По литературе

Падение готии в крыму. Кто такие крымские готы и как они очутились в крыму. И что же написано на камнях

Кто такие крымские готы?

Есть загадка, которая на протяжении многих лет не дает покоя исследователям: кто такие «крымские готы», как они появились в Крыму и куда исчезли? По этому поводу высказывается много самых невероятных версий, каждая из которых имеет право на существование.


16 июля 1941 года в ставке фюрера Wolfhohle («Волчье логово») состоялось совещание, на котором Гитлер заявил: «Новоприобретенные восточные районы мы должны превратить в райский сад. Южные районы Украины, примыкающие к Крыму, и сам полуостров — древняя земля готов — должны быть освобождены и заселены немцами». Руководитель Трудового фронта и шеф молодежной организации Kraft durch Freude («Сила через радость») Роберт Лей, горячо поддержав предложение фюрера, предложил преобразовать Крым в курорт для немецкой молодежи.

Крым, если судить по сочинениям записных историков, представляет собой кладбище народов, которые пришли неизвестно откуда и исчезли неизвестно куда.

Возьмем, к примеру, III век нашей эры. В Крыму тогда тихо-мирно жили скифы и тавры . Правда, до этого были какие-то киммерийцы , но их с боями вытеснили, причем одних на Север, а других — за большой Кавказский хребет.

С тех пор о них никто не слышал.

И все бы ничего, но, откуда ни возьмись, в Северном Причерноморье появились готы. Пока разбирались с готами, подоспели гунны . Вслед за ними в Крыму чудесным образом возникли хазары. Самое удивительное, что все эти народы — киммерийцы, скифы, тавры, сарматы , готы, гунны и хазары — в конце концов исчезли без следа.

Но, оказывается, не все готы исчезли. Византийский историк Прокопий Кесарийский ответственно засвидетельствовал:

Здесь же, на этом побережье, есть страна по имени Дори , где с древних времен живут готы, которые не последовали за Теодорихом, направлявшимся в Италию. В военном деле они превосходны, и в земледелии, которым они занимаются собственными руками, они достаточно искусны. Гостеприимны они больше всех людей. Сама область Дори лежит на возвышенности, но она не камениста и не суха, напротив, земля очень хороша и приносит самые лучшие плоды.
Это кто, готы гостеприимны? Те самые, которые вырезали пол-Европы? Прокопий случаем ничего не перепутал? Или в Крыму остались какие-то особенные, исключительно миролюбивые готы?

Следующее упоминание о крымских готах можно найти в «Слове о полку Игореве»: «Се бо готские красные девы въспеша на брезе синему морю, звоня рускым златом». «Красные» означает, как вы понимаете, красивые. Не зря идеологи Третьего рейха намеревались создать в Крыму питомник для «истинных арийцев». Почитывали, видимо, на досуге древнерусскую литературу. Но позвольте, ведь скандинавские и германские женщины при всех своих достоинствах явно не могут похвастать
красотой.

Может, и не было в Крыму никаких готов? Встречаются, правда, невнятные упоминания о том, что какие-то крымские аборигены разговаривали на особом языке. Например, академик Сестренцевич-Богуш, посетивший наш полуостров в конце XVIII века, писал своему отцу: «В городах, где история указывает на обитание готов, остались немалые пятна, где местный татарский язык похож на нижненемецкий. Некоторых людей в Мангупе я понимал».

А на каком языке говорили готы? С ними получилась досадная неразбериха. Даже историк VI века Иордан путал их с гетами. Какая разница, скажете вы? Разница огромная. Геты — это древнейший народ, стоявший у истоков цивилизации. Они преимущественно жили в Дакии — вдоль реки Тиссы, далее по Карпатам, по Днестру до берега Черного моря. А готы — это племена, которые буквально только что выползли из пещер.

Сейчас считается, что Иордан был неправ, что древние геты исчезли неизвестно куда задолго до появления готов, причем этому весьма способствовали скифы. Точно так же, как до этого пропали те, кого Геродот называл массагетами. Обычное, кстати, дело. Лев Гумилев по этому поводу даже теорию сочинил об этносах и пассионариях. Но вся проблема заключается в том, что первобытные кочевники в принципе не могли разгромить непобедимую скифскую конницу и прославленные римские легионы. Они, между прочим, взяли не числом, а умением, продемонстрировав виртуозное владение оружием, а также знание тактики и стратегии. Да и вообще, как писал Иордан, «среди всех варваров готы были едва ли не самыми образованными, чуть ли не равными грекам». Иордану ничего не оставалось делать, как предположить, что готы — это древние геты, вернувшиеся отвоевывать у захватчиков (скифов и римлян) свои исконные земли. Тем более что он располагал свидетельством жившего в начале V века историка Орозия: «Недавно считались гетами те, которые теперь считаются готами».

Вообще, беда с этими древними народами — складывается ощущение, что у каждого из них было несколько имен на выбор. Этому весьма способствовали греческие, римские, византийские и арабские писатели, называвшие каждый народ по-своему.

Кстати, далеко не все современные историки уверены, что великое переселение народов было на самом деле. Многие утверждают, что средневековые книжники просто-напросто запутались, пытаясь выяснить, где какой народ обитает. Их можно понять. Тот же Прокопий Кесарийский с негодованием рассказывал: там, где жили гунны, вдруг неизвестно откуда появились какие-то утигуры и куртигуры. А куда исчезли гунны? Оказалось, что никуда они не исчезли. После смерти царя два его сына поделили власть и подданных, назвав их своими именами. Сыновей звали, как вы, наверное, уже догадались, Утигур и Куртигур.

Среди готов было тоже несколько племен и народностей — герулы, тервинги, грейтунги, вандалы и прочие. Если что-то их и сближало, так это приверженность богу Одину. История происхождения культа этого бога очень любопытна. Английский историк XVIII века Эдуард Гиббон писал: «Полагают, что Один был вождем варварского племени, которое жило на берегах Меотийского озера (Азовского моря) до падения Митриадата и до той поры, когда победы Помпея стали грозить Северу порабощением. Один перевел свое племя от границ азиатской Сарматии в Швецию с намерением создать в этом неприступном убежище свободы такую религию и такой народ, которые когда-нибудь сделаются орудием его бессмертной жажды мщения. Он надеялся, что настанет такое время, когда его непобедимые готы, воодушевлясь воинственным фанатизмом, выйдут из полярных стран громадными массами для того, чтобы наказать угнетателей».

