По литературе

Педразвитие. Что вы знаете об этом крейсере? Великая Октябрьская социалистическая революция сделала Россию доминирующим фактором развития планеты

Комитет по образованию

Администрации муниципального образования

«Город Майкоп»

МБОУ «СШ № 6»

Педагогические чтения

Секция «Революции в России 1917 года»

Литературная гостиная

«Слово о революции»

Киндсфатер Татьяна Анатольевна,

Учитель русского языка и литературы высшей категории.

г. Майкоп, 2017

Введение.

До сих пор не утихают споры о значении и роли Февральской революции 1917 года и Великой Октябрьской социалистической революции, произошедшей в России осенью 1917 года. Кто-то считает, что революция стала настоящей трагедией для России, ввергнувшей страну в хаос кровопролитной гражданской войны. Другие, напротив, утверждают, что революция была для нашей страны подлинным рывком вперёд и дала ей возможность не только выжить в тяжелейших условиях, созданных Первой мировой войной, но и превратиться впоследствии в одно из сильнейших государств планеты. Тема революции 1917 года очень многогранна и сложна - смотреть на неё с одной стороны, значит заведомо заблуждаться.

В нашей литературной гостиной мы попытались представить различные взгляды (безусловно, далеко не все) на революции 1917 года поэтов и писателей той эпохи.

Литературные гостиные появились еще в XIX веке и были очень популярны в качестве формы художественно-творческих вечеров.

Современным школьникам тоже нравится посещать такие мероприятия и участвовать в них. Наши литературные гостиные – это не только углубление в школьную программу по истории, литературе и искусству, более близкое знакомство с писателями, поэтами, но и привлечение учащихся к искусству слова, к работе с текстом, расширение их кругозора, возможность каждому ученику проявить себя, показать, развить свой талант и способности. Участие школьников в наших литературных гостиных помогает также решать и еще одну очень важную задачу, ставшую особо актуальной именно в век информационных технологий – развивает речь учащихся.

Наши литературные гостиные в школе – это большие возможности для всестороннего развития детей: мы создаем условия учащимся для их успешного самосовершенствования и мотивируем их на дальнейшее саморазвитие и самопознание. Кроме этого формируется и совершенствуется не менее важный для современного школьника навык чтения художественной литературы, что также способствует формированию общего гуманитарного знания и гуманитарной образованности. Известно, к сожалению, что в XXI веке очень остро стоит проблема негативного отношения детей и подростков к чтению. Современные компьютерные технологии на какое-то время заняли лидирующие места в списке приоритетов современных подростков. Однако, в последнее время мы наблюдаем возрастание интереса к чтению, независимо от формы книги, будь то книга в традиционном печатном издании или электронная книга, которую молодые люди предпочитают читать, используя свои современные «гэджеты». Именно поэтому мы уделяем большое внимание проведению литературных гостиных в нашей школе и привлечению все большего числа наших учащихся в ряды их активных участников.

В ходе литературной гостиной демонстрируются слайды с портретами поэтов и писателей и выдержками из их стихотворений и высказываний.

При подготовке литературной гостиной использованы литературные источники (см. Приложение № 1).

Литературная гостиная «Слово о революции».

Слайд № 1

Цели и задачи:

Познакомить обучающихся с фактами истории, связанными с революциями в России 1917 года;

Раскрыть своеобразие литературного процесса начала 20 века;

Донести до обучающихся атмосферу тревожности времени эпохи начала 20 века;

Формировать культурообразное мышление обучающихся на основе интеграции знаний истории и литературы;

Обогатить духовный мир обучающихся, корректировать их эмоциональную сферу;

Создать творческую среду;

Развить читательский интерес;

Развивать творческих способности обучающихся.

Оформление: плакаты, фотографии эпохи 1917 г.

Презентация.

Целевая аудитория: обучающиеся 9 – 11 классов.

Участники: обучающиеся 9 – 11 классов в роли ведущих и «приглашенных» писателей. В гостиную приглашены поэты и писатели начала 20 века: Михаил Пришвин, Зинаида Гиппиус, Николай Бердяев, Иван Бунин, Валерий Брюсов, Александр Блок, Владимир Маяковский, Максим Горький, Осип Мандельштам, Марина Цветаева, Сергей Есенин, Михаил Булгаков, Александр Фадеев, Максимилиан Волошин.

Звучит в записи гимн дореволюционной России «Боже, царя храни!»

Ведущий 1. (слайд № 2) Роковая страна, ледяная,

Проклятая железной судьбой –

Мать Россия, о Родина злая,

Кто же так подшутил над тобой?

Ведущий 2. Эти строки из стихотворения «Родина» поэта Андрея Белого передают острые переживания всех мыслящих людей России за судьбу своей родины в начале 20 века.

Ведущий 3. «Мне на плечи кидается век-волкодав», - сказал в одном из своих стихотворений поэт Осип Мандельштам и был пророчески прав.

Ведущий 1. 20 век ознаменовался в России тремя революциями: в 1905 году («Кровавое воскресенье») и двумя в 1917 году, столетие которых мы отмечаем сегодня, в 2017 году.

Ведущий 2. Сегодня мы собрались в нашей гостиной, чтобы еще раз обратиться к истории этих событий далекого прошлого.

Ведущий 3. Конец 19 – начало 20 века в России – это период мощного кризиса, охватившего чуть ли не все стороны русской жизни. Вот что написал в своих «Дневниках» Михаил Пришвин 30 марта 1917 года.

Михаил Пришвин: (слайд № 3) «Приближенные царские давно уже, как карамельку, иссосали царя и оставили народу только бумажку. Но все государство шло так, будто царь где-то есть. Та часть народа, которая призывала к верности царю, сама ни во что не верила. Не было времени, и можно было узнать его скорость лишь в быстрой смене министров и росте цен. В тишине безвременья каждый давно уже стал отворачиваться от забот государственных и жил интересом личным: все грабили. Это привело к недостатку продуктов в городах и армии. Недостаток хлеба вызвал бунт…»

Ведущий 1. 1917 год с его двумя революциями – Февральской и Октябрьской – на многие десятилетия определил путь, по которому будет развиваться отечественная история и культура. Через произведения русской литературы можно услышать голоса ушедшей эпохи, стать участником споров, которые велись во всех слоях российского общества.

Ведущий 2. Все началось с хлебного кризиса. В конце февраля 1917 года из-за снежных заносов был сорван график грузовых перевозок хлеба и пошли слухи о скором переходе на карточки на хлеб. У хлебных лавок образовались очереди, потом начались беспорядки. 21 февраля толпа с лозунгом «Хлеба, хлеба!» начала громить булочные лавки.

