На свободную тему

Кому на руси жить хорошо критика кратко. Анализ «Кому на Руси жить хорошо» Некрасов

Анализ поэмы Н.А. Некрасова "Кому на Руси жить хорошо"

В январе 1866 года в Петербурге вышел очередной номер журнала «Современник». Он открывался строками, которые теперь знакомы каждому:

В каком году - рассчитывай,

В какой земле - угадывай...

Эти слова как бы обещали ввести читателя в занима­тельно-сказочный мир, где появятся птица-пеночка, гово­рящая человечьим языком, и волшебная скатерть-само­бранка... Так с лукавой улыбкой и непринужденностью начинал Н.А. Некрасов свой рассказ о похождениях семе­рых мужиков, заспоривших о том, «кому живется весело, вольготно на Руси».

Работе над поэмой, которую поэт называл своим «лю­бимым детищем», он отдал многие годы. Он ставил перед собой цель написать «народную книгу», полезную, понят­ную народу и правдивую. «Я задумал, - говорил Некра­сов, - изложить в связном рассказе все, что я знаю о народе, все, что мне привелось услыхать из уст его, и я затеял «Кому на Руси жить хорошо». Это будет эпопея крестьянской жизни». Но смерть прервала этот гигантский труд, произведение так и осталось незаконченным. Однако, э ти слова как бы обещали ввести читателя в занима­тельно-сказочный мир, где появятся птица-пеночка, гово­рящая человечьим языком, и волшебная скатерть-само­бранка... Так с лукавой улыбкой и непринужденностью начинал Н. А.Некрасов свой рассказ о похождениях семе­рых мужиков, заспоривших о том, «кому живется весело, вольготно на Руси».

Уже в «Прологе» виднелась картина мужицкой Руси, вставала фигура главного героя произведения - русского крестьянина, каким он был в действительности: в лаптях, онучах, армяке, несытый, натерпевшийся горя.

Через три года возобновилась публикация поэмы, но каждая часть встречала жестокие гонения со стороны цар­ской цензуры, которая считала, что поэма «отличается крайним безобразием содержания». Особенно острым на­падкам подверглась последняя из написанных глав - «Пир - на весь мир». К сожалению, Некрасову не суждено было увидеть ни публикации «Пира», ни отдельного изда­ния поэмы. Без сокращений и искажений поэма «Кому на Руси жить хорошо» была напечатана только после Октябрь­ской революции.

Поэма занимает центральное место в поэзии Некрасо­ва, является ее идейной и художественной вершиной, ито­гом раздумий писателя о судьбе народа, о его счастье и путях, которые ведут к нему. Эти думы волновали поэта на протяжении всей жизни, прошли красной нитью через все его поэтическое творчество.

К 1860-м годам русский крестьянин становится основ­ным героем поэзии Некрасова. «Коробейники», «Орина, мать солдатская», «Железная дорога», «Мороз, Красный нос» - важнейшие произведения поэта на пути к поэме «Кому на Руси жить хорошо».

Работе над поэмой, которую поэт называл своим «лю­бимым детищем», он отдал многие годы. Он ставил перед собой цель написать «народную книгу», полезную, понят­ную народу и правдивую. «Я задумал, - говорил Некра­сов, - изложить в связном рассказе все, что я знаю о народе, все, что мне привелось услыхать из уст его, и я затеял «Кому на Руси жить хорошо». Это будет эпопея крестьянской жизни». Но смерть прервала этот гигантский труд, произведение так и осталось незаконченным. Однако, несмотря на это, оно сохраняет идейную и художественную целостность.

Некрасов возродил в поэзии жанр народной эпопеи. «Кому на Руси жить хорошо» - подлинно народное про­изведение: и по своему идейному звучанию, и по масштаб­ности эпического изображения современной народной жизни, постановке коренных вопросов времени, и по ге­роическому пафосу, и по широкому использованию поэти­ческих традиций устного народного творчества, близости поэтического языка к живым речевым обиходно-бытовым формам и песенному лиризму.

Вместе с тем поэме Некрасова присущи черты, харак­терные именно для критического реализма. Вместо одного центрального героя в поэме изображается прежде всего народная среда в целом, обстановка жизни разных обще­ственных кругов. Народная точка зрения на действитель­ность выражена в поэме уже в самой разработке темы, в том, что вся Русь, все события показаны через восприятие странствующих крестьян, представлены читателю как бы в их видении.

События поэмы развертываются в первые годы после реформы 1861 года и освобождения крестьян. Народ, крес­тьянство - подлинный положительный герой поэмы. С ним связывал Некрасов свои надежды на будущее, хотя и сознавал слабость сил крестьянского протеста, незрелость масс для революционных действий.

В поэме автор создал образ крестьянина Савелия, «богатыря святорусского», «богатыря сермяжного», кото­рый олицетворяет исполинскую силу и стойкость народа. Савелий наделен чертами легендарных героев народного эпоса. Образ этот связывается Некрасовым с центральной темой поэмы - поисками путей к народному счастью. Не случайно Матрена Тимофеевна говорит о Савелии стран­никам: «Счастливец тоже был». Счастье Савелия в вольно­любии, в понимании необходимости активной борьбы на­рода, который только таким путем может добиться «вольготной» жизни.

