На свободную тему

Краткий психологический словарь. Большой психологический словарь. Приблизительный поиск слова

Экологическая психология

В качестве самостоятельной научной дисциплины экологическая психология, как уже отмечалось, сформировалась на стыке экологии человека и психологии.

Экологическая психология - область психологии, изучающая взаимоотношения человека и окружающей среды (пространственно-географической, социальной, культурной), органично включенной в жизнедеятельность человека и служащей важным фактором регуляции его поведения и социального взаимодействия.

Предметом экологической психологии можно определить:
1) мотивация экологического поведения, причин поступков лиц, как ответственных за нанесение ущерба окружающей среде, так и стремящихся любыми (в том числе неадекватными) способами воспрепятствовать этому процессу;
2) закономерности психологических последствий экологических проблем (нарушения психического здоровья, рост преступности, демографические сдвиги и др.);
3) психологические средства пропаганды, ориентированной на формирование представлений, адекватных истинной экологической обстановке;
4) психические свойства индивида, личности и индивидуальности во взаимозависимости со средовыми свойствами различного уровня: физическим, химическим, биотическим, психологическим, социальным, культурно-историческим, духовным.

Основные задачи экологической психологии , решая которые, исследователи:
- анализируют экологическое сознание, присущее различным эпохам, и рассматривают свойственную им специфику;
- разрабатывают типологию индивидуального и общественного экологического сознания;
- рассматривают механизмы формирования экологических представлений, исследуют их роль в регуляции деятельности, связанной с отдельными природными объектами и природой в целом;
- создают специальный диагностический арсенал, позволяющий определить уровень сформированности и качественное своеобразие системы экологических представлений, субъективного отношения к природе и используемых стратегий и технологий взаимодействия с ней;
- разрабатывают методы психокоррекционной и психотерапевтической работы, ориентированные на осуществление взаимодействия человека с миром природы, влияния этого взаимодействия на развитие личности и др.

Синтез экологии и психологии происходит в следующих предметных областях:
1. Экологии человека, изучающей закономерности взаимодействия людей с окружающей средой, проблемы развития качества народонаселения, сохранения и развития здоровья, совершенствования психофизических возможностей человека.
2. Психологии труда. Труд как обменный эко-социальный и психо-экологический феномен, экологическая безопасность труда.
3. Педагогической психологии. Проблемы экологического образования, проблемы формирования экологического сознания личности.
4. Психология экстремальных ситуаций и безопасности. Проблемы экологической безопасности и ее обеспечения.
5. Географическая психология. Влияние ландшафта на психику, психическое здоровье человека как преобразовательная сила природы и т.д.
6. Социальная экология. Феномен экологического сознания, аксиологические аспекты экологического знания).
7. Экологическая культура. Взаимовлияние культурного и цивилизационного процессов и состояние окружающей среды.

Анализ психологической полипарадигмальности позволяет определить следующие основные направления эколого-психологических исследований:
1.Экологическое восприятие (экологический реализм Дж. Гибсона).
2.Эко-бихевиоральный подход Р. Баркера.
3.Экстремальная психология.
4.Инвайроментальная психология.
5.Психология виртуальной реальности.
6.Экологическая психология индивидуальности.
7. Психология экологического сознания.

Экологическое восприятие (экологический реализм Дж. Гибсона). Джеймс Гибсон известен, прежде всего, своими исследованиями и теориями восприятия. Он стал лидером нового направления в психологии, рассматривающего восприятие как процесс, не предполагающий умозаключений, промежуточных переменных или ассоциаций. Дж. Гибсон, полагает, что наше восприятие есть непосредственная реакция на информацию, предоставляемую миром нашей перцептивной системе. Например, стимуляция содержит как информацию, прямо указывающую расстояние до объекта, так и информацию о его размере, и потому наблюдателю нет никакой нужды пользоваться информацией об удаленности от него объекта при восприятии размера последнего.

Эко-бихевиоральный подход Р. Баркера. Рассматриваются проблемы действий индивидуума в неразрывной связи с контекстом, в котором они совершаются, включая межличностный, социальный и физический аспекты этого контекста. Первое исследование в области экобихевиорального подхода, ставшее классическим, принадлежит Р. Баркеру и Г. Райту.

Для Баркера и его последователей базовой единицей анализа является поведенческий сеттинг (behavior setting), под которым понимается ограниченная социальная и физическая система, имеющая регулярно выполняемую функцию, или программу. Каждый поведенческий сеттинг предполагает типичных участников, имеет свой диапазон нормативных действий и включает разнообразные (созданные человеком) материальные объекты, направляющие поток поведения.

