На свободную тему

Особенности моделирования в период обучения грамоте. Методика обучения грамоте. Работа с новыми звуками и буквой

Обучение русскому языку в начальной школе

1. Методика обучения грамоте

Задание 1. Составьте библиографический список по проблеме «Актуальные вопросы методики обучения грамоте»

2. Бородкина Г.В. Учиться будет легче, если... // Начальная школа: плюс-минус. - 2002. - № 4.

3. Бугрименко Е.А., Цукерман Г.А. Чтение без принуждения. - М., 1993ю

4. Бунеев Р. Н., Бунеева Е. В. Что значит - учить читать // Начальная школа - 1998 - № 3.

5. Зайцев В.Н. Резервы обучения чтению. // Начальная школа. - 1990. - №8.

6. Игры по обучению грамоте и чтению. - М., 2005.

7. Козырева Л.М. Развитие речи. - Ярославль, 2002.

8. Кузнецова И.В. Опыт проведения интеллектуально-личностного марафона «Твои возможности» по Образовательной системе «Школа 2100» // Начальная школа плюс До и После. - 2006. - № 4.

9. Куревина О.А. Наш эксперимент - образованию // Начальная школа: плюс-минус. - 2002. - № 4.

10. Ладыженская Т.А. и др. Детская риторика. // Программы общеобразовательных учреждений. Начальные классы. - М, 1996.

11. Мельникова Е.Л. Проблемный диалог: вчера, сегодня, завтра // Начальная школа плюс До и После. - 2005. - № 6.

12. Наш опыт - студентам и учителям. // Начальная школа плюс До и После. - 2005. - № 4.

13. Пичугин С.С. Интеграция учебно-воспитательного процесса в начальных классах Образовательной системы «Школа 2100» // Начальная школа: плюс-минус. - 2002. - № 2.

14. Поливанова Н.И., Ермакова И.В., Ривина И.В. Психологические особенности организации взаимодействия учителя и учащихся на уроках по системе «Школа 2100» //Начальная школа плюс До и После. - 2002. - № 12.

15. Светловская Н.Н. Основы науки о читателе. - М., 1992.

16. Современные проблемы модернизации образования и Образовательная система «Школа 2100» // Начальная школа плюс До и После. - 2003.-№ 8.

18. Столовичева Е.Ф. Из опыта работы по безотметочному обучению. Интегрированные уроки из опыта работы учителей гимназии № 1, г. Усть-Илимск // Начальная школа плюс До и После. - 2003. - № 12.

19. Филиппова Л.А.. Сложный путь от традиционного обучения к проблемному (организация методической работы в начальных классах) // Начальная школа плюс До и После. - 2002. - № 8.

20. Шипулина И.А. Базовая модель урока, направленная на развитие творческих способностей учащихся. // Начальная школа плюс До и После. - 2002. - № 8.

Задание 2. С помощью соответствующих цитат из раздела «Методика обучения грамоте» (М.Р.Львов, В.Г.Горецкий, О.В.Сосновская) точно ответить на вопросы:

1. Назовите основной принцип, лежащий в основе чтения и письма и усваиваемый учениками в период обучения грамоте.

В период обучения грамоте ребенок начинает осваивать новые ситуации, отношения, виды деятельности, требующие от него выбора соответствующих этим новым обстоятельствам языковых средств.

По этой же причине задачи периода обучения грамоте не ограничиваются обучением детей чтению и письму, они ориентированы на успешную адаптацию каждого ребенка к новым условиям его жизнедеятельности, и на создание базы для дальнейшего продуктивного обучения родному языку.

2. В чем состоит проблема слогоделения.

Ядро программы обучения грамоте составляет начальное осознание детьми взаимосвязи между целевой, содержательной сторонами речи и формальными средствами ее выражения (грамматикой, знаками). Слово в этот период выступает как основная анализируемая единица речи на фоне предложения и текста. В ходе активного употребления языка ребенок сам открывает его правила, сам устанавливает объективно существующие взаимосвязи, осмысливая таким образом собственный дошкольный опыт пользования языковой системой.

3. Каковы основные моменты в изучении звуков?

При освоении детьми устной и письменной речи косвенный путь учения доминирует над прямыми путями. Основной способ усвоения - самостоятельная речевая деятельность ребенка в вариантных условиях и анализ соответствия речевых средств конкретной ситуации.

На дальнейших этапах обучения не столько увеличивается объем материала, сколько изменяется степень глубины, сложности и многоаспектности его анализа. Поэтому к содержанию программы по развитию речевой деятельности, обозначенному в период обучения грамоте, следует возвращаться и на последующих этапах в соответствии с возникшей речевой ситуацией. Техника чтения и письма формируется в основном в период обучения грамоте. Обучение чтению строится на принятом в русской методике аналитико-синтетическом звуко-буквенном методе. Он предполагает последовательное неразрывное озвучивание каждой буквы с учетом позиционных мен.

Порядок изучения букв ориентирован на осознание учениками позиционных мен звуков - основу способа чтения и письма. Вначале вводятся однозвучные гласные и сонорные согласные. В этот период дети на коротких, простых по составу словах осваивают способ чтения и письма, наблюдают букву "И" как показатель мягкости согласных. Затем изучаются все парные согласные по глухости - звонкости и, наконец, когда у детей появляется достаточный опыт фонетического анализа слов и их чтения, вводятся наиболее трудные случаи: двузвучные гласные буквы, непарные глухие согласные, мягкий и твердый знаки.

Постепенно, от этапа к этапу, нарастает длина слов, появляется стечение согласных, расхождение звукового и буквенного состава, расхождение количества звуков и количества букв. Такой подход к порядку изучения букв и постепенному усложнению слов позволяет детям самостоятельно открыть правила чтения; вывести правила написания звонких согласных и проверяемых безударных гласных в корне; осознать написание гласных после шипящих, отсутствие мягкого знака в сочетаниях букв Ч и Щ с другими согласными, кроме Л, и проч., т.е. вполне естественно войти в грамматическую систему языка.

4. Какие особенности механизма первоначального чтения необходимо учитывать при обучении грамоте?

Существенное расширение языкового материала является необходимым условием для организации активной мыслительной деятельности школьников, связанной с эмоциями, переживаниями, волевым напряжением, для освоения ими адекватных форм и средств общения, для ускоренного формирования навыков чтения и письма.

5. В чем состоит значение прочтения слов в «столбиках»?

Уже в букварный период, кроме традиционно центральной темы "Фонетика", ученикам предоставляется возможность широких грамматических наблюдений в области синтаксиса, морфологии и словообразования. Их основная цель в этот период - способствовать формированию навыков правильного чтения и правильного письма. К ее достижению приводят следующие линии работы:

Первичное осознание различения слов по смыслу, грамматическому и звуко-буквенному составу;

Начальное наблюдение детьми трех основных принципов русской орфографии: фонетического, морфемного, традиционного, или исторического.

В программе предусмотрено наблюдение сильных и слабых позиций звуков в слове, расхождения написания и произношения слов, вводятся понятия родственных слов и форм слов, понятие "корень", сравниваются слова с проверяемыми написаниями в корне (нора - норы, снег - снега) с написаниями непроверяемыми, традиционными (ча, ща, чу, щу, жи, ши, же, ше); наблюдение изменения грамматической структуры слов в предложении, в зависимости от цели высказывания, практическое ознакомление с основными признаками предложения и слова. Этой функции служит сравнение предложений, различающихся по цели высказывания и интонации, сравнение использования других средств, выражающих смысл предложения: форм слов, служебных слов, порядка слов, интонации.

