На свободную тему

Название населенного пункта. Типы населенных пунктов в России. Основные типы сельских населенных пунктов

  • занимаемся обработкой земель, чтобы получить необходимые продукты питания,
  • строим на земле дома,
  • пользуемся лесом и водой.

Одной из базовых потребностей людей является наличие жилья .

В России использование земельных участков регламентируется земельным законодательством.

Согласно Земельному кодексу жилое строительство осуществляется на специальном виде территорий. Название этой категории земель — земли населенных пунктов.

Они не являются самой распространенной (протяженной по площади) категорией, но на них проживает большинство населения нашей страны.

Помимо категории «земли населенных пунктов» существуют и другие, которые обозначены в зависимости от допустимой деятельности на земле. Очевидно, что участок не может параллельно использоваться :

  • для выращивания леса,
  • прокладки железной дороги,
  • выращивания пшеницы,
  • строительства многоэтажного жилого комплекса.

Существует законодательное разделение , чтобы:

  • разграничить возможности использования земли,
  • минимизировать вредные последствия,
  • обеспечить необходимее процедуры по охране и обновлению земель.
  • – наиболее ценные. Эти плодородные территории предназначены для культивирования сельскохозяйственных растений и разведения скота. В первую очередь Они выделяются для ведения хозяйства, а оставшиеся — для других целей.
  • земли водного фонда – дно водоемов и земли, занятые техническими и иными сооружениями, связанными с водой.
  • земли запаса – пустые земли на территории государства, для использования которых необходимо изменение категории.

Что такое ЗНП?

Земли населенных пунктов (ЗНП) – участки, которые рассчитаны на застройку и расширение территорий проживания людей и используются указанным образом, то есть на них уплотненно проживают люди.

Сейчас понятия «поселение» и «населенный пункт» не синонимичны, в состав поселения может входить не один населенный пункт.

Уже из определения видно, на данной категории земель предполагается строительство , а эта деятельность подпадает под регулирование также и градостроительные нормы. Подробнее о том, на каких категориях земли можно строить, читайте статье.

В зависимости от размеров, численности населения и других факторов населенные пункты делятся на:

  • городские,
  • сельские.

НП могут быть в составе муниципального образования (территория, на которую распространяется компетенция конкретных местных органов власти).

Категория земли ЗНП особая, поскольку она предполагает размещение на своей территории объектов, которые должны были бы относиться к иным категориям, но относятся к ЗНП, поскольку обеспечивают жизнедеятельность населенных пунктов (транспорт, особо охраняемые объекты, сельское хозяйство).

Границы

Граница представляет собой «линию», отделяющую населенный пункт от других видов земель.

Границы НП должны располагаться так, чтобы не было наслоений границ муниципальных образований и участков, которые предоставлены кому-либо.

Как первоначальное утверждение границ НП, так и их изменение фиксируется в главных документах муниципальных образований.

В зависимости от муниципального образования таким документом может быть:

  • генеральный план,
  • схемы территориального планирования.

В другом порядке происходит изменение границ городов с особым статусом :

  1. Москвы,
  2. Санкт-Петербурга,
  3. Севастополя.

Они утверждаются Советом Федерации .

Если какой-то участок из одного НП «переместился» в соседний, то это не влечет каких-либо изменений прав на этот участок.

В территорию населенного пункта не могут быть включены земли иных категорий, поэтому перенос границ предполагает изменение категории земель (либо прилегающие земли становятся землями НП, либо земли НП переходят в другую категорию).

По периметру населенного пункта располагается пригородная зона , она не входит в территорию населенного пункта, а является как бы «запасной» на случай расширения НП.

Не любое пространство подходит для создания населенного пункта. Например, это касается затапливаемых земель и территорий, где предпринимаются попытки сохранения объектов животного мира.

Состав и зонирование

Помимо собственно жилья для людей в населенных пунктах предполагается наличие инфраструктуры , обеспечивающей нормальную жизнедеятельность поселения:

  • школы,
  • транспорт,
  • магазины и прочее.

Любой современный населенный пункт имеет подобные инфраструктурные зоны в составе своих земель.

Зонирование

В населенных пунктах возможно существование различных зон :

  • жилая – предполагается строительство домов для проживания (индивидуальных, малоэтажных, среднеэтажных, многоэтажных и др.) и бытовых объектов. В рамках жилой зоны могут располагаться еще и земли для ведения садового хозяйства.
  • общественно-деловая зона – объекты для общественного использования в сфере администрирования (например, суды, здания органов власти), образования (например, детский сад, университет), социальной сфере (например, интернат), сфере культуры (например, музей, галерея) и иных.
  • производственная – возведение промышленных объектов (например, склад, завод),
  • инженерная и транспортная инфраструктура – прежде всего, в данных зонах строятся объекты транспорта различного вида (речной, трубопроводный, железнодорожный и др.).
  • рекреационная – зона отдыха, где находятся сады, парки, скверы, пруды и др.
  • сельскохозяйственная – занятая под объектами сельского хозяйства (например, конюшня, пашня).
  • зона размещения военных объектов – объекты, обеспечивающие безопасность и охрану жителей (например, воинская часть),
  • иные зоны.

Территориальное зонирование проводится с учетом того, что земельный участок не может находиться одновременно в разных зонах .

Градостроительные регламенты

Использование категории земель населенных пунктов регулируется также специальными регламентами.

Градостроительные регламенты – представляют собой часть правил землепользования и застройки и устанавливают возможные виды деятельности на земле.

Регламент определяется для конкретных территориальных зон с учетом множества факторов :

  • происхождение,
  • история развития,
  • расположение,
  • возможность осуществления различных видов деятельности и др.

