По литературе

Темы беседы по речевому развитию. Конспект нод для детей старшей группы по развитию речи "беседа о вежливых словах и вежливых поступках". Особенности проведения беседы – разговор на экскурсии с детьми и в ходе наблюдений

Контрольная работа

«Беседа как средство развития связной речи детей дошкольного возраста»

Выполнила: Майба Ю.Р

студентка 4 курса

Глава I . Теоретическая часть.

1.1. Анализ исследований учёных А.П. Усоввой, Е. А. Флериной, Е. И. Радиной, Э. П. Крыловой, Н. М. Крыловой по проблеме содержания бесед с дошкольниками............................................................................................................3

1.2. Характеристика структурных подразделений...................................................6

1.3. Классификация бесед по разлчным признакам.................................................8

1.4. Методика проведения бесед в разных возрастных группах...........................11

Глава II . Практическая часть.

2.1. Разработка конспекта беседы сопровождающей приобретение нового опыта подготовительной группы.........................................................................................................15

Литература ................................................................................................................18

Теоретическая часть

Анализ исследований учёных А.П. Усовой, Е. А. Флериной, Е. И. Радиной, Э. П. Крыловой, Н. М. Крыловой по проблеме содержания бесед с дошкольниками

Развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Это обусловлено, прежде всего, ее социальной значимостью и ролью в формировании личности. Именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная, функция языка и речи.

Связная речь - высшая форма речи мыслительной деятельности, которая определяет уровень речевого и умственного развития ребенка (Т.В. Ахутина, Л.С. Выготский, Н.И. Жинкин, А.А. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Ф.А. Сохин и др.).

Овладение связной устной речью составляет важнейшее условие успешной подготовки детей к обучению в школе. Психологическая природа связной речи, ее механизмы и особенности развития у детей раскрываются в трудах Л.С. Выготского, А.А. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна и др. Все исследователи отмечают сложную организацию связной речи и указывают на необходимость специального речевого воспитания (А.А. Леонтьев, Л.В. Щерба).

Обучение связной речи детей в отечественной методике имеет богатые традиции, заложенные в трудах К.Д. Ушинского, Л.Н. Толстого. Основы методики развития связной речи дошкольников определены в работах М.М. Кониной, А.М. Леушиной, Л.А. Пеньевской, О.И. Соловьевой, Е.И. Тихеевой, А.П. Усовой, Е.А. Флериной.

Беседа в дощкольной педагогике рассматривается как одно из средств развития связной речи у детей дошкольного возраста. Беседа является целенаправленным обсуждением чего-либо, организованным, подготовленным диалогом на заранее выбранную тему.

Конспект занятия-беседы по развитию речи в старшей группе на тему «Моя любимая игрушка»

Вид занятия: Коммуникативное.

Цель: Учить детей составлять рассказы на тему из личного опыта. упражнять в образовании слов - антонимов.

Задачи:

Образовательные:

* Продолжать учить детей составлять описательный рассказ.

Развивающие:

* Совершенствовать умения составлять рассказ.

* Развитие связной речи.

* Развитие умеренного темпа речи.

Воспитательные:

* Воспитывать интерес к занятию.

* Воспитывать положительный отклик к занятию.

Оборудование:

Демонстрационный материал: Карточки с изображение игрушек на доске. игрушка из твердого материала - машинка, игрушка из мягкого материала - буратино.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ - КРУГ РАДОСТИ.

Воспитатель:

Ребятки подойдите ко мне и встаньте в круг.

Все мы в группе как семья,

Рады все - и ты, и я.

Очень любим вместе быть

Добрых слов всем говорить.

Воспитатель:

Давайте возьмемся за руки, посмотрим друг другу в глаза, и подарим добрые слова и улыбку. Ведь именно с улыбки начинается приятное общение, улучшается настроение. (Дети встают в круг и берутся за руки). А теперь давайте присядем на стульчики для дальнейшей нашей беседы. Ребята, а теперь посмотрите, пожалуйста, на доску. Я для вас приготовила картинки с изображениями. Назовите эти предметы (Воспитатель обращается к каждому ребенку).

Дети отвечают названия предметов на картинках (игрушек).

Воспитатель:

Ребята а как можно назвать все эти предметы одним словом?

