По литературе

Ошибки в употреблении местоимений. Традиции моряков северного флота

Арктический поход боевых кораблей "Североморск ", "Георгий Победоносец" и "Кондопога " продолжался 56 суток. За это время моряки прошли около 5 тысяч морских миль по Баренцеву и Карскому морям, морю Лаптевых и реке Енисей , провели 8 тактических учений, в том числе с боевой стрельбой. И вот, наконец, они оказались дома.

Фото: Алексей МИХАЙЛОВ

Североморцы посетили порты Диксон и Дудинка , провели учения по защите важного промышленного объекта под Норильском, учения по обороне островной зоны и побережья на архипелаге Новосибирские острова и антитеррористические учения на Новой земле. Кстати, с острова Котельный участники похода вывезли 76 контейнеров с металлоломом весом более 600 тонн.


Фото: Алексей МИХАЙЛОВ

По давней традиции возвратившимся из похода морякам было вручено угощение - жареные поросята. Над одним из них повара постарались особенно, даже соорудили ему корону из помидора.


Фото: Алексей МИХАЙЛОВ

Перед экипажами всех трех кораблей торжественно пронесли государственный флаг РФ и Военно-морской флаг России (Андреевский флаг).


Фото: Алексей МИХАЙЛОВ

Участников похода встречали не только традиционными поросятами. Светлана Шевелева , супруга члена экипажа большого противолодочного корабля “Североморск ” Дениса Шевелева, преподнесла морякам торт в форме БПК с номером 619 на борт.

Это шоколадно-банановый торт, сделанный на заказ, - рассказала жена моряка. - Нашим мужчинам после возвращения с моря наверняка хочется сладостей и фруктов. Делали торт по фотографии.


Фото: Алексей МИХАЙЛОВ

Моряков, возвратившихся из похода, приветствовал командующий Северным флотом Владимир Королев.

Это был исторический поход, прежде всего по протяженности, он продолжался почти 2 месяца, - произнес адмирал. - Впервые в таком походе участвовала батальонная тактическая группа, сформированная в этом году Арктической мотострелковой бригадой Северного флота, размещенная на больших десантных кораблях. Вся страна следила за вашими действиями по телевидению. Без всякого сомнения, ваши родные и близкие гордятся вами.

Цикл учений подтвердил: корабли СФ могут выполнять боевые задачи во всех районах Мирового океана. Кстати, в этом походе гидрографы впервые в истории обеспечили проход кораблей по Енисейскому заливу и безопасную высадку морского десанта в районе Дудинки . Несмотря на сильные течения и бурную погоду, высадка увенчалась успехом.


Фото: Алексей МИХАЙЛОВ

Как рассказывают моряки, традиция вручать жареных поросят возвратившимся из походов экипажам кораблей пошла со времен Великой Отечественной войны: экипажу подводной лодки, вернувшейся из боевого похода с победой - то есть потопившей вражеский корабль - на причале в Полярном или Ваенге вручалось это блюдо. Рассказывают, что подводная лодка при заходе в гавань производила холостые залпы из пушки по числу потопленных ею вражеских кораблей. Это было сигналом для интендантов, сколько поросят резать. Такое угощение очень ценили не только как свидетельство боевого мастерства, но и как лакомство: время было голодное, а меню на подводной лодке и вовсе не отличалось разнообразием. Позже эта традиция распространилась и на надводных кораблях.


Фото: Алексей МИХАЙЛОВ

Официальное прибытие отряда кораблей и судов Северного флота, возглавляемых большим противолодочным кораблем (БПК) «Вице-адмирал Кулаков», после завершения дальнего похода, было запланировано на 4 апреля нынешнего года. И, вероятно, что торжественная встреча моряков, со всеми полагающимися по традиции и флотским законам, в Североморске состоится именно сегодня. «Рассекретили» прибытие кораблей… жены и подруги моряков, которые не удержались от радостных реплик в соцетях: «Вернулись, родименькие! Ура!».

Впрочем, отряд кораблей после дальнего океанского похода, по планам командования, и не должен был сразу устремиться к родному причалу, а отрабатывал боевые задачи даже на последних милях в Баренцевом море. До этого моряки-североморцы, шедшие под флагом командира бригады противолодочных кораблей СФ капитана 1 ранга Александра Машинецкого, выполнили задачи плановой боевой подготовки в Северной Атлантики.