Ведущий 3. (слайды № 4 и № 5) Почти одновременно с хлебным бунтом возникла забастовка рабочих лафетноштамповочной мастерской Путиловского завода, к которым стихийно присоединились рабочие других заводов и фабрик. К 23 февраля в столице бастовали уже около 100 000 рабочих с 50 предприятий. Демонстранты требовали уже не только хлеба и прекращения войны, но и свержения самодержавия.

Ведущий 1. Вот что написала Зинаида Гиппиус в своем дневнике.

Зинаида Гиппиус: (слайд № 6) 23 февраля 1917года: «Сегодня беспорядки. Никто, конечно, в точности ничего не знает… до сих пор никакой картины организованного выступления не наблюдается, но очень похоже, что это обыкновенный голодный бунтик, какие случаются в Германии. Правда, параллелей нельзя проводить, ибо здесь надо учитывать громадный факт саморазложения правительства… как в воде, да еще мутной, мы глядим и не видим, в каком расстоянии мы от краха. Он неизбежен».

Ведущий 2. Телеграмма М.В. Родзянко Николаю II о положении в Петрограде 26 февраля 1917 г. : « Положение серьезное. В столице - анархия. Правительство парализовано. Транспорт продовольствия и топлива пришел в полное расстройство. Растет общественное недовольство. На улицах происходит беспорядочная стрельба. Части войск стреляют друг в друга. Необходимо немедленно поручить лицу, пользующемуся доверием страны, составить новое правительство. Медлить нельзя. Всяческое промедление смерти подобно. Молю Бога, чтобы в этот час ответственность не пала на венценосца».

Ведущий 2. 24 февраля власть была передана командующему войсками Петроградского военного округа генерал – лейтенанту Хабалову. Он получает телеграмму от императора: «Повелеваю завтра же прекратить в столице беспорядки, недопустимые в тяжелое время войн с Германией и Австрией. НИКОЛАЙ». Но военная диктатура Хабалова не удалась: большинство войск отказалось ему подчиняться.

Ведущий 3. (слайд 7) Вслед за Петроградом забастовала и Москва. Ко 2 марта были захвачены вокзалы, арсеналы и Кремль. В этот же день, около 15.00 часов Николай 11 принял решение отречься от престола в пользу своего наследника, цесаревича Алексея, при регентстве младшего брата Михаила Александровича, но в течение дня принял решение отречься также и за наследника.

Ведущий 1. Великий князь Михаил Романов тоже отказался от престола и издал Манифест, призывая всех подчиниться власти Временного правительства до созыва Учредительного собрания.

Ведущий 2. Экс-император Николай 2 отреагировал на эту новость записью в дневнике: «Бог знает, кто надоумил его подписать такую гадость!» На этом Февральская революция закончилась.

Ведущий 3. В России наступило двоевластие: Временного правительства и Совета рабочих и солдатских депутатов. Между ними возникли споры не только по вопросам правления, но и в вопросе о государственном гимне. Временное правительство утвердило «Рабочую Марсельезу» со словами Петра Лаврова, (звучит в записи музыка «Марсельезы») но Петроградский Совет рабочих и солдатских депутатов провозгласил гимном «Интернационал».

Звучит в записи «Интернационал».

Ведущий 1. Николай Бердяев, русский религиозный и политический философ, автор оригинальной концепции философии свободы говорил…

Николай Бердяев: (слайд № 8) «Кто был никем, тот станет всем» - этот принцип революционного переворота, провозглашенный «Интернационалом», отредактирован жизнью: «Кто был никем, тот стал ничем». Революция отрицает не только личность, но также и связь с прошлым, с отцами, она исповедует религию убийства, а не воскресения». Причину революции я вижу в том, что «власть имеющие не исполнили своего назначения… Сверху не происходило творческого развития, не излучался свет… не было творческих духовных сил для реформирования общества… и потому прорвалась тьма снизу».

Ведущий 2. В книге «Окаянные дни» писатель Иван Алексеевич Бунин пишет.

Иван Бунин: (слайд № 9) «…сатана Каиновой злобы, кровожадности и самого дикого самоуправства дохнул на Россию именно в те дни, когда были провозглашены братство, равенство и свобода… В человеке просыпается обезьяна… Блок слышит Россию и революцию, как ветер… О словоблуды! Реки крови, море слез, а им все нипочем».

Ведущий 3. В этой же книге Бунин попытался объяснить причину революции.

Иван Бунин: «Страшно равнодушны были к народу во время войны, преступно врали об его патриотическом подъеме, даже тогда, когда уже и младенец не мог не видеть, что народу война осточертела. Откуда это равнодушие? Между прочим, и от присущей нам беспечности, легкомысленности, непривычки и нежелания быть серьезными в самые серьезные моменты. Подумать только, до чего беспечно, спустя рукава, даже празднично отнеслась вся Россия к началу революции, к величайшему во всей истории событию, случившемуся во время величайшей в мире войны!»

Ведущий 1. В России изменилась и государственная символика: временно оставили двуглавого орла, но без атрибутов царской власти и без Георгия Победоносца на груди. Символом Февральской революции стал красный бант и красные знамена. В речь вошло слово «товарищ».

Ведущий 2. Писатель Михаил Пришвин в «Дневниках» написал…

Михаил Пришвин: «Сегодня, 26 февраля, все газеты не вышли. Весь город наполнен войсками. «И кого ты тут караулишь!» - говорит женщина своему солдату. И как видно, что он не знает, кого он караулит: враг-то свой». 3 марта: «Время. Редко кто может сказать о событиях с точным определением времени, так много всего пробегает в обыкновенный его час. День чудесный – солнечно-морозный. Март. И возрастающая радость народа. На Невском огромное движение, снимаются иллюминационные императорские гербы, складываются в кучи, зажигаются, а в витринах показывается объявление об отречении царя. Процессии рабочих-солдат с: «социалистическая республика» - «вставай, подымайся» («Боже, царя храни» не существует)».

Ведущий 3. Настроения поэта В.Я.Брюсова в первые дни Февральской революции были созвучны настроениям миллионов россиян. Рухнул царизм! Многие считали, что жертвы, пролитая кровь, страдания остались позади. Вся страна бурно митинговала, словно торопясь наверстать упущенное за долгие века вынужденного молчания.

Валерий Брюсов: (слайд № 10)

Воплощены сны вековые

Всех лучших, всех живых сердец.

Преображенная Россия

Свободной стала наконец!

Ведущий 2. Встреченная с энтузиазмом Февральская революция 1917 года хоть и покончила в России с абсолютной монархией, очень скоро разочаровала революционно настроенные «низовые слои» - армию, рабочих и крестьян, которые ожидали от неё завершения войны, передачи земли крестьянам, облегчения условий труда для рабочих и демократического устройства власти.

Ведущий 3. В стране сложилась мощная система Советов рабочих и солдатских депутатов, ставшая альтернативой органам Временного правительства.

