По литературе

Шолохов чужая кровь о произведение. Каков смысл финальных эпизодов в рассказах М. Шолохова «Жеребёнок» и «Чужая кровь

Трудно написать проникновенный роман о чем-то простом, например о юношеской влюбленности, или о любви человека к животным, или о вечной привязанности родителей к своему ребенку. Но еще сложнее написать об этом рассказ, чтобы в нем не было ничего лишнего, а только то, что нужно для сюжета. Антон Павлович Чехов утверждал: в рассказе не должно быть декоративных деталей, каждый из его элементов обязан «работать» на авторский замысел. Именно такое произведение удалось с неповторимым писательским блеском создать Михаилу Александровичу Шолохову. В фокусе внимания - его краткое содержание. «Чужая кровь» - рассказ, опубликованный в 1926 году.

Главный герой

Рассказ «Чужая кровь», краткое содержание которого мы сейчас рассмотрим, начинается с описания жизни главного героя повествования - деда Гаврилы. Он ждет своего сына с гражданской войны 1917 года. Живет дед не один, а вместе с женой, чье имя не раскрывается читателю. Она в сочинении остается просто «старухой». Родители не теряют надежды. Они всячески готовятся к возможному приезду сына и морально, и материально. Дед не хочет думать, что одного из самых близких людей его больше нет, что его ребенок умер в беспощадной и бессмысленной «мясорубке» гражданской войны. Но каждодневные ночные пробуждения говорят: Гаврила все же знает правду, но тщательно ее скрывает и от себя, и от старухи своей. Таков авторский замысел рассказа «Чужая кровь». Краткое содержание экспозиции произведения нельзя пересказать без упоминания этих душевных мук героя.

Завязка

Вместо Петро (именно так зовут сына престарелых родителей) в станицу (она, естественно, находится на Дону) возвращается его однополчанин Прохор. Он сообщает деду и его старухе, что их сына больше нет. Погиб на войне, как и многие. Этот момент, когда родители узнают о смерти сына, можно считать завязкой произведения. К ней же относится и появление в станице, во дворе у деда, трех «продотрядников» в сопровождении председателя. Дед Гаврила не знал, что по стране железными ступнями «шагает» продразверстка. Ее основной смысл такой: государство отчуждает у населения продукты питания, а потом, согласно своему усмотрению и установленным нормам, выдает их обратно. Как нетрудно понять, это - антикризисная мера. Продразверстка практиковалась советской властью несколько раз, дед Гаврила стал жертвой одной из первых подобных процедур. У него отбирали только хлеб.

Но ребята, посланные новой властью, не успели забрать все то, что смогли бы унести. Неожиданно прямо рядом с гумном их расстрелял неизвестный на лошади, а потом он так же внезапно скрылся. Дед в это время направлялся к дому и просто остолбенел от такого развития событий.

Чуть погодя, когда он пришел в себя, герой пошел осмотреть поверженных приспешников Советской власти. И удивительное дело, но один из них даже после тяжелых ранений дышал.

Основный моральный конфликт. Раскрытие главной проблематики произведения

Несмотря на то что мы обсуждаем лишь краткое содержание, «Чужая кровь» Шолохова даже в сокращенном варианте побуждает читателя к осмыслению морального содержания произведения.

Именно в этом месте рассказа, где выясняется, что у одного из расстрелянных ребят все еще несмело бьется сердце, когда старик ощупывает его грудь, М.А. Шолохов и задает читателю почти христианский вопрос: "Что выбрать: добро или зло, ненависть или любовь?" Да, «красные» убили сына Гаврилы, но причина ли это для того, чтобы не спасать мальчика, упавшего на снег? Виноват ли в этом белокурый парень, застрявший между жизнью и смертью? Каждый, наверное, ответит на этот вопрос по-своему, но дед выбрал добро и любовь к ближнему, поэтому взвалил себе на спину юного ангела гражданской войны и принес в дом, чем, конечно, очень напугал свою бабку. Здесь напряжение и интрига произведения достигают апогея, это чувствуется даже тогда, когда читается краткое содержание. «Чужая кровь» (ее полная версия) захватывает еще больше.

