На свободную тему

Грамматическое значение существительных предмет. Грамматическое значение имени существительного. вещественные - называют различные вещества: воздух, вода, капрон, масло


Имя существительное - часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? что? (патриот, космонавт, дежурный, олимпиада, молодёжь, спорт, знамя, планетарий, Москва, Владивосток, белизна, ходьба, радость).
Примечание. Предметом в грамматике называется всё то, о чём можно спросить кто зто? что это?, например: кто это? - ученик, что зто? - книга.
По значению имена существительные делятся на собственные (Лев, Толстой, Ленинград, Болгария, Каштанка, «Аврора») и нарицательные (учебник, комбайн, комсомолец, колхоз), одушевлённые (ученик, Петя, Таня, Наташа, агроном, лось, щука) и неодушевлённые (дом, город, деревня, газета, журнал, Волга, Байкал).
Имена существительные относятся к мужскому (инженер, юннат), женскому (окрестность, публицистика) или среднему роду (поколение, отечество).
Примечание. Имена существительные по родам не изменяются.
. Имена существительные изменяются по падежам (хлеб, хлеба, хлебу, хлебом, о хлебе; дисциплина, дисциплины, дисциплине, дисциплиной, о дисциплине) и по числам (единственное число: отряд, земля; множественное число: отряды, земли).
Начальная форма имени существительного - именительный падеж единственного числа.
В предложении имена существительные чаще всего бывают подлежащим и дополнением, а также несогласованным определением, приложением, обстоятельством и именной частью составного сказуемого, например:
  1. Книга делает человека хозяином вселенной (П. Павленко) - подлежащее книга выражено существительным; 2) Вся жизнь человечества оседала в книге (А. Герцен) - дополнение в книге выражено существительным с предлогом; 3) Книга - хранилище знаний (Б. Полевой) - именная часть составного сказуемого хранилище выражена существительным;
  1. Сырость от земли начинала холодить бок (А. Гайдар) -
несогласованное определение от земли выражено существительным с предлогом; 5) Над седой равниной моря ветер ту- чи собирает (М. Горький) - обстоятельство места над равниной выражено существительным с предлогом; б) Не забудет народ- победитель беззаветных героев своих (В. Лебедев-Кумач) -
приложение победитель выражено именем существительным.
Существительные в именительном падеже могут выступать в роли обращения: Спасибо; Родина, за счастье с тобою быть в пути твоём! (А. Твардовский) - обращение Родина выражено именем существительным.

Еще по теме ЗНАЧЕНИЕ И ГРАММАТИЧЕСКИЕ ПРИЗНАКИ ИМЕНИ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОГО:

  1. § 39. Взаимодействие грамматических и лексических значений в структуре имени существительного
  2. §39.Взаимодействие грамматических и лексических значений в структуре имени существительного
  3. ЗНАЧЕНИЕ И ГРАММАТИЧЕСКИЕ ПРИЗНАКИ ИМЕНИ ПРИЛАГАТЕЛЬНОГО
  4. ЗНАЧЕНИЕ И ГРАММАТИЧЕСКИЕ ПРИЗНАКИ ИМЕНИ ЧИСЛИТЕЛЬНОГО
  5. 6.5. Значение имени существительного, его морфологические признаки и синтаксические функции
  6. 112. Значение имени существительного, его морфологические признаки и синтаксические функции
  7. 9. Имя существительное как часть речи: семантика и грамматические категории. Синтаксические функции имени существительного.

Слова выступают в роли строительного материала для языка. Для передачи мысли мы используем предложения, которые состоят из сочетаний слов. Для того, чтобы связываться в сочетания и предложения, многие слова меняют свою форму.

Раздел языкознания, который изучает формы слов, типы словосочетаний и предложений, называется грамматикой.

Грамматика состоит из двух частей : морфологии и синтаксиса.

Морфология – раздел грамматики, изучающий слово и его изменение.

Синтаксис – раздел грамматики, изучающий сочетания слов и предложения.

Таким образом, слово является объектом изучения в лексикологии и в грамматике. Лексикологию в большей степени интересует лексическое значение слова – его соотнесённость с определёнными явлениями действительности, то есть, при определении какого-либо понятия мы стараемся найти его отличительную особенность.

Грамматика же изучает слово с точки зрения обобщения его признаков и свойств. Если для лексики важно различие слов дом и дым , стол и стул , то для грамматики все эти четыре слова абсолютно одинаковы: они образуют одинаковые формы падежей и числа, имеют одинаковые грамматические значения.

Грамматическое значени е – это характеристика слова с точки зрения принадлежности к определённой части речи, наиболее общее значение, присущее ряду слов, не зависящее от их реально-вещественного содержания.

Например, слова дым и дом имеют различные лексические значения: дом – это жилое здание, а также (собир.) люди, живущие в нём; дым – аэрозоль, образуемый продуктами неполного сгорания веществ (материалов). А грамматические значения у этих слов одинаковые: имя существительное, нарицательное, неодушевлённое, мужского рода, II склонения, каждое из этих слов способно определяться прилагательным, изменяться по падежам и числам, выступать в роли члена предложения.

Грамматические значения свойственны не только словам, но и более крупным грамматическим единицам: словосочетаниям, составным частям сложного предложения.