Ведущий 1. Временное правительство в июле 1917 года проводит массовые аресты депутатов Петроградского Совета, и в это же время в Петрограде проходят демонстрации под лозунгом «Вся власть - Советам!»

Ведущий 2. Большевики взяли курс на вооружённое восстание в августе 1917 года. События развивались стремительно.

Ведущий 1 . (слайд № 11) В 10 часов утра 25 октября Военно-революционный комитет выпустил воззвание, в котором сообщал, что вся «государственная власть перешла в руки органа Петроградского Совета рабочих и солдатских депутатов». В 21:00 холостой выстрел орудия крейсера Балтийского флота «Аврора» подал сигнал к началу штурма Зимнего дворца, и в 2 часа ночи 26 октября Временное правительство было арестовано.

Ведущий 2. К революционным событиям 1917 года отношение было неоднозначное и противоречивое: от «Моя революция, пошел в Смольный» В Маяковского до «Окаянных дней» И.Бунина. Вот как к ним отнесся поэт Александр Блок.

Александр Блок: (слайд № 12) Переворот 25 октября … встретил радостно, с новой верой в очистительную силу революции... ходил молодой, веселый, бодрый, с сияющими глазами и прислушивался к той "музыке революции", к тому шуму падения старого мира, который непрестанно раздавался у меня в ушах.

Ведущий 3. Маяковский тоже восторженно отнесся к революции, и это отношение красной нитью проходит через все творчество поэта. Однако автор прекрасно осознает, что смена власти – это серьезное общественное потрясение, которое несет в себе не только свободу простому народу, но и разруху, голод, болезни и пьяный разгул. «Ода революции» - знаковое в этом отношении стихотворение.

Владимир Маяковский: (слайд № 13)

Тебе,

Освистанная,

Осмеянная батареями,

Тебе,

Изъязвленная злословием штыков,

Восторженно возношу

Над руганью реемой

Оды торжественное

«О!»

О, звериная!

О, детская!

О, копеечная!

О, великая!

Каким названьем тебя еще звали?

Как обернешься еще, двуликая?

Ведущий 1. «Как обернешься еще, двуликая?», - интересуется поэт, и в этом вопросе нет праздного любопытства, так как за очень короткий период времени Маяковский увидел не только достижения новой власти, но и ее беспардонность, грубость, несостоятельность. Поэтому автор теряется в догадках, что именно сулят его родине эти перемены, пугающие своей беспощадностью.

Ведущий 2. В то же время Маяковский в восторге от перемен, поэтому, обращаясь к революции, с воодушевлением восклицает «О, четырежды славься, благословенная!» . И в этой строчке нет пафоса, так как поэт искренне верит в новое общество, не подозревая, что двойственная суть революции, которую он воспевает, еще не раз проявит себя, обернувшись для народа лишениями и унижениями.

Ведущий 3. Маяковский искренне убежден, что революция и поэзия нужны друг другу, он верит в действенность слова.

Владимир Маяковский. (см. Приложение № 2)

Ведущий 1. А вот писатель Иван Алексеевич Бунин резко отрицательно отнесся как к Февральской, так и к Октябрьской революции.

Иван Бунин: (слайд № 14)

Стой, солнце!

Летят, блестят мелькающие спицы,

Тоскую и дрожу,

А все вперед с летящей колесницы,

А все вперед гляжу.

Что впереди? Обрыв, провал, пучина,

Кровавый след зари?

О, если б власть и властный крик Навина:

«Стой, солнце! Стой, замри!»

Ведущий 2. Бунин до боли в сердце переживал трагедию русского народа. Свою ненависть к большевикам он выразил в дневнике «Окаянные дни». Писателя обвиняли и в ненависти к России. В «Окаянных днях» он пишет.

Иван Бунин. «Есть два типа в народе. В одном преобладает Русь, в другом – Чудь, Меря. Но и в том и в другом есть страшная переменчивость настроений, обликов, «шаткость», как говорили в старину. Народ сам сказал про себя: «Из нас, как из дерева, - и дубина, и икона», - в зависимости от обстоятельств, от того, кто это дерево обрабатывает, Сергий Радонежский или Емельян Пугачев. Если бы я эту «икону», эту Русь не любил, не видал, из-за чего же бы я так сходил с ума все эти годы, из-за чего страдал так беспрерывно, так люто?»

Ведущий 2. Зинаида Гиппиус, воспитанная в старой христианской морали, считала, что Россию посетил Антихрист. Гиппиус и Дмитрий Мережковский, её муж, приняли революцию 1917 года как событие, похоронившее культуру России.

Зинаида Гиппиус : (слайд № 15)

Смеются дьяволы и псы над рабьей схваткой,

Смеются пушки, разевая рты,

И скоро в старый хлев ты будешь загнан палкой,

Народ, не уважающий святынь.

Ведущий 3. Глубокой горечью пропитаны слова Зинаиды Гиппиус…

Зинаида Гиппиус:

Напрасно все: душа ослепла,

Мы червю преданы и тле,

Ей не осталось даже пепла

От русской правды на земле.

Ведущий 1 . Писатель Максим Горький Февральскую и Октябрьскую революции воспринял неоднозначно. В своих дореволюционных произведениях он выразительно воспроизводил темные стороны русской жизни: крестьянскую дикость, мещанскую равнодушную сытость, неограниченный произвол власти (роман «Фома Гордеев», пьесы «Мещане», «На дне»). Он пытался (хотя и не очень убедительно) найти силу, способную противостоять этой жизни, сначала среди бунтарей – босяков («Челкаш»), потом в среде революционного пролетариата (роман «Мать»).

Ведущий 2. А потом появились «Несвоевременные мысли». В этой книге Горький предстает как критик Ленина, обличитель революции, советской власти, предсказатель грядущих народных бедствий, т.к. произошло столкновением идеалов, во имя которых Горький призывал к революции, с реалиями революционной действительности.

Максим Горький: (слайд № 16) «Наша революция дала полный простор всем дурным и зверским инстинктам, накопившимся под свинцовой крышей монархии, и, в то же время, она отбросила в сторону от себя все интеллектуальные силы демократии, всю моральную энергию страны… главная цель революции нравственная – превратить вчерашнего раба в личность. А в действительности октябрьский переворот спровоцировал выброс самых темных, низменных – зоологических инстинктов. И если первоначально я пытался воспринять революцию как возмездие бывшему господствующему классу, теперь же я считаю, что мы должны пережить мучительное и суровое возмездие за грехи прошлого – за нашу азиатскую, за эту пассивность, с которой мы терпели насилие над нами».

Ведущий 3. Горького беспокоит судьба русской культуры, т.к. революция обернулась анархией, разрушением, разгулом жестокости, ненависти.