БПК «Вице-адмирал Кулаков» даже проходя через Ла-Манш (Английский пролив) умудрялся проводить учения при оживленном судоходстве. А буквально несколько дней назад, 30 марта «Кулаков» встретился в Северном море с фрегатом проекта 11356 «Адмирал Эссен», который направлен на Северный флот в рамках госиспытаний. Моряки отработали совместное маневрирование и проверили навигационные, а также радиотехнические средства. Это тоже боевая учеба и в какой-то степени наставничество - так матерый боцман учит молодого лейтенанта, выпускника военно-морского училища.

И вот, после пятимесячного похода, пройдя более 24 тысяч морских миль, посетив Лимасол на Кипре, Карачи в Пакистане, порт Салала в Омане, обеспечив безопасность мореплавания в Аденском заливе и Красном море, отработав не один десяток разного рода учений, БПК «Вице-адмирал Кулаков» вернулся в родной Североморск.

По традиции, помимо высокого начальства, корабль «встречал» и жареный поросенок. Эта традиция зародилась на флоте еще со времен Великой Отечественной войны - поросенком встречали подлодки за уничтоженные вражеские корабли. Впоследствии этот обычай перешел на все корабли, которые возвращались в базу после дальнего похода. К слову, на счету «Кулакова» уже есть 13 поросят.

Могло быть и больше, но у большого противолодочного корабля «Вице-адмирал Кулаков», проекта 1155 (по классификации НАТО - Udaloy class frigate), вошедшего в состав Северного флота еще в 1982 году (корабль был спущен на воду в 1980-м), был достаточно длительный период ремонта, который затянулся с 1991 года по 2010. Так что у этого корабля, не смотря на 35-летний возраст не такой уж большой «пробег» по морям-океанам. А современное оснащение и вооружение, которое получил «Кулаков», оставляет его мощным и надежным кораблем.

Не исключено, что он может попасть под программу переоснащения кораблей проекта 1155, получит современные пушки а-192 «Армат», ракеты «Калибр» и новейший комплекс ПВО и ПРО с ракетами от С-400 «Редут». И тогда БПК «Вице-адмирал Кулаков» может фактически стать эсминцем, способным уничтожать не только подводные лодки, но и надводные корабли, самолеты, ракеты и наземные объекты. По крайней мере, в планах ВМФ России до 2020 года значится и перевооружение кораблей проекта 1155.

«Корабли этого проекта списывать на берег еще рано, - считает член комитета по обороне и безопасности Совета Федерации Дмитрий Саблин. - И дело здесь даже не в экономической сообразности, хотя разница в постройке нового и модернизации старого кораблей весьма существенно. Эти большие противолодочные корабли, входящие в состав флота, а их осталось восемь, успешно решают поставленные задачи и надежно обеспечивают присутствие России в Мировом океане. Переоснащаемые на новые виды вооружений, они способны быть той силой, которая обеспечивает безопасность нашей страны. Конечно, им на смену должны прийти более современные корабли, и они уже появляются у российского флота, но пока основная нагрузка лежит именно на этих «старичках» и запас их прочности еще позволит оставаться в строю не один год».

А вот нынешние основные характеристики «Кулакова» таковы. Водоизмещение 6840 тонн (полное 7480), длина –163 метра, ширина - 19 метров, осадка - 7,8 метра. Максимальная скорость - 29,5 узлов. Дальность плавания 6882 морские мили, автономность 30 суток. Экипаж 293 человека (одного поросенка на всех маловато, но их, на самом деле, выделяется экипажу больше - на всех).

Вооружение БПК состоит из 2-х четырехконтейнерных установок ракето-торпед «Раструб», 8-ми пусковых установок зенитно-ракетного комплекса «Кинжал», 2-х 100мм артиллерийских установок АК-100, 4-х шестиствольных пулеметов АК-630М, реактивных бомбометных установок РБУ-6000. На борту корабля располагаются 2 вертолета Ка-27.

Своего первого поросенка БПК «Вице-адмирал Кулаков» получил еще в 1988 году, за дальний поход с визитом в Гавану. Остальные уже были после ремонта и модернизации корабля. Начиная с 2013 года этот БПК стал редким гостем в родной гавани - будто наверстывая упущенное, он буквально не вылезал из морей. Если на карте провести линии его маршрутов, то испещренными получится едва ли не полмира.

