По литературе

Презентация по опк тему защита отечества. Урок "защита отечества" по предмету основы православной культуры. Постановка учебной задачи

Основы православной культуры ведутся в 5-х классах школы как спецкурс (поставлен в расписание). Так как школа работает как Региональная экспериментальная площадка «Проектирование образовательной среды на основе принципа индивидуализации: внутриорганизационный и сетевой ресурс», утвержден приказом министерства образования и науки Волгоградской области от 28.04.2014 года № 518.

Спецкурс разработал в рамках проекта с целью индивидуализации образовательного проекта (индивидуализацию понимаем-как «дойти до каждого» с использованием тьютерских технологий) Спецкурс - это продолжение ОРКСЭ, которой велся в 4 классе, учитель, используя учебник А.В. Кураева другую дополнительную литературу создал авторскую программу. Урок «Защита Отечества» урок-диалог с привлечением исторического материала: нашествие монголо-татар на Русь, 1240 год война со шведами, 1242 год война с немцами, война Ф. Ушакова; а также о православных защитниках Руси Д. Донском, А. Невском, Русских богатырях, Ф. Ушакове. Стихами Ф.И. Тютчева, философа Ильина. Суть урока была в том, чтобы сделать экскурс в историю и разобравшись с критериями «справедливых войн», попытаться увидеть являются ли парадоксальными высказывания, взятые из христианских заповедей: 1) «Не противиться злому: но кто ударит в правую щеку твою, обрати к нему и другую. Любите врагов ваших и благотворите ненавидящих вас»; 2) «Всякий гневающий на брата своего напрасно, подлежит суду»; 3) «Нет больше той любви, как если кто-то положит душу свою за ближних своих». Обучающиеся пришли к общему мнению, что противоречий в высказываниях нет, так в первой и второй заповедях речь идет о личностном, а третье посвящено защите Отечества.

Основы православия

Учитель: Ребята, посмотрите на предложенный фоторяд.

‒ Какие мысли возникают у вас по поводу этих фотографий?

‒ Что такое война?

‒ Какие причины войны?

‒ Какие войны вы знаете?

‒ К чему приводят войны в экономическом плане, в социальном и духовном?

‒ На какие категории можно разделить войны?

‒ Приведите примеры агрессивных войн.

‒ Приведите примеры оборонительных войн.

‒ Как можно назвать оборонительную войну? (справедливой)

Учитель: А справедливую войну можно назвать Защитой Отечества? Так как мы назовем тему урока?

Тема: «Защита Отечества».

Учитель: Войны - это есть отношения между людьми, где каждый играет разные социальные роли: воины, военноначальники, духовные наставники. Так какая же наша цель урока?

Обучающиеся: выяснить критерии справедливых войн, узнать о защитниках, в том числе и о святых.

Учитель: Я вам дам несколько библейский высказываний:

1) «Не противиться злому: но кто ударит в правую щеку твою, обрати к нему и другую. Любите врагов ваших и благотворите ненавидящих вас»

2) «Всякий гневающий на брата своего напрасно, подлежит суду»

3) «Нет больше той любви, как если кто-то положит душу свою за ближних своих»

4) «Законы милосердия и справедливости должны прийти на смену законам войны»

Учитель: Посмотрите на вопросы. Секунду подумайте и оставим их пока.

Обучающиеся: Захватнической войной можно назвать нашествие монлого-татар на Русь в XII веке. Это были кочевые племена. Один за другим исчезали в огне пожаров деревянные русские города; были убиты десятки тысяч людей. Вся Русь была завоевана на 240 лет монголами. Они собирали с Руси огромную дань, настраивали князей друг на друга. Убивали их. Монголо-татары контролировали всю жизнь Руси. Русские князья всячески сопротивлялись.

Ученик. Дмитрий Донской.

Он был первым московским князем, возглавившим борьбу против татар. В 1380 году Дмитрий выступил навстречу полчищам Мамая, двигавшимся на Русь. Сражение произошло на Куликовском поле, он подошел к реке Дон и сжег за собой мосты. Он дал понять, что назад дороги нет. Он одержал победу, за что получил прозвище Донской. Дмитрий Донской поехал за благословением к Сергию Радонежскому.

Кто такой Сергий Радонежский?

Ученица. Сергий Радонежский.

Ученица. После смерти родителей он начал жизнь отшельника-монаха около местечка Радонеж. Он молился, учил других христианским заповедям. Он основал Троице-Сергиевский монастырь. Он обладал высоким нравственным авторитетом, у него было много учеников и они основали около 30 монастырей. Он считается заступником земли русской. Именно к нему за благословением приехал Дмитрий Донской. Послал своих монахов (бывших) воинов - Пересвета и Осляблю. Участие монахов в боевых действиях было нарушением церковных канонов, но Сергий взял на себя грех. Сергий уговаривал князя избежать кровопролития, решить вопрос мирно. Князь ответил, что все возможности исчерпаны. Путей к миру нет и тогда Святой Сергий тихо сказал ему: «Ступай с Богом! Ты победишь» И послал своих бывших воинов, теперь монахов Пересвета и Осляблю, которые вышли на Куликово поле.

