На свободную тему

Конкретные советы как стать внимательным. Мы - это то, что мы едим. Сосредоточьтесь на задаче

Сконцентрировать внимание на чем-то, замечать детали и «складывать» их в логическую цепочку, действуя при этом быстро и безошибочно, некоторым людям удается без труда. Это говорит о том, что внимательность — такое качество, которое у разных людей проявляется по разному. При этом практика показывает, что внимание, внимательность могут быть значительно улучшены с помощью тренировки .

Вспомним, что внимание может быть произвольным, непроизвольным, послепроизвольным . Например, человек не умеет читать, но заметил вывеску, буквы, которые бросаются в глаза. Это внимание непроизвольное. Чтобы учиться читать, потребуется усилие, работа памяти — произвольное внимание. Умея читать, человек автоматически прочитывает вывеску, даже не затрудняясь, так проявляется послепроизвольное внимание. Говоря о том, что внимание можно тренировать, мы имеем ввиду произвольное внимание. Как же его повысить?

Рассмотрим несколько несложных правил, как стать более внимательным

  1. Внимание к мелочам является требованием ко многим профессиям, и природную способность заменяют алгоритмом последовательных действий. То есть человеку дается инструкция, что, как и в какой последовательности делать, на каком этапе проверить один элемент, на каком — другой. Собственно, алгоритм действий помогает вниманию не только в профессиональных вопросах. Выученное с детства правило: при переходе улицы сначала посмотри налево, затем — направо, — спасло не одну жизнь, заставило многих людей при определенных обстоятельствах быть намного внимательнее, чем обычно. Действовать согласно правилу, алгоритму — это первый совет, как повысить внимательность. Составьте для себя некий список дел или процессов, которые вам надо выполнить, например, по работе и придерживайтесь его. Первое время вы будете напоминать себе о своем алгоритме, в дальнейшем процесс пойдет автоматически.
  2. Впрочем, очень важно не пускать все на «автоматический самотек» — очень часто наша невнимательность связана именно с этим: мозг настолько привыкает делать что-то на автомате, что уже не обращает внимания на то, что мы делаем, что видим или ощущаем в данный момент (именно этим пользуются карманники). Чтобы повысить внимательность, важно приучиться не просто скользить глазами по окружающей обстановке, но и концентрироваться на ней, иными словами переводить непроизвольное внимание в произвольное, фиксировать в голове то, что видишь или чувствуешь.
    К сожалению, фиксировать все в принципе невозможно — у мозга в буквальном смысле будет перегрузка от такого объема информации. Изначально вся поступающая в мозг информация проходит жесткий фильтр, и то, что мозг считает незначительным, отбрасывается. Следствием этого процесса становится то, что вы не чувствуете часы или браслет на руке, если долго их носите (и этим опять же пользуются карманники). Важно вмешаться в этот процесс и самому, сознательно выбирать то, на чем сконцентрироваться . Этому навыку необходимо учиться, однако с течением времени данный процесс — хотя бы в некоторой своей части — будет даваться все легче и легче и позволить вам повысить более внимательным и стать наблюдательным.
  3. Еще один совет прост и незамысловат: правильное питание и достаточный здоровый сон . Ждать внимательности от уставшего человека, страдающего от недостатка витаминов или чувства голода, невозможно. Недосыпание сказывается на внимательности — это общеизвестный факт.

  4. Поспешность и торопливость — враги внимательности . Хотите развивать внимание — покончите с поспешностью раз и навсегда. Лучше все делать и планировать заранее. Всем известно, что рассеянность и невнимательность проявляются наиболее ярко, когда человек действует впопыхах. Здесь важно еще и то, что если мы не будем торопиться, у нас будет время остановиться на всех мелочах, проанализировать их. Ведь, как правило, невнимательность проявляется именно в них – мы упускаем какие-то важные детали. Сначала
  5. Мотивация очень важна для тренировки внимания . Устойчивость внимания также зависит от мотивации. Тут следует заметить, что эти мотивации — разного плана. Во втором случае часто речь идет о непроизвольной мотивации. Но как бы то ни было — мотивирующий момент играет роль, поиски мотивации дают шанс улучшить внимательность.
  6. Не стоит заниматься несколькими делами одновременно . Некоторые люди думают, что делая все сразу, они действуют продуктивнее. Хотя история знает и другие примеры, опыт показывает, что, как правило, среднестатистическому человеку лучше делать дела по очереди, действительно концентрируясь на каждом из них.
  7. Тренировка памяти — еще один важный момент. Можно заметить какую-либо вещь — и забыть ее через секунду. Чтобы тренировать память, можно прибегнуть к различным упражнениям, от игры в «Мемо» до наблюдений за прохожими.

