По литературе

Презентация - Стихотворение в прозе «Собака» Ивана Сергеевича Тургенева - Лирическое стихотворение И.А. Бунина «Собака

Мечтай, мечтай. Все уже и тусклей
Ты смотришь золотистыми глазами
На вьюжный двор, на снег, прилипший к раме,
На метлы гулких, дымных тополей.

Вздыхая, ты свернулась потеплей
У ног моих — и думаешь… Мы сами
Томим себя — тоской иных полей,
Иных пустынь… за пермскими горами.
Ты вспоминаешь то, что чуждо мне:
Седое небо, тундры, льды и чумы
В твоей студеной дикой стороне.

Но я всегда делю с тобою думы:
Я человек: как бог, я обречен
Познать тоску всех стран и всех времен.

(No Ratings Yet)

Еще стихотворения:

  1. Был молодец червяк, — в чертогах у вельможи, Известно там, Род сильный червякам; Известно, на кого все червяки похожи. Ползуча тварь, — червяк Искусно лапкой загребает; Иное за столом, как...
  2. Седое небо надо мной И лес раскрытый, обнаженный. Внизу, вдоль просеки лесной, Чернеет грязь в листве лимонной. Вверху идет холодный шум, Внизу молчанье увяданья… Вся молодость моя — скитанья Да...
  3. И снова мир зовет ночной дорогой, Когда степная рыжая луна, Поднявшись над равниною пологой, Луч направляет в темя валуна; Когда вокруг — пахучие ометы Да светятся подфарники в ночи, Когда...
  4. Когда с тобой расстался я — Я не хочу таить, Что я тогда любил тебя, Как только мог любить. Но нашей встрече я не рад. Упорно я молчу — И...
  5. Река, которая Египет весь питает, Вся крокодилами полна бывает. Ужасен крокодил там псам, Как древле был Аттилла сам; И чтоб избавиться от зева крокодила, На краешке брегов лакают псы, Не...
  6. Собака ты, собака, Ты рыжая, я — сед. Похожи мы, однако, Я твой всегда сосед. Похожи мы по роже, А также потому,- Тебе, собака, сложно — Ты все-таки «Му-му». Жлобам...
  7. Скандинавская песня H. IBSEN. GILDET PAA SOLHAUG*. Горный король на далеком пути. — Скучно в чужой стороне.- Деву-красавицу хочет найти. — Ты не вернешься ко мне.- Видит усадьбу на мшистой...
  8. Большой боярский двор Собака стерегла. Увидя старика, входящего с сумою, Собака лаять начала. «Умилосердись надо мною! — С боязнью, пошептом бедняк ее молил, — Я сутки уж не ел… от...
  9. О горесть! о беда! свирепы души У датска кобеля отрезали вмиг уши. Тоскует, плачет пес, Пришло мне спрятаться в дремучий лес; Как я таким уродом Предстану пред народом? Собака бедная,...
  10. Собаке для родин была потребна бутка; Приют себе найти не шутка! Но кумушка свою ей спальню отдала, А та пришла И родила. Отсрочки, между тем, просила раз, другой, И получает....
  11. Бедняк, живой пример в злосчастии смиренья, Согбенный старостью, притом лишенный зренья, С котомкой чрез плечо и посохом в руке, Бродил по улицам в каком-то городке, Питаясь именем христовым, — Обедом,...
  12. Собака сторожила гладиолусы, Маячило ей счастье впереди, И ветер на собаке гладил волосы И ей шептал: «С надеждой вдаль гляди!» Но грянул гром, помялись гладиолусы, Их качественность снижена была. Собака...
Вы сейчас читаете стих Собака, поэта Бунин Иван Алексеевич

