На свободную тему

Дорог железных рыцарь. Как Дебальцево и его жители три года воюют в тылу. Дебальцево. Как это былоИсповедь разведчика Население дебальцево

Сегодня. Город понемногу оправляется от войны и пытается вернуться к мирной жизни, однако, для его полного восстановления понадобится еще не один год.

На въезде в Дебальцево. Стелу отремонтировали и покрасили. Прежняя, с патриотическими надписями была, конечно колоритнее, но эта вполне себе красавица

Встречаются в Дебальцево такие вот дома. Но, завалы расчищаются, дома готовятся к восстановлению!

Встретили много семей с детьми. Потеплело, и маленькие "жукашечки" повыползали погулять под весенним солнышком.

Восстановление города идет полным ходом. Впервые я попал в Дебальцево сразу после освобождения, 3 марта 2015 года. Есть с чем сравнивать.



Новогригорьевка. Раньше это был Артемовский район, сейчас село подчинено администрации Дебальцево. Красиво.

В Новогригорьевке целые дома найти достаточно сложно. Из 300 довоенных жителей поселка сейчас наберется только сотня.

А здесь, у сельского магазина, была минометная позиция украинских войск.

Бродить там опасно - полно минометных мин со взрывателями и прочего ржавого барахла.

Например, такого.

Братская могила советских воинов. Осколок попал статуе солдата прямо в грудь.

Здесь лежат воины 71-й бригады ВВ НКВД.


Общий вид.

Нашли такой вот раритетный "девайс" из металла.

В день праздника "Серп и Молот"!



В траве по сей день валяются противогазы, патроны, разное армейское барахло. Кто каток от "мотолыги" потерял?

Двор жилого дома. Здесь стоял "Кривбасс" - 40-й мотопехотный батальон ВСУ.

В хозяйстве все пригодится.

Здесь живут люди.

С детьми.



Поселок "8 Марта". Раньше это была улица Чапаева. Сейчас местные остряки прозвали ее улицей "Имени танкового биатлона". Удирая от армии ДНР, украинские танкисты просто расстреливали эти дома из танковых орудий.



Год постройки: 1947. Разрушен в 2015-м.

А здесь хорошо видно, что это был не "прилет" откуда-то сверху, а именно расстрел дома прямой наводкой.

"Дата-центр" Дебальцевского железнодорожного узла. Ну, или то, что от него осталось.

Дебальцево, памятник погибшим в 2014 - 2015 гг.

Памятник героине Гражданской войны Л.Г. Мокиевской-Зубок, командиру бронепоезда № 3 "Власть Советам!".


Год назад. 03 марта 2015 года. При отступлении украинские солдаты бросали своих раненых. Они в курсе, что наши раненых не добивают, а лечат, чего не скажешь об оппонентах - по официальным данным ДНР, в украинском плену выживают только трое из десяти ополченцев.

Год назад. 03 марта 2015 года. При отступлении бросали все - армейские и личные документы, вещи, оружие и боеприпасы, технику, и даже милые маленькие игрушки, которые украинские дети присылали своим "героям АТО".

Город Дебальцево, Донецкая область


Дебальцево - город областного подчинения, расположен в восточной части Донецкой области, в центре Дебальцево-Ивановского кряжа, который достигает здесь наивысшей точки - 334 метра над уровнем моря. Расстояние до областного центра - 76 км. Дебальцево - крупнейший железнодорожный узел страны.
Находится: Украина, Донецкая область.

Основан в 1878 году, как железнодорожная станция в связи со строительством Екатерининской железной дороги. До наших дней сохранилось здание железнодорожного вокзала, возведенное в 1879 г., теперь это памятник архитектуры.

Название связано с прилегающим селом Ильинкой, которое в 19 веке было даровано статскому советнику Илье Николаевичу Дебольцову за участие в подавлении восстания декабристов. Спустя некоторое время Ильинка получила свое второе неофициальное имя - Дебольцовка. Именно так она была указана на топографических картах 19 века, и станция, которую основали на северных границах имения Дебольцова, получила название Дебальцево.