Материальным выражением грамматического значения является грамматическое средство. Чаще всего грамматическое значение выражается в аффиксах. Может быть выражено с помощью служебных слов, чередования звуков, изменения места ударения и порядка слов, интонации.

Каждое грамматическое значение находит своё выражение в соответствующей грамматической форме.

Грамматические формы слова могут быть простыми (синтетическими) и сложными (аналитическими).

Простая (синтетическая) грамматическая форма предполагает выражение лексического и грамматического значения в одном и том же слове, внутри слова (состоит из одного слова): читал – глагол форме прошедшего времени.

Когда грамматическое значение выражается вне лексемы образуется сложная (аналитическая) форма (сочетание знаменательного слова со служебным): буду читать , давайте почитаем ! В русском языке к числу аналитических форм относится форма будущего времени от глаголов несовершенного вида: буду писать .

Отдельные грамматические значения объединяются в системы. Например, значения единственного и множественного числа объединяются в систему значений числа. В таких случаях мы говорим о грамматической категории числа. Таким образом, можно говорить о грамматической категории времени, грамматической категории рода, грамматической категории наклонения, грамматической категории вида и т.д.

Каждая грамматическая категория обладает рядом грамматических форм. Совокупность всех возможных форм данного слова называетсяпарадигмой слова. Например, парадигма существительных обычно состоит из 12 форм, у прилагательных – из 24.

Парадигма бывает:

универсальная – все формы (полная);

неполная – отсутствуют какие-либо формы;

частная по определённой грамматической категории: парадигма склонения, парадигма наклонения.

Лексическое и грамматическое значения находятся во взаимодействии: изменение лексического значения слова ведёт к изменению и его грамматического значения и формы. Например, прилагательное звонкий в словосочетании звонкий голос является качественным (имеет формы степеней сравнения: звонкий, звонче, самый звонкий). Это же прилагательное в словосочетании звонкий согласный является относительным прилагательным (звонкий, т.е. образованный с участием голоса). В этом случае данное прилагательное не имеет степеней сравнения.

И наоборот грамматическое значение некоторых слов могут прямо зависеть от их лексического значения. Например, глагол бежать в значении «быстро передвигаться» употребляется только как глагол несовершенного вида: Он бежал довольно долго, до тех пор, пока не упал в полном изнеможении. Лексическое значение («совершать побег») обусловливает и другое грамматическое значение – значение совершенного вида: Заключённый бежал из тюрьмы.

Остались вопросы? Хотите знать больше о грамматическом значении слова?
Чтобы получить помощь репетитора – зарегистрируйтесь .
Первый урок – бесплатно!

сайт, при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.

§1. Общая характеристика имени существительного

Имя существительное - это самостоятельная знаменательная часть речи.

1. Грамматическое значение - «предмет».
К существительным относятся слова, отвечающие на вопросы:
Кто? , Что?

2. Морфологические признаки:

  • постоянные- нарицательные/собственные, одушевлённые/неодушевлённые, род, тип склонения;
  • изменяемые - число, падеж.

3. Синтаксическая роль в предложении любая, особенно частотно: подлежащее и дополнение.

Ребята любят каникулы.

В качестве обращения и вводных слов существительное членом предложения не является:

- Cергей! - зовёт меня мама со двора.

(Сергей - обращение)

К сожалению, пора идти делать уроки.

(К сожалению - вводное слово)

§2. Морфологические признаки существительных

У существительных есть набор морфологических признаков. Одни из них постоянные (или неизменяемые). Другие, наоборот, непостоянные (или изменяемые). Неизменяемые признаки относятся ко всему слову в целом, а изменяемые к формам слова. Так существительное Наталья - одушевлённое, собственное, ж.р., 1 скл. В какой форме оно бы ни стояло, эти признаки будут сохраняться. Существительное Наталья может быть в форме ед. и мн. числа, в разных падежах. Число и падеж - это непостоянные признаки существительных. На иллюстрации линии из точек ведут к таким непостоянным или изменяемым морфологическим признакам. Необходимо научиться различать, какие признаки постоянные, а какие непостоянные.

§3. Нарицательные - собственные имена существительные

Это разделение существительных по особенностям значения. Нарицательные имена существительные обозначают однородные предметы, т.е. любой предмет из их ряда, а собственные имена существительные называют отдельный конкретный предмет.
Сравните существительные:

  • ребёнок, страна, река, озеро, сказка, репка - нарицательные
  • Алексей, Россия, Волга, Байкал, «Репка» - собственные

Нарицательные существительные разнообразны. Их разряды по значению:

  • конкретные: стол, компьютер, документ, мышь, тетрадь, удочка
  • абстрактные (отвлечённые): удивление, радость, страх, счастье, чудо
  • вещественные: железо, золото, вода, кислород, молоко, кофе
  • собирательные: молодёжь, листва, дворянство, зритель

К собственным именам существительным относятся имена людей, клички животных, географические названия, названия произведений литературы и искусства и т.п: Александр, Сашка, Сашенька, Жучка, Обь, Урал, «Подросток», «Колобок» и т.п.

§4. Одушевлённость - неодушевлённость

Одушевлённые имена существительные называют «живые» предметы, а неодушевлённые - не "живые".

