На свободную тему

Чему равно самоуважение в формуле у джеймса. Виды самооценки: ее диагностика, уровни, функции и развитие. Личностные свойства, обусловленные социально — это

Тест Будасси С.А. на самооценку позволяет провести исследование самооценки личности, измеряемое количественно. В основе данной методики лежит способ ранжирования.

Психодиагностика самосознания, самоотношения, самооценки направлена на изучение и оценку представления о себе. “Я-концепция”, которая есть сумма “Я-реального” и “Я-идеального”, важный фактор формирования, выбора того или иного типа поведения человека. Которое во многом определяет направление его деятельности, поступки, совершаемые во всех сферах жизни, при контактах с людьми.

Анализ "Я-образа" позволяет выделить в нем два аспекта: знания о себе и самоотношение. В ходе жизни человек познает себя и накапливает о себе знания, эти знания составляют значительную часть его представлений о себе - его "Я-концепцию". Однако знания о себе самом, естественно, ему небезразличны: то, что в них раскрывается, оказывается объектом его эмоций, оценок, становится причиной его перманентного самоотношения. Не все реально постигаемое в себе самом и не все в самоотношении ясно осознанно. Некоторые аспекты "Я-образа" оказываются ускользающими от сознания, неосознанными, бессознательными. Данный тест позволяет их выявить.

Тест на самооценку личности: Я-реальное, Я-идеальное. Методика Будасси исследования Я-концепции:

Инструкция.

Вам предлагается список из 48 слов, обозначающих свойства личности, из которых Вам необходимо выбрать 20, в наибольшей степени характеризующих эталонную личность (назовем ее “мой идеал”) в Вашем преставлении. Естественно, что в этом ряду могут найти место и негативные качества.

Тестовый материал.

1. Аккуратность

17. Легковерие

33. Педантичность

2. Беспечность

18. Медлительность

34. Радушие

3. Вдумчивость

19. Мечтательность

35. Развязность

4. Восприимчивость

20. Мнительность

36. Рассудительность

5. Вспыльчивость

21. Мстительность

37. Самокритичность

6. Гордость

22. Надежность

38. Сдержанность

7. Грубость

23. Настойчивость

39. Справедливость

8. Гуманность

24. Нежность

40. Сострадание

9. Доброта

25. Нерешительность

41. Стыдливость

10. Жизнерадостность

26. Несдержанность

42. Практичность

11. Заботливость

27. Обаяние

43. Трудолюбие

12. Завистливость

28. Обидчивость

44. Трусость

13.Застенчивость

29. Осторожность

45. Убежденность

14. Злопамятность

30. Отзывчивость

46. Увлеченность

15. Искренность

31. Подозрительность

47. Черствость

32. Принципиальность

48. Эгоизм

Из двадцати отобранных свойств личности Вам необходимо построить эталонный ряд d 1 в протоколе исследования, где на первых позициях располагаются наиболее важные, с Вашей точки зрения, положительные свойства личности, а последними - наименее желательные, отрицательные (20-й ранг - наиболее привлекательное качество, 19-й - менее и т. д. вплоть до 1 ранга). Следите, чтобы ни одна оценка-ранг не повторялась дважды.

Протокол исследования

Номер ранга
эталона d 1

Свойства личности

Номер ранга
субъекта d 2

Разность
рангов D

Квадрат разности
рангов d 2

Σ d 2 =

Из отобранных Вами ранее свойств личности постройте субъективный ряд d 2 , в котором расположите данные свойства по мере убывания их выраженности у Вас лично (20-й ранг - качество, присущее Вам в наибольшей степени, 19-й - качество, характерное для Вас несколько меньше, чем первое, и т. д.). Результат занесите в протокол исследования.

Обработка результатов

Цель обработки результатов - определение связи между ранговыми оценками качеств личности, входящими в представления “Я идеальное” и “Я реальное”. Мера связи устанавливается с помощью коэффициента ранговой корреляции. Чтобы высчитать коэффициент, необходимо вначале найти разность рангов d 1 - d 2 по каждому качеству и занести полученный результат в колонку d в протокол исследования. Затем каждое полученное значение разности рангов d возвести в квадрат (d 1 - d 2) 2 и записать результат в колонке d 2 . Подсчитайте общую сумму квадратов разности рангов Σ d 2 и внесите ее в формулу

r = l - 0,00075 x Σ d 2 ,
где r - коэффициент корреляции (показатель уровня самооценки личности).

Ключ к тесту Будасси на самооценку.

