По литературе

Новые методы работы после введения фгос до. Что должно измениться в работе педагога дошкольного образования с введением федерального образовательного стандарта? Стандарт включает в себя требования к

  1. Введение.
  2. Требования ФГОС к дошкольному образованию.
  3. Особенности дошкольного образования на современном этапе.
  4. Тактика введения ФГОС ДОО.
  5. Заключение.
  6. Список литературы.

Введение.

Изменение содержания дошкольного образования в настоящее время обусловлены новой нормативной базой: Федеральным законом от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, утвержденным приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 (далее – ФГОС дошкольного образования). Введение ФГОС вызвано тем, что впервые в российским законодательстве новый Закон об образовании признает дошкольное образование одним из уровней общего образования – наравне начальным общим, основным общим и средним общим образованием .

Стандарт на федеральном уровне определяет, какой должна быть образовательная программа дошкольной образовательной организации, какие условия необходимы для ее реализации, какое содержание необходимо реализовывать для достижения каждым ребенком оптимального для его возраста уровня развития с учетом индивидуальных и возрастных особенностей.

Стандарт – это не просто новый, это первый в истории дошкольного образования нормативный документ, который регулирует отношения в сфере образования, возникающие при реализации образовательной программы дошкольного образования. С учетом этого перед руководителем ДОО стоит задача подготовить педагогический коллектив к введению ФГОС дошкольного образования. Это длительный и сложный процесс, специфику которого мы представляем в данной работе. Таким образом, мы ставим цель: рассмотрение специфики управления дошкольной организацией в условиях введения ФГОС.

– описать требования ФГОС к дошкольному образованию;

– выявить слабые и сильные стороны дошкольной образовательной организации в условиях введения ФГОС;

– определить план введения ФГОС в ДОО.

1. Требования ФГОС к дошкольному образованию.

Федеральный государственный образовательный стандарт пришел на смену федеральным государственным требованиям к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, введенным в 2009 году. Новый стандарт призван привести структуру программы и условия ее реализации в детских садах к единым требованиям, что обеспечит преемственность между программами дошкольного и начального образования. Стандарт определяет статус детских садов как учреждений начального уровня в системе общего образования: к первому классу школы ребёнок должен будет достичь определенного уровня развития. Перед педагогами дошкольного образования встает непростая задача – учить и развивать воспитанников в соответствии со стандартами, но не забывать об индивидуальности и развитии личности каждого малыша, что остается главной целью введения ФГОС.

Главный акцент в стандарте сделан на развитие воспитанников через игру, свободный разговор, диалог, через общение со сверстниками, старшими ребятами, семьей, воспитателями. Воспитатель должен стать на позицию партнерства, постигать новое вместе с ребенком в форме познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка.

ФГОС определяет основные принципы дошкольного образования:

Полноценное проживание дошкольного детства, обогащение детского развития;

Индивидуализация дошкольного образования;

Содействие и сотрудничество детей и взрослых;

Поддержка инициативы детей;

Сотрудничество с семьей;

Приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;

Познавательное развитие ребенка;

Возрастная адекватность дошкольного образования;

Учет этнокультурной ситуации развития детей.

Стандарт направлен на достижение следующих целей:

  1. повышение социального статуса дошкольного образования;
  2. обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребенка в получении качественного дошкольного образования;
  3. обеспечение государственных гарантий уровня и качества дошкольного образования на основе единства обязательных требований к условиям и результатам их освоения;
  4. сохранение единства образовательного пространства Российской Федерации относительно уровня дошкольного образования.

Стандарт включает требования к структуре Программы и ее объему, условиям ее реализации, результатам освоения Программы.

ФГОС дошкольного образования изменяет подход к образовательной программе. Программа определяет содержание и организацию образовательной работы на уровне дошкольного образования. Формируется программа на основе психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации каждого воспитанника и определяет объем, содержание и планируемые результаты в виде целевых ориентиров. Согласно ФГОС образовательная программа состоит из двух частей: обязательной и части, формируемой участниками образовательного процесса. Обе части являются взаимодополняющими и необходимыми с точки зрения реализации образовательного стандарта. Обязательная часть предполагает комплексность подхода, обеспечивая развитие детей во всех пяти взаимодополняющих образовательных областях.

В части, формируемой участниками образовательных отношений, должны быть представлены выбранные и (или) разработанные самостоятельно программы, направленные на развитие детей в одной или нескольких образовательных областях, видах деятельности. Данная часть Программы может включать различные направления, выбранные участниками образовательных отношений из числа парциальных и иных программ или созданных ими самостоятельно. При разработке части Программы, формируемой участниками образовательных отношений, должны учитываться интересы, потребности воспитанников, родителей, педагогов. Она может быть ориентирована:

На региональный компонент, специфику условий, в которых осуществляется образовательная деятельность;

Интересы и потребности детей, возможности педагогического коллектива;

Сложившиеся традиции в коллективе ДОО, группы.

В соответствии с ФГОС Программа должна содержать три основных раздела: целевой, содержательный и организационный. В случае, если планируется освоение Программы детьми с ограниченными возможностями здоровья, в нее включается раздел «Содержание коррекционной работы и (или) инклюзивного образования.