Экстремальная психология - отрасль психологического знания, изучающая общие психологические закономерности жизНи и деятельности человека в изменчивых (непривычных) условиях существования. Экологическая психология возникла в конце XX века, синтезировав конкретные исследования в области авиационной, космической, морской и полярной психологии. В экстремальных условиях, характеризующихся измененной афферентацией, измененной информационной структурой, социально-психологическими ограничениями и наличием фактора риска, на человека воздействует шесть основных психогенных факторов:
-монотония;
-измененные пространственная и временная структуры;
-ограничение личностно-значимой информации;
-одиночество;
- групповая изоляция (информационная истощаемость партнеров по общению, постоянная публичность ит.д.);
- угроза для жизни.

Исследования в области экстремальной психологии имеют своей задачей совершенствование психологического отбора и психологической подготовки для работы в необычных условиях существования, а также разработку мер защиты от травмирующего воздействия психогенных факторов.

Инвайроментальная психология . Специализированная область психологического знания, изучающая отношения между поведением и условиями среды, в которой оно имеет место. Под поведением здесь понимаются как доступные наблюдению действия, так и недоступные ему акты, включая мысли, эмоции и т.п., а под средой - физическое окружение организма. Хотя специалисты в области инвайроментальной психологии учитывают в своих исследованиях и некоторые аспекты социального окружения (например, семью или референтные группы), все же их внимание в первую очередь направлено на изучение влияния физической среды. Так, значительная часть исследований, относимых к области инвайроментальной психологии, посвящены изучению влияния шума, загрязнения воздуха, экстремальных температур и разных способов организации пространства архитекторами.

Психология виртуальной реальности. Направление, изучающее взаимосвязи психологических феноменов и область деятельности, в которой взаимодействие объектов опосредованно электронными носителями информации.

Виртуальная психология опирается на общепсихологические методологические принципы, использует общепсихологическую методологию и теорию. Она строится на вполне определенном философском базисе (виртуальная философия), имеет специфические теорётические модели (идеальные объекты), адекватную типу теоретических моделей схему эксперимента и собственную сферу практики (аретея). Базовой философской идеей является идея полионтичности, что предполагает рассмотрение психики как совокупности онтологически разнородных, не сводимых друг к другу, реальностей. Виртуальная психология опирается на виртуальное состояние человека в период эмоционального подъема - на пике вдохновения, творческого подъема. Предметом виртуальной психологии является система «человек - виртуальная реальность» (СЧВР).

Экологическая психология индивидуальности изучает закономерности психических процессов человека во взаимодействии со средой в контексте целостности индивидуальности. Важное прикладное значение экологической психологии индивидуальности - выделение пагубных для психического и соматического здоровья человека взаимодействий генотипических и средовых факторов (фиксируемых, например, при воздействии радиации, химических веществ, глобальных изменений климата и др.), которые нарушают целостность индивидуальности. Проблема целостной индивидуальности - уникальности сочетания организмических, индивидных и общеличностных свойств и качеств в развивающейся деятельности - не может быть решена в рамках дихотомии генотипического-средового, биологического-социального, психического-физиологического. Системная природа феноменов индивидуальности предполагает системный подход к их анализу.

Психология экологического сознания . В отечественной психологии в последнее десятилетие активно формируется еще одно направление экопсихологических исследований, которое практически не представлено за рубежом. Речь идет о психологии экологического сознания, занимающейся изучением индивидуального и группового экологического сознания, разработкой методов его диагностики, коррекции и тренинга.

В.И. Панов отмечает, что в психологии экологического сознания в качестве альтернативы антропоцентрическому сознанию, продуцирующему внешнеположенное и потребительское отношение к природе, подчеркивается необходимость экоцентрического сознания. Последнее означает, что человек выступает и осознает себя в качестве «процессуальной единицы» самоосуществления природы.

Таким образом, можно резюмировать, что в самом общем виде экологическая психология направлена на изучение закономерностей развития и поведения человека в системе его взаимодействия с окружающей средой. Ее исходной предпосылкой является представление о том, что психологические проблемы изучения сознания и индивидуальности человека, его психического развития, обучения, поведения, здоровья и т.п. следует рассматривать в контексте системы «индивид-среда» или, более широко, «человек-природа». При этом «среда» понимается как среда пространственная, семейная, образовательная, информационная, экстремальная, этническая, культурная и т.п.

Понятие «природа» рассматривается и как природа вокруг человека, и как природа в человеке (природа бытия и психического как его формы), проявляющаяся в отношении индивида к природной среде, другим людям и самому себе.