А кого скифы прогнали с берегов Азовского моря? Киммерийцев, то есть гетов, живших в Северном Причерноморье (Киммерии). Мы-то думали, что киммерийцы навсегда канули в Лету, а они, оказывается, мерзли на берегу Ледовитого океана, дожидаясь подходящего момента вновь вступить на историческую арену. И надо сказать, у них это получилось.

Особенно Европа была потрясена видом свирепых германских племен, оснащенных к тому же по последнему слову техники. Можно предположить, что, умиротворив скифов, киммерийцы покинули готов и вернулись на свою историческую родину. Если так, то становится понятно, почему «крымские готы» славились гостеприимством, а «готские девы» — красотой. Потому что они вовсе не были готами.

Но известно, что киммерийцы до своего изгнания состояли из двух этнических групп. Одна под натиском скифов ушла на Север, а другую те же скифы гнали берегом Каспийского моря чуть ли не до Алтая. Интересно, а эти киммерийцы тоже вернулись? Похоже, что да, причем их возвращение было не менее эффектным.

Вездесущий Иордан, рассказывая о гуннах, написал загадочную фразу: «Когда гуннские племена жили на первом месте своего расселения, в Скифии у Мэотиды, то имели королем Филимера. На втором месте, то есть в Дакии, Фракии и Мизии, — Залмоксеса, о котором свидетельствуют многие летописцы, что он обладал замечательными познаниями в философии». Он имел в виду то время, когда гунны пришли с востока (IV век)?

Но почему у королей такие странные имена, очень похожие на греческие? И познаниями в философии гунны, надо признать, тоже не отличались.

Римский историк IV века Аммиан Марцеллин отмечал: «Племя гуннов, о котором мало знают древние памятники, живет за Меотийскими болотами у Ледовитого океана и превосходит всякую меру дикости». Может быть, Иордан пересказывал утверждения древних писателей о первоначальном расселении некоторых гуннов в Северном Причерноморье?

Удивительно, но гунны походили на готов тем, что одни из них были совершенно дикими, а другие — вполне цивилизованными. Позже гуннов облили грязью без разбора, представив человекообразными чудовищами. Тот же Марцеллин с издевкой писал о том, что лица у гуннов безбородые, они «безобразные, похожие на скопцов». Видимо, борода в те времена считалась непременным атрибутом мужской красоты. Истинным красавцем, например, единодушно признавался император Юлиан (331-366 годы), густая борода которого буквально шевелилась от неимоверного количества вшей. А что текло по зловонным улочкам европейских средневековых городов, где полчища крыс шныряли даже днем?

Чума, между прочим, выбрала Европу совсем не случайно. В то же время те гунны, которые вслед за «крымскими готами» обосновались в устье Волги и в Северном Причерноморье, не только брились, но даже имели бани, причем с горячим паром. Так кто в действительности был варваром, европейцы или гунны? А кто кого бил раз за разом, демонстрируя при этом образцы воинской дисциплины и современную тактику действий мобильных соединений?

Кстати, получается, что «крымские готы» ничуть не пострадали от гуннов? Сейчас историки доказывают, что они забрались высоко в горы. И гунны, собираясь воевать с остготами, оставили их в своем тылу? Что-то не верится. Естественно было бы предположить, что те гунны, которые осели в Северном Причерноморье, были, строго говоря, вовсе не гуннами, а потомками древних киммерийцев. Наверное, именно поэтому они так легко преодолели Боспор Киммерийский (Керченский пролив). По легенде, они перешли его вброд вслед за оленем, но, похоже, здесь дело не обошлось без помощи соплеменников. Кроме того, по виду «крымские гунны» вовсе не напоминали гуннов, которые одевались, как утверждали в Европе, в «крысиные шкурки» и питались сырым мясом.

Вот что писал о гуннах византийский посланник Приск, побывавший в V веке в гостях у вождя Аттилы:

Они носят короткие суконные полукафтанья из некрашеной шерсти, которую прядут и ткут их жены, белые широкие шаровары и кожаную обувь, привязанную на подъеме ноги ремнями. В особенности же обращают внимание своим искренним ласковым обхождением и любовью к ближнему. Одежда их женщин весьма опрятна и ловко сделана, она состоит из исподницы и кофты темно-синего цвета, обшитых светлой каймой и без, белой рубахи, спущенной ниже юбки и убранной складками около шеи и рук с оборкою, похожею на кружева, девушки ходят с открытой головой, убирая себе волосы различными монетами. Все они носят серьги, запястья и кольца даже с трехлетнего возраста.
И это еще не все. Гунны, осевшие в Северном Причерноморье, отличались удивительной веротерпимостью. Приск писал о том, что в резиденции Аттилы, подумать только, был христианский священник отец Орестов, причем вовсе не для представительских нужд. Святой Иероним с удовлетворением отмечал:
Гунны изучают псалтырь — хладная Скифия согревается огнем веры истинной.
Эти слова Иеронима историков всегда приводили в замешательство — то, что «крымские готы» были приверженцами христианства, еще куда ни шло, но гунны... В 1858 году в России даже вышла книжка под названием «Аттила и Русь IV — V веков», автор которой на двухстах с лишним страницах настойчиво доказывал, что Аттила на самом деле был... русским.

Может быть, и было великое переселение народов, но, скорее всего, древние народы непременно возвращались на свою родину, потому что знали не хуже нас: в гостях хорошо, а дома лучше. Еще они знали то, что мы уже успели забыть: яблоко, выращенное на родной земле, — во благо, а чужестранное, хоть зачастую оно слаще и румянее, — во вред. А потому у народа, который обосновался на земле, политой потом и кровью чужих предков, нет будущего.

Михаил Володин, «

Племя готов удивительно долго продержалось на территории Крыма. Они исчезли лишь в 17-м веке, когда полуостров был захвачен Османской империей.