Требования градостроительной документации распространяются не только на саму плоскость земельного участка, но и на все, что находится над и под поверхностью вплоть до недр, и регламентируют процесс строительства и дальнейшей эксплуатации зданий на участке.

ВРИ

Они устанавливают, что люди могут делать на конкретном земельном участке. ВРИ фиксируются в специальном документе – приказе Министерства экономического развития РФ.

В предусмотрены ВРИ для всех категорий земель.

Например, ВРИ «Малоэтажная жилая застройка» (жилье для индивидуальных нужд; дачи) предполагает строительство жилья, которое не будет разделено на квартиры для разных семей, а также смежную деятельность:

  • создание огородов,
  • цветников,
  • строительство гаражей и других подсобных помещений.

А ВРИ «Многоэтажная жилая застройка (высотная застройка)», наиболее характерный для категории земель городов, подразумевает высотное жилое строительство (от 9 этажей), когда в каждом доме множество квартир. Еще в рамках данного ВРИ разрешается облагораживание территорий вокруг домов и другая деятельность.

Подробнее про классификатор ВРИ Вы можете прочитать .

Код

Видео по теме

Подробнее о землях населенных пунктов можно узнать из представленного ниже видео:

Выводы

Земли населенных пунктов – центральная категория земель, так как именно они составляют основу жизнедеятельности людей .

Сегодня, когда на ЗНП сосредоточено практически все народонаселение государства, особую важность приобретает вопрос о рациональности использования имеющихся ограниченных площадей.

Прежде всего, это касается соблюдения законодательного регулирования – градостроительных регламентов, ВРИ, а также неотвратимости применения санкций за нарушения.

Поскольку земли являются невосполнимым ресурсом, немаловажным также являются:

  • соблюдение принципов охраны земель,
  • осуществления безопасного землепользования,
  • нанесение минимального ущерба естественной среде,
  • возмещение причиненного вреда.

Населенный пункт - место постоянного или временного обитания людей. Это территория, застроенная жилыми и производственными зданиями, сооружениями культурно-бытового назначения.

Отделение промышленного труда от труда сельскохозяйственного привело к возникновению двух основных типов населенных пунктов - городского и сельского. В разных странах приняты различные количественные признаки, по которым то или иное поселение относится в разряд городского или сельского. Однако главные различия между ними заключаются не столько в числе жителей, сколько в функциях (экономических, культурных, административно-политических), которые выполняет населенный пункт. В Латвии, например, все поселения с численностью жителей более 2 тыс. человек считаются городскими, а вот в Молдавии значительная доля населения проживает в селах, насчитывающих более 5 тыс. жителей.

Изучение города требует особого сочетания познаний в области не только географии, но и истории, искусства и архитектуры и т. д. Каждый может открыть в своем городе какие‑то новые, никем еще не раскрытые черты. Большую роль в этом играет и экономическая география.

Что же требуется для познания экономико-географических особенностей современного города?

Важно понять и оценить его экономико-географическое положение, установить происхождение названия. Необходимо также проследить развитие города, рост численности и изменения в составе его жителей, увеличение занимаемой им территории.

Следует определить хозяйственную специализацию города и его место в едином экономическом комплексе страны. Поэтому обязательно изучаются его транспортно-экономические связи с другими городами и районами. Наконец, очень интересно выяснить перспективы дальнейшего развития родного города.

По численности населения города разделяют на малые (до 50 тыс. жителей), средние (до 100 тыс. жителей) и большие (более 100 тыс. жителей). Рост числа городов с населением более 500 тыс. человек вызвал появление категории сверхбольших, или крупнейших, городов. В 1917 г. в нашей стране их было только 2, а по данным переписи населения 1979 г.- уже 45. Настоящими гигантами являются города с населением более миллиона человек.

Наша страна действительно стала страной больших городов. В общей сложности в них проживает около 50 млн человек, или почти 40% населения. На долю малых и средних городов, поселков городского типа приходится около 30 млн человек, или примерно 22% населения страны.

Большой город - это одновременно крупный промышленный центр, административный, научно-культурный центр, мощный транспортный узел. За редким исключением все столицы автономных республик, областные и краевые центры являются большими городами. В то же время другая часть больших городов, не будучи официально теми или иными административными центрами, тем не менее выполняют важные организационно-хозяйственные функции по отношению к определенному району.

Большие города накапливают не только материальные и духовные ценности. Они множат и недостатки, рождают целый ряд сложных научно-технических проблем. Одна из главных - сохранение здоровой среды обитания человека.

Малые и средние города - опора и рычаг преобразования сельского расселения, важный инструмент преодоления различий между городом и деревней. Одновременно они являются средством регулирования крупных городов, которым грозит чрезмерный рост.

С городами связана одна из важнейших особенностей современной жизни людей во многих странах мира. Их рост, увеличение доли горожан в населении, распространение городского образа жизни на деревню - все это называется урбанизацией.

По территории России, как и по всей планете, города распределились неравномерно. На севере и востоке нашей страны они отстоят друг от друга на весьма почтительных расстояниях. Иная картина вокруг крупнейших городов в обжитых районах, там, где уже сформировались мощные территориально-производственные комплексы , а также у главных портовых «входов и выходов» из страны. Здесь наблюдается тесное соседство больших и малых городов. Разрыв между ними сокращается до немногих километров. Иногда же города-соседи настолько сближаются, что начинают как бы врастать друг в друга. Сплошной полосой вдоль значительных по протяженности участков железных дорог тянутся, не прерываясь, городские поселения в Подмосковье. Здесь настоящие созвездия городов.