В.И. Панов отмечает, что актуальность экопсихологических исследований и экопсихологического подхода как самостоятельного направления в психологии в настоящее время очевидна. Ближайшее десятилетие покажет, в какой мере экопсихология оправдала возлагаемые на нее надежды, как в теоретическом, так и в практическом плане.

Экопсихология Экопсихология связывает психологию и экологию в новую научную парадигму. Политическое и практическое применение ее заключается в том, чтобы показать людям путь лечения отчуждения и способы строительства здорового общества и устойчивой культуры. Теодор Розак считается изобретателем этого определения в своей книге 1992 года «Глас земли» (The Voice of the Earth). Это был призыв о разработке сферы, где психология исследовала бы почему люди продолжают вести себя как сумасшедшие, что вредит окружающей среде. Природные движения должны найти новые пути мотивации человека к действию, пути более позитивные, чем протест. В антологии «Экопсихология» (1995), которую он выдал вместе с Мэри Гомес и Алленом Каннером, Розак расширил эту идею. Данная книга, в которой не только каждый из издателей написал по главе, но также поучаствовали все желающие, стал великолепным примером издания по экопсихологии. Как упоминал Розак, существует множество других имен, описывающих эту сферу: психоэкология, экотерапия, психология окружающей среды, мировая терапия, зеленая терапия, землецентрированная терапия, возрождение земли, природооснованая терапия, шаманистские советы, лесная терапия. Базовая идея экопсихологии заключается в том, что пока ум человека формируется современным социальными миром, он может вдохновляться более широким миром дикой природы, так как это та арена, на которой он реально действует. Умственное здоровье или болезнь не могут пониматься просто в узком контексте только внутренних психических феноменов или социальных отношений. Сюда должны также включаться отношения людей с другими видами и экосистемами. У этих отношений – давняя эволюционная история, определяющая природную близость структуры их головного мозга, и имеющая огромное значение в настоящее время, невзирая на темпы урбанизации. Люди зависят от здоровой природы, не только по части физического существования, но и ментального здоровья также. Разрушение экосистем означает, что что-то в человеке также умирает. Важная часть экопсихологической практики это заниматься психотерапией за пределами офисных зданий и на открытом воздухе. Простая прогулка в лесу, или даже в городском парке, освежает, так как люди тысячи лет привычно делают это. Влияние природы благотворно, даже если это будет просто созерцание пейзажей на картине – и его можно измерить. Оно также подтверждается психологическими исследованиями. Шаги, пройденные по пути принятия и взаимодействия с природой, могут заострить чувства и дать новые навыки. К примеру, умение ориентироваться в дикой среде улучшается, если природу принимать и внимательно к ней относиться, а не бояться. Моряки, которые принимают море, получают чувство направления ветра, которое дает им преимущество в скорости на воде. В то время, как эти навыки для выживания могут казаться ненужными в современном обществе, они имеют более высокую ценность, так как укрепляют уверенность и общее внимание. Экопсихология открывает способы создания связей с природой. Она утверждает, что это стоит делать, так как открытая природа, о которой и не забывают и которую не судят, дает ощущение гармонии, баланса, бесконечности времени и стабильности. Экопсихология по большей части отвергает редукционистские взгляды на природу, которые поддерживают необходимость в строительстве блочного жилья, как генетическую, а также описывают природу, как эгоистическую силу, с которой надо бороться, чтобы выжить. Экопсихология считает, что с точки зрения дикой природы, духовности, эмоциональных связей и экономии исследование окружающей среды нельзя считать полным. К примеру, экономия это лучший способ это лучший способ объяснения древа эволюции, из которого следует, что адаптации выбирались по уровню экономичности. И только мозг человека сегодня представляет собой сложную структуру, которая не подпадает под принцип экономичности, и совмещает в себе великое разнообразие концепций. Экопсихология признает, что растущее распространение боли и разочарования, которое испытывают люди, происходит из-за разрушения природы. Это должно огорчать человека, что механизм разрушения находится в руках его виды, что заставляет усомниться в его мудрости и предположить вырождение вида. Это разрушение не может являться концом – человек должен осознать и восстановить свои связи с природой. Экопсихология признает также, что без влияния природы люди склонны впадать во многочисленные заблуждения. К примеру, они становятся эгоцентричными, отчужденными и бесчувственными. Дикость в природе не контролируется людьми, поэтому идеи их возникли раньше них самих. Если исключить природу из жизни человека, то озарения, которые случались с его заблудившимся умом, будут происходить все реже и реже.