Одно из упражнений состоит в том, чтобы в течение десяти минут концентрировать свое внимание на точке, нарисованной на большом белом листе. На первый взгляд, это задание довольно простое, но научиться выполнять его не так-то просто.

О том, как развить эйдетическую память и можно ли это сделать, мы говорим в соответствующей статье. А если вас интересуют мнемотехники по запоминанию цифр , мы поможем и с этим.

Для самопроверки вы можете воспользоваться нашим тестом на внимательность , а также посмотреть одно небольшое видео.

Успехи детей в учебе и других видах деятельности во многом зависят от их способности быть внимательными.

Когда ребенок становится учеником, к нему предъявляются разного уровня новые требования, у него появляются новые обязанности. Кто-то с ними справляется легко и просто, а для кого-то это сложный и порой трудный процесс.

Школа, в свою очередь, стремится не только дать определенный багаж знаний своим ученикам, но и ставит более значимую цель — научить детей учиться.

Это сделать не так просто, так как в первую очередь эта цель требует развития у детей всех необходимых для учения познавательных процессов. Это мышление, память, воображение, внимание.

Многочисленные наблюдения педагогов, исследования психологов убедительно показали, что ребенок, не научившийся учиться, не овладевший приемами мыслительной деятельности в начальных классах школы, в средних обычно переходит в разряд неуспевающих.

Очень часто оказывается, что успехи наших детей в учебе и других видах деятельности во многом зависят от сформированности у них способности быть внимательными.

Как часто мы говорим своему ребенку-школьнику: «Ты невнимательный!», когда ребенок допускает нелепые ошибки, не может их найти.

Нередко из-за недостатка внимания ребенку трудно учиться в школе. Маленький ученик словно не слышит и не видит того, что он должен усвоить и запомнить. В старших классах ему становится труднее, т.к. поступающая и требующая запоминания информация обильна и разнообразна.

Внимание — это не раз и навсегда данное качество. Внимание можно и нужно развивать! Конечно, в школе предусмотрены практически на всех уроках задания на внимание. Но надо заметить, что как бы ни старались учителя использовать эти задания в своей педагогической деятельности, они могут только поддерживать тот уровень развития внимания, который имеется у учеников на данном этапе. На это существуют определенные причины: во-первых, объем учебного материала достаточно велик; во-вторых, должна быть определенная система заданий и работа, как правило, должна быть индивидуальной, что в классе осуществить трудно.

Тем не менее, ученику необходимо помочь научиться управлять своим вниманием. Самому младшему школьнику это сделать еще трудно. И главным помощником ребенку могут стать его родители.

Работать есть над чем. Это показали результаты анкетирования, проведенного среди учащихся 2-ых классов.

На вопрос «Часто ли ты отвлекаешься во время выполнения домашнего задания?» только 31 % учащихся ответили, что они не отвлекаются. Причинами того, что может отвлечь называли разное. Чаще всего отвлекают сами родители (так считают ваши дети!). Не меньше отвлекают другие родственники, среди которых чаще назывались младшие братья и сестры. Могут отвлечь и домашние животные, реже были названы такие причины как телефон, телевизор (громкий звук).

Был и еще один вопрос: «Считаете ли вы себя внимательными?» Из всех учащиеся ответили «нет» — 53 %, «да» — только 19 %.

Так же были и другие интересные сведения, которые доказывают, что развитию внимания родители не придают большого значения.

Например, по ответам детей, дома помогают делать уроки 79% родителей, из них помогают и подсказывают 27 %, проверяют работы, иногда объясняют непонятное — 31%, за двойки ругают 41%, расстраиваются и выясняют причину двойки — 8%, не занимаются дополнительно и не играют со своими детьми — 66% .

Чтобы помогать ребенку, мы должны знать, что надо делать и как.

Что же такое внимание? Внимание — это способность человека сосредоточиться на определенных объектах и явлениях. Из окружающего мира на нас одновременно воздействует большое количество источников информации. Усвоить всю поступающую информацию невозможно, да и не нужно. Но выделить из нее полезную, значимую в данный момент, важную для принятия правильных решений совершенно необходимо. Эту функцию психической деятельности и выполняет внимание.

Когда учитель говорит об отсутствии внимания вообще — это очень обобщенно. Внимание имеет такие основные свойства как концентрация, объем, устойчивость, распределение и переключение. И у ребенка может быть развито хорошо одно из названных свойств внимания и совершенно отсутствовать другое, которое как раз и требует коррекции.

Поэтому прежде, чем приступать к занятиям по развитию внимания, надо знать, какие именно свойства слабо развиты у вашего ребенка, ибо каждое свойство очень значимо для успешной учебной деятельности.

Концентрация внимания — умение сосредоточиться на нужном объекте, его частях, способность вникнуть в задачу. Ребенок с хорошей концентрацией внимания отличается хорошей наблюдательностью, организованностью. И наоборот, тот, у кого не развито это свойство, бывает рассеянным и несобранным.

