По литературе

Реальный конкурс на целевые места в вуз. Целевой набор. Все будет по-другому? Основные преимущества целевого направления

С этого года вузы могут поменять правила целевого приема. Министр образования и науки Ольга Васильева на встрече с ректорами педвузов предложила несколько мер для повышения эффективности целевого обучения в педвузах. Речь идет о заключении трехстороннего договора между работодателем, абитуриентом и вузом до начала приемной кампании. В планах обязать целевиков отрабатывать по три года на муниципальных предприятиях. Такая схема может подойти и другим отраслевым вузам.

За год в вузах проходят обучение 250 тысяч студентов-целевиков. Возвращаются к работодателям в свои регионы не более 20-30 процентов. Вот свежий пример. В Вологодской области к нынешнему февралю за направлениями в департамент здравоохранения обратились более 120 выпускников школ. При этом на работу в прошлом году пришли только 46 молодых специалистов. Ответственности за то, что нарушили условия договора, целевики чаще всего не несут. А потому целевые направления в некоторые вузы нередко рассматриваются как удобный способ стать студентом с невысоким баллом ЕГЭ.

Целевые направления нередко становятся способом поступить в вуз с невысоким баллом ЕГЭ

Кому дать направление, решает регион или ведомство. По закону конкурс среди целевиков должен быть. Но если вуз берет 30 целевиков, а заявлений 31, можно считать, что конкурс есть. Средний балл целевиков - 62. При этом для всех остальных он может быть в вузе и 75, и 80.

В Московском государственном педуниверситете целевики из регионов готовы выстраиваться в очередь.

В 2016 году было 366 заявок, в 2015-м - 286, в 2014-м - 162, - рассказывает проректор по учебной работе Елена Болотова.

Но взять всех их вуз не может. По закону вузы обязаны согласовывать квоты с региональными департаментами и министерствами. Не всегда эти решения принимаются в интересах приезжих целевиков.

Столичные целевики научились извлекать пользу даже из строгих правил приема. Вот как это делается: вузы сейчас зачисляют выпускников в две волны. Конкурс среди целевиков, как известно, ниже, чем у всех остальных поступающих, и зачислять их вуз обязан чуть раньше, чем тех, кто идет в первую волну. Человек подает заявления и на целевое место, и на обычное. Его зачисляют как целевика, а дальше он смотрит: если проходит по баллам в первую волну, то забирает заявление с целевого места и поступает в вуз как все остальные. Без всяких обязательств перед будущим работодателем. "Никакого наказания за то, что человек отказался идти по целевому направлению, нет", - поясняет проректор Елена Болотова.

Если выпускник школы видит, что по баллам не проходит с основным потоком, то остается в целевиках. Можно ли как-то противостоять этой схеме?

Думаю, всех абитуриентов надо принимать на общих основаниях. Целевой прием можно оставить только для тех, кто приезжает поступать с направлением из своего региона и обязательством вернуться обратно. Во всех остальных случаях надо переходить на расширение целевого обучения. При этом выстроить отношения со студентом так, чтобы работодатель его подхватывал только после зачисления на первый курс. В договоре обязательно должно быть прописано, где человек будет проходить практику, кто и как оплатит дорогу, питание, проживание в общежитии, - считает Елена Болотова.

Может быть, надо проводить среди целевиков тестирование на профпригодность, ведь педвузы имеют на это право? - спрашиваю.

Такой опыт был. Кто-то получал ожидаемый результат, кто-то огорчался. Было много трагедий. Допустим, родители отправляли ребенка в педвуз, а он приносил им результаты тестирования, из которых было ясно, что в системе "человек-человек" ему будет трудно работать. Мама с папой настаивали... И потом, тестирование - очень затратное мероприятие, - говорит проректор МПГУ.

В технологическом университете МИСиС с целевыми направлениями поступает около 1 процента абитуриентов. Почему так мало? Не набирают на ЕГЭ нужных для зачисления 210 баллов. Еще недавно порог был гораздо меньше и целевиков с направлениями приезжало очень много. По данным вуза, возвращались домой от 3 до 12 процентов.

При этом общее количество целевиков в вузе - около трети всех студентов. В филиалах - до 80 процентов. Работодатели начинают присматривать для себя будущих сотрудников уже во время учебы.