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ (англ. ecological psychology) .

1. Название подхода к исследованию восприятия и поведения, который развивал амер. психолог Джеймс Гибсон (1904-1980). Син. экологическая оптика.

2. Практически любое психологическое исследование можно представить как изучение влияния на поведение и психику тех или иных факторов среды (от космических, климатических, метеорологических, пространственно-географических до беспредельно разнообразных социокультурных). С этой т. зр. вся психология может считаться экологической. Тем не менее в последние десятилетия наблюдается стремление к институционализации Э. п. как самостоятельной отрасли. Предлагаемые перечни проблем этой отрасли поражают г. о. своей необъятностью и всеядностью. Син. психология среды. Как одно из направлений Э. п., но только с более конкретными границами и задачами, можно рассматривать поведенческую географию.

3. Один из учеников К. Левина амер. психолог Роджер Баркер, начиная с 1947 г. проводил исследования по Э. п. Главное внимание в них уделялось тщательной регистрации (фиксации) повседневного поведения людей (включая и детей). Итоги большого цикла исследований подведены в книге: Barker R. G., Wright H. F. Ecological Psychology (1968). Теоретическая программа и методология этих исследований в значительной мере совпадает с теми, которые развиваются в рамках междисциплинарной этологии человека. Как и в классической зоологической этологии, в них подчеркивается, что поведение невозможно объяснить вне связей с окружающей средой; поэтому последняя так же выступает равноправным объектом психологического анализа; основным методом исследования считается наблюдение и беспристрастное описание событий; предмет исследований - взаимоотношения человека и среды, взятых в их естественном виде, т. е. без к.-л. вмешательства со стороны исследователя. В тесном родстве с этими направлениями находится и проксемика (пространственная психология). (Б. М.)

Психологический словарь. А.В. Петровского М.Г. Ярошевского

Экологическая психология (психология среды) - междисциплинарная область знаний о психологических аспектах взаимоотношения человека и окружающей среды (пространственно-географической, социальной, культурной), органично включенной в жизнедеятельность человека и служащей важным фактором регуляции его поведения и социального взаимодействия. Находится на стыке психологии и социальной экологии как особой дисциплины, изучающей широкий круг социально-гуманитарных проблем взаимоотношения человека и окружающей среды. Складываясь на базе отдельных исследований психологии человека, испытывающего воздействие окружающей его среды - архитектурной, производственной (см. Эргономика), рекреационной (жилище) и др., - Э. п. накопила ценный фактический материал. Исследования в области Э. п. приобретают в настоящее время особую актуальность в связи с поиском эффективных путей выхода из экологического кризиса, что выдвигает на первый план такие проблемы:

1. исследование экологического сознания путем выявления особенностей восприятия человеком окружающей его среды и выделение значимых для субъекта факторов ее неблагоприятного развития;

2. выявление мотивации экологического поведения, раскрывающее причины поступков лиц как ответственных за нанесение ущерба окружающей среде, так и стремящихся любыми (в том числе неадекватными) способами воспрепятствовать этому процессу;

3. анализ закономерностей психологических последствий экологического кризиса (нарушения психического здоровья, рост преступности, демографические сдвиги и др.);

4. разработка психологических средств пропаганды (см. Психология пропаганды), ориентированной на формирование представлений, адекватных истинной экологической обстановке. Внедрение новых научно-технических проектов и разработок, так или иначе воздействующих на окружающую среду, должно подвергаться тщательной эколого-психологической экспертизе.


Похожая информация.


— известный отечественный психолог Артур Владимирович Петровский родился 14 мая 1924 г. в Севастополе. Судьба его сложна и интересна. Когда началась Великая Отечественная война, он добровольцем ушел на фронт. После демобилизации Петровский, проработав некоторое время на военном заводе, поступил в ремесленное училище. Следующим этапом его образования была школа рабочей молодежи, где молодой Петровский увлекся филологией и по окончании школы поступил на филологический факультет Московского городского пединститута им В.П. Потемкина, а затем - в аспирантуру. Тема его кандидатской диссертации сочетала в себе аспекты двух наук: филологии и психологии, которой Петровский к тому времени увлекся, и в 1950 г. состоялась защита его первого научного труда Психологические воззрения А.Н. Радищева.