Максим Горький. «Грабят и продают церкви, военные музеи… грабят дворцы бывших великих князей, расхищают все, что можно продать, продают все, что можно продать…- ничего подобного не было даже в эпоху Великой Французской революции».

Ведущий 1. Горький сетует по поводу исчезновения с книжного рынка «хорошей, честной книги», а «книга – лучшее орудие просвещения».

Ведущий 2. Он выступает против решения Совета народных депутатов по вопросу отправки на фронт артистов, художников, музыкантов, потому что страшится «с чем мы будем жить, израсходовав свой лучший мозг?»

Ведущий 3. Горький обвинял Ленина в захвате власти и в развязывании в стране террора. Революция для него – бунт, неподготовленный эксперимент большевиков, всеобщая катастрофа.

Максим Горький. «Русский народ заплатит за это озерами крови…».

Ведущий 1. Осип Мандельштам однозначно не принял революцию и с самого начала не имел никаких иллюзий насчет происходящего. Стихотворение «Кассандре» необычно злободневно и прямолинейно для Мандельштама с его метафорическим поэтическим мышлением. В нем картины – «площадь с броневиками» - и призывы – «свобода, равенство, закон» тех дней. Образ Кассандры означает катастрофу и слепоту людей, не ведающих, что творят: согласно мифу, пророчествам Кассандры, дочери Троянского царя Приама, никто не верил, в частности не поверили и пророчествам о гибели Трои.

Ведущий 2 . А в стихотворении «На страшной высоте блуждающий огонь!..» поэт воспринимает революцию как умирание культуры.

Ведущий 3. Стихотворение «Век» - это уже осмысление своей эпохи как времени смертельного надлома, разрыва традиций, краха культуры. Мандельштам создает страшные в своей физиологической обнаженности образы: век-«зверь», хлещущая горлом кровь, сломанный позвоночник столетий, принесенное в жертву «темя жизни».

Осип Мандельштам. (слайд № 17) (см. Приложение № 3)

Ведущий 2. 1917 год – трудный период в жизни Марины Цветаевой. Беззаботные, быстро промчавшиеся времена, когда можно было позволить себе жить тем, что хотелось, отступали все дальше в прошлое. «Из Истории не выскочишь» - эти слова, сказанные ею позднее, сбывались, можно сказать, на каждом шагу. Марина Цветаева хотела жить исключительно личной, частной жизнью, а Время неустанно вторгалось в эту жизнь.

Ведущий 3 . Октябрьскую революцию Марина Цветаева не приняла и не поняла. Казалось бы, именно она со всей своей бунтарской натурой своего человеческого и поэтического характера могла обрести в революции источник творческого вдохновения. Пусть она не сумела бы понять правильно революцию, ее цели и задачи, но она должна была, по меньшей мере, ощутить ее как могучую и безграничную стихию.

Марина Цветаева. (слайд № 18)

Из строгого, стройного храма
Ты вышла на визг площадей…
- Свобода! - Прекрасная Дама
Маркизов и русских князей.

Свершается страшная спевка, -
Обедня еще впереди!
- Свобода! - Гулящая девка
На шалой солдатской груди!

Ведущий 1. И еще строчки из стихотворения Марины Цветаевой.

Марина Цветаева. (см. Приложение № 4)

Ведущий 2. Революция 1917 года имела огромное влияние на Михаила Афанасьевича Булгакова. Изображение этого события прочно вошло в его творчество. Булгаков, не принявший революцию, находился в напряженных отношениях с советской властью. Его произведения, пропитанные неприязнью к новой действительности, вызывали сильные опасения у высшего руководства страны, поэтому его пьесы, повести и рассказы практически постоянно запрещались.

Звучит в записи песня из кинофильма «Собачье сердце».

Ведущий 3. Да и правда, разве можно было пропустить в печаль повесть «Собачье сердце», в которой Булгаков устами профессора Преображенского говорит:

Михаил Булгаков: (слайд № 19) «Что такое эта ваша разруха? Старуха с клюкой? Ведьма, которая выбила все стекла, потушила все лампы? Да ее вовсе и не существует. Что вы подразумеваете под этим словом? Это вот что: если я, вместо того, чтобы оперировать каждый вечер , начну у себя в квартире петь хором, у меня настанет разруха. Если я, входя в уборную, начну, извините за выражение, мочиться мимо унитаза и то же самое будут делать Зина и Дарья Петровна, в уборной начнется разруха. Следовательно, разруха не в клозетах, а в головах».

Ведущий 1. А в разговоре с доктором Борменталем советует…

Михаил Булгаков: « Никогда не читайте перед обедом советских газет».

Ведущий 1. Но именно Шариков из романа «Собачье сердце» нашел себя в революции. Он обустроился, почувствовал себя как дома, вольготно. Симптом духовной катастрофы в Советской России налицо – делает вывод своим произведением писатель. Шестидесятилетний запрет на публикацию этой повести в России объясняется, например, отзывом Л.Б.Каменева.

Ведущий 2. «Это острый памфлет на современность, печатать ни в коем случае нельзя».

Ведущий 3. Итак, обнаружив в обществе феномен Шарикова, М.А.Булгаков угадал низовую фигуру, которая была необходима сталинской бюрократии для осуществления её власти над всеми без исключения социальными группами, слоями и классами нового государства.

Ведущий 3. Революция, перевернувшая весь уклад жизни, отразилась и на творчестве Сергея Есенина. В автобиографии поэт написал: «Революцию я принял, но с крестьянским уклоном»

Ведущий 1. Иначе и быть не могло. Есенин не просто лирик, это поэт большого ума, глубоких философских размышлений.

Ведущий 2. На революцию С.Есенин откликнулся «Маленькими послереволюционными поэмами», в числе которых следует отметить произведения «Товарищ» и «Иорданская голубица». При помощи аллегорических образов Есенин пытается осмыслить революционные события, понять, к чему приведет революция. В поэмах высока доля условностей, что позволяет Есенину передать общую атмосферу революционных лет. Вот что пишет поэт в стихотворении «Товарищ».

Сергей Есенин. (слайд № 20) (см. Приложение № 5)

Ведущий 3. В стихотворении «Иорданская голубица» Есенин признается…

Сергей Есенин. (см. Приложение № 6)

Ведущий 1. Революция разделила поэтов и прозаиков не по степени дарования, а по идейной направленности. Александр Фадеев так характеризовал левое крыло русской литературы…

Александр Фадеев. (слайд № 21) Мы входили в литературу волна за волной, нас было много. Мы приносили свой личный опыт жизни, свою индивидуальность. Нас соединяло ощущение нового мира как своего и любовь к нему.

Ведущий 2. Наиболее яркими представителями левого крыла были А.Серафимович, К.Тренев, В.Вишневский, Э.Багрицкий, М.Светлов и другие.