Философское начало присутствует во многих произведениях Ивана Бунина . однако наиболее ярко эта тенденция прослеживается в стихах, которые поэт читал наиболее удобным способом для выражения собственных мыслей и чувств. Бунин нередко проводит параллель между людьми и животными, пытаясь доказать самому себе и окружающим, что любое создание Божье наделено душой, которая умеет любить, страдать, волноваться и быть признательной. Примером таких рассуждений может служить стихотворение «Собака». написанное в августе 1909 года. В это время Бунин находится в Ельце, где снимает на лето дачу, рассчитывая плодотворно поработать. Однако холодное и дождливое лето наводит на поэта тоску. В один из вечеров он создает стихотворение «Собака» . которое посвящено сибирской лайке Максима Горького. Однако Бунин преподносит свое рифмованное повествование таким образом, будто бы ведет диалог с собственным псом. Причем, вносит серьезные коррективы во время года, указывая «на вьюжный двор, на снег, прилипший к раме». В этом нет ничего удивительного, так как Бунин, вынужденный безвылазно сидеть в дачном домике, испытывает самую настоящую тоску. Этими же чувствами он наделяет безымянную собаку, обращаясь к ней со словами: «Мечтай, мечтай». Поэт доподлинно знает, что даже дворовой пес может испытывать всю гамму чувств. Что же касается лайки Максима Горького, то в ее желтых глазах Бунину неоднократно доводилось видеть тоску, которую он приписывал воспоминаниям о прошлом. «Седое небо, тундра, льды и чумы» - вот что, по мнению автора, тревожит собачью душу. И Бунин тут же проводит аналогию с самим собой, делая удивительное открытие: он сам ничем не лучше этой собаки, так как мыслями находится далеко от российской глубинки и также томится «тоской иных полей, иных пустынь».

Находя общие черты между человеком и животным, Бунин все же ставит людей несколько выше, чем собак. Объясняет он это тем, что пес, свернувшийся калачиком возле его ног, страдает от того, что не может вернуться на север, и вынужден доживать свои последние дни на чужбине. Однако собака не в состоянии понять, что в этот момент творится в душе человека, она не может проявить сочувствие. В то же время автор признается: «Я всегда делю с тобою думы». Бунин отмечает, что человек является высшим существом на земле, поэтому он «обречен познать тоску всех стран и всех времен» вне зависимости от собственных желаний.

Философское начало присутствует во многих произведениях Ивана Бунина, однако наиболее ярко эта тенденция прослеживается в стихах, которые поэт читал наиболее удобным способом для выражения собственных мыслей и чувств. Бунин нередко проводит параллель между людьми и животными, пытаясь доказать самому себе и окружающим, что любое создание Божье наделено душой, которая умеет любить, страдать, волноваться и быть признательной.

Примером таких рассуждений может служить стихотворение «Собака», написанное в августе 1909 года. В это время Бунин находится в Ельце, где снимает на лето дачу, рассчитывая плодотворно поработать. Однако холодное и дождливое лето наводит на поэта тоску. В один из вечеров он создает стихотворение «Собака», которое посвящено сибирской лайке Максима Горького. Однако Бунин преподносит свое рифмованное повествование таким образом, будто бы ведет диалог с собственным псом. Причем, вносить серьезные коррективы во время года, указывая «на вьюжный двор, на снег, прилипший к раме». В этом нет ничего удивительного, так как Бунин, вынужденный безвылазно сидеть в дачном домике, испытывает самую настоящую тоску. Этими же чувствами он наделяет безымянную собаку, обращаясь к ней со словами: «Мечтай, мечтай».

Поэт доподлинно знает, что даже дворовой пес может испытывать всю гаму чувств. Что же касается лайки Максима Горького, то в ее желтых глазах Бунину неоднократно доводилось видеть тоску, которую он приписывал воспоминаниям о прошлом. «Седое небо, тундра, льды и чумы» — вот что, по мнению автора, тревожит собачью душу. И Бунин тут же проводит аналогию с самим собой, делая удивительное открытие: он сам ничем не лучше этой собаки, так как мыслями находится далеко от российской глубинки и также томится «тоской иных полей, иных пустынь».

Находя общие черты между человеком и животным, Бунин все же ставит людей несколько выше, чем собак. Объясняет он это тем, что пес, свернувшийся калачиков возле его ног, страдает от того, что не может вернуться на север, и вынужден доживать свои последние дни на чужбине. Однако собака не в состоянии понять, что в этот момент творится в душе человека, она не может проявить сочувствие. В то же время автор признается: «Я всегда делю с тобою думы». Бунин отмечает, что человек является высшим существом на земле, поэтому он «обречен познать тоску всех стран и всех времен» вне зависимости от собственных желаний.

