На свободную тему

Конная карусель – забытый светский ритуал. История появления каруселей Описание карусели 19 века

В 1559 году на рыцарском турнире граф Монтгомери попал обломком копья прямо в глаз королю Франции Генриху II. Последовавшая за этим скорая и мучительная смерть монарха послужила поводом для прекращения турниров, которые к тому времени считались варварскими забавами. Но желание аристократии показать всем свою удаль и покрасоваться в роскошных доспехах и костюмах никуда не делось. Тогда в XVII веке на смену рыцарским соревнованиям пришли карусели.

Это были уже совершенно безопасные конные состязания. В них выступали не отдельные участники, а целые команды, называемые кадрилями.

Обычно карусели включали нескольких этапов. Началом служил большой конный парад, во время которого кадрили двигались по кругу (отчего и появилось название карусель) и демонстрировали окружающим мастерство всадников, богатство костюмов и дорогих лошадей. Затем начинались «военные игры». После их завершения судьи определяли лучших кавалеров, показавших умения наездника и мастерство владения оружием.


Большая парижская карусель 1612 года

Наивысшего блеска карусели достигли при Людовике XIV, который даже своё прозвище - Король-солнце - получил на карусели 1662 года. Тогда он возглавлял римскую кадриль и предстал в парадном одеянии римского императора с золотым щитом в руках. На щите было изображено сияющее солнце и девиз «Едва увидев - победил», что было недвусмысленным намёком всем врагам короля и Франции.

Екатерининская олимпиада

В течение всего XVIII столетия карусели сохраняли популярность и считались одним из самых престижных видов развлечений. Мероприятие наглядно свидетельствовало о мощи и богатстве государства. Поэтому появление такой забавы в России было неизбежно.

И вот в 1766 году первой каруселью держава отметила четыре года со дня вступления на трон императрицы Екатерины II. Это торжество должно было показать всему миру - новая правительница России твёрдо стоит у власти, пользуется поддержкой и любовью всего народа.

Забавный факт: современники воспринимали карусельные игры как продолжение Олимпийских игр античности. Просто вместо бега, кулачного боя и пятиборья атлеты Галантного века соревновались в конном спорте, стрельбе и искусстве владеть мечом и копьём. Для награждения победителей выпустили золотые медали с надписью: «С Алфеевых на Невские брега» - что прямо подчёркивало преемственность Петербурга по отношению к древней Олимпии, расположенной на реке Алфей.

Как вспоминал Г. Державин, участники представляли «…четыре кадрили: ассирийскую, турецкую, славянскую и римскую, где дамы на колесницах, а кавалеры на прекрасных конях, в блистательных уборах».

«Римлян» возглавлял граф Григорий Орлов, «славян» генерал Иван Салтыков, «индийцев» генерал Пётр Репнин, а «турок» граф Алексей Орлов. Среди кавалеров лучшим признали князя Ивана Шаховского. Среди дам - графиню Наталью Чернышову, которая в старости стала прообразом графини из пушкинской «Пиковой дамы».


Портрет Григория Орлова на карусели в 1766 году

В Гатчине и Берлине

Павел I с детства увлекался рыцарством и средневековой историей. Поэтому в его главной резиденции в Гатчине, вблизи парка Сильвия, был специально сооружён амфитеатр для проведения каруселей. Но Александр I был вынужден забыть про турниры. Начались долгие годы войн, а затем на плечи императора легли заботы по устройству послевоенной Европы. К старой традиции вернулись при Николае I, а идею проведения карусели подали пруссаки.

Летом 1829 года Николай I вместе со своей супругой Александрой (в девичестве принцессой Шарлоттой Прусской) гостил у короля Пруссии Фридриха-Вильгельма III. В честь почётных гостей, и прежде всего любимой дочери Шарлотты, король устроил в Потсдаме большую карусель «Белая роза Пруссии». В игре участвовали десять кадрилей, посвящённых крупнейшим немецким землям северной Германии. Торжества завершили театральное представление и костюмированный бал в средневековом стиле.


Выезд рыцарей с обнажёнными мечами на празднике Белой Розы в 1829 году. Художник Адольф фон Менцель

Император-реконструктор

Потсдамский праздник настолько запомнился его участникам, что у Николая I возникло желание повторить и даже превзойти его.