В дальнейшем Петровским ведутся серьезные исследования в области теории психологии, он работает на кафедрах психологии Волгоградского пединститута, Московского городского пединститута, МГПИ им. В.И. Ленина. Итогом его деятельности становится изданная в 1961 г. книга Беседы о психологии. Параллельно Петровский занимается изучением истории психологии; эта тема в течение всей жизни будет интересовать его, поэтому неслучайно его докторская диссертация, защищенная в 1965 г., носила название Пути формирования основ советской психологии. Исследуя историю развития психологической мысли в России, Петровский впервые ставит вопрос о необходимости объективной научной оценки педологии, столь популярной в начале нашего века, а также психотехники, рефлексологии, реактологии и трудов В.М. Бехтерева, В.А. Вагнера, П.П. Блонского и др.

В 1966 г. происходит значительное событие в карьере Петровского: он получает звание профессора и становится заведующим кафедрой психологии МГПИ. В 1967 г. выходит книга Петровского История советской психологии. В 1968 г. он становится членом-корреспондентом АЛН СССР, затем - академиком-секретарем отделения психологии и возрастной физиологии и с 1971 г. - действительным членом АПН СССР. Параллельно он работает в редколлегиях журналов Вопросы психологии и Вестник МГУ. В 1972 г. Петровский уходит из МГПИ и становится руководителем лаборатории психологии личности НИИ общей и педагогической психологии АПН РСФСР. Эта лаборатория будет работать под его руководством с 1972 по 1993 г. Проводя анализ трудов лаборатории, можно выявить два основных научных течения. Первое - это уже известное нам историко-психологическое направление, корни которого уходят в 60-е гг. XX в. Исследования в этой области продолжаются Петровским и его последователями по настоящее время. За этот период были изданы следующие книги А.В. Петровского: Вопросы истории и теории психологии (1984), История психологии (1994, в соавторстве с М.Г. Ярошевским), Вопросы истории и теории психологии (1984), История и теория психологии (1996, в соавторстве с И.Г. Ярошевским), Основы теоретической психологии (1997, в соавторстве с И.Г. Ярошевским). В течение этого времени было защищено свыше 20 кандидатских и докторских диссертаций, посвященных развитию этих идей.

Второе направление связано с проблемами личности и межличностных отношений в группах разного типа и относится к области социальной психологии. Теория деятельностного опосредствования межличностных отношений, разработанная А.В. Петровским, точнее ее стратометрическая концепция легла в основу этого направления. Эта концепция позволяет дифференцировать группы по уровню развития и исследовать структуру внутригрупповых связей. Петровским были изучены связи между членами различных групп и показана неправомерность распространения зависимостей, выявленных в группах одного уровня развития, на другие группы. Сформулированная Петровским трехфазная концепция развития личности выявила закономерность смены этапов адаптации, индивидуализации и интеграции при вхождении в новую группу или при изменении статуса в прежней. На этой основе Петровский предложил возрастную периодизацию, суть которой заключается в том, что для каждой развивающейся индивидуальности путь к социальной зрелости проходит макрофазы детства (преимущественно адаптация личности), отрочества (преимущественно индивидуализация) и юности, ведущей к интеграции личности в обществе.

Концепцию ведущей деятельности Петровский с этих позиций подверг критической переоценке. В общей теории межличностных отношений Петровский, исследуя факторы, определяющие для субъекта значимость другого человека, предложил трехфакторную модель значимого другого. В качестве базиса для этой модели Петровский рассматривает властные полномочия, аттракцию (привлекательность) и референтность (авторитетность). Сложные соотношения и количественные изменения этих факторов образуют отраженную субъектность значимого другого. В начале 1980-х Петровский разрабатывает концепцию персонализации, которая составляет теоретическую основу исследований лаборатории в области проблем развивающейся личности. На базе вышеизложенных концепций были созданы следующие труды: коллективная монография - Психологическая теория коллектива (1979) и книги Петровского Личность, деятельность, коллектив (1982), Популярные беседы о психологии (1981), Психология развивающейся личности (1987) и ряд других. Основные данные, полученные в исследованиях, вошли в содержание учебников и учебных пособий, выходивших под редакцией Петровского: Общая психология (1970), Возрастная и педагогическая психология (1973), Социальная психология коллектива (1978), Социальная психология (1987), Введение в психологию (1995).

