На свободную тему

О силе духа и характера. Что такое сила духа – какая бывает и как развить ее в себе? Как сделать сильным свой дух

Если у человека нет силы воли, то он не может сделать ничего… Человек духовно летит при помощи двух крыльев: воли Божией и воли собственной. Одно крыло - Свою волю - Бог навсегда приклеил к одному из наших плеч. Но для того, чтобы лететь духовно, нам тоже нужно приклеить к другому плечу свое собственное крыло - волю человеческую. Если человек имеет сильную волю, то у него есть человеческое крыло, равнодействующее с крылом божественным, и он летит.

Старец Паисий Святогорец

- Отец Алексий, что такое малодушие?

Со значением понятия «малодушие» очень важно разобраться в самом начале нашего разговора, так как оно не имеет столь ясного и однозначного выражения, как, к примеру, уныние, сребролюбие, ложь, тщеславие.

«Толковый словарь русского языка» под редакцией С.И. Ожегова определяет малодушие как «отсутствие твердости духа, решительности, мужества». Такого рода малодушие сводится к нерешительности, трусости и затрагивает, главным образом, душевные чувства и способности человека.

В.И. Даль в своем толковом словаре пытается отразить более глубокую духовную природу малодушия, определяя его как «отчаяние, упадок духа». В этом случае малодушие оказывается следствием действия в человеке таких страстей, как печаль и уныние, и находится с ними в синонимической связи.

Если мы попробуем заглянуть в другие словари, то найдем новые оттенки смысла данного слова, и все они будут иметь право на существование.

Вот почему мне кажется оправданным дать в пределах нашей беседы понятию «малодушие» следующую расширенную трактовку.

Малодушие - это немощь души человека, которому свойственно отсутствие твердости, решимости и последовательности в действиях, вплоть до трусости и предательства. Различные проявления малодушия чаще всего замечаются нами в сфере земной деятельности человека, однако они всегда являются следствием тех духовных слабостей и недостатков, которые сокрыты в глубине человеческого сердца. Развитие малодушия неизбежно приводит к упадку духа и отчаянию.

В аспекте духовной жизни под малодушием мы понимаем отсутствие решимости, должного настроя христианина следовать заповедям Божиим.

Чем сила духа отличается от силы воли? Кого, с православной точки зрения, можно назвать человеком с сильным духом?

Тот конкретный смысл, который вкладывается в слова «сила духа» и «сила воли» разными людьми, может оказаться весьма неоднозначным. Давайте определимся с данными понятиями следующим образом.

Сила духа - сила высшей сферы человеческой души, которая в православной аскетике и именуется духом. Дух по своей природе всегда обращен к Богу, и он не может считаться сильным, если человеческое сердце не исполнено светом Божественной благодати, если в глубине его еще не изжиты грубые страстные влечения. Действие духа всегда руководится Промыслом Божиим и направлено только на добрые деяния, угодные Богу. Чем ближе человек к познанию истинного Бога, чем более его сердце освящено действием Божественной благодати, чем более свободно оно от страстей - тем сильнее дух человека. Согласно православному пониманию, быть сильным духом вне истинной веры и Церкви невозможно.

Сила воли - одна из врожденных, естественных сил человеческой души. Она не связана напрямую с духовно-нравственным совершенством человека и может быть направлена как на добро, так и на зло. Человек с сильной волей может быть и вне Церкви, вне благодатной жизни. В период социализма в СССР миллионы людей проявляли сильную волю ради служения коммунистическим идеалам. Однако вне действия Божественной благодати человек далеко не всегда способен употребить свою сильную волю на служение добру и во благо окружающим. Отсутствие духовной рассудительности может постепенно довести человека с сильной волей до таких извращенных форм, как тирания и жестокость. Нечто похожее на силу воли демонстрируют даже злоумышленники, когда оказываются готовыми пожертвовать своей жизнью в момент совершения преступления. Кроме того, если сильная воля не укрепляется действием Божественной благодати, она может быть легко утрачена человеком. Мне известно очень много примеров людей, которые в юности обладали сильной волей, были пламенными приверженцами высоких ценностей и идеалов, но уже в зрелом возрасте оказались слабовольными и разочаровавшимися в жизни.

Таким образом, человек, сильный духом, будет обладать и силой воли, так как дух, подкрепляемый Божественной благодатью, подчиняет себе все силы души, направляя их на служение Богу и ближним. Человек же, сильный волей, далеко не всегда обладает силой духа и не всегда оказывается способным проявлять сильную волю как положительное качество своей души.

Святитель Николай Сербский говорил: «Преступление - всегда слабость. Преступник - это трус, а не герой. Потому всегда считай, что творящий тебе зло слабее тебя… Ибо он злодей не по причине силы, а по причине слабости». Как правильно понимать эти слова? О какой слабости в них говорится?

Мы отметили выше, что вся воля человека как естественная сила души может быть направлена как на совершение добра, так и на совершение зла. Крайним проявлением злой воли является преступление.

В наше время, во многом благодаря кинематографу, преступники нередко воспринимаются в качестве примера для подражания - мужественными, последовательными, волевыми. Однако если внимательно приглядеться к обстоятельствам совершаемых ими преступлений, то на деле все окажется совершенно иным. Если посмотреть на насильника, который избирает жертвой слабую женщину, посмотреть на грабителя, который внезапно нападает с оружием на беззащитного человека, посмотреть на вора, который ночью пробирается в квартиру, пока никто его не видит и хозяев нет дома, посмотреть на убийцу (киллера), который из укрытия производит свой зловещий выстрел, - мы увидим, что здесь нет никакого мужества. Для кого-то кажется героем прелюбодей, готовый идти на все ради «любви» к порочной женщине. Но если вспомнить о том, сколько страдания и боли этот человек причинил своей законной жене и детям ради низкой страсти, мы поймем, что этот человек не герой любовных похождений, а просто предатель.

Поэтому в преступниках и грешниках только подобие мужества и силы воли. Более им свойственны трусость и слабость. Та слабость, жертвою которой они неоднократно становились в своей жизни: и тогда, когда позволили порочным мыслям пленить свою душу, и тогда, когда позорно поддавшись этому пленению, встали на преступный путь, и тогда, когда избирали способы совершения своих преступлений, свойственные только трусам и предателям.

На эту слабость преступников и указывает святитель Николай Сербский в приведенном вами высказывании - для того, чтобы люди не обольщались их ложным мужеством и героизмом.

Известный ответ Господа апостолу Павлу гласит: «Сила Моя совершается в немощи» (2 Кор. 12: 9). О какой немощи здесь идет речь? Не о наших же лени, унынии, малодушии.

В православной аскетике слово «немощь» может пониматься двояко. Следует различать, во-первых, внутреннюю немощь человека, которая проявляется в пленении его души различными страстями, в том числе и унынием, и леностью, и малодушием. А во-вторых, немощь внешнюю, которая проявляется в болезнях тела, скорбях и искушениях, приходящих извне, независимо от воли и желания самого человека.

Однако эти внешние немощи, с одной стороны, для простых грешных людей, а с другой - для праведников, отмеченных Богом благодатными дарами, имеют принципиально различный характер. Для обычного человека телесные недуги, внешние напасти и скорби являются следствием поражения его души греховными недугами, действие которых разрушительно сказывается как на его физическом здоровье, так и на всех обстоятельствах жизни. Избавиться от этих немощей можно через исцеление души от заразы греха.

Для праведников же, отмеченных благодатными дарами, такие немощи посылаются Богом с той целью, чтобы Его угодники не возгордились, но всегда помнили, Чьею силою совершаются ими чудные дела; чтобы они всегда осознавали естественную немощь человеческой природы, которая может легко подвергнуться падению и утратить великие дары, лишившись Божественной благодати. Опыт духовной жизни показывает, что праведник, которому многое дано от Бога, не может сохранить ни свой дар, ни высоту жизни, если все в его судьбе будет складываться легко и безоблачно и если различные внешние немощи по Промыслу Господа не будут закалять его сердце. В этих-то немощах праведников и совершается сила Божия.

