей заботой и лаской, но дает им прекрасное воспитание. Он приучает детей к трудолюбию и наукам. Несмотря на строгость воспитания, князь любит своих детей. Долг перед Отчизной, патриотизм, прилежность и ум – вот что характеризует семью Болконских.

Семья Безуховых имеет влияние в обществе и огромное состояние. Граф Безухов имеет множество внебрачных связей и, соответственно, незаконно рожденных наследников. Его любимый сын – Пьер, рожденный вне брака. Пьер Безухов своего отца не знает, но после его смерти наследует все его состояние.

Семьи в романе Льва Николаевича Толстого разнообразны, многогранны и уникальны. У каждой отдельной семьи есть определенные черты характера, присущие всем членам семьи. Воспитание, обстановка в семье, пример родителей и их любовь к детям несомненно влияет на становление личности и поступки героев.

Сейчас читают:

  • Сочинение по картине Герасимова После дождя 6 класс

    Удивительная картина «После дождя» Александра Герасимова получила еще одно название - «Мокрая терраса». Неслучайно это полотно, написанное в 1935 году, заняло достойное место в фондах Третьяковской галереи. Можно утверждать, что равной ей по мастерству

  • Тема и суть романа Дубровский Пушкина 5, 6 класс Сочинение

    В романе «Дубровский» нашли свое отражение многие сферы человеческой жизни, которыми был заинтересован автор и современники его времени. Среди них можно выделить: безнаказанность помещиков, общественное положение крепостных, беспредел в царском суде

  • Человек, который не бояться принять поражение и делает это достойно, уже является победителем. Победа никогда не дается легко, а принять поражение труднее вдвойне. Для этого необходимо быть мужественным человеком.

  • Сочинение Женские образы в романе Герой нашего времени М. Ю. Лермонтова

    В этом произведении показаны романтические натуры девушек. Сколько женственности,загадок, манер поведения мы видим в их образах, как они похожи и как различаются одновременно. Все они влюблены в Печорина -это их слабая сторона,

  • Сочинение по картине Рембрандта Возвращение блудного сына

    В 17 веке в Европе популярность обретает библейская притча о блудном сыне. К ней возрастает интерес многих творцов мировой культуры. Именно в это время откликом на всем известный сюжет становится картина голландского художника Х. Рембрандта «Возвращение

  • Кто-то не может представить свое утро без чашки крепкого кофе. Если задуматься, то в этом нет ничего удивительного. Безумный темп жизни заставляет работать больше, отдыхать меньше, а кофе пить большими кружками, ибо без него невозможно проснуться.

В романе «Война и мир» Толстой прослеживает жизнь трех поколений нескольких русских семей. Писатель справедливо считал семью основой общества, видел в ней любовь, будущее, мир и добро. Кроме этого, Толстой считал, что нравственные законы закладываются и сохраняются только в семье. Семья для писателя представляет собой общество в миниатюре. Почти все герои Л.Н. Толстого — люди семейные, поэтому характеристика этих персонажей невозможна без анализа их отношений в семье. Ведь хорошая семья, считал писатель, — это награда за праведную жизнь и ее показатель. Не удивительно, что своих героев в финале он награждает счастьем в семейной жизни.

Неизменно теплые чувства вызывает у читателей разных поколений семья Ростовых. Здесь царят идеальные отношения любящих и уважающих друг друга родных людей.

Граф Илья Ростов — глава семейства, олицетворяет собой типичный образ русского барина, которого обманывает управляющий Митенька. В семье царят поистине идиллические порядки и отношения: никто никого не обвиняет, не подозревает, не обманывает. Ростовы всегда искренне готовы помочь друг другу: радости и горести они переживают вместе, сообща. Все члены семьи эмоциональны и руководствуются чаще всего интуицией.

Наташа Ростова — самый живой образ в романе. Авторская симпатия к Наташе заметна с первых страниц книги. Лев Толстой призывает читателей любоваться пылкой, порывистой, веселой, очаровательной девушкой. Наташа появляется в романе в возрасте тринадцати лет, когда девочка-подросток превращается в девушку. Ее образ фигурирует на полутора тысячах страниц, а жизнь ее прослеживается на протяжении пятнадцати лет. Наташа — одухотворенная натура, полная жаждой счастья.

Писатель тщательно раскрывает все периоды взросления Наташи Ростовой, ее детство, юность, зрелость, замужество, материнство. Особое внимание Толстой уделяет эволюции героини, ее эмоциональным переживаниям. Наташа легка и непосредственна, смотрит на мир широко раскрытыми глазами. Автор рисует образ глубокий, открытый всему новому, наполненный чувствами, с сильными душевными порывами. Изображение Ростовой в романе — художественное открытие и находка Толстого. Он показывает в одном персонаже богатство души, исключительную искренность и расположение к людям и природе.