Учитель: Какой вывод сделаем?

Ученики: Борьба с монголо-татарами была справедливой, так как была направлена на защиту своих алтарей, сестер, матерей, своей Родины. Защитники одержали победу, потому что были благословлены и глубоко верили в победу.

Учитель: Другим защитником Руси был Александр Невский.

Обучающиеся. В 1240 году шведы начали наступление на новгородские земли. Их корабли с многочисленным войском вошли в реку Неву. Новгородский князь Александр со своей конной дружиной выступил в поход. Он напал внезапно. Но шведы оказались стойкими бойцами, битва затихла лишь с наступлением темноты. Враг отступил к своим кораблям. Еще одно славное имя - Александр Невский. А. Невскому принадлежат слова «Не в силе Бог, а в правде».

Обучающиеся дали пояснение, как поняли слова: нас меньше, но мы выступаем за правое дело.

Ученик. В 1242 году немецкие рыцари крестоносцы наступают вновь на Псков. Александр со своим войском выступил к Чудскому озеру. Немцы выстроились свиньей, при этом были тяжело вооружены. Подтаявший лед начал давать трещины. Рыцари обратились в бегство. Здесь тоже А. Невский обращается к Богу. «Суди меня Боже и рассуди распрю мою с высокомерным народом».

Обучающиеся дали пояснения. Суди Боже, война - это грех, но нет другого пути, как сражаться за Родину свою, потому что враг напал на Русь.

Учитель: А. Невский был князь миротворец. Он был дипломатом, и в результате его диалога с монлого-татарами на Руси установилось спокойствие.

Учитель: Обратимся к стихам А. Майкова, который описывает последние часы перед смертью.

«Тихо лампада пред образом Спаса горит

Князь неподвижно во тьму, в беспредельность глядит.

Снится ему Ярославов в Новгороде двор

В шумной толпе и мятеж, и раздор,

Все собралися концы и шумят.

«Все постоим за святую Софию, - вопят, -

Дань ей несут от Угорской земли до Ганзы

Немцам и шведам страшней нет грозы.

Сам ты водил нас, и Биргер твое

Помнит досель на лице, чай, копье!

Рыцари, - памятен им пооттаявший лед!

Конница, словно как в море летит кровяном!

Бейте, колите, берите живьем

Лживый, коварный, пришельческий род!

Нам ли баскаков пустить

Грабить казну, на правеж нас водить?

Злата и серебра горы нас в погребах, -

Нам ли валяться у хана в ногах!

Бей их, руби их, баскаков поганых, татар!»

И разлилася река, взволновался пожар.

Князь приподнялся на ложе своем,

Очи сверкнули огнем,

Грозно сверкнули всем гневом высокой души, -

Крикнул: «Эй, вы, торгаши!

Бог на всю землю послал злую музду.

Вы ли одни не хотите его покориться суду?

Ломятся тьмами ордынцы на Русь - я себя не щажу…»

Учитель: О чем идет речь в стихотворении? (О переосмыслении жизни, о том, что делал не так, что много грешил). А. Невский принимает схимну. Он отрекается от мирского и посвящает себя Богу.

Учитель: Прочитайте отрывок из моей книги о смерти А. Невского «Зашло солнце земли русской…» (Энциклопедия «Герои Русской истории»). Здесь произошло чудесное явление. Князь умер, в его руку митрополит должен был вложить грамоту, но навеки взял ее сам.

Учитель: И еще об одном военноначальнике - молитвеннике Ушакове давайте поговорим.

Ученики: Великий полководец, не проиграл ни одного сражения, не потерял ни одного солдата. Получил все возможные почести, но в конце жизни ушел в монахи, дабы понимал, какие грехи на нем: всю жизнь воевал.

Учитель: А теперь прочитаем стихотворение Федора Тютчева «Славянам», в котором показано, как сражались славяне, не жалея жизни в справедливых войнах.

Man mu? Die Slaven an die Mauer drucken?

Они стоят, они грозятся:

«Вот к стенке мы славян прижмем!»

Ну как бы им не оборваться

В задорном натиске своем!...

Да, стенка есть - стена большая, -

И нас не трудно к ней прижать.

Да польза-то для них какая?

Вот, вот что трудно угадать.

Ужасно та стена упруга,

Хоть и гранитная скала, -

Шестую часть земного круга

Она давно уж обошла.

Ее не раз и штурмовали

Кой-где сорвали камня три,

Но напоследок отступали

С разбитым лбом богатыри…

Стоит она, как и стояла,

Твердыней смотрит боевой.

Она не то, чтоб угрожала, но

Каждый камень в ней живой…

Так пусть же бешеным напором

Теснят вас немцы и прижмут

К ее бойницам и затворам,

Посмотрим, что они возьмут!

Как ни бесись вражда слепая,

Как ни грози вам буйство их,

Не выдаст вас страна родная,

Не оттолкнет она своих.

Она расступится пред вами

И, как живой для вас оплот,

Меж вами станет и врагами

И к ним поближе подойдет.

Учитель: О чем говорит этот отрывок?

Ученики: Не только русские воины сражались, не щадя своей жизни, но и Родина помогала им, с Божьей помощью.