Удобный случай представился в мае 1842 года, когда в Царском селе решили провести карусельные игры, вновь посвящённые принцессе Шарлотте. Только на этот раз уже в качестве русской императрицы Александры. И действительно, карусель 1842 года стала, по воспоминаниям современников, одной из самых роскошных в истории - настоящим символом всемогущества императора Николая I.

От других каруселей царскосельскую отличало одно очень важное обстоятельство. Если раньше для таких игр делались имитации рыцарских доспехов (для лёгкости - обычно из кожи, покрытой серебряной или чёрной краской), то теперь, следуя духу Средневековья, русский император распорядился устроить настоящую военно-историческую реконструкцию. Для этого воспользовались коллекцией императорского Арсенала, считавшейся одной из лучших в Европе.

Придворный и знаменитый мореплаватель Фёдор Литке вспоминал:

«Кавалерам латы даны были из Арсенала. Всё это прибрать и пригнать в неделю, дамам сшить себе костюмы. С ног все сбились. Но это ещё не главное: надо было видеть этих несчастных, когда они влезли в железные футляры… совершенные мученики, и в этом состоянии управлять лошадью. Кавалеристы записные признавались, что они совсем не уверены, тем более что и лошади не привыкли к таким фигурам. Государь, примеряя шлем свой, чуть не задохся».

Царскосельская карусель

В торжественной церемонии участвовала почти вся семья императора, большая часть придворных и офицеры лейб‑гвардии.

Вечером 23 мая перед зданием Арсенала в Царском селе собрались участники торжества. В сопровождении герольдов со знамёнами и под музыку военного оркестра кавалькада двинулась к Александровскому дворцу. Особую экзотичность придавало зрелище конных черкес императорского конвоя. Они и в XIX веке к парадной форме носили средневековые кольчуги, шлемы и богатое восточное оружие.


«Царскосельская карусель»

Выезд императора с семьёй запечатлён на знаменитой картине Горация Верне «Царскосельская карусель». На переднем плане Николай I в рыцарских доспехах и Александра Фёдоровна в средневековом платье из золотой парчи с русским двуглавым орлом. Слева на заднем плане ещё два рыцаря: наследник Александр и герцог Максимилиан Лейхтенбергский. Рядом с императрицей великие княжны Ольга и Александра. Справа великий князь Константин. Рядом с матерью маленькие пажи - великие князья Николай и Михаил, который после праздника оставил краткую запись в дневнике: «Мне было ужасно весело».

Для себя и наследника Николай I выбрал отличные доспехи, сделанные в максимилиановском стиле в начале XVI века. Эта вершина развития рыцарского защитного снаряжения отличалась очень эффектным внешним видом - благодаря крупным металлическим пластинам, покрытым рифлением, увеличивающим прочность доспеха.

Последняя карусель в России состоялась в 1914 году. Представление устроили офицеры Кавалергардского полка в честь своего шефа, императрицы Марии Фёдоровны. В дневнике по этому случаю она написала: «В 9 часов вечера я и Мари отправились на caroussel, устроенную кавалергардами. Всё также прошло прекрасно и невероятно весело».

Карусельные лошадки (Часть 1)

История появления карусели. Город каруселей. Самые старые карусели мира.


Lee Dubin “Carousel”

В 1559 году на рыцарском турнире в честь мирных договоров Франции с Испанией и Савойей граф Монтгомери смертельно ранил короля Генриха II обломком копья, который попал королю в глаз.

С тех пор кровопролитные рыцарские турниры были запрещены, а им на смену пришли КАРУСЕЛИ.

Карусель (итал. carosello “маленькая война”, франц. carrousel) – конная военная игра, достигшая большого развития в XVII в., заменив турниры.

Таким образом, само слово “карусель” появилось еще в средние века и обозначало военный праздник, парад, красочное показательное выступление конницы. Обязательным элементом такого праздника были рыцарские игры. Так, например, всадники перемещались по кругу и копьями срывали развешанные золотые кольца.