В 1894 году поблизости от станции был сооружен механический завод. Он выпускал строительные фермы, пролеты железнодорожных мостов, вагонетки для узкоколеек.

В 1905 - 1908 гг. в Дебальцево Донецкой области были сооружены:

  • товарная станция,
  • два депо,
  • расширены вагонные мастерские.

В 1911 года население Дебальцева составило 20 тысяч человек. В поселке не было водопровода, мощеных улиц. Работали две небольшие больницы, амбулатория, церковноприходская, земская и железнодорожная школы.

Во время Февральской революции, Гражданской войны и до становления советской власти в 1919 году, город Дебальцево не раз переходил «из рук в руки». Вначале Гражданской войны Дебальцево был приграничным пунктом УНР. Далее в разные периоды в Дебальцево находились и донские казаки, и войска Деникина, и Красная армия, а во время правления гетмана Скоропадского, с апреля по декабрь 1918 года, австро-немецкие вооруженные силы.

В 1919 году наступление на Дебальцево развил бронепоезд «Власть Советам!», под командованием Л. Г. Мокиевской-Зубок. Во время боя за станцию она и погибла. Но после большевиков Дебальцево заняли войска Деникина. К концу 1919 года в Дебальцево была установлена советская власть.

В 1921 году Дебальцево получил статус уездного города Бахмутского (позже - Енакиевского) уезда.

Статус города поселок получил в 1938 году. К 1939 году население города Дебальцево выросло до 33 тысяч человек. В городе появились:

  • водопровод,
  • электричество,
  • был построен дворец культуры железнодорожников на 1200 мест,
  • был построен стадион,
  • открылся филиал Харьковского железнодорожного института.

В годы первых пятилеток железнодорожный узел и машиностроительный завод подверглись реконструкции. Завод стал выпускать сталеразливочные ковши, шлаковозы, чугуновозы, затворы доменных печей.

В 1970-х годах построены новые многоэтажные микрорайоны «Черемушки» (на северо-востоке города), имени 50-летия Победы и Восточный, в 1980-х также построен микрорайон «Фестивальный».

Микрорайоны и части города:

  • Микрорайон «Центральный» занимает центральную часть города. Здесь расположены основные административные учреждения - городской совет и исполнительный комитет, управление внутренних дел, городской узел связи и прочие. Также здесь расположен железнодорожный вокзал и локомотивное депо Дебальцево-Пассажирское (ТЧ-14).
  • Микрорайон «Черемушки» расположен на западе города. Построен район в 70-х годах на осушенных болотах. Состоит из четырех- и пятиэтажных домов. На микрорайоне находится Дебальцевский филиал Артемовского техникума железнодорожного транспорта, общеобразовательная школа № 4, детский сад № 4, отделение «Ощадбанка». На окраине микрорайона находится отделенческая больница станции Дебальцево.
  • Поселок имени Рязанцева - Народное название - «Рязань». Поселок назван в честь героя гражданской войны Ф. А. Рязанцева, расположен на юго-востоке Дебальцево. По его территории проходит автотрасса Знаменка-Луганск-Изварино. Застройка - частный сектор. Здесь расположена общеобразовательная школа № 2. Естественной границей на востоке является балка Соленая.
  • Заводской поселок - один из старейших районов города. Был основан в конце 19 века при механическом заводе. В советское время поселок был облагорожен и благоустроен. Заводской поселок застроен двух и пятиэтажными зданиями. В Заводском поселке расположены городская санитарно-эпидемиологическая станция, Центр культуры и досуга (бывший ДК завода), отделение Укртелекома, городская пожарная часть, детский сад и стадион «Авангард».
  • Поселок имени Толстова - восточная окраина города. Назван в честь А. Н. Толстого, советского писателя, который в рассказе «Морозная ночь» описал события на станции Дебальцево во время Гражданской войны. Состоит из индивидуальных построек. В этом районе находится Центральная городская больница и Холм Славы.
  • Микрорайон «Восточный» - один из самых «молодых» районов города. Микрорайон застроен типовыми пятиэтажными зданиями. По проекту в результате расширения должен был слиться с микрорайоном имени 50-летия Победы, но с упадком строительства это не удалось. Здесь находится школа № 1, детский сад, ПТУ. На микрорайоне «Восточный» был реализован пилотный проект отопления - построена электрокотельная.
  • Поселок имени Коняева носит имя героя двух революций Н. Н. Коняева, который 28 декабря 1917 года был застрелен на перроне вокзала станции Дебальцево. Постройки - частный сектор. Вытянут вдоль железной дороги. Здесь находится городской хлебозавод, а также ПЧ-5.
  • Микрорайон имени 50-летия Победы - район смешанной застройки. Многоэтажные постройки на севере района переходят в частный сектор. Северо-восточная оконечность Дебальцево. Микрорайон тесно связан с расположенными рядом предприятиями железной дороги. Здесь находятся общеобразовательная школа № 6, детский сад, военизированная охрана Донецкой железной дороги. Остановочный пункт «I площадка».
  • Микрорайон «Фестивальный» расположен на севере города. Микрорайон застроен многоэтажками. Молодой район Дебальцево. Здесь расположено множество предприятий железной дороги: вагонное депо сортировочное, асфальтовый завод, ПМС-9, метеорологическая станция, спорткомплекс «Мы», остановочный пункт "Колесный" и «Метеорологический».
  • Поселок «8 Марта» - прилегающий к железной дороги поселок. Один из наиболее отдаленных от центра районов. Северная окраина города. Частный сектор. Здесь находится школа № 7, детский сад, КРМЗ.
  • Поселок Октябрьский - северо-восточная окраина города. Наиболее отдаленный от центра район. Поселок ограничивается железнодорожными ветками на Чернухино и Луганск, а также автотрассой. Здесь находится локомотивное депо Дебальцево-Сортировочное (ТЧ-10). Остановочный пункт " 2 площадка".

Социальная сфера:

  • 2 больницы,
  • 16 детских садов,
  • 8 общеобразовательных школ,
  • 3 вечерние школы,
  • школа интернат,
  • 2 дворца культуры: Железнодорожников и имени 40-летия ВЛКСМ,
  • музыкальная школа,
  • три летних кинотеатра,
  • 2 стадиона,
  • дворец спорта «Локомотив»,
  • спорткомплекс «МЫ»,
  • Спортивная детско-юношеская школа (ДЮСШ),
  • 29 библиотек,
  • краеведческий музей (с 1966 года),
  • дом пионеров,
  • станция юных техников.

Достопримечательности города:

  • Дом науки и техники вагонного депо (улица Калинина)
  • Спортивный комплекс "Локомотив"
  • Городской центр культуры и отдыха (улица Заводская)
  • Железнодорожный вокзал (памятник архитектуры 19 века)
  • Памятник воинам-интернационалистам (улица Советская)
  • Памятник воинам-освободителям от немецко-фашистских захватчиков (Центральная площадь)
  • Памятник героям, погибшим в Великой Отечественной войне (поселок Заводской)

Знаменитые жители Дебальцева:

  • выдаю­щийся русский геолог Л. И. Лутугин - исследователь угольных ме­сторождений, создатель обзорной геологической карты Донбасса, за которую он был удостоен большой золотой медали на международ­ной выставке в Турине в 1911 году. В 1898 - 1914 годах в городе находилась его летняя штаб-квартира.
  • поэт Владимир Сосюра.
  • Борис Евдокимович Щербина - советский государственный и партийный деятель. Один из создателей нефтегазового комплекса в Западной Сибири. Член ЦК КПСС (1976 – 1990 гг.), кандидат в члены ЦК КПСС (1961 – 1976 гг.). Депутат Верховного Совета СССР 6 - 11 созывов.
  • Герой Украины Г. В. Кнышов.