Ведущий 3. Среди писателей, запечатлевших образ Октября 1917 г., Джон Рид («Десять дней, которые потрясли мир»), А. Серафимович («Железный поток»), А.Фадеев («Разгром»). В своих произведениях они запечатлели героическое величие эпохи Октябрьской революции. Безусловно, эпоха революционных преобразований породила Павку Корчагина в романе Н.Островского «Как закалялась сталь», Сашу Дванова в «Чевенгуре» А.Платонова и других героев.

Ведущий 2. Максимилиан Волошин не входил в литературу левого фронта. Его стихотворение «Гражданская война» продиктовано христианским взглядом на события и великой любовью к России.

Максимилиан Волошин: (см. Приложение № 7)

Ведущий 3 . По Волошину, виноваты и красные, и белые, считавшие свою правду единственно верной. Эти строки интересны и личным отношением поэта к враждующим сторонам: и те и другие - вероотступники, они впустили бесов в Россию.

Максимилиан Волошин: (слайд № 22)

Расплясались, разгулялись бесы

По России вдоль и поперек…

Ведущий 1. За них, обуянных злобой, нужно молиться, их нужно пожалеть. Совсем по-другому оценивали события в стране поэты-романтики Э. Багрицкий, М. Светлов, М. Голодный, Н. Тихонов, убежденные, что в солнечный край непочатый можно прийти и через братоубийственную вакханалию, террор.

Ведущий 3. С 2015 года в соответствии с новой концепцией изучения отечественной истории и историко-культурному стандарту нет деления на Февральскую и Октябрьскую революции, а есть Великая российская революция, продолжавшаяся с февраля по ноябрь 1917 года. События февраля – марта теперь именуются «Февральским переворотом», а октября – «взятием власти большевиками».

Ведущий 2. (слайд № 23) Сколько людей – столько и мнений. Взгляд на революции 1917 года очень неоднозначен. Независимо от оценок и политических пристрастий, каждый человек, которому небезразлично будущее его страны, должен помнить о тех далёких событиях 1917 года. Их можно оценивать и интерпретировать по - разному, но важно помнить, что эта наша история и её нельзя позволять смешивать с грязью любителям сенсаций и политических разоблачений. Как известно, кто владеет прошлым, тот владеет будущим. Лишь изучив и познав этот период нашей истории, мы внезапно для себя откроем много нового в нашем настоящем, ведь прошлое и настоящее неразрывно связаны, как бы не пытались нас убедить в обратном. Помните свою историю, изучайте её. Спасибо за внимание! (слайд № 24)

Приложение № 1.

Литература:

  1. В мире Есенина: Сборник статей. - М.,1986.
  2. Иванов Н.Н. Мир Михаила Пришвина: Учебное пособие. Ярославль: Изд-во ЯГПУ им. К.Д. Ушинского, 2001.
  3. Королева Н.В. З.Н. Гиппиус и А.А. Ахматова // Зинаида Николаевна Гиппиус: Новые материалы. Исследования. – М.: ИМЛИ РАН, 2002.
  4. Лакшин В.Я. Булгакиада. М: Правда, 1987.
  5. Маяковский В.В. Сочинения в двух томах, М.: Правда, 1987.
  6. Пришвин М.М. Собрание сочинений в восьми томах. Т.8. М., 1986.
  7. Сливицкая О.В. «Повышенное чувство жизни». Мир Ивана Бунина. – М.: Рос. Гос. гуманитарный ун-т, 2004.
  8. Спиридонова Л.А. Постижение русской революции в творчестве Волошина: в сб. Материалы Волошинских чтений 1991 г. – Коктебель, 1997.
  9. Цветаева М. Избранное. М., «Просвещение», 1989.
  10. Цит. по: Спиридонова Л. М. Горький: Диалог с историей. М., 1994. С. 92.
  11. Эткинд Е. Двоемирие Блока: В кн.:Там, внутри. – СПб, 1996.
  12. Эткинд Е. Осип Мандельштам. Трилогия о веке: В кн.: Там, внутри, - СПб,1996.

Приложение № 2.

Владимир Маяковский.

Кто вы?

Мы

Разносчики новой веры,

Красоте задающей железный тон.

Чтоб природами хилыми не сквернили скверы,

В небеса шарахаем железобетон.

Победители,

Шествуем по свету

Сквозь рев стариков злючий.

И всем,

Следующий вспомнить случай.

Раз

На радугу

Кулаком

Замахнулся городовой:

Чего, мол, меня нарядней и чище! –

А радуга

Вырвалась

И давай

Опять сиять на полицейском кулачище.

Коммунисту ль

Распластываться

Перед тем, кто старей?

Беречь сохранность насиженных мест?

Это революция

И на страстном монастыре

Начертила:

«Не трудящийся не ест».

Революция

Отшвырнула

Тех, кто

Рушащееся

Оплакивал тысячью родов,

Ибо знает:

Новый грядет архитектор –

Это мы,

Иллюминаторы завтрашних городов.

Мы идем

Нерушимо,

Бодро.

Приложение № 3.

Осип Мандельштам.

Век мой, зверь мой, кто сумеет

Заглянуть в твои зрачки

И своею кровью склеит

Двух столетий позвонки?

Горлом из земных вещей,

Захребетник лишь трепещет

На пороге новых дней…

Кровь - строительница хлещет

Горлом из земных вещей

И горящей рыбой плещет

В берег теплый хрящ морей.

И с высокой сетки птичьей,

От лазурных влажных глыб

Льется, льется безразличье

На смертельный твой ушиб.

Приложение № 4.

Марина Цветаева.

Мракобесие. - Смерч. - Содом.
Берегите Гнездо и Дом.
Долг и Верность спустив с цепи,
Человек молодой - не спи!
В воротах, как Благая Весть,
Белым стражем да встанет - Честь.

Обведите свои дом - межой,
Да не внидет в него - Чужой.
Берегите от злобы волн
Садик сына и дедов холм.
Под ударами злой судьбы -
Выше - прадедовы дубы.

Приложение № 5.

Сергей Есенин.

Он был сыном простого рабочего,
И повесть о нем очень короткая.
Только и было в нем, что волосы как ночь
Да глаза голубые, кроткие.

Жил Мартин, и никто о нем не ведал.
Грустно стучали дни, словно дождь по железу.
И только иногда за скудным обедом
Учил его отец распевать «Марсельезу».

"Вырастешь, - говорил он, - поймешь...
Разгадаешь, отчего мы так нищи!"
И глухо дрожал его щербатый нож
Над черствой горбушкой насущной пищи.

Но вот под тесовым
Окном -
Два ветра взмахнули
Крылом;

То с вешнею полымью
Вод
Взметнулся российский
Народ...

Приложение № 6

Сергей Есенин.

Небо - как колокол,
Месяц - язык,
Мать моя родина,
Я - большевик.