Список стран, в города которых «Кулаков» заходил с официальными визитами, исчисляется десятками. Его присутствие было отмечено в Средиземном и Черном морях, в том числе во время проведения операции российских ВКС в Сирии, которых БПК прикрывал с моря. Его запомнили в Аденском заливе и Суэцком канале, на Кубе и Венесуэле, в Атлантическом и Индийском океанах. И, естественно, в Баренцевом море, где отработано большинство учебных задач с практическими стрельбами из всех видов вооружений.

Большому противолодочному кораблю «Вице-адмирал Кулаков» принадлежит и самый длительный поход в новейшей истории флота России. Выйдя 14 апреля 2014 года из Североморска, он вернулся домой спустя 265 дней 5 января 2015, преодолев за это время свыше 34 тысячи морских миль. Нынешний поход был менее продолжительным по времени (начался 23 октября 2015 года) и по расстоянию - более 24 тысяч морских миль, но столь же значимым, что и все предыдущие.

И уже традиционно моряки «Кулакова» вновь отметили день рождения своего корабля - 16 января (когда над ним впервые был поднят флаг ВМФ) - в море. Это - хорошая примета, значит, его боевой век будет долгим. И жареные поросята еще не раз встретят моряков в родной гавани.

§ 71. Общие правила употребления местоимений

Следует иметь в виду, что местоимение обычно заменяет ближайшее к нему предшествующее существительное в форме того же рода и числа. Эта связь местоимения с существительным нередко определяется смыслом, а не формально, порядком слов: Брат сейчас в отпуске, он отдыхает уже второй месяц.
Однако часто в подобных случаях возникает неясность или двусмысленность: Сестра поступила в артистическую труппу, она уезжает на гастроли (ср.: Сестра поступила в артистическую труппу, которая уезжает на гастроли ).

Упр. 103. Укажите недочеты и речевые ошибки, возникшие вследствие неправильного использования местоимений (искажение смысла, подмена понятия из-за неправильного порядка слов, введение местоимений в текст при отсутствии существительных, которые они должны замещать, неверный выбор грамматической формы местоимения); отредактируйте предложения.

1) После окончания похода моряки вернулись к своим семьям: они ждали встречи целый год. 2) В музее были выставлены динозавры, которые все механически двигались и издавали звуки. 3) Чичикову не без труда удалось убедить Манилова, что ему это выгодно. 4) В этот день Петров вывел Джека на прогулку со всеми своими медалями. 5) В кабинете Плюшкина беспорядок был страшный, даже подумать было нельзя, что в нем могло обитать живое существо.

Запомните: возвратное местоимение себя и возвратно-притяжательное местоимение свой относятся к лицу, производящему действие. Поэтому в предложениях такого типа, как Директор попросил секретаря не впускать к себе посетителей в обеденный перерыв , местоимение (к) себе по смыслу относится к слову секретарь. В подобных случаях во избежание неясности предложение необходимо перестроить таким образом, чтобы смысл его был понятен. Например: Директор сказал секретарю, что не будет принимать посетителей в обеденный перерыв.

Упр. 104. В предложениях исправьте ошибки, связанные с неправильным употреблением местоимений себя и свой.

1) Я застал помощника в своем кабинете. 2) Мать велела сыну налить себе чаю. 3) Хозяйка предложила жильцам пройти в свою комнату. 4) Отец просил дочь пригласить ее подруг к себе. 5) Писатель показал образ матери в своем развитии. 6) Я велел носильщику отвезти свои вещи в багажное отделение, а затем занял свое место в купе. 7) Аудитория просила поэта прочитать еще раз свое лучшее стихотворение.

ПРАКТИКУМ ПО ОРФОГРАФИИ

§ 72. Правописание неопределенных
и отрицательных местоимений

Неопределенные местоимения и наречия с суффиксами -то, -либо, -нибудь и приставкой кое- всегда пишутся через дефис: кое-кто, что-то, что-нибудь, какой-либо. При наличии предлога данные слова пишутся раздельно: кое у кого, кое с кем.
У отрицательных местоимений под ударением пишется не , без ударения ни : нЕкто, нЕкоторый, нИкто, нИ-какой.
Частицы не и ни у отрицательных местоимений пишутся слитно при отсутствии предлога (никто) и раздельно при наличии предлога (ни у кого).