Коэффициент ранговой корреляции r может находиться в интервале от -1 до + 1. Если полученный коэффициент составляет не менее -0,37 и не более +0,37 (при уровне достоверности равном 0,05), то это указывает на слабую незначительную связь (или ее отсутствие) между представлениями человека о качествах своего идеала и о реальных качествах. Такой показатель может быть обусловлен и несоблюдением испытуемым инструкции, но если она выполнялась, то низкие показатели означают нечеткое представление человеком о своем идеальном Я и Я реальном. Значение коэффициента корреляции от +0,38 до +1 - свидетельство наличия значимой положительной связи между Я идеальным и Я реальным. Это можно трактовать как проявление адекватной самооценки или, при г от +0,39 до +0,89, как тенденция к завышению. Значения же от +0,9 до +1 часто выражают неадекватно завышенное самооценивание. Значение коэффициента корреляции в интервале от -0,38 до -1 говорит о наличии значимой отрицательной связи между Я идеальным и Я реальным (отражает несоответствие или расхождение представлений человека о том, каким он хочет быть, и тем, какой он в реальности). Это несоответствие предлагается интерпретировать как заниженную самооценку. Чем ближе коэффициент к -1, тем больше степень несоответствия.

В предложенной методике исследования самооценки ее уровень и адекватность определяются как отношение между "Я идеальным" и "Я реальным". Представления человека о самом себе, как правило, кажутся ему убедительными независимо от того, основываются ли они на объективном знании или на субъективном мнении.

Процесс самооценивания может происходить двумя путями:

1) путем сопоставления уровня своих притязаний с объективными результатами своей деятельности и

2) путем сравнения себя с другими людьми.

Однако независимо от того, лежат ли в основе самооценки собственные суждения человека о себе или интерпретации суждений других людей, индивидуальные идеалы или культурно-заданные стандарты, самооценка всегда носит субъективный характер; при этом ее показателями могут выступать адекватность и уровень.

Адекватность самооценивания выражает степень соответствия представлений человека о себе объективным основаниям этих представлений. Уровень самооценки выражает степень реальных и идеальных, или желаемых, представлений о себе. Адекватную положительную самооценку можно приравнять к позитивному отношению к себе, к самоуважению, принятию себя, ощущению собственной полноценности. Низкая или заниженная самооценка, наоборот, может быть связана с негативным отношением к себе, неприятием себя, ощущением собственной неполноценности.

В процессе формирования Самооценки важную роль играет сопоставление образов реального Я и Я идеального. Поэтому тот, кто достигает в реальности характеристик, соответствующих идеалу, будет иметь высокую самооценку. Если же человек "малоэффективно" преодолевает разрыв между этими характеристиками и реальностью своих достижений, его самооценка, по всей вероятности, будет низкой.

Самооценка и отношение человека к себе тесно связаны с уровнем притязаний, мотиваций и эмоциональными особенностями личности. От самооценки зависит интерпретация приобретенного опыта и ожидания человека относительно самого себя и других людей.

Интерпретация результатов

Проинтерпретируйте индивидуальные результаты исследования особенностей самооценки, используя для этого таблицу.

Индивидуальные результаты исследования особенностей самооценки

Уровни выраженности
показателей самооценки

Проявления самооценки

в обыденном поведении

в общении (межличностном: в семье, на работе и т.д.)

в учебной (профессиональной) деятельности

От 4 - 1,0 до + 0,85

Самооценка высокая
Неадекватная

От + 0,84 до + 0,53

Самооценка высокая
Адекватная

От + 0,52 до -0,1

Самооценка средняя
Адекватная

От -0,09 до -0,32

Самооценка низкая
Адекватная

От -0,33 до -1,0

Самооценка низкая
Неадекватная

Характеристика поведения личности в зависимости от ее самооценки

Люди с завышенной самооценкой ставят перед собой более высокие цели, чем те, которые они могут реально достигнуть, у них высокий уровень притязаний, не всегда соответствующий их возможностям. Здоровые качества личности: достоинство, гордость, самолюбие - перерождаются в высокомерие, тщеславие, эгоцентризм. Неадекватная самооценка своих возможностей и завышенный уровень притязаний обуславливают самоуверенность и отказ себе в праве на ошибки. Развитие излишней самоуверенности может выступать следствием соответствующего стиля воспитания в семье и школе. Самоуверенные люди не склонны к самоанализу, что может стать причиной отсутствия любого самоконтроля, а это ведет к принятию ошибочных решений и осуществлению рисковых поступков. Дальнейшая утрата чувства необходимой осторожности отрицательно влияет на безопасность, надежность и эффективность всей жизнедеятельности человека. Отсутствие или недостаточная потребность в самосовершенствовании затрудняет включение их в процесс самовоспитания.

Люди с заниженной самооценкой обычно ставят перед собой более низкие цели, чем те, которые могут достигнуть, преувеличивая значение неудач. При заниженной самооценке человек характеризуется другой крайностью, противоположной самоуверенности, - чрезмерной неуверенностью в себе. Неуверенность, часто объективно необоснованная, является устойчивым качеством личности и ведет к формированию у человека таких черт, как смирение, пассивность, “комплекс неполноценности’’. Это отражается и во внешнем виде человека: голова втянута в плечи, походка нерешительная, он хмур, неулыбчив. Окружающие иногда принимают такого человека за сердитого, злого, неконтактного и следствием этого становится изоляция от людей, одиночество.

Неуверенности в себе могут способствовать и некоторые субъективные факторы: тип высшей нервной деятельности, черты темперамента и т. д.