Составной частью организационного раздела образовательной Программы является разработка системы сетевого взаимодействия различных учреждений и организаций. Взаимодействие образовательных организаций разных видов и типов имеет огромное значение для удовлетворения разнообразных потребностей в дошкольном образования. При этом взаимодействующие организации взаимообогащают деятельность друг друга, имеют возможность обмена педагогическим опытом и развития кадрового потенциала каждого учреждения. Сформированный комплекс учреждений, осуществляющих дошкольное образование, предполагает широкий комплекс услуг дополнительного образования детей дошкольного возраста, а также услуг по присмотру и уходу за ними как на базе традиционных дошкольных групп в дошкольных организациях, так и в группах малой наполняемости, семейных дошкольных группах.

Реализация Программы должна обеспечить развитие личности в различных видах деятельности по образовательным областям: социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое, физическое развитие. Стандарт определяет основное содержание работы по освоению данных образовательных областей.

Так, социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослым и другими детьми, становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие эмоционального интеллекта и эмоциональной отзывчивости. Социально-коммуникативное развитие дошкольника предполагает формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и сообществу сверстников. Освоение названной образовательной области направлено на формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасности жизнедеятельности.

Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации. Необходимо формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе и других людях, окружающем, свойствах и отношениях объектов окружающего мира. К числу таких представлений относятся: представления о цвете, форме, величине, материале, звучании, ритме, темпе, части и целом, движении и покое, причинах и следствиях. Детям дается представление о малой родине и отечестве, о культурных традициях, праздниках, о планете Земля, особенностях природы, многообразии стран и народов на планете.

Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; формирование всех сторон речи: диалогической и монологической; звуковой культуры и интонационной выразительности речи. Данная образовательная область предполагает развитие речевого творчества детей, знакомство с книжной культурой и детской литературой; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Реализация образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» направлена на развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимание произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы. Ставится задача становления эстетического отношения к окружающему миру, формирования представлений о видах искусства. Предполагается развитие восприятия музыкальных, литературных и фольклорных произведений; реализация самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной).

Физическое развитие предусматривает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие гибкости, координации, способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма. Предполагается выполнение упражнений на развитие равновесия, координации движений, развитие крупной и мелкой моторики рук. Выполнение основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны) должны происходить правильно, без нанесения вреда организму. У детей формируются начальные представления о некоторых видах спорта, происходит освоение игр с правилами, становление саморегуляции и целенаправленности в двигательной сфере. У дошкольников воспитываются ценности здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами в питании, двигательном режиме, закаливании.

Конкретное содержание указанных образовательных областей зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей, определяется целями и задачами Программы и может реализовываться в различных видах деятельности: общении, игре, познавательско-исследовательской деятельности – сквозных механизмах развития ребенка.

Стандарт определяет целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования:

  • ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности, способен определять сам род занятий;
  • активно взаимодействует со взрослыми и сверстниками; способен сопереживать, договариваться, стремится разрешать конфликты, учитывать интересы и чувства других; обладает установкой положительного отношения к миру, разным видам труда, другим людям;
  • ребенок обладает развитым воображение, реализуемым в игре и других видах деятельности, умеет подчиняться правилам, различает условную и реальную ситуацию;
  • ребенок хорошо владеет устной речью, умеет выражать свои мысли и желания, может выделять звуки в словах. У ребенка складываются предпосылки грамотности;
  • у ребенка развита мелкая и крупная моторика, он подвижен, вынослив, может контролировать свои движения и управлять ими;
  • способен к волевым усилиям, может следовать принятым в обществе нормам, соблюдает правила безопасного поведения и личной гигиены;
  • ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, способен самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы, поведению человека; обладает начальными знаниями о себе и социальном мире; знаком с произведениями детской литературы; обладает элементарными культурологическими знаниями; способен к принятию собственных решений, опираясь на эти знания.

Целевые ориентиры Программы выступают основаниями преемственности дошкольного и начального школьного образования. Таким образом, задача педагогического коллектива ДОО стоит не в ускорении развития ребенка, не в форсировании сроков и темпа перевода его на школьное обучение, а прежде всего в создании каждому дошкольнику условий для наиболее полного раскрытия его индивидуальных возможностей и интересов с учетом возраста. Главный принцип Стандарта – сохранение самоценности и уникальности дошкольного детства как важного этапа в развитии человека.

2. Особенности дошкольного образования на современном этапе.

Особенности современной системы дошкольного образования заключаются в том, что это - система открытая, способная к количественному и качественному обогащению, преобразованию. Современная система дошкольного образования включает

государственные, муниципальные, частные дошкольные образовательные организации .

Сильной стороной дошкольного образования на современном этапе является развитие вариативных форм дошкольного образования как условие повышения качества и доступности. Наряду с традиционными ДОО получили развитие такие формы, как группы кратковременного пребывания по предшкольной подготовке, семейные группы, группы для раннего развития. На базе многих дошкольных организаций функционируют консультационные пункты, в которых педагоги организуют помощь родителям (законным представителям) по вопросам адаптации и развития детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья.

В практике методической работы большинства ДОО имеется опыт знакомства с новыми нормативно-правовыми документами, вступающими в силу. Так, после издания приказа Минобрнауки России от 23.11.2009 № 655 «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования» дошкольные организации внесли существенные корректировки в программы развития, годовые планы ДОО и планы работы педагогов. Это потребовало пересмотра, замены и частичной отмены планов, если они не соответствовали данному документу. В подобном режиме ДОО осуществляли свою деятельность в течение двух-трех лет .