Ради вселенского
Братства людей
Радуюсь песней я
Смерти твоей.

Крепкий и сильный,
На гибель твою
В колокол синий
Я месяцем бью.

Братья-миряне,
Вам моя песнь.
Слышу в тумане я
Светлую весть.

Приложение № 7.

Максимилиан Волошин:

И не смолкает грохот битв

По всем просторам русской степи

Средь золотых великолепий

Конями вытоптанных жнив.

И там и здесь между рядами

Звучит один и тот же глас:

Кто не за нас - тот против нас.

Нет безразличных, правда с нами.

А я стою один меж них

В ревущем пламени и дыме

И всеми силами своими

Молюсь за тех и за других.


100-летие Революции 1917 года

Цель:

- дать общее представление об истории возникновения праздника и событиях, связанных с 1917 г.;

Воспитывать интерес к изучению истории своей страны.

Задачи:

1) познакомить с героическими и трагическими страницами истории Отечества;

2) воспитывать уважение молодёжи к ветеранам, подвигам военнослужащих, защитников Отечества, осознание необходимости увековечения памяти павших героев;

3) способствовать формированию у молодёжи готовности к защите Родины.

Вед 1 . В 2017 году мы отмечаем 100-летие Великой Октябрьской социалистической революции.

Вед 2. История страны имеет как светлые, так и темные страницы. Воспоминание об этом событии это не попытка сохранить прошлое. Это свидетельство того, что прошлое забывать нельзя.

Вед 1 . После распада советской державы появились новые книги, кинофильмы. Потускнели легендарные кадры о взятии Зимнего, историки до сих пор спорят о той далекой поре – что в ней правда, а что мифы.

Вед 2 . В современной России праздник был переименован сначала в День согласия и примирения (с намеком на необходимое примирение сторонников разных идеологических взглядов)

Учитель : Наступающий год столетия революции - хороший повод вспомнить о том, что это событие оказалось переломным не только для российской, но и для всемирной истории. Но эта круглая дата отнюдь не является поводом для поиска неких аналогий между событиями столетней давности и современностью - пока никаких отчётливых признаков революционной ситуации в России нет, кроме разве что не обучаемости «элиты», которая своими действиями сама нагнетает ситуацию. Между тем вопрос о месте революции 1917 года и советского наследия в понимании исторического пути страны по-прежнему открыт, и беспристрастное его рассмотрение не слишком выгодно как для части нынешней политической «элиты», так и власть имущих в 90-е.

Революцию уже почти сто лет люто ненавидят на Западе, потому что Октябрьская революция не позволила Западу истребить русский народ и Российскую державу.

Дата эта требует своего осмысления и переосмысления. Возможно, когда-нибудь мы (или наши потомки) придём к верному осмыслению этого процесса. Во всяком случае, нужно этим заниматься. Изучать, анализировать, сопоставлять, взвешивать…

Более 70 лет этот «красный день календаря» был главным праздником страны. Большую часть ХХ века миллионы наших сограждан в трёх поколениях праздновали 7 ноября - День Великой Октябрьской социалистической революции.

Хотя отметим, что первые лет 10 сами герои этих событий зачастую называли революцию «Октябрьским переворотом». Подобным же образом, причём с подчеркнуто негативным оттенком, именуют эти события и последние два десятилетия на официальном уровне. Одним словом, праздник умер вместе со страной - СССР, хотя в братской Беларуси и поныне этот день - официальный государственный праздник и выходной.

Праздник, официально называемый Годовщина Великой Октябрьской социалистической революции, впервые был отпразднован в 1918 году, а выходным стал с 1927 года. Впервые государственное празднование не проводилось 7 ноября 1991 году, однако сам день 7 ноября оставался выходным вплоть до 2005 года.

В 1996 году указом Ельцина он был просто переименован и стал называться День примирения и согласия. В конце 2004 года Государственная Дума приняла закон, по которому этот праздник отменялся, а вместо него вводился новый праздник с выходным днём - 4 ноября, который получил название День народного единства, о котором наша статья «День народного единства - «общенародный» праздник?»

Вед 1 . Мы вновь и вновь свершаем дальний путь
Туда, где пламенеет эта дата.
И нам волненье сдавливает грудь
Как лента пулеметная когда то.

Вед.2 . Нет лучше спутника, чем память.
С ней наше сердце заодно
Она правдивыми глазами
Найдет, что было так давно»

Чтец 1:

Каждая смерть - эта наша с тобою утрата.
Каждого павшего помни, как друга, как брата.
Помни надеждою, правдой своей и судьбою,
Первой зарею и последней снежной тоскою.
Все, что земля завещала, ты свято исполни.
Память равна воскрешенью -
Помни!
Помни!

Чтец 2:

И верность, и мужество,

И скорбь у пожарища

Вы пали за Родину,

Вы с нами, товарищи.

Мы будем такими же

В любом испытании

Клянёмся!

Клянёмся минутой молчания. (минута молчания

Чтец 3:

Куда б ни шёл, ни ехал ты,

Но здесь остановись -

Могиле этой дорогой

Всем сердцем поклонись,

И для тебя, и для меня

Он сделал всё, что смог…

Себя в бою не пожалел,

А Родину сберёг.

Сквозь годы нам видится

Тропа партизанская,

Пробитая пулями

Сосна нарочанская.

Атаки внезапные,

Засады под соснами,

Могильные холмики

Над травами росными.

Чтец 4:

Победа всегда за нами,
Несем мы гордо наше знамя.
В боях за Родину свою
Не пожалеем жизни!

Чтец 5: Нависнут тучи над мирным небом,
Мы защитим Отчизну от врага.
Спокойно, люди, на земле России спите
Солдат всегда на боевом посту.

У времени есть своя память – история. И потому мир никогда не забывает о трагедиях, потрясавших планету в разные эпохи, в том числе и о жестоких войнах, уносивших миллионы жизней, отбрасывавших назад цивилизации, разрушавших великие ценности, созданные человеком.

Сколько лет прошло с той поры –
Не забыть нам раны войны.
Память вечна, вам низкий поклон –
За победу, веру, любовь.

Все:

Слава русскому народу!
Слава защитникам Отечества!
Слава оружию России!
Слава, Слава, Слава!

«Это наша с тобой история…»

Цель мероприятия :

1. Привлечь внимание обучающихся к событиям Октябрьской революции.

2. Способствовать пониманию важности изучения отечественной истории.

3. Формировать гражданскую позицию

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сценарий классного часа, посвященного 100-летию Октябрьской революции

(8-9 кл)

«Это наша с тобой история…»

Цель мероприятия :

  1. Привлечь внимание обучающихся к событиям Октябрьской революции.
  2. Способствовать пониманию важности изучения отечественной истории.
  3. Формировать гражданскую позицию

Звучит «Интернационал»

Выходят ведущие (эмблемы красные гвоздики)

  1. Ис тория не терпит суесловья,

Трудна её народная стезя.