Упр. 105.

Выяснить (кое)какие подробности, (кое)(о)чем сообщить, с кем(либо) посоветоваться, (кое)(с)кем переговорить, какие(то) неприятности, чьи(нибудь) возражения, (кое)(в)ком ошибиться, (кое)(на)кого надеяться, о чем(то) договориться, уехать куда(нибудь), где(то) заночевать.

Упр. 106. Перепишите, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки.

1) (Н...)что не трогало его, не замечал он (н...)чего. (Пушкин) 2) (Н..)(на)чем отдохнуть взгляду, измученному однообразием бесконечной картины. (Гончаров) 3) Тут - делать (н...)чего - друзья поцеловались. (Крылов) 4) Клим (н...)(с)кем не говорил так, как с Мариной. (Горький) 5) Он все понимал и (н...)(во)что не хотел вмешиваться. (Губанов)

§ 73. Тестовые задания

1. В каком варианте пишется буква Е?
а) н... кто не знает
б) н.. за что на свете
в) н... чего раздумывать
г) н.. до чего нет дела

2. В каком варианте пишется буква И?
а) н... кому остаться дома
б) н... за что не скажу
в) н... у кого попросить денег
г) н...которые люди

3. В каком варианте необходимо слитное написание?
а) (не)сколько книг
б) не(с)кем посоветоваться
в) ни(у)кого не спросил
г) ни(о)чем не думай

4. В каком варианте необходимо раздельное написание?
а) (ни)чего не осталось
б) (ни)чем не интересовался
в) (не)чем заняться
г) (не)о(чем) переживать

5. В каком варианте может быть вариативное написание?
а) (не/ни)какой
б) (не/ни)кто
в) (не/ни)чей
г) (не/ни)который

Теоретические сведения и языковой анализ

§ 74. Глагол и его грамматические признаки

Глагол - часть речи, к которой относятся слова, обозначающие действие или состояние предмета (отвечают на вопросы что делать? что сделать?), например: слушать, работать, внести, цвести, сберечь, таять, опечалиться. Каждый глагол имеет начальную форму, которая называется неопределенной формой (или инфинитивом) . Глаголы в форме инфинитива имеют формообразующие суффиксы -ть, -ти, -чь (примеры см. выше). Неопределенная форма только называет действие или состояние, не указывая ни времени, ни числа, ни лица.
Глаголы делятся на переходные и непереходные.
Переходные глаголы обозначают действие, способное переходить на другой предмет, название которого стоит в винительном падеже без предлога. Например: читать газету, отправить телеграмму, купить цветы.
Все остальные глаголы непереходные . Например: гулять в парке, улететь на юг, грозить неприятелю.
Глаголы, имеющие особый суффикс -ся (-сь) , называются возвратными . Например: брить - бриться, купать - купаться, строить - строиться. Все возвратные глаголы непереходные.
Глаголы бывают совершенного и несовершенного вида. Вид глагола показывает, как протекает действие.
Глаголы совершенного вида отвечают на вопрос что сделать? и указывают на завершенность действия, его результат, конец действия, его начало. Например: начертить, бросить, отцвести, запеть. Они имеют два времени: прошедшее (что сделали? - начертили, бросили, отцвели, запели ) и будущее простое, состоящее из одного слова (что сделают? - начертят, бросят, отцветут, запоют ). Форм настоящего времени глаголы совершенного вида не имеют.
Глаголы несовершенного вида отвечают на вопрос что делать? и при обозначении действия не указывают на его завершенность, результат, конец или начало. Например: чертить, бросать, цвести, петь. Они имеют три времени: прошедшее (что делали? - чертили, бросали, цвели, пели ), настоящее (что делают? - чертят, бросают, цветут, поют ) и будущее сложное, состоящее из двух слов: слова буду (будешь, будет и т. д.) и неопределенной формы данного глагола (что будут делать? - будут чертить, будут бросать, будут цвести, будут петь ).
Глаголы имеют формы наклонений, которые показывают, как говорящий оценивает действие, т. е. считает ли он его реальным, или возможным при каком-либо условии, или желательным. В русском языке три наклонения: изъявительное, сослагательное и повелительное.
Изъявительное наклонение показывает, что действие реально, на самом деле происходит, происходило или произойдет. Например: Утром мы отправились в путь. Сейчас мы беседуем . Завтра я опять Вас увижу .
В изъявительном наклонении глагол изменяется по временам, имеет формы настоящего, прошедшего и будущего времени.
Сослагательное (условное) наклонение показывает, что действие возможно лишь при определенном условии. Например: Без тебя я не добрался бы до города и замерз бы на дороге.
Сослагательное наклонение образуется от формы прошедшего времени путем прибавления частицы бы . В сослагательном наклонении глаголы изменяются по числам, а в единственном числе по родам (т. е. так же, как изменяются глаголы прошедшего времени). Например: читать - читал бы (м. р.), читала бы (ж. р.), читало бы (ср. р.), читали бы (мн. ч.). (Обратите внимание на раздельное написание частицы бы .)
Повелительное наклонение обозначает действие, которое велят, просят, советуют совершить. Например: Руки ей разотри . Укрой ноги пледом.
Повелительное наклонение образуется путем прибавления суффикса -и- к основе настоящего (будущего простого) времени или без суффикса. Например: нести - несут - неси; привезти - привезут - привези; рассказывать - рассказывают - рассказывай; готовите - готовят - готовь. Во множественном числе прибавляется -те : несите, привезите, рассказывайте, готовьте.
В сослагательном и повелительном наклонении глагол по временам не изменяется.
В предложении глаголы в форме всех наклонений обычно бывают сказуемыми.