Ответы детей.

Воспитатель:

Правильно ребята, молодцы. Это все игрушки. Сегодня мы с вами поговорим об игрушках. А вы любите получать в подарок игрушки? Ребята, а вы знаете в каком магазине можно увидеть много игрушек? (Ответы детей). А у вас дома есть любимые игрушки? (Ответы детей). Ребята, а кто хочет рассказать о своей любимой игрушке так, чтобы не видя ее, мы могли хорошо себе представить эту игрушку (ребенок выходит и представляет в рассказе свою игрушку).

После каждого рассказа, воспитатель спрашивает, нет ли у ребят вопрос к рассказчику, не хотят ли они что - то еще узнать об игрушке рассказчика. Если у детей нет вопросов, то педагог сам задает вопросы. Воспитатель следит за тем, чтобы вступительные фразы рассказов не были стереотипными.

Воспитатель:

Молодцы ребята. вы очень интересно рассказывали о своих игрушках, а теперь давайте немножко отдохнем. Давайте встанем со своих стульчиков и расположимся в любом удобном для вас месте, но не далеко от меня. Глазки смотрят на меня, ушки внимательно слушают, и повторяем за мной движения.

ФИЗМИНУТКА:

Дует ветер с высоты. (Поднимаем руки вверх).

Клонит травы и цветы. (Наклоны в стороны)

Вправо - влево, влево - вправо.

А теперь давайте вместе,

Все попрыгаем на месте. (Прыжки).

Выше! Выше! Веселей!

Вот так. Вот так.

Переходим все на шаг. (Ходьба на месте).

Вот и кончилась игра.

Заниматься нам пора. (Дети садятся на свои стульчики).

Воспитатель:

Ну что, ребята, отдохнули. А сейчас мы с вами проведем интересное упражнение, которое называется "Подскажи слово". Что же это означает? Я вам буду называть слова, а вы говорите слово, противоположное моему по значению.

НАПРИМЕР: ТЕМНО - СВЕТЛО; ТИХО - ШУМНО.

Ребята, всем понятны правила игры? Ну тогда давайте начнем.

* Близко - Далеко

* Веселый - Грустный

* Солнечно - Пасмурно

* Много - Мало

* Молчать - Говорить

* День - Ночь

* Широкий - Узкий

* Сыро - Сухо

* Отдыхать - Работать

Подведение итогов.

Воспитатель:

Молодцы ребята. Вы правильно поняли значение слова - противоположный. Итак, о чем же мы с вами сегодня говорили? (Ответы детей). Правильно. нам сегодня о своих любимых игрушках рассказали (перечисляем выступающих детей). Так же, мы с вами узнали, что такое слова, противоположные по значению. Как вы думаете,мы с вами справились с рассказами? (Ответы детей). Ну что же, ребята, я благодарю вас за прекрасные рассказы. На следующем занятии мы с вами будем рисовать наши любимые игрушки. На этом наша с вами беседа окончена.

ПООЩРЕНИЕ УЧАСТНИКОВ БЕСЕДЫ.


В оставшееся время воспитатель предлагает детям поиграть. Они должны быстро отвечать на вопросы "Что это?", "Кто это?" (употребление обобщающих слов и слов, относящихся к определенной группе предметов). Например: "Карп. Кто это? (Рыба.) Дуб. Что это? (Дерево.) Тюльпан? (Цветок.) Головной убор? (Шапка, берет, шляпа…) Кухонный прибор? (Мясорубка, блендер, соковыжималка…) Постельная принадлежность? (Простыня, пододеяльник, наволочка.) Часть самолета? (Крылья…) И так далее.

Февраль

Занятие 1. Беседа на тему "О друзьях и дружбе"

Цель. Продолжать помогать детям осваивать нормы поведения, учить доброжелательности.

Ход занятия

Воспитатель спрашивает, есть ли у детей друзья, и почему они дружат именно с этими ребятами.

Выслушивает ответы. Суть их чаще всего сводится к тому, что друг – это тот, с кем интересно, кто не дерется, не жадничает.

"А вы – хорошие друзья? – интересуется педагог и поясняет: – Дружить – дело непростое, быть другом надо учиться. В жизни бывает много случаев, когда, не разобравшись в чем-то, погорячившись и вспылив, можно обидеть друга.