  • Одушевлённые: мать, отец, ребёнок, собака, муравей, Колобок (герой сказки, действующий как живое лицо)
  • Неодушевлённые: апельсин, океан, война, сирень, программа, игрушка, восторг, смех

Для морфологии важно, что

  • во множественном числе у одушевлённых имён существительных
    Около школы я увидела знакомых девочек и мальчиков (вин. пад. = род. пад.), а у неодушевлённых имён существительных форма вин. пад. совпадает с формой им. пад.: Я люблю книги и фильмы (вин. пад. = им. пад.)
  • в единственном числе у одушевлённых имён существительных мужского рода форма вин. пад. совпадает с формой род. пад.:
    Лиса увидела Колобка (вин. пад. = род. пад.), а у неодушевлённых имён существительных мужского рода форма вин. пад. совпадает с формой им. пад.: Я испекла колобок (вин. пад. = им. пад.)

У остальных существительных формы им., вин. и род. падежей различаются.

Значит, признак одушевлённости-неодушевлённости можно определить не только исходя из значения, но и по набору окончаний слова.

§5. Род

Род у существительных - это постоянный морфологический признак. Существительные не изменяются по родам.

В русском языке три рода: мужской, женский и средний . Наборы окончаний у существительных разных родов различаются.
У одушевлённых существительных отнесённость к мужскому или женскому роду мотивируется половой принадлежностью, поскольку слова обозначают лиц мужского или женского пола: отец - мать, брат - сестра, муж - жена, мужчина - женщина, юноша - девушка и т.д. Грамматический признак рода соотносится с полом.
У неодушевлённых существительных принадлежность слова к одному из трёх родов не мотивируется. Слова океан, море, река, озеро, пруд - разного рода, и род не определяется значением слов.

Морфологическим показателем рода являются окончания.
Если у слова окончания:

а, у или а, ом, е в единственном числе и ы, ов, ам, ы или ов, ами, ах во множественном числе, то это существительное мужского рода

а, ы, е, у, ой, е в единственном числе и ы, ам или ы, ами, ах во множественном числе, то это существительное женского рода

о, а, у, о, ом, е в единственном числе и а, ам, а, ами, ах во множественном числе, то существительное среднего рода.

Все ли существительные относятся к одному из трёх родов?

Нет. Есть немногочисленная группа удивительных существительных. Они интересны тем, что могут относиться к лицам как мужского, так и женского пола. Это слова: умница, обжора, соня, жадина, плакса, невежа, невежда, злюка, задира, неряха, злюка, растяпа, копуша, сорвиголова и т.п. Форма таких слов совпадает с формой слов женского рода: набор окончаний у них одинаковый. А вот синтаксическая сочетаемость разная.
По-русски можно сказать:
Она такая умница! И: Он такой умница! Значение пола одушевлённого лица можно узнать по форме местоимения (как в нашем примере) или прилагательного, или глагола в прошедшем времени: Соня проснулся . И: Соня проснулась. Такие существительные называются существительными общего рода.

К существительным общего рода не относятся слова, называющие профессии. Возможно, вы уже знаете, что многие из них - это существительные мужского рода: врач, водитель , инженер, экономист, геолог, филолог и т.п. Но обозначать они могут как лица мужского, так и женского пола. Моя мать - хороший врач. Мой отец - хороший врач. Даже если слово называет лицо женского пола, то прилагательные и глаголы в прошедшем времени могут употребляться и в мужском, и в женском роде: Врач пришёл. И: Врач пришла.


Как определить род у неизменяемых слов?

В языке есть неизменяемые существительные. Все они заимствованы из других языков. В русском языке у них есть род. Как определить род? Это несложно, если понять, что обозначает слово. Обратимся к примерам:

Месьё - мадам - у слов, обозначающих одушевлённое лицо, род соответствует полу .

Кенгуру, шимпанзе - слова, называющие животных, мужского рода.

Тбилиси, Сухуми - слова - названия городов - мужского рода.

Конго, Зимбабве - слова - названия государств - среднего рода .

Миссисипи, Янцзы - слова - названия рек - женского рода.

Пальто, кашне - слова, обозначающие неодушевлённые предметы, чаще бывают среднего рода.

Есть ли исключения? Есть. Поэтому рекомендуется внимательно относиться к неизменяемым словам и запоминать, как они употребляются. Род выражается не окончанием (окончаний у несклоняемых слов нет), а формой других слов, которые связаны с неизменяемым существительным по смыслу и грамматически. Это могут быть прилагательные, местоимения или глаголов в прошедшем времени. Например:

Миссисипи широка и полноводна.

Краткие прилагательные в форме ж.р. свидетельствуют о том, что слово Миссисипи ж.р.

§6. Склонение

Склонение - это тип изменения слов. Существительные изменяются по числам и падежам. Число и падеж - это изменяемые морфологические признаки. В зависимости от того, какие формы есть у слова в разных числах и падежах, по совокупности всех возможных форм, существительные относятся к одному из склонений.


Склонений у существительных три: 1-е, 2-е и 3-е.
Подавляющее большинство русских существительных - это существительные 1-го, 2-го или 3-его склонения. Вид склонения - это постоянный, неизменяемый морфологический признак существительных.