В поэме много запоминающихся образов крестьян. Здесь и умный старик бурмистр Влас, немало перевидав­ший на своем веку, и Яким Нагой, характерный предста­витель трудового земледельческого крестьянства. Однако Яким Нагой рисуется поэтом совсем не похожим на заби­того, темного крестьянина патриархальной деревни. С глу­боким сознанием своего достоинства он горячо защищает народную честь, произносит в защиту народа пламенную речь.

Важную роль в поэме занимает образ Ермила Гирина - чистого и неподкупного «заступника народного», который становится на сторону восставших крестьян и попадает в острог.

В прекрасном женском образе Матрены Тимофеевны поэт рисует типические черты русской крестьянки. О су­ровой «долюшке женской» Некрасов написал немало вол­нующих стихотворений, но так полно, с такой теплотой и любовью, с какими обрисована в поэме Матренушка, о крестьянской женщине он еще не писал.

Наряду с крестьянскими персонажами поэмы, вызы­вающими к себе любовь и участие, Некрасов рисует и другие типы крестьян, по преимуществу дворовых, - бар­ских прихлебателей, подхалимов, покорных рабов и пря­мых предателей. Эти образы рисуются поэтом в тонах сатирического обличения. Чем яснее он видел протест крестьянства, чем больше верил в возможность его осво­бождения, тем непримиримее осуждал рабскую принижен­ность, угодливость и холопство. Таковы в поэме «холоп примерный» Яков, который в конце концов сознает уни­зительность своего положения и прибегает к жалкой и беспомощной, но в его рабском сознании страшной мести - самоубийству на глазах своего мучителя; «чувст­вительный холуй» Ипат, рассказывающий о своих униже­ниях с отвратительным смакованием; доносчик, «шпион из своих» Егорка Шутов; староста Глеб, прельстившийся по­сулами наследника и согласившийся уничтожить завеща­ние умершего помещика об освобождении на волю восьми тысяч крестьян («Крестьянский грех»).

Показывая невежество, грубость, суеверие, отсталость русской деревни того времени, Некрасов подчеркивает временный, исторически преходящий характер темных сторон крестьянского быта.

Поэтически воссозданный в поэме мир - мир резких социальных контрастов, столкновений, острых жизненных противоречий.

В повстречавшемся странникам «кругленьком», «румя­неньком», «пузатеньком», «усатеньком» помещике Оболте-Оболдуеве поэт обнажает пустоту и легкомыслие человека, не привыкшего серьезно задумываться над жизнью. За личиной добряка, за любезной обходительностью и показ­ным радушием Оболта-Оболдуева читатель видит высоко­мерие и злобу помещика, едва сдерживаемое отвращение и ненависть к «мужичью», к крестьянам.

Сатирой и гротеском отмечен образ помещика-само­дура князя Утятина, прозванного крестьянами Последы­шем. Хищный взгляд, «нос клювом, как у ястреба», алко­голизм и сластолюбие дополняют отвратительный облик типичного представителя помещичьей среды, заядлого кре­постника и деспота.

На первый взгляд, развитие сюжета поэмы должно заключаться в разрешении спора мужиков: кто из назван­ных ими лиц живет счастливее - помещик, чиновник, поп, купец, министр или царь. Однако, развивая действие поэмы, Некрасов выходит за сюжетные рамки, поставлен­ные завязкой произведения. Семеро крестьян ищут счас­тливого уже не только среди представителей господству­ющих сословий. Отправляясь на ярмарку, в гущу народа, они ставят перед собой вопрос: «Не там ли он скрывается, кто счастливо живет?» В «Последыше» они прямо говорят, что целью их путешествия являются поиски народного счастья, лучшей крестьянской доли:

Мы ищем, дядя Влас,

Непоротой губернии,

Непотрошеной волости,

Избыткова села!..

Начав повествование в полусказочном шутливом тоне, поэт постепенно углубляет смысл вопроса о счастье, при­дает ему все более острое социальное звучание. Наиболее зримо замыслы автора проявляются в запрещенной цензу­рой части поэмы - «Пир - на весь мир». Начатый здесь рассказ о Грише Добросклонове должен был занять цент­ральное место в развертывании темы счастья-борьбы. Здесь поэт прямо говорит о том пути, о той «дороженьке», которая ведет к воплощению народного счастья. Счастье Гриши - в сознательной борьбе за счастливое будущее народа, за то, чтоб «каждому крестьянину жилось вольготно-весело на всей святой Руси».

Образ Гриши - завершающий в ряду «народных за­ступников», изображенных в поэзии Некрасова. Автор подчеркивает в Грише его непосредственную близость к народу, живое общение с крестьянами, в которых он нахо­дит полное понимание и поддержку; Гриша изображен вдохновенным мечтателем-поэтом, слагающим для народа свои «добрые песни».