- Взаимосвязано ли малодушие с лжесмирением? Если да, то каким образом?

О лжесмирении мы говорим в том случае, если внешне человек ведет себя смиренно, но внутреннее его состояние не соответствует внешнему, а зачастую оказывается прямо противоположным. Например, когда человек внешне показывает уважение к другому, а внутренне испытывает к нему ненависть и презрение; проявляет покорность и солидарность, а сам строит коварные планы; в глаза говорит комплименты, а за спиной источает ругательства.

Лжесмирение имеет различные проявления, и все они так или иначе связаны с малодушием.

Лжесмирение может выражаться в лицемерии по отношению к вышестоящим. В этом случае человек может легко поступиться своим мнением, пренебречь правдой и справедливостью; он готов терпеть любые унижения, пойти на любые компромиссы с совестью, чтобы не испортить отношения с более сильными и влиятельными людьми, не остаться без их покровительства. Однако по отношению к слабым и беззащитным такой человек нередко ведет себя тиранично и жестоко. Например, не редкость, когда муж после унижений и неприятностей на работе, придя домой, вымещает свои негативные эмоции на жене и детях. Святые отцы совершенно справедливо настаивали на том, что истинное смирение человека проявляется по отношению к тем, кто слабее его, а истинное мужество - по отношению к более сильным. Так, по отношению к начальнику на работе было бы мужественно высказать свое мнение, чтобы отстоять правду, а по отношению к жене и детям - смириться и потерпеть их недостатки.

Лжесмирение может проявляться в лицемерии по отношению к равным себе, когда человек хочет казаться в глазах окружающих добрым и учтивым. Если он и делает зло другим людям, то тайно и исподтишка. В настоящее время многие считают, что выгодно казаться забитым, слабым и серым - так можно лучше устроиться в жизни, а также избежать многих неприятностей и конфликтов. Однако люди, рассуждающие таким образом, забывают, что для подобной комфортной жизни придется поступиться своею честью и принципами, придется трусливо молчать в тех обстоятельствах, когда попирается правда и справедливость. Такое состояние разрушительно сказывается на духовно-нравственной жизни человека, окончательно лишая его и силы воли, и силы духа.

Лжесмирение может проявляться и по отношению к нижестоящим, когда, например, начальник потакает грехам своих подчиненных, не спешит наказывать их за различные недостатки и промахи с той целью, чтобы снискать почет и похвалы вверенных его попечению людей, заручиться их благожелательностью и поддержкой, а также избежать заговоров и злоумышлений тех, кто может быть недоволен его требовательностью и твердостью.

Как видим, малодушие, связанное со лжесмирением, может выражаться различно - от явной трусости до более тонких проявлений, связанных со страстью тщеславия.

Преподобный Серафим Саровский говорил: «Если б решимость имели, то и жили бы так, как отцы, в древности просиявшие». Иначе говоря, между человеком погибающим и человеком спасающимся одна только разница - решимость. На чем должна быть основана эта решимость?

Вокруг нас очень много искушений и соблазнов, которые являются помехой в нашем духовно-нравственном развитии, постоянно отбрасывают нас назад на пути ко спасению и жизни вечной. Мы часто склонны считать эти искушения и соблазны неопасными и невинными, а потому не проявляем должной решимости избегать их ради непорочного служения Богу. Нередко и силы духа для этого не хватает. Древние же отцы, в отличие от нас, имели такую решимость, а потому и достигли высот духовной жизни. Думаю, так можно кратко выразить смысл приведенного изречения преподобного Серафима.

Отец Геннадий Нефедов сказал: «Первый вопрос, который священник должен задать прихожанину на исповеди: “Чадо, како веруешь?” А второй: “Что тебе мешает правильно верить и жить по вере?” Тогда исповедь не превратится в перечисление неблаговидных дел и поступков, о которых сообщает на исповеди священнику верующий, причем не всегда при этом глубоко раскаиваясь в них». Как вы считаете, если бы батюшки всегда так проводили исповедь, у нас было бы больше крепких в вере мирян?

Подобную форму исповеди могут взять на заметку многие священники, но ее ни в коем случае нельзя считать универсальной.

Необходимо учитывать то обстоятельство, что у священнослужителей, совершающих таинство исповеди, существенно различен и опыт духовной жизни, и уровень познаний в вопросах веры, и склад личного характера. Весьма различны и исповедники, приносящие свое покаяние. Поэтому у каждого опытного священника в арсенале свои формы проведения исповеди, свои подходы - в зависимости от состояния кающегося и обстоятельств, при которых совершается таинство.

Главное - чтобы исповедь не сводилась к формальному перечислению грехов, а побуждала кающегося к непрестанной работе над собой, к реальному исправлению своих пороков и недостатков, к возрастанию в добре.

Святитель Иоанн Златоуст учил: «Если на поле будут вырваны все сорняки, но не будут посеяны семена, что пользы в труде? Точно так же нет пользы и душе, если, отсекая злые дела, не насаждать в ней добродетели». Как вы думаете, почему сегодня большинство верующих людей, уделяя много внимания поиску своих грехов и недостатков, при этом проявляют нерадение в развитии добродетелей (достоинств души)?

Покаяние человека всегда начинается с познания глубины своей греховности. Однако искоренить обнаруженные пороки и недостатки возможно только в том случае, если, изгоняя злое, мы станем насаждать в своем сердце добродетели, противоположные своим прежним греховным наклонностям. Если пренебречь развитием в своем сердце добродетелей, зло вернется с еще большей силой. Об этом нас предупреждал и Спаситель: «Когда нечистый дух выйдет из человека, то ходит по безводным местам, ища покоя, и не находит; тогда говорит: возвращусь в дом мой, откуда я вышел. И, придя, находит [его] незанятым, выметенным и убранным; тогда идет и берет с собою семь других духов, злейших себя, и, войдя, живут там; и бывает для человека того последнее хуже первого» (Мф. 12: 43-45).

Почему современный верующий человек слишком часто останавливается на стадии познания своих грехов и не делает следующий шаг к духовно-нравственному совершенствованию? Проблема, мне кажется, в том, что путь насаждения добродетелей требует сегодня от человека большой жертвенности, отказа от многих земных радостей и утешений, которыми подпитываются пороки в нашем сердце. Современному обывателю, всецело порабощенному материальной стороной бытия, очень трудно отречься от части своего земного достояния ради блага окружающих его людей, чего неизменно требует путь добродетельной жизни. Можно сказать и так: часто не хватает силы духа, чтобы пожертвовать частью своего земного благополучия.

Но здесь важно сделать первый шаг. Ведь человек, твердо решивший насаждать в своем сердце добродетели, скоро поймет, насколько велика духовная радость от совершения благих дел, насколько ближе становится к нему Бог как в духовной, так и в земной жизни.

Как вы считаете, может быть, одна из причин малодушия заключается в том, что человек не осознает всемогущество Бога, Его силу и мощь?

Да, безусловно. Человеку, который не верит в Бога или имеет несовершенную веру, приходится уповать только на собственные силы и способности, руководствоваться только расчетами земной логики. Однако мы прекрасно знаем, что собственные силы человека весьма ограничены, и нередко в жизни случаются ситуации, из которых не представляется шанса выйти победителем, если уповать только на земные средства. Для многих это становится поводом для малодушия.

Более того, если бы люди не уповали на Бога, то многим великим событиям как в личных судьбах, так и в судьбе нашего Отечества не дано было бы свершиться. Возьмем, к примеру, освобождение Москвы от поляков в 1612 году народным ополчением К. Минина и князя Д. Пожарского. Это чудо стало возможным только благодаря вере народа в помощь Божию. Ведь в 1610 году Московская Русь практически перестала существовать: в ней не стало ни царя, ни правительства, ни системы государственного управления, ни армии, ни государственной казны… На стороне польского гарнизона в Москве была хорошо обученная армия мощного государства - Речи Посполитой. Если бы русские люди уповали только на собственные силы, сбор ополчения показался бы совершенно безумным предприятием, шансов на победу не было бы. Однако наш народ крепко уповал на Бога, и победа была достигнута, вопреки расчетам земной логики.