Петро умер, да здравствует Петро

Старики трепетно ухаживали за своим врагом-другом на протяжении трех месяцев. Когда он пришел в сознание, то рассказал свою историю: звали его Николаем, он был сиротой. Работал всю жизнь (не слишком долгую) на уральском чугунолитейном заводе. Коля был убежденным коммунистом. Старики расчувствовались и сказали: «Раз никого у тебя нет, оставайся, парень, с нами, только звать тебя будут теперь Петро. Сын у нас был Петро, а теперь ты будешь вместо него». Николай легко сделал старикам такую милость, но пообещал только, что он с ними до осени поживет, а там видно будет.

Когда Коля-Петро оправился от физических и моральных потрясений, стал помогать деду по хозяйству. Старики были счастливы: они потеряли сына, но в «чужой крови» обрели еще одного.

Финал истории

Может быть, это и не очень хорошо по отношению к погибшему ребенку, но старики все более привязывались к новоиспеченному «Петро», проникаясь к нему теплыми чувствами и постепенно забывая горечь утраты. Николай же не только вызывал любовь названных родителей, но и приобрел их уважение, ибо, несмотря на травму (у него из-за ранения действовала только одна рука), работал он за двоих.

Но вот летом пришло письмо деду Гавриле на имя Косых Николая. Мужики с завода слали Коле «привет» и просили его о помощи. Коля (так как был добропорядочным коммунистом и отличным человеком) потерял покой и сон. С одной стороны, он не хотел бросать стариков на произвол судьбы, а с другой, он рвался в

Дед Гаврила был мудрым человеком, видя мытарства названного сына, прослезившись напоследок, благословил Николая-Петро и отпустил. Прощанием старика и его сына заканчивается рассказ автора, а значит, завершается и его краткое содержание. «Чужая кровь» Шолохова - поистине замечательное произведение о родительской любви.

Шолохов Михаил

Чужая кровь

Михаил Шолохов

Чужая кровь

В Филипповке, после заговенья, выпал первый снег. Ночью из-за Дона подул ветер, зашуршал в степи обыневшим краснобылом, лохматым сугробам заплел косы и догола вылизал кочковатые хребтины дорог.

Ночь спеленала станицу зеленоватой сумеречной тишиной. За дворами дремала степь, непаханая, забурьяневшая.

В полночь в ярах глухо завыл волк, в станице откликнулись собаки, и дед Гаврила проснулся. Свесив с печки ноги, держась за комель, долго кашлял, потом сплюнул и нащупал кисет.

Каждую ночь после первых кочетов просыпается дед, сидит, курит, кашляет, с хрипом отрывая от легких мокроту, а в промежутках между приступами удушья думки идут в голове привычной, хоженой стежкой. Об одном думает дед - о сыне, пропавшем в войну без вести.

Был один - первый и последний. На него работал не покладая рук. Время приспело провожать на фронт против красных,- две пары быков отвел на рынок, на выручку купил у калмыка коня строевого, не конь - буря степная, летучая. Достал из сундука седло и уздечку дедовскую с серебряным набором. На проводах сказал:

Ну, Петро, справил я тебя, не стыдно и офицеру с такой справой идтить... Служи, как отец твой служил, войско казацкое и тихий Дон не страми! Деды и прадеды твои службу царям несли, должен и ты!..

Глядит дед в окно, обрызганное зелеными отсветами лунного света, к ветру,- какой по двору шарит, неположенного ищет,- прислушивается, вспоминает те дни, что назад не придут и не вернутся...

На проводах служивого гремели казаки под камышовой крышей Гаврилиного дома старинной казачьей песней:

А мы бьем, не портим боевой порядок.

Слу-ша-ем один да приказ.

И что нам прикажут отцы-командиры,

Мы туда идем - рубим, колем, бьем!..

За столом сидел Петро, хмельной, иссиня-бледный, последнюю рюмку, "стременную", выпил, устало зажмурив глаза, но на коня твердо сел. Шашку поправил и, с седла перегнувшись, горсть земли с родимого база взял. Где-то теперь лежит он и чья земля на чужбинке греет ему грудь?

Кашляет дед тягуче и сухо, мехи в груди на разные лады хрипят-вызванивают, а в промежутках, когда, откашлявшись, прислонится сгорбленной спиной к комелю, думки идут в голове знакомой, хоженой стежкой.

Проводил сына, а через месяц пришли красные. Вторглись в казачий исконный быт врагами, жизнь дедову, обычную, вывернули наизнанку, как порожний карман. Был Петро по ту сторону фронта, возле Донца, усердием в боях заслуживал урядницкие погоны, а в станице дед Гаврила на москалей, на красных вынашивал, кохал, нянчил - как Петра, белоголового сынишку, когда-то - ненависть стариковскую, глухую.