Поэма «Кому на Руси жить хорошо» - высший обра­зец народного стиля некрасовской поэзии. Народно-песен­ная и сказочная стихия поэмы придает ей яркий нацио­нальный колорит и прямо связана с верой Некрасова в великое будущее народа. Основная тема поэмы - поиски счастья - восходит к народным сказкам, песням и другим фольклорным источникам, в которых говорилось о поисках счастливой земли, правды, богатства, клада и т.д. Тема эта выражала самую заветную думу народных масс, их стрем­ление к счастью, вековую мечту народа о справедливом общественном строе.

Некрасов использовал в поэме почти все жанровое многообразие русского народно-поэтического творчества: сказки, былины, легенды, загадки, пословицы, поговорки, песни семейно-бытовые, любовные, свадебные, истори­ческие. Народная поэзия давала поэту богатейший матери­ал для суждения о крестьянской жизни, быте, нравах деревни.

Стилю поэмы свойственно богатство эмоциональных звучаний, разнообразие поэтической интонации: лукавая улыбка и неторопливость повествования в «Прологе» сме­няется в последующих сценах звонким многоголосием бурлящей ярмарочной толпы, в «Последыше» - сатиричес­кой насмешкой, в «Крестьянке» - глубоким драматизмом и лирической взволнованностью, а в «Пире - на весь мир» - героическим напряжением и революционной па­тетикой.

Поэт тонко чувствует и любит красоту родной русской природы северной полосы. Пейзаж используется поэтом и для создания эмоционального тона, для более полной и яркой характеристики душевного состояния персонажа.

Поэме «Кому на Руси жить хорошо» принадлежит видное место в русской поэзии. В ней бесстрашная правда картин народной жизни предстает в ореоле поэтической сказочности и красоты народного творчества, а крик про­теста и сатира сливались с героикой революционной борь­бы. Все это выразилось с большой художественной силой в бессмертном произведении Н.А. Некрасова.

19 февраля 1861 года в России произошла долгожданная реформа – отмена крепостного права, сразу же всколыхнувшая все общество и вызвавшая волну новых проблем, главную из которых можно выразить строчкой из стихотворения Некрасова: «Народ освобожден, но счастлив ли народ?..». Певец народной жизни, Некрасов и в этот раз не остался в стороне – с 1863 г. начинает создаваться его поэма «Кому на Руси жить хорошо», повествующая о жизни в пореформенной Руси. Произведение считается вершинным в творчестве писателя и до сегодняшнего дня пользуется заслуженной любовью читателей. Одновременно, несмотря на свой кажущимся простым и стилизованный под сказочный сюжет, оно является очень непростым для восприятия. Поэтому проведем анализ поэмы «Кому на Руси жить хорошо», чтобы глубже понять его смысл и проблематику.

История создания

Поэму «Кому на Руси жить хорошо» Некрасов создавал с с 1863 по 1877 год, а отдельные замыслы, по свидетельству современников, возникли у поэта еще в 1850-х годах. Некрасов хотел изложить в одном произведении все, что, как он говорил, «я знаю о народе, все, что мне привелось услыхать из уст его», накопленное «по словечку» за 20 лет жизни. К сожалению, из-за смерти автора поэма осталась неоконченной, вышло только четыре части поэмы и пролог.

После смерти автора издатели поэмы столкнулись со сложной задачей – определить, в какой последовательности публиковать разрозненные части произведения, т.к. Некрасов не успел соединить их в одно целое. Задача была разрешена К. Чуковским, который, опираясь на архивы писателя, принял решение печатать части в таком порядке, в каком они известны современному читателю: «Последыш», «Крестьянка», «Пир на весь мир».

Жанр произведения, композиция

Существует много различных жанровых определений «Кому на Руси жить хорошо» – о ней говорят, как о «поэме-путешествии», «Русской Одиссее», известно даже такое запутанное определение как «протокол своеобразного всероссийского крестьянского съезда, непревзойденная стенограмма прений по острому политическому вопросу». Тем не менее, имеется и авторское определение жанра, с которым соглашается большинство критиков: поэма-эпопея. Эпопея предполагает изображение жизни целого народа в какой-либо решающий для него момент истории, будь то война или иное социальное потрясение. Автор описывает происходящее глазами народа и зачастую обращается к фольклору как средству показать народное видение проблемы. Эпопея, как правило, не имеет одного героя – героев много, и они играют больше соединяющую, чем сюжетообразующую роль. Поэма «Кому на Руси жить хорошо» подходит под все эти критерии и смело может быть названа эпопеей.

Тема и идея произведения, герои, проблематика

Сюжет поэмы прост: «на столбовой дороженьке» сходятся семеро мужиков, которые заспорили, кому лучше всего живется на Руси. Чтобы это выяснить, они отправляются в странствие. В связи с этим тему произведения можно определить как широкомасштабное повествование о жизни крестьян в России. Некрасов охватил почти все сферы жизни – за время своих странствий мужики познакомятся с разными людьми: попом, помещиком, нищими, пьяницами, торговцами, перед их глазами пройдет круговорот человеческих судеб – от израненного солдата до некогда всесильного князя. Ярмарка, острог, тяжелый труд на барина, смерть и рождение, праздники, свадьба, торги и выборы бургомистра – ничего не укрылось от пристального взгляда писателя.