Вот послушайте, какая история приключилась с моим любимым медвежонком Ушастиком.

Ушастик принес в игрушечный детский сад чудесный деревянный автомобильчик.

"Какой красивый! – восхитились малыши-звери. – Можно покатать его?"

"Конечно, конечно, играйте", – разрешил Ушастик.

Сначала на автомобиле перевозили грузы на стройку. Потом в него влез ежик – захотел прокатиться. Следом за ежиком забрались заяц и утенок. Они так радовались и веселились, разъезжая в автомобиле, что и Ушастику захотелось покататься вместе с друзьями. Он сел в кузов, и автомобиль развалился. И Ушастик… Как думаете, что было дальше?"

Воспитатель выслушивает ответы детей. Затем говорит: "Видите, как по-разному можно поступить в подобном случае. Представьте себе, что Ушастик, увидев изуродованную машину, рассердился и закричал: "Зачем вы полезли в машину! Вы нарочно захотели ее раздавить, потому что у вас не было такого красивого автомобиля!"

А ежонок возразил ему: "Но и ты влез в машину! А там ведь уже не было места – ты же видел!"

"Это моя машина! – опять закричал Ушастик. – Захотел и влез в нее. А с вами я не хочу больше водиться. Уходите отсюда!"

Конечно, другой медвежонок, возможно, поступил бы так, как я рассказала. Но Ушастик повел себя иначе.

Увидев сломанную машину, Ушастик действительно чуть было не заплакал и не закричал на друзей, но спохватился: "Они же не нарочно это сделали. И я же сам тоже влез к ним в кузов – уж очень у них весело шла игра!"

Взглянул Ушастик на друзей. Они стояли растерянные, огорченные и не знали, что делать.

"Жалко автомобиль, – тихо сказал медвежонок, – но, может быть, еще удастся его починить?"

Все с облегчением вздохнули и обняли медвежонка.

Саша и Андрейка так расшалились и разбегались, что здорово помяли цветы на клумбе.

– Это Андрейка виноват! – сразу же закричал Саша, увидев воспитателя.

– Андрей, это ты виноват? – строго спросила воспитательница мальчика.

– Я, – ответил Андрейка и отвернулся от Саши.

– Хотя виноват только Андрей, но я накажу вас обоих, – сказала Ольга Ивановна.

– А меня за что?! – захныкал Саша.

Ольга Ивановна внимательно посмотрела на него, вздохнула и отвернулась. И Андрей отодвинулся и встал к Саше спиной.

– Тоже мне друг еще называется, – пробурчал Саша, но Андрейка никак не среагировал на его ворчание. И правильно поступил. Вы со мной согласны?"

Воспитатель предлагает детям послушать еще одну историю: "У Юры был день рождения. Пришли дети, принесли подарки. А Оля – самый лучший Юрин друг – забыла подарок дома. Она сказала об этом мальчику, – дойдя до этих слов, воспитатель останавливается и просит детей подумать, что ответил девочке Юра.

Дав детям высказаться, продолжает: "Юра улыбнулся и сказал: "Разве забытый подарок – повод для огорчения? Я же тебя ждал в гости, а не подарок!"

Как вы думаете, правильно ли поступил Юра? Можно ли его считать настоящим другом? Повторите слова, которыми Юра утешил Олечку".

Занятие 2. Рассказывание по теме "Моя любимая игрушка". Дидактическое упражнение "Подскажи слово"

Цель. Учить детей составлять рассказы на темы из личного опыта. Упражнять в образовании слов-антонимов.

Предварительная работа. Педагог предлагает детям рассказать о своих любимых игрушках. Он просит их дома внимательно рассмотреть свою самую любимую игрушку, чтобы потом рассказать о ней подробно и интересно, без повторов.

Ход занятия

Воспитатель напоминает детям о домашнем задании. Спрашивает, кто о какой игрушке хочет рассказать. ("И так рассказать, чтобы, не видя игрушки, мы смогли хорошо ее себе представить".)

"А я буду слушать и делать кое-какие отметки в своем блокноте. Они позволят мне отметить достоинства рассказа", – говорит педагог и вызывает ребенка. Если это мальчик, он, скорее всего, будет рассказывать о машине.