Объем внимания — это количество одновременно воспринимаемых и удерживаемых в сознании объектов. Для детей 7 лет число таких объектов колеблется от 3 до 5. При хорошем объеме внимания ребенку легче совершать операции сравнения, анализа, обобщения, классификации. Умение выполнять эти операции говорит о развитии логического мышления.

Устойчивость внимания — это возможность длительного сосредоточения на одном и том же объекте. Ребенок с устойчивым вниманием может долго работать, не отвлекаясь, ему нравится длительная напряженная работа (интерес к заданиям повышенной трудности).

Распределение внимания — это одновременное внимание к двум или нескольким объектам при одновременном выполнении действий с ними. Об особенностях распределения внимания судят по тому, легко или с трудом ребенку удается делать несколько дел одновременно: заниматься работой и наблюдать за окружающим (легко ли воспринимаются дополнительные разъяснения и беглые замечания учителя).

Переключение внимания — это перемещение внимания с одного объекта на другой или с одной деятельности на другую в связи с постановкой новой задачи.

Об индивидуальных особенностях переключения внимания можно судить по тому, насколько быстро ребенок переходит от одного занятия к другому, легко ли начинает новое дело, может ли быстро закончить какое-либо занятие или постоянно возвращается к нему в своих мыслях и действиях (продолжают решать, когда все закончили; все считают устно, а некоторые пытаются в это время записывать то, что до этого сделать не успели).

Когда вы изучите внимание своего ребенка и выявите, какое свойство наименее развито — можно приступать к занятиям.

К числу эффективных средств развития внимания относятся игры и игровые упражнения, которые можно включать в любую, даже очень серьезную деятельность.

Примеры игр и игровых упражнений

  1. «Кто внимательный?» Читают текст. Дети должны понимать смысл и считать количество слов со звуком [М], например.
  2. «Сколько чего?» Детям нужно осмотреть комнату и назвать как можно больше имеющихся в ней предметов, отбирая по любым признакам: цвет, форма, материал, из которого сделаны предметы, чтобы была определенная буква в их названии.
  3. «Повтори быстро». Ребенок может повторять за вами слова только тогда, когда вы говорите слово «повторите» (диалог идет быстрый). Можно использовать слова: скажите, произнесите и т.д.
  4. «Построй в темноте». На столе кубики и спичечные коробки или иные предметы (части от конструктора, кубики разного размера). Ребенок с завязанными глазами должен быстро построить одной рукой столбик с основанием в один кубик (возможен соревновательный момент).
  5. «Не собьюсь». Счет до 30. Определенные числа (содержащие цифру 3, делящиеся на 3) называть нельзя. Вместо них — любое движение или слово (подпрыгнуть, сказать «не собьюсь»).
  6. Бросать мяч, называя существительные. Ребенок, принимая мяч, называет подходящий по смыслу глагол и говорит свое существительное и т.д.
  7. Игры в шашки и шахматы. Эти игры не зря называют школой внимания. Надо просчитать ходы наперед, сделать выводы.
  8. Игра в перепутанные действия. Если я подниму руки вверх, дети — в стороны, если я присяду — дети подпрыгивают и т.д. Нельзя забывать, что задания на развитие внимания часто встречаются в различных детских журналах и др. изданиях. Это хорошо вам знакомые лабиринты, рисунки с перепутанными линиями, нахождение отличий на картинках, вычеркивание в тексте определенных букв (через три), решение различных головоломок и др. Так вырабатывается сосредоточенность.
  9. Учитель или родитель предлагает решить устно несколько арифметических примеров. Например, даны 2 числа — 84 и 26. Первую цифру второго числа нужно умножить на вторую цифру первого, к полученному произведению надо прибавить вторую цифру второго числа и из этой суммы вычесть первую цифру первого числа (2 × 4 + 6 -8 = 6) (устойчивость внимания).
  10. Предлагается удержать восприятие рисунка (усеченная пирамида, приближающаяся к нам — уходящая внутрь; профиль — ваза), только в одном положении определенное время. При изменении ставить черточку на бумаге (объем внимания).
  11. Посмотреть на предметы в течение 1 секунды и потом назвать: сколько и какие предметы изображены? какие цифры изображены? в какую фигуру вписана та или иная цифра? (распределение внимания).
  12. Одновременно решать несложные математические примеры и слушать пословицы. Затем назвать ответы и повторить, что за пословицы были названы.
    • Писать числа от 1 до 20, а называть их при этом в обратном порядке.
    • По таблице с буквами и цифрами — сначала назвать цифры по порядку, потом — буквы по алфавиту, потом чередуя букву — цифру (переключение).
  13. На листочке числа от 1 до 20 вразброс, надо указать и назвать их по порядку как можно быстрее.