К 1-му склонению относятся слова женского и мужского рода с окончаниями а, я в начальной форме.
Примеры: мама, папа, дедушка, вода, земля, Анна, Аня, лекция - окончание [а].

Ко 2-му склонению относятся слова мужского рода с нулевым окончанием и среднего рода с окончаниями о , е в начальной форме.
Примеры: отец, брат, дом, Александр, море, озеро, здание - окончание [э], гений, Алексей.

К 3-му склонению относятся слова женского рода с нулевым окончанием в начальной форме.
Примеры: мать, мышь, ночь, новость, рожь, ложь.

Начальная форма - это та форма слова, в которой оно обычно фиксируется словарями. У существительных это форма именительного падежа единственного числа.

Обратите внимание на слова, традиционно называемые существительными на ия, ие , ий : лекция, здание, гений.

Как правильно обозначить окончания в таких словах?

Вы помните, что буквы я и е , которые пишутся на конце таких существительных женского и среднего рода после гласных, а буква и - гласная, обозначают два звука? Лекция - [ий’а], здание - [ий’э], причем звук [й’] - это последний согласный основы. Значит, в словах типа лекция окончание [а], в словах типа здание - [э], а в словах типа гений - нулевое окончание.

Поэтому существительные женского рода: лекция, станция, демонстрация относятся к 1-му склонению, а мужского: гений и среднего: здание - ко 2-му.

Комментария требует и ещё одна группа слов. Это так называемые существительные среднего рода на мя , слова путь и дитя . Это разносклоняемые существительные.

Разносклоняемые существительные - это слова, имеющие окончания, свойственные формам разных склонений.
Таких слов мало. Все они очень древние. Некоторые из них частотны в сегодняшней речи.

Список существительных на мя: стремя, племя, семя, бремя, вымя, темя, время, имя, пламя, знамя.

Об их правописании см. Вся орфография. Правописание существительных

§7. Число

Число - это морфологический признак, изменяемый для одних существительных и неизменяемый, постоянный у других.
Подавляющее количество русских существительных изменяются по числам. Например: дом - дома , девочка - девочки, слон - слоны, ночь - ночи . Существительные, изменяющиеся по числам, имеют формы и единственного, и множественного числа и соответствующие этим формам окончания. У ряда существительных формы единственного и множественного числа различаются не только окончаниями, но и основой. Например: человек - люди, ребёнок - дети, котёнок - котята .

Ме´ ньшая часть русских существительных не изменяется по числам, а имеет форму только одного числа: или единственного, или множественного.


Существительные, имеющие форму единственного числа:

  • собирательные: дворянство, ребятня
  • вещественные: золото, молоко, простокваша
  • абстрактные (или отвлечённые): жадность, злость, добро
  • некоторые собственные, а именно: географические названия: Россия, Суздаль, Петербург


Существительные, имеющие форму множественного числа:

  • собирательные: всходы
  • вещественные: сливки, щи
  • абстрактные (или отвлечённые): хлопоты, выборы, сумерки
  • некоторые собственные, а именно географические названия: Карпаты, Гималаи
  • некоторые конкретные (предметные), часы, сани, а также группа существительных, обозначающих предметы, которые состоят из двух частей: лыжи, коньки, очки, ворота

Запомни:

Большинство предметов, обозначаемых существительными, имеющими только форму единственного или множественного лица, не поддаются счёту.
У таких существительных число - неизменяемый морфологический признак.

§8. Падеж

Падеж - это непостоянный, изменяемый морфологический признак имён существительных. Падежей в русском языке шесть:

  1. Именительный
  2. Родительный
  3. Дательный
  4. Винительный
  5. Творительный
  6. Предложный

Нужно твёрдо знать падежные вопросы, с помощью которых определяется, в форме какого падежа стоит существительное. Поскольку, как вы знаете, имена существительные бывают одушевлёнными и неодушевлёнными, к каждому падежу есть два вопроса:

  • И.п. - кто?, что?
  • Р.п. - кого?, чего?
  • Д.п. - кому?, чему?
  • В.п. - кого?, что?
  • Т.п. - кем?, чем?
  • П.п. - (о) ком?, (о) чём?

Вы видите, что для одушевлённых существительных совпадают вопросы вин.п. и род. п., а для неодушевлённых - им. п. и вин. п.
Чтобы не ошибиться и правильно определить падеж, всегда используйте оба вопроса.

Например: Я вижу старый парк, тенистую аллею и идущих по ней девушку и молодого человека.
Вижу (кого?, что?) парк (вин. п.), аллею (вин. п.), девушку (вин. п.), человека (вин. п.).

Все ли существительные изменяются по падежам?

Нет, не все. Не изменяются существительные, которые так и называются: неизменяемые.

Какаду (1) сидит в клетке в магазине. Я подхожу к какаду (2) . Это большой красивый попугай. Я смотрю на какаду (3) с интересом и думаю: -Что я знаю о какаду (4) ? У меня нет какаду (5) . С какаду (6) интересно.

Слово какаду встретилось в данном контексте 6 раз:

  • (1) кто?, что? - какаду - И.п.
  • (2) подхожу (к) кому?, чему? - (к) какаду - Д.п.
  • (3) смотрю (на) кого?, что? - (на) какаду - В.п.
  • (4) знаю (о) ком?, чём? - (о) какаду - П.п.
  • (5) нет кого?, чего? - какаду - Р.п.
  • (6) интересно (с) кем?, чем? - (c какаду) - Т.п.