Когда человек имеет живую веру в Бога, постоянно осознает присутствие Творца в своей судьбе - это очень хорошее основание для борьбы с малодушием.

Паисий Святогорец учил: «Когда человек расположен к подвижничеству, когда он молится и просит Бога умножить в нем силу воли, Бог помогает ему. Человек должен знать, что если он не преуспевает, то [это значит, что] он либо совсем не прикладывает воли, либо прикладывает ее недостаточно». Получается: чтобы духовно преуспевать, мы должны молиться об укреплении силы воли. А что, помимо молитвы, необходимо делать, чтобы развивать свою силу воли? Как при этом не стать излишне самоуверенным?

Для того чтобы духовно преуспевать, мы просим Господа о многих благах: о даре молитвы, покаяния, смирения, познания своих грехов… В том числе и о том, чтобы Господь укрепил нашу волю в борьбе со страстями.

Мы уже говорили о том, что следует различать силу воли и силу духа. Сила воли связана с врожденными, естественными способностями души, а сила духа - с тем, насколько наше сердце освящено светом Божественной благодати, насколько оно свободно от страстей, насколько оно может служить орудием Божиим. Чем сильнее дух человека, чем более он устремлен к Богу, тем более он подчиняет себе силу воли человека, направляя ее на служение добру.

Поэтому для укрепления собственно силы воли существуют два пути. Во-первых, путь духовный - через очищение сердца от греховных недугов, через приближение его к Богу. Во-вторых, путь естественный - через правильное воспитание, через осознание ответственности за все свои поступки, через любовь к своей Родине и народу, через служение ближним, через физическое развитие тела и т.д.

Только с помощью духовных упражнений, пренебрегая, например, воспитанием и физической подготовкой, волю сильной сделать не удастся. Но и пренебрежение духовной жизнью в пользу активных тренировок делает волю человека ущербной, а силу ее - ограниченной. История является свидетельницей тому, как еще до христианства Римская империя знала многих достойных подражания воинов, которые на полях сражения показывали великое мужество и героизм. Но те же воины после битвы могли стать безвольными рабами развратных женщин, способными ради своих любовниц на самые жалкие и неблаговидные поступки. Те же воины могли стать рабами чревоугодия и пьянства, оставаясь в их приятном плену даже тогда, когда это становилось угрозой для их здоровья и жизни. Поэтому, с православной точки зрения, если сердце человека исполнено страстей, если естественные силы его души не подчинены духу - рано еще говорить о сильной воле.

Теперь затронем еще один аспект заданного вами вопроса. Что это значит, когда говорят, что воли человека бывает недостаточно, что силы воли не хватает и т.д.?

Позволю себе привести простую аналогию. Представьте себе юношу, который способен поднять штангу весом в 80 килограмм. А что, если от него потребуют поднять вес в 150 килограмм? Он окажется неспособен сделать это, так как сил у него в данное время для этого недостаточно. Одного желания, усилия воли здесь явно не хватит, необходимо потратить много времени, приложить массу усилий для того, чтобы поднятие веса в 150 килограммов стало реальностью. А если юноша перестанет тренироваться, предастся неге и расслаблению, то и прежние 80 килограммов он окажется не в состоянии поднять. Так и в духовной жизни. Когда мы мало усердия прилагаем к развитию силы воли, к воспитанию своей души, в сложных жизненных ситуациях нашей силы воли может оказаться недостаточно, и мы впадем в малодушие. Если потрудиться над развитием силы духа и силы воли, то через некоторое время многое для нас станет возможным; а если предадимся нерадению после первых неудач, впадем в еще большее малодушие и безволие.

Всякий христианин есть воин Христов. Он может быть достойным этого высокого звания, только преодолевая малодушие. К сожалению, то, что сейчас время слабых мужчин, очевидный факт. Каким должен быть православный мужчина, и что ему мешает быть таковым?

Если говорить кратко, православный мужчина, прежде всего, должен быть верным чадом своей матери-Церкви. Он должен иметь живую веру в Бога, активно бороться со своими пороками и недостатками, стремиться предпочитать духовное душевному, вечное - временному, высокое - низкому. Он должен развивать в себе силу духа, которая питается и укрепляется благодатью Божией.

При этом он, безусловно, должен быть достойным гражданином своей Родины, способным послужить ей, пожертвовать своим личным достоянием ради общего блага; он не имеет права поступаться своими принципами, своими высокими ценностями и идеалами ни по причине малодушия и трусости, ни по причине земной корысти.

Еще очень важно, чтобы он был любящим мужем и отцом, который никогда не поступит бесчестно по отношению к своим самым близким людям, не предаст их ради ветреных страстных влечений, комфортной жизни и личных выгод.

Проблема же слабых мужчин в нашем обществе связана, в первую очередь, с неправильным воспитанием. В современных семьях практически ничего не делается для того, чтобы вырастить мальчика будущим отцом, мужественным и ответственным за свои поступки. Все чаще ребенок становится центром семьи, где все, начиная с родителей, потакают его слабостям. Кроме всего прочего, сильных, благополучных семей у нас сегодня очень и очень мало.

Стоит ли в такой ситуации удивляться слабости и малодушию современных мужчин, ведь силу воли необходимо воспитывать долго и последовательно с самого рождения - она не развивается самопроизвольно.

Известный православный инструктор-«рукопашник» сказал: «Некоторые священники не благословляют заниматься боевыми искусствами вообще. Не понимая особенностей воинского пути, они лишают сегодняшнее молодое поколение физической и воинской подготовки. И наши мальчишки перестают быть мужчинами уже под крылом Церкви». Что об этом можете сказать?

Мне кажется, что военно-патриотические клубы, основанные на русских боевых и культурных традициях, - немногое из того, что сегодня способно сберечь нашу страну от разложения, а ее мужскую составляющую - от деградации. Эти клубы нужны для мальчишек, которым следует научиться защищать свою Родину и своих близких. Если воспитание в клубе правильно поставлено, если не будут ограничиваться духовные потребности учащихся, то это может привести и к преуспеянию в духовной жизни.

Протоиерей Игорь Шестаков, настоятель нашего храма, несколько лет назад организовал и возглавляет до настоящего времени военно-патриотический клуб «Воин». Некоторые ребята приходили туда даже некрещеными и неверующими, но в клубе, благодаря церковному окормлению, они обретали спасительную веру и принимали святое крещение. В настоящее время многие из них являются активными прихожанами различных храмов Челябинской епархии. Таким образом, правильное воспитание мальчишек в военно-патриотических клубах может привести и к рождению в духовной жизни. Уверен, что каждый батюшка, который окормляет подобного рода клубы и организации, приведет немало конкретных примеров вышесказанному.

Кроме всего прочего, военно-патриотические клубы могут внести существенный вклад в мощь и обороноспособность нашей Родины, воспитывая достойных ее защитников. Их развитие должно быть одним из приоритетных направлений в программах государственной поддержки. К сожалению, подобная поддержка на сегодняшний день практически отсутствует. Относительно того, что «некоторые священники не благословляют заниматься боевыми искусствами вообще», замечу: наша Православная Церковь таких воззрений никогда не разделяла. Более того, во многих обителях Древней Руси был и арсенал оружия, и монахи, обученные воинскому делу. Сами же монастыри нередко представляли собой надежные крепости, способные дать отпор в случае вражеского нападения и укрыть за своими стенами не только братию, но и беззащитных мирных людей. Я уже не говорю о том, что владение боевым искусством на Руси всячески поощрялось для мирян, независимо от их происхождения и благородства. Ведь начало регулярной армии у нас было положено только в XVIII веке.