Влияние готов

Среди ученых-историков ходит версия по которой именно готы стали катализатором Великого переселения народов. Это они вытеснили с родных земель вандалов и ругов. Готы разговаривали на собственном языке, а алфавит у них появился лишь в 4 веке, да и то благодаря легендарному епископу Вульфиле. Кстати, он еще и Библию перевел на готский язык, благодаря чему готы стали первым из всех германских племен, обратившихся в христианство.

Есть мнение, что готы стали катализатором Великого переселения народов


Любому человеку, который хоть немного знаком с историей, известно, что готы знамениты своим противостоянием с Римской империей. Именно они громили легионы, завоевали обширные земли, а вождь Аларих и вовсе сумел захватить Вечный город. Правда, хоть какой-то выгоды ему это не принесло. Ну, а после «темных временем» пришла эпоха Ренессанса, которая вознесла до небес классический античный стиль, а термин «готика» стал синонимом истинного варварства.

«Страна сорока замков»

Двинувшись к низовьям Вислы, племена готов заставили срываться с обжитых земель другие народы. Целые орды варварских племен потянулись на запад и юг. Угасающая Римская империя ничего не могла противопоставить новым противникам. Ослабевший сенат вкупе с инфантильным императором Гонорием лишь безвольно смотрели как дикари бесчинствовали на их земле.

После падения Римской империи готы сумели распространить свое влияние на обширную территорию — от Восточной Европы вплоть до Поволжья и, соответственно, Крыма.

На полуострове, кстати, готов ждал далеко не теплый прием. Только после длительных войн им удалось покорить аланов (сарматское тюркоязычное кочевое племя ). Вскоре уже объединенное племя начало совершать опустошительные набеги вглубь полуострова. Если покопаться в исторических источниках того времени, то можно обнаружить, что современники иногда называли их гото-аланами.

На территории Крыма готов ждал не теплый прием


Постепенно готы расселились на южной части Крыма, а также перебрались на Керченский полуостров. Но их спокойную жизнь прервала очередная волна варваров. На сей раз в Европу хлынули азиатские кочевники гунны. Готы, которые к тому времени имели тесные контакты с Византийской империей, оказались далеко не в самом выгодном положении. Их оплотом стала крепость Дорос (современный туристический объект Мангуп-кале ). Изолированное горное плато обладало всем необходимым как для мирной жизни, так и для военной (источники с питьевой водой, а также запасы провианта позволили бы крепости выдержать очень долгую осаду). Но гунны, пройдя огненным вихрем, быстро погасли и жизнь готов вернулась в привычное русло.

Интересно то, что Византия всячески поддерживала союз с германским племенем. Представители интеллектуальной элиты были частыми гостями в Крыму. И даже опальный император Юстиниан II выбрал земли готов для ссылки. Из-за того, что германцы на своей территории возводили крепости, соседние народы называли Готию «Страной сорока замков».


Но вот постоянным, изматывающим нашествиям татар и половцев крымские готы ничего не смогли противопоставить. Поэтому начиная с 12-го века они стали платить кочевникам дань. Это, кстати, зафиксировано в «Слове о полку Игореве». Там готы преподносятся как народ, страдающий от чужеземного ига. Хоть времена для готов были не самые лучшие, они продолжали активно заниматься торговлей. Причем не только с соседними государствами, но даже с Великим Новгородом.

Вскоре на мировой арене появляется новый игрок — Трапезундская империя, которая всеми силами попыталась навязать соперничество Византии. И пока готы присматривались к этому противоборству, предприимчивые генуэзцы выкупили земли у Кафы (современная Феодосия). Вскоре, договорившись с ханом Мамаем, итальянцы развернулись еще сильнее — образовывали хоть маленькое, но все же княжество Феодоро. Правда, у этого государства было и второе название — «Княжество Готия», вот только самих крымских готов генуэзцы заставили перебраться чуть ли не в плотную к горам. Соответственно, все германские крепости оказались в руках выходцев с аппенинского полуострова, а первоначальная Готия оказалась разделенной на две части.

C XII века готы начали платить кочевникам дань


Надо отдать должное германцам, даже несмотря на такое развитие сюжета они не сдались и не слились с генуэзцами. Готы с упрямым постоянством продолжили возводить свои фирменные крепости, называемые исарами и потихоньку, словно тайком, возвращать утраченную территорию. К тому же, они охотно, а главное успешно прибегали к дипломатии. Более того дочь князя Готии вышла замуж за императора Трапезунда. И когда казалось, что вскоре крымские готы вернут было положение в мире, пришли турки.

В 1475 году османы сначала покорили Кафу, а затем и Дорос. После такого сокрушительного поражения крымские готы уже не смогли оправиться, а их государство развалилось. Турки, не теряя времени зря, быстро присоединили эти территории к своей империи и забыли про них. Ну, а готы оказались в самом захолустье турецкого государства и постепенно угасли.

Дочь князя Готии вышла замуж за императора Трапезунда


Лишь только княжескому роду удалось на какое-то время отсрочить кончину. Готские князья-эмигранты осели в Москве и «наследили» в барской семье Головиных.

В горных, труднодоступных местах полуострова еще в течение пары веков обособленно жили готы-крестьяне, но постепенно и они поддались ассимиляции.

Мечта о «Готенланде»

В 18−19 веках этнографы, проводившие исследования населения Крыма выявили, что среди «аборигенов» встречаются совершенно нетипичные люди, которых по антропологическим признакам можно было «увязать» с готами. Поэтому рождается теория о том, что германцы каким-то образом сумели сохранится на территории полуострова.


Мимо этой версии ну никак не могли пройти нацистские ученые. Они зацепились за нее и стали говорить о том, что Крым должен быть присоединен к Рейху и обзавестись названием «Готенланд» (земля готов). В общем, у немцев был отличный повод предъявить свои исторические права на землю далеких предков.