В разных падежах форма у неизменяемых существительных одинаковая. Но падеж определяется легко. В этом помогают падежные вопросы, а также другие члены предложения. Если у такого существительного есть определение, выраженное прилагательным, местоимением, числительным или причастием, т.е. словом, изменяющимся по падежам, то оно будет в форме того же падежа, что и само неизменяемое существительное.

Пример: Сколько можно говорить об этом какаду? - (о) ком?. чём? - П.п.

§9. Синтаксическая роль существительных в предложении

Мать сидит у окна. Она листает журнал, рассматривает фотографии людей и природы. Моя мать - учитель географии. "Мама", - зову её я.

Мать - подлежащее

У окна - обстоятельство

Журнал - дополнение

Фотографии - дополнение

Людей - определение

Природы - определение

Мать - подлежащее

Учитель - сказуемое

Географии - определение

Мама - обращения, как и вводные слова, предлоги, союзы, частицы членами предложения не являются.

Проба сил

Проверьте, как вы поняли содержание этой главы.

Итоговый тест

  1. Какие существительные обозначают отдельные конкретные предметы, а не группы однородных предметов?

    • Имена собственные
    • Имена нарицательные
  2. Существительные какой группы разнообразнее по значению?

    • Имена собственные
    • Имена нарицательные
  3. Выражается ли одушевлённость-неодушевлённость грамматически: набором окончаний?

  4. Как можно узнать род существительного?

    • По значению
    • По сочетаемости с другими словами (прилагательными, местоимениями, глаголами прошедшего времени) и по окончаниям
  5. Как называются существительные, имеющие окончания, свойственные разным склонениям?

    • Несклоняемые
    • Разносклоняемые
  6. Каким признаком является число у существительных добро, зло, зависть ?

    • Постоянным (неизменяемым)
    • Непостоянным (изменяемым)
  7. Имя существительное - это часть речи, которая называет предмет и отвечает на вопросы «кто?», «что?». Имена существительные имеют ряд признаков, с помощью которых можно классифицировать все имена существительные по видам.

    Основные признаки имени существительного.

    • Грамматическое значение имени существительного - общее значение предмета, всего, что можно рассказать об этом предмете: это что ? Или кто ? Данная часть речи может обозначать следующее:

    1) Название предметов и вещей (стол, потолок, подушка, ложка );

    2) Названия веществ (золото, вода, воздух, сахар );

    3) Названия живых существ (собака, человек, ребенок, учитель );

    4) Названия действий и состояний (убийство, смех, грусть, сон );

    5) Название явлений природы и жизни (дождь, ветер, война, праздник );

    6) Названия признаков и отвлёчённых свойств (белизна, свежесть, синева ).

    • Синтаксический признак существительного - это роль, которую оно занимает в предложении. Чаще всего имя существительное выступает в роли подлежащего или дополнения. Но в отдельных случаях существительные могут выступать также в роли других членов предложения.

    Мама готовит очень вкусный борщ (подлежащее ).

    Борщ готовится из свеклы , капусты , картофеля и других овощей (дополнение ).

    Свекла - это овощ красного, иногда фиолетового цвета (именное сказуемое ).

    Свекла из огорода - самая полезная (определение ).

    Мама-кулинар умеет удивить своих домочадцев за столом, мама-друг умеет выслушать и утешить (приложение ).

    Также существительное в предложении может выступать в роли обращения :

    Мама , мне нужна твоя помощь!

    • По лексическому признаку существительные могут быть двух видов:

    1. Имена нарицательные - это слова, которые означают общие понятия или называют класс предметов: стул, нож, собака, земля.

    2. Имена собственные - это слова, означающие единичные предметы, к которым относятся имена, фамилии, названия городов, стран, рек, гор (и другие географические названия), клички животных, названия книг, фильмов, песен, кораблей, организаций, исторических событий и тому подобное: Барсик, Ткач, Титаник, Европа, Сахара и др.

    Особенности имён собственных в русском языке:

    1. Имена собственные всегда пишутся с большой буквы.
    2. Имена собственные имеют только одну форму числа.
    3. Имена собственные могут состоять из одного или нескольких слов: Алла, Виктор Иванович Попов, «Одиночество в сети», Каменск-Уральский.
    4. Названия книг, журналов, кораблей, фильмов, картин и т.д. пишутся в кавычках и с большой буквы: «Девочка с персиками», «Мцыри», «Аврора», «Наука и техника».
    5. Имена собственные могут становиться нарицательными, а нарицательные - переходить в разряд имён собственных: Бостон - бостон (вид танца), правда - газета «Правда».
    • По типу обозначаемых предметов имена существительные делятся на две категории:

    1. Одушевлённые имена существительные - те существительные, которые обозначают названия живой природы (животные, птицы, насекомые, люди, рыбы). Эта категория имён существительных отвечает на вопрос «кто?» : отец, щенок, кит, стрекоза.

    2. Неодушевлённые имена существительные - те существительные, которые относятся к вещественному и отвечают на вопрос «что?» : стена, доска, автомат, корабль и др.