Педагогические коллективы осуществляли поиск новых форм взаимодействия с семьей.

Большое внимание в работе с родителями уделяется организации совместной деятельности детей и родителей с целью успешного освоения воспитанниками основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Одной из эффективных форм сотрудничества дошкольной организации и семьи являются конференции, семинары, клубы семейного общения.

Образование стало открытым к международному сотрудничеству. Интернет используется как ключ к модернизации образования.

Вместе с тем, говоря о готовности психолого-педагогических условий к внедрению ФГОС дошкольного образования, следует отметить, что педагогами дошкольных образовательных организаций еще недостаточно осознаны особенности построения образовательного процесса, предполагающие создание условий развития для каждого воспитанника, взаимодействие взрослых с детьми на уровне равноправных партнеров по деятельности с учетом интересов и возможностей каждого ребенка. Недостаточен уровень сформированности профессионального взаимодействия педагогов с детьми дошкольного возраста, основанного на умении педагога видеть в каждом ребенке субъект образовательных отношений, осуществлении индивидуального подхода в разных формах взаимодействия с детьми, учете зоны ближайшего развития ребенка, мотивационном подходе. Изменение педагогического воздействия с одностороннего влияния «педагог-ребенок» на более многогранное и объемное взаимодействие в системе «ребенок-взрослые-сверстники» предполагает новую парадигму дошкольного образования. Этот подход нельзя назвать новым, но его признание как единственно верного на уровне ФГОС дошкольного образования потребует глубоких конструктивных изменений в деятельности дошкольной образовательной организации. Новая фаза развития повлечет за собой изменения требований к качеству и эффективности дошкольного образования на основе обновления образовательной среды.

3. Тактика введения ФГОС в ДОО.

Введение ФГОС дошкольного образования – длительный процесс, и начинать работу необходимо с анализа стартовых условий и уровня готовности педагогического коллектива ДОО к реализации требований стандарта. Важно определить также соответствие имеющихся ресурсов, которые могут быть использованы в качестве базовых для обновления образовательного процесса .

Введение ФГОС дошкольного образования предполагает организацию соответствующих мероприятий не только на уровне дошкольных образовательных организаций. Об этом свидетельствует план действий по обеспечению введения федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (письмо Минобрнауки России и Департамента государственной политики в сфере общего образования от 10.01.2014 № 08-10), которым предусмотрены мероприятия по следующим направлениям:

Создание нормативно-правового, методического и аналитического обеспечения реализации ФГОС дошкольного образования;

Организационного обеспечения реализации ФГОС дошкольного образования;

Кадрового обеспечения реализации ФГОС дошкольного образования;

Финансово-экономического обеспечение реализации ФГОС дошкольного образования.

Таким образом, внедрение ФГОС в дошкольном образовании необходимо организовать в следующих направлениях.

Организационно-управленческое направление:

  • Создание рабочей группы по подготовке введения ФГОС. Предполагается определение функционала данной группы на основании издания приказа руководителя. Обеспечение координации деятельности по введению и реализации стандартов в ДОО, сбор информационно-аналитических материалов.
  • Разработка и утверждение плана-графика мероприятий по реализации направлений ФГОС. Ожидаемый результат: система мероприятий, обеспечивающих внедрение ФГОС.
  • Приведение локальной нормативной базы дошкольной организации в соответствии с ФГОС дошкольного образования. Разработка документов, обеспечивающих условия реализации стандартов дошкольного образования и достижения планируемых результатов: решения педагогического совета ДОО о введении ФГОС дошкольного образования, внесение изменений и дополнений в Устав, приказы, Положения.
  • Предварительный анализ ресурсного обеспечения в соответствии с требованиями ФГОС. Предполагается получение объективной информации и готовности ДОО к переходу на ФГОС.
  • Организация блока инструктивно-методических совещаний по изучению ФГОС, что должно способствовать осмыслению содержания ФГОС.
  • Использование в работе сборников инструктивно-методических материалов, методических рекомендаций по вопросам введения и реализации ФГОС дошкольного образования.
  • Организация процесса разработки образовательной программы в соответствии примерными образовательными программами. Корректировка основной образовательной программы дошкольного образования с учетом базовой оснащенности развивающей предметно-пространственной среды ДОО.
  • Разработка Положения о результатах освоения ООП.
  • Формирование сетевого взаимодействия по обеспечению преемственности начального и дошкольного образования в условиях реализации ФГОС.
  • Внесение изменений в нормативно-правовую базу деятельности ДОО: дополнения в документы, регламентирующие деятельность ДОО по внедрению ФГОС.
  • Мониторинг введения ФГОС, предполагающий диагностические материалы.
  • Организация отчетности по введению ФГОС .

Кадровое обеспечение внедрения ФГОС.