Помогайте вашим детям стать внимательными. Приобретайте и читайте книги, в которых можно найти упражнения и игры, способствующие развитию внимания.

Играйте вместе с детьми. Это дает возможность лучше понять ребенка, лучше его узнать, найти правильный подход, расположить его к себе.

Не забывайте о спортивных играх, благодаря которым можно развивать не только силу и ловкость, но и внимание.

Учите детей быть наблюдательными — умеющими замечать изменения, происходящие в окружающем мире (что-то переставили дома, сломалась ветка дерева, сорвали цветок, который вчера еще был и т.д.) Все это будет способствовать обогащению и развитию личности.

Л. П. Прохватилова, преподаватель гимназии (г. Печоры),
победитель областного конкурса «Учитель года»

Обсуждение

меня сегодня будила старшая сестра катя я не как не пороснулась в школу и катя моя старшая сестра меня до сих пор очухивает в школу ставит мне будильник под ухо я его не слышу

Комментировать статью "Как помочь ребенку стать внимательным?"

Научить думать - сосредотачиваться. Образование, развитие. Ребенок от 7 до 10. Научить думать - сосредотачиваться. Накидайте пожалуйста упражнений или заданий (можно ссылки) которые научат думать - размышлять.

Как помочь ребенку стать внимательным? Тем не менее, ученику необходимо помочь научиться управлять своим вниманием. Первую цифру второго числа нужно умножить на вторую цифру первого, к полученному... Право школьника.

Как научить учиться "копушу". Школа. Ребенок от 7 до 10. Есть ребенок - мальчик 8 лет. Умница, сообразительный, но ленивый и медлительный до жути (подозреваю, что наследственное - муж был таким же).

Как развить в ней концентрацию внимания? Вроде и возраст уже не совсем маленький... Ругаться лишний раз на нее не хочется, говорю с ней, она обижается. Надо подумать, что помогает и непросто пинать, а приучить ребенка к некоторым палочкам-выручалочкам.

Я стала писать резко грамотно на 1-м курсе филфака, когда стала понимать что и почему. Особенно после курса фонетики, по-видимому Моя тоже не любит, но ей и про себя чтение очень помогло повысить грамотность! Я была из тех, кто был рад до невозможности, что...

Детская возрастная психология: поведение ребенка, страхи, капризы, истерики. Как выработать у ребенка усидчивость и сосредоточнность? Как научить его не отвлекаться Прописала попить пантогам и еще что-то, помогать ребенку, спорт, прогулки и ждать, ждать...

Раздел: Школа (ребенок в школе не аккуратный). Неаккуратный, невнимательный ребенок: ломать или перерастет? первый класс прошел под жестким внешним контролем. и что касается расписания занятий, и что касается внимательности в выполнении заданий.

Невнимательный ребенок. Воспитание ребенка от 7 до 10 лет: школа, отношения с одноклассниками, родителями и учителями, здоровье, дополнительные занятия, хобби. Она может списывать с книги один и тот-же текст, 5 раз, и все пять, раз она делает разные ошибки.

Секс стал какой-то "обязанностью", нет той отдачи, разнообразия, как это было раньше. Очень часто он стал спать в соседней комнате перед телеком на диване. Муж совсем перестал меня ревновать, хотя раньше, из-за одной подаренной шоколадки, мог устроить сцену ревности.

Как помочь ребенку с гиперактивностью. Как воспитывать гиперактивного ребенка. Давайте разделим нашу статью на две части. Как помочь ребенку стать внимательным. Сейчас убеждена - лучше знать заранее, можно подготовиться, информацию собрать. у нас есть центр...

У кого есть такой опыт, расскажите, пожалуйста. Такой ребенок по своим природным задаткам может стать лидером коллектива. Несколько странно, что вам не дали рекомендаций в отношении социализации ребенка, как с одной стороны не поломать человечка, а с другой...

Внимательность. -- посиделки. Ребенок от 7 до 10. Внимательность. Сегодня в школе на подготовке учительница по мат-ке хвалила, но упомянула что не внимательный, ворон считает, а можно как то научить этой собранности, внимательности, привить чтоли, или это с возрастом...

Как помочь ребенку стать внимательным? Нередко из-за недостатка внимания ребенку трудно учиться в школе. Конечно, в школе предусмотрены практически на всех уроках задания на внимание.

Раздел: Школа (зачем ребёнок должен находить и исправлять в тетради ошибки других). Про помарки и исправления. Эту методику нам учительница наша рассказала, она нам так и сказала "Сначала ребенок должен научиться списывать без ошибок и исправлений".