В 1942 году Гитлер лично велел отдать Крым немецким эмигрантам


В 1942 году на полуостров отправилась экспедиция, в ее задачи входило исследование Бахчисарая и Мангупа. По ее результатам Гитлер лично велел отдать Крым немецким эмигрантам. И переселенцы отправились осваивать исторические земли. Но из этой затеи ничего не вышло. Вторую Мировую Гитлер проиграл, а немцев из Крыма быстренько депортировали. Так что Симферополь остался Симферополем, а не «Готенбургом» (город готов), а Севастополь — Севастополем, а не «Готенсхафеном» (гавань готов). Ну и конечно Крым, а не «Готенленд».

Сейчас о существовании германского государства на полуострове напоминают лишь многочисленные археологические памятники, которые пользуются большой популярностью у туристов.

Готы, народ восточно-германской отрасли, играли значительную роль в истории Тавриды. Прародина их на нижнем течении рек Вислы и Прегеля. Под влиянием какого-то толчка готы во 2-й половине II века в большом количестве двинулись на юг под предводительством своего короля Филимера, пересекли болотистую долину реки Припяти, раздробив здесь славянские племена, и к началу III века проникли в Черноморские области. Быстро заняли они громадное пространство Черноморья от Дона до Дуная, сорганизовались в государства и тотчас же столкнулись с тогдашним культурным миром и с великой Римской империей – почти одновременно и в Придунавии, и Приднепровии и, что нам особенно сейчас интересно, в Тавриде. Самое значительное столкновение было на Дунае и нередко здесь готы угрожали целости Римской империи.

В Тавриду готы проникли в половине III века. При археологических исследованиях могильников по берегу Черного моря, от Феодосии до Херсонеса (особенно в окрестностях Гурзуфа), были находимы в большом количестве, так называемые, деформированные черепа, которые одни относят к готам, другие к аланам. Здесь они быстро и почти беспрепятственно обосновались. События в культурных центрах Тавриды благоприятствовали им: на Боспоре шли смуты из-за престола, а Херсонес, привыкший за последние 200 лет жить под охраной Рима, в качестве области римской провинции Мезии, не оказал никакого противодействия. Риму в это время было не до Тавриды, он убрал последние войска из Таврики, оставив ее на произвол судьбы. Вся Таврида в руках готов. Скифы (таврические) с этого времени, как политическая единица, больше не существуют; они постепенно теряют свои национальные черты и сливаются с готами и другими народами. Боспор, Херсонес и др. – покорные слуги готов, Феодосия сильно падает, а Ай-Тодор замолк навсегда. Готы так крепко осели в Тавриде, что позднее являются ее автохтонами.

В первый свой период владычества готы пользуются морскими силами Боспора и Херсонеса и разоряют, начиная с Кавказских, берега Черного моря. После первой удачи перебрасываются на Малоазиатский берег и опустошают такие города, как Трапезун (257 г.), Халкедон, Никомидию, Никею, Киос, Апамею, Прусу и др., затем на западном берегу Черного моря – города Истрос, Томи, Анхиол и др., наконец, они прорываются чрез Пропонтиду и Эгейское море в Средиземное море, опустошая острова Родос, Крит, Кипр и др.

Завоеватели Тавриды столкнулись с культурой прежних эллинских колоний, подпали под ее влияние, но в это время в Тавриде, как и во всем греко-римском мире, происходил великий переворот в жизни – от языческой античности к христианству. Последнее захватило и готов и быстро распространилось между ними. Походы их в Малую Азию привели к непосредственному столкновению с христианами. Часто среди пленников были последователи Христа, и они в своем унижении покорили победителей своему Богу. Христианство среди крымских готов усвоено было по восточному обряду, и связи их с христианским востоком продолжаются до последних дней их истории. О христианстве готов уже в 258 году говорит неокесарийский епископ Григорий. Апостолы Евангелия у готов нам мало известны, но бесспорно, что их было много, иначе не было бы такого успеха; у Василия Великого сохранилось одно имя – Евтих. Много было у готов мучеников и мучениц, как записано в грузинских летописях (см. М.Джанашвили).

В IV веке уже появляется в Тавриде готская епархия, и первый епископ Унила принял сан от патриарха Константинопольского Иоанна Златоуста. По смерти Унила готский вождь просит у Константинопольского патриарха нового епископа; этот факт говорит за то, что таврические готы были православные в самом начале, а не ариане, как их другие соплеменники. Религиозному обособлению готов много способствовала их политическая оторванность от главной массы готов (ариан), которая после разгрома державы Германариха (около 375 г.) гунским вождем Баламиром должна была из приднепровского «славного царство готов» уйти в пределы восточной и западной империи.

Гунны. Гунны – тюркское племя, около 371 г. перешли Дон и громили все, что встречали на пути. Главная их масса прошла по южно-русским степям, и только незначительная их часть попала в Тавриду. Центры ее культуры уцелели, но готы, после упорной борьбы с гуннами, вошли в договорное соглашение; часть их ушла на восточный берег Керченского пролива, а большинство осело в горах полуострова, где они образовали поселения под защитой нескольких едва доступных кастелей.(5) Степи же полуострова заняли гунны, что вполне соответствовало их характеру и кочевому образу жизни.

Близость гунской степи к Боспору сказывалась на зависимости последнего от гуннов до времени императора Юстина (518-527).

Подъем Византии при Юстиниане (527-565) отразился и на Тавриде. Юстиниан, желая сохранить таврические области во власти империи, укрепляет их города для борьбы со степняками. Привлекает на свою сторону и готов, сооружая крепости для той же борьбы; на берегу моря, как говорит Прокопий: «построил замок, называемый Алустон (н. Алушта), и замок в Гурзувитах (н. Гурзуф)». В этих замках сохранились незначительные остатки укреплений. Исследованные могильники около этих кастелей относятся учеными к готским. Присутствие обломков византийской поливной посуды говорит о том, что здесь была византийская культура. Гото-греческое население покинуло Гурзуф и Алушту в конце XVIII века, при общем переселении в Новороссию. Прокопий называет страну готов Дори (Dori) и говорит, что она плодородна, хотя и гориста. Готы сосредотачиваются преимущественно между Судаком и Балаклавой. Эта область носит и название «Готия». В горах готы сохранили свой физический тип от смешения с тюрко-монголами. Прокопий описывает готов, как образцовых воинов и дружественных Византии; близость эта выродилась в зависимость от последней, фактически фиктивную. В этом положении готы оставались до падения Византии в 1453 году. Эта зависимость поддерживалась церковью. Готская епархия находилась в зависимости от Константинопольского патриарха даже после падения Византии.