Для тренировки юных наездников в XVIII веке французские инженеры начали строить вращающийся аттракцион с подвесными деревянными лошадьми, сидя на которых посетители должны были снимать копьем кольца со столбов или поражать установленные по кругу мишени. Позднее карусели стали делать не только для обучения детей, но и для развлечения, а помимо лошадей на них появились и другие животные.
Одну из таких механических каруселей привез в Россию Петр I. Со временем аттракцион совершенствовался, постепенно придя к знакомому нам сегодня виду. (https://ru.wikipedia.org/wiki/Карусель)

Карусель на Девичьем поле. 1904 год (http://www.retromap.ru/)

На следующей гравюре хорошо проиллюстрирована игра с кольцом:

“The Merry-Go-Round” Smart visitorsto a country fair in the eighteenth century. Painting by F.H. Kaemmerer

Изначально фигуры были подвесные а саму карусель приводили в движение вручную или использовали для этого лошадей или осликов. К середине девятнадцатого века была разработана вращающаяся карусельная платформа, фигурки стали ставить на неё.

Примерно в это же время автоматизировали механизм кручения – появились карусели с паровым двигателем (изобретатель Томас Бредшоу, 1861 год, Англия) и электрические (инженер Фредерик Сэвидж). Седжвик так же разработал механизм, позволявший фигурам не просто стоять на вращающейся платформе, но и совершать движения в верх и вниз.

Robert Barnes “A Marry-Go-Round on the Ice” 1888

Amos Sewell (American, 1901-1983) Children on a Carousel (http://parashutov.livejournal.com/4 1787.html)

Итак, родиной карусели является Франция.

Очень интересный рисунок Le Petit Manège, rue Caulaincourt, 1905 год. Представлена небольшая передвижная карусель на телеге. Здесь же шарманка для музыкального сопровождения.

Le Petit Manège, rue Caulaincourt, 1905, University of Michigan Museum of Art

Подобные карусели были очень популярны на сезонных ярмарках в городах и деревнях.

Вот ещё пример небольшой передвижной карусели:

Такие фургончики часто были в составе качующих цирков.

Circus carousel wagon, 1910

В наши дни карусели во Франции не утратили свою популярность. Париж называют городом каруселей, здесь их насчитывается более трёх десятков. Карусели расположены у Мэрии (Place de l’Hôtel de Ville), на площадях: Одеон (Place de l’Odéon), Жоффр (Place Joffre), Мадлен (Place de la Madeleine), Согласия (Place de la Concorde), на эспланаде вокзала Монпарнас, рядом с дворцом Шайо (Place du Trocadéro) / www.mafrance.ru

Самая старая Парижская карусель, дошедшая до наших дней, находится в Люксембургском саду. Garnier, 1879 года постройки. Детям на этой карусели дают деревянные палочки, которыми нужно попасть в кольцо, удерживаемое служителем.

Ещё одна старейшая карусель Европы находится в Праге и принадлежит Национальному Техническому музею. В данный момент ведётся её реконструкция, которую планируют завершить в 2017 году.

«Лошадки интересны тем, что корпуса у них деревянные, в брюхе – солома, а сами фигурки обтянуты настоящей лошадиной шкурой. Поэтому реставрация этих лошадок – очень трудоемкая работа. В 1930-е годы лавки на карусели заменили машинками, и еще на карусели установили фигурки двух аистов. Первоначально карусель, и тут я позволю себе зачитать разрешение на строительство этого аттракциона – оно сохранилось с 1894 года, так вот первоначально карусель запускалась приложением усилий бегающего вокруг нее прислужника. В документе говорится, что по причине неудобства владелец оборудовал карусель механическим приводом».

В XII веке арабские и турецкие наездники регулярно проводили конные состязания, которые позже итальянские и испанские крестоносцы назвали "маленькая война", или garosello и carosella соответственно. И это смешанное из итальянского и испанского языка слово дало название привычной нам карусели. Один из видов этих соревнований сменил средневековые рыцарские турниры в Европе XVII века. Игра заключалась в том, что наездники верхом на лошадях ходили по кругу и копьями подхватывали развешанные золотые кольца. Во Франции эта забава пользовалась огромным успехом, там же придумали деревянный аналог карусели для юных наездников

Если бы Екатерине II сказали, что со временем изысканное развлечение высшего света - карусель - превратится в детский аттракцион, императрица несказанно бы удивилась. Для неё карусель с детства была особым видом конных состязаний, заменивших дворянам рыцарские турниры. В каруселях участвовали не только мужчины, одевавшиеся в импровизированные рыцарские доспехи, но и дамы. А упражнения на ловкость, смелость, скорость движения, точность стрельбы или метания копья проводились обычно при движении по кругу.