Как помочь ребенку стать внимательным? Они легки на подъем, но их не назовешь усидчивыми. Родители готовы были бы многое отдать, чтобы помочь непоседам стать внимательнее и спокойнее. Научить ребенка красиво и с выражением читать стихи перед...

1 класс поведение. Ситуация.... Ребенок от 7 до 10. Наша сумела больше 10 таких "говорунов" научить когда и как можно реализовывать свою страть Зная своего ребенка, я с 1 сентября ждала, когда же мне начнут жаловаться на его плохое поведение и невнимательность.

На олимпиадах ищут детей именно с развитыми способностями - детей с которыми занимались развитием, необязательно это было решение похожих задач. А как можно найти детей с природными задатками, которые не развились???

Срочно ПОМОГИТЕ ребенку. Допзанятия, если есть деньги - хорошие учителя. А мой ребенок учится во 2 классе, и учительница новая. Она сумасшедшая, такое ощущение, что она издевается над нами и делает все, чтоб наш мальчик плохо учился.

Как помочь ребенку стать внимательным? Очень часто оказывается, что успехи наших детей в учебе и других видах деятельности во многом зависят от сформированности у них Для детей 7 лет число таких объектов колеблется от 3 до 5...

Как привить (выработать, научить) ребенку усидчивость или хотя бы внимательность? Мой сын (ему три года), даже когда занимается любимым делом, все время норовит "встать на голову" (попрыгать,сесть на шпагат, залезть мне на шею).

Внимание - это умение концентрировать, сосредотачивать свои мысли на каком-либо одном объекте. Оно дает нам возможность ясно мыслить, принимать правильные решения, контролировать и осознавать то, что с нами происходит. Напряженное, собранное внимание всегда требует от нас некоторых усилий. Если мы нервничаем, переживаем и беспокоимся, очень сложно заставить себя сконцентрироваться. Нам бывает гораздо легче сосредоточиться, если мозг находится в спокойном эмоциональном состоянии и ничем посторонним не занят.

Внимание можно рассматривать как связующее звено между способностью сознания воспринимать информацию и способностью подсознания ее обрабатывать. Говоря проще, параллельную передачу потока мысли необходимо преобразовать в последовательную. Эта способность определяется возможностью мозга выделять требуемые факты из потока информации, анализировать и готовить подсознание к принятию решения. Невозможно назвать ни одной сферы человеческой деятельности, где не требуется такие качества, как внимание и аккуратность. Однако, несмотря на то, что эти качества необходимы каждому из нас, способность головного мозга распознавать образы и выделять главное в определенный момент времени мало изучена.

Наше внимание имеет склонность переключаться с одного объекта на другой. Попробуйте удержать его на чем-либо в течение двух минут, и вы увидите, что это не так-то просто.

Бывают ситуации, когда вам просто необходимо сосредоточиться, но вы не в состоянии этого сделать, так как предмет, требующий вашего внимания, невыразимо скучен. Вы зеваете, вас клонит в сон, хочется заняться более увлекательным делом.

Вместо того, что бы переключиться на что-то другое и прервать свое скучное занятие, попробуйте найти в нем нечто интересное. Посмотрите на происходящее с другой точки зрения. Если вы преподаватель и читаете какой-нибудь очередной студенческий бред (а вам хочется погулять с собакой или посмотреть детектив), представьте, что вы инопланетянин и изучаете по данной рукописи положение дел на земле. А может, вы - молодая, привлекательная девушка и к вам привязался ужасно занудный молодой человек, которого вы вынуждены слушать, так как он сын вашего начальника? Тогда попробуйте повернуть разговор в другую, интересную для вас сторону. Начните задавать ему вопросы, вызывающие на откровенность - что он любит, что ненавидит, чем увлекается, какова его цель в жизни. Возможно, он окажется не таким уж занудой...

Научитесь находить что-то интересное, любопытное, незнакомое во всем - и вы во многом решите проблемы, связанные с концентрацией внимания.

Чтобы как следует сосредоточиться, необходимо «выкинуть» весь тот мусор, которым заполнено ваше сознание, иначе посторонние мысли не дадут вам покоя. Для начала попытайтесь выяснить, чем же забита ваша голова? Составьте список того, о чем вы постоянно думаете:

Планы на будущее («В следующем месяце обязательно надо поехать на море, а то лето закончится, а я так в городе и просижу!»); сиюминутные проблемы («Надо сегодня убраться, потом времени не будет.... И на рынок бы съездить не мешало. Книжку успеть дочитать, завтра уже возвращать».); нереализованные желания («Опять я на учебу не поступил, теперь до следующего года ждать... Список можете продолжить сами. Теперь подумайте, что из всего перечня вам действительно необходимо? Без чего нельзя обойтись? Только будьте честны сами с собой. Не убеждайте себя, что не жить вам без новых джинсов или поездки на море.

