По литературе

Почему аварцы не любят лезгин. Проблемы национальной политики в дагестане. Духовное наследие или какая религия является у лезгин национальной

Среди последних материалов по переписи 2010 года Госкомстат представил доклад, посвященный демографическим и социально-экономическим характеристикам населения наиболее крупных по численности (свыше 400 тыс.) национальностей Российской Федерации.

Данный доклад позволяет получить более подробные сведения по отдельным национальностям и выявить интересные изменения, которые произошли с ними за межпереписной период. Среди дагестанских народов в «заветном» списке оказались аварцы, даргинцы, кумыки и лезгины.

Половозрастная дагестанских народов выглядит гораздо более обнадеживающей на фоне общероссийских показателей, хотя и у них она ухудшилась по сравнению с 2002 годом. Увеличение доли женского населения можно в определенной степени связать с тем, что часть дагестанцев оказалась не учтена в крупных городах: так как среди них преобладают мужчины, то они и понесли большие потери. Так, на 1000 мужчин приходится 1062 женщины у кумыков, 1027 - у аварцев и 1027 - у даргинцев, против 1163 - в пересчете на все население России. Лезгинских мужчин пока еще больше, чем женщин - 1000 и 989 соответственно. Данная особенность имеет миграционную природу: большинство лезгин-иностранцев являются мужчинами, приехавшими на заработки из Азербайджана. Правда, такая особенность постепенно сглаживается - многие лезгины, освоившись на новом месте, забирают с собой и свои семьи.

Дагестанские народы являются «молодыми». Их медианный возраст, который делит населения старше и моложе него ровно пополам, гораздо ниже по России в целом, составляющего 38 лет. Причем у аварцев, кумыков и даргинцев он не достигает 27 лет, у лезгин он выше, в том числе из-за мигрантов, имеющих более высокий медианный возраст.

Схожая ситуация наблюдается и в соотношении трех возрастных групп: трудоспособное население, старше и моложе трудоспособного. У аварцев по сравнению с остальными тремя народами высока доля пожилого населения - 9,8%. У даргинцев - 9,3%, у кумыков - 9,2%, а у лезгин - 9,0%. У аварцев и даргинцев удельный вес старшего поколения снизился, у лезгин и кумыков - чуть вырос. Тем не менее, повышенной доле пожилых аварцев трудно найти объяснение.

У аварцев также самая высокая доля лиц моложе трудоспособного возраста - 28,2%. У даргинцев и кумыков - чуть более 27%, у лезгин - около 25%. За восемь лет она упала у всех на 4-5%. Учитывая ненадежность статистических данных по Республике Дагестан, из-за чего, скорее всего, оказалась завышена эта цифра у кумыков, что повлияло в свою очередь и на их медианный возраст, сложно дать им какую-либо трактовку. Весьма подозрительным является рост численности населения моложе трудоспособного населения у кумыков (на 3,3%), который больше ни у кого из остальных 22 народов (в том числе у чеченцев и ингушей) не наблюдался. Снижение же удельного веса этого показателя говорит о больших приписках и в группе трудоспособного населения. Такие противоречия не позволяют увидеть достоверный социально-демографический портрет кумыков

Возможно, что у лезгин уровень рождаемости в настоящее время (и в 2002 году) более низкий по сравнению с аварцами и даргинцами, но на это повлияла также и миграция. В целом повышенная доля трудоспособного населения и пониженная - нетрудоспособного у лезгин также имеют миграционную причину, так как среди мигрантов, особенно трудовых, преобладают лица среднего и молодого (старше 16 лет) возраста.

Более точно уровень рождаемости, распределение женщин старше 15 лет по числу рожденных детей. У дагестанских народов за восемь лет примерно на 1% (у даргинцев - на 1,5%) вырос удельный вес бездетных женщин, составив 31-33%. Также выросла доля женщин, имеющих одного или двух детей, особенно у лезгин (на 3,2%). А многодетные женщины, родившие 3-х и более детей стали менее распространенным явлением: их доля снизилась от 1,7% (у кумыков) до 4,4% (у лезгин). Больше всего многодетных матерей у аварцев и даргинцев - по 35,5%, у кумыков - 32,9%, у лезгин - 30,5%. Дагестанские народы существенно уступают по последнему показателю чеченцам и ингушам, у которых он достигает 41-41,5% и даже вырос за восемь лет на 1-2,5%. Но к статистическим данным по кавказским народам надо относиться скептически, так как они искажены, особенно по отдельным народам. В целом можно отметить, что налицо снижение рождаемости и перенесение рождений на более поздний возраст.

Примечательны показатели по состоянию в браке. У мужчин и женщин дагестанских национальностей наблюдается небольшой рост или стагнация (у даргинских женщин) доли лиц, состоящих в браке. На этом фоне выбивается из общего ряда рост женатых мужчин у лезгин с 60,4% до 66,0%, превративший их из аутсайдеров в лидеров. Однако такого роста нет у женщин лезгинок (всего на 0,8% против 5,4%), из чего можно сделать вывод, что в жены лезгинские мужчины брали представительниц других народов. Мужчины, создающие межнациональные браки, в большинстве своем - это мигранты в крупных городах и нефте-газовых регионах.

Лезгинки также имеют самый высокий удельный вес замужних - 62,2%. А у аварок он ниже, чем у остальных - 57,3%, зато доля вдовых повышена - 11,9% (у лезгинок - 9,6%).

Еще одним отклонением является высокая в сравнении с остальными дагестанскими народами доля разведенных женщин у кумыков. Данная особенность проявляется не очень ярко, но вполне отчетливо: у лезгин и даргинцев - 6%, у аварцев - 7%, а у кумыков - почти 9%. Видимо, в кумыкской среде разводы воспринимаются менее остро, и разведенная женщина у них чувствует себя более уверенно.