Включает следующие мероприятия:

  • Мониторинг степени готовности педагогических работников ДОО к введению ФГОС дошкольного образования.
  • Разработка плана методического сопровождения педагогов: повышение профессиональной компетентности педагогических работников в области организации образовательного процесса и обновления содержания образования.
  • Создание условий для прохождения курсовой подготовки повышения квалификации педагогов по вопросам перехода на ФГОС дошкольного образования. Предполагается повышение профессиональной компетентности педагогических работников в области организации образовательного процесса и обновления содержания образования в соответствии с ФГОС.
  • Создание творческих групп педагогов по вопросам, связанным с введением ФГОС.
  • Определение наставников для молодых педагогов в ДОО.
  • Участие педагогических работников ДОО в городских профессиональных объединениях руководящих и педагогических работников дошкольных образовательных организаций по вопросам введения стандартов дошкольного образования.
  • Организация непрерывного повышения квалификации педагогов в течение учебного года. Ожидаемый результат: поэтапная подготовка педагогических кадров к введению ФГОС ДО .

Создание материально- технического обеспечения внедрения ФГОС дошкольного образования.

Предполагает следующие мероприятия:

  • Мониторинг соответствия материально-технического обеспечение ДОО требованиям ФГОС дошкольного образования.
  • Обновление оснащенности педагогического процесса ДОО в соответствии с требованиями Стандарта на основе определения необходимых изменений.
  • Обеспечение соответствия материально-технической базы реализации образовательной программы действующим санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда работников.
  • Методическое обеспечение образовательной программы печатными и электронными образовательными ресурсами. Предполагается оснащение необходимыми УМК, учебными, справочными пособиями, художественной литературой.
  • Обеспечение доступа педагогическим работникам, переходящим на ФГОС, к электронным образовательным ресурсам, размещенным в федеральных и региональных базах данных с целью создания условий оперативной ликвидации возникающих затруднений у педагога.
  • Обеспечение доступа участников образовательного процесса к информационным и образовательным ресурсам в сети Интернет, что расширит возможности доступа пользователей к банку актуальной педагогической информации и обеспечение возможности дистанционной поддержки участников образовательного процесса.

Развивающая предметно-пространственная среда должна быть:

Трансформируемой;

Полифункциональной;

Вариативной;

Доступной;

Безопасной.

Создание организационно - информационного обеспечения внедрения ФГОС дошкольного образования может включать:

  • Размещение на сайте ДОО информации о введении ФГОС, что будет способствовать информированию общественности о ходе и результатах внедрения ФГОС.
  • Обеспечение публичной отчетности организации о ходе и результатах введения ФГОС, включая публичный доклад заведующего ДОО раздела, отражающего ход введения ФГОС.
  • Проведение родительских собраний с родителями (законными представителями) воспитанников с целью ознакомления с ФГОС дошкольного образования.
  • Информирование общественности через СМИ о подготовке к введению и порядке перехода ДОО на ФГОС.
  • Подготовка публикаций из опыта работы ДОО .

Финансово-экономическое обеспечение введения ФГОС включает:

  • Учет методических рекомендаций Минобрнауки России по реализации полномочий по финансовому обеспечению реализации прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования с целью эффективного планирования расходов средств муниципального и регионального бюджетов.
  • Мониторинг финансового обеспечения реализации прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования, предполагающий корректировку и выполнение государственных (муниципальных заданий).
  • Реализация методических рекомендаций Минобрнауки России по оказанию платных образовательных услуг в условиях ФГОС дошкольного образования; получение лицензии на реализацию дополнительных образовательных программ и предоставление дополнительных образовательных услуг .

Заключение

Адаптация педагогического процесса к современным требованиям заключается в постановке целей, проектировании нового состояния системы, корректировке отдельных составляющих и этапов данного процесса, объективном анализе их хода и результатов. Адаптация педагогического процесса заключается в том, что он воспринимается как образовательный процесс, который:

Обеспечивает единство воспитательных, обучающих и развивающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста;

Строится с учетом целостности и интеграции содержания дошкольного образования и основывается на комплексно-тематическом принципе построения;

Обеспечивает осуществление образовательного процесса в двух основных организационных моделях, включающих совместную деятельность детей и взрослых и самостоятельную их деятельность .

Опыт и тенденции развития системы дошкольного образования в Российской Федерации, а также запросы населения показывают, что наиболее востребованным остается традиционный детский сад 10-12-часового пребывания, в котором дошкольное образование сочетается с присмотром и уходом за детьми. Программа развития дошкольного образования предусматривает, что архитектура и инфраструктура детства проектируются как развивающиеся среды с учетом психолого-возрастных закономерностей развития детей. Необходимо создание новых архитектурных проектов, обеспечивающих многофункциональность зданий и помещений ДОО, комфортность и безопасность развивающей среды для детей, возможности для их всестороннего развития.

Список литературы

1. Белая, К.Ю. Организация методической работы с педагогами на этапе введения ФГОС ДО [Текст] // К.Ю. Белая// Справочник старшего воспитателя, 2014. - № 3.- С.4-13.

2. Волошина, Л.Н. Развитие вариативных форм дошкольного образования как условие повышения его качества и доступности [Текст] // Л.Н.Волошина, Л.В. Серых // Управление дошкольным образовательным учреждением, - 2014. - № 2. – С. 32-37.

3. Дыбина О.В. Интеграция образовательных областей в педагогическом процессе ДОУ: пособие для педагогов ДОУ. [Текст] /сост. О.В.Дыбина- М, 2012. – 145 с.