Постепенно список сократится до минимума. Теперь вы действительно можете сосредоточиться на главном. Наводите порядок в своей голове не реже чем раз в две недели. Ведь «чистите» же вы периодически свой компьютер? Иначе на вашем винчестере просто не останется места. То же самое происходит и с нашим сознанием. Если оно перегружено лишними мыслями, проблемами, информацией, то оно просто не способно воспринять ничего нового и тем более - сконцентрироваться на чем-то.

А сейчас предлагаем вам несколько упражнений, которые помогут научиться собирать и удерживать внимание.

Задание 1

Цель: определить, насколько вы внимательны.

Инструкции по выполнению: ответьте на вопросы: какого цвета глаза, брови и ресницы у вашего мужа (жены)? Подробно опишите форму лица, носа, разрез глаз.

Один мои товарищ как-то рассказал, что он случайно узнал: его жена брюнетка, а не блондинка, как он думал все семь лет совместной жизни. А другой только через 12 лет заметил, что супруга ниже его ростом на 18 см, а не 10, как он думал раньше, когда она ходила на каблуках.

Поразительно, но рассеянность нами воспринимается как естественное состояние. В народе говорят, что это «русский менталитет». Как-то раз у нас дома мы смотрели комедию «Бриллиантовая рука» вместе с немецкими психологами. При просмотре все соотечественники заливались веселым смехом, наблюдая за приключениями главного героя, который из-за своей невнимательности и рассеянности постоянно попадал в курьезные ситуации. Так вот, чем больше мы веселились, тем мрачнее становились коллеги - психологи из Германии. Потом, в частной беседе, они признались, что такие случаи рассеянности даже у них в клинике не лечатся. Надо отдать должное немецкой пунктуальности и аккуратности как результату высокой степени внимания.

По степени невнимательности и, как следствие - травматизму, Россия занимает первое место в мире, оставив далеко позади даже страны Африканского континента.

Каждый человек, выполняя гимнастику для мозга, может значительно улучшить свое внимание. Что же необходимо для этого?

Мы разработали несколько видов упражнений, направленных на тренировку внимания:

Упражнения для достижения состояния безмолвия и выработки положительного настроя; упражнения для увеличения объема воспринимаемой информации и скорости переключения внимания с одного объекта на другой. Упражнения для достижения состояния безмолвия и выработки положительного настроя

Приведем аналогию с компьютером. Для того чтобы записать новую информацию, предыдущую необходимо стереть, т. е. очистить носитель. Это может быть магнитная лента или электронный носитель информации.

В результате экспериментов, анализа энцефалограмм мы пришли к выводу, что прежде чем сознание сможет воспринять новую информацию, прежняя должна быть стерта. Достаточно человеку внести в подсознание любую негативную информацию, как внимание начинает резко рассеиваться. Каждый из нас может привести множество примеров, когда какие-либо посторонние факторы отрицательно сказывались на нашем внимании. Наша задача состояла в том, чтобы научиться в нужный момент полностью, насколько хватит умения и терпения, очищать свое сознание, а затем и предсознание.

Задание 2

Цель: стать более внимательным.

Инструкции по выполнению: нарисуйте на листе бумаги точку. Задание состоит в том, чтобы созерцать эту точку, не допуская в сознание ни одной посторонней мысли, в течение 10-30 минут.

Задание 3

Цель: научиться непрерывному созерцанию.

Инструкции по выполнению: лучше всего выполнять это задание на даче, за городом. Нужно смотреть неподвижно на любимый пейзаж в течение 20-40 минут, стараясь при этом отогнать абсолютно все посторонние мысли.

Мне вспоминается один эксперимент, проведенный на Кавказе, когда группа с утра ушла в горы и разбрелась по ущельям. Задание состояло в том, чтобы как можно дольше не возвращаться, как можно больше увидеть интересного, а затем рассказать остальным. И вот мы расселись на камнях. Через три часа набежали тучи, подул ветер и пошел дождь. Еще через час дождь закончился, выглянуло солнышко и появилась радуга. Прошло еще три часа, и можно было отправляться в базовый лагерь. Этот эксперимент показал, что каждый человек при желании может долгое время находиться в состоянии безмолвия и покоя, и развить высокую степень внимания.

Задание 4

Цель: достижение состояния полнейшего безмолвия.

Инструкции по выполнению: это задание выполняется в темной комнате или с закрытыми глазами. Засеките время, представьте себе пещеру и пройдите по ней мысленно до того места, когда появится свет.

Время упражнения может колебаться от 10 минут до нескольких часов. Наши ученики установили своеобразный рекорд - во время возвращения поездом из Улан-Удэ на выполнение задания ушло несколько часов.

Упражнения для увеличения объема воспринимаемой информации и скорости переключения внимания с одного объекта на другой.

