На свободную тему

Основные механизмы защиты и копинг технологии. Механизмы совладания со стрессом – копинг-механизмы. Адаптивные варианты копинг-поведения

Стресс- напряжённое психическое и физическое состояние организма.

Стресс в минимальных количествах необходим для организма. Чрезмерный стресс снижает эффективность и благополучие индивида, что приводит к психосоматическим заболеваниям.

Учение о стрессе появилось в связи с работами Г. Селье. Согласно Селье, стресс – это способ достижения устойчивости организма в ответ на действие отриц факторов.

Два вида стресса:

    Эостресс (вызывает желательный эффект)

    Дистресс (отрицательный эффект)

Стресс имеет три фазы:

  • Сопротивляемость

    Истощение

Люди с устойчивой психикой способны преодалеть стадию тревоги и избежать стресса.

В настоящее время стресс разделяют на эмоциональный и информационный. Последний связан с количеством информации, обрушивающейся на человека.

    История изучения копинга.

Теория совладания личности с трудными жизненными ситуациями (копинга) возникла в психологии во второй половине XX в. Термин введен американским психологом Абрахамом Маслоу (Maslow, 1987). Под "копингом" (от англ. to соре - справиться, совладать) подразумеваются постоянно изменяющиеся когнитивные и поведенческие попытки справиться со специфическими внешними или/и внутренними требованиями, которые оцениваются как напряжение или превышают возможности человека справиться с ними.

В отечественной психологии актуальная проблема поведения личности в стрессе изучалась в основном в контексте преодоления экстремальных ситуаций. Исключение составляют немногочисленные работы, посвященные изучению личности и жизненного пути (Анцыферова,; Либина,), а также терапии супружеских конфликтов (Кочарян, Кочарян).

В зарубежной психологии изучение поведения в трудных ситуациях ведется в нескольких направлениях. Лазарус и Фолкмен подчеркивают роль когнитивных конструктов, обусловливающих способы реагирования на жизненные трудности. Коста и Маккрей делают акцент на влиянии личностных переменных, детерминирующих предпочтение индивидом тех или иных стратегий поведения в сложных обстоятельствах. Лер и Томэ уделяют большое внимание анализу самих трудных ситуаций, справедливо предполагая сильное влияние контекста на выбор стиля реагирования. Интерпретация феноменов защиты и совладения связана также с изучением природы индивидуального поведения в контексте проблемы стресса (Селье).

    Общее представление о копинге.

Копинг-поведение - форма поведения, отражающая готовность индивида решать жизненные проблемы. Это поведение, направленное на приспособление к обстоятельствам и предполагающее сформированное умение использовать определенные средства для преодоления эмоционального стресса. При выборе активных действий повышается вероятность устранения воздействия стрессоров на личность.

Особенности этого умения связаны с "Я-концепцией", локусом контроля, эмпатией, условиями среды. По представлениям Маслоу, копинг-поведение противопоставлено экспрессивному поведению.

Выделяются следующие способы совладающего поведения:

Разрешение проблем; - поиск социальной поддержки; - избегание. Совладающее поведение реализуется посредством применения различных копинг-стратегий на основе ресурсов личности и среды. Одним из самых важных ресурсов среды является социальная поддержка. К личностным ресурсам относятся адекватная "Я-концепция", позитивная самооценка, низкий нейротизм, интернальный локус контроля, оптимистическое мировоззрение, эмпатический потенциал, аффилиативная тенденция (способность к межличностным связям) и другие психологические конструкты.

В процессе действия стрессора на личность происходит первичная оценка, на основании которой определяют тип создавшейся ситуации - угрожающий или благоприятный. Именно с этого момента формируются механизмы личностной защиты. Лазарус рассматривал эту защиту (процессы совладания) как способность личности осуществлять контроль над угрожающими, расстраивающими или доставляющими ей удовольствие ситуациями. Процессы совладания являются частью эмоциональной реакции. От них зависит сохранение эмоционального равновесия. Они направлены на уменьшение, устранение или удаление действующего стрессора. На этом этапе осуществляется вторичная оценка последнего. Результатом вторичной оценки становится один из трех возможных типов стратегии совладания: 1. - непосредственные активные поступки индивида с целью уменьшения или устранения опасности (нападение или бегство, восторг или любовное наслаждение);

2. - косвенная или мыслительная форма без прямого воздействия, невозможного из-за внутреннего или внешнего торможения, например вытеснение ("это меня не касается"), переоценка ("это не так уж и опасно"), подавление, переключение на другую форму активности, изменение направления эмоции с целью ее нейтрализации и т. д.;

3. - совладание без эмоций, когда угроза личности не оценивается как реальная (соприкосновение со средствами транспорта, бытовой техникой, повседневными опасностями, которых мы успешно избегаем).

Защитные процессы стремятся избавить индивида от рассогласованности побуждений и амбивалентности чувств, предохранить его от осознания нежелательных или болезненных эмоции, а главное - устранить тревогу и напряженность. Результативный максимум защиты одновременно является минимумом того, на что способно удачное совладание. "Удачное" совладающее поведение описывается как повышающее адаптивные возможности субъекта, реалистическое, гибкое, большей частью сознаваемое, активное, включающее в себя произвольный выбор.

    Критерии эффективности копинга.

Существует достаточно большое количество различных классификаций стратегий копинг-поведения. Можно выделить три основных критерия, по которым строятся эти классификации:

1. Эмоциональный/проблемный:

1.1. Эмоционально-фокусированный копинг - направлен на урегулирование эмоциональной реакции. 1.2. Проблемно-фокусированный - направлен на то, чтобы справиться с проблемой или изменить ситуацию, которая вызвала стресс.

2. Когнитивный/поведенческий:

2.1. "Скрытый" внутренний копинг - когнитивное решение проблемы, целью которой является изменение неприятной ситуации, вызывающей стресс. 2.2. "Открытый" поведенческий копинг - ориентирован на поведенческие действия, используются копинг-стратегии, наблюдаемые в поведении. 3. Успешный/неуспешный:

3.1. Успешный копинг - используются конструктивные стратегии, приводящие в конечном итоге к преодолению трудной ситуации, вызвавшей стресс. 3.2. Неуспешный копинг - используются неконструктивные стратегии, препятствующие преодолению трудной ситуации.