    • По значению существительные можно разделить на четыре вида:

    Вещественные - вид существительных называющий вещества: воздух, грязь, чернила, опилки и др. Этот вид существительных имеет только одну форму числа - ту, которую мы знаем. Если существительное имеет форму единственного числа, то оно не может иметь формы множественного и наоборот. Количество, размер, объем этих существительных можно регулировать с помощью количественных числительных: мало, много, немного, две тонны, кубометр и др.

    Конкретные - имена существительные, которые называют конкретные единицы предметов живой или неживой природы: человек, столб, червяк, дверь . Эти существительные меняются по числам и сочетаются с числительными.

    Собирательные - это существительные, которые обобщают множество одинаковых предметов в одно название: много воинов - войско, много листьев - листва и т.д. Данная категория существительных может существовать только в единственном числе и не сочетается с количественными числительными.

    Абстрактные (отвлечённые) - это существительные, называющие абстрактные, несуществующие в материальном мире, понятия: страдание, радость, любовь, горе, веселье.

    Имя существительное. Лексическое и грамматическое значение

    Основной семантический признак имени существительного предметность. Но предметность не всегда сводится к кон­кретности: стол, дерево, человек - эти имена существительные имеют ясный для детского понимания денотат, тогда как бег, тер­пение, свойство, выражая предметность, все же ребенком не вос­принимаются как предметы. Это абстракции. Поэтому первона­чальное знакомство с именами существительными происходит на конкретном материале. Это первая ступень овладения именем су­ществительным как частью речи.

    В механизме этого осознания велика роль вопросов кто? что?. Сначала это вопросы именительного падежа, но в дальнейшем они изменяются по падежам - кого? чего? и т.д. Позже механизм задавания вопросов расширяется, становится универсальным.

    Однако А.М. Пешковский обратил внимание на то, что, ставя вопрос к слову или словоформе, человек уже каким-то внутрен­ним чутьем должен уловить и обобщить какие-то свойства того слова, к которому относится вопрос. По-видимому, вопрос опирается на способность, до сих пор мало изученную, получившую название языкового чутья, или языковой интуиции.

    Умение ставить вопросы к словам - это переход от морфологии к синтаксическим отношениям, к связям внутри предложения. Это умение требует, как минимум, знакомства с главными его членами. А это уже вторая ступень осознания отличительных признаков час­ти речи. Такая логика предполагает знакомство с подлежащим и сказуемым на ранних этапах формирования понятий о частях речи. Второй этап - функциональный; он изучает функцию имени суще­ствительного в речевой конструкции, передающей мысль говоря­щего.

    Третья ступень связана с постоянными свойствами существи­тельного: это, в частности, грамматический род существительных -признак, который в русском языке не всегда обоснован денотатив­но. Дочь и сын - род этих существительных не вызывает у детей ни­каких сомнений, но им трудно понять, почему потолок мужского рода, стена - женского, эти признаки носят грамматический харак­тер, выражаются окончаниями: нулевым и -а. А вот случай еще бо­лее сложный: слово мышь обозначает и самку, и самца. Не случайно появляются попытки ввести слово мыш: Однажды кот поймал мы­та (С. Михалков).

    Четвертая ступень - изменение формы слова, т.е. образование формы множественного числа, не вызывает затруднений. Измене­ние по падежам, т.е. склонение, осознается детьми намного труднее: большие затруднения вызывают значения падежей, правописание безударных окончаний, отчасти -- предлоги с падежными формами.

    Усвоению склонения способствуют падежные вопросы и осо­бенно включение падежной формы в предложение, хотя бы не­большое: Чего у нас нет? У нас нет воды.

    Все эти четыре ступени - лишь подготовительные, ибо форми­рование понятия «имя существительное как часть речи» продол­жается, понятие обогащается новыми признаками. И все же к концу начального этапа обучения многие типы имен существи­тельных еще не включаются в систему грамматической работы: существительные общего рода, несклоняемые, существительные на -мя, на -ия, -ий, субстантивированные прилагательные типа столовая, учащийся, отглагольные существительные типа ускоре­ние, зависимость и пр. Склонение существительных во множест­венном числе вводится лишь в усложненных программах.

    Тема «Род имен существительных»

    К этой теме учащиеся начальных классов обращаются дважды: при введении общего понятия о роде, как о грамматической категории, и при разграничении типов склонения - 1-го, 2-го и 3-го. А также позднее, при изучении имен прилагательных, так как ро­довая форма прилагательных зависит от рода существительного, к которому прилагательное относится, с которым согласуется.

    Как уже отмечалось, род существительных слабо связан с по­нятиями «мужской/женский». Следовательно, и здесь приходится опираться на языковое чутье, на интуицию. По методической традиции, род существительного определяется по местоимению: тот, та, то (мой, моя, мое). Но нельзя забывать о том, что такой прием пригоден в работе только с темп детьми, для которых рус­ский язык-родной, или с ранними билингвами.

    Следовательно, семантическая основа для работы над родом имен существительных малоэффективна; работать следует над грамматическими признаками, синтаксическими сочетаниями (на основе языковой интуиции) или над морфологическими призна­ками: имена существительные мужского рода, как правило, имеют нулевое окончание в именительном падеже единственного числа, среднего рода - окончания -о, -е, -ё, женского - окончания -а, -я или нулевое, причем основа оканчивается на мягкий согласный с буквой ь.

