По литературе

Субъективные методы психодиагностики. Нужна помощь по изучению какой-либы темы

Методы психодиагностические

научнообоснованные измерительно-оценочные процедуры, позволяющие провести количественную и качественную психологическую квалификацию изучаемого явления.

В психологии существуют два основных подхода к диагностике индивидуальных особенностей: количественный (номотетический), основанный на идее повторяемости, возможности измерения, фиксирования статистических закономерностей и качественный (идеографический), ориентирующийся на индивида как на неповторимого субъекта и понимание множественной и неоднозначной психологической детерминации проявлений поведения и деятельности.

Идеографический подход предполагает, что каждый случай уникален, как уникален сам человек, поэтому применительно к конкретной ситуации и анализируемой системе психолог должен строить свои предположения на основе своего опыта, здравого смысла и профессиональных знаний. Специалист выбирает методы с учетом того, что они применяются к богатой человеческой натуре, в жизни которой случается множество необычных или неожиданных событий, ситуаций, которые не имеют однозначной интерпретации. В ходе психодиагностического процесса необходимо понимать интересы, настроение и желания обратившихся за психологической помощью людей, рассматривая получаемые данные через призму направленности развития личности, постижения индивидуального «Я», как проявление глубинных процессов, принимая во внимание многочисленные факторы, влияющие на возникновение проблемы, во взаимосвязи со всем спектром особенностей в поведении и деятельности человека. Таким образом, получаемый вывод о причинах возникшего неблагополучия в своем роде тоже уникален. Наиболее часто при идеографическом подходе используются либо проективные психодиагностические методы, либо клиническая беседа или интервью. Однако идеографический подход не исключает применения и количественных методов, интерпретация результатов которых должна проводиться на основе решения конкретной проблемы, без учета статистических и нормативных обобщений и закономерностей.

Для практической психодиагностики использование количественного подхода означает, что теоретически выведенные и эмпирически обоснованные закономерности должны применяться при анализе конкретного случая. Это один из путей понять частное на основе общего. К. Ингенкамп в своей работе «Педагогическая диагностика» специально делает акцент на том, что «мы измеряем не сам объект, а только его свойства или отличительные признаки» (К. Ингенкамп, 1991, с. 25). С помощью них мы можем описать явление точнее. Например, если преподавателю необходимо оценить качество декламации стихотворения учащимся, то он в состоянии сделать это на вербальном уровне без всяких измерений. Он может сказать, что в этом месте ученик читал медленно или глухо, а в другом – быстро. Однако, если педагог хочет улучшить достижения ученика, он должен сообщить ему более подробную информацию, детализировать ее. Данная процедура требует четкого определения того, что измеряется, какое качество подвергается испытанию и на основе каких признаков будут сделаны выводы. Применительно к образованию, в частности, речь может идти о таких дефинициях, как «обученность», «качество знаний», «сумма остаточных знаний», «качество преподавания» и др. Каждое из них – сложное и многомерное явление, которое трудно измерить и оценить с помощью одного признака, отразить с использованием одной числовой шкалы (например, через количество сделанных ошибок). Это демонстрирует, что измерения могут производиться с разной степенью точности и могут представлять собой определенное упрощение или огрубление описываемого явления.

Большая часть современных средств психологического измерения и оценки опирается на теоретические конструкты либо личностных теорий, либо теорий развития, т. е. либо сосредоточиваются на фиксировании определенных личностных свойств, либо оценивают только количественно-качественные характеристики процесса развития. К последним относятся так называемые тесты развития, отражающие состояние и функционирование психической системы в терминах «нормальное», «сомнительное – границы нормы» и «отклоняющееся». Следует помнить, что и в том и в другом случае снижается надежность и валидность метода, поскольку его прогностическая способность не отвечает потребностям диагностического процесса (слишком большой разброс и вариативность получаемых данных) или требуется проведение дополнительных измерений (слишком маленькая частота отклонений). Кроме того, в практике часто используются и сопоставляются методики, чьи конструкты разнородны.

Психодиагностические методы обобщают множество психодиагностических методик, классифицировать которые можно по различному основанию. Довольно часто широкий класс методик в психодиагностике объединяют под названием психодиагностический метод. Если частная методика привязана к решению узкого класса практических задач и направлена на диагностику определенных свойств, то метод определяется общим родством технологических приемов и процедур в проведении всех методик данного типа.

С точки зрения меры «объективности – субъективности» (операционально-техническая классификация) условно выделяют объективные психодиагностические методики, субъективные и смешанные. В объективных методиках диагностика обычно осуществляется на основе успешности/результативности и/или способа (особенностей) выполнения деятельности. Кроме того, при использовании таких методик влияние исполнителя на результаты минимально. К объективным методикам традиционно относят: а) приборные психофизиологические методики; б) аппаратурные поведенческие методики с регистрацией определенных параметров психической активности; в) тесты с выбором ответа (тесты достижений, тесты действия, ситуационные тесты); г) тесты-опросники, в которых, в отличие от тестов с выбором ответа, ключ к пункту определяется не социокультурным нормативом, а с помощью особых психометрических процедур (личностные тесты, тесты специальных способностей, тесты интеллекта).

В субъективных психодиагностических методиках диагностика осуществляется на основе сведений, сообщаемых респондентом о себе, самоописании (самооценивании) особенностей личности, состояния, поведения в различных ситуациях. К субъективным методикам относят опросники состояния и настроения, опросники-анкеты, психодиагностическую беседу (интервью), ролевую игру, самоотчеты, методы экспертной оценки, стандартизированное аналитическое наблюдение, включенное наблюдение с последующим рейтинг-шкалированием, контент-анализ (анализ содержания). К смешанным психодиагностическим методикам с разной мерой объективности – субъективности можно отнести: методики субъективного шкалирования, метод свободной сортировки объектов.

Отдельную позицию в психодиагностике занимают проективные методики, которые по формальному признаку следует отнести к субъективным психодиагностическим методикам. В проективных методиках диагностика осуществляется на основе анализа взаимодействия с внешне нейтральным, как бы безличным материалом, становящимся в силу его известной неопределенности (слабой структурированности) объектом проекции. Наиболее простым и удобным делением, предложенным С. Розенцвейгом, является их разбиение на моторно-экспрессивные проективные методики, перцептивно-структурные и апперцептивно-динамические.

Предметная классификация предполагает деление психодиагностических методик по предмету психологического оценивания (предметной направленности). Таким образом, можно выделить методики для измерения мотивации, оценивания интеллекта, эмоционально-волевой сферы, отдельных психических функций и т. д., а в зависимости от наличия или отсутствия временных ограничений – тесты скорости и тесты результативности.

Кроме того, по особенностям используемых заданий можно выделить вербальные и невербальные методики. По форме процедуры обследования – групповые и индивидуальные.

П. О. Вернер (P. O. Werner, 1978) проанализировал пункты четырех личностных опросников и попытался определить, в какой степени они отражают различные сферы психического функционирования индивидов, учитывают ли специфику развития измеряемых свойств, ситуационные факторы, частоту проявления личностных свойств в представляемых ситуациях и какова общая временная перспектива пунктов. Полученные результаты приведены в табл. 8.

Таблица 8

Примечание. CPI - Калифорнийский психологический опросник для взрослых и подростков от 13 лет – 480 заданий (Методики анализа…, 1993); MPI - Предшественник экспресс-опросника Айзенка с вариантом для детей и подростков от 7 до 15 лет (Лучшие психологические…, 1992); MMPI - Русская версия СМИЛ (566 вопросов) (Собчик, 1991); 16 PF – Детский вариант опросника Кэттелла (Диагностика школьной…, 1993).

На их основе В. Гайда (1994, с. 20) сделал вывод о том, что основное содержание опросников, имеющих довольно широкую распространенность, концентрируется в основном на актуальных признаках (симптомах) свойств, т. е. их прогностическая ценность (возможность предикции) весьма ограничена. Планы и будущее человека затрагивает около 8 % всех утверждений, способы поведения – менее 30 %. Практически никак не прослеживаются особенности развития измеряемых свойств. Оценке прошлого и будущего человека отведено немногим более 7 % утверждений. В целом это подчеркивает специфичность процедуры измерения, ее существование вне времени, только «здесь и сейчас».