Представляется, что каждая используемая человеком стратегия копинга может быть оценена по всем вышеперечисленным критериям хотя бы потому, что человек, оказавшийся в трудной ситуации, может использовать как одну, так и несколько стратегий совладания.

Таким образом, можно предположить, что существует взаимосвязь между теми личностными конструктами, с помощью которых человек формирует свое отношение к жизненным трудностям, и тем, какую стратегию поведения при стрессе (совладания с ситуацией) он выбирает.

    Отличие копинга от защитных механизмов.

Как отмечают многие авторы, существуют значительные сложности в разграничении механизмов защиты и совладания. Наиболее распространенной является точка зрения, согласно которой психологическая зашита характеризуется отказом индивидуума от решения проблемы и связанных с этим конкретных действий ради сохранения комфортного состояния.

В то же время способы совладания подразумевают необходимость проявить конструктивную активность, пройти через ситуацию, пережить событие, не уклоняясь от неприятностей. Можно сказать, что предметом психологии совладания, как специальной области исследования, является изучение механизмов эмоциональной и рациональной регуляции человеком своего поведения с целью оптимального взаимодействия с жизненными обстоятельствами или их преобразования в соответствии со своими намерениями (Либин, Либина).

Современный подход к изучению механизмов формирования совладающего поведения учитывает следующие положения.

    Человеку присущ инстинкт преодоления (Фромм), одной из форм проявления которого является поисковая активность (Аршавский, Ротенберг), обеспечивающая участие эволюционно-программных стратегий во взаимодействии субъекта с различными ситуациями.

    На предпочтение способов совладания влияют индивидуально-психологические особенности: темперамент, уровень тревожности, тип мышления, особенности локуса контроля, направленность характера. Выраженность тех или иных способов реагирования на сложные жизненные ситуации ставится в зависимость от степени самоактуализации личности - чем выше уровень развития личности человека, тем успешнее он справляется с возникшими трудностями.

    Стили реагирования по Лацарусу.

По мнению ведущего специалиста в области изучения coping styles ("способов совладания") Лазаруса, несмотря на значительное индивидуальное разнообразие поведения в стрессе, существует два глобальных типа стиля реагирования:

Проблемно-ориентированный стиль , направленный на рациональный анализ проблемы, связан с созданием и выполнением плана разрешения трудной ситуации и проявляется в таких формах поведения, как самостоятельный анализ случившегося, обращение за помощью к другим, поиск дополнительной информации.

Субъектно-ориентированный стиль является следствием эмоционального реагирования на ситуацию, не сопровождающегося конкретными действиями, и проявляется в виде попыток не думать о проблеме вообще, вовлечения других в свои переживания, желание забыться во сне, растворить свои невзгоды в алкоголе или компенсировать отрицательные эмоции едой. Эти формы поведения характеризуются наивной, инфантильной оценкой происходящего.

    Проблема адаптации и копинг:

Стратегии поведения раскрываются в различных формах адаптации. Адаптация, в отличие от простого приспособления, понимается сегодня как активное взаимодействие человека с социальной средой с целью достижения его оптимальных уровней по принципу гомеостаза и отличающегося относительной стабильностью.

Проблема адаптации теснейшим образом связана с проблемой здоровья/болезни. Этот континуум неотъемлем от жизненного пути личности. Многофункциональность и разнонаправленность жизненного пути обусловливают взаимосвязь и взаимообусловленность процессов соматического, личностного и социального функционирования. Таким образом, адаптационный процесс включает в себя различные уровни человеческой жизнедеятельности.

Своеобразным "срезом" адаптационного процесса, охватывающего весь жизненный путь от рождения до смерти, является внутренняя картина жизненного пути, которая характеризует качество жизни человека и его адаптационные возможности на разных уровнях. Внутренняя картина жизненного пути - целостный образ человеческого бытия. Это ощущение, восприятие, переживание и оценка собственной жизни и, в конечном счете, отношение к ней. Внутренняя картина жизненного пути включает в себя ряд компонентов:

1. соматический (телесный) - отношение к своей телесности (к своему здоровью, изменениям в нем, включая болезнь, к возрастным и различным соматическим изменениям);

2. личностный (индивидуально-психологический) - отношение к себе как к личности, отношение к своему поведению, настроению, мыслям, защитным механизмам;

3. ситуационный (социально-психологический) - отношение к ситуациям, в которые оказывается включенным человек на протяжении своего жизненного пути.

Стратегии поведения являются различными вариантами процесса адаптации и подразделяются на соматически-, личностно- и социально-ориентированные в зависимости от преимущественного участия в адаптационном процессе того или иного уровня жизнедеятельности личностно-смысловой сферы.

    Способы смягчения стрессовой ситуации.

Стили реагирования являются промежуточным звеном между случившимися стрессовыми событиями и их последствиями в виде, например, тревожности, психологического дискомфорта, соматических расстройств, сопутствующих защитному поведению, или же характерных для совладающего стиля поведения душевного подъема и радости от успешного решения проблемы.

Нахождение позитивных моментов в трагическом событии позволяет людям легче пережить его. Было выделено пять способов смягчения ситуации (на примере отношения к последствиям пожара):

Обнаружение неожиданно появившихся побочных положительных моментов ("Зато мы теперь живем вместе с детьми");

Сознательное сравнение с другими погорельцами ("У нас хоть стоимость дома была не до конца выплачена, а вот у соседей..."); - представление более трагических последствий ситуации ("Мы ведь остались живы, а ведь могли и погибнуть!");

Попытки забыть о случившемся ("Вы о чем говорите? О пожаре? Да мы об этом давно уже забыли").

Стиль реагирования даже у одного человека может изменяться в зависимости от сферы жизни, в которой он проявляется: в семейных отношениях, работе или карьере, заботе о собственном здоровье.

    Типология защитных и совладающих стилей реагирования

В работе (Либина, Либин) предложена типология защитных и совладающих стилей реагирования, основанная на структурно-функциональной модели поведения. В таблице указаны отдельные примеры пунктов (1а - 4в) опросника "Стиль поведения".

К структурным компонентам относятся наиболее устойчивые базовые характеристики индивидуальности человека, такие, как первая и вторая сигнальная система, свойства нервной системы и темперамент.