Неоднозначным является вопрос о том, кого же считать главным героем поэмы. С одной стороны, формально она имеет семеро главных героев – мужиков, странствующих в поисках счастливого человека. Выделяется также образ Гриши Добросклонова, в лице которого автор изображает будущего народного спасителя и просветителя. Но помимо этого, в поэме явственно прослеживается образ народа как образ главного действующего лица произведения. Народ появляется как единое целое в сценах ярмарки, массовых гуляний («Пьяная ночь», «Пир на весь мир»), сенокоса. Всем миром принимаются различные решения – от помощи Ермила до выборов бургомистра, даже вздох облегчения после смерти помещика вырывается у всех одновременно. Не индивидуализированы и семь мужиков – они описаны максимально кратко, не имеют своих отдельных черт и характеров, преследуют одну и ту же цель и даже говорят, как правило, все вместе. Второстепенные персонажи (холоп Яков, сельский староста, Савелий) прописаны автором куда более детально, что позволяет говорить о специальном создании с помощью семи странников условно-аллегорического образа народа.

Жизни народа так или иначе касаются и все проблемы, подымаемые Некрасовым в поэме. Это проблема счастья, проблема пьянства и моральной деградации, греха, взаимоотношений старого и нового уклада жизни, свободы и несвободы, бунта и терпения, а также характерная для многих произведений поэта проблема русской женщины. Проблема счастья в поэме является основополагающей, и понимается разными персонажами по-разному. Для попа, помещика и других наделенных властью персонажей счастье представляется в виде личного благосостояния, «почета и богатства». Мужицкое счастье состоит из различных несчастий – медведь пытался задрать, но не смог, на службе били, но до смерти не убили… Но есть и такие персонажи, для которых не существует своего, личного счастья отдельно от счастья народного. Таков Ермил Гирин, честный бургомистр, таков и появляющийся в последней главе семинарист Гриша Добросклонов. В его душе любовь к бедной матери переросла и слилась с любовью к такой же бедной родине, для счастья и просвещения которой и планирует жить Гриша.

Из Гришиного понимания счастья вырастает главная идея произведения: настоящее счастье возможно лишь для того, кто не думает о себе, и готов потратить всю свою жизнь для счастья всеобщего. Призыв любить свой народ таким, каким он есть, и бороться за его счастье, не оставаясь равнодушным к его проблемам, отчетливо звучит на протяжении всей поэмы, и в образе Гриши находит свое окончательное воплощение.

Художественные средства

Анализ «Кому на Руси жить хорошо» Некрасова не может считаться полным без рассмотрения средств художественной выразительности, использованных в поэме. В основном это использование устного народного творчества – одновременно и как объект изображения, для создания более достоверной картины крестьянской жизни, так и как объект изучения (для будущего народного заступника, Гриши Добросклонова).

Фольклор в текст вводится либо прямо, как стилизация: стилизация пролога под сказочный зачин (мифологическое число семь, скатерть-самобранка и другие детали красноречиво об этом говорят), либо же косвенно – цитаты из народных песен, отсылки к различным фольклорным сюжетам (чаще всего к былинам).

Стилизована под народно-песенную и сама речь поэмы. Обратим внимание на большое число диалектизмов, на уменьшительно-ласкательные суффиксы, многочисленные повторы и использование устойчивых конструкций в описаниях. Благодаря этому «Кому на Руси жить хорошо» может восприниматься как народное творчество, и это не случайно. В 1860-е годы как раз возник повышенный интерес к народному творчеству. Изучение фольклора воспринималось не только как научная деятельность, но и как открытый диалог интеллигенции с народом, что, безусловно, было Некрасову близко в идейном плане.

Вывод

Итак, рассмотрев произведение Некрасова «Кому на Руси жить хорошо», можно с уверенностью заключить, что, несмотря на то, что оно осталось неоконченным, оно все же представляет огромную литературную ценность. Поэма остается актуальной вплоть до сегодняшнего дня и может вызвать интерес не только у исследователей, но и у обычного читателя, интересующегося историей проблемами русской жизни. «Кому на Руси жить хорошо» неоднократно интерпретировалось и в других видах искусства – в виде сценической постановки, различных иллюстраций (Соколов, Герасимов, Щербакова), а также лубочной картинки на данный сюжет.

Тест по произведению

1. Введение . Поэма " " - одно из самых значительных произведений Некрасова. Поэт сумел развернуть масштабную картину, изображающую жизнь простого русского народа. Поиск счастья мужиками - символ многовекового стремления крестьянства к лучшей жизни. Содержание поэмы очень трагично, но заканчивается она торжественным утверждением будущего возрождения "Матушки-Руси".

2. История создания . Замысел написать настоящую эпопею, посвященную простому народу, возник у Некрасова в конце 1850-х гг. После отмены крепостного права этот замысел начал реализовываться. В 1863 г. поэт принимается за работу. Отдельные части поэмы публиковались по мере написания в журнале "Отечественные записки".

Часть "Пир на весь мир" смогла увидеть свет уже после смерти автора. К сожалению, Некрасов не успел закончить работу над поэмой. Предполагалось, что странствующие мужики закончат свое путешествие в Петербурге. Таким образом они смогут обойти всех предполагаемых "счастливых людей", не исключая царя.