Это развлечение пришло в Россию из Франции и Германии, где оно зародилось еще в XVI веке. Особо пышные карусели проводились при дворе Людовика XIV. Возможно, именно их и взяла за основу Екатерина II, пожелавшая устроить своим придворным увлекательное и полезное развлечение. Стоит отметить, что своеобразные карусели начали проводиться при императрице Елизавете Петровне, но по размаху и красочности они ни в какое сравнение не идут с екатерининскими.

Распорядителем карусели императрица назначила князя П.И. Репнина, который неоднократно наблюдал эти красочные действия за границей. Князь разработал и представил Екатерине II подробный план, названный «Описание каруселя». План был утвержден императрицей 25 мая 1765 г., и началась подготовка. Все расходы, а они предполагались немалые, взяло на себя придворное ведомство.

В соответствии с планом участников разделили на 4 группы (кадрили) - славянскую, римскую, турецкую и индийскую. Каждая группа имела костюмы, оружие, конскую сбрую и экипажи, стилизованные под те, которые используются соответствующими национальностями. Первую группу возглавила сама императрица, во главе второй был поставлен Григорий Орлов, третьей - его младший брат Алексей, четвертой - князь Петр Репнин.

В состязаниях двух братьев Орловых победителем стал старший, Григорий, правда, с незначительным преимуществом. Одной из наград императрицы братьям стал заказ известному датскому художнику В. Эриксену на выполнение так называемых «карусельных портретов». Эти огромные парные портреты Орловых принадлежали Гатчинскому дворцу и до Великой Отечественной войны украшали Министерскую лестницу Арсенального каре. Глядя на великолепный портрет Григория Орлова, можно было понять, почему императрица так страстно и нежно любила фаворита. Статный красавец в римских доспехах, сверкающих золотом на солнце, в шлеме с яркими перьями, с копьем в руке скачет на горячем скакуне...

Зрелище должно было стать не только красочным, но и масштабным. В каждую группу входили всадники, которым предстояло продемонстрировать свое умение и ловкость в вольтижировке, стрельбе и метании копий, их оруженосцы, дамы, возничие и музыканты, которым предстояло исполнять национальные мелодии. Даже тренировки участников будущей карусели представляли захватывающее зрелище. Одну из подобных репетиций посетила императрица с наследником престола Павлом, о чем осталась запись в камер-фурьерском журнале: «Там ездили дамы, а затем мужчины. Только платья ни у кого еще не было, потому что это только пробы».

Подготовка не ограничивалась тренировками и изготовлением соответствующих костюмов. На Дворцовой площади под руководством архитектора А. Ринальди начали сооружать грандиозный деревянный амфитеатр, окружающий арену для карусельного ристалища. На монетном дворе отчеканили специальные золотые медали для награждения победителей. Любопытно, что, как и на современных соревнованиях, медали предполагалось вручать за первое, второе и третье места, только различались они не металлом, а размером. На одной стороне медали был изображен карусельный амфитеатр у берега Невы с парящим над ним орлом и надпись: «С Алфеевых на Невские брега». На другой стороне медали по традиции изобразили профиль императрицы.

Роскошь экзотических костюмов, нарядная сбруя лошадей, необычная форма и украшения колесниц, исполнение музыки на старинных инструментах, выстрелы из пушек, подающие сигналы к различным действиям, превратили рыцарскую карусель в праздничный карнавал и великолепное зрелище. Толпы жителей Петербурга увидели участников карусели в то время, когда они проезжали из лагерей к Зимнему дворцу. Лагеря, состоящие из расписных шатров, располагались у Летнего дворца и на месте теперешней М. Морской улицы.