Тавриде вообще, а готам в частности, приходится считаться все с новыми и новыми степняками: сначала с аварами, в незначительном количестве затронувшими полуостров; затем с турками, прорвавшимися около 580 г. и причинившими много беспокойства и греческим колониям, и горным готам. В половине VII века Тавриду пытаются подчинить хазары, а в конце века на Боспоре появляется уже «тудун», наместник хазарского кагана.

Хазары. Отсюда власть хазар распространяется на Сугдею (н. Судак) и по горному Крыму. Их роль расширяется в Тавриде, особенно при Юстиниане II (685-711). История его, полная трагических приключений, привела хазар к тому, что они принимали участие во внутренней политике Византии, а после смерти императора Херсонес находился под протекторатом хазар, но не был присоединен к их владениям.

Совершенно другая участь Готии: она подчинена хазарам, в крепости их Доросе они поставили гарнизон и своего тудуна; но князь готский сохранил свой пост. Из истории Готии этого времени нам много сведений дает «Житие» св. Иоанна Готского, написанное в половине VIII века. Св. Иоанн, родом «из Торжища Парфениты», руководил (около 787 г.) восстанием готов против хазар. Успешное вначале для готов восстание окончилось победой хазар, и епископ был заточен в крепости Фуллы (может быть, позднее Солхат), но потом он бежал в Амастриду, где и умер; тело его привезли и похоронили в монастыре Партенита. Хазары отличались веротерпимостью и, благодаря этому качеству, готы, зависимые политически, свободно развивали свою религию. Епископия их переименовывается в митрополию с кафедрой в столице Готии, с частым пребыванием в Партенитском монастыре. Митрополия разделилась на семь епископий и захватила колоссальную территорию: большую часть Тавриды, нижнее Придонье и нижнее Приволжье. В хазарский период поднимается до тех пор почти неизвестный г. Сугдея (Судак, Солдайя, Сурожь древней Руси).

Вторая половина VIII века полна борьбы в христианском мире между иконодулами и иконокластами, иконопочитателями и иконоборцами, сопровождавшейся ужасами гонений; иконодулы нашли убежища и в Тавриде; почти все христиане полуострова принадлежали к последним во главе с епископами св. Иоанном Готским и св. Стефаном Сурожским. В это время в Тавриде появляется громадное количество монахов, бежавших из империи; прибыв в Тавриду, они положили начало многим монастырям. К этому периоду относят возникновение многих пещерных монастырей.

Перечислим известные многим эти забытые уголки: Шулдан, Мармара, ок. д. Шулю, Качи-Кален, Тепе-Кермен, Черкес-Кермен, Мангуп-Кале, Инкерман, Успенский скит, Бакла и мн. др.

Про пещерножительство нужно сказать, что оно было и раньше – его можно отнести к началу христианства в Тавриде.(6)

В первой половине IX века Готия освобождается от протектората хазар и входит в фему(7) Херсонеса с названием готских «климатов»; хазары ослабевают, вероятно, вследствие неурядиц в степях. К этому времени относится появление в Тавриде варяжских дружин, разбойничавших по берегам Тавриды (напр., кн. Бравлин).

Хазарское владычество падает. Возникает и быстро проходить на юге России владычество мадьяр, а за ними между Доном и Дунаем появляются печенеги, в руках которых сосредоточиваются все связи Тавриды с севером.

Нам известны связи Руси только с культурными центрами Тавриды: Херсонесом и Боспором. Возникновение Тмутараканского княжества подтверждает то, что хазары потеряли значение в Прикубании и слабы в Придонии и Поволжье. Влияние Византии расширяется по Таврическому берегу. В разряд Херсонесской фемы входит и Сугдея, только Боспор подпадает под власть нового русского княжества; херсонесская фема, а вероятно, и готы платят Византии определенную подать. Эта зависимость продолжается от XI до начала XIII в.

Готы в Крыму

Готы - название союза германских племён, кочевавших во время Великого Переселения народов в III веке в районы Северного Причерноморья. Среди народов, населявших Крым в позднеантичное и средневековое время, пожалуй, одним из самым загадочных для историков является восточно-германское племя готов.

Готы, жившие до III века н. э. на периферии известного грекам и римлянам варварского мира, были обойдены вниманием античных писателей. Поэтому очень мало информации о раннем периоде их истории. Тем не менее, некоторые данные древних авторов о германцах вполне применимы и к готам. Наиболее подробные и интересные сведения о них оставил римский историк I - начала II века н. э. Корнелий Тацит. По словам Тацита, «...всем им присущ тот же облик: жесткие голубые глаза, русые волосы, рослые тела, способные только к кратковременному усилию; вместе с тем им не хватает терпения, чтобы упорно и напряженно трудиться, и они совсем не выносят жажду и зноя, тогда как непогода и почва приучили их легко претерпевать холод и голод».

Сведения о происхождении готов имеют легендарный характер. Ведь, по словам римского историка, «германцам известен только один... вид повествования о былом древние песнопения». И действительно, готский историк VI века н. э. Йордан, написавший труд о происхождении и истории своего народа, уточняет, что описанные им события вспоминаются «в древних... песнях как бы наподобие истории и для всеобщего сведения». Иордан повествует о переселении готов на трех кораблях из Скандинавии через Балтийское море в область нижней Вислы и их наполненном битвами и героическими деяниями пути на юг, к Черному морю, где они достигли желанной земли в Скифии, на готском языке называемой «Ойум».