Под функциональными компонентами подразумевается специфика организации поведения и деятельности личности. В данном случае имеется в виду феномен, обозначаемый в исследованиях западных психологов как "фокусинг" (focusing) при изучении психических процессов или "orientation", "attitude" при анализе личности. Отечественные психологи оперируют соответственно термином "установка" и понятием "направленность личности".

Формы совладающего поведения в работе Либина названы рациональной компетентностью (образованной тремя самостоятельными первичными факторами - предметная направленность при решении проблем, коммуникативная направленность и рациональная саморегуляция) и эмоциональной компетентностью, имеющей схожую структуру. Новый вторичный фактор"эмоциональная компетентность " подчеркивает важность позитивной роли эмоций в осуществлении личностью конструктивной активности. Эмоциональная компетентность развивается в результате разрешения внутриличностных конфликтов на основе коррекции закрепленных в онтогенезе негативных эмоциональных реакции (застенчивости, депрессии, агрессивности) и сопутствующих им состояний, препятствующих успешной адаптации индивидуума.

    Связь копинга со свойствами НС и темпераментом

Анализ темперамента и характерологических черт личности в связи со стратегиями поведения в конфликте показал, что стратегия избегания оказалась связанной со следующими признаками темперамента: низкой предметной (то есть направленной на дело) активностью и высокой эмоциональностью, понимаемой как чувствительность к несовпадению ожидаемого и полученного результата, а также с негативным отношением к себе и низким уровнем самоуправления

Стратегию сотрудничества предпочитают люди, характеризующиеся высокой предметной эргичностью (то есть потребностью в напряженной работе), более низкими показателями эмоциональности, интернальностью локуса контроля и позитивным отношением к себе и другим.

Стратегия соперничества образует общий паттерн с высоким уровнем эмоциональности в коммуникативной сфере, экстернальным локусом контроля и выраженным ожиданием негативного отношения со стороны окружающих. Предпочитающиестратегию приспособления отличаются самыми низкими в выборке показателями по параметрам предметной и коммуникативной активности.

    Связь копинга с образом «Я»

Еще одним из основных компонентов в исследовательской парадигме психологии совладания оказывается "Я"- образ. "Простота", недифференцированность "Я"- образа связана с риском отреагировать даже на закономерные жизненные кризисы соматическими и психическими расстройствами, а это сопряжено с нарушением системы жизненных ориентиров и в конечном счете с усилением процессов деиндивидуализации. Важным является также сопоставление данных о внутренних механизмах формирования способов реагирования с анализом типов ситуаций, с которыми субъект взаимодействует. Попытки системных исследований как субъективных, так и средовых (ситуационных) особенностей в протекании заболевания предпринимались во многих работах в нашей стране. Взаимоотношения человека и ситуации в возникновении и развитии того или иного заболевания рассматриваются по-разному в зависимости от принадлежности автора к определенному психологическому направлению: от понимания ситуации как толчка к заболеванию до признания ее определяющей роли.

В первом случае приоритет отдается личности. Несмотря на различия во мнениях, во всех работах признается, что анализ личностных переменных во взаимодействии со стрессовыми событиями среды является одной из черт современной психологии и одной из тенденций ее развития.Столкновение значимых отношений личности с несовместимой с ними жизненной ситуацией становится источником нервно-психического напряжения, ведущего к нарушению здоровья. Психология отношений имеет существенное значение в исследовании нормы и патологии личности, происхождения и течения болезней, их лечения и предупреждения.

Современный ритм жизни характеризуется высокой скоростью и большим количеством изменений в окружающем мире. Ежедневно на человека воздействует множество событий, большинство из которых вызывают эмоциональное напряжение и дискомфорт. На любые психологические стрессовые факторы человеческая личность реагирует особыми защитными механизмами: психологической защитой или копинг-стратегией. И если психологическая защита - это неосознанный процесс, направленный на уменьшение отрицательных переживаний, то копинг-стратегии - это осознанные определенные способы деятельности, позволяющие адаптироваться к сложной жизненной ситуации, восстановить и сохранить эмоциональное равновесие.

Что это такое?

Копинг-стратегии - это поведенческие, эмоциональные и когнитивные стратегии, используемые человеческой личностью для преодоления стресса и совладания с ним. Термин был введен Л. Мерфи в 60-х годах XX века при изучении детской психологии и получил свое развитие благодаря вначале психологу Ричарду Лазарусу, а затем и другим ученым, изучающим пути преодоления негативного воздействия стрессов на организм. Русская психологическая школа для определения явления использует сходное понятие: «переживание», «совладающее поведение».

Ситуацию как стрессовую определяет сам для себя каждый индивид. Условия окружающей среды, для одного человека являющиеся нормальной незаметной нагрузкой, для другого могут стать почти непреодолимой преградой для самореализации и жизнедеятельности. Стрессовая для конкретного человека ситуация всегда вызывает у него тревогу, эмоциональную нестабильность, психологический и часто физиологический дискомфорт. В таких условиях психологическая адаптация личности происходит с помощью копинг-стратегий и механизмов психологической защиты.

Психологические защиты представляют собой специальную систему стабилизации личности путем ограждения сознания от неприятных, травмирующих факторов. Внутриличностное напряжение снижается за счет искажения существующей действительности или возникновения у человека различных психосоматических дисфункций (невротических расстройств), приводя к дезадаптации. В противоположность психологическим защитам, при работе копинг-стратегий ответные мысли, чувства и действия индивида образуют конструктивные усилия, направленные на нормализацию взаимоотношений «человек - среда».

Вначале копинг-стратегии определялись как реакция человеческой личности на чрезмерные, превышающие ее внутренние ресурсы требования. Затем понятие копинг-стратегий значительно расширилось и теперь включает в себя и реакции на ежедневные стрессовые ситуации.

Классификация стратегий

На данный момент разработано несколько классификаций копинг-стратегий. Самой известной является классификация, разработанная Р. Лазарусом совместно с С. Фолкманом и разделяющая стратегии два основных типа:

  1. 1. Проблемно-ориентированный копинг (преобразование внешней ситуации) - преодоление стрессовой ситуации происходит за счет переосмысления проблемы, поиска информации о ней и путей решения. Позволяет во многих случаях избежать необдуманных действий и импульсивных поступков.
  2. 2. Эмоционально-ориентированный копинг (преобразование внутренней ситуации) - направлен на изменение отношения к проблеме разными способами, снижающими эмоциональное напряжение, но не способствующими прямому ее решению.