Учитель: Прочтите последнюю строчку «Не выдаст вас страна родная, не оттолкнет она своих».

Сделаем вывод.

Обучающиеся: Войны, которые велись, были справедливыми, так как были направлены на защиту сестер, матерей, алтарей, защиту Родины. Защитники - это были люди, любящие свою Родину, глубоко верующие, не щадившие свою жизнь, причисленные к лику святых.

Учитель: А вот теперь вернемся к нашим вопросам, которые написаны на доске. Они взяты их христианских заповедей. Не противоречат ли они тому, о чем мы только что говорили? Нет ли парадокса между 1, 2 и 3 высказываниями?


Тезис №1
«Не противиться злому: но кто ударит в правую щеку твою, обрати к нему и другую… Любите врагов ваших и благотворите ненавидящих вас».

Учащиеся:

Ученик 1 . Если отвечать на зло, то зло накопится в человеке и разрушит его внутренний мир, зло станет естественным и человек будет видеть белое черным.

Ученик 2. Зло будет расти. Чтобы жизнь людей не превратилась в войну всех против всех, кто-то должен отказываться от защиты своих личных интересов. Именно отказ от мести кладет предел разрастанию зла. Поэтому даже мастера боевых искусств говорят: «Лучший бой - это тот бой, которого удалось избежать».

Ученик 3. Можно всех сокрушать, идти к вершине власти. Таких героев надо бояться. (Немецко-фашистские захватчики, Гитлер, Наполеон)

Ученик 4. Человеку сделали зло, он должен перестроиться внутри себя, научиться бороться со злом внутри себя. Когда дашь гневу вырваться, надо понять, что это плохо, укрепиться в добре, а значит духовно вырасти. Надо просто изменить свой внутренний мир.


Тезис №2.
«Всякий гневающий на брата своего напрасно, подлежит суду».

Учитель: Прочитайте в моей Библии высказывание «Не судите брата».

Учитель: Что можем сказать об этом?

Обучающиеся: 1. Эта заповедь близка первой. Суть та же: не отвечать злом на зло, прежде всего обратить внимание на себя. Нужно быть самим глубоко нравственным человеком, чтобы судить других.

2-й ученик. Не совсем согласен, так как бывает гнев уместный. У нас в учебнике есть рассказ о семье Табаковых: бандит ворвался в дом, где были дети; стал издеваться над сестрой; мальчик ударил бандита ножом, защищая сестру. Бандит детей убил, а мальчик посмертно был награжден президентом за геройский поступок.

3-й ученик. Я приведу еще один пример философа из учебника: «Кто думает, что любовь к врагам непрактична, тот не просчитал практических последствий ненависти к врагам». Если мы думаем, что, оскорбив друг друга - конфликт исчерпан, то не всегда так бывает. Некоторые люди могут продолжить конфликт и в него могут быть вовлечены дети, родители, прокуратура.

4-й ученик. Я согласен. Возьмем пример из истории. Был убит наследник австро-венгерского престола, и так как государства взаимосвязаны друг с другом: они стали объявлять друг другу войну. Началась первая мировая война, в которой приняли участие 39 государств.

Учитель: какой вывод сделаем?

У вас на партах лежат на партах тексты философа Ильина «О самопредании злу». Прочитайте.

«Слабые люди с трудом выносят опасность гибели, быстро деморализуются и предаются постыдным влечениям, однако люди сильные духом, отвечают на внешние бедствия обратным процессом - духовным очищением и укреплением в добре…»

«Когда делаешь добро, душа исцеляется вся и вся, сияет светом и уже по-новому обращается к Богу, к людям и к миру».


Тезис №3.
«Нет больше той любви, как если кто-то положит душу свою за ближних своих». Если зло поднято на штыках и направлено против государства, то Родину свою защищать нужно. Есть ли парадокс между 1 и 2 тезисом и 3?

Ответы разные. Но пришли к единому мнению: первые 2 вопроса носят личностный характер, христианские заповеди обращены к каждому конкретному человеку, а вот в третьем вопросе речь идет о наступлении врагов на Родину. То есть мы рассматриваем библейские высказывания в широком смысле слова. Поэтому защитники не щадили жизни, так как война есть уничтожение, разрушение, гибель. Здесь нет противоречий, когда речь идет о тебе, то нельзя отвечать злом на зло, но если зло поднято на ружье, на нашу страну, то нужно защищать Родину.


Тезис №4.
«Законы милосердия и справедливости должны прийти на смену законам войны».

Учитель : О чем идет речь?

Так как войны занимают половину из тысячелетия, то мы должны решать вопросы мирно. Если война закончилась, нельзя относиться плохо к людям, воевавших на стороне врага. Нельзя добивать раненых во время войны, нельзя издеваться над людьми. Только мир делает людей добрее и справедливее.


Вывод:
Надо бороться со злом, надо стремиться к добру, нельзя осуждать людей, делать им плохо. Все плохое вернется к тебе. Но если враги напали - надо жизнь свою не щадить. И все-таки стараться решать все вопросы путем дипломатии. Родина превыше всего. Мы должны гордиться ею и славить Отечество своими делами. Закончим соборным пением «Славься Отечество», автор музыки Глинка

Рефлексия.