Однако я более чем за 12 лет своего священнического служения практически не встречал батюшек, которые бы столь ригорично относились к боевым искусствам.

От некоторых батюшек мне приходилось слышать подобные «пацифистские» суждения… Хотя ни в Священном Писании, ни в святоотеческих творениях мы не увидим запрета на самооборону без оружия.

Отец Алексий, из Нового Завета известно, что малодушие покинуло апостолов после того, как они приняли Святого Духа. Можно ли говорить, что малодушие - это следствие нестяжания человеком Духа Святого?

Уже говорилось, что благодать Божия питает силу духа, а сильный дух непосредственно укрепляет и волю как естественную силу нашей души. Чем более безблагодатен человек, тем слабее в нем воля, тем более он подвержен малодушию.

Кроме того, благодать Божия может сообщать такую силу духу, так укрепить волю верующего, что способности последнего могут превысить естественные человеческие силы. Эпоха гонений на христианство ясно свидетельствует о том, что страдания за Христа переносили наиболее мужественно и достойно те, у кого было чистое сердце. Те же, кто в силу неизжитых греховных наклонностей был мало укрепляем силой Божественной благодати, оказывались неспособными перенести мучения и отрекались от Господа. Случалось и так, что слабая беззащитная женщина достойно переносила все самые чудовищные пытки, а сильный мужчина-воин с позором отрекался от Господа и униженно просил пощады у своих мучителей.

Апостолов нельзя считать малодушными людьми в сравнении со своими иноплеменниками. Однако до сошествия Святого Духа их сила воли имела пределы человеческого естества. Благодать Божия впоследствии позволила им совершить то, что превышало естественные человеческие силы.

Что такое сила духа? – Это одно из определяющих качеств, делающих человека ЧЕЛОВЕКОМ. И мы настойчиво ищем пути, как укрепить силу духа.

Даже самое развитое животное не может похвастаться тем, что имеем мы. А поражающие и восхищающие чудеса храбрости «младших братьев» в заведомо проигрышных ситуациях продиктованы лишь холодной необходимостью выживания.

Сильный человек, в отличие от слабого, знает, чего хочет. Его жизненная позиция и цели – стабильны и долговечны. Начав что-нибудь претворять в жизнь, он доводит дело до конца без сочинения отговорок.

В то же время слабость духа выдает себя «с головой» неуверенностью в своих силах, боязливостью, непринципиальностью, мнительностью, злопамятностью, завистливостью.

К счастью, мы можем себя «лепить» по собственным меркам. Было бы желание и толика силы воли.

Как укрепить силу духа

  1. Позитивный настрой и программа на успех.

«Цвет» абсолютно всех событий мы сами выбираем в соответствии со своими личными и общественными установками. Поэтому запасаемся палитрой и перекрашиваем все в любимые цвета.

«Получил прибыль – отлично, убыток – за недополученные средства «куплен» бесценный опыт», - примерно таков путь рассуждений позитивно мыслящего человека.

Вето – на негативные мысли и сомнения. Сомнения хороши лишь в качестве «подручного инструмента», чтобы в очередной раз убедить себя в правильности пути.

Жалости – нет! Жалость к самому себе унизительна, энергозатратна и недопустима для сильного духом.

  1. Изживаем из себя страх и избавляемся от мнительности.

Жизнь в каждом своем мгновении прекрасна, и не надо портить ее ожиданием чего-то плохого.

В абсолютном большинстве страхи необоснованны и нереальны. Однако, начиная «прокручивать» их в себе, мы запускаем механизм материализации.

Другое дело, если негативное событие неизбежно. «Пряча голову в песок» и пытаясь избежать неприятности, ничего хорошего не добиться. Лучший способ победить страх – встретить ситуацию лицом к лицу. И тогда вы поймете, что « » и «не так страшен черт, как его малюют».

Яркий пример – первый прыжок с парашютом.

За много дней до прыжка начинающий парашютист начинает бояться. Его страшит все, начиная от собственной реакции (не испугаюсь ли я выпрыгнуть из самолета) и заканчивая приземлением (а не сломаю ли я ногу).

Пик страха, иногда сравнимого с ужасом, приходится на день прыжка.

После благополучного приземления, получив заряд ярчайшей эмоции сначала от раскрытия купола, а потом от благополучного приземления, человек на «эмоциях» прыгал бы и прыгал до истощения физических сил.

Уход страха и преодоление себя вызывает такой душевный подъем, с которым мало что может сравниться.

Ценящий себя человек уважает свой выбор, свою работу, свое хобби. А то, что достойно уважения и любимо, делается с удовольствием, качественно и является предметом гордости. И при этом является источником внутренней силы.

  1. Доверие – источник силы.

Доверяйте людям, даже малознакомым . Доверие рождает взаимное доверие и открывает новые источники для силы духа. И даже если ваша открытость будет обманута, эта неприятность с лихвой перекроется взаимностью честных людей.

  1. Прощаем.

Одно из свойств слабости – злопамятность. Поэтому учимся прощать других и себя.

I. Скала Духа
Что, в первую очередь, определяет Воина? ВОИНА ОПРЕДЕЛЯЕТ ЕГО ДУХ. Какой он, этот Дух? В чем его особенность? ОН НЕ МОЖЕТ БЫТЬ СЛАБЫМ. «ДУХ РАССЕКАЕТ КАМНИ», - гласит девиз, извлеченный из старинной китайской легенды о великом мастере, пронзившем стрелой каменную толщу утеса. Именно Сила Духа позволяет человеку совершать невозможное. Именно она делает Воина таким, каким должен быть Воин. Если человек одел бронежилет и взял в руки автомат – это еще не значит, что он стал Воином. ВОИН РОЖДАЕТСЯ В СЕРДЦЕ. Это сердце отличается небывалой Силой, безмятежностью и благородством.

Сила Духа не сопоставима с такими понятиями как «подлость», «трусость» и т.д. – все это качества слабости. СЛАБОСТЬ ПОРОЖДАЕТ ПОРОКИ. СИЛА КУЛЬТИВИРУЕТ ДОСТОИНСТВА. Мужество, стойкость, храбрость, решительность, смелость, упорство, дисциплина, выдержка, воля, самообладание и т.д., - все это следствия одной-единственной причины, все это лишь качества Силы. Сила Духа – вот причина этих следствий, вот фундамент этих качеств. Бесспорно, готовность идти до конца, способность «сделать на шаг больше» – все это очень важно на Пути Воина, но и не стоит забывать, что этот шаг Воин делает только тогда, когда у него на это хватает Духа. Слишком много, в последнее время, развелось болтовни о следствиях! Мы забываем о главном! ГОРДАЯ ОДИНОКАЯ ВЕРШИНА СКАЛЫ ДУХА – ЭТО ЕГО СИЛА. И кто бы что ни говорил иначе – не верьте им, – все гениальное предельно просто: СИЛА ДУХА – ЭТО ОСНОВА. Без нее Воин, что клинок без лезвия: какая разница, как этим клинком махать, если это уже не клинок, а простая палка? Именно достижение твердого и непоколебимого Духа ставится первоочередной целью в клятве Додзё-кун, написанной легендарным Масутацу Ояма.

II. Эволюция
МУЖЧИНА РОЖДЕН БЫТЬ ВОИНОМ. Только вот не у каждого мужчины хватает Силы Духа им стать. Природа же не терпит нарушения своих законов и избавляется от слабых. На самом деле, слабые будут всегда, и это тоже закон природы, задача которой - их уничтожить. Как не стать жертвой? Все очень просто: СТАНЬТЕ САМЫМ СИЛЬНЫМ. И однажды вы осознаете, что все свои жестокие законы природа «придумала» ради вас, чтобы сделать сильнее. «Человек, который зрит свою истинную природу, свободен всегда и везде, в любой ситуации», - говорит Хуэй-нэн, последний патриарх китайского чань-буддизма.