Одна из наиболее простых и удачных методик по выявлению базовых копинг-стратегий разработана Дж. Амирханом («Индикатор копинг-стратегий») и включает три основные группы копинг-стратегий:

  1. 1. Разрешение проблемы - стратегия подразумевает максимальное использование человеком своих возможностей для решения проблемы.
  2. 2. Избегание проблемы - стратегия включает в себя различные формы избегания контактов с окружающей средой с целью уйти от проблемы как в пассивной форме (употребление психоактивных веществ: алкоголя, наркотиков, транквилизаторов), так и в активной (совершение суицида).
  3. 3.

    Поиск социальной поддержки - стратегия предполагает активные действия по получению помощи от социального окружения.

Эффективность и адаптивность копинга

Существует масса копинг-стратегий, из которых каждый индивидуум под воздействием определенного стрессового фактора формирует собственный комплекс. Среди них могут находиться как продуктивные формы (эффективные и адаптивные), помогающие выйти из стрессового состояния, так и относительно продуктивные и непродуктивные.

Р. Лазарус и С. Фолкман в своей тестовой методике опираются на восемь преобладающих копинг-стратегий:

  1. 1. Планирование будущих действий, направленных на решение проблемы, критический анализ ситуации, разнообразные предпринятые усилия.
  2. 2. Конфронтационная стратегия. Попытки разрешить сложную ситуацию через конфликты, упорное отстаивание собственных интересов и враждебность. Используя эту стратегию в конфликтной ситуации, индивидуум испытывает трудности с планированием и часто плохо представляет последствия своих действий.
  3. 3. Принятие ответственности за проблему на себя. За переоценкой собственной роли в возникшей ситуации следуют попытки исправить тяжелую ситуацию.
  4. 4. Самоконтроль. Индивидуум сохраняет хладнокровие, контролируя свои эмоции и действия.
  5. 5. Поиск положительных аспектов в результате возникшей стрессовой ситуации.
  6. 6. Обращение за помощью к окружающим: либо к родным и близким людям, либо к власть имущим и широкой общественности - в зависимости от стрессового фактора.
  7. 7. Дистанцирование от проблемы, то есть отдаление от ситуации, уменьшение ее значимости при помощи разных способов.
  8. 8. Избегание проблемы, бегство от трудностей.

Диагностика копинг-стратегий, которую создал Э. Хайм, позволяет подробно проанализировать стиль и продуктивность стратегий конкретного человека. Тест исследует 26 ситуационно-специфических типов реагирования с разделением их на три основные сферы психической деятельности личности и четким указанием их продуктивности в решении проблемы:

  1. 1. Когнитивный (переосмысливание, анализ) копинг-механизм:
    1. Продуктивные стратегии: проблемный анализ.
    2. 2. Относительно продуктивные: игнорирование, диссимуляция (сознательное стремление скрыть проблему или ее преуменьшение), сохранение самообладания, относительность (сравнение своей проблемы с проблемами других и вывод о ее незначимости), религиозность, наделение проблемы особым смыслом (проблема как способ самосовершенствования), установка собственной ценности (убеждение личности в способности преодолеть в будущем даже большие трудности).
    3. 3. Непродуктивные: смирение, растерянность.
  2. Эмоциональный копинг-механизм:
    1. 1. Продуктивные стратегии: оптимизм.
    2. 2. Относительно продуктивные: протест, пассивная кооперация (индивидуум доверяет решение своих проблем другим).
    3. 3. Непродуктивные: эмоциональная разрядка (выход эмоций), подавление эмоций, покорность (состояние безнадежности), самообвинение, агрессивность.
  3. Поведенческий копинг-механизм:
    1. 1. Продуктивные: сотрудничество.
    2. 2. Относительно продуктивные: отвлечение (погружение в работу, хобби), альтруизм (решение чужих проблем для отвлечения от собственных), компенсация (отвлечение и успокоение с помощью лекарственных препаратов, еды, алкоголя), конструктивная активность (осуществление давней мечты), обращение (получение советов от других).
    3. 3. Непродуктивные: активное избегание проблемы (сознательное нежелание думать и анализировать), отступление (самоизоляция от других людей).

Исследования показали достаточное влияние определенных копинг-стратегий на повышение и понижение успешности и эффективности отдельной личности. Так, копинговые реакции, сфокусированные на проблеме, связаны с более низким уровнем отрицательных эмоций. У детей, мало применяющих проблемно-ориентированный копинг, больше сложностей в адаптации, а применение эмоционально-ориентированного копинга часто связано с серьезными проблемами в поведении и повышением уровня тревожности и депрессии. Эффективными и положительно влияющими на адаптацию признаны активное решение проблемы и поиск социальной поддержки.

Стоит отметить, что в зависимости от характерных особенностей личности и тяжести стрессового фактора некоторые копинг-механизмы могут существенно улучшить или ухудшить развитие ситуации. Например, в некоторых случаях обычно непродуктивная эмоциональная разрядка необходима, и за ней следует гораздо более спокойный анализ ситуации. И наоборот, относительно продуктивные протест и игнорирование, принимая неадекватные и гипертрофированные формы, могут повлечь за собой расширение и углубление кризиса, а также вовлечение в него новых факторов.

Одним из аспектов общего фонда рассматривается достаточно обширный спектр ресурсов среды, окружающей индивида:

  • доступность для него инструментальной помощи среды;
  • доступность моральной и эмоциональной поддержки социального окружения.

Вторым аспектом являются личностные характеристики индивида:

  • врожденные способности;
  • приобретенные навыки и умения.

Разные исследователи называют ключевыми разные ресурсы. По мнению С. Селигмана, главный ключевой ресурс, помогающий справиться со стрессом, - это оптимизм. А. Бандура полагает важным ключевым ресурсом в работе со стрессом конструкт «самоэффективность». Многие другие ученые считают направляющим в формировании копинг-стилей конструкт «жизнестойкость». При всей разнице мнений копинг-стили формируются постепенно в течение жизни человека под влиянием постоянно изменяющейся действительности и имеющихся в данный момент ресурсов.

С детства обедненная ресурсами среда, как материальными, так и социальными, не позволяет развить способности и приобрести навыки, и с большой долей вероятности сузит спектр предпочитаемых копинг-стратегий. Применяемые личностью копинг-стратегии также влияют на владение и управление ресурсами. Примером может служить сознательное нежелание человека эффективно взаимодействовать с социальным окружением, вследствие чего у него значительно сужается круг общения и, соответственно, обедняются ресурсы среды.