К сожалению, лето 1765 года выдалось ненастным, и проведение карусели пришлось перенести на следующий год. Итальянец Казанова, побывавший в то лето в России, но не дождавшийся проведения карусели, писал впоследствии: «Четыре кадрили, по сотне всадников в каждой, должны были преломлять копья за награды великой ценности. Всю империю оповестили о великолепном празднестве. Князи, графы, бароны начали уже съезжаться из самых дальних городов, взяв лучших коней. Погожий день без дождя, ветра или нависших туч - редкое для Петербурга явление. В Италии мы ждем всегда хорошей погоды, в России - дурной. За весь 1765 год в России не выдалось ни одного погожего дня. Подмостки укрыли, и праздник состоялся на следующий год. Витязи провели зиму в Петербурге, а у кого на то денег недостало, воротился домой».

В 1766 году погода благоприятствовала проведению карусели, и 16 июня петербуржцы стали стекаться на Дворцовую площадь. Для зрителей были подготовлены специальные билеты, но они раздавались бесплатно вне зависимости от сословной принадлежности, лишь бы человек был прилично одет.

По сторонам от императорской ложи расположились ложи для «болельщиков» кадрилей, оформленные в соответствующих национальных стилях. Состав участников практически не изменился, только императрица уступила руководство своей кадрилью графу И.П. Салтыкову. Судить состязание поручили генерал-фельдмаршалу Б.К. Миниху.

Для участников кадрилей недалеко от Дворцовой площади были развернуты палаточные городки, где можно было переодеться и подготовиться к состязанию. Сигналом к началу состязаний стал выстрел трех адмиралтейских пушек. Уже само движение кадрилей к Дворцовой площади превратилось в красочное зрелище, собравшее вдоль улиц большую толпу людей, которые не смогли попасть на трибуны. В амфитеатре кадрили разместились перед ложами своих «болельщиков».

Соревнования начали дамы, которые с колесниц стреляли в цель из луков и метали дротики. В те времена даже в высшем свете дамы прекрасно умели владеть оружием, что и продемонстрировали. Самой меткой оказалась дочь графа П.Г. Чернышева - Наталья (заочно вы с ней знакомы - она выйдет замуж за Голицына и станет прототипом пушкинской Пиковой дамы). За первое место ей было вручено бриллиантовое украшение. Второе место заняла графиня А.В. Панина, получившая из рук императрицы табакерку с бриллиантами. За третье место графине Е.А. Бутурлиной достался бриллиантовый перстень. Менее ценными призами были отмечены возницы победительниц: барон И.Е. Ферзен, А.Н. Щепотьев и граф Д.М. Матюшкин.

Самым захватывающим стало выступление мужчин, которые на скаку стреляли в цель, рубили головы манекенам, бросали копья, демонстрировали искусство наездников. Первое место судьи отдали И.А. Шаховскому, которому императрица вручила бриллиантовую пуговицу и петлицу на шляпу. Вторым стал В.М. Ребиндер, получивший трость с бриллиантовым набалдашником. За третье место граф Штейнбек получил бриллиантовый перстень.

Карусель произвела громадное впечатление и на зрителей, и на императрицу. В июле провели второй этап соревнований, содержание которых практически не изменилось. Среди дам первой снова стала Чернышева. А среди мужчин пришлось проводить дополнительные соревнования, так как претенденты на первое место братья Григорий и Алексей Орловы набрали, по мнению судей, равное число баллов. На повторном соревновании Григорий смог опередить брата, и ему вручили золотой лавровый венок. За прекрасную подготовку и поведение карусели богатые подарки получили все её организаторы.

В дальнейшем подобные карусели устраивались неоднократно, причем не только в Петербурге, но и в Москве. При Павле I карусели проходили в Гатчине, где был построен стационарный амфитеатр с дерновыми скамьями. Оставшиеся от него валы и ныне можно увидеть в гатчинском парке.

Автором этого уникального паркового сооружения был талантливый архитектор, а также музыкант, поэт Н.А. Львов, построивший в Гатчине еще одно землебитное здание - Приоратский дворец. В Кушелевских альбомах с планами и проектами по Гатчине 1798 года, которые хранятся во дворце-музее, есть проект этого Амфитеатра. На проекте, выполненном в цвете акварельными красками, можно увидеть Амфитеатр таким, каким он должен был быть: с зелеными дерновыми скамьями по валу, статуями, вазами, светильниками, с кованными воротами и вензелем Павла I, с зелеными шпалерами из стриженного кустарника по верху вала.