Труднейшую задачу оптимального выбора психометрического инструментария для реальных диагностических случаев К. Бартон предложил решать с помощью девятимерной модели (Barton, 1985, p. 17). Согласно ей, специалист должен принимать решение о том, какое (или какие) средства измерения и оценки будут применяться, исходя из трех критериев:

Кто и что является предметом тестового измерения?

Какие меры будут использованы в диагностическом процессе?

Каким образом будет производиться измерение?

Предложенные К. Бартоном критерии упорядочивают указанные ранее аспекты выбора измерительных систем через осознание сильных и слабых сторон конкретных методик. Технологически это осознание происходит через ответы на вопросы, позволяющие подобрать соответствующую измерительную систему.

1. Уровень развития: соответствует ли сформулированная инструкция и сложность задач уровню развития обследуемого? Есть ли необходимость дифференцированного подхода к определению уровня развития при выборе инструментария? Например, содержание методики включает в себя две инструкции: для «нормальных» детей и детей, подозреваемых в умственной отсталости.

2. Состояние или свойство: должны ли используемые диагностические средства измерять признаки постоянных свойств индивида или измерению подлежат быстро меняющиеся признаки лабильных свойств?

3. Нормы или экстремум: ожидается ли, что результаты диагностического исследования конкретного человека будут похожи на результаты других людей или же они будут сильно отличаться от них? (Например, занимает ли учащийся среднее положение в распределении или же его место ближе к асимптотам этого распределения?)

4. Область исследования: какая область психической реальности будет предметом исследования – признаки свойств личности, мотивация, сенсорно-перцептивная организация и т. д.? Какого рода измерения для этого необходимы?

5. Инструментарий: существуют ли готовые средства измерения? Насколько эти средства соответствуют требованиям объективности, надежности и валидности? Насколько выбранные методики резистентны по отношению ко всякого рода манипуляциям исследователя, направленных на получение «ожидаемых» результатов? Насколько специалист готов к использованию данной методики (профессионально компетентен)?

6. Сравнение со статистической нормой или исследование оптимальности состояния: на что направлены результаты исследования? На определение места обследуемого внутри референтной группы для дальнейшего обобщения или же предполагается выявление индивидуальных особенностей психической системы?

7. Измерительная шкала: в какой степени используемые меры отражают качественные, а в какой степени – количественные аспекты измеряемого признака? С какой точностью они это делают? Какие статистические процедуры допускает используемая в методике измерительная шкала? (Очень важно поставить этот вопрос перед получением диагностических результатов, а не после диагностического измерения.) Дифференциация измерительных шкал и допустимых статистических процедур подчеркивает зависимый характер последних – допустимый способ обработки результатов исследования является лишь логическим следствием используемой измерительной шкалы.

8. Количество средств измерения и оценки: используется одно или несколько средств для изучения одного и того же признака? Являются ли они внутренними разновидностями одного измерительного средства или однопорядковыми мерами различных средств?

9. Количество измерений: необходимы ли повторные, многократные измерения для изучения изменений (динамики) или достаточно лишь однократного измерения?

Каждый из сформулированных К. Бартоном вопросов позволяет определить условия и возможности использования в психологическом обследовании имеющегося в арсенале специалиста измерительного инструментария. Они создают механизм профессиональной реализации его психометрических знаний и умений на практике, а также формируют понимание того, что использование методик оценки индивидуального своеобразия человека требует наряду с высоким уровнем профессионализма соблюдения этических принципов работы с таким инструментарием. Только в этом случае можно говорить о морально-позитивной роли измерительных психодиагностических систем в практической работе специалиста.

Из книги Большая Советская Энциклопедия (НЕ) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ЧИ) автора БСЭ

Из книги Формула правильного питания (Методическое пособие) автора Безруких Марьяна Михайловна

Из книги Психология: Шпаргалка автора Автор неизвестен

Из книги Психология и педагогика: Шпаргалка автора Автор неизвестен

3. МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИИ Основными методами психологического исследования являются наблюдение и эксперимент. Очень популярны анкеты, тесты и анализ творческой деятельности.Самонаблюдение (интроспекция) – один из первых психологических методов. Это выбор метода для

Из книги Товароведение: Шпаргалка автора Автор неизвестен

Из книги Специальная дрессировка собак автора Круковер Владимир Исаевич

Из книги Как управлять своим временем автора Вронский А. И.

Методы мастеров Люди, у которых способности запоминать стоят выше среднего уровня, являются иллюстрацией того, как много может достичь человеческий разум. Являются ли они обладателями особенного мозга или их умения пришли в результате длительных тренировок

Из книги Планирование на предприятии автора Васильченко Мария

3. Методы планирования Под методами планирования понимают определенный способ, с помощью которого производится процесс планирования и решаются конкретные проблемы.В современной практике различают следующие методы планирования: балансовый, нормативный и

Из книги Домашняя медицинская энциклопедия. Симптомы и лечение самых распространенных заболеваний автора Коллектив авторов

Рентгенологические методы C помощью рентгена можно четко оценить особенности и характер рельефа слизистой оболочки кишечника. Для этого человеку предлагают выпить специальную рентгеноконтрастную бариевую смесь. Исследование проводится натощак!Принятая смесь

Из книги Классический русский массаж за 15 дней автора Огуй Виктор Олегович

Аппаратные методы Литотрипсия – процедура разрушения камней, использующая воздействие на них ультразвука.Процедура проведения достаточно простая для больного. На область почек наводится луч ультразвукового аппарата. Ударная волна от аппарата безболезненно проникает

Из книги Справочник школьного психолога автора Костромина Светлана Николаевна

Методы массажа Традиционно в практике массажа используются, ручной метод массажа, как основной и аппаратный, как дополнительный. В последнее время все более актуальным становится использование и ножного массажа, который имеет серьезное научное

Из книги Написать свою книгу: то, чего никто за тебя не сделает автора Кротов Виктор Гаврилович

Методы обучения способы взаимосвязанной и взаимообусловленной деятельности педагога и обучаемых, направленной на реализацию целей обучения. Каждый такой способ подразумевает систему целенаправленных действий педагога, организующего познавательную и практическую

Из книги автора

Психодиагностические ошибки ошибочные диагнозы разных видов.С точки зрения гносеологии, ошибка означает неистинную мысль, т. е. не соответствующую действительности и искажающую действительную связь между реальными явлениями. Такая ошибка называется фактической. Она

Из книги автора

Психодиагностические таблицы один из вариантов графических форм универсального описания объекта психодиагностики, в котором связаны воедино все элементы диагностического процесса – от анализа запроса до выдачи рекомендаций. Такой принцип построения позволяет

Развитие психологической диагностики приводит к появлению особого исследовательского метода – диагностического. Какое место этот метод занимает в системе других методов психологии, в чем его специфика?

В связи с тем, что в психологической литературе зачастую встречаемся с разным содержанием, вкладываемым в понятия «метод» и «методика», сразу определим нашу позицию. Мы исходим из того, что известные методологические принципы психологии получают свою первичную конкретизацию в исследовательском методе.

Общепринято деление исследовательского метода на неэкспериментальный (описательный) и экспериментальный. Неэкспериментальный метод образует разные виды (методики) наблюдений, беседы, изучения продуктов деятельности. Экспериментальный метод основывается на направленном создании условий, обеспечивающих выделение изучаемого фактора (переменной) и регистрацию изменений, связанных с его действием, а также допускает возможность активного вмешательства исследователя в деятельность испытуемого. На основе этого метода строятся многочисленные и традиционные для психологии методики лабораторного и естественного эксперимента, а также особая их разновидность – формирующий эксперимент.

Диагностические методики (тесты) иногда рассматриваются в рамках экспериментального метода (Б. Г. Ананьев, 1976 и др.). Мы считаем, что должен быть выделен психодиагностический метод, имеющий вполне определенные особенности и обобщающий множество конкретных методик.

Основной особенностью психодиагностического метода является его измерительно-испытательная, оценочная направленность, за счет которой достигается количественная (и качественная) квалификация изучаемого явления. Это становится возможным путем следования определенным требованиям, характерным для психодиагностического метода .