Группы и скопления городов, близко расположенных и тесно связанных в трудовом, культурном и бытовом отношении, называются агломерациями. В них проживает свыше 80% всех горожан страны.

Сельские населенные пункты - это поселения с относительно небольшим числом жителей, большинство которых заняты в сельском хозяйстве. К сельским относят и такие пункты, где жители заняты в лесном хозяйстве, в обслуживании транспорта и т. п. Размеры сельских населенных пунктов колеблются от крохотных, с числом жителей до 10 человек, до сёл‑гигантов с населением в 5 и более тысяч жителей.

Кооперирование мелкого крестьянского хозяйства и создание мощных сельскохозяйственных предприятий, дали толчок концентрации сельского населения в крупных селах и поселках. Этот процесс позволяет успешно решать задачу нежелательных различий между городом и деревней. В каждом из нескольких сотен тысяч имеющихся у нас в стране сел и деревень далеко не всегда экономически целесообразно сооружать водопровод и проложить канализацию, наладить электро- и газоснабжение, даже иметь школу и клуб, библиотеку и магазин. Все это доступно лишь крупным современным сельским поселкам.

Углубление специализации сельского хозяйства, его концентрация и механизация, создание агропромышленных комплексов достижимы только на базе больших сельских поселений. Вот почему основным направлением совершенствования сложившейся системы расселения сельских жителей во многих районах страны, например в Нечерноземной зоне России, является переход от сети мелких населенных пунктов к поселкам, гораздо большим по размеру и с более высоким уровнем благоустройства.

В географическом краеведении сельские населенные пункты изучаются как составная часть более крупных и сложных объектов. Проводится анализ размещения поселений в пределах данного хозяйства, дается оценка экономико-географического положения центральной усадьбы и выясняется значение каждого населенного пункта. Необходимо собрать сведения о численности жителей, их возрастном составе, занятости определенными видами сельскохозяйственного труда. Такие данные желательно иметь в динамике, т. е. за достаточно продолжительный ряд лет. Анализ завершает характеристика культурно-бытовых условий и перспектив их улучшения на селе.

Подобное изучение сельских населенных пунктов дает возможность проследить социально-экономические сдвиги на селе, помогает выявить наиболее перспективные для дальнейшего роста и развития поселения.

Административно-территориальное, муниципально-территориальное устройство

Лекция №7 от 27.09.2011

А-Т деление относится к исключительной компетенции субъектов, за исключением наименования А-Т единиц, отдельных населенных пунктов, организации ЗАТО. Эти вопросы отнесены к компетенции РФ

А-Т деление - это разделение территории субъектов на А-Т единицы, населенные пункты, для упорядоченного осуществления функций гос.управления, МСУ, общественно политической жизни в интересах жителей данного субъекта

Муниципально-территориальное деление осуществляется с целью упорядоченного осуществления МСУ и предполагает деление территории субъекта на территории МО

Необходимо отличать деление территории и классификацию населенных пунктов от А-Т деления, предусмотренного для нужд градостроительной деятельности

А-Т единица - это внутренняя часть территории субъекта в установленных границах, имеющая свое наименование, постоянный центр, характеризующиеся единством, непрерывностью, включающая один или несколько населенных пунктов, выделяемая с целью комплексного решения гос. и местных задач для обеспечения жизнедеятельности населения.

Виды А-Т единиц:

Сельсоветы.

Это место постоянного проживания людей, приспособленное для жизни, хоз. деятельности, отдыха, сосредоточивающее жилье, административные и хоз. постройки

Виды:

Деревни.

Станицы.

Поселки.

Поселки городского типа.

Районы в городах.

НП могут быть городскими и сельскими.

По закону свердловской области от 7.07.2004 года "Об А-Т устройстве свердловской области" А-Т единицами являются районы, внутригородские районы и сельсоветы (схожесть муниципального района с МО)

Виды НП:

Городской населенный пункт - это населенный пункт, имеющий сложившуюся производственную и соц. инфраструктуру: в виде города (население свыше 12 тыс. человек); поселок городского типа (от 3 до 12 тыс. человек); рабочие поселки (менее 3 тыс. человек).

В городах с численностью населения свыше 100 тыс. человек могут создаваться внутригородские районы и сельсоветы

Сельский населенный пункт - это НП, не относящийся к категории городских.

Субъекты по-разному регламентируют вопросы соотношения А-Т деления и муниципального деления. Существует три возможных ситуации:

1) МСУ осуществляется в пределах А-Т единиц, т.е. МО отождествляются с А-Т единицами.

2) предусматривает обособление А-Т единиц и МО. В данном случае А-Т единицы создаются для решения гос.задач, МО - для решения вопросов местного значения и выделяются данные территории с учетом особенностей НП.


3) разведение А-Т и муниципально-территориальных единиц. Предполагается различная степень универсальности МО и А-Т единиц.

ФЗ 131 не предусматривает никакой связи между А-Т и муниципально-территориальным устройством.

Решение КС от 15.05.2007 - А-Т деление, включающее вопросы образования, преобразования и упразднения А-Т единиц не может вторгаться в интересы территориальной организации МСУ.

Решение КС от 24.01.1997 - А-Т единицы формируются субъектом и в них могут быть созданы ОГВ.

Решение КС от 03.11.1997 - А-Т деление и МСУ не связаны.

Решение КС от 30.11.2000 - любое изменение территориальных основ не ведет к отказу от его осуществления.

Федеральная гос.служба статистики ведет параллель на две системы классификации:

Общероссийский классификатор объектов А-Т деления.

Общероссийский классификатор территории МО.