Изменение глаголов в настоящем и будущем времени по лицам и числам называется спряжением .
Глаголы с окончаниями -у(-ю), -ёшь(-ешь), -ёт(-ет), -ём(-ем), -ёте(-ете), -ут(-ют) - I спряжения.
Глаголы с окончаниями -у(-ю), -ишь, -ит, -им, -ите, -ат(-ят) - II спряжения.
Глаголы хотеть, бежать разноспрягаемые. В ед. ч. глагол хотеть спрягается по I спряжению (хочу, хочешь, хочет) , а во мн. ч. - по II спряжению (хотим, хотите, хотят). Глагол бежать имеет в 3-м лице мн. ч. форму I спряжения (бегут) , остальные формы - II спряжения (бежишь, бежит, бежим, бежите).
Среди глаголов выделяется группа безличных , которые не изменяются ни по числам, ни по лицам, ни по родам. Безличные глаголы употребляются в двух формах: 1) в форме, которая совпадает с формой 3-го лица ед. ч. настоящег-о (будущего простого) времени, например: све-тает, рассветает, рассветет, знобит, смеркается ; 2) в форме, которая совпадает с формой среднего рода прошедшего времени, например: светало, рассветало, рассвело, знобило, смеркалось.
В предложении безличные глаголы являются сказуемыми, причем при них не бывает (и не может быть) подле-жащего. Например: 1. Всю ночь слегка вьюжило. 2. Мне нездоровится. В безличном значении могут выступать и личные глаголы. Например: 1. Зажгло грозою дерево. (Ср.: Молния зажгла дерево. ) 2. Пахнет сеном над лугами. (Ср.: Сено приятно пахнет. )

§ 75. Морфологический разбор глагола

Порядок разбора
I. Часть речи. Общее значение. Начальная форма (инфинитив).
II. Морфологические признаки.
Постоянные признаки: а) вид; б) переходность; в) возвратность; г) спряжение.
Непостоянные признаки: а) наклонение (изъявительное, повелительное, сослагательное); б) время (если есть); в) число; г) лицо (если есть); д) род (если есть).
III. Синтаксическая роль.
Образец разбора
Ненастной ночи мгла стелется 3 по небу одеждою свинцовой. (А. Пушкин)
I. Стелется - глагол (обозначает действие предмета, отвечает на вопрос что делает?). Н. ф. - стелиться.
II. Постоянные признаки - несов. вид, неперех., возвр., I спр.
Непостоянные признаки - изъявит. накл., ед. ч., наст. вр., 3-е л.
III. Мгла (что делает?) стелется .

Упр. 107. Прочитайте текст и выполните задания.