Флаг Дебальцево

Герб Дебальцево

Страна Украина
Статус город областного подчинения
Область Донецкая
Население 29,1 тыс. чел. человек (2004)
Автомобильный код AH / 05
Телефонный код +380 6249
КОАТУУ 1410900000
Почтовые индексы 84700-84790
Город с 1938
Основан 1878
Агломерация 52,2
Координаты Координаты: 48°20′28″ с. ш. 38°25′40″ в. д. / 48.341111° с. ш. 38.427778° в. д. (G) (O) (Я)48°20′28″ с. ш. 38°25′40″ в. д. / 48.341111° с. ш. 38.427778° в. д. (G) (O) (Я)
Городской голова Проценко Владимир Васильевич
Часовой пояс UTC+2, летом UTC+3
Официальный сайт http://debaltsevo-rada.dn.ua/
Площадь 24,2 км²
Плотность 1250 чел./км²

Дебальцево (укр. Дебальцеве)- город областного значения в Донецкой области Украины , крупнейший железнодорожный узел страны.

Расстояние до Донецка: по автодорогам - 74 км. Расстояние до Киева: по автодорогам - 803 км, по ж/д - 797 км.

Микрорайоны и части города

  • Посёлок им. Толстова - восточная окраина города. Назван в честь А. Н. Толстого , советского писателя, который в рассказе «Морозная ночь» описал события на станции Дебальцево во время Гражданской войны. Состоит из индивидуальных построек. В этом районе находится Центральная городская больница и Холм Славы.
  • Население

    30,246 тыс. жителей (2001) с территориями, подчиненными горсовету 52,214 тыс. жителей. Украинский язык согласно переписи в быту использует 21,9 % населения. Количество населения на начало 2004 года - 29,1 тыс. человек.

    Рождаемость - 7,5 на 1000 человек, смертность - 17,1, естественная убыль - 9,6, сальдо миграции отрицательное (-2,2 на 1000 человек).

    История

    Город Дебальцево основан в 1878 году как железнодорожная станция в связи со строи­тельством Екатерининской железной дороги. К 1897 году в посёлке станции проживало более 2 тыс. человек.

    Название связано с прилегающим селом Ильинкой, которое в XIX веке было даровано статскому советнику Илье Николаевичу Дебольцову за участие в подавлении восстания декабристов. Спустя некоторое время Ильинка получила своё второе неофициальное имя - Дебольцовка. Именно так она была указана на топографических картах XIX века, и станция, которую основали на северных границах имения Дебольцова, получила название Дебальцево.

    В 1894 году поблизости от станции построен механический завод, ко­торый выпускал строительные фермы, пролеты железнодорожных мо­стов, вагонетки для узкоколеек. В 1905-1908 годах сооружены товарная станция, два депо, расширены вагонные мастерские. В 1911 году население Дебальцево составило 20 тыс. чел. В посёлке не было водопровода, мощёных улиц. Работали две небольшие боль­ницы, амбулатория, церковноприходская, земская и железнодорож­ная школы.

    Во время Февральской революции, Гражданской войны и до становления советской власти в 1919 году, город Дебальцево не раз переходил «из рук в руки». Вначале Гражданской войны Дебальцево был приграничным пунктом УНР. Далее в разные периоды в Дебальцево находились и донские казаки, и войска Деникина, и Красная армия, а во время правления гетмана Скоропадского , с апреля по декабрь 1918 года, австро-немецкие вооруженные силы.

    В 1919 году наступление на Дебальцево развил бронепоезд «Власть Советам!», под командованием Л. Г. Мокиевской-Зубок. Во время боя за станцию она и погибла. Но после большевиков Дебальцево заняли войска Деникина. К концу 1919 года в Дебальцево была установлена cоветская власть.

