По литературе

Проект изменение границ особо охраняемых природных территорий. Порядок организации охранных зон особо охраняемых природных территорий областного значения в московской области. Закон об экологической экспертизе

ПРАВИТЕЛЬСТВО СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

Об утверждении Порядка изменения границ особо охраняемых природных территорий областного значения категорий "Природный парк" и "Государственный природный заказник областного значения"

В целях реализации , Постановления Законодательного Собрания Свердловской области от 23.10.2012 N 545-ПЗС "Об исполнении Закона Свердловской области "Об особо охраняемых природных территориях в Свердловской области" Правительство Свердловской области постановляет:

1. Утвердить Порядок изменения границ особо охраняемых природных территорий областного значения категорий "природный парк" и "государственный природный заказник областного значения" (прилагается).

2. Контроль за исполнением настоящего Постановления возложить на Первого Заместителя Губернатора Свердловской области А.В. Орлова.

(п. 2 в ред. )

Председатель Правительства
Свердловской области
Д.В.Паслер

Порядок изменения границ особо охраняемых природных территорий областного значения категорий "Природный парк" и "Государственный природный заказник областного значения"

Утвержден
Постановлением Правительства
Свердловской области
от 17 мая 2013 г. N 620-ПП

Глава 1. Общие положения

1. Порядок изменения границ особо охраняемых природных территорий областного значения категорий "природный парк" и "государственный природный заказник областного значения" (далее - Порядок) разработан в соответствии со статьями 14, 18 Закона Свердловской области от 21 ноября 2005 года N 105-ОЗ "Об особо охраняемых природных территориях в Свердловской области" и устанавливает случаи и порядок изменения границ особо охраняемых природных территорий областного значения категорий "природный парк" и "государственный природный заказник областного значения" (далее - ООПТ) в целях упорядочивания отношений в сфере особо охраняемых природных территорий областного значения.

2. Граница ООПТ представляет собой пространственный предел (участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними), где действует режим ее особой охраны.

3. Изменение границ ООПТ влечет установление новой границы, не совпадающей с той, которая была определена ранее, и осуществляется посредством исключения территорий из состава ООПТ либо включения в ее состав новых территорий.

4. Решение об изменении границ ООПТ принимается Правительством Свердловской области.

5. Решение об изменении границ ООПТ принимается по согласованию с органом государственной власти Свердловской области в области лесных отношений, Министерством природных ресурсов и экологии Свердловской области (далее - Уполномоченный орган) и органом местного самоуправления муниципального образования, расположенного в Свердловской области (далее - муниципальное образование), на территории которого располагается участок ООПТ, границы которого предлагается изменить.

6. Решение об изменении границ ООПТ должно содержать категорию ООПТ, местоположение, описание границ и площадь изменяемой части ООПТ, в случае наличия функциональных зон также принадлежность к определенной функциональной зоне.

7. Изменяемая граница ООПТ может определяться координатами, указанием на лесные кварталы (выделы и их части) либо кадастровые номера земельных (лесных) участков.

8. Установление новой границы ООПТ на местности обеспечивается Уполномоченным органом.

9. Изменение границ ООПТ может осуществляться неоднократно.

Глава 2. Случаи изменения границ ООПТ

10. Включение территорий в состав ООПТ производится в случае наличия необходимости в особой охране природных комплексов и объектов, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение и могут быть использованы в природоохранных, просветительских и рекреационных целях.

11. Исключение территорий из состава ООПТ осуществляется в следующих случаях:

1) невозможность использования таких территорий по целевому назначению ввиду утраты особого природоохранного, научного, историко-культурного, эстетического, рекреационного, оздоровительного и иного особо ценного значения;

2) необходимость размещения социально значимых объектов, не связанных с функционированием ООПТ, соответствующих схемам территориального планирования муниципальных районов (генеральным планам поселений и городских округов).

В целях настоящего Порядка под социально значимыми объектами понимаются объекты коммунальной и транспортной инфраструктуры, относящиеся к системам жизнеобеспечения территорий городских и сельских поселений, в том числе объектов водо-, тепло-, газо- и энергоснабжения, водоотведения, а также объекты, обеспечивающие их деятельность.