В отличие от античных амфитеатров, в которых проводились гладиаторские бои и показы зверей, гатчинский предназначался для «рыцарских каруселей» - конных состязаний или выполнения на лошадях различных фигур.

Особенно часто карусели стали проводиться при Николае I, который считал их отличной тренировкой для гвардейцев. В карусели 1842 года, проводившейся в Царском Селе, принял участие сам Николай I и члены его семьи. Участники этой карусели были одеты в настоящие средневековые доспехи, выданные ради такого случая из личной коллекции императора. Сохранилась большая картина «Царскосельская карусель» кисти художника О. Верне, дающая представление об этом ристалище с участием императора. Для карусели Николай надел латы времен императора Максимилиана. Императрица и её дочери были в роскошных платьях, стилизованных под средневековые. Младшие сыновья в костюмах пажей. В подобных нарядах были и остальные участники карусели.

Красочные рыцарские карусели давно ушли в прошлое. Но, катая детей в парке на привычной нам карусели, вспоминайте, что когда-то она была не аттракционом, а красочным соревнованием, на котором российское дворянство демонстрировало свою удаль.

В 1559 году на рыцарском турнире в честь мирных договоров Франции с Испанией и Савойей граф Монтгомери смертельно ранил короля Генриха II обломком копья, который попал королю в глаз.
С тех пор кровопролитные рыцарские турниры были запрещены, а им на смену пришли КАРУСЕЛИ.


Карусель (итал. carosello "маленькая война", франц. carrousel) - конная военная игра, достигшая большого развития в XVII в., заменив турниры.
Таким образом, само слово "карусель" появилось еще в средние века и обозначало военный праздник, парад, красочное показательное выступление конницы. Обязательным элементом такого праздника были рыцарские игры. Так, например, всадники перемещались по кругу и копьями срывали развешанные золотые кольца.

Для тренировки юных наездников в XVIII веке французские инженеры начали строить вращающийся аттракцион с подвесными деревянными лошадьми, сидя на которых посетители должны были снимать копьем кольца со столбов или поражать установленные по кругу мишени. Позднее карусели стали делать не только для обучения детей, но и для развлечения, а помимо лошадей на них появились и другие животные.
Одну из таких механических каруселей привез в Россию Петр I. Со временем аттракцион совершенствовался, постепенно придя к знакомому нам сегодня виду.

Карусель на Девичьем поле. 1904 год

На этой гравюре хорошо проиллюстрирована игра с кольцом:


Изначально фигуры были подвесные а саму карусель приводили в движение вручную или использовали для этого лошадей или осликов. К середине девятнадцатого века была разработана вращающаяся карусельная платформа, фигурки стали ставить на неё.
Примерно в это же время автоматизировали механизм кручения - появились карусели с паровым двигателем и электрические. Появился механизм, позволявший фигурам не просто стоять на вращающейся платформе, но и совершать движения вверх и вниз.







Итак, родиной карусели является Франция.
Очень интересный рисунок Le Petit Manège, rue Caulaincourt, 1905 год. Представлена небольшая передвижная карусель на телеге. Здесь же шарманка для музыкального сопровождения.

Подобные карусели были очень популярны на сезонных ярмарках в городах и деревнях.
Вот ещё пример небольшой передвижной карусели:

Такие фургончики часто были в составе кочующих цирков.

Circus carousel wagon, 1910

В наши дни карусели во Франции не утратили свою популярность. Париж называют городом каруселей, здесь их насчитывается более трёх десятков. Карусели расположены у Мэрии (Place de l’Hôtel de Ville), на площадях: Одеон (Place de l’Odéon), Жоффр (Place Joffre), Мадлен (Place de la Madeleine), Согласия (Place de la Concorde), на эспланаде вокзала Монпарнас, рядом с дворцом Шайо (Place du Trocadéro).

Самая старая Парижская карусель, дошедшая до наших дней, находится в Люксембургском саду. Garnier, 1879 года постройки. Детям на этой карусели дают деревянные палочки, которыми нужно попасть в кольцо, удерживаемое служителем.

Ещё одна старейшая карусель Европы находится в Праге и принадлежит Национальному Техническому музею. В данный момент ведётся её реконструкция, которую планируют завершить в конце 2017 года.