Одно из важнейших требований – стандартизация инструмента измерения, в основе которой лежит понятие нормы, поскольку индивидуальная оценка, например успешности выполнения задания, может быть получена путем сопоставления с результатами других испытуемых. Не менее важно и то, что любая диагностическая методика (тест) должна соответствовать требованиям надежности и валидности. Понятия нормы, валидности и надежности – те «три кита», на которых покоится разработка и применение диагностических методик. Жесткие требования предъявляются и к процедуре исследования (точное соблюдение инструкции, строго определенные способы представления стимульного материала, ограничения во времени и недопустимость вмешательства экспериментатора и т. д.) . Добавим к этому, что анализ психодиагностического метода позволяет выделить специфические мотивы, определяющие активность субъекта, особую стратегию его поведения, особенности ситуации – как социальной (взаимодействие психолога и обследуемого), так и стимульной (например, с разной степенью структурированности).

Характеризуя диагностический метод, недостаточно ограничиться указанием на его измерительно-испытательную направленность. В противном случае приоритет объяснения отдается экспериментальному методу. В действительности диагностическое исследование в своем законченном виде должно включать элементы объяснения, раскрытия причин, наконец выработку соответствующих рекомендаций (подробнее об этом см. ниже).

Психодиагностический метод конкретизируется в трех основных диагностических подходах, которые практически исчерпывают множество известных методик (тестов). Эти подходы могут быть условно обозначены как объективный, субъективный и проективный.

Суммировать сказанное мы можем в виде иерархической лестницы системы средств познания в психологии (рис. 2.1).

Как видно из рисунка, на вершине находятся принципы психологического исследования. Ниже располагаются исследовательские методы: неэкспериментальный (описательный), экспериментальный и психодиагностический. На еще более низком уровне размещаются соответствующие каждому из названных методов подходы. В нижней части рисунка располагаются конкретные методики, образуемые в рамках тех или иных подходов. На диагностических подходах необходимо остановиться подробнее.

Объективный подход – диагностика осуществляется на основе успешности (результативности) и/или способа (особенностей) выполнения деятельности.

Субъективный подход – диагностика осуществляется на основе сведений, сообщаемых о себе, самоописания (самооценивания) особенностей личности, состояния, поведения в тех или иных ситуациях.

Проективный подход – диагностика осуществляется на основе анализа особенностей взаимодействия с внешне нейтральным, как бы безличным материалом, становящимся в силу его известной неопределенности (слабоструктурности) объектом проекции.


Для читателей, которые привыкли противопоставлять объективное и субъективное, сразу укажем на то, что в данном контексте субъективность не означает ложности, а объективность – истинности. Дальнейшее рассмотрение тех тестов или методик, которые соотносятся с обозначенными подходами, легко позволяет убедиться в справедливости этого положения.

Объективный подход к диагностике проявлений человеческой индивидуальности образует в основном два типа методик, разделение которых стало традиционным. Это методики для диагностики собственно личностных особенностей и тесты интеллекта. Первые направлены на «измерение» неинтеллектуальных особенностей личности, вторые – на установление уровня ее интеллектуального развития.

Разумеется, такое «обособление» сферы личностных (характерологических) проявлений и сферы интеллекта имеет ограниченный, но тем не менее важный для психодиагностики смысл. С. Л. Рубинштейн в свое время очень точно указал на то, что психические свойства человека образуют две основные группы: характерологические свойства и способности. Первая группа свойств связана с побудительной (мотивационной) регуляцией поведения, а вторая обеспечивает организацию и исполнение. Сохранение за личностными проявлениями, с одной стороны, и интеллектом – с другой, относительной самостоятельности позволяет более глубоко проникнуть в сущность этих психических образований. Наконец, известно, что акцентирование их функционального своеобразия способствовало разработке диагностических методик, практическая ценность которых неоспорима.

Диагностика уровня интеллектуального развития представлена многочисленными тестами интеллекта (тесты общих способностей). Личностные методики, выделяемые в границах объективного подхода, можно условно подразделить на тесты действия («целевые личностные тесты») и ситуационные тесты. Наиболее распространенные целевые личностные тесты – это разнообразные перцептивные тесты, например обнаружения замаскированных фигур. В ситуационных тестах испытуемый помещается в ситуацию, подобную/схожую с той, какая может возникнуть в жизни. Наконец, в объективном подходе образуются еще две значительные группы тестов: тесты специальных способностей, предназначенные для измерения уровня развития отдельных сторон интеллекта и психомоторных функций, обеспечивающих эффективность в конкретных, достаточно узких областях деятельности, и тесты достижений , которые выявляют степень владения определенными знаниями, умениями, навыками.

Субъективный подход представлен многочисленными опросниками. Эти распространенные диагностические инструменты в самом общем виде могут быть подразделены на личностные опросники, опросники состояния и настроения, а также опросники мнений и опросники-анкеты. Три последние группы опросников предназначены для получения об обследуемом информации, не имеющей, как правило, непосредственного отношения к тем или иным его личностным особенностям, правда, опросники мнений, которые обычны в социологических, социально-психологических исследованиях и конструируются под многообразные конкретные задачи, могут в известной мере отражать и личностные особенности респондентов.

Опросники-анкеты широко используются в клинической психодиагностике в виде опросников симптомов. Также к опросникам-анкетам могут быть отнесены биографические опросники.

Для методик, созданных в рамках проективного подхода, предлагались различные классификации (подробнее см. гл. 6). Наиболее простым и достаточно удобным является их деление на: моторно-экспрессивные, перцептивно-структурные и апперцептивно-динамические (С. Розенцвейг, 1964).

Описанные выше диагностические подходы выполняют не только классификационную функцию. Эти подходы представлены как бы в виде шкалы «податливости к измеримости» тех индивидуально-психологических особенностей, на раскрытие которых они направлены (последовательно ограничиваются возможности приложения основных психометрических требований, предъявляемых к образованным этими подходами методикам), шкалы, соответствующей в то же время степени структурированности используемого стимульного материала. Сказанное наиболее очевидно при сравнении, например, тестов интеллекта и проективных методик. Для психометрической оценки валидности и надежности последних и сегодня отсутствует адекватный математико-статистический аппарат.

Обсуждаемая нами система «метод-подход-методика» применительно к диагностическому методу представлена на рис. 2.2.



Внутри каждого из подходов могут быть выделены группы однородных, близких друг к другу методик. Конечно, предложенная классификация не единственно возможная и, как любая другая, имеет определенные недостатки. Понятно, что некоторые конкретные психодиагностические методики трудно отнести к одному из трех выделенных подходов, они будут занимать как бы промежуточное положение. Между различными диагностическими подходами нет и не может быть «непроходимых» границ. Цель нашей классификации не пополнение списка уже существующих, а желание найти простую и логически обоснованную схему изложения тех проблем психологической диагностики, которые представляются нам наиболее важными, актуальными на данном этапе развития психологического знания.

МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ

Психодиагностика – этообласть психологическойнауки , в рамках которой разрабатываются способы, методы, приемыраспознавания индивидуально-типологических особенностей личности.

Структура психодиагностики:

I блок – общая теория психологического измерения

II блок – частные теории и концепции, а также методики на их основе

Тест личности Айзенка – 2 фактора

16-ти факторный опросник Кэтелла – 16 факторов

III блок – вне тестовая диагностика.

Методы психодиагностики:

- беседа

- наблюдение (структурировано, фиксируется)

- эксперимент (лабораторный, естественный)

- тестирование (отличается своей измерительно-испытательной направленностью. Результат – количественная оценка измеряемого явления)

- опрос, анкетирование

- педагогическая документация на ребенка – что, сколько посещал, трудности работы, продукты деятельности

- медицинская документация – анамнез, история развития, болезни

- сбор психологического анамнеза – информация о семье, окружение. Метод исследования личности – А.Е. Личко

- психобиографический анамнез – сбор информации о ситуации развития

Тестирование

Основные требования к психодиагностическому инструментарию:

1) Стандартизация – инструкция, стимульный материал, процедура, результаты, норма

2) Валидность – соответствие уровню развития ребенка, предмету исследования, возрасту.

Анна Анастази «Психологическое тестирование»: Валидность теста – характеристика того, что именно тест измеряет и насколько хорошо он это делает.

3) Надежность – точность и достоверность измерений. Чем более надежна, тем меньше ее результаты зависят от влияния посторонних факторов.