Я, вероятно, не сумею передать достаточно ярко и убедительно, как велико было мое изумление, когда я почувствовал 3 , что почти каждая книга как бы открывает передо мною окно в новый, неведомый мир, рассказывая мне о людях, чувствах, мыслях и отношениях, которые я не знал, не видел 3 ...
Книги говорили 3 мне о том, как велик и прекрасен человек в стремлении к лучшему, как много он может сделать на земле.
Я говорю всем: любите книгу, она облегчит вам жизнь, дружески поможет разобраться 3 в пестрой и бурной путанице мыслей, чувств, событий, она научит 3 вас уважать человека и самих себя, она окрыляет ум и сердце чувством любви к миру, к человеку... (По М. Горькому)

1. Найдите в тексте глаголы.
2. Выпишите примеры глаголов: а) совершенного и несовершенного вида; б) переходных и непереходных; в) возвратных и невозвратных.
3. Определите спряжение глаголов из последнего абзаца.
4. Какой глагол в данном тексте имеет формы разных времен? Как изменяются глаголы в настоящем, будущем и прошедшем времени?
5. Найдите глаголы в форме инфинитива. Определите их синтаксическую функцию. Каким членом предложения еще может быть инфинитив? Приведите свои примеры.
6. Произведите морфологический разбор указанных слов.

§ 76. Тестовые задания

1. В каком ряду все слова являются глаголами?
а) выписал, замерз, куплю, забыт
б) построен, нарисовала, берег, сшит
в) одет, смел, съел, сходите
г) выдержишь, дам, отбил, сотри

2. В каком ряду глаголы относятся к одному виду?
а) люблю, придумывал, работать, спел
б) заснул, открылся, бегите, ищу
в) вспомню, покорми, прошелся, увижу
г) вылез, зажмурился, подрабатывал, ем

3. В каком ряду все глаголы являются переходными?
а) лягу, помогу, уберу, сделаю
б) учу, узнаем, принесите, сочиняю
в) встать, ползти, сплетничать, синеть
г) танцуешь, смущаться, выбрать, несу

4. В каком предложении нет разноспрягаемого глагола?
а) По дороге зимней, скучной тройка борзая бежит.
б) Многие книги дарят нам радостные минуты.
в) Он хочет научиться всему хорошему.
г) Конь бежит - земля дрожит, из ноздрей дым валит.

5. В каком варианте грамматические признаки указаны правильно?
а) промолвила - глагол совершенного вида, в прошедшем времени, в 3-м лице
б) искать - глагол несовершенного вида, переходный, возвратный
в) надеется - глагол непереходный, в 3-м лице, в единственном числе
г) шуметь - глагол I спряжения, в неопределенной форме

6. У какого из выделенных глаголов неправильно определены грамматические признаки в предложении «И пусть он кажется неблагодарным, пусть даже не чувствует ее любви, как воздуха, которым дышит, - ей ведь и не нужно награды иной, кроме сознания, что без нее не мог бы прожить ни дня» ?
а) чувствует - глагол несовершенного вида, переходный, невозвратный, I спряжения, изъявительного наклонения, в настоящем времени, в 3-м лице, в единственном числе, в предложении является сказуемым
б) дышит - глагол несовершенного вида, непереходный, невозвратный, II спряжения, изъявительного наклонения, в настоящем времени, в 3-м лице в единственном числе, в предложении является сказуемым
в) (не)мог бы - глагол несовершенного вида, непереходный, невозвратный, I спряжения, условного наклонения, в прошедшем времени, в единственном числе, в мужском роде, входит в состав сказуемого
г) прожить - глагол совершенного вида, переходный, невозвратный, неизменяемая форма (инфинитив), входит в состав сказуемого

КУЛЬТУРА РЕЧИ

§ 77. Особенности образования некоторых личных форм глагола

Существует небольшая группа глаголов, которые не могут образовывать некоторые личные формы. Например, глаголы победить, убедить, очутиться, чудить, ощутить и др. не образуют формы 1-го лица единственного числа настоящего или будущего времени. В случае необходимости употребления данных глаголов в форме 1-го лица используются описательные обороты типа сумею победить, хочу убедить, могу очутиться, пытаюсь ощутить и т. п.

Упр. 108. Раскройте скобки, заменив предложенные в них глаголы подходящими по смыслу описательными оборотами.

1) Я (убедить) вас в необходимости дополнительных занятий. 2) Если я не сдам экзамен, то (очутиться) в неприятном положении. 3) Без специального компьютерного стола я скорее всего (ощутить) неудобство. 4) Я уверен, что в соревнованиях по плаванию брассом я (победить).