Основная функция копинг-механизмов - компенсаторная, позволяющая совладать со стрессом с минимальными потерями для личности.

Копинг-стратегии, направленные на непосредственное решение проблем, в большинстве своем признаны более эффективными, чем стратегии, предназначенные только для совладания индивидуума с его отношением к проблеме. Кроме того, исследования подтверждают более высокую эффективность комплексного использования нескольких видов продуктивного или относительно продуктивного копинга, в сравнении с выбором только одного из способов совладания.

Значительная часть исследований в 60-70х годах была тесно связана с проблемой стресса (Крегер Ф., Любан-Плоцца В., Пельдингер В., 1996). По определению Г. Селье (1959) стресс – это неспецифическая, стереотипная, филогенетически древняя реакция организма в ответ на различные стимулы среды, подготавливающая его к физической активности (например к бегству и т. п.). Понятием «стрессор» он обозначил физические, химические и психические нагрузки, которые может испытывать организм. Если нагрузки чрезмерны или социальные условия не позволяют реализовать адекватный физический ответ, эти процессы могут привести к физиологическим и даже структурным нарушениям.

Понятие «coping» происходит от английского «соре» (преодолевать). В российской психологической литературе его переводят, как адаптивное «совладающее поведение» или «психологическое преодоление». Отметим, что согласно словарю Владимира Даля (1995г.), слово «совладание» про­исходит от старорусского «лад» (ладить) и означает справляться, привести в порядок, подчинить себе. Образно говоря, «совладать с ситуаци­ей» – значит подчинить себе обстоятельства, сладить с ними.

Теория «копинга» получила всеобщее признание и самой разработанной является концепция Р. Лазаруса.

R. S. Lasarus (1966) понимал «копинг», как средства психологической защиты, вырабатываемые человеком, от психотравмирующих событий и воздействующие на ситуационное поведения.

Термин «coping» начал активно использоваться в американской пси­хологии в начале 60-х годов для изучения поведения личности в стрессо­вых ситуациях. Эти исследования, в свою очередь, стали частью массивно­го когнитивного движения, которое начало формироваться в 60-е годы ра­ботами I. Jams (1958), M. Arnold (1960), D. Mechanic (1962), L. Murphy (1962), J. Rotter (1966), R. Lasarus, (1966).

В многочисленных работах отмечается, что при недостаточном разви­тии конструктивных форм совладающего поведения увеличивается патогенность жизненных событий, и эти события могут стать «пусковым меха­низмом» в процессе возникновения психосоматических и других заболева­ний (Александровский Ю. А., 1976; Китаев-Смык Л. А., 1983; Чехлатый Е. И., 1992; Назыров Р. К., 1993; Веселова Н. В., 1994; Таукенова Л. М., 1995; Lazarus R., 1974; Perrez M., 1992).

Постепенная смена модели стресса, разработанная Г. Селье (1956), произошла после выхода книги R. Lazarus «Psychological stress and the coping process» (1966), где копинг рассматривался в качестве центрального звена стресса, а именно – как стабилизирующий фактор, который может помочь личности поддерживать психосоциальную адаптацию в период воздействия стресса.

Ограничиваясь психологическим аспектом, Лазарус трактует стресс как реакцию взаи­модействия между личностью и окружающим миром, опосредованно оцененую индивидом (Folkman S., Lazarus R., 1984). Это состояние в большей степени является продуктом когнитивных процессов, образа мыслей и оценки ситуации, знания собственных воз­можностей (ресурсов), степени обученности способам управления и стра­тегии поведения в экстремальных условиях, их адекватному выбору.

Р. Лазарус придает особое значение когнитивной оценке стресса, утверждая, что стресс – это не просто встреча с объек­тивным стимулом, решающее значение имеет его оценка индивидом. Сти­мулы могут быть оценены как неуместные, положительные или стрессогенные (цит. по Inglehart, 1991). Также автор утверждает, что стрессогенные стимулы приводят к различной величине стресса у разных людей и в разных ситуациях (Alfert E., Lazarus R., 1964). Таким образом, ключевым моментом в исследованиях Лазаруса было то, что стресс стал рассматриваться как результат субъективной оценки вредного стимула.

Р. Лазаруса и его сотрудники обратили особое внимание на два когнитивных процесса – оценку и преодоление (купи­рование) стресса, являющихся, несомненно, важными при взаимодействии человека с окружающей средой. Слово «оценка» в рассматриваемом кон­тексте означает установление ценности или оценивание качества чего-либо, а «преодоление» («сорing») – приложение поведенческих и когнитив­ных усилий для удовлетворения внешних и внутренних требований. Копинг вступает в действие, когда сложность задач превышает энергетиче­скую мощность привычных реакции, и требуются новые затраты, а рутин­ного приспособления недостаточно (Нартова-Бочавер С. К., 1997).

В исследованиях Kocowski (1966) при сравнении двух крайних групп испытуемых (устойчивых и неустойчивых к стрессу) обнаружены сущест­венные различия между группами в отношении личностных особенностей. Так, неустойчивые к стрессу проявили интенсивное чувство неполноцен­ности, отсутствие веры в свои силы, боязливость, значительную импуль­сивность в действиях. Напротив, лица, устойчивые к стрессу, были менее импульсивны и менее боязливы, им была свойственна большая устойчи­вость в преодолении препятствий, активность, энергичность, жизнерадо­стность (цит. по Варес А. Ю.).

Т. Holmes и R. Rahe (1967) ввели понятие «критического восприятия жизненных переживаний». По мнению авторов, стрессовое со­бытие начинается с восприятия какого-либо внутреннего (например, мысль) или внешнего (например, упрек) события. Речь идет о макрострессоре или сильном недлительном раздражителе, который нарушает равно­весие и характеризуется сильным эмоциональным участием.