Типы валидности:

1) Дифференциально-диагностическая – характеристика того, насколько результаты теста позволяют отдифференцировать испытуемых по изучаемому показателю (к примеру, норма от патологии)

2) Текущая – насколько результаты теста отражают актуальный уровень развития ребенка

3) Прогностическая – от слова прогноз. Характеристика того, насколько по результатам теста можно определить будущее развития ребенка (ЗБР – зона ближайшего развития)

4) Критериальная – от слова критерий – когда результаты теста соответствуют внешнему критерию.

Основные психодиагностические подходы

3 способа получить информацию:

Объективный подход

Субъективный подход

Проективный подход

Объективный – диагностика основана на оценке результатов деятельности испытуемого и способов этой деятельности (все тесты интеллекта и познавательной деятельности)

Субъективный – диагностика основана на самооценках испытуемого, особенности своей личности (характера, ценностных ориентаций итд) – опросники личности и шкальные методики

Проективный – диагностика основана на механизме проекции личности на слабо структурированный неоднозначный стимульный материал (все проективные методики). Методики Рошиха (чернильные кляксы)

Рисуночные тесты – импрессивные – рисунок уже готов. Его остается только интерпретировать. Тест Розен-Цвейка (на толерантность к фрустрации)

Экспрессивные – ребенок рисует – кактус, дом-дерево-человек, несуществующее животное итд

Незаконченное предложение – проблемные зоны в системе личности человека.

Проективный подход очень популярен, но сложности в том, что субъективизм профессионала при обработке результатов.

Наиболее выигрышная диагностика та, в которой используются все подходы.

Основные этапы психологического обследования ребенка (индивидуального)

I. Подготовительный

II. Основной

III. Заключительный

Подготовительный этап – выслушивание жалоб родителей (педагогов) и запросов к психологу. Запрос записывается письменно. Знакомство со всей документацией. Изучение работ, деятельности. Беседа с ребенком, наблюдение за его поведением и реакциями. Примерное представление, что за ребенок и какая может быть проблема. Познавательная среда, эмоционально-волевая сфера итд.

Получить внутреннее согласие ребенка на работу с психологом. Положительная мотивация к обследованию.

Основной этап – осуществление намеченного плана. Начало обследования. Проблему раскрываем, корректируем первоначальный план.

Заключительный этап – 1) первичная обработка результата (подсчет сырых баллов)

2) перевод первичных оценок в стандартные – для сопоставления разных методик между собой

3) Сравнительный анализ этих оценок с нормативами, которые даны.

4) анализ и интерпретация полученных результатов

5) оформление заключения

Схема заключения:

должно быть адресным. Психолого-педагогическая рекомендация.

3 основные части.

1 часть – во время беседы….

Беседа и наблюдение. Как он вступал в контакт, легко (нехотя итд) относился к обследованию итд, насколько добросовестно выполняя задание, реакция на успех и неуспех, сформированность самоконтроля, активность в решении задач, беспокойство, усидчивость/неусидчивость, истощаемость, понимание инструкции, как, с какого раза.

Фиксируется все, что может помочь в диагностике.

2 часть – описание всех результатов исследования

2 основных правила: (1) – Описание и анализ результата предметно.

Данные анализируются по предмету исследования, а не по методикам.

Предмет – не эмоционально-волевая сфера, а понимание эмоций, тревожность итд

(2) – Надо анализировать не только слабые стороны развития ребенка, но и сильные его стороны с целью выявления механизмов компенсации.

Интерпретация – психологическое описание полученных результатов.

3 часть – обобщение полученных данных

Что выступает на первый план, на второй.

Резюме. Психолог не ставит диагноз! Он ставит только психологический диагноз, т.е. никаких нозологий типаF84 или др. он не ставит.

Л.С. Выготский писал, что конечным результатом деятельности психолога-диагноста является установление психологического диагноза, содержание которого связано с определением индивидуально-типологических особенностей личности.

Психологический диагноз сопряжен с психологическим прогнозом.

Понятие психологического диагноза и психологического прогноза по Л.С. Выготскому:

3 условия психологического диагноза:

1) симптоматический – выявление какого-либо нарушения, недоразвития

2) этиологический – выявление причины, происхождения нарушения

3) типологический – выявление, умение психолога вписать выявленные нарушения в динамическую картину личности.

Личность видится более целостно. Но необходимо учитывать фактор развития ребенка 

Психологический прогноз – умение психолога на основе знаний о прошлом и настоящем развитии ребенка настолько понять логику этого развития, чтобы спрогнозировать его будущее развитие.

Кроме IQ, даваемого психологом, есть структура интеллекта – график по разным показателям.

УО – отставание по всем показателям. ЗПР – показатели неравномерные, отставание по. одним, норма по другим

Понятие функционального диагноза

(медицинского, но расширенного)

Возникло в реабилитационной медицине. Основной девиз реабилитационной медицины – апелляция к личности больного человека.

Ф.Д. = мед.часть (у/о, от психологаIQи структура интеллекта)+ психол.часть (особенности личности)+ социал.часть (работа социального педагога: условия, семья итд. Социально-демографический паспорт на ребенка)

Психол.часть и социал.часть составляют психологический анамнез.

Диагностический обучающий эксперимент как метод псих-пед диагностики (ДОЭ)

Обучение, обученность, обучаемость. Что из этого педагогическое, а что психологическое понятие?

Обучение – процесс передачи знаний, навыков, умений от одного к другому.Педагогическая технология, эффективность оценивают педагоги.

Обученность – степень усвоения знаний, умений, навыков в процессе обучения.Педагогический инструмент диагностики обученности – контрольные, тесты, ответы у доски, с места и т.д.

Обучаемость – способность ребенка к усвоению знаний.

Психологическая технология. Определяет психолог, каков потенциал ребенка. Раскрывает структуру, способности, что ниже, выше или в норме. Конкретизирует, в чем именно способен ребенок.

ДОЭ является популярным методом психодиагностики, направленным на исследование потенциальных возможностей ребенка к обучению, в специально организованных условиях под воздействием взрослого. ДОЭ предназначен для качественной и количественной оценки показателя обучаемости ребенка.

Обучаемость ребенка имеет 3 основных составляющих:

1) активность в решении интеллектуальных задач – интерес к познаниям

2) восприимчивость к помощи взрослого

3) сформированность логического переноса усвоенного способа решения задач на новые, аналогичные.

Методики, разработанные в варианте ДОЭ, отличаются высокой прогностической валидностью, а так же дифференциально-диагностической валидностью.

Этот ДОЭ разработан на основе концепций Л.С. Выготского по зоне ближайшего развития и о соотношении обучения и развития.

Обучение влечет за собой развитие, поэтому обучение направлено на зону ближайшего развития – ЗБР.

Примером методики, разработанной для ДОЭ, является методика А.Я. Ивановой под названием«Классификация геометрических фигур».

Цель: выявление уровня умственного развития ребенка 6-9 лет, показателя его обучаемости.

Стимульный материал: 2 набора карточек по 24 карточки в каждом с изображением геометрических фигур разной формы, цвета и величины.

1 набор – 4 формы (круг, квадрат, ромб, треугольник) – 3 цвета (красный, желтый, синий) – 2 размера (большой, маленький)

2 набор – 3 формы (круг, квадрат и пятиугольник) – 4 цвета (красный, желтый, синий и зеленый) – 2 размера (большой, маленький)

К первому набору прилагается таблица с изображением всех фигур этого набора.

ДОЭ состоит из 2х частей:

1) обучающая – оказывается три вида помощи:

Стимулирующая

Организующая

2) аналогичная заданию – стимулирующая помощь. при необходимости организующая.

Обучающая помощь только в первой части. Строго дозирована. Каждая доза помощи – урок-подсказка (ном.1, ном.2, ном.3 итд)

Вторая часть – дается похожее задание. Смотрится как усвоен первый этап эксперимента, перенос усвоенных способов решения задач на самостоятельную деятельность.

На основании проведенной методики можно вычислить показатель обучаемости – ПО.

ПО = ОР + ВП + ЛП

ОР = ориентировочная реакция. пассивная = 0 баллов, активная = 1 балл.

ВП = восприимчивость к помощи. ПИ – проявление инертности. за каждое по 1 баллу. КУ – количество уроков.

ЛП – логический перенос – ППСЛФ = 0 баллов. Полный перенос словесно-логической формы – назвал и показал 3 формы.