3. Смысл названия . Название поэмы стало устойчивой нарицательной фразой, несущей в себе вечную российскую проблему. Как во времена Некрасова, так и теперь, русский человек остается неудовлетворенным своим положением. Только в России могла появиться поговорка "Хорошо там, где нас нет". По сути, "кому на Руси жить хорошо" - риторический вопрос. Вряд ли в нашей стране найдется много людей, которые ответят, что полностью довольны своей жизнью.

4. Жанр Поэма

5. Тема . Основная тема поэмы - безуспешный поиск народного счастья. Некрасов несколько отходит от своего беззаветного служения простому народу, утверждая, что ни одно сословие не может считать себя счастливым. Общее несчастье сплачивает между собой все категории общества, что позволяет говорить о едином русском народе.

6. Проблематика . Центральная проблема поэмы - вечное российское горе и страдания, вытекающие из отсталости и низкого уровня развития страны. В этом плане особое положение занимает крестьянство. Являясь самым забитым сословием, оно, тем не менее, хранит в себе здоровые национальные силы. В поэме затрагивается проблема отмены крепостного права. Этот долгожданный акт не принес ожидаемого счастья. Некрасову принадлежит самая известная фраза, описывающая суть отмены крепостничества: "Порвалась цепь великая...Одним концом по барину, другим по мужику!..".

7. Герои . Роман, Демьян, Лука, братья Губины, Пахом, Пров. 8. Сюжет и композиция Поэма имеет кольцевую композицию. Постоянно повторяется фрагмент, объясняющий путешествие семерых мужиков. Крестьяне бросают все свои дела и отправляются на поиски счастливого человека. У каждого героя есть своя версия на этот счет. Странники решают встретиться со всеми "кандидатами на счастье" и выяснить всю правду.

Реалист Некрасов допускает сказочный элемент: мужики получают скатерть-самобранку, позволяющую им без проблем продолжать свое путешествие. Первым семеро мужиков встречают попа, в чьем счастье был уверен Лука. Церковнослужитель "по совести" рассказывает странникам о своей жизни. Из его рассказа следует, что никакими особыми преимуществами священники не пользуются. Благополучие попов - лишь кажущееся для мирян явление. На самом деле жизнь священника не менее тяжела, чем у остальных людей.

Главы "Сельская ярмонка" и "Пьяная ночь" посвящены одновременно бесшабашной и тяжелой жизни простого народа. Бесхитростное веселье сменяется беспробудным пьянством. Алкоголь на протяжении веков является одной из главных бед русского человека. Но Некрасов далек от решительного осуждения. Один из персонажей так объясняет склонность к пьянству: "Придет печаль великая, как перестанем пить!..".

В главе "Помещик" и части "Последыш" Некрасов описывает дворян, которые также пострадали от отмены крепостничества. Для крестьян их страдания кажутся надуманными, но на самом деле ломка многовекового уклада очень сильно "ударила" по помещикам. Многие хозяйства были разорены, а их владельцы так и не смогли приспособиться к новым условиям. Поэт подробно останавливается на судьбе простой русской женщины в части "Крестьянка". Ее считают счастливой. Однако из рассказа крестьянки становится понятно, что ее счастье заключается не в обретении чего-либо, а в избавлении от беды.

Еще в главе "Счастливые" Некрасов показывает, что крестьяне не ждут милостей от судьбы. Их предел мечтаний - избежать опасности. Солдат счастлив, потому что до сих пор жив; каменотес счастлив, потому что продолжает обладать огромной силой и т. д. В части "Пир на весь мир" автор отмечает, что русский крестьянин, несмотря на все беды и страдания, не унывает, относясь к горю с иронией. В этом плане показательна песня "Веселая" с рефреном "Славно жить народу на Руси святой!". Некрасов чувствовал приближение смерти и понимал, что не успеет закончить поэму. Поэтому он спешно написал "Эпилог", где появляется Гриша Добросклонов, мечтающий о свободе и благе всего народа. Он должен был стать тем счастливым человеком, которого ищут странники.

9. Чему учит автор . по-настоящему болел душой за Россию. Он видел все ее недостатки и стремился обратить на них внимание современников. Поэма "Кому на Руси жить хорошо" - одно из наиболее проработанных произведений поэта, которое по замыслу должно было представить всю измученную Россию, как на ладони. Даже в незавершенном виде она проливает свет на целый ряд сугубо российских проблем, решение которых назрело уже давно.

Одним из самых известных произведений Николая Некрасова считается поэма «Кому на Руси жить хорошо», отличающаяся не только глубоким философским смыслом и социальной остротой, но и яркими, самобытными персонажами — это семь простых русских мужиков, которые собрались вместе и заспорили о том, кому «вольготно-весело живется на Руси». Впервые поэма была опубликована в 1866 году в журнале «Современник». Публикация поэмы была возобновлена уже через три года, но царская цензура, усмотрев в содержании нападки на режим самодержавия, не допустила её в печать. В полном объеме поэма была опубликована только после революции в 1917 году.