  • Понятие и состав земель населенных пунктов
  • Понятие населенного пункта по законодательству РФ

1. Понятие и состав земель населенных пунктов

Согласно п. 1 ст. 83 Земельного кодекса РФ земли населенных пунктов - это земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов.
Основным признаком является их местоположение - эти земли от земель иных категорий отделяют границы городских, сельских населенных пунктов. Границы населенных пунктов отображаются на генеральном плане городского округа, поселения, а также схеме территориального планирования муниципального района. Границы городских, сельских населенных пунктов не могут пересекать границы муниципальных образований или выходить за их границы, а также пересекать границы земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам.
Вторым признаком земель данной категории является их целевое назначение - это застройка и развитие городских и сельских населенных пунктов.
Виды территориальных зон перечислены в п. 1 ст. 85 ЗК РФ. К ним относятся:
жилые,
общественно-деловые,
производственные,
инженерных и транспортных инфраструктур,
рекреационные,
сельскохозяйственного использования,
специального назначения и т. д.
Органами местного самоуправления могут устанавливаться иные виды территориальных зон, выделяемые с учетом функциональных зон и особенностей использования земельных участков и объектов капитального строительства.
В жилых зонах населенных пунктов допускается размещение отдельно стоящих, встроенных или пристроенных объектов социального и коммунально-бытового назначения, объектов здравоохранения, общего образования, культовых зданий, стоянок автомобильного транспорта, гаражей и иных объектов, связанных с проживанием граждан и не оказываю-щих негативного воздействия на окружающую среду.
Общественно-деловые зоны населенных пунктов пред-назначены для размещения объектов здравоохранения, культуры, торговли, общественного питания, социального и коммунально-бытового назначения, предпринимательской деятельности, объектов среднего профессионального и высшего профессионального образования, административных, научно-исследовательских учреждений, культовых зданий, стоянок автомобильного транспорта, объектов делового, финансового назначения и иных, связанных с обеспечением жизнедеятельности граждан. В перечень объектов капитального строительства, разрешенных для размещения в общественно-деловых зонах, могут включаться жилые дома, гостиницы, подземные или многоэтажные гаражи. В производственных зонах, зонах инженерной и транспортной инфраструктур могут размещаться коммунальные и складские объекты, объекты жилищно-коммунального хозяйства, транспорта, оптовой торговли. В состав зон сельскохозяйственного использования могут включаться земельные участки, занятые сельскохозяйственными угодьями, объектами сельскохозяйственного назначения и предназначенные для ведения сельского и дачного хозяйства, садоводства, личного подсобного хозяйства, развития объектов сельскохозяйственного назначения.
В состав зон рекреационного назначения могут включаться территории, занятые городскими лесами, скверами, парками, городскими садами, прудами, озерами, водохранилищами, пляжами, используемые и предназначенные для отдыха, туризма, занятий физической культурой и спортом. В населенных пунктах могут выделяться зоны особо охраняемых территорий, в которые включаются земельные участки, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное особо ценное значение.
В состав зон специального назначения могут включаться территории, занятые кладбищами, крематориями, скотомогильниками, объектами размещения отходов потребления и иными объектами, размещение которых может быть обеспечено только путем выделения указанных зон и недопустимо в других территориальных зонах. В состав различных территориальных зон могут включаться земельные участки (территории) общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц. Единую социальную, природную и хозяйственную территорию с землями населенных пунктов составляют пригородные зоны, находящиеся за границами населенных пунктов. В пригородных зонах выделяются территории сельскохозяйственного производства, зоны отдыха населения, резервные земли для развития города. Границы и правовой режим пригородных зон, за исключением пригородных зон городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, утверждаются и изменяются законами субъектов РФ.

2. Понятие населенного пункта по законодательству РФ

Действующее законодательство не содержит понятия «населенный пункт». ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 06.10.2003 N 131-ФЗ дает понятия городского и сельского поселений:
Городское поселение - это город или поселок, в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления;
Сельское поселение - один или несколько объединенных общей территорией сельских населенных пунктов, в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления.
Таким образом, из текста закона следует, что населенные пункты - это
- города
- городские округа
- городские округа с внутригородским делением
- поселки
- села, станицы, деревни, хутора, кишлаки, аулы и другие сельские населенные пункты.

По типу поселения населенные пункты подразделяют следующим образом: (на картах
их названия выделяют разными шрифтами):

Поселки городского типа (рабочие, курортные и прочие поселки);


и т. п., не отнесенные официально к категории поселков городского типа;

Поселки сельского и дачного типа (станицы, села, деревни, кишлаки, аулы), а также
отдельные дворы.

На картах их названия выделяют разными рисунками шрифтов (рис. 7.5).

Рис. 7.5. Отображение типа поселения на топографических картах:

Снов - город; Новый - поселок городского типа; Локоть - поселок
сельского типа

По численности жителей населенные пункты подразделяют на следующие градации:

Города с числом жителей:

1 000 000 и более

от 500 000 до 1 000 000
от 100 000 до 500 000
от 50 000 до 100 000
от 10000 до 50 000
от 2 000 до 10 000
менее 2 000

Поселки городского типа с числом жителей:

2 000 и более
менее 2000

Поселки при промышленных предприятиях, железнодорожных станциях, пристанях
и т. п., не отнесенные официально к категории поселков городского типа, с числом жителей:

1 000 и более
от 100 до 1 000
менее 100

Поселки сельского и дачного типа с числом жителей:

1 000 и более
от 500 до 1 000

от 100 до 500
менее 100
отдельные дворы

Число жителей в населенных пунктах устанавливается по основным картографическим
материалам с использованием новейших административно-территориальных справочников
и списков. Обязательно привлекаются данные переписи населенных пунктов.