Например, неуверенность выступает в качестве одной из характеристик тревожности. Преодоление неуверенности через процесс самовразвития затруднено из-за неверия человека в свои возможности, перспективы и конечный результат, но в любом случае она возможна и необходима, потому что значительно повышает качество жизни.

Наиболее благоприятна адекватная самооценка, предполагающая равное признание человеком как своих достоинств, так и то, что на первый взгляд кажется недостатком. В основе оптимальной самооценки, выражающейся через положительное свойство личности - уверенность, лежат необходимый опыт и соответствующие знания. Уверенность в себе позволяет человеку регулировать уровень притязаний и правильно относится к своим возможным ошибкам. Уверенного человека отличают решительность, твердость, умение находить и принимать решения, последовательно их реализовывать.

Уверенный человек спокойно и конструктивно относится к допущенным ошибкам, анализируя их причины, с тем, чтобы по возможности не повторить их вновь.

Развивать у себя адекватную самооценку можно на основе самопознания.

Познав и оценив себя, человек может более сознательно, а не стихийно управлять своим поведением и успешно заниматься саморазвитием.

5 Rating 5.00 (3 Votes)

В современной психологии слово «самооценка» — один из самых популярных терминов. Мы знаем о том, что самооценка должна быть адекватной, что низкая самооценка это плохо и т.д.

Если разобраться в сути этого слова, самооценка это, по-другому, «оценка себя». Но что мы имеем в виду, когда говорим о самооценке? И что такое завышенная и заниженная самооценка?

Формула самооценки

Вообще, понятие «самооценка» родилось около 100 лет назад, когда известный психолог Уильям Джеймс вывел формулу самооценки:

Что означает эта формула? Самооценка это отношение уровня достижений к уровню притязаний человека.

Эта формула означает, что самооценка человека зависит от 2 вещей: от того, чего мы добились, и от того, чего бы мы хотели добиться.
Если мы добиваемся больше, чем ожидаем, у нас должна быть высокая самооценка. Если мы ожидаем от жизни больше, чем добиваемся, мы страдаем от низкой самооценки. По крайней мере, так должно быть согласно формуле самооценки.

Но есть вещи, которые не вписываются в эту стройную и логичную формулу. Например, такие понятия, как завышенная и заниженная самооценка.

Завышенная самооценка

Логичный вопрос — а как же завышенная самооценка? Неужели она появляется на основании многочисленных достижений и минимальных ожиданий (судя по формуле)? К сожалению, нет.

Понятие завышенной самооценки — явление, которое не подчиняется этой формуле. Слово «завышенная» означает преувеличенная, а значит — неадекватная.

Очевидно, что завышенная самооценка появляется у людей вовсе не из-за большого количества достижений.

Люди с завышенной самооценкой это обычно «жертвы воспитания», когда родители учат ребенка ценить себя «на вес золота» независимо от того, чего он достиг. И это, конечно, не совсем правильно. Почему?

Потому что завышенная самооценка мешает человеку адекватно видеть свои достижения и оценивать себя объективно. Это вызывает проблемы как в работе, так и в общении с окружающими.

Заниженная самооценка

Еще одно понятие, которое не подчиняется формуле самооценки — заниженная самооценка. Это более печальное явление, чем завышенная самооценка. Почему?

Потому что люди с завышенным самомнением живут в «приятном неведении». Это нельзя назвать правильным, но завышенная самооценка защищает многих людей от депрессии и приступов тревожности.

Что не так в случае с заниженной самооценкой?

Когда у человека заниженная самооценка, его мнение о себе гораздо ниже объективной оценки. Часто люди с заниженной самооценкой склонны к излишнему «самокопанию» и «самобичеванию» без повода. Им часто кажется, что их достижений все еще недостаточно, чтобы высоко себя ценить.

К сожалению, люди с заниженной самооценкой, со всеми своими достоинствами и достижениями, не ценят себя объективно.
Обычно, причины заниженной самооценки кроются в воспитании, когда родители не учат ребенка ценить свои достижения и гордиться ими. В результате, человек себя не ценит по достоинству, даже когда для этого есть все причины.

Скромность или низкая самооценка?

Многие люди путают заниженную самооценку со скромностью. В чем разница? Скромный человек может иметь как высокую самооценку, так и низкую. Скромный человек просто «не кричит» о своих достижениях, но он может гордиться ими и обладать адекватной, а не заниженной самооценкой.

То, что вы описываете, называется «комплексом самозванца». Болезненно требовательные к себе люди считают свои достижения просто везением, стечением обстоятельств. И живут в постоянном страхе быть разоблаченными. По данным исследователей, почти половина управленцев, политиков, артистов и других успешных людей страдают «комплексом самозванца».

Видео: Эфир МОклуба. Самоуважение в питании, тренировках

На самом деле, ничего случайного в жизни не бывает. Самозванцы не получают диплом с отличием, а если и продвигаются быстро по карьерной лестнице, то только благодаря интригам и прочим обходным путям. Если же вам «везет», если у вас все получается легко, то это значит, что вы просто на правильном пути. И кто-то свыше вам помогает.