Поэма «Кому на Руси жить хорошо» стала центральным произведением в творчестве великого русского поэта, это его идейная и художественная вершина, итог его раздумий и размышлений о судьбе русского народа и о дорогах, ведущих к его счастью и благополучию. Эти вопросы волновали поэта на протяжении всей его жизни и прошли красной нитью через всю его литературную деятельность. Работа над поэмой продолжалась 14 лет (1863-1877 гг.) и для того, чтобы создать эту «народную эпопею» как называл её сам автор, полезную и понятную для простого народа, Некрасов приложил немало усилий, хотя в итоге она так и не была закончена (задумывалось 8 глав, было написано 4). Тяжелая болезнь, а затем смерть Некрасова нарушили его планы. Сюжетная незавершенность не мешает носить произведению острый социальный характер.

Основная сюжетная линия

Поэма была начата Некрасовым в 1863 году после отмены крепостного права, поэтому её содержание затрагивает многие проблемы, возникшие после проведения Крестьянской реформы 1861 года. В поэме четыре главы, они объединены общим сюжетом о том, как семь простых мужиков заспорили, кому хорошо живется на Руси и кто по-настоящему счастлив. Сюжет поэмы, затрагивающей серьезные философские и социальные проблемы, построен в виде путешествия по российским деревням, их «говорящие» названия как нельзя лучше описывают российскую действительность того времени: Дырявина, Разутова, Горелова, Заплатова, Неурожайкина и т.д. В первой главе под названием «Пролог» мужики встречаются на столбовой дороге и заводят свой спор, чтобы его решить, они отравляются в путешествие по России. По дороге мужики-спорщики встречаются с самыми разными людьми, это и крестьяне, и торговцы, и помещики, и священники, и нищие, и пьяницы, они видят самые разнообразные картины из жизни людей: похороны, свадьбы, ярмарки, выборы и т.д.

Встречая разных людей, мужики задают им один и тот же вопрос: насколько они счастливы, но и поп, и помещик жалуются на ухудшение жизни после отмены крепостного права, только единицы из всех людей, встречаемых ими на ярмарке, признают себя истинно счастливыми.

Во второй главе под названием «Последыш» странники приходят в деревню Большие Вахлаки, жители которой после отмены крепостного права, чтобы не расстраивать старого графа, продолжают изображать из себя крепостных. Некрасов показывает читателям как их потом жестоко обманули и ограбили графские сыновья.

Третья глава под названием «Крестьянка» описывает поиски счастья среди женщин того времени, происходит встреча странников с Матреной Корчагиной в деревне Клин, она рассказывает им о своей многострадальной судьбе и советует не искать им счастливых людей среди русских женщин.

В четвертой главе под названием «Пир на весь мир» странствующие искатели правды попадают на застолье в селе Валахчине, там они понимают, что вопросы, которые они задают людям о счастье, волнуют всех русских людей без исключения. Идейным финалом произведения становится песня «Русь», которая зародилась в голове участника пира, сына приходского дьячка Григория Добросклонова:

«Ты и убогая,

ты и обильная,

ты и всесильная

Матушка-Русь! »

Главные персонажи

Вопрос о том, кто является главным героем поэмы остается открытым, формально это те мужики, которые поспорили о счастье и решили отправиться в путешествие по России, что бы решить кто прав, однако в поэме четко прослеживается утверждение, что главный персонаж поэмы - весь русский народ, воспринимаемый как единое целое. Образы мужиков-странников (Романа, Демьяна, Луки, братьев Ивана и Митродора Губиных, старика Пахома и Прова) практически не раскрыты, их характеры не прорисованы, они действуют и высказываются как единый организм, тогда как образы встречающихся им людей наоборот расписаны очень тщательно, с большим количеством подробностей и нюансов.

Одним из ярких представителей человека из народа можно назвать сына приходского дьяка Григория Добросклонова, который подан Некрасовым как народный заступник, просветитель и спаситель. Он является одним из ключевых персонажей и описанию его образа отдана вся заключительная глава. Гриша как никто из всех близок к народу, понимает его мечты и чаяния, желает помочь ему и складывает для людей замечательные «добрые песни» приносящие окружающим радость и надежду. Его устами автор провозглашает свои взгляды и убеждения, дает ответы на поднятые в поэме острые социальные и нравственные вопросы. Такие персонажи как семинарист Гриша и честный бурмистр Ермил Гирин не ищут счастья для себя, они мечтают осчастливить всех людей сразу и посвящают этому всю свою жизнь. Главная идея поэмы вытекает из понимания Добросклонова самого понятия счастья, это чувство может в полной мере ощутить лишь тот, кто без рассуждений отдаст свою жизнь за правое дело в борьбе за народное счастье.