6. Сформулируйте задачи чтения и разбора текстов в период обучения грамоте.

Задачи периода обучения грамоте:

Расширить кругозор детей на основе богатого содержания, отражающего мир природы, общества и человека;

Активизировать внутреннюю и внешнюю (устную, письменную) речь, представить речь и ее средства объектом осознания учениками; развить интеллектуальную и в целом познавательную активность, вызвать у ребенка положительное отношение к учению;

Развить психофизиологические функции, необходимые для продуктивного обучения чтению и письму и в целом русскому языку (слухового, зрительного анализаторов, речевых органов, мышц руки, пространственной, временной, количественной ориентации; фонематического слуха; систем: глаз-рука, ухо-рука; способности перекодировать; быстро просматривать и проговаривать последовательность каких-либо знаков).

Задание 3. Составьте тезисы статьи В.Н.Зайцева «Резервы обучения чтению»

Учебники и технология обучения должны сделать процесс обучения психологически комфортным, помочь ребёнку полностью реализовать себя. Нормативное чтение в начальной школе 1 класс - 25-30 слов в минуту (в конце второго полугодия);

2 класс - 40-50 слов в минуту (в конце второго полугодия);

3 класс - 65-75 слов в минуту (в конце второго полугодия);

4 класс - 85-95 слов в минуту (в конце второго полугодия). не обеспечивает успешной учёбы в среднем и старшем звене, необходим уровень оптимального чтения. Оптимальное чтение (по В. Н. Зайцеву) это чтение со скоростью разговорной речи, т. е. в темпе от 120 до 150 слов в минуту [Зайцев В. Н. Резервы обучения чтению. // Начальная школа - 1990 - № 8. - С. 42]. Именно к такой скорости приспособился за многие столетия артикуляционный аппарат человека, именно при этой скорости достигается лучшее понимание текста. В. Н. Зайцев предлагает свои резервы обучения чтению, которые хорошо известны и активно используются учителями. Это ежеурочные пятиминутки чтения, жужжащее чтение, зрительные диктанты, режим щадящего чтения, чтение в темпе скороговорки, самозамер скорости чтения.

Задание 4. Составьте аннотацию статьи Т.В.Лагутиной «От совершенствования техники чтения до свободного интеллектуального общения»

В журнале «Начальная школа» за 1994 год вышла статья Т.В.Лагутиной «От совершенствования техники чтения до свободного интеллектуального общения». Автор статьи рассматривает вопросы чтения. Сделать его более производительным, продуктивным - задача современного учителя. Вопрос беглого, осознанного и выразительного чтения всегда волновал педагогов начальных, и средних, и старших классов, так как чтение - один из важнейших и необходимых компонентов развития речи и условие дальнейшего успешного обучения. Навыки такого чтения закладываются в начальных классах.

Т.В.Лагутина говорит о том, что необходимо использовать в своей работе технологию обучения оптимальному чтению. Одним из главных ее достоинств является то, что она, помогая учащемуся преодолевать трудности с чтением и развитием речи, позволяет с помощью самозамеров и контрольных срезов диагностировать и индивидуально отслеживать развитие личности каждого ребенка. Комплекс технологических приемов помогает регулировать дыхание при чтении, развивать артикуляцию, речевой аппарат, внимание, волевые качества, расширять поле зрения, переключаться с одного вида деятельности на другой, повышать интеллект учащихся. Автор приходит к выводу, что частая смена видов деятельности на уроке - залог активизации познавательных интересов учащихся.

Задание 5. По теме «Использование разных видов фонетического разбора на уроках обучения грамоте» составьте тематический конспект 2 - 3 статей.

1. Фонетический разбор на уроках русского языка в начальной школе // Обучение по системе Л.В.Занкова. - М., 2003.

Обучая русскому языку в начальной школе по системе развивающего обучения Л. В. Занкова необходимо содействовать развитию мышления учащихся, пробуждать у них бережное отношение и любовь к родной речи, вызывать интерес к знаниям по русскому языку, развивать их языковое чутье, умение наблюдать факты речи, способность анализировать языковые явления. В решении этих задач огромное значение имеют разные виды разбора языкового материала, которые различаются по содержанию, объему и способу выполнения. В число видов разбора включается и фонетический разбор. С этим видом работы над словом учащиеся встречаются с первых дней обучения в школе. (Так понятие о звуках речи дается еще в добуквенный период).

Дидактический материал, предлагаемый для наблюдения за языковыми явлениями в учебниках А. В. Поляковой ("Русский язык " 1,2, 3 классы.), Н.В.Нечаевой ("Букварь") позволяет работать над фонетическим составом слова в течение всего курса русского языка в начальных классах. В зависимости от цели и задач урока разбор может быть устным или письменным, полным или частичным.

Особенности методики развивающего обучения позволяют при возможности двоякого толкования того или иного факта речи не добиваться его однозначной характеристики. Конкретные примеры, допускающие вариативность ответов при фонетическом разборе: постановка ударения, особенности произношения (литературное и разговорное, диалектные особенности) и др. Важно, чтобы ученики смогли аргументировано обосновать свое мнение, показать свое понимание языкового явления. Необходимо, чтобы ребята, зная порядок разбора, отмечали в ходе разбора почему они оценивают анализируемый факт так или иначе, тогда анализ будет содействовать развитию связной научной речи, развивать мышление.

Порядок фонетического разбора.

1 этап. Постановка ударения. Деление на слоги.

2 этап. Гласные звуки.

3 этап. Согласные звуки.

4 этап. Количество звуков и букв.

В начальной школе целесообразно применение частичного фонетического разбора, позволяющего акцентировать внимание учащихся на минимуме теоретических знаний, который служит базой для формирования прочных фонетических умений и навыков. Поэтапный фонетический разбор в начальной школе даст богатый материал для проведения полного фонетического разбора в дальнейшем (в среднем и старшем звене).

2. П.С. Жедек Русский язык в начальных классах. Теория и практика обучения. - М., С. 81 - 87.

Основные способы ведения фонетической работы - наблюдение над артикуляцией звуков, предъявление приема протяжного или усиленного произнесения звука, выполнение действия по образцу, фонетический опыт (эксперимент), моделирование, фонетическое конструирование. Названные приемы должны помогать привлечению внимания детей к звукам речи как к предмету анализа и развитию способности их слышать, т.е. выделять из общего потока и определять характер. В дальнейшем, на следующих уроках, различные виды заданий по звуковому анализу слов призваны помочь первоклассникам накопить фонетический опыт и отточить фонетические умения. В основе фонетической работы на всем протяжении обучения должны лежать собственные действия ученика со звучащим словом. Главная рекомендация учителя: «скажи и послушай слово». Приемы протяжного или усиленного произнесения звуков, фонетический эксперимент («попробуем...»), сопоставление звуков и т.п. -- это приемы, облегчающие обучение, помогающие маленькому школьнику обрести свой опыт.

Задание 6. Представьте описание 8 - 10 видов заданий, упражнений с букварной иллюстрацией.

1. Артикуляционная разминка.

На доске: Дед Данила делил дыню:

Дольку - Дине, Дольку - Диме,

1) чтение хором

2) чтение по рядам с нужной интонацией

Сколько раз встретилась буква Д, которая обозначает мягкий звук?

Сколько раз - твердый?

В каких словах букв больше, чем звуков?