Но вы можете все испортить, если будете сомневаться в себе и в своем праве иметь успех. Иногда такие ложные самозванцы отказываются от повышения в должности – опять же, из страха быть разоблаченным. Иногда, впадают в трудоголизм, днюя и ночуя на работе, чтобы заглушить тревогу.

Относитесь к своим успехам спокойно. Люди редко получают авансы от судьбы. И если у вас сейчас белая полоса в жизни, идите по ней смело: вы заслужили то, что имеете - своим трудом и усердием.

Такое резкое перемещение из одного социального слоя в другой – колоссальный стресс. Видя людей, которые живут по иным стандартам, человек начинает винить себя – что не столь талантлив, что не получил хорошего образования, не был достаточно усерден в достижении своей цели. И считает, что не достоин внимания группы.

Смотрите, что происходит. Сейчас вы прячетесь от всех, стараетесь быть незаметной. Потом у вас возникнет чувство, что вас не видят. Появятся мысли: «Значит, я совсем неинтересная, глупая, бездарная». Вы будете подпитывать это мнение о себе, обращая внимание только на тех людей, которые относятся к вам именно так. Это может привести к настоящему комплексу неполноценности.

Попробуйте вести себя иначе. Найдите в коллективе наиболее доброжелательного человека и время от времени обращайтесь к нему за помощью, разъяснением. Людям нравится оказывать покровительство более слабым. Будьте внимательны к своим коллегам: может, кому-то надо помочь, кому-то сказать комплимент, просто улыбнуться. Работайте на репутацию: «Хоть ее и устроил сюда родственник, но девчонка-то она добрая».

Видео: ДЕНЬГИ

А главное – старайтесь внимательно слушать, о чем говорят эти люди. И если тема вам не знакома, вечером штудируйте интернет, чтобы в следующий раз быть в курсе их бесед. И конечно, повышайте свое профессиональное мастерство. Тогда переход в новый социальный слой принесет вам не стресс, а личностный рост.

Большинство наших комплексов появляется в детстве. Маленький ребенок чувствует себя неполноценным в мире взрослых. И если этот дискомфорт остается, то, вырастая, мы начинаем думать, к чему бы привязать эту тревогу, эту неуверенность. Вы объяснили себе свое состояние тем, что некрасивы. Может быть, в детстве кто-то сказал вам об этом – неважно. Главное, теперь есть чем объяснить ваши неудачи на личном фронте.

Но как взрослый, разумный человек вы ведь знаете, что выходят замуж и далеко не красавицы. В то же время бывает, те, кем все восхищаются, остаются в одиночестве – и не по доброй воле.

Ваша проблема, скорее, в том, что вы до сих пор находитесь в позиции ребенка. И ждете, когда вас заметят, выберут. А вам надо стать взрослой и самой оценивать, кто вам подходит, а кто – нет. Этот совершенно новый взгляд доброй, уверенной в себе женщины не смогут не заметить мужчины. Ведь всем нам интересно, как мы отражаемся в чьих-то глазах.

Да, есть более красивые женщины, чем мы, есть менее красивые. Но не надо сравнивать себя ни с теми, ни с другими. Каждый человек – уникален. Помня об этом постоянно, мы позволяем себе расти. Унижая себя сравнением с тем, кто красивее, мы пытаемся быть не тем, кто мы есть на самом деле. А значит, теряем самое главное – уникальность.

Хочу вас успокоить: случаи, когда хочется провалиться на месте от стыда за свою невольную бестактность, есть у каждого. Но бесконечно корить себя так же плохо, как и осуждать других. Мы постоянно забываем, что наша логика действий никому, кроме нас, не известна. Вы искренне хотели пожелать подруге счастья, а она в этом усмотрела попытку подколоть ее. Другая бы женщина с благодарностью ответила вам: «Спасибо! Это то, чего мне сейчас действительно не хватает!»

Наш внутренний судья иногда несправедлив: слишком суров, слишком строг. Но можно постепенно научиться быть другом себе. И прощать себе несовершенства. В данном случае достаточно извиниться перед подругой и сделать вывод относительно нее: это человек крайне ранимый, и надо быть осторожнее в высказываниях. А потом помириться с собой и жить дальше.

Еще не известно, что лучше: жить, сомневаясь в себе, или быть уверенным, что «я достоин самого лучшего». Человек с завышенной самооценкой внутри так же хрупок, как и тот, кто не слишком высоко себя ценит. Ведь стоит этим «молодым и дерзким» попасть в ситуацию, где их не будут считать «самыми-самыми», вся картина мира для них разрушится. Так что комплекс превосходства ничем не лучше комплекса неполноценности.

Наиболее известные в мире люди добились успеха не потому, что нравились себе, а потому что оказались наиболее компетентными в своей области. Известный психолог Уильям Джеймс вывел формулу самоуважения. Он представил ее в виде дроби, где вверху реальные достижения, внизу – амбиции. Самый надежный способ повысить самоуважение – это добиваться настоящих успехов и не завышать свои притязания. Если вы будете раздувать самооценку, это приведет к неврозу, а не к взлету карьеры.