ЧПСЛФ = частичный перенос словесно-логической формы = назвал и показал 2 формы = 1 балл

ППНДФ = полный перенос наглядно-действенной формы. не сказал, сделал 2 формы = 2 балла

ЧПНДФ = частичный перенос наглядно-действенной формы. не сказал, показал 2 формы = 3б.

ОЛП = отсутствие логического переноса = 4 балла.

Нормативы:

ПО норма – 0-5 баллов

ПО ЗПР – 5-9 баллов

ПО УО – 9-18 баллов

Выявляет группу риска. Хороша для подготовки к школе.

(Книга: Рубинштейн С.Я. Москва. «Экспериментальные методики патопсихологии», 2011 год.

1 том – описание, 2 том – стимульный материал)

Тесты интеллекта и познавательной деятельности

Очень популярны, направлены на оценку общих способностей к познанию окружающего мира. Результат –IQ(количественная оценка) и уровень сформированности отдельных познавательных процессов (структура интеллекта).

2 теории:

КТЛ (культура свободного интеллекта) – интеллект обусловлен социальными условиями ребенка.

Интеллект – наследственный фактор.

Первый измерил умственные способности – Гальтон (труд – Измерения умственных способностей человека)

1905г – появилась шкалаБине-Симона . Позволяла дифференцировать норму от патологии.

Список заданий на 5-10 лет. Дают ребенку 6ти лет тест на 6 лет. Отвечает правильно – IQнорма. Не отвечает – дают тест на 5 лет и т.д.

Модификация шкалы - 1908-1911годы – они сами. Не только норму от патологии, но и диапазон нормы. Их заслуга в том, что они нашли способ диагностировать интеллект в диапазоне нормы и ввели понятие «умственный возраст».

1927г – Л.С. Выготский написал статью с критикой шкалы Бине-Симона, но подчеркивал ее огромное психодиагностическое значение.

1909г – Россия – разработка Рассолимо – предложил тест с дифференциацией УО от нормы, доказал что неуспевающие дети – не всегда УО.

Не только IQ, но и нарисовал структуру интеллекта.

Составляющие умственного развития ребенка:

1) психический тонус

3) мышление

Составил 7 типов умственного развития. Каждый параметр подробно – «Психологический профиль»

Тест Равена – «Прогрессивные матрицы» - 1936г

Внимание, мышление на невербальном уровне.

Надежный, валидный, на исследование невербального интеллекта.

Взрослый вариант – от 11 лет – черно-белый. Детский – 5-11 лет – цветной.

Черно-белый вариант – 60 матриц. 5 серий. 12 заданий.

1, А – наиболее легкие сложность и серия

12, Е – наиболее сложные.

Детский – 36 матриц, 3 серии. А, А/В, В. А/В – промежуточная серия.

Результат – уровень интеллекта в %.

Структуру интеллекта нарисовать нельзя.

На детях, подростках используется процедура как тест результативности.

Преимущества и ограничения теста Равена:

Поскольку тест невербальный, его можно проводить с детьми неслышащими, с нарушенияим речи, с детьми-мигрантами.

Нельзя измерить вербальный интеллект.

Тест Амтхауэра – 1953г

Русло проблем профотбора и профориентации. Для подросткового и взрослого возраста (от 11 лет).

176 заданий – 90 минут. Результат группируется в 9 субтестов. На основании результата рисунок структуры интеллекта.

«Структура интеллекта»

Несколько аналогичных версий. Можно отслеживать динамику развития ребенка. Можно получить IQ. Тест работающий, диагностический, эффективный.

Тест Векслера

Основные принципы диагностики отклонения ПР ребенка на ПМПК

ПМПК – психолого-медико-педагогическая К-комиссия, К-консультация, К-консилиум (школьный). ПР – психическое развитие

Консилиум :

Определить программу помощи ребенку

1 месяц реализовывать – снова консилиум

Отправить на комиссию смотреть динамику

Консультация :

Расширить функции комиссии

До организации комиссии помощь родителям и ребенку

Работают как центры психологической помощи детям

У себя организуют коррекционно-развивающие группы

Связь с родильными домами для статистики и сведений в РОНО и т.д., сколько и с какими патологиями родилось детей.

ПМПКомиссия

1 принцип – комплексного подхода к обследованию ребенка на ПМПКребенка смотрят разные специалисты и психологическое исследование является неотъемлемой частью клинико-нейропсихологического и социально-педагогического обследования ребенка. Знакомство с медицинской документацией. Только психолог даетIQ.

2 принцип – возрастной валидности подбираемых методик.

Розанова Т.В. – 9 возрастных этапов.

3 принцип – динамического подхода к исследованию ребенка. Любое исследование ребенка должно организовываться с учетом фактора развития ребенка. Т.е. оценивается не только актуальный уровень ребенка, но и зона ближайшего развития (ЗБР).

Чтобы реализовать этот принцип на практике, психолог опирается на: - сверху вниз (задание на возраст, полегче, 6летний, еще легче, еще легче, 5 летний…….)

Снизу вверх (задание легкое – справился – сложнее – справился – сложнее……)

4 принцип – психолог проводит всестороннее и целостное обследование

5 принцип – взаимодействие, деятельностный подход.

Соблюдение условий проведения психологического исследования.

1.5. Этика психодиагностического обследования

Этические принципы работы психодиагноста

ЭТИЧЕСКИЕ НОРМЫ ПСИХОДИАГНОСТИКИ - комплекс норм и принципов, регламентирующих деятельность психолога-диагноста с целью обеспечения интересов обследуемого.

Основные этические проблемы психодиагностики :

Уровень квалификации людей, применяющих диагностические методики.
Распространение диагностических методик.
Обеспечение тайны результатов обследования.
Сообщение результатов обследования.

Этические принципы работа психодиагноста

Принцип благополучия обследуемого человека
Принцип ответственности
Принцип компетентности
Принцип безоценочности
Принцип конфиденциальности

Диагностические методики, тесты могут быть доверены только специалистам, имеющим необходимый опыт работы. Входящий в Кодекс этики принцип компетентности гласит, что психологи предоставляют только те услуги и используют только те методики, которые соответствуют их квалификации, обеспечиваемой образованием, специальной подготовкой или опытом.

Все тесты должны отвечать требованиям, которые описаны в «Стандартах для психологических и образовательных тестов», а деятельность психолога регулируется «Этическими стандартами и кодексом поведения». Каждый пользователь теста должен располагать сведениями о валидности и надежности используемого теста, ограничениях, связанных с его применением. Необходимо уделять большое внимание отбору тестов, интерпретации полученных результатов. Любой из используемых диагностических инструментов должен отвечать целям исследования. Профессиональные психологические инструменты должны быть недоступны для каждого, желающего их использовать. Право на приобретение тестов должно предоставляться лицам, соответствующим определенному квалификационному минимуму.

Тесты, которые должны быть закрытыми вследствие их применения при отборе и расстановке кадров или при принятии диагностических решений, по понятным причинам не могут публиковаться в средствах массовой информации ни целиком, ни частично. Предание гласности даже каких-либо отдельных заданий теста может сделать невалидным последующее применение теста к другим людям. Публикация тестов в широкой печати может привести к формированию психологически вредящих самооценок у некоторых читателей, когда результаты самопроверки противоречат сложившимся представлениям о себе. Еще одним непрофессиональным (за редким исключением) использованием психологических тестов является тестирование по почте.

Компьютерное тестирование никогда не может проводиться непосредственно испытуемым, без участия психолога. Неквалифицированное применение таких методик способствует появлению у пользователя ошибочных, искаженных представлений о себе, своих возможностях, нередко оказывает психотравмирующее воздействие. Большое значение придается конфиденциальности результатов тестирования.

Ни один из психологов не может быть компетентен в использовании всех тестов, а поэтому нельзя пренебрегать предварительной подготовкой. Использование некоторых тестов предполагает специальные знания, а следовательно, обучение. Кодекс этики призывает психологов признавать границы своей компетентности и
ограниченность своего профессионального опыта.

Психодиагностическим исследованиям должен быть чужд дух «наклеивания ярлыков», предвзятого отношения к обследуемому.