    Дети, для которых русский язык неродной, усваивают род су­ществительных с большим трудом, особенно если в родном языке такой категории нет вовсе (таковы тюркские языки).

    В работе над родовыми признаками существительных, помимо языкового анализа и определения рода существительных в его ходе, рекомендуются следующие упражнения (устные и письменные):

    а) образование пар имен существительных мужского и женско­го рода по типу хозяин - хозяйка, ткач - ткачиха, англичанин -англичанка. В процессе выполнения могут встретиться случаи, ко­гда пары не получаются: шофер, космонавт;

    б)составление словосочетаний типа согласования «существи­тельное + прилагательное» при изучении темы «Склонение имен прилагательных» в разных падежных формах;

    в) составление словариков с распределением существительных по родам, по родовым признакам и пр.;

    г) составление предложений и небольших текстов на антони­мической основе, например: Брат и сестра не были похожи друг на друга: он блондин, она брюнетка;

    д) исследовательское задание: доказать, какого рода имена су­ществительные: степь, Ваня, скот и скотина, мышь, боль, Казань, пингвин, сирота;

    е) исследовательское задание: проследить, для каких частей ре­чи характерна категория рода и как она в них выражается. Какие части речи могут изменяться по родам? Как?

    На примере рода имен существительных формируется понятие языковой (лексико-грамматической) категории, так как признак рода имеет место во всех знаменательных частях речи, кроме на­речия.

    Тема «Число имен существительных»

    Вотличие от категории рода число имен существительных отражает реальность, т.е. обозначает количество предметов более одного. Поэтому отвлеченные (абстрактные) существительные имеют только единственное число - терпение, запах. Если же от некоторых из них и удается образовать форму множественного числа, то обобщенное значение исчезает, возникают конкретные значения: Ветер доносил запах сена - Я легко различаю запахи раз­ных деревьев: еловый, сосновый, запах черемухи. Эти семантические тонкости могут стать предметом исследований.



    Впрочем, в традиционных учебниках принято сдержанное, ос­торожное отношение к таким лексико-семантическим группам существительных, как абстрактные. Но дети легко понимают не­возможность изменения по числам многих собственных имен: Байкал (озеро), Париж, Дюймовочка, Кощей Бессмертный, Венера (планета) и т.п. Особенности подобных имен существительных могут стать предметом исследовательской работы учащихся.

    Практические упражнения в образовании форм множественно­го числа начинаются в I классе, в системе грамматической пропе­девтики на основе наблюдений над читаемым и произносимым текстом: сначала значение, затем - форма выражения значения множественности. Понятие «окончание» еще впереди, но форму множественного числа дети отличают от формы единственного.

    Во II классе дети уже выделяют формальные признаки. Теоре­тического материала по этой теме немного: это понятие «множественное число», способ (форма) выражения множествен­ного числа, соотношение понятий «один» и «много». Частные случаи этой формы рассматриваются практически, в частности в письменных упражнениях.

    Наиболее употребительные упражнения, помимо фиксации су­ществительных во множественном числе в ходе языкового анализа:

    а) образование форм множественного числа существительных, данных в единственном числе. Различные варианты: с ударяемы­ми и безударными окончаниями; с твердой или мягкой основой; слова из разных тематических групп; пары антонимов и пр.;

    б) образование единственного числа от формы множественно­го числа: деревья, лошади, сани (конфликтное слово), имена, рисун­ки, падежи и пр.;

    в) составление словосочетаний в единственном и во множест­венном числе: кирпичный дом - кирпичные дома; небольшие пред­ложения: Мальчики ловили рыбу в речке Мальчик ловил...;

    г) построение предложений и фрагментов текста с изменением не только числа имени существительного, но и содержания вы­званным изменением числа: Мальчик... принес двух окуньков; Мальчики... принесли целое ведро карасей;

    д) исследовательские задания: подбор слов к именам существи­тельным, которые не имеют единственною числа - только множе­ственное (например, сани, качели), не имеют множественного (стужа, космос) с обоснованием.

    Обобщение по теме «Множественное число» - в конце IV клас­са, в виде составления таблицы, отражающей особенности форм множественного числа во всех изученных частях речи.

    Тема «Склонение имен существительных»

    Тема трудна, но очень богата возможностями. В ней раскры­ваются механизмы включения имен существительных в речевые конструкции: в словосочетания, предложения, в текст.

    Она богата и в орфографическом отношении, ибо дает теоре­тическую основу для проверки правописания безударных падеж­ных окончаний.

    Склонение имен существительных можно было бы дать уча­щимся догматически, в виде готовых таблиц склонения, с выделе­нием падежей и падежных окончаний (заметим, что раньше так и поступали). Но современная методика избирает функциональный подход, помогающий детям понять функции всех падежных форм в выражении мысли, в наилучшем выполнении коммуникативной задачи.

    Уже в начальных классах склонение рассматривается как изме­нение формы, т.е. окончаний имен существительных, выражаю­щих различные варианты отношений к другим словам, связей с ними в предложении. При этом каждый падеж может выражать не один тип этих связей, а несколько: это и есть значения падежей.