1) Что было познавательное в уроке?

2) Что вы получили в личностном плане?

МАОУ «СОШ №122 с УИИЯ»

Работу выполнили:

    Аленевская С.В

    Булычева Г.К.

    Гликина С.Б.

    Жилина М.В.

    Кузнецова И.В.

Технологическая карта урока по ОПК в 4 классе

по теме: «Защита Отечества »

Предмет - «Основы религиозных культур и светской этики», модуль «Основы православной культуры».

Класс - 4

Тема и номер урока в теме : «Защита Отечества» № 13

Базовый учебник : «Основы православной культуры» Бородина А.В., Москва «Русское слово», 2013 г.

Цель урока: формирование понимания взгляда на войну как зло, в котором христианин принимает участие только во имя защиты добра и справедливости, семьи и Отечества.

Задачи :

личностные

Формировать уважительное отношение к истории России, духовным ценностям народа;

Прививать любовь и уважение к Отчизне, наследию предков;

Воспитывать уважение к воинам - защитникам Отечества через образы исторических личностей: Александра Невского,

Дмитрия Донского, Георгия Победоносца, Александра Суворова, Михаила Кутузова, Федора Ушакова.

метапредметные

Развивать коммуникативные навыки и навыки сотрудничества в процессе работы в группе;

Формировать умение слушать собеседника, поддерживать диалог, признавать право на существование разных точек зрения и возможность каждого человека иметь свою собственную.

предметные

Расширить знание учащимися понятий: «Отечество», «священный долг»;

Углублять, уточнять и закреплять знания школьников о защитниках Отечества.

Тип урока - урок «открытия» нового знания.

Формы работы учащихся - беседа, словарная работа, работа с иллюстрированным материалом, работа в группах, участие в учебном диалоге.

Необходимое оборудование - компьютер, проектор.

Перечень ЭОР:

    Презентация к уроку

    Презентация проекта домашнего задания «Награды России»

    Фрагмент фильма «Александр Невский»

    Музыкальный файл (автор Э. Асадов стихотворение «Россия начиналась не с меча…»).

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Планируемые

результаты

(личностные, метапредметные, предметные)

Время

1.Организационный момент

Здравствуйте, ребята! Я рада видеть вас на занятии по «Основам православной культуры».

Учащиеся садятся на свои места по заранее созданным творческим группам.

Самоопределение

1 мин

2. Мотивация учебной деятельности.

Педагог подводит учащихся к постановке и принятию целей и задач урока, корректирует учащихся.

Кто в своей жизни ссорился с другими людьми?

Что являлось причиной ваших ссор?

Что вы чувствовали?

А чем заканчивались ваши ссоры?

Что произойдет, если поссорятся между собой страны?

Что означает слово “война”?

Напишите ассоциации к слову «война»
- Почему люди воюют?

А еще почему?

Ученики высказываются.

Происходят войны.

Война – это вооружённый конфликт.

Война – это смерть миллионов невинных людей.

Война - это вооружённая борьба между государствами или народами, между классами внутри государства.

Учащиеся работают (горе, беда, слезы, смерть, жестокость...)

Учащиеся высказывают предположения:
-желание присвоить чужие богатства;
-желание завладеть чужой территорией;
-желание иметь власть над людьми;
-желание заставить людей другой страны работать на себя.

Желание защитить свою семью и Родину.

Умение сотрудничать с педагогом, умение слушать и слышать…

3 мин

3.Формулирование темы и целей урока.

Попробуйте сформулировать тему урока.

Верно! Тема нашего сегодняшнего урока «Защита Отечества».

Вы узнаете что-то новое о славных защитниках нашего Отечества и о том, когда война бывает справедливой,

о святых защитниках Родины.

Сегодня мы поговорим о защитниках нашей страны, Родины.

Умение сотрудничать с учителем и сверстниками.

Умение планировать собственную деятельность, ставить задачи и искать средства её осуществления.

3 мин

4.Актуализация знаний.

Что объединяет этих персонажей?

Как иначе их можно назвать?

Знаете ли вы других богатырей?

Что такое Отечество?

- Историки подсчитали, что за 5000 лет на Земле было всего 294 года мира и 14000 войн, в которых погибло примерно 5 млрд. человек. Представьте, всего 294 года за 5000 лет!!! Человечество устало от войны, от зла, которое она приносит.

Они богатыри.

Защитники.

Родина

Установка аналогий, отнесения к известным понятиям.

5 мин.

5. Открытие

нового знания.

Как же должен вести себя православный человек, если начнется война?

С древних времен богатые славянские земли многократно подвергались нападениям врагов. Славяне отважно защищали свою родную землю, объединяясь, чтобы противостоять врагам.

А что на войне самое страшное?

Как вы считаете, как Православная Церковь относится к убийцам?

- Нельзя сравнивать преступное убийство и сражение за свою родину. Заповедь Христова гласит: «Положи душу (отдай жизнь) свою за друзей своих, для защиты веры и Отечества».

Христос учил прощать. Он учил любить даже врагов.