Никто не должен подвергаться какому бы то ни было тестированию под выдуманным предлогом. Обязанность тестирующего — довести до сознания тестируемых будущее использование результатов теста. Тестируемого следует уведомить о цели тестирования, типе собираемых данных и о том, как будут использованы тестовые показатели. Всякое исследование поведения, независимо от того, используются ли в нем тесты, или другие обсервационные методы, заключает в себе возможность вторжения в личную жизнь. Защита неприкосновенности личной жизни связана с двумя ключевыми понятиями: релевантности и осведомленного согласия. Запрашиваемые у индивидуума сведения должны быть релевантны заявленным целям тестирования. Должны быть использованы все реальные возможности, чтобы установить валидность тестов в отношении той диагностической или прогностической цели, ради которой они используются.

При сообщении любой связанной с проведением тестов информации желательно учитывать типичные особенности ее получателя. Это относится не только к общеобразовательному уровню человека и его познаниям в области психологии и тестирования, но и к его ожидаемой эмоциональной реакции на такую информацию. Стандарты тестирования подчеркивают обязанность тех специалистов, которые применяют тесты в клинической практике и консультировании, давать тестируемым целесообразные и понятные объяснения результатов теста и вытекающие из них рекомендации. Когда кому-то сообщают его тестовые результаты, нужно не только обеспечить их интерпретацию достаточно квалифицированными людьми, но и предоставить возможность получить консультацию специалиста каждому, кого такая информация эмоционально обеспокоит.

Сообщение результатов тестирования должно рассматриваться как неотъемлемая часть сложного процесса консультирования и, соответственно, входить составным элементом в полное отношение «консультант-клиент». Насколько это возможно, консультанты должны привлекать своих клиентов к интерпретации результатов теста в свете поднимаемых ими конкретных вопросов. Важным моментом в консультировании является принятие клиентом
предоставляемой ему информации. Принятие правильно интерпретированных данных теста может иметь терапевтическое значение для клиента, — причем и как сам факт принятия, и как информационное сообщение, — особенно в контексте когнитивно-ориентированной терапии.

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ТАЙНА - информация, которая должна быть известна только узкому кругу специалистов, в противном случае определенные профессиональные методы, в частности психодиагностические методики, утрачивают свою силу и эффективность.

КОНФИДЕНЦИАЛЬНОСТЬ - одна из этических норм работы психодиагноста, обязательство неразглашения информации, полученной от испытуемого, или ограничение ее распространения кругом лиц, о котором испытуемый был заранее осведомлен.

1.6. Методы психодиагностики

Основные подходы в рамках психодиагностического метода

Различные подходы к классификации методов психодиагностики


Исследовательские методы в психологии (Бурлачук, 2008) :
-неэкспериментальный (описательный)
-экспериментальный
-психодиагностический

Психодиагностический метод конкретизируется в трех основных диагностических подходах, которые практически исчерпывают множество известных методик (тестов). Эти подходы могут быть условно обозначены как «объективный», «субъективный» и «проективный».

Объективный подход — диагностика осуществляется на основе успешности (результативности) и/или способа (особенностей) выполнения деятельности.
Объективный подход образует в основном два типа методик: для диагностики собственно личностных особенностей и тесты интеллекта . Первые направлены на «измерение» неинтеллектуальных особенностей личности, вторые — на установление уровня ее интеллектуального развития. Личностные методики в рамках объективного подхода, можно условно подразделить на «тесты действия» («целевые личностные тесты») и «ситуационные тесты».
В объективном подходе образуются еще две значительные группы тестов: тесты специальных способностей , предназначенные для измерения уровня развития отдельных сторон интеллекта и психомоторных функций, обеспечивающих эффективность в конкретных, достаточно узких областях деятельности, и тесты достижений , которые выявляют степень владения определенными знаниями, умениями, навыками.

Субъективный подход — диагностика осуществляется на основе сведений, сообщаемых о себе, самоописания (самооценивания) особенностей личности, состояния, поведения в тех или иных ситуациях.
Субъективный подход представлен многочисленными опросниками. Эти распространенные диагностические инструменты в самом общем виде могут быть подразделены на личностные опросники , опросники состояния и настроения , а также опросники мнений и опросники-анкеты .

Проективный подход — диагностика осуществляется на основе анализа особенностей взаимодействия с внешне нейтральным, как бы безличным материалом, становящимся в силу его известной неопределенности (слабоструктурности) объектом проекции.
(Моторно-экспрессивные методики, перцептивно-структурные методики и апперцептивно-динамические методики)

Классификация психодиагностических методик по качеству (К.М.Гуревич, Е.М.Борисова, 1997)


-Малоформализованные (опрос, наблюдение, анализ продуктов деятельности)
-Формализованные (тесты, опросники, проективная техника, психофизиологические методики)

Классификации психодиагностических методов В.К.Гайды, В.П.Захарова,1982


По качеству:
-стандартизованные
-нестандартизованные

По материалу, которым оперирует испытуемый:
-бланковые
-предметные
-аппаратурные

По форме ответа:
-устные
-письменные

По степени однородности задач:
-гомогенные
-гетерогенные

По характеру ответов на задачи:
-тесты с предписанными ответами
-тесты со свободными ответами

По характеру умственных действий:
-вербальные
-невербальные

По назначению:
-общедиагностические
-тесты профессиональной пригодности
-тесты специальных способностей
-тесты достижений

По количеству обследуемых:
-индивидуальные
-групповые

По ведущей ориентации:
-тесты на скорость
-тесты мощности
-смешанные тесты

По комплексности:
-изолированные тесты
-тестовые наборы (батареи)

По области охвата психического:
-тесты личности
-интеллектуальные тесты

Классификация методов психодиагностики Й.Шванцара, 1978 (первая классификация)


По используемому материалу:
-вербальные
-невербальные
-манипулятивные
-"бумаги и карандаша"

По количеству получаемых показателей:
-простые
-комплексные

По психической активности испытуемых:
-интроспективные
-экстроспективные
-проективные
-исполнительные

Тесты с правильным решением и тесты с возможностью различных ответов

Классификация пиходиагностических методик по основному методическому принципу


Объективные тесты

Стандартизированные самоотчеты :
Тесты-опросники
Открытые опросники
Шкальные техники и методики классификации
Индивидуально-ориентированные техники типа ролевых репертуарных решеток

Проективные техники

Диалогические (интерактивные) техники (беседа, интервью, диагностические игры.

Характеристика малоформализованных методов психодиагностики

МАЛОФОРМАЛИЗОВАННЫЕ МЕТОДИКИ - методики, не имеющие строго определенных правил использования. Они в большей степени основаны на профессиональном опыте, психологической интуиции самого психодиагноста.

К малоформализованным методикам следует отнести такие приемы, как наблюдения, опросы, анализ продуктов деятельности. Эти способы дают очень ценные сведения об испытуемом, особенно когда предметом изучения выступают такие психические явления, которые плохо поддаются объективизации (например, субъективные переживания, личностные смыслы) или являются чрезвычайно изменчивыми (динамика целей, состояний, настроений и т.д.). Малоформализованные методики очень трудоемки (например, наблюдения за обследуемым осуществляются иногда в течение нескольких месяцев) и в большей степени основаны на профессиональном опыте, психологической интуиции самого психодиагноста.

1. Метод наблюдения - преднамеренное и целенаправленное восприятие, обусловленное задачей исследования.

НАУЧНОЕ НАБЛЮДЕНИЕ - наблюдение, осуществляемое на основе продуманного плана, тщательной предварительной подготовки. Оно предпринимается со строго определенной целью, которая и определяет и время наблюдения, и отбор нужных фактов. Характеризуется постановкой проблемы, выбором ситуаций для наблюдения, определением психологических качеств или особенностей поведения, которые должны стать объектом наблюдения, разработанной системой фиксации и записи результатов.

М.Я Басов разработал методику психологических наблюдений. Основные принципы:
1) максимально возможная фиксация объективных внешних проявлений
2) наблюдение непрерывного процесса, а не отдельных его моментов
3) избирательность записи. Регистрируются только те проявления, которые существенны для конкретной задачи исследователя.