Назло им носил шаровары с лампасами, с красной казачьей волей, черными нитками простроченной вдоль суконных с напуском шаровар. Чекмень надевал с гвардейским оранжевым позументом, со следами ношенных когда-то вахмистерских погон. Вешал на грудь медали и кресты, полученные за то, что служил монарху верой и правдой; шел по воскресеньям в церковь, распахнув полы полушубка, чтоб все видали.

Председатель Совета станицы при встрече как-то сказал:

Сыми, дед, висюльки! Теперь не полагается.

Порохом пыхнул дед:

А ты мне их вешал, что сымать-то велишь?

Кто вешал, давно небось в земле червей продовольствует.

И пущай!.. А я вот не сыму! Рази с мертвого сдерешь?

Сказанул тоже... Тебя же жалеючи, советую, по мне, хоть спи с ними, да ить собаки... собаки-то штаны тебе облагают! Они, сердешные, отвыкли от такого виду, не признают свово...

Была обида горькая, как полынь в цвету. Ордена снял, но обида росла в душе, лопушилась, со злобой родниться начала.

Пропал сын - некому стало наживать. Рушились сараи, ломала скотина базы, гнили стропила раскрытого бурей катуха. В конюшне, в пустых станках, по-своему захозяйствовали мыши, под навесом ржавела косилка.

Лошадей брали перед уходом казаки, остатки добирали красные, а последнюю, лохмоногую и ушастую, брошенную красноармейцами в обмен, осенью за один огляд купили махновцы. Взамен оставили деду пару английских обмоток.

Пущай уж наше переходит! - подмигивал махновский пулеметчик.Богатей, дед, нашим добром!..

Прахом дымилось все нажитое десятками лет. Руки падали в работе; но весною,- когда холостеющая степь ложилась под ногами, покорная и истомная, манила деда земля, звала по ночам властным, неслышным зовом. Не мог противиться, запрягал быков в плуг, ехал, полосовал степь сталью, обсеменял ненасытную черноземную утробу ядреной пшеницей-гиркой.

Приходили казаки от моря и из-за моря, но никто из них не видал Петра. В разных полках с ним служили, в разных краях бывали,- мала ли Россия? - а однополчане-станичники Петра полком легли в бою со Жлобинским отрядом на Кубани где-то.

Со старухой о сыне почти не говорил Гаврила.

Ночами слышал, как в подушку точила она слезы, носом чмыкала.

Ты чего, старая? - спросит кряхтя.

Помолчит та немного, откликнется:

Должно, угар у нас... голова что-то прибаливает.

Не показывал виду, что догадывается, советовал:

А ты бы рассольцу из-под огурцов. Сем-ка, я слазю в погреб, достану?

Спи уж. Пройдет и так!..

И снова тишина расплеталась в хате незримой кружевной паутиной. В оконце месяц нагло засматривал, на чужое горе, на материнскую тоску любуясь.

Но все же ждали и надеялись, что придет сын. Овчины отдал Гаврила выделать, старухе говорит:

Мы с тобой перебьемся и так, а Петро придет, что будет носить? Зима заходит, надо ему полушубок шить.

Сшили полушубок на Петров рост и положили в сундук. Сапоги расхожие скотину убирать - ему сготовили. Мундир свой синего сукна берег дед, табаком пересыпал, чтобы моль не посекла, а зарезали ягненка - из овчинки папаху сшил сыну дед и повесил на гвоздь. Войдет с надворья, глянет, и кажется, будто выйдет сейчас Петро из горницы, улыбнется, спросит: "Ну как, батя, холодно на базу?"

Дня через два после этого перед сумерками пошел скотину убирать. Сена в ясли наметал, хотел воды из колодца почерпнуть - вспомнил, что забыл варежки в хате. Вернулся, отворил дверь и видит: старуха на коленях возле лавки стоит, папаху Петрову неношеную к груди прижала, качает, как дитя баюкает...

В глазах потемнело, зверем кинулся к ней, повалил на пол, прохрипел, пену глотая с губ:

Брось, подлюка!.. Брось!.. Что ты делаешь?!

Вырвал из рук папаху, в сундук кинул и замок навесил. Только стал примечать, что с той поры левый глаз у старухи стал дергаться и рот покривило.