В 1976 г. Петровский получает звание вице-президента АПН СССР, а с 1978 по 1985 г. этот удивительно работоспособный человек, не прекращая управление лабораторией, становится также руководителем кафедры педагогики, психологии и методики преподавания в высшей школе на факультете повышения квалификации МГУ. Но все же главным его увлечением была лаборатория психологии личности, он отдавал ей большую часть своего времени и сил. Петровский создает ее, как художник пишет картину, тщательно отбирая сотрудников. В начале 1990-х гг. лаборатория подвергается существенному сокращению и в 1993 г. преобразуется в группу психологии личности, которая в январе 1999 г. снова получает статус лаборатории, но, изменив профиль научных исследований, называется теперь лабораторией теории и истории психологии. Акцент смещается на разработку основ теоретической психологии, и прежде всего категориально-понятийной системы психологического знания: ведь еще в 1996 г. Петровский начал разрабатывать особую область психологии - теоретическую психологию. Предметом этой науки стала рефлексия психологии, обнаруживающая в ее категориальной системе ключевые проблемы основных принципов исследования. С целью разрешения этих проблем Петровский предложил многоуровневую категориальную систему. С помощью такой системы можно полнее охарактеризовать психику человека на протопсихологическом, базисном, метапсихологическом и экстрапсихологическом уровнях, а также показать межуровневые и внутриуровневые связи. Таким образом, Петровскому фактически удалось построить систему психологических теорий, каждая из которых базируется на одной из категорий, входящих в общую категориальную систему.

В конце 1990-х гг. Петровский и его ученики разрабатывают также особую область историко- психологического исследования - политическую историю психологии. Предметом изучения здесь является развитие психологической науки в зависимости от политической конъюнктуры, которая складывалась в тоталитарных государствах. Самостоятельным направлением в работе лаборатории теории и истории психологии стали исследования Л.А. Карпенко, посвященные проблемам анализа понятий многочисленных направлений психологии и междисциплинарным взаимосвязям. Одновременно с исследовательским трудом сотрудники лаборатории работают над словарно-справочными изданиями по психологии, которые выпускаются с 1983 г. За этот период изданы под общей редакцией А.В. Петровского и М.Г. Ярошевского при составительстве Л.А. Карпенко следующие справочные издания: Краткий психологический словарь (1985); Психология. Словарь (1990). Ведется работа над созданием Психологической энциклопедии и серии справочных изданий Лексикон, представляющих собой серию из восьми словарей, составленных по тематическому принципу. На протяжении почти 30 лет исследований, проводящихся сотрудниками лаборатории под руководством А.В. Петровского, состоялись защиты 63 докторских и кандидатских диссертаций. Петровский явился редактором и соавтором ряда учебников по общей, социальной, возрастной, педагогической и теоретической психологии. Совместно с М.Г. Ярошевским этот ученый разработал многоуровневую систему психологической подготовки в вузах, за что в 1997 г. был награжден премией Правительства РФ в области образования. Он был консультантом таких известных фильмов, как Семь шагов за горизонт, Я и другие, Чучело. За время своей научной деятельности он опубликовал свыше 1500 статей, учебников, учебных пособий, монографий, справочных изданий, многие из которых были переведены на иностранные языки, и все это плоды деятельности великого российского ученого Артура Владимировича Петровского.

Составитель Л.А. Карпенко

Статьи словаря раскрывают содержание основных понятий важнейших отраслей современной психологической науки. Особое внимание обращено на психологические термины, встречающиеся в общественно-политической литературе, книгах и статьях по философии, социологии, педагогике, управлению, науковедению. Рассчитан на широкий круг читателей, интересующихся проблемами психологии.

ОТ РЕДАКЦИИ

"Краткий психологический словарь" рассчитан на широкий круг читателей, у которых возникает необходимость получить информацию о содержании понятий, используемых современной психологией. В словаре представлены основные отрасли психологии, теоретические направления и концепции, методы психологических исследований, история психологии в ее важнейших чертах.

Специфика "Краткого словаря" наложила определенные ограничения на полноту словника. В результате многие узкоспециальные понятия инженерной, медицинской психологии, патопсихологии, психофизиологии, психофизики и других отраслей психологической науки либо не вошли в словарь, либо включены в статьи более общего характера. Той же спецификой объясняется и сжатость изложения. Связи между статьями (курсивом выделяются отсылки к другим статьям) позволяют читателю получить относительно полный объем сведений, относящихся к интересующему его предмету. В состав словаря не включены термины, которые хотя и используются в психологической литературе, но не являются собственно психологическими и входят в систему других наук1 (философии, педагогики, анатомии, физиологии и т. п.).

Читатель при желании может получить необходимую информацию об этих терминах в специальных энциклопедических и справочных изданиях.

В словаре применяются обычные для справочного издания сокращения. Так, вместо полного названия статьи в ее тексте приводятся лишь первые буквы составляющих это название слов. Редакция будет благодарна читателям за отзывы и пожелания, которые помогут ей в дальнейшей работе над словарем.