И как быть, если целевика отчислили за плохую учебу, он стал многодетным отцом или уехал в другую страну?

Обычно это происходит начиная со второго курса,- рассказала ректор университета Алевтина Черникова. - Приведу вам пример, как подбирал для себя кадры один из горнорудных комбинатов. Сначала представители комбината протестировали 86 студентов, после собеседований осталось 54, после дополнительного тестирования 34. Дальше началась индивидуальная работа, потому что компания искала людей, которые поедут работать в Кузбасс. В итоге осталось 10 человек. Этим летом они были там на практике. Между вузом и этой компанией был заключен договор о ежемесячной материальной поддержке студентов.

У университета 1200 партнеров-работодателей, которые предлагают разные формы договоров с целевиками и заключают их на 3 - 4 курсах.

Все договоры - индивидуальные. Кому-то предлагают дополнительную к основной стипендию 3 тысячи, кому-то 20. Оговариваются условия практики, проезд к месту (все металлургические предприятия разбросаны по стране), помощь наставников. По целевому набору можно поехать на работу за границу. Например, однажды работодателю потребовались 30 молодых специалистов для работы в Зимбабве. В другой раз нужны были выпускники для объекта в Мьянме.

Эффективная модель - когда работодатель связан напрямую со студентом. Причем договор лучше всего заключать на старших курсах, когда студент уже понимает, пойдет он в магистратуру или нет, займется наукой или готов работать на производстве, - считает Алевтина Черникова.

Еще один способ заинтересовать студента будущим рабочим местом - предложить ему учебную программу, разработанную при участии работодателей и возможность получить сертификат о дополнительных компетенциях. Например, на кафедре бизнес-информатики теоретически за 4 года можно получить до 40 сертификатов разных IT-компаний и выбрать себе место будущей работы.

Бывают случаи, когда целевики, отобранные работодателями, все же не доезжают до места работы. Предприятия, как правило, на конфликт не идут. Даже если выплачивали дополнительную стипендию.

Владимир Глибовец, помощник Хорошевского межрайонного прокурора Москвы, поступал в Московскую юридическую академию им. Кутафина по целевому направлению от Генпрокуратуры.

Конкурс в специалитет для нас был точно такой же высокий, как для всех остальных абитуриентов, прибавки к стипендии за целевое направление не было. Но мне гарантировали будущее место работы. А я мечтал попасть в прокуратуру, - рассказал Владимир.

О том, чтобы нарушить условия договора, он и не думал. Это среди целевиков-юристов вообще большая редкость. Но соглашается с тем, что государственные структуры не очень охотно разыскивают "своих" целевиков, если те не доходят после окончания вузов до места работы.

Гражданско-правовые отношения требуют того, чтобы одна из сторон обратилась в суд, - поясняет Глибовец.

250 тысяч студентов ежегодно проходят целевое обучение в вузах. Возвращаются в свои регионы не более 20-30 процентов

На это надо время и деньги. Правда, потом все судебные издержки можно взыскать с виновного, но сначала его надо найти. Если, к примеру, больница или школа захотят пойти в суд и наказать целевика, который к ним не дошел, придется для начала потратить не меньше 30 тысяч рублей. Зачем им это, если они не потратили ни рубля на подготовку "своего" целевика? И как быть, если целевика отчислили за плохую учебу, он стал инвалидом или многодетным отцом, уехал жить в другую страну? А если вообще понял, что ошибся с выбором профессии и ушел из вуза? Подавать за это в суд или нет?

И ректоры, и эксперты единодушны - для того чтобы целевики возвращались на работу туда, откуда их направили, нужно два условия: участие рублем в подготовке студента и достойная зарплата.

Обучение в университетах на платной основе сегодня стало нормой, но проблема заключается в том, что многие действительно талантливые и способные молодые люди не могут себе позволить получить высшее образование. Бюджетных мест очень мало, поэтому учиться бесплатно могут лишь единицы. Но есть еще один способ, как получить диплом о высшем образовании и при этом не заплатить ни копейки с собственного кармана - это целевое направление.