    В 1921 году Дебальцево получил статус уездного города Бахмутского (позже - Енакиевского) уезда. В 1921 году население города составило 9 595 чел. Среди трудящихся - 65,9 % было занято на транспорте (железнодорожная станция и мастерские), 2,8 % - рабочие, 15,7 % - служащие. В 1925 году произошла реконструкция механического завода (Дебальцевский машиностроительный завод), в ассортименте которого появилось доменное и прокатное оборудование. Статус города посёлок получил в 1938 году. К 1939 году население его выросло до 33 тыс. человек, появились водопровод, электричество, были построены Дворец культуры железнодорожников на 1 200 мест, ста­дион, открылся филиал Харьковского железнодорожного института. В годы первых пятилеток железнодорожный узел и машинострои­тельный завод подверглись реконструкции. Завод стал выпускать сталеразливочные ковши, шлаковозы, чугуновозы, затворы доменных пе­чей.

    ИСТОРИЯ ДЕБАЛЬЦЕВО Дебальцево - город областного подчинения, расположен в восточной части Донецкой области, в центре Дебальцево-Ивановского кряжа, который достигает здесь наивысшей точки - 334 метра над уровнем моря. Расстояние до областного центра - 76 км. Дебальцево - крупнейший железнодорожный узел страны. Город Дебальцево основан в 1878 году, как железнодорожная станция в связи со строительством Екатерининской железной дороги. До наших дней сохранилось здание железнодорожного вокзала, возведенное в 1879 г., теперь это памятник архитектуры. Название связано с прилегающим селом Ильинкой, которое в 19 веке было даровано статскому советнику Илье Николаевичу Дебольцову за участие в подавлении восстания декабристов. Спустя некоторое время Ильинка получила свое второе неофициальное имя - Дебольцовка. Именно так она была указана на топографических картах 19 века, и станция, которую основали на северных границах имения Дебольцова, получила название Дебальцево.

    В 1894 году поблизости от станции был сооружен механический завод. Он выпускал строительные фермы, пролеты железнодорожных мостов, вагонетки для узкоколеек. В 1905 - 1908 гг. в Дебальцево Донецкой области были сооружены: -товарная станция, -два депо, -расширены вагонные мастерские.