АВТОРЫ СЛОВАРЯ

Абраменкова В. В., Аванесов В. С, Агеев В. С, Андреева Г. М., Асмолов А, Г., Баканов Б. Н., Белкин П. Г., Березанская И. Б., Богомолова Н. Н., Бодалев А. А., Брушлинский А. В., Бурно М. Е., Вавилов В. А., Величковский Б, М., Венда В. Ф., Вербицкий А. А., Вилюнас В. К., Гигщенрейтер Ю. Б., Гозман Л. Я., Гримак Л. П., Гройсман А. Л., Гурёенидзе Г. С, Гуревич К. М., Данилова Н. Н., Донцов А. И., Егоров В. В., Елисеев В. А., Емельянов Е. Н., Ермолаева Е. П., Ерофеев А. К., Жабицкая Л. Г., Жуков Ю. М., Заргаров В. А., Зейгарник В. В., Зюбан А. Л., Иванников В. А., Ильясов И. И., Капустин С. Л., Карпенко Л. А., Китов А. И., Ковалев Г. А., Ковалева В. М., Кон И. С., Кондратьев М. Ю., Конопкин О. А., Костинская А. Г., Коченов Ц. М., Кроник А. А., Ламм А. А., Лебедев В. И., Лейтес Н. С., Леонова А. Б., Леонтьев А. А., Либих С. С., Липкина А. И., Мироненко В. В., Назаретян А. П., Немов Р. С., Нечаев Н. Н., Обухова Л. Ф., Ольшанникова А. Е., Орлов Ю. М., Парыгин Б. Д., Петренко В. Ф., Петровская Л. А., Петровский А. В., Петровский В. А., Платонов К. К., Подольский А. И., Пузырей А. А., Равич-Щербо И. В., Радзиховский Л. А., Ройтбак А. И., Ротенберз В. С., Рощин С. К., Семенов В. Е., Семенцов В. С., Симонов П. В., Слободчиков В. И., Соколова Е. Т., Спиркин А. Г., Тихомиров О. К., Тутунджан О. М., Умрихин В. В., Фабри К. В., Феденко П. Ф., Фейгеноерв И. М., Фельдштейн Д. П., Хараш А. У., Хомская Ё. Д., Шерковин Ю. А., Швырков В. Б., Щедрина Е. В., Эткинд А. М., Юревич А. В., Юркезич В. С., Ядов В. А., Ярошевский М. Г.

КРАТКИЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ

Заведующая редакцией Р. К. Медведева

Редактор А. Н. Голубев

Младшие редакторы Ж. Я. Крючкова и Я. С. Молчанова

Художник Н. М. Биксентеев

Художественный редактор Г. Ф. Семиреченко

Технический редактор Ю. А. Мухин

Сдано в набор 15.08.84. Подписано в печать 21 12.84. Формат 70х108 1/32. Бумага типографская № 2. Гарнитура "Литературная".

Печать высокая. Усл. печ. л. 18,90. Усл. кр.-отт. 18,90. Уч.-изд. л. 27,80. Тираж 500 000(1-260 000) экз. Заказ № 473.

Цена 1 р. 60 к. Политиздат. 125811, ГСП, Москва, А-47, Миусская пл., 7. Типография изд-ва "Уральский рабочий". 620151, Свердловск, пр. Ленина, 49.

Чтобы сузить результаты поисковой выдачи, можно уточнить запрос, указав поля, по которым производить поиск. Список полей представлен выше. Например:

Можно искать по нескольким полям одновременно:

Логически операторы

По умолчанию используется оператор AND .
Оператор AND означает, что документ должен соответствовать всем элементам в группе:

исследование разработка

Оператор OR означает, что документ должен соответствовать одному из значений в группе:

исследование OR разработка

Оператор NOT исключает документы, содержащие данный элемент:

исследование NOT разработка

Тип поиска

При написании запроса можно указывать способ, по которому фраза будет искаться. Поддерживается четыре метода: поиск с учетом морфологии, без морфологии, поиск префикса, поиск фразы.
По-умолчанию, поиск производится с учетом морфологии.
Для поиска без морфологии, перед словами в фразе достаточно поставить знак "доллар":

$ исследование $ развития

Для поиска префикса нужно поставить звездочку после запроса:

исследование*

Для поиска фразы нужно заключить запрос в двойные кавычки:

" исследование и разработка"

Поиск по синонимам

Для включения в результаты поиска синонимов слова нужно поставить решётку "# " перед словом или перед выражением в скобках.
В применении к одному слову для него будет найдено до трёх синонимов.
В применении к выражению в скобках к каждому слову будет добавлен синоним, если он был найден.
Не сочетается с поиском без морфологии, поиском по префиксу или поиском по фразе.