2. Упражнения, вырабатывающие внимание к слову и его частям и являющиеся предпосылкой правильного чтения

а) Чтение трудных слов с доски с последующим объяснением значения этих слов, чтение слов наоборот:

ецнлос ансев цясем

б) Чтение наложенных друг на друга слов:

в) Чтение согласных по таблице. Учащиеся делают глубокий вдох и на выдохе читают 15 согласных одного ряда:

БТМПВЧФКНШЛЖЗЦС КВМСПЛБШГРДБЛСТ ПРЛГНТВСЧЦФБХНМ ВМРГКТБДЗЩЗБЧВН ФЩМЖДШХЧМКПБРВС ПТКЗРМВДГБФКЗРЧ

г) чтение по таблице - треугольнику.

Учащиеся смотрят только на точку и читают все слоги: ма; мо; му; мы; ми (или смотрят на цифру 1 и читают все слоги).

3. Ролевое чтение.

Любимый у учащихся вид чтения - ролевое чтение, вызывает массу чувств, эмоций. Весьма полезны и принимаемы детьми еще и такие виды чтения, как «игра в прятки» и «мнимое слово».

«Игра в прятки»: ведущий начинает читать не сначала, а где попало, называя только страницу, остальные должны найти и подстроиться под чтение ведущего. Дети очень радуются, когда первыми успевают найти абзац, который читает ведущий. «Мнимое слово»: учитель в ходе чтения произносит неправильно слово, дети прерывают чтение и прочитывают слово с исправлением. Этот вид чтения привлекателен тем, что они имеют возможность поправить самого учителя, что поднимает их собственный авторитет и придает уверенность в своих силах. Слабо читающему ученику больше помогает такой вид работы, как «чтение за диктором». Диктором может быть и учитель, и хорошо читающий ученик, можно использовать и грамзапись произведения.

Большую пользу приносит и хоровое чтение. Здесь уже на равных работают все учащиеся: как быстро читающие, так и читающие медленно.

Методика обогащения словаря первоклассников именами существительными в период обучения грамоте

Методика обучения письму глухих детей

2.1 Современный метод обучения грамоте в школе глухих (подготовительный класс) Задачей этого раздела является формирование у глухих учащихся первоначальных умений чтения и письма, то есть, по существу, речь идёт об овладении письменной речью...

К числу предпосылок, важных для овладения грамотой, относится осознание ребенком речевой действительности и ее элементов: звуков, слов. Осознание языковой действительности имеет большое значение для умственного становления личности в целом...

Подготовка дошкольников к обучению грамоте

Подготовка к обучению грамоте должна начинаться в старшей группе детского сада, так как у пятилетнего ребёнка особое «чутье» к языку. Он обладает чувствительностью и восприимчивостью к звуковой стороне речи...

Подготовка к обучению грамоте умственно отсталых детей

Изучению чтения и письма, подготовке детей к овладению грамотой посвящен ряд фундаментальных и разносторонних исследований. Анализируя данные вопросы с позиций разных наук...

Средства наглядности делятся на наглядность: зрительную, звуковую, зрительно-слуховую. Средства зрительной наглядности. Средства зрительной наглядности включают так называемые печатные средства (таблицы, демонстрационные карточки...

Применение средств наглядности на уроках обучения грамоте

Применение средств наглядности на уроках обучения грамоте

Анализ проведенного исследования показал следующее. По результатам наблюдения за детьми во время урока было выявлено следующее. Тема урока - «Разделительный Ъ»...

Применение средств наглядности на уроках обучения грамоте

речь обучение нарушение интеллект Современная методика и организация обучения грамоте комплексны: на материале букваря и системы средств обучения происходит нравственное и эстетическое воспитание и развитие учащихся...

Роль дидактической игры в период обучения грамоте

Учебно-познавательная деятельность является, как известно, ведущим видом деятельности младшего школьника. Основным условием, способствующим формированию активной познавательной позиции, является гуманистический, творческий, позитивный...

Роль дидактической игры в период обучения грамоте

В ходе исследования мы попытались применить теоретические знания на практике. Осуществили подбор дидактических игр в соответствии с возрастом учащихся, темами, изучаемыми в период обучения грамоте (звук-буква, гласные-согласные звуки, слог и т...

Важнейшей задачей современной системы образования становится формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Моделирование способствует формированию познавательных учебных действий, а также лучшему усвоению и пониманию полученной информации.

В период обучения грамоте, который является важнейшим этапом в развитии личности ребенка, закладываются основы знаний о родном языке, формируются главные речевые умения и навыки (чтение и письмо), складывается определенное отношение к русскому языку, родной речи и литературе.

Обучение грамоте осуществляется звуковым аналитико-синтетическим методом, состоит из двух взаимосвязанных процессов: обучения первоначальному чтению и обучению письму - и закрепляется работой по развитию речи на основных ее уровнях: звук (звуковая культура), слово (словарная работа), предложение, связное высказывание (текст).

В обучении грамоте выделяются три периода:

  1. подготовительный (добуквенный);
  2. букварный (основной);
  3. послебукварный.

Добукварный период обучения грамоте .

Задачи добуквенного периода - развитие фонематического слуха, умения вычленять звуки из слова, производить слого-звуковой и звуковой анализ слов; сравнивать звуки в похоже звучащих словах. На этом этапе обучения большую роль играет развитие устной речи, навыков слушания и говорения. На уроках вводятся понятия слово, предложение, гласные звуки, слоги, ударение.

В этот период начинается знакомство с моделированием, когда детям даются первые представления о речи (устной и письменной). Учащиеся знакомятся с членением речи на предложения, предложения на слова, слова на слоги с использованием графических схем. В этот период учащиеся учатся моделировать ситуацию общения (кто с кем общается, какие слова использует), использовать при этом определенные метки, рисунки и знаки.

С первых страниц Азбуки дети знакомятся с особенностями устной речи, учатся выделять из предложений отдельные слова, правильно согласовывать слова в предложении, создавать свои высказывания на основе иллюстраций, использовать рисунки и знаки- символы способ обозначения предметов и записи сообщения, моделировать предложения, обозначать отдельные слова в предложении.

Под руководством учителя дети рассматривают иллюстрации, выясняют основу сюжета, находят каждый персонаж и называют его, а затем составляют предложения, соотносят их с предложенными схемами.

Наглядно-образные модели общения, представленные в «Азбуке», дают детям элементарные представления о ситуации общения, партнерах (собеседниках) речевого общения, о целях. Например, задание такого вида: «Подумайте, кто мог сказать слово «привет» и кому?» позволяет формировать умение строить речевое высказывание в соответствии с коммуникативной задачей.

Моделирование предложений - это работа над построением предложений, развитием связной речи, а также один из способов пробуждения познавательной активности учеников на уроках обучения грамоте.

В период обучения грамоте для анализа используются предложения, состоящие из 2-4 слов. Дети учатся анализировать состав речи, что имеет большое значение для всей дальнейшей работы. На уроках мы не только подсчитываем слова в предложении, но и говорим о смысле, о содержании каждого из них, переходя от анализа отдельных слов к анализу целых предложений и всего рассказа.

Схемы используются с целью включения каждого ученика в активную деятельность, доведения материала по изученной теме до полного понимания. Учащиеся начинают моделировать предложение, ещё не умея писать. Хорошо каждому ученику иметь индивидуальный набор из полосок цветной бумаги для составления моделей предложения.

Так постепенно происходит психологическое слияние слова произнесённого и слова написанного, но написанного ещё без букв. Ребёнок учится считать слова в предложении не только на слух, но и по схеме, где каждая чёрточка обозначает слово. Интервалы между чёрточками указывают на небольшие остановки - паузы.