4. Киреева Л.Г. Организация предметно-развивающей среды: из опыта работы [Текст] / сост. Л.Г. Киреева. - Волгоград, 2013. – 143 с.

5. Микляева Н.В. Планирование в современном ДОУ: методическое пособие. [Текст] / сост. Р.В. Микляева. – М., 2013 – 123 с.

6. Новый закон «Об образовании в Российской Федерации». - Москва: Эксмо,2013 – 128 с.

7. Пашкевич Т.Д. Проектирование эффективного взаимодействия педагогов с детьми: рекомендации. Диагностические материалы, задания и упражнения. [Текст] / сост. Т.Д. Пашкевич. - Волгоград, 2012. – 149 с.

8. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации (Департамент общего образования) от 28 февраля 2014 г. №08-249 «Комментарии к ФГОС дошкольного образования»: http://www.rg.ru/

9. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. № 1155 г. Москва «Обутверждении федерального государственного стандарта дошкольного образования» [Электронный ресурс]. – Режим доступа:http://www.rg.ru/2013/11/25doshk-standart-dok.html

10. Скоропупова, О.А. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: организация внедрения в ДОО [Текст] // О.А. Скоропупова // Справочник старшего воспитателя, - 2014. - №3-с.6-19.

11. Федина,Н.В. Осваиваем нормы и положения нового закона»Об образовании в Российской федерации [Текст]// Н.В.Федина// Справочник старшего воспитателя, - 2014.-№1- С.5-7.

12. Федина Н.В. Осваиваем нормы и положения нового закона «Об образовании в Российской федерации [Текст] // Н.В.Федина // Справочник старшего воспитателя, - 2014. - №2 - С.4-6.

13. Шилкина, М.А. Современное негосударственное дошкольное образование: возможности и результаты [Текст] // М.А. Шилкина // Управление дошкольным образовательным учреждением, - 2014. - № 2. – С. 24-32.

Актуальные проблемы ДОУ в связи с внедрением ФГОС ДО

Уже давно никто не ставит под сомнение значимость дошкольного периода в воспитании, обучении и развитии ребенка, в становлении его личности. Пристальное внимание сегодня приковано не только к школе, но и к детскому саду.

В связи с введением в действие Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» произошли важные изменения в системе дошкольного образования:

Дошкольное образование признано первым (но не обязательным!) уровнем системы общего образования России; -утвержден федеральный образовательный стандарт дошкольного образования; -введена обязательная экспертиза примерных основных образовательных программ дошкольного образования; - отменено Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении и введен Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным образовательным программам дошкольного образования; - принят профессиональный стандарт педагога.

Среди последних нормативно-правовых документов ФГОС ДО выступает основным.По своей сути ФГОС ДО представляет собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию - к структуре основной образовательной программы дошкольного образования; -к условиям реализации этой программы; - к результатам освоения этой программы.

ФГОС ДО утверждает новые принципы дошкольного образования, которые ранее не упоминались: -полноценное проживание ребенком всех этапов детства; -обогащение детского развития; - индивидуализация дошкольного образования; -учет этнокультурной ситуации развития детей; -тесное сотрудничество детского сада с семьей и др.

Как показывает практика, по отношению к ФГОС ДО у педагогов наблюдалась поначалу очень настороженная позиция. Мы только вникли в суть ФГТ, которые вводились в 2009-2013гг, приобрели массу методической литературы, затратив немалые средства, разработали образовательную программу в соответствии с ФГТ и приступили к ее реализации, как появился ФГОС ДО, который поставил новые цели и задачи, изменил структуру образовательной программы, требования к условиям ее реализации, задал новые ориентиры на результат дошкольного образования. В этих условиях педагоги оказались несколько дезориентированы, у многих снизилась мотивация к изменениям (а надолго ли они вводятся?).

Основная задача персонала дошкольной организации на этапе внедрения ФГОС ДО- осуществить детальный анализ по каждой группе требований и выявить, какие условия уже имеются в детском саду, какие необходимо создать и что для этого надо предпринять.

В переходный период, который будет продолжаться до 01.01.2016 года, каждый детский сад должен провести ряд мероприятий, чтобы соответствовать в своей деятельности требованиям ФГОС ДО: разработать образовательную программу ДОО на основе одной из утвержденных Министерством образования и науки РФ примерных программ, создать условия для реализации данной программы, куда входит кадровое обеспечение обученными специалистами, финансовое обеспечение, материальное обеспечение. На сегодняшний день приведение ДОО в соответствие стандарту является актуальной проблемой каждого детского сада.

Каждой образовательной организации требуется решить ряд конкретных задач:

Проанализировать и уяснить суть целевых основ современного дошкольного образования; -сопоставить представленные в ФГТ и ФГОС ДО задачи и принципы дошкольного образования; -определить направления повышения профессиональной компетентности педагогов, составить план работы методической службы дошкольной организации по внедрению ФГОС ДО; - проанализировать условия, имеющиеся в каждом детском саду, в каждой дошкольной образовательной группе; - выявить и постараться устранить имеющиеся проблемы, находящиеся в ведении дошкольной организации.