Он говорил, что лучше подставить левую щеку, если тебя ударили в правую.
Но это – когда речь идет об обидах, причиненных тебе. Ты можешь простить свою обиду. А если обижают твою сестренку? Мать? Родину?
Есть ведь и другие слова Христа: «всякий гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду». Значит, гнев бывает напрасным, а бывает уместным.

Чтение и осмысление статьи учебника с. 74-75.

Объясните, как вы понимаете эти слова: справедливая война, воинский долг, жертвенность, Святая Русь.

Может ли война быть справедливой? В каком случае?
- Какая война по-христиански может быть оправдана?

Церковь никогда не благословляет людей на убийства. Церковь против того, чтобы, вообще, происходила война. Проблема в том, что войны иногда происходят. И если речь идет, например, о защите Отечества, то Церковь – об этом свидетельствует история – всегда благословляла защитников Отечества на ратный подвиг. Более того, Церковь всегда воспринимала этот подвиг как исполнение слов Христа: «Нет больше той любви, как если кто душу свою положит за ближних своих».

Ответы детей.

С христианской точки зрения справедливой может быть только защитительная война. Нападение, агрессия не могут быть оправданы.
-Если же надо защитить свою Родину, семью и веру – православный человек берется за оружие.

Умение осуществлять информационный поиск, сбор информации.

Формирование навыков смыслового чтения.

10 мин

1 мин.

6.

Первичное закрепление с проговариванием

вслух.

Какими качествами должен обладать защитник?

Русские люди всегда отличались смелостью, отвагой, боевым умением дать отпор захватчикам. Долг по защите своего отечества - это святая обязанность каждого мужчины. Это положение закреплено в главном документе страны - Конституции Российской Федерации.

Всегда ли оставались живыми защитники Отечества?

Среди православных святых было много воинов.

Храбрый, надёжный, защищает, верует, спасает.

5 мин.

7.

Работа в группах.

Назовите имена христианских святых воинов и героев, прославивших наше Отечество.

Давайте поговорим об этом подробнее. Работать будем в группах. В каждой из групп есть свои историки, литераторы и художники.

Просмотр отрывка фильма

«Александр Невский»

Какие самые главные слова произнёс Александр Невский, навсегда вошедшие в историю нашей страны?

Почему эти люди стали святыми?

- Кто такие святые?

Святой благоверный князь Дмитрий Донской, Святой Александр Невский , преподобные Ослабля и Пересвет, Святой праведный воин Феодор Ушаков

Выступление историков

Выступление литераторов

Художники разукрашивают

Кто к нам с мечом придёт, от меча и погибнет. На том стоит, и стоять будет Русская земля!

Потому что они отдали свои жизни за веру и Отечество.

Признаны Богом образцом для других людей, за праведную жизнь и стойкость в вере.

С обращения к Богу.

Благодарили Бога за помощь.

8 мин

8. Рефлексия. Анализ и оценка итогов урока.

Сегодня вы услышали рассказы о разных людях, которые совершали героические поступки во имя веры, Отечества, людей.

Как вы думаете, влияет ли война на человека? Как?

Может ли человек во время войны измениться в плохую сторону?

Будет ли такой поступок христианским? Почему?

Может ли человек во время войны измениться в хорошую сторону? Как?

На протяжении своей многовековой истории России часто приходилось отражать нашествия врагов. Русским людям всегда была свойственна любовь к родному краю, к своей Родине. Эта любовь испокон веков проявляется в их готовности защищать свою веру и своё Отечество от врагов. В нашей школе большое внимание уделяется духовно-нравственному и патриотическому воспитанию. Много стихов сложено о нашей прекрасной Родине. Одно из них мы послушаем вместе с вами.

Стихотворение Э.Асадова «Россия начиналась не с меча…»

Ответы детей, самооценка своей деятельности.

Предательство, дезертирство, мародерство и т.д.

Кто-то думает, что если во время войны на каждом шагу подстерегает смерть, то можно делать что угодно безнаказанно.

Надо поступать по заповедям Божьим.

Перед лицом смерти человек может сильно измениться. Он даже может уверовать в Бога.

Умение контролировать и оценивать свои действия.

3 мин

9. Домашнее задание.

Проекты «Готовимся к защите Отечества со школьной скамьи», «Награды России», «Их подвиги никогда не забудут потомки».

1 мин

Тема: Защита Отечества.

Цель : формирование понимания христианского взгляда на войну как объективное зло

современного мира, на которую христианин идет во имя защиты добра и

справедливости.

Знать: какие действия допустимы для православного воина на войне, какие – нет.

Уметь: объяснять основные понятия: духовный подвиг, воины Христовы, Отечество земное, Отечество небесное, ратный подвиг, подвиг веры, враги Отечества. Называть имена воинов, защитников Отечества.

Ход урока

    Актуализация опорных знаний

(работа в группах)

Составление кластера - Семь Я.(2 слайд)

Почему дом сравнили с крепостью?

Скажите, что еще необходимо защищать?

Тема: Защита Отечества .(3слайд)

    Открытие новых знаний.

Уже в древности богатые славянские земли не раз подвергались нападениям врагов. Славяне храбро защищали свою родную землю, объединяясь, чтобы противостоять многочисленным и опасным врагам.