Число жителей отображается на картах высотой шрифта. На старых картах под назва
нием населенных пунктов сельского типа указывается количество дворов, а на новых - число
жителей в тысячах с округлением (рис. 7.6):

при количестве жителей менее 1 000 - до 0,01 тыс.
от 1 000 до 100 000 - до 0,1
более 100 000 - до целых тысяч.

Например, при числе жителей 1 212 345, 17 145, 40 соответственно даются подписи
1212; 17,1; 0,04.

Рис. 7.6. Указание числа жителей в населенных пунктах сельского типа:
а - на новых топографических картах в тысячных долях;
б - на старых картах с указанием числа дворов

Политико-административное значение населенных пунктов отображается на картах
выделением столиц государств, административных центров и населенных пунктов, в кото
рых расположены местные органы власти.

Кроме того, на этих картах подчерком названия населенного пункта выделяют одно
именные названия с названиями железнодорожных станций, пристаней (рис. 7.7).

Рис. 7.7. Населенный пункт Карелино, являющийся одноименным
с названием железнодорожной станции

Характер планировки. При изображении населенных пунктов на топографических
картах обязательно отображается их планировка. Города могут иметь регулярную, нерегуляр
ную и смешанную планировки.
Типичной для современных городов является регулярная пла
нировка: прямоугольная, радиальная и комбинированная. Разновидности этих планировок по
казаны на рис. 7.8.

Ре 2 улярная планировка - кварталы имеют форму правильных геометрических фигур
и относительно прямолинейные улицы.

Нере 2 улярная планировка - кварталы могут иметь произвольную форму и размеры, на
личие узких и кривых улиц.

Смешанная планировка - часть города имеет регулярную планировку, а другая часть -
нерегулярную.

Прямоу 2 ольная планировка - все улицы в городе взаимно-перпендикулярны.

Радиальная планировка - все улицы направлены к центру города.

Комбинированная планировка - часть города имеет радиальную структуру, а другая
часть - прямоугольную.


Рис. 7.8. Разновидности планировок городов:

а - регулярная (прямоугольная); б - радиальная; в - комбинирован
ная; 2 - нерегулярная; д - смешанная

Структура населенных пунктов сельского типа бывает:

Квартальная - представляет собой правильные кварталы, разделенные взаимно
перпендикулярными улицами. Застроенная часть кварталов проходит вдоль улиц.

Рядовая - представляет собой вытянувшиеся в один ряд постройки с прилегающими
с одной стороны приусадебными землями.

Участковая - представляет собой группы дворов, размещенные в беспорядке по всей
площади, занимаемой населенным пунктом.

Характер размещения населенных пунктов сельского типа на местности зависит от гео
графического ландшафта. Они могут размещаться по долинам рек, вдоль оврагов, по берегам
озер и морей, у перекрестков дорог и т. д. (рис. 7.9).


а -- квартальная; б - рядовая; в - участковое размещение;
2 - поселение в горной долине и около озера

Рис. 7.9. Типы застройки населенных пунктов сельского типа:
д - поселение по оврагу и водоразделу

Бессистемная застройка поселков сельского типа показывается условными знаками
отдельных строений. При большом количестве строений производится их отбор, при этом
в первую очередь показываются промышленные предприятия, общественные здания (шко
лы, больницы) и наиболее крупные строения. Делая генерализацию такого населенного
пункта, необходимо сохранить все крайние строения независимо от их размеров, чтобы вы
делить площадь, занимаемую этим населенным пунктом (рис. 7.10).

Рис. 7.10. Пример изображения поселка сельского типа с бессистемной застройкой:
а б
в

Рассредоточенная застройка поселков сельского типа показывается условными зна
ками отдельных дворов. Отбор дворов производится аналогично бессистемной застройке.
Крайние дворы также сохраняются, чтобы выделить общую площадь, занимаемую данным
населенным пунктом (рис. 7.11).


а - на карте масштаба 1:25 000; б - на карте масштаба 1:50 000

Рис. 7.11. Пример изображения поселка сельского типа с рассредоточенной застройкой:
в - на карте масштаба 1:100 000

Рассредоточенный тип поселения характеризуется тем, что отдельные жилые построй
ки находятся на значительном расстоянии друг от друга (более 50 м). Такой тип свойственен
для Абхазии, Средней Азии.

На топографических картах должны быть показаны, как правило, все населенные пунк
ты. При создании карт масштабов 1:50 000 и 1:100 000 на густонаселенные районы с боль
шим количеством отдельных дворов часть дворов может не показываться. На картах, созда
ваемых на необжитые и малообжитые районы, показываются все строения, в том числе и не
жилые.

На картах масштабов 1:25 000 и 1:50 000 показываются огнестойкие строения (камен
ные, кирпичные, железобетонные) заливкой оранжевого цвета, неогнестойкие (деревянные,
глинобитные и т. п.) - заливкой желтого цвета. На картах масштаба 1:100 000 характер огне
стойкости строений не показывается (рис. 7.12).

Рис. 7.12. Пример изображения поселка сельского типа:

а - на карте масштаба 1:25 000; б - на карте масштаба 1:50 000;
в - на карте масштаба 1:100 000

У крупных городов с числом жителей более 50 000 выделяют фоновой окраской оран
жевого цвета кварталы с плотной застройкой. К плотно застроенным кварталам относятся
кварталы или их части, в которых расстояния между строениями, как правило, не более 50 м.
В остальных городах, с числом жителей менее 50 000, кварталы даются заливкой черного
цвета (рис. 7.13).