    В 1911 года население Дебальцева составило 20 тысяч человек. В поселке не было водопровода, мощеных улиц. Работали две небольшие больницы, амбулатория, церковноприходская, земская и железнодорожная школы. Во время Февральской революции, Гражданской войны и до становления советской власти в 1919 году, город Дебальцево не раз переходил «из рук в руки». Вначале Гражданской войны Дебальцево был приграничным пунктом УНР. Далее в разные периоды в Дебальцево находились и донские казаки, и войска Деникина, и Красная армия, а во время правления гетмана Скоропадского, с апреля по декабрь 1918 года, австро-немецкие вооруженные силы. В 1919 году наступление на Дебальцево развил бронепоезд «Власть Советам!», под командованием Л. Г. Мокиевской-Зубок. Во время боя за станцию она и погибла. Но после большевиков Дебальцево заняли войска Деникина. К концу 1919 года в Дебальцево была установлена советская власть. В 1921 году Дебальцево получил статус уездного города Бахмутского (позже - Енакиевского) уезда. Статус города поселок получил в 1938 году. К 1939 году население города Дебальцево выросло до 33 тысяч человек. В городе появились: -Водопровод, -Электричество, -Был построен дворец культуры железнодорожников на 1200 мест, -Был построен стадион, -Открылся филиал Харьковского железнодорожного института. -В годы первых пятилеток железнодорожный узел и машиностроительный завод подверглись реконструкции. Завод стал выпускать сталеразливочные ковши, шлаковозы, чугуновозы, затворы доменных печей. ДЕБАЛЬЦЕВО в годы Великой Войны В начале декабря 1941 года на Дебальцевском направлении начались наступательно-оборонительные бои. После того, как немецко-фашистские войска потерпели поражение в результате наступления Красной Армии под Ростовом, противник начал наступательные операции по окончательному захвату Донбасса. В связи с этим он бросил в наступление 52-ю итальянскую дивизию «Торино» и группу войск генерала Шведлера. На фронте 12-й армии завязались ожесточённые бои. Противнику на этом направлении противостояли части Красной Армии в составе 71-й бригады войск НКВД (95-й пограничный полк; 172-й, 175-й и 176-й стрелковые полки), 74-я стрелковой дивизии (Фёдор Ефимович Шердин) - 78-й, 109-й и 306-й стрелковые полки и 176-й стрелковой дивизии в составе 404-го и 591-го полков. После многократных налётов авиации, при поддержке свежих пехотных и моторизованных частей, противник потеснил позиции 74-й стрелковой дивизии и полностью оккупировал Дебальцево. Но отдельные очаги сопротивления в городе не стихали до 22 декабря, когда бойцы 74-й дивизии, 95 полка НКВД и отдельных частей 71-й бригады стремительной атакой ворвались в Дебальцево и освободили город. Противник понёс большие потери в личном составе, были захвачены штабные документы 117-го пехотного полка, его знамя, журнал боевых действий и учёта личного состава, ордена Железного креста, предназначенные для поддержания боевого духа оккупантов. Бои на линии фронта, проходившей через восточную границу города Дебальцево, не прекращались и в начале января 1942 года. 176-я стрелковая дивизия, перейдя в наступление, овладела Комиссаровкой и посёлком Октябрьским. Опять в городе вспыхнули уличные бои, разгорелась снайперская война. Вновь советские части были вынуждены отступить, закрепившись по восточной границе города на господствующих высотах лесной балке. Здесь линия фронта стабилизировалась до лета 1942 года. Подтверждением того, что зимой 1941-1942 года на территории города велись кровопролитные бои, свидетельствуют боевые истории некоторых красноармейцев, которые были награждены орденами и медалями за оборонительно-наступательные бои в районе города Дебальцево. 3 сентября 1943 года освобождён от германских войск советскими войсками Южного фронта в ходе Донбасской операции. Дебальцево 1964