§ 78. Особенности образования и употребления некоторых других глагольных форм

При образовании видовой пары (пары совершенного или несовершенного вида) у некоторых глаголов в современном русском языке наблюдается чередование о - а в корне. Таки-е чередования могут быть присущи равноправным общелитературным и нормативным глагольным формам: приспосабливать - приспособлять. Однако в большинстве подобных случаев варианты глагольных форм различаются своими стилистическими характеристиками: один вариант является общелитературным, а другой имеет разговорный характер. Сравните: уполномОчивать (общелит.) - уполномАчивать (разг.), сосредотОчивать (общелит.) - сосредотАчивать (разг.).
Запомните:

При образовании форм повелительного наклонения глаголов в русском языке в ряде случаев также существуют варианты, отличающиеся стилистическими характеристиками. Например: положи (общелит.) - положь (прост.), обними (общелит.) - обойми (прост.).
Нормативными литературными вариантами являются следующие глаголы в форме повелительного наклонения: взгляни, поезжай, ляг, положи, выйди, вылезай.

Упр. 109. Раскройте скобки, выбрав одну из форм. Выбор мотивируйте.

1) Развитие науки (обусловливает - обуславливает) технический прогресс. 2) Обычно мы старались (приурочить - приурачивать) свой отпуск к началу лета. 3) При подготовке к занятиям необходимо (сосредоточивать - сосредотачивать) внимание на главном. 4) За применение новых методов работы коллектив предприятия не раз (удостоивался - удостаивался) высоких наград.

§ 79. Тестовые задания

1. От каких глаголов нельзя образовать форму 1-го лица настоящего или будущего времени?
а) бежать
б) победить
в) бриться
г) мурлыкать

2. Какая из форм глагола является только разговорной?
а) обезболивать
б) узаконивать
в) обусловливать
г) уполномачивать

3. В каком случае форма повелительного наклонения глагола образована правильно?
а) положь
б) ляг
в) езжай
г) вылазь

ПРАКТИКУМ ПО ОРФОГРАФИИ

§ 80. Правописание суффиксов и окончаний глаголов

В правописании глаголов основные трудности связаны с правильным выбором суффикса и окончания.

ТСЯ и ТЬСЯ в глаголах

Необходимо отличать неопределенную форму глаголов (инфинитив) от формы 3-го л. ед. ч. наст. и будущ. вр. Чтобы не ошибиться в написании этих форм, следует задать вопрос. Инфинитив отвечает на вопросы что делать? что сделать? (в этих формах Ь пишется ), формы 3-го л. отвечают на вопросы что делает? что делают? что сделает? что сделают? (в этих формах Ь не пишется ). Сравните: Он (что делает?) занимается плаванием. Надо (что делать?) заниматься регулярно.

Упр. 110. Составьте словосочетания с глаголами.

Встретится - встретиться, освободится - освободиться, отразится - отразиться, вернутся - вернуться, веселит-ся - веселиться, садится - садиться, чистится - чиститься, беспокоится - беспокоиться, ссорится - ссорить-ся, проснутся - проснуться, познакомится - познакомиться.

Упр. 111. Спишите, вставьте пропущенные буквы.

Надо было торопит...ся. Километра через два д...лина вдруг стала сужива...ся. Начали попада...ся глинистые сланцы. Ширина д...лины то суживае...ся метров до ста, то расширяе...ся более чем на километр. Ответвления реки образуют такой лабиринт, в котором очень легко заблуди...ся, если не держа...ся главного русла. По хребту, поросш...му лесом, надо идти осторожно, надо часто останавлива...ся, осматрива...ся, иначе легко сби...ся с пути. (В. Арсеньев)

Суффиксы глаголов

В неопределенной форме глаголы чаще всего имеют такие суффиксы:
-а- (слышать, делать) ; -я- (сеять, лаять) ;
-е- (видеть, обидеть) ; -и- (нянчить, пилить) .
Запомните: 1) после гласных букв корня в инфинитиве никогда не пишется суффикс -е- . В этой позиции под ударением может быть только суффикс -я- или -и- (стоять, поить, доить). В безударном положении суффикс -я- пишется в глаголах веять, затеять, каяться, лаять, лелеять, маяться, надеяться, реять, сеять, таять, чаять, чуять, а суффикс -и- - в глаголах строить, стоить, покоить, удвоить, утроить, клеить ;
2) после мягких согласных (кроме ч ) в безударном положении суффикс -я- пишется в глаголах кланяться, кашлять, а суффикс -е- - в глаголах видеть, обидеть, зависеть, ненавидеть, заиндеветь ;
3) в суффиксах глагольных форм прошедшего времени сохраняется та же гласная, что и в инфинитиве. Ср.: выздоро-в е т-ь - выздоров е л, ла я ть - ла я л, кле и ть - кле и л.