Рис. 7.13. Пример изображения городов на картах масштаба 1:100 000:

а - крупный город с числом жителей более 50 000 человек; б - малый город
с числом жителей менее 50 000 человек

Составление населенных пунктов производится в определенной последовательности
(рис. 7.14):

1. Вначале наносят объекты, важные в экономическом отношении или имеющие значе
ние ориентиров (промышленные предприятия, сооружения башенного типа, церкви, памят
ники).

2. Дается изображение внешнего контура, магистральных и главных улиц.

3. Изображение второстепенных улиц и проездов.

4. Внутриквартальная застройка - показываются строения и сооружения в кварталах.

5. Заполнение контуров угодий условными знаками.

Рис. 7.14. Порядок составления населенного пункта

При составлении населенных пунктов всех трех масштабов необходимо точное сохра
нение очертаний и положения улиц, переулков, проездов, площадей и кварталов.

В понятие «улица» включаются проезжая часть и тротуары, зеленые насаждения между
ними и элементы благоустройства (фонари, указатели переходов, ограждения и др.).

На карте масштаба 1:25 000 показываются все улицы, проезды и тупики. На карте мас
штаба 1:50 000 не показываются некоторые второстепенные улицы, если их показ мешает
правильному отображению застройки. На карте масштаба 1:100 000 отбор улиц и тупиков
производится в зависимости от величины кварталов населенных пунктов.

Второстепенные улицы и тупики исключаются за счет объединения мелких кварталов
в более крупные. При этом необходимо сохранить планировку, форму и величину кварталов.

На карте масштаба 1:25 000 при изображении кварталов городов и поселков городского
типа показываются все строения и сооружения в них, если расстояния между ними будут не
менее 0,3 мм. Если расстояние будет меньше указанной величины, то строения следует пока
зывать с отбором. В первую очередь наносятся выдающиеся строения, затем строения,
имеющие большие размеры, а также расположенные у перекрестков улиц и на окраинах на
селенных пунктов. Примеры генерализации изображения застройки кварталов в городах
и поселках дачного и сельского типа показаны на рис. 7.15, 7.16.

Рис. 7.15. Генерализация изображения застройки в малых городах и поселках городского
типа в масштабах:

а - 1:10 000; б - 1:25 000; в - 1:50 000; г - 1:100 000

Рис. 7.16. Генерализация изображения застройки в поселках дачного и сельского типа
в масштабах:

а - 1:10 000; б - 1:25 000; в - 1:50 000; г - 1:100 000

На этих картах также выделяют парки, скверы, фруктовые, ягодные и цитрусовые сады,
виноградники, спортивные площадки, а также пустыри в кварталах населенных пунктов.

Подписи названий населенных пунктов. У всех нанесенных населенных пунктов должно
указываться их официальное название. На карте масштаба 1:100 000 можно оставлять без
подписей названий населенные пункты с числом жителей менее 50 человек, если их подписи
на данном участке нельзя разместить из-за большой перегрузки карты.

1. Какие требования предъявляются к изображению населенных пунктов на крупно
масштабных топографических картах?

2. Как классифицируются населенные пункты при их изображении на крупномас
штабных топографических картах?

3. Каким образом передается тип поселения на крупномасштабных топографических
картах?

4. Как подразделяются города, поселки городского типа и поселки сельского типа по
числу жителей?

5. Как передается число жителей на картах масштаба 1:25 000, 1:50 000, 1:100 000?

6. Чем отличается показ числа жителей в поселках сельского типа на старых картах
и новых?

7. Какие названия населенных пунктов выделяются подчерком названия?

8. Какие планировки могут иметь города?

9. Чем отличается регулярная планировка города от нерегулярной планировки?

10. Чем отличаются смешанная и комбинированная планировки города?

11. Какие существуют виды застроек поселков сельского типа?

12. Дать характеристику бессистемной застройки населенного пункта сельского типа.

13. Дать характеристику рассредоточенной застройки населенного пункта сельского

14. Как производится отбор населенных пунктов на картах этих масштабов?

15. В какой последовательности составляется населенный пункт на картах этих мас
штабов?

16. Как производится отбор улиц, проездов и тупиков?

17. Как показываются выдающиеся строения?

18. До какого масштаба включительно показывается огнестойкость кварталов? Как она
передается на картах?

19. Что обозначает оранжевый цвет кварталов на топографических картах масштаба

20. Как делается отбор строений внутри кварталов населенных пунктов?

21. Как показываются плотно застроенные части кварталов?

22. Как делается отбор строений при бессистемной застройке?

23. Как делается отбор отдельно стоящих дворов при изображении населенных пунк
тов с рассредоточенной застройкой?

24. Какие населенные пункты на картах масштаба 1:100 000 можно оставлять без под
писи?

7.4. Изображение путей сообщения и их генерализация

На топографических картах дороги подразделяются по способу передвижения, мате
риалу покрытия, условиям проходимости и пропускной способности.

На топографических картах показываются:

Железные дороги;

Монорельсовые и подвесные дороги, фуникулеры и бремсберги, трамвайные линии
и наземные участки линий метрополитена;

Автомагистрали, автодороги с усовершенствованным покрытием и автодороги с по
крытием;

Автодороги без покрытия или улучшенные грунтовые дороги, грунтовые, полевые
и лесные дороги;

Караванные пути, вьючные и пешеходные тропы, зимние дороги;

Железнодорожные сооружения (станции и станции метрополитена, разъезды, плат
формы, остановочные пункты, железнодорожные вокзалы, депо, блокпосты, семафоры и све
тофоры и др.);

Мосты, туннели, эстакады, виадуки, насыпи и выемки;

Трубы, пешеходные мосты, съезды с дорог с покрытием, фашинные участки дорог,
гати, гребли;

Горные перевалы, ограды и обсадки вдоль дорог.