«Лошадки интересны тем, что корпуса у них деревянные, в брюхе - солома, а сами фигурки обтянуты настоящей лошадиной шкурой. Поэтому реставрация этих лошадок - очень трудоемкая работа. В 1930-е годы лавки на карусели заменили машинками, и еще на карусели установили фигурки двух аистов. Первоначально карусель запускалась приложением усилий бегающего вокруг нее прислужника. В документе говорится, что по причине неудобства владелец оборудовал карусель механическим приводом».


Рыцарские конные карусели - забава высшего класса, воинская конная игра, представление в подражание воинским турнирам (В. Даль). Это отражение определённых нравственных принципов и идеалов рыцарства: никогда не отступать от добродетели, не оставлять без защиты слабого, притесняемого сильным, покровительствовать беззащитным женщинам, находящимся в гонении и опасности. Увлечение рыцарскими идеалами сказалось и на проведении светских ритуалов.

Рыцарская карусель - состязание в видах военного искусства, в нём могли принимать участие только дворяне, и не могли участвовать представители других сословий. Во Франции карусели были любимым занятием дворян в конце XVII века, в них участвовал и сам король Людовик XIV, поражая всех своим воинским искусством. Тогда же появились и механические карусели для подготовки молодых дворян к состязаниям.

Механические карусели представляли собой устройства с вращающимися вокруг вертикального столба деревянными лошадьми и колесницами. Люди, сидевшие на лошадях, старались во время вращения поражать щиты и мячи, срывать копьями подвешенные кольца. Механическая карусель появилась в России при Петре I ещё до возникновения конной.

Первая конная карусель в России была организована при Екатерине II в Санкт-Петербурге в 1766 году. Первоначально её планировали провести в 1765 году, и всё уже было подготовлено, даже съехались дворяне из отдалённых губерний для участия в турнире, но из-за дождливой погоды - за всё лето не выдалось ни одного погожего дня - карусель перенесли на следующий год.

Участники карусели делились на четыре группы всадников, называемых кадрилями: славянскую, индийскую, римскую и турецкую, все были одеты в соответствующие костюмы. Первую группу возглавлял граф Салтыков, второй командовал Григорий Орлов, третьей - его брат Алексей, а четвертой - князь Петр Репнин, который разработал план всей карусели. Судил состязание генерал-фельдмаршал Миних. До начала турнира все кавалеры должны были доказать своё дворянское происхождение обер-шталмейстеру.

На Сенатской площади перед Зимним дворцом был построен огромный деревянный амфитеатр на несколько тысяч зрителей по проекту архитектора Ринальди, а на барьере, обрамлявшем арену, были нарисованы воинские доспехи, гирлянды цветов и львиные головы. С двух сторон к амфитеатру подходили по две кадрили. В конвое церемониймейстера были два трубача, восемь герольдов и восемь всадников под командованием унтер-офицера, при кавалерах были оруженосцы, возничие и музыканты, исполняющие национальные мелодии.

Получив разрешение императрицы, обер-церемониймейстер князь П.А.Голицын отдал приказ начать турнир. Сигналом стал выстрел трёх адмиралтейских пушек. Состязание открывали дамы на золочёных колесницах - участницы на ходу метали дротики в расставленные цели. Победительницей оказалась Наталья Петровна Чернышёва, в замужестве княгиня Голицына (она впоследствии стала прообразом пушкинской Пиковой дамы), одна из самых заметных фрейлин императрицы. Она прекрасно скакала на лошади, как с дамским, так и с мужским седлом, стреляла из ружья и лука и даже фехтовала, и с восторгом приняла участие в рыцарском турнире. Наталья Чернышёва не только метала дротики, но и стреляла из лука с колесницы. Ей достался первый приз - золотая медаль и бриллиантовая роза из рук императрицы.

Самым захватывающим было выступление мужчин. Кавалеры на всём скаку срубали головы куклам, изображающим мавров, пронзали копьями картонных негров и муляжи кабанов, но главное - рыцари решили превзойти друг друга в роскоши туалетов. «Санкт-Петербургские ведомости» писали: «Зрители увидели переливающуюся гору богатства и изобилия в драгоценных каменьях и всякого рода кавалерских и конных золотых и серебряных уборах. Одеяние кавалеров богато блистало драгоценными каменьями, но на дамских уборах сокровища явились неисчётные…на цену многих миллионов». Первое место среди мужчин занял И.А.Шаховской, которому императрица вручила бриллиантовую пуговицу и петлицу на шляпу.