Что такое и как его получить? Целевое направление - это направление от конкретной организации, которая обязуется оплатить обучение конкретного студента. Взамен предприятие требует от студента обязательной отработки после окончания университета сроком 3 года. Если по каким-либо обстоятельствам целевик не сможет возвратиться на отработку, он обязуется возвратить все деньги, потраченные на его обучение.

Целевое направление имеет, как преимущества, так и недостатки. Если рассматривать хорошие стороны, то в первую очередь нужно отметить, что после окончания университета не нужно искать работу, уже есть организация, которая приготовила для вчерашнего студента рабочее место. Студент учится на бюджетной основе и получает стипендию. У него не возникает проблем с поиском места для прохождения преддипломной практики. К тому же, все материалы для научных и курсовых работ, а также будут собраны на предприятии, выдавшем целевое направление.

Но есть в таком обучении и свои недостатки. Как правило, студентам не очень хочется возвращать долг предприятию, которое оплатило им обучение, поэтому они ищут окольные пути, чтобы и не отрабатывать, но и деньги не возвращать. Не всегда организация, направляющая студентов, может предоставить высокооплачиваемую и престижную работу с возможностью дальнейшего карьерного роста. К тому же, студент не сможет изменить специальность, только если она не очень тесно связана с другой. Само собой разумеется, необходимо учиться хорошо, потому что организации регулярно делают запрос в университеты, проверяя успеваемость целевиков.

Известно, что на целевое направление гораздо ниже, чем на бюджетные места, поэтому сюда могут попасть даже троечники. С другой стороны целевых мест немного, поэтому пройти конкурс довольно проблематично. Сначала необходимо пройти отбор на предприятии, а затем уже в университете, где зачисление будет проводиться на основании результатов ЕГЭ. Тот, кто не попал на целевые места, может поступать на общих основаниях, так как приказ о зачислении «целевиков» появляется раньше приказа о зачислении других студентов.

В основном на целевое обучение поступают «свои» люди. Это могут быть дети, чьи родители работают на предприятии, абитуриенты, которые еще пребывая на школьной скамье, успели выделиться, участвуя в тематических олимпиадах, организованных предприятием. Также целевиками могут стать более расторопные молодые люди, вовремя подсуетившиеся и собравшие необходимые документы.

В принципе, не так уж и сложно стать целевиком - было бы желание. Необходимо заранее разузнать о предприятиях, проводящих соответствующие конкурсы, определить с какими вузами они сотрудничают. Если все подходит, тогда нужно быстро собирать документы и участвовать в конкурсных отборах.

Абитуриенту мало радости

Приемная кампания в вузы вступила в решающую фазу, и страсти вокруг зачисления кипят как никогда. Правда, обуздание массовой штамповки липовых стобалльников ЕГЭ несколько снизило градус кипения. Однако возникла другая проблема: внеконкурсный «захват» значительной части бюджетных мест целевиками - ребятами, направленными на обучение в вузе крупными предприятиями и обязанными после получения диплома отработать на этих предприятиях установленный срок. Пришла такая жалоба и в «МК».

Очень много мест в ведущих вузах страны распределено заранее и вне зависимости от результатов экзаменов абитуриентов, что делает невозможным поступление туда школьников, хорошо сдавших ЕГЭ, - жалуется Артем. - Вот и в МГТУ им. Баумана на направление подготовки «Информационные системы и технологии» (бакалавриат) принимают всего 60 человек. Из них три человека, «имеющих особые права», 23 человека для Минпромторга, 8 человек для Роскосмоса, 6 человек из органов власти. И из этих 37 человек только один имел бы небольшой шанс на поступление при честном приеме, а баллы ЕГЭ остальных школьников достаточны лишь для вузов гораздо более слабого уровня!

В итоге, подсчитал Артем, выпускникам школы, поступающим по результатам ЕГЭ, из 60 бюджетных мест осталось лишь около трети, в то время как две трети до конкурса не дошли. «Для общего конкурса остается каких-то 19 мест!!! Это означает, что школьник, набравший 287 баллов по трем экзаменам, уже не проходит в институт, в то время как большинство набранных «по блату» школьников имеют менее 250 баллов!» - возмущается он.