Анализ стихотворения Ивана Бунина «Собака»

Картина, описываемая Иваном Буниным в стихе «Собака», не соответствует тому, что он наблюдал за окном в августе 1909 года. Домик в Ельце, жара, пылает красками окружающая природа, а в душе поэта – самая морозная зима: во дворе бушует метель, сильный снегопад стучится в окно и собирается на раме, глухо и протяжно шумят деревья.

Образ собаки – без клички, поэт отмечает изменения в ее облике: тускнеет взгляд. Пес созерцает зимний пейзаж и, продрогнув от холодных картин, в надежде согреться сворачивается клубочком у ног поэта. Следует отметить, что в действительности у Бунина не было четвероногого друга, а под описание попала сибирская лайка другого литератора – Максима Горького.

Автор наделяет животное человеческой способностью мыслить, «вспоминать»: о покинутых родных землях, где все и радостно, и печально одновременно. Собака скучает по серому небу, «льдам и чумам». Лирический герой – хозяин пса делится и своими мыслями. Глобальнее думы человека, печальнее – «тоска всех времен».

С образом мысли самого бога сравнивает он человеческую скорбь о судьбах мира. Бунин считает, что в отличие от животных, люди – высшие существа на земле, потому то и горестей на их долю выпадает уж куда больше. При этом поэт признает, что неслучайно рождаются образы желанных далеких земель. Сам человек создает у себя подобное настроение: серое, подавленное, ностальгическое. Моменты из прошлого, цепляясь друг за друга, разворачиваются во внезапно всколыхнувшейся памяти и зовут в другое время, обесценивая настоящее и будущее.

Читаются строки стихотворения «Собака», и будто из неоткуда наплывает призрачный туман, навевая философские размышления о человеческой печали. «Мечтай, мечтай», – говорит хозяин псу, давая волю собственным грезам прорваться сквозь молчание души и вылиться в поэтических строках.

Нет яркости в произведении, с помощью большого количества глухих согласных создается атмосфера меланхолии, душевного холода. И будто нет во вселенной такого солнца, способного согреть, растопить нахлынувшую зиму; как внезапный нежеланный гость, как заставляющая замирать смерть, пришла она и поселилась в летней хижине поэта.

Иван Алексеевич Бунин: анализ стихотворения «Собака»

February 1, 2016

В своих литературных произведениях нобелевский лауреат Иван Алексеевич Бунин, как и любой классик своего времени, любил философствовать о жизни, предназначении человека и окружающем его мире. Лирику писатель очень любил, именно в ней он мог выразить свое настроение и отношение к происходящему. И теперь, прежде чем приступить к теме «Бунин: анализ стихотворения «Собака», необходимо сразу отметить, что очень часто в своих произведениях Бунин использовал аллегорические образы, которые помогали ему точнее выражать мысли. Поведение животных, растений, сказочных или мифологических персонажей, каких-то неживых предметов в его стихах интерпретируются в переносном значении.

«Собака» (Бунин)

Стих был написан в 1909 году, летом. В центре сюжета два одиноких живых существа - человек и собака, которые оказались рядом в тоскливый пасмурный день. Теперь каждый думает о своем, у каждого прослеживается грусть воспоминаний и радость мечтаний. В этом весь Бунин. Анализ стихотворения «Собака» наталкивает на то, что классик был уверен: именно в стихотворениях аллегорического или метафорического плана можно полностью раскрыть свои эмоции и дать оценку всему происходящему.

Состояние души

Этому творческому порыву предшествовало одно событие: Иван Алексеевич летом того года заехал погостить в любимый город детства и отрочества - Елец. Здесь он любил уединиться и спокойно заняться работой. Лето выдалось очень дождливым и холодным. На Бунина это сильно действовало: напала легкая хандра. Он практически не выходил из дома и наблюдал за переменой погоды из своего окна, по раме которого стекали капли дождя.