Самый надежный путь к успеху: повышать свое профессиональное мастерство и становиться незаменимой в своем деле. А уметь высоко ценить окружающих, иногда даже занижая собственную самооценку, оказывает человеку большую услугу, чем беспрекословная уверенность в себе.


Внимание, только СЕГОДНЯ!

Для человека самооценка — это инструмент для осознания себя, своих сил, своих умственных способностей, поступков и поведения. Основной смысл самооценки - самоконтроль.

По видам самооценку подразделяют на общую и парциальную. Когда кто-либо считает себя хорошим человеком, это заключение принято считать общей самооценкой. Парциальная самооценка это оценка в отдельных видах деятельности.

Кроме того, самооценка может быть актуальной (оценка уже достигнутого) и потенциальной. Потенциальную самооценку принято считать уровнем притязаний.

Самооценка т.ж. может быть адекватной, — то есть действительно соответствующей возможностям и достижениям человека, и неадекватной.

При самооценке человек может использовать высокую планку оценки, среднюю и низкую.

Выделяют три типа самооценки:

  • адекватная самооценка;
  • заниженная самооценка;
  • завышенная самооценка;

Люди с заниженной самооценкой, как правило, сосредотачивают внимание на собственных недостатках и неудачах. Заниженная самооценка удел человека робкого, неуверенного в себе, не умеющего принимать ответственные решения.

Такие люди не стремятся быть на виду. Они нерешительны и осторожны, нуждаются в поддержке, легко меняют своё мнение под воздействием значимых для них людей. Предпочитают пристраиваться за лидером, что дает им уверенность в действиях и, как они полагают, иммунитет от ответственности. Чрезвычайно зависимы от мнения окружающих, для них очень важны их поддержка и одобрение.

Заниженная самооценка — это комплекс неполноценности; такие прелестные качества, как обидчивость, ранимость, неуживчивость, завистливость мстительность, — его атрибуты. Кроме того, эти ребята очень требовательны к окружающим и себе — нелюбимым.

Нагло ведущий себя хам, - почти гарантированно имеет низкую самооценку. Человеку, уважающему себя, имеющему адекватную самооценку, уверенному в своих силах, нет нужды, что то доказывать, кому бы то ни было.

Завышенная самооценка – атрибут уверенности в себе, успешности. Если вы повстречаете человека, который постоянно стремится быть в центре внимания, старается всем руководить и раздает советы как семечки, — перед вами человек с завышенной самооценкой. Охотно критикуя чужие действия, в свой адрес критику он воспринимает в штыки. Вообще, чужое мнение его раздражает, если оно отлично от его мнения. Он всегда уверен в свой правоте и непогрешимости, а если в его действиях вылазит “косяк”, он объясняет его, как следствие форс-мажора, или старается переложить его на кого то другого.

Ещё для людей с завышенным типом самооценки характерны: высокомерие, эгоизм, пренебрежение к окружающим. Они уверены в своём превосходстве, не критичны к своим слабостям.

Заниженная и завышенная самооценки могут стать причиной внутренних конфликтов личности и источником проблем.

Адекватная самооценка – качество, позволяющее человеку ставить разумные цели и успешно достигать их.

У Абрахама Маслоу, в его знаменитой пирамиде базовых потребностей, значатся среди прочих: потребность в самоактуализации, потребность в уважении (почитании), но не прописана потребность в адекватной самооценке. Между тем, людям навязчиво свойственно создавать образ собственной значимости и соответствовать ему.

Мы конструируем эталон собственной значимости, отражающий наше представление о том, какими мы себя представляем, какими мы хотим быть, как мы хотим выглядеть в глазах окружающих. Ну а дальше мы занимаемся мониторингом, - мы сравниваем эталон, и то, что мы имеем в реальности. Этот процесс — есть ни что иное, как аналоговая самооценка.

Если то, что мы имеем на самом деле, не совпадает с созданным нами эталоном, возникает когнитивный диссонанс, выйти из которого можно двумя путями:

  • Форсировать работу над собственной значимостью (т.е. реально поднять её);
  • Снизить планку эталона;

Двигаться по первому пути - хлопотно, трудно и лениво. Второй путь - проще и комфортнее. Но, нужно помнить о том, что если вы по нему пойдёте, то неизбежно заработаете какой-либо комплекс, — для человека снижение уровня самооценки - чревато.

Набросаем абрис двух (из многочисленного ряда) типов людей.

Тип первый.

Люди, озабоченные обустройством только собственной жизни и жизни близких им людей. Они никогда не пойдут против существующих на данный момент общественных тенденций, и, если это им выгодно (или противодействие представляет опасность), всегда найдут возможность компромисса с любой мерзостью в рамках дозволенного (ненаказуемого). Они активно создают для себя и своих близких финансовую подушку и удобный ареал обитания. Если встает вопрос выбора между общественным благом и личной выгодой, они ни минуты не колеблются.

Как правило, все они лживы и, за редким исключением, примитивны. Единственное, что во всех в них непонятно, — когда же они нажрутся деньгами и возможно ли это вообще. Примеров - не счесть, - это практически все госчиновники.