Сразу уточним: о блате в прямом смысле слова речи здесь не идет. Трое «имеющих особые права» - официальные льготники по медицинским и социальным показателям, и их внеконкурсное зачисление законно. Что же касается остальных 37 человек - это абитуриенты, идущие в вуз по целевому набору. Конкурс для них и правда ниже, чем у «простых» абитуриентов, т.к. они не «от себя» поступают, а направляются на учебу предприятием, о чем составляется особый договор. Но за это, как и за все в жизни, приходится платить. Получив диплом, выпускник-целевик отправляется не в зарубежную магистратуру или на присмотренную за время учебы перспективную службу, а прямиком на предприятие, отправившее его учиться. Отрабатывать там «долг» предстоит не меньше трех лет. А нет, так надо вернуть все затраченные на учебу средства - сотни тысяч рублей.

Впрочем, нецелевикам от этого не легче, ибо их конкурсные места за счет целевого набора тают на глазах. Вот и на указанной Артемом специальности в Бауманке, подтвердили «МК» в приемной комиссии, сложилась такая ситуация: «Объем целевого набора устанавливается не вузом, а Минобрнауки в соответствии с правительственным заданием. Оно зависит от потребностей государства, поэтому каждый год число целевиков и их доля от общего набора определяются заново. Случается даже, что на некоторые специальности набор целевиков иногда превышает количество бюджетных мест!»

В Минобрнауки «МК» подтвердили, что квота целевого приема на бюджетные места вузов устанавливается учредителями - профильными министерствами. Но министерство при этом «ежегодно в ходе мониторинга приемной кампании осуществляет сбор информации о студентах, зачисленных на обучение в рамках целевого приема». «В случае если баллы ЕГЭ целевиков будут существенно отличаться от баллов ЕГЭ абитуриентов, поступающих на общих основаниях, это будет являться поводом для сокращения квоты целевого приема образовательной организации на следующий год», - предупреждают в ведомстве.

Конечно, абитуриенту-2017 мало радости, если вузу, в который он не попал из-за наплыва целевиков в этом году, срежут целевой набор в будущем. Однако не все так плохо: «Механизм целевого приема доступен всем абитуриентам, и целевой прием в вузах проходит на конкурсной основе, - подчеркивают в министерстве. - В рамках целевого приема и целевого обучения студент в вузе готовится к трудовой деятельности в конкретной организации. Такой механизм вовлекает в процесс обучения работодателей, позволяя отвечать запросам рынка труда, запросам промышленных областей в кадровой потребности».

Так что подумай, абитуриент-2018, может, и тебе податься в целевики, пока не поздно? Впрочем, как подчеркнули «МК» в приемке МГТУ, «заявки на целевой набор подаются со значительным превышением. Реально в вуз приходят далеко не все, и мы передаем освободившиеся места на общий конкурс».

Несмотря на то что целевое направление в вузах широко распространено, не все абитуриенты знают о том, как можно воспользоваться таким способом поступления. Данная статья предоставит исчерпывающую информацию по данному вопросу.

Что такое целевое направление?

Многие абитуриенты, которые встали перед задаются вопросом о том, что это - целевой прием в вуз? Целевое направление - это специальный документ, который предоставляется ведомством, предприятием или органом власти абитуриенту в целях поступления в определенный вуз по конкретной специальности. При этом учащемуся гарантируют последующее трудоустройство. Документ предоставляется в учебное заведение с итоговыми оценками ЕГЭ. Что это - целевой прием в вуз? Это поступление по договору в определенный вуз по целевому направлению. Выделяют следующие виды:

  • целевой набор по квоте;
  • с направлением от организации (разработана целевая контрактная подготовка).

Целевые наборы представляют собой трехстороннее соглашение, которое заключается между учебным заведением, работодателем и абитуриентом. Предприятие оплачивает все расходы по обучению, а затем получает компенсацию за счет средств бюджета. Поэтому данное направление представляет собой разновидность бюджетного образования. Учебное заведение может согласовать с учредителями компании более высокую долю поступающих абитуриентов.

После успешного завершения обучения специалист обязан отработать определенный срок на предприятии. Как правило, целевые наборы осуществляются в отраслевые учебные заведения. Абитуриенты, поступающие по отдельным конкурсам, не освобождаются от сдачи вступительных испытаний. Целевое направление предоставляется индивидуально для поступления на конкретную специальность в определенный вуз.