12. Исключение территорий из состава государственного зоологического охотничьего и ландшафтно-гидрологического заказников областного значения допускается в случае предоставления права пользования участком недр с целью разведки и добычи полезных ископаемых (кроме участков недр местного значения) в контуре границ горного отвода.

Исключение территорий из состава государственного зоологического охотничьего заказника областного значения допускается также в случае необходимости размещения сельскохозяйственных производственных зданий и их комплексов на месте ранее существовавших объектов сельскохозяйственного назначения.

(п. 12 в ред. Постановления Правительства Свердловской области от 20.09.2018 N 628-ПП)

Глава 3. Предложения об изменении границ ООПТ

13. Предложения об изменении границ ООПТ направляются федеральными органами исполнительной власти, исполнительными органами государственной власти Свердловской области, органом местного самоуправления муниципального образования, на территории которого располагается участок ООПТ, границы которого предлагается изменить, а также гражданами и юридическими лицами, включая общественные и религиозные объединения, на рассмотрение в Уполномоченный орган.

14. К предложению об изменении границ ООПТ в отношении территории, в пределах которой предлагается изменить границы ООПТ, прилагаются:

1) материалы, обосновывающие изменение границ ООПТ:

картографический материал с указанием действующих и предлагаемых границ ООПТ (М 1:10000);

пояснительная записка о необходимости изменения границ ООПТ;

акт натурного технического обследования участка лесного фонда (в случае изменения границ на землях лесного фонда);

сведения о составе, качестве лесных насаждений, общая характеристика почвы, растительного и животного мира, иных природных ресурсов в составе материалов комплексного экологического обследования участка в пределах изменяемой границы;

площадь, описание местоположения (в отношении земель лесного фонда, согласно сведениям государственного лесного реестра) и перечень координат границ участка;

сведения о правах на участки в пределах изменяемой границы;

2) положительное заключение (заключения) государственной экологической экспертизы, полученное (полученные) в соответствии с федеральным законодательством в области экологической экспертизы.

К предложению об изменении границ ООПТ в соответствии с подпунктом 2 пункта 11 настоящего Порядка дополнительно прилагаются документы, обосновывающие необходимость размещения социально значимых объектов, не связанных с функционированием ООПТ, соответствующих схемам территориального планирования муниципальных районов (генеральным планам поселений и городских округов), документальное подтверждение отсутствия иных вариантов размещения социально значимых объектов за пределами ООПТ.

К предложениям об изменении границ государственного зоологического охотничьего заказника областного значения в соответствии с подпунктом 1 пункта 12 настоящего Порядка дополнительно прилагается копия лицензии на право пользования участком недр для разведки и добычи полезного ископаемого (кроме участков недр местного значения).

(в ред. Постановления Правительства Свердловской области от 10.06.2015 N 485-ПП)

К предложениям об изменении границ государственного зоологического охотничьего заказника областного значения в соответствии с подпунктом 2 пункта 12 настоящего Порядка дополнительно прилагаются копии документов, подтверждающих факт создания объектов сельскохозяйственного назначения и их комплексов и (или) сведения о наличии ранее имеющихся прав и иных законных оснований на данные объекты и комплексы в пределах изменяемой границы государственного зоологического охотничьего заказника областного значения.

(абзац введен Постановлением Правительства Свердловской области от 10.06.2015 N 485-ПП)

15. Заявитель вправе самостоятельно представить согласование изменения границ ООПТ с органом местного самоуправления муниципального образования, на территории которого располагается участок ООПТ, границы которого предлагается изменить.

16. Заявитель обеспечивает формирование документации, указанной в пункте 14 настоящего Положения. Уполномоченный орган вправе самостоятельно реализовать инициативу изменения границ ООПТ и обеспечить формирование необходимой документации в случаях, предусмотренных пунктом 10 и подпунктом 2 пункта 11 настоящего Порядка.

17. Уполномоченный орган в течение 10 рабочих дней проверяет комплектность представленных документов и их соответствие предъявляемым требованиям.

В случае комплектности представленных документов и соответствия предъявляемым требованиям Уполномоченный орган направляет предложение об изменении границ ООПТ вместе с приложениями, перечисленными в пункте 14 настоящего Порядка, на согласование в орган местного самоуправления муниципального образования, на территории которого располагается участок ООПТ, границы которого предлагается изменить.