В июле провели второй этап турнира. Победительницей среди дам снова стала Чернышёва, а среди мужчин пришлось провести дополнительные соревнования: на первое место претендовали оба брата Орловы. По окончании турнира все собирались в Летнем дворце, судьи там совещались, кому присудить первенство, а рыцари ожидали призов. Первое место среди рыцарей занял Григорий Орлов, получив приз и лавровую ветвь, а его брат Алексей - «приз зрительских симпатий» - дамы подарили своему любимцу по несколько цветков из своих букетов. После раздачи призов и ужина до пяти часов утра продолжался «бал в масках». В честь карусели для награждения победителей были выбиты золотые медали, на одной стороне которых изображена императрица, а на другой - ристалище, над которым парит орёл с венком.

При Павле I карусели проходили в Гатчине, где для этого был построен стационарный амфитеатр, развалины его можно и сейчас увидеть в гатчинском парке.

Граф Алексей Григорьевич Орлов-Чесменский доживал свой век в Москве. В усадьбе Орлова в Нескучном саду в манеже устраивались карусели, в которых принимала участие дочь графа Анна Алексеевна. Она на всём скаку выдергивала копьями ввернутые в стены манежа кольца и срубала головы манекенов, и стала главной героиней рыцарской карусели, которая состоялась в Москве в 1811 году.

Московская карусель 1811 года устраивалась на взносы почетных гостей-благотворителей, среди которых были самые знатные люди государства. Напротив Александровского дворца и Нескучного сада построили амфитеатр на пять тысяч человек, вся Москва с нетерпением ожидала карусели, которая состоялась 20 и 25 июня 1811г. Четыре рыцарских кадрили - Военная, Галльская, Венгерская и Русская - выезжали на арену на лошадях редкой красоты и демонстрировали своё умение владеть копьём, шпагой и пистолетом.

Карусель 1811 года была благотворительная, собранные деньги были розданы находящимся в Москве раненым солдатам, бедным офицерам, вдовам, и на них же выкупали несчастных должников, арестованных кредиторами. С тех пор карусели пошли на убыль, стали проводиться уже без воинских упражнений, и свелись к исполнению дамами и кавалерами различных танцев на лошадях.

Николай I считал карусели отличной тренировкой для гвардейцев, и при нем их стали проводить особенно часто. Последняя карусель состоялась 23 мая 1842 года по поводу 25-летия бракосочетания императора Николая I. Вечером с площади «Арсенала» выступил рыцарский кортеж, состоявший из 16 дам и 16 кавалеров. Кавалеры были в доспехах, взятых из «Арсенала», а дамы в платьях XVI века. Император Николай и цесаревич Александр были в латах времен Максимилиана, а младшие великие князья - в костюмах пажей той эпохи. Кортеж прибыл на площадку перед Александровским дворцом, здесь была исполнена карусель, состоявшая из кадрили и других сложных эволюций в конном строю. Этот рыцарский праздник, по желанию государя, в 1843г. запечатлел художник Орас Вернье в картине «Царскосельская карусель», которая теперь находится в Гатчине.

Традиции проведения каруселей в России неожиданно начали возрождать в XXI веке, только теперь карусель называется и выглядит по-другому: развод пеших и конных караулов Президентского полка - очень красочная и зрелищная церемония. Развод включает в себя плац-парад и вынос регалий, в течение 20 минут рота Почётного караула демонстрирует строевые приёмы с оружием, а кавалеристы - конную карусель. Первый развод состоялся 16 апреля 2005г., он проходит только в тёплое время года, каждую субботу, на Соборной площади Московского Кремля, а в последнюю субботу месяца - на Красной площади, под аккомпанемент оркестра Президентского полка, исполняющего различные сигналы и марши.

На церемонии используется боевое оружие: карабины и шашки образца 1927 года, а форма стилизована под амуницию лейб-гвардии Драгунского полка, которая разрабатывалась двором Николая II к празднованию 100-летия победы в войне 1812 года. Развод караулов в Кремле ничем не уступает лучшим образцам подобных церемоний в мире.