В дальнейшем можно использовать задания для развития анализа структуры предложения:

  • придумать предложение с определённым количеством слов по заданным схемам;
  • придумать предложение к заданной схеме с определенным словом;
  • определить место слова в предложении (какое по счету указанное слово);
  • поднять цифру, соответствующую количеству слов в предложении (2, 3, 4, 5);
  • увеличить количество слов в предложении;
  • определить границы предложения в тексте;
  • придумать предложение по сюжетной картинке и определить количество слов в нем;
  • составить предложение из слов, данных в беспорядке (например: грядке, на, огурцы, растут).

В процессе обучения грамоте учащиеся знакомятся с наглядно - образной моделью слова, со значением слов (как образ предмета, действия и свойства) и звучанием слов (последовательностью речевых звуков). Дети подбирают слова, называющие предмет на рисунке, называют один и тот же предмет разными словами - котик, кот (например, Букварь Л.Е. Журовой и А.О. Евдокимовой).

В процессе обучения дети учатся в ответ на слово учителя подбирать слова с противоположным или со сходным значением, дополнять предложение словами:

Первоначальное обучение чтению предполагает формирование умения читать слогами (а не по буквам), т.е. освоение плавного слогового, позиционного чтения доступных пониманию детей слов. В связи с этим ознакомление со слоговым строением слов занимает важное место в подготовке детей к обучению грамоте.

Очень важно научить ребёнка чтению по слогам с выделением ударного слога. Успешному формированию указанного способа чтения способствует подготовительная работа, которая начинается ещё до того, как дети приступят к собственно чтению, т. е. к переводу графической (буквенной) формы слова в звуковую.

Одним из направлений этой подготовительной работы является деление слов на слоги, проговаривание слов по слогам, их составление из отдельно названных слогов. Чтобы ученик правильно передавал на письме звуковую сторону слова, не пропуская и не переставляя в нем буквы, надо научить его делить слово на слоги, устанавливать место и последовательность в нем звуков. Для усвоения понятия «слог» можно использовать такие модели:

В период обучения грамоте в 1 классе учащиеся постепенно знакомятся с буквами. Узнают о том, что слог - это часть слова, в котором обязательно есть гласная буква.

Чтобы дети научились делить слово на слоги и определять количество слогов в слове, им надо выполнить следующий порядок действий:

  1. Под всеми гласными буквами поставить точки красным карандашом.
  2. Посчитать точки. Сколько точек - столько слогов. «Сколько в слове гласных - столько и слогов, это знает каждый из учеников» - это стишок, помогающим детям запомнить правило.
  3. Разделить слова на слоги. Главное правило - чтобы в каждом слоге обязательно была одна гласная буква.
  4. «Позвать» слово, будто оно потерялось в лесу: «ли-си-ца, кук-ла, де-воч-ка»
  5. Разделить слово на слоги вертикальной линией. «ли/си/ца, кук/ла, де/воч/ка»
  6. Ещё раз проверить: «В каждом слоге обязательно должна быть одна гласная, слогов должно быть столько, сколько гласных в слове»

Существует несколько приёмов, помогающих делить слова на слоги:

  • отхлопать, отстучать или прошагать слово по слогам;
  • сопровождать по слоговое произнесение слова движением руки справа налево и слева направо;

В разных букварях встречаются разные варианты деления слов на слоги. Так в Азбуке комплекта «Школа России» авторов В.Г.Горецкого, В.А. Кирюшкина, Л.А Виноградской и М.В.Бойкиной предлагается следующий вариант деления слова на слоги: сплошной вертикальной чертой отделяются друг от друга слоги-слияния СГ, согласные вне слогов СГ отделены пунктирной линией:

В Букваре Л.Е. Журовой и А.О. Евдокимовой используется другая модель деления слов на слоги- слоги обозначаются дугой под схемой слова.

В Азбуке, входящей в учебно-методический комплект «Перспектива» (авторы Л.Ф. Климанова И С.Г. Макеева) используется следующий вид моделей звукового состава слова и деления на слоги:

На данном этапе учителю необходимо познакомить детей с ударением и научить выделять ударный звук в любом слове. Именно с ударения начинается узнавание слова. Ударение - один из главных признаков слова как лексической единицы. Оно объединяет звуки в единое фонетическое слово, целостность которого зависит и от объединяющей силы ударного слова, и от свойств безударных частей. Общая ритмическая структура слова, которая определяется числом слогов и местом ударения в слове, а также звучание ударного слога играют в процессах восприятия речи важную роль: они являются одними из первых признаков, с которой начинается идентификация слова.

Ударение в русском языке выделяется с помощью трех фонетических средств:длительности ударного слова (в основном гласного звука, входящего в ударный слог), силы голоса (ударный слог произносится громче безударного) и качестваударного гласного (в ударном слоге гласный произносится со своим основным тембром, т.к. он произносится изолированно).

Умение выделять ударение в слове важно также для последующего усвоения языка в школе (например, правописание безударных гласных.̕

После того, как дети научились интонационно выделять в слове тот или иной звук, необходимо научиться определять количество звуков в слове и их последовательность.

Например, игра «Угадай - ка»:

Дети учатся определять количество звуков в слове, придумывать слова с заданным количеством звуков.

Ученику дается карточка с написанной на ней цифрой. Ученик, не показывая ее товарищам, придумывает слово с количеством звуков, соответствующим указанной цифре. Остальные должны угадать, какая цифра написана на карточке. Или ученик произносит слово и просит товарищей определить количество звуков.

Таким образом, в добуквенный период знакомству с языком как знаковой системой предшествует знакомство с простейшими знаковыми системами (дорожными знаками, знаками-символами и др.), что помогает детям лучше осознать заместительную функцию слова (слово называет предмет, а не является таковым). В этот период активно используется способ записи слов с помощью пиктограмм и схем, что значительно облегчает детям деление речи на смысловые части слова и предложения. Формируется способ моделирования - построение модели предложения и слова, модели слоговой структуры и звуковые модели слов.

Букварный период обучения грамоте.

Во время основного (букварного)этапа обучения грамоте учащиеся работают с материалом из второго раздела «Азбуки». Продолжается развитие фонематического слуха детей, формируется действие звукового анализа слов, умение обозначать звуки буквами. Учащиеся осваивают первоначальное чтение и письмо, закрепляют знания о слове и предложении, их структуре.

При обучении первоначальному чтению применяются разнообразные аналитико-синтетические упражнения, представленные в игровой наглядно-образной форме.

В обучение включен рисунок (пиктографическое письмо), занимательные ребусы - своеобразный способ графической фиксации слова.

Чтобы научить детей делать звукобуквенный анализ слов, необходимо сформировать у учащихся чёткое представление о гласных, согласных твёрдых и мягких звуках.

Гласные звуки получили своё название от слова «глас». Так раньше произносили слово «голос». Когда мы произносим гласные звуки, воздух свободно проходит через рот. Этим звукам ничто "не мешает" - ни зубы, ни губы, ни язык, и мы слышим только голос. Чтобы удостовериться в правильности своих выводов, дети "проверяют" все звуки, произнося их, и наблюдают, не мешает ли что-либо во рту их выговариванию.

В русском языке 6 гласных звуков [а], [о], [у], [ы], [и], [э]. В Букваре Л.Е. Журовой и Азбуке В.Г.Горецкого гласные звуки обозначаем красным квадратиком.

После согласных букв буквы е, ё, ю, я обозначают звуки [э], [о], [у], [а].

Одновременно дети знакомятся с гласными буквами, их 10: а, о, у, ы, и, э, е, ё, ю, я.