Почему люди воюют?”( 4 слайд)

У чащиеся высказывают предположения.

Какой сложный и вечный вопрос! И как много на него ответов: по принуждению, за нефть, за деньги, за землю, за родину, за веру, за идею, за свободу, за счастье, просто из желания убивать - список можно продолжать и продолжать... Историки подсчитали, что за 5000 лет на Земле было всего 294 года мира и 14000 войн, в которых погибло примерно 5 млрд. человек. Представляете! Всего 294 года за 5000 лет!!! (5слайд)

- А что на войне самое страшное?

При этом нарушается одна из заповедей Христа, какая? (нарушение заповеди Не убий. Христос учил прощать. Он учил любить даже врагов. Он говорил, что лучше подставить левую щеку, если тебя ударили в правую)

-Что же тогда заставляло христиан нарушать эту заповедь?

Когда речь идет об обидах, причиненных тебе, ты можешь простить свою обиду. Если же надо было защитить свою Родину, семью и веру – православный человек берется за оружие. Поэтому убийство на войне святая Церковь не рассматривает как частный грех человека, тем более, что каждый воин готов, по учению Христа, «положить душу свою (отдать жизнь), за друзей своих» , для защиты веры и Отечества.(слайд6)

- В каких случаях война бывает справедливой ?(слайд7)

С христианской точки зрения справедливой может быть только оборонительная война. Нападение, агрессия не могут быть оправданы.

Формула справедливой войны известна издревле – «за алтари и очаги», то есть за душу (алтарь здесь синоним святыни и родной культуры) и за семью.(слайд8)

- Какими качествами должен обладать защитник? (обсуждение в группах)(слайд9)

- А как помогает ответить на этот вопрос народная мудрость?

Кто храбро сражается в бою,… (тот честно защищает Родину свою)

Тот герой, … (кто за Родину стоит горой)

Умелый воин не … (дрогнет в бою)

За край родной иди … (бесстрашно в бой)

Чужой земли не хотим, … (но и своей не отдадим)

- В какой из этих пословиц, на ваш взгляд, наиболее точно отражена тема нашего урока?

Русские люди всегда отличались смелостью, отвагой, боевым умением дать отпор захватчикам. В памяти хранится много имен святых героев. Герой всегда самоотвержен, полагая душу свою за ближних. Своими подвигами он прославляет родную землю, защищает ее от врагов.

(слайд 10) Христиане считают, что рождение в народе героя – это всегда милость Божия. Бог посылает святых героев в самые тяжелые времена. Каждый народ знает их по именам, хранит о них память веками и обращается за помощью в тяжёлые годины испытаний. Каких христианских воинов знаете вы?

Каждой группе предлагается выполнить небольшое исследование на тему «Святые защитники Руси», в ходе которого вы должны подготовить ответ на вопрос «Почему именно эти защитники были причислены к лику святых ?» (слайд11)

- Кто были первые защитники на Руси?

- Как вы думаете, это былинные герои или реальные исторические личности ?

(слайд12)

проект

Воин-христианин верит, что его душа бессмертна. Поэтому он может исполнять свой долг, не боясь смертельной угрозы. Но даже на войне христианский воин должен оставаться человеком.

- Какие поступки недопустимы даже на войне ? (карточка с заданием) (слайд)

(Нельзя добивать раненных. Нельзя трогать безоружных. Нельзя грабить местных жителей. Если враг сдается или если война закончена – надо к недавнему недругу отнестись уже как к простому человеку. Законы милосердия и справедливости должны прийти на смену законам войны)

- Как вы думаете, влияет ли война на человека? Как? ( 2 воп. На слайде )

- Может ли человек во время войны измениться в плохую сторону? ( предательство, дезертирство, мародерство и т.д.)

(Кто-то думает, что если во время войны на каждом шагу подстерегает смерть, то можно делать что угодно безнаказанно).

- Будет ли такой поступок христианским? Почему? (надо поступать по заповедям Божьим)

- Может ли человек во время войны измениться в лучшую сторону? Как?

Действительно, перед лицом смерти человек может сильно измениться.

Какие же чувств вызывают эти великие самоотверженные люди, для которых чужая жизнь дороже своей?

(слайд) Люди, о которых мы сегодня говорили, отдавали свою жизнь за Родину, не думая о славе, о наградах, о деньгах. Они любили свою Родину, жили с ней одной жизнью. Для человека все должно быть дорого на своей Родине: и ее народ, и ее земля, и ее история, и ее завтрашний день. Радоваться, когда у Родины праздник, и страдать, когда Родине тяжело. И главное – беречь Родину, беречь, как свою мать. Не давать в обиду врагам, которые идут на нее с оружием… Не давать в обиду тем, кто думает только о себе и забывает о Родине.

(слайд ) Кто Русью рождённый, в Россию влюблённый,
Тот отдал ей сердце и душу свою.
Пред ней, величавой, склоняюсь в поклоне,
О ней, о России, я песню пою

Рефлексия

Продолжи: ( слайд)

Сегодня на уроке мы говорили о ……

Теперь мы знаем …….