Число моноэтничных домохозяйств выросло у всех дагестанских народов примерно на 20-25%. У аварцев - 185 тысяч, у даргинцев - 121, у кумыков и лезгин - по 90. Одновременно с этим уменьшился их средний размер, который имеет диапазон от 4,2 человека у даргинцев до 4,7 - у кумыков (у них меньше всего домохозяйств, состоящих из одного человека - 1,5%). Если сопоставить эти показатели, то они коррелируют у всех народов, только кумыки не совсем вписываются в них, так как при самом большом росте домохозяйств у них наблюдалось минимальное уменьшение их размеров. Не исключено, что большие семьи у кумыков еще крепки, но роль приписок в этом случае более ощутима. При росте межнациональных союзов у лезгин сильный прирост моноэтничных семей также вызывает сомнение, если только мы не наблюдаем распад крупных домохозяйств на более мелкие.

Дагестанские народы примерно одинаково владеют родным языком 82,4-82,9% (лезгины, даргинцы и аварцы) и 79,2% (кумыки). Обратное соотношение наблюдается с русским языком: у кумыков - 95%, у аварцев - 92%. Больше всего не знающих русский язык обнаружилось не у кавказских народов, а у якутов - 9,4%.

Немного иные цифры мы видим в распределении по родному языку. У всех народов не намного увеличилась доля лиц, указавших в качестве родного язык своей национальности. У даргинцев, кумыков и аварцев он достиг 98,0-98,2%, а у лезгин - 94,9% (правда, вырос почти на 1%). Родной язык в данном случае зачастую служит способом показать сопричастность к своей национальности, и человек им может не владеть вовсе. У лезгин почти в 3 раза оказался выше удельный вес лиц, назвавших родным русский язык. Примерно такая же картина наблюдалась и в 1989 году. Однако если дагестанские народы продолжат утрачивать знание родного языка, то вначале резко упадет доля лиц с языком своей национальности в качестве родного, а потом будет происходить смена этнического самосознания. У более мобильных лезгин этот процесс начался чуть раньше, чем у других крупных дагестанских народов.

Только у 8 из 22 самых крупных народов России доля лиц, имеющих образование (основное общее и высшее) превышает общероссийский показатель - 94%, в их числе лезгины - 95,2%. Вплотную приблизились к средней цифре кумыки - 93,8%. У аварцев и особенно у даргинцев уровень образования пока еще довольно низкий - 91,5% и 89,2% соответственно. Но они постепенно сокращают имеющийся разрыв.

Представляет интерес доля лиц с высшим и послевузовским образованием среди дагестанцев. Тут также лидируют лезгины с 21,6%, хотя и они недотягивают до среднероссийского уровня - 23,4%. Но если прибавить к ним лиц с неполным высшим образованием, то тогда они ему соответствуют (28%). У кумыков эти показатели достигают 19 и 25% соответственно. От них существенно отстают аварцы (15,8% и 21%) и даргинцы (15,6% и 20,5%), и за восемь прошедших лет этот разрыв увеличился. В качестве примера можно привести максимальный и минимальный уровень лиц с высшим образованием, отмеченный у крупнейших народов: у осетин он достиг 30%, у чеченцев же составил всего 11,8%.

Главным источником средств к существованию у дагестанских народов является… иждивение. Если в 2002 году доля иждивенцев у них (кроме лезгин) превышала 50%, то сейчас она значительно снизилась, но все еще высока (до 43,3% у даргинцев). Одной из основных причин такой особенности является высокая доля детей в возрастной структуре дагестанских народов.

На втором месте (кроме аварцев) - трудовая деятельность. У кумыков этот показатель достигает 33%, у лезгин - 32,3%, у даргинцев - 29,1% и аварцев - 26,7%. В целом по стране трудовая деятельность является основным источником средств, охватывая 48% населения. Третьим (ранее вторым) по значимости источником являются пособия, включая пособия по безработице: от 25,5% - у кумыков, до 30% - у аварцев. Затем идут личное подсобное хозяйство и пенсии, особенно у аварцев - 20,4% и 15,2% соответственно. Остальные источники средств к существованию являются не столь значимыми.

Взрослое население, представленное домохозяйствами в возрасте 15-72 лет, демонстрирует меньшую экономическую активность, чем по России в целом. В частности у русских экономически активное население составляет почти 70%, у лезгин - 68,2%, у кумыков - 64,3%, у аварцев - 61,7%, а у даргинцев - лишь 59%. Доля безработных у дагестанцев чрезвычайно высока: от 15,6% у кумыков, до 22,8% у лезгин. Причиной этому является трудоизбыточность Дагестана и высокая безработица, особенно в Юждаге.

Занятое население состоит в основном из лиц, работающих по найму. Их доля у дагестанцев составляет 85-88%, но у даргинцев - всего лишь 76,9% (уступающих только азербайджанцам). Это можно связать с высокой предпринимательской активностью даргинского населения.

Любая проблема в Дагестане тут же переходит в плоскость национальной политики. Причиной этому является манипулирование многонациональностью республики, а также маргинализация ее коренных народов.

Дагестан республикой тоже не назовешь, поскольку в нашей этноклановой области ни один народ не пользуется своими правами и полномочиями республиканского, федерального и международного уровней, какими пользуются малочисленные народы Севера, Сибири и Дальнего Востока (чукчи, ненцы и прочие).

Те этнокультурные, социально-экономические и этно-политические гарантии, которые имеют осетины или хакасы, мы делим на десятки, так называемых «дагестанских», народов. В любой республике радиовещание, телепередачи, общественные мероприятия полностью ведутся на одном коренном языке. Язык общения в сельской местности и в городах: в Татарстане - татарский, в Чувашии - чувашский, в Осетии - осетинский. Проблемы исчезновения языка, как у нас, у них не существует.

В многонациональной республике, к сожалению, имеют место быть свои хронические проблемы, в особенности такие, как бытовой национализм. Постоянно существующее соперничество за власть и гегемонию в республике, иногда перерастающее в открытый межнациональный конфликт, приводит республику в упадок. В такой ситуации все имеющиеся в республике потенциальные и интеллектуальные силы и возможности тратятся не на благо ее народов, а на клановую борьбу за соперничество правящей верхушки за власть, готовую сожрать друг друга, подобно паукам в банке.