Кто является самым сильным? Правильно. Тот, чья Сила Духа не знает равных, чья Сила Духа не вызывает сомнений. Она проявляется во всем: по глазам, выражению лица, мимике, поведению… ВОИН ВЕДЕТ СЕБЯ КАК ВОИН. Достоинство проявляется не только в его поступках, оно видно даже по его походке. Если же мужчина не знаком со словом «достоинство» – его место в мусорном баке, ведь он просто «ошибка эволюции»… «Приходит воин или уходит, сидит он или стоит, он должен держать себя так, чтобы его поступки и манеры соответствовали тому, чего ожидают от самурая», - гласит кодекс самурая.

Воин достойно выглядит даже когда спит. Его Сила Духа чувствуется на каком-то мистическом, инстинктивном, животном уровне. Он способен "размазать" человека даже взглядом. Порой исход боя решается уже в тот момент, когда один просто посмотрел на второго. И это не просто обмен взглядами - это настоящая психологическая Битва! Так называемое "сикири" у борцов сумо. В начале боя, перед схваткой, они отнюдь не медитируют. В этот момент происходит самое важное - психологическая борьба. Подойдя лицом к лицу, гиганты начинают пожирать взглядом друг друга и затем бросаются в бой, не потому, что у них затекли ноги, а потому что один из них уже проиграл… В средние века, когда "сикири" не было ограничено временем, случалось, что один из борцов пасовал перед грозным взглядом и сдавался без боя. Почему он сдавался? Потому что чувствовал Силу второго? Нет. Он чувствовал свою собственную слабость, которая вырывалась наружу и словно в зеркале, отражалась в глазах проигравшего. Его испуг - слабость, вызванная силой второго. В ПРИСУТСТВИИ БОЛЕЕ СИЛЬНОГО СЛАБОЕ СУЕТЛИВО СПЕШИТ В СВОЮ НОРКУ. Великий древний закон войны гласит: "Сильные будут вселять ужас, а слабые - дрожать от страха". Сила Духа делит людей на тех, кто "вселяет ужас" и на тех, кто захлебывается в своей слабости. Естественный отбор? Именно! ЭВОЛЮЦИЯ!

II. Сердце Воина
Почему сейчас так много мужеподобных женщин? Именно потому, что женственность зависит от осознания чувства защищенности. Женщинам не хватает сильного Мужчины, рядом с которым они почувствуют себя слабыми… Слабый не может почувствовать Силу сильного. Он может только ощутить свою слабость на его фоне. Силу Духа какого-либо человека можно по-настоящему почувствовать только в одном случае – стать этим человеком. О том, что представляет собой Сила Духа, нельзя сказать, глядя на другого человека. Ее нельзя описать, но можно только ощутить, причем только в себе самом. Понять это можно только глядя внутрь себя, своей Силы. И хоть она у всех разная, суть ее едина для всех.

Порой на тренировках и соревнованиях по карате «пояса разрядом ниже» держат в страхе «пояса разрядом выше». Это говорит о том, что не пояс – определяющий фактор победы спортсмена-единоборца. Определяющий фактор – то, что заставляет более слабого почувствовать дрожь в коленках на фоне более сильного. Как правило, победу определяет Сила Духа. Она же определяет и Мастерство, которое представляет собой нечто гораздо большее, чем виртуозное владение искусством боя. Если на обезьяну одеть доспехи и научить ее обращаться с мечом – она не станет рыцарем. ВОИН – ЭТО ПРЕЖДЕ ВСЕГО СОСТОЯНИЕ ДУХА. Иногда бойцы безудержно стремятся обвешать себя с ног до головы цветными поясами, забывая о самом важном. О том, что ГЛАВНОЕ ОРУЖИЕ ВОИНА СКРЫТО В ЕГО СЕРДЦЕ. Оно спрятано от посторонних глаз, словно душа самурая, скрытая в его мече. «Человек, который завоевывает репутацию благодаря чисто техническому совершенству в воинских искусствах, просто глуп», - утверждает Ямамото Цунэтомо. В технике Мастера присутствует нечто большее, чем идеальное движение, – она вся пропитана его Силой. Сила Мастера не нуждается в доказательствах, она проступает через его тело, речь и поведение и не вызывает сомнений. Настоящее Мастерство живет в сердце Мастера, оно не висит на его кимоно… Конечно, Мастер гордится своими званиями и достижениями, но по-настоящему важно для него только одно, - то, что делает его Мастером – его Мастерство, подлинные секреты которого ему еще недоступны, ведь предела совершенства не существует… Итак, подведем итог: МАСТЕРА ОПРЕДЕЛЯЕТ ДУХ МАСТЕРА. НАСТОЯЩЕЕ МАСТЕРСТВО НЕ ЗНАЕТ СОМНЕНИЙ, ЕМУ НЕ ТРЕБУЮТСЯ ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ЗНАКИ. В фильме «Храброе сердце», рассказывающем о реальном историческом герое, Уильяме Уоллесе, возглавившем борьбу своего народа против английских захватчиков, есть такой момент, когда принцесса Уэльская спросила предводителя шотландцев, правда ли, что недавно он принял ранг рыцаря, на что легендарный военачальник ответил: «Зачем он мне? ГОСПОДЬ ДЕЛАЕТ МЕНЯ МУЖЧИНОЙ…»

Иногда в спортивном бою, в бою по правилам, из двух спортсменов, за счет преимущества в технической подготовке, побеждает тот, кто слабее Духом. Но если бы эти двое встретились один на один в темной подворотне или на территории заброшенного завода – навряд ли исход поединка сложился бы таким же образом. Здесь уже не так важны цвета их поясов, разряды, звания и другие достижения в спортивных единоборствах. Даже стратегия сражения и тактика ведения боя отходят на второй план. Здесь, решающим фактором является совершенно другое: готовность идти до конца - дальше, чем противник. Пойдет ли дальше тот, кто слабее Духом? Конечно же, нет. Слабый Духом человек, даже с большим уровнем технической и теоретической подготовки, не готов к ведению реального боя. В руках слабого боевые приемы превращаются в боевую гимнастику, а сам боец – в гимнаста. Что толку от его «уширо маваши», если при виде ножа он теряет сознание? Как сказал однажды создатель системы «Кравмага»: «Если Дух слаб, то не помогут ни приемы рукопашного боя, ни оружие». Вот почему боевое искусство своей главной целью должно ставить становление Духа.

IV. Становление Духа
Как стать сильнее? Естественно, речь не о мышцах, ведь Чебурашка с бицепсом 50 сантиметров все равно Чебурашка. Речь о Силе Духа. Как стать настоящим Воином? Прежде всего, необходимо закалять свой Дух. И чем больше будет самоотдача, тем выше будет результат. При этом не стоит забывать, что «внутреннее» неразрывно связано с «внешним»: ТЕЛО ДОЛЖНО СООТВЕТСТВОВАТЬ ДУХУ. Слабое тело не может быть вместилищем по-настоящему сильного Духа. Закалка тела – важнейшая часть закалки Духа, укрепление которого несовместимо с равнодушием к своему здоровью. Занятия боевыми искусствами должны не только способствовать укреплению Духа посредством укрепление тела, но и приучать человека к заботе о своем здоровье. При этом Воин не должен чересчур трепетно к нему относиться и бояться его потерять. Необходимо стремиться оставаться здоровым и боеспособным даже при достижении преклонного возраста, хотя бы потому, что ВОИН ДОЛЖЕН БЫТЬ ГОТОВ К БОЮ ВСЕГДА, ведь он не знает, когда этот Бой произойдет. «Выходя за ворота, самурай видит врага», - говорит Юдзан Дайдодзе.