Все Ростовы — люди эмоциональные, склонные к душевным порывам. Их ошибки и промахи не влияют на гармонию семейных отношений, не вызывают ссор и ненависти. Проигрыш Николая Ростова в карты или позорная для семейства влюбленность Натальи в Анатоля Курагина, с которым она пытается сбежать, переживаются вместе и только вместе всеми Ростовыми.

Национальная русская культура и искусство занимают в семье Ростовых важное место. Несмотря на повальное увлечение всем французским, «русский дух» для Ростовых значит довольно много: они рады гостям, щедры, любят жить в деревне, с удовольствием принимают участие в народных праздниках. Все Ростовы талантливы, любят музицировать. Примечательно и удивительно для данной эпохи, что прислуга глубоко предана своим хозяевам, это практически одна семья.

Настоящий патриотизм Ростовых проходит проверку войной. Семейство остается в Москве до последнего момента перед эвакуацией. В своем родовом гнезде они размещают раненых. Когда становится ясно, что нужно уезжать, Ростовы решают бросить все нажитое и отдать повозки для раненых солдат.

Во многом противоположностью Ростовым в романе стала семья Болконских. Здесь царят другие порядки. Холодные отношения, власть разума над эмоциями. Все живые движения души и чувства порицаются. У князя Андрея и княжны Марьи нет матери, поэтому отец заменяет родительскую любовь чрезмерной требовательностью к детям, чем делает их глубоко несчастными.

Княжна Марья Болконская — кроткая и нежная девушка, удаленная от жизни светского общества. Она не развращена современными нравами и чиста. Для образа княжны характерны тонкий психологизм и реализм одновременно. Судьба Марьи во многом типична для некрасивой девушки. При этом ее внутренний мир выписан тщательно и натурально. Толстой сообщает читателю даже самые сокровенные мысли княжны Болконской.

Отец ее, Николай Андреевич Болконский, славится тяжелым характером. Он человек деспотичный и злой, капризный эгоист. В прошлом влиятельный екатерининский вельможа, он был сослан в правление царя Павла I в свое имение Лысые Горы. Болконский практически превратил дочь в служанку и сиделку вместо того, чтобы попытаться устроить ее личное счастье. Князь регулярно доводит Марью до истерик, издевается над ней, унижает, швыряя тетрадки и называя ее дурой. Только на пороге смерти старый князь осознает, насколько был несправедлив к дочери.

Старик Болконский уверен, что существуют на свете только две добродетели — деятельность и ум. Он сам всю жизнь трудится, воплощая сразу две основные для него ценности. Князь пишет устав, работает в мастерской, занимается с дочерью. Болконский — дворянин старой закалки. Он патриот своей родины, хочет принести ей пользу. Узнав, что наступают французы, он становится во главе народного ополчения, готов защищать свою землю с оружием в руках, не дать ступить на нее врагу. Материал с сайта

Постоянные унижения со стороны отца не убили в Марье простых и понятных желаний о женском счастье. Княжна Болконская пребывает в постоянном ожидании любви и желании иметь семью. Девушка знает, что не блистает красотой. Толстой рисует ее портрет: «Зеркало отразило некрасивое слабое тело и худое лицо <…> глаза княжны, большие, глубокие и лучистые (как будто лучи теплого света иногда снопиками выходили из них), были так хороши, что очень часто, несмотря на некрасивость всего лица, глаза эти делались привлекательнее красоты». При этом внешняя непривлекательность компенсируется совершенством нравственным. Душа княжны прекрасна, как ее глаза, которые лучатся добром и нежностью. Из-за своей внешности княжна терпит унижения. Ей не грозит выбор из сотни достойных женихов. Она не в силах забыть скандальное сватовство к ней светского распутника Анатоля Курагина, который ночью позвал на свидание компаньонку-француженку Бурьен.

Княжна Марья — девушка с сильным, мужественным характером. Ее не сломило жестокое отношение отца, она не озлобилась, не утратила чистую и нежную душу. Княжна обладает истинным даром всепрощения. Она одинаково хорошо относится ко всем: к прислуге, родственникам, отцу, брату, невестке, племяннику, Наташе Ростовой.

Князь Андрей во многом похож на своего отца и считает своим долгом службу родине. Он тоже стремится к власти, работает в комитете Сперанского, хочет занять видную должность. При этом младший Болконский — отнюдь не карьерист. Хоть он и дал себе слово больше никогда не участвовать в битвах, в 1812 году снова идет воевать. Спасать отечество для него — святой долг. Князь Андрей героически погибает, не нарушив своих принципов.