Выслушав рассказ, воспитатель спрашивает, нет ли у ребят вопросов к рассказчику, не хотят ли они еще что-нибудь узнать про игрушку. Педагог сам задает вопрос, чтобы дети постепенно приобщались к форме совместного разговора, например: "Скажи, пожалуйста, как часто приходится менять батарейку в машине?"

Педагог предлагает другому ребенку рассказать о любимой машине при условии, что у него совсем иной автомобиль, чем у предыдущего рассказчика.

Воспитатель следит за тем, чтобы вступительные фразы рассказов не были стереотипными.

Затем просит кого-либо из детей рассказать о мягкой игрушке. И тоже просит детей, если необходимо, задать уточняющие вопросы. ("Как давно у тебя эта игрушка? Откуда она у тебя?" И так далее.)

Педагог выслушивает еще одного-двух рассказчиков.

Завершая занятие, воспитатель сообщает детям о том, что собирается выяснить, смогут ли они назвать слова, противоположные по значению тем, которые он сейчас назовет: "Темно, сыро, солнечно, веселый, жадный, трусливый, высокий, близко, громкий, толстый…"

Воспитатель хвалит детей за то, что они поняли, что такое слова – противоположные по значению. И говорит, что будет очень хорошо, если на прогулке ребята вспомнят и назовут слова, противоположные по значению.

Примечание. Воспитатель напоминает детям рассказ о медвежонке Ушастике и о том, что игрушки, в которые они позволяют играть сверстникам, иногда ломаются (см. Февраль, занятие 1).

Занятие 3. Чтение русской народной сказки "Царевна-лягушка"

Цель. Познакомить детей с волшебной сказкой "Царевна-лягушка" (в обработке М. Булатова).

Ход занятия

Воспитатель как присказку читает детям отрывок "У лукоморья дуб зеленый…" из поэмы А. Пушкина "Руслан и Людмила". (Этот отрывок желательно читать перед чтением каждой программной сказки.)

Педагог перечисляет русские народные сказки, с которыми дети уже знакомы. Затем читает новую сказку"Царевна-лягушка".

Елена Лукьянова
Занятие-беседа «Развитие диалогической речи» (подготовительная группа)

Цели и задачи :

Продолжать совершенствовать диалогическую речь детей . Учить поддерживать беседу,правильно по форме и содержанию,отвечать на вопросы,уметь рассуждать при ответе и доказывать. Формировать сравнительную и обобщённую оценку героев. Формировать у детей представления о нравственных формах отношений с окружающим-честности и правдивости. Уточнить представления о хороших и плохих поступках. Воспитывать культуру общения.

Ребята,сегодня у нас с вами будет очень интересное путешествие,мы отправимся в путешествие по маршруту добрых поступков,а вот эти книги и иллюстрации помогут нам путешествовать. Маршрут имеет остановку. Вот и у нас будет много остановок. Первая остановка-"Будь вежливым". Вспомните и скажите, какое произведение мы с вами читали о вежливости (дети называют произведение В. Осеевой "Волшебное слово") Задаю вопросы :Как можно оценить поведение Павлика? Кто помог ему стать вежливым? Как помогло Павлику волшебное слово? Перечислите ,какие вы ещё знаете вежливые слова? Можно ли перебивать разговор взрослых?А теперь посмотрите на эту книгу. Как она называется и кто её написал (В. Маяковский "Что такое хорошо и что такое плохо") Скажите, о чем говорится в этой книге? Назовите хорошие поступки в этой книге. Дети читают два хороших поступка из книги наизусть. Молодцы. Дети,а какие вы добрые поступки совершаете или можете совершить? Выслушиваю ответы детей (помочь малышам сделать игрушки,подклеить книги,кормить птиц,ухаживать за кошкой,помочь маме убрать постель или принести сумку и т. д.). Ребята,может вы нам расскажите о том,как кто-то из вас совершил хороший поступок,доброе дело,помог маме,бабушке,товарищу или малышу,кому-то из животных. Выслушиваю рассказы детей из личного опыта. Хорошо,теперь мы с вами знаем как нужно себя вести со взрослыми,вежливо и поступать только хорошо, совершать добрые поступки,но ни в коем случае плохие.