«С этого самого острова Скандзы (Скандинавский полуостров), как бы из мастерской, изготовляющей племена или, вернее, как бы из утробы, порождающей племена, по преданию, вышли некогда готы с королем своим по имени Бериг. Лишь только, сойдя с кораблей, они ступили на землю, сразу же дали прозвание тому месту. Говорят, что до сего дня оно так и называется Готискандза (устье Вислы)... Когда там выросло великое множество люда, а правил всего только пятый после Берига король Филимир, сын Годарига, то он постановил, чтобы войско готов вместе с семьями двинулось оттуда. В поисках удобнейших областей и подходящих мест для поселения он пришел в земли Скифии, которые на их языке назывались Ойум. Филимир, восхитившись великим обилием тех краев, перекинул туда половину войска, после чего, как рассказывают, мост, переброшенный через реку, непоправимо сломался, так что никому больше не осталось возможности ни прийти, ни вернуться... Та же часть готов, которая была при Филимире, перейдя реку, оказалась перемещенной в область Ойум и овладела желанной землей. Тот час же без замедления подступают они к племени спадов и, завязав сражение, добиваются победы. Отсюда уже, как победители, движутся они в крайнюю часть Скифии, соседствующую с Понтийским морем».

Однако и на новом месте готы долго не задержались. Начинается продвижение германцев на юг. Уже во второй трети III века н. э. готы занимали огромные территории от низовьев Дуная до Днепра. Вот что пишет Йордан о происхождении трех крупнейших готских племенных объединений: «Ты должен помнить, что вначале я рассказал, как готы вышли из недр Скандзы со своим королем Беригом, вытащив всего только три корабля на берег по эту сторону Океана... Из всех этих трех кораблей один, как бывает, пристал позже других и, говорят, дал имя всему племени, потому что на готском языке «ленивый» говорится «gepanta». Отсюда и получилось, что, понемногу искажаясь, родилось из хулы имя гепидов... Когда готы остановились в Скифии, часть их, владевшую восточной стороной, возглавлял Острогота; либо от этого имени, либо от места, то есть «восточные», называются они остроготами; остальные же - везеготами, то есть с западной сторон».

В середине III века н. э. готы почувствовали себя достаточно сильными, чтобы бросить вызов Риму. Римская империя переживала в ту пору глубокий экономический и политический кризис. Одним из его проявлений было ослабление легионов, находившихся на северо-восточных границах Империи. В 250 году н. э. огромная армия готов и их союзников переправилась через Дунай и начала грабить балканские провинции. Для борьбы с варварами римские императоры были вынуждены задействовать все резервы. Вероятно, сразу после 250 года н. э. римские войска были выведены из Херсонеса. Тогда же, или несколько ранее, римский гарнизон оставил и Харакс. Считается, что легионеров, ранее находившихся в Крыму, перебросили на Дунай для пополнения находившейся там римской армии. В 1971 году в долине реки Качи нашли клад, состоявший из римских серебряных монет и фибулы. Клад был, очевидно, спрятан одним из участников сражений на Дунае. Самая поздняя из найденных монет выпущена в 251 году н. э. и, таким образом, первое появление готов в Крыму произошло в этом году или чуть позже.

Готам удалось разгромить позднескифское государство, уничтожить Неаполь и другие крепости. Захватили и ассимилировали остававшихся там скифов и заняли весь полуостров, кроме Херсонеса. Для Боспорского царя Рескупорида IV (242-276 года н. э.) появившиеся у границ его владений варвары представляли серьезную угрозу. Надежды на помощь Рима не было - все силы Империя бросила на защиту придунайских провинций. Вероятно, для борьбы с готами Рескупорид взял в соправители некоего Фарсанза, однако эта мера не уберегла Боспор от неприятностей. Одним из объектов готской агрессии стали города, расположенные на южном и восточном берегах Черного моря. Синопа, Трапезунт, Амис, Питиунт находились на одном из важнейших торговых путей древности, соединявшем страны Востока и Запада. Посредническая торговля была чрезвычайно прибыльной, а богатства жителей этих городов - привлекательной добычей. Однако добраться до восточного и южного побережья Понта можно было только по морю, а кораблей у готов не было. Очевидно, одному из их вождей пришла в голову мысль «позаимствовать» столь необходимые корабли вместе с командами на Боспоре. Вот что писал по этому поводу историк Зосим во второй половине V века:

«Готы... попытались даже переправиться в Азию и легко устроили это при посредстве жителей Боспора, скорее из страха, чем из расположения давших им суда и показавших путь при переправе. Пока у них (боспорцев) были цари, получавшие власть по праву наследства от отца к сыну, то вследствие дружбы с римлянами, правильно организованных торговых сношений и ежегодно посылаемых им императором даров они постоянно удерживали скифов (Византийские историки часто называли «скифами» готов), желавших переправиться в Азию. Когда же по исчезновению царского рода во главе правления стали недостойные и потерянные люди, то, боясь за себя, они предоставили скифам проход через Боспор в Азию, переправив их на собственных судах, которые они взяли обратно и возвратились домой». Вероятно, правители Боспора попытались избавиться от появившихся в их владениях варваров и с этой целью предоставили им корабли вместе с командами. Однако сохранить свое государство в неприкосновенности боспорским царям все же не удалось. В ходе археологических раскопок в Керчи были обнаружены следы большого пожара, произошедшего в 256 году н. э. Начиная со следующего года, сначала сокращается, а потом и вовсе прекращается чеканка боспорских монет. Таким образом, готское вторжение не прошло бесследно для Боспорского царства.

На протяжении третьей четверти III века н. э. варвары не раз использовали Боспор в качестве базы или опорного пункта, откуда начинались набеги на причерноморские города и римские провинции в Малой Азии. Во время походов в Малую Азию готы возвращались с огромным количеством пленников, за которых потом требовали выкуп. Среди последних было много христиан. Вместе с ними христианство распространилось и среди готов. Уже в 325 году н.э. под документами Вселенского Собора, состоявшегося в городе Никее, свою подпись рядом с подписью Кадма, епископа Боспора, поставил Феофил, епископ Готии. Но единого мнения, где располагалось это епископство в Крыму, на Нижнем Дунае или на территории Черняховской культуры - не существует. Однако этот поход закончился для варваров крайне неудачно - они были разгромлены императором Тацитом и повернули обратно. Возвратившихся на Боспор готов победил в сражении царь Тейран (275-278 года н. э.). В честь этого события в Пантикапее была установлена посвятительная надпись. По-видимому, Тейрану удалось установить контроль над всей прежней территорией Боспорского царства, ликвидировать опасность со стороны варваров и возобновить дружественные отношения с Римской империей. Приблизительно в это же время Риму удалось нанести поражение германцам.