Сейчас педагоги ДОО работают над рабочими программами по всем направлениям, по всем возрастным группам. Работа над образовательной программой ведется, и она по силам каждой образовательной организации. Большой проблемой станет создание условий для реализации программы: приведение материально-технической базы детского сада в соответствие ФГОС ДО. Материально-техническая база дошкольных образовательных организаций – основной столп, на котором держится вся их деятельность. Она включает в себя состояние зданий и коммуникаций, оснащенность мебелью и оборудованием в соответствии с ФГОС, создание развивающей предметно - пространственной среды, безопасной для жизни и здоровья воспитанников. В этом ряде проблем хотелось бы остановиться на состоянии зданий и коммуникаций дошкольных организаций, как основных составляющих предметно - пространственной среды. Почти все детские сады района перевалили свой тридцатилетний рубеж. Детскому саду № 18 «Колосок», который я имею честь возглавлять, исполнилось 35 лет. В этом году была заменена крыша на основном здании детского сада. Решена огромная проблема, но остается проблема прогнивших окон, разрушающегося фундамента и стен, ремонта полов в групповых и теневых навесов на площадках, старой электропроводки, которая уже не выдерживает нагрузок, и многое другое. Я думаю, что коллеги поддержат меня, так как такие проблемы есть в каждом детском саду. Чтобы начинать жить по-новому, оснащать пространственную среду компьютерными технологиями, внедрять инновационные методики, необходимо привести в порядок наше основное богатство - наши здания, не потерять их, сделать пребывание детей в них безопасным и радостным.

Система Российского образования на современном этапе развития общества претерпевает существенные изменения, связанные со сменой модели культурно-исторического развития. Но какие бы реформы не проходили в системе образования, в итоге они, так или иначе, замыкаются на конкретном исполнителе - педагоге. Именно педагог является основной фигурой при реализации на практике основных нововведений. И для успешного введения в практику различных инноваций, для реализации в новых условиях поставленных перед ним задач педагог должен обладать необходимым уровнем профессиональной компетентности и профессионализма.

Просмотр содержимого документа
«ВОСПИТАТЕЛЬ В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ ФГОС ДО (ЭССЕ)»

Система Российского образования на современном этапе развития общества претерпевает существенные изменения, связанные со сменой модели культурно-исторического развития. Но какие бы реформы не проходили в системе образования, в итоге они, так или иначе, замыкаются на конкретном исполнителе – педагоге. Именно педагог является основной фигурой при реализации на практике основных нововведений. И для успешного введения в практику различных инноваций, для реализации в новых условиях поставленных перед ним задач педагог должен обладать необходимым уровнем профессиональной компетентности и профессионализма.

Новым федеральным законом «Об образовании в РФ», дошкольное образование выделено в самостоятельный уровень общего образования. На этой основе был принят федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.

Какие же изменения произошли в системе дошкольного образования?

Здесь впервые по существу даны ориентиры того, что такое работа с ребенком в дошкольном детстве, какие требования к ней предъявляются, какие условия обеспечивают ее эффективность и качество.

Одним из уникальных аспектов стандарта является то, что образовательная программа определяется здесь как программа психолого-педагогической поддержки, позитивной социализации, индивидуализации ребенка, а не получения знаний, как это сделано в других стандартах системы образования. Естественно, что несмотря на отсутствие таких форм контроля, которые есть на более высоких ступенях образования, и самим педагогам, и родителям хочется понять, чего удалось достичь ребенку. Согласно стандарту, верным будет скорее оценка того вектора развития, которым идет ребенок, а не какого-то конечного результата, которого необходимо добиться. Здесь в отличие от других стандартов, речь идет только о личностных результатах. В этой связи допускается мониторинг динамики развития ребенка, однако он нужен не для оценки самой по себе, а для выявления тех способов, с помощью которых педагог может дать ребенку развиться, открыть какие-то способности, преодолеть проблемы.

Требования стандарта к результатам освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования, которые представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения дошкольного образования.

Стандарт утверждает основные принципы: содействия и сотрудничества детей и взрослых в процессе развития детей и их взаимодействия с людьми, культурой и окружающим миром; приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства; формирования познавательных интересов и познавательных действий ребёнка через его включение в различные виды деятельности; учёта этнокультурной и социальной ситуации развития детей

Стандарт обеспечивает вариативность и разнообразие содержания образовательных программ и организационных форм уровня дошкольного образования, возможности формирования образовательных программ различных уровней сложности и направленности с учётом образовательных потребностей и способностей воспитанников; формирования социокультурной среды, соответствующей возрастным и индивидуальным особенностям детей.

Стандарт обеспечивает равные возможности полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья); обеспечения преемственности основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования; определения направлений для систематического межведомственного взаимодействия, а также взаимодействия педагогических и общественных объединений.

Я, считаю, что одним из важных изменений в системе дошкольного образования является разработка основной программы дошкольного образования, которая состоит из обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений. Обязательная часть Программы предполагает комплексность подхода, обеспечивая развитие во всех образовательных областях, которых определено пять:

    социально-коммуникативное развитие;

    познавательное развитие;

    речевое развитие;

    художественно-эстетическое развитие;

    физическое развитие.

В части, формируемой участниками образовательных отношений, представлены разработанные самостоятельно Программы, направленные на развитие детей в одной или нескольких образовательных областях, методики, формы организаций образовательной работы, определен объем образовательной части Программы – не менее 60%. Впервые определены требования к результату освоения программы в виде целевых ориентиров дошкольного образования. Предусмотрена коррекционная работа и инклюзивное образование.