А теперь наше путешествие продолжается. Мы приехали в "Царство сказок". Посмотрите на эту картинку. Вы наверное узнали эту сказку,как она называется("Золушка") Задаю вопросы :Кто злой на ваш взгляд в сказке? Кто добрый? Почему? Какую работу выполняла Золушка? Кто помог Золушке? Что можно сказать о Фее? Какая она? Чем закончилась сказка? Добро победило зло. Почему вы так думаете?Сейчас я вам прочту отрывок из сказки,а вы отгадаете как она называется :"Дочери только и знали что у ворот сидеть и на улицу глядеть,а Крошечка-Хаврошечка на них работала,их обшивала,для них пряла,ткала-и слова доброго никогда не слыхала". Узнали из какой сказки этот отрывок?Правильно,из р. н. сказки "Хаврошечка". Вопросы к детям :Кто злой в этой сказке? Кто добрый?Чем похожи между собой мачеха Золушки с мачехой Хаврошечки? Чем похожи между собой Хаврошечка и Золушка?Как описана их внешность? Как добро победило зло? Мы сейчас говорили с вами о добре и зле. Надо быть добрым и делать добро людям и тогда к вам будут относится по доброму. А какие вы знаете пословицы о добре и зле7 (Худо тому, кто не делает добра никому) .

А теперь следующая остановка,называется она :"Дружба и товарищество".Посмотрите на эти картинки. Давайте рассмотрим первую картинку :

1)Дети увидели качели,всем захотелось на них покататься. Первой села Таня,а Валя стала её раскачивать. Подошёл Вова он тоже хочет покататься.

Как нужно играть?

2)Мальчик сидит на качелях,девочки его раскачивают. Всем весело.

Вопросы :Как играют дети?Какое у них выражение лица?Почему вы решили что дети играют дружно?

3)Одна девочка держит качели руками,другая прогоняет мальчика. Он

опустил голову,огорчён.

Вопросы :Как вы считаете что здесь происходит?Правильно ли поступают девочки?Какие лица у девочек7Приятно ли такое отношение Вове?Почему вы думаете ему обидно?

Ребята,а как вы поступили бы в этой ситуации? Покажите такую картинку. Вот и хорошо,настоящий друг и товарищ должен поступать так же -делиться игрушками,играть вместе,друзья должны всем помогать,не оставлять в беде,дружно и мирно играть. Дружбу надо беречь,если дружите,то и в школу пойдёте,всё равно надо друг друга не забывать и помогать. А какие вы знаете пословицы о дружбе и товариществе("Друга ищи,а найдёшь цени","Верный друг-самое большое богатство")

На этом наше путешествие по добрым поступкам закончилось. Мы с вами ещё раз напомним себе что нужно быть вежливым,добрым,совершать только хорошие поступки,а так же быть дружными и внимательными по отношению друг к дугу и ко взролслым.

Публикации по теме:

«Давайте поиграем!» - интегрированное итоговое занятие (математика, грамота, развитие речи) - подготовительная группа ЗАДАЧИ: - Учить анализировать свой результат работы (смайлики – символы). - Способствовать формированию интереса к обучению в школе, как.

Беседа «Дети войны» (подготовительная группа) Программные задачи: Расширить знания детей о Великой Отечественной войне 1941-1945 г. Воспитывать в детях чувство гордости за свой народ,.

Беседа «Наша родная Армия» (подготовительная группа) Цель: уточнить представления детей о Российской Армии, охраняющей границы нашей Родины, объяснить смысл выражения Армия родная. Ход беседы.

Беседа о хлебе (старшая, подготовительная группа). Беседа о хлебе (старшая, подготовительная группа). Программное содержание: Закрепить знания о том, что хлеб - ценнейший продукт питания,.

Игра-беседа «Загадки леса» (подготовительная группа) Загадки: Стоит столб до небес, А на нем шатёр - навес. Красной меди столб точёный, А навес сквозной, зелёный. (Сосна) Кудри в речку опустила.

Интегрированное занятие для подготовительной группы с элементами развитие речи Тема: «Лето» Интегрированное занятие изобразительная деятельность с элементами развитие речи на тему «Лето» (подготовительная группа) Программное содержание:.