Задание 2.

Подумай и напиши, как должен вести себя воин

    С ранеными? ______________________________________________

    с безоружными? _____________________________________________________

___________________________________________________________________________

    с жителями? ______________________________________________________________

    с пленными? ____________________________________________________________

___________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Георгий Победоносец

Георгий служил в древнеримской армии. В сражениях, которые он прошел, он показал свою храбрость и смекалку. Именно за эти качества он получил звание старшего военачальника во дворе императора. Но правивший в то время Диоклетиан был язычником, и при нем жестоко истреблялись христиане. Георгий не смог терпеть такого отношения и заявил о своей вере христианина, хотя понимал, что его ждет мученическая смерть. Но Победоносец не только объявил о своей вере, но и обвинил императора в несправедливости и жестокости перед Сенатом. Так же он призывал к вере истинной, христианской! Император предлагал Георгию образумиться, но мужчина твердо стоял на своей позиции. После Диоклетиан приказал солдатам, чтобы те вытолкали военачальника из Сената копьями. Но при всех усилиях этого не удавалось сделать, копья гнулись о тело святого. В темнице мужчину пытали, но он смог выдержать все трудности ради веры.

Император приказал колесовать христианина, но Бог услышал мольбы Георгия и спас его. Со временем многие люди стали отказываться от язычества, и приходить к Георгию. Он лечил больных святой водой и обещал им жизнь в раю за признание веры истиной.

Георгия стали называть Победонос­цем за терпение и мужество, с которым он победил все страдания. Великомученик Святой Георгий стал покровителем православных воинов. В честь него установили знаки отличия - Георгиевский крест и Георгиевская медаль. Эти знаки были в старой русской армии наиболее почетными наградами и присваивались только за подвиги.

Спустя много веков, в России, в честь великого святого Георгия Победоносца, был установлен почетный орден «За службу и храбрость». Ими награждались солдаты за подвиги совершенные в защиту Отечества.

В честь Георгия Победоносца возглавлялся бой под предводительством Жукова в годы Великой Отечественной войны. Образ Георгия Победоносца призывал людей к военным действиям и, в конце концов, и вера людей помогала победить фашистов. Как Георгий преодолевал все испытания посланные судьбой, так и наши солдаты храбро сражались за свою территорию, за свои жизни, за свою веру. И 6 мая было названо Днем святого Георгия Победоносца в честь еще одной его заслуги, помощи русским солдатам в бою.

Александр Невский

ХІІІ век – в истории нашего народа время, когда князья правили своими вотчинами и вели междоусобные войны. Все это сделало Русскую землю беспомощной перед надвигавшейся опасностью в лице татаро-монгол. В это трудное для Руси время в 1231 году Великим князем Новгорода становится Александр. Но реальной властью обладал его отец, Ярослав Всеволодович, Александр же принимал участие в военных походах вместе с отцом.

В 1236 году, когда отец занимает киевский престол, Александр становится полноправным правителем Новгорода. Было ему тогда 16 лет. Уже в 1237-1238 годах орды Батыя разрушили многие русские города: Владимир, Рязань, Суздаль. Особого труда установить свою власть над разрозненными русскими княжествами татаро-монголам не составило. При этом Новгород уцелел, а главную угрозу для него представляли литовские и немецкие рыцари, нападавшие с запада, и шведы – с севера. Уже в двадцатилетнем возрасте Александр возглавил войско в битве со шведами на Неве, состоявшейся 15 июля 1240 г.

Перед битвой князь долго молился в церкви Святой Софии, потом получил благословение и сказал воинам такие слова: «Не в силе Бог, а в правде. Иные - с оружием, иные - на конях, а мы Имя Господа Бога нашего призовем!» Так за правду, за Русь, за Бога вышел молодой князь на битву и одержал победу, ставшую первой в долгой череде побед великого полководца. С того времени князь Александр стал называться Невским. Как полководец он считался по праву великим, так как не проиграл ни единого сражения.

Но не только за военные заслуги он был любим в народе. Его отвага и военная гениальность сочетались с благородством: ни разу Александр не поднял меча на своих русских собратьев и не участвовал в княжеских разборках. Он умел сказать такое пламенное слово своему народу, которое объединяло, вселяло веру и поднимало дух.

Этот воин-молитвенник проявил себя как дальновидный и мудрый государственный деятель. Он защищал интересы не только Новгородского княжества, но и всех северо-восточных земель. Александр так выстраивал свою внутреннюю и внешнюю политику, чтобы уберечь русские земли от разрушения. Для этого он не раз выступал послом к хану Батыю от всех русских князей. Он заключал соответствующие мирные договоры как с татаро-монголами, так и с норвегами. Его ясный ум, точные просчеты, желание созидать оказались крайне важны для будущего объединения русских земель вокруг Московского княжества.

Умер он 14 ноября 1263 года. Учитывая заслуги князя перед отечеством, царь Петр І в 1724 году приказал перенести его мощи в Санкт-Петербург, где они и хранятся в Александро-Невской Лавре. После смерти великого князя Александра Невского он был причислен к лику святых.