На начальном этапе предлагается выделить гласный звук из слога, например: ах, ус, ма, да, кра, аст, зол. Задания можно выполнять, используя разрезную азбуку или веер.

  • Поднять букву, соответствующую гласному звуку слога.
  • Придумать слог с соответствующей гласной
  • Определить место гласного звука в слоге и показать соответствующую букву.
  • Придумать слог, в котором гласный звук на первом, втором или третьем месте.

В Азбуке Л.Ф. Климановой и С.Г. Макеевой для обозначения гласного звука используется следующий символ: . Пустая красная бусинка показывает, что при произнесении гласного звука воздух свободно идет через рот, не встречая препятствий.

Знакомясь с согласными буквами, дети узнают, какими буквами они обозначены. При произношении согласных звуков струя воздуха встречает преграды на своем пути: язык, губы, зубы, принимают положение, необходимое для определённого звука. В работе со звуковыми моделями слов поможет таблица «Согласные звуки»

По звонкости - глухости: все согласные делятся на две группы:

Звонкие - [ б] [ в ] [ г ] [ д] [ з ] [ й ] [ л ] [ м ] [ н ] [ р ]

Глухие - [ п ] [ ф ] [ к ] [ т ] [ с ] [ х ] [ ц ] [ ч ] [ щ ]

В чём разница между глухим и звонким звуком?

При произношении звонкого звука голос участвует в его образовании, и слышим шум.При произношении глухого звука голос не участвует в его образовании, слышим шум. Можно использовать прием «приложить руку к горлу»: при произношении звонких звуков осуществляется вибрация («горло дрожит»), а при глухих звуках - этого не происходит.

Большинство согласных могут обозначать два звука: твёрдый и мягкий.

По твёрдости - мягкости:

Мягкие - [ б ̕] [ в ̕ ] [ г ̕ ] [ д ̕] [ з ̕ ] [ к ̕ ] [ л ̕ ] [ м ̕ ] [ н ̕ ] [ п ̕ ] [ р ̕ ] [ с ̕ ]

[ т ̕ ] [ ф ̕ ] [ х ̕ ]

Твёрдые - [ б ] [ в ] [ г ] [ д ] [ з ] [ к ] [ л ] [ м ] [ н ] [ п ] [ р ] [ с ] [ т ] [ ф ] [ х ]

Звуки [ й ̕] [ ч ̕ ] [ щ ̕ ] - всегда мягкие

Звуки [ ж] [ ц ] [ ш ] - всегда твёрдые

Для моделирования звуков надо научить детей выделять из слогов и слов твёрдые и мягкие согласные. Обучение в игровой форме вызывает у детей значительный интерес.

В традиционной программе (методика В.И. Горецкого) используются модели - слияния звуков. Они могут выглядеть так:С+Г- открытые слоги, Г+С - закрытые слоги

Рассмотрим звуковой разбор слова лиса:

  1. Читаю слово -лиса
  2. Делю его на слоги: ли - са, 2 гласных - 2 слога
  3. Первый слог - ли (с лог - слияние (С+Г) (звук [и] обозначает мягкость согласного)
  4. Второй слог - са (слог - слияние (С+Г) (звук [а] обозначает твердость согласного)
  5. Соберём модель слова

Звуковой анализ проводится с помощью звуковых схем на всем диапазоне звуков русского языка. Формирование звуков в схемах мотивированно - оно фиксирует артикуляционно-произносительные особенности звуков речи: кружок символизирует свободное прохождение воздуха при произнесении гласных, а перекладинка и волнистая черта в кружочке (бусинке) говорят о препятствиях, возникающих при произношении согласных. Наряду с этим применяется акрофонический способ записи слов: каждый звук обозначается рисунком. Такие модели слов при звуковом разборе используется в Азбуке УМК «Перспектива» Л.Ф. Климановой и С.Г. Макеевой:

Работая с моделями слов, дети делают вывод, как устроено слово, сравнивают слова по звучанию и значению.

Для успешного обучения необходимо многократное и разнообразное использованиемоделирования на разных этапах работы над понятиями, а также усвоение учащимися условной знаковой системы, осознание целесообразности её применения. Практически на каждом уроке первоклассники выполняют задания, которые требуют умения моделировать для решения познавательных и практических задач.

В процессе обучения дети учатся самостоятельно строить модели предложений, анализировать звуковой состав слова, отражая в модели характеристики звуков: гласный - согласный, гласный ударный - безударный, согласный твердый - мягкий, звонкий - глухой. Но поскольку все эти задания даются в разнообразной игровой форме, первоклассники выполняют их с удовольствием. Это делает процесс обучения интересным и увлекательным для детей, обеспечивая при этом и мягкую адаптацию к школьному обучению.

Послебукварный период обучения грамоте.

Основная задача этого периода- закрепить навыки осознанного чтения, обеспечит переход от послогового чтения к чтению словами. Кроме этого, формируется умение понимать тексты разного типа: научные и художественные. Сопоставление этих текстов позволяет детям вести самостоятельные наблюдения над языком художественных произведений, употреблением слов в художественных текстах.

Быстрейшему синтезу зрительного образа слова с его значением способствуют упражнения на развитие точного (дифференцированного) восприятия слова, расширение «поля» чтения, выполнение разнообразных логических, ассоциативных и лексико-грамматических упражнений

Тексты, представленные в наглядно-образной форме, помогают детям почувствовать ритм, мелодию и образность языка художественных произведений, реализуют эстетическую функцию языка.

Применение схем, моделей позволяет учащимся лучше представить учебный материал. Моделирование выступает как средство наглядного представления объектов и закономерностей изучаемого материала. Целенаправленная работа по обучению детей моделированию строится на протяжении всего периода обучения грамоте и является хорошим фундаментом дальнейшего обучения и необходимым элементом учебного действия. Сознательное введение в учебный процесс моделирования сближает его с процессом научного познания, подготавливает школьников к самостоятельному решению возникающих перед ним проблем, к самостоятельному добыванию знаний.

Особенности уроков обучения грамоте в классах с разной подготовкой

В I класс поступает много детей, уже читающих или хорошо подготовленных к овладению чтением. Поэтому каждому учителю необходимо прежде всего ознакомиться с составом своего класса: проверить, кто из детей читает и каким способом читает. Первоклассников, читающих по буквам, следует учить читать по слогам слова той трудности, которые они умеют читать по буквам. Учитель должен знать также характер недочетов речи и восприятия звуков речи у отдельных учащихся своего класса. Разный уровень подготовки учащихся требует дифференцированного подхода в обучении грамоте.

При фронтальной работе со всем классом слабо подготовленные дети отстают еще больше в своем развитии, сильные же неизбежно какую-то часть учебного времени скучают. В условиях обычного урока, без дифференцированного подхода, учитель невольно ориентируется на среднего ученика и даже на уровень ниже среднего. При этом работа со слабыми часто переносится на послеурочное время (создается перегрузка как раз тех учащихся, которые больше других нуждаются в отдыхе), а сильные испытывают не- достаток внимания учителя.

Дифференцированный подход частично снимает указанное противоречие, так как каждая группа учащихся получает задание по своим возможностям.

Для осуществления дифференцированного подхода класс делят на подгруппы, и общеклассная работа на уроке чередуется с групповой. Класс можно делить на 2 – 5 подгрупп, в каждую из которых входят учащиеся, готовые:

4) обучаться чтению быстрыми темпами (способные, но не умеющие читать);

5) обучаться медленными темпами.