К картам всех трех масштабов предъявляются следующие требования:

1. Правильно передать густоту дорожной сети.

2. Точно передать местоположение дорог.

3. Правильно показать класс каждой дороги и ее состояние.

4. Четко показать пересечения дорог, участков дорог у мостов, переправ и в местах, где
затруднен объезд.

5. Подробно отобразить дорожные сооружения, характеризующие оснащенность дорог,
служащих ориентирами.

6. Ось условного знака дороги должна точно соответствовать оси ее изображения на
картографическом материале.

7. Изображение дорог должно быть согласовано с изображением других элементов со
держания карты .

Сухопутные пути сообщения по способу передвижения подразделяют на рельсовые
и безрельсовые . К рельсовым дорогам относят железные дороги, подвесные дороги, фунику
леры и бремсберги, трамвайные линии и наземные участки линий метрополитена.

Железные дороги показываются на картах с подразделением по ширине колеи (широ
коколейные с шириной колеи 1435 мм и более, в РФ - 1524 мм) и узкоколейные с шириной
колеи менее 1435 мм); по числу путей на одно-, двух- и многопутные; по виду тяги - элек
трифицированные и прочие и по состоянию полотна - действующие, строящиеся, разобран
ные (рис 7.17).

Рис. 7.17. Изображение железных дорог и сооружений на крупномасштабных топографических
картах:

а - однопутные, двухпутные, трехпутные; б - электрифицированные: однопутные, двухпут
ные, трехпутные; в - узкоколейные железные дороги и трамвайные линии; г - подвесные до
роги и фуникулеры; д - железнодорожные станции

Кроме этого показываются также монорельсовые железные дороги, трамвайные линии
(общим условным знаком с узкоколейными железными дорогами), подвесные дороги, фуни
кулеры (железные дороги на крутых подъемах, в горах с канатной тягой) и бремсберги, на
земные участки линий метрополитена.

Если линия железной дороги проходит через населенный пункт, то ее показывают без
разрыва, а при необходимости можно уменьшить толщину знака.

На картах показываются все железнодорожные станции, разъезды, платформы и оста
новочные пункты. Если станции расположены вне населенных пунктов, то обязательно дает
ся их название. На карте масштаба 1:25 000 показываются семафоры и светофоры.

Автодороги при изображении на картах подразделяются на автомагистрали, автодоро
ги с усовершенствованным покрытием и автодороги с покрытием, на улучшенные грунтовые
дороги, грунтовые (проселочные) дороги, полевые и лесные дороги, караванные пути
и вьючные тропы, пешеходные тропы (см. подразд. 5.3). Особыми условными знаками выде
ляются дороги с деревянным покрытием и зимние дороги (рис. 7.18).

Рис. 7.18. Пример классификации дорог на крупномасштабных топографических картах:

а - автомагистрали; б - автодороги с усовершенствованным покрытием; в - автодороги с
покрытием; г - улучшенные грунтовые дороги; д - автодороги с деревянным покрытием;
е - грунтовые дороги и труднопроезжие участки дорог; ж - полевые и лесные дороги;
з - зимние дороги

Автомагистрали, автодороги с усовершенствованным покрытием и автодороги с по
крытием показываются на картах данных масштабов все, независимо от густоты дорожной
сети. Улучшенные грунтовые дороги показываются также, как правило, все, только при со
ставлении карт масштаба 1:100 000 могут исключаться небольшие по протяженности дороги.

Грунтовые (проселочные) дороги на карты масштаба 1:25 000 наносятся, как правило,
все. На картах масштабов 1:50 000 и 1:100 000 дороги наносятся с отбором, если в данном
районе густая сеть дорог. При нанесении дорог низших классов предпочтение отдается:

1. Дорогам, обеспечивающим связь населенных пунктов с железнодорожными стан
циями, пристанями, аэродромами и дорогами высших классов.

2. Дорогам, являющимся продолжением главных проездов в населенных пунктах.

3. Всем дорогам, которые ведут к источникам воды, через перевалы к государственным
границам или вдоль границ.

4. Соединяющим населенные пункты по кратчайшему расстоянию.

5. Дорогам, обладающим наилучшими условиями проезда и имеющим более ровный
профиль.

При составлении дорог обязательно учитываются особенности картографируемой тер
ритории. Например, зимние дороги показываются только на картах, создаваемых на малооб
житые и труднодоступные районы, где отсутствуют дороги более высокого класса и проезд
возможен только в зимнее время.

На картах, создаваемых на малообжитые, горные и пустынные районы с редкой сетью
дорог, показываются все караванные пути и вьючные тропы.

Пешеходные тропы показываются при изображении труднодоступных районов (гор, та
ежных лесов, зарослей кустарников, болот), где нет других путей сообщения.

Обобщение контура дорог практически не делается. Обобщение допускается при изо
бражении извилистых дорог в горах, когда все извилины передать нельзя, при этом необхо
димо сохранить все основные повороты дорог.

Кроме основных дорог на картах выделяются фашинные участки дорог, гати и гребли
при длине их не менее 2 мм.

Фашины - представляют собой связки хвороста, уложенные на продольные лежни
и прижатые жердями; сверху фашины засыпают землей или песком.

Гати - сплошные настилы из бревен, размещенные по хворосту или жердям.

Гребли - невысокие насыпи из грунта, камней, и песка.

Иногда все эти примитивные сооружения по дорогам имеют местные названия, напри
мер, выстилки.