Значительный вклад в изучение копинг-поведения у соматических больных внес Е. Heim (1988). Изучая копинг-процессы у онкологических больных и рассматривая их с точки зрения преодоления болезни, Е. Heim дает следующее определение копинга: «Преодоление болезни можно обо­значить, как стремление уменьшить уже существующее или ожидаемое дав­ление со стороны болезни интрапсихически (эмоционально-когнитивно) или путем целенаправленных действий выровнять это состояние или пере­работать его». Е. Heim выделил 26 форм копинг-поведения в когнитивной, эмоциональной и поведенческой сферах. «В целом, – пишет E. Heim (1988), удивительно, как характерно действует адаптивный фактор копинг-поведения в смысле трех различаемых нами параметров – действия, позна­ния и эмоциональной переработки – прежде всего благодаря активному действию, и, наоборот, неблагоприятный (неадаптивный) фактор, благода­ря эмоциональным диссонансам. Важным фактором является степень гиб­кости или спектр форм преодоления, находящихся в распоряжении инди­вида для благоприятного преодоления болезни».

Психологическая адаптация человека происходит, главным образом, посредством копинг-стратегий и механизмов психологической защиты.

Копинг и психологические защиты

Одни и те же события жизни могут иметь различную стрессовую нагрузку в зависимости от их субъективной оценки.

Стрессовое событие начинается с оценки какого-либо внутреннего (например, мысль) или внешнего (например, упрек) стимула, в результате возникает копинг-процесс. Копинг-реакция срабатывает тогда, когда сложность задачи превышает энергетическую мощность привычных реакций организма. Если требования ситуации оцениваются как непосильные, тогда преодоление может происходить в форме психологической защиты.

В общем континууме психологической регуляции копинг-стратегии играют компенсаторную функцию, а психологические защиты занимают последний уровень в системе адаптации - уровень декомпенсации. На схеме 1. отображены два возможных стиля реагирования на негативные события.

Схема 1. Копинг-стратегия и психологическая защита. Стили реагирования в стрессовой ситуации.

Два стиля реагирования в проблемной ситуации

    Проблемно-ориентированный (problem-focused) стиль - это рациональный анализ проблемы, связанный с созданием и выполнением плана разрешения трудной ситуации, его проявление можно увидеть в таких реакциях: самостоятельный анализ случившегося, обращение за помощью к другим, поиск дополнительной информации.

    Субъективно-ориентированный (emotion-focused) стиль - следствие эмоционального реагирования на ситуацию. Он не сопровождается конкретными действиями, а проявляется в виде попыток не думать о проблеме, вовлечением других в свои переживания, желанием забыться во сне, растворить свои невзгоды в алкоголе, наркотиках или компенсировать отрицательные эмоции едой.

Психологические защиты

Психологические защиты это специальная система стабилизации личности, направленная на ограждение сознания от неприятных, травмирующих переживаний. Ограждение происходит путем вытеснения информации противоречащей Я-концепции человека.

Принцип психологической защиты заключается в ослаблении внутриличностного напряжения путем искажения существующей действительности или приводя организм к следующим изменениям:

  • психическим перестройкам, телесным нарушениям (дисфункциям), проявляющимся в виде хронических психосоматических симптомов,
  • изменениям способов поведения.

При длительном неврозе допускается появление так называемых вторичных защитных механизмов, которые закрепляют невротическое поведение (пример, возникает рационализация с целью оправдать свою несостоятельность, уход в болезнь, освобождающий от ответственности за решение проблем).

Копинг

Копинг (англ. «cope» - справиться, выдержать, совладать) - это стабилизирующий фактор, помогающий личности поддерживать психосоциальную адаптацию в период воздействия стресса. Копинг-стратегии это адаптивная форма поведения, которая поддерживает психологическое равновесие в проблемной ситуации.
это способы психологической деятельности и поведения, вырабатываемые сознательно и направленные на преодоление стрессовой ситуации.

Проблемная ситуация характеризуется неопределенностью, повышенной сложностью, стрессогенностью, противоречивостью.

Виды стрессовых ситуации

    Макрострессоры - критические жизненные события, требующие продолжительной социальной адаптации, затрат большого количества сил и сопровождающиеся стойкими аффективными нарушениями.

    Микрострессоры - повседневные перегрузки и неприятности, локализованные во времени, влекущие за собой ухудшение самочувствия для восстановления адаптации, требующие небольшое количество времени (минуты).

    Психотравмы - травматические события, характеризующиеся запредельным порогом интенсивности, внезапным и непредсказуемым началом.

    Хронические стрессоры – это перегрузки с длительной протяженностью во времени, характеризуются повторяющимися однотипными стрессовыми нагрузками.

Стресс также может выполнять защитную и саногенную функцию.

Когнитивно-феноменологический подход - это теория преодоления стресса по Лазарусу (R. Lazarus, 1966-1998)

Данная теория описывает взаимодействие человека и стресса, концепция преодоления стресса состоит из двух этапов:

1) Первичная оценка позволяет индивиду сделать вывод о том, что ему грозит: стрессор - угроза или благоденствие. Первичная оценка стрессового воздействия заключается в вопросе: «что это значит для меня лично?»

При оценке события как дестабилизирующего, возникает потребность в адаптации, ее удовлетворение осуществляется по трем каналам:

  1. Первый канал - освобождение эмоций.
  2. Второй - выработка стратегии совладения.
  3. Третий - социальный канал, он влияет меньше - не учитывается.

2) Вторичная когнитивная оценка считается основной и выражается в постановке вопроса: «Что могу сделать в данной ситуации?» - оцениваются собственные ресурсы и личностные факторы, такие как:

  • эмоциональная стабильность;
  • психологическая выносливость - это система убеждений;
  • умение ставить цель и умение видеть смысл в том, что делаешь;
  • используемый тип психологической защиты;
  • состояние в момент стресса;
  • предрасположенность к состояниям страха и гнева;
  • социальная поддержка.

Критерии, по которым узнаем характеристики социальной поддержки:

  • Есть ли те люди, которые являются значимыми.
  • Оценка социального положения этих людей.
  • Насколько они влиятельны в социальной среде.
  • Могут ли они своей личностью воздействовать на стрессор.
  • Частота контактов с этими людьми.

Социальная поддержка осуществляет эффект буфера, она смягчает удар.

Стадии оценки могут происходить независимо и синхронно. Результат соотношения первичной и вторичной оценки - решение о приоритетном для организма типе реакции на стресс, а также выработка копинг-стратегии.

Классификация копинг-стратегий (Перре, Райхертс, 1992)

Теории о механизмах психологической защиты и копинг-стратегиях используется во время планирования психотерапевтической интервенции.