Фёдор Ушаков

Фёдор Ушаков родился в феврале 1745 в Ярославской области в семье людей благочестивых и глубоко верующих. Главным условием воспитания детей родители Фёдора считали развитие в них религиозных чувств и высокой нравственности. Этому же способствовал пример родного дяди – монаха Феодора.

Ушаков не проиграл ни одного сражения и всегда заботился и берег жизни своих матросов. Войны, в которых участвовал адмирал Фёдор Ушаков, были направлены на защиту православного Отечества. Воевал не числом, а умением и перед каждым боем адмирал напутствовал своих моряков: «Идя в бой, читайте 26, 50 и 90 псалмы. И вас не возьмут ни пуля, ни сабля!» Да и на кораблях, которыми он командовал, им был заведен порядок, подобный монастырскому... После каждого боя он приносил Всевышнему моления в церкви святого Николая Чудотворца в Севастополе, в строительстве которого Ушаков принимал непосредственное участие – личным примером и пожертвованиями. За заслуги перед Отечеством Фёдора Ушакова наградили золотым складень - крестом с мощами святых угодников, с которым он никогда с тех пор не расставался. Везде, где удавалось, он устраивал Господу Богу благодарственные молебны. Адмирал Ушаков проявлял милосердие к военнопленным. Он благодарил Бога за то, что во всех боях он не потерял ни одного судна и пленными ни один человек врагу не достался. В его дом всегда приходили за помощью: одних он снабжал деньгами, одеждой, за других особо нуждающихся, хлопотал перед начальством, взял на себя заботу об осиротевших племянниках.

Отдав всю жизнь службе, Федор Ушаков никогда не имел ни семьи, ни детей, а это является одним из правил монашеской жизни. После отставки он поселился в тихой деревушке Алексеевка. Во время Отечественной войны 1812 года он на свои средства устроил госпиталь для раненых, внес две тысячи рублей на формирование 1-го Тамбовского пехотного полка. Все, что имел, отдавал он нуждающимся. Остаток своих дней адмирал провел «крайне воздержанно и окончил жизнь свою как следует истинному христианину и верному сыну святой Церкви». 2 октября 1817 года похоронен по его желанию в монастыре.

Вся его жизнь была посвящена искреннему, честному и бесстрашному служению Господу Богу и православному Отечеству.

Дмитрий Донской

Благоверный великий князь московский Дмитрий, прозванный Донским, родился в 1350 г. О детстве великого князя известно совсем немного. Воспитан был в благочестии. Детство его прошло под непосредственным влиянием св. митрополита Алексия, друга и советника отца.

С самого начала своей жизни великий князь Дмитрий Донской учился терпению и мужеству. Среди русских князей шли междоусобные войны. В междоусобице благоверный князь постигал науку московской политики, заключавшейся в сочетании силы и милосердия. Дмитрий уже в начале своего правления начинает работу по объединению Московской земли. В многотрудной деятельности по собиранию земли Русской св. князю Дмитрию Донскому на протяжении всей жизни пришлось вести войны с многочисленными врагами: Орда и Литва извне, княжества Нижегородское, Рязанское и Тверское изнутри.

В 70-е гг. включился великий князь Дмитрий в борьбу с Золотой Ордой. В 1376 г. состоялся победный поход на Волжскую Булгарию, в 1378 г. русскими было разбито посланное ханом Мамаем войско на Рязань. Еще через два года - Куликовская битва. Готовясь выступить в поход, св. князь Дмитрий посетил обитель Живоначальной Троицы, чтобы там поклониться Единому Богу и принять напутственное благословение от преподобного Сергия. Среди иноков Троицкой обители были два инока-боярина: Александр Пересвет и Андрей Ослябя; их мужество и воинское искусство были еще в памяти, так как до принятия монашества были они доблестными воинами. Этих иноков-богатырей благословил преподобный присоединиться к войску русскому.

Перед битвой благоверный князь Дмитрий напутствовал ратников своих воодушевляющими словами: «... Господа ради сражайтесь и святых ради церквей и веры христианской, ибо эта смерть нам ныне не смерть, но жизнь вечная...» Много доблестных русских воинов полегло на поле брани. В Троицком монастыре по погибшим служились многочисленные панихиды, был учрежден особый день их ежегодного поминовения, названный Дмитриевской субботой. Так в церковной памяти была увековечена Куликовская битва.

Не только ратные и мужественные поступки характеризуют жизнь князя в эти годы. В похвалу Дмитрию в его житии сказано: «С Богом все творящий и за Него борющийся», «Царским саном облаченный, жил он по-ангельски...»

Последние годы жизни были многотрудными для великого князя: новые неприятельские нашествия, разорение Москвы, возобновление вражды с Тверью, болезнь.

19 мая 1389 г. великий князь Дмитрий Иоаннович скончался. Кончина эта поразила всю Русь. После Владимира Мономаха и Александра Невского никого так не любил и не чтил русский народ.

Великий князь московский Дмитрий Донской канонизирован как святой благоверный на основании его больших заслуг перед Церковью и народом Божиим, а также на основании его личной благочестивой жизни, воплотившей спасительную христианскую идею пожертвования собой до крови ради блага и спасения ближних.