В середине III века в Крыму появляются могильники, которые современные исследователи связывают с германцами. В них хоронили по обряду трупосожжения. Могильник на Черной речке, близ Севастополя, биритуален, то есть здесь были и трупоположения, и трупосожжения. Вероятно, этот некрополь совместно использовали германцы и их союзники - сарматы и аланы. Еще один могильник с кремациями возник на Южном Берегу Крыма, на мысе Ай-Тодор, поблизости от оставленного римлянами Харакса. Третий подобный некрополь раскопан на южном склоне горы Чатыр-Даг. Существовало несколько разновидностей погребального обряда. Как правило, погребальный костер находился за пределами могильника. На нем сжигали останки умершего вместе с наименее ценными вещами. Затем в некоторых случаях кости тщательно очищали от золы и вместе с остатками инвентаря помещали в урну. Сюда же добавляли изделия из серебра, меди, стекла. Урнами служили амфоры или большие лепные или краснолаковые сосуды. Часто горла урн закрывали лепными или краснолаковыми мисками, фрагментами разбитых сосудов, кирпичами или плоскими камнями. Затем урну ставили в небольшую прямоугольную могилу. В некоторых могилах помимо урн с прахом находились один или несколько краснолаковых или лепных сосудов, орудия труда, оружие, украшения. В отдельных случаях дно и стенки могильной ямы обкладывали каменными плитами, а после совершения захоронения еще одной плитой могилу перекрывали сверху, образуя тем самым подобие каменного ящика. Иногда плиты не использовали, но, после того, как в могильную яму опускали урну с прахом, ее перекрывали небольшими камнями. Наконец, известны случаи, когда могилу просто засыпали грунтом. Бывало, что урны не использовали, пережженные кости вместе с остатками погребального костра и тризны складывали в могильную яму и перекрывали камнями. В некоторых случаях погребальный костер был сложен прямо поверх могильной ямы, причем все его остатки не вмещались в могилу, но образовывали над ней невысокий холмик. Его затем обкладывали камнями и получался небольшой курганчик. В погребениях найдены предметы вооружения - меч, боевые топоры, наконечники копий; стеклянная, краснолаковая и лепная посуда; украшения - пряжки, фибулы, браслеты, подвески, серьги, кольца, перстни, бусы; римские и херсонесские монеты.

Описанные погребения схожи с захоронениями, исследованными в германских могильниках, раскопанных на территории Польши. Таким образом, ясно, что некрополи Чатырдаг, Ай-Тодор и часть могильника на Черной речке принадлежали переселившимся в Крым готам. Некоторые различия в погребальном обряде объясняются, вероятно, тем, что население, оставившее эти памятники, включало представителей нескольких племен. Отдельные погребения (как правило, воинов) сопровождались набором разнообразного погребального инвентаря, в то время как основная масса могил безынвентарные. Этот факт говорит о существовании у готов имущественного и, вероятно, общественного неравенства. Поселения, связанные с некрополями крымских готов, пока не известны. При раскопках Чатырдагского и Ай-Тодорского могильников в стороне от собственно некрополей обнаружены скопления преднамеренно разбитых амфор и лепной посуды. Здесь же найдены кости животных, причем трубчатые кости расколоты - из них доставали мозг. Однако следов, каких бы то ни было построек здесь не обнаружено. Предполагают, что на этих местах происходил поминальный пир - тризна. В мирное время готы занимались земледелием. Они выращивали пшеницу, часть которой через Херсонес поступала на рынки Византийской империи. В Херсонесе германцы покупали вино и оливковое масло в амфорах, краснолаковую и стеклянную посуду, украшения. Торговля, вероятно, была меновой. В некоторых монетах, найденных в погребениях готов, просверлены отверстия - следовательно, их использовали в качестве украшений.

У германцев было развито ремесленное производство. Кузнецы изготовляли оружие и украшения из серебра, бронзы, железа. В отличие от других варваров, готы умели пользоваться гончарным кругом. Они изготовляли кувшины, миски и большие трехручные сосуды - «вазы». Пришедшие в Крым готы были язычниками. Они поклонялись богам, олицетворявшим силы природы. В погребениях германцев в могильнике у совхоза «Севастопольский» найдены несколько подвесок в форме молоточков. В германской мифологии молот - оружие бога грома и молнии Тора. Готы верили в существование потустороннего мира - не случайно их погребения сопровождал разнообразный инвентарь, который должен был служить владельцу и на том свете. Во второй половине IV века н. э. происходивший из рода Амалов король остроготов Германарих создал в Северном Причерноморье обширное государство. В «державу Германариха» были объединены различные германские племена, в том числе остроготы, герулы, венеты. Входили в ее состав и крымские готы. По сообщению Аммиана Марцеллина, в 362 году н. э. к византийскому императору Юлиану прибыло посольство боспорцев с просьбой «... чтобы за внесение ежегодной дани им дозволено было мирно жить в пределах родной земли». Скорее всего, это было вызвано усилившимся давлением готов на Боспор. Возможно, Боспорское царство стало частью государства Германариха. Последнее, правда, просуществовало недолго - в 70-х годах IV века оно было разгромлено гуннами.

Началась эпоха Великого переселения народов. В результате бесконечных войн и переселений, везеготы достигли Испании, а остроготы - Италии, где основали свои королевства. Та же часть готов, которая обосновалась в Крыму, не покинула своих мест. Появление гуннов в Крыму привело к вынужденной миграции жителей предгорной части полуострова. Они оставили обжитые места и переселились в менее доступные районы Горного Крыма и Южного берега. Именно эти области с VI по XV век традиционно назывались Готией.