Важную роль играет создание необходимых условий для реализации Программы.

Все эти изменения в системе дошкольного образования отражаются на профессиональной деятельности воспитателя.

Стандарт направлен на индивидуализацию развития ребенка, процессы обучения и воспитания объединены в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи и общества. Жизнь в детском саду для ребенка должна стать одной большой игрой со своими нормами и правилами и воспитателю потребуется большое умение преподнести программный материал так, чтобы ребенок и не заметил, что его чему-то учат, а это он сам является открывателем и исследователем. Постоянное использование принципа партнерского взаимодействия довольно сложно и требует от педагога большого умения опыта общения с детьми.

Введение ФГОС повлечет за собой большую и очень трудоемкую работу, а именно:

Внесение изменений в образовательную программу, практически полное изменение её структуры;

Построение новых (может быть и не новых, но других) взаимоотношений с родителями, т.к. идет «непосредственное вовлечение родителей в образовательный процесс», но на практике это очень не простое дело;

Корректировка документации, планов, знакомство с обновленными программами, составление рабочих программ.

Составление рабочей программы, разработка педагогического проекта являются причиной наиболее существенных профессиональных затруднений, т.к. эта работа требует высокого профессионализма, знаний.

Окружающий мир постоянно информационно усложняется. Сегодня уже не достаточно однажды получив базовое образование, работать по специальности. Чтобы соответствовать современным требованиям, сохранять уровень компетентности необходимо постоянно учиться, заниматься самообразованием. Непрерывное образование должно стать необходимостью. Потребность в повышении уровня знаний, умений и навыков проникает во все сферы жизни - профессиональную, семейную, общественную, личную и, конечно, сферу педагогической деятельности.

В настоящее время востребован не просто воспитатель, а педагог-исследователь, педагог-психолог, педагог-технолог . Эти качества специалиста после окончания педвуза или педагогического колледжа могут развиваться только в условиях творчески, проблемно и технологично организованного образовательного процесса в дошкольном учреждении. Причем при условии, если педагог активно занимается научно-методической, поисковой, опытно-экспериментальной, инновационной работой, учится искать свое «профессиональное лицо», свой педагогический инструмент.

Подготовка воспитателя обязательно должна вестись с учетом психологической подготовки, получения знаний о возрастных особенностях детей. Поэтому воспитатель постоянно должен самосовершенствоваться, повышать свою квалификацию.

Ольга Селина
Внедрение ФГОС в практику работы ДОУ

В последние годы происходят существенные изменения в системе дошкольного образования, появилось несколько значимых нормативных документов, определяющих новые приоритеты развития дошкольного образования.

Один из них - Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее по тексту ФГОС ДО ) разработанный в соответствии Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» .

С одной стороны – это признание значимости дошкольного образования в развитии ребенка, с другой стороны – это повышение требований к дошкольному образованию, в том числе через появление федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Стандарт разработан с учетом всего лучшего, что создано за последние годы в российском дошкольном образовании. Он ужесточает требования, в первую очередь, к профессионализму управления и в то же время предоставляет условия для профессионального и личностного роста в педагогическом творчестве, направлен на то, чтобы жизнь детей и взрослых в ДОУ была полноценной и творческой.

Что такое ФГОС ? Согласно статьи 2 пункта 6 закона «Об образовании» - представляет собой «совокупность обязательных требований к дошкольному образованию, утвержденных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования».

Что является основными целями ФГОС ДО ?

Обеспечение государственного равенства, возможностей для каждого ребенка в получении качественного дошкольного образования;

Обеспечение государственных гарантий уровня и качества образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации основных образовательных программ, их структуре и результатах освоения;

Сохранение единства образовательного пространства РФ относительно уровня дошкольного образования.

С целью обеспечения оптимальных научно-методических условий для качественной реализации введения федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования и в соответствии с планом основных мероприятий по обеспечению введения ФГОС ДО в МБДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 16» г. Ливны внедрение ФГОС ДО осуществлялось через следующие мероприятия :

Создание рабочей группы по подготовке к введению ФГОС ДО ;

Утверждение положения о рабочей группе ;

Создание нормативно-правовой базы, регламентирующей внедрение ФГОС ДО ;

Внесение изменений, корректировка приказов, локальных актов, регламентирующих введение ФГОС ДО ;

Проведение инструктивно-методических совещаний по ознакомлению с нормативно-правовыми документами, регулирующими введение ФГОС дошкольного образования;

Размещение на сайте ДОУ информации о введении ФГОС ДО ;

Обновление методического обеспечения образовательного процесса;

Изучение педагогического, методического, кадрового и материально-технического потенциала;

Обеспечение повышения квалификации, подготовки и переподготовки педагогических кадров по вопросам введения ФГОС ДО через активные формы методической работы и курсов повышения квалификации;

- разработку и утверждение плана мероприятий по обеспечению введения ФГОС ДО ;

Совершенствование материально-технической базы с целью создания развивающей среды;

- разработку и утверждение Основной общеобразовательной программы дошкольного образования в соответствии с ФГОС ДО ;

Информирование родителей о переходе на новые стандарты.

В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования особенно актуален вопрос организации развивающей предметно-пространственной среды ДОУ.