Изображенные в романе семьи Ростовых и Болконских, по мнению автора, являются здоровой основой русского общества. Они в равной степени готовы идти по пути добра, а в трудное время защитить родину.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • куда уезжали ростовы в романе
  • война и мир семейные отношения ростовых
  • как относится толстой к нормам жизни ростовых и болконских. каковы нравственные ценности этих людей
  • хорошее и плохое в семье ростовых таблица
  • характеристика семьи болконских в романе война и мир таблица

В романе “Война и мир” описана жизнь нескольких дворянских семей: Ростовых, Болконских и Курагиных.

Семья Ростовых - идеальное гармоничное целое, где сердце преобладает над разумом. Любовь связывает всех членов семьи. Она проявляется в чуткости, внимании, сердечной близости. У Ростовых все искренне, идет от души. В этой семье царят радушие, гостеприимство, хлебосольство, сохраняются традиции и обычаи русской жизни.

Родители воспитывали своих детей, отдавая им всю свою любовь, Они могут понять, простить и помочь. Например, когда Николенька Ростов проиграл Долохову огромную сумму денег, то не услышал ни слова упрека от своего отца и смог заплатить карточный долг.

Дети этой семьи вобрали в себя все лучшие качества “ростовской породы”. Наташа - олицетворение сердечной чуткости, поэтичности, музыкальности и интуитивности. Она умеет по-детски радоваться жизни и людям.

Жизнь сердца, честность, естественность, нравственная чистота и порядочность определяют их взаимоотношения в семье и поведение в кругу людей.

В отличие от Ростовых, Болконские живут разумом, а не сердцем. Это старинный аристократический род. Кроме кровных уз, членов этой семьи связывает еще и духовная близость.

На первый взгляд, отношения в этой семье складываются трудно, лишены сердечности. Однако внутренне эти люди близки друг другу. Они не склонны к проявлению своих чувств.

Старый князь Болконский воплощает в себе лучшие черты служилого (дворянства, преданного тому, кому “присягал”. Понятие чести и долга офицера для него были на первом месте. Он служил при Екатерине II, участвовал в походах Суворова. Главными добродетелями он считал ум и деятельность, а пороками - лень и праздность. Жизнь Николая Андреевича Болконского - непрерывная деятельность. Он либо пишет мемуары о былых походах, либо управляет имением. Князь Андрей Болконский очень уважает и чтит своего отца, который смог воспитать в нем высокое понятие о чести. “Твоя дорога- дорога чести”,- говорит он сыну. И князь Андрей выполняет напутствие отца и во время кампании 1806 года, в Шенграбенском и Аустерлицком сражениях, и во время войны 1812 года.

Марья Болконская очень любит своего отца и брата. Она готова отдать всю себя ради родных ей людей. Княжна Марья полностью подчиняется воле отца. Его слово для нее - закон. На первый взгляд, она кажется слабой и нерешительной, но в нужную минуту она проявляет твердость воли и силу духа.

И Ростовы, и Болконские - патриоты, их чувства особенно ярко проявились во время Отечественной войны 1812 года. Они выражают народный дух войны. Князь Николай Андреевич умирает, потому что его сердце не выдержало позора отступления русских войск и сдачи Смоленска. Марья Болконская отвергает предложение французского генерала о покровительстве и уезжает из Богучарова. Ростовы отдают свои подводы раненным на Бородинском поле солдатам и платят самым дорогим - гибелью Пети.

В романе показана еще одна семья. Это Курагины. Члены этой семьи предстают перед нами во всей своей ничтожности, пошлости, бездушии, корыстолюбии, безнравственности. Они используют людей для достижения своих эгоистических целей. Семья лишена духовности. Для Элен и Анатоля главное в жизни - удовлетворение своих низменных желаний, Они полностью оторваны от народной жизни, живут в блестящем, но холодном свете, где все чувства извращены. Во время войны они ведут все ту же салонную жизнь, рассуждая о патриотизме.

В эпилоге романа показано еще две семьи. Это семья Безуховых (Пьер aи Наташа), которая воплотила в себе авторский идеал семьи, основанный на взаимопонимании и доверии, и семья Ростовых - Марьи и Николая. Марья внесла в семью Ростовых доброту и нежность, высокую духовность, а у Николая проявляется душевная доброта в отношениях с самыми близкими людьми.

Показывая в своем романе разные семьи, Толстой хотел сказать, что будущее за такими семьями, как Ростовы, Безуховы, Болконские.

План

  1. Семья Ростовых
  2. Семья Болконских
  3. Заключение

Две семьи – две линии в романе

Роман «Война и мир» предстает перед читателями как история об участии России в Австрийской войне 1805 года и о войне против Наполеона в 1812 году.

Описание событий, происходящих с семьей Ростовых и семьей Болконских в романе «Война и мир» Толстого – две сюжетные линии, на которые как на нити, словно бусины, нанизываются рассказы о других героях романа. Эти две линии идут через все повествование.