И вот в один из таких дней именно собаке решил посвятить свое стихотворение Бунин. Анализ стихотворения «Собака» говорит о том, что и своего лирического героя поэт наделяет грустным настроением, от которого приходят в голову всякие философские мысли. Собаке он дает возможность мечтать о тундре, льдах, в общем, о том месте, где собака чувствовала себя среди соплеменников свободной и счастливой. Автор ловит себя на мысли, что он тоже думает о чем-то далеком и незримом.

Бунин: анализ стихотворения «Собака»

Если начинаешь анализировать первые четыре столбца этого прекрасного стихотворения, буквально сразу представляешь себя в укромном уголке, среди провинциальной природы, куда всегда хочется убежать от городской суеты. И все это делается для того, чтобы уединиться и побыть один на один со своими мыслями. Это преднамеренное одиночество и способствует отличному лирическому настроению. В эти минуты, когда никого рядом нет, и можно заняться своим любимым делом - рисовать, читать книгу, писать стихи или музыку. Такая сосредоточенность позволяет сконцентрировать свои творческие силы и в действительности создать что-то новое для души - личное и уникальное.

Невидимая связь

Немым свидетелем такого состояния души главного героя оказалась собака, которая лежала у него под ногой калачиком, поджавши хвост от непогоды. Она греется, и от этого автору становится немного легче на душе. Он начинает с ней мысленный диалог и пытается проникнуть к ней в душу. Тем самым очеловечиваются ее мысли: вместе с поэтом сейчас животное грустит и мечтает о тех местах, где ему когда-то было привычно хорошо и вольно.

Герой задумывается над тем, как Бог, пришедший на землю, познал одиночество, тоску и печаль. Так и каждый человек, какого бы достатка он ни достиг, в какой бы стране ни рос, в какое бы время ни жил, все равно пройдет через все это.

В этом действительно проявился сам Иван Бунин. «Собака» - одно из многочисленных его стихотворений, в котором он в очередной раз подчеркивает, что поэзия - это дар Божий, прикоснуться к которому и почувствовать его в полной мере, не каждому дано. Он четко уяснил для себя: поэт может писать стихи не для всех, и нет ничего страшного в том, что понять их дано немногим.

Предчувствие

Самое главное - Бунин смутно предчувствовал лихие события, которые потрясут его любимую Росиию и в буквальном смысле уничтожат ее. В самый разгар революции он покинет родные края и сначала уедет в Одессу в 1918 году, а через два года второй его родиной станет Франция, где его и похоронят на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа. До 1955 года его литературные труды не печатались, но потом некоторые из них стали издаваться в СССР. Бунин стал писателем первой волны русской эмиграции. А некоторые острые его произведения были разрешены к печати только в годы перестройки времен Горбачева.

«Собака» И.Бунин

Мечтай, мечтай. Все уже и тусклей
Ты смотришь золотистыми глазами
На вьюжный двор, на снег, прилипший к раме,
На метлы гулких, дымных тополей.

Вздыхая, ты свернулась потеплей
У ног моих — и думаешь… Мы сами

Томим себя — тоской иных полей,
Иных пустынь… за пермскими горами.

Ты вспоминаешь то, что чуждо мне:
Седое небо, тундры, льды и чумы
В твоей студеной дикой стороне.
Но я всегда делю с тобою думы:
Я человек: как бог, я обречен
Познать тоску всех стран и всех времен.

Анализ стихотворения Бунина «Собака»