Большинство из нас оценивает таких людей, как практичных и дальновидных негодяев. Некоторые, в глубине души, завидуют им.

Тип второй.

Градация людей, строго соблюдающих моральные каноны и чтущих общечеловеческие ценности. Они озабочены тем, как их воспринимают окружающие, что думают о них. Эти великолепные люди, воистину «соль Земли», движители прогресса, хранители общечеловеческих традиций и морали. Они, как правило, не останавливаются, покуда не сожгут себя дотла на благо людей. Эти люди, презирая опасность, выполняют свой долг так, как они его понимают, рискуя разрушить своё будущее, но понимая, что оставят добрую память в сердцах людей и это для них важнее.

Ольга Ли, симпатичная молодая женщина, рискуя не только карьерой, но и жизнью, не побоялась напомнить нашему президенту, что он является гарантом порядка и законности в возглавляемой им стране. Тот, как обычно, ничего вразумительного не ответил, зато система “прессанула” женщину со всей своей дурью. Такая вот гарантированная гарантом демократия.

Что движет людьми? Почему мы поступаем тем или иным способом? От чего зависит наш выбор?

Ответов на эти вопросы, вероятно, столько, сколько людей. Можно ответить и так:

Человек, создав образ себя и своего жизненного сценария, упорно следует ему. Он вынужден делать это. Для него это – потребность. А варианты его поступков определяет его багаж: ценности, приоритеты, мораль, значимость (которую ему необходимо сохранять и увеличивать), образ себя, самооценка (мы обязаны быть на уровне, который сами для себя наметили). Другими словами, мы выполняем предназначение свыше, которое создали себе сами.

Общепринято под самооценкой понимать оценку самого себя любимого, своих недостатков и достоинств, своих сильных и слабых сторон, своих возможностей и своего бессилия.

Понятно, что оценка таких составляющих нашей личности как воля, решительность, энергичность, харизма, порядочность, честность, нравственность, совесть, долг и т.д. — вещи постоянные, общечеловеческие. Сила воли – она и в Африке — сила воли. Но вот морально – этическое их применение трактуется по-разному.

У некоторых народов мужчину оценивают по тому, каков он добытчик. Моральный аспект способа добычи в расчет не принимается. К примеру, если мужик притащил домой мешок с деньгами, его семью и родственников совершенно не волнует, где он взял его. Главное - притаранил. Это - менталитет, и, понятно, что он cформирует активную жизненную позицию и моральные нормы. Как следствие, искаженная мораль порождает искаженную самооценку.

Примеров в нашей стране - море. Для цивилизованных народов - это не совсем приемлемо.

Критерии оценки морали (принятых в социуме представлениях о том, что есть хорошо и что такое плохо) и этики (представлениях о нравственности и морали) различны не только для этнических групп, но и для социальных слоев.

Например, некоего мужчину:

  • на производстве считают великолепным работником;
  • друзья считают его хорошим другом;
  • жена считает его никудышным мужем;
  • его дети хотели бы, чтобы их отец был другим;

Какой же он на самом деле, этот мужик с парциальной самооценкой?

Критериями моральной самооценки человека у нас в стране на данный момент являются моральные постулаты, которые ему в голову заложили родители и появившиеся в результате воспитания (семья, школа, среда, телевизор). Они, конечно, могут меняться, но происходит это, как правило, болезненно, их корректирование всегда вызывает сопротивление.

Одним из глобальных значений религии является то, что она предоставила человечеству универсальный критерий самооценки, где чётко расписано, как поступать – грешно, а как - угодно Богу.

Ребята – коммунисты поломали это, но понимая, что для формирования человека определённого, нужного им, типа, необходимо заложить ему в голову подходящие критерии для самооценки, поэтому они создали так называемый «Моральный кодекс строителя коммунизма», который вяло просуществовал 70 лет и благополучно отошел в историю.

На сегодняшний день, на мой взгляд, у нас в стране не существует внятной доктрины формирования нужного обществу типа человека. Наверное, это происходит потому, что покуда непонятно, куда мы идём.

Проблема воспитания переложена на семью, интернет и телевизор. От последнего - волосы встают дыбом: ложь, насилие и «Дом-2».

Интересная деталь: создательница «Дом-2» нынче баллотируется в президенты. Представляете, что если вдруг её выберут!

Прямо, Папуа - Новая Гвинея какая-то (там, кстати, все еще практикуют каннибализм)! Или бордель.

Моя бабушка, царство ей небесное, было по-своему очень мудрой женщиной. Когда ей излагали нечто путанное, она обычно говорила:

Ну-ка, милок, давай от печки, и попроще.

Итак. Если нас попросят охарактеризовать какого-либо человека, мы обязательно придём его значимость (важность, значительность). Уровень оценки значимости человека зависит от многих факторов, а именно:

В какой социальной среде он находится;

С каких позиций мы его оцениваем;

Причина, для которой делается это оценка;

Оценка человека с различных позиций, — различна, по причине различия оценочных критериев. Абсолютно то — же самое при самооценке: одно и то же свойства или качество можно трактовать полярно. Вопрос в использовании критериев.