# исследование

Группировка

Для того, чтобы сгруппировать поисковые фразы нужно использовать скобки. Это позволяет управлять булевой логикой запроса.
Например, нужно составить запрос: найти документы у которых автор Иванов или Петров, и заглавие содержит слова исследование или разработка:

Приблизительный поиск слова

Для приблизительного поиска нужно поставить тильду "~ " в конце слова из фразы. Например:

бром~

При поиске будут найдены такие слова, как "бром", "ром", "пром" и т.д.
Можно дополнительно указать максимальное количество возможных правок: 0, 1 или 2. Например:

бром~1

По умолчанию допускается 2 правки.

Критерий близости

Для поиска по критерию близости, нужно поставить тильду "~ " в конце фразы. Например, для того, чтобы найти документы со словами исследование и разработка в пределах 2 слов, используйте следующий запрос:

" исследование разработка"~2

Релевантность выражений

Для изменения релевантности отдельных выражений в поиске используйте знак "^ " в конце выражения, после чего укажите уровень релевантности этого выражения по отношению к остальным.
Чем выше уровень, тем более релевантно данное выражение.
Например, в данном выражении слово "исследование" в четыре раза релевантнее слова "разработка":

исследование^4 разработка

По умолчанию, уровень равен 1. Допустимые значения - положительное вещественное число.

Поиск в интервале

Для указания интервала, в котором должно находиться значение какого-то поля, следует указать в скобках граничные значения, разделенные оператором TO .
Будет произведена лексикографическая сортировка.

Такой запрос вернёт результаты с автором, начиная от Иванова и заканчивая Петровым, но Иванов и Петров не будут включены в результат.
Для того, чтобы включить значение в интервал, используйте квадратные скобки. Для исключения значения используйте фигурные скобки.

НАПРАВЛЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ

Термин направленности личности восходит к работам В.Штерна (Richtungsdipositionen) и переводится как «доминирующее правильное отношение». Решение вопроса направленности всегда предполагает указание того, на что направлена личность, поэтому говорят о направленности интересов, вкусов, взглядов, желаний человека, что указывает на избирательность, индивидуальность и неповторимость индивида.

Направленность выступает в качестве ведущей содержательной характеристики личности, ее системообразующим свойством, определяющим весь ее психологический склад.

В разных концепциях направленность раскрывается по-разному: как «динамическая тенденция» (Рубинштейн), «смыслообразующий мотив» (Леонтьев), «доминирующее отношение» (Мясищев), «субъективные отношения личности» (Ломов), «динамическая организация сущностных сил человека» (Прангишвили), «основная жизненная направленность» (Ананьев).

В изучении направленности личности в отечественной психологии сложились различные научные школы и направления :

1) понимание направленности через потребности и мотивы (С.Л.Рубинштейн, А.Н.Леонтьев, Л.И.Божович, Ю.М.Орлов);

2) теория значимости (Н.Ф.Добрынин);

3) теория отношений личности (В.Н.Мясищев, Б.Ф.Ломов);

4) теория установки (Д.Н.Узнадзе).

А. В. Петровский и М. Г. Ярошевский (словарь)

В психологическом словаре под редакцией А.В.Петровского и М.Г.Ярошевского дается следующее определение направленности личности: «Направленность личности – это совокупность устойчивых мотивов , ориентирующих деятельность личности и относительно независимых от наличных ситуаций. Направленность личности характеризуется ее интересами, склонностями, убеждениями, идеалами, в которых выражается мировоззрение человека» (Психология. Словарь./Под общ. Ред. А.В. Петровского, М.Г.Ярошевского. – М., 1990. – с. 230).

В этом же словаре раскрываются составляющие направленность личности компоненты.

Интересы – форма проявления познавательной потребности, обеспечивающая направленность личности на осознание целей деятельности и тем самым способствующая ориентировке, ознакомлению с новыми фактами. Интерес может перерасти в склонность.

Склонности – избирательная направленность индивида на определенную деятельность, побуждающая ею заниматься. Основой склонности является глубокая устойчивая потребность индивида в той или иной деятельности, стремление совершенствовать умения и навыки, связанные с данной деятельностью.

Убеждения – осознанная потребность личности, побуждающая ее действовать в соответствии со своими ценностными ориентациями. Содержание потребностей, выступающих в форме убеждения, отражает определенное понимание природы и общества. Образуя упорядоченную систему взглядов (политических, философских, эстетических, естественнонаучных и др.) совокупность убеждений выступает как мировоззрение личности.