    В русском языке шесть падежей, причем косвенные падежи могут иметь предлоги (дети должны знать предлоги каждого па­дежа).

    Теоретический материал в этой теме - это понятия «склонение имен», «сами падежи с их вопросами и предлогами», «падежные формы, т.е. окончания», «значения падежей» (хотя бы некоторые, чтобы дети поняли функции падежей), «окончания ударяемые и безударные».

    К значениям падежей следует идти от текста, от его смысла, ОТ предложения и его внутренних связей. Падежные вопросы играют второстепенную роль, но для школьников они удобны и - на ос­нове языковой интуиции - безошибочны.

    На основе анализа текста строится таблица падежей:

    Имена существительные склоняются и вне текста: таким обра­зом отрабатывается быстрота, четкость в умении изменять слова по падежам.

    Вывод: падежные формы позволяют выразить в предложении, в речи, в тексте различные значения, различные связи.

    Падежные формы образуются с помощью окончаний: дети на­зывают окончания разных падежей. В записи окончания выделя­ются или обозначаются условным значком - .

    На этом этапе начинается орфографическая работа: безудар­ные падежные окончания проверяются ударяемыми (фонемати­ческий способ: слабая позиция фонем проверяется сильной пози­цией). Ударяемыми окончаниями слова весна могут быть прове­рены безударные окончания существительных того же типа книга. груша, рубашка.

    В теме «Склонение имен существительных» главная труд­ность еще впереди: это три типа склонения (остальные типы в начальных классах не даются). Эти типы различаются по двум признакам, вполне доступным: по родовому признаку и по окон­чаниям падежных форм в именительном падеже единственного числа.

    Таблица родовых окончаний имен существительных школь­никам уже известна: мужской род - нулевое окончание, женский род - окончания -а, -я или нулевое окончание при мягкой основе, средний род окончания -о, -е, -ё (существительные на -ия, -мы, -мя в начальных классах традиционного уровня не даются).

    Порядок изучения трех склонений выбирается по целям обуче­ния и по готовности учащихся: исследовательский или догматиче­ский.

    В первом случае школьники подбирают по таблице родов примеры имен существительных, склоняют их письменно, окон­чания выделяют; чтобы не было ошибок, берут такие примеры, в которых нет безударных окончаний.

    Затем сравнивают, исследуют окончания и убеждаются, что, судя по окончаниям, падежные формы выстраиваются достаточно четко в три группы:

    Организующая роль учителя сводится в основном к тому, чтобы не было таких существительных, которые составляют отклонение от общего правила. Случаи с мягкими и твердыми ocновами можно сразу не давать, оставить на вторую очередь. Случай с одушевленными существительными тоже не обязательно давать сразу, можно перенести на этапы углубления темы.

    Достоинство исследовательского варианта в том, что склоне­ние существительных сразу предстает перед учащимися как сис­тема.

    Догматический метод тоже имеет свои преимущества, поскольку он позволяет постепенно вводить 1-е, 2-е, 3-е склонения; что касается самого процесса склонения, записи, выделения окончаний, то все это имеет место и во втором варианте. Здесь нетруд­но заметить также исследовательские моменты, наблюдения, выводы, обобщения.

    После уточнений три склонения сводятся в единую таблицу:

    Из экономии места здесь дана сжатая таблица. Но в работе с детьми целесообразно воспроизводить вопросы, падежные формы включать в словосочетания и предложения для понимания и объяс­нения значений падежей в доступных случаях. Попутно разъясня­ются функции предлогов, варианты о и об, обращается внимание на твердые и мягкие основы склоняемых существительных и на то, что, в сущности, окончания и - это одно окончание: [акно], . С целью углубления понимания значений падежных форм целесообразно вводить их (формы) в различные сочетания: роди­тельный падеж: чего или кого нет, чего мы не ви­дим, чего не знаем? - Нет стены: мы не видим коня, виден уголок окна; у нас нет соли; Коля вернулся из города Иркутска...

    Роль предлогов в образовании падежных форм может быть ис­следована школьниками методом лингвистического эксперимен­та: в самом деле, без предлога форма родительного падежа может не получиться: вернулся - откуда? Из города. Мне скучно. По­чему?- Без книги. Без тебя...

    Винительный падеж: что видим, кого позвали? Видим лec вдали. Позвали соседа в гости. Возникает еще одна проблема -сочетаемости слов: она не изучается теоретически, но практически сочетания - в каждом предложении.

    Все новые и новые наблюдения. Оказывается, предложный па­деж потому и называется предложным, что форма этого падежа употребляется с предлогами (о, в, на).

    Составляется таблица предлогов, употребляемых с падежными формами существительных.

    Углубление темы «Склонение имен существительных» возмож­но через введение осложняющих систему вариантов: несклоняе­мых имен существительных типа кофе, пальто; склонения сущест­вительных во множественном числе; склонения существительных типа учащийся; типа чудо - чудеса и мн. др.

    Теоретическая работа:

    обобщение всех грамматических изменений имен существи­тельных;

    Соотнесение формального и семантического в системе формо­изменений существительных;

    связи форм склонения и синтаксических связей в словосочета­нии и предложении.

    Важнейшие виды упражнений учащихся