Необходим также особый настрой и особое отношение к окружающей действительности. Воин всегда помнит, что именно «северный ветер создал викингов» и относится ко всем трудностям, как к испытаниям, делающим его еще сильнее. МУЖЧИНА ЗАКАЛЯЕТСЯ В БОЯХ. В книге самурая, проповеди бусидо, есть такие замечательные слова: «Когда сталкиваешься с трудностями, нужно смело и радостно бросаться вперед. Преодолевая препятствия одно за другим, ты будешь действовать в соответствии с пословицей: "Чем больше воды, тем выше корабль”».О закалке Духа и способах можно говорить очень долго, ясно одно: ИСПЫТАНИЯ – ЭТО КЛЮЧ К СТАНОВЛЕНИЮ ДУХА.

О «пустыне испытаний» нам рассказывает Библия (Ветхий Завет, Второзаконие, гл. 8). Моисей, успокаивая свой народ, говорил, что Бог не зря подвергал его таким испытаниям: «…путь, которым вёл тебя Господь, Бог твой, по пустыне, вот уже сорок лет, чтобы смирить тебя, чтобы испытать тебя и узнать, что в сердце твоём…» (Втор. 8:2). «Он смирял тебя, томил тебя голодом...» (Втор. 8:3). «…Бог твой, учит тебя, как человек учит сына своего» (Втор. 8:5). «…провёл тебя по пустыне великой и страшной, где змеи, василиски, скорпионы и места сухие, на которых нет воды…» (Втор. 8:15). «…дабы смирить тебя и испытать тебя, чтобы впоследствии сделать тебе добро…» (Втор. 8:16).

V. Меч Самурая
Японцы говорят, что душа самурая скрыта в его мече. И это не случайно. Становление Духа Воина требует вложения такого же объема сил и средств, как и создание совершенного оружия - легендарного меча самурая. Изготовление катаны – необычайно трудоемкий и энергозатратный процесс. На производство одного только чернового металла «тамахагани» уходит около 26 тонн железный руды и угля. Десять мужчин работают без перерыва три дня и три ночи, создавая сплав, из которого будет выкован лучший в мире меч. После того, как отобранный металл попадает в руки очередного мастера, он очищается от вредных примесей путем многочисленных отбиваний и перегибаний. Только после тысячи ударов сталь приобретает высочайшее качество. Катана – результат полугодовалой работы пятнадцати мастеров. Душа самурая живет в мече, обладающем уникальной красотой, в лезвии которого более пяти тысяч слоев.

Запомните: ЛЕЗВИЕ - ЭТО ВАШ ДУХ, СЛОИ - ЭТО РЕЗУЛЬТАТ ИСПЫТАНИЙ. ТОЛЬКО ТЫСЯЧИ УДАРОВ И ТЫСЯЧИ СЛОЕВ ПРИДАЮТ ЛЕЗВИЮ ВЫСОЧАЙШЕЕ КАЧЕСТВО. МАЛЕЙШЕЕ ПРОМЕДЛЕНИЕ КОВКИ ДУХА НЕДОПУСТИМО - СТАЛЬ ОСТЫВАЕТ КАЖДУЮ СЕКУНДУ! "Всегда помните, что страдания в преодолении границ придают новую силу. Тренировка предполагает ежедневные усилия в течение тысяч и десятков тысяч дней", - говорит Ояма Масутацу в своей книге "Философия Карате"...

Помимо испытаний, с которыми Вам приходится сталкиваться в повседневной жизни, создавайте собственные. Например, заставляйте себя ежедневно выполнять по 100 отжиманий в определенное время суток; совершайте пробежки в плохую погоду, когда на улице ливень или очень холодно и дует сильнейший ветер; и никогда не щадите себя на тренировках. Занятия боевыми искусствами, в том числе и карате, могут стать для Вас основой на пути достижения непоколебимого Духа только тогда, когда войдут в привычку. «Начинаю с воспитания привычек и взращиваю характер, а в конечном счете получаю судьбу», - гласит изречение китайского мудреца. Тренируйтесь и помните: МУЖЧИНА, КОТОРЫЙ ЖАЛЕЕТ СЕБЯ – ОТВРАТИТЕЛЕН, все, что ему остается – это одеть юбку. Только постоянно работая над собой, Вы достигните очередной цели и однажды, наступит тот день, когда с полной уверенностью Вы сможете себе сказать: «МОЙ ДУХ РАССЕКАЕТ КАМНИ».

VI. Шрамы
Может ли мудрый человек, многое повидавший и достигший в жизни, быть слаб Духом? НИКОГДА! Дорога, которая привела его к вершине Духа, не могла не укрепить его характер. Навряд ли он не терпел поражения. Но он вставал. Каждый раз, снова и снова, словно непотопляемый эсминец он шел к своей Цели. Ведь ДЛЯ ТОГО, КТО НИКОГДА НЕ ОПУСКАЕТ РУКИ - ВОЗМОЖНО ВСЕ. Есть такая замечательная легенда о царе Ливии, великане Антее. Когда сам Геракл во время битвы несколько раз валил его на землю, силы Антея только прибавлялись… «Нельзя сдаваться не только после одного, но и после ста поражений», - сказал однажды Авраам Линкольн, который родился в бедной семье необразованных фермеров и впоследствии стал одним из самых лучших президентов Америки.

Когда успех слабого человека - лишь череда случайных обстоятельств и везения – обязательно наступает момент, когда его «замок разрушается» и он с грохотом падает вниз. Только этот «счастливчик» после этого уже не встанет - ведь он слабый. И чаще всего такой «замок» - лишь иллюзия: несмотря на успех в делах, на самом деле, такие люди несчастны. Хотя бы потому, что даже САМО СЧАСТЬЕ ЕСТЬ СЛЕДСТВИЕ СИЛЫ ДУХА. К сильному оно стремится – слабого обходит стороной. Так же, как и «жизнь» – до слабого ей нет дела, к нему стремится лишь жалкое «существование». Не случайно есть такая поговорка: «Боги любят Воинов». Слабость для Воина - непозволительная роскошь. Она для него недопустима хотя бы потому, что ОН НЕ ИМЕЕТ НА НЕЕ ПРАВА.

Как вы думаете, почему шрамы красят Мужчину? Да потому что на то он и Мужчина, чтобы их собирать и становиться сильнее; чтобы всегда быть готовым к новым испытаниям, которые учат его держать удар судьбы; всегда быть готовым защитить Женщину; всегда быть готовым к тому Бою, ради которого он и был рожден Мужчиной. НЕ НАДО БОЯТЬСЯ ЖИЗНЕННЫХ ШРАМОВ – НАДО БОЯТЬСЯ ОТЧАЯНИЯ. ШРАМЫ ДАЮТ СИЛУ. ОТЧАЯНИЕ – ДАЕТ СЛАБОСТЬ. И я снова повторю свои слова: «ДЛЯ ТОГО, КТО НИКОГДА НЕ ОПУСКАЕТ РУКИ - ВОЗМОЖНО ВСЕ».

ЖИЗНЬ ПРОВЕРЯЕТ НА ПРОЧНОСТЬ ВСЕХ! И эта проверка либо служит подспорьем на пути становления Духа, либо превращает человека в сгусток соплей. СЛАБОМУ НЕ СКРЫТЬСЯ! У него есть только два варианта: либо проиграть, либо стать сильным. Но хватит ли у него на это Силы Духа? Только время расставит все по своим местам…

VII. Могущество
Путь Воина таит в себе множество опасностей. Одна из них – высокомерие или гордыня (не путать с гордостью!). Довольно часто, человек, попав в эту ловушку, оставляет впечатление сильного, но если внимательно заглянуть в него, можно увидеть, как глубоко внутри, слабость буквально пронизывает этого человека насквозь. Зачастую, эта слабость – результат переоценки своих сил. Находясь в сильнейшей зависимости от мнения окружающих, опьяненный кратковременным успехом на Пути Силы, он разбивается о скалы реальности, так и не познав то, что ВОИН НИКОГДА НЕ ДОКАЗЫВАЕТ СЕБЕ И ОКРУЖАЮЩИМ СВОЮ СИЛУ. ОН ВЫШЕ ЭТОГО, так как он не просто уверен – ОН ЗНАЕТ и в доказательствах своей Cилы не нуждается. Высокомерный человек слишком слаб чтобы признать то, что его самолюбование и самовыражение – лишь способ доказать самому себе свою «необыкновенность». Кстати, в христианстве гордыня является самым тяжким из семи смертных грехов.