Скорость и объем воспринимаемой информации зависит от условий жизни человека. Если требуется много и быстро запоминать, то наш ум быстро привыкает к необходимой скорости. Причем мы заметили, что чем меньше дается времени на запоминание, тем лучше внимание. Вероятно, это вызвано тем, что чем короче промежуток времени, в течение которого требуется максимально сосредоточиться, тем меньше посторонних мыслей нас отвлекает.

Задание 5

Цель: развитие внимания.

Инструкции по выполнению: разложите костяшки домино. Засеките время и выберите все с единицей. Затем проверьте, сколько времени вам потребуется на поиск всех костяшек по восходящей начиная с единицы.

Вариант задания 5. Поставьте таймер на 120 секунд и соберите все костяшки с шестеркой. По звуковому сигналу сосчитайте количество костяшек. Положите три кости домино и сосчитайте количество очков.

Задание 6

Цель: тренировка внимания.

Инструкции по выполнению: прочитайте за 5-7 секунд предложение, заключенное в наборе букв: причитайтелаомжурналостагвывъв, омьаобудълагмзчздоровртмаолепрп.

Задание 7

Цель: тренировка полушарий головного мозга.

Инструкции по выполнению: возьмите лист бумаги, правой рукой нарисуйте пять треугольников, и одновременно - левой рукой пять кругов. Продолжительность упражнения - 60 секунд. Оно хорошо тренирует оба полушария головного мозга и увеличивает степень концентрации внимания.

Задание 8

Цель: тренировка зрительной памяти.

Инструкции по выполнению: положите перед собой репродукцию картины любимого художника. Посмотрите внимательно на изображение, а потом опишите на листе бумаги, кто изображен, где происходит действие, положение тел персонажей.

Затем снова взгляните на изображение и постарайтесь более внимательно рассмотреть недостающие в вашем описании вещи и предметы.

Закройте глаза и попытайтесь представить, как выглядит данная картина, открыв глаза, попробуйте максимально точно описать сюжет картины.

Ежедневное выполнение упражнений значительно поможет вам развить внимание.

Для того чтобы научиться сосредотачивать и надолго удерживать на чем-либо свое внимание, можно выполнять упражнения, где от вас требуется умение оперировать цифрами и фактами. На досуге потренируйтесь отбрасывать эмоции и выдавать только конкретные данные.

И запомните следующее:

Внимание занимает 80% всего объема сознания и памяти; высокая концентрация внимания, как правило, помогает принять верное решение; внимание концентрируется только в том случае, если мозг находится в состоянии безмолвия и ничем другим не занят; чем меньше дел мы делаем одновременно, тем лучшего результата мы можем достичь; обладая умением сосредотачивать внимание и концентрироваться, можно всегда найти выход из безвыходной ситуации.


Отвлечься не сложно, а вот оставаться и сконцентрированным в важные моменты бывает очень непросто. С этим утверждением согласится каждый: и школьник, которому нужно уметь не только быть сосредоточенным на протяжении 7 уроков, но и переключать между разными предметами, и студент, сталкивающийся с необходимостью сохранять направленность мышления на учёбу во время 3 долгих пар, и любой взрослый, проводящий много времени на совещаниях и планёрках или за монотонной работой. Во время этих и других мероприятий нас часто одолевает скука, пагубно влияющая на . Как можно с ней бороться и что следует знать для того, чтобы сохранять концентрацию и оставаться сосредоточенным, даже когда этого очень не хочется? Не только на отдельных встречах или уроках, а всегда? Возможно, в поисках ответа вам помогут приведённые ниже советы.

Выработайте свою стратегию организованности

Понятие организованности многогранное. Это и рациональное распределение , и своего дня, и , и комплекс личных качеств и . Всё это представляет собой полную противоположность неорганизованности и желанию плыть по течению (философия «будь как будет»), и в комплексе кажется довольно сложным. На деле же, можно пользоваться техникой «бифштекса из слона». Действительно, взять всё и сразу под свой контроль, научиться концентрироваться и заниматься тем, чем нужно, а не тем, чем хочется, исключить отвлечение – задача не из лёгких. Но если поделить её на отдельные этапы станет гораздо проще. Поэтому тренируйте свою способность сосредотачиваться. Ставьте себе задачи и ограничивайте время на их выполнение. Ставьте на беззвучный режим телефон и убирайте его со стола. Пользуйтесь программами, которые на время блокируют доступ к социальным сетям и новостным порталам. Главное начните, а методы появятся уже по ходу. Благодаря таким простым шагам, через время вы увидите, что стали более организованными и концентрировать внимание стало легче.