К основным формам протоколирования наблюдений можно отнести следующие: признаковые или знаковые системы, системы категорий и шкалы рейтинга (оценок). Чтобы избежать субъективизма, используют шкалы рейтинга. Они требуют фиксации не наличия признака, а степени его выраженности

2. Опрос. Это метод сбора первичных данных на основе вербальной коммуникации. Методы опроса имеют некоторые различия по форме и характеру их организации Так, они могут проводиться устно или письменно, индивидуально или в группе, один раз или многократно. Вопросы могут формулироваться в прямой форме (ответ следует понимать в том же смысле, как его понимает опрашиваемый) и косвенной (ответ предполагает расшифровку в ином, скрытом от отвечающего смысле) Они могут иметь открытый или закрытый характер.

Одним из наиболее распространенных видов опроса является интервью.

Интервью - это проводимая по определенному плану беседа, предполагающая прямой контакт интервьюера с респондентом. По форме оно бывает свободное (беседа без строгой детализации вопросов, но по общей программе стройная стратегия в общих чертах, а тактика свободная), стандартизированное (осуществлена детальная разработка всей процедуры, включая общий план беседы, последовательность вопросов, варианты возможных ответов: стойкие стратегия и тактика); частично стандартизированное (стойкая стратегия, а тактика более свободная)

В зависимости от целевого назначения интервью разделяют на диагностические и клинические. Диагностическое интервью — это метод получения информации о свойствах личности, используемый на ранних этапах психотерапии. Оно может быть управляемым и неуправляемым ("исповедальным"). Клиническое интервью — это метод терапевтической беседы, помогающей человеку осознать свои внутренние затруднения, конфликты, скрытые мотивы поведения

3. Анализ продуктов деятельности (контент-анализ) - это количественно-качественный анализ документальных источников, позволяющий изучать продукты человеческой деятельности/ Под понятием "документальный источник" понимаются письма, автобиографии, дневники, фотографии, записи на кинопленке, произведения искусства, материалы средств массовой информации (газеты, журналы и т п.).

Для того чтобы при изучении документов можно было преодолеть субъективизм исследователя, выявить достоверную информацию и достаточно точно ее регистрировать, был разработан специальный метод, получивший название "контент-анализ" (буквально "анализ содержания"). Это более или менее формализованный метод анализа документов, когда на основе гипотезы исследователя в документальных материалах выделяются специальные единицы информации, а затем подсчитывается частота их употребления.

КОНТЕНТ-АНАЛИЗ — анализ содержания текстового документа или множества документов (в частности, протоколов проективных методик, диагностических интервью и т. п.) путем подсчета частоты появления определенных ключевых элементов или ко-дифицированных признаков (например, определенных понятий, суждений, образов и т. п.), регистрируемых в соответствии с задачами исследования. Принципы контент-анализа могут быть распространены на анализ материалов наблюдения и материалов графических проективных методик.

Основная процедура контент-анализа связана с переводом качественной информации на язык счета. С этой целью выделяются два типа единиц-смысловые, или качественные, единицы анализа и единицы счета, или количественные.

В контент-анализе от простого подсчета частот встречаемости тех или иных смысловых единиц постепенно перешли к более сложным статистическим приемам (корреляционной технике и факторному анализу).

Характеристика высокоформализованных методов психодиагностики

ФОРМАЛИЗОВАННЫЕ МЕТОДИКИ - это такие группы методик, в основе которых лежит соблюдение достаточно строгих и сформулированных в явной форме правил. Для них характерна определенная регламентация процедуры испытания (точное соблюдение инструкций, строго определенные способы предъявления стимульного материала, невмешательство исследователя в деятельность испытуемого и др.), стандартизация (установление единообразия проведения обработки и представления результатов диагностических экспериментов), надежность и валидность.

К формализованным методикам относятся тесты , опросники , проективная техника и психофизиологические методики . Эти методики позволяют собрать диагностическую информацию в относительно короткие сроки и в таком виде, который дает возможность количественно и качественно сравнивать индивида с другими людьми.

1. ТЕСТЫ — стандартизированные и обычно краткие и ограниченные во времени испытания, предназначенные для установления количественных и качественных индивидуально-психологических различий между людьми.

2. ОПРОСНИК — более или менее стандартизированная процедура по-лучения информации, заключающаяся в предъявлении испытуемому вопросов в письменном виде и основанная на определенном способе интерпретации его ответов.

Задания в опроснике представлены в виде вопросов и утверждений. Они предназначены для получения данных со слов обследуемого. Опросники могут быть подразделены на опросники личности и опросники-анкеты.

Личностные опросники можно рассматривать как стандартизированные самоотчеты, которые по форме бывают групповыми и индивидуальными, чаще всего письменными, бланковыми или компьютерными По характеру ответов на вопросы они делятся на вопросники с предписанными ответами (закрытые опросники) и со свободными ответами (открытые опросники). В закрытых опросниках заранее предусмотрены варианты ответов на поставленный вопрос Испытуемый должен выбрать один из них. Открытые опросники предусматривают свободные ответы без каких-либо особых ограничений, испытуемые дают ответ по своему усмотрению. Форма ответов в личностных опросниках может быть представлена также в виде шкалы измерений. По содержанию личностные опросники могут быть подразделены на опросники черт личности, опросники типологические, опросники мотивов, опросники интересов, опросники ценностей, опросники установок.

Опросники-анкеты служат для получения какой-либо информации о человеке, не имеющей непосредственного отношения к его психологическим особенностям (например, для получения данных об истории его жизни). Они предполагают жестко фиксированный порядок, содержание и форму вопросов, четкое указание формы ответов. Ответы могут даваться опрашиваемым наедине с самим собой (заочный опрос), либо в присутствии экспериментатора (прямой опрос). Анкетные опросы классифицируются прежде всего по содержанию и конструкции задаваемых вопросов. Различают анкеты с открытыми вопросами (опрашиваемый высказывается в свободной форме), анкеты с закрытыми вопросами (все варианты ответов заранее предусмотрены) и анкеты с полузакрытыми вопросами (отвечающий может выбрать ответ из числа приведенных или дать свой собственный).

3. ПРОЕКТИВНАЯ ТЕХНИКА — группа методик, предназначенных для диагностики личности. Для них характерен глобальный подход к оценке личности, а не выявление отдельных ее черт. Наиболее суще-ственным признаком является использование в них неопределенных стимулов, которые испытуемый должен сам дополнять, интерпрети-ровать, развивать и т. д. При этом происходит проекция (перенос) пси-хических свойств испытуемого на материал задания, что позволяет выявить его скрытые личностные особенности.

Цель проективных методик относительно замаскирована, что уменьшает возможность испытуемого давать такие ответы, которые позволяют произвести желательное о себе впечатление.

Эти методики носят в основном индивидуальный характер и в большей своей части бывают предметными или бланковыми.
Принято различать следующие группы проективных методик:
методики структурирования: формирование стимулов, придание им смысла;
методики конструирования: создание из оформленных деталей осмысленного целого;
методики интерпретации: истолкование какого-либо события, ситуации; методики дополнения: завершение предложения, рассказа, истории;
методики катарсиса: осуществление игровой деятельности в особо организованных условиях;
методики изучения экспрессии: рисование на свободную или заданную тему;
методики изучения импрессии: предпочтение одних стимулов (как наиболее желательных) другим.

4. ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ — особый класс психодиагностических методов, выявляющих природные особенности человека, обусловленные основными свойствами его нервной системы. Индивидуальные различия, обусловленные свойствами нервной системы, не предопределяют психического содержания. Они находят свое проявление в формально-динамических особенностях психики и поведения человека (в быстроте, темпе, выносливости, работоспособности, помехоустойчивости и др.)
Диагностируют природные особенности человека, обусловленные основными свойствами его нервной системы.
Эти методики имеют ясное теоретическое обоснование: психофизиологическую концепцию индивидуальных различий, свойств нервной системы и их проявлений. Индивидуальные различия, обусловленные свойствами нервной системы, не предопределяют содержания психического развития. Они находят свое проявление в формально-динамических особенностях психики и поведения человека (в быстроте, темпе, выносливости, работоспособности, помехоустойчивости и др.). Лишены оценочного подхода к индивиду. При определении диагностической значимости результатов, полученных с помощью психофизиологических методик, используются все те критерии, которые разработаны в рамках традиционной тестологии (стандартизация, надежность, валидность)

По своей форме большинство психофизиологических методик являются аппаратурными - используются электроэнцефалографы и иная специальная аппаратура Но в последние два десятилетия были разработаны методики типа "карандаш и бумага" (бланковые методики).