    Микрорайоны и части города: -Микрорайон «Центральный» занимает центральную часть города. Здесь расположены основные административные учреждения - городской совет и исполнительный комитет, управление внутренних дел, городской узел связи и прочие. Также здесь расположен железнодорожный вокзал и локомотивное депо Дебальцево-Пассажирское (ТЧ-14). -Микрорайон «Черемушки» расположен на западе города. Построен район в 70-х годах на осушенных болотах. Состоит из четырех- и пятиэтажных домов. На микрорайоне находится Дебальцевский филиал Артемовского техникума железнодорожного транспорта, общеобразовательная школа № 4, детский сад № 4, отделение «Ощадбанка». На окраине микрорайона находится отделенческая больница станции Дебальцево. Поселок имени Рязанцева - Народное название - «Рязань». Поселок назван в честь героя гражданской войны Ф. А. Рязанцева, расположен на юго-востоке Дебальцево. По его территории проходит автотрасса Знаменка-Луганск-Изварино. Застройка - частный сектор. Здесь расположена общеобразовательная школа № 2. Естественной границей на востоке является балка Соленая. Заводской поселок - один из старейших районов города. Был основан в конце 19 века при механическом заводе. В советское время поселок был облагорожен и благоустроен. Заводской поселок застроен двух и пятиэтажными зданиями. В Заводском поселке расположены городская санитарно-эпидемиологическая станция, Центр культуры и досуга (бывший ДК завода), отделение Укртелекома, городская пожарная часть, детский сад и стадион «Авангард». -Поселок имени Толстова - восточная окраина города. Назван в честь А. Н. Толстого, советского писателя, который в рассказе «Морозная ночь» описал события на станции Дебальцево во время Гражданской войны. Состоит из индивидуальных построек. В этом районе находится Центральная городская больница и Холм Славы. -Микрорайон «Восточный» - один из самых «молодых» районов города. Микрорайон застроен типовыми пятиэтажными зданиями. По проекту в результате расширения должен был слиться с микрорайоном имени 50-летия Победы, но с упадком строительства это не удалось. Здесь находится школа № 1, детский сад, ПТУ. На микрорайоне «Восточный» был реализован пилотный проект отопления - построена электрокотельная. Поселок имени Коняева носит имя героя двух революций Н. Н. Коняева, который 28 декабря 1917 года был застрелен на перроне вокзала станции Дебальцево. Постройки - частный сектор. Вытянут вдоль железной дороги. Здесь находится городской хлебозавод, а также ПЧ-5. -Микрорайон имени 50-летия Победы - район смешанной застройки. Многоэтажные постройки на севере района переходят в частный сектор. Северо-восточная оконечность Дебальцево. Микрорайон тесно связан с расположенными рядом предприятиями железной дороги. Здесь находятся общеобразовательная школа № 6, детский сад, военизированная охрана Донецкой железной дороги. Остановочный пункт «I площадка». -Микрорайон «Фестивальный» расположен на севере города. Микрорайон застроен многоэтажками. Молодой район Дебальцево. Здесь расположено множество предприятий железной дороги: вагонное депо сортировочное, асфальтовый завод, ПМС-9, метеорологическая станция, спорткомплекс «Мы», остановочный пункт "Колесный" и «Метеорологический». -Поселок «8 Марта» - прилегающий к железной дороги поселок. Один из наиболее отдаленных от центра районов. Северная окраина города. Частный сектор. Здесь находится школа № 7, детский сад, КРМЗ. Поселок Октябрьский - северо-восточная окраина города. Наиболее отдаленный от центра район. Поселок ограничивается железнодорожными ветками на Чернухино и Луганск, а также автотрассой. Здесь находится локомотивное депо Дебальцево-Сортировочное (ТЧ-10). Остановочный пункт " 2 площадка". Социальная сфера: -2 больницы, -16 детских садов, -8 общеобразовательных школ, -3 вечерние школы, -Школа интернат, -2 дворца культуры: Железнодорожников и имени 40-летия ВЛКСМ, -Музыкальная школа, -Три летних Кинотеатра, -2 Стадиона, -Дворец спорта «Локомотив», -Спорткомплекс «МЫ», -Спортивная детско-юношеская школа (ДЮСШ), -29 библиотек, -Краеведческий музей (с 1966 года), -Дом пионеров, -Станция юных техников. Достопримечательность города: -Дом науки и техники вагонного депо (улица Калинина) -Спортивный комплекс "Локомотив" -Городской центр культуры и отдыха (улица Заводская) -Железнодорожный вокзал (памятник архитектуры 19 века) -Памятник воинам-интернационалистам (улица Советская) -Памятник воинам-освободителям от немецко-фашистских захватчиков (Центральная площадь) -Памятник героям, погибшим в Великой Отечественной войне (поселок Заводской) Знаменитые жители Дебальцева: Выдающийся русский геолог Л. И. Лутугин - исследователь угольных ме сторождений, создатель обзорной геологической карты Донбасса, за которую он был удостоен большой золотой медали на международной выставке в Турине в 1911 году. В 1898 - 1914 годах в городе находилась его летняя штаб-квартира. поэт Владимир Сосюра. Борис Евдокимович Щербина - советский государственный и партийный деятель. Один из создателей нефтегазового комплекса в Западной Сибири. Член ЦК КПСС (1976 – 1990 гг.), кандидат в члены ЦК КПСС (1961 – 1976 гг.). Депутат Верховного Совета СССР 6 - 11 созывов. Г. В. Кнышов.