Конспект непосредственно образовательной деятельности

по развитию речи в старшей группе

«Беседа о русском народном творчестве»

Программное содержание:

Дать детям представление о многообразии видов устного народного творчества;

Продолжать знакомить их с различными жанрами русского народного фольклора (сказки, потешки, загадки, считалки, дразнилки, колыбельные песенки);

Инсценировать потешку «Тень-тень-потетень», используя выразительные средства речи, мимику, жесты;

Развивать словарный запас детей за счёт новых слов;

Прививать любовь и уважение к народному творчеству.

Ход занятия

Звучит музыка в зал входят дети.

Воспитатель встречает детей и приглашает на выставку, где представлены персонажи сказок.

В каких сказках живут эти герои? (в русских народных сказках )

Жила-была в деревне бабушка Арина. Совсем уж старенькой стала: в поле работать не может, за скотиной ей ухаживать тоже тяжело. Лежит целыми днями на печи, сказки придумывает. А вечером соберутся внуки, она им сказки и сказывает.

Вот выросла её внучка Машенька, у неё уж своя дочка родилась – Катерина. Рассказывает Катеньке мама бабушкины сказки, да и сама ещё что-нибудь придумывает, чтобы сказка интересней стала.

А тут уж и Катюша подросла, совсем взрослой стала, замуж вышла за доброго молодца, свои детки у неё народились. Она им мамины и бабушкины сказки рассказывает, да ещё и сама присочинит, чтобы интересней было.

Вот так – от бабушек к детям, от детей к внукам, от внуков к правнукам – и переходили сказки. Потому-то их и называют народными. А сочинял сказки русский народ – вот и получились русские народные сказки, до того интересные, что и мы с вами их слушать очень любим.

Почему сказки называются русские народные? (его сочинил русский народ )

Народную сказку сочинил народ в течение многих поколений, на нашей выставке есть книги, которые написаны конкретным человеком и они называются авторские, т.е. мы знаем, кто их написал (сказки А.С.Пушкина, К.Чуковского )

Какие бывают русские народные сказки? (волшебные, о животных, бытовые)

Дети: Есть сказки волшебные, в них обязательно должны быть чудеса и волшебные предметы.

Дети: Есть сказки о животных , в таких сказках животные могут говорить, ходить друг другу в гости и даже учиться в школе.

Дети: Есть бытовые сказки, в которых описывают жизнь простых людей: бедного мужика или ловкого солдата.

Ребята, у меня есть разрезные картинки, их нужно собрать и определить, какая это сказка, бытовая, о животных или волшебная (рассуждение детей ).

Но не только сказки народ русский складывал, но и загадки придумывал, поэтому о них также говорят «русские народные».

А какие загадки знаете вы?

1. Комочек пуха, 2. Дружбу водит он с лисой,

Длинное ухо, Для других ужасно злой.

Прыгает ловко, Всё зубами щёлк да щёлк.

Любит морковку (заяц) Очень страшный …. (волк)

3. Летом ходит без дороги 4. Рыжая плутовка

Возле сосен и берёз. Обманывает ловко

А зимой он спит в берлоге, Её боится мышка

От мороза прячет нос (медведь) И зайка – шалунишка

Хоть сама в лесу живёт

Из деревни кур крадёт (лиса)

5. Все обходят это место: 6. В дверь, в окно стучать не будет,
Здесь земля как будто тесто, А взойдёт - и всех разбудит. (Солнце)
Здесь осока, кочки, мхи -
Нет опоры для ноги. ( Болото)

7. Меня бьют, колотят, режут - 8. Три братца
Я всё терплю, всем добром плачу. Пошли купаться.
(Земля) Два купаются,
Третий на берегу валяется.
Искупалися,
Вышли,
На третьем повисли (Коромысло и вёдра)

9. Кланяется, кланяется, придет домой - растянется. (Топор)

10. Маленький, кругленький, а за хвост не поймаешь (Клубок)

В нашей группе есть:

Две Сони –

Раскрасавицы они,

И, конечно же, есть Даша –

Она словно кукла наша.

Есть и Таня, Коля, Маша,

Лера, Тася и Руслан,

Рома, Гриша и Богдан,

Вика и Ирина,

Не забудем и про Диму.

Сколько в группе есть ребят?!