Для каждой группы определяются свои задачи и своя методика обучения. Задачи первой и второй групп – совершенствовать умения на дополнительном материале путем самостоятельного чтения, постоянно включаясь в общеклассную работу, помогая слабым. Дети, входящие в третью группу, должны переучиваться. При этом необходима консультация для родителей, так как в классе эти ученики пытаются читать слогами, а дома – по буквам, что затрудняет процесс переучивания. Учащиеся четвертой и пятой групп обучаются по основной методике, но на материале различного объема.

Для более эффективной работы на уроке целесообразно посадить детей так, чтобы было удобнее быстро и четко распределять задания в соответствии с подготовкой учащихся.

Материал для обучения чтению нужно подбирать таким образом, чтобы он отвечал общей теме урока (странице учебника), но распределялся в соответствии с возможностями каждого ученика. Этот принцип подбора материала относится и к демонстрационным таблицам, и к раздаточному материалу, и к книгам для чтения (букварь, варианты букварных страниц). В урок необходимо включать перспективный материал, который доступен сильным учащимся, но содержит элементы, трудные для слабоподготовленных детей. Постоянное включение перспективного материала расширяет возможности чтения учащихся, способствует развитию навыка сознательного чтения, предупреждая механическое запоминание содержания страницы учебника.



Перспективный материал применяется на различных этапах урока:

1) слова разной трудности и структуры для звукового анализа и составления из букв разрезной азбуки;

2) слова и предметные картинки для словарно-логических упражнений;

3) слоговые таблицы для чтения, содержащие слоги с пока не изученными буквами;

4) слова и столбики слов для чтения повышенной трудности (за счет структуры слов или имеющихся в них неизученных букв);

5) тексты различной трудности и объема для чтения.

Организуя дифференцированное обучение, учитель должен планировать сочетание различных форм работы: фронтальную, групповую, индивидуальную.

Групповая форма организации обучения предполагает работу учителя с группой учащихся в то время, когда другая группа работает самостоятельно. Пришедшие в школу первоклассники не владеют навыками самостоятельной работы, поэтому с первых уроков особое внимание следует уделять формированию этих навыков. Это происходит поэтапно:

1) все учащиеся класса получают одинаковое задание для самостоятельной работы, при этом порядок его выполнения разъясняется учителем;

2) одна группа выполняет задание самостоятельно, а другой группе учитель объясняет порядок выполнения этого же задания;

3) разные группы получают различные задания для самостоятельной работы, учитель дает разъяснения лишь отдельным учащимся.

На каждом уроке дети получают задания для самостоятельной работы. Самостоятельные задания постепенно усложняются для всех групп. Начинающие получают все более сложные тексты, которые стали им доступны. хорошо читающие дети читают на уроке в значительно большем объеме за счет дополнительного материала.

Литература:

1. Львов М.Р., Горецкий В.Г., Сосновская О.В. Методика преподавания русского языка в начальных классах. М.: Академия, 2000. С.48-76.

2. Львов М.Р., Рамзаева Т.Г., Светловская Н.Н. Методика обучения русскому языку в начальных классах. М.: Просвещение, 1987. С. 56-63, 82-91.

3. Светловская Н.Н. Методика внеклассного чтения. М.: Просвещение, 1991. С. 73-101.

4. Светловская Н.Н., Джежелей О.В. Внеклассное чтение в 1 классе. М.: Просвещение, 1981.

5. Рамзаева Т.Г., Львов М.Р. Методика обучения русскому языку в начальных классах. М.: Просвещение, 1979. С. 79-89, 173.

4. Особенности уроков чтения, развивающих читательскую самостоятельность при работе с книгой

Работать с книгой ребенок учится с первого школьного дня на всех уроках. По букварю (азбуке) дети обучаются грамоте. Читая тексты учебных книг, овладевают умением понимать прочитанное. Параллельно с обучением грамоте на уроках чтения проводятся занятия по внеклассному чтению, развивающие читательскую самостоятельность при работе с книгой. Внеклассное чтение с первой учебной недели сразу же вводит первоклассников в большой мир литературы: знакомит с широким кругом доступных книг, приучает свободно ориентироваться в них и формирует опыт самостоятельного чтения.

Процесс формирования умений и навыков самостоятельной читательской деятельности организуется поэтапно:

I класс, 1-е полугодие – подготовительный этап;

I класс, 2-е полугодие – начальный этап;

II – III класс – основной этап.

Период обучения грамоте совпадает c подготовительным этапом формирования навыков читательской самостоятельности. Основной задачей занятий по внеклассному чтению в период обучения грамоте является пробуждение и формирование y школьников интереса к детским книгам.

Особенности занятий по внеклассному чтению в первом полугодии I класса (на подготовительном этапе):

1) стабильность структуры занятий;

2) определенное место и время занятий;

3) изучение на занятии только одной книги;

4) знакомство c книгой путем чтения c последующим рассматриванием книги.

Структура занятия по внеклассному чтению в период обучения грамоте следующая.

1. Беседа, предшествующая чтению вслух, позволяющая восстановить в памяти первоклассников или сформулировать y них реальные представления, составляющие основу ведущих художественных образов произведения, которое детям предстоит слушать (2-3 мин).

2. Выразительное чтение (и перечитывание) учителем избранного художественного произведения вслух (3-7 мин).

3. Коллективное воссоздание прослушанного, размышления o прослушанном (4-6 мин).

4. Рассматривание детской книги c целью отыcкать в ней указанное произведение (3-4 мин).

B целом занятие по внеклассному чтению на подготовителыном этапе рассчитано на 20-25 мин. Это время один раз в неделю выделяется на уроке чтения. Занятие по внеклассному чтению всегда завершает урок обучения грамоте, что дает возможность закрепить возникшие y детей эмоции в свободном общении друг c другом и c книгой.

Особенности структуры занятия по внеклассному чтению на подготовительном этапе определяются основной зaдачей. Пробудить и сформировать интерес к книгам можно только в том случае, если кaждый ребенок привыкнет в процессе занятий самостоятельно думать нaд книгой, еще не умея прочесть текст помещенных в ней произведений.

Поскольку дети еще не умеют читать, занятие начинается c того, что, объяснив цель занятия, учитель читает вслух небольшое художественное произведение (сказку, загaдку, рассказ, стихотворение), а дети учатся слушать и представлять прочитанное. Затем, проверив, как дети поняли и запомнили прослушанное произведение, учитель показывает им книгу, в которой произведение помещено. С этого момента и начинается приобщение учащихся к самостоятельной читательской деятельности, которая в данном случае выражается в способности думать над книгой, воспринимая ее в единстве формы и содержания.

Учащиеся осваивают простейшую связь между содержанием книги и ее внешними приметами, которая выражается через иллюстрации, заглавие книги и фамилию автора.

Рассматривание иллюстраций под руководством учителя дает возможность учащимся размышлять о прочитанном, опираясь на зрительные образы, проверяя с их помощью свои представления, полученные при слушании текста. В процессе сопоставления текста и иллюстраций дети легко запоминают прочитанные произведения и книги в единстве формы и содержания, заинтересовываются содержанием книг, охотно рассматривают их в свободное время, пробуют читать. Следовательно, рекомендация, которой завершается любое занятие в первом полугодии, – продолжить деятельность с книгой (рассматривание книги, воспроизведение текста по иллюстрациям и т.п.) во внеурочное время – вполне естественна и закономерна. При этом книга, которую читали и рассматривали на занятии, выставляется учителем в «Уголке чтения».

Структура занятия, пока его цель неизменна, должна быть стабильной, так как она систематизирует и направляет учебный процесс, обеспечивая взаимодействие учителя и учащихся.