Развитие психологической диагностики приводит к появлению особого исследовательского метода - диагностического. Какое место этот метод занимает в системе других методов психологии, в чем его специфика?

В связи с тем, что в психологической литературе зачастую встречаемся с разным содержанием, вкладываемым в понятия «метод» и «методика», сразу определим нашу позицию. Мы исходим из того, что известные методологические принципы психологии получают свою первичную конкретизацию в исследовательском методе.

Общепринято деление исследовательского метода на неэкспериментальный (описательный) и экспериментальный. Неэкспериментальный метод образует разные виды (методики) наблюдений, беседы, изучения продуктов деятельности. Экспериментальный метод основывается на направленном создании условий, обеспечивающих выделение изучаемого фактора (переменной) и регистрацию изменений, связанных с его действием, а также допускает возможность активного вмешательства исследователя в деятельность испытуемого. На основе этого метода строятся многочисленные и традиционные для психологии методики лабораторного и естественного эксперимента, а также особая их разновидность - формирующий эксперимент.

Диагностические методики (тесты) иногда рассматриваются в рамках экспериментального метода (Б. Г. Ананьев, 1976 и др.). Мы считаем, что должен быть выделен психодиагностический метод, имеющий вполне определенные особенности и обобщающий множество конкретных методик.

Основной особенностью психодиагностического метода является его измерительно-испытательная, оценочная направленность, за счет которой достигается количественная (и качественная) квалификация изучаемого явления. Это становится возможным путем следования определенным требованиям, характерным для психодиагностического метода.

Одно из важнейших требований - стандартизация инструмента измерения, в основе которой лежит понятие нормы, поскольку индивидуальная оценка, например успешности выполнения задания, может быть получена путем сопоставления с результатами других испытуемых. Не менее важно и то, что любая диагностическая методика (тест) должна соответствовать требованиям надежности и валидности. Понятия нормы, валидности и надежности - те «три кита», на которых покоится разработка и применение диагностических методик. Жесткие требования предъявляются и к процедуре исследования (точное соблюдение инструкции, строго определенные способы представления стимульного материала, ограничения во времени и недопустимость вмешательства экспериментатора и т. д.). Добавим к этому, что анализ психодиагностического метода позволяет выделить специфические мотивы, определяющие активность субъекта, особую стратегию его поведения, особенности ситуации - как социальной (взаимодействие психолога и обследуемого), так и стимульной (например, с разной степенью структурированности).

Характеризуя диагностический метод, недостаточно ограничиться указанием на его измерительно-испытательную направленность. В противном случае приоритет объяснения отдается экспериментальному методу. В действительности диагностическое исследование в своем законченном виде должно включать элементы объяснения, раскрытия причин, наконец выработку соответствующих рекомендаций (подробнее об этом см. ниже).

Психодиагностический метод конкретизируется в трех основных диагностических подходах, которые практически исчерпывают множество известных методик (тестов). Эти подходы могут быть условно обозначены как «объективный», «субъективный» и «проективный».

Суммировать сказанное мы можем в виде иерархической лестницы системы средств познания в психологии.

Как видно из рисунка, на вершине находятся принципы психологического исследования. Ниже располагаются исследовательские методы: неэкспериментальный (описательный), экспериментальный и психодиагностический. На еще более низком уровне размещаются соответствующие каждому из названных методов подходы. В нижней части рисунка располагаются конкретные методики, образуемые в рамках тех или иных подходов. На диагностических подходах необходимо остановиться подробнее.

Рис. Иерархическая лестница средств познания в психологии

Объективный подход - диагностика осуществляется на основе успешности (результативности) и/или способа (особенностей) выполнения деятельности.

Субъективный подход - диагностика осуществляется на основе сведений, сообщаемых о себе, самоописания (самооценивания) особенностей личности, состояния, поведения в тех или иных ситуациях.

Проективный подход - диагностика осуществляется на основе анализа особенностей взаимодействия с внешне нейтральным, как бы безличным материалом, становящимся в силу его известной неопределенности (слабоструктурности) объектом проекции.

Для читателей, которые привыкли противопоставлять объективное и субъективное, сразу укажем на то, что в данном контексте субъективность не означает ложности, а объективность - истинности. Дальнейшее рассмотрение тех тестов или методик, которые соотносятся с обозначенными подходами, легко позволяет убедиться в справедливости этого положения.

Объективный подход к диагностике проявлений человеческой индивидуальности образует в основном два типа методик, разделение которых стало традиционным. Это методики для диагностики собственно личностных особенностей и тесты интеллекта. Первые направлены на «измерение» неинтеллектуальных особенностей личности, вторые - на установление уровня ее интеллектуального развития.

Разумеется, такое «обособление» сферы личностных (характерологических) проявлений и сферы интеллекта имеет ограниченный, но тем не менее важный для психодиагностики смысл. С. Л. Рубинштейн в свое время очень точно указал на то, что психические свойства человека образуют две основные группы: характерологические свойства и способности. Первая группа свойств связана с побудительной (мотивационной) регуляцией поведения, а вторая обеспечивает организацию и исполнение. Сохранение за личностными проявлениями, с одной стороны, и интеллектом - с другой, относительной самостоятельности позволяет более глубоко проникнуть в сущность этих психических образований. Наконец, известно, что акцентирование их функционального своеобразия способствовало разработке диагностических методик, практическая ценность которых неоспорима.

Диагностика уровня интеллектуального развития представлена многочисленными тестами интеллекта (тесты общих способностей). Личностные методики, выделяемые в границах объективного подхода, можно условно подразделить на «тесты действия» («целевые личностные тесты») и «ситуационные тесты». Наиболее распространенные целевые личностные тесты - это разнообразные перцептивные тесты, например обнаружения замаскированных фигур. В ситуационных тестах испытуемый помещается в ситуацию, подобную/схожую с той, какая может возникнуть в жизни. Наконец, в объективном подходе образуются еще две значительные группы тестов: тесты специальных способностей, предназначенные для измерения уровня развития отдельных сторон интеллекта и психомоторных функций, обеспечивающих эффективность в конкретных, достаточно узких областях деятельности, и тесты достижений, которые выявляют степень владения определенными знаниями, умениями, навыками.

Субъективный подход представлен многочисленными опросниками. Эти распространенные диагностические инструменты в самом общем виде могут быть подразделены на личностные опросники, опросники состояния и настроения, а также опросники мнений и опросники-анкеты. Три последние группы опросников предназначены для получения об обследуемом информации, не имеющей, как правило, непосредственного отношения к тем или иным его личностным особенностям, правда, опросники мнений, которые обычны в социологических, социально-психологических исследованиях и конструируются под многообразные конкретные задачи, могут в известной мере отражать и личностные особенности респондентов.

Для методик, созданных в рамках проективного подхода, предлагались различные классификации (подробнее см. гл. 6). Наиболее простым и достаточно удобным является их деление на: моторно-экспрессивные, перцептивно-структурные и апперцептивно-динамические (С. Розенцвейг, 1964).

Описанные выше диагностические подходы выполняют не только классификационную функцию. Эти подходы представлены как бы в виде шкалы «податливости к измеримости» тех индивидуально-психологических особенностей, на раскрытие которых они направлены (последовательно ограничиваются возможности приложения основных психометрических требований, предъявляемых к образо-. ванным этими подходами методикам), шкалы, соответствующей в то же время степени структурированности используемого стимульного материала. Сказанное наиболее очевидно при сравнении, например, тестов интеллекта и проективных методик. Для психометрической оценки валидности и надежности последних и сегодня отсутствует адекватный математико-статистический аппарат.

Обсуждаемая нами система «метод-подход-методика» применительно к диагностическому методу.

Внутри каждого из подходов могут быть выделены группы однородных, близких друг к другу методик. Конечно, предложенная классификация не единственно возможная и, как любая другая, имеет определенные недостатки. Понятно, что некоторые конкретные психодиагностические методики трудно отнести к одному из трех выделенных подходов, они будут занимать как бы промежуточное положение. Между различными диагностическими подходами нет и не может быть «непроходимых» границ. Цель нашей классификации не пополнение списка уже существующих, а желание найти простую и логически обоснованную схему изложения тех проблем психологической диагностики, которые представляются нам наиболее важными, актуальными на данном этапе развития психологического знания.



Рис. Система «Психодиагностический метод-подход-методика (группы методик)»