В случае некомплектности документов, несоответствия представленных документов предъявляемым требованиям, получения отказа в согласовании органа местного самоуправления муниципального образования, на территории которого располагается участок ООПТ, границы которого предлагается изменить, Уполномоченный орган возвращает предложение об изменении границ ООПТ вместе с приложениями заявителю.

Возвращение предложения об изменении границ ООПТ не препятствует повторному обращению после устранения обстоятельств, послуживших основанием для его возвращения.

Глава 4. Заключение экспертной комиссии

18. При поступлении согласования изменения границ ООПТ органом местного самоуправления муниципального образования, на территории которого располагается участок ООПТ, границы которого предлагается изменить, Уполномоченный орган направляет предложение об изменении границ ООПТ вместе с приложениями, перечисленными в пункте 14 настоящего Порядка, на рассмотрение экспертной комиссии для рассмотрения вопросов о необходимости изменения границы ООПТ (далее - Экспертная комиссия).

19. Порядок формирования и деятельности, а также состав Экспертной комиссии устанавливается Правительством Свердловской области.

20. По результатам рассмотрения предложения об изменении границ ООПТ Экспертной комиссией выдается мотивированное заключение о необходимости (возможности) изменения границы ООПТ либо мотивированное заключение об отсутствии необходимости (о невозможности) изменения границы ООПТ.

Глава 5. Принятие решения по вопросу изменения границы ООПТ

21. В случае выдачи Экспертной комиссией заключения об отсутствии необходимости (невозможности) изменения границ ООПТ Уполномоченный орган в течение 5 рабочих дней с момента принятия данного решения уведомляет заявителя о принятом решении по вопросу изменения границы ООПТ.

22. Решение об изменении границы ООПТ принимается по результатам рассмотрения материалов, обосновывающих изменение границы ООПТ, заключения государственной экологической экспертизы и заключения Экспертной комиссии.

23. Решение об изменении границ ООПТ является основанием для внесения соответствующих сведений в Единый государственный реестр недвижимости, государственный кадастр особо охраняемых природных территорий областного значения и государственный лесной реестр.

1. К землям особо охраняемых природных территорий относятся земли государственных природных заповедников, в том числе биосферных, государственных природных заказников, памятников природы, национальных парков, природных парков, дендрологических парков, ботанических садов.

2. Земли особо охраняемых природных территорий относятся к объектам общенационального достояния и могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации и в муниципальной собственности. В случаях, предусмотренных федеральными законами, допускается включение в земли особо охраняемых природных территорий земельных участков, принадлежащих гражданам и юридическим лицам на праве собственности.

3. На землях государственных природных заповедников, в том числе биосферных, национальных парков, природных парков, государственных природных заказников, памятников природы, дендрологических парков и ботанических садов, включающих в себя особо ценные экологические системы и объекты, ради сохранения которых создавалась особо охраняемая природная территория, запрещается деятельность, не связанная с сохранением и изучением природных комплексов и объектов и не предусмотренная федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. В пределах земель особо охраняемых природных территорий изменение целевого назначения земельных участков или прекращение прав на землю для нужд, противоречащих их целевому назначению, не допускается.

(см. текст в предыдущей редакции)

На специально выделенных земельных участках частичного хозяйственного использования в составе земель особо охраняемых природных территорий допускается ограничение хозяйственной и рекреационной деятельности в соответствии с установленным для них особым правовым режимом.

4. Для предотвращения неблагоприятных антропогенных воздействий на государственные природные заповедники, национальные парки, природные парки и памятники природы на прилегающих к ним земельных участках и водных объектах создаются охранные зоны. В границах этих зон запрещается деятельность, оказывающая негативное воздействие на природные комплексы особо охраняемых природных территорий.

(см. текст в предыдущей редакции)

5. В целях создания новых и расширения существующих земель особо охраняемых природных территорий органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе принимать решения о резервировании земель, которые предполагается объявить землями особо охраняемых природных территорий, с последующим изъятием таких земель и об ограничении на них хозяйственной деятельности.