Если дороги пересекают горные хребты, то необходимо показывать перевалы с подпи
сями их отметок высот и периода доступности, например: (ГУ-Х), т. е. перевал доступен
с апреля по октябрь. Главные перевалы должны выделяться более крупным размером знака
и подписи.

При изображении автомагистралей и автодорог подписывается их техническая характе
ристика: ширина покрытия (для автомагистралей - ширина одной полосы и количество по
лос), ширина дороги с обочинами (для автодорог) и материал покрытия, а также обозначает
ся граница смены материала покрытия. Материал покрытия обозначается условными сокра
щенными подписями:

А - асфальтобетон, асфальт
Б - булыжник

Б м - битумоминеральная смесь

Б р - брусчатка

Г - гравий

К - камень колотый

Ц - цементобетон

Щ - щебень

Ш л - шлак

При изображении улучшенных грунтовых дорог подписывается только ширина проез
жей части дороги.

У изображений автомагистралей и автодорог даются подписи номеров дорог, а также
выделяют номера трансмагистральных маршрутов (европейских, азиатских и др.). Номера
определяются по новейшим дорожным картам и атласам автомобильных дорог (рис. 7.19).

У выходов за рамку листа карты условных знаков дорог подписывается их направле
ние: дается подпись собственного названия ближайшего населенного пункта и указывается
расстояние в километрах (рис. 7.19)

Порядок и правила составления дорог. Дороги на картах данных масштабов всегда
составляются в последовательности от высшего класса к низшему. Железные и автодороги
отрабатываются сразу на всем листе, а остальные - составляют по отдельным участкам.

Вначале составляются дорожные сооружения, условные знаки которых прерывают
изображение дороги (например, железнодорожные станции, туннели, мосты). Потом состав
ляется сама дорога, а только после этого наносятся все остальные дорожные сооружения.

При изображении дорог необходимо следить за тем, чтобы ось условного знака дороги
точно соответствовала оси ее изображения на картографическом материале. Векторизация
дорог делается строго по оси условного знака дороги.

Нарушение этого правила допускается только в том случае, когда произошло слияние
дороги с другими объектами. Если при составлении дорог в более мелком масштабе про
изошло слияние дороги с берегом реки, озера или моря, то смещается условный знак дороги.
Если произошло слияние двух дорог, то смещается условный знак дороги низшего класса.

Рис. 7.19. Указание номеров дорог и их направлений на топографических картах

С особой тщательностью отрабатываются на карте повороты и пересечения дорог. Изо
бражение дорог должно быть согласовано с изображением других элементов содержания
карты (гидрографии, населенных пунктов и др.).

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Какие виды дорог показываются на крупномасштабных топографических картах?

2. Как классифицируются железные дороги?

3. Какие требования предъявляются к изображению дорог?

4. Как показывается линия железной дороги, проходящей через населенный пункт?

5. Как показываются железнодорожные станции? Какие станции подписываются?

6. Как классифицируются автомобильные и грунтовые дороги?

7. Как делается отбор грунтовых и полевых дорог на картах масштаба 1:100 000?

8. С учетом чего передается конфигурация автодорог?

9. Какая характеристика дается автомагистралям и автодорогам?

10. Как даются подписи номеров и характеристик дорог?

11. Какие дорожные сооружения даются на картах этих масштабов?

12. Каким дорогам низшего класса отдается предпочтение при их генерализации?

13. В каком случае показываются зимние дороги?

14. Что такое фашины, гати, гребли?

15. Какая характеристика дается дорогам, пересекающим горные хребты?

16. Что подписывается у выходов за рамку листа карты основных дорог?

17. В какой последовательности составляются дороги?

18. В каком случае ось дороги может быть отодвинута относительно ее положения на
исходном картографическом материале?

7.5. Изображение рельефа и его генерализация
на крупномасштабных топографических картах

Рельеф на картах всех трех масштабов изображается горизонталями, условными знака
ми
обрывов, скал, оврагов, промоин, осыпей, и т. п. и отметками высот. Изображение рель
ефа дополняется подписями абсолютных и относительных высот характерных точек местно
сти, подписями горизонталей и указателями направления скатов (бергштрихами)
(см. подразд. 5.4, 5.4.1).

В результате того, что крупномасштабные топографические карты используются для
детального изучения и оценки местности и проведения различных расчетов и измерений по
ним, то к изображению рельефа предъявляются наиболее строгие требования:

1. Необходимо наглядно передать характер рельефа и степень его расчлененности.

2. Точно отобразить расположение, размеры и формы неровностей местности, характе
ризующие ее проходимость, маскировочные и защитные свойства, а также возможность ори
ентирования на местности.

3. Наглядно и правильно передать морфологические особенности различных типов
рельефа (равнинно-эрозионного, холмисто-моренного, горного, карстового, вулканического,
рельефа песков и др.).

4. Точно и четко передать основные орографические линии и точки (водоразделов,
тальвегов, уступов, вершин, седловин и т. д.).

5. Правильно и четко отобразить направление склонов, их крутизны, а также резких
нарушений поверхности (обрывов, оврагов и промоин, выходов коренных пород и др.).

6. Расставить отметки высот таким образом, чтобы была возможность быстрого опре
деления абсолютных высот точек местности и превышений одних точек над другими .

При изображении рельефа горизонталями очень важно правильно подобрать высоту
сечения рельефа. Основная высота сечения устанавливается в зависимости от характера
рельефа картографируемой территории. В пределах одного листа карты основная высота се
чения не меняется. На топографических картах, согласно , применяются следующие вы
соты сечения (табл. 7.4).