Главным женским персонажем поэмы является Матрена Корчагина, описанию её трагической судьбы, типичной для всех русских женщин, посвящена вся третья глава. Рисуя её портрет, Некрасов любуется её прямой, гордой осанкой, незамысловатым одеянием и удивительной красотой простой русской женщины (глаза большие, строгие, ресницы богатейшие, сурова и смугла). Вся её жизнь проходит в тяжелой крестьянской работе, ей приходится терпеть побои мужа и наглые посягательства управляющего, ей суждено было пережить трагическую смерть своего первенца, голод и лишения. Она живет только ради своих детей, без колебаний принимает наказание розгами за своего провинившегося сына. Автор восхищен силой её материнской любви, выносливостью и сильным характером, искренне жалеет её и сочувствует все русским женщинам, ибо судьба Матрены - это судьба всех женщин-крестьянок того времени, страдающих от бесправия, нужды, религиозного фанатизма и суеверия, отсутствия квалифицированной медицинской помощи.

Также в поэме описаны образа помещиков, их жен и сыновей (князья, дворяне), изображены помещичья прислуга (лакеи, слуги, дворовые прислужники), попы и другие священнослужители, добрые губернаторши и жестокие немцы-управляющие, артисты, солдаты, странники, огромное количество второстепенных персонажей, которые придают народной лирико-эпической поэме «Кому на Руси жить хорошо» то уникальное многоголосие и эпическую широту, делающие данное произведение настоящим шедевром и вершиной всего литературного творчества Некрасова.

Анализ поэмы

Поднятые в произведении проблемы отличаются многообразием и сложностью, они затрагивают жизнь самых различных слоев общества, это и сложный переход на новый жизненный уклад, проблемы пьянства, бедности, мракобесия, алчности, жестокости, угнетения, желания что-то изменить и т.д.

Однако все-таки ключевая проблема данного произведения — поиски простого человеческого счастья, которое каждый из персонажей понимает по-своему. Например, богатые люди, такие как попы или помещики, думают только о собственном благополучии, это для них и есть счастье, люди победнее, такие как обычные крестьяне рады и самым простым вещам: остаться в живых после нападения медведя, пережить битье на работе и пр.

Главная мысль поэмы — русский народ достоин быть счастливым, он это заслужил своим страданиями, кровью и потом. Некрасов был убежден, что за свое счастье необходимо бороться и не достаточно сделать одного человека счастливым, ведь это не решит всей глобальной проблемы в целом, поэма призывает думать и стремиться о счастье для всех без исключения.

Структурные и композиционные особенности

Композиционная форма произведения отличается своеобразностью, она построена в соответствии с законами классической эпопеи, т.е. каждая глава может существовать автономно, а все вместе они представляют собой единое целое произведение, обладающее большим количеством персонажей и сюжетных линий.

Поэма, по мнению самого автора, относится к жанру народной эпопеи, она написана трехстопным нерифмованным ямбом, в конце каждой строки после ударных слогов идут два безударных (применение дактилической казулы), в некоторых местах для подчеркивания фольклорного стиля произведения присутствует четырехстопный ямб.

Для того чтобы поэма была понятна простому человеку в ней использовано много простонародных слов и выражений: деревнишка, бревешко, ярмонка, пустпопляс и т.д. В поэме присутствует большое количество различных образцов народнопоэтического творчества, это и сказки, и былины, и разнообразные пословицы и поговорки, народные песни различного жанра. Язык произведения стилизован автором в виде народной песни для улучшения простоты восприятия, в то время использование фольклора считалось лучшим способом общения интеллигенции с простым народом.

В поэме автором использовались такие средства художественной выразительности как эпитеты («солнце красное», «тени черные», сердце свободное», «люди бедные»), сравнения («выскочил, как встрепанный», «как убитые заснули мужики»), метафоры («лежит земля», «плачет пеночка», «бурлит село»). Также здесь есть место иронии и сарказму, применяются различные стилистические фигуры, такие как обращения: «Эй, дядя!», «Ой люди, люди русские!», различные восклицания «Чу!», «Эх, Эх!» и т.д.

Поэма «Кому на Руси жить хорошо» является высшим образцом произведения, выполненного в народном стиле всего литературного наследия Некрасова. Использованные поэтом элементы и образы русского народного фольклора придают произведению яркой самобытности, красочности и сочного национального колорита. То, что поиски счастья Некрасов сделал главной темой поэмы совсем не случайно, ведь его искал на протяжении многих тысяч лет весь русский народ, это отражено в его сказках, былинах, легендах, песнях и в других разнообразных фольклорных источниках как поиски клада, счастливой земли, бесценного сокровища. Тема данного произведения выражала самое заветное желание русского народа на протяжении всего его существования — счастливо жить в обществе, где правят справедливость и равноправие.

В феврале 1861 года в России было отменено крепостное право. Это прогрессивное событие сильно всколыхнуло крестьян и вызвало волну новых проблем. Главную из них Некрасов описал в стихотворении «Элегия» , где есть афористичная строка: «Народ освобожден, но счастлив ли народ?». В 1863 году Николай Алексеевич начал работать над поэмой «Кому на Руси жить хорошо» , в которой затрагиваются проблемы всех слоев населения страны после отмены крепостного права.