Философское начало присутствует во многих произведениях Ивана Бунина, однако наиболее ярко эта тенденция прослеживается в стихах, которые поэт читал наиболее удобным способом для выражения собственных мыслей и чувств. Бунин нередко проводит параллель между людьми и животными, пытаясь доказать самому себе и окружающим, что любое создание Божье наделено душой, которая умеет любить, страдать, волноваться и быть признательной . Примером таких рассуждений может служить стихотворение «Собака», написанное в августе 1909 года. В это время Бунин находится в Ельце, где снимает на лето дачу, рассчитывая плодотворно поработать. Однако холодное и дождливое лето наводит на поэта тоску. В один из вечеров он создает стихотворение «Собака», которое посвящено сибирской лайке Максима Горького. Однако Бунин преподносит свое рифмованное повествование таким образом, будто бы ведет диалог с собственным псом. Причем, вносить серьезные коррективы во время года, указывая «на вьюжный двор, на снег, прилипший к раме». В этом нет ничего удивительного, так как Бунин, вынужденный безвылазно сидеть в дачном домике, испытывает самую настоящую тоску. Этими же чувствами он наделяет безымянную собаку, обращаясь к ней со словами: «Мечтай, мечтай». Поэт доподлинно знает, что даже дворовой пес может испытывать всю гаму чувств. Что же касается лайки Максима Горького, то в ее желтых глазах Бунину неоднократно доводилось видеть тоску, которую он приписывал воспоминаниям о прошлом. «Седое небо, тундра, льды и чумы» — вот что, по мнению автора, тревожит собачью душу. И Бунин тут же проводит аналогию с самим собой, делая удивительное открытие: он сам ничем не лучше этой собаки, так как мыслями находится далеко от российской глубинки и также томится «тоской иных полей, иных пустынь».

Находя общие черты между человеком и животным, Бунин все же ставит людей несколько выше, чем собак . Объясняет он это тем, что пес, свернувшийся калачиков возле его ног, страдает от того, что не может вернуться на север, и вынужден доживать свои последние дни на чужбине. Однако собака не в состоянии понять, что в этот момент творится в душе человека, она не может проявить сочувствие. В то же время автор признается: «Я всегда делю с тобою думы». Бунин отмечает, что человек является высшим существом на земле, поэтому он «обречен познать тоску всех стран и всех времен» вне зависимости от собственных желаний.

Слушать стихотворение аБунина Собака

Темы соседних сочинений

Картинка к сочинению анализ стихотворения Собака

Философское направление присутствует в произведения многих авторов и поэтов, и Бунин Иван Алексеевич не становится исключением. Наиболее заметно данное направление в его произведение "Собака". Нужно сразу же отметить, что оно было написано в самом пике его творческой деятельности, в 1909 году.

Это произведение посвящено любимой собаке Максима Горького, лайке. Написано данное произведение летом, в тот момент, когда Иван Алексеевич впервые увидел данное животное.

Стоит отметить, что картина, которая родилась в произведение не соответствовала тому, что видел автор за окном.
В данном произведение идет некий диалог главного героя с собакой, причем в произведение поэт отмечает будто бы общается со своей собственной собакой.

Несмотря на то, что произведение небольшое по своему строению, оно довольно таки яркое и запоминающиеся. Для того, чтобы сделать его таковым Иван Алексеевич использовал такие литературные приемы, как метафору, эпитеты, олицетворение и красочные прилагательные.

Так же очень важно будет сказать, что поэт считал, что только в стихотворениях метафорического плана можно раскрыть всю полноту картины и показать основную мысль, которую автор как раз таки хотел донести до читателя.

Написанию данного произведения сопутствовало состояние души данного поэта, его настроение. В целом это получилось весьма необычное, простое, но в тоже время наделенное глубоким смыслом произведение. Читая его, каждый человек сможет задуматься над тем, что действительно важно и ценно в этом мире, и это пожалуй одна из главных задач, которую автор возлагал на данное произведение.

11 класс по плану

Картинка к стихотворению Собака

Популярные темы анализов

  • Анализ стихотворения Пушкина Погасло дневное светило 10 класс

    Стихотворение «Погасло дневное светило» А.С. Пушкин написал в 1820 г., в самом начале своей ссылки на юг. За свои вольные высказывания в адрес чиновников, написание эпиграмм юный секретарь Коллегии иностранных

  • Заболоцкий

    Знаменитый советский поэт 50-х годов Николай Заболоцкий появился в литературе как мастер поэтических произведений и стал самым читаемым автором до настоящего периода. Все его мечты начать поэтическую деятельность сбывались постепенно.