Сила духа – это и смелость, и доброта, и уважение, и любовь, которые человек сохраняет в себе, во что бы то ни стало. Это, на мой взгляд, человеческая натура, такая, какой она должна быть. Данная тема достаточно часто освещалась и в литературе, и в кинематографе, кроме того, сильные духом люди живут среди нас.

Аргументы из литературы

  1. (49 слов) Первое произведение, пришедшее на ум, раскрывающее тему силы человеческого духа – «Повесть о настоящем человеке» Б. Полевого. Повесть об обычном человеке, рядовом советском солдате, который смог преодолеть не только холод, голод, нечеловеческую боль, но и самого себя. Лишившись ног, Мересьев пересилил отчаяние и сомнения, доказав, что он способен на всё.
  2. (38 слов) Александр Твардовский в поэме «Василий Тёркин» описывает простого русского парня, солдата, сражающегося за свою страну. На примере Тёркина автор показывает силу духа всего русского народа. Например, в главе «Переправа» герой переплывает ледяную реку под обстрелом, чтобы выполнить приказ.
  3. (38 слов) «Молодая Гвардия» А. Фадеева – ещё одно произведение, повествующее о силе человеческого характера, о любви к Родине, о принципах и о несгибаемой воле. Несмотря на свой юный возраст, молодогвардейцы не отступили ни перед собственным страхом, ни перед врагом.
  4. (54 слова) Сильного духом человека не всегда видно с первого взгляда. От его скромности и покоя может сложиться ощущение, что перед нами, скорее, слабая личность. Хмурый и молчаливый герой В. Быкова Сотников, на самом деле, является примером храбрости, стойкости, преданности и, конечно, силы характера. Претерпевая пытки, он не сдает товарищей и не соглашается служить врагу.
  5. (62 слова) Сильным духом человеком можно назвать Петра Гринёва – главного героя произведения А. С. Пушкина «Капитанская дочка». Гринёв оказался перед сложным выбором: с одной стороны – служба под предводительством Пугачёва, предательство; с другой – смерть и верность себе, долгу. Чтобы сберечь честь, юноша напряг все свои силы и предпочел казнь измене. Даже сохранив жизнь, он все равно не раз рисковал ею, чтобы поступать по совести.
  6. (44 слова) Волевой и сильный духом человек – герой произведения Николая Лескова «Очарованный странник». Сила человеческого духа здесь проявляется в умении преодолевать жизненные трудности, не опускать руки, прощать и признавать свои ошибки. Стараясь замолить грехи, Флягин идет в рекруты вместо сына незнакомых бедняков и совершает подвиг.
  7. (53 слова) Сострадание – одно из важнейших качеств сильного человека, по мнению М. Горького. Сила духа раскрывается, по мнению писателя, не только в твёрдости нрава, но и в любви к людям, умении жертвовать собой ради других, нести свет. Таков герой повести « Старуха Изергиль» — Данко, который вывел свой народ из смертоносной чащи ценой жизни.
  8. (45 слов) Сильного духом человека описывает М. Ю. Лермонтов в произведении «Мцыри». Стойкий характер помогает пленнику бороться с обстоятельствами, в которых он находится, с трудностями, которые стоят у него на пути, идти навстречу своей мечте. Юноша сбегает из монастыря и обретает краткосрочную, но страстно желанную свободу.
  9. (46 слов) «Человека можно уничтожить, но нельзя его победить». Об этом повесть Э. Хемингуэя «Старик и море». Внешние обстоятельства: возраст, отсутствие сил, осуждения – ничто по сравнению с внутренней силой человека. Старик Сантьяго боролся со стихией, несмотря на боль и усталость. Потеряв добычу, он все равно остался победителем.
  10. (53 слова) А. Дюма в романе «Граф Монте-Кристо показывает вечную борьбу добра и зла, между ними в реальности очень тонкая грань. Казалось бы, что главный герой, мстящий своим обидчикам, не умеющий прощать, — отрицательный персонаж, но, выбравшись из замка Иф, он остаётся щедрым и добрым, помогая тем, кто заслуживает – это качества человека сильного духом.

Примеры из жизни

  1. (46 слов) Очень много примеров сильных духом людей в спортивной среде. Спорт формирует характер и учит никогда не сдаваться. Ярким примером может служить судьба советского спортсмена, чемпиона Олимпийских игр, Валерия Брумеля. Получив тяжёлую травму, несовместимую со спортом, он нашёл в себе силы вернуться и добиться высоких результатов.
  2. (31 слово) Твердый характер был у хоккеиста Валерия Харламова, история которого была показана в фильме Н. Лебедева «Легенда №17». Идти напролом, несмотря на боль, достигать цели – качества сильного духом человека, воспитанного спортом.
  3. (49 слов) Сила духа проявляется ещё и в умении радоваться жизни, несмотря ни на что. В фильме О. Накаша «1+1. Неприкасаемые» главные герои помогают друг другу раскрыть свои лучшие качества, предпочитая не плыть по течению, а преодолевать препятствия. Инвалид обретает полноту жизни, а бедный афроамериканец – стимул развиваться и становиться лучше.
  4. (56 слов) Сильные духом люди находятся среди нас. Это подтверждает романтическая комедия Ж. Жёне «Амели». Главная героиня – девушка со странностями, но с сильным характером. Она стремится помогать людям, начиная с собственного отца, заканчивая совершенно незнакомым ей мужчиной, который жил в её квартире до неё. В этом стремлении она забывает про себя, жертвую своими желаниями ради счастья других.
  5. (54 слова) В фильме Григория Чухрая «Баллада о солдате» главный герой – молодой солдат, получивший отпуск, чтобы повидаться с матерью. Несмотря на цель – увидеть самого родного человека – Алёша Скворцов не может пройти мимо нуждающихся в помощи людей. К примеру, он помогает инвалиду войны найти семейное счастье. В этом стремлении в деятельному добру выражается истинная сила духа.
  6. (45 слов) Примером силы духа может служить адмирал Пётр Степанович Нахимов, не проигравший за всю жизнь ни одного сражения. Человек исключительной силы воли, жертвовавший собственным здоровьем ради страны. Выполняя приказы, казавшиеся невыполнимыми, он никогда не жаловался и не роптал на судьбу, а молча выполнял свой долг.
  7. (30 слов) История М.В. Ломоносова, величайшего русского учёного, известна многим. Благодаря силе духа, верности своим идеалам, он шёл навстречу своей мечте пешком из глухой деревушки, чтобы стать выдающимся ученым мирового уровня.
  8. (51 слово) Иногда природа настолько усложняет человеку жизнь, что, кажется, выхода нет совсем. Только благодаря силе своего характера, Ник Вуйчич, родившийся без рук и без ног, стал известен на весь мир. Ник не только читает мотивирующие лекции, пишет книги, но и ведёт активный образ жизни: занимается сёрфингом, играет в гольф и футбол.
  9. (45 слов) Джоан Роулинг – британская писательница, подарившая детям всего мира веру в сказку и волшебство. На пути к успеху Дж. Роулинг пришлось столкнуться с многочисленными препятствиями: ее роман никто не хотел печатать. Однако сила воли позволила женщине идти за своей мечтой и воплотить ее в жизнь.
  10. (47 слов) Человек сильный духом не обязательно должен свершать подвиги или становиться знаменитым. Моя подруга – сильный духом человек. Она не боится трудностей, считает, что они необходимы, чтобы формировался характер, старается помогать людям и животным, если видит, что нужна помощь, не запоминает плохое и видит в людях только хорошее.
  11. Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Которой может быть сформировано с помощью упорства в преодолении трудностей. Только благодаря силе духа человек имеет возможность добиваться своих целей, преодолевать самые сложные препятствия.