Её страницы, залитые кровью,

Нельзя любить бездумною любовью

И не любить без памяти нельзя.

  1. Об истории нашей судить очень сложно:
    Было много в ней бед и великих побед;
    Только если о прошлом у нас знаний нет,
    То вперёд продвигаться стране невозможно
  1. Исторической правды идёт искаженье
    Конъюнктуре в угоду в мире сейчас -
    Обмануть норовят лжеисторики нас,
    Зачеркнуть все советских времён достиженья.
  1. Чтоб Россия пошла по дороге прогресса,
    Обязательно все мы сегодня должны
    Знать историю нашей страны
    И уметь постоять за свои интересы!

Учитель:

В 2017 году исполняется 100-летие Великой Октябрьской российской революции. Год столетия революции – хороший повод вспомнить о том, что это событие оказалось переломным не только для российской, но и для всемирной истории. Одно из самых важных событий 20 века, споры о значимости, которого продолжаются до сих пор.

Президент В.В.Путин сказал: «В истории России было очень много тяжёлых и кровавых событий, но это то, через что мы прошли и что мы обязаны знать».

Просмотр видеофрагмента выступления В.В Путина(прил.1)

Сегодня мы перелистаем страницы Великой Октябрьской революции

Просмотр видеоурока «Октябрьская революция» 12 мин (Инфоурок)

Учитель: а сейчас интеллектуальная игра – у нас три группы: большевики, эсеры и кадеты – главные участники октябрьских событий – политические партии.

  1. Познакомьтесь с основными политическими взглядами своей партии, используя знания по истории, попробуйте сформулировать лозунг, с которым ваша партия вышла на улицу в годы революции

(большевики – «Вся власть – Советам!», эсеры – «Земля крестьянам!», кадеты «Вся власть Учредительному собранию!»)

2.Блиц-опрос:

За каждый правильный ответ команда получает 1 балл (звезду)

Что явилось сигналом к штурму Зимнего дворца? (залп «Авроры»)

4.Последний председатель Временного правительства? (А.Ф. Керенский)

5.Где находился штаб Октябрьского вооружённого восстания? (Смольный институт)

6.Какого цвета была символика революционного движения? (красного)

7. Какое правительство было свергнуто? Временное правительство

8. Кто был вождём революции? В.И Ленин

9. Кто составлял абсолютное большинство делегатов в правительстве Советов?

10. Как звали одного из организаторов революции, лидера петроградского Совета?

11. Что относится к объективным причинам победы большевиков? Субъективным?

12.Когда, кем и где была провозглашена Советская власть?

13. кто защищал Временное правительство?

14. Генерал, попытавшийся установить порядок в стране в августе 1917г путем военной диктатуры.

15. Как назывался первый орган власти большевиков?

16 Назовите два документа, принятых сразу после провозглашения советской власти?

3.Агитационный плакат.

Задание: Нарисовать агитационный плакат, отражающий события 1917 года.

Плакат - броское, как правило крупноформатное, изображение, сопровожденное кратким текстом, сделанное в агитационных целях.

Плакат должен быть виден на расстоянии, быть понятным и хорошо восприниматься зрителем. В плакате часто используется художественная метафора, разномасштабные фигуры, изображение событий происходящих в разное время и в разных местах, контурное обозначение предметов. С этого времени началась история политического плаката, выполнявшего агитационную, пропагандистскую роль.

4.Узнать в лицо

Задание: соотнести имя, описание. За каждое совпадение – 1 балл

Владимир Ильич Ульянов Лев Давидович Троцкий

Лавр Георгиевич Корнилов Александр Фёдорович Керенский


Подписи к слайдам:

Открытый классный час, посвященный 100-летию Октябрьской революции 25-26 ОКТЯБРЬ 1917г 7 НОЯБРЯ 2017Г

Дань уважения предкам является лучшим стимулом для нового витка духовного развития. Все согласятся, что мы должны помнить уроки прошлого. И, основываясь на этом знании, предотвращать конфликты, способные превращаться в острейшие межнациональные столкновения, разрывающие и губящие стра ну.

ВИКТОРИНА «РЕВОЛЮЦИИ – 100» ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПАРТИИ В РЕВОЛЮЦИИ БОЛЬШЕВИКИ ЭСЕРЫ (СОЦИАЛ-РЕВОЛЮЦИОНЕРЫ) КАДЕТЫ (КОНСТИТУЦИОННЫЕ ДЕМОКРАТЫ)

Б ольшевики – «Вся власть – Советам!», Э серы – «Земля крестьянам!», Кадеты «Вся власть Учредительному собранию!»

БЛИЦ-ОПРОС

АГИТАЦИОННЫЙ ПЛАКАТ

ВЛАДИМИР ИЛЬИЧ ЛЕНИН (УЛЬЯНОВ)

ГЕРОИ РЕВОЛЮЦИИ. Узнать в лицо Лев Давидович Троцкий

Александр Фёдорович Керенский

Лавр Георгиевич Корнилов

Прошедшие 100 лет показали, что существует живая преемственность в развитии страны от Российской империи к Советскому Союзу и далее - к Российской Федерации. Причём советская эпоха, наступившая вслед за революцией 1917 года, ознаменована гигантскими достижениями. Сегодняшние поколения должны видеть в них силу человеческого духа, героизм предков. Именно так возможно добиться преемственности в истории и строить современное общество.


Сценарный план литературно-поэтической композиции

«Серебряный век русской поэзии», посвященной 100-летию революции 1917 г.

Вступительная часть

(На экране транслируется видеоролик о Революции)

Ведущий 1: (слайд 1) Добрый день! Мы рады приветствовать вас на литературно-поэтической композиции «Серебряный век русской поэзии», посвященной 100-летию революции 1917 г.

Ведущий 2: (Слайд 2) Революция 1917 г. что сейчас для нас, новых поколений означают эти слова?

(Слайд 3)« Принимать или не принимать? Такого вопроса для меня (и для других москвичей-футуристов) не было. Моя революция. Пошел в Смольный. Работал. Все, что приходилось. Начинают заседать». Эти строки – воспоминания и ощущения поэта В. Маяковского в 1917 г. Но что скрывается за этими строками и все ли так же относились к революции как поэт. Давайте попытаемся разобраться вместе.

Фоновая музыка 1. Экранная заставка

2

Основная часть

Ведущий 1: (Слайд 4) Если спросить, что такое революция, то каждый ответит по-своему. Итак, ребята, что такое, на ваш взгляд, революция?

(Ответы учащихся)

Ведущий 2: Действительно, когда мы говорим о революции, то представляется что-то невероятное, молниеносное, страшное. Но главное слово, которое характеризует революцию – перемены. И эти перемены революции 1917 г. касались всего: политической системы, социального устройства, быта, и, конечно же, искусства.