Если дети не услышат произведения в чтении учителя и учитель не проверит, как они усвоили содержание прочитанного, он не может дать им задание, требующее осознания связи содержания книги с ее внешними приметами. А если такое задание не будет поставлено и выполнено детьми, состоится ли обучение? Конечно, нет. Более того, если процесс обучения прекратится со звонком и у детей не останется желания продолжить деятельность с книгой в свободное время, можно ли рассчитывать на закрепление умений, на приобретение навыков читательской самостоятельности при наличии одной встречи с книгой в неделю? Конечно, нет. А ведь без таких умений и навыков ни один человек (тем более ребенок) не сможет ориентироваться в книгах, которые его окружают, не выделит для себя круга книг – знакомых, интересных, особенно значимых, не сумеет определить и выработать в конце концов собственных читательских интересов. Следовательно, вывод может быть только один: менять структуру занятия по внеклассному чтению, переставлять его компоненты без ущерба для процесса обучения в первом полугодии нельзя.

Книги во внеклассном чтении – это учебный материал. Основные требования к книгам для чтения-рассматривания на занятиях в первом полугодии следующие.

1. Книги должны быть разнообразны по тематике, жанру, эмоциональной направленности, чтобы нравственный опыт учащихся путем чтения расширялся разносторонне и относительно равномерно и чтобы к концу этапа обучения дети представляли доступный круг чтения в полном объеме: о Родине, о подвигах, о детях, о животных и растениях, сказки, стихи.

2. Следует выбирать книги объемом от 8 до 30 страниц, желательно большого формата.

3. Это может быть книга, содержащая одно произведение одного автора (книга-произведение) или несколько произведений одного автора (авторский сборник), реже – сборник произведений ряда авторов (при условии, что их фамилии даны под произведениями, а не на обложке) или сборник народных сказок.

4. Оформление обложки должно быть типовое, т.е. все основные надписи (фамилия автора и заглавие) расположены на привычных местах, выполнены легко читаемым шрифтом; смысл заглавия соответствует содержанию иллюстрации на обложке.

5. Произведения для чтения вслух нужно выбирать художественные, относительно новые, но доступные первоклассникам по содержанию; объем текста – одна-две печатные страницы. Самому учителю эти произведения должны безусловно нравиться.

Знакомя первоклассников с детской книгой, надо соблюдать определенные правила.

1. Читать избранное произведение вслух следует просто, спокойно, приближаясь по интонации к естественному рассказыванию. Учитель должен легко ориентироваться в тексте произведения и в книге; повторы, песенки, присказки знать наизусть. Ходить по классу во время чтения нельзя.

2. В процессе чтения вслух иллюстрации учащимся не показываются, обложка также специально не демонстрируется.

3. При коллективном рассматривании книги после прочтения учитель держит ее на уровне груди. Сам стоит на одном месте, лучше всего в центре, у доски. При каждой возможности он привлекает детей к прочитыванию надписей (отдельных слов, слогов, словосочетаний). Надписи, которые прочитываются (им или детьми), сразу же показываются в книге (на обложке или в тексте). Любой ответ с места, если он непосредственно связан с книгой, завершается тем, что ребенок по вызову учителя выходит к доске и показывает в книге ту деталь (в иллюстрации, в тексте), на которую ссылается.

Начинающего читателя-первоклассника надо приучать рассматривать книгу с обложки. Прежде всего на первой странице обложки выделяются ведущие надписи (фамилия автора, заглавие) и иллюстрации. Надписи прочитываются. Осознается их смысл (возбуждаются все возможные ассоциации, например: знаком автор или нет; если знаком, какие его книги дети помнят, и т.п.). Рассматривается иллюстрация. Содержание надписи и иллюстрации сопоставляется, ассоциации расширяются и уточняются, предположительно решается вопрос, может ли быть в этой книге знакомое или нужное произведение. Для подтверждения предположения книга перелистывается и рассматривается постранично. На страницах выделяются иллюстрации и крупные надписи, если они есть. Устанавливается, одно в этой книге произведение или несколько. Отыскивается произведение знакомое, нужное. Иллюстрации к этому произведению рассматриваются детально.

Эффективность занятия по внеклассному чтению, как и любого другого занятия, определяется по результатам усвоения детьми предусмотренного программой комплекса знаний, умений и навыков.

К 4-й неделе обучения (конец сентября) учащиеся начинают проявлять интерес к детским книгам, которые учитель приносит в класс: они самостоятельно и охотно обращаются к этим книгам, листают их и рассматривают в свободное время – группами и в одиночку.

К концу первой – началу второй четверти они узнают одно и то же произведение в разных изданиях.

К 12-й неделе могут выделить из группы книг книги, написанные одним автором.

К 14 – 15-й неделе осознают понятие «название книги» (фамилия автора и заглавие). Учащиеся могут определить на слух, правильно ли отвечающий ученик называет книгу, и даже установить, какой части в названии книги недостает.

Чтобы достичь этих результатов, к каждому занятию по внеклассному чтению надо предъявлять следующие требования.

1. Книги для чтения-рассматривания должны быть отобраны в строгом соответствии с данными выше рекомендациями.

2. Должна быть организована активная учебная деятельность школьников по изучению детских книг, т.е. детей нужно учить думать над книгой, осознанно ориентироваться в ней, привлекая при этом все имеющиеся у них знания по работе с книгой.

3. Необходимо следить за тем, запомнили ли дети новую книгу и прослушанное произведение, заинтересовались ли им.

Описание работы : Данный материал будет полезен учителям начальных классов, родителям и всем тем, кто обучает детей чтению.

Русский (родной) язык как учебный предмет является ведущим, так как от его усвоения во многом зависит успешность всего школьного обучения. К одному из основных разделов изучения языка относится «Обучение грамоте», которое осуществляется в течение всего I класса. В этот период учащиеся овладевают звуковым анализом, первоначальными навыками чтения и письма. К концу года они должны научиться читать по слогам короткие, доступные их пониманию букварные тексты, списывать и писать под диктовку после анализа слова, написание которых не расходится с произношением, списывать после разбора короткие предложения. Умст-венно отсталые первоклассники должны выучить наи-зусть с голоса учителя и уметь читать короткие стихотворения или четверостишия.

Много интересного применяю на уроках обучения грамоте. На каждую букву, звук имеются карточки с изображением предметов и показы письменных и печатных образцов букв. / Смотрите фотографию/

Разрезную азбуку на магнитах применяю как игру « На рыбалке». Ученик удочкой вытаскивает рыбку-букву и называет ее и слова с этой буквой, а на доске вспоминает письменный образ этой буквы.

Сигналы с разноцветными кружочками (красным и синим) позволяют устанавливать обратную связь и отрабатывать умение различать гласные и согласные звуки и буквы.

Очень нравится детям «Чтение с секретом». Показываю указкой различные слоги, дети самостоятельно читают и по секрету на ушко говорят учителю слово

Ро-ди-на мо-ло-ко ма-ма

Игра в «Магазин». На столе игрушки. Купить игрушку, в названии которой 2 слога, 3 слога, 1 слог. Сделать шаги - проверить количество слогов. Игрушки садятся за парты и читают вместе с детьми. Игровые моменты повышают интерес к чтению.

Учить детей различать предложения в тексте, делать остановки на точках помогает паровозик. До точки едет Алеша - паровозик свистит - остановка. Дети усваивают, что на точке надо остановиться. Работа над пунктуацией и выразитель- ностью чтения.

Главным учебным предметом в начальной школе считаю чтение и развитие речи.