Республика наша относится, как выразился известный политолог Максим Соколов, «к региону не любящих друг друга горячих горских народов». Спрашивается, зачем тогда нам нужна была такая «республика», которой аналога во всей России нет, и где четыре крупных народа, которые должны, по праву самоопределения, иметь свои национальные республики, постоянно соперничают за гегемонию. Но раз сложилась такая этнополитическая ситуация, в ущерб лезгин, андо-дидойцев и других народов, следовало бы вести очень осторожную справедливую и корректную национальную политику, не ущемляющую права и возможности других народов и не восхваляющую исключительность собственного народа. Увы, у нас в республике, как завелась национальная политика с пятидесятых годов прошлого века, так продолжается и в настоящее время.

Отцом этой вредной национальной политики являлся Абдурахман Даниялов, который, благодаря своему кунаку Суслову, бессменно возглавлял обком Дагестана в течение почти двадцати лет. Как только вступил в эту должность, в 1948 году, он начал целенаправленную борьбу против лезгинского народа. Даниялова пугала многочисленность лезгин и их высокий интеллектуальный потенциал. Так как лезгины при Советском Союзе были самым многочисленным народом из дагестанских. («Этнография народов СССР. Москва. 1958 г.»), именно их он избрал объектом борьбы в своей извращенной национальной политике. Для того, чтобы сохранить власть, он разработал вместе со своими единомышленниками план раздробления лезгин на составные части, тем самым желая добиться уменьшения их статистической численности.

Для этого он вначале отстранил от поста председателя Совета министров Салама Айдынбекова, который мог возразить его антилезгинским планам. После чего Айдынбекова пригласил в Баку, в качестве председателя Совета министров Азербайджана, первый секретарь ЦК компартии Азербайджана, лезгин по национальности, Имам Мустафаев, проработавший на этом посту несколько лет после Мирджафара Багирова. Но вскоре, при загадочных объстоятельствах, сын профессионального револьюционера умирает. Осуществить свою националистическую политику ему удалось в середине 50-х годов прошлого века, когда в Дагестан были направлены эксперты-научные работники Академии наук СССР, видные ученые по этнографии и истории Никольская, Калоев и другие, во главе с академиком Лавровым. Задачей их было изучение на местах этнических процессов консолидации лезгинской, даргинской, аваро-андо-дидойской групп народов и подготовка справки в АН СССР. Пользуясь своим властным положением, Даниялов пригласил их к себе и дал им угодную себе рекомендацию, в результате чего 16 народов оказались «консолидированными» с аварцами, кайтагцы и кубачинцы - с даргинцами, а таты-мусульмане, терекеменцы 12-ти сел, персы Дербента, татары закавказские и турки села Ерси, имевшие до 1938 года свои вышеуказанные самоназвания, были объеденены в одну кучу и неправильно названы азербайджанцами, что означает граждане Азербайджана, созданного в 1918 году. Выходит, до этого они никак не могли называться азербайджанцами, так как на Кавказе не было даже слова такого. Почему же Даниялов не воспрепятствовал такому неправилному слиянию различных языков и рас в 1959 году а угодил Азербайджану? Только лезгины были искусственно раздроблены. Это было явное нарушение и игнорирование политики ЦК партии, которая декларировала повсеместную консолидацию малочисленных народов вокруг родственного многочисленного народа.

Итак из, 200-от народностей СССР оставили, согласно переписи 1959 года, 101.

В отличие от аваро-андо-цезской группы лезгинская группа формировалась как народ с единым самоназванием и самосознанием еще в древности. Все народности лезгинской группы кроме удин и исчезнувших албанских народов имели до нашей эры единое самоназвание ЛЕКИ, что означает на лезгинских языках «ОРЕЛ», (орлами себя также называют цумадинцы, цунтинцы, цезы) позже лекзи и лезги, которые входили в единое государственное образование Албания, имели общую культуру, быт и традиции. До 60-х годов и агульцы, и рутульцы, и цахурцы, а чуть раньше и табасаранцы гордо называли себя лезгинами, и в консолидации они не нуждались, они представляли единый народ более 2000 тысяч лет. Иное положение было у аварцев, не было у них единого самоназвания и национального самосознания. Среди них никто не называл себя аварцем. На вопрос, какой национальности, они отвечали: келебец, хунзахец, гидатлинец и т. д. Даже в 50-е годы пожилые люди не знали, кто такой аварец.» (Народы Дагестана. Москва. 2002 г.).

О великом множестве и различии аварских языков отец Казбека Микайлова писал: «У аварцев 144 языка, наречия и диалекта». У табасаранцев, агульцев и рутульцев языки намного ближе к лезгинскому, чем близость андо-дидойских языков к аварскому. И несмотря на все это, Даниялов объединил с аварцами, историческое название которых было «ХУНЗЫ», андо-дидойцев, которые существовали еще 500 лет до н.э. и имели собственные государственные образования как Андия, позже Дидо или же Дидоэтия в грузинских источниках. В результате, Даниялов из 16-ти народов андо-дидойцев, лезгиноязычных арчинцев и даргиноязычных мегебцев состряпал один народ и назвал его аварцами. В то же время он искусственно раздробил лезгин на табасаранцев, агульцев, рутульцев, цахурцев, которые состовляли с античных времен единое государство Албания, и имели единое национальное самосознание. Даже до переписи 1959 года на этнических картах учебных пособий и атласов Дагестана наглым образом оставили разделенными только лезгинскую группу народов, а остальные 16 народов, которые до этого всегда были обозначены, исчезли до нынешнего дня будто они вымерли. Верните этнической карте Дагестана свой прежний облик и обозначте все ЗО и народов! И такая националистическая политика двух стандартов в Дагестане не должна продолжаться впредь!

В период переписи 1970 года в словарях национальностей, которыми пользовались при переработке переписи всем лезгиноязычным народностям были выделены отделные коды, а андо-цезским народностям: андийцам, ботлихцам, каратинцам, ахвахцам, чамалинцам, тиндинцам, богулалам, хваршинцам, годоберинцам, цезам, бежтинцам, гинухцам, гунзибцам, лезгиноязычным арчинцам, даргиноязычным мегебцам был выделен аварский код. То ест, если кто то в переписном листе числился андийцем, каратинцем или ахвахцем, то при отправлении в Москву, после переработки, их переписывали аварцами. Зато агульцам, рутульцам, цахурцам, табасаранцам по просьбе правительства Дагестана были выделены отдельные коды, и они, если и записались в переписных листах лезгинами, в Москву их отсылали как отдельные народы. Кроме того главам районов, где проживали эти народы, было дано сверху указание переписать все листы, где они назывались лезгинами. В этом я убедился лично, когда работал в 1970 году в переписном отделе. Если кто-нибудь временно выезжал на заработки или просто выезжал в другой регион, то в переписный отдел поступали на него два переписных листа, один с постоянного места жительства, другой с временного. Их сверяли, и один лист уничтожали. Дело в том, что почти все агульцы, рутульцы, цахурцы за пределами своих районов назывались лезгинами, а в папках, доставленных из их районов те же лица были записаны агульцами, рутульцами, цахурцами. Парадокс, но факт. Выходит, раздробление лезгин исходило не от самих лезгиноязычных народностей, а от правительства Дагестана, которое не только искусственно отделило их, а разжигая у них племенизм, настроило их против самых лезгин.

Позже, при получении новых паспортов, у них всех убрали лезгинскую национальность. Даниялов знал, что трудно заставить людей отказаться от своей национальности, самосознание которых укрепилось в течение тысячелетий, одними административными методами, тогда был задействован метод повсеместного охаивания лезгин. Были включены все имеющиеся ресурсы партийной бюрократии на массовую антилезгинскую агитацию, оскорбляющую честь и достоинство лезгин. В меньшей степени это чувствовалось в Хасавюрте, где коренной чеченский народ всегда поддерживал лезгин и считал их своим близкородственным народом, о чем мне часто приходилось слышать от них. Будучи в Изберге в 1965 году, где основное население даргинцы, я чувствовал с их стороны уважительное отношение к лезгинам. Антилезгинские высказывания, распространеняемые кляузниками, как выяснилось, одной и той же национальности, мне приходилось слышать даже в Казахстане, Чувашии и Абхазии. Спрашивается, от кого же исходила эта кляуза? Чтобы одновременно от целого народа - не поверю, тем более народы в этнополитическом отношении тогда были несозревшими, выходит, такую организованную работу мог провести господствующий истеблишмент, используя партийно-бюрократическую систему.

Необоснованная антилезгинская агитация, грязная и кляузная по сути, нанесла целостности лезгинской нации огромный, невосполнимый ущерб и отбросило ее, по численности, со второго места на четвертое. Как высказался известный политолог Тимур Айтберов: «пока народы были в составе лезгин, лезгины для них были как бы зонтом защиты, а отделившись они превратились в пыль».

Третьим методом ускоренного раздробления лезгинской нации было восхваление и поощрение народов, вызывая у них племенное самосознание, подчеркивая их историчность, посвятив им отдельные исторические и этнографические монографии и т. д.

В начале 50-х годов Даниялов убрал лезгинские школы в Агульском районе. Рутульцы, цахурцы и часть табасаранцев обучались на чужом могулском (азерб.) языке, хотя имелся близкородственный лезгинский язык. Зато андийцам, каратинцам, лезгиноязычным арчинцам - всего 14-ти народам, навязал хунзахский язык.

Кроме того, при руководстве Даниялова были подарены в начале 50-х годов Азербайджану огромные ширванские пастбища Ахсу-Кюрдамирской зоны, которые сотни лет были исконно лезгинскими.

Чуть позже, в 1956 году, он подарил Азербайджану более 1500 кв км исконно лезгинской территории Шекинско-Кубинской зоны, входившей в состав Дагестана. В результате, высокогорные лезгины, главной отрослью которых было овцеводство, вынуждены были покинуть родные места. Вследствии этого многие высокогорные села исчезли с лица земли, только в Ахтынском районе исчезли 17 сел, а Докузпаринский (Чудхурский) район был ликвидирован. И это вместо благодарности за то, что первый секретарь Обкома партии Дагестана Нажмудин Самурский дал ему шанс подняться по карьерной лестнице. Даниялов, который неплохо знал историю Дагестана, должен был воздать должное лезгинам за то, что» в самый опасный момент для шейха Шамиля, который был окружен в 1937 году в районе Телетля 25-ти тысячной русской армией, на его призыв о помощи откликнулись только лезгины. Восстание лезгин Кубинского уезда Дагестанской области, которое состояло из 12 тысяч сабель и возглавлялось Хаджи Мухаммедом Хулухским и Ярали Яргунским, продолжалось три года. Только в сражении под Аджи-Ахуром погибло более 900 лезгин. Все войска во главе с генералами Фезе и Граббе были переброшены для подавления восстания в Лезгистане, тем самым шейх Шамиль спасся из окружения. Восстание в поддержку шейха Шамиля и, в целом, аварцев самурские лезгины подняли и в 1848 году, оно называется Ахтынским, на которое прибыл с отрядами сам шейх Шамиль. Разве не лезгины Ахтыпары, Алтыпары, Докузпары (ЧIудхура), Кюры и Табасарана спасли от полного истребления джарцев и от нашествия Ибрагим-хана на Дагестан, разгромив его полчища в 1738 году, вблизи лезгинского села Джыных, в самой крупномасштабной битве из всех походов, совершенных Надир-Шахом на дагестанцев. Однако дагестанские автора-фальсификаторы в разных вариантах по разному толкуют это событие, не имеющее ничего общего с аналогом персидской хроники Мухаммеда Казими. Главная их цель игнорировать участие в этой битве лезгин вообще.

Политика раздробления лезгин, основанная Данияловым продолжалась и в последующие десятилетия. В 90-е годы только представители лезгиноязычных народов были включены в состав Госсовета Дагестанской республики, без включения представителей андо-дидойских народов. Только они получили статус конституционных народов, школы свои, радио и телепередачи, конечно, не из-за любви к ним, а чтобы поднять у них племенное самосознание и безвозвратно раздробить лезгин. Правильно выразился один цахурец лезгину: «Они нас поддерживают, не потому что нас любят, а потому что вас ненавидят». И в самом деле, поддерживая лезгинские народы на уровне крупных, почему лишили возможности андо-дидойские народы и арчинцев учиться на своем языке, и их требования всегда игнорировались. Выходит, четырем тысячам цахурцам дали все права и свободы, а 70 тысячные андийцы оказались бесправными. Боясь обратного процесса - восстановления лезгинской нации, 73 года уже не подпускают к власти лезгина, даже в тройку. Вот вам яркий пример махрового национализма. Больше всего виноваты сами лезгины, с молчаливого согласия которых власти издевались над ними. Где были наши секретари обкомов 50-80 годов прошлого столетия, почему они молчали? Почему они допустили вести антилезгинскую политику и последующим руководителям? После переписи 1979 года, когда снова выборочно были раздроблены только лезгины. В Москве, через несколько дней я встретился с начальником Госкомстата Исыповым, а также работниками Института истории и этнографии Академии наук СССР Калоевым, Арутюновым, Пиатровскым и Бруком, который сказал мне следующее: «Я знаю, численность Андийской группы 150 тысяч человек, дидойской группы 50 тысяч, что их причисляют к аварцам, и что лезгиноязычных отделяют от лезгин, но мы причем? ТАК ХОЧЕТ ВАШЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО!!! Спрашивается, нужно ли нам, лезгинам такое вечно нелезгинское и постоянное антилезгинское правителство? Я тут же вспомнил о справке, спущенной с Обкома в 1970 году, при руководстве М-С Умаханова, согласно которой должны были разделить лезгиноязычные народы и объединить андо-дидойские народы с аварцами, а кайтагцев, кубачинцев - с даргинцами. Наконец, хотя в 2002 году В. В. Путин дал коды всем 30 народам Дагестана, и, по переписи, официально отделились андийцы, каратинцы, бежтинцы - по шесть тысяч человек каждый, цезов - 15 тысяч, также ботлихцы, ахвахцы, гинухцы, гунзибы и другие. Всего 57,5 тысяч человек. Но Муху Алиев через Москву добился включения их в состав аварцев и лишил 16 народов права на самоопределение. В октябре этого года намечается перепись населения. Лезгины-депутаты крупные бизнесмены и передовая интеллигенция должны требовать от Российского руководства, от правителства Дагестана отказаться от двойных стандартов в национальной политики.

На прошлой неделе наши Лезгинские сайты и СМИ пестрили от панорамных фотографий «глубокоуважаемых» Лезгинским народом дагских авторитетов, которых пророчили в президенты. Среди них хоть и не было ни одного лезгина, но интерес к событиям "наши" проявили не меньше чем другие, чьи представители являлись претендентами в президенты. Я искать даже не стал, писали ли даргинцы, или аварцы о лезгинских кандидатах в президенты республики - все бы меня засмеяли. Меня удивило, почему мы все бросились на утверждение специально выпушенных слухов, работающих на внушение людям происходящего как абсолютно естественного и само собой разумеющегося.

Слухи оправдались, все завершилось, всем показали нового «избранника» народов Дагестана и говорить уже стало не о чем. Такое ощущение, что мы опять не меньше чем «другие» довольны совершившимся и смиренно признаем гегемонию над собою «других», т.е. тех, на кого сделаны ставки сверху. На лицо явное нарушение конституционных прав граждан республики, а мы укореняем в сознании Лезгин происходящее как положенное. Нас приучили к мысли, что президентом РД может стать или даргинец, или аварец, а остальные представители этносов не граждане и лишены прав избираться и назначаться. Никто не хочет говорить, что беспредел в Дагестанской республике изначально создан искусственно и он служит для удержания власти теми кланами, кто вчера руководил республикой и завтра будет руководить. А вот вам очередное и наглядное действие Кремля в ответ –одного переназначили, другого назначили. В республике «дагов» феодально-вассальный приоритет узаконен как образец для управления обществом. Отец президент, сын президент, аварец и еще раз аварец - короче, даргино- аварская монархия.

В такой аномальной ситуации лезгинам следует определиться, создать свой лоббинг и в дальнейшем установить свою стратегию.
Если Магомедсалам Магомедов был плох для управления в субъекте, зачем тогда его перетаскивать в администрацию управления страной, нет если он такой хороший, зачем тогда его менять? Логику Кремля в этой рокировке нам не угадать, но для нас есть полезная подсказка и указание – как надо решать вопросы верхами! Прошедшие демонстративные рокировки даргино-аварских интересов в единственном оставшейся колхозе от Ленинизма не может не озадачить нормального лезгина. От интернационализма нам в наследие достались Ленин в мавзолее и Дагестан в России.

Дагестан для лезгин становится временами то Даргистаном, то Аваристаном, и повторно опять теми же, но никак не Лезгистаном. Лезгинам все дороги со знаком «кирпич»! Лезгистан у всех вызывает диарею от страха, только остается окончательно разузнать, болеет ли этой патологией и сам Кремль тоже. Против нас идет тихая и бесшумная этническая война кланов. Россия,как бы для своего будущего выбрала олигархическо-управленческий путь развития страной и следует признать, что Кремль так же будет приветствовать преступный, кланово-олигархический порядок в национальных республиках – как и при царской империи и как это делает ныне США. Так же возрождаются принципы личной преданности вассалов царю, а ныне президенту В.В.Путину.

Это очень важные моменты для всего лезгинского народа и для его будущего. Нам следует добиваться публичного выражения точки зрения Кремля в отношении будущего лезгин, ибо так продолжаться не может. Мы не можем находиться в вечном притеснении со всех сторон. Если наша интеллигенция и «светлые головы», которые так умны и активны в обсуждении внутренних мелочей, в вопросе критики о цвете флага и возрасте ФЛНКА, так почему они не выражают свои амбиции в конкуренции с «другими» за власть на родной земле. Где сплочение нашей интеллигенции и серьезная силовая конкуренция с противниками по лезгинскому вопросу? Когда будут подняты вопросы, которые принесут простому лезгинскому народу пользу по защите его интересов?

Привожу заголовок одной статьи из СМИ: Сулейман, «даргинская власть» и «аварское лобби» . Вы чувствуете разницу, даргинцы -это власть, аварцы -это лобби, а олигарх Сулейман Керимов? - кто он и кто будет спрашивать у него об этом, но одно очевидно, он точно не проводник «Лезгинcкого интереса».

Сколько вы будете со спины «Сулико» оглядываться? Ответа надо искать в себе. Лезгинам надо объявить всенародно –Абдулатибов не наш президент и Сулейман не слово лезгинское!

Кто более преступен и беспределен на тех и ставка Кремля- таковы сегодня реалии. На сегодняшний день верхушка власти Даг-а использует ваххабизм как инструмент для достижения своих политических интересов и удержания власти. Не зря же в завершении своих основных задач происходит плановая перекочевка салафизма в Юждаг. В этом смысле нам есть что преподнести Кремлю взамен, но нет национальных лоббистов и проводников.

Москва боится аваро-даргинского противостояния, или она просто не видит другую силу, которая может удержать порядок в республике. У нас что ли мало Абдулатибовых и четырехкратных депутатов-приспособленцев, или Членов Единой России? - Больше! А почему тогда в качестве первых руководителей лезгин никогда не рассматривают?

Как Абдулатибов оказался в Союзе Азербайджанских Оргаганизаций России? Он разве азербайджанец, или он руководит азербайджанской организацией? Считать его вхождение в азербайджанский союз Кремлевским ходом тоже достаточно сомнительное утверждение, он никогда не входил в эти круги. Встает логический вопрос, как можно попасть в чужую команду будучи не « своим». Так он там свой, или чужой? -Что его объединяет с лоббистами тюркской политики? Может он тюрок по корням –“сколько не корми волка, все равно в лес убежит”, а мы не знаем об этом? Можем выяснить и информировать об этом общественность и мировое сообщество в том числе.

Можно было все это не писать, если бы не одно обстоятельство. Дело плохо тем, что Абдулатибов туда назначен ни как умелый и умный управленец, жесткая рука, или хозяйственник, а банально как представитель аварцев, то есть по национальному признаку. Он авторитет для аварцев и их ставленник. В следствие встает логичный вопрос и разумеется самый опасный, а что делать тогда с его вечной антилезгинской риторикой? Очевидно, что до выборов он споёт песни об интернационализме и о большевизме, а после выборов уйдет «в Лес». Неужели, будучи всю свою жизнь таким ярым антилезгинистом и в таком пожилом возрасте, возможно взять да и как аппендицит в теле отрезать и выбросить свои устоявшиеся убеждения. Данный факт следует учитывать и поговорить с братьями аварцами, чтобы уважаемый нами САОР-шник, отныне удержался от своей махровой антилезгинской идейной направленности.

Это и заставило меня говорить. Ни какая отрицательная реакция и от кого бы она не исходила включая "своих", на мои убеждения не сможет повлиять. Факты есть факты и делать выводы необходимо не от конституции и законов и не от игр в "дипломатию", а от исходящей реальности.

15 комментариев на «“Тихая и бесшумная Война против Лезгин”»

    Сегодня в лезгинском городе Исмаиллы и талышском городе Масаллы ожидаются акции протеста
    Сегодня в лезгинском городе Исмаиллы и талышском городе Масаллы ожидаются акции протеста. Ожидается, что в Исмаиллы на митинг протеста против произвола властей Азербайджана выйдут женщины. В городе Масаллы ожидается митинг городского населения, у которого накопились претензии к властям в Азербайджане. Отметим, что, наряду с социальными проблемами, население Масаллы обеспокоено также политикой Баку по отношению к талышскому народу, крупнейшему коренном у народу на территории Азербайджана.

    То каким образом и с какими целями Абдулатипов оказался в СОАР я задавался вопросом еще с первых дней образования этой организации, несколько месяцев назад когда о назначении его врио еще не было и мыслей. Но почему то все молчат нет ни каких комментариев.

    Этот продажный пес готов продастся кому угодно лишь бы быть сытым.
    По лезгинскому вопросу: лезгинским народам для нормального развития необходим только прямая политическая и финансово-экономическая связь с Москвой. Даргино-аварская клановая система не отвечает интересам Лезгин с первого же дня образования Дагестана.

    По Абдулатипову надо собрать всю информацию о его связях азербайджанскими властными структурами и вывести его на чистую воду до сентября 2013 года. То что он демагог это было известно всем но почему его поставили???

    Отсидеть четыре срока в думе и остаться непотопляемым, качество доступное не каждому материалу. А теперь будет демонстрировать силу по своему образу, решил сыграть роль жука, который катит огромный шарик намного превышающий его вес.

    Несомненно, Путин назначил Абдулатибова будучи уверенным, что у него в республике есть социальная база и поддержка. Очевидно, ставка сделана на аварцев, но это мало для Дагестана. Надо обязательно заручиться поддержкой и даргин, для чего сделано назначение МММ в Кремлевскую администрацию. Еще нужно было одобрение инвестора республики олигарха Сулеймана, что вероятно и получено.
    Лезгин в этой схеме не существует и пока имя Сулеймана Керимова будет фигурировать в этих решениях лезгинской идее и будущему перспективы нет.
    Следует набраться смелостью и отказаться от него, как от выразителя лезгинского интереса. Надо отделиться!

    «Рамазан Абдулатипов — уникальное явление в современной российской политике. Он был и правым, и левым, и центристом, и демократом, и коммунистом, и патриотом, и интернационалистом. Но никогда не метался, не раздваивался, ибо всегда делал правильный выбор».

    Абдулатипов так хорошо сработался с Хасбулатовым, что Борис Николаевич однажды в беседе с дружественными депутатами ненароком произнес «Хасбулатипов», создав мифическое существо наподобие козлотура.

    Абдулатипов близко сошелся с Сергеем Шахраем… Между прочим, не было в то время в России врагов непримиримее и непримиримейших соперников, чем Шахрай и Хасбулатов. А вот Абдултипов ухитрился вступить в альянс с обоими. И оба ему доверяли!

    Рамазан Гаджимурадович патетически восклицал: «Пока здесь сидит хотя бы один мой депутат, я как председатель Совета Национальностей отсюда не уйду!..». И ушел. В ночь с 3 на 4 октября 1993 года. Накануне штурма, все прелести которого испытали «его депутаты».

    Никто из них не знал, что все эти дни, даже тогда, когда ОМОН и колючая проволока вокруг Белого дома не пускали ни одну живую душу, Абдулатипову был обеспечен беспрепятственный проход туда и обратно, что совсем неподалеку его ожидала черная служебная Волга и Рамазан Гаджимурадович не убегал впопыхах, а уходил не торопясь, успел собрать и упаковать все свои вещи в кабинете, в том числе персональный компьютер и чемодан с верхней одеждой…

    На следующий день — это непостижимо, но именно на следующий день! — он был назначен заместителем Шахрая в его министерство (по делам национальностей — Н.Т.)

    Пожалуй, он был (почему был? и есть — Н.Т.) одним из самых прозорливых политиков в России. Прошло время, детали былых пертурбаций позабылись… Но Рамазан Гаджимурадович сохранил ореол «страдальца», сидельца в осажденном парламенте.

    Он говорил, что даже написал книгу воспоминаний, свои «Записки из Белого дома», да вот никак не решится их издать. Очевидно, переписывает регулярно. А может быть, у него есть несколько вариантов — на все случаи политической жизни.

    Рамазан Гаджимурадович не суетлив. Кто знает, куда вывезет кривая? Власть может и смениться. Новому начальству, вероятно, понадобится видный специалист по национальным вопросам. Да еще такой опытный политик, который вышел целым и невредимым из немыслимых передряг и ни разу не ошибся.

    Моралист сказал бы, что карьера Абдулатипова — это цепь измен. И жестоко ошибся бы. Наш герой — не изменник. Он никогда не изменял самому себе. Для государственного деятеля — это главное».

    Никакого курсива. Это мой текст. На фото — первая страница, с началом той заметки. Это я писал в журнале «Столица» (главным редактором там был Андрей Мальгин) в январе 1995 года.

    Политик Рамазан Абдулатипов меня всегда изумлял и поражал своей гибкостью, гуттаперчевостью, которую он всегда хитрейшим образом совмещал с так называемой «честью горца». Он то и дело шел по грани, как по канату, но не падал, а наоборот — поднимался все выше и выше. Или умело уходил в густую тень. Ну что ж, вот он и высидел назначение на пост №1, а не №2, как это было до сих пор.

    Не берусь судить, поможет ли это назначение нормализации в Дагестане. Мне кажется, что там уже никто и ничто не поможет. Северный Кавказ мы потеряли. Впрочем, это совсем другая тема.

    Николай Троицкий

    http://skurlatov.livejournal.com/1911260.html

    Президент Дагестана -звучит громко.

    Президента уволили -как президента можно уволить, он же президент!

    А президента переназначили -еще один фокус.

    Вот такие президенты они, и такой же Дагестан для призидентсва!

    Аварский актив еще в ноябре 2011 г. выражал надежду, что придет Путин и придет к власти аварец. А в октябре 2013-ом предсказали в президенты РД не Абдулатибова а другого аварца. Если исходит из предсказаний, получается, что Абдулатибов промежуточная фигура!

    Esli ne znete istoriyu ne suyte nos kuda popala.Azerbaydjanci i lezgini bili bratyami musulmanami i naveki ostanutsya takimi.Musulmani vseqo mira plivayut armynam i ix ni veru.Lezgin i azerbaydjanec oni BRATYA MUSULMANI.NE zabudte eto

    А что вы жалуетесь?покажите хоть одного лезгина который может руководить республикой!Абдулатипов это лучшая кондидитура в той ситуации в котором мы находимся.если каждая нация будет так же как и вы обсуждать плохие качества всех руководителей.мы навернае начнем войну между совой тоесть между нациями.Уважаемые! нам на данный момент не это нужно. нам нужно обьеденяться.на данный момент мы представляем из себя подобие открытой руки.а пальцы это подобие наших наций.так вот чем больше мы обьяденимся тем крепче мы зажмем кулак а чем больше мы будем вести такие разговоры которые вы ведете.тем слабее будет наш кулак.так что друзья людей не нужно судить по нации.нация тут не причем.и попрошу вас не вести такие диологи у себя на страничках где находится талько одна нация.это не красиво согласитесь.это не первичные случаи.

    • Мы как одна нация в страничке у себя находимся и никому не мешаем. А вы реально начиная с Даниялова свои грязные дела совершаете. Абдулатибов много раз пена из рта перед кремлем доказывал, что лезгин нельзя пускать к управлению властью Дагестана -это известный факт. Так же поступали азеры и какая теперь между вами разница? А вы заявляете, что он единственный кто может управлять Дагестаном, а у лезгин нет такой мочалки. Вы про Муху Алиева тоже так говорили, где он теперь? Работает у лезгина замом, просто тот пожалел и взял на работу. Десятки аварцы пристроились из всех сил к Сулейману Керимову и поднялись -«разумеется от любви к нему» и не в коем случае не за денег и власть!!! Лезгины себе подобного азерского подхалимажа не позволяют. У вас с генами что-то произошел!
      Очнись уважаемый, десятки лезгины сильнее и умнее Абдулатибова.
      Мы же знаем ваши настроения и отношения к тюркам и к русским. Если бы не знали, было нам гораздо лучше.

    А что Вы считаете что Вы не сплетничаете тута что ли?и прекратите хвалить и сувать во всюду Сулеймана Керимова..один единственный человек который поднялся.и то благодаря своему тестю. который развлекается с Тиной Канделаки вместо того чтоб постораться помочь лезгинам которые кричат о помоши.АААА я понял Вы наверное говорите про тех которые сидят в провительстве Дербента. так они в самом Дербенте порядок навести не могли досихпор пока им Абдулатипов не сказал что едет в Дербент а сам поехал в северную часть Дагестана вплоть до Хасавюрта.И ешё себе цену набивать тоже не надо. впервые слышу такую чужь что лезгинов не пускали к упр власти. да кто там будет лезгинов слушать?это Вам не какой то другой субьект Росс-кой фед. это вам ДАГЕСТАН.А вот про азеров я вообше бы молчал.это они кормят большую часть лезгинов которые находятсь в Азербайджане.Вообше честно Вам скажу лезгины хороший народ хотябы те которых я знаю и с кем дружу и это я не подлизываюсь а как есть говорю.если хотите по больше узнать об нашем правительстве наберите *левашинская гнилая капуста*

    а зачем читать туфту которая написана непонятно когда и непонятно где и кем? когда несколько анонимных авторов в разных местах противоречат сами себе и где нет ни единого факта и доказательства. Если принимать такие спленти на веру то человек превращается в безмозглое быдло, а тиражирующий такие сплетни становится соучастником этого греха. Там конечно далеко не святоши сидят, но тем не менее это не повод… Подобное можно написать и кстати пишут и про азерских и про среднеазиатских и путинских чиновников (издают даже книги). Вобщем туфта эта гнилая капуста. А вот про азеров нестыдно врать. Как может лезгинов кормить государство в котором по последним данным ООН более 500 тыс.голодающих, где в разы превышен предельный уровень бедности и коррупции, где миграция приняла массовый характер и т.д и т.п. Кстати многие азерские лезгины осели в юждаге, а сами азеры наряду с узбеками и циганами заполонили улицы мах-лы, каспийска и дербента. А также места шаурмистов, чернорабочих батраков на стройках. Зачем чтото придумывать когда все всё видят и знают. И Как после этого можно говорить о том что азеры кормят кого либо, когда они сами ищут хлеба за бугром.

    • «нет единого факта и доказательства» -так может писать человек владеющий фактами и доказательствами. Главное, что они не были похожи на туфту. А самое главное, будучи убежденным, что ты не быдло и не веришь сплетням, остаешься с тем, что ты веришь только себе.
      «как можно лезгинов кормить» -разве где нибудь можно встретить чушь о том, как лезгины жалуются на голодание. Фантазия и внутренние неразбериха мешает кому то тут понять правду. Лезгинам как народу нужна своя республика как человеку крыша над головой. Голодный, или сытый вопрос для лезгин решенный -насколько в АзР все это знают, что еще с времен царской империи и КПСС до Мехрибаншины и Алиевшины лезгины всегда жили и живут лучше чем азеры. И этого они добиваются собственным трудом. А азеры всю жизнь в суете за легкими деньгами, потому и они в торговле и потому они наводнили базары России. Работать они не хотят -«евреи не способны на честный труд», писал в свое время Гитлер.
      Хорошо или плохо, нам нужно свое и тут не стоит разводить демагогию. Флаг азров везде и во всех тусовках стало больше, чем туалетные бумаги, а в фонд Гейдара Алиева взнос делают даже азеры-бомжы за «бугром». С чего такой любовь то к святоше алиеву. Азеры свое дело знают хорошо и тот кто пишет тут под именем Абдулшериф заигрался и запутался в своих противоречиях)))

      • неясно где и в чём запутался. Всё по теме. И если дсл чтото показалось запутаным или зарифмованым, то это уже личное мнение, а у меня совсем другое имелось ввиду:-D ?:-) :-?

Лезгины - народ, исторически проживающий в южных районах современного Дагестана и на севере Азербайджана. Численность лезгин в России 473,7 тыс. чел. (по данным переписи населения 2010 года), численность лезгин в Азербайджане оценивается по-разному: от 180 тыс. по официальным данным до 800 тыс. по данным лезгинских организаций. Еще одна крупная лезгинская община (около 40 тыс. чел.) есть в Турции.

Лезгинский язык принадлежит к нахско-дагестанской языковой семье.

Религия лезгин - ислам суннитского толка.

Антропологически современные лезгины являются представителями кавкасионского типа.

В честь лезгин назван знаменитый танец народов Кавказа - лезгинка.

7 место: Камран Мамедов - дзюдоист, мастер спорта международного класса. Родился в 1967 г. в городе Кусары (Азербайджан). Камран начал свою спортивную карьеру в 1980 году, когда он в 13-летнем возрасте впервые пришел в Кусарскую детско-юношескую спортивную школу и начал заниматься дзюдо. Уже в 1983 году Камран занимает 1-е место в первенстве Азербайджана. В 1984 году он занимает 1-е место на 16-ой междушкольной спартакиаде в Ташкенте. Камран Мамедов является также неоднократным призером международных турниров в Москве, Париже, Берлине, Кишиневе, Минске, Киеве. 1985 г - 3-е место в молодежных спортивных играх в Киеве; 1989 г - 2-е место в чемпионате СССР в Алма-Ате; 1990 г - 1-е место в кубке мира в Каракасе, Венесуэлла.

6 место: Сулейман Керимов - российский предприниматель, член Совета Федерации от Дагестана. Контролирует финансово-промышленную группу «Нафта Москва», владеет футбольным клубом «Анжи». Родился 12 марта 1966г в городе Дербенте, Дагестан, Россия.

5 место: Сердер Сердеров - российский футболист, нападающий махачкалинского футбольного клуба «Анжи» и молодежной сборной России. Родился 10 марта 1994 года в г. Махачкала, Дагестан, Россия.

4 место: Осман Эфендиев - представитель известной борцовской династии, которая начиналась с его отца Сулеймана и дяди Султана и которую сегодня продолжают внуки этих незаурядных в прошлом мастеров ковра, стоявших у истоков зарождения в Дагестане вольной борьбы как вида спорта. Осман достойно продолжил семейную традицию, он был финалистом чемпионата мира и призером чемпионата Европы, побеждал на чемпионате страны и Спартакиаде народов СССР.

3 место: Эмре Белёзоглу - турецкий футболист, полузащитник. Родился 7 сентября 1980 года в Стамбуле. Игрок клуба «Фенербахче» и сборной Турции. Включён в список ФИФА 100.

2 место: Ариф Мирзакулиев - советский и азербайджанский актёр. Родился 6 июня 1931 года в Баку. Снялся всего в двух фильмах, которые впоследствии стали очень популярны на весь Советский Союз «Встреча» 1955 года и «Не та, так эта» 1956 года.