При этом, диагностируемые механизмы защит свидетельствуют о наличии ригидности «Я-концепции», об огромном пласте психотерапевтической работы.

Диагностируемая копинг-реакция, в свою очередь, говорит о возможных вариантах совладания и тех ресурсах личности, которые эффективно помогают преодолевать проблемную ситуацию.

литература:

  1. Перре М., Бауман У. Клиническая психология - Питер, 2007 - 1312 стр.
  2. Карвасарский Б.Д. Клиническая психология - Питер, 2004 - 539 стр.
  3. Набиуллина Р.Р., Тухтарова И.В. Механизмы психологической защиты и совлодания со стрессом / Учебно-методическое пособие - Казань, 2003 - 98 стр.
  4. Демина Л.Д., Ральникова И.А. Психическое здоровье и защитные механизмы личности - Изд-во Алтайского государственного университета, 2000 - 123 стр.
  5. Аннелизе Х., Франц Х., Юрген О., Ульрих Р. Базисное руководство по психотерапии - Изд-во «Речь», 1998 - 784 стр.
  6. Лекции по клинической психологии - ГрГМУ, Беларусь, 2006.

На протяжении всей жизни практически каждый человек сталкивается с ситуациями, субъективно переживаемыми им как трудные, «нарушающие» привычный ход жизни.

Переживание таких ситуаций зачастую меняет и восприятие окружающего мира, и восприятие своего места в нем. Изучение поведения, направленного на преодоление трудностей, в зарубежной психологии проводится в рамках исследований, посвященных анализу «coping» - механизмов или «coping behavior».

«Копинг» - это индивидуальный способ взаимодействия с ситуацией в соответствии с ее собственной логикой, значимостью в жизни человека и его психологическими возможностями .

Под «копингом» подразумеваются постоянно изменяющиеся когнитивные, эмоциональные и поведенческие попытки справиться со специфическими внешними и внутренними требованиями, которые оцениваются как напряжение или превышают ресурсы человека с ними справиться .

Проблема «копинга» (совладания) личности с трудными жизненными ситуациями возникла в психологии во второй половине ХХ в. Автором термина был А. Маслоу. Понятие «coping» происходит от английского «cope» (преодолевать).

В российской психологии его переводят как адаптивное, совпадающее поведение, или психологическое преодоление. Первоначально понятие «копинг-поведение» использовалось в психологии стресса и было определено как сумма когнитивных и поведенческих усилий, затрачиваемых индивидом для ослабления влияния стресса. В настоящее время, будучи свободно употребляемым в различных работах, понятие «копинг» охватывает широкий спектр человеческой активности - от бессознательных психологических защит до целенаправленного преодоления кризисных ситуаций. Психологическое предназначение копинга состоит в том, чтобы как можно лучше адаптировать человека к требованиям ситуации.

Понятие «копинг» интерпретируется по-разному в разных психологических школах.

Первый подход - неопсихоаналитический. Копинг-процессы рассматриваются как эго-процессы, направленные на продуктивную адаптацию личности в трудных ситуациях. Функционирование копинг-процессов предполагает включение когнитивных, моральных, социальных и мотивационных структур личности в процессе совладания с проблемой. В случае неспособности личности к адекватному преодолению проблемы включаются защитные механизмы, способствующие пассивной адаптации. Такие механизмы определяются как ригидные, дезадаптивные способы совладания с проблемой, препятствующие адекватной ориентации индивида в реальной действительности. Иначе говоря, копинг и защита функционируют на основании одинаковых эго-процессах, но являются разнонаправленными механизмами в преодолении проблем .

Второй подход определяет копинг как качества личности, позволяющие использовать относительно постоянные варианты ответа на стрессовые ситуации. А. Биллингс и Р. Моос выделяют три способа совладания со стрессовой ситуацией.

1. Копинг, нацеленный на оценку, - преодоление стресса, включающее в себя попытку определить значение ситуации и ввести в действие определенные стратегии: логический анализ, когнитивная переоценка.

2. Копинг, нацеленный на проблему, - совладание со стрессом, имеющее целью модифицировать, уменьшить или устранить источник стресса.

3. Копинг, нацеленный на эмоции, - преодоление стресса, включающее в себя когнитивные, поведенческие усилия, с помощью которых человек пытается уменьшить эмоциональное напряжение и поддержать аффективное равновесие .

В третьем подходе копинг выступает как динамический процесс, который определяется субъективностью переживания ситуации и многими другими факторами. Р. Лазарус и С. Фолькман обозначили психологическое преодоление как когнитивные и поведенческие усилия личности, направленные на снижение влияния стресса. Активная форма копинг-поведения, активное преодоление, является целенаправленным устранением или ослаблением влияния стрессовой ситуации. Пассивное копинг-поведение, или пассивное преодоление, предполагает использование различного арсенала механизмов психологической защиты, которые направлены на снижение эмоционального напряжения, а не на изменение стрессовой ситуации .

Р. Лазарус выделил три типа стратегий совладания с угрожающей ситуацией: механизмы защиты Эго; прямое действие - нападение или бегство, которое сопровождается гневом или страхом; совладание без аффекта, когда реальная угроза отсутствует, но потенциально существует.

Копинг-поведение возникает, когда человек попадает в кризисную ситуацию. Любая кризисная ситуация предполагает наличие некоего объективного обстоятельства и определенного отношения к нему человека в зависимости от степени его значимости, которое сопровождается эмоционально-поведенческими реакциями различного характера и степени интенсивности . Ведущими характеристиками кризисной ситуации являются психическая напряженность, значимые переживания как особая внутренняя работа по преодолению жизненных событий или травм, изменение самооценки и мотивации, а также выраженная потребность в их коррекции и в психологической поддержке извне.

Психологическое преодоление (совладание) является переменной, зависящей по крайней мере от двух факторов - личности субъекта и реальной ситуации. На одного и того же человека в разные периоды времени событие может оказывать различное по степени травматичности воздействие.

Существуют различные классификации копинг-стратегий.

В некоторых теориях копинг-поведения выделяют следующие базисные стратегии:

1. Разрешение проблем;

2. Поиск социальной поддержки;

3. Избегание .

Конфликтологи выделяют три плоскости, в которых происходит реализация копинг-стратегий поведения: поведенческая сфера; когнитивная сфера; эмоциональная сфера. Виды копинг-стратегий поведения разделяются и с учетом степени их адаптивных возможностей: адаптивные, относительно адаптивные, неадаптивные.