Основные достоинства и недостатки

Достоинства в момент поступления:

  • отсутствует необходимость участия в общем конкурсе;
  • возможность подать заявление на участие в общем конкурсе, если абитуриент не прошел по целевому направлению.

Достоинства при обучении:

  • возмещение стоимости обучения из бюджета;
  • возможность получения стипендии;
  • обеспечение места для прохождения практики;
  • оказание поддержки и помощи в период обучения.

Достоинства по завершении обучения:

  • гарантия трудоустройства.

Недостатки:

  • не во всех случаях выбор абитуриента полностью совпадает с потребностями заказчика;
  • выбор студента может измениться;
  • отработка в течение 3 лет по указанной специальности в договоре;
  • нежелание проходить отработку влечет за собой оплату полной стоимости обучения.

Однако существуют уважительные причины, по которым абитуриент может отказаться от прохождения отработки:

  • декретный отпуск;
  • наличие инвалидности 1-й и 2-й группы у студента или его близких родственников;
  • наличие детей до 3 лет;
  • уход в армию;
  • отцы и матери - одиночки;
  • банкротство предприятия;
  • невозможность предоставления предприятием работы по специальности.

Как реализовать?

Целевой прием активно практикуется во многих учебных заведениях Москвы. Среди них можно выделить следующие: ГУУ, МГТУ, РУДН, РГМУ и другие. Порядок целевого приема идентичен как в Москве, так и в регионах.

Абитуриенты могут получить целевое направление следующими способами:

  • в местной администрации;
  • в организации (на заводе, предприятии и т. д.).

Муниципалитет может самостоятельно находить претендентов на целевые места в учебном заведении. В целях получения направления в учебное заведение по целевому набору необходимо обратиться к директору школы, который походатайствует перед муниципалитетом. Также можно самостоятельно найти учебное учреждение, при этом вузам безразличен источник направления.

Конкурсная основа

Абитуриенты могут узнать на сайте вуза о наличии целевого приема и ознакомиться со списком специальностей. Затем необходимо выбрать заказчика приема и обратиться к нему с заявлением. Также можно предоставить различные свидетельства, грамоты, дипломы и другие достижения по выбранной специальности. После прохождения собеседования и получения положительного решения можно заключать договор с заказчиком. После этого можно подать полный пакет документов в приемную комиссию. Целевой прием и целевое обучение регулируется Постановлением Правительства РФ от 27 ноября 2013 г. N 1076.

Абитуриенты по данному направлению проходят отдельный конкурс. При этом количество таких мест регулируется отдельными учебными заведениями. В одних вузах на целевое место может претендовать 2 человека, в других - 5. Учебное заведение может сократить количество мест, но не вправе их увеличить. Для целевых мест характерны лояльные условия поступления по проходным баллам. Также принимаются во внимание творческие разработки, участие в различных олимпиадах и награды.

Концентрация внимания на нюансах

Абитуриент предоставляет в приемную комиссию заявление и трехсторонний договор между Исполнителем, Заказчиком и Потребителем. В момент заключения договора следует проявить особую внимательность. Важно прочитать все пункты и задать интересующие вопросы. Договор подписывается главным бухгалтером, руководителем будущей компании и заверяется печатью. В том случае если абитуриент не предоставляет договор в приемную комиссию, его снимают с участия в конкурсе.

В период обучения могут возникнуть форс-мажорные обстоятельства. В интересах учащихся необходимо их подробно расписать в договоре. Среди них можно выделить предоставление отпуска по беременности и родам или академического отпуска.

Возможные трудности

Несмотря на то что поступить в вуз таким образом гораздо проще, получение направления становится проблемой для обычных абитуриентов. Получить целевое направление с легкостью можно лишь работникам сельского хозяйства, педагогам и врачам, которые будут работать в регионах. На другие специальности труднее получить направление на обучение в выбранный вуз. Однако данную проблему можно разрешить благодаря настойчивости и целеустремленности самого абитуриента. Ознакомившись с информацией в данной статье, учащиеся будут знать о том, что значит целевой прием.