Литература:

1. Кизилов М.Б., Масякин В.В. Готы: научно-популярная литература // Храпунов И.Н., Герцен А.Г. От киммерийцев до крымчаков: народы Крыма с древнейших времен до конца XVIII в. : сборник очерков / Ист.-археол. благотвор. фонд "Наследие тысячелетий". - Изд. 2-е, перераб. и доп. - Симферополь: Доля, 2004. - С. 16-24: ил. - Библиогр. в конце ст.: 4 назв. . - ISBN 966-8584-38-4

Красивые места Крыма

Крымские готы бесследно пропали в XVII веке - после завоевания полуострова турками-османами. Куда ушел целый народ? Каким был его язык? Историкам крымские готы оставили много работы.

Готы и «готическое»

Некоторые ученые считают, что Великое переселение народов спровоцировали именно готы, вытеснившие вандалов и ругов с их земель. Готы разговаривали на германском языке – готском, а в IV веке легендарный епископ Вульфила создал для них готский алфавит, а вскоре и перевел Библию, так как именно готы стали первыми германскими племенами, принявшими христианство.

Готы прославились тем, что сокрушили римские легионы, захватили Рим и покорили множество земель, за что впоследствии эпоха Ренессанса, преклоняющаяся перед античной классикой, отомстила им, сделав слово «готический» синонимом варварского, и заклеймив последующие достижения всех германских народов

Крым. Начало

Переселившись к низовьям Вислы, готы запустили цепную реакцию. Под давлением варварских племен, Римская империя быстро пала, и готы распространили свое влияние от Восточной Европы до Поволжья и Крыма.

В Крыму часть готов подчиняет себе аланов, одно из сарматских ираноязычных кочевых племен, после чего совместно с ними совершают набеги на полуостров. В исторических источниках того времени даже встречается память о таком тесном союзе двух народов – этноним гото-аланы.

Готы расселились по южной части Крыма и на Керченском полуострове. Затем Европа была потрясена наступлением гуннов, или хунну – кочевников из Азии.

Готы в это время находились между византийскими владениями, в частности, крупнейшим городом Херсонесом, и гуннами.

Оплотом Готии стала крепость Дорос, после завоевания хазарами и до наших времен называемая Мангуп-кале – огромный пещерный город, до сих пор являющийся туристической меккой Крыма. Изолированное горное плато было снабжаемо питьевой водой из горных источников, и потому являлось уникальной, наполовину искусственной, а наполовину природной фортификацией.

У крымских готов был надежный союз с Византийской империей, из которой на полуостров стекалась интеллектуальная элита Византии, бегущая от преследований иконоборцев – образованные монахи, а однажды – даже сосланный император Юстиниан II, а иноземцы называли их государство «страной сорока замков».

С XII века готы начинают платить дань татарам и половцам: даже в «Слове о полку Игореве» крымские готы описываются как народ, тяготящийся чужеземным игом. Несмотря на тяжелые времена, они продолжали заниматься торговлей, и до нас дошли даже упоминания об их торговых контактах с Новгородом (XII век). Общемировая перестановка сил затрагивает хороших соседей крымских готов, византийцев, с которыми начинает конкурировать Трапезундская империя.

Тем временем, земли у Кафы (современная Феодосия) покупают генуэзские колонисты, а затем, при помощи договора с ханом Мамаем, основывают там небольшое княжество Феодоро, называемое еще «Княжество Готия», вытеснив самих готов ближе к горам. Территория крымских готов с этого момента простиралась от Балаклавы до Алушты – древних Ямболи и Алистона, а важнейшие крепости перешли в руки генуэзцев.

Так Готия разделилась на две части, но упорные готы не сдались в этой борьбе, и продолжали строить крепости – исары, и возвращать назад свои земли. Крымские готы показывали себя и как успешных политиков, заключив брак княжеской дочерей с императором Трапезунда.
Однако после немногочисленных побед, Готия терпит сокрушительное поражение: турки берут в 1475 году Кафу (в настоящее время сохранилась крепость), а затем осаждают Мангуп, что приводит к разрушению государства крымских готов. Край приходит в упадок, оказавшись на окраине турецких земель, а готский княжеский род сохраняется в боярской семье Головиных – готских князей-эмигрантов, живших в Москве. Готы-крестьяне, тем временем, продолжали изолированно жить в горах, и ассимилировались лишь спустя века

Тайна крымских готов

Несмотря на то, что после IX века слово «гот» стало личным именем, и археологам не удавалось найти каких-либо более новых непосредственно готских источников, о крымских готах было известно благодаря историческим документам стран-соседей.

Но судьба готов не закончилась с падением их государства в XV веке. Посланник австрийского императора Фердинанда, барон Ожье Гислен де Бусбек, в конце XVI века в своем письме упоминает, что однажды во время дипломатической миссии в Османской империи, он встретил в Стамбуле одного человека, утверждавшего, что он – крымский гот. Он забыл свой родной язык, однако его спутник, грек, якобы владел крымско-готским языком, и после краткой беседы Бусбек составил небольшой крымско-готский словарь, являющийся единственным письменным памятником этого языка, похожего на готский времен Вульфилы.

В XVIII-XIX веках среди крымских татар этнографы обнаруживают нетипично выглядящих людей, отдаленно напоминающих по антропологическим признакам крымских готов, вследствие чего рождается теория о том, что готы продолжают существовать на территории Крыма. За эту теорию цепляются нацистские ученые, планирующие присоединить Крым к Рейху и создать там «Готенланд», то есть, землю готов.

Таким образом, «готский вопрос» давал немцам повод предъявить свои исторические права на владения исконной территорией, землей предков. В 1942 году была снаряжена экспедиция на полуостров, в ходе которой обследовались Бахчисарай и Мангуп. Гитлер отдал приказ заселить в будущем территорию Крыма немцами-эмигрантами из Южной Америки и Палестины, или южнотирольцами.

Население Крыма, наводненного немецкими эмигрантами, по плану фюрера, должно было поддержать этот план. Однако грандиозная схема провалилась: последовали депортации немцев Крыма и Вторая мировая, разрушившая национал-социалистическую Германию. Симферополь так и не стал «Готенбургом» – городом готов, Севастополь – «Готенсхафеном», готской гаванью, а сам Крым - «Готенлендом»