Божественное в человеке

О том, что такое сила духа, было сказано немало. Нередко данное качество сравнивают с силой воли или же говорят, что эти два качества идут рука об руку. Воля человека представляет собой умение принимать решения и неукоснительно им следовать. Сила духа непосредственно связана с волей, однако она скорее является мировоззренческой концепцией.

У славянских волхвов древности существует молитва. В ней одна из цитат - о силе духа: «Тело мое - это ножны для клинка моего духа». Во многих религиозных, а также эзотерических трактатах можно проследить одну и ту же идею: дух наделен природой огня, или же эфира - то есть, того места вселенной, где обитают боги. Независимо от концепций, эта часть человека считается дарованной ему свыше.

Некоторые психологи считают, что алкоголикам и наркоманам неизвестно, что такое сила духа. Именно поэтому самые дорогие средства лечения оказываются бессильными перед этими зависимостями. Отсюда вытекает известный принцип о том, что зависимость невозможно вылечить - она лишь переходит из одной формы в другую. Поэтому измениться как личность человек может только посредством укрепления своего духа. Сила воли является лишь одним из инструментов на пути к личностным переменам.

Сила духа: определения

У словосочетания «сила духа» есть несколько определений. Во-первых - это качество, которое делает человека более мужественным. Оно состоит из нескольких компонентов: упорства, силы воли, стойкости. О людях, обладающих этим качеством, метафорически говорят, что они сделаны из железа. В связи с этим можно привести цитату о силе духа поэта Н. Тихонова: «Гвозди бы делать из этих людей - крепче бы не было в мире гвоздей». Поэт говорил так о моряках, которые готовы принять смерть. Однако развитие внутренней силы возможно для каждого человека, не обязательно этот процесс происходит в условиях военной службы.

Есть еще одно определение силы духа: это способность человека терпеть дискомфорт и неприятные условия ради достижения будущей цели. С этой точки зрения, сила духа может быть развита, когда человек умеет сказать себе: «Сегодня я потерплю дискомфорт ради того, чтобы завтра моя желанная цель была достигнута».

Что дает сила духа?

Во-первых, сильный человек быстрее способен обезоружить своего внутреннего критика. Ведь на пути к любой цели не избежать препятствий. И в какой-то момент есть риск опустить руки, решив, что сил дойти до конца не хватит. Только у того, чей дух силен, будут шансы победить этот негативный внутренний голос и дальше продвигаться к цели.

Также данное качество позволяет делать правильные выводы из совершенных ошибок, не застревать в самообвинениях. Сильный человек не станет тратить свою жизненную энергию на ненужные раскаяния. Не будет он и игнорировать свои ошибки. Его стратегия - это ответственность за совершаемые действия. Поэтому сила духа позволяет каждый шаг рассматривать как приобретение нового опыта.

Помимо этого, данное качество позволяет человеку честно смотреть в глаза своим страхам. Выйти из «зоны комфорта» всегда нелегко. Однако если человек силен, он знает, что у него получится справиться со стрессом и идти вперед, несмотря ни на что.

Примеры

Одним из примеров силы духа является Паша Пасынков из одноименного произведения К. Чуковского. Ценой собственной жизни он решает принять огонь всех зениток противника на себя. Самолет Пасынкова горит и становится неуправляемым, однако все-таки ему удается приземлиться на Неву. Так герою удалось сохранить в целости не только дома и несколько мостов, но и множество людских жизней. Все это - благодаря силе воли главного героя.

Также пример твердости силы духа можно найти и в текстах Л. Овчинниковой. В них речь идет о детях блокадного Ленинграда. Многие из них остались без родителей, на их глазах рушились дома, падали от голода люди. Дети по первому зову собирались во Дворце пионеров, несмотря на голод, холод и обездоленность. Там они занимались вязанием, шитьем, рисованием, танцами и пением. Тогда они еще не знали о той силе, которой обладает искусство. Ребятишки приехали с выступлением на военный крейсер. Взрослые, которым каждый день приходилось сталкиваться со смертью, были поражены силой духа детей.

В. П. Астафьев: образец духовной мощи

Также пример силы духа человека можно найти и в тексте журналиста Г. К. Сапронова, который также является членом Ассоциации книгоиздателей России. Автор раскрывает данную тему на примере биографии Виктора Петровича Астафьева. Он смог пройти через множество жизненных тягот - сиротство, бездомность, военные годы, а также послевоенную нищету и разруху. Однако он сумел справиться со всеми бедами, остаться самим собой. Астафьев при этом работал, не покладая рук. Он каждый день садился за рабочий стол и дописывал созданные им сюжеты, чтобы прокормить родных людей. Несмотря на все тяготы, он не опускал руки, продолжал трудиться ради себя и своей семьи. Автор уверен, что только сильный духом человек способен перенести все жизненные испытания, преодолеть преграды на пути и одновременно сохранить свои лучшие личностные качества. С этой позицией нельзя не согласиться.

История летчика Маресьева

О том, что такое сила духа, рассказывает также история летчика Алексея Маресьева. Его самолет разбился во вражеском тылу. После этого он в течение 18 дней добирался ползком до своих, так как его ноги были повреждены. После того, как конечности у летчика были ампутированы, он стал учиться ходить на протезах, а затем и снова управлять самолетом. Преодоление Маресьевым всех трудностей говорит о его несгибаемой воле и мужестве. Это истинный пример стойкости и силы духа, который вошел в историю.

Лучше всего узнать о том, что такое сила духа из цитат великих людей. Вот что говорил по этому поводу Лукреций: «Дух силен радостью». С утверждением этим нельзя не согласиться. Ведь именно благодаря внутренним психологическим ресурсам человек может быть силен. Жизненные силы, любовь и запас энергии позволяют двигаться дальше, несмотря ни на какие преграды. Радостные события прошлого могут забываться, однако они продолжают существовать в бессознательной памяти, давая силы для преодоления препятствий и новых свершений. Когда на душе становится грустно, нет веры в собственные силы, одолевает тревога или усталость, важно помнить слова Лукреция. Размышляя о хороших событиях, человек имеет возможность укрепить свой дух.

Укрепление внутренней стойкости

А вот что говорил по данному поводу французский писатель и энтомолог Ж. Фабр: «Счастлив, трижды счастлив человек, которого невзгоды жизни закаляют». Считается, что проходя через жизненные трудности, человек становится сильнее. Ведь кризисом называется такая поворотная точка, когда прежние действия оказываются неэффективными, а новые способы поведения человек еще не придумал.

Сильный духом человек - это тот, кто умеет изобрести эти способы совладания с трудной жизненной ситуацией. Тот, кто не знает, что такое сила духа, имеет все шансы обрести ее именно в сложных обстоятельствах. Закаляет человека именно положительный опыт встречи с непростыми ситуациями. Ведь эти знания придадут ему уверенности и в будущем. Если раньше у него получилось расправиться с проблемами, он будет знать, что решение этих задач ему по силам.

Обстоятельства, в которых человек имеет шанс стать сильнее

Иногда случается и так, что сложная ситуация в жизни человека не находит решения в течение длительного времени. В таком случае дух человека не становится сильнее. Один не теряет надежды, что все может измениться к лучшему. Другой просто адаптируется к новым условиям жизни. В последнем случае человек не становится сильнее, его дух остается слабым. Ведь уход от непростой ситуации не является способом преодоления жизненных препятствий.

Например, человек может бросить работу, на которой у него возникли проблемы. И на следующем рабочем месте его будет ожидать аналогичная ситуация. Или же он не может построить хороших отношений, стремится найти нового мужа или жену. В таком случае он тоже столкнется с подобными проблемами. Ведь в прежней ситуации он не вынес ценного урока, а значит, жизнь будет продолжать сталкивать его с подобными обстоятельствами до той поры, пока он не научится укреплять свой дух, преодолевать стоящие перед ним препятствия.