Описание судеб членов двух семей дает читателю четкое представление о том, что такое война, и как она влияет на характер и мировоззрение человека.

В романе «Война и мир» Ростовы и Болконские меняются, взрослеют, но при этом всегда остаются верны своим принципам и воспитанию, принятому в их семьях.

Семья Ростовых

В простой и дружной семье Ростовых на первый взгляд, господствуют эмоции. Добрые и гостеприимные, они готовы воспитывать и растить чужих детей, например дальнюю родственницу Соню и сына бедной подруги Бориса.

Мать Наталья и отец Илья очень любят своих детей, они прощают им мелкие шалости, но, при этом они воспитывают в своем потомстве, прежде всего, порядочность и честность.

Эмоциональные, шумные, добрые Ростовы, кто бы это ни был: отец Илья, или сын Николай, или Наташа, да и младший сын Петя, все они живут чувствами, и порой сначала делают, а потом уже думают.
Несколько особняком от всех детей стоит старшая сестра Вера, более эгоистичная, спокойная и расчетливая, чем остальные.

Младшие дети Ростовы – Николай, Наташа и Петя, переняли от родителей восторженное и наполненное внутренним живым огнем отношение к жизни.

На протяжении всего романа мы видим, как меняются эти люди, но неизменным остается одно – любовь к своей семье и к своей Родине.

Николай, которого мы в первый раз встречаем во время приготовления к приему гостей, предстает перед нами открытым молодым юношей, мечтающим о военных подвигах. Он привык к тому, что его все любят, и он сам готов любить всех.

Со временем мы видим, как меняется Николай, в конце войны он становится воякой, для которого приказ командира – закон, и рассуждать и тем более, спорить с командиром – это неправильно.

Наташа, пылкая, смешливая девочка в начале романа, со временем превращается в женщину, для которой семья – это главное в жизни.

Пережив ошибки и потери любимых, Наташа становится воплощением настоящей русской женщины. Самоотверженной и счастливой в своей любви к мужу – Пьеру Безухову.

Петя Ростов, маленький толстый мальчик, как говорит о нем Толстой в самом начале, со временем становится восторженным молоденьким офицером.

Попав на войну, он по-детски не хочет замечать и понимать ее ужасы и жестокость. Даже на поле битвы он продолжает играть в свою детскую игру в «войнушку», и это приводит к трагедии – он погибает, не послушав команды Долохова.

Семья Болконских

На первый взгляд кажется, что в романе «Война и мир» семьи Болконских и Ростовых – это два разных полюса, два абсолютно разных мировоззрения. Если для Ростовых главное – эмоции, то для Болконских во главе стоит порядок, раз и навсегда заведенный ими.

Старый князь Николай Болконский, любящий своих детей, старается не выдать свои чувства. И дети, Андрей и Мария вырастая, становятся такими же сдержанными в проявлениях эмоций.

Андрей, благородный не только по происхождению, но и по внутреннему восприятию мира, предпочитает не показывать то, что происходит у него в душе.

На протяжении повествования с ним тоже происходят перемены, он вдруг обнаруживает в себе нежные душевные порывы, когда влюбляется в Наташу. Но тем сильнее его разочарование, когда он узнает о ее измене.

Мария, некрасивая сестра Андрея, привыкшая жить с деспотическим старым отцом, мечтает о любви. Несмотря на суровое воспитание, в ее душе романтическая настроенность имеет гораздо большее значение, чем реальное восприятие мира. Видя, как Анатоль, который приехал к ней свататься, ухаживает за мадмуазель Бурьен, Мария не ревнует и не злится, она решает, что сделает все, чтобы м-ль Бурьен была счастлива.

Встретив Николая, Мария видит в нем в первую очередь романтического героя, спасшего ее от крестьян, не выпускавших ее из Богучарова. Совершив подвиг, он вошел в жизнь Марии навсегда. Для нее не важны никакие другие обстоятельства – ни то, что семья Ростовых к тому времени практически разорена и этот брак спасает их от бедности, ни то, что на самом деле это простая случайность. К счастью, со временем Николай оценит и по-настоящему полюбит Марию.

Сравнение семей Ростовых и Болконских

Сравнивая Ростовых и Болконских в романе, мы видим общие и очень важные черты – их порядочность, честность, веру в идеалы.

Эмоциональные и порой, слишком восторженные Ростовы и спокойные, привыкшие к распорядку Болконские – воплощение семей российского дворянства. Именно такие семьи и воспитали лучших представителей российской армии.

Заключение

Своё сочинение на тему «Семья Ростовых и семья Болконских в романе «Война и мир» я хочу закончить цитатой из этого произведения: «Предмет истории есть жизнь народов и человечества». Ведь история страны – это история жизни каждой семьи, которая живет в этой стране. И из истории жизни разных людей складывается история человечества в целом.