Я - прагматик. Я убеждён, что всё, что делает человек, он делает для удовлетворения своих потребностей.

Могу сказать железно, что тщательно исследовав себя, вы уясните тот факт, что всё, что вы делаете, вы делаете только для себя. Подлость, стяжательство, порочность, или, напротив, яркие примеры служения обществу, объясняются только жизненным кредо человека, обусловленным воспитанием и набором критериев оценки.

Если покопаться в бездонной истории человечества, найти можно всё, что угодно.

И в заключение, если вы хотите повысить самооценку, предлагаю вам следующие приёмы:

Используйте формулы самовнушения.

Они очень эффективны, если использовать этот метод регулярно. Необходимо, однако, следить за адекватностью формул самовнушения: если, к примеру, ваша самооценка ну очень занижена, то формула самовнушения «Я добьюсь колоссального успеха !» только навредит, поскольку будет противоречить вашим внутренним убеждениям. В этом случае лучше пользоваться формулой: «Я очень активно развиваюсь и результаты уже ясно видны ».

Развивайте свои сильные стороны.

Самооценка это производное ваших реальных успехов. Определитесь, в каких областях вы являетесь экспертом и погрузитесь туда. Там – вы авторитет. Там вас уважают, и, следовательно, вы уважаете себя.

Если, к примеру, вы впадаете в ступор при знакомстве с девушкой, и на футбольном поле вы - никакой; но вы - сильный программист, вас так и будут воспринимать: хиляк, с девчонкой познакомиться для него проблема, но программист - от бога. Именно здесь ваша ниша. Здесь вас будут уважать окружающие, здесь вы будете уважать себя, здесь вы добьетесь всего, на что хватит ваших талантов.

Перестаньте себя критиковать.

От самокритики самооценка только падает.

Возьмите себе за правило: неудача - не повод для самокритики или сострадания к себе нелюбимому, а руководство к действию. Просто скажите себе: «Здесь я действительно ослаб. Мне нужно научиться этому». И действуйте, действуйте.

Самооценка личности - ценность, которая придается человеком себе или отдельным своим качествам. Основным критерием самооценки выступает система личностных смыслов человека. Можно сказать, что самооценка это состояние, когда человек оценивает сам себя в разных областях, давая оценку тем или иным своим качествам (привлекательность, профессионализм).

О том, как опасна негативная самооценка, нас предупреждает история гениального физика Эренфеста. Многие ныне знаменитые ученые спрашивали его совета. Его помощь была бесценна. Его открытиями пользовались другие. Трагедией Эренфеста была заниженная самооценка. Он всегда сомневался в своей правоте. Однажды он посчитал себя абсолютно неспособным и прекратил заниматься наукой. Поэтому о нем мало кто знает.

Слава не сделала счастливой великую актрису Грету Гарбо, которая также имела заниженную самооценку. У нее были миллионы поклонников, но почти не было друзей. Она была настолько застенчива и неуверенна в себе, что не могла сниматься в присутствии людей. Исключение делалось только для партнеров по сцене и оператора. Праздники она отмечала одна в своем огромном замке.

Эти совершенно непохожие люди с такими разными судьбами были невероятно талантливы и успешны в профессиональной деятельности. Причиной их несчастья стала заниженная самооценка, то есть неспособность принять и полюбить себя, признать свое возможное несовершенство.

Американский психолог Уильям Джеймс вывел формулу самооценки, которую иногда называют формулой счастья:

САМООЦЕНКА = УСПЕХ / УРОВЕНЬ ПРИТЯЗАНИЙ

Есть только два способа повысить самооценку:

Добиться успеха в какой-нибудь деятельности;

Снизить уровень притязания.

Достичь одновременно и того и другого удается только великим людям.

Эйнштейн был изумлен, обнаружив в один прекрасный день, что является одним из самых знаменитых людей в мире. Людям он казался таким же странным, как его теория относительности. Кстати, сам он объяснял свою теорию так: мужчина сидит с хорошенькой девушкой — и часы летят незаметно. Но если ему придется сидеть на раскаленной плите, минута будет тянуться бесконечно. Это и есть относительность.

Однажды капитан трансатлантического лайнера предложил ему выбрать любую каюту. Эйнштейн сказал, что ему абсолютно безразличны условия, он готов путешествовать хоть на рулевом колесе. Он презирал славу, деньги и титулы. Счастье для него состояло из работы, игры на скрипке и плавания под парусом. (Из книги Карнеги Д. Малоизвестные факты о хорошо известных людях. — М., 1993).

Если ваша цель — жизнь в гармонии с собой и миром, необходимо, чтобы уровень притязаний соответствовал успеху. Проблема в том, что успех каждый понимает по-своему.

Адекватная самооценка

Адекватная самооценка придает человеку уверенность в себе, позволяет успешно ставить и достигать целей в карьере, бизнесе, личной жизни, творчестве, придает такие полезные качества как инициативность, предприимчивость, способность адаптации к условиям различных социумов. Низкая самооценка сопровождает человека робкого, неуверенного в принятии решений.