Упр. 112. Вставьте пропущенные буквы в инфинитивных формах.

Чист...ть, молв...ть, порт...ть, мыл...ться, опостыл...ть, знач...ть, спор...ть, обезлюд...ть, обезум...ть, та...ть, прав...ть, вер...ть, кашл...ть, плак...ть, езд...ть, ка...ться, замет...ть, наде...ться, завис...ть, обид...ть.

Упр. 113. Перепишите, вставляя пропущенные буквы. Укажите проверочные слова (глагол в форме инфинитива).

Леле...л, наде...лся, послыш...лся, всматрив...лся, вид...лся, обид...л, знач...л, та...л, оконч...л, повес...л, вылеч...л, ненавид...л, спор...л, кле...л, стро...л, се...л.

Правописание глагольных суффиксов -ыва- (-ива-) и -ова- (-ева-)

Суффикс -ыва- (-ива-)
-ываю (-иваю) :
опазд ыва ть (опазд ываю ), наста ива ть (наста иваю )

Суффикс -ова- (-ева-) пишется, если в настоящем времени глагол оканчивается на -ую (-юю) :
бесед ова ть (бес едую ),
завед ова ть (зав едую )

Примечание. Глаголы, оканчивающиеся на ударяемые -вать (-ваю), имеют перед суффиксом -ва- ту же гласную, что и в неопределенной форме без этого суффикса: одол е ть - одол е вать, одол е ваю; заб и ть - заб и вать, заб и ваю.

Упр. 114. Вставьте пропущенные буквы. Выделите суффиксы и объясните их написание.

Санкционир...вать митинг, участв...вать в пикете, вывед...вать тайну, оказ...вать воздействие, приказ...вать подчиненному, раскруч...вать веревку, развед...вать месторождение угля, доклад...вать о результатах, исповед...вать ислам, проповед...вать добро, попотч...вать пельменями, команд...вать армией, опроб...вать новое оружие, использ...вать достижения техники.
Запомните: переходные глаголы с приставками обез- (обес-) имеют в инфинитиве и в прошедшем времени суффикс -и- (обессилИть кого-либо) , а непереходные - суффикс -е- (обессилЕть самому).

Упр. 115. Составьте словосочетания с приведенными ниже глаголами. Объясните, чем обусловлено различие в их написании.

Обессилеть - обессилить, обледенеть - обледенить, ослабеть - ослабить, обезденежеть - обезденежить, обескроветь - обескровить, обесплодеть - обесплодить, обезножеть - обезножить.

Личные окончания глаголов

Ударные личные окончания у глаголов I и II спряжения пишутся так, как слышатся. Ср.: ид ешь , ид ет , ид ем , ид ете , ид ут - I спряжение; молч ишь , молч ит , молч им , молч ите , молч ат - II спряжение.
Особые трудности возникают при написании безударных личных окончаний глаголов I или II спряжения. Окончания форм настоящего и будущего времени глаголов зависят от спряжения.

I спряжение

II спряжение

Е
-УТ (-ЮТ)
(ты) фонетика ... восприятия и анализа теоретическим Сведения о звуковом...

  • Фонетика как лингвистическая наука

    Документ

    Функционально-языковом аспектах, в фонетике различают собственно фонетику и фонологию. Частная фонетика ... восприятия и анализа формируются фонематические... (1974, 1990). С теоретическим введением. В предисловии к нему... входных единиц. Сведения о звуковом...

  • о в григоренко русский язык готовимся к егэ часть с

    Книга

    Теоретические сведения и языковой анализ фонетики фонетики

  • О в загоровская о в григоренко русский язык готовимся к егэ пособие для учащихся общеобразовательных учреждений

    Документ

    Раздел 1. Текст как речевое произведение. Теоретические сведения и языковой анализ § 1. Текст и его основные признаки § 2. ... , синтаксиса. Выразительные средства фонетики Основным выразительным средством фонетики является звукопись - художественный...