Текли дни и недели, текла вода в Дону, под осень прозрачно-зеленая, всегда торопливая.

В этот день замерзли на Дону окраинцы. Через станицу пролетела припозднившаяся ватага диких гусей. Вечером прибежал к Гавриле соседский парень, на образа второпях перекрестился.

Произведение описывает историю о том, как пожилая пара выхаживала тяжелораненого солдата. В это время они сильно к нему привязываются на фоне недавней потери собственного сына. Молодой человек оклемался и, покинув стариков, вернулся в родной город. Не удержали его ни новые возникшие чувства к обретённым отцу и матери, ни их мольбы остаться.

Главная мысль произведения Чужая кровь Шолохова

Произведение учит не предавать память о своих умерших родственниках в угоду новым близким.

Автор затрагивает непростую тему потерь близких, жизни и смерти. После смерти сына, дед с бабкой находят в раненом молодом человеке схожесть со своим. Название «чужая кровь» - это намёк этим старикам, что как бы они не привязались к парню, остаётся он им чужим. В сознательном уже возрасте их забота не способна привязать его к ним.

Рассказ повествует о кровавых временах гражданской войны. Начинается с обнаружения дедом Гавриилом у себя в гумне на первый взгляд трупа, а, как оказывается потом, ещё теплящегося жизнью тела красноармейца. Старик помещает бойца у себя в доме, пытается вместе с супругой его вылечить. Поначалу воин бредит, произносит ругательства и команды. Проходят недели и месяцы, парнишка постепенно поправляется, раны заживают. Пожилая пара чрезмерно привязывается к парню, и привязанность постепенно затмевает грусть о своём погибшем сыне. Это обстоятельство сильно заставляет их чувствовать вину.
Когда Петя, так назвали парня дед с бабкой в честь своего умершего сына, приходит в себя, то называет Гавриила отцом. Начинает рассказывать о себе, что он командир и коммунист. Революционные власти в курсе происходящего, и поручают семье хорошо заботиться о парне.

Через некоторое время Петру приходит письмо с Урала, откуда он родом. Товарищ с завода зовёт его восстанавливать предприятие. Пётр больше за то, чтобы согласиться, рассказывает деду, как защищали завод от Колчака, как восьмерых потеряли, что нужны верные общему делу люди.

Парень и хочет остаться, но сильна тяга на завод. Понял Гавриил, что «не жить Петру в станице, не лохматить плугом степную целинную черную землю. По кирпичику разметал бы Гаврила ненавистный завод». Дед увещевает: «только старухе скажи, что возвернёшься, чтобы не затосковала. А может в самом деле возвернёшься, неужто не пожалеешь нашу старость? Солнышко ясное смеркнется без тебя у нас».

Трогает за душу финал расставания, даже отъезд должен происходить по месту, где дорога провалилась. Но ничто не помешает планам красноармейца присоединиться к рабочим завода.

Картинка или рисунок Чужая кровь

Другие пересказы для читательского дневника

  • Краткое содержание Пять вечеров Володин

    Главный герой пьесы Ильин не был в Ленинграде 17 лет. Теперь он возвращается в родной город. Он смотрит на дом, в котором давным-давно арендовал комнату в одной из коммунальных квартир

Рассказы «Червоточина» («разлом» богатой семьи), «Прод-комиссар» (сын не останавливает расстрел отца) продолжают ту же тему: «одного роду, но не одного класса» люди.

Одно из важнейших достижений молодого Шолохова — от­крытие души простого казака, в которой он находит черты ис­тинной человечности, красоты, продолжая тем самым тради­цию классической литературы в решении темы «маленького че­ловека», но уже на своем особом, донском материале.

Рассказ «Чужая кровь» словно предсказывает нам будущего Шолохова. Главное здесь — глубокий психологизм в обрисовке характера старого Гаврилы и его жены. Шолохов сумел передать сложную гамму чувств, их движение. Вначале — «вынашивал, кохал, нянчил ненависть» к красным, назло надевал погоны, шаровары с лампасами, кресты и медали. Дрогнуло сердце от ужаса расправы над продотрядом и от жалости к белокурому продотряднику — мальчишка еще, ровесник погибшему сыну… Горе, ненависть, озлобление постепенно отступают перед лю­бовью к спасенному юному продкомиссару: «Хучь и чужая в тебе кровь, а душой за тебя болишь, как за родного»… «Слезы закипали в груди» от жалости и тревоги, когда ухаживал за ра­неным. «Невыплаканную любовь» перенесли старики на нового Петра, радовались, когда он впервые произнес «отец». С пора­зительной силой передана трагедия расставания: старик «угло­вато осунулся» и не выдержал: «Прощай, родимый! Солнышко ясное без тебя у нас…» — и, кривя мокрое от слез лицо, резко, до крика, повысил голос: «Подорожники не забыл, сынок?.. Ну, прощай!.. Прощай, сынушка!» — а в груди рыдало невып­лаканное слово «Не верится!». Итак, в «Донских рассказах» уже обнаружились важнейшие черты Шолохова-художника:

— правда, суровая, подчас жестокая, умение показать ост­рые жизненные конфликты;

— внимание к простому человеку, к образам живых людей (об этом шел спор в литературе 20-х годов);

— особый язык (разговорный, с использованием элементов донского диалекта, фольклорных мотивов, например, песня в «Чужой крови», параллели с животным миром), индивидуали­зация речи героев, юмор;

— особая роль пейзажа (например, образ непаханой, запу­щенной земли в «Чужой крови»; «Днями летними, погожими, в степях донских, под небом густым и прозрачным звоном се­ребряным вызванивает и колышется хлебный колос. Это перед покосом, когда у ядреной пшеницы гарновки ус чернеет на ко­лосе, будто у семнадцатилетнего парня, а жито дует вверх и норовит человека перерасти» («Алешкино сердце»).

«Донские рассказы» свидетельствовали о несомненной та­лантливости молодого писателя. И в то же время Шолохов еще не поднялся в них над уровнем большинства произведений 20-х годов, в которых ожесточенное классовое противостояние при­нималось как нечто естественное и закономерное, не подлежа­щее сомнению.

Сюжеты большинства произведений несложны, они отлича­ются резкой контрастностью изображения (наши — не наши) и такой же однозначностью авторской позиции, что влияет на подбор художественных средств. Поэтому в «Донских рассказах» нет и еще не могло быть того многостороннего охвата жизни во всей ее сложности, разнообразии и трагизме, того осознания самоценности человеческой личности, которые будут присущи «Тихому Дону».

Одно из лучших произведений цикла «Донские рассказы» (автор Шолохов М. А.) - «Чужая кровь» - повествует о бескорыстной родительской любви, являющей собой неиссякаемый источник добра на земле.

Кручина старого отца

Дед Гаврила просыпался рано. Закурив, он каждое утро думал об одном - о пропавшем на войне сыне. Петро был у них один. Когда началась война, старик - бывший воин-казак - справил ему обмундирование и проводил с наказом воевать славно, как было принято в их роду. И с тех пор, как сын сел на коня, браво поправил шашку и съехал с родимого база, его никто не видел. На какой земле довелось сложить Петру голову? Тяжелые мысли ни на минуту не отпускали старого Гаврилу.

Через месяц после отъезда сына в станицу вошли красные. С той поры в душе деда зрела жгучая ненависть к новой власти. Он намеренно носил шаровары с красными лампасами, а грудь украшал полученными за годы службы царю медалями и крестами.

Описанием чувств Гаврилы продолжается рассказ «Чужая кровь». Краткое содержание (Шолохов подробно описывает, как приходило в запустение некогда крепкое хозяйство) второй главы заключается в том, что отец тешил себя надеждой на возвращение сына. Он приготовил для него полушубок, мундир, сапоги, папаху, которые лежали в сундуке, дожидаясь хозяина.

Неспешно уходило время, пока однажды Гавриле не сообщили новость: из Турции вернулся сослуживец Петра. Дед тут же отправился к Прохору, но дома его не застал. Всю ночь не спал старик, дожидаясь известий о сыне.

Горькая новость

Утром появился Прохор. Разговор начался неспешно. Обсудили жизнь при погоду. Отец словно боялся задать главный вопрос - показывает Шолохов.

«Чужая кровь» - краткое содержание рассказа вы читаете - произведение о том, какой трагедией стала для народа Подобно приговору прозвучали для Гаврилы слова Прохора: «Срубили! … Насмерть… Своими глазами видал». Единственного сына, кормильца, ради которого всю жизнь трудился! А ночью старик вышел на гумно и негромко позвал: «Сынок! Петро!» Затем лег на притоптанный снег и «тяжело закрыл глаза»…

Продразверстка

Дед жил сам по себе, новостей не знал. Появление в воскресный день на крыльце председателя и троих с винтовками его удивило - отмечает Шолохов. «Чужая кровь» - краткое содержание не позволяет передать все подробности разговора - включает описание страшного для казаков процесса изъятия хлеба. То, что было нажито тяжелым трудом, теперь переходило советской власти. Не мог спасти своего добра и Гаврила.