Развивающая предметно-пространственная среда (далее РПП) – часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством (помещениями, участком и т. п., материалами, оборудованием и инвентарем для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учёта особенностей и коррекции недостатков их развития.

По новым Стандартам развивающая предметно-пространственная среда в групповой комнате должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.

Создавая РПП среду любой возрастной группы в ДОУ, мы учитывали психологические основы конструктивного взаимодействия участников образовательного процесса, дизайн современной среды дошкольного учреждения и психологические особенности возрастной группы, на которую нацелена данная среда.

В наших группах обеспечивается безопасность РПП среды, она соответствует возрасту детей, решает образовательные и воспитательные задачи.

РПП среда оборудована с учётом особенностей помещения, потребностей и перспективы развития детей, позволяет эффективно реализовать программы и технологии, по которым работают педагоги . РПП в групповых помещениях имеет мобильный характер, варьируется в зависимости от направления осуществляемой деятельности. В групповых комнатах выделено пространство для игр и имеется игровое оборудование, расположенное доступно для детей.

В детском саду созданы условия для образовательной и игровой деятельности. Каждая группа оснащена дидактическим материалом для различных видов игр : сюжетно-ролевых, подвижных, спортивных и т. д.

В группах оформлены театрализованные центры, центры ряжения, сюжетно-ролевые игры, которые сотрудники и родители изготавливают, в том числе, и своими руками.

Таким образом, РПП среда группового помещения является частью образовательной среды ДОУ.

В основе современного образования лежит владение педагогом современными образовательными технологиями.

Уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом реализации личностно-ориентированного подхода к образованию является технология проектирования и использование метода проектов в ДОУ.

Основное предназначение - предоставление детям возможности самостоятельного приобретения знаний при решении практических задач и проблем , требующих интеграции знаний из различных предметных областей. Следует заметить, проектная деятельность создает условия для расширения познавательных интересов детей, возможностей их самообразования в процессе практического применения знаний . Педагоги стимулируют самостоятельную активность детей, их сообразительность и изобретательность. В основе метода проектов лежит развитие исследовательских навыков детей, педагогов, родителей, умение их ориентироваться в информационном пространстве, организовывать процесс познания, который должен завершиться реальным результатом. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной, практической жизни .

Проект – актуален для детей, в нем обязательно присутствует интересная для дошкольников, новая проблема, с опорой на поисковое поведение. В процессе проектирования дети выступают как заказчики, исполнители и непосредственные участники от зарождения идеи, до получения результата.

Используя метод проектов мы достигаем высоких результатов в усвоении детьми определенных знаний, так как основывается на интересах детей, активной самостоятельной деятельности. Только действуя самостоятельно, дети учатся разными способами находить информацию об интересующем их предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов деятельности.

Использование метода проектов в работе с дошкольниками способствует повышению самооценки ребенка. Участвуя в проекте, ребенок ощущает себя значимым в группе сверстников, видит свой вклад в общее дело, радуется своим успехам. Метод проекта способствует развитию благоприятных межличностных отношений в группе детей, помогает научиться работать в команде , вырабатывается собственный алгоритм действий для достижения поставленной цели.

В нашем детском саду педагоги активно внедряют данный метод в своей работе , используя разнообразные проекты, например : «Вода-водичка» , «Я имею права» , «Добрые дела» , «История глиняной игрушки» , «Мир насекомых» , «Сказки А. С. Пушкина» и др.

Согласно ФГОС ДО расширяются условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности.

Формирование тесной связи и взаимодействия воспитателя с семьей обеспечивает благоприятные условия жизнедеятельности и воспитания детей, развитие гармоничной личности каждого ребенка. Осознавая это, мы ведем очень активную работу с родителями воспитанников.

В рамках знакомства родителей (законных представителей) с новым Стандартом дошкольного образования и законом «Об образовании в РФ» проведены родительские собрания «Цели и задачи развития образовательной организации в условиях нового законодательства», а также консультирование родителей по проблеме внедрения ФГОС ДО , информация для родителей по данному вопросу размещена на сайте ДОО.

В нашем ДОУ мы активно сотрудничаем с родителями (законными представителями, используя современные формы взаимодействия в соответствии с ФГОС :

Родительские гостиные;

Педагогические беседы;

Мастер-классы;

Почта доверия;

Дискуссии и т. д.

Наряду с традиционными формами сотрудничества с родителями все шире используются веселые досуги, на которые родителей приглашают не только в качестве зрителей, но и участников. Наиболее яркими стали такие как «Эстафета зеленого огонька» , «Спорт нужен всем» , «Семейная олимпиада»

Таким образом, использование разнообразных форм работы с семьями воспитанников детского сада дает положительные результаты.

Таким образом, результатом требований ФГОС ДО должна стать системная работа , и мы находимся еще только на пороге этого большого пути.

В заключении хочется согласиться с тем, что «ключевой формулой развития образования является детство ради детства» и привести слова руководителя группы по разработке ФГОС ДО Александра Григорьевича Асмолова, который говорит : «Каждый ребенок для нас почемучка, и надо, по сути дела, не погасить почемучек, а дать им почувствовать себя уверенными людьми. И вместо классической формулы «учиться, учиться, учиться» , мы говорим «развиваться, развиваться, развиваться» .