Чтение - это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя

Навык чтения - это то, чему учат и одновременно то, посредством чего ученик сам учится. Процесс овладения чтением является очень сложным. Вовлекаются все волевые качества - восприятие, внимание, воображение, память. У детей нашей школы заниженный уровень познавательной активности, поэтому научить их читать очень трудно.

Чтение, книга - это мощное средство образования, воспитания и развития: умственного, эстетического, интеллектуального и чувственного, средство развития всех способностей. Много внимания уделяю теме «Формирование интереса учащихся к чтению книг». Творческое и ответственное отношение к своему делу дают положительные результаты. В пятый класс ученики идут хорошо подготовленными. Все отлично читают, умеют работать с книгой, с текстом, отвечать на поставленные вопросы, пересказывать, выражать свое отношение к героям рассказа.

Чтение - вот лучшее учение. Это главное учение человека в жизни, без которого он не может постичь окружающий мир. Этому умению учит учитель начальной школы. Передо мной всегда стоит вопрос: Что придумать, чтобы урок чтения стал любимым? Как учить, чтобы дети полюбили книгу? Ведь книга, прочитанная в детстве, остается в памяти на всю жизнь и влияет на последующее развитие. Помню слова Константина Дмитриевича Ушинского «Все, что усваивается человеком впоследствии, никогда не имеет той глубины, какой отличается все усвоенное в детские годы». Учить детей читать - дело непростое. Надо не только научить читать буквы, а научить читать мысли, задумываться над каждым написанным словом - чему оно нас учит. На уроках обучения грамоте буквы для нас становятся живыми. Мы здороваемся с каждой изученной буквой, вспоминаем, как она звучит. В каких словах живет. «С»- Сережина, «М» - мамина, «К» - Клавина. Как писал Константин Георгиевич Паустовский: « Слова, то шелестят, как трава, то бормочут, как родники, то пересвистываются, как птицы, то позванивают, как первый лед».

Хороший прием - выделять изучаемую букву в тексте, подчеркнуть карандашом. (Использую старые журналы или книжки - малышки). На полях карандашом пишу большую и маленькую буквы. Внимательно вести пальчиком по строчкам и подчеркивать изучаемую букву. Кстати, следить нужно с помощью пальчика, так как рецепторы кончика пальца возбуждают головной мозг, что очень важно для учеников с умственной отсталостью. Это упражнение помогает запомнить графический образ буквы и приучает к самому процессу чтения - «читать» по строчкам, развивает внимание не пропустить ни одной буквы.

Способы чтения, которые очень нравятся детям.

Совместное чтение с учителем

Хоровое чтение с выделением гласной

Индивидуальное чтение (обязательное)

«Эхо» - 1 читает, все повторяют

Большую помощь в формировании навыка выразительного чтения оказывают небольшие по объему произведения, написанные в форме диалога (и фольклорные, и авторские) Имеется в классе «Волшебный сундучок» с карточками для обучения чтению по ролям. Например:

Здравствуй, кумушка, хлеб да соль...

Дай мне рыбки.

Налови сам, да ешь.

Да, я не умею.

Эка, ведь я же наловила. (Лиса и волк)

Работа над интонацией, силой, эмоциональной окраской голоса удачно проходит в элементах «драматизации», разыгрываем небольшие сказки. Для поддержки интереса к чтению и книге сотрудничаю с библиотеками. Знакомлю детей со школьным библиотекарем, провожу экскурсии в библиотеку и приглашаю на интересные беседы к себе на урок. Ходим часто и в сельскую библиотеку. Совместно с работниками библиотеки проводим утренники, посвященные юбилеям детских писателей /Смотрите фотографии/

1. Покажите ребенку, как вы читаете. Для этого берите красивую книгу с крупными буквами, садитесь с ребенком и читаете интересный стих (сказку). При этом водите пальчиком ребенка по прочитанным словам.

2. Со временем появятся тексты, которые дети знают наизусть. Ребенок с удовольствием «читает» этот текст, а вы помогаете ему показать прочитанное слово.

3. Такая работа не мешает параллельно учить алфавит, наоборот, алфавит запоминается весь, в комплексе.

4. У ребенка складывается пример скорости чтения, желание читать полными словами.

5. Обязательно следует возвращаться к прочитанному.

6. При отработке навыка чтения необходима помощь взрослого, похвала, радость успеха.

«Гусеница» строится и растет из кружочков, в которых записаны прочитанные ребенком стихотворения, рассказы, сказки. Чтобы убедиться, что ученик действительно прочитал текст, можно попросить пересказать прочитанное. Кружочки «Гусеницы» соединяем друг с другом с помощью скотча. Детям нравится сравнивать длину «Гусеницы».

Урокам обучения грамоте уделяю особое значение, так как они являются фундаментом всего дальнейшего обучения.

Данное пособие по методике обучения грамоте содержит учебнометодические материалы, предназначенные для педагогических учебных заведений, готовящих учителей начальных классов.
Оно включает теоретические лекции по всем вопросам методики обучения грамоте, планы для проведения практических и лабораторных занятий, перечень вопросов и заданий к каждой теме для самостоятельного контроля, дидактические материалы с подробными планами-конспектами уроков обучения грамоте по вариативным курсам обучения грамоте, помогающие студентам связать теорию с практикой, а также справочный материал.

Научные основы методики обучения грамоте.
Методика преподавания русского языка как самостоятельная наука сформировалась к середине XIX века. Ее начало связано с выходом книги Ф.И. Буслаева «О преподавании отечественного языка» (1844 г.). Многие идеи этой книги не устарели до сегодняшнего дня: автор рекомендовал изучать родной язык в школе на основе лучших образцов литературы, активизировать мыслительную деятельность учащихся.

В 50-70 г.г. прошлого века большое внимание уделялось развитию народной начальной школы, поэтому вопросы обучения грамоте, формирования элементарных навыков чтения и письма находились в центре внимания многих замечательных педагогов того времени. Большой популярностью пользовалась «Азбука» Л.Н. Толстого (1872 г.), широко публиковались его статьи, «Дневники Яснополянской школы». Однако подлинным основателем начального обучения русскому языку явился К.Д. Ушинский, который обосновал ее теоретически и написал учебники для школы: «Родное слово» для 1,2 и 3 годов обучения, «Детский мир» и пособия для учителей «О первоначальном преподавании русского языка», «Руководство к преподаванию по «Родному слову».

Содержание
Введение
Лекционные занятии по разделу «Методика обучения грамоте»:
Тема 1. Введение в методику обучения русскому языку
Тема 2. Современная организационно-методическая система обучения грамоте
Тема 3. Организация работы на уроках обучения чтению и письму..
Тема 4. Методика изучения звуковой стороны языка
Тема 5. Формирование первоначального навыка чтения в период обучения грамоте
Тема 6. Методика первоначального обучения письму
Тема 7. Развитие речи учащихся в период обучения грамоте
Тема 8. Особенности обучения грамоте по программе «Начальная школа XXI века» (н. рук. профессор Н.Ф. Виноградова)
Практические занятия по разделу «Методика обучения грамоте»
Приложение:
Дидактический материал №1
Дидактический материал №2
Дидактический материал №3
Дидактический материал №4
Вопросы к зачету по разделу «Методика обучения грамоте»
Промежуточное тестирование студентов по разделу «Методика обучения грамоте».

Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Обучение грамоте в начальных классах, Рождественская Р.Л., 2007 - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

Скачать pdf
Ниже можно купить эту книгу по лучшей цене со скидкой с доставкой по всей России.