Но обо всем по порядку, разберемся с хроникой революции:

Февральская революция началась как стихийный порыв народных масс. Происходили массовые антиправительственные выступления петроградских рабочих и солдат петроградского гарнизона. Митингующие были недовольны единоличной политикой императора Николая II . Хлебные бунты, антивоенные митинги, демонстрации, стачки на промышленных предприятиях города наложились на недовольство и брожение среди многотысячного столичного гарнизона, присоединившегося к вышедшим на улицы революционным массам. 27 февраля всеобщая забастовка переросла в вооружённое восстание; войска, перешедшие на сторону восставших, заняли важнейшие пункты города, правительственные здания. (Слайд 5) В сложившейся обстановке царское правительство проявило неспособность к быстрым и решительным действиям. (Слайд 6) И как итог этих действий 2 марта 1917 г. был подписан Акт об отречении Императора Николая II и власть страны переходит к Временному правительству.

Ведущий 1: Все эти события очень остро воспринимались, в первую очередь, поэтами. (Слайд 7) Это были поэты серебряного века. Их имена вы легко сможете назвать. Итак, каких представителей поэзии серебряного века вы знаете?

(Учащиеся отвечают)

Ведущий 2: (Видеоролик) Да, вы ваши ответы верны. Не все поэты принимали революцию и те коренные преобразования, которые она влекла за собой. Так, многие из них эмигрировали, но продолжили свою литературную деятельность. Вот наиболее известные вам имена: Константин Бальмонт, Зинаида Гиппиус, Владимир Набоков, Игорь Северянин, Марина Цветаева, Саша Черный и многие другие.

Ведущий 1: В своих произведениях они, конечно же, затрагивали тему революции. Не воспевали ее, не показывали свое негативное отношение к ней. Стихотворения периода эмиграции пронизаны тоской по родине и по той России, которой уже не будет никогда. (Слайд 8) Вот что пишет Марина Цветаева.

(Учащиеся читают стихотворение «Над церковкой - голубые облака…»)

Ведущий 1: (Слайд 9) Зинаида Гиппиус, стихотворение «Сейчас»

(Учащиеся читают стихотворение «Сейчас»)

Ведущий 2: Да, тема революции не могла не звучать в произведениях поэтов серебряного века. И если, февральская революция явилась предпосылкой к преобразованиям и давала надежду на изменения лучшему, то октябрьская революция принесла разочарование для поэтов.

Ведущий 1: (Слайд 10) Владимир Маяковский, Александр Блок, Анна Ахматова – громкие имена серебряного века. Во время революционных событий они оставались в России.

Ведущий 2: (Слайд 11) Владимир Маяковский незамедлительно реагирует на происходящее и пишет Поэтохронику революции.

Граждане!
Сегодня рушится тысячелетнее «Прежде».

Сегодня пересматривается миров основа.

Сегодня

до последней пуговицы в одежде

жизнь переделаем снова.

Граждане!
Это первый день рабочего потопа.

Идем

запутавшемуся миру на выручу!

Пусть толпы в небо вбивают топот!

Пусть флоты ярость сиренами вырычут!

Пишет поэт в апреле 1917 г.

Ведущая 1: А после всех революционных событий Маяковский пишет Октябрьскую поэму «Хорошо», которая является своеобразным поэтическим портретом эпохи. Здесь поэт говорит о революции ни плохо, ни хорошо. А только как свершившийся факт, факт, о котором должны знать потомки. Маяковский стремится здесь наиболее объективно отразить события революции, но все же расставляет некоторые акценты. Поэма написана в 1927 году, к юбилею революции и здесь поэт говорит о том, сколько же всего пришлось пережить людям, стране, чтобы построить новое общество, и сколько еще придется сделать. Маяковский говорит о полосе трудностей, жестокостей, которые выпали на 1917 год и последующие. Но в поэме явно прослеживается надежда на счастливый финал.

Ведущая 2: (слайд 12) Александр Блок в своем очерке «Интеллигенция и революция» прямо выражает свое отношение к революционным событиям, используя такие выражения как: "Россия гибнет", "России больше нет", "вечная память России", слышу я вокруг себя. России суждено пережить муки, унижения, разделения; но она выйдет из этих унижений новой и - по-новому - великой.

Ведущая 1: Главное произведение А. Блока это, конечно же, поэма «Двенадцать». Давайте послушаем, как начинается поэма.

(Учащиеся читают 1 главу поэмы «Двенадцать»)

Ведущая 2: Что же мы можем здесь увидеть? Образ ветра - это образ чего, как вы считаете?

(Учащиеся отвечают)

Ведущая 2: Да, абсолютно верно, ветер – это образ революции некоей стихии, которая сметает все на своем пути, причем стихия эта всеобъемлющая: «Ветер на всем божьем свете», пишет поэт. Новый мир в поэме символизируют двенадцать красноармейцев – «апостолы новой веры», как принято их называть. Сама поэма построена на контрасте «Черный вечер, белый снег», но «ветер» смывает здесь все границы.

Ведущая 1: Эта поэма получила разные отзывы. Большинство негативно отзывались о ней, и лишь небольшая часть близких поддержала поэта. Безусловно, поэма содержит в себе много ярких оценок, символов, которые нужно читать и воспринимать в совокупности со всеми событиями революции 1917 г.

Фоновая музыка 2.

Видеоролик 2

Фоновая музыка 3.

Видеоролик 3

Фоновая музыка 4.

Музыка микшируется.

Музыка микшируется.

Фоновая музыка 5.

3

Заключительная часть

Ведущая 2: (Слайд 13) Среди итогов революционных событий 1917 г можно выделить следующие: вместо Российской империи была образована Советская власть, на несколько лет страна превратилась в мощную аграрную державу, всеобщая грамотность населения, отсутствие безработицы, отсутствие деления на бедных и богатых и т д.

Ведущая 1: (Видеоролик 3) Но ко всем возможным плюсам революции мы должны помнить и о минусах. О том, что в многочисленных войнах, которые вела Россия в годы Советской власти, в результате террора, от различных экономических экспериментов, погибли десятки миллионов человек, судьбы наверняка стольких же людей были сломаны, исковерканы, миллионы покинули страну, став эмигрантами.

Ведущая 2: ( Слайд 14) Но, несмотря на произошедшие изменения, и на то, как они отразились в современном мире, мы должны помнить о том, что мы живем в великой стране – России и именно от нас зависит ее благосостояние и процветание. Помните об историческом прошлом, уважайте традиции и любите страну, в которой вы живете.

(Учащиеся читает стихотворение Александра Блока - «Россия»)

Видеоролик 3

Фоновая музыка 6.

Музыка микшируется.