Вдруг ко двору подскочили несколько конных казаков. Раздались выстрелы, затем находившийся впереди кубанец шашкой изрубил продотрядника… Все произошло стремительно. Наблюдавший за происходящим Гаврила не сразу сообразил, что подскочивший к нему казак спрашивает овса. Но тут раздался крик: «С горы пехота», и конные выехали со двора - заканчивает главу Шолохов.

Чужая кровь

Выстрелы в станице утихли лишь к вечеру. Старик вышел во двор и увидел рядом со скирдом уложенных в ряд полураздетых продотрядников. Гаврила нагнулся над убитыми. Его взгляд привлек совсем молодой - не больше девятнадцати лет - мальчишка. Дед неосознанно дотронулся до его груди и вдруг почувствовал слабое биение жизни. Он втащил раненого в дом, где обмыл кровь, а затем до устали растирал «гадливо-холодную» грудь.

Четверо суток пролежал спасенный без сознания. Гаврила со старухой вливали ему в рот молоко и бараний бульон. А когда парнишка стал подавать признаки жизни, старик сидел у его постели и слушал бессвязные речи. Все чаще он чувствовал, глядя на юнца, как закипают внутри слезы, и испытывал непрошеную жалость. А когда однажды заехал к нему командир проезжавшего мимо полка и попросил позаботиться о раненом, Гаврила твердо ответил: «Поберегем».

Не отходила от больного и старуха, которая перенесла на него всю неистраченную любовь к пропавшему сыну.

Лишь на шестнадцатый день парень впервые заговорил. Старик, узнав, что его зовут Николаем, коротко сказал: «… мы Петром кликать будем».

Обретенный сын

Николай медленно шел на поправку: благодаря заботе стариков раны затягивались, и он набирался сил. Гаврила чувствовал, что все больше прикипает к нему душой. Он даже испытывал чувство ревности к жене, когда выходил на двор, а она оставалась рядом с «Петром». Как-то дед приказал ей достать из сундука вещи, что готовил для своего сына.

Наконец по весне Петр сказал: «Сегодня встану, отец!» Последнее слово доставило Гавриле «смущенную радость» - пишет Шолохов. Чужая кровь - краткое содержание не включает описания всех переживаний, что испытали старики, ухаживавшие за чужим сыном - вдруг стала родной.

Николай рассказал, что воспитывался при заводе, там же работал до войны. Узнав, что у парня нет семьи, Гаврила предложил ему остаться у них навсегда. Петюшка ответил, что пока поживет лето, а там видно будет.

Расставание

Ближе к осени Николаю принесли письмо. Старик, вертевший его в руках, сразу почувствовал неладное и не ошибся. Бывшие товарищи их названного сына звали его на завод. Долго маялся Петр и в конце концов принял решение, которого так боялся Гаврила: ехать на Урал.

Расставание было тяжелым: словно родную кровиночку вновь провожал старик: «Солнышко ясное смеркнется без тебя у нас». Он понимал, что Петро уже никогда не воротится назад.

Тема родительской любви в рассказе

Рассказывая о судьбе старого Гаврилы, М. Шолохов подчеркивает, насколько антигуманной и уничтожающей была Гражданская война. Волнует автора еще один вопрос. Для человека очень важно оставить после себя потомков, которые будут чтить его память и традиции предков. Вот почему с гибелью родного сына хозяйство Гаврилы приходит в упадок: не для кого стало жить. И вдруг, как спасение, появляется Николай, вновь подаривший старикам радость родительской любви.

Есть у Шолохова еще один рассказ - «Червоточина». Он о том, как не сумевший перебороть в душе ненависть к новой власти герой убивает родного сына, ставшего комсомольцем. Так описывается страшный раскол, который происходит в отдельных семьях и в обществе в целом.

Война не щадит никого. Но в одних она пробуждает гуманность и сострадание, в других - разжигает все большую ненависть, заставляющую забыть о нравственных законах. Эту мысль доказывает краткое содержание рассказа «Червоточина» и «Чужая кровь».