Несмотря на довольно простой, фольклорный стиль повествования, произведение является достаточно сложным для правильного восприятия, поскольку в нем затрагиваются серьезные философские вопросы. На многие из них Некрасов искал ответы всю жизнь. Да и сама поэма, которая создавалась долгих 14 лет, так и не была завершена. Из задуманных восьми частей автор успел написать четыре, которые не следуют одна за другой. После смерти Николая Алексеевича издатели столкнулись с проблемой: в какой последовательности публиковать части поэмы. Сегодня мы знакомимся с текстом произведения в том порядке, который предложил Корней Чуковский, скрупулезно работавший с архивами писателя.

Некоторые современники Некрасова утверждали, что идея поэмы возникла у автора еще в 50-е годы, до отмены крепостного права. Николай Алексеевич хотел уместить в одно произведение все, что знал о народе и слышал от многих людей. В какой-то мере это ему удалось.

Для поэмы «Кому на Руси жить хорошо» подобрано много жанровых определений. Одни критики утверждают, что это «поэма-путешествие», другие отзываются о ней как о «Русской Одиссее». Сам автор считал свой труд эпопеей , поскольку здесь изображена жизнь народа в переломный момент истории. Таким периодом может быть война, революция, а в нашем случае – отмена крепостного права.

Автор стремился описывать происходящие события глазами простых людей и с применением их лексики. Как правило, в эпопее нет главного героя. Поэма Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» вполне отвечает этим критериям.

Но вопрос о главном герое поэмы был поднят не раз, он не дает покоя литературным критикам и по сей день. Если подходить формально, то главными героями можно считать мужиков-спорщиков, отправившихся искать счастливых людей на Руси. Отлично подходит на эту роль и Гриша Добросклонов – народный просветитель и спаситель. Вполне можно признать, что главным героем в поэме выступает весь российский народ. Это наглядно отражено в массовых сценах гуляний, ярмарки, сенокоса. Важные решения принимаются на Руси всем миром, даже облегченный вздох после смерти помещика вырвался у крестьян одновременно.

Сюжет произведения достаточно прост – на дороге случайно встретились семь мужиков, которые затеяли спор на тему: кому хорошо живется на Руси? Чтобы решить его, герои отправляются в путешествие по стране. В долгой дороге они знакомятся с самыми разными людьми: торговцами, нищими, пьяницами, помещиками, священником, раненым солдатом, князем. Довелось спорщикам повидать и много картин из жизни: острог, ярмарку, рождение, смерть, свадьбы, праздники, торги, выборы бургомистра и т. д.

Семь мужиков не описаны Некрасовым в деталях, их характеры практически не раскрыты. Странники идут вместе к одной цели. А вот персонажи второго плана (сельский староста, Савелий, холоп Яков и другие) вырисованы ярко, с множеством мелких подробностей и нюансов. Это позволяет сделать вывод, что автор в лице семи мужиков создал условно-аллегорический образ народа.

Проблемы , которые поднял Некрасов в своей поэме, очень многообразны и касаются жизни разных слоев общества: алчность, бедность, безграмотность, мракобесие, чванство, моральная деградация, пьянство, высокомерие, жестокость, греховность, сложность перехода на новый жизненный уклад, безграничное терпение и жажда бунта, угнетенность.

Но ключевой проблемой произведения является понятие счастья, которое каждым персонажем решается по собственному разумению. Для богатых людей, таких как поп и помещик, счастье – это личное благополучие. Для мужика очень важно уметь уходить от бед и напастей: медведь гнался, но не догнал, на работе сильно били, но до смерти не забили и т. д.

Но есть в произведении персонажи, которые не ищут счастье только для себя, они стремятся сделать счастливыми всех людей. Такими героями являются Ермил Гирин и Гриша Добросклонов. В сознании Григория любовь к своей матери переросла в любовь ко всей стране. В душе парня бедная и несчастная мать отождествилась с такой же бедной страной. И семинарист Гриша считает целью своей жизни просвещение народа. Из того, как Добросклонов понимает счастье, вытекает главная идея поэмы: это чувство способен в полной мере ощутить только тот человек, который готов посвятить свою жизнь борьбе за счастье народа.

Основным художественным средством поэмы можно считать устное народное творчество. Автор широко использует фольклор в картинах жизни крестьян и в описании будущего заступника Руси Гриши Добросклонова. Народную лексику в тексте поэмы Некрасов применяет по разному: как прямую стилизацию (пролог составлен), начало сказки (скатерть-самобранка, мифическое число семь) или косвенно (строки из народных песен, ссылки на разные легенды и былины).

Язык произведения стилизован под народную песню. В тексте есть много диалектизмов, многочисленных повторов, уменьшительных суффиксов в словах, устойчивых конструкций в описаниях. Из-за этого произведение «Кому на Руси жить хорошо» многие воспринимают как народное творчество. В середине девятнадцатого века фольклор изучали не только с точки зрения науки, но и как способ общения интеллигенции с народом.

Подробно проанализировав произведение Некрасова «Кому на Руси жить хорошо», легко понять, что даже в незаконченном виде оно является литературным наследием и представляет огромную ценность. И сегодня поэма вызывает живой интерес у литературных критиков и читателей. Изучая исторические особенности русского народа, можно сделать вывод, что они немного изменились, но суть проблемы осталась прежней – поиск своего счастья.

  • Образы помещиков в поэме Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»