Есть и Юля – хохотушка,

Наша Ксюша – веселушка.

Спокойный и серьёзный

Мы скажем про Арсения,

Есть тихая и скромная

Девочка Есения.

Есть ещё и Ярослав

Умный, добрый мальчик наш

Есть у нас ещё Алёнка

Очень милая девчонка

Аня и Екатерина

Вы никем не заменимы!

Нету только лишь Акульки,

Она маленькая, в люльке;

Нет у нас Матрёнки,

Она крошечка – в пелёнке.

Нет Аринки на перинке,

Нет Ивана, Фёдора.

Кого нет, не перечесть!

Я люблю того, кто есть

Воспитатель: Вот какой стишок сердечный называется потешкой. Потешки сочиняли с давних пор, чтобы кого-то приласкать, кого-то пожалеть, а кого-то насмешить.

Давайте в потешку поиграем.

Инсценировка потешки «Тень-тень-потетень».

Все водят хоровод, приплясывают и поют:

Тень-тень-потетень,

Выше города плетень,

Все мы вышли под плетень,

Похвалялись весь день.

Лиса: Похвалялась лиса:

Всему лесу я краса,

И пушиста и хитра,

Все следы я замела.

Волк: Похвалялся серый волк:

Я зубами щёлк да щёлк,

Но я сегодня добрый,

Никого не трогаю.

Заяц: Похвалялся наш зайчишка:

А я вовсе не трусишка,

Я от волка и лисицы

Убежал и был таков.

Коза: Похвалялся коза:

Огород я обошла,

Всем я грядки прополола,

Да и по воду пошла.

Жучка: Похвалялась Жучка –

Я совсем не злючка,

Я хозяйство сторожу,

Я чужих не подпущу!

Мурка: Похвалялась Мурка –

Дымчатая шкурка.

Я всю ночь ловлю мышей,

Я всех крыс гоню взашей.

Дед Егор: Похвалялся дед Егор –

У меня скотины двор:

И лошадка, и бычок,

Куры, гуси, пятачок.

Баба Варвара: Похвалялась Варвара:

Я начищу самовары,

Пирогов я напеку,

Всех я в гости позову!

Все вместе: Тень-тень-потетень,

Выше города плетень,

Все мы вышли под плетень,

И гуляли мы весь день.

Воспитатель: Я знаю смешную дразнилку:

Федя – медя – требуха

Съел корову и быка,

И пятнадцать поросят

Только хвостики висят.

Эта дразнилка про мальчика, которого зовут Федя. Он много ест, его называют обжорой и придумали такую смешную дразнилку.

А какие дразнилки известны вам? (ответ детей ).

Воспитатель: В старинные времена ребята и девчата часто собирались на полянках, придумывали и играли в игры, они так и назывались – русские народные игры. Но сначала они начинали пересчитываться, чтобы выбрать водящего:

«Тары – бары, растабары!

У Варвары куры стары!»

Какие считалки знаете вы? (ответ детей ).

А ещё на Руси всегда любили песни. Все эти песни придумывал народ. Песни были колыбельные, хороводные. Особенно дети любят колыбельные песенки.

Когда вы были маленькими, ваши мамы брали вас ласково и любя на руки и напевали нежные колыбельные песни.

Баю-баюшки-баю,

Баю Машеньку мою.

Что на зорьке-то заре,

О весенней о поре,

Пташки вольные поют,

В темном лесе гнезда вьют.

Соловей-ка соловей,

Ты гнезда себе не вей:

Прилетай ты в наш садок,-

Под высокий теремок,

По кусточкам попорхать,

Спелых ягод поклевать,

Солнцем крылья обогреть,

Маше песенку пропеть.

Баю-баюшки-баю,

Баю Машеньку мою!

Ребята, сегодня мы говорили, что русский народ придумывал (сказки, потешки, загадки, считалки, д разнилка , колыбельные песенки ). Всё это называется устным народным творчеством. Устное - потому что ничего не записывали, т.к. писать не умели, а только пересказывали друг другу. В старину говорили не рот, а уста. И получалось – устное. Народное – потому что сочиняли, творили сами. Вот и получилось – устное народное творчество.

Воспитатель: На память о нашем сегодня занятии, я хочу подарить вам раскраски русских народных сказок.