Тренировка памяти

Память и концентрация внимания неразрывно связаны. Тренируя их с помощью , обучения или заучивания , вы улучшаете не какие-то абстрактные навыки и умения, а те свои способности, которыми пользуетесь ежедневно. Именно благодаря им мы умеем «с головой» погружаться в то, чем занимаемся, не отвлекаться и быть собранными. Скорее всего, позитивные изменения вы заметите уже после пары недель самых простых тренировок с помощью обучающих игр. Конечно, это далеко не одно и то же – слушать нудную лекцию и играть в интересную игру, но физиологические механизмы действуют те самые. И продвигаясь постепенно по пути улучшения этого навыка, вы со временем научитесь концентрировать внимание и на менее интересных задачах. Ведь здесь, как и в – результат приходит вместе с регулярными тренировками.

Записи и конспекты

Один из лучших советов – не сидеть без дела. Именно безделье является главной причиной скуки. Поэтому лучшее, что вы можете сделать для того, чтобы не потерять нить происходящего (а то и не уснуть) – следить и обрабатывать получаемую информацию. Можно, конечно, просто слушать, но поскольку многие люди – визуалы, они не всегда способны концентрироваться всецело на звуке. Записывая же, включаются сразу несколько каналов восприятия, благодаря чему человек остаётся сосредоточенным. Совет не из лёгких, но работающий. Кстати, – это не обязательно прямое записывание всего, что вы слышите. Используйте различные методы конспектирования, в том числе графические – и диаграммы. Их применение научит вас информацию и в целом благосклонно скажется на состоянии .

Позитивное отношение

Очевидно, что если урок, пара или совещание мыслятся вами как пытка, никакие способы не помогут обмануть самого себя. Поэтому важно уметь находить позитивную , менять своё отношение и видеть пользу в любом, даже кажущемся предельно скучном мероприятии. Так или иначе, быть немного Сократом и видеть такие моменты можно во всём – нелюбимом уроке или паре, скучнейшем отчёте отдела продаж и т.д. Развивайте позитивное мышление и очень скоро вы заметите, что намного легче стали относиться ко многим нетерпимым ранее вещам. И что ещё более важно – увидите, что жизнь полна не ограничивающих и ненужных дел, а полезных возможностей, которые способны каждый день делать вас чуточку лучше.

Полноценный отдых и сон

Эти два требования являются неотъемлемой частью работы над самосовершенствованием практически в любой из плоскостей. Человек, который хотя бы раз не высыпался, знает, как тяжело полноценно работать или делать что-либо ещё в таком состоянии. О максимальной концентрации не может быть и речи. А добавьте ещё к усталости раздражительность и получите ответ, почему так тяжело оставаться собранным людям, которые постоянно заняты и недостаточно спят. Поэтому старайтесь правильно и высыпаться – это положительно скажется на вашей работоспособности и, в том числе, умении концентрироваться.

Организация рабочего пространства

Очень нелегко сфокусироваться на решении сложной задачи, когда вокруг вас идёт карнавал. Конечно, ситуации бывают разные, и кому-то даже легче работается в шумной компании, чем в абсолютной тишине. Но то, что окружающая обстановка влияет на способность концентрироваться – несомненно. Мы уже писали о том, как и здесь лишь повторимся: оно должно мотивировать и способствовать работе, а не наоборот. Поэтому, готовясь к экзаменам, делая домашнее задание, создавая презентацию, помните простую истину: за рабочим местом ничего не должно отвлекать от работы. Спрячьте подальше мобильный телефон, уберите с глаз долой журналы, выйдите из аккаунтов в чатах и соцсетях и приступайте. Памятуя о том, что даже высокоорганизованные люди не всегда способны абстрагироваться, лучше лишний раз не испытывать себя и свою , преждевременно исключив влияние источников отвлечения.

Информационные фильтры

Герой булгаковской повести «Собачье сердце» Ф. Ф. Преображенский рекомендовал не читать до обеда советских газет. В интересующем нас отношении эта фраза хоть и выглядит вырванной из контекста, но очень метко подходит для описания обозначенного требования. Ведь бытует представление, что образованный деловой человек за завтраком/по дороге на работу должен читать газету (в наше время также уместным вариантом будет смотреть сводку новостей по телевизору или в Интернете). О характере предлагаемой СМИ информации мы знаем – в большинстве случаев это что-то волнительно-переживающее (гораздо чаще с налётом негатива). Получив такие данные с самого утра, мозг уже начинает функционировать на полную, обрабатывая их, да еще и справляется с нахлынувшими эмоциями. В результате, когда дело доходит до решения производственных задач, он слишком занят другим – падением макроэкономических показателей, грядущими массовыми сокращениями и т.д. Очевидно, что это не просто мешает и отвлекает, а влияет на продуктивность глобально. Конечно, избежать информационных потоков полностью не удастся, но отфильтровать их вы можете.