А.В. Либин в рамках дифференциальной психологии рассматривает психологические защиты и совладание как два различных стиля реагирования . Под стилем реагирования понимается параметр индивидуального поведения, характеризующий способы взаимодействия человека с различными сложными ситуациями, проявляющиеся либо в форме психологической защиты от неприятных переживаний, либо в виде конструктивной активности личности, направленной на разрешение проблемы. Стили реагирования являются промежуточным звеном между случившимися стрессовыми событиями и их последствиями в виде, например, тревожности, психологического дискомфорта, соматических расстройств, сопутствующих защитному поведению, или же характерных для совладающего поведения душевного подъема и радости от успешного решения проблем.

Л.И. Анцыферова исследует динамику сознания и действия личности в трудных обстоятельствах жизни, которые являются результатом психической переработки индивидом жизненных невзгод с позиций своей, лишь частично осознаваемой «теории» мира. При этом, рассматривая жизненные трудности, необходимо учитывать главное - ценность, которая в определенных условиях может быть потеряна или уничтожена. Это обстоятельство и делает ситуацию стрессовой .

Для того чтобы сохранить, защитить, утвердить данную ценность, субъект прибегает к различным приемам изменения ситуации. Так, чем более значимое место в смысловой сфере личности занимает находящийся в опасности объект и чем более интенсивной воспринимается личностью «угроза», тем выше мотивационный потенциал совладания с возникшей трудностью.

В настоящее время, по мнению С.К. Нартова-Бочавер , выделяют три подхода к толкованию понятия «coping». Первый, развиваемый в работах Н. Хаан, трактует его в терминах динамики Эго как один из способов психологической за щиты, используемой для ослабления напряжения. Этот подход нельзя назвать распространенным прежде всего потому, что его сторонники склонны отождествлять coping с его результатом. Второй подход, отраженный в работах А.Г. Биллингс и Р.Н. Мус, определяет «coping» в терминах черт личности - как относительно постоянную предрасположенность отвечать на стрессовые события определенным образом . Однако, поскольку стабильность рассматриваемых способов очень редко подтверждается эмпирическими данными, это понимание также не обрело большой поддержки среди исследователей.

И, наконец, согласно третьему подходу, признанному авторами Р.С. Лазарус и С. Фолкмен, «coping» должен пониматься как динамический процесс, специфика которого определяется не только ситуацией, но и стадией развития конфликта, столкновения субъекта с внешним миром.

В теории преодоления (совладания, копинг-поведения) Лазарус различает два процесса: временное облегчение и непосредственные двигательные реакции. Процесс временного облегчения выражается в форме смягчения страданий, связанных с переживанием стресса, и в уменьшении психофизиологических воздействий с помощью двух способов.

Первого - симптоматического: употребление алкоголя, транквилизаторов, седативных препаратов, тренировка мышечной релаксации и др. методы, направленные на улучшение физического состояния. И второго - интрапсихического, рассматривая этот способ с точки зрения A. Фрейд , но при этом называя «механизмами когнитивной защиты»: идентификация, перемещение, подавление, отрицание, формирование реакции и интеллектуализация. Непосредственные двигательные реакции относятся к реальному поведению, направленному на изменение взаимоотношений человека с окружающей средой, и могут выражаться в действиях, направленных на фактическое уменьшение существующей опасности и снижение ее угрозы. При этом Лазарус не отделяет «защитные» процессы от процессов «совладания» (coping processes), полагая, что «это те средства, при помощи которых личность осуществляет контроль над ситуациями, угрожающими, расстраивающими или доставляющими ей удовольствие».

Дискуссии по проблеме отношения копинг-поведения и психологической защиты продолжаются по настоящее время.

Разграничение механизмов защиты и совладания представляет собой значительную методическую и теоретическую трудность. Защита считается внутриличностным процессом, а совладание рассматривается как взаимодействие с окружающей средой. Некоторые авторы считают эти две теории абсолютно независимыми друг от друга, но в большинстве работ они рассматриваются, как взаимосвязанные. Предполагается, что желание личности всегда затрагивает оба механизма с целью преодоления конфликта. Следовательно, поведение совладания основывается на искажении отражения. Эти авторы, придерживаясь теории единства совладания и защиты, выяснили, что некоторые стратегии совладания и защитные механизмы позитивно взаимосвязаны: путем регрессии и невербального выражения боли достигается внимание и забота со стороны окружающих.

Среди отечественных исследователей понятия «механизмы психологической защиты» и «механизмы совладания» (копинг-поведение) рассматриваются как важнейшие формы адаптационных процессов и реагирования индивидом на стрессовые ситуации, дополняющие друг друга . Ослабление психического дискомфорта осуществляется в рамках неосознанной деятельности психики с помощью механизмов психологической защиты. Копинг-поведение используется как стратегия действий личности, направленной на устранение ситуации психологической угрозы.

Стратегии поведения, включающие в себя психологические защиты и совладание, являются различными вариантами процесса адаптации и подобно внутренней картине жизненного пути подразделяются на соматически, личностно и социально ориентированные, в зависимости от преимущественного участия в адаптационном процессе того или иного уровня жизнедеятельности . Использование системного подхода в сохранении здоровья предполагает учет психических и фактических воздействий среды, свойств личности, опосредствующих эти воздействия, биологических механизмов регуляции стресса, механизмов регуляции стресса, механизмов, обуславливающих нозологическую специфичность.

Таким образом, копинг-поведение - форма поведения, отражающая готовность индивида решать жизненные проблемы. Это поведение, направленное на приспособление к обстоятельствам и предполагающее сформированное умение использовать определенные средства для преодоления эмоционального стресса. При выборе активных действий повышается вероятность устранения воздействия стрессоров на личность. Особенности этого умения связаны с «Я-концепцией», локусом контроля, эмпатией, условиями среды. Совладающее поведение реализуется посредством применения различных копинг-стратегий на основе ресурсов личности и среды. Одним из самых важных ресурсов среды является социальная поддержка. К личностным ресурсам относятся адекватная «Я-концепция», позитивная самооценка, низкий нейротизм, интернальный локус контроля, оптимистическое мировоззрение, эмпатический потенциал, аффилиативная тенденция (способность к межличностным связям) и другие психологические конструкты.