(см. текст в предыдущей редакции)

6. Земли и земельные участки государственных заповедников, национальных парков находятся в федеральной собственности и предоставляются федеральным государственным бюджетным учреждениям, осуществляющим управление государственными природными заповедниками и национальными парками, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Земельные участки в границах государственных заповедников и национальных парков не подлежат приватизации. В отдельных случаях допускается наличие в границах национальных парков земельных участков иных пользователей, а также собственников, деятельность которых не оказывает негативное воздействие на земли национальных парков и не нарушает режим использования земель государственных заповедников и национальных парков.

(см. текст в предыдущей редакции)

7. На землях особо охраняемых природных территорий федерального значения запрещаются:

1) предоставление земельных участков для ведения садоводства, огородничества, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства;

(см. текст в предыдущей редакции)

2) строительство автомобильных дорог, трубопроводов, линий электропередачи и других коммуникаций в границах особо охраняемых природных территорий в случаях, установленных федеральным законом (в случае зонирования особо охраняемой природной территории - в границах ее функциональных зон, режим которых, установленный в соответствии с федеральным законом, запрещает размещение соответствующих объектов), а также строительство и эксплуатация промышленных, хозяйственных и жилых объектов, не связанных с разрешенной на особо охраняемых природных территориях деятельностью в соответствии с федеральными законами;

Министерство природных ресурсов и экологии РФ включило в поправки к Федеральному закону «Об особо охраняемых природных территориях» и к отдельным законодательным актам Российской Федерации общественное предложение Общероссийского народного фронта об обязательном проведении экологической экспертизы в случае изменения границ особо охраняемых природных территорий (ООПТ).

О необходимости такой экспертизы при исключении из состава природной территории каких-либо земельных участков и водных объектов активисты ОНФ говорили в ходе «Форума действий. Регионы» в Йошкар-Оле, который проходил в апреле текущего года. По словам руководителя Центра общественного мониторинга ОНФ по проблемам экологии и защиты леса Дмитрия Миронова, сейчас в отечественной правовой практике сложилась опасная тенденция изменения статуса ООПТ и сокращения их территорий только лишь одними постановлениями местных и региональных чиновников, что с природоохранной точки зрения совершенно необоснованно.

«Особо охраняемые природные территории – это действительно наше уникальное богатство. Заповедники, национальные парки, заказники – такой правовой статус для конкретных природных территорий позволяет сохранять тысячи уникальных видов растений, птиц, животных, природных ландшафтов. Только благодаря охранному статусу эти территории не постигла печальная судьба сплошных вырубок и тотальной застройки, чего, к сожалению, так стараются добиться определенные лоббисты практически в каждом российском регионе. И в этом им помогает существующая правовая коллизия: почему-то при создании ООПТ проводится обязательная экологическая экспертиза, а при ликвидации или уменьшении ее границ такая экспертиза не требуется», – отметил руководитель Центра.

По мнению Миронова, сейчас каждый чиновник, так или иначе ответственный за состояние природных территорий разного значения, может совершенно беспрепятственно изменить их границы или запросто ликвидировать без какого-либо научного обоснования.

«Судьба большинства уникальных природных объектов на территории нашей страны буквально оказывается в руках конкретных чиновников, которые, если захотят, могут уменьшить какой-либо природных объект либо просто его ликвидировать. Так, в апреле этого года чиновники в республике Чувашия объявили о планах упразднить более 70% особо охраняемых природных территорий: представители регионального Минприроды предложили оставить из 94 таких областей лишь 29. Ранее в Ивановской области чиновники лишили 4 тыс. га статуса памятника природы без какого-либо обоснования. Лишь спустя несколько лет нашим активистам удалось восстановить охранный статус данных территорий. Похожая ситуация произошла и в Ставропольском крае: там нашим активистам после долгой и упорной работы удалось спасти 44 га уникальной природной территории, входящей в государственный природный заказник краевого значения «Русский лес», которые региональные власти также, без научного обоснования, пытались изъять», – подчеркнул руководитель Центра.

Согласно поправкам, подготовленным Минприроды на основе общественных предложений ОНФ, положительное заключение государственной экологической экспертизы об изменении границ ООПТ должно проводиться с учетом результатов публичных слушаний, проводимых в каждом населенном пункте муниципального образования, находящемся в границах соответствующего участка природной территории.