Высокая самооценка , как правило, становится неотъемлемым качеством успешного человека, независимо от профессии - будь то политики, бизнесмены, представители творческих специальностей. Однако распространены и случаи завышенной самооценки, когда люди придерживаются слишком высокого мнения о себе, собственных талантах и способностях, в то время как реальные их достижения, по мнению экспертов в той или иной области, представляются более или менее скромными. Почему так? Практические психологи нередко выявляют два типа поведения (мотивации) - стремление к успеху и избегание неудачи. В случае если человек придерживается первого вида мышления, он настроен более позитивно, его внимание менее акцентировано на трудностях, и в этом случае мнения, высказываемые в социуме, просто менее значимы для него и его уровня самооценки. Человек, исходящий из второй позиции, менее склонен к риску, проявляет больше осторожности и нередко находит в жизни подтверждение своим страхам, что его путь к целям сопряжен с бесконечными препятствиями и тревогами. Такой тип поведения, возможно, не позволяет ему поднять самооценку.

Низкая (заниженная) самооценка и ее причины.

Низкая (заниженная) самооценка нередко обусловлена влиянием и оценкой родителей в детстве, а в последующей жизни — внешней оценкой социума. Бывает так, что ребенку в детстве дают заниженную самооценку ближайшие родственники, говоря: «У тебя это не получается!», подчас применяя при этом физическое воздействие. Иногда родители злоупотребляют «тиранию долженствований», вызывая при этом у ребенка чувство гиперответственности, которое впоследствии может привести к эмоциональной скованности и зажатости. Часто старшие говорят: «Ты должен вести себя очень прилично, так как твой отец уважаемый человек», «Ты должен слушаться во всем маму». В сознании ребенка складывается модель эталона, в случае реализации которого он стал бы хорошим и идеальным, но поскольку она не реализуется, возникает несоответствие между эталоном (идеалом) и реальностью. На самооценку личности влияет сопоставление образов идеального и реального Я» - чем больше разрыв между ними, тем вероятнее недовольство человека реальностью своих достижений и ниже ее уровень.

У взрослых людей заниженная самооценка личности поддерживается в тех случаях, если они придают слишком большую важность тому или иному событию, либо считают, что проигрывают в сравнении с другими. При этом возможно, они забывают, что неудачи - также ценный ресурс опыта, а также что их индивидуальность не менее уникальна, чем у других людей. Также важен вопрос о критериях оценки и самооценки (как и что именно оценивать?), т.к. в некоторых, даже профессиональных областях (не говоря уже о личных отношениях) они могут оставаться относительными или недостаточно четко проясненными.

Завышенная самооценка и ее причины

Бывает так, что родители или ближайшие родственники ребенка склонны переоценивать, восхищаясь как он(а) хорошо читает стихи или играет на музыкальном инструменте, как он умен и сообразителен, но попадая в другую среду (к примеру, в детский сад или школу) такой ребенок подчас испытывает драматические переживания, поскольку его оценивают по реальной шкале, по которой его способности оказываются оцененными далеко не столь высоко. В этих случаях, завышенная родительская оценка играет злую шутку, вызывая у ребенка когнитивный диссонанс в период, когда собственные критерии адекватной самооценки еще не выработались. Тогда завышенный уровень самооценки сменяется заниженным, вызывая у ребенка психотравму, тем более сильную, чем в более позднем возрасте она произошла.

Перфекционизм и уровень самооценки

Перфекционизм — стремление соответствовать максимальным критериям совершенства в тех или иных областях — нередко служит еще одной причиной завышенной или заниженной самооценки. Проблема в том, что критерии оценок в тех или иных областях могут различаться, а достичь совершенства по всем возможным направлениям («быть отличником по всем предметам») заведомо невозможно. В этом случае, чтобы повысить самооценку человека (вернее, сделать самооценку более адекватной) стоит выделять отдельные области с более или менее общими критериями и сформировать отдельную самооценку в них.

Как повысить самооценку.

Существует немало способов поднять самооценку. На индивидуальных консультациях мы с Вами найдем такие методы, которые наилучшим образом соответствуют именно Вашей личности. На этой страничке я перечислю три первых принципа, которые, возможно, помогут изменить Вашу самооценку уже сегодня и стать более успешным, более уверенным в себе человеком.

 Простите себя за все неудачи и промахи, совершенные в прошлом, и признайте, что они бесценный капитал Вашего опыта, Ваших знаний, которыми можно эффективно пользоваться в жизненных ситуациях.

 Осознайте свои достижения, победы, успехи, сколь бы малыми они на первый взгляд ни казались. Может быть, вам захочется даже завести дневник, в который Вы начнете ежедневно записывать их.

 Постарайтесь больше прислушиваться к собственным потребностям и интересам, не обесценивая их. Они могут послужить мотивацией к вашей деятельности.

 И конечно, все напутствия и советы хороши, но рекомендую вам не заниматься "самоисправлением". Обратитесь к специалистам за помощью.