  • Анализ стихотворения Лермонтова Листок 6 класс

    «Листок, гонимый бурей» всегда символичен в русской поэзии. Вот и М. Ю. Лермонтов решил увековечить этот образ в своём стихотворении, написанном в 1841 году. Аллегорична вся описываемая поэтом ситуация, за природой кроется общество,

  • Анализ стихотворения Пушкина Воспоминание

    Создано это душевное стихотворение Александром Сергеевичем Пушкиным было в 1828 году, в эти годы он был уже достаточно известным поэтом. Большое количество произведений Пушкина написанных именно на этом отрезке творческой жизни,

  • Анализ стихотворения Блока О весна без конца и без краю

    Александр Александрович Блок - замечательный поэт, удивительный человек, с тонкой и чувствующей душой. Каждое его произведение пронизано эмоциями, чувствами, глубоким смыслом. Сегодня более подробно хочется поговорить о произведении

Который первым в России был удостоен получить всемирно известную Нобелевскую премию. Его перу принадлежит огромное количество рассказов, повестей и стихотворений. Одним из чутких и проникновенных произведений Ивана Бунина является "Собака".

Комментарий к стихотворению

Анализ стихотворения Бунина "Собака" можно начать, оттолкнувшись от истории его создания. Оно было написано летом 1909 года, в августе. В то время автор всё лето находился в Ельце на даче. Лето - это время тепла, солнечных дней, время отдыха и веселья. Но анализ стихотворения Бунина "Собака" показывает, что поэту в то время было вообще не до веселья или радости. Произведение пронизано мотивами грусти и тоски. В первой строфе стихотворения мы видим, что лирический герой обращается к кому-то, говоря ему: "Мечтай!". При этом описана окружающая обстановка: вьюга, снег, гул тополей, чувствуется холод. Если вспомнить, что стихотворение было написано летом, сразу приходит мысль, что лирическому герою очень холодно и тоскливо, но с чем же связана его тоска? Далее мы видим собаку, которая свернулась у ног лирического героя. Он обращается к ней, говоря, что она о чём-то думает. Но здесь возникает мысль, кому принадлежит эта тоска - собаке или всё-таки лирическому герою? Он тоскует по иным местам, по иным пустыням и лесам. Он говорит, что собака вспоминает то, что чуждо ему: седое небо, тундру, льды. И в финале он говорит, что делит свои мысли с собакой. Получается, что с помощью описания образа собаки автор показывает свою тоску, скорбь и уныние, которые одолевают душу лирического героя. Анализ стихотворения Бунина "Собака" показывает, что лирический герой считает себя обречённым познать тоску всего мира.

Основные художественные средства стихотворения

Основным средством выразительности стихотворения Бунина "Собака" является параллелизм. Через описание окружающей среды выражены чувства лирического героя, в природе холодно, ветер, вьюга, такие же несчастья одолевают и душу героя. Ещё одним средством выразительности в "Собаке" Бунина является развёрнутая метафора: с помощью образа собаки передан образ человека, одинокого и тоскующего. В стихотворении присутствуют и другие средства выразительности: олицетворение - в стихотворении происходит персонализация собаки, которая думает, мечтает, тоскует, которая понимает лирического героя и разговаривает с ним; обращение "Мечтай"; эпитеты "золотистые глаза", "вьюжный двор", "гулкие, дымные тополя", "седое небо", "студёная дикая сторона" - они рисуют картину, описанную в стихотворении, читатель видит чётко эту холодную зиму, которая поселилась в душе у лирического героя; сравнение - "как бог"; использование в финале гиперболы "тоска всех стран и всех времён" усиливает то, что чувствует лирический герой и показывает, что победить это он не может.

Заключение: тема стихотворения

Анализ стихотворения Бунина "Собака" показывает, что использование большого количества средств художественной выразительности помогает сильнее раскрыть тему. Сделать ее более глубокой. Темой "Собаки" Бунина являются тоска и одиночество. Лирический герой задыхается от одиночества и безысходности, ему даже не с кем поговорить, кроме собаки. Идея стихотворения состоит в том, что человек обречён понять несчастье и